Современная Гуманитарная Академия
Курсовая работа по Теории государства и права
По теме
Правоотношение как элементмеханизма правового регулирования
Содержание
Введение
1. Правовое регулирование в обществе
1.1 Предмет и метод правового регулирования
1.2 Способы правового регулирования
2. Механизм правового регулирования
2.1 Правоотношение в механизмеправового регулирования
2.2 Содержание правоотношений
3. Структура правоотношения, субъекты правоотношения
3.1 Объекты правоотношения
3.2 Юридические факты
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность данной работы обусловлена важностью той роли, которую играетправовое регулирование в жизни общества и самой сущностью правовогорегулирования общественных отношений. Несмотря на то, что каждая отрасль праварегулирует отдельный вид общественных отношений, имеет свои обусловленные собственнойспецификой метод и объект, и не всякие отношения подвергаются только правовомурегулированию, правоотношение, тем не менее, присутствует во многихобщественных отношениях. Понятие «правоотношение» является одной изважнейших категорий общей теории права. Это связано с тем, что самоправоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в которомправо смыкается с объектом своего регулирования — социальной сферой. Врезультате правовое отношение складывается как весьма сложное правовоеобразование, являющееся элементом механизма правового регулированияобщественных отношений. Теория правоотношений была подробно разработана ещёримскими юристами и с тех пор не претерпела сколько-нибудь значительныхизменений. Она базируется на гражданско-правовых, имущественных, договорныхотношениях с четко обозначенными сторонами и жесткими взаимнымиобязательствами. Однако с развитием общества и общественных отношений возникаетнеобходимость пересмотреть, дополнить, сделать более гибким механизм правовогорегулирования, с тем, чтобы можно было с его помощью упорядочивать общественныеотношения более общего и более высокого уровня. С учетом этих обстоятельств ибыл осуществлен выбор темы курсовой работы. Объектом данного исследованияявляется механизм правового регулирования, а предметом – правоотношение какэлемент механизма правового регулирования. Целью данной работы является рассмотрениемеханизма действия правового регулирования и выявление путем сопоставленияразличных точек зрения, высказанных в литературе, места правоотношения в этоммеханизме.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
· проанализировать понятия правового регулирования и правоотношения;
· изучить способы и механизм правового регулирования;
· рассмотреть содержание правоотношения;
· выявить структуру правоотношений;
· дать характеристику места правоотношения в механизме правовогорегулирования.
Методологическую основу исследования составил метод диалектическогоматериализма. Наряду с этим применялись такие методы исследования, как:специально-юридический, сравнительно-правовой, статистический, исторический идругие приемы обобщения научного материала и практического опыта.
Раскрытие темы потребовало изучения ряда нормативных актов, в частности,Конституции Российской Федерации, Гражданского Кодекса Российской Федерации, атакже научной литературы, монографий, методических разработок, пособий иматериалов периодических изданий. Теоретическую основу данной курсовой работысоставили труды отечественных ученых: С. С. Алексеева, В. В. Лазарева, А. Б.Венгерова, Л. Н. Завадской, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, В. Н.Протасова, Р. О. Халфиной.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования ипредставляет собой три раздела, посвященных анализу понятия правовогорегулирования, способов и механизма правового регулирования, понятияправоотношения и характеристике правоотношения как элемента механизма правовогорегулирования.
1. Правовое регулирование в обществе
Взаимодействие норм права и правосознания осуществляется в рамкахправового регулирования общественных отношений. Как отмечает В. В. Лазарев, «главноекачество права – способность оказывать реальное воздействие на деятельность иповедение людей, а через это – осуществлять прогрессивные изменения в обществе,утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социальногопартнерства».
Понятие правового регулирования представляет важную общетеоретическуюкатегорию, которая позволяет, по мнению С. С. Алексеева, собрать вместе явленияправовой действительности, связанные с решением жизненных ситуаций (нормы,правоотношения, юридические акты), обрисовать их как целостность (при помощипонятия «правовая система»), и таким образом высветить специфическиефункции, которые выполняют те или иные юридические явления в правовой системе.
Многие ученые отмечают, что право регулирует не все, а лишь наиболеепринципиальные с точки зрения интересов государства отношения, которыеобъективно нуждаются в правовом опосредовании. Предметом правовогорегулирования в общем смысле является то, что подпадает под действие правовыхнорм. Как отмечает Н. И. Матузов, «Государство не ставит своей цельютотальную юридическую регламентацию общественной жизни, поэтому многиевзаимоотношения между людьми регулируются другими социальными нормами –моралью, обычаями, традициями и т.д. К тому же не всякие отношения правоспособно урегулировать, а только такие, которые поддаются внешнему контролю.Отношения, подвергнутые правовому регулированию, приобретают правовую форму ивыступают как правовые».
