Реферат по предмету "Государство и право"


Развитие колхозного права в СССР

Введение
История российского земельного права –история государственных политических и экономических преобразований, формированиеземельного права как отрасли и как дисциплины. В данной работе рассматривается развитиене только и не столько земельного права, сколько понятия «колхозного землепользования»,выделившегося в дальнейшем в самостоятельный земельно-правовой институт.
Колхозноеправо как отрасль социалистического права представляет собой совокупностьустановленных либо санкционированных Советским государством правовых норм, закрепляющихосновные принципы, формы и порядок организации и деятельности колхозов, регулирующихих отношения с членами колхоза, семьями колхозников и колхозными дворами, регламентирующихорганизацию и деятельность выборных колхозных органов, а также межколхозных предприятий,организаций и их объединений. Сложилось впервые в Советском государстве на теоретическойоснове марксистско-ленинского учения о социалистическом кооперировании трудящегосякрестьянства
В процессе деятельности колхозовскладываются различные по своей природе и характеру общественные отношения: междуколхозом и отдельными его членами; колхозом и входящими в его состав общественнымипредприятиями и подразделениями; колхозом и семьями колхозников (колхозными дворами);колхозом и другими юридическими и физическими лицами. Будучи урегулированы нормамиправа, эти общественные отношения становятся правовыми отношениями. Колхозные правоотношенияпредставляют собой сложный комплекс органически связанных имущественных, трудовыхи организационно-управленческих отношений, базирующихся на членстве в колхозе ина уставном характере прав и обязанностей его участников.
В данной курсовой работе охвачен периодразвития колхозного права с 1917 г. по начало 1980-х гг., вместе с тем рассмотреныосновные этапы развития земельного права, правовая основа и организационная структураколхоза 1970-х годов. Изучение выделенных тем в совокупности позволяет, на мой взгляд,более полно представить картину развития колхозного права в СССР.

Развитие земельногои колхозного права в СССР в 1917-1929-е гг.
Вторым съездом Советов рабочихи солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрь­ской революции, т.е. 26 октября (8 ноября) 1917 г. был принят Декрет о земле, на основе которого былуничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный стройРоссии. В нем была провозглашена отмена частной собственности на землю: земля «…государственная,удельная, кабинетская, майоратная, частновладельческая, монастырская, церковная,посессионная, общественная и крестьянская и т. д. отчуждается безвозмездно, обращаетсяво всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней…». Приложенныйк Декрету как составная часть Крестьянский наказ о земле давал более подробные формулировкии закреплял принцип перехода как земли, так и недр, лесов и вод в собственностьгосударства.
В силу политической значимостиаграрного вопроса и экономического значения сельского хозяйства земельное законодательствос первых лет советской власти преимущественное внимание уделялось правовому регулированиюотношений, связанных с использованием сельскохозяйственных земель.
III Всероссийскийсъезд Советов 18 января 1918 г. принял основные положения Декрета о социализацииземли. Съезд поручил ВЦИК доработать и утвердить весь Декрет в целом. 9 февраля1918 г. ВЦИК утвердил Декрет о социализации земли.
Декрет состоял из13 разделов, в которых были развиты и более детально сформулированы основные принципыи положения Декрета о земле. Первая же статья декрета о социализации земли закреплялаконцепцию «…об отмене навсегда всякой собственности на землю, недра, воды, лесаи живые силы природы в пределах Российской Федеративной Советской республики…».
В 1919 г. ВЦИК принял Положение осоциалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию.Это Положение неразрывно связало мероприятия по землеустройству и переустройствусельского хозяйства. В Положении обосновывалась необходимость перехода от единоличныхформ землепользования к землепользованию совхозов, сельскохозяйственных коммун,артелей, товариществ по общественной обработке земли. Положением предусматривалисьвсякого рода преимущества и создавались благоприятные условия для развития коллективныхформ землепользования. Содержались требования рационального использования сельскохозяйственныхземель, охраны земли от истощения, строительства оросительных и осушительных сооружений,насаждения защитных лесов, укрепления песков и т. д.
Вместе с тем Положение регламентировалои единоличное землепользование трудовых хозяйств.
