Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое регулирование водных и лесопользовательских отношений

Водыкак объект использования и охраны. Водное законодательство
 
Экологическаяфункция вод весьма многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни наЗемле. Наличие водных ресурсов имеет исключительно важное значение длясуществования человека и природы. Воды выполняют незаменимые функции в биосферекак среда обитания растительного и животного мира и важнейший элементкруговорота веществ. С реками, озерами, другими водными источниками традиционносвязано расселение людей и развитие всех видов общественного производства.Использование водных объектов носит, как правило, многоцелевой характер — ониобеспечивают бытовое водоснабжение, удовлетворение рекреационных, эстетическихи культурных потребностей населения. Наконец, воды служат средством и условиемпромышленного и сельскохозяйственного производства.
В юридической литературепонятие «воды» трактуется неоднозначно. Так, по мнению О.С. Колбасова, понятие«государственный водный фонд» тождественно понятию «воды». В.В. Петроврассматривает воды как часть окружающей среды, являющуюся средой обитаниярастительного и животного мира, средством и условием промышленного исельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечениянаселения. В трудах ученых-экологов стран Восточной Европы юридическое понятиевод используется водным законодательством лишь как совокупность водныхобъектов, использование которых поддается регулированию. В этой связи к водамтам не относят природные воды в атмосфере, почвенную влагу, воду, добытую изприродной среды, и т.п.
Воды —это охраняемый законом природный объект, представляющий собой часть природнойсреды — гидросферу нашей планеты, и ограниченный природный ресурс, содержащийсяв подземных и поверхностных источниках — реках, озерах, водохранилищах,каналах, прудах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове и входящий в составводного фонда.
Проблемыиспользования и охраны вод исходят из сложившейся структуры водного фондапланеты (рис. 2).
/>
Использованиеводных ресурсов в масштабах нашей планеты характеризуется следующим образом(рис. 3).
/>
Отличительнойособенностью водных ресурсов Республики Беларусь является приуроченность территориинашего государства к водоразделу Черного и Балтийского морей, обусловливающаятесную географическую связь и взаимозависимость с сопредельными странами(Российской Федерацией, Украиной, Литвой, Латвией, Польшей).
Возобновляемыересурсы пресных поверхностных и подземных вод в целом по Республике Беларусьдостаточны для удовлетворения текущих и ожидаемых потребностей в воде: ресурсыречных вод составляют 57,9 км3 в год (в средний по водности год), аестественные ресурсы пресных подземных вод —15,9 км3 в год. Общийобъем воды, аккумулированной в озерах (около 11 тыс.), оценивается в 6— 7 км, а объем 145 водохранилищ — 3,1 км3. Водозабор на бытовые и хозяйственные цели непревышает в среднем 5—7% от ежегодно возобновляемых водных ресурсов. Ввидуотведения более чем половины отбираемой воды в реки (при сбросе сточных вод)уменьшение запасов водных ресурсов за счет хозяйственной деятельности невыходит за пределы точности гидрологических расчетов (2—3%). Не ожидаетсясущественного роста потребности в воде и в ближайшие 10—15 лет (потреблениеводы к 2010 г. составит 2—3 км3).
Водныеотношения в Республике Беларусь, т.е. общественные отношения в областирационального использования и охраны вод, регулируются Водным кодексомРеспублики Беларусь, принятым Палатой представителей Национального собранияРеспублики Беларусь 18 июня 1998 г., одобренным Советом РеспубликиНационального собрания Республики Беларусь 29 июня 1998 г. и подписанным Президентом Республики Беларусь 15 июля 1998 г.
Водноезаконодательство Республики Беларусь основывается на Конституции РеспубликиБеларусь и состоит из Водного кодекса Республики Беларусь, иных актовзаконодательства Республики Беларусь. Экономическая основа водныхправоотношений заложена в законах Республики Беларусь: «О собственности вРеспублике Беларусь», «О предприятиях в Республике Беларусь», «Об аренде», «Оплатежах за землю», «О налоге за пользование природными ресурсами(экологический налог)» и ряде других нормативно-правовых актах.
Задачамиводного законодательства Республики Беларусь являются регулирование отношений вобласти использования и охраны вод в целях удовлетворения потребностей в водныхресурсах юридических и физических лиц, в том числе иностранных, охраны вод отзагрязнения, засорения и истощения, предупреждения и ликвидации вредноговоздействия вод, восстановления и улучшения состояния водных объектов.
Отношения,связанные с использованием и охраной атмосферного воздуха, земель, недр, лесов,растительного и животного мира, возникающие при водопользовании, регулируютсясоответствующим законодательством Республики Беларусь.