Предмет и метод правового регулирования являются системообразующимифакторами, лежащими в основе деления права на отрасли и институты. Методы правового регулирования — это приемыюридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в даннойобласти общественных отношений того или иного комплекса юридических средств.
1.1 Предмет и метод правового регулирования
Правовое регулирование включает в себя, с точки зрения В. В. Лазарева,следующую деятельность:
1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов),связанную с выработкой юридических установлений и определением юридическихсредств обеспечения их действенности (в данном аспекте содержанием правовогорегулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органовгосударства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации,определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования,т.е. формированием того юридического инструментария, который объективнонеобходим в данных социально-экономических и политических условиях дляобеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов,организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах);
2) деятельность непосредственных участников общественных отношений,направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, длясогласования своего поведения с правом (его принципами, целями, назначением). «Выделениеданного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием),думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание (иправообразование), исключает на практике утверждение монополии государства на „производство“права».
Как считают многие ученые, важно правильно определить сферу и пределыправового регулирования, чтобы исключить использование юридических инструментовтам, где требуются иные способы социальной регуляции.
Так, регулирование круга отношений, относимых к частной жизни, как и онасама, осуществляется преимущественно с помощью морали, поглощающей обычаи ирелигиозные нормы. В целом, как считают многие авторы, «регулированиечастной жизни человека осуществляется в комплексе взаимосвязей права с моральюи другими социальными нормами».
Таким образом, не все действия и отношения социальных объектов могутстановиться объектом правового регулирования. Сфера правового регулирования –это область потенциальных правовых отношений, она не может определяться лишьзадачами государства и очерчиваться предписаниями закона. Сфера правовогорегулирования и сфера действия закона, таким образом, могут не совпадать, ноданный вывод не противоречит характеру цивилизованных форм общения, присущихсовременному обществу, которому присущи инициатива и правовая свобода граждан.
В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правовогорегулирования находится понятие предмета правового регулирования. Ряд ученых,например, В. В. Лазарев, считают, что предметом правового регулированияявляются разновидности общественных отношений и действий индивидов иколлективов людей, которые объективно могут быть урегулированы правом и требуютюридического воздействия.
Н. И. Матузов под предметом правового регулирования понимает определенныевиды общественных отношений, к которым относит: «а) субъекты – индивидуальныеи коллективные; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (предметы,явления) окружающего мира, по поводу которых люди вступают во взаимоотношениядруг с другом и к которым проявляют свой интерес; г) социальные факты (события,обстоятельства), выступающие непосредственными причинами возникновения илипрекращения соответствующих отношений».
С. С. Алексеев указывает, что в качестве непосредственного предметаправового регулирования выступает волевое поведение участников общественныхотношений, через которое только и можно осуществлять стимулирование илипринуждение. А совокупность юридических способов правового регулированиясоставляют его метод.
По мнению Н. И. Матузова в понятие метода правового регулирования каксобирательной категории входят: установление границ регулируемых отношений;издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права иобязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;наделение участников общественных отношений (граждан и юридических лиц)правоспособностью и дееспособностью, позволяющих им вступать в разнообразныеправоотношения; определение мер ответственности (принуждения) на случайнарушения этих установлений.
В целом, метод правового регулирования — это способы воздействия отраслиправа на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом еерегулирования. Метод непосредственно определяется предметом правовогорегулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношенийопределяет своеобразие способов юридического воздействия.
Многие ученые выделяют диспозитивный и императивный методы правовогорегулирования. Несмотря на то, что они применяются главным образом вгражданском и уголовном праве (соответственно), в разной степени они присущи идругим отраслям. Ведь всякая правовая норма – это властное предписание, велениегосударства; в то же время она дает субъектам известную альтернативнуювозможность выбора вариантов поведения в рамках закона.
1.2 Способы правового регулирования
Среди способов правового регулирования большинство ученых выделяютпозитивное обязывание, дозволение и запрещение.
С. С. Алексеев использует категорию «правовой режим» дляобозначения особых комплексов юридических средств, характеризующих особоесочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, позитивныхобязываний.
В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации,которые действуют как своеобразные стимулы к правовому поведению.
