МосковскийГуманитарный Университет
Колледж
Программа социально-экономической поддержки интересовнаселения (СЭПИН)-универсальная технология развития муниципального управления
Курсовая работа по дисциплине:Cоциальное управление Выполнила:студентка группы ГМУ-301
Воронова М.В.
Научныйруководитель:
Калугина Н.П.
Москва
2006 г.
Введение
Всем хорошоизвестно, что кризисное состояние нашей экономики и в целом общества имеетмножество причин. Остановлюсь лишь на тех, которые связаны с взаимодействиемуправленческих структур. Недостаточно четкие экономические отношения субъектовФедерации с центром, а субъектов Федерации — с управлением на уровнемуниципальных образований создают помехи в решении многих проблем. От этогозависит и возможность проявления гражданской инициативы, реализации социальныхи экономических прав каждого человека.
Предстоит создать максимально благоприятные условия для свободы экономическойсамодеятельности и самоуправления на местах. Ведь именно здесь решаютсяповседневные социальные и экономические вопросы, с которыми сталкиваются жителигородов, поселков, деревень.
Актуальность данной темы прежде всего состоит в том, что, сегоднязначительная часть населения оказалась в достаточно тяжелом положении врезультате инфляции, снижения активности производственной деятельности,безработицы. Усилия же органов исполнительной власти на местах нередко восновном направлены на выплату гражданам денежных пособий, предоставлениеразличных льгот, помощь в трудоустройстве. Вопросам разработки и внедренияместных комплексных социально-экономических программ, обеспечивающих занятость,рост доходов жителей, укрепление их здоровья, повышение качества и расширениесостава услуг, не всегда уделяется достаточное внимание продолжаетсяперераспределение ресурсов и ответственности за состояниесоциально-экономического развития муниципальных образований и качество уровняжизни населения от федерального и регионального уровней власти к органамместного самоуправления. В связи с этим перед руководителями муниципальныхобразований сегодня стоит главная задача — существенным образом улучшитьматериальное и социальное положение населения, мобилизуя для этогодополнительные ресурсы и используя прогрессивные финансовые технологии,современные организационные формы работы, а для этого необходим прежде всеготакой тип управления муниципальными образованиями, который способствовал быросту их экономического потенциала. К принятию жизненно важных решений должныпривлекаться сами местные жители для этого комиссией по федеральной,межрегиональной и региональной социально-экономической политике с участиемНаучно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации, учеными испециалистами различных областей знаний была разработана быстро адаптируемая науровне муниципальных образований программа социальной и экономической поддержкиинтересов населения — Программа «СЭПИН», которая позволит существенноувеличить рост доходов малообеспеченных слоев населения, аккумулировать имобилизовать достаточный объем среде и жителей для инвестирования их в развитиеместного производства, семейного и малого предпринимательства и открыть новыерабочие места, расширить спектр социальных услуг.
Объектами исследования данной работы являются программа Социально-экономическойподдержки интересов населения (СЭПИН), а также отдельные подпрограммы–«СЭПИН-ЖИЛЬЁ» и «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ».
Цельисследования данной темы заключается в анализе собранной информации иследующих за этим выводах. Сбор и анализ литературы, нормативно-правовой базысоставили методы исследования данной работы.
Курсовая работасостоит из введения, двух глав и заключения.
Во введениераскрывается актуальность выбранной темы, указываются объекты и цели исследования.
В первой главе раскрываются основные понятия стратегического планирования и корпоратизма , какодних из важнейших составляющих современных муниципальных управленческихтехнологий.
Во второй главеприводится детальная характеристика программ социально-экономического развития.Экономический и социальный эффект от реализации данных программ .
В заключениидаются общие выводы по данной курсовой работе.
