Реферат по предмету "Государство и право"


Психология допроса и методика его проведения

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Юридическая психология»
Тема: «Психология допросаи методика его проведения в ходе предварительного следствия».
МОСКВА — 2009

Содержание
1. Введение
2. Понятие допроса как следственного действия
3. Общие требованияуголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,регламентирующие проведение допросов
4. Психологические особенности подготовки следователя кпроведению допроса
5. Психологические особенности допросов различных категорий участниковуголовного процесса. Приемы активизации допрашиваемых лиц
5.1 Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем
6. Пространственная организациякоммуникативных процессов во время допроса
7. Заключение
8. Список использованной литературы
 
1. Введение
С течением теоретического развития и практического примененияпсихология из отвлеченной науки, посвященной решению тонких и сложных теоретическихвопросов, все больше переходит в статус важного и необходимого звена в образованиикультурного специалиста любого направления. Практически нет сферы деятельности человека,где вмешательство психологической науки не привело бы к ее облегчению и упорядочению.
Знание психических закономерностей, применение в процессе следственнойи судебной деятельности определенных психологических методов облегчает труд следователяи судьи, помогает им регулировать и строить взаимоотношения с различными категориямиучастников уголовного процесса, глубже понимать мотивы поступков людей, познаватьобъективную действительность, правильно оценивать ее и использовать результаты познанияв интересах расследования преступлений и правонарушений.
Знание психологии исключительно важно для установления истины.Оно дает возможность контролировать собственные познавательные, волевые, эмоциональныепроцессы, правильно принимать решения, проверять и путем дозволенного воздействиянаправлять психические процессы у других лиц, с тем, чтобы получить от них свидетельства,объективно отражающие события, воспринимавшиеся ими.
Знание психологических особенностей правонарушителей и причинсовершения ими правонарушений имеет большое значение для совершенствования деятельностипо расследованию преступлений, поиску, выработке и принятию мер профилактики преступности.
2. Понятие допроса как следственного действия
Прежде чем начать рассмотрение темы контрольной работы необходимораскрыть понятие собственно допроса как такового.
ДОПРОС — самостоятельное следственное действие, в процессекоторого уполномоченное должностное лицо правоохранительных органов (судья) получаетв определенном законом порядке от указанных в законе лиц информацию об обстоятельствах,подлежащих установлению в процессе предварительного или судебного следствия, фиксируетее в протоколе следственного или судебного действия и удостоверяет идентичностьзафиксированной информации. Допросы в Российской Федерации предусмотрены как уголовно-процессуальнымкодексом, так и гражданским процессуальным, а также арбитражным процессуальным законодательством.В уголовном процессе производство допроса регламентировано как на стадии предварительногоследствия, так и в суде. Порядок допроса различается в зависимости от процессуальногостатуса допрашиваемого лица (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый),от стадии, на которой проводится допрос (предварительное или судебное следствие),от возраста допрашиваемого лица. Порядок проведения допросов лиц, имеющих различныестатусы на различных стадиях уголовного процесса, регламентирован ст. ст.47, 56,164, 173, 174, 187-191, 275, 277, 280, 282 УПК РФ.
С учетом тематики данной контрольной работы внимание будет уделенорассмотрению только лишь вопросов о допросе, как следственном действии в рамкахуголовно-процессуального закона на стадии предварительного следствия.
3. Общие требования уголовно-процессуального законодательстваРоссийской Федерации,регламентирующие проведение допросов
В соответствии со ст.187 УПК РФ допроспроводится по месту производства предварительного следствия. Следователь также вправе,если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого.Допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускаетсяпосле перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительностьдопроса в течение дня не должна превышать 8 часов. При наличии медицинских показанийпродолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача. В соответствиисо ст.164 УПК РФ производство допроса в ночное время не допускается, за исключениемслучаев, не терпящих отлагательства. При производстве допроса недопустимо применениенасилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровьяучаствующих в нем лиц.
Следователь, привлекая к участиюв допросе участников уголовного судопроизводства, указанных в главах 6 — 8 УПК РФ,удостоверяется в их личности, разъясняет им права, ответственность, а также порядокпроизводства соответствующего следственного действия. Если в производстве допросаучаствует потерпевший, свидетель, специалист, эксперт или переводчик, то он такжепредупреждается об ответственности, предусмотренной статьями 307 и 308 УК РФ.
Если у следователя возникают сомнения,владеет ли допрашиваемое лицо языком, на котором ведется производство по уголовномуделу, то он выясняет, на каком языке допрашиваемое лицо желает давать показания.
Задавать наводящие вопросы запрещается.В остальном следователь свободен при выборе тактики допроса. Допрашиваемое лицовправе пользоваться документами и записями.
допрос психология методика проведение
При производстве допроса по инициативеследователя или по ходатайству допрашиваемого лица могут быть проведены фотографирование,аудио — и (или) видеозапись, киносъемка, материалы которых хранятся при уголовномделе и по окончании предварительного следствия опечатываются.
4. Психологические особенности подготовки следователяк проведению допроса
Допрос является наиболее психологизированным следственным действием,связанным с личностными особенностями допрашиваемого и допрашивающего, с психическимвзаимодействием между ними. В ходе допроса следователь должен получить сведенияо фактической стороне расследуемого события, связанных с ним обстоятельствах и лицах,и дать оценку этим сведениям.
Эта информация поступает к допрашиваемому в момент восприятияим тех или иных явлений или предметов, запоминается и затем при допросе воспроизводитсяи передается следователю. Процесс формирования показаний — от восприятия до передачиинформации — носит психологический характер; на всем его протяжении на психику человекавлияют многочисленные объективные и субъективные факторы, действие которых, в конечномсчете, так или иначе отражается на полноте и достоверности показаний. Такими, например,объективными факторами, препятствующими восприятию расследуемого события или егоэлементов, являются неблагоприятные погодные условия, отдаленность наблюдателя отместа события, кратковременность этого события или наблюдения и т.п.