Методы правового регулирования используют различные сочетания этих составляющих.К примеру, императивный метод – строго обязательный, не допускающий отступленийот требований юридического установления. В качестве основного юридическогосредства используется властное предписание. Этот метод присущ административномуи уголовному праву, хотя используется и конституционным правом. Юридическимфактом для возникновения правоотношений в данном случае являетсягосударственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу,решение суда).
Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности ввыборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Ондопускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по своемуусмотрению. Законом же лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаютсяопределенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейногоправа. В его основе лежат свободное (неподчиненное) положение участниковправоотношений и договор как источник возникновения. Если императивный методкак бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, тодиспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций,складывающиеся на этой основе отношения имеют приоритет перед юридическимустановлением.
В зависимости от сочетаний запретов и дозволений различают два основныхтипа регулирования: а) общедозволительное, т.е. такое, в основе которогонаходится общее дозволение и которое поэтому строится по принципу «дозволеновсе, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) разрешительное, т.е.такое, в основе которого лежит общий запрет и которое поэтому строится попринципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». Напреобладание общедозволительного или разрешительного регулирования влияютразнообразные факторы — исторические традиции, уровень культуры, характерправовой системы, особенности регулирования отношений (так, для имущественныхотношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а дляохранительных – запретительного).
Ряд ученых, в том числе С. С. Алексеев, отмечают, что выбор способаправового регулирования (в особенности запрета) – определяется социальнойнеобходимостью и по самой своей субстанции имеет черты социально-правовогофеномена.
По мнению ученого, способы правового регулирования являются «пружинами»,исходными юридическими началами правового регулирования. Позитивныеобязанности, дозволения и запреты образуют глубинный слой в механизме правовогорегулирования, а «общие дозволения и общие запреты — это своего родафокус, опорный стержень этого слоя — та главная пружина, которая во многомопределяет особенности социального регулирования, именуемого „юридическим“».
2. Механизм правового регулирования
В наиболее общем виде механизм правового регулирования, по мнению С. С.Алексеева, может быть определен как взятая в единстве система правовых средств,при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие наобщественные отношения.
Однако существуют и другие определения механизма правового регулированияв отечественной юриспруденции. Например, В. Н. Хропанюк определяет его каксистему правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченностьобщественных отношений.
А. В. Малько под механизмом правового регулирования понимает системуправовых средств позволяющих наиболее последовательно и юридическигарантированно бороться с препятствиями. В связи с этим ученый считает, чтовсякое управление направлено на достижение порядка в определенной системе,который достигается, как правило, в процессе преодоления стоящих на этом пути препятствий.В целом, исходя из этой концепции, механизм правового регулированияпредставляет собой систему правовых средств, организованных наиболеепоследовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на путиудовлетворения интересов субъектов права.
Приведенные точки зрения объединяет взгляд на механизм правовогорегулирования как на «систему правовых средств», но в остальномпозиции выше названных ученых расходятся.
В теории права существует еще более широкая точка зрения на решениеданной проблемы. Л. Н. Завадская предлагает противопоставить механизмуправового регулирования более ценный механизм реализации права, включающий всебя механизм правового регулирования в качестве одного из элементов. При этоммеханизм правового регулирования понимается как система средств, с помощьюкоторых осуществляется властное регулирование, а механизм реализации правапредставляется как система общественного контроля над государством,использующим механизм правового регулирования.
Интересной представляется точка зрения Н.И. Матузова,который различает трактовку механизма правового регулирования в узком и широкомсмысле слова. Механизм правового регулирования в узком смысле слова включаетвсе то, без чего невозможно регулирование общественных отношений, а именножесткое и властное их нормирование государством, законом. В широком же смыслемеханизм правового регулирования охватывает всю совокупность правовых явлений,действующих в обществе и оказывающих то или иное влияние на сознание иповедение субъектов. Следовательно, Н.И. Матузов под механизмом правовогорегулирования в узком смысле слова понимает собственно механизм правовогорегулирования, в широком смысле – механизм правового воздействия.
Опираясь на названные определения механизма правовогорегулирования можно сделать следующий вывод: механизм правового регулированияпризван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей,гарантировать достижение запланированного в праве результата и, в конечномсчете, обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовыхотношений. Механизм правового регулирования – это специфический юридический «канал»,соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процессауправления до определенного логического результата.
