СодержаниеВведение1. Понятие и признаки правового государства
1.1 Понятиеправового государства
1.2 Характеристика признаковправового государства
2. Формирование правового государствав России
2.1 Идеиправового государства в России 2.2 Условия формирования правовогогосударства в Российской Федерации
2.3 Практика становления правовогогосударства в России2.4 Построение правового государства вРоссииЗаключениеСписок использованной литературы
Введение
Проблема формированияправового государства является самой актуальной во всем мире, посколькубольшинство стран избрали принципы правового государства в качествеосновополагающих и прилагают усилия для их осуществления. Этот процесс весьмадлителен и сложен и поэтому нельзя говорить о реальном существовании правовогогосударства в какой-либо стране.
После распада СССР передстранами Восточной Европы стала проблема преодоления последствий авторитарно-бюракротическогорежима и построения правового государства. Этот трудный процесс в разныхстранах идет с переменным успехом, что обусловлено экономическим положением,уровнем правосознания населения, силой демократических традиций в обществе.
Вопрос о правовомгосударстве носит не только теоретический, но и практический характер,поскольку воплощение в жизнь принципов правового государства прямопропорционально ведет к улучшению жизни общества, его нравственномуоздоровлению, соблюдению прав и свобод человека, защите от произвола излоупотребления властью должностными лицами. Воплощению этих принципов должноспособствовать не столько государство, сколько активная социальная деятельностьграждан, их общественных объединений. Также необходимым условием реализацииэтих принципов в жизнь является реальное существование и эффективнаядеятельность гражданского общества.
Цель данной курсовойработы – анализ правового государства и его основных признаков, а такжерассмотрения путей формирования правового государства в Российской Федерации иРеспублике Беларусь. В соответствии с этим следует выделить следующие задачи.
Ø Во-первых, анализсамого понятия правового государства, его разработку в историко-правовой мысли.
Ø Во-вторых,рассмотрение признаков правового государства таких, как гражданское общество,верховенство права и закона, принцип разделения ветвей власти, гарантии прав исвобод человека.
Ø В-третьих,изучить процесс формирования правового государства в Российской Федерации.
Данный вопрос в научной литературе наиболее полноразработан в работах Г.Н. Манова, который, например, считал, что гражданскоеобщество выступает как система рыночных отношений, а также Р. Пайпса, С.А. Комарова,Р.З. Лившица. Менее полно и несколько односторонне этот вопрос отражен в работахВ.М. Боера, Н.Г. Янгола и А.Ф. Вишневского.
Во все времена призывы к созданию правовогогосударства и разработка принципов его формирования были реакцией прогрессивныхмыслителей на деспотический образ поведения, абсолютизм. Эти призывы всегдапоявлялись на волне либерализации общества. Не случайно самые значимые принципыправового государства возникли в период антифеодальной борьбы буржуазии.
Краткий экскурс в историю зарождения и развития теорииправового государства позволяет утверждать, главный смысл данной идеизаключается в создании условий, которые дали бы возможность личности раскрытьсвой творческий потенциал, утвердить суверенитет народа, гарантировать свободуличности, т.е. установлении демократии.
Демократия должна обеспечить реальную защитугражданина от произвола властей, исключить законы, сводящие на нет основныеправа человека. Более того, демократия предполагает создание постояннодействующих политических и правовых механизмов, которые исключали бы саму возможностьдеформации гуманистических принципов развития общества, обеспечивали бы егонормальное функционирование. Демократическое правовое государство немыслимо безформирования системы мер юридической ответственности по отношению к должностнымлицам всех рангов, поступающим вопреки закону.
В этом смысле реальное содержание правовогогосударства определяется качеством действующего законодательства.Некачественные законы создает почву для формализма, коррупции, чтодискредитирует саму идею законности.
Современные юристы считают,что с началом перестройки были предпосылки создания правового государства. Вподтверждение данного тезиса можно сослаться на такие факты, как проведениедемократических выборов во второй половине 80-х годов, расширение политическихправ и свобод граждан, установление многопартийности и др. Но сейчас, есливзять, например, гарантированность прав и свобод, она ослабла, особенно в том,что касается социально-экономических прав. Это отражается на многократномпадении уровня жизни населения. Законности и конституционности в нашей жизнипрактически нет.
Но в тоже времяпостепенно идет восстановление баланса властей, нарушенный явно в пользуПрезидента. Президент должен определять совместно с Федеральным Собраниемосновные направления внутренней и внешней политики, подбирать кандидатуруПремьер-министра, выполнять представительские и церемониальные функции,осуществлять контроль за деятельностью правительства по реализации основныхнаправлений внутренней и внешней политики государства. Правовое государство –часть правового общества. В нашем обществе пока не существует не толькопривычки к справедливому, на основе закона и с помощью правосудия, разрешениюсоциальных противоречий, но и даже устойчивой практики, которая такую привычкумогла бы сформировать. А ведь, по существу, правовое государство и естьмеханизм разрешения социальных противоречий.
Такая ситуация, когдапровозглашение прав и свобод человека высшей ценностью является чистодекларированным, во многом определяется стихийностью процессов, связанных с разрушениемтоталитарного государства, отсутствием чётких представлений о характере новойгосударственности, неподготовленностью общества к произошедшим переменам, чтопривело к расколу общества и политической конфронтации. У людей, привыкших к определённымпостулатам, коммунистическим принципам, при смене ценностной картины происходитискажение в нравственном сознании.
Правовую культуру следуетформировать, в первую очередь, у работников правоохранительных органов.Например, обязанность органов прокуратуры действовать только по закону и этогоже требовать от всех, во многом зависит от уровня правовой культуры,правосознания каждого их представителя. Высококультурный в юридическомотношении работник прокуратуры никогда не оставит без должной реакции любое отступлениеот правопредписаний, кем бы оно ни допускалось, ни в коем случае не поддастсяшантажу, подкупу и не позволит себе злоупотребление властью, превышение служебныхполномочий либо халатное отношение к ним.
Надо воспитывать глубокоеуважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру иправосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построитьправовое государство.
