Реферат по предмету "Государство и право"


Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд

Содержание
Введение
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказов длягосударственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства
2. Способы размещения заказов для государственных имуниципальных нужд
3. Проблема участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальных нужд
Заключение
Список использованных источников
Введение
Данная работа посвящена проблеме участия субъектовмалого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальныхнужд.
Уже стал общим местом тезис о том, что основополагающейфункцией государственного и муниципального заказа является стимулирующая функция.Через заказ стимулируются определенные отрасли хозяйства, обеспечивается проведениенаучных разработок в индустрии высоких технологий, внедряются новые технологии внаукоемких отраслях, обеспечивается ценовая политика и управление материальнымипотоками, а также создаются новые рынки. Во многих странах государственные и муниципальныезаказы используются как средство поддержки малого предпринимательства. В этом состоитактуальность темы данной работы.
Данный вопрос в литературе достаточно популярен,примером ученых, исследовавших данный вопрос могут быть Белов В.Е., Моклаков А.А.,Воробьева О.М., Сокол П.В. и т.д.
Нормативной базой данной работы являются Федеральныйзакон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации» от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ и т.д.
Цель настоящей работы заключается в анализе проблемыучастия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственныхи муниципальных нужд.
Для достижения этой цели поставлены следующиезадачи:
определить Понятие, принципы и особенности размещениязаказов для государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства;
рассмотреть способы размещения заказов для государственныхи муниципальных;
анализировать существующие проблемыучастия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для муниципальныхнужд, а также найти пути решения указанных проблем.
Методологической основой работыявляется системный, сравнительно-правовой, а также метод обобщения.
1. Понятие, принципы и особенности размещения заказовдля государственных и муниципальных нужд субъектами малого предпринимательства
В соответствии со ст.5 Федерального закон РФ«О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услугдля государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ (далее- Закон) [1] под размещением заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказаниеуслуг) для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков,уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) вцелях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставкитоваров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных или муниципальныхнужд.
Существует несколько определений к понятию государственныйзаказ:
1. государственный заказ — выдаваемый государственными органами и оплачиваемыйиз средств государственного бюджета заказ на изготовление продукции, выпуск товаров,проведение работ, в которых заинтересовано государство;2. государственныйзаказ— совокупность заключенныхгосударственных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услугза счет средств государственного бюджета;
3. государственный заказ — предложение, даваемое уполномоченной государственнойорганизацией другой организации-поставщику о поставке товаров, работ, услуг дляфедеральных и региональных государственных нужд.Под муниципальным заказом, в своюочередь, понимают заказсо стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими муниципальных учрежденийна поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, связанных с решением вопросовместного значения и осуществлением отдельных государственных полномочий, переданныхорганам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.[2]
Закон о государственных поставкахне охватывает случаи поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственныхи муниципальных нужд, не превышающих установленного Центральным банком РФ предельногоразмера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. Внастоящий момент этот предел равен 100 000 руб. [3] В этих случаях возможно заключениедоговоров не только без проведения конкурсов, аукционов, но и без проведения котировок.Несмотря на то что на практике в этих случаях стороны не заключают договоры, а проводятоплату на основании выставленных счетов, такие договоры по смыслу статей 161, 124Гражданского кодекса Российской Федерации [4] всегда должны заключаться в письменнойформе.
Участниками отношений по размещениюзаказов для публичных нужд выступают: государственные и муниципальные заказчики,уполномоченные органы, комиссия по размещению заказов, участники размещения заказов,а в некоторых случаях — специализированные организации.
Государственные и муниципальныезаказчики — органы государственной власти Российской Федерации или органы государственнойвласти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также уполномоченныеуказанными органами на размещение заказов получатели бюджетных средств при размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетныхсредств.
Функции заказчиков могут осуществлятьуполномоченные органы — специально образованные федеральные органы исполнительнойвласти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправлениядля осуществления функций по размещению заказов для публичных нужд. Например, вСамарской области на уровне субъекта Федерации образовано главное управление организацииторгов Самарской области, ранее — фонд имущества Самарской области. [5] Однако непосредственноеподписание контрактов по заказам для публичных нужд осуществляется исключительнозаказчиками. [1]
Специализированные организации- юридические лица, привлекаемые для осуществления функций по размещению заказапутем проведения торгов. Эти организации действуют от имени и в интересах заказчиков,соответственно права и обязанности по этим действиям возникают лишь у заказчиковили уполномоченных органов. Ответственность за деятельность специализированных организацийсолидарно несут заказчики и уполномоченные организации [1].
Это позволяет сделать вывод, чтоспециализированные организации обладают статусом поверенного и действуют по моделидоговора поручения, либо в качестве агента по агентскому договору, построенногопо модели договора поручения [4].  Выбор специализированной организации осуществляетсязаказчиком исключительно путем проведения торгов.
Комиссии по размещению заказов- образуемая заказчиком, уполномоченным органом конкурсная, аукционная, котировочнаякомиссия. В полномочия конкурсной комиссии входит отбор участников конкурса, вскрытиеконвертов, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя, ведение протокола.В полномочия аукционной комиссии входит рассмотрение заявок на участие в аукционе,отбор участников, ведение протокола. В полномочия котировочной комиссии входит отборучастников, ведение протокола, рассмотрение и оценка заявок, определение победителяв запросе котировок [1]. Допускается организация единой комиссии, осуществляющейфункции конкурсной, аукционной, котировочной комиссий.
В статье 8 Закона [1] указывается,что участниками размещения заказа являются лица, претендующие на заключение государственногоили муниципального контракта. Ими могут быть любые юридические лица независимо оторганизационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения, места происхождениякапитала или любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Исходя из этого, участниками размещениязаказов могут выступать потенциальные поставщики, исполнители, подрядчики, готовыевыполнить обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг дляпубличных нужд и заявляющие свое участие в размещении заказа. Ограничение участияв размещении заказов может быть установлено лишь федеральными законами.