При подготовкенастоящей курсовой работы использовалась литература следующих авторов: ГапоненкоА.Л. «Стратегическое управление», Асанов В.Л. «Муниципальный менеджмент»,Сильвестеров С.Н. «Социальное партнерство», а также Федеральный закон « Об общихпринципах организации местного самоуправления (в ред.от 17.03.97 г)
Глава 1 Характеристика социально-экономическогоразвития муниципального образования (на примере программысоциально--экономической поддержки интересов населения –«Cэпин»)
1.1 Стратегия социально-экономическогоразвития муниципального образования
Рыночная экономика изменила функции муниципальныхобразований в системе народного хозяйства страны и своего региона. Властикаждого населенного пункта, помимо решения текущих задач, должны иметьпредставление и о том, что же должна представлять их территория в новойсоциально-экономической ситуации, каковы новые функции, в чем состоитпреимущество, которое поможет создать устойчивую финансовую и экономическуюбазу.
Задача состоит в том чтобы местная социокультурнаясреда не только формировалась должным образом, но и оказывала все более сильноевоздействие на принятие решений на властном уровне, а также прифункционировании бизнесс-структур .
Необходима выработка стратегии по мобилизациисобственных экономических возможностей, улучшения предпринимательского исоздания благоприятного инвестиционного климата. Такая стратегия может бытьсоздана только при вовлечении в этот процесс всех слоев местного сообщества иустановлении партнерских отношений между властью, сообществом и бизнесом.
Местные сообщества являются идеальным объектом дляоказания системного влияния на местное самоуправление в России, котороеявляется основой гражданского общества. Именно на этом уровне властьмаксимально приближена к избирателю, подотчетна ему и ориентирована на егоинтересы. На уровне местного самоуправления каждый гражданин может напрямуюпринимать участие в управлении, отстаивать свои интересы и влиять наформирование стратегии развития своего муниципального образования всоответствии со своими интересами.
Одной из основных причин неустойчивости местного самоуправленияв Росит является слабость его экономической базы. И хотя нельзя отрицатьнеобходимости урегулирования межбюдтных отношений истинным решением этойпроблемы является только укрепление собственной экономической базымуниципального образования развитие местного бизнеса и привлечение внешнихинвестиций.
Активная и последовательная политикасоциально-экономичесокго и культурного развития муниципальных образований, способствует формированию их как устойчивых саморазвивающихся систем.
Конечным результатами должны стать :
Ø Превращение муниципальных образований в локальные социокультурныеячейки открытого гражданского общества;
Ø Консолидация местных сообществ на основе принятия общей системыинтересов и целей различными группами населения.
Ø Активизация бизнес структур, выход местного бизнеса из изоляции изабвения на межрегиональный и международный рынок.
Ожидаемые эффекты:
Ø Социальный: формирование системы социального партнерства междусообществом, властью и бизнесом на основе консолидации местных сообществ малыхгородов
Ø Экономический: привлечение в экономику внешних и внутренних инвестиций.
Ø Политический: укрепление института местного самоуправления как основыоткрытого гражданского общества.
Ø Организационно-управленческий: формирование нового образа местнойвласти и эффективного способа её взаимодействия с сообществом.
Выработка стратегии муниципального развития,основанной на интересах местного сообщества, будет способствовать:
Ø Активизации потенциала, заложенного в местном сообществе, для решенияего насущных проблем.
Ø Нахождению места территории в системе разделения труда, нахождение его«рыночной ниши»
Ø Формированию долгосрочной, прозрачной для общественного контроляпрограммы действий местной власти.
Ø Определению приоритетов экономического развития и гарантий поддержкиинвестиций (внешних и внутренних ) в местные предприятия, работающие в этихобластях.
В качестве вывода по результатам формированиястратегии региональной экономической политики можно поддержать мнение рядароссийских экономистов, заключающееся в том, что «суверенитет регионов,рассматриваемый с позиции эффективности производства качества жизни, состоит втом, чтобы региональная ассоциация свободных людей могла направить свойпотенциал на реализацию экономической, социальной, культурной программразвития»[1]
1.2 Стратегическое планирование–центральное звено стратегического управления
Термин «планирование» в управленческом контекстеозначает создание разработку замысла некоторой деятельности, работы наопределённый период с указанием целей, содержания, объема, последовательности исроков, а часто и методов выполнения.