правовоегосударство
1. Понятие и признакиправового государства
1.1 Понятиеправового государства
Длительноевремя идея правового государства как проявление буржуазной теории, неприменимойв условиях социализма. Между тем вот уже в течении двух столетий эта идеяиспользуется в различных демократических доктринах и в законодательстве многихстран для обоснования принципов народовластия и верховенства права. В мировойконституционной практике имеет место не только закрепление в Основных Законахряда стран формы правовой государственности, но и содержания деятельностисоответствующих государств как социальных и демократических, в которыхосуществление власти происходит на основе ее ограничениями правовыми предписаниями.Формула «господство права», применяемая во многих зарубежных конституциях,включает в себя как обеспечение связанности государственной власти правом, таки установление гарантий демократии по реальному выполнению социальныхобязательств государства перед человеком. Закон в правовом государстве долженгосподствовать не просто как акт верховного органа власти, а в силу закрепленияв нем прав человека, как высшей ценности, и прав суверенного народа.
Все вышесказанное можно суммировать в качестве определения правового государства какполностью соответствующей демократической организации общества политическойформы народовластия, которая гарантирует реализацию прав человека, социальную иправовую защиту личности на основе нормального функционирования права[1].Последнее особенно важно для понимания правового государства в рамках пониманияправового государства в рамках отечественной истории, наполненнойчрезвычайными, экстремальными условиями действия права, которые по существуносили постоянный характер. Только право, выражающее возможность свободногосуществования самого государства, а также свободного, безопасного существованиячеловека, — необходимость для процесса формирования правового государства.
Действенностьконцепции правового государства достигается за счет сплава выработанныхчеловеческой мыслью идей, положенных в основу развития государственности вцивилизованном гражданском обществе. Отправной точкой для этого послужилитеория и практика господства права, закона в государстве как противовесадеспотии и произволу власти, разработанные еще в древней философии. Самисходный принцип правового государства с давних пор заложен именно вгуманистических целях и функциях, которым должна быть подчинена вся егоорганизация. Раскрытие данного принципа обеспечивается использованием трехизвестных классических концепций. Это прежде всего концепция народногосуверенитета Ж.-Ж. Руссо, выдвинутая в качестве идеологии буржуазногорадикализма, но ставшая важнейшей конституционной идеей для большинства странмира. Также это теория разделения властей, выдвинутая в Англии в XVII веке и разработанная Ш. Монтескье вкачестве гарантии безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властьюсо стороны кого бы то ни было. Наконец, это идея обеспечения примата права –идейная платформа либерализма, заложенная в политико-юридической философии нарубеже XVIII-XIX вв. и ставшей в начале XX века классическим выражением юридической связанностигосударства правом, подчинение его господству права при условии уважения свободи интересов личности.
Такимобразом, главное предназначение правового государства – гарантирование каждомугражданину возможность всестороннего развития личности. Здесь речь идет о такойсистеме социальных действий, при которой права и свободы человека и гражданинаявляются первичными, в то время как возможность осуществления функций государственнойвласти выступает вторичной.
1.2 Характеристикапризнаков правового государства
Понятия«государство» и «общество» не являются тождественными. Государство возникло наопределенной стадии общественного развития. Каково общество, таково и государство.По мере того как общество в своем развитии переходит от низшей ступени квысшей, возникает и изменяется государство. Последнее может проявлять заботу обобществе и, наоборот, может паразитировать и даже сокрушать общественныйорганизм. Поэтому когда идет речь о правовом государстве, то оноподразумевается как альтернатива авторитарному и тоталитарному режиму.
Правовое государство –очень сложное, многомерное развивающееся явление. В ходе общественногопрогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием,соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню егоразвития. Тем не менее, общим началом любого правового государства является егосвязанность правом.
В числе важнейшихэлементов, отвечающих характеристике правового государства, следует назвать[2]:
Осуществление подлинногонародовластия, распространяемого на все стороны организации и сферы жизни гражданскогообщества и выступающего в качестве целостной системы развития демократии.Данный признак лежит в эпицентре всех проблем правового государства.
Конституционноеобеспечение разделения властей, выражающего различные государственные формыосуществления единой власти народа.
Верховенство права исвязанность государственной власти правовыми предписаниями.
Верховенство закона,согласно которому именно закон обладает высшей юридической силой в системе иныхправовых актов и обеспечивает недопустимость произвольного вмешательствагосударства в жизнь гражданского общества.
Взаимосвязь прав иобязанностей и взаимная ответственность государства и личности, а такжегарантированность прав и свобод человека.
Повышение роли иавторитета судебной власти.
Формирование эффективныхинститутов конституционного контроля за законностью.
Обеспечение подлинногодемократизма законотворчества, осуществляемого как представительными органаминарода, так и им самим (в правовом государстве не должно и не может бытьзаконов, не соответствующих воле народа, а тем более противоречащей ей).
Установление в праве ипоследовательное обеспечение государством юридической ответственности заправонарушения (неотвратимость наказания за совершенное противоправное деяниепри соблюдении принципа взаимной ответственности государства и личности).
Можно назвать и другиепризнаки правового государства, которые указывает в своих работах рядаисследователей: четкое разграничение функций общества и государства; созданиеантимонопольных механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий вкаком либо одном звене или институте; верховенство и прямое действиеконституционного закона; установление в законе и осуществление на делесуверенности государственной власти; соответствие внутреннего законодательстваобщепризнанным нормам и принципам международного права и др[3].Эти признаки в той или иной мере конкретизируют или дополняют основные.
Таким образом, обобщаявсе выше сказанное, основными характеристиками правового государства являетсягражданское общество, верховенство права и закона, разделение властей,гарантированность прав и свобод человека, особая роль судебной власти.
Реальная свобода личностистановится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство,политическая власть господствует над обществом, а общество имеет безусловноепервенство по отношению к государству. Переход к такому обществу – историческидлительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества. «Нашегражданское общество только формируется и еще не стало действенным контролеромгосударственных институтов. Как и вся новая власть, оно подвержено болезнямроста»[4]. В этих условиях темболее важно разобраться в самой природе гражданского общества, его основныххарактеристик и путях формирования.