Точно так же влияют и субъективные факторы: сильное возбуждение,страх, утомление, произвольность или непроизвольность внимания, отсутствие или наличиеинтереса к наблюдаемому и т.п. Отдельные стороны события могут утрироваться в зависимостиот устойчивых и ситуативных интересов допрашиваемого.
Таким образом, центральными психологическими проблемами допросаявляются диагностика истинности показаний, организация и применение системы приемовправомерного психического воздействия с целью получения правдивых показаний, способовизобличения ложных показаний. Действие всех выше указанных факторов, специальноизучаемых наукой судебной психологии, должно быть хорошо известно следователю. Поэтому,для решения задач допроса он должен знать основанные на данных судебной психологиитактические приемы, позволяющие ослабить вредное влияние этих факторов на полнотуи объективность показаний, оживить память о воспринятом, упорядочить воспроизведениехранящейся в памяти допрашиваемого информации.
Все возможные психологические аспекты допроса тщательно продумываютсяпри подготовке следователя к допросу.
Одна из основных задач следователя при подготовке к допросу- создание его информационной базы. Знакомясь с материалами дела, следователь, преждевсего, определяет, кого и по каким вопросам следует допросить, изучает личностьучастника уголовного процесса, подлежащего допросу, как на основе имеющихся результатовследственных действий и осуществленных субъектами ОРД оперативно-розыскных мероприятий,так и путем сбора недостающей в уголовном деле информации из других источников(школа, дом, друзья, работа, соседи, родственники и т.д.). Кроме того, при подготовкек допросу следователем определяются его тактика, место и время проведения, способвызова допрашиваемого лица, техническое обеспечение данного следственного действия.
Подготовка допроса завершается составлением его плана. План можетбыть развернутым или кратким, письменным или зафиксированным только мысленно. Ноон должен содержать систему вопросов, обусловленных общими задачами расследования[обстоятельства, условия совершения деяния, участвующие в нем лица, их взаимоотношения,поведение потерпевшего; мотивация и личностная детерминация, условия, способствующиеего совершению; способ совершения деяния, система использованных операций и приемов,стереотипов поведения, действия, характеризующие устойчивые психические качестваличности; способ сокрытия преступления, условия, способствовавшие его сокрытию;отношение обвиняемого (подозреваемого) к результатам совершенного деяния].
Кроме того, следователь должен продумать систему контрольныхи дополнительных вопросов по обстоятельствам дела, которые должны преследовать следующиецели:
· получение объяснений по имеющимся доказательствам, по доводам, выдвигаемымобвиняемым в свою защиту;
· получение новых сведений о фактах, имеющих значение для расследования;
· устранение противоречий в имеющихся доказательствах;
· проверка правдивости показаний;
· получение и накопление противоречивых ответов для изобличения ложностипоказаний.
По степени возрастания воздействия вопросы следователя можноразделить на следующие группы:
· нейтральные вопросы — формулировка ответов на них полностью зависитот инициативы допрашиваемого лица;
· разделительные вопросы («или — или»);
· альтернативные вопросы, требующие положительного или отрицательногоответа;
· вопросы, предоставляющие право выбора между двумя ответами, но положительныйответ на один из них соответствует ожиданию спрашивающего («Не в кепке ли былчеловек, нанесший потерпевшему удар ножом?»).
Выделяют также вопросы прямого внушения («Находился ли Сидоровна месте происшествия» вместо вопроса: «Кто находился на месте происшествия?»)и вопросы ложного содержания, рассчитанные на эффект так называемой ловушки и являющиесяприемом психического насилия («Был ли Сидоров трезв во время совершения преступления?»,хотя еще неизвестна причастность Сидорова к преступлению). Однако, важно отметить,что наводящие, внушающие вопросы уводят от истины. Они категорически запрещены Уголовно-процессуальнымкодексом РФ и психологически неадекватны задачам следственной деятельности.
Сложные вопросы целесообразно подразделять на ряд более простых,однозначных. Общие, многозначные ответы нужно уточнять и конкретизировать. Задаваявопрос, целесообразно предвидеть возможные ответы на него и планировать соответствующиедетализирующие вопросы по ответам.
Планируемые к постановке на допросе вопросы должны отвечать рядутребований — понятность для допрашиваемого, конкретность и в тоже время направленностьна стимулирование развернутого ответа, смысловая однозначность, простота конструкции,лаконичность, отнесенность к предмету допроса, системность (вопросы следователядолжны быть выстроены в соответствии с логическими этапами разрешения следственно-познавательнойзадачи), отсутствие тактически проигрышной информации. Последнее означает, что самапо себе постановка вопроса несет определенную информацию для допрашиваемого. Системаже вопросов может создать впечатление о степени информированности следователя порасследуемому делу. Это обстоятельство используется в качестве одного из тактическихприемов.
Перед следователем часто возникает дилемма — какие доказательстваи соответствующие вопросы предъявлять в начале допроса. Первоначально целесообразнозадавать вопросы по таким фактам, которые не могут быть отвергнуты допрашиваемым.Необходимо также предвидеть, на какие факты может сделать ставку противодействующеелицо. Особенно тщательно продумываются вопросы, намечаемые к постановке при такназываемом перекрестном допросе, а также косвенные — двойные вопросы, в которыхглавный вопрос замаскирован нейтральным.
Готовясь к допросу, необходимо предвидеть, что может нарушитьпроцесс общения. Поэтому рекомендуется заранее сделать закладки на нужных страницахдела, выписать необходимые фактические данные, подготовить соответствующие, схемы,фотографии, вещественные доказательства, выстроить их в определенной последовательностии т.д.
В процессе подготовки к допросу следователь решает и такую тактическизначимую задачу, как время и место его проведения, а также последовательность допросаразличных лиц. При этом он должен учитывать психологию отдельных лиц, их позициюв отношении правосудия, групповой статус, динамику групповых отношений, взаимоотношенияс другими проходящими по делу лицами.
Готовясь к допросу, следователь должен предвидеть, какими сведениямиможет располагать то или иное лицо. При этом он схематически представляет всю совокупностьисходных фактических данных, исследует все вещественные доказательства, определяет«разрывы» в цепи доказательств.