Положение впервые ввело понятие единогогосударственного земельного фонда, который находится в непосредственном заведованиии распоряжении соответствующих органов государственной власти и управления (ст.1 и 2). Составные части единого государственного земельного фонда хотя и не перечислялись,но упоминались такие категории земель, как земли сельскохозяйственного назначения;земли, занятые промышленными предприятиями, транспортом, курортами; городские ипоселковые земли.
Положение определило цели и задачиземлеустройства, круг землеустроительных действий, очередность и порядок составленияи исполнения государственных записей и учета землепользования.
Идеология, отрицающаяправо частной собственности на землю, оставила свой след в последующих законодательныхактах. Так, за всяким фактическим владением землей закрепился термин «землепользование».Право землепользования стало одним из основных земельных институтов советского права.Декрет о земле ввел принциптрудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землейЗемельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственныехозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользованиякрестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическимпеределам. Правом пользования землей наделялись все граждане России, желающие обрабатыватьее своим трудом вместе с семьей или в товариществе. Наемный труд не допускался Формыпользования землей допускались различные, в зависимости от желания граждан отдельныхселений и поселков: подворные, хуторские, общинные, артельные. Впоследствии одниформы (например, хуторское, общинное, единоличное землепользование) были отменены,а другие укрепились и в конечном счете стали преобладающими и основными. Установлениенационализации земли привело к возникновению и последующему развитию земельногозаконодательства.
Однако более четкое признаниезаконодательством государственной собственности на землю и тем самым завершениенационализации земли получили только в 1922 г. с принятием первого Земельного кодексаРСФСР. Не подчеркивая прямо исключительный характер государственной собственностина землю, Земельный кодекс во всех своих положениях исходил из признания принадлежностивсех земель в стране на праве собственности только государству.
Земельным кодексом 1922 г.аренда земли в определенной мере была разрешена и ей был посвящен специальный егораздел — «О трудовой аренде земли». В соответствии со ст. 28 Кодекса для трудовыххозяйств, временно ослабленных вследствие стихийных бедствий, либо недостатка инвентаряили рабочей силы, либо по иным причинам, допускалась сдача всей или части землив аренду за уплату деньгами, продуктами или другими видами вознаграждения. Срокаренды равнялся трем годам. Аренда была исключительно трудовой, ибо никто не могарендовать земли более того количества, которое работник мог дополнительно к своемунаделу обработать силами своего хозяйства. Таким образом, здесь просматривается,хотя и весьма робкий и с большими ограничениями, отход от административного оборота,обусловленный потребностями практики.
В связи с тем, что ЗК РСФСР 1922 г.основное внимание уделял правовому режиму сельскохозяйственного землепользованияи мало затрагивал вопросы, связанные с установлением режима других земель, их режимопределялся отдельными нормативно-правовыми актами: Лесным кодексом РСФСР 1923 г.,положениями «О недрах земли и разработке их» от 07.07.1923 г., «О земельных распорядкахв городах» от 13.04.1925 г., «О землях, предоставленных транспорту» от 28.08.1925г., «Горным положением Союза ССР» 1925 г., Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 июня1933 г. «О составлении и утверждении проектов планировки и социалистической реконструкциигородов и других населенных мест».и др. В период индустриализации, требовавшей новыхземельных территорий для промышленности и строительства городов, которые отводилисьдля этих целей в основном за счет сельскохозяйственных земель, ВЦИК и СНК СССР 4марта 1929 г. приняли специальное «Положение об изъятии земель для государственныхи общественных надобностей», допускавшее изъятие участков лишь необходимого размераи обязывающее предприятия, учреждения и организации, которым передавались земли,возместить вызванные изъятием земель убытки.
К началу периода НЭПа (1921-1929гг.) производительные силы в стране находились на стадии глубокого упадка. Из-заотсутствия необходимой сельскохозяйственной техники, не позволявшего перейти к организациикрупных хозяйств в земледелии, подъем сельскохозяйственного хозяйства мог быть обеспеченлишь в рамках крестьянских хозяйств.
В 1928 г. ЦИК СССР утвердил«Общие начала землепользования и землеустройства». В них нашел отражение курс советскойвласти на дальнейшее развитие коллективизации крестьянских хозяйств и социалистическихформ землепользования. Изменилась вся система землепользования, основными землепользователямистали колхозы и совхозы, а удельный вес единоличного трудового землепользованиярезко сократился, потеряв былое значение. Это был последний нормативный акт, которыйпри всеобщем поощрении коллективных форм хозяйствования еще допускал свободу выбораформ землепользования и не исключал наемный труд в сельском хозяйстве. По существу,он развивал нормы принятого 16 марта 1927 г. Постановления ЦИК и СНК СССР «О коллективныххозяйствах», которым устанавливался ряд льгот и преимуществ для коллективных хозяйстви предусматривались меры по обеспечению условий для выделения земель вновь организуемымсовхозам.