Исторический процесс формированиягражданского общества характеризует сложный путь восхождения человечества отразличных форм угнетения, политического диктата к реальному демократизму, кдействительной свободе личности. Не случайно уже первые научные концепциигражданского общества, возникшие в XVIII – начале XIX веков,обращали внимание на такие его характеристики, как наличие определенной сферыобщественных отношений, относительно независимых от государства. В этом планепервоначальное понимание гражданского общества строилось на противопоставлениисферы публичных и частных интересов.
Сама по себе постановкавопроса о гражданском обществе как определенной сфере неполитической, частнойжизни граждан, независимой от государственной власти, исторически имелапрогрессивное значение. Она сыграла важную роль в утверждении нового,буржуазного конституционного строя, основанного на принципах неприкосновенностичастной собственности, невмешательстве государства в сферу свободногопредпринимательства, сферу личной жизни членов гражданского общества.Становление буржуазного общества означало превращение товарных отношений вуниверсальный способ социальных связей индивидов, когда на смену феодальнымсословиям и их государственно-правовым привилегиям пришло формально-юридическоеравноправие граждан. «Этим был завершен процесс отделения политической жизни отгражданского общества»[5]. В результате самостоятельное,независимое от политической власти, существование обрело и гражданскоеобщество. В таком варианте гражданское общество было и не могло не быть ни чеминым, кроме как сферой проявления частных интересов личностей, обладающихформально-юридической свободой, но фактически находящихся в системе жесткихформ вещной зависимости.
Поэтому для нынешнего пониманиясовременного гражданского общества недостаточно представления о нем лишь спозиций его противопоставления государственной власти и, сфере реализациипубличных интересов. Главным в современной, общедемократической концепциигражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристиктех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут бытьопределены как современное гражданское общество.
Гражданское общество –это не просто объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественныхотношений. В то же время гражданское общество – это и не юридическое, негосударственно-правовое понятие. Государство не может и не в состоянии«учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для негообраз гражданского общества. В этом плане гражданское общество есть объективносложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на самимобществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимостипроизвола и насилия. Такой порядок складывается на основе внутреннегосодержания самих этих отношений, что превращает их в критерий справедливости имеры свободы. Тем самым отношения, составляющие гражданское общество, обретаютспособность нести в себе определенные требования, нормативные модели поведенияграждан и государственных органов в соответствии с идеалами справедливости исвободы.
Это означает, что вотношениях, составляющих гражданское общество, воплощаются идеи права каквысшей справедливости, основанной на недопустимости произвола и гарантированииравной для всех членов гражданского общества меры свободы. Это те нормативныетребования, которые складываются и существуют в гражданском обществе независимоот их государственного признания и закрепления в законодательстве. Носледование им со стороны государства является залогом того, что закон в такомобществе и государстве приобретает правовой характер.
Само же общество в этомслучае объективно, в силу реально существующего порядка общественных отношений,приобретает правовой характер, т.е. гражданское общество по своим внутреннимсвойствам должно быть правовым обществом, правовой организациейсоциально-экономических и политических отношений.
Правовой характергражданского общества является первой важнейшей характеристикой такогообщества. Эта особенность гражданского общества воплощается в нормативныхтребованиях, заложенных в содержании категорий справедливости и свободы.Справедливость и свобода представляют собой в условиях гражданского обществасоциальный фактор, упорядочивающий деятельность людей коллективов иорганизаций. С другой стороны, сам человек как член гражданского обществаобретает свободу в результате своей способности подчинятся нормативнымтребованиям свободы как осознанной необходимости.
Вторая характеристиканосит функциональный характер. Она связана с тем, что основой функционированиятакого общества является не просто создания определенного поля реализациичастных интересов, а достижения высокого уровня самоорганизации, саморегуляцииобщества. Основные функции по налаживанию совместной деятельности членовгражданского общества в отдельных сферах должны осуществляться в этом случае нес помощью орудий и средств государственной власти как «особой публичнойвласти», а самим обществом на подлинно демократических, самоуправленческих началах.В этом плане новая функциональная характеристика гражданского обществазаключается не в том, что государство великодушно «уступает» определенную сферучастных интересов самому обществу. Напротив, само общество, достигая новогоуровня своего развития, приобретает способность самостоятельно, безвмешательства государства осуществлять соответствующие функции. И в этой частиуже не государство «поглощает» общество, устанавливая тотальное государственныеформы руководства и контроля за развитием соответствующих сфер, а происходитобратный процесс «поглощения» государства гражданским обществом: возникаетпримат гражданского общества над государством.
В соответствии с этимможно выделить и третью особенность гражданского общества, котораяхарактеризует его высшие ценности и главную цель функционирования. В отличие отпервоначальных представлений о гражданском обществе, основанных наабсолютизации частных интересов, современная общедемократическая концепцияпостиндустриального гражданского общества должна быть основана на признаниинеобходимости обеспечения оптимального, гармонического сочетания частных иобщественных интересов. Свобода, права человека и его частные интересы должнырассматриваться в этом случае не с позиций эгоистической сущности«экономического человека», для которого свобода есть собственность, а наоборот,сама собственность во всем многообразии ее форм становится средствомутверждения идеалов освобожденной личности. И это должно происходить на основебезусловного признания в качестве высшей ценности гражданского обществачеловека, его жизни и здоровья, чести и достоинства политически свободной иэкономически независимой личности.
В соответствии с этимследует подходить к определению главной цели функционирования современногогражданского общества. Главная цель заключается в удовлетворении материальных идуховных потребностей человека, в создании условий, обеспечивающих достойнуюжизнь и свободное развитие человека. А государство в этом случае неизбежноприобретает характер социального государства
Речь идет об обогащенииприроды государства социальными началами, которые в значительной меретрансформируют его властные функции. Утверждая себя как социальное, государствоберет на себя ответственность за социокультурное и духовное развитие общества,за устранение несправедливых социальных неравенств, которые и в рыночныхусловиях экономической свободы и имущественного расслоения не могут выходить запределы обеспечения каждому индивиду достойного уровня жизни.
С учетом отмеченных вышехарактеристик можно определить понятие гражданского общества как основанную насамоорганизации систему социально-экономических и политических отношений,функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы,удовлетворении материальных и духовных потребностей человека как высшейценности гражданского общества.
Отсюда вытекает иконкретный анализ основных элементов гражданского общества как системыотносительно независимых от государства институтов и отношений. В структурномплане они составляют единство трех систем.