Предметомправового регулирования водных отношений являются воды (водные объекты)Республики Беларусь. В соответствии со статьей 3 Водного кодекса РеспубликиБеларусь все воды (водные объекты), находящиеся на территории республики,составляют государственный водный фонд Республики Беларусь (далее водный фонд).
Онвключает:
Оповерхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды,водохранилища, каналы и т.п.;
О подземные воды.
Отнесениеземель к землям водного фонда и определение их границ производится впорядке, установленном земельным законодательством Республики Беларусью
Основуводных отношений составляет государственная собственность на воды (водныеобъекты). В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь водысоставляют исключительную собственность государства. Содержание данного правасоставляют правомочия Республики Беларусь по владению, пользованию ираспоряжению водами на территории республики в интересах белорусскогонарода. Это означает, что воды (водные объекты) предоставляются только впользование, а право распоряжения ими на территории республики принадлежиттолько государству в лице его соответствующих органов. Причем субъектом правасобственности на воды (водные объекты) является Республика Беларусь в целом.Право коммунальной собственности на воды (водные объекты), т.е. собственностиадминистративно-территориальных образований, законодательством непредусмотрено.
Субъектамиводных отношений могутвыступать органы государственного управления, объединения, подчиненныеПравительству Республики Беларусь, и водопользователи.
Водопользователямимогут быть юридические и физические лица Республики Беларусь и иностранныхгосударств, а также лица без гражданства, которым водные объекты предоставленыв пользование.
Всоответствии со статьей 6 Водного кодекса Республики Беларусь объектами водныхотношений являются водные объекты (их части) в установленных границах:
— поверхностные воды (водные объекты) — реки, ручьи, родники, озера, пруды,водохранилища, каналы;
— подземные воды.
Водныеобъекты — это сосредоточения природных вод на поверхности земли либо в еенедрах, имеющие характерные формы распространения и черты режима, являющиесяважным элементом природного комплекса и удовлетворяющие потребности человека вводе.
Правовойрежим объектов водных отношений определяется Водным кодексом РеспубликиБеларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь.
право законодательство водный лесопользование
Праволесопользования и его виды
 
Праволесопользования —это совокупность юридических норм, направленных на регулирование отношений поиспользованию лесов, устанавливающих условия и порядок многоцелевогоиспользования, сохранения и восстановления лесной среды, права и обязанностилесопользователей исходя из интересов общества. Право лесопользования можноопределить и как совокупность правовых норм, регулирующих право на извлечениеполезных веществ леса и других его полезных свойств (например, рубка древесины,заготовка живицы и т.д.).
Лесопользованиеосуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
— обеспечения непрерывного, неистощительного и рационального использования лесовдля удовлетворения потребностей офаслей экономики, юридических и физических лицв лесных ресурсах;
— сохранения и усиления средообразующих, водоохранных, защитных,санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций лесов в целях охраныздоровья населения и улучшения состояния окружающей среды;
— обеспеченияусловий для воспроизводства лесов;
— платности лесопользования (за исключением случаев, оговоренных Леснымкодексом);
— соблюдениянаучно обоснованных норм лесопользования, исключающих переруб расчетнойлесосеки.
Правопользования участками государственного лесного фонда возникает на основаниирешений органов государственного управления, в компетенцию которых входитпринятие таких решений, договора аренды участка государственного лесного фонда,договора безвозмездного пользования участками государственного лесного фонда, атакже лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета.
Правопользования участками государственного лесного фонда может быть ограничено илиприостановлено в той мере, в какой это необходимо для обеспечения рациональногоиспользования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, защиты конституционногостроя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, охраны окружающейсреды и здоровья населения, историко-культурного и природного наследия, прав изаконных интересов граждан.
Лесноезаконодательство закрепляет, что субъектами права лесопользования могут бытьюридические и физические лица.
Лесноезаконодательство предусматривает следующие виды лесопользования вгосударственном лесном фонде:
— заготовка древесины;
— заготовка живицы;
— заготовкавторостепенных лесных материалов (пней, корней, бересты, новогодних елок,еловой серки и т.п.);
— побочноелесопользование (заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущихплодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растенийи технического сырья, сбор мха, лесной под стилки и опавших листьев, размещениеульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочноголесопользования, перечень которых утверждается Минлесхозом по согласованию сМинприроды);
— пользование участкамигосударственного лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
— пользованиеучастками государственного лесного фонда в культурно-оздоровительных,туристических, спортивных и иных рекреационных целях.
Как иправо природопользования в целом, различают общее лесопользование испециальное.
