Реферат по предмету "Государство и право"


Развитие права в СССР 30-х годов

ВВЕДЕНИЕ
Основныетенденции развития советского права 30-х годов заключались в следующем.Во-первых, в качестве источников права утвердились нормативные акты, то естьзаконы и подзаконные акты. Однако в силу закрепления в конституционном порядкеруководящего положения правящей партии не только совместные постановления ЦКВКП (б) и СНК СССР, являвшиеся формально подзаконными актами, рассматривалиськак источники права, но и постановления ЦК ВКП (б), хотя формально это былиакты общественно-политической организации, имели общеобязательную силу для всехгосударственным органов и учреждений и общественных организаций. Все иныеисточники права, еще применявшиеся в 20-е годы, потеряли свое значение и большене использовались.
Во-вторых,существенно возросла роль общесоюзных актов и соответственно сокращалось полеприменения законодательства субъектов федерации. Это было связано прежде всегос предельной централизацией и бюрократизацией всего партийно-государственногоуправленческого аппарата, концентрацией власти в руках узкой группы лиц — Политбюро ЦК ВКП (б), а затем одного Сталина.
В-третьих,существенные изменения происходили в системе права, а именно формировалисьновые отрасли права. Утверждение колхозного строя в сельском хозяйстве повлеклоза собой формирование такой отрасли права, как колхозное право. Юридическойбазой его формирования послужили закрепление в Конституции 1936 годакооперативно-колхозной собственности как особого вида обобществленнойсобственности и утвержденный в 1935 году Примерный устав колхоза. Началосьформирование и такой отрасли права, как хозяйственное право.
В-четвертых,хотя формально Конституция СССР 1936 года подчеркивала роль закона какосновного источника права и Верховного Совета СССР, и верховных советовсубъектов федерации как органов законодательной власти, в действительностиусиливалась и расширялась практика нормотворчества управленческого аппарата.Утвердилась практика, когда при расхождении закона и ведомственногонормативного акта в реальной жизни приоритет отдавался ведомственному акту.[1]

§ 1. Развитиегосударственного аппарата в конце 20-х — начале 30-х гг.
С конца20-х гг. начинается новый этап развития политической системы советскогообщества, когда демократические институты государственного управления начинаютподменяться командно-административной системой управления. Ее возникновениеобусловлено рядом причин: неверными решениями при выработке путей развитияэкономики; острейшей внутриполитической борьбой, в которой большинство пошло затеми, за кем была сила; узурпацией власти сначала узким кругом партийныхверхов, а затем одним человеком.
В этотпериод все больше начинают применяться внеэкономические методы управления.Сторонники сталинского курса полагали, что политическая система диктатурыпролетариата открывает возможность для преодоления отсталости. Стратегияускоренного индустриального развития открыто требовала от народа «серьезных жертв»и призывала сознательно пойти на них, а там, где это было недостаточно,«репрессии», говорил Сталин, «являются необходимым элементом наступления».
Наиболеехарактерной чертой административно-командной системы управления являетсявыдвижение на первый план роли государственного аппарата, его увеличение исращивание с партийным аппаратом. В конце 20-х — начале 30-х гг. происходитстремительный рост управленческого аппарата прежде всего в области управлениянародным хозяйством, что постепенно сводило на нет Советы как органы власти.Рост численности государственного аппарата был колоссальный. Разукрупнениенаркоматов преследовало цель превратить их из отраслевых центров вподотраслевые узкоспециальные ведомства, которые легче было контролировать.Этот процесс шел одновременно с другим, не менее тяжелым процессом«перетряхивания» государственного аппарата. В 1929 г. начинается «чистка» государственного аппарата, в результате которой 10% служащих былиуволены. Рост исполнительного аппарата шел неуклонно, и все попытки остановитьего (путем сокращения) были безрезультатны. Административно-командная системапородила такое явление, как сращивание партийного и советского аппарата. Такимобразом, сложившаяся к середине 30-х гг. административно-командная системауправления балансировала между бюрократическим государственным аппаратом итрудящимися массами, между чрезвычайными мерами и народным энтузиазмом. Системадиктатуры пролетариата постепенно и последовательно перерастала (перерождалась)в режим диктатуры и (или) тоталитарный режим, т. е. такую форму общества, вкотором утверждается полный (тотальный) государственный контроль над всемисферами жизни общества: ликвидируются конституционные права и свободы, главнымсредством государственной политики становятся репрессии.
К концу30-х гг. административная система приобретает устойчивость, которая позволилаей прочно удерживать свои позиции вплоть до 80-х гг.
Усложнениеруководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и ихразмеров вызвало необходимость реорганизации управления этой отраслью народногохозяйства. До сих пор руководство осуществлял ВСНХ, теперь он не справлялся сосвоей задачей. Поэтому в 1932 г. он был реорганизован: разделен на триНаркомата — тяжелой, легкой и лесной промышленности. В дальнейшем былиразукрупнены и эти наркоматы (цель уже отмечалась). Далее из Наркомата путейсообщения в 1931 г. выделился Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркоматснабжения. В декабре 1929 г. был создан Наркомзем СССР, объединивший сначалауправление совхозами, МТС и колхозами. Но в 1932 г. был образован самостоятельный общесоюзный Наркомат зерновых и животноводческих совхозов.Таким образом, складывается отраслевой принцип управления хозяйством.
Важнаяреформа проведена в области регулирования трудовых отношений. В 1933г.упразднен Наркомат труда, а его аппарат слился с аппаратом ВЦСПС, т. е. все егофункции перешли к профсоюзам.