Во-первых, экономическаяорганизация гражданского общества. В экономическом аспекте гражданское общество– это общество цивилизованных рыночных отношений. Это включает в себяпровозглашение и последовательное проведение в жизнь множественности формсобственности и равных возможностей их правовой защиты, обеспечение свободытруда как основы функционирования любого общества. В условиях гражданскогообщества и рыночной экономики труд свободен: каждый должен иметь право самостоятельнораспоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности ипрофессию. При этом в условиях рынка не исключается безработица, чтопредполагает необходимость гарантирования членам гражданского общества права назащиту от безработицы, равно как и права на индивидуальные и коллективныетрудовые споры. Важной характеристикой экономической организации гражданскогообщества является также свобода предпринимательства и иной не запрещеннойзаконом экономической деятельности.
Второй структурныйэлемент гражданского общества – его социальная организация. В рыночных условияхона носит весьма сложный характер, что отражает прежде всего различия отдельныхсоциальных групп в системе отношений собственности, производства ираспределения материальных благ. В соответствии с этим можно выделить триосновные группы населения гражданского общества – наемных работников,предпринимателей и нетрудоспособных граждан. Обеспечение взвешенного балансаэкономических интересов и материальных возможностей этих групп – важноенаправление социальной политики.
Важнейшими элементамисоциальной организации гражданского общества является егосоциально-демографическая, национальная, региональная структуры. На всех этихуровнях имеются по-своему важные проблемы обеспечения прав и свобод человека игражданина. Первичной же ячейкой гражданского общества, основой его социальнойорганизации является семья, которая находится под защитой социального правовогогосударства[6].
И, наконец, третий структурныйэлемент гражданского общества – его общественно-политическая организация. Еенельзя отождествлять с государственно-политической организацией, сгосударственным управлением обществом. Напротив, реальный демократизмгражданского общества как основы обеспечения действительной свободы личностистановится возможным именно тогда, когда общество, приобретая качествогражданского, правового, вырабатывает свои собственные, негосударственныеобщественно-политические механизмы саморегуляции и самоорганизации. Всоответствии с этим происходит политическая институционализация гражданскогообщества, т.е. общество самоорганизуется с помощью политических партий, массовыхдвижений, профессиональные союзы, женские, молодежные, религиозные организации,творческие союзы, фонды и другие добровольные объединения граждан. Важнойконституционной основой политической институционализации гражданского обществаявляется принцип политического и идеологического плюрализма, многопартийности[7].
Таким образом, основныехарактеристики гражданского общества могут быть закреплены Конституцией, а самогражданское общество в его конституционном закреплении воплощает основныехарактеристики конституционного строя. При этом гражданское общество как правовоеобщество обеспечивает на уровне своих институтов и отношений неразрывную связьсвободы личности с правовым положением граждан, единство социальных и правовыхоснов взаимоотношений человека с обществом и государством.
Верховенство права изакона во всех сферах общественной жизни составляет одну из существенныхотличительных черт правового государства. Важно отметить, что взаимосвязь государствас правом как условие существования современного общества должно проявляться нев плане подчинения права государственной властью, а напротив – подчинениегосударственной власти праву, связанности государства, его органов, всехгосударственных и общественных организаций, должностных лиц установками права.
Гуманистические цели,отвечающие правовому характеру государства, выполнение социальных обязательствгосударства перед человеком самым прямым образом определяют возможность инеобходимость обеспечения примата права в условиях демократического общества.Но такая возможность настоятельно требует новых подходов к выработке самогопонятия права, его обоснования с позиций роли права в системе гражданскогообщества. Право выступает в качестве определенного порядка общественныхотношений, своеобразной системой общественного порядка, обеспечивающей учет интересовразных слоев общества[8]. В результате самогражданское общество может функционировать лишь на правовых основах, посколькуорганизация составляющих его отношений имеет нормативное содержание и направленона регулирование поведения людей. Такое правовое общество выражает наиболеесущественные принципы регулирования, согласно которым устанавливается приоритетличных интересов человека перед интересами коллектива, государства,ответственность государства перед личностью; определяется обязанностьгосударства соблюдать правовые предписания, охранять и поддерживатьправопорядок; обеспечивать демократизм государственной власти на основепринципа разделения властей.
Именно исходя из этихпринципов может быть установлено современное соотношение права и закона:следование им влечет принятие «правовых законов»; их игнорирование можетпривести к повышению удельного веса «правонарушающего законодательства»,способствующего, например, проведению репрессий на «законных» основаниях илиустановлению «законных» нарушений элементарных прав человека. Не случайнопоэтому в общественном сознании роль права в формируемом правовом государствеотождествляется со справедливостью соответствующих предписаний, прогрессивнойсоциальной направленностью целей и задач, выраженных правовой нормой. И хотязакон составляет наиболее совершенную форму права, само право не исчерпываетсязаконом, поскольку предполагает действие реальных, фактических общественныхотношений и их преобразование в правовые отношения как процесс правовойжизнедеятельности.
Но, с другой стороны,именно правовое общество призвано обеспечивать закону статус не толькоосновополагающего, первичного, но в перспективе и единственного регулятораобщественных отношений. Концепция правового государства исходит их того, чтоприоритет права с неизбежностью должен выступать как безусловное верховенствозакона во всей системе правовых актов.
Именно поэтомуподзаконные акты в принципе должны утратить характер нормативного регулятора, посколькуих прямое назначение – обеспечивать правоприменительную деятельность. Это впервую очередь касается указов и иных актов президента, исполнительных органоввласти, которые должны значительно сузить свое нормативное содержание,предоставив возможность издания актов, содержащих правовые нормы, органамзаконодательной власти. Принципиальное повышение роли представительных органов– это важное направление развития правового государства, устранение элементовавторитаризма в его деятельности.
Для обеспечения этогонаправления следует решить ряд задач, которые в настоящее время выливаются всложные проблемы, препятствующие безусловному подчинению всех органовгосударства закону. Из жизни общества должны быть устранены факты неуважения кзакону, правового нигилизма, грубого нарушения прав и свобод человека,неисполнения предписаний закона.