Информация, относящаяся к предмету допроса, может носить специальныйхарактер, требовать ознакомления со специальной литературой, теми или иными технологическимипроцессами, порядком документо — и товарооборота, системой учета и отчетности идр. В таких случаях следователю необходимо использовать консультации специалистов,данные, содержащиеся в заключениях экспертов по делу, справочные материалы.
Таким образом, не существует подготовки к «допросу вообще»- подготовка осуществляется к допросу конкретных лиц, относящихся к различным участникамуголовного процесса. Кроме того, психология и тактика допросов различается в зависимостиот характера расследуемого преступления, поэтому следователь должен владеть алгоритмомдопроса по делам различных категорий.
5. Психологические особенности допросов различных категорийучастников уголовного процесса. Приемы активизации допрашиваемых лиц5.1 Закономерности приема, переработки и процессуальногозакрепления информации следователем
Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение- умственное действие по восстановлению, актуализации ранее воспринятого содержания.В основном это произвольное, преднамеренное восстановление образов, нередко сопровождающеесяи непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями.
Поэтому полнота и достоверность получаемой на допросе информациизависит не только от соблюдения установленных процессуальным законом правил, нои от осведомленности следователя в психологических механизмах формирования представленийпамяти и их реконструкции.
Наибольшее значение при допросе имеет такой вид воспроизведения,как вспоминание — извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленнолокализуемых во времени и в пространстве. При вспоминании актуализируется не толькосоответствующий образ, но и вся система отношений (в том числе и эмоциональных),связанных с соответствующим объектом. Мера расхождения образа восприятия, представленияи реального события у различных людей различна. Она зависит от типа высшей нервнойдеятельности, особенностей восприятия, от личностных ориентаций, установок, мотивови целей деятельности. Продуктивность вспоминания в значительной мере зависит и отсистемы различных индивидуальных приемов, облегчающих запоминание. Среди них наибольшеезначение имеет установление связей между запоминаемыми объектами и их мысленнымразмещением в хорошо знакомом пространстве, в знакомых схемах, включение материалав систему осмысленных связей. При этом применяется следователем как произвольная,так и непроизвольная форма вспоминания.
Произвольная форма вспоминания, связанная с поиском, поэтапнымвосстановлением необходимой информации, называется припоминанием.
Для активизации непроизвольной памяти, связанной с естественнойповышенной восприимчивостью индивида к внезапно возникающим событиям, их необычности(яркой выраженности), следователь может прибегать к приемам возбуждения ассоциаций(например, выезд на место совершения преступления).
Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказасвидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому, в бесконфликтнойситуации ученые-криминологи полагают целесообразным без крайней надобности не прерыватьсвободное повествование допрашиваемого. Заданный в ходе свободного рассказа вопросчасто рассеивает внимание допрашиваемого, нарушает ход его мыслей, мешает припоминаниюфактов.
В припоминании могут возникать различные временные затруднения.Они бывают связаны с возбуждением допрашиваемого лица, возникшим по причинам, несвязанным с предметом допроса. Задача следователя на допросе — избегать подобныхсильных возбуждающих воздействий. Если же лицо находится в состоянии перевозбуждения,допрос следует прервать или отложить.
Кроме того, для правильной оценки показаний допрашиваемого следователюважно знать закономерности процесса развития памяти человека.
Память развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека.На нее влияют развитие нервной системы человека, условия воспитания и обучения,выполняемая деятельность. При этом развитие происходит как количественно — путемувеличения скорости и объема запоминания, так и качественно — путем перехода отобразного к словесному, от непроизвольного к произвольному запоминанию.
У детей дошкольного возраста (4-6 лет) память в основном непроизвольнаяи образная. Они значительно лучше запоминают то, что получено при помощи зрительныхощущений, чем словесных. Дети этого возраста запоминают и дольше сохраняют все яркое,новое, производящее на них сильное впечатление, а также предметы обихода и привычныедействия, многократно повторяющиеся на глазах ребенка. Лучше запоминаются понятныедля ребенка предметы и явления. В этом возрасте ребенок в меру своих способностейосмысливает воспринимаемый материал.
В младшем школьном возрасте дети могут организовать произвольноезапоминание, но в восприятии словесного материала они еще не научились выделятьи пользоваться опорными смысловыми пунктами.
Интенсивное развитие словесно-логической памяти происходит уподростков среднего школьного возраста и достигает ведущего значения у учащихсястарших классов. Последним уже присущи черты памяти взрослого человека. У них значительновозрастает прочность сохранения и точность воспроизведения материала.
Установлено, что до 20 — 25 лет память обычно улучшается, до40 — 45 лет сохраняется на одном и том же уровне, затем постепенно начинает слабеть.
Люди преклонного возраста легко забывают текущие события. Ноэто лишь один этап возрастных нарушений памяти. На следующих этапах забываются трудовыенавыки, не воспроизводятся приобретенные знания, теряется память чувств и, наконец,память привычек. Но у старых людей дольше сохраняются впечатления детских лет. Учетвозрастных особенностей памяти важен для следователя, так как помогает ему ориентироватьсяв причинах расхождения показаний людей разного возраста.
Следственная практика знает и такие случаи, когда свидетель,потерпевший, подозреваемый, обвиняемый абсолютно уверенно «вспоминают»факт, которого не было в действительности. Это явление называется обманом памятиили «феноменом пережитого». Такое нарушение относится к патологии, нонередко наблюдается и у вполне здоровых людей. Человеку кажется, что все воспринимаемоесейчас он когда-то уже видел, слышал, и это может привести к заблуждению, к путаницев определении времени, места, факторов, явлений. Такие обманы памяти могут быть,например, у утомленного допрашиваемого.
Известно, что болезненное состояние может не только влиять надостоверность получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равнымобразом на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раздражения, опьянения,взволнованности и т.д. Усталость и болезненное состояние притупляют интерес к окружающему.Безусловно, восприятие во многом зависит от настроения и особенностей характерачеловека, его привычек, предопределяющих его отношение к окружающей действительности,его наклонности и интересы. В бодром, хорошем настроении человек склонен большеподмечать положительные стороны действительности. В мрачном, угнетенном, подавленномнастроении он видит скорее отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоцениваяих. Подобные особенности восприятия и передачи информации могут быть обусловленытакже и индивидуальными характерологическими особенностями допрашиваемого.