Перестройка органовуправления народным хозяйством повлекла за собой и реорганизацию профсоюзов.Они также разукрупнялись: в сентябре 1934 г. вместо 47 уже было 154 отраслевых профсоюза — ликвидировано среднее звено: краевые, областные комитеты.
Усилившаясяк середине 30-х гг. военная опасность требовала повышения боеготовности КраснойАрмии. В связи с изменившейся обстановкой в мире и необходимостью созданиясовременной армии была проведена реформа Вооруженных Сил.
Суть еезаключалась в следующем:
1. Техническоеперевооружение (модернизация старого оружия);
2. Строительствоновых укреплений;
3. СтроительствоВМФ;
4. Подготовкакадров.
Организационныеосновы Красной Армии были закреплены в новом Законе «Об обязательной военнойслужбе».
В начале 30-х гг. происходитперестройка органов правопорядка — Суда, Прокуратуры, Милиции, Государственнойбезопасности.
Принципыорганизации и деятельности судебных органов определялись «Основамисудопроизводства СССР и союзных республик» (1924 г.), Положением о судоустройстве РСФСР (1926 г.) и Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10 октября 1930 г. «О реорганизации местных органов юстиции в связи с ликвидацией округов», в соответствии скоторым были внесены некоторые изменения в порядок работы этих органов. Так, всоответствии с проведением районирования были созданы районные суды, в городах— городские районные суды, избираемые исполкомами сроком на 1 год. Судьи немогли быть досрочно отозваны без ведома областного суда. Областной суддействовал в составе Президиума, уголовного и гражданского отделов, судебных икассационных отделений. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК РСФСР от 10октября 1930 г. «Об установлении типовой структуры аппарата краевой (областной)прокуратуры и суда» в его составе были учреждены коллегии по гражданским иуголовным делам, а также создан объединенный организационно-инструкторскийсектор. В связи с укреплением территориальных судебных органов ликвидированынекоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов потрудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общимсудебным органам. В1930-34 гг. были созданы железнодорожные линейные иводно-транспортные суды и соответственно — органы прокуратуры.
Кассационнойинстанцией для народных судов явились областные суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов 1-й инстанции. В связи с ликвидациейсудебных коллегий ОГПУ и передачей их дел общим судам в областных (краевых)судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) длярассмотрения таких дел. С упразднением окружных органов власти и управлениябыли упразднены окружные суды. Устанавливалась трехзвенная система — народный суд,областной суд, Верховный суд союзной республики.
В июне 1933 г. реорганизована Прокуратура СССР, утверждено Положение о Прокуратуре СССР. На нее возлагались:надзор за соответствием постановлений и распоряжений ведомств СССР и союзныхреспублик и местных органов власти Конституции СССР и всему союзномузаконодательству; возбуждение уголовного преследования и поддержка обвинения вовсех судебных инстанциях; надзор за законностью и правильностью действий ОГПУ,милиции и ИТУ; а также общее руководство деятельностью прокуратуры в союзныхреспубликах. Органы прокуратуры и следствия были выделены из системы НКЮсоюзных и автономных республик и переданы в непосредственное подчинениеПрокуратуры СССР.
Логическимзавершением мероприятий по учреждению командно-административной системы явилосьучреждение 10 июля 1934 г. НКВД СССР. В его составе были образованы: Главноеуправление государственной безопасности, Главное управление милиции, Главноеуправление пограничной и внутренней охраны, Главное управлениеисправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ), Отдел актовгражданского состояния и административно-хозяйственное Управление, а такжеГлавное управление пожарной охраны. В РСФСР введен институт уполномоченных НКВДСССР.
Именно вэти годы в области уголовного и уголовно-процессуального законодательствапроизошли серьезные деформации, ужесточившие наказание и полностью разрушившиегарантии прав личности в уголовном судопроизводстве. Как уже отмечалось, помере того как во второй половине 20-х гг. стали брать вверх командно-приказныеметоды управления, все отчетливее обозначился отход от прежней уголовнойполитики, а затем и полный отказ от нее. Ставка на репрессии в ходе мирногостроительства возобладала уже в конце 20-х гг. при применении чрезвычайных мерво время хлебозаготовительной кампании. Эта ставка на репрессии еще болееусилилась и стала доминирующей в первой половине 30-х гг.[2]
§ 2. Правов первой половине 30-х годов
1) Уголовное право иуголовный процесс
Общаятенденция развития государства и права — усиление централизации — отразилась ина развитии уголовного права. Возрастает роль общесоюзного законодательства. В1926-1929 гг. уголовно-правовые нормы создавались в большей мере союзнымиреспубликами, и до 1930 г. было принято всего 48 общесоюзных актов, относящихсяк уголовному праву. Начиная с 1930 г. на первый план выступает уголовноезаконодательство Союза ССР.
В связис этим, прежде всего, назовем Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1932 г. «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укрепленииобщественной (социалистической) собственности», вошедшее в историю уголовногозаконодательства как закон от 7 августа 1932 г. Он был принят по инициативе Сталина. Постановление резко усилило наказание за хищение социалистическойсобственности, не разграничивая мелкие и крупные хищения. Этот закон независимоот характера и значимости похищенного имущества в виде наказания устанавливалрасстрел с конфискацией имущества. Лишь при наличии смягчающих винуобстоятельств суд имел право назначить виновному наказание в виде лишениясвободы на срок не менее 10 лет.
Вслед зазаконом от 7 августа 1932 г. были приняты другие законодательные акты,направленные на ужесточение репрессий и разрушение гарантий прав личности вуголовном судопроизводстве.
