Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра частного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Гражданское право»
на тему: "Публичный конкурс"
Выполнила: студентка группы04-Ю3
Ергакова А.В.
Проверила: к. ю. н., доцент
Казакова Е.Б.
Пенза 2007
Содержание
Введение
1. Общая характеристика публичного конкурса
1.1 Понятие конкурсного обязательства
1.2 Форма и условия конкурсного объявления
1.3 Изменение условий и отмена публичного конкурса
2. Сравнительная характеристика
2.1 Сравнительная характеристика публичного конкурса ипубличного обещания награды
2.2 Сравнительная характеристика публичного конкурса ипубличных торгов
Заключение
Библиографический список
Введение
Проведение публичных конкурсов вновь получает широкоераспространение в гражданском обороте. При этом сопоставление практикипроведения публичных конкурсов с положениями гражданского законодательствапоказывает, что публичные конкурсы во многих случаях проводятся в противоречиис законодательством. Одна из множества причин тому — несовершенство правовогорегулирования, а также отсутствие у организатора и участников конкурсаадекватных представлений о требованиях Гражданского Кодекса к проведениюпубличного конкурса, и в связи с этим их полное или частичное игнорирование.
Институт публичного конкурса впервые получил закрепление вотечественной гражданской кодификации в Гражданском кодексе РСФСР в 1964 году. Дореволюционноерусское гражданское законодательство не знало названного института. Гражданскоеуложение включало в себя сходный гражданско-правовой институт — публичноеобещание награды.
В данной курсовой работе будет рассмотрено: понятиеконкурсного обязательства, форма и условия конкурсного объявления, изменениеусловий и отмена публичного конкурса, а также сравнительная характеристикапубличного конкурса с публичным обещанием награды и публичными торгами.
Целью работы является анализ сущности публичного конкурса.
Актуальность исследования курсовой работы определяетсяпротиворечием проведения публичных конкурсов с законодательством, а также небольшимколичеством литературы по обозначенной теме.
При написании данной курсовой работы были использованы трудыавторов, среди которых в первую очередь необходимо выделить работы А.П. Сергеева,Ю.К. Толстого, А.Н. Гуева, А.А. Гончарова, Ю.Г. Попонова, а также Д. Кузнецова.
1. Общая характеристика публичного конкурса
1.1 Понятие конкурсного обязательства
В настоящее время правовое регулирование отношений попроведению публичного конкурса осуществляется Гражданским кодексом РоссийскойФедерации. При этом правовое регулирование публичных конкурсов, проводимыхпубличными образованиями, может осуществляться также на основании нормативныхправовых актов соответствующих органов государственной власти и органовместного самоуправления.
Публичный конкурс (англ. public competition)представляет собой публичное обещание награды со стороны «призвавшего»лица (выступающего в качестве организатора конкурса) для того из «отозвавшихсялиц», кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан егопобедителем (п.1 ст.1057 ГК) [1].
Юридические факты, из которых слагается конкурс,представляют собой последовательно сменяющие друг друга односторонние сделки: объявлениеконкурса, представление работ на конкурс, принятие оценочного решения, выплатавознаграждения или возврат представленных работ.
Основным юридическим фактом в развитии конкурсногоправоотношения является объявление конкурса. Именно этот юридический фактпорождает для всех желающих (при закрытом конкурсе — для определенного кругалиц) возможность принять участие в конкурсе. Реализация этой возможности сопровождаетсясовершением соответствующими лицами действий по предоставлению работ, иныхдостигнутых ими результатов на конкурс.
Такая односторонняя сделка, как объявление конкурса, сама посебе конкурсных правоотношений не порождает. Последние возникают не в моментобъявления конкурса, а в момент предоставления конкурсных работ. Объявляяконкурс, устроитель лишь создает предпосылки для своего участия в будущихправоотношениях. Объявление конкурса связывает его устроителя — он не можетпроизвольно изменить условия конкурса или отменить его. Совершить указанныедействия устроитель может лишь при условии соблюдения установленных закономтребований. Если же конкурс не будет изменен или отменен, то в пределахустановленного для предоставления работ срока устроитель не вправе отказать впринятии предоставленных на конкурс работ. Тем не менее, на данном этапе ещерано говорить о существовании у устроителя конкурса гражданско-правовойобязанности перед потенциальными участниками конкурса.
Такая обязанность возникает в момент представления работ ииных результатов на конкурс. Если все условия предоставления работ соблюдены,то устроитель обязан оценить предоставленные работы в порядке, предусмотренномусловиями конкурса. Таким образом, после представления работ и иных результатовмежду устроителем конкурса и каждым его участником возникают конкурсныеправоотношения. Данные правоотношения обладают одинаковым содержанием: егообразуют право каждого из участников требовать от устроителя конкурса оценкипредоставленной им работы и корреспондирующая этому праву обязанностьустроителя такую оценку произвести. При этом конкурсные правоотношения являютсяотносительными, а их количество совпадает с количеством участников конкурса[2].
В конкурсном правоотношении на рассматриваемой стадии управомоченнаясторона не вправе требовать от обязанной предоставления материальных благ всвою пользу. Предоставление участниками конкурса выполненных ими работ наконкурс осуществляется не с целью исполнения обязанностей, а с целью реализациивозникших из объявления конкурса возможностей. В то же время участник конкурса,предоставив выполненную им работу на конкурс, не приобретает права на получениевстречного имущественного удовлетворения. Такое право может возникнуть лишь вбудущем — в случае объявления его победителем конкурса и присуждения денежной ииной премии. Поэтому конкурсные правоотношения не опосредуют товарногоперемещения материальных благ, а сами материальные блага, по поводу которых онивозникают, не принимают форму товара. Очевидно, что такая ситуация не позволяетквалифицировать конкурсные правоотношения в качестве обязательственных.
Вместе с тем конкурсные правоотношения, возникшие междуустроителем конкурса и его участниками, признанными победителями, могуттрансформироваться в обязательственные в будущем. Это происходит на стадиивынесения решения о присуждении премии победителям конкурса.
Правоотношения с теми участниками конкурса, работы которыхне удостоены премии и не получили материального воплощения, прекращаются. Чтокасается работ, не удостоенных премий, но получивших материальное воплощение,то у устроителя конкурса возникает обязанность по их возврату, если в самомобъявлении о конкурсе не указано, что представленные работы не возвращаются. Вэтом случае принятие оценочного решения влечет прекращения правоотношений стеми соискателями, которые не одержали победы на конкурсе.