Бывают случаи провалов памяти (амнезии), когда из сознания выпадаютсобытия, заполняющие определенный (больший или меньший) отрезок времени. Провалыпамяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после полученной травмы илиобморочного состояния. Нередко следователи, умело пользующемуся ассоциациями, удаетсядобиться того, что «провал» памяти устраняется.
При корсаковом психозе (психическое заболевание, вызванное чрезмерными продолжительным употреблением алкоголя, впервые изученное и описанное С.С. Корсаковым)у алкоголиков резко нарушается функция запечатления, но почти не нарушается функциясохранения в памяти материала и воспроизведения его. Подобные явления также свойственныстарикам, людям, страдающим склерозом мозговых сосудов.
Важно помнить, что преимущественное развитие одного из типовпамяти (зрительного, слухового, эмоционального, двигательного и т.д.) связано сособенностями личности, условиями жизни, деятельности людей. Так, у философов, юристоввысоко развита словесно-логическая память; у спортсменов, артистов балета, оперетты- двигательная память; у артистов драмы, кино — слуховая, эмоциональная; у художников,архитекторов — зрительная; у музыкантов — слуховая; у химиков — обонятельная; удегустаторов — вкусовая; у слепых — обонятельная, осязательная и т.д.
Чтобы добиться максимальной полноты воспроизведения, следователютакже важно сделать правильный выбор времени допрашиваемого. Установлено, что возможностьутраты и искажения воспринятого материала с течением времени увеличивается. Опытыпоказывают, например, что в отсроченных воспроизведениях даже реконструкция материалавыражается резче. Это связано с динамичностью процессов сохранения и воспроизведения,в которых продолжается внутренняя, скрытая работа мысли.
Отсюда следует, что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего,подозреваемого и обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем большая вероятностьполноты и достоверности в показаниях.
Но из этого общего правила бывают исключения. Показания, данныенепосредственно после события преступления, иногда оказываются неполными, недостаточноясными, непоследовательными. Такое явление объясняется реминисценцией. Сущностьреминисценций заключается в том, что происходящий сразу же после восприятия процессторможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течениепоследующих 2-3 дней в процессе сохранения информации происходит сопоставление иусиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. В этой связи,как полагает ряд криминологов, отсроченный на 2 — 3 дня допрос оказывается болееэффективным, чем проведенный непосредственно после происшествия.
Немаловажное значение имеет психология взаимодействия следователяс допрашиваемым на различных стадиях допроса.
В начальной стадии допроса следователь стремится вызвать активностьдопрашиваемого, диагностирует его психическое состояние, получает данные об эмоционально-волевыхустановках, отношении к правосудию и данному следственному действию, к личностисамого следователя. На основе полученных данных определяется перспектива развитиятактики допроса, прогнозируется возможное развитие межличностного взаимодействия,изыскивается возможность установления коммуникативного контакта.
Установление коммуникативного контакта — исходное условие проведениядопроса. В отличие от термина «психологический контакт», предполагающегообщую эмоциональную настроенность на основе единых целей и интересов, термин«коммуникативный контакт» (от лат.communicatio — сообщать, передавать)означает взаимодействие с целью обмена информацией. Коммуникативный контакт основанна осознании необходимости информационного общения и направлен на создание условийдля получения определенной информации. Однако наряду с обменом представлениями,идеями он предполагает и обмен настроениями, чувствами.
Коммуникативный контакт — это деловое межличностное взаимодействие.Препятствиями на пути установления такого контакта (коммуникативными барьерами)могут быть межличностные антипатии, конфликты, различия в социальном статусе общающихсялиц, нравственные различия, психологическая несовместимость, бравада и наглостьдопрашиваемого, стремление запутать дело, уйти от ответственности, установка напротиводействие, боязнь мести со стороны заинтересованных лиц и т.д. Предвидениеи устранение этих препятствий, убеждение допрашиваемого в необоснованности его опасений,в целесообразности правдивого поведения, содействия правосудию — задача следователя.
Установление коммуникативного контакта при допросе зависит оттипа исходной ситуации — конфликтной или бесконфликтной. Эта классификация основываетсяна характеристике одного из элементов психологических компонентов ситуации: соперничестваи противодействия сторон, цели и интересы которых при расследовании преступленияне совпадают. Бесконфликтная ситуация характеризуется полным или частичным совпадениеминтересов участников взаимодействия, отсутствием противоречий в целях, к достижениюкоторых направлены их усилия на данном этапе расследования. Ситуации конфликтовразличной длительности и остроты возникают тогда, когда между участниками процессаскладываются отношения соперничества и противодействия.
Конфликтный характер большинства следственных ситуаций, обусловленныйпротиводействием расследованию со стороны не только обвиняемого, но и иных лиц,может вызывать у следователя состояние тревожности, беспокойства. Тревожность определяетсякак психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями,неожиданностью, изменениями в привычной обстановке и деятельности, задержкой приятного,желательного и выражающееся в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушенияпокоя и др.) и реакциях.
Кроме того, на отдельных этапах расследования создается высокаянапряженность в работе, что обусловливает острое реагирование на неожиданно возникающиепомехи, вызванные внезапными действиями или поведением противостоящих следователюлиц. В этой связи, профессиональные требования, предъявляемые к лицам, работающимв следственных органах, предполагают наличие у них таких качеств, как спокойствие,выдержка, умение принимать правильные решения в экстремальных условиях. Однако следователюприсущи и обычные характерологические черты, и внезапность тех или иных поведенческихактов обвиняемого или иных лиц могут и у него вызвать замешательство, растерянность,поспешность в принятии решения, неправильную оценку ситуации и, как следствие, ошибочныедействия. Как отмечает А.В. Дулов, «ожидаемое противодействие должно побуждатьследователя к предварительной выработке в себе осторожности, предельной внимательностик действиям, поведению определенного участника. Никакие действия последнего не должнызастать врасплох следователя, хорошо подготовившегося к любой возможной конфликтнойситуации». Однако, даже высокий профессионализм следователя, способность оперативнореагировать на неожиданные изменения ситуации не могут полностью исключить его негативныхреакций на внезапные действия противостоящей стороны: как бы ни был осторожен ипредусмотрителен следователь, он не в состоянии предвидеть все, его профессиональныйи жизненный опыт ограничивается, как правило, лишь типичными изменениями ситуацийи типичными программами действий при таких изменениях.