На следующий год после принятия«Общих начал», т. е. в 1929 г., открылась трагическая страница в жизни крестьянства.В этот год («великого перелома») началась всеобщая кампания по принудительной коллективизациии раскулачиванию крестьян. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 1 февраля 1930 г. былаотменена аренда сельскохозяйственной земли и запрещено использование в единоличныхкрестьянских хозяйствах наемного труда. Крестьян, наиболее эффективно ведущих хозяйство,отнесли к категории кулаков и на этом основании вообще лишили права пользованияземлей. Многие из них были отправлены в ссылку. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСРот 30 июля 1930 г. «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации»были упразднены земельные общества как организации единоличных землепользователей.
Развитие земельногои колхозного права в СССР в 1930-1970-е гг.
Начиная с 1929 г. укреплениеустойчивости крестьянского землепользования перестало быть основной задачей земельногозаконодательства в СССР. Основной задачей стало всемерное содействие коллективнымформам землепользования.
В связи с переходом к сплошнойколлективизации сельского хозяйства издаются специальные нормативные акты, регулирующиеколхозное землепользование. Принимается первый Примерный устав сельскохозяйственнойартели, утвержденный СНК СССР и президиумом ЦИК СССР 1 марта 1930 г. Согласно Уставувсе межи, разделявшие земельные наделы членов артели, уничтожаются и все полевыенаделы сливаются в единый земельный участок. Члены колхоза не получали права накакие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза неимели право на получение земли за счет его земельной площади.
Колхозное землепользованиекак самостоятельный земельно-правовой институт получил свое правовое оформлениев новом Примерном уставе сельскохозяйственной артели, утвержденном СНК СССР и ЦКВКП (б) 17 февраля 1935 г. Согласно Уставу земля, занимаемая колхозами, закрепляласьза ними в бессрочное пользование.
В принятой 5 декабря 1936г. Конституции СССР установлено, что «… земля, ее недра, воды и леса в СССР являютсягосударственной собственностью…», т. е. всенародным достоянием. После принятия конституции1936 года развитие земельного законодательства шло в основном применительно к такимважнейшим институтам земельного права, как право исключительной государственнойсобственности на землю и право колхозного землепользования. Каждый колхозный двормог иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок и в личной собственностиподсобное хозяйство согласно Уставу колхоза. С целью упрочения устойчивости коллективныхформ землепользования и воспрепятствованию перерастанию личных подсобных хозяйствколхозников на приусадебном участке в основной источник получения дохода ПостановлениемЦК ВКП (б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания»от 27.05.1939 г. предусматривалось изъятие всех обнаруженных приусадебных земельсверх установленных норм, прекращение права приусадебного землепользования в случаеневыработки трудоспособными членами колхозного двора установленного минимума колхозныхтрудодней без уважительных причин.
Политика на урезание подсобногохозяйства и приусадебных участков, приведшая к раскрестьяниванию и превращению колхозника-крестьянинав рабочего с огородом, продолжалась и в последующие годы.
Уделяя первостепенное значениеправовому регулированию колхозного землепользования, земельное законодательствоконца 30х гг. значительное внимание уделяло также и землепользованию граждан – нечленов колхоза, проживающих в сельской местности. СНК СССР и ЦК ВКП (б) 28.06.1939г. приняли Постановление «О приусадебных участках рабочих, служащих, сельских учителей,агрономов и других не членов колхозов, проживающих в сельской местности», устанавливающеев том числе размер выделяемого приусадебного участка – 0,15 га, включая площадь,занятую постройками.