Значение рассматриваемого юридического факта в развитииправоотношений между устроителем конкурса и теми его участниками, работыкоторых удостоены награды, заключается в следующем. Если на стадиипредставления работ на конкурсное соискание участник конкурса управомочентребовать оценки своей работы, а устроитель конкурса обязан такую оценкупроизвести, то теперь содержание соответствующего правоотношения претерпеваетсущественные изменения. С принятием оценочного решения содержаниеправоотношения образующего право победителя конкурса требовать выдачи емуобусловленной условиями конкурса награды и противостоящая этому правуобязанность устроителя конкурса такую награду выдать. С этого момента данноеправоотношение становится обязательственным[3].
Таким образом, в рамках обязательства, основанного наконкурсе, участник, работа которого признана наилучшей, вправе требовать отустроителя конкурса выдачи обусловленной награды. При этом указанная работа неподлежит возврату победителю. Устроитель конкурса получает возможностьиспользовать ее потребительскую стоимость в обмен на встречное имущественноеудовлетворение, что способствовало выявлению также и меновой стоимости представленнойработы.
По своему смысловому значению понятие «конкурс» означаетсоревнование, конкуренцию. Поэтому к нему прибегают всякий раз, когданеобходимо получить лучший из числа возможных результат.
Конкурс как разновидность публичного обещания награды характеризуетсяследующими чертами:
обещание вознаграждения за лучшее выполнение определеннойработы или достижение иных результатов должно быть публичным, то естьобращенным более чем к одному лицу. Конкурсы бывают открытыми и закрытыми взависимости от того, к кому обращено предложение участвовать в конкурсе. Открытыйконкурс предполагает, что обращение принять участие в конкурсе направлено кнеопределенному кругу лиц, то есть условия конкурса публикуются именно в печатилибо в иных средствах массовой информации. Организатор конкурса может вопределенной степени повлиять на состав участников конкурса, если обусловит ихучастие тем, что необходимо отвечать определенным квалификационным требованиям.Организатор может проводить предварительный отбор участников. Закрытый конкурсхарактеризуется тем, что предложение участвовать в нем обращено к определенномукругу лиц по усмотрению организатора конкурса, а также организатор не вправеосуществлять предварительный квалификационный отбор участников;
публичный конкурс должен быть направлен на достижениекаких-либо общественно полезных целей. Цель публичного конкурса — удовлетворение потребностей и интересов широких слоев населения (например,жителей города, если объявляется конкурс на разработку макета моста через реку),определенных групп людей (например, инвалидов), всего общества либо государства;
обещанное вознаграждение должно быть специальноустановленной премией, которая выплачивается победителю конкурса за достигнутыйрезультат независимо от его права на получение иных видов вознаграждения засвой труд. При этом премия должна быть денежной или вещевой. Всякое иноепоощрение победителя соревнования, если не сочетается с выплатой премии, непризнается конкурсным вознаграждением;
награда должна быть обещана за лучшее выполнениеопределенной работы или достижение иных результатов, что предполагаетвозможность сопоставления и выбора одного из многих сравнимых по своимкачественным признакам результатов, достигнутых к тому же разными лицами.
Характер и содержание работы, за лучшее выполнение которойпублично обещано специальное вознаграждение, определяются условиями конкурса. Работа,хотя и отличающаяся высокими достижениями, но не отвечающая условиям конкурса,вообще не допускается к конкурсу.
Общество с ограниченной ответственностью «Гидроспецстрой»обратилось в Арбитражный суд Пензенской области к Правительству Пензенскойобласти в лице Управления цен и тарифов Пензенской области с заявлением опризнании незаконным решения конкурсной комиссии в части отказа в допуске кучастию в конкурсе на размещение государственного заказа, оформленногопротоколом конкурсной комиссии N 72 от 09.06.2006 г. и о признании единственнымучастником конкурса на размещение заказа.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 18 октября2006 г. требования удовлетворены частично.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил изтого, что контроль над выполнением работ и их качеством не требует лицензии навсе виды работ.
Постановлением апелляционной инстанции от 19.12.2006 данноерешение суда оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция указала, что доводы Управления цен итарифов Пензенской области об обязательном наличии у генерального подрядчикалицензии на осуществление строительства зданий и сооружений свыше 15 метров не соответствуетнормам права и установленным по делу обстоятельствам.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управлениецен и тарифов Пензенской области обратилось с кассационной жалобой, в которойпросит их отменить в связи с нарушением судом норм материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что судом не примененпп.102 п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видовдеятельности» от 08.08.2001 N 128-ФЗ, так как стороной по подрядномудоговору может выступить лишь подрядчик имеющий лицензию на осуществлениестроительства сооружений до 60 кв. м.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон,обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия находит, что она подлежитчастичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела иустановлено судом, Управлением капитального строительства Пензенской областиразмещен государственный заказ на «Подрядные работы по строительствуобъекта „Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва (гимнастическийкомплекс в микрорайоне N 5 3-й очереди застройки жилого района Арбеково по пр. Строителейг. Пензы“).
Объявление о конкурсе размещено 02.05.2006 г. в газете»Пензенская Правда" (т.1 л. д.10).
9 июня 2006 года Управлением цен и тарифов Пензенскойобласти проведен открытый конкурс на размещение указанного государственногозаказа.
Предметом конкурса являлось размещение государственногозаказа на подрядные работы по строительству объекта.
Из протокола N 72 от 09.06.2006 г. рассмотрения заявок научастие в открытом конкурсе лот N 1 следует, что конкурсной комиссиейрассмотрена заявка на участие в конкурсе ООО «Гидроспецстрой», которомуотказано в допуске к участию в конкурсе и конкурс признан несостоявшимся (т.1 л.д.8-9).
Основанием к отказу в допуске истца к участию в конкурсеявилось отсутствие лицензии, разрешающий осуществлять деятельность построительству зданий и сооружений высотой свыше 15 метров.
Пунктом 4.1.1 контракта в обязанности генеральногоподрядчика вменено выполнить своими силами и силами субподрядных организацийвсе работы, указанные в контракте.
Требования конкурсной документации к участникам размещениязаказа предусматривали наличие действующей лицензии на осуществлениедеятельности, в случаях, предусмотренных законодательством (т.1 л. д.33).
При подаче заявки на участие в конкурсе истцом представленалицензия от 23.01.2006 г. N ГС-1077-01-27-0-5802003380-024952-1 наосуществление: строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровней ответственностив соответствии с государственным стандартом, функций генерального подрядчика,деятельности по строительству зданий и сооружений высотой до 15 метроввключительно (т.1 л. д.12).