Общеелесопользование осуществляется без применениясооружений и технических устройств,влияющих на состояние объекта. Лесной кодекс в качестве общего лесопользованияпредоставляет гражданам право на свободное пребывание в лесах с целью отдыха,сбора дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод и других ресурсов леса. Однакоданное общее природопользование может быть ограничено в порядке,предусмотренном законодательством, в интересах пожарной безопасности, веденияорехопромыслового и лесосеменного хозяйства, в лесах заповедников и другихособо охраняемых лесах, в лесах, переданных в аренду, в связи с установлением вних специального порядка пользования.I
Специальноелесопользованиеосуществляетсяс применением сооружений или технических устройств, витающих на состояниеприродного объекта, а также без применения таких сооружений и устройств, но приэтом оказывается влияние на состояние лесных ресурсов. Специальноелесопользование характеризуется тем, что оно предоставляется только поспециальному разрешению.
Законодательстворегулирует порядок предоставления права на осуществление лесных пользований.Участки государственного лесного фонда предоставляются в пользованиелесопользователям для использования лесных ресурсов и извлечения полезныхсвойств леса, проведения научных экспериментов и наблюдений и других целей какс их изъятием у владельцев государственного лесного фонда, так и без изъятия всоответствии с требованиями Лесного кодекса и других нормативных правовыхактов. Один и тот же участок государственного лесного фонда можетпредоставляться в пользование нескольким лесопользователям для осуществленияразных видов лесопользования с определением для каждого лесопользователясоответствующих условий.
Предоставлениеучастков государственного лесного фонда для осуществления лесопользованияосуществляется:
— внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях с правом ведения лесногохозяйства — на основании решения Правительства Республики Беларусь;
— внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях без права ведения лесногохозяйства — на основании решения Минлесхоза;
— длязаготовки древесины в порядке проведения рубок главного пользования и других, атакже заготовки живицы — на основании решения Минлесхоза;
— длянужд охотничьего хозяйства на условиях аренды (за исключением юридических лиц,ведущих лесное хозяйство) — на основании решений местных исполнительных ираспорядительных органов по согласованию с Минлесхозом и Минприроды;
— дляосуществления лесопользования в культурно-оздоровительных, туристических,спортивных и иных рекреационных целях — на основании решения местных исполнительныхи распорядительных органов;
— дляиных видов лесопользования — на основании решения юридических лиц, ведущихлесное хозяйство, путем выдачи лесорубочных билетов, ордеров и лесных билетов.
Предоставлениев пользование сельскохозяйственных угодий государственного лесного фондаосуществляется на основании решения районных исполнительных и распорядительныхорганов.
Принятиерешений о предоставлении участков государственного лесного фонда в пользованиеможет осуществляться на основании результатов аукционов. Согласно статье 44Лесного кодекса лесные аукционы проводятся юридическими лицами, ведущими лесноехозяйство, совместно с местными исполнительными и распорядительными органами.Порядок проведения аукционов определяется Минлесхозом. Лицо, выигравшее аукцион,и организаторы аукциона подписывают протокол, в котором указываются: границыучастка государственного лесного фонда; виды лесопользования; объемы (размеры)лесопользования; размер платы за пользование участком государственного лесногофонда, порядок ее внесения и пр.
Практикаправового регулирования лесопользования выработала и иной порядокпредоставления права лесных пользований — через заключение договора аренды,т.е. участки государственного лесного фонда могут предоставляться в пользованиеи на условиях аренды. Участки государственного лесного фонда могут бытьпредоставлены в аренду лесопользователям (кроме осуществления лесопользования внаучно-исследовательских и учебно-опытных целях) для осуществления одного илинескольких видов лесопользования. Арендатор должен иметь лицензию наосуществление соответствующего вида деятельности, если этот вид деятельностиподлежит лицензированию. Участки государственного лесного фонда предоставляютсялесопользователям в аренду на основании решений местных исполнительных ираспорядительных органов, принимаемых по согласованию с Минлесхозом или порезультатам лесных аукционов. Передача участков государственного лесного фондав аренду оформляется договором аренды участков государственного лесного фонда,который подлежит государственной регистрации в соответствии с гражданскимзаконодательством Республики Беларусь. В договоре аренды указываются: границыучастков государственного лесного фонда, передающихся в аренду; видылесопользования; объемы (размеры) лесопользования; сроки аренды (от одного годадо пятнадцати лет); размер арендной платы и порядок ее внесения; обязанностисторон по охране, защите участков государственного лесного фонда ивоспроизводству лесов; порядок оплаты лесопользователю проведенных им лесовосстановительныхи лесохозяйственных работ; иные условия пользования участками государственноголесного фонда, предусмотренные законодательством и определенные по согласованиюсторон.
Предоставлениеучастков государственного лесного фонда в аренду должно осуществляться гласно,с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемомуучастку государственного лесного фонда территории. Переданные в аренду участкине подлежат передаче в собственность арендатора по истечении срока аренды.Выкуп арендованных участков государственного лесного фонда запрещается.