Планирование как функция управления состоит в выборенаилучшей альтернативы текущего или перспективного развития объектауправления, его возможностям (ресурсам) и быть рассчитана на определенный периодвремени, а также определять основных лиц, ответственных за выполнение плана.
Эффективная деятельность любого хозяйствующегосубъекта, коммерческой и некоммерческой организации, государства и всех егоструктур невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на нихбизнес-планов и программ, а на уровне государства, его субъектов и исполнительныхорганов без концепции социально-экономического развития, без долгосрочных икраткосрочных планов и программ
Стратегическое планирование- ключевая, определяющаяфункция управления, состоящая в предопределении будущего, построении активногообраза, модели желаемого и намечаемого будущего состояния экономики приодновременном установлении путей, способов, средств и сроков достижения этогосостояния, конечных рубежей планируемых действий посредством разработкистратегических решений (в форме прогнозов, проектов программ планов) вдолгосрочной перспективе.1
Содержанием стратегического планирования являютсяего процедуры[2]:прогнозирование программирование, проектирование развития национальнойэкономики[3]
Роль стратегического планирования в жизни обществаопределяется положением, которое оно занимает в системе управления. Это естьэлемент функции управления-планирования, занимающей одно из центральных мест впринятии управленческих решений, представляющей сбой предопределение будущего, построения модели будущего состояния экономики при одновременном установлениипутей, способов, средств и сроков достижения этого состояния, конечных рубежейпланируемых действий посредством разработки стратегических решений в формепрогнозов, проектов программ и планов в долгосрочной перспективе.
Планированиевсегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого.
Стратегическоепланирование представляет собой набор действий и решений, предпринятыхруководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегиипредназначены помочь организациям достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу дляуправления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мереобеспечить нововведения и изменения в организации предприятия. Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процессастратегического планирования:
Øраспределение ресурсов, восновном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологическийопыт;
Øадаптация к внешней среде (вседействия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ееокружением. Здесь необходимо выявить возможные варианты и обеспечитьэффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Такаядеятельность может проходить по линии совершенствования производственныхсистем, взаимодействия с правительством и обществом в целом и т.д.);
Øвнутренняя координация(координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабыхсторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
Øосознание организационныхстратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегическихошибках, т.е. способность учиться на опыте).
Сам процесс планирования проходит четыре этапа:
Ø разработка общихцелей;
Ø определениеконкретных, детализированных целей на заданный, сравнительно короткий периодвремени (2,5,10 лет);
Ø определение путейи средств их достижения;
Ø контроль задостижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей сфактическими.
Формыстратегического планирования многообразны. Их многообразие обусловленомногоуровностью и многоаспектностью проблем, которые решаются в процессеуправления экономического развития общества.В связи с нарастанием динамизмаэкономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрымизменениям конъюнктуры на рынках, необходимостью обеспечения стабильногоразвития в долгосрочной перспективе все больше возрастает роль стратегическогопланирования на макро уровне социально-экономичесой системы. Разрабатываемые встране на всех уровнях национальной экономики прогнозы, программы, проекты,планы являются важнейшими инструментами реализации политики соответствующихсубъектов управления. Именно они позволяют организовать четкую, продуманную, всесторонне обоснованную политику.
Стратегияорганизации- это комплекс принципов деятельности организации и её отношений свнешней и внутренней средой, перспективных целей организации, а такжесоответствующих решений по выбору инструментов достижения этих целей (сопределенным запасными вариантами) и ориентации деловой активности организации.это одновременно перспектива развития и образец, модель реагирования наизменения внешней среды, в которой действует данная организация. Стратегияпроявляется в конкурентной позиции, структуре организации, её системеценностей, в особенностях мотивации и контроля персонала.
Термин «стратегическое управление « и стратегическое планирование» широко вошли впрактику западного менеджмента в 60-е годы 20 века.При этом период увлеченияметодами стратегического планирования в 60-е и 70-е годы сменился некоторымохлаждением, за которым последовало возрождение методов и подходовстратегического управления и планирования в 90-е годы прошлого столетия. Последняятенденция продолжается и в наши дни.