Конкурсная комиссия протоколом N 72 от 09.06.06 отказала ООО«Гидроспецстрой» в допуске к участию в конкурсе со ссылкой наотсутствие у него лицензии, разрешающей осуществлять деятельность построительству зданий и сооружений высотой свыше 15 метров.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что ООО «Гидроспецстрой»не может быть допущен к участию на конкурсе не противоречит требованиям п.3 ст.25пп.3 п.2 ст.35 Федерального закона от 21.07.2005, N 94ФЗ, так как документы,подтверждающие квалификацию участника размещения заказа должны соответствоватьпредмету конкурса.
Представитель ответчика в ходе судебного разбирательствауказал, что конкурсная документация содержала сведения о высоте подлежащегостроительству объекта, однако истец не принял мер к получению надлежащейлицензии до окончания срока подачи заявок.
Соответствующую лицензию истец получил после проведенияконкурса, однако при повторном проведении конкурса своим правом на подачузаявки, не воспользовался.
Представитель третьего лица в ходе судебного разбирательствауказал, что по результатам повторного конкурса определен победитель, с которымзаключен подрядный договор на строительство соответствующей очередидетско-юношеского гимнастического комплекса.
Судебные инстанции, удовлетворяя заявление ООО «Гидроспецстрой»,исходили из возможности истца привлечь к выполнению строительных работсубподрядчика с надлежащей лицензией, то есть исходили из наличия у истца правгенподрядчика, однако пп.1 п.1 ст.12 Федерального закона «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» содержит конкретные условия допускак участию на конкурсе. Непредставление истцом соответствующего документа — ввиде надлежащей лицензии в рамках требования пп.3 п.3 ст.25 Федерального законаот 21.07.2005 N 94-ФЗ (в редакции от 31.12.2005) явилось правомерным основаниемдля отказа истцу в допуске к участию в конкурсе.
При таких данных коллегия считает, что обжалуемые судебныеакты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права,заявление удовлетворению не подлежит, так как отказ Правительства Пензенскойобласти в лице Управления цен и тарифов Пензенской области в допуске ООО «Гидроспецстрой»к участию в конкурсе от 09.06.2006 не противоречит пп.7 п.1 ст.12 Федеральногозакона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнения работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Учитывая изложенное и руководствуясьстатьями 110, 286, 287, 288, 289, 319 Арбитражного процессуального кодексаРоссийской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции постановил:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 18.10.2006 ипостановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2006 поделу N А49-4106/06-122/27 отменить в части удовлетворения заявления ООО «Гидроспецстрой»,г. Пенза и в отмененной части в удовлетворении заявления отказать.
В части отказа в удовлетворении требований о восстановленииООО «Гидроспецстрой» в правах единственного участника размещениягосударственного заказа судебные акты оставить без изменения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Гидроспецстрой»,г. Пенза в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационнойжалобе в размере 500 руб.
Взыскать с Управления цен и тарифов Пензенской области, г. Пензав доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе вразмере 500 руб.
Арбитражному суду Пензенской области выдать исполнительныелисты в соответствии с настоящим постановлением.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанциивступает в законную силу со дня его принятия[4].
1.2 Форма и условия конкурсного объявления
Объявление о проведении конкурса, то есть акт, в которомвыражается публичное обещание премии за лучшее выполнение определенной работы,может быть сделано в различной форме: путем публикации в газете, выпускарекламного проспекта или специального информационного листка (бюллетеня),вывешивания соответствующего объявления в общественных местах, извещения порадио и телевидению.
Сведения (условия), которые должно содержать конкурсноеобъявление, определены законом (ст.1057 ГК РФ). Они делятся на обязательные, тоесть такие, которые должны быть указаны при объявлении любого конкурса, ифакультативные, то есть такие, которые указываются по свободному усмотрениюустроителя конкурса, а их количество и характер зависят от особенностейконкурса. При отсутствии обязательных условий или хотя бы одного из них конкурссчитается необъявленным. К числу этих условий относятся:
сведения о существе задания (предмете конкурса). Степеньдетализации этих сведений зависит от цели и характера конкурса. При проведенииконкурса на исполнительное мастерство достаточно бывает указать вид жанра илидеятельности, а при создании архитектурных сооружений, как правило, указываютсяхудожественные, технические и другие признаки, которым они должны отвечать. Поэтомуконкурсное задание может выражаться в простой постановке задачи (определенииидеи, темы) с указанием формы ее разрешения и может быть детализировано доконкретных показателей и признаков, которым должно отвечать решение конкурсной задачи;
срок выполнения задания, который определяет и срокпредставления работы на конкурс. Он должен обладать такой продолжительностью,которая реально обеспечивает выполнение конкурсного задания. В зависимости отхарактера конкурса срок может определяться либо отрезком времени, в течениекоторого должно быть выполнено задание, либо точно фиксированной календарнойдатой, к которой приурочивается исполнение задания, когда, например, предметомконкурса является деятельность, подлежащая оценке при самом ее исполнении. Могутустанавливаться окончательные и промежуточные сроки (например, промежуточныйсрок предварительного просмотра или прослушивания исполнителей либо срокпредставления проспектов выполнения конкурсного задания).
Невыполнение задания или непредставление работы вустановленный срок независимо от их причин влечет отказ в приеме работы наконкурс, который не может быть обжалован ни в административном, ни в судебномпорядке;
порядок представления работ или иных достижений касаетсяпрежде всего, формы представления, а также ряда других условий, которые должныбыть соблюдены. Форма представления работы на конкурс определяется самимхарактером работы и выражается либо в передаче участником конкурса егоустроителю определенного результата своего труда в виде материализованногообъекта (картины, проекта), либо путем исполнения работы при непосредственномвосприятии этого исполнения устроителем конкурса (при проведении конкурсов наисполнительское мастерство). Условиями конкурса может быть предусмотренопредставление работы под девизом или за подписью автора, в определенномколичестве экземпляров. Иногда может быть предусмотрено предварительноепредставление в обусловленные сроки проспекта работы[5].