Содержаниеправа лесопользования составляют права и обязанности пользователей. Именно влесном законодательстве наиболее рационально сочетаются права и обязанностиприродопользователей. Лесопользователи имеют права и обязаны осуществлятьтолько те лесные пользования, которые им разрешены. В зависимости от видаосуществляемого лесопользования лесопользователи имеют право:
— получать информацию об участках государственного лесного фонда, передаваемых имв пользование;
— осуществлять пользование государственным лесным фондом в пределах тех объемов,видов и сроков, которые указаны в документах на лесопользование;
— вустановленном порядке по согласованию с юридическими лицами, ведущими лесноехозяйство прокладывать на срок лесопользования дороги, оборудовать площадки дляскладирования лесной продукции, возводить строения и сооружения, связанные спользованием предоставленными участками государственного лесного фонда;
— иметьдругие права, если их реализация не противоречит требованиям лесногозаконодательства. В зависимости от вида осуществляемого лесопользованиялесопользователи обязаны:
— использовать участки государственного лесного фонда в соответствии с целями,для которых они предоставлены;
— соблюдатьусловия договора аренды участков государственного лесного фонда, а такжетребования, изложенные в лесорубочном билете, ордере и (или) лесном билете;
— вестиработы, заготовку и сбор лесных ресурсов способами, предотвращающимивозникновение эрозии почв, повреждение и уничтожение древостоев и отдельныхдеревьев, подроста и подлеска, иной растительности и исключающими илиограничивающими негативное воздействие лесопользования на состояние ивоспроизводство лесов, а также на состояние водных и других природных объектов;
— проводить на участках государственного лесного фонда, предоставленных впользование, противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесногопожара — обеспечивать оповещение государственной лесной охраны и оказыватьсодействие в его тушении;
— приводить земли государственного лесного фонда в состояние, пригодное длялесопользования или иного целевого использования, и осуществлять сдачу участковгосударственного лесного фонда после завершения на них работ юридическим лицам,ведущим лесное хозяйство;
— проводить лесовосстановительные мероприятия за свой счет или возмещатьстоимость лесовосстановительных работ на участках, где по их вине уничтоженподрост или погибли лесные насаждения;
— возмещать в установленном порядке юридическим лицам, ведущим лесное хозяйство,убытки лесохозяйственного производства;
— своевременно вносить плату за лесопользование;
— соблюдать требования санитарных правил и др.
С цельюобеспечения рационального использования лесных ресурсов, максимального сниженияотрицательного воздействия деятельности субъектов хозяйствования на окружающуюсреду и здоровье людей в Республике Беларусь проводится лицензированиедеятельности по использованию государственного лесного фонда. Виды деятельностипо использованию государственного лесного фонда, подлежащие лицензированию, ипорядок лицензирования определяются Правительством Республики Беларусь.Юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять заготовкудревесины, живицы, древесных соков и других лесных ресурсов на основаниилицензий, выдаваемых Минлесхозом и Минприроды.

Списокиспользуемой литературы
1. Экологическоеправо России: Учеб.для юрид.вузов, 1997
2. Лесной кодексРеспублики Беларусь 14 июля 2000 г. № 420-З, зарегистрированный в Национальномреестре правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 6, 2/1648)
3. Экологическоеправо: учеб. для вузов / О.Л. Дубовик, 2006
4. Экологическоеправо: учебно-методическое пособие / В. В. Шеин, А. В. Гуринович, 2009
5. Экологическоеправо Республики Беларусь. Особенная часть: курс лекций / А. Н. Сапогин, 2009
6. Экологическоеправо: учеб. для вузов / под ред. С. А. Боголюбова, 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Торгово промышленная палата Восточной Сибири
Реферат А. Н. Никонову му кстовская црб просит разместить на Вашем сайте следующую информацию
Реферат The Japanese Maritime Self Defense Force Essay
Реферат Л.С. Выготский и его школа
Реферат Организационно-экономическое обоснование рациональной производственной структуры посевных площад
Реферат Инжиниринг бизнес-процессов ОАО "Хабаровскнефтепродукт"
Реферат Последнее земное дело генерала Алексеева
Реферат Краткая характеристика Азербайджана
Реферат Анахронизм
Реферат Українське студентство Cхідної Галичини у середині 70 х років ХІХ сто
Реферат Любимый журнал
Реферат Отчет по квалификационной практике по информатике в МУЗ Тавдинская ЦРБ
Реферат Искусство Древнего Рима, Византии, Италии
Реферат Тормозная система с пневматическим приводом
Реферат Оформление работника на руководящую должность