Следующимдокументом было принятое ЦИК и СНК СССР Постановление «О борьбе соспекуляцией», согласно которому за спекуляцию продуктов сельского хозяйства ипромтоварами назначалось лишение свободы от 5 до 10 лет без примененияамнистии. В нем так же, как и в первом законе, отсутствовали разграничениямежду мелкими, средними и крупными делами. Это порождало применениенесправедливых репрессий. В Мордовии, например, в 1933 г. привлекали к уголовной ответственности 388 человек, в 1934 г. — 446. 8 декабря 1933 г. принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «Об ответственности за выпускнедоброкачественной продукции», в котором выпуск таковой объявлялся тяжкимпреступлением. Руководство и административно-технический состав наказывались насрок не менее 5 лет.
Закон от8 июля 1934 г. «О дополнении положения о государственных преступлениях статьямиоб измене Родины» устанавливал, что в случае побега или перелета за границувоеннослужащего совершеннолетние члены его семьи, совместно с ним проживавшиеили находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления, подлежалилишению избирательных прав и ссылке в отдаленные места Сибири на 5 лет. Этинормы противоречили демократическим принципам уголовного права. Тогда же, 10 июля 1934 г., было принято решение об образовании при НКВД СССР Особого совещания,деятельность которого непосредственно связывалась с проведением массовыхрепрессий.
Особовыделим Постановление ЦИК СССР от 1 декабря 1934 г. «О порядке ведения дел о подготовке или совершении террористических актов», получившееназвание «Закон 1 декабря 1934 г.». Это постановление было подготовлено попоручению Сталина в спешном порядке, в течение нескольких часов после сообщенияоб убийстве С. М. Кирова. Этот чрезвычайный закон явно противоречил принципамсправедливости и гуманности, предписывал заканчивать следствие по делам отерактах в 10-дневный срок, рассматривать дела в суде без участия общественногозащитника, не допускать кассационного обжалования и ходатайства о помиловании,расстрел приводить в исполнение немедленно после оглашения приговора.
Те жеизменения (речь идет об ужесточении) нашли отражение и в процессуальном праве.7 июля 1934 г. вышло Постановление Пленума Верховного суда СССР «Онеобходимости строжайшего соблюдения судами уголовно-процессуальных норм», но внем указывалось на большое количество оправдательных приговоров и частые отменыприговоров за недоказанностью обвинений и отсутствием состава преступлений.
В конце 1927 г. в стране возник кризис хлебозаготовок как результат рыночных колебаний, а не как отражениепадения сельскохозяйственного производства, а тем более социального кризиса вдеревне. Конечно, сокращение государственных заготовок хлеба создавало угрозупланам промышленного строительства, осложняло экономическое положение,обостряло социальные конфликты и в городе и в деревне. Сложившаяся в 1928 г. обстановка в стране требовала взвешенного подхода.
Носторонники Сталина, только что добившиеся большинства в политическомруководстве, не проявили государственной мудрости в понимании принциповполитики по отношению к крестьянству. Больше того, они пошли на прямой отказ отэтих принципов, на слом нэпа и широкое применение чрезвычайных мер, т. е.насилие над крестьянством, атому предшествовала поездка Сталина в Сибирь вянваре 1928 г. За 22 дня Сталин объехал всю Сибирь и многократно выступал передактивом. В этих выступлениях он и провозгласил отказ от нэпа в деревне:«Излишки хлеба у крестьян не закупать, а изымать. Всех сопротивляющихся судитьи отправлять в ссылку». Прокуроров и судей, стоящих на позиции законности,Сталин оскорбительно обозвал «нахлебниками кулаков» и потребовал «их убрать изаменить другими». В этот период выдвигается лозунг «усиления классовой борьбыпо мере продвижения к социализму». Заговорили о кулацком терроре. И официальнаястатистика тех лет свидетельствует, что хотя террористические акты и имелиместо, но не в таких масштабах, как писали в литературе. Есть данные,свидетельствующие, что в 1926-27 гг. судами РФ всего рассмотрено 26 дел, в 1928 г. — 36, смертельные исходы терактов просматриваются в 48 случаях, покушение на убийство — в 4,избиение — в 3 случаях. В последующие годы количество возбужденных дел отеррористических актах в стране возрастало.
В 30-хгг. усилились преступления, направленные против раскрепощения женщин (особенносреди восточных народностей) в самой разнообразной форме (убийства, избиение,изнасилование и т. п.). На создавшуюся обстановку Президиум ЦИК СССРотреагировал Постановлением от 16 февраля 1930 г., в котором подчеркивалось, что в случае, если точно установлено, что убийство произошло напочве раскрепощения женщин, можно применять ст. » положения о преступленияхгосударственных, (т. е. контрреволюционных). Постановлением Пленума Верховногосуда СССР от 6 августа 1931 г. было признано, что убийство ударников в связи сих активной работой на производстве также должно квалифицироваться как теракт.
Принятиемперечисленных выше разъяснений было сделано отступление от закона, и сталовозможным привлечение за теракты при недоказанной контрреволюционной цели (окоторой прямо сказано в Законе). Такая трактовка контрреволюционногопреступления не была оправдана, хотя сопротивление мероприятиям советскойвласти имело место. Это сразу сказалось на соблюдении законности. Вскоре былиподмечены серьезные ошибки от расширенного толкования субъективной стороныконтрреволюционных преступлений.