2.1 Правоотношение в механизме правового регулирования
Правовое регулирование представляет собой длящийся вовремени и пространстве процесс. Большинство правоведов выделяют основныеэлементы механизма правового регулирования в зависимости от той стадииправового регулирования, на которой они вступают в силу, так как на каждойстадии данного процесса как бы «проявляется» определеннаясовокупность правовых средств. Подобный подход позволяет охватить различныеюридические средства и представить их в виде единой функциональной системы,показать их внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначениекаждого юридического инструмента в общей схеме механизма правовогорегулирования.
С точки зрения В. В. Лазарева различаются две основные стадии правовогорегулирования — определение правового положения субъектов права и возникновениеправоотношений и одна факультативная — правоприменительная. Однако ученыйсчитает, что акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. деятельность участников правоотношений, связанную с достижением имифактических целей, являются содержанием механизма правореализации, а неправовой регуляции.
А. Я. Курбатов выделяет четыре взаимосвязанных стадии процесса правовогорегулирования: регламентация (урегулирование) общественных отношений(деятельности их участников), то есть разработка и принятие юридических норм(правотворчество); возникновение субъективных прав и юридических обязанностей(возникновение правоотношений); реализация норм права, т. е. фактическаяреализация лицами своих прав и исполнение обязанностей; применение права(правоприменительная деятельность). Причем четвертая стадия можетотсутствовать, осуществляться между первой и второй, второй и третьей стадиями.
В соответствии с этими стадиями выделяют основополагающие элементымеханизма правового регулирования, каковыми являются нормы права, субъективныеправа, юридические обязанности, юридические факты, властные актыправоприменительных органов, организационная деятельность государства и егоорганов.
Эти элементы составляют систему правовых средств воздействия наобщественные отношения (деятельность их участников) и составляют специфическиймеханизм правового регулирования.
Механизм правового регулирования представляет собойсистему различных по своей природе и функциям средств, позволяющих достигатьцели. Это свидетельствует о том, что данный механизм не просто случайный наборразличных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию; этокомплекс правовых элементов, взаимосвязанных общей целью в единую систему.Применение термина «механизм» неслучайно, так как юридическиесредства, объединенные в одну систему, организованы особым образом, «выстроены»так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория «механизмправового регулирования» призвана показать, как, посредством каких средств,происходит специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какиеэтапы оно проходит.
В целом многие ученые выделяют три основных звенамеханизма правового регулирования. Это, во-первых, юридические нормы — основаправового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются вабстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенногоповедения субъектов. Затем — правовые отношения, субъективные права и юридическиеобязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств(юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскостьконкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и,следовательно, — переключающих правовую энергию юридических норм на уровеньконкретных субъектов — носителей прав и обязанностей. Третье звено — актыреализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступаетзапрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решаетсяситуация (дело).
Таким образом, можно убедиться, что правоотношение –центральное звено механизма правового регулирования.
В. В. Лазарев следующим образом определяетправоотношение. Правоотношение — этообъективно возникающая в обществе в соответствии с законом или даже до законаособая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными,корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целяхудовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенномгосударством или гарантированном и охраняемом им в лице определенных органов.
Правоотношение определяет конкретное поведение(деятельность) сторон и вносит элемент урегулированности и порядка вобщественную практику, имеет социально-экономическую основу и собственноюридические свойства.
Их юридическая специфика в том, что, во-первых,участниками правоотношений могут быть только субъекты права, т.е. лица,обладающие правосубъектностью; во-вторых, основная масса правоотношений, безпредусматривающих их юридических норм, не возникает; в-третьих, дляправоотношений характерна специфическая связь сторон в форме взаимных прав июридических обязанностей; в-четвертых, в основе возникновения правоотношенийлежит юридический факт (фактический состав); в-пятых, правоотношения,возникающие на основе юридических норм, гарантируются и охраняютсягосударством.
Структуру правоотношений образуют субъекты(физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага);содержание (материальное — дозволенное поведение обязанного лица и юридическое– субъективные права и юридические обязанности).
2.2 Содержание правоотношений
Правоотношение — одна из центральных правовых категорий, многие аспектыкоторой до сих пор относятся к числу дискуссионных в юридической науке. Такимиаспектами являются соотношение правоотношений и юридических норм, признаки,сущность правоотношений, а также более детальные их характеристики.
Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т.е.выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением вшироком смысле понимается объективно возникающая до закона особая формасоциального взаимодействия, участники которого обладают взаимными,корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворениясвоих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством.
Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидностьсоциального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которогообладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их вцелях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке,гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Иными словами,под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица,обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности –обязанными.