Для устранения этихпроблем необходимо, прежде всего, устранить разбалансированность в системеправа, касающуюся соотношения законов и иных правовых актов. Любой несовершенныйзакон должен отменяться представительным органом власти, т.е. законодательнымпутем, а не путем изменения законов подзаконными актами. Между тем всовременный период широкое распространение получила идея о несовместимостисоциальной справедливости с формальным пониманием закона и чисто юридическимиспособами признания его недействительности. В силу этого имели место случаи,когда устаревшие законодательные предписания отменялись незаконным путем, т.е.с помощью подзаконных актов. Эта же идея послужила основанием для широкогоразвития «президентского нормотворчества».
Для повышения качествазаконов необходимо установить и четко соблюдать порядок их принятия, одобрения,подписания и опубликования.
Конечно, решение всехвыше отмеченных задач сопряжено с большими трудностями, но только с их решениемвозможно полное подчинение праву и закону всех органов государства, чтоявляется непременным условием для формирования правового государства
Основным атрибутоморганизации и деятельности правового государства является принцип разделениявластей. Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти водних руках, защищает граждан от произвола должностных лиц, создает предпосылкик эффективной деятельности государственных органов. Речь идет о выделении трехразновидностей власти по такому основанию, как характер полномочий их органов:законодательной, исполнительной и судебной. Практически разделение властей означаетне что иное, как функциональный разрез государственной властной деятельности,разграничение компетенции между соответствующими органами.
Однако разделение властейнельзя понимать как их противостояние. Основной Закон государства – Конституциядолжен исключать такую возможность. Каждая из ветвей единой государственнойвласти – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначениеи выделяется соответствующей компетенцией; все ветви власти самостоятельны инезависимы в реализации своих полномочий; они обладают возможностью взаимно сдерживатьи контролировать друг друга. Ни одна из ветвей власти не может принять на себяфункции другой, но и действовать обособленно тоже не в состоянии. Поэтомуединой государственной власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранятьнеобходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм»[9].
При этом каждая из ветвейвласти имеет свою специфику. Укрепление государства зависит прежде всего отреальной силы и авторитета законодательной власти. Назначение этой власти виздании законов, а также в осуществлении контроля за их исполнением. Главнойчертой законодательной власти является ее представительный характер.Осуществляющий ее орган непосредственно избирается всеми гражданами страны, аакты законодательной власти должны выражать волю народа и соответствоватьполитическим и юридическим факторам общественной жизни, а также непротиворечить положениям Конституции.
Другая черта –коллегиальность представительного органа, осуществляющего законодательнуювласть. Он состоит из выборных лиц, совместная деятельность которых и призванасоздавать закон. Это своеобразный политический форум, объединяющийпредставителей наиболее влиятельных сил общества.
Наибольшим динамизмом иактивностью отличается исполнительная власть. К компетенции президента отнесеныважные функции исполнительной власти с широким кругом полномочий. На местах –руководители администрации. Но столь серьезное усиление исполнительной властинивелируется организационными и правовыми противовесами со стороны законодательныхорганов – вплоть до отрешения президента от должности, отказа в доверии правительствуи т.д., что призвано гарантировать защиту общества от злоупотреблений в деятельностиисполнительных структур.
Судебная властьучреждается, чтобы поддерживать всю систему правового регулирования в обществеи в особенности защищать права и свободы человека.
Таким образом, разделениеветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную является основополагающимпринципом правового государства, поскольку данный принцип предполагаетотсутствие концентрации власти в чьих бы то ни было руках, что исключаетвозможность злоупотребления властью и ущемления прав и свобод человека.
Высшей цельюобщественного развития в правовом государстве является признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина. Само объявление человека высшейценностью[10] есть не что иное, какустановления ответственности государства перед личностью, поскольку не государстводарует человеку права и свободы, а человек обладает неотчуждаемыми правами исвободами, принадлежащими ему от рождения и охраняемые государством во всехстадиях их реализации.
Таким образом, в качествеглавной функции государства должна быть признана охрана интересов человека,защита его прав. Вся деятельность государства и его политических структур вусловиях цивилизованного общества подчинена задаче гарантирования прав и свободчеловека, обеспечению их реализации, установлению механизма защиты. Поэтому извсех проблем взаимной ответственности государства и личности особо должна бытьвыделена проблема гарантирования прав и свобод человека. Именно она имеет значениекак одна из характерных черт правового государства[11].
Реальность закрепленных вконституции основных прав и свобод обеспечивается как индивидуальнымивозможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми,не запрещенными законом, способами, так и государством в целом. При этомреализуется прежде всего связь граждан со всем государством, а не только с егоотдельными органами или должностными лицами.
Таким образом, гарантииправ и свобод граждан имеют в целом государственный характер независимо от ихконкретного содержания. При подлинной демократии права и свободы не толькопризнаются и юридически закрепляются государством, но и реально обеспечиваютсяпутем создания фактических и правовых условий для их действительногоосуществления. Демократическое государство отличается именно тем, что егозаконодательство предусматривает оптимальный исходный уровень благополучиясвоих граждан, т.е. гарантирует им права на достойную жизнь и свободное развитиепутем создания достаточного жизненного уровня человека.
Отсюда следует, что подгарантиями нужно понимать созданные государством средства обеспечения фактическихи юридических возможностей пользоваться демократическими правами и свободамидля всех граждан данного общества. Соответственно их система включает в себяматериальные, политические и юридические гарантии.
2.Формирование правового государства в России
2.1 Идеиправового государства в России
Послесвершения Октябрьской революции именно марксистское учение о политическом, а нео правовом государстве и попытались реализовать большевики, взяв курс наустановление диктатуры пролетариата. И как следствие, созданное государствостало орудием подавления политических противников советской власти, орудиемподавления инакомыслия. Можно утверждать, что в силу ряда объективных исубъективных причин вместо диктатуры пролетариата установилась диктатурапартийно-государственного аппарата. Руководители государства, объединив в рукахпартии рычаги всех ветвей власти, совершали без учета спецификисоциально-экономических условий неправовые эксперименты – от насильственнойколлективизации и массового переселения народов до безжалостного уничтожениянеугодных режиму лиц.