Участники должны отвечать следующимосновным требованиям:
соответствовать законодательнымтребованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказаниеуслуг, являющиеся предметом торгов;
не находиться в стадии ликвидацииили банкротства;
не быть подвергнутыми приостановлениюдеятельности в порядке, установленном административным законодательством;
не иметь задолженности по начисленнымналогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет или государственные внебюджетныефонды за прошедший год в размере более 25% балансовой стоимости активов;
обладать в случае необходимостиисключительными правами на объекты интеллектуальной собственности, если исполнениеконтрактов приводит к приобретению заказчиками прав на объекты интеллектуальнойсобственности;
не быть включенными в реестр недобросовестныхпоставщиков, где учитываются участники, уклонившиеся от заключения государственногоили муниципального контракта, либо участники, контракты с которыми расторгнуты всвязи с существенным нарушением ими контрактов. [1]
Дополнительные требования к участникам- наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования,финансовых и трудовых ресурсов — могут устанавливаться Правительством РФ исключительнов отношении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нуждобороны и безопасности страны. Основу системы удовлетворения государственных нуждс помощью конкурсных процедур составляют определенные принципы, которые можно разделитьна две группы.
Первую группу принципов составляюттак называемые “свойства торгов”, т.е. без них будет под вопросом само существованиеконкурсной системы.
а) Прозрачность (гласность) подразумеваетширокую доступность информации об объявлении торгов, об их ходе и результатах, онормативно — правовой базе закупок.
б) Равенство (справедливость)подразумевает, что условия проведения конкурсов, критерии и порядок определенияпобедителя устанавливаются заранее, и для всех участников они одинаковы. Кроме того,эти условия не должны меняться в ходе непосредственного проведения торгов. Категорическимтребованием является недопущение дискриминационных мер в отношении к какому-либоиз участников. Также подразумевается правовое равенство заказчика и поставщиков.
в) Ответственность означает взаимноевыполнение обязательств сторонами друг перед другом при осуществлении закупки, атакже законность и цивилизованность построения договорных отношений.
Вторая группа принципов связанас затратами (издержками), возникающими в ходе конкурсного размещения заказов и выполнениядругих процедур, связанных с государственными закупками. Используя данные принципы,можно оценить правильность организации закупок.
а) Экономичность означает, чтозатраты на организацию и проведение конкурсных торгов, при соблюдении необходимыхнорм и процедур, включая безусловное обеспечение гласности, равенства и ответственности,должны быть минимально возможными. Особо следует подчеркнуть, что снижение затратдолжно происходить за счет улучшения управления организацией и проведением торгов.
б) Эффективность является основнымкритерием результативности проведения закупок. Эффективность закупки может бытьдостигнута за счет внедрения конкуренции на рынок. Учитывая специфику рынка государственныхзакупок, конкуренция может быть внедрена путем проведения конкурсов (торгов), вкоторых может принять участие любой желающий. Она подразумевает осуществление закупкитребуемой продукции с максимальной выгодой для покупателя, в качестве которого выступаетгосударство. Причем для государства выгода может быть прямая (экономия средств)и косвенная (борьба с коррупцией, стимулирование конкуренции, поддержка собственныхтоваропроизводителей, расширение налоговой базы и т.д.). [6]
Механизм осуществления контрольныхдействий включает:
1. Проверку своевременного проведенияконкурсов в соответствии с извещениями, опубликованными в СМИ.
2. Проверку соблюдения организаторамиконкурсов требований, предусмотренных в конкурсной документации.
3. Контроль соответствия квалификациичленов конкурсной комиссии требованиям законодательства об организации закупок.
4. Контроль правильности выбораорганизаторами конкурса способа закупок (конкурсное или внеконкурсное размещение)и вида конкурса (открытый или закрытый).
5. Контроль правильности выборазаказчиками (организаторами конкурса) победителя конкурса, предложившего наиболеевыгодные условия поставки продукции.
6. Контроль соответствия процедурыпроведения конкурса требованиям утвержденного регламента работы конкурсной комиссии.
7. Контроль соответствия заключенногоконтракта фактическому исполнению. [7]
Ранее, в соответствии с Федеральнымзаконом «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных нужд» наличие оборудования, производственныхмощностей и трудовых ресурсов являлось обязательным требованием для всех участниковлюбых конкурсов.
Законом о государственных поставкахвпервые сняты действовавшие жесткие ограничения на привлечение иностранных поставщиковк поставкам продукции для государственных и муниципальных нужд. Ранее это было возможнолишь в случае, если производство товаров, работ и услуг отсутствует в РоссийскойФедерации или экономически нецелесообразно. [8]
Снятие названных ограничений связанос вступлением Российской Федерации в ВТО. В отношении поставляемых товаров, выполняемыхработ, услуг из иностранных государств устанавливается национальный режим, т.е.равные условия наряду с российскими товарами, работами, услугами (статья 13 Закона).
Для защиты экономических интересовРоссийской Федерации и отечественных товаропроизводителей предусмотрена оговорка:если в отношении российских товаров, работ, услуг не установлен аналогичный режим,федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативное регулированиев сфере размещения заказов, устанавливает условия допуска иностранных товаров, работ,услуг для заказов для публичных нужд. Кроме того, в целях обеспечения нужд обороныи безопасности государства, Правительство РФ может установить запреты и ограниченияна допуск иностранных товаров, работ и услуг.
Обязательным условием являетсяофициальное опубликование актов, устанавливающих условия, запреты, ограничения вотношении иностранных товаров, работ, услуг, а также размещение информации на официальныхсайтах Российской Федерации в сети Интернет. На этих сайтах, а также на официальныхсайтах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в официальныхпечатных изданиях в обязательном порядке размещается вся необходимая информацияо размещении заказов (статья 16 Закона). Данная информация должна быть доступнапользователям без взимания платы. Порядок пользования сайтами и требования к средствамих обеспечения будут устанавливаться Правительством РФ. До принятия этого акта порядокпользования сайтами устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Федерации.[9]
Для субъектов малого предпринимательствапомимо основных условий, указанных в законе, имеются некоторые льготы и условиядля участия в закупках для государственных или муниципальных нужд.
