МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство пообразованию
Ивановскийгосударственный университет
Юридический факультет
Кафедра конституционного,административного и финансового права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРОКУРОРСКОМУ НАДЗОРУ
ТЕМА:
«Работа органовпрокуратуры с обращениями граждан»
Шуя, 2009
1.Конституция РФ о праве граждан на обращение в органы государства
В современный период работа с обращениями граждан в органыпрокуратуры занимает значительное место в общем объеме деятельности органовпрокуратуры. Ежегодно в прокуратурах всех уровней рассматриваются и разрешаютсясотни тысяч обращений заявителей. Число жалоб и заявлений в последние годынеизменно возрастает. Это говорит о том, что население России широко используетпредоставленное ему ст. 33 Конституции РФ право личного обращения вгосударственные органы, в том числе и в органы прокуратуры, призванные охранятьправа и свободы человека и гражданина, а также направлять индивидуальные иколлективные обращения в государственные органы и органы местногосамоуправления. Реализуя право на обращение, граждане добиваются восстановлениянарушенных прав и свобод.
2. Организацияработы в органах прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан
Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляетсобой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры ирегулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотренияобращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации,утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г.и иное федеральное законодательство.
Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре Российской Федерации ворганах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления,жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, неподлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности сизвещением об этом заявителя. Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 г. «Овведении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приемаграждан в системе прокуратуры Российской Федерации» всем подчиненным прокурорампредложено: работу по рассмотрению обращений граждан подчинить решению задачзащиты прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка.
Заявления, жалобы и иные обращения – важные источники информации онарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативнореагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законностииздаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.
Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав исвобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах(с личного приема прокурора).
П. 1.11. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приемаграждан в системе прокуратуры Российской Федерации устанавливает различные способыобращения граждан в прокуратуру:
1) обращение – изложенные в письменной или устнойформе предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное,гражданина, должностного и иного лица;
2) предложение – рекомендация заявителя посовершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшениюдеятельности государства и общества в различных сферах;
3) заявление – просьба гражданина о содействии вреализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение онарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органовуправления;
4) жалоба – просьба заявителя о восстановлении илизащите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод илизаконных интересов других лиц;
5) ходатайство – изложенное в письменной формеобращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;
6) коллективное обращение – обращение двух или болеелиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанноеорганизаторами или участниками митинга, собрания;
7) первичное обращение – обращение по вопросу, ранеене рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;
8) дубликат обращения – обращение заявителя,являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному итому же вопросу и в интересах одного и того же лица;
9) повторное обращение – обращение, поступившее отодного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуетсярешение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру,или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешениипредыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрениипредыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленныйзаконодательством срок рассмотрения;
10) парламентский запрос – запрос, принятыйсоответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации ссоблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генеральногопрокурора Российской Федерации;
11) запрос – оформленный надлежащим образом документ,направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами СоветаФедерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральномупрокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;
12) обращение члена Совета Федерации, депутатаГосударственной Думы – документ, направленный в органы прокуратуры, ссообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации,сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, неоформленный как запрос.
Из вышеперечисленных определений можно сделать заключение, работаорганов прокуратуры с обращениями граждан решает следующие задачи:
· защитаправ и свобод человека и гражданина, восстановление нарушенной законности,укрепление законности и правопорядка;
· удовлетворениеобоснованных обращений и пресечение нарушений законов средствами прокурорскогореагирования;
· выработкамер по совершенствованию правозащитной деятельности органов прокуратуры,устранению ошибок и недостатков.
Не следует также забывать, что обращения граждан являются основнымповодом, обусловливающим необходимость вмешательства со стороны органовпрокуратуры.
Успешность рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иныхобращений в органах прокуратуры зависит, прежде всего, от организации этойработы.
Правом на обращение в органы прокуратуры наделены физические июридические лица. В органах прокуратуры рассматриваются обращения на действия(или бездействие) или решения объектов надзора. Обращение в органы прокуратуры должнообязательно содержать сведения о нарушениях законов, прав и свобод человека игражданина.
Обращение, как правило, направляется (по почте, передается наличном приеме, в канцелярию и т.п.) в прокуратуру по месту нахождения органаили лица, допустившего нарушение. Обращения, разрешение которых не входит вкомпетенцию данной прокуратуры, вместе с имеющимися по этому вопросуматериалами, необходимыми для их разрешения, подлежат пересылкесоответствующему прокурору с уведомлением об этом заявителей. Жалобы надействия (или бездействие) или решения прокурорских работников рассматриваютсявышестоящим по отношению к ним должностным лицом.