Правоотношений, которые возникают в связи сюридическими нормами и на их основе, в жизни большинство. Они служат средствомперевода общих установлений юридической нормы (объективного права) в конкретныесубъективные права и обязанности сторон (субъектов) правоотношений. Спецификаэтого вида правоотношений состоит в том, что с их возникновением для одних лиц(управомоченных) открывается предусмотренная юридическими нормами иобеспеченная государством возможность использовать в своих интересах и целяхповедение других лиц (обязанных), для которых соответствующее поведениестановится общественно необходимым. В строгом смысле — это законоотношения.
По мнению В. В. Лазарева, содержанием правоотношенийявляются субъективные права и юридические обязанности.Субъективное право — это право данного субъекта,это вид и мера его возможного поведения. Возможность этатроякого рода: возможность собственных поступков, возможность требоватьопределенного поведения от обязанных лиц и возможность обратиться за поддержкойи защитой к государству. А юридическая обязанность – вид и мера должногоповедения лица.
Субъективное право, или право отдельного лица, — необходимое понятие правовой системы и правовой науки. При этом лицо может бытьотдельной личностью, т.е. индивидом, а может иметь коллективный характер, т.е.быть коллективным субъектом, в том числе органом государства, общественнойорганизацией, коммерческим предприятием и т.п. Тогда это субъективное правоколлективного субъекта правоотношения. Субъективное право производно отобъективного, «книжного» права.
Сущность субъективного права состоит вгарантированной возможности совершать определенные действия. Юридически возможноеповедение имеет три формы своего проявления. Во-первых, это возможностьуправомоченного лица вести себя активно, совершать любые действия, какпредусмотренные юридическими нормами, так и не запрещенные законом. Во-вторых,это возможность требовать от обязанного лица совершения активных действий иливоздержание от действий. Например, право требовать возврата долга по договорузайма; уплаты денег за проданное имущество и передачи купленного имущества подоговору купли-продажи. В-третьих, это право притязания или возможностьобратиться за защитой своего нарушенного права в правоохранительные органы,т.е. привести в действие охранительный механизм государства. Так, присовершении кражи имущества собственник имеет право сделать соответствующеесообщение или заявление в милицию. Гражданин, считающий, что его незаконноуволили с работы, имеет право обратиться в суд с иском о восстановлении наработе.
Если в состав субъективного права входит не одна, анесколько возможностей, то каждая из них, как составная часть субъективногоправа, называется правомочием.
Юридическаяобязанность — это мера должного поведения обязанного субъекта,т.е. обусловленная требованием юридической нормы и обеспеченная возможностьюгосударственного принуждения необходимость определенного поведения,определенных действий. Если от субъективного права можно отказаться, т.е. неиспользовать его, то от юридической обязанности отказаться нельзя.
Юридическая обязанность также имеет три вариантасвоего проявления. Это может быть, во-первых, обязанность лица совершатьсобственные активные действия; во-вторых, обязанность его пассивного поведения;в-третьих, обязанность претерпеть меры государственного принуждения, т.е. нестиюридическую ответственность. Например, покупатель, как сторона договоракупли-продажи, обязан заплатить за товар обусловленную сумму денег; продавец,получив чек, обязан отпустить указанный и оплаченный товар, воздерживаться отнетактичного поведения в адрес покупателя (не кричать на него, не оскорблятьего, не отказывать в выборе товара в соответствии с чеком и пожеланием), а еслипродавец допустит нарушения служебной дисциплины, то он будет обязан нестидисциплинарную ответственность.
3. Структура правоотношения, субъекты правоотношений
Структуру правоотношений образуют субъекты(физические и юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага).А обстоятельства, которые предусмотреныв законе и иных источниках права в качестве основания возникновения правовыхотношений, называются юридическими фактами. Это могут быть исобытия, и действия людей. Причем последние могут являться юридическими фактаминезависимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение.
Субъекты(стороны) правоотношения — это участники правового отношения, обладающиевзаимными правами и обязанностями. Чаще всего таких сторон две:продавец и покупатель при купле-продаже; следователь и свидетель припроизводстве допроса и т.п. Однако бывают и многосторонние правоотношения. Так,каждый гражданин по поводу своих конституционных прав находится вправоотношениях со всеми остальными субъектами, в том числе и с государством:все они обязаны уважать его права, не препятствовать их реализации.