Вдокладе Уголовно-процессуальной коллегии Верховного суда РСФСР о судебной практикепо преступлениям, предусмотренным ст. 58 УК РСФСР 1926 г., подчеркивалось, что ошибки судов состоят в подведении под теракт как бытовых убийств, так иубийств по другим мотивам, не связанных с классовой борьбой в общеполитическойдеятельности потерпевших.
Хотя исо значительным опозданием, только 10 апреля 1932 г., но было решено внести в УК, в ст. 73, дополнение (примечание). Оно указывало нанеобходимость проводить разграничения между терактами и общеуголовнымипреступлениями, внешне с ними сходными. Поэтому ст. 71 УК дополнялась ч. 2следующего содержания: «Нанесение побоев или совершение иных насильственныхдействий в отношении общественников-активистов, ударников на производстве, атакже колхозников в связи с общественной или производственной деятельностью — вслучае, когда эти действия по характеру, обстановке их совершения илипоследствиям не могут рассматриваться как теракты, должны квалифицироваться какобщеуголовные преступления». 11 марта 1933 г. в печати было опубликовано сообщение ОГПУ о ликвидации контрреволюционной организации выходцев избуржуазно-помещичьего класса, государственных служащих в системе Наркомзема иНаркомсовхозов (специалистов «Трактороцентра»). Было арестовано около 100 специалистов-аграрниковпо ложному доносу, но они были лишены возможности гласно защититься от нелепогообвинения во вредительстве. По этому делу было вынесено 40 приговоров красстрелу. Остальные осуждены на разные сроки. Один из них — бывший заместительнаркома земледелия А.М. Маркович — обратился из лагеря с заявлением на имяСталина, Молотова и прокурора Акулова. Есть в архиве записка Сталина с реакциейна подобные заявления, в которой он предлагал создать комиссию в составеКагановича, Куйбышева и Акулова, чтобы проверить сообщаемое в документах. Былоэто в сентябре 1934 г. Сохранились материалы комиссии, которая составилазаключительный документ с выводами о том, что применение незаконных методовследствия имело место; комиссия ставила вопрос об искоренении незаконныхметодов следствия, наказании виновных и пересмотре дел.
Но покаписался этот документ и готовилось его обсуждение на Политбюро, 1 декабря 1934 г. в Ленинграде был убит С.М. Киров.
Исобытия стали развиваться в другом русле.
Послеубийства С.М. Кирова начались массовые репрессии и грубые нарушения законности.Вечером 1 декабря 1934 г. по инициативе Сталина (без решения Политбюро — этобыло оформлено опросом только через 2 дня) было подписано секретарем ПрезидиумаЦИК Енукидзе следующее постановление:
1. Следственнымвластям — вести дело обвиняемых в подготовке или совершении террористическихактов ускоренным порядком.
2. Судебныморганам — не задерживать исполнения приговоров о высшей мере наказания из-заходатайств преступников данной категории о помиловании, т. к. Президиум ЦИКСССР не считает возможным принимать подобные ходатайства к рассмотрению.
3. ОрганамНКВД — приводить в исполнение приговоры о высшей мере наказания в отношениипреступников названных выше категорий немедленно по вынесении судебныхприговоров.
Напрактике это означало отмену каких бы то ни было юридических гарантий прирассмотрении политических преступлений и конец всех предпринимавшихся напротяжении 2 предыдущих лет попыток восстановления законности.
Этопостановление послужило основанием для массовых нарушений законности. Во многихфальсифицированных следственных делах обвиняемому приписывалась «подготовка»терактов, и это лишало обвиняемых каких-либо возможностей проверки их дел дажетогда, когда они на суде отказывались от вынужденных своих «признаний» иубедительно опровергали предъявленные им обвинения.
2) Гражданское право
Посколькув стране господствовала общественная собственность на средства и орудияпроизводства во всех отраслях народного хозяйства (государственнаясобственность в промышленности и колхозно-кооперативная в сельском хозяйстве),то в этом ключе гражданское законодательство и вносило изменения врегулирование отношений собственности. Устанавливается право о безвозмезднойпередаче государственных предприятий только государственным организациям. Былиизданы некоторые гражданско-правовые акты с целью охраны социалистической собственности(об улучшении перевозок грузов, учета товарных ценностей и др.).
Вместе стем в этот период снимается ряд ограничений в росте и распоряжении личнойсобственностью. Однако рост нетрудовой собственности по закону исключался.Существенно меняется также понятие субъектов гражданского права, которымитеперь являются только организации (государственные, кооперативные,общественные) и трудящиеся СССР.
Серьезныеизменения в гражданском праве связаны с перестройкой промышленности иукреплением хозрасчета. Большую роль в этих изменениях сыграли налоговая икредитная реформы, проведенные в 1930-1931 гг. Все налоги и сборы, которымиоблагались социалистические организации в 20-е гг., были заменены двумя:отчислениями от прибыли всех социалистических предприятий; налогом с оборотагосударственных предприятий.
Послекредитной реформы Госбанк стал единственным органом краткосрочногокредитования. Коммерческое кредитование: кредиты выдавались только по строгоцелевому назначению, для определенных хозяйственных операций.
Послекредитной реформы меняется характер договорных связей между предприятиями.Наиболее распространенными видами договоров становятся договоры подряда ипоставки.
Договорподряда особенно распространяется в капитальном строительстве:
—запрещено привлечение частников к государственным подрядовым работам;
—ограничивается, а затем запрещается беспроектное строительство;
—заключение договоров разрешено лишь при условии включения объектов в титульныйсписок (утверждался только СНК СССР и СНК союзных республик) и при наличииполного технического проекта и сметы.