Обновление и развитие общесоюзногоземельного закона 1928 г., который после коллективизации сельского хозяйства фактическиутратил юридическую силу, затянулось на десятки лет. В послевоенный период активизируется работапо кодификации земельного законодательства и издаются нормативные акты, направленные,как и прежде, на обеспечение рационального использования и охраны сельскохозяйственныхземель. В июле 1946 г. Совет Министров СССР принял решение возобновить прерваннуювойной работу по подготовке проекта Основ землепользования СССР. К 1948 г. такойпроект был разработан и опубликован для широкого обсуждения. Однако на рассмотрениезаконодательных органов он вынесен не был. Затем началась работа по подготовке проектаОснов земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, первый варианткоторых был подготовлен в 1957 г. Для дальнейшей работы над проектом этого законав 1960 г. создается представительная комиссия из практических работников и ученых.Работа над проектом Основ земельного законодательства завершается к концу 1968 г.13 декабря этого года данный закон принимается Верховным Советом СССР и вводитсяв действие с 1 июля 1969 г. От Общих начал землепользования и землеустройства 1928г. Основы земельного законодательства отличались тем, что они содержали больше земельно-правовыхинститутов. Что же касается сути земельно-правового строя, основанного на правесобственности на землю исключительно государства, то Основы целиком и полностьювосприняли и укрепили это основополагающее положение. Но этот закон был рассчитан не на хозяйственнуюсамостоятельность крестьянского населения и не на многообразие форм пользованияземлей, а на жесткую централизацию и командное управление сельским хозяйством. Провозглашеннаяв «Основах» концепция материальной заинтересованности колхозов, совхозов, крестьянв более эффективном использовании и охране земель не была подкреплена надлежащимхозяйственным механизмом.
После войны было принято решениеоб отмене так называемого института права застройки. Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 26 августа 1948 г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальныхжилых домов» и Постановлением Совета Министров СССР, принятым в тот же день и установившимпорядок применения этого Указа, были решены вопросы предоставления земельных участковв бессрочное пользование гражданам, проживающим в городе и вне города, для строительстваиндивидуальных жилых домов.
Основными землепользователямина землях сельскохозяйственного назначения являются колхозы и совхозы. В главе XIКодекса определяется правовой режим землепользования колхозов, в том числе и рыболовецких.Земли, предоставляемые колхозу по. государственному акту на бессрочное (вечное)пользование, состоят из земель общественного пользования и приусадебных; земель.Земли общественного пользования колхоза предназначены для ведения коллективногосельскохозяйственного производства, увеличения общественного богатства, подъемаматериального благосостояния колхозников, для жилищного, культурно-бытового и другогостроительства.
Земли приусадебногофонда используются для наделения земельными участками членов колхоза, специалистовсельского хозяйства, рабочих, служащих и других граждан, проживающих в сельскойместности.
Землепользованиесовхозов и других государственных сельскохо­зяйственных предприятий и организаций,научно-исследовательских, учебных и других сельскохозяйственных учреждений, землепользованиенесельскохо-зяйственных предприятий, организаций и учреждений предусматриваетсясоответственно в главах XII, XIII и XIV Кодекса. Земли совхозов состоят из земельосновного (производственного) назначения и приусадебных земель.
Глава XV регулируетземлепользование семьи колхозника (колхозного двора). В ней закреплены наиболееважные положения о праве землепользования семьи колхозника (колхозного двора). Поостальным вопросам, связанным с землепользованием семьи колхозника (колхозного двора),Земельный кодекс отсылает к уставу колхоза, в котором они подробно урегулированы.
Конкретизировав нормы, содержавшиесяв Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, и предусмотревдополняющие положения, Земельный кодекс РСФСР 1970 г. обеспечил нормативную связьположений Основ с особенностями регулирования земельных отношений на территорииРСФСР. Земельный кодекс РСФСР1970 г. действовал до 1990 г., когда под влиянием экономических реформ и, в частности,земельной, начинает изменяться и земельное законодательство.
В 1970-хх гг. также принимаютсянормативно-правовые акты, направленные на обеспечение наиболее правильного и рациональногоиспользования земель: Указ президиума Верховного Совета СССР «Об административнойответственности за нарушением земельного законодательства» от 14.05.1970 г., Положениео государственном контроле за использованием земель, утвержденное ПостановлениемСовета Министров СССР от 14.05.1970 г.