Многочисленные и разнообразные по своему составусубъекты правоотношений могут быть подразделены на индивидуальные и коллективные.К индивидуальным субъектам относятся граждане данного государства, иностранныеграждане, лица без гражданства и имеющие двойное гражданство. Средиколлективных субъектов можно выделитьгосударственно-территориальные образования,их население, и такжеорганизации.
Возможность того или иного субъекта быть участникомправоотношения определяется егоправосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права.Правосубъектность является особым свойством, политико-юридическим состояниемопределенного лица и включает три элемента: правоспособность - способность иметь субъективные праваи юридические обязанности; дееспособность — способность приобретать и реализовывать права и обязанности своим деликтоспособность — способность нести юридическую ответственность за свои действия и действиями.
Правоспособность получает законодательное закрепление,прежде всего, в гражданском законодательстве. Статья 17 ГК РФ устанавливает,что способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданскаяправоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами.Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращаетсясмертью. Содержание гражданской правоспособности весьма обширно – от правасобственности на имущество до «иных имущественных и личных неимущественныхправ».
Важным свойством правосубъектности является еегарантированность государством: соответствующие государственные органы обязаныобеспечить каждому субъекту возможность полного и беспрепятственногоосуществления прав, а также исполнение обязанностей, определяемых егоправосубъектностью. Как указывается в Международном пакте о гражданских иполитических правах, принятом ООН в 1966 г., «каждый человек, где бы он нинаходился, имеет право на признание его правосубъектности».
Объем правосубъектности различных субъектов праваразличен. Для индивидуальных субъектов он в основном зависит от возраста,гражданства, состояния душевного здоровья. Так, в РФ с 18 лет возникаетактивное избирательное право и право на вступление в брак, с 14 лет — обязанность нести ответственность за совершение наиболее опасных, а с 16 лет — всех преступлений и т.п. Граждане данного государства обладают большим объемомправ в политической сфере по сравнению с иностранцами, в том числе правом избиратьи быть избранными в органы государственной власти, правом занимать ряддолжностей, в том числе и в органах государственного управления и др., чеголишены иностранцы и лица без гражданства. Люди, страдающие душевнымизаболеваниями, в установленном законом порядке ограничиваются в правах идееспособности (в том числе в избирательном праве, праве распоряжаться своейсобственностью и т.п.). В определенной степени правосубъектность зависит и отдругих обстоятельств, таких, как пол, образование и др. Все это обусловливаетто обстоятельство, чтопри равномобщем правовом статусе граждан реальное правовое положение каждого из нихнеодинаково.
Правосубъектность государственно-территориальныхобразований и их населения, их возможность вступать в те или иные правоотношенияопределяются международно-правовыми актами, Конституцией государства, другимизаконами. Так, объем полномочий Российской Федерации и ее субъектовопределяется, Конституцией РФ, конституциями республик в составе Федерации,уставами краев, областей и иных субъектов Федерации.
Правосубъектность органов государства, обладающихвластными полномочиями, определяется ихкомпетенцией, а правосубъектность организаций и индивидуальныйсубъектов, осуществляющих производственную, коммерческую и иную хозяйственнуюдеятельность и зарегистрированных в установленном порядке, -статусом юридического лица. Объемкомпетенции и юридического статуса зависит, прежде всего, от целей создания идеятельности государственного органа или юридического лица.
Гражданский Кодекс РФ определил юридическое лицо встатье 48, где таковым «признается организация, которая имеет всобственном, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленноеимущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своегоимени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нестиобязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметьсамостоятельный баланс или смету».
Правосубъектность (правоспособность, дееспособность,деликтоспособность)индивидуальныхсубъектов зависит от следующих обстоятельств: возраст,гражданство, состояние душевного здоровья, пол, другие обстоятельства.
Правосубъектностьколлективных субъектов зависит от установленного законом(другими нормативными актами) объема и содержания их полномочий.
3.1 Объекты правоотношения
Любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другогоявления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект можетстать объектом, и наоборот – объект субъектом. Именно в этом смысле в правовойнауке говорят об объектах и субъектах права. В этих случаях понятия объекта исубъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишьоперационным целям.
В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения.Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции –монистическая и плюралистическая. Согласно первой из них объектом правовогоотношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия,поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишьчеловеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда увсех правоотношений единый, общий объект.
Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинствомученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразнырегулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.