Официальноеотношение к доктрине правового государства было сформулировано в докладеизвестного деятеля коммунистической партии и советского правительства Л.М.Кагановича по случаю 12-й годовщины советской власти, с которым он выступил вИнституте советского строительства при коммунистической академии: «…мыотвергаем понятие правового государства даже для буржуазногогосударства…Понятие «правовое государство» изобретено буржуазными учеными длятого, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства… Конечно, все этоне исключает закона. У нас есть законы, наши законы определяют функции и кругдеятельности отдельных органов государственной власти. Но наши законыопределяются целесообразностью в каждый данный момент».
В этихусловиях теория правового государства была объявлена буржуазной лженаукой,используемой идейными противниками коммунизма в пропагандистских и подрывныхцелях.
Сторонникиэтой теории подвергались политическим преследованиям, а основные ее положениялибо категорически отвергались (принципы гражданского общества, разделениявластей, незыблемости свободы личности), либо искажались в угоду политическимсилам (демократизм законотворчества, верховенство закона, ответственность заправонарушения и др.)
Политикатотального подавления личности, множество необоснованных запретов, возникшие наидеологической почве, жестокие политические репрессии породили всеобщийправовой нигилизм. В конечном счете великая держава стала распадаться. Народоказался в бедственном положении. Запоздалые попытки КПСС в конце 80-х годовпредотвратить этот негативный процесс, провозгласив создание в СССР правовогогосударства и предприняв попытку построить новое цивилизованное общество,правовое государство.
2.2 Условияформирования правового государства в Российской Федерации
Проблемаправового государства является рубежной, стоящей на стыке рассмотрения вопросовгосударства, с одной стороны, и права, с другой. Поэтому она естественнозавершает изучение государственности с позиций осуществления деятельностигосударства в рамках закона, его подчиненности установкам права.
РоссийскаяФедерация как суверенное, независимое государство не может не иметь правовогохарактера, поскольку связанность его деятельности правом и закономсоответствует современным социально-экономическим и политическимпреобразованиям и обеспечивается развитием народовластия и демократии. Нореализация этих возможностей зависит, с одной стороны, от того, в какой мереидея правового государства обосновывается конституционными гарантиями, с другой– от степени действительного осуществления в условиях российской государственности.
Касаясьпервого из отмеченных моментов, нужно подчеркнуть, что идея правовогогосударства впервые истории российского конституционализма получила прямоезакрепление в Конституции РФ 1993 г. в качестве необходимого характеристикиРоссийской Федерации[12]. Это имеет большоезначение само по себе, поскольку свидетельствует об официальном признании даннойидеи, необходимости ее осуществления на конституционном уровне, чего предыдущиеконституции не обеспечивали. Но вместе с тем простое терминологическое обозначениеРоссии как правового государства еще не достаточно. За формулировкой правовоегосударство должны стоять не только дополнительные конституционные гарантиидемократизации законодательных и правореализационных процессов, но и целаяполитическая программа развития общества. Все воплощенные в Конституцииструктуры – социальная, властно-политическая, федеративная и др. – должны бытьнацелены против возрождения командно-административных методов управленияобществом и ориентированны на обеспечение демократического консенсуса,внедрения свободного регулирования рыночных отношений. Это и будет соответствоватьправовому государству в его конституционном воплощении.
Однакороссийская действительность далеко не всегда развивалась и развивается наоснове внедрения черт правовой государственности а реальную жизнь. Поэтомуследует учитывать и второй отмеченный выше момент.
К сожалению,в современный период степень действительного внедрения черт правовойгосударственности в российские политические структуры далека от подлинногоосуществления идеи правового государства. Процесс его формирования в условияхнестабильности общества встречает значительные препятствия, связанные снедостаточной развитостью демократии в Российской Федерации, отсутствиемцивилизованных подходов к нормальному функционированию правовых норм управленияобществом[13].
Для правовогогосударства важен в первую очередь переход от упрощенного, урезанного«социалистического народовластия» к реальному вовлечению граждан в управлениеделами общества и государства. И хотя концепция народовластия была разработанав России еще доперестроечный период, она служила юридическим прикрытиемфактически осуществлявшейся тоталитарной власти. На деле суверенностьгосударственной власти ничем не обеспечивалась, поскольку в стране имеласьдругая, действительно реальная власть, носителем которой были негосударственные, а партийные структуры. Сейчас же выдвижение народовластия вкачестве одной из незыблемых основ конституционного строя имеет в значительнойстепени программный характер. Само наличие в Российской Федерации сильнойисполнительной власти в виде единой, согласованно действующей вертикали сверхудонизу, усиленной к тому же новыми полномочиями Президента, закрепленными вКонституции, позволяет рассматривать народовластие лишь как идею, за которойпока стоит авторитарная по своему характеру власть. Между тем только приналичии реального осуществления народовластия возможно создание гражданскогообщества как условие правового государства.
Уровеньсовременного развития российского общества еще не служит показателем активныхдействий граждан, направленных на достижение и защиту демократическихценностей. Внедрение в общественное сознание самих понятий «правовоегосударство», «права человека», «разделение властей», «политический плюрализм»затруднено ввиду недостаточного развития правосознания большинства граждан, атакже их противоречия существующим реалиям российской действительности. В связис усилением авторитарного начала организации власти все более теряет свое первоначальноезначение принцип разделения властей. Периодически появляются признакиконфронтации различных ветвей власти.
Связанностьгосударственных органов правом постоянно сталкивается с несовершенством законови правовым произволом, творимым самими органами.
Социальная иправовая защита личности от произвола чиновников и засилья организованнойпреступности не обеспечивается ввиду отсутствия четких юридических гарантий инесовершенства судебной системы.
Такимобразом, в Российской Федерации идет долгий и болезненный процесс становления иразвития правового государства. Сложность этого процесса заключается преждевсего в тяжелой экономической ситуации в стране, поскольку только в условияхстабильной экономике возможно реальное существование гражданского общества,верховенства права и закона, гарантированность прав и свобод человека, и егозавершение возможно только при условии выхода России из затянувшегосяфинансового и политического кризиса.