Производственнаяи организационная структура колхоза в 1970-х гг. Примерный Устав колхоза. Колхозныйдвор
 
Примерный устав колхоза — нормативный акт, регламентирующий основные вопросы деятельности колхозов:их цели и задачи, порядок пользования землёй, правовой режим колхозного имущества,права и обязанности колхозников, распределение доходов, вопросы планирования и организациипроизводственной деятельности, оплата труда, социальное обеспечение колхозникови т.д. Принят 3-м Всесоюзным съездом колхозников и утвержден постановлением ЦК КПССи Совета Министров СССР 28 ноября 1969 (СП СССР, 1969, № 26, ст. 150). Состоит из12 разделов (61 пункт).
Примерный Уставколхоза отразил социально-экономические преобразования, происшедшие в советскойдеревне после принятия ранее действовавшего Примерного устава с.-х. артели (1935),восполнил пробелы, существовавшие в правовом регулировании ряда колхозных отношений,подробно определил правовое положение колхоза, привёл несколько институтов колхозногоправа (например, вопросы членства в колхозе, колхозной собственности, правовогорегулирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, организациии оплаты труда, управления делами колхоза и т.д.) в соответствие с требованиямисовременного этапа развития колхозного строя. Так, Устав предоставил колхозам широкуювозможность на добровольных началах участвовать в деятельности межколхозных и государственныхколхозных предприятий и организаций, вступать в объединения и союзы; закрепил принципыгарантированной оплаты труда колхозников, установив наряду с основной дополнительнуюоплату и др. виды материального стимулирования. Кроме того, Устав ввёл такие новыеинституты, как социальное страхование колхозников, материальная ответственностьчленов колхоза и др.
 В Примерном уставеколхоза выражены основные направления дальнейшего развития колхозного строя: укреплениеи развитие колхозной собственности, а на её основе — хозяйственной самостоятельностиколхозов; расширение социальных прав членов колхоза и закрепление юридических гарантийэтих прав; развитие колхозной демократии.
 На основе Устава колхозыразрабатывают и принимают свои уставы, конкретизируя положения Устава с учётом спецификитого или иного колхоза.
Для правовогорегулирования колхозных отношений характерно сочетание государственного и внутриколхозногорегулирования.
Основу всей системыорганизации управления колхоза составляет колхозная демократия. Высший орган управления— общее собрание колхозников (в крупных хозяйствах — собрание уполномоченных). Дляповседневного руководства производственной деятельностью избирается правление колхозаво главе с председателем, а для контроля за деятельностью правления и должностныхлиц колхоза — ревизионная комиссия. Органы управления и контроля избираются открытымили тайным голосованием, по усмотрению общего собрания колхозников. Введена выборностьруководителей производственных подразделений, созданы советы бригад, играющие большуюроль в производственных делах колхоза и жизни колхозников. По решению 3-го Всесоюзногосъезда колхозников создаются выборные Советы колхозов в районах, областях, краях,республиках и в центре. Их задача — обсуждение наиболее важных вопросов жизни идеятельности колхоза, обобщение опыта организации производства и выработка рекомендацийпо наиболее полному использованию резервов роста общественного хозяйства.
Государственныеорганы осуществляют своё руководство внутриколхозными отношениями в основном методомрекомендаций; обязательные предписания применяются главным образом в вопросах планирования.
Принципиальныевопросы развития колхозного строя решаются на основе законов СССР (например, Законо дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций1958 г., Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г.). Деятельностьколхозов регулируется и другими союзными и республиканскими нормативными актами,совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР (например, постановлениеЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1966 г. «О повышении материальной заинтересованностиколхозников в развитии общественного производства, рекомендовавшее колхозам ввестигарантированную оплату труда, исходя из тарифных ставок соответствующих категорийработников совхозов»).
Производственнаяи организационная структура колхоза
Членами колхозамогут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста и изъявившие желание своим трудомучаствовать в общественном хозяйстве колхоза Приём в члены колхоза производитсяобщим собранием колхозников по представлению правления в присутствии лица, подавшегозаявление. Член колхоза имеет право: на получение работы в общественном хозяйствес гарантированной оплатой в соответствии с количеством и качеством вложенного имтруда; участвовать в управлении делами колхоза, избирать и быть избранным в органыего управления; вносить предложения по улучшению деятельности колхоза, устранениюнедостатков в работе правления и должностных лиц; получать от колхоза, помощь вповышении производственной квалификации и приобретении специальности; пользоватьсяприусадебным земельным участком для ведения на нём подсобного хозяйства, строительстважилого дома и хозяйственных построек, а также колхозными пастбищами, общественнымрабочим скотом и транспортом для личных нужд в установленном в колхозом порядке;на социальное обеспечение, культурно-бытовое обслуживание и помощь колхозу в строительствеи ремонте жилого дома и обеспечении топливом.