Договорпоставки. В результате полного вытеснения частной торговли единственнымиучастниками договора поставки стали социалистические организации. Сам договорстановился частью плановой системы хозяйствования.
Широкоераспространение получает договор купли-продажи между организациями.
Договормены себя изживает и после проведения кредитной реформы запрещается.
Большоезначение имели также договора контрактации. В качестве сторон выступали колхозы,отдельные колхозники и единоличники, а также промышленные объединения иорганизации. По этому договору крестьяне сдавали на согласованных условиях своюпродукцию, а промышленные предприятия обеспечивали крестьян семенами,удобрениями, промышленными товарами и др. Договоры контрактации, с однойстороны, содействовали кооперированию крестьянского хозяйства, а с другойстороны, были важными средствами снабжения страны сельскохозяйственнымипродуктами. С завершением коллективизации и введением обязательныхгосударственных поставок зерна и других продуктов сельского хозяйства значениеэтих договоров изменилось. Они стали применяться лишь для заготовок некоторыхвидов продукции, например, технических культур (хлопка, конопли, табака и др.).
3) Семейное право
В этот период были изданы новые Кодексызаконов о браке, семье и опеке во всех республиках (в РСФСР — еще в 1926 г.). Основные принципы этих Кодексов были общие. Для всех республик образцом был Кодекс РСФСР.
ВКодексе законов о браке, семье и опеке РСФСР 1926 г. в отличие от Кодекса 1918 г. фактические брачные отношения были приравнены кзарегистрированному браку. Особое внимание уделялось обеспечению равноправиясупругов, в том числе имущественного, а также определены обязанности родителейв отношении детей и детей в отношении родителей. Дети от браказарегистрированного и фактического пользовались одинаковыми правами.
4) Трудовоеправо
Трудовоеправо изменялось в соответствиис изменениями трудовых отношений, которые оно регулировало: участникамитрудовых отношений становились только социалистические предприятия иорганизации, а также трудящиеся. Произошли изменения в самих основанияхвозникновения трудовых отношений.
Организациянайма и распространение рабочей силы стали одной из форм плановой работыгосударства и его органов. С 1931 г. государство перешло к организованномунабору рабочей силы. Для специалистов, окончивших ФЗУ, был установленобязательный порядок направления на работу. Предприятиям и организациям былопредоставлено право самостоятельного найма рабочей силы (посредничество органовНаркомтруда стало излишним). С 1929 г. в связи с переходом на 7-часовой рабочийдень большие изменении произошли в правовом регулировании рабочего времени ивремени отдыха: установлено одинаковое рабочее время и время отдыха во всехорганизациях и предприятиях.
Вобласти охраны труда устанавливался технический надзор со стороны профсоюзов,сокращались сверхурочные работы. Организация и контроль за соблюдением правилохраны труда были переданы после слияния Наркомтруда с ВЦСПС профсоюзам;введена сдельная оплата труда; регулирование зарплаты во всем народномхозяйстве было централизовано.
Большоевнимание уделялось организации социального страхования. Увеличивался размерсредств, выделенных на социальное страхование. Оно было полностью переданопрофсоюзам. Повысилась роль профсоюзов в разрешении «трудовых споров», в 1928г.утверждены «Правила о разборе трудовых конфликтов», по которым созданырасценочно-конфликтные комиссии при обязательном участии месткомов профсоюзов(просуществовали до 1957 г.).
5)Колхозное право
В этотпериод был решен вопрос о форме коллективного хозяйства (не в пользухозяйства). Ранее допускались самые разнообразные формы производственнойкооперации. Теперь основной формой стала сельскохозяйственная артель. 1 марта 1930 г. ЦИК и СНК СССР утвердили Примерный устав сельскохозяйственной артели. Подчеркнем, что оплататруда была не по уравнительному принципу, а в соответствии с количеством икачеством труда по определенной норме. В качестве единицы измерения труда былустановлен трудодень. Высшим органом управления колхоза стало общее собрание. В 1930 г. колхозам были предоставлены льготы: освобождались на 2 года от большейчасти налогов; списывали недоимки; оказывалась другая помощь (финансами,семенами и т. д.).
27 декабря 1932 г. в СССР была введена постановлением ЦИК и СНК СССР паспортная система иобязательная прописка паспортов. Паспорта вводились только для жителей городов,рабочих поселков, совхозов и новостроек.
Колхозникибыли лишены паспортов, и это обстоятельство стразу ставило их в положениеприкрепленных к месту жительства, к своему колхозу.
§ 3. ПринятиеКонституции СССР 1936 г.
Посравнению со старой Конституцией 1924 г. в тексте было много важных новшеств.Отчасти они выражали и законодательно оформляли перемены, уже происшедшие вобществе, отчасти же имели программное значение. Во многих статьях Конституциификсировалось — в этом одно из главных новшеств — огромное расширениеэкономических задач, взятых на себя государством.
Вперечне прерогатив гражданина Конституция прежде всего провозгласила целый рядновых социальных прав, никогда ранее не проявлявшихся в документах такого рода:право на труд, право на отдых, на получение образования, на материальноеобеспечение в старости или в случае потери трудоспособности по болезни илииз-за несчастного случая. Эти принципы заслуженно обрели историческуюизвестность. Каковы бы ни были пределы их практического применения в СССР техлет, само их провозглашение было прогрессивным начинанием.