Отказ в приеме работы на конкурс может последовать только помотиву несоответствия ее условиям конкурса либо нарушения порядка и сроков ее представления;
место представления работы должно быть указано в объявлениио конкурсе в числе других условий и имеет существенное значение не только дляучастников конкурса, но и для привлечения к конкурсу внимания общественности,особенно при проведении конкурсов на исполнительское мастерство. В последнемслучае местом предоставления работ признается место осуществления подлежащейпросмотру и оценке деятельности;
критерий, порядок и срок сравнительной оценки работустанавливаются в зависимости от особенностей самой работы. В ряде случаев,например, проводятся предварительный отбор и оценка проспектов работ и заявок. Конкурсможет проводиться в несколько этапов, к исходу каждого из которых производятсяоценка и отбор наиболее достойных для участия на следующем этапе работ. Окончательнойоценке работ может предшествовать ее предварительное открытое обсуждение в томили ином коллективе, помещение представленных на конкурс работ на выставках дляпубличного обозрения (показ в кино, по телевидению) с целью определенияобщественного мнения об этих работах. Срок окончательной оценки работыпризнается и сроком вынесения решения о выплате вознаграждения ее автору;
размер вознаграждения (премия) устанавливается обычно в видеопределенной денежной суммы, но может выражаться и в какой-то другой имущественнойценности. Как правило, устанавливается несколько премий определенного размера всоответствии с призовым местом, занятым той или иной работой. При этом длякаждого места может быть установлена не одна, а несколько премий. Не исключеноустановление премий без указания их количества по месту. Кроме премий, дляпобедителей конкурса могут устанавливаться поощрительные премии, выплачиваемыеучастникам конкурса, работы которых хотя и не заняли призовых мест, но признаныдостойными быть отмеченными. Количество поощрительных премий, их виды и размерыутверждаются устроителем конкурса;
порядок и срок объявления результатов конкурса. Определениерезультатов конкурса воплощается в решении об оценке конкурсных работ. Опринятом решении участники конкурса могут быть уведомлены в той же форме, вкакой конкурс объявлен, либо иным образом (например, путем письменногоуведомления всех соискателей либо только победителей конкурса).
Факультативные условия конкурса устанавливаются егоустроителем и детализируют отдельные его положения для внесения определенностиво взаимоотношения сторон. Чаще всего они касаются оформления представленных наконкурс работ, состав жюри, порядка и сроков выплаты вознаграждения, порядкаиспользования премированных произведений науки, литературы или искусства ивыплаты авторам этих произведений гонорара, порядка возврата участникамконкурса работ, не удостоенных премии.
Право на получение награды (премии) возникает у соискателялишь в случае признания его работы лучшей и (или) достойной вознаграждения всоответствии с условиями конкурса. Если указанные в объявлении результатыдостигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, наградараспределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если такоесоглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом.
Для рассмотрения работ, представленных на конкурс, иопределения его результатов создается конкурсная комиссия или жюри, куда входятвысококвалифицированные специалисты в данной области знаний. Оценка конкурсныхработ может быть произведена самим устроителем или поручена другим организациям[6].
При отказе устроителя конкурса выплатить премию, а также принарушении сроков выплаты причитающегося победителям конкурса вознаграждения ономожет быть взыскано в судебном порядке.
Конкурсные работы, не удостоенные награды, устроительконкурса обязан возвратить участникам конкурса немедленно по объявлениирезультатов. Неисполнение данной обязанности дает участникам конкурса правотребовать возврата своих работ, а в случае их утраты или повреждения — возмещенияубытков.
В условиях конкурса может быть предусмотрено, чтопредставленные на конкурс работы не подлежат возврату либо возвращаются толькопо требованию участников конкурса. Невозможность возврата работы может вытекатьи их характера выполненной работы[7].1.3 Изменение условий и отмена публичного конкурса
В процессе проведения конкурса может возникнутьнеобходимость внести изменения в ранее объявленные его условия либо даженеобходимость его отмены. Но изменение условий конкурса, а тем более егоотмена, особенно в конце срока его проведения, могут затронуть и существенноущемить интересы лиц, пожелавших принять в нем участие, которые к тому временимогли уже приступить к выполнению определенной условиями конкурса работы ипонести в связи с этим соответствующие издержки. Поэтому закон допускаетвозможность изменения условий конкурса и его отмену только в пределах первой половинысрока, установленного для представления работ. Правомерность внесенных вовторой половине указанного срока изменений условий конкурса не устраняется лишьтогда, когда они улучшают положение будущих его соискателей (например,увеличивается размер и количество премий).
Возможность изменения условий конкурса или его отмены неставится в зависимость от волеизъявления соискателей. Поэтому устроительконкурса вправе внести изменения в его условия и тогда, когда кто-либо изсоискателей в пределах первой половины установленного срока уже представилработу. При таких обстоятельствах исполнитель работы не может требовать допускаего к участию в конкурсе на первоначально установленных условиях или признаниянедействительными внесенных в них изменений.
Изменение условий конкурса или его отмена должны бытьдоведены до сведения возможных соискателей, то есть тех лиц, на которых былорассчитано объявление о конкурсе. Эта цель достигается, если сообщение обизменении условий конкурса или его отмене сделано в том же порядке, в каком былобъявлен сам конкурс. Выполнение этого требования освобождает устроителяконкурса от обязанности принять на конкурс работу, выполненную на первоначальноуказанных условиях, хотя бы автор этой работы по уважительной причине и не знало внесенных в условия конкурса изменениях либо о его отмене. Однако в силу п.3ст.1058 ГК РФ устроитель в этом случае обязан возместить расходы, понесенныелюбым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, какему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса или оего отмене. Устроитель конкурса освобождается от обязанности возмещения такихрасходов, если докажет, что указанная работа была выполнена не в связи сконкурсом, в частности до объявления о конкурсе, либо заведомо не соответствовалаусловиям конкурса (п.3 ст.1058 ГК РФ) [8].
Нарушение требований о порядке изменения условий конкурсаили его отмены влечет в соответствии с п.4 ст.1058 ГК РФ ответственностьустроителя в форме выплаты награды тем участникам конкурса, которые выполнилиработу, удовлетворяющую указанным в конкурсном объявлении условиям. Квалификацияданной меры гражданско-правовой ответственности зависит от того, возникло ли намомент незаконного изменения условий или отмены конкурса конкурсноеправоотношение между соответствующим участником и устроителем конкурса. Есликонкурсное правоотношение возникло, то санкцию, предусмотренную п.4 ст.1058 ГКРФ, можно рассматривать в качестве нормативно установленной ставки возмещенияубытков, причиненных участнику конкурса в результате незаконных действийустроителя. Убытки по смыслу ст.15 ГК РФ могут быть причинены определенномулицу лишь вследствие нарушения принадлежащего ему субъективного права. Конкурсноеправоотношение возникает в момент представления участником конкурса выполненнойим работы на конкурс. До этого момента никакими правами по отношению кустроителю конкурса участник не обладает, а потому не может идти речи овозмещении причиненных ему убытков[9].