Как установлено Федеральным закономот 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательствав Российской Федерации» [10] под субъектами малого предпринимательства понимаютсякоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительныхи иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и вкоторых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующихпредельных уровней:
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно-технической сфере — 60человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовомобслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и при осуществлениидругих видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательствапонимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностьюбез образования юридического лица.
Государственные заказчики, заисключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства,обязаны осуществлять размещение не менее 15% заказов у субъектов малого предпринимательства.В отношении государственных заказчиков в случае размещения заказов для нужд обороныстраны и безопасности государства, а также в отношении муниципальных заказчиковтакой обязанности не установлено. Перечень соответствующих товаров и их предельнаяцена устанавливаются постановлением Правительства РФ. В таких торгах могут участвоватьисключительно субъекты малого предпринимательства.
Между тем, хотя Федеральный законРоссийской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации» [11] и устанавливает определенныепараметры отнесения предприятия к субъектам малого бизнеса, заказчики в большинствеслучаев не могут проверить участника на предмет соответствия этим требованиям. Основнойпроблемой является невозможность потребовать подтверждающие документы либо в силуотсутствия такого права по нормам Закона [1], либо в силу отсутствия самих документов.
В отношении всех заключенных публичныхконтрактов ведутся соответствующие реестры (статья 18 Закона). Осуществление этихфункции поручается федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органу местного самоуправления, уполномоченномуна ведение реестров. Порядок ведения реестров устанавливается Правительством РФ.Сведения о заключенных контрактах подлежат размещению на соответствующих официальныхИнтернет-сайтах. До принятия этого акта порядок ведения реестров контрактов устанавливаетсянормативными правовыми актами субъектов Федерации. [12]
Контроль за соблюдением законодательствазаказчиком, уполномоченным органом, специализированными организациями, комиссиямипо размещению заказов осуществляется уполномоченным на осуществление контроля всфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительнойвласти субъекта РФ, органом местного самоуправления (статья 17 Закона). Контрольныемероприятия проводятся на основании плановых и внеплановых проверок (в связи с жалобойучастника размещения заказов на действия или бездействие публичных субъектов). Порезультатам проверки орган может направить:
предложение либо обязательноедля исполнения предписание об устранении допущенных нарушений;
предложение либо обязательноедля исполнения предписание о замене члена комиссии;
обратиться в суд с иском о признанииразмещения заказа недействительным. [1]
В итоге, следует заключить, чтогосударственный заказ — совокупность заключенных государственных контрактов на поставкутоваров, производство работ, оказание услуг за счет средств государственного бюджета.А муниципальный заказом представляет собой заказ со стороны органов местного самоуправленияи уполномоченных ими муниципальных учреждений на поставки товаров, выполнение работи оказание услуг, связанных с решением вопросов местного значения и осуществлениемотдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправленияфедеральными законами и законами субъектов РФ.
Государственными и муниципальнымизаказчиками могут выступать соответственно органы государственной власти РФ илиорганы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а такжеуполномоченные получатели бюджетных средств при размещении заказов на поставки товаров,выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств.
При этом стоит учитывать, чтопри размещении государственных и муниципальных заказов должны соблюдаться определенныепринципы: прозрачности, равенства, ответственности, эффективности, экономичности,законности, а также принцип контроля.
Что касается субъектов малогопредпринимательства, то существуют определенные льготы и условия способствующиеучастию данных субъектов.2. Способы размещения заказов для государственных имуниципальных нужд
В соответствии со статьей 10 Закона[1] размещение заказа может осуществляться двумя способами — путем проведения торгови без их проведения.
Торги могут проводиться в формеконкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме. При размещении заказабез проведения торгов осуществляется процедура запроса котировок или процедура закупкиу единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), а также размещение заказовна товарных биржах.
Решение о способе размещения заказапринимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящегоФедерального закона.
Конкурс — это торги, победителемкоторых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственногоили муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первыйномер. [5]
Конкурс может быть открытым илизакрытым.
При проведении открытого конкурсазаказчик должен опубликовать в официальном печатном издании извещение о проведенииоткрытого конкурса, а также разместить данное извещение на официальном сайте. Осуществляетсяэто все не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участиев конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкамна участие в конкурсе. [1]
Законом предусмотрено, что в случаеневозможности размещения извещения в официальном печатном издании или на официальномсайте заказчик также вправе опубликовать извещение о проведении открытого конкурсав любых средствах массовой информации, в том числе в электронных средствах массовойинформации (п.3 ст.21 Закона).
Извещение о проведении открытогоконкурса должно содержать следующие сведения:
1) форма торгов;
2) наименование, место нахождения,почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика,уполномоченного органа, специализированной организации;
3) источник финансирования заказа;
4) предмет государственного илимуниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемыхработ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг;
5) место, условия и сроки (периоды)поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) форма, сроки и порядок оплатытовара, работ, услуг;
7) начальная цена контракта;
8) срок, место и порядок предоставленияконкурсной документации, официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация,размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченным органомза предоставление конкурсной документации, если такая плата установлена;
9) место, порядок, даты началаи окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом дата окончания срока подачизаявок на участие в конкурсе устанавливается в соответствии с ч.2 ст.26 настоящегоФедерального закона;
10) критерии оценки заявок научастие в конкурсе;
11) место, дата и время вскрытияконвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в формеэлектронных документов заявкам на участие в конкурсе, место и дата рассмотрениятаких заявок и подведения итогов конкурса;
12) преимущества, предоставляемыеосуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениямуголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимуществаустановлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченныйорган в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливатьпреимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта вразмере до пятнадцати процентов;
13) размер обеспечения заявкина участие в конкурсе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечениятакой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случаеустановления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки научастие в конкурсе;
14) размер обеспечения исполнениягосударственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставленияв случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспеченияисполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышатьтридцать процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведенииоткрытого конкурса. [1]
Для проведения конкурса заказчикомдолжна быть разработана конкурсная документация. Требования к содержанию конкурснойдокументации приведены в ст.22 Закона [1]. После получения заявок на участие в конкурсеконкурсная комиссия рассматривает их на соответствие требованиям, установленнымконкурсной документацией.