Член колхоза обязан:соблюдать Устав колхоза и Правила внутреннего распорядка, выполнять постановленияобщих собраний и решения правления колхоза; добросовестно трудиться в общественномхозяйстве, соблюдать трудовую дисциплину, овладевать передовыми методами и приёмамиработы; рационально и правильно использовать земли общественного пользования и приусадебногофонда. Заявление колхозника о выходе из колхоза рассматривается правлением и общимсобранием членов колхоза Членство в колхозе сохраняется за лицами, временно выбывшимииз колхоза (прохождение действительной срочной военной службы, избрание на выборнуюдолжность в советские общественные и кооперативные организации, поступление на учёбус отрывом от производства, направление на работу в межколхозные организации, в промышленностьили другие отрасли народного хозяйства на срок, установленный правлением колхоза),а также за колхозниками, прекратившими работу по старости или инвалидности, еслиони продолжают проживать на территории колхоза. Исключение из членов колхоза можетбыть допущено как крайняя мера лишь в отношении лиц, систематически нарушающих трудовуюдисциплину или Устав колхоза, после применения к этим лицам др. мер взыскания.
В целях болееполного и равномерного использования трудовых ресурсов и местных источников сырья,повышения доходности хозяйства колхоза создают, не в ущерб сельскохозяйственномупроизводству, подсобные предприятия и промыслы. Для выполнения крупных строительныхработ (электростанций, ремонтных мастерских, домов отдыха и санаториев и другихкультурно-бытовых объектов), организации откормочных животноводческих пунктов, птицефабрик,предприятий и цехов по переработке овощей, картофеля, фруктов и других сельскохозяйственныхпродуктов и т.д. организуются межколхозные производственные организации и объединения(на конец 1971 г. их насчитывалось 4781). Строятся государственные, колхозные имежколхозные животноводческие комплексы — крупные специализированные предприятияиндустриального типа по производству продуктов животноводства на базе современнойпромышленной.
Приусадебный участокзакрепляется в пользование за семьей колхозника для ведения подсобного хозяйства.На 1 ноября 1971 за К. закреплено навечно 337,8 млн. га земли (32,0% всех земельв пользовании сельскохозяйственных предприятий и хозяйств), в том числе общественногопользования 332,8 млн. и приусадебных земель 4,6 млн. га. Охрана земли, повышениееё плодородия — важнейшая обязанность колхоза.
Основу колхоза,наряду с государственной собственностью на землю, составляет общественная собственностьколхоза — предприятия, здания, сооружения, техника, рабочий и продуктивный скот,многолетние насаждения, материалы (семена, удобрения, ядохимикаты, нефтепродуктыи др.), продукция, денежные средства и другое имущество. Основные и оборотные производственныефонды и основные непроизводственные фонды являются неделимыми — не подлежат разделумежду членами колхоза и используются только по целевому назначению.
Формами организациипроизводства и труда в колхозе являются производственные участки, фермы животноводческие,бригады производственные, звенья и другие подразделения. За этими подразделениямизакрепляются земельные участки, тракторы, машины и инвентарь, рабочий и продуктивныйскот, необходимые постройки и другие средства производства. Деятельность производственныхподразделений осуществляется на основе внутрихозяйственного расчёта.
Все работы в колхозевыполняются колхозниками. Исключение допускается только в периоды напряжённых сельскохозяйственныхработ, если для своевременного их выполнения собственных сил недостаточно. Со стороныколхоз может привлекать также квалифицированных работников для выполнения специальныхработ (агрономов, зоотехников, механиков, строителей и др.).