2.3 Практика становленияправового государства в России
Реальные демократическиепреобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годыперестройки, особенно после поражения августовского (1991г.) путча. Получилобщее признание принцип «правового государства», были отмененырепрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическоезаконодательство, система правосудия (созданы Конституционны суд РоссийскойФедерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г.Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебнойреформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизмекак самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности отвластей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом РоссийскойФедерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит изтого, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдениеи защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная обязанностьгосударственной власти. Процесс формирования правового государства предполагаетсоздание системы политических, юридических и иных гарантий, которыеобеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех передзаконом и судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной изважнейших задач, связанной с формированием правового государства, следуетрассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новойпо существу правовой системы. В последнее время приняты очень многиезаконодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашегогосударства как демократического, правового. Это Декларация о государственномсуверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека игражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция РоссийскойФедерации, Договор об общественном согласии.
В течении долгихдесятилетий в России действовала однопартийная система, которая исключалавозможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современноедемократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество,в котором взаимодействуют различные общественные организации, политическиепартии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальнойгосударственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строитсяна основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности.Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направленийэтой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеноммежду личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав исвобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющимво многом успех многих преобразований в государственной и политической жизнинашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимоизбавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился впоследнее время не только у граждан, но и у представителей государственногоаппарата. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всемидолжностными лицами — неотъемлемая черта демократического государства. Такжеважным вопросом является повышение авторитета Конституции, как основногозакона, принятого народом.
Сейчас на территории распавшегосяСССР происходят сложные процессы в развитии государства и права — становление вновых «независимых государствах» государственных и правовых систем, соответствующихтребованиям современного гражданского общества. Это развитие все болееосложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический исоциальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резковысветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система задолгие десятилетия своего господства. Одним из важнейших вопросов в связи сэтим является построение единого правового пространства, верховенство закона навсех уровнях и во всех субъектах власти.
Перечисляя проблемы,имеющиеся на пути построения правового государства в России, нельзя не отметитьпроблему зачастую неэффективности форм надзора и контроля за соблюдениезаконности властными структурами. Например, в России сейчас абсолютно неконтролируется народом судебная власть.
Большой проблемойобернулось для неподготовленного гражданского общества появление многообразияформ собственности предприятий, учреждений, организаций. Работники зачастуюоказываются совершенно бесправными. Действует принцип – «если вам что-то ненравится, то вы здесь больше не работаете». В связи с этим важной задачейявляется построение демократии в трудовом коллективе.
Перспективным и активноразвивающимся направлением является развитие местного самоуправления каксамоуправления народы, предоставление гражданам самим себя обеспечивать идобиваться своего процветания.
Таким образом, длястановления правового государства в России необходимо сделать еще очень многое(а перечислены только некоторые проблемы), но альтернативы правовомугосударству для нас, принявших ценности западной цивилизации, нет.
2.4Построение правового государства в России
Без органическогосогласования власти, свободы, закона и общей цели правовое государство построитьневозможно. Так или иначе об этом знали и помнили там, где правовое государствов той или иной степени построено, будь то Великобритания или США, Германия илиЯпония. В этих странах осуществлён принцип господства права и, таким образом,выстроены прочные правовые пирамиды жизни общества и государства.
Для формированияправового государства в России, я считаю, прежде всего, надо укрепитьпарламент. Он не должен находиться в такой зависимости от Президента, долженбыть более свободен в своих решениях. Кроме того, победившая на парламентскихвыборах партия должна формировать правительство, как это происходит на Западе:такой порядок в Великобритании нигде не записан – это традиция; в КонституцииФранции записано, что правительство формирует президент, но фактическиправительство формирует большинство Национального собрания, поскольку послеправления генерала де Голля они наткнулись на ту же проблему, что и мы сейчас.Владимир Рыжков так охарактеризовал ситуацию: «В странах здоровой демократии, голосуя,люди выбирают перемены. Система построена так, что воля избирателей передаётсягосударству, которое по своему замыслу, по своей конструкции её исполняет. Мывыбираем фрагменты заведомо расстроенного организма, который генетически неможет реализовать никакую осмысленную политику». А выход Рыжков видит один:«Надо сказать людям – и это должен сделать президент, — что новое российскоеправительство будет сформировано думским большинством сразу после декабрьскихвыборов. Что победившие партии будут нести всю ответственность за этоправительство. И тогда все его ошибки аукнутся партиям на следующих выборах, идорога в парламент им будет заказана. Для этого даже не требуется измененияКонституции. Она такую практику не запрещает». Таким образом, надо сделать следующийшаг и объявить: президент не препятствует партиям-победителям в формированииправительства, но партии обязуются взять на себя всю ответственность за егодеятельность. «Это будет шаг в сторону от хаоса и абсурда нынешней политическойсистемы»[14].
К.Д. Лубиченко считает,что ключевым моментом оценки ситуации в России является субъективный фактор,дух русского народа, морально-нравственное состояние людей[15]. Морально-нравственноесостояние человека, приверженного определённым коммунистическим,социалистическим принципам, весьма важным ценностям, которые всё-таки существовалив обществе коллективизма, — это был фактор социалистического сознания, которыйсвязывался только с КПСС, определённым кругом людей и даже одной личностью, и,естественно, нуждался в очень мощной поддержке населения. А этого не случилось,и это было главным выражением свободы сознания, отрицания тех моральныхпринципов, которые господствовали в обществе. Никаких других морально-нравственныхструктур не было внесено в общество. Для основной части населения усвоениеновых морально-нравственных установок – это колоссальный процесс перехода отодного поколения к другому.
Второй момент (послеморального сознания), отмечает Лубиченко, — это вопроснационально-государственного устройства. Главный результат краха перестройки,катастрофы, которая постигла наше общество, — это распад СССР. И не потому, чтоСССР должен был распасться. С точки зрения Лубиченко, можно было осуществитьплавный процесс расхождения, не доходя до критической стадии. Распад, которыйпроизошёл просто как обвал, явился главной катастрофой, оказавшей влияние навсе процессы внутри общества, которое оказалось совершенно не подготовленным ктакому повороту событий – ни морально, ни политически, ни с точки зрениявоенной безопасности, ни с точки зрения строительства новой политическойструктуры.
Одно из условий упроченияроссийской государственности – преодоление межнациональных конфликтов, которыеподрывают устои государственности – дезорганизуют аппарат публичной власти,систему налогообложения, инвестиций, государственных долгов, разрушают территориальнуюцелостность.