На основании результатов рассмотрениязаявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допускек участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещениязаказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказев допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе.
Далее конкурсная комиссия осуществляетоценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещениязаказа, признанными участниками конкурса. Для определения лучших условий исполненияконтракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должнаоценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными визвещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации. При этомкритериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:
1) функциональные характеристики(потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ,услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживаниетовара;
4) сроки (периоды) поставки товара,выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантиикачества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантийкачества товара, работ, услуг;
7) цена контракта;
8) другие критерии в соответствиис законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
На основании результатов оценкии сопоставления заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией каждой заявкена участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодностисодержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер.Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта,присваивается первый номер. Победителем конкурса признается участник конкурса, которыйпредложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которогоприсвоен первый номер. [13]
С победителем конкурса заключаетсягосударственный (муниципальный) контракт. Гражданским кодексом Российской Федерацииопределен порядок заключения государственного контракта. Согласно ст.528 ГК РФ проектконтракта разрабатывается заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), еслииное не предусмотрено соглашением между ними. Сторона, получившая проект контракта,не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр контрактадругой стороне, а при наличии разногласий по условиям контракта в этот же срок составляетпротокол разногласий и направляет его вместе с подписанным контрактом другой сторонелибо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона,получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцатидней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой сторонойи известить другую сторону о принятии контракта в ее редакции либо об отклонениипротокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении этогосрока неурегулированные разногласия по контракту, заключение которого является обязательнымдля одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати днейна рассмотрение суда. Если сторона, для которой заключение контракта является обязательным,уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованиемо понуждении этой стороны к заключению государственного контракта. [4]
В соответствии с п.2 ст.20 Закона[1] заказчик вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительнов случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг,сведения о которых составляют государственную тайну. В ранее действовавшем Законеот 06.05.1999 N 97-ФЗ был предусмотрен еще один случай, когда организатор конкурсабыл вправе проводить закрытые конкурсы, — если технически сложные товары (работы,услуги) производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).
Закрытый конкурс проводится посогласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказовфедеральным органом исполнительной власти (п.1 ст.30 Закона). В соответствии с Положениемо Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденнымПостановлением Правительства РФ от 27.08.2004 N 443, [14] Министерство экономическогоразвития Российской Федерации до внесения соответствующих изменений в нормативныеправовые акты является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим контроль за проведением конкурсов на размещение заказов на поставкитоваров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных нужд и координациюих проведения; согласование размещения федеральными органами исполнительной властизаказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственныхнужд на основе двухэтапных открытых конкурсов, закрытых (в том числе двухэтапных)конкурсов, а также у единственного поставщика.
Особенностью проведения закрытогоконкурса является то, что извещение о проведении закрытого конкурса, конкурснаядокументация и изменения, внесенные в конкурсную документацию, а также разъясненияконкурсной документации не подлежат опубликованию в средствах массовой информациии размещению в сети Интернет. В целом при проведении закрытого конкурса применяютсяположения Закона о проведении открытого конкурса, но с учетом положений ст.30 этогоЗакона [1].
Учитывая то, что нормы Закона[1] в части проведения закрытых торгов существенно не отличаются от норм ранее действовавшегозаконодательства в этой области необходимо обратить внимание на разъяснения МинэкономразвитияРоссии по порядку проведения закрытых конкурсов, данные в Письме МинэкономразвитияРоссии от 26.04.2005 N 5713-АШ/Д07. [15] В Письме говорится, что при согласованиизакрытых конкурсов государственные заказчики обязаны представлять в МинэкономразвитияРоссии обоснование выбора вида конкурса и перечень организаций, которые будут привлекатьсяк участию в конкурсе. При этом не допускается включение в перечень, представляемыйв Минэкономразвития России, ограниченного круга организаций, имеющих соответствующиелицензии и способных выполнить работы, выставляемые на закрытый конкурс, посколькуэто является нарушением законодательства Российской Федерации в области государственныхзакупок. Ограничений по числу участников закрытого конкурса на поставку продукциидля нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственнуютайну, в законодательстве Российской Федерации не предусмотрено. Кроме того, сужениекруга участников закрытого конкурса и ограничение конкуренции является нарушениемантимонопольного законодательства.
Законом введена такая новая процедураразмещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, как аукцион.Аукцион — это торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболеенизкую цену государственного или муниципального контракта.
Аукцион может быть открытым изакрытым. Закрытый аукцион проводится в том же случае, что и закрытый конкурс — размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведенияо которых составляют государственную тайну.
Перед началом аукциона заказчикпубликует извещение о проведении открытого аукциона. Делается это не менее чем за20 дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе.