Поэтому следует учитывать, что информация в ходе коммуникативногоконтакта черпается не только из вербальных средств общения, но и из широкой сферыневербальной коммуникации (мимика, пантомимика, интонация голоса, жесты, контактглаз общающихся, взаимное расположение собеседников в пространстве, временные отношения,прикосновения друг к другу и т.д.).
Следователю следует учитывать, что язык мимики и жестов почтиневозможно подделать, они регулируются подсознательно. Поза, осанка, походка, наклоныобщающихся, также имеют важное информативное значение в процессе общения. Эти динамическиепозиции характеризуют разнообразные психологические состояния, в том числе готовностьи неготовность, желательность и нежелательность общения. Таким образом, глаза ируки, поза, походка, отдельные телесные движения часто говорят больше, чем слова,и непроизвольно свидетельствуют о подлинном состоянии и намерениях человека.
В этой связи непосредственная встреча с допрашиваемым, первыевпечатления о нем нередко являются основным информационным источником для выбораследователем той или иной тактики поведения, использования наиболее действенныхприемов общения. Первые впечатления и оценки нередко являются доминирующими в последующемобщении.
Особенно значимы первые фразы следователя, их лексическое построениеи эмоциональная тональность. Они не должны содержать ничего отрицательного в отношениик личности допрашиваемого. Речь следователя должна быть лишена и наигранно заискивающеготона. Благожелательное знакомство, сообщение своего имени и отчества, обращениек допрашиваемому по имени и отчеству, опрятный внешний вид, достойная, но ненадменнаяманера поведения — все это формирует первое впечатление о следователе.
В общении следователя с участниками уголовного процесса эмоциии чувства играют особую роль. В частности, без них было бы невозможно достижениеконтакта с допрашиваемыми, в особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясьнеобходимыми и неизбежными, эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовногодела играют не только положительную роль. Отрицательные эмоциональные состоянияследователя могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувстваспособны вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влияниемчрезмерных чувств следователь может иногда прийти к результатам лишь желаемым, нодалеким от истинного положения дел.
В этой связи для обеспечения устойчивого коммуникативного контактаи достижения целей допроса к поведению следователя предъявляется ряд еще и такихтребований:
· гибко учитывать личностные особенности допрашиваемого, в любом случаевести себя корректно, на высоком культурном уровне;
· учитывать психическое состояние допрашиваемого;
· не проявлять ничего, что могло бы вызвать резко отрицательное отношениедопрашиваемого к личности следователя;
· выдвигать на первый план обстоятельства, по которым допрашиваемыйзаинтересован вступить в коммуникативный контакт;
· опираться на положительные личностные качества допрашиваемого, особеннона те, которые высоко оцениваются самим допрашиваемым лицом;
· знать и использовать наиболее существенные эпизоды из биографии допрашиваемого;
· преодолевать собственное негативное отношение к допрашиваемому, недопускать пренебрежительного к нему обращения;
· внимательно относиться ко всем показаниям, вне зависимости от их правдивости,сдерживать экспрессивные проявления (восторг, радость, выразительные жесты, мимика- все это может оказать внушающее воздействие, передать допрашиваемому лицу определеннуюинформацию).
Живой интерес к личности допрашиваемого находит обычно эмоциональныйотклик, чуткость, тактичность (сочувствие) следователь должен проявить при допросепотерпевшего, перенесшего психическую травму от насильственных действий преступника.
Устанавливаемый в начале допроса, коммуникативный контакт долженвсемерно углубляться. Сохраняя лидерство в общении, следователь не подавляет, аразвивает психическую активность допрашиваемого лица.
Речевая активность допрашиваемых лиц зависит от их взаимоотношенийс данным следователем, от его искусства задавать активизирующие вопросы. Системавопросов следователя — тактическое средство правомерного психического воздействияна противодействующее лицо. Психически воздействует не только содержание, но и последовательностьвопросов. Классификация вопросов по степени их воздействия на допрашиваемого, атакже требования, предъявляемые к задаваемым следователем вопросам, рассмотреныв данной работе выше.
На стадии допроса следователь может оказать определенную помощьдопрашиваемому. К основным приемам такой помощи относятся:
1) формирование плана воспроизведения события;
2) постановка мыслительных задач;
3) мобилизация на установление ассоциаций по смежности, контрасту,смысловым отношениям. Однако при этом следует воздержаться от постановки уточняющихвопросов, которые могут нарушить развитие свободного рассказа.
В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, деталям,попутным замечаниям, неконтролируемым проговорам, ибо нельзя заранее знать, чтов расследуемом деле окажется главным или второстепенным.
Рассмотрим теперь особенности психологии допросов различных категорийучастников уголовного процесса.
Существенными обстоятельствами, подлежащие первоочередному выявлениюпри допросе потерпевшего являются:
· обстоятельства, предшествующие преступлению, взаимоотношения потерпевшегос преступником;
· обстоятельства совершения преступления (время, место, обстановка,последовательность и характер действий преступника, особенности его внешности);
· последствия преступления.
Потерпевшие обычно долго сохраняют в памяти то, что они переживалипри взаимодействии с преступником: страх, ужас, стрессовое переживание и т.д. Допрашиваяпотерпевшего, следователь должен выявить все существенные обстоятельства его взаимодействияс преступником до совершения преступления, во время его совершения и после. Этопозволяет лучше понять мотивы преступления, механизм его совершения.
Существенное значение имеет анализ образа жизни потерпевшего,его личностных качеств, стереотипов поведения, социальных связей, коммуникативныхособенностей, а также особенностей поведения в экстремальных условиях.