За работу в общественномпроизводстве колхоз устанавливает гарантированную оплату труда (до 1966 велась оплатапо трудодням с применением авансирования колхозников) и применяет дополнительнуюоплату и другие виды материального стимулирования колхозников. В счёт оплаты трудаденьги выдаются не реже одного раза в месяц, а продукты (продовольствие и корма)— по мере их поступления. Оплата труда в колхозе производится в соответствии с количествоми качеством труда, вложенного каждым колхозником в общественное хозяйство. Ростоплаты труда членов колхоза осуществляется на основе опережающего роста производительноститруда. Члены колхоза получают пенсии по старости, инвалидности, в случае потерикормильца (женщины, кроме того, пособия по беременности и родам), а также пособияпо временной нетрудоспособности, путёвки в санатории и дома отдыха и другие видысоциального страхования. Порядок исчисления пенсий колхозникам установлен такойже, как рабочим и служащим. Социальное обеспечение и социальное страхование колхозниковосуществляется за счёт централизованных союзных фондов. Колхоз помогает колхозникамповышать квалификацию и культурный уровень, приобретать специальность. За счёт общественногофонда потребления содержатся детские ясли и сады, благоустраиваются населённые пункты,проводятся культурные мероприятия и т.д.
Экономическаяситуация в СССР конца 1970-х начала 1980-х гг.: ее влияние на сельское хозяйство
С середины 1970-х годов вобласти земельных (аграрных) отношений не было предпринято явных реформ, однакосоциально-экономическая ситуация в стране привела к кризису в общем в сельском хозяйстве.
Хозяйственно-политическиерешения конца 1970-х годов, как никогда, страдали внутренней несогласованностью:мероприятия по активизации экономических стимулов сочетались с ограничением правпредприятий, возрастало число директивных показателей, а дезорганизация в народномхозяйстве все возрастала. Возникала целая система ослабления экономических инструментоввласти, окончательно оформился механизм социально-экономического торможения, которыйзаблокировал развитие советского общества. Ограничение самостоятельности, хозрасчетныхправ объединений и предприятий, нарушение социалистических принципов оплаты по труду,социальной справедливости подрывали основы материального стимулирования, препятствовалидостижению высоких конечных результатов, вели к снижению трудовой активности людей,падению дисциплины и порядка, к отчуждению трудящихся от собственности.
Принимались меры для подъемааграрного производства: частичное использование экономических стимулов к труду (списаниедолгов с колхозов и совхозов; надбавки за сверхплановую продажу продукции государству),программы комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации).Был сделан акцент на агропромышленную интеграцию — организованное кооперированиеколхозов и совхозов с обслуживанием их отраслями промышленности. Периодически повышалисьзаготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко и другие виды продукции.Вводились надбавки к закупочным ценам на продукцию, производимую хозяйствами в худшихприродных условиях. Сельское хозяйство впервые стало одной из приоритетных отраслейнародного хозяйства, обогнав легкую промышленность.
Для улучшения управления агросферойбыли созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах районные агропромышленныеобъединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел.
Кроме того, падениетемпов сельскохозяйственного производства, миграция крестьянского населения в города,обострение экологической обстановки, снижение уровня жизни народа, сильнейшие неурожаии осложнение продовольственной проблемы привели обострению кризиса в сельском хозяйстве.
Государство сдерживало развитиетоварно-денежных отношений; во многих случаях они подменялись натуральными расчетами.Действовали натуральные пропорции поставок сельхозпродукции, которые устанавливалисьгосударством в одностороннем порядке. Государственный аппарат осуществлял широкоевмешательство в сельскохозяйственное производство. Экономическая инициатива хозяйствнередко подавлялась, поскольку ее результаты не отвечали предписанным натуральнымпоказателям. Попытки реформирования экономического механизма, в том числе в сельскомхозяйстве, неоднократно предпринимались, однако это не давало результатов. Земельноехозяйство находилось в застое.
Не была в полной мере осознанаострота положения — нарастание кризисных явлений в развитии экономики, обществав целом. Проявлялось стремление к лакировке действительности, когда желаемое принималосьза действительное. Акцент, как правило, делался на констатацию успехов, а нарастающиепротиворечия или вовсе замалчивались, или вскрывались без необходимой остроты иглубины.
Необходимость реформированиясоветского общества была обусловлена кризисом гипертрофированного руководства народнымхозяйством со стороны руководства. Это проявлялось и в сфере земельных отношений:в излишней централизации при решении вопросов изъятия и предоставления земли, отстраненииот многих земельных дел местных властей, предпочтительном удовлетворении интересоввоенно-промышленного комплекса, в том числе при земельных отводах, в фактическомотказе от экономии земли при ее застройке. С развитием нового строительства и освоениемновых земель все нагляднее проявлялась проблема бесхозяйственности – проблема, вкоторую попадали (и пребывали) все большие по размеру земельные площади.