Если же на момент незаконного изменения условий конкурса илиего отмены между устроителем конкурса и соответствующим участником еще невозникло соответствующего правоотношения, то правовая природа указанной санкциибудет иной. Ее следует усматривать в том, что несоблюдение установленныхзаконом требований влечет для устроителя конкурса нежелательные правовыепоследствия. Объявив публичный конкурс, устроитель принял на себя обязанностьвыплатить награду тому участнику конкурса, работа которого будет признананаилучшей. Аналогичную обязанность устроитель конкурса вынужден нести поотношению к любому участнику конкурса, выполнившему работу, отвечающуюустановленным в конкурсном объявлении требованиям.
В обоих случаях право участника конкурса на получениенаграды может быть осуществлено только в том случае, если отвечающая условиямконкурса работа им уже выполнена. Осуществление данного субъективного права независят от того, была ли представлена выполненная работа на конкурс. Сам посебе факт незаконного изменения условий конкурса или его отмены не даетучастнику конкурса права требовать выплаты награды. Поэтому, получив извещениео незаконном изменении условий конкурса или о его отмене, соответствующийучастник может приостановить выполнение работы и обратиться к устроителюконкурса с требованием о возмещении понесенных в связи с ее выполнениемрасходов. Если же участник конкурса желает получить награду, то предъявитьсоответствующее требование он сможет только по окончании выполнения конкурсногозадания.
2. Сравнительная характеристика
2.1 Сравнительная характеристика публичногоконкурса и публичного обещания награды
Публичное обещание награды (англ. public promise of bonus) — это обращенное к неопределенному кругу лиц обещание имущественноговознаграждения за достижение обусловленного результата тому, кто достигнетэтого результата[10].Публичный конкурс может быть и закрытым, то есть предложение обращено копределенному кругу лиц по усмотрению организатора конкурса.
Обещание награды, также как и при проведении публичногоконкурса, может быть выражено в любой форме (письменно, устно, в печати, порадио). Важно, чтобы оно было доступно для восприятия неопределенным кругомлиц, которые в случае необходимости могут потребовать письменного егоподтверждения.
Для выполнения какой-либо работы или оказания той или инойуслуги обычно заключают соответствующий договор с их исполнителями с предварительнойили последующей оплатой по договору. Для скорейшего достижения желаемогорезультата целесообразно привлечь к нему внимание широкого круга лиц собещанием выполнить соответствующее вознаграждения тому, кто достигнет этогорезультата.
На рекламных щитах, просто на стенах домов и заборах мынередко читаем, а по телевидению и радио слышим объявления такого рода: «Всреду, в районе железнодорожный вокзала потерялась собака — доберман по кличке»Рекс". Окрас черный с коричневой грудью. На черном кожаном ошейникекруглый жетон на котором выбита цифра «1». Нашедшего просим позвонитьпо телефону… Вознаграждение гарантируется". Подобное обращение и есть нечто иное, как публичное обещание награды.
Публичное обещание награды предполагает совершение весьмашироких действий, в отличие от него публичный конкурс всегда направлен надостижение общественно полезных целей.
Далеко не всякое, даже сделанное публично, обещание наградыимеет юридическое значение и порождает возникновение обязательства. Чтобыобещание награды было юридически обязательным, оно должно отвечать определеннымпризнакам, а именно:
обещание награды должно быть публичным, то есть обращенным кнеопределенному кругу лиц. Если обещание награды обращено к конкретному лицуили группе лиц, отношения сторон приобретают договорный характер;
обещание вознаграждения должно быть имущественным, то естьденежным или иным, имеющим стоимостное выражение. Обещание награды, лишеннойимущественного содержания порождает не гражданско-правовые, а иные отношения;
необходимым элементом содержания публичного обещания наградыявляется указание на результат, который должен быть достигнут в качествеусловия получения вознаграждения. Награда должна быть обещана за правомерноедействие, которое в принципе может быть совершено не одним, а неограниченнымчислом лиц. Обещание награды, рассчитанное на достижение соответствующегорезультата одним конкретным лицом, не порождает обязательства ввиду отсутствияпубличности обещания награды. Размер награды может и не быть заранее определен,в публичном конкурсе же размер и форма награды всегда жестко определены[11];
обещания награды должно давать возможность установить, кемона обещана. Лицо, отозвавшееся на обещание, вправе потребовать письменногоподтверждения обещания. В противном случае оно несет риск последствий непредъявления такого требования, если окажется, что в действительностиобъявление о награде не было сделано указанным в нем лицом. Обещание награды,лишенное этих признаков, не порождает обязательства. Награду могут получить инесколько лиц, выполнивших необходимые действия независимо друг от друга, впубличном конкурсе победитель — всегда один (за исключением случая, когдаработу совместно выполнило несколько лиц).
Изменить условия обещания награды нельзя, в публичномконкурсе допускается изменение условий в тот же срок, что и отмена конкурса.
По своей юридической природе публичное обещание награды,также как и публичный конкурс, является односторонней сделкой и ставит обещавшегонаграду в положение должника, а любого откликнувшегося на это обещание — вположение кредитора. Но являясь односторонней сделкой, публичное обещаниенаграды само по себе никаких прав, а тем более обязанностей у тех, к кому онообращено, не порождает. Соответствующие права у них возникают только придостижении указанного в обещании результата. Лицо, давшее такое обещание,связано им лишь при условии, если кем-либо будет достигнут результат, закоторый обещано вознаграждение, о чем публично обещавший награду должен бытьтак или иначе поставлен в известность. Только в этом случае у него возникаетобязанность выплатить соответствующее вознаграждение тому, кто достигобусловленного результата. Именно в этот момент и возникает соответствующееобязательство, выявляется конкретный состав его участников, реализуются права иобязанности. В публичном конкурсе также обязательства возникают не в моментобъявления конкурса, а в момент представления конкурсных работ.
Публично обещавший награду обязан выдать ее совершившемудействие, определенное в объявлении. Вознаграждение, которое подлежит выплатепри публичном обещании награды, может быть выражено в конкретной денежной сумме.Так, после совершения ряда преступлений, совершенных маньяком изРостова-на-Дону, по телеканалу ОРТ было объявлено о выплате вознаграждения вразмере 100 тысяч рублей тому, кто знает о местонахождении данного преступника.Награда может быть выражена указанием конкретной вещи, а также в обезличеннойформе, как это часто бывает на практике, путем указания «вознаграждениегарантируется». Если в публичном обещании награды не указан ее размер, онопределяется по соглашению с лицом, обещавшим награду, а в случае спора — судом.В публичном конкурсе за выполнение той или иной работы предусмотрена специальноустановленная премия, она должна быть денежной либо вещевой.