Объектправоотношения — это то, по поводу чего возникает, существуетсамо правовое отношение. Так, обладатель субъективного права может претендоватьна предоставление ему другой стороной какого-то имущества (денег, вещей ит.п.), владеть и распоряжаться какими-то ценностями и проч. Обязанная сторонаправоотношения должна предоставить ему соответствующие вещи или непрепятствовать его действиям по распоряжению имуществом. Все то, на чтонаправлены действия сторон, что составляет предмет их интересов, и являетсяобъектом соответствующего правоотношения.
Классифицировать указанные объекты можно следующимобразом.
Материальныеблага — деньги, ценности, вещи, другое имущество и т.п. Такиеобъекты типичны для гражданско-правовых отношений. Так, объектом сделкикупли-продажи являются деньги и продаваемое имущество; займа — деньги или вещи,определяемые родовыми признаками; хранения — имущество, переданное на хранениеи т.п. Материальные блага могут быть объектом и в других отраслях права,например, быть объектом уголовно-правовой защиты.
Нематериальныеблага — жизнь, здоровье, честь и достоинство человека, егосвобода и безопасность, неприкосновенность личности, почетные звания и др.Нематериальные блага являются объектом охраны в уголовно-правовых отношениях,они типичны для процессуальных, трудовых и некоторых других правоотношений.
Культурныеценности и иные нематериальные результаты человеческого труда — произведения искусства и литературы, изобретения, научные открытия, различногорода услуги, т.е. результаты духовного творчества людей, социального и бытовогообслуживания. Они являются как объектом гражданско-правовых, трудовых и иныхотношений, так и объектом уголовно-правовой защиты.
Документы — паспорта, дипломы, удостоверения, протоколы следственных действий,административные протоколы и т.п. Эти объекты наиболее типичны дляадминистративных и процессуальных отношений.
Особое место среди объектов правоотношений занимаютдействия, поведение людей. Онимогут быть и «самостоятельным», не связанным с другими объектом.Такие объекты бывают, например, в процессуальных и гражданско-правовыхотношениях -явка лицапо вызову компетентных органов,дачапоказаний свидетелем, перевозкапассажира и др. Но наряду с этимдействия людей, акты определенного их поведения являются объектом всех, безисключения, правоотношений, ибо субъективное право июридическая обязанность всегда предполагают осуществление соответственновозможного или должного поведения сторон. Так, объектом прав и обязанностейсторон в договоре купли-продажи являются не только имущество и деньги, но и действия продавца и покупателя попередаче и приему. Это, кстати, привело к тому, что некоторые авторы считаютобъектом всех правоотношений только действия.
3.2 Юридические факты
Юридическимфактом называется такое жизненное обстоятельство, с которым закон связываетвозникновение, изменение или прекращение правоотношений.
Эти обстоятельства указываются в гипотезах правовыхнорм, и, когда они возникают в реальной жизни, это приводит к тому, что уопределенных субъектов либо появляются взаимные права и обязанности, т.е.возникает правоотношение; либо происходит изменение этих правоотношений (объемаили содержания указанных прав и обязанностей, состава субъектов); либоправоотношение прекращается — указанные права и обязанности исчезают.
Придание правового характера тем или инымобстоятельствам целиком зависит от воли законодателя, официальной власти, а неот самих участников жизненного процесса, хотя без них эти обстоятельства моглибы и не наступить. Не право порождает подобные факты, они возникают исуществуют помимо него, но право придает им статус юридических в целях ихрегуляции и упорядочения общественной и государственной жизни.
Это – реакция правовой нормы на конкретную ситуацию,предусмотренную в ее гипотезе. Юридические факты служат непосредственнымиповодами, основаниями для появления и функционирования правоотношений.
Юридические факты многочисленны и разнообразны,поэтому они довольно подробно классифицируются наукой по различным основаниям вцелях выявления их особенностей и более глубокого познания.
По волевому признаку юридические факты делятся насобытия и действия.
Действия вообще — это волевые акты поведения,поступки людей. В своей повседневной практике люди совершают бесчисленное числоактов поведения, однако лишь с какой-то частью этих актов закон связываетнаступление юридических последствий. Только эти акты поведения и будут действиямив юридическом смысле, т.е.правовымидействиями.
Такие действия могут бытьправомерными, т.е. соответствующимиправовым предписаниям, не нарушающими их, инеправомерными, которые правовым требованиям несоответствуют, нарушают их. Правомерные действия в свою очередь подразделяютсяна юридические акты и юридические поступки.