Обращения граждан после их поступления в органы прокуратуры допередачи их на рассмотрение подлежат отдельному учету и регистрируются впорядке, установленном Инструкцией по делопроизводству в органах и учрежденияхпрокуратуры Российской Федерации. Письменные обращения подлежат обязательнойрегистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Далеесообщения передаются прокурору-руководителю, который обязан принять одно изследующих решений: принять обращение к своему производству; поручитьрассмотрение обращения работнику прокуратуры (с указанием фамилии); передать наразрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившегообращения; направить на рассмотрение в суд или иной орган по принадлежности.
Зарегистрированные сообщения о совершенных или готовящихсяпреступлениях незамедлительно направляются с учетом подследственности вуполномоченные органы. Жалобы граждан на действия должностных лицуполномоченных органов, отказавшихся принять и зарегистрировать сообщение опреступлении, проверяются незамедлительно.
Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, нарешение или действие которого принесена жалоба. При рассмотрении обращенийзапрещается без согласия гражданина распространять сведения о частной жизни.Анкетные данные и домашний адрес не подлежат разглашению по мотивированнойпросьбе гражданина.
Организация проведения личного приема граждан (посетителей)осуществляется во всех органах прокуратуры.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации прием граждан,представителей государственных и общественных организаций, а также иных лицосуществляется отделом по приему граждан в день их обращения с участиемотраслевых подразделений. Руководителями Генеральной прокуратуры РоссийскойФедерации, начальниками управлений и отделов (на правах управлений) принимаютсяграждане согласно графику, утвержденному Генеральным прокурором РФ или егопервым заместителем. Прием Генеральным прокурором и его заместителямиосуществляется по жалобам и обращениям, которые разрешались в центральномаппарате начальниками управлений, отделов (на правах управлений), либо пожалобам на действия прокуроров субъектов Российской Федерации, руководителейдругих правоохранительных органов, министерств и ведомств. Личный приемГенерального прокурора РФ может быть организован также по его прямомупоручению.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурахгородов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах, в научных иобразовательных учреждениях Генеральной прокуратуры прием населения проводитсяв течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен вдоступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные ипраздничные дни устанавливается руководителями соответствующей прокуратуры.Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза внеделю. Решение по жалобам или обращениям принимается, и ответ на них даетсяруководителем прокуратуры, к которому обратился заявитель на личном приеме.
Не подлежат разрешению обращения:
· несодержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовыйадрес);
· вкоторых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;
· содержаниекоторых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органовпрокуратуры;
· еслитекст письменного обращения не поддается прочтению.
На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостаткахв обращениях, препятствующих их рассмотрению.
Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:
· вкотором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;
· еслипо содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение судао признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психическогозаболевания.
3. Срокии порядок рассмотрения обращений
По обращению, поступившему в органы прокуратуры РоссийскойФедерации, должно быть принято одно из следующих решений:
· принятиик рассмотрению;
· прекращениипроверки;
· передачена разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;
· направлениив другие органы;
· приобщениик ранее поступившей жалобе.
Обращения, решения по которым не принимали руководителинижестоящих прокуратур, направляются им для проверки с одновременнымуведомлением об этом заявителя.
Обращения, рассмотрение которых относится к компетенции несколькихподразделений, направляются в нижестоящую прокуратуру подразделением, указаннымсреди исполнителей первым.
Обращения, адресованные в органы Следственного комитета, а такжеобращения, относящиеся к компетенции следственных органов, направляются всоответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятомрешении.
Если обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесенокак к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования,такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах.
Обращение, разрешение которого не входит в компетенцию даннойпрокуратуры, в 7-дневный срок с момента регистрации направляетсясоответствующему прокурору, другие органы и учреждения.
При направлении обращения на рассмотрение в другой государственныйорган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в случаенеобходимости у них может быть истребована информация о результатахрассмотрения обращения.
В случае, если решение поставленных в письменном обращениивопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органовместного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 днейсо дня регистрации направляется по принадлежности.
При передаче поручений, взятых на особый контроль, об этом вобязательном порядке уведомляется организационное управление Главногоорганизационно-инспекторского управления.
В органах прокуратуры Российской Федерации ведется раздельный учетобращений и обращений, взятых на особый контроль.
Так, предложения, обращения и жалобы граждан, военнослужащих ичленов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в следующие сроки:
– не требующие дополнительного изучения и проверки, в ихчисле и те, по которым нужно дать разъяснения, – до 15 дней;
– требующие дополнительного изучения и проверки – до 30 дней.
Запрос или обращения следующих органов или должностных лицразрешаются в сроки:
· парламентскийзапрос – в срок до 15 дней;
· запросили обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации – не позднее 30 дней;
· запросУполномоченного по правам человека – не позднее 15 дней, если в самом запросене установлен иной срок;
· запросОбщественной палаты Российской Федерации – не позднее чем через 30 дней со дняего регистрации, а в исключительных случаях – не позднее чем через 14 дней;
· обращенияПрезидента Российской Федерации, высших должностных лиц Российской Федерации исубъектов Российской Федерации, а также обращения, разрешение которых взято наособый контроль, – безотлагательно.