При публичном обещании награды предполагается достижениеединственного в своем роде и в силу этого неповторимого результата. Он можетбыть достигнут либо не достигнут. В публичном конкурсе награда должна бытьобещана за лучшее выполнение определенной работы или достижение иныхрезультатов, что предполагает возможность сопоставления и выбора одного измногих сравнимых по своим качественным признакам результатов.
В случае если действие, указанное в объявлении о награде,независимо друг от друга совершили несколько лиц (например, сообщение разнымилицами примет преступника), тогда право на получение награды возникает у того,кто первым совершит соответствующее действие. При невозможности установить, ктопервым совершил обусловленные в объявлении действия, или если эти действиясовершены одновременно несколькими лицами, награда делится между ними поровну[12].
Срок, в течение которого должен быть достигнут результат, неявляется ни обязательным, ни характерным условием публичного обещания награды. Ноесли он установлен, то действие, за которое обещана награда, должно бытьсовершено в пределах этого срока, а лицо, публично обещавшее награду, связаносвоим обещанием до его истечения. Срок выполнения работ указывается в условияхпубличного конкурса.
Лицо, публично объявившее награду за достижениеобусловленного результата, вправе отменить свое обещание (право отступления). Такаяотмена не должна нарушать интересы потенциальных соискателей награды. Отказ неможет иметь места:
когда в самом объявлении предусмотрена или из него вытекаетнедопустимость отказа;
до истечения срока, установленного для совершения действия,за которое обещана награда;
если к моменту объявления об отказе одно или несколькоотозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие. Публичныйконкурс организатор вправе отменить в течение первой половины срока, установленногодля представления работ.
Также как и в публичном конкурсе, сообщение об отменеобещания награды должно быть сделано в той же форме, что и обещание о награде. Отменапубличного обещания награды не освобождает того, кто ее объявил, от возмещенияотозвавшимся на обещание лицам расходов, понесенных ими в связи с совершениемдействия, направленного на достижение результата в пределах указанной вобъявлении награды. Он освобождается от этой обязанности, если докажет, чтопонесенные указанными лицами издержки обеспечивали такую деятельность, котораязаведомо и не могла увенчаться успехом. В публичном конкурсе, получив извещениео незаконном изменении условий конкурса или о его отмене, соответствующийучастник может приостановить выполнение работы и обратиться к устроителюконкурса с требованием о возмещении понесенных в связи с ее выполнениемрасходов.
2.2 Сравнительная характеристика публичногоконкурса и публичных торгов
Вряд ли большим преувеличением будет отнесение торгов к наиболеесложным гражданско-правовым институтам. Лаконичность их законодательногорегулирования явилась обманчивой простотой — применение на практике этойконструкции неизменно вызывает затруднения даже у самых искушенныхправоприменителей. Если же учесть нормы специальных законов, регулирующихотдельные виды торгов, число возникающих вопросов неумолимо возрастает.
Публичные торги (англ. sale by public cant) — продажа имущества посредством вызова желающих принять участие в торгах.
Публичные торги представляют собой один из способовзаключения договоров, который тесно связан с основными законами свободногорынка, выражая их наиболее последовательно. Суть публичных торгов состоит втом, чтобы обеспечить по возможности больший набор отозвавшихся на извещение ивыбрать среди сделанных предложений лучшее.
Публичные торги были известны еще в Древнем Риме. Имиохватывался уже тогда весьма широкий круг отношений, притом иногда с элементамипубличного характера: примером могли служить торги по сдаче в аренду городских земель.Для успешного достижения своей цели торги должны были непременно обладать двумяпризнаками: публичностью (обращение к публике) и состязательностью, которая идавала возможность объявить победителя[13].
Появившийся значительно позже конкурс родился изобстоятельств, совсем не связанных с торгами. То были обязательства в сферебытовых отношений: нашедшему чужую вещь и возвратившему ее собственнику должнобыло быть выплачено обещанное вознаграждение. Много лет спустя конкурс вместе саукционом были признаны двумя формами торгов, что означало, что родовыепризнаки торгов — публичность и состязательность — должны были быть присущими вравной мере и конкурсу, и аукциону.
Отсутствие в послевоенный период, свободы рынка существенноограничивало проведение обеих форм торгов. Сфера применения конкурса оказаласьузкой, специфичной. Как правило, речь в подобных случаях шла о конкурсах всфере науки, литературы, искусства. Все сводилось к тому, что путем конкурсаопределялись лучшие писатели, поэты, художники, акты. Отражая это, впервыепоявившиеся в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года нормы, выделенные в особуюглаву «Конкурс», ограничивались указанием на то, что «публичноеобещание государственной, кооперативной или общественной организациейспециального вознаграждения (премии) за лучшее выполнение определенной работы (объявлениеконкурса) обязывает эту организацию уплатить обещанное вознаграждение лицу,работа которого признана достойной вознаграждения в соответствии с условиямиконкурса» (ст.439 ГК 1964 г).
Действующий ГК РФ в своей второй части содержит главу 57(«Публичный конкурс»), которая представляет собой третий, неохваченный понятием «торги» вид конкурсов. Публичный конкурс весьмаблизок к тому, который был предусмотрен главой 28 ГК 1964 года («Конкурс»).
Необходимо отметить несовпадение норм о содержании условийобъявления о публичном конкурсе (п.4 ст.1057 ГК РФ) и сведений извещения оторгах в форме конкурса (п.2 ст.448 ГК РФ).
Одни сведения, подлежащие указанию в объявлении о публичномконкурсе и в извещении о торгах в форме конкурса, являются идентичнымипонятиями, однако выражены терминологически по-разному: «существо задания»- «предмет торгов», «порядок представления работ» — «оформлениеучастия в торгах», «критерии и порядок оценки» — «определениелица, выигравшего торги». Между ними коллизии не возникает.
Другие сведения — о времени и месте конкурса — предусмотреныдля извещения о торгах в форме конкурса, но не предусмотрены для объявления опубличном конкурсе. При публичном конкурсе эти сведения могут не указываться,поскольку в этом нет той необходимости, какая имеется при проведении торгов. Вторгах включение названных сведений обусловлено заключением в день проведенияторгов соответствующего договора (протокола о результатах торгов) (ч.1 п.5 ст.448ГК РФ) [14].Сведения о времени и месте торгов информируют участников торгов о том, где икогда будет заключен соответствующий договор (в этом заключается их значимостьи необходимость). В публичном конкурсе, содержащем обязательство заключитьдоговор с победителем конкурса, договор может быть заключен не только в деньпроведения конкурса, но и в более поздний срок (п.5 ст.1057, ч.2 п.5 ст.448 ГКРФ). В таком случае указание в объявлении о публичном конкурсе сведений овремени и месте конкурса лишено того смысла, который оно имеет в торгах.