В извещении о проведении открытогоаукциона указываются следующие сведения:
1) форма торгов;
2) наименование, место нахождения,почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона заказчика,уполномоченного органа, специализированной организации;
3) источник финансирования заказа;
4) предмет государственного илимуниципального контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемыхработ, оказываемых услуг и кратких характеристик такого товара, таких работ, услуг;
5) место, условия и сроки (периоды)поставок товара, выполнения работ, оказания услуг;
6) форма, сроки и порядок оплатытовара, работ, услуг;
7) начальная цена контракта;
8) преимущества, предоставляемыеосуществляющим производство товаров, выполнение работ, оказание услуг учреждениямуголовно-исполнительной системы и (или) организациям инвалидов, если такие преимуществаустановлены заказчиком, уполномоченным органом. При этом заказчик, уполномоченныйорган в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации, вправе устанавливатьпреимущества указанным категориям лиц в отношении предлагаемой цены контракта вразмере до пятнадцати процентов. [1]
Также должны быть указаны следующиесведения:
1) срок, место и порядок предоставлениядокументации об аукционе, официальный сайт, на котором размещена документация обаукционе, размер, порядок и сроки внесения платы, взимаемой заказчиком, уполномоченныморганом за предоставление документации об аукционе, если такая плата установлена;
2) величина понижения начальнойцены контракта (шаг аукциона);
3) место, порядок, даты началаи окончания подачи заявок на участие в аукционе. При этом дата окончания подачизаявок на участие в аукционе устанавливается в соответствии с ч.6 ст.35 настоящегоФедерального закона;
4) место, день и время началарассмотрения заявок на участие в аукционе;
5) место, порядок, дата и времяпроведения аукциона;
6) размер обеспечения заявки научастие в аукционе, срок и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечениятакой заявки, реквизиты счета для перечисления указанных денежных средств в случаеустановления заказчиком, уполномоченным органом требования обеспечения заявки научастие в аукционе;
7) размер обеспечения исполнениягосударственного или муниципального контракта, срок и порядок его предоставленияв случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспеченияисполнения контракта. Размер обеспечения исполнения контракта не может превышатьтридцать процентов начальной цены контракта, указанной в извещении о проведенииоткрытого аукциона.
В целом аукцион проводится прифункционирующем рынке, в случаях, когда товары, работы и услуги можно сравниватьтолько по их ценам. Перечни товаров, работ, услуг, при которых проводится аукцион,устанавливаются Правительством Российской Федерации. Не допускается проведение конкурса,если товары, работы, услуги включены в указанные перечни. До утверждения ПравительствомРоссийской Федерации такого перечня решение о форме торгов принимается заказчикомсамостоятельно с учетом положений Закона. [13]
Под запросом котировок понимаетсяспособ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах,услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругулиц. Сообщение производится путем размещения на официальном сайте извещения о проведениизапроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участникразмещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Существует несколько условий,при которых заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировокцен товаров, работ, услуг:
производство товаров, выполнениеработ, оказание услуг осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченногооргана, для которых есть функционирующий рынок;
заказ на поставку одноименныхтоваров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг производится насумму не более чем 250 тыс. руб., подлежащую уплате в течение квартала;
аукцион признан несостоявшимсяи начальная цена государственного или муниципального контракта не превышает 250тыс. руб., за исключением следующих случаев:
1) заказчик осуществляет размещениезаказа для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства,на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)независимо от цены государственного или муниципального контракта;
2) заказчик осуществляет размещениезаказа в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайныхситуаций природного или техногенного характера.
Требования, предъявляемые к запросукотировок и к котировочной заявке, указаны в ст. ст.43 — 44 Закона. [1]
При размещении заказа путем запросакотировок заказчик обязан разместить на официальном сайте извещение о проведениизапроса котировок не менее чем за 4 рабочих дня до дня истечения срока представлениякотировочных заявок.
Порядок подачи котировочных заявок,процедура их рассмотрения и оценки закреплены в ст. ст.46 — 47 Закона. [1]
Результаты рассмотрения и оценкикотировочных заявок оформляются протоколом, в котором указываются:
сведения о заказчике, существенныхусловиях контракта, обо всех участниках размещения заказа, подавших котировочныезаявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения;
предложение о наиболее низкойцене товаров, работ, услуг;
сведения о победителе в проведениизапроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявкецену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участникеразмещения заказа;
предложение о цене контракта,которое содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенныхпобедителем в проведении запроса котировок условий. [13]
Протокол рассмотрения и оценкикотировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочнойкомиссии и заказчиком, уполномоченным органом, в день его подписания размещаетсяна официальном сайте и в течение пяти дней со дня его подписания опубликовываетсяв официальных печатных изданиях. Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявоксоставляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченногооргана. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня подписания указанногопротокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протоколаи проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполненияконтракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложеннойпобедителем запроса котировок в котировочной заявке.
Под размещением заказа у единственногопоставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при которомзаказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт толькоодному поставщику (исполнителю, подрядчику).
В статье 55 Закона [1] приведенисчерпывающий перечень случаев, когда заказчик может размещать заказ у единственногопоставщика (исполнителя, подрядчика).
Законом [1] установлено, что вслучае если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствиенепреодолимой силы, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующихзатрат времени, нецелесообразно, то заказчик вправе разместить заказ у единственногопоставщика (исполнителя, подрядчика). При этом заказчик обязан уведомить уполномоченныена осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительнойвласти (при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услугдля федеральных нужд), орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации(при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг длянужд субъекта Российской Федерации), орган местного самоуправления (при размещениизаказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципальногообразования). Это должно быть осуществлено в срок не позднее одного рабочего днясо дня заключения контракта. [16]
Размещение заказов на поставкибиржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на сумму, превышающуюпять миллионов рублей, может осуществляться на товарных биржах.
Порядок размещения заказов напоставки биржевых товаров для государственных или муниципальных нужд на товарныхбиржах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Предметом государственного илимуниципального контракта, заключенного заказчиком с участником биржевой торговлив ходе биржевых торгов, являются поставки биржевых товаров. Особенности заключениягосударственного или муниципального контракта в ходе биржевых торгов определяютсяГражданским кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерациио товарных биржах и биржевой торговле и требованиями к заключению государственныхи муниципальных контрактов, установленными настоящим Федеральным законом. [17]
Итак, заказы могут размещатьсяпутем проведения торгов: конкурсы (открытые и закрытые) и аукционы, а также безпроведения торгов: запрос котировок, у единственного поставщика, на товарных биржах.3. Проблема участия субъектов малого предпринимательствав размещении заказов для муниципальных нужд
Особенности участия субъектовмалого предпринимательства в размещении заказа регулируются статьей 15 Закона.[1]
В соответствии с указанной статьейгосударственные и муниципальные заказчики обязаны от 10 до 20 процентов общего годовогообъема поставок, товаров, выполнения работ, оказания услуг размещать у субъектовмалого предпринимательства. Указанный диапазон квоты государственный контрактовне применяется в случае размещения заказа для нужд обороны страны и безопасностигосударства.