Допрос подозреваемого. При допросе подозреваемого, который производитсяна ограниченной исходной информационной базе и в условиях острого дефицита временина его подготовку, следователь еще не располагает достаточными изобличающими доказательствами.Это обязывает его применять многовариативную тактику допроса.
Допрос подозреваемого может предваряться беседой с целью выявленияего личностных особенностей. В ряде случаев следователь раскрывает перед подозреваемымэвристические возможности отдельных следственных действий. В процессе допроса передподозреваемым ставятся прежде всего те вопросы, ответы на которые уже известны следователю.
Большое значение в допросе подозреваемого имеет метод косвенныхвопросов. Он состоит в том, что вопросы, существенные для расследования, маскируютсясреди внешне «безопасных», как бы далеких от интересующего следователясобытия. При этом анализируется осведомленность подозреваемого об участниках преступления,о времени, месте и способах его совершения, применявшихся орудиях и других обстоятельствах.
Психологическим моментом, связанным с допросом подозреваемогоявляется держание до последнего истинных фактов преступления, ибо поспешное и неумелоепредъявление доказательств снижает их изобличительную направленность, позволяетпротиводействующему лицу выдвинуть ложные объяснения. Доказательства следует предъявлятьс учетом их взаимосвязи. Логика раскрытия доказательств должна способствовать тому,чтобы психологическое воздействие на допрашиваемого по мере их предъявления нарастало.
В случае отказа подозреваемого от дачи показаний следовательразъясняет, что тем самым допрашиваемый лишается возможности самозащиты, а следствие- возможности выяснить смягчающие его ответственность обстоятельств. Предъявляядоказательства, изобличающие подозреваемого во лжи, следователь максимально активизируетего эмоциональные переживания, формирует у него чувство неизбежности установленияистины.
Допрос обвиняемого проводится по всем пунктам предъявленногообвинения. Положительный ответ обвиняемого на вопрос, признает ли он себя виновным,не должен ни в какой мере влиять на полноту, всесторонность и объективность расследованияуголовного дела.
При допросе обвиняемого необходимо учитывать ряд психическихособенностей этой категории лиц, в частности:
· состояние подавленности, депрессии, вызванное страхом перед наказанием;
· большая заинтересованность в исходе дела, преобладание защитной доминанты,активно-оборонительная позиция;
· отсутствие в ряде случаев намерения к добровольному признанию, убежденность,что правдивые показания могут причинить только вред, недоверие к лицам, ведущимследствие;
· негативное отношение к свидетелям обвинения;
· повышенная психическая напряженность, аффективное состояние в критическихмоментах расследования;
· повышенный самоконтроль, обостренное внимание к наиболее «опасным»для него обстоятельствам.
Психология допроса свидетеля.
В соответствии со ст.56 УПК РФ в качестве свидетелей допрашиваютсялица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение длярасследования и разрешения уголовного дела, и которые вызваны для дачи показаний.Вызов и допрос свидетелей осуществляются в порядке, установленном статьями 187- 191 УПК РФ. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
1) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовногодела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по данному уголовномуделу;
2) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах,ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или всвязи с ее оказанием;
3) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны всвязи с оказанием юридической помощи;
4) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известнымииз исповеди;
5) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы без ихсогласия — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлениемими своих полномочий.
Кроме того, в соответствии со статьей 51 Конституции РФ никтоне обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливатьсятакже иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Свидетели, вызванные по одному и тому же делу, допрашиваютсяпорознь и в отсутствие других свидетелей (за исключением очной ставки). При этомследователь принимает меры к тому, чтобы они не могли общаться между собой.
Показания свидетелей являются одним из факторов формированиявнутреннего убеждения следователей. Свидетели содействуют установлению обстоятельствподготовки и совершения преступлений, выявлению лиц, совершивших преступление, ихвиновности, мотивов их преступных деяний, установлению данных, характеризующих личностьобвиняемого, причин и условий, способствующих совершению преступления.
Необходимо помнить психологический факт, что отдельные люди воспринимаютположение свидетеля с негативным оттенком, и это необходимо учитывать следователю,проявляя к свидетелю чуткое и доброжелательное отношение.
Показания свидетелей подразделяются на прямые, основанные нанепосредственном восприятии существенных для дела обстоятельств (очевидцы), и производные(косвенные), основанные на сообщениях других лиц.
Содержанием свидетельских показаний могут быть как сведения офактических данных, так и оценочные суждения. Доказательственную силу имеют лишьсообщения свидетеля о фактах.
Свидетельские показания как таковые формируются в процессе допроса,который заключается в реконструкции события преступления на основе данных, представленныхсвидетелем. Задача следователя состоит в вычленении истинных свидетельских показанийот ложных.
Допрашивая свидетелей, следователь должен учитывать основныезакономерности запоминания и забывания. При этом следует иметь в виду, что процессзабывания особенно интенсивен на протяжении первых трех-пяти суток после восприятиясобытия. Значительное информационное преимущество имеет допрос очевидцев непосредственнона месте происшествия (однако, в ходе его проведения необходимо учитывать и возможностьпроявления эффекта реминисценции, рассмотренного на стр.10 данной контрольной работы).Оценивая их показания, следователь должен принимать во внимание не только индивидуальные,но и возрастные, половые, этнические и профессиональные различия восприятия и запоминания,социально-психологические закономерности восприятия человека человеком, психическиесостояния индивида и особенности его речевой деятельности.
При допросе свидетеля наиболее сложной психологической задачейявляется оценка их истинности и диагностика ложности показаний, преодоление лжесвидетельства.
Одним из приемов проверки достоверности показаний свидетеля являетсядетализирующий допрос по обстоятельствам, значение которых допрашиваемому известно.При этом косвенные свидетельства могут иметь не меньшее значение, чем прямые доказательства.
Мотивами заведомо ложных показаний могут быть:
· личная заинтересованность свидетеля;
· ложно понятые чувство дружбы, родственные обязанности;
· чувство сострадания к обвиняемому или потерпевшему;
· понуждение заинтересованных лиц.