Существенные различия между нормами о торгах в формеконкурса и о публичном конкурсе имеются в вопросе условий и правовыхпоследствий отмены конкурса. В торгах возможен только отказ от конкурса,который должен быть сделан не позднее чем за 30 дней до его проведения (ч.1 п.3ст.448 ГК РФ). При закрытом конкурсе в любом случае, а при открытом конкурсе вслучае нарушения установленного для отказа от конкурса срока организаторконкурса обязан возместить участникам реальный ущерб (ч.2, 3 п.3 ст.448 ГК РФ).
Между тем в публичном конкурсе допускается как изменение,так и отказ от конкурса, которые должны быть сделаны в течение первой половиныустановленного для представления работ срока (п.1 ст.1058 ГК РФ). Изменение илиотмена публичного конкурса совершается тем же способом, каким он был объявлен (п.2ст.1058 ГК РФ). При изменении или отмене публичного конкурса лицо, объявившеепубличный конкурс — организатор конкурса, обязано возместить расходы,понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу,а в случае нарушения способа или срока изменения или отмены — выплатить наградулицам, выполнившим работу (ч.1 п.3, п.4 ст.1058 ГК РФ).
Данная коллизия разрешается исходя из установленногоГражданским кодексом приоритета норм о торгах в форме конкурса над нормами опубличном конкурсе. Это проявляется в том, что публичный конкурс, содержащийобязательство заключить договор, может быть изменен или отменен не позднее чемза 30 дней до его проведения; изменение условий или отмена конкурса могут бытьпроизведены любым способом; единственным последствием изменения или отменыоткрытого конкурса с нарушением установленного срока (при закрытом конкурсенезависимо от нарушения срока) для организатора конкурса является только возмещениереального ущерба участникам конкурса.
В юридической практике бытует мнение о том, что внесениезадатка в торгах обеспечивает только интересы организатора конкурса и никак невлияет на правовые последствия проведения конкурса. Задаток обеспечиваетисполнение обязательства подписать протокол о результатах торгов (ч.1 п.5 ст.448ГК РФ) как участниками, так и организатором конкурса[15].
Иногда в нормативных актах, регулирующих проведениекакого-либо конкурса, задаток заменяется другим способом обеспеченияобязательства, например, неустойкой, которую должен уплатить победительконкурса в случае отказа от подписания протокола о результатах торгов.
Если объявление публичного конкурса содержало обязательствозаключить с победителем конкурса договор, то последний подлежит обязательномузаключению сторонами. В случае же уклонения одной из них от заключения договорав соответствии с приоритетом норм торгов в форме конкурса над нормамипубличного конкурса другая сторона вправе обратиться в суд с требованием опонуждении заключить договор.
Закрытое акционерное общество «Монаб» обратилось вАрбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к правительству Москвы, Комитетугорода Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов и обществу сограниченной ответственностью «СТ Девелопмент» о признаниинедействительными решения конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвестора пореализации инвестиционного проекта строительства нового многофункциональногокомплекса зданий на месте зданий гостиницы «Россия», оформленногопротоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряженияправительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП «Об итогах конкурса по выборудевелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства новогомногофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы „Россия“.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 вудовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от08.07.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округапостановлением от 17.10.2005 оставил решение и постановление без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд РоссийскойФедерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов закрытоеакционерное общество „Монаб“ просит их отменить, ссылаясь нанарушение судами норм материального и процессуального права, и принять, непередавая дела на новое рассмотрение, новый судебный акт о признаниинедействительными решения конкурсной комиссии, оформленного протоколомзаседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, и распоряжения правительства Москвы от08.12.2004 N 2453-РП.
В отзывах на заявление правительство Москвы и Комитет городаМосквы по организации и проведению конкурсов и аукционов просят оставитьоспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующемузаконодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении,отзывах на него и выступлениях присутствующих в заседании представителейсторон, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующимоснованиям.
Иск заявлен о признании недействительными решения конкурснойкомиссии и распоряжения правительства Москвы, поскольку они не соответствуютусловиям конкурсной документации.
Суд отказал в иске, ошибочно полагая, что проведениеконкурса и определение победителя соответствуют законодательству РоссийскойФедерации.
Между тем в соответствии со статьей 447 Гражданского кодексаРоссийской Федерации организатором торгов может выступать собственник вещи илиобладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированнаяорганизация действует на основании договора с собственником вещи илиобладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени.
Как установлено судами, конкурс проводился в отношенииобъекта, имеющего нескольких собственников. Без согласия всех собственниковтакого объекта проведение торгов, затрагивающих их имущественные интересы,незаконно.
Условиями конкурса необоснованно возложена обязанностьурегулирования имущественных отношений со всеми заинтересованными лицами напобедителя конкурса, тогда как последний в каких-либо правоотношениях с этимилицами не состоит.
Условиями инвестиционного проекта и документами конкурсапредусматривается возникновение права собственности на вновь созданный объект угорода Москвы и инвестора в пропорции 49: 51. При этом не учитываются права другихсобственников и титульных владельцев реконструируемого объекта, что на этапереализации инвестиционного проекта может повлечь нарушение их прав и законныхинтересов.
Кроме того, на момент проведения торгов не былиурегулированы в установленном законом порядке вопросы предоставления земельногоучастка для строительства нового многофункционального комплекса зданий.
На основании проведенного конкурса здание гостиницы „Россия“подлежит сносу. Следовательно, земельный участок, на котором была расположенагостиница, переходит в категорию незастроенных участков.
Условия передачи незастроенных (свободных) земельныхучастков для строительства регламентируются статьей 30 Земельного кодексаРоссийской Федерации. Согласно этой статье участки предоставляются в собственность(пункт 2) или в аренду (подпункт 3 пункта 4) на основании результатов торгов (конкурсов,аукционов). Причем, по общему правилу, проводятся торги по продаже земельногоучастка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
В нарушение данных норм земельного законодательства торги попродаже земельного участка под строительство нового многофункциональногокомплекса зданий в собственность или по продаже права на заключение договорааренды земельного участка конкурсной документацией не предусмотрены.