Необходимо отметить, что обязанностьразмещения определенной доли заказов у субъектов малого предпринимательства былараспространена на муниципальных заказчиков лишь в 2009 году.
Этой же статьей регулируются начальная(максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа. Ранее эта ценаварьировалась в пределах от 2 (в случае оказания услуг) до 3 млн. рублей (в случаепоставки товаров, выполнения работ). С 2009 года Постановлением Правительства РФразмер лотов для субъектов малого предпринимательства был увеличен в пять раз с3 млн. до 15 млн. рублей.
Размещение заказов у субъектовмалого предпринимательства осуществляется в соответствии с перечнем товаров, работ,услуг, установленным Правительством РФ. В 2009 году данный перечень был существеннорасширен, в него был включен широкий перечень дополнительных позиций. [18]
Кризисные явления в экономикеРоссии стали дополнительным катализатором расширения участия малого бизнеса в государственныхзакупках. Государственный заказ на всех уровнях власти был назван одной из приоритетныхантикризисных мер поддержки предпринимательского сектора. В связи с этим значительноувеличились предполагаемые объемы размещения заказов у субъектов малого предпринимательства.Как сообщила в своем выступлении на открытии Форума-выставки «Госзаказ-2009»заместитель министра экономического развития А.В. Попова, «объем госзаказав 2009 году составит 4 триллиона рублей с учетом оборонзаказа, при этом объем государственныхзакупок у предприятий малого бизнеса составит 800 миллиардов рублей». [19]
Как следствие, в 2009 году количествосубъектов малого предпринимательства, участвующих в государственных закупках увеличилосьмногократно.
Тем не менее несмотря на отмеченныеблагоприятные тенденции в части поддержки малого предпринимательства посредствомгосударственного заказа, существуют вопросы, которые на данный момент остаются безответа.
1) Отсутствие эффективного контроляза выполнением установленной квоты по размещению заказа у субъектов малого предпринимательства.Как уже было сказано, существует определенная квота по размещению государственныхи муниципальных заказов у субъектов малого предпринимательства. В прошлых периодахуказанное требование, как правило, редко соблюдалась, что зачастую обуславливалосьотсутствием каких-либо санкций за ее несоблюдение. Административная ответственностьза нарушение квоты была введена лишь в середине 2009 года. При этом можно констатировать,что практика применения мер ответственности по отношению к «недобросовестнымзаказчикам», не соблюдающим квоту, пока не сложилась. По некоторым оценкам,доля стоимости государственных контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства,не превышает в 2009 году 2% (причем федеральные заказчики заключили с малыми предприятиямиконтрактов в стоимостном выражении не более 1% всех контрактов), а доля участиямалых предприятий в аукционах — не больше 11%1. Несоблюдение законодательно закрепленнойквоты снижает действенность государственной поддержки малых предприятий через государственныйи муниципальный заказ.
2) Вопрос статистического учетадоли малого предпринимательства в государственном и муниципальном заказе. Данныйвопрос фактически является смежным с предыдущим вопросом. Существующая система статистическогоучета (форма отчетности «1-торги») не позволяет более-менее достовернооценить реальный вес малого бизнеса в государственном и муниципальном заказе. Помнению экспертов, статистическая форма наблюдений «1-торги» дает ответылишь на три из восьми вопросов, связанных с участием субъектов малого предпринимательствав госзаказе, и то весьма неполно2. В связи с этим порядок расчета объема заказов,который следует разместить у субъектов малого предпринимательства, определен нечетко.Сложившаяся ситуация позволяет заказчикам манипулировать квотой заказов, предназначенныхдля размещения у субъектов малого предпринимательства.
3) Сложности с официальным подтверждениемстатуса субъекта малого предпринимательства. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливаеткритерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого предпринимательства.Однако заказчики в большинстве случаев не имеют возможности проверить участниковразмещения заказа на предмет соответствия этим требованиям3. Основной проблемойздесь является отсутствие официального порядка подтверждения информации о статусесубъекта малого предпринимательства в законодательстве о размещении заказов. Такаяситуация увеличивает вероятность возможных злоупотреблений со стороны недобросовестныхпоставщиков. [20]
4) Недостаточный уровень использованиягосударственного заказа для поддержки малого предпринимательства. В настоящее времянаблюдается значительный рост объема закупок для государственных нужд. За период2000-2007 гг. он вырос почти в 9 раз. Сейчас объем государственного заказа составляетпорядка 9% ВВП. При этом сфера применения государственного заказа не распространяетсяна государственные компании и государственные корпорации, в которых действуют внутрикорпоративныеправила размещения заказов. В то же время объемы закупок у них составляют значительнуювеличину. Так, например, объемы заказов Газпрома, РЖД и Сбербанка вместе взятыхпревышают 10% ВВП, а объемы заказов у государственных корпораций — 2% ВВП4. Распространениедействия Федерального закона № 94-ФЗ на государственные компании и корпорации позволитрасширить сферу применения государственного заказа (а следовательно и возможностиучастия в государственном заказе малых предприятий) до 15-20% ВВП.
Потенциал поддержки малых предприятийтакже снижается по причине отсутствия механизмов привлечения субъектов малого предпринимательствав качестве соисполнителей у крупных исполнителей государственных и муниципальныхконтрактов.