Срок рассмотрения и разрешения обращений и запросов исчисляется смомента их регистрации в соответствующем органе прокуратуры. Окончанием срокарассмотрения и разрешения обращений (запросов) считается дата направленияписьменного ответа автору о принятом решении.
В случае проведения дополнительной проверки, запроса материалов ив других исключительных случаях срок разрешения обращений граждан, должностныхили иных лиц продлевается прокурором либо его заместителем с одновременнымуведомлением их авторов о причинах задержки ответа и характере принимаемых мер,но не более чем на 30 дней.
В ходатайстве о продлении срока проверки по обращению указываютсяпричины продления срока и срок, в который обращение будет разрешено. Ходатайствооформляется не позднее, чем за 3 дня до истечения контрольного срока.
Доводы заявителей о систематическом ущемлении прав и свободграждан, многочисленных или грубых нарушениях закона, не получивших должнойоценки правоохранительных органов и нижестоящих прокуроров, проверяются, какправило, с выездом на место.
Для обеспечения полноты и объективности проверок к их проведениюмогут привлекаться специалисты, а в случае необходимости – заявители.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеетправо представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться спросьбой об их истребовании.
По итогам разрешения обращений может быть принято одно изследующих решений:
1. «удовлетворено»– приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законныхинтересов заявителя;
2. «удовлетвореноповторное обращение» – обращение, в котором обжалуются ответы соответствующейпрокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранееподанного обращения. При этом первичное решение отменяется;
3. «отклонено»– требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;
4. «разъяснено»– по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либотребований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;
5. «принятоиное решение» – обращение оставлено без разрешения, приобщено к материаламуголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;
6. «направлено»– обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру илидругое ведомство по принадлежности.
4. Полномочияпрокурора при рассмотрении жалоб и заявлений
Исходя из содержания ст. 27 ФЗ «О прокуратуре РоссийскойФедерации», на прокурора возложена прямая обязанность:
· рассматриватьи проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свободчеловека и гражданина;
· разъяснятьпострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
· приниматьмеры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека игражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещениюпричиненного ущерба.
Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод необходимо,прежде всего, тогда, когда требуется личное обращение пострадавшего за защитойсвоих прав в соответствующий компетентный орган либо в суд. При этомразъясняются все альтернативные способы защиты нарушенных прав, конкретноесодержание закона, которым регулируется этот вопрос. Кроме того, прокурордолжен назвать конкретный орган, который правомочен восстановить нарушенныеправа и свободы либо разъяснить содержание закона, в соответствии с которымразрешается спор о восстановлении нарушенного права.
В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина:
1. имеетместо преступление – прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, егосовершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии сзаконом;
2. имеетхарактер административного правонарушения – прокурор возбуждает производство обадминистративном правонарушении или незамедлительно передает сообщение оправонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которыеполномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
3. защищаемыхв порядке гражданского судопроизводства (когда пострадавший по состояниюздоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде илиарбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободызначительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрелоособое общественное значение) прокурор предъявляет и поддерживает в суде илиарбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Несмотря на то что в последнее время возможность полученияправовой помощи и судебной защиты значительно расширилась, населениепо-прежнему считает прокуратуру наиболее доступной и эффективной структурой,способной квалифицированно, оперативно и, что немаловажно, бесплатно принятьмеры к восстановлению их нарушенных прав.
Принимая посетителей, рассматривая и разрешая жалобы и заявлениянаселения, прокуроры и следователи имеют возможность изучать общественноемнение, складывающееся у населения о прокуратуре в целом и ее работниках вотдельности, что само по себе имеет большое значение. Совершенствование работыорганов прокуратуры с обращениями граждан и иных лиц, несомненно, будетспособствовать улучшению их деятельности, повышению авторитета, а главное – уменьшениюнарушений прав и свобод человека и гражданина.
Списокиспользованной литературы
1. Конституция РоссийскойФедерации от 12 декабря 1993 г. // Рос. газета. 1993. 25 декабря.
2. О прокуратуре РоссийскойФедерации: Закон РФ от 17 февраля 1992 (в ред. ФЗ от 17 ноября 1995, 10 февраля1999, 24 июля 2007 г.) // СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472; 1999. №7.Ст. 878; 2007. №31. Ст. 4011.
3. О порядке рассмотренияобращений граждан Российской Федерации: ФЗ от 2 мая 2006 г. // СЗ РФ.206. №19. Ст. 2060.
4. О введение в действиеинструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системепрокуратуры Российской Федерации: Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерацииот 17 декабря 2007 г. // Законность. 2008. №4.
5. Прокурорский надзор:Учебник / Винокуров Е.Ю. и др. М., 2006.
6. Скуратов Ю. Комментарии кзакону «О прокуратуре РФ». М., 2000.