Среди юридических фактов выделяются также правовыесостояния (нахождение на воинской службе, в браке, в родстве, в розыске, вдолжности и т.д.). По характеру последствий различают правообразующие,правопрекращающие и правоизменяющие факты (например, поступление в вузпорождает правоотношение между студентом и учебным заведением, окончание вуза –прекращает, а перевод на другую форму обучения в том же вузе – видоизменяетданное правоотношение).
Правовыесобытия, т.е. события, с которыми закон связывает определенныеюридические последствия, в большинстве представляют собой природные явления,которые не связаны с человеческим поведением: землетрясения, наводнения идругие стихийные бедствия, истечение определенного срока, достижениеустановленного законом возраста, естественная смерть лица и т.п. Такие событияназываютсяабсолютными.
Но правовые события могут бытьотносительными, т.е. вызваннымипоступками и действиями тех людей, которые не становятся участникамивозникающего правоотношения. Например, такие события, как смерть человека илиуничтожение его имущества, могут быть следствием воздействия не толькостихийных сил, но и актов человеческого поведения (убийство, поджог).
В целом юридические факты играют весьма важную иактивную роль в общей правовой системе. С помощью хорошо продуманной шкалы (набора)юридических фактов, т.е. путем придания юридического значения тем или инымжизненным обстоятельствам, можно существенным образом влиять на динамикуразвития социальных процессов, направлять их в нужное русло.
Заключение
Целью данной работы было рассмотрение действиямеханизма правового регулирования и выявление места правоотношения в этоммеханизме путем сопоставления различных точек зрения, высказанных в литературе.В связи с этим было изучено много работ отечественных ученых по теориигосударства и права, были выявлены различные точки зрения по вопросам правовогорегулирования, механизма правового регулирования, структуры и содержанияданного механизма.
Проанализировав определения механизма правовогорегулирования, высказанные различными авторами, можно сделать следующий вывод:механизм правового регулирования призван обеспечить практическую реализациюпоставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного вправе результата и, в конечном счете, обеспечить практическую реализациюинтересов субъектов правовых отношений. Механизм правового регулирования – этоспецифический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов сценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенногологического результата.
Особая роль в механизме правового регулированияпринадлежит правоотношению, что подтверждается мнениями различныхученых-правоведов. Правоотношение — центральный элемент механизма правовогорегулирования, соединяющий норму права (волю законодателя) и интересы субъектовправа.
В данной работе также были рассмотрены структура исодержание правоотношения. Структуру правоотношений образуют субъекты (физическиеи юридические лица); объекты (материальные и нематериальные блага); содержание(материальное — дозволенное поведение обязанного лица и юридическое –субъективные права и юридические обязанности).
Также было установлено, что содержаниемправоотношения являются субъективные права и юридические обязанности. Крометого, основанием для возникновений правоотношений являются юридические факты.
Таким образом, задачи, поставленные для выполненияцели исследовательской работы, а именно: проанализировать понятия правовогорегулирования и правоотношения, изучить способы и механизм правовогорегулирования, рассмотреть содержание правоотношения, выявить структуруправоотношений, дать характеристику места правоотношения в механизме правовогорегулирования, были выполнены, и цель исследования была достигнута.
/>/>/>/>/>Список использованных источников
1 Всеобщаядекларация прав человека. — М.: 1993.
2 Гражданскийкодекс РФ. — М.: 2006.
3 Конвенцияо правах ребенка. – М.: 2007.
4 КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.М.: Эксмо, 2007.
5 МеждународныйПакт о гражданских и политических правах. Принят ООН в 1966 г. – М.: 1996.
6 Венгеров,А. Б. Теория государства и права: учебник для вузов /А. Б. Венгеров. – 4-е изд.стереотипное – М.: Омега-Л. 2007.
7 Марченко,М. Н. Теория государства и права: учебник /М. Н. Марченко – 2-е изд., перераб.и доп. – М.: ТК Велби, Проспект,2007.
8 Общая теория права и государства:Учебник /под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ,2006.
9 Теориягосударства и права: Курс лекций /под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. – 2-еизд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007.
10 ХропанюкВ. Н. Теория государства и права. – М.,1995.
11 АлексеевС. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. — М.:Издательская группа НОРМА — ИНФРА * М., 1998.
12 ГоловкинР. Б. Механизм морально-правового регулирования частной жизни// Вестник ИГЭУ. –вып.2 2005.
13 ЗавадскаяЛ.Н. Механизм реализации права. М.: Наука, 1992.
14 КурбатовА. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательскойдеятельности. — М.: ЮрИнфоР, 2001.
15 МалькоА. В. Механизм правового регулирования // Правоведение. – 1996. — №3.