5) Низкая доступность информациио государственных и муниципальных закупках. В настоящий момент предусмотрено требованияобязательной публикации информации обо всех открыто размещаемых заказах на официальныхсайтах в сети Интернет. Более того, статьей 16 Федерального закона «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальных нужд» предусмотрен ввод в 2011 году в эксплуатацию единогоинформационного ресурса о государственных и муниципальных закупках — Общероссийскогосайта. Предполагается, что указанная мера обеспечит значительное расширение информационногополя системы государственных и муниципальных закупок. Общероссийский сайт позволитдостичь консолидации ныне разрозненной системы официальных сайтов и обеспечит единыйформат предоставления информации о размещении заказов5. Пока же сложности с доступомк информации о торгах, предназначенных для субъектов малого предпринимательства,продолжают возникать. Получить информацию по всем закупкам с участием малых предприятийна официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов фактическиневозможно, такая информация доступна лишь за ограниченный период времени и по конкретномуспособу размещения заказа. С другой стороны, функция поиска информации на региональныхсайтах также реализована не очень удобно. По экспертным оценкам, среди 83 субъектовфедерации лишь 14% сайтов предоставляют возможность собрать информацию об участиисубъектов малого предпринимательства в государственном заказе, 61% региональныхсайтов не дают вообще никакой информации об этом6. Существует вероятность того,что появление нового Общероссийского сайта вряд ли решит проблему с поиском соответствующейинформации. [18]
6) Невысокий уровень осведомленностии низкий уровень доверия предпринимателей к государственному и муниципальному заказу.Как показывает практика, предприниматели могут ничего не знать о госзаказе, а еслизнать, то не верить в возможность выигрыша. Участие в торгах может ассоциироватьсяу малых предприятий с большими сложностями и даже с усилением контроля за деятельностьюкомпании. Многие предприниматели не участвуют в конкурсных процедурах, посколькуне верят, что они проводятся честно. [21]
В международной практике получилираспространение самые разнообразные подходы к расширению участия малого бизнесав выполнении государственных заказов. В частности, государство может привлекатьмалые предприятия к выполнению государственных заказов путем:
установления императивного требованиядля крупных поставщиков привлекать малые предприятия на условиях субконтрактациии субподряда;
организации специальных торговдля объединений малых предприятий либо объединений крупных и малых предприятий;
квотирования части государственногозаказа для малого бизнес;
выделения в сложной составнойпродукции простых частей и размещение заказов на эти простые части среди субъектовмалого предпринимательства.
Особое внимание в зарубежных странахуделяется широкому использованию механизмов субподряда, развитию практики«прощенного» государственного заказа для малых предприятий. Так, например,в США при заключении контракта с государством на сумму свыше 50 тыс. долларов генеральныйподрядчик обязан передавать в порядке промышленной или научно-технической кооперациичасть заказа по субподряду: в договорах с генеральными подрядчиками документальнофиксируется процент стоимости контракта, выделяемого для малого бизнеса. [6]
Программы поддержки малого бизнесачерез государственный заказ также предусматривают широкое информационное обеспечениемалых предприятий, внедрение информационных технологий участия малого предпринимательствав размещении заказов.
Ученые в рамках решения указанныхпроблем предлагаю разного рода решения.
С целью улучшения доступа малыхпредприятий к государственным и муниципальным заказам предлагается осуществить следующиемеры:
1. Рассмотреть возможность увеличенияквоты заказов, размещаемых у малых предприятий, с 20 до 35%.
2. Усовершенствовать статистические формыотчетности, используемые для количественной оценки участия предприятия в закупках,а также разработать порядок расчета квотируемого объема заказа.
3. Проработать вопрос о дальнейшем ужесточениимер ответственности за нарушение квоты по размещению заказов у субъектов малогопредпринимательства. В частности, предлагается предусмотреть уголовное наказаниеза неоднократное нарушение данной квоты, для чего необходимо внести изменения вУголовный кодекс.
4. Разработать механизм подтверждениястатуса субъекта малого предпринимательства.
5. Распространить сферу действия Федеральногозакона 94-ФЗ на заказы государственных компаний и государственных корпораций, обеспечитьдоступ субъектов малого предпринимательства к получению таких заказов.
6. Проработать вопрос о применении к победителямторгов требований по привлечению субъектов малого предпринимательства в качествесоисполнителей по государственным и муниципальным контрактам. [18]
7. Расширить информационно-консультационнуюподдержку предприятий — потенциальных участников закупок.
В частности, предлагается:
1) осуществлять активную пропаганду государственногозаказа в федеральных СМИ;
2) разрабатывать специальные рекомендациималым предприятиям по участию в торгах;
3) формировать реестры «лучших практик»участия малых предприятий в государственных и муниципальных закупках. [20]
8. Организовать систему мониторинга размещениязаказов у субъектов малого предпринимательства с участием представителей бизнес-ассоциаций,саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей. [21]
Перспективным направлением в этойсвязи может стать разработка и формирование общероссийских и региональных рейтингов,оценивающие деятельность заказчиков при размещении государственного и муниципальногозаказа у субъектов малого предпринимательства.
Итак, размещение государственныхи муниципальных заказов на малых предприятиях не только политически выгодный лозунг.Государственные закупки у малых предприятий являются элементом национальной политикии значительным источником материального обеспечения нужд социально-экономическогоразвития регионов и местных органов власти Российской Федерации. В то же время этоодна из важнейших составляющих развития рыночных отношений по всей территории России,которая способна обеспечить как создание новых рабочих мест, так и поддержание занятости,снижение социальной напряженности и многое другое.
Однако на практике при реализации требований статьи 15«Особенности участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказа»Закона [1] государственные заказчики, а также сами субъекты малого предпринимательствасталкиваются с рядом проблем.
Заключение
Государственная политика поддержкималого предпринимательства включает многочисленные виды практической деятельности.Целью этой политики является поддержка небольших предприятий, которые не обладаютдостаточными ресурсами для работы на обычных конкурентных рынках в силу ограниченностифинансовых, материально-технических и производственных возможностей. Одно из направленийполитики — привлечение малого предпринимательства к выполнению государственных имуниципальных контрактов. Это подразумевает, что при размещении государственных(муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнения работ или оказание услугна конкурсах или иными предусмотренными законами способами органы государственнойвласти (местного самоуправления) используют специальные мероприятия, которые позволяютмалому бизнесу получать государственные (муниципальные) контракты или подключатьсяк их выполнению на последующих этапах.