Эффективность допроса зависит от контрольно-оценочной деятельностиследователя. В показаниях свидетелей он выделяет существенное, оценивает его значимостьи достоверность. С этой целью следователь пытается реконструировать комплекс жизненныхобстоятельств при восприятии свидетелем определенного события. При этом уточняющиеи детализирующие вопросы должны базироваться на реальных жизненных обстоятельствах,воссоздаваемых его воображением. Сомнения следователя должно вызвать то, что противоречитестественной взаимосвязи явлений.
Психология допроса несовершеннолетних.
Для установления коммуникативного и психологического контактас несовершеннолетним необходимо предварительно ознакомиться с условиями его жизни,особенностями воспитания, интересами, социальными связями и т.д. Необходимые характерологическиесведения следователь может получить из бесед с родителями, от инспекторов детскойкомнаты милиции, участковых инспекторов. Следователь выясняет:
· условия жизни и воспитания подростка, в частности: имеет ли он родителей,взаимоотношения в семье, профессию и место работы родителей, их культурный уровень,моральные качества, отношение к детям, методы воспитания;
· ближайшее бытовое окружение подростка, данные о его поведении в школеили на работе, состоял ли он на учете в детской комнате милиции;
· какие меры принимались по фактам его неправильного поведения и почемуони не дали результатов, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого целесообразно проводитьв кабинете следователя.
Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнемудопрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству производитсядопрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможнаознакомительная беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседумогут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком,следователь побуждает его к свободному рассказу, который не следует прерывать.
В ходе допроса следователь должен придерживаться ряда педагогическихтребований:
· не фиксировать внимание несовершеннолетнего на обстоятельствах, которыемогут нести вред его воспитанию;
· пресекать жаргонные и нецензурные выражения;
· не допускать циничных оценок, проявлений вульгарности и развязности.
При допросе детей необходимо сказать ребенку, что если он чего-тоне знает, то он должен об этом открыто заявить. Сложность вопросов должна наращиватьсяпостепенно: сначала целесообразно выяснить круг лиц, участвующих в преступном событии,обстановку, которую ребенок хорошо запомнил, действия, которые он сам совершал,и лишь затем задавать вопросы о содержании самого события. Общая продолжительностьдопроса детей дошкольного возраста не должна превышать 20 минут. В случае сильногодушевного волнения допрос должен быть временно прекращен, а внимание ребенка переключенона эмоционально-положительные объекты.
Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не можетпродолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день(ст.425 УПК РФ). Время допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, в отличиеот подозреваемых и обвиняемых, особенностей не имеет.
Свидетели и потерпевшие, не достигшие16-летнего возраста, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и задачу заведомо ложных показаний не предупреждаются. При разъяснении им их процессуальныхправ, предусмотренных соответственно статьями 42 и 56 УПК РФ, им указывается нанеобходимость говорить правду, о чем в протоколе перед началом допроса делаетсясоответствующая отметка.
В этих случаях, независимо от возрастанесовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего, вправе присутствовать его законныепредставители (ст. 191 УПК РФ).
Если несовершеннолетнему обвиняемомуили подозреваемому не исполнилось 16 лет или он страдает психическими расстройствами,а свидетелю или потерпевшему не исполнилось 14 лет, следователь обеспечивает имприсутствие педагога или психолога. По усмотрению следователя допрос потерпевшегои свидетеля в возрасте от 14 до 18 лет также может проводиться с участием педагога(ст. ст. 191, 425, 426 УПК РФ). Это дополнительная гарантия защиты прав несовершеннолетнегои качества содержательной стороны протокола следственного действия: малолетние участникиуголовного процесса не всегда способны адекватно воспринимать события реальности,и в этом случае педагог выступает в роли своеобразного специалиста. В тех случаях,когда при допросе необходимо присутствие педагога, к его выбору следует подходитьочень внимательно. Это должно быть авторитетное для подростка лицо, способствующееустановлению коммуникативного контакта, взаимопониманию следователя и несовершеннолетнего.
Закономерности процесса развитияпамяти человека в детском и подростковом возрасте, а также особенности их учетапри проведении допросов несовершеннолетних рассмотрены нами на стр.9 данной контрольнойработы.
Ход и результаты допроса отражаются в протоколе, составляемомв соответствии со ст. ст.166, 167 и 190 УПК РФ. Показания допрашиваемого лица записываютсяот первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываютсяв той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываютсявсе вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которыеотказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа.
Если в ходе допроса допрашиваемому лицу предъявлялись вещественныедоказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий ивоспроизводились материалы аудио — и (или) видеозаписи, киносъемки следственныхдействий, то об этом делается соответствующая запись в протоколе допроса. В протоколетакже должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при этом.
Если в ходе допроса проводились фотографирование, аудио — и(или) видеозапись, киносъемка, то протокол должен также содержать:
1) запись о проведении фотографирования, аудио — и (или) видеозаписи,киносъемки;
2) сведения о технических средствах, об условиях фотографирования,аудио — и (или) видеозаписи, киносъемки и о факте приостановления аудио — и (или)видеозаписи, киносъемки, причине и длительности остановки их записи;
3) заявления допрашиваемого лица по поводу проведения фотографирования,аудио — и (или) видеозаписи, киносъемки;
4) подписи допрашиваемого лица и следователя, удостоверяющиеправильность протокола.
Допрашиваемым лицом в ходе допроса могут быть изготовлены схемы,чертежи, рисунки, диаграммы, которые приобщаются к протоколу, о чем в нем делаетсясоответствующая запись.
По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицудля прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем в протоколе делаетсясоответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении и об уточнении протоколаподлежит обязательному удовлетворению.
В протоколе указываются все лица, участвовавшие в допросе. Каждыйиз них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.
Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемоелицо удостоверяет своей подписью в конце протокола. Допрашиваемое лицо подписываеттакже каждую страницу протокола. Отказ от подписания протокола допроса или невозможностьего подписания лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленномст.167 УПК РФ.
В процессе допроса следователь должен направлять речевую деятельностьдопрашиваемого, просить излагать факты более точно и определенно. Всевозможные интонационныевыделения, жесты, мимику следует по возможности переводить в речевые выражения.