В этот период произошли существенныеизменения в численности и составе сельскохозяйственного населения, которые определялиськак комплексом внешних по отношению к нему факторов (индустриализация аграрногопроизводства, перемены в системе расселения и т. п.), так и внутренних (сдвиги всоциально-экономическом положении, условиях его существования, жизненных установкахи пр.). В результате снизилась роль сельскохозяйственного населения в экономикеи в сельском сообществе. И хотя аграрная отрасль и в конце 80‑х гг. оставаласьнаиболее массовой сферой приложения труда в деревне, однако уже не занятые в ней,а работники несельскохозяйственных специальностей определяли социальный образ села.
Деревня почти утратила колхозныйоблик, поскольку доля колхозников в ее населении снизилась до минимума, а работникиаграрного производства стали в основном связаны с государственной формой собственности.Вместе со сворачиванием колхозной организации труда деревня теряла и социальнуюбазу традиционной крестьянской жизни. К концу 80‑х гг. занятые в сельскомхозяйстве существенно отличались от таковых 30 лет назад. Они были иными по численности,характеру трудовой деятельности, половозрастной структуре и другим показателям.Село вряд ли можно было рассматривать как исключительно аграрную сферу, а его население– как только крестьянское. Производственная деятельность в основном осуществляласьв общественном секторе. Личное подсобное хозяйство как один из признаков крестьянствованиясельских жителей благодаря весьма непоследовательной политике государства, объективнопринижавшей значение малых форм хозяйствования, имело неуклонную тенденцию к свертыванию.

Заключение
Если рассматривать развитиев стране колхозного строя, крестьянства в целом, не ограничиваясь определеннымиисторическими периодами, то можно сделать вывод, что если, начиная с 1930 г. крестьянстворассматривалось только в виде колхозов, то в итоге многолетних социально-демографическихи правовых изменений (особенно в 1960-1980-х гг.) в СССР фактически осуществилсяпереход сельского сообщества из традиционного в современное урбанизированное, сформировалисьсоответствующие ему социальные группы — произошло превращение крестьян в наемныхгосударственных работников, где бы они ни были заняты – в колхозе или совхозе.
Назревший к концу 1970-х гг.кризис в социальной экономической, политической и других областях жизни советскогообщества требовал реформирования советской системы, в том числе, и в области правовогорегулирования земельных отношений. Например, в вопросе существования частной собственностина землю: возможно, становление и развитие административно-командной системы какв политической, так и в экономической сфере СССР в условиях государственной собственностина средства производства и существования единого государственного сектора экономикив сельском хозяйстве делало нереальной и не нужной постановку вопроса о трансформацииземельной собственности, но эта проблема не могла быть не поднята в условиях кардинальныхэкономических преобразований, которые были начаты в России в начале 90-х годов.
Попытка превратить колхозыи совхозы в истинно демократичные, хозяйственно свободные, жизненно активные предприятияне удалась — возобладало усиление командно-административных приемов управления колхозно-совхознойсистемой. Крестьянин, арендатор, фермер, рабочий колхоза или совхоза могут статьхозяевами земли и своей собственной судьбы не от насильственного превращения однойформы хозяйствования в другую, но лишь как свободные граждане правового государства.

Источники:
1.          История государстваи права России: полный курс лекций. Исаев И.А. -2е изд. перераб. и доп.-М.: Юрист,1994 – 448 с.
2.          История отечественногогосударства и права. Курс лекций в 2-х частях. Под ред. П.Ф. Лунгу, М.Н. Марченко,Е.А. Суханова. Ч. II. Вып.5, 6, 7 М.:Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1995. 84 с.
3.          История отечественногогосударства и права. Курс лекций в 2-х частях. Под ред. П.Ф. Лунгу, М.Н. Марченко,Е.А. Суханова. Вып. 2. М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ». 1994. 77 с.
4.          Земельное право России.Учебник по специальности «Правоведение»/Под редакцией В.В.Петрова.М., 1997-300 с.
5.          Земельное право России.Учебник. под редакцией Жарикова Ю.Г., Улюкаева В.Х., Ларионова Г.А., Мкарова О.А.М.: Изд-во «Былина», 1997 – 406 с.
6.          Земельный кодекс РСФСР1970 г.
7.          Статьи М.И. Козыря.www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/008/063/066.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.