ДляКонституции 1936 г. было характерно сочетание этих принципов с целой сериейиндивидуальных прав, заимствованных из либерально-демократических традиций: свободойсовести, слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций,объединения в общественные организации, неприкосновенностью личности, жилища итайны переписки. Был установлен парламентский иммунитет для депутатов ВС СССР.О судах было сказано, что они независимы и подчиняются только закону:разбирательство дел во всех судах открытое, с обеспечением обвиняемому права назащиту. Лишь один непривычный пункт прерывал этот перечень либеральныхгарантий: институционализация партии в рамках новой структуры государства.
5декабря 1936 г. Чрезвычайный VIIIВсесоюзный съезд Советов утвердил постатейным голосованием текст Конституции.Она состояла из 13 глав, содержащих 146 статей. Глава I была посвящена общественному устройству. Здесь же давалисьпонятие политической и экономической основы СССР, характеристика двух формсобственности. Глава IIопределяла принцип устройства советского многонационального государства,принцип федерализма. В Союзе ССР стало 11 союзных республик. В статьях с III по VIII закреплялась система построения высших и местныхорганов государственной власти и управления СССР, союзных и автономныхреспублик. Отмечалось, что законодательную власть осуществляет Верховный Совет,в то время как в Конституции 1924 г. и СНК имел права законодательной власти.Глава III определяла порядок деятельностипалат Верховного Совета, их выборов, их прав. Глава IV — о правах и порядке осуществления полномочий высших органовуправления союзных республик. В главе IX отражены принципы организации и порядок осуществления правосудия,принцип построения и деятельности Прокуратуры СССР. Глава X была посвящена основным правам иобязанностям граждан. Ст. 118-128 закрепляли права и свободы граждан: право натруд, на материальное обеспечение в старости, на образование, равноправиемужчин и женщин, свободу слова, печати, личную неприкосновенность жилища, тайнупереписки. Глава XI закреплялавсеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании граждан с18 лет. Глава XIII — о порядке изменений Конституции.Таково основное содержание Конституции 1936 г. и ее важнейших принципов.
Каквидим, по своему содержанию Конституция 1936 г. значительно шире, чем Конституция 1924 г. В ней содержался ряд глав, которых не было ранее: об общественномустройстве; о местных органах государственной власти; о суде и прокуратуре; обосновных правах и обязанностях граждан; об избирательной системе. Поэтомунеправильно было бы отрицательно относиться к Конституции 1936 г., называя ее сталинской, в то время как ее содержание, напротив, антисталинское. В течениедесятилетий Конституция 1936 г. служила своеобразным маяком для советскогообщества (и не только для него), определяя пути его демократизации.
Итак,принятая в 1936 г. Конституция СССР осуществила ряд серьезных демократическихпреобразований: были отменены все прежние ограничения в правах отдельныхкатегорий населения; выборы в Советы и народные суды стали всеобщими, прямыми,равными при тайном голосовании.
Существеннорасширился перечень прав и свобод граждан; были провозглашены независимостьсудей, неприкосновенность личности и жилища; тайна переписки. Законодательнаявласть стала исключительно прерогативой ВС СССР (в республиках — ВС республик).
Спринятием Конституции 1936 г. были изменены наименования источников права. От«декрета», взятого у Парижской коммуны, и законотворчества в первые годысоветской власти, когда «указ» и «закон» ассоциировались с царским режимом,вернулись к наименованиям, наиболее распространенным в мире.
Именнона этом этапе Основной закон становится формообразующим фактором для источниковсоветского права. В нем четко определены все виды нормативных актов для всехорганов государства (ст. 22, 38-40, 49, 59, 66, 73, 81, 98). Происходитразделение источников права на законы и подзаконные акты. В Конституциисформулирован принцип подзаконности (ст. 66, 73, 81, 85, 98): устанавливаетсяиерархия нормативных актов, основанная на их юридической силе как одной изгарантий порядка в законодательстве. При этом, однако, не было создано механизмаконтроля за соблюдением этого принципа. Отсутствие такого контроля приадминистративно-командном подходе управления было на руку чиновникам.
Итак,Конституция стала важной базой развития права в рассматриваемый период.
§4.Изменения в праве во второй половине 30-х годов
1) Гражданское право
Законодательствоэтого периода предусматривало две формы личной собственности: индивидуальнуюсобственность граждан (ее объектом были трудовые доходы и сбережения граждан,жилой дом, предметы личного потребления) и собственность колхозных дворов(подсобное хозяйство на приусадебном участке, жилой дом, птица,сельскохозяйственный инвентарь, скот; количество скота регламентировалосьнормами Устава сельскохозяйственной артели).
Допускалосьмелкое частное хозяйство единоличников и кустарей (без эксплуатации чужоготруда). Частнокапиталистическая собственность допускалась еще в западныхрайонах страны, вошедших в состав СССР в 1930-40 гг.
Всебольшее развитие получает договор (поставки, подряда и др.), в которомсубъектами правоотношений выступали предприятия и учреждения. Тем не менеезаконодательство уделяло внимание договорам, касающимся непосредственнограждан.
Значительныеизменения произошли в жилищном законодательстве (см.: Постановление ЦИК и СНКот 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищногохозяйства в городах»).
2)Семейное право
Семейноеправо было нацелено на укрепление семьи и увеличение рождаемости. 27 июня 1936 г. ЦИК и СНК приняли Постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощироженицам», по которому поощрялась рождаемость: увеличивался размер пособия поуходу за ребенком; учреждались пособия матерям, имеющим 6 детей, при рождениикаждого последующего; предусматривалось расширение сети родильных домов,детсадов и яслей. Однако нельзя не отметить негативные моменты. Постановлениеограничивало свободу личности и приводило к обратному эффекту — женщины шли нанарушение постановления, нанося вред своему здоровью (вынужденно обращаясь кнеквалифицированным людям).