Когда мы говорим оправовом государстве, то волей-неволей приходим к вопросу о том, как этопонятие воспринимается в общественном сознании. С этой точки зренияпоказательно отношение «рядовых граждан» к правоохранительным органам и ихработникам. «По этому показателю 10 лет назад право уважалось больше, чемсейчас. С этой позиции в настоящее время у нас регресс в отношении правовогогосударства. Сегодняшнее отношение к судам, к возможностям МВД обеспечитьэффективную защиту граждан от криминальных посягательств в достаточной мерескептическое…Роль арбитражных судов принимают на себя криминальные структуры…нетак уж популярны и сотрудники правоохранительных органов у населения»[16].
Таким образом, мнекажется, невозможно сформировать правовую культуру населения, правовоесознание, пока не будет достигнут в достаточной мере уровень доверия населенияк государству, власти, правоохранительным органам, государственным служащим.
Заключение
В свете вышеизложенного можносделать вывод, что правовое государство – очень сложное, многомерноеразвивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новыесвойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиямсуществования общества и уровню его развития. Тем не менее, общим началомлюбого правового государства является его связанность правом.
Его главноепредназначение – гарантирование каждому гражданину возможность всестороннегоразвития личности. Здесь речь идет о такой системе социальных действий, прикоторой права и свободы человека и гражданина являются первичными, в то времякак возможность осуществления функций государственной власти выступаетвторичной.
Реальная свобода личностистановится возможной в обществе подлинной демократии, где не государство,политическая власть господствует над обществом, а общество имеет безусловноепервенство по отношению к государству. Переход к такому обществу – историческидлительный процесс, и он связан с формированием гражданского общества
Основными характеристиками правового государстваявляется гражданское общество, верховенство права и закона, разделение властей,гарантированность прав и свобод человека, особая роль судебной власти. Основныехарактеристики гражданского общества могут быть закреплены Конституцией, а самогражданское общество в его конституционном закреплении воплощает основныехарактеристики конституционного строя. При этом гражданское общество какправовое общество обеспечивает на уровне своих институтов и отношенийнеразрывную связь свободы личности с правовым положением граждан, единствосоциальных и правовых основ взаимоотношений человека с обществом и государством.
Верховенство права изакона во всех сферах общественной жизни составляет одну из существенныхотличительных черт правового государства. Важно отметить, что взаимосвязьгосударства с правом как условие существования современного общества должнопроявляться не в плане подчинения права государственной властью, а напротив –подчинение государственной власти праву, связанности государства, его органов,всех государственных и общественных организаций, должностных лиц установкамиправа.
Установление верховенстваправа и закона сопряжено с большими трудностями, но только с их решениемвозможно полное подчинение праву и закону всех органов государства, чтоявляется непременным условием для формирования правового государства
Основным атрибутом организации идеятельности правового государства является принцип разделения властей.Осуществление этого принципа ставит заслон концентрации всей власти в однихруках, защищает граждан от произвола должностных лиц, создает предпосылки кэффективной деятельности государственных органов.
Данное разделение ветвейвласти на законодательную, исполнительную и судебную является основополагающимпринципом правового государства, поскольку данный принцип предполагаетотсутствие концентрации власти в чьих бы то ни было руках, что исключаетвозможность злоупотребления властью и ущемления прав и свобод человека.
Высшей цельюобщественного развития в правовом государстве является признание, соблюдение изащита прав и свобод человека и гражданина. Само объявление человека высшейценностью есть не что иное, как установления ответственности государства передличностью, поскольку не государство дарует человеку права и свободы, а человекобладает неотчуждаемыми правами и свободами, принадлежащими ему от рождения иохраняемые государством во всех стадиях их реализации.
Сам процессформирования правового государства на территории СНГ идет очень медленно ивстречает на своем пути множество трудностей и проблем.
Как и вдругих странах бывшего СССР, в Российской Федерации идет долгий и болезненныйпроцесс становления и развития правового государства. Сложность этого процессазаключается, прежде всего в тяжелой экономической ситуации в стране, посколькутолько в условиях стабильной экономике возможно реальное существованиегражданского общества, верховенства права и закона, гарантированность прав исвобод человека, и его завершение возможно только при условии выхода России иззатянувшегося финансового и политического кризиса.
В последнее время оченьмного говорится о правовом государстве, о построении правового государства, носоздается впечатление, что не каждый понимает, что же включает в себя этопонятие, на чем оно основывается, какова его история. Не каждый знает также,что для создания правового государства необходимо возникновение рядаопределенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество,то есть сфера реализации индивидами своих экономических, социальных,культурных, религиозных, национальных, семейных и других неполитическихинтересов, которые находятся за пределами государственного регулирования.Российское же общество еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себяусловия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности иинтересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботитьсяо благосостоянии своего народа. Но даже самое развитое правовое государство неспособно предоставить своим гражданам приемлемые блага для полногофункционирования общества. Иначе говоря, мы сами должны разобраться, что женеобходимо для нашего процветания, позаботиться о своей обеспеченности.
Списокиспользованной литературы
Нормативно-правовыеакт
1. Конституция РФ 1993 г.Научная литература
1. Боер В.М., Янгол Н.Г. Российскаягосударственность: от тоталитаризма к правовому государству. СПб.,
2. Ершов В.В. Суд в системе органовгосударственной власти // Государство и право. 1992 г. №8.
3. Коваленко А.И. Общая теориягосударства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 1996 г.
4. КомаровС.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1996 г.
5. ЛазаревБ.М. Что такое правовое государство? М., 1994 г.
6. Лившиц Р.З. Теория права: Учебникдля вузов. М., 1994 г.
7. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т. 1.
8. Общая теория государства и права:Учеб. пособие/ Под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. Мн.: Амалфея, 2002 г.
9. О действенности государственнойвласти. Ежегодное Послание Президента России //Российская газета. 1995 г. 17февраля.
10. Правовое государство в России:замысел и реальность: Круглый стол юристов. – М., 1995.
11. Рыжков В. Выборы в России –бессмысленные и беспощадные // Аргументы и факты. – 1999, №7.
12. Стратегическая цель – создатьпроцветающую страну // Российская газета. 1994 г. 25 февраля.