Допущенные нарушения закона создают условия для приобретениядевелопером-инвестором застроенного на условиях конкурса земельного участка всобственность или в аренду по правилам пункта 1 статьи 36 Земельного кодексаРоссийской Федерации в обход установленного законом порядка предоставленияземельных участков для строительства.
Поскольку нарушение императивных норм законодательстваявляется самостоятельным основанием для признания конкурса недействительным,суды должны были учесть факт нарушения этих норм независимо от того, заявлял обэтом истец или нет.
Кроме того, условия конкурса не содержат определенныхкритериев, на основании которых был бы возможен выбор лучших предложений егоучастников.
При таких обстоятельствах не исключен произвольный выборпобедителя конкурса, в связи с чем позиция судов трех инстанций, согласнокоторой арбитражный суд не может рассматривать вопрос о том, правильно лиопределен победитель конкурса, не соответствует закону и нарушает единообразиесудебной практики.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушаютединообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и наосновании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса РоссийскойФедерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясьстатьями 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражногопроцессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.04.2005 поделу N А40-8725/05-79-70, постановление Девятого арбитражного апелляционногосуда от 08.07.2005 и постановление Федерального арбитражного суда Московскогоокруга от 17.10.2005 по тому же делу отменить.
Решение конкурсной комиссии по выбору девелопера-инвесторапо реализации инвестиционного проекта строительства нового многофункциональногокомплекса зданий на месте зданий гостиницы „Россия“, оформленноепротоколом заседаний от 19.11.2004 и от 29.11.2004, а также распоряжениеправительства Москвы от 08.12.2004 N 2453-РП „Об итогах конкурса по выборудевелопера-инвестора по реализации инвестиционного проекта строительства новогомногофункционального комплекса зданий на месте зданий гостиницы “Россия»признать недействительными[16].
Заключение
Обязательства из односторонних действий (публичный конкурс,публичное обещание награды, публичные торги) обладают рядом общих и особенных черт.В каждом из них с инициативой выступает субъект, который заинтересован всовершении определенных действий со стороны «отозвавшегося» лица,например, предоставление информации, наиболее ценного технического решения илигуманитарного проекта, которое имеет основания рассчитывать на получениематериального вознаграждения. Специфика правового регулирования каждого извариантов определяется экономической сущностью интереса, его общественнойоценкой и необходимостью защиты слабейшей стороны.
Рассматриваемые отношения регулируются различными нормами,но их характеризует одно общее качество: в каждом случае обязательствовозникает из односторонних действий лица, публично обещавшего награду, публичнообъявившего конкурс или организовавшего проведение торгов. «Призвавшее»лицо в каждом случае назначает условия, определяет порядок выполнения данныхусловий для определенного или чаще неопределенного круга лиц, которые послевыполнения ими названных условий имеют право на получение вознаграждения состороны «призвавшего».
В заключение сказанного о правовом регулировании ипроведении публичного конкурса необходимо отметить следующее. Публичный конкурслишь тогда послужит действительным правовым средством достижения наилучшихрезультатов в различных отраслях экономической деятельности (для организатораконкурса) и поощрительным и стимулирующим мероприятием (для участников конкурса),когда организатором и участниками конкурса будут строго соблюдатьсяпредусмотренные действующим гражданским законодательством условия его проведения.В противном случае публичный конкурс может быть признан недействительным, ацели, преследуемые организатором и участниками конкурса, не достигнутыми.
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. — М.: ГроссМедиа. Официальныйтекст. — 2007. — 496 с.
3. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 октября 2006г. N 16916/05.
4. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14мая 2007 г. N А49-4106/06-122/27 (извлечение).
Учебная литература:
5. Бунич Г.А., Гончаров А.А., Попонов Ю.Г. Гражданское право: Учебник. М.: ИГК«Дашков и К», — 2002 г. — 678 с.
6. Гражданское право. Общая и Особенная части: учебники / под общ. ред. А.П.Фокова. — М.: КНОРУС, — 2007 г. — 688 с.
7. Гражданское право: Гуев А.Н. Учебник: в 3 т. Т.2. — М.: ИНФРА-М, 2007 г.- 454 с.
8. Гражданское право. Том 2. Учебник. Издание 4. / под ред.А.П. Сергеева, Ю.К.Толстого. — М.: ООО «ТК Велби», — 2004 г. — 848 с.
9. Гражданское право: Учебник в 2 т. / под ред. Е.А. Суханова. — т.2., М.: БЕК,- 2000 г. — 544 с.
10. Гражданское право: конспект лекций / под ред. Р. Беленкова. — М.: Приор,- 2001 г. — 524 с.
11. Гражданское право в схемах: учебное пособие / под ред. И.А. Еремичева. — М.: Щит-М, — 2001 г. — 469 с.
12. Гражданское право России. Курс лекций. Ч.2 /отв. ред. О.Н. Садиков. М., — 1997. — 648 с.
13. Гражданское право России. Курс лекций. Ч.2/под ред.М.И. Брагинского, Н.И.Клейн. — М., — 1997 г. — 734 с.
14. Гражданское право. Части вторая: Учебник / под ред. Калпина А.Г. — М.: Юристъ,- 2001. — 498 с.
15. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к ч.2 Гражданскому кодексу РФ. — М., — 2004 г. — 695 с.
16. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ /под ред. Садикова О.Н. — М.: ИНФРА-М,- 1997 г. — 650 с.
17. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) /под ред.А.П. Сергеева.- М.: Проспект, — 2005 г. — 763 с.
18. Мейер Д.И. Русское гражданское право. — М.: Статут, — 1997 г. — 455 с.
19. Пиляева В.В. Гражданское право России: Учебник: части общая и особенная.- М.: ТК Велби, — 2003. — 800 с.
20. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. — М.: Статут, — 1998.- 353 с.
21. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия /под ред.М.Ю. Тихомирова.М.: 1998, — 526 с.
Периодические издания:
22. Гатаулина Л.Ф. Гражданско-правовые вопросы реализации имущества напубличных торгах. // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2004г. — №4 — с.136-137.
23. Кузнецов Д. Правовое регулирование и проведение публичного конкурса. // Правои экономика. — 2003 г — №10 — с.3-8.
24. Новоселова Л.А. Публичные торги и исполнительное производство. // Закон.- 2005 г. — №1 — с.92-98.
25. Новоселова Л.А. Заключение договора на торгах. Проблемы юридическойквалификации. // Арбитражная практика. — 2005 г. — №6 — с.12-16.
26. Поваров Ю.С. Обязательство из публичного обещания награды. // ВестникСамарского университета. — 2006 г. — №1 — с.174-178.