Семейноеправо было пронизано заботой об улучшении воспитания детей: в 1936 г. было принято постановление, по которому милиции разрешалось штрафовать родителей за озорствои уличное хулиганство их детей.
Усложняетсяпроцедура разводов (чтобы уменьшить число легкомысленных браков): требоваласьобязательная явка обоих супругов в ЗАГС; требовалась отметка в паспорте оразводе; увеличивалась пошлина за оформление развода (за третий и последующие —3 тыс. руб.).
3)Трудовое право
Обострениедефицита рабочей силы заставило государственные органы власти и управленияпринять соответствующие меры. 26 июня 1940 г. Президиум ВС СССР принял Указ «О переходе к 8-часовому рабочемудню, 7-дневную неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих спредприятий и учреждений». В соответствии с этим указом рабочее время каждоготруженика увеличивалось в среднем на 33 часа в месяц. Вносятся изменения в институтрасторжения трудовых договоров. Теперь работник мог уйти с работы только сразрешения администрации — самовольный уход с предприятия влек за собойуголовную ответственность: тюремное заключение на срок от 2 до 4 месяцев;прогул без уважительных причин влек к осуждению к исправительно-трудовымработам по месту работы на срок до 6 месяцев, с удержанием до 25% заработнойплаты.
Несколькоранее — 28 декабря 1938 г. Постановлением СНК, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС «Омероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практикигосударственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этомделе» был введен дифференцированный подход к оплате по временнойнетрудоспособности: раньше все получали 100% от зарплаты. Теперь она зависелаот стажа непрерывной работы на данном предприятии. Предполагалось, чтоПостановление нанесет удар по «летунам». Однако это не дало желаемогорезультата, и тогда был введен Указ от 26 июня 1940 г. Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1940 г. был запрещен самовольный уход рабочих и служащихиз государственных, кооперативных и общественных предприятий, а такжесамовольный переход с одного предприятия или учреждения на другое. За самовольныйуход устанавливалось уголовное наказание от 2 до 4 лет заключения. Для созданиякруговой поруки директора предприятий и начальники учреждений, принявшие наработу такого «самовольно ушедшего», также предавались суду.
10 июля 1940 г. был принят еще один указ, в соответствии с которым выпуск недоброкачественной илинекомплектной продукции приравнивался к вредительству. В октябре 1940 г. принят Указ «О государственных резервах СССР», в соответствии с которым создается системагосударственных трудовых резервов. Путем призыва (мобилизации) комплектовалисьпрофессиональные учебные заведения (школы ФЗУ), выпускники которыхцентрализованно направлялись на работу.
Почтиодновременно (19 декабря 1940 г.) принят Указ «О порядке обязательного переводаквалифицированных рабочих, ицженеров, мастеров с одного предприятия на другое»,по которому устанавливался порядок обязательного перераспределения, взависимости от потребностей, инженеров, техников, мастеров, служащих иквалифицированных рабочих с одного предприятия на другое. Невыполнение указарассматривалось как самовольный уход с предприятия, каравшийся уголовнымнаказанием.
Наконец,отметим еще одно Постановление СНК — «Об утверждении типовых правил внутреннеготрудового распорядка для рабочих и служащих государственных, кооперативных иобщественных предприятий и учреждений».
Нареализацию всех этих мер возлагались большие надежды. Однако на практике это нетолько не принесло ожидаемых результатов, но и сопровождалось серьезнымииздержками. Сложные социальные, экономические, технические проблемы не моглибыть решены административно-приказным путем.
Опытприменения законов 1940 г. свидетельствует о том, что существует определенныйпорог внеэкономического принуждения, за которым отрицательный эффект такогопринуждения резко возрастает. Однако в этот период, несмотря на то чтоадминистративные меры не срабатывали, сфера применения командно-приказных методовуправления расширилась до предела.
4) Колхозное иземельное право
Наиболеекрупным и важным актом колхозного законодательства, изданным на завершающемэтапе коллективизации, был Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935года. Он состоял из 8 глав, поделенных на 25 статей. В Уставе колхозный путьпровозглашался единственно правильным для трудящегося крестьянства. В то жевремя сохранялся пункт Устава 1930 года о добровольном объединении крестьян. Вотличие от Устава 1930 года устанавливались обязанности колхозников, фактпередачи земли колхозникам навеки в бесплатное пользование, запрещалисьразличные сделки с землей, в том числе и аренда; конкретно определялись виды иколичество имущества, остающегося в личной собственности колхозного двора; изменялисьпринципы приемы в члены артели (раньше этот вопрос решало правление, теперьобщее собрание); регламентировалось правовое положение фондов артели(выполнение обязанностей перед государством и МТС, создание семенного,фуражного фонда и помощи нетрудоспособным, выделение части продукции напродажу). Наряду с этим устанавливались уголовные наказания за нарушениетрудовой дисциплины и вводились правила о нормах на каждый вид работы.
27 мая 1939 г. выходит Постановление СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания», врезультате чего от личных приусадебных участков было изъято и передано колхозам2,5 млн га. Для колхозников был введен обязательный минимум трудодней, т. к.считалось, что они недостаточно работали в колхозе.