Однако, в действительности, данноенаправление государственной политики реализуется недостаточно эффективно: в 2002-2006годах объем государственного (муниципального) заказа, переданного малому предпринимательству,составлял в среднем 7% от общего объема размещенного заказа.
Очевидно, что эта ситуация врядли может быть признана удовлетворительной. Возможности малого бизнеса по поставкамтоваров (выполнению работ, оказанию услуг) существенно выше. Однако их недостаточноепривлечение к выполнению государственных и муниципальных заказов связано со множествомпричин, среди которых можно назвать и недостаточный опыт органов государственногоуправления и местного самоуправления при проведении закупок, а также недостаточныйопыт и, в некоторой степени, пассивность субъектов малого бизнеса в истребованиипричитающихся согласно действующему законодательству льгот; и несовершенство действующегозаконодательства в области государственных и муниципальных закупок; и отсутствиепрактических механизмов обеспечения участия малого предпринимательства в поставкахпродукции для государственных и муниципальных нужд.
В настоящий момент в нашей странеделаются определенные шаги по развитию системы поддержки субъектов малого предпринимательствапри размещении государственных и муниципальных заказов. Но отдельные моменты законодательствав этой сфере целесообразно усовершенствовать, чтобы максимально облегчить их правоприменениезаказчиками и реализацию своих прав участниками — субъектами малого предпринимательства.
Список использованных источников
1. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (в ред. от 05.05.2010 N 78-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
2. Белов В.Е. Правовое регулирование размещения государственных заказов/ В.Е. Белов // Право и экономика. — 2005. — № 2. — С. 19-24.
3. О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличныхденег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя:указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У (зарегистрировано в Минюсте РФ 05.07.2007№ 9757) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
4. Гражданский кодекс РФ. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 24 февраля 2010 г. N 17-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
5. Моклаков А.А. О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: комментарий к новомузакону // Право и экономика. — 2005. — № 11. — С.11-15.
6. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок / И.И. Смотрицкая.- М.: Книжный дом «Либроком», 2009. — 312 с.
7. Тарабаев П.С. Особенности государственного контракта поставки товаровдля федеральных нужд как гражданско-правового договора / П.С. Тарабаев // Хозяйствои право. — 2008. — № 1. — С.4-6.
8. Король Е.А. О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд / Е.А. Король //«Советник бухгалтера социальной сферы». — 2006. — № 1. — С.13-17
9. Сокол П.В. Федеральный закон «О размещении заказов на поставкитоваров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»/ П.В. Сокол // Законодательство и экономика. — 2006. — № 5. — С.7-14
10. О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации: федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 N 19-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
11. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации:федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ (в ред. от 27.12.2009 N 365-ФЗ) [Электронныйресурс] / СПС «Консультант плюс»
12. Внедрение Общероссийского официального сайта и электронных торговыхплощадок в сети Интернет для размещения информации о заказах [Электронный ресурс]/ Интернет-портал «Субсчет. РУ». — Режим доступа: www.rcsme.ru/news. asp? sectionid=1&newsid
13. Лапшина Д.В. Комментарий к Федеральному закону «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственныхи муниципальных нужд» / Д.В. Лапшина // «Налоговый вестник: комментариик нормативным документам для бухгалтеров». — 2006. — № 2. — С.18-22
14. О Министерстве экономического развития Российской Федерации: постановлениеПравительства РФ от 05.06.2008 № 437 (в ред. от 27.02.2010 № 97) [Электронный ресурс]/ СПС «Консультант плюс»
15. О порядке проведения закрытых конкурсов на размещение заказов напоставку товаров (работ, услуг): письмо Минэкономразвития России от 26 апреля 2005№ 5713-АШ/Д07 [Электронный ресурс] / СПС «Консультант плюс»
16. Любимов А.П. Практика применения законодательства о размещении заказовдля государственных и муниципальных нужд / А.П. Любимов // Право и экономика. — 2009. — № 5. — С.14-17. Салащенко А. Размещение государственных заказов на товарныхбиржах: мертвая норма действующего законодательства или норма будущего для рынкагосзакупок? / А. Салащенко // Рынок ценных бумаг. — 2007. — № 24. — С.72-74
18. Воробьева О.М. Размещение заказа у субъектов малого предпринимательства:существующие проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] / Интернет-портал«Бюджет. РУ». — Режим доступа: bujet.ru/article/54282. php
19. Малому бизнесу нужно больше преференций при участии в госзакупках.[Электронный ресурс] / ИА «Альянс Медиа». — Режим доступа: allmedia.ru/newsitem.
asp? id=859457
20. Петров К.А. Проблемы участия малого бизнеса в государственных (муниципальных)закупках и пути их решения / К.А. Петров [Электронный ресурс]
21. Куликов А. Малышам здесь не место / А. Куликова // Бизнес-газета.- 2009. — 9 июля. — № 705 (2). — С.12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТЯГОЩЕНИЙ
Реферат Гибельное воздействие войн на окружающую среду
Реферат Геополитические идеи в русской школе геополитики
Реферат Военная политика США и цена на нефть
Реферат Обработка ошибочных ситуаций во встроенном языке системы 1С:Предприятие 7.7
Реферат Возможна ли единая европейская или мировая цивилизация
Реферат Внутрення и внешняя политика Ирана в экспертных оценках мозговых центров США
Реферат Возникновение и преодоление поликонфессиональных политических конфликтов
Реферат Гражданский мир в обществе сущность и тенденции
Реферат Генезис института многопартийности в РФ
Реферат Глобализация- миф или реальность
Реферат Value Of Honesty Essay Research Paper April
Реферат General Motors Essay Research Paper
Реферат Ефремов И.А.
Реферат Демократия теория и политическая практика