Записывая устную речь, необходимо учитывать явления речевой персеверации- тенденцию лиц с неразвитой речевой культурой автоматически повторять услышанное,включать в ответы речевые конструкции, почерпнутые из вопроса, а также явление вербальнойригидности — тенденцию развивать мысль в той форме, которая была задана следователем.
При занесении в протокол ответов допрашиваемых следует удостоверитьсяв объективности их ответов в зависимости от индивидуальных особенностей восприятияи передачи образа. Особенно тщательно надо уточнять показания несовершеннолетних,для которых характерна речевая неадекватность. Необходимо также иметь в виду, чтоодни и те же слова для разных свидетелей могут иметь разное содержание (высокийчеловек будет называть человека ростом в 170 см низкорослым; юная девушка может назвать сорокалетнего мужчину пожилым).
Наиболее важные показания должны быть продублированы в виде перифразы- другими словами. С этой целью и вопросы следователя должны быть сформулированыв иной речевой конструкции.
6. Пространственная организация коммуникативных процессовво время допроса
Существенное значение для проведения допроса имеют время, внешниеусловия и обстановка общения.
На выбор момента допроса влияют и избранная последовательностьдопроса тех или иных лиц, и интересы сохранения следственной тайны, сила и характерпереживаний, испытанных допрашиваемым. Не рекомендуется допрашивать лиц, находящихсяв состоянии сильного волнения, растерянности, подавленности, кроме исключительныхслучаев, не терпящих отлагательства.
Выбор места проведения допроса — один из существенных тактическихфакторов. Чаще всего допрос проводится в кабинете следователя. При этом важно учесть,что при взаимодействии люди стремятся сохранить зону своего личного пространства.Все пространство вокруг общающихся подразделяется на ряд зон: интимная (0 — 45 см), личная (45 см — 1,2 м), социальная (2 — 6 м), общедоступная (свыше 6 м). Наиболее важна и значима интимная зона, расцениваемая человеком как его собственность. Особенноревниво оберегается зона до 15 см. Ее нарушение вызывает даже физиологические измененияв организме — учащается пульс, выделяется адреналин, напрягаются мускулы, кровьприливает к голове. Находясь в общественных местах повышенной скученности, людипридерживаются неписаных правил деликатности (избегают взглядов «в упор»,не разговаривают, не проявляют эмоций, ограничивают телодвижения). Длительное нарушениеинтимной зоны труднопереносимо, а для многих людей даже невыносимо.
Эти особенности психологии также могут быть использованы в интересахследствия. Например, на допросах противодействующих расследованию лиц используетсяприем длительного вторжения в интимную зону допрашиваемого. Не имея возможностиотодвинуться, некоторые допрашиваемые «отодвигают» самого допрашивающего,давая ответы на трудные вопросы.
Личная зона — расстояние для дружественных бесед, общения с хорошознакомыми лицами, с которыми устанавливаются доверительные отношения. В социальнойзоне происходит общение малознакомых людей, в общедоступной — общение с большойгруппой лиц.
Решение вопроса о месте допроса (по месту производства расследованияили по месту нахождения допрашиваемого), зависит от конкретной ситуации. Однако,во всех случаях следователь должен стремиться, чтобы место соответствовало требованиям,предъявляемым к обстановке допроса, — было удобным для проведения этого следственногодействия, способствовало установлению необходимого психологического контакта с допрашиваемыми сосредоточенности его внимания на предмете допроса, обеспечивало сохранение следственнойтайны. Психологически важно, чтобы в помещении, где производится допрос, в это времяне находились третьи лица, не принимающие в данный конкретный момент участия в допросе,т.к. их присутствие, как правило, сковывает коммуникативную активность допрашиваемого.На столе у следователя не должно быть никаких лишних предметов, желательно отключитьтелефон, если только не предполагается специально использовать его для целей допроса.
Изложенные особенности должны обязательно учитываться следователемпри выборе времени и места проведения допроса, пространственной организации коммуникативныхпроцессов при его проведении.
7. Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что допрос в совокупностис иными следственными действиями является важным инструментом изобличения преступника,позволяет вынести правильное решение по существу обстоятельств события преступленияили правонарушения, направлен на достижение целей правосудия. При проведении допросаследователь должен ориентироваться на общие психологические особенности поведения:
· невинный, как правило, отвечает на обвинение бурной отрицательнойреакцией; виновный придерживается выжидательной позиции — он ждет, чтобы допрашиваемыйвыложил все карты;
· невиновный постоянно обращается к конкретным пунктам обвинения, опровергаяих фактическими доводами; виновный уходит от соприкосновения с конкретным обвинением,особенно избегает повторного возврата к главному обвинению; его поведение болеепассивно; он боится увязнуть;
· невинный аргументирует свою невинность общим социально-положительнымстилем своего поведения, своими положительными личностными качествами; социально-деформированныйвиновный пренебрегает подобными аргументами;
· невиновный остро переживает перспективу позора, осуждения сослуживцев,ближних знакомых; виновный интересуется лишь возможным наказанием.
Учет следователем психологических особенностей, а также психологическихусловий проведения допроса с различными категориями лиц позволяет правильно вестиход следствия по составу преступления.
8. Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.
3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ.
4. Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. Установлениеи развитие контактов с субъектами заинтересованности. Учебное пособие. — М.: Правои Закон, 1996.
5. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М.: Право и Закон,1997.
6. Юридическая психология. Курс лекций. — М.: МПИ ФСБ РФ, 2005.
7. Уголовный процесс. Учебник под ред.В.П. Божьева. — М.: Высшее образование,2007.
8. Васильев В.Л. Юридическая психология. — СПБ.: Питер, 2000.
9. Криминалистика. Учебник для вузов. Под редакцией Р.С. Белкина. — М.: Норма,2000.
10. Уголовный процесс. Учебник для вузов. Под общей редакцией В.И. Радченко.- М: Юридический дом «Юстицинформ», 2006
11. М.И. Еникеев. Психология следственных действий. Учебно-практическое пособие.М.: Проспект, 2007.
12. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследованияпреступлений. — М.: Юрист, 1996.
13. Электронная правовая информационно-поисковая система «Гарант».
14. Электронная правовая информационно — поисковая система «КонсультантПлюс:Высшая школа».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.