5)Уголовное право и уголовный процесс
Результатомсерьезной деформации уголовного и уголовно-процессуального законодательства в I половине 30-х гг. явилосьужесточение наказания и уничтожение гарантий прав личности в уголовномсудопроизводстве. Поэтому закономерный процесс упрочения законности, связанныйс принятием нового Основного закона страны, не получил своего завершения.Теперь побеждает тенденция к расширению общесоюзного уголовногозаконодательства. В1936 г. создается союзно-республиканский Наркомат юстиции.Наряду с другими обязанностями на него возлагалось руководство организациейсудебной системы, наблюдение за применением судами Положения о судоустройстве,уголовного, гражданского и процессуального законодательства.
Однако итогда, когда писалась Конституция СССР, и после ее принятия судьи были далекиот независимости, а в стране были допущены серьезные нарушения законности.
Дляданного периода характерно усиление уголовных репрессий: а) за счет увеличениянаказания по известным составам преступлений; б) путем установления уголовнойответственности за деяния, которые ранее не считались общественно опасными.Фактам беззакония в эти годы способствовал введенный упрощенный порядокследствия и рассмотрения дел о некоторых преступлениях, по существу безобстоятельного судебного разбирательства. Многие материалы (по политическимделам) рассматривались через так называемое «Особое совещание», образованноепри НКВД постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. Этот внесудебный орган был наделен правом в административном порядке применять ссылку,высылку, заключение в ИТЛ на срок до 5 лет и высылку за пределы страны.Политические дела рассматривались также различными комиссиями («тройки»,«двойки»), действовавшими в краях и областях, а также трибуналами войск НКВД.Все они фактически не входили в общую судебную систему, хотя и называлисьсудами. Все это не могло не породить произвол и не сказаться отрицательно наобщем состоянии законности.
Зловещуюроль в осуществлении массовых репрессий сыграл А. Я. Вышинский. Как теоретикправа он подводил научную базу под произвол и беззаконие, создавал в правовойнауке обстановку, душившую всякую живую мысль. А будучи Прокурором СССР с 1935 г., А. Вышинский отстранил прокурорский надзор за законностью в деятельности органовгосударственной безопасности по делам о государственных преступлениях.
Огромныйвред причинил Вышинский и самой юридической науке, сведя ее содержание лишь кобеспечению принудительной функции государства. Об этом говорил Прокурор Союза,выступая с докладом «Основные задачи советского государства и права» наВсесоюзном совещании правоведов в июне 1938 г. Обоснованию карательной политики 30-х гг. была посвящена его книга «Теория судебных доказательств в советскомправе», вышедшая в 1941 г. и содержавшая такое утверждение, как «объяснениеобвиняемых— доказательство вины».
И все жек концу 30-х гг. спадает волна массовых репрессий. Постановления СНК СССР и ЦКВКП(б) от 17 ноября и 1 декабря 1938 г., подписанные Молотовым и Сталиным, исекретный приказ нового наркома внутренних дел Л. Берия, утвержденный на ПБ,ограничивали полномочия НКВД, ликвидировали «тройки», запрещали массовые арестыпо «лимитам» и «соревнованиям» по разоблачению «врагов народа» и другиедействия, связанные с нарушением законности.

Заключение
Такимобразом, процесс развития советского права в 30-х годах оказался сложным, противоречивыми даже трагичным. Этот процесс вылился в ожесточенную борьбу с классовымиврагами любыми способами и средствами. Непримеримо отвергалось буржуазноеправо, фактически наполненное общепринятыми ценностями. Под понятием правастала пониматься воля господствующего класса, оформленная в законах.
Подводяитог вышесказанному, следует отметить, что основным стратегическим курсомгосударственного развития СССР в 30-е годы стала модернизация экономики,создание в Кратчайшие сроки базовой тяжелой индустрии и военно-промышленногокомплекса. В качестве основного рычага модернизации использоваласьгосударственная власть, что привело к гипертрофии насилия, присуждения и витоге к формированию планово-распределительной экономики садминистративно-командными методами управления.
Конституция 1936 г. провозгласила широкий спектр демократических прав в стране. Вдействительности, однако, введение этих конституционных норм имело номинальныйхарактер, на практике они не соблюдались. Более того, после принятияКонституции СССР административно-командная система получила свое дальнейшееразвитие: разбухал бюрократический аппарат, усиливались его функциипринуждения. На 1937-38 гг. пришелся пик массовых репрессий. Создание исохранение неограниченной личной диктатуры Сталина, проведение политики,основанной на принуждении в отношении значительной части населения страны,могло осуществляться только путем террора. Этим объясняется резкое возрастаниероли органов государственного принуждения в 30-е гг. Таким образом, в 30-е гг.сложился авторитарно-бюрократический режим, установилась властьпартийно-государственной бюрократии, управляющей обществом при помощи мощнойгосударственной машины. Государство, сросшееся с партией и ответственное передней, осуществляло контроль над всеми сферами общественной жизни. И все жесоветский опыт тех лет, кто бы и что бы о нем ни говорил, представляет собойнечто совершенно небывалое в мировой истории. Потенциальная притягательностьэтого опыта не исчезла. Она сохранилась и в наступившие затем тяжелые годывойны обнаружила всю свою огромную ценность.
Концентрациявсех ресурсов страны на достижении одной цели предопределила строжайшуюсверхцентрализацию управления всеми общественными делами прежде всего вгосударственном устройстве, где за фасадом федерации фактически сложилсяунитаризм, и в политическом режиме, где за фасадом федерации фактическисложился унитаризм, и в политическом режиме, где за фасадом советскойдемократии фактически сформировалась диктатура вождя, обозначенная в историинашего государства как «культ личности Сталина».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.