Для отечественной практики методы стратегического управления настолько новы,насколько и хороши знакомы, — всё зависит от подхода. С одной стороны, пятилетние планы, долгосрочное планирование в экономике прочно вошли в активхозяйственной практике прошлого. В то же время современные методыстратегического планирования, адекватные рыночные условиям и применяемые вбыстро меняющейся внешней среде, в меньшей степени были известны хозяйственнымруководителям советских предприятий.В 90-е годы 20 столетия и в первые годы 21века в отечественной практике наблюдается бурное распространение методов итехнологий стратегического управления в целом и стратегического планирования вчастности.
1.3 Общая характеристика стратегическогопланирования развития города и региона
Современнойтеорией и практикой выработан ряд общих положений разработки стратегии местногоэкономического развития, соблюдение которых объективно увеличивает возможностиуспеха. Среди них- методы и процедуры стратегического планирования.Стратегическое планирование социально-экономического развития города и региона–это систематический процесс, с помощью которого местные сообщества формируюткартину своего будущего и определяют этапы его достижения, исходя из местныхресурсов. Оно включает в себя:
Øсогласование групповых интересоввнутри сообщества;
Øинвентаризацию реальных ресурсов, ограничений и благоприятных факторов;
Øопределение реально осуществимыхзадач и целей;
Øформирование программ и планов действий.
В городах ирегионах стратегия процесса экономического развития разрабатывается, планируется и реализуется совместными усилиями органов местной власти, представителей частного бизнеса и государственных предприятий, общественныхорганизаций и органов территориального общественного самоуправления.
Стратегическийплан-документ, играющий важную роль в развитии города или региона. Онконцентрируется на перспективах региона(города)и в каждой сфере должен выявлятьглавные, ключевые факторы. Он не отменяет и не заменяет другие виды планов. Онне является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных,приоритетных для региона(города) областях.
Стратегическийплан не является чисто административным документом. Это скорее договоробщественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия иобщественной организации принимают на себя определенные обязательства. Онразрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие региона(города), с учетом интересов и при участии населения. План адресован всемуместному сообществу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу ибизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.
Отсутствиеобщественно одобренной и принятой властями стратегии развития региона (города)снижает качество управления, наносит ущерб внешнему и внутреннему имиджурегиона(города) и его администрации.
Каждый город ирегион, сталкиваясь со своими собственными проблемами, решает их по- своему.Однако, общие подходы и способы решения оказываются схожими между собой.
Главный вопрос,на который отвечает стратегический план регионального развития сегодня: какповысит уровень благосостояния жителей и заложить прочные основы для егодальнейшего повышения в будущем.
Центральныммоментом всех преобразований в регионе или городе должно быть создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, высокий уровень и качество жизни. Всвязи с этим исходным пунктом любого стратегического плана должна быть оценкареального положения человека во всех аспектах его деятельности, степень егосоответствия современным тенденциям развития в мире и соотнесение споставленными целями. Но уровень жизни населения региона или города в конечномсчете определяется уровнем и эффективностью производства в регионе. Поэтому, впервую, планируется именно экономическое развитие.Ключевыми вопросамиэкономического развития региона и города являются:
Øпривлечение в регион новыхпроизводств;
Øобновление структурыпроизводства;
Øразвитие имеющихся производстви, прежде всего развитие инфраструктуры жизнеобеспечения и жизнедеятельностинаселения;
Øсоздание новыхвысокооплачиваемых рабочих мест.
Планыстратегического развития региона(города) могу принимать форму программсоциально-экономического развития. Такие программы составляются по основнымсферам деятельности человека с учетом разумных соотношений государственногорегулирования и рыночных отношений .
При составлениипрограмм развития регионов необходимо ориентироваться на следующие принципы:
ØПереориентация деятельности всехструктур на развитие человека и создание условий достойной жизни, повышениеуровня и качества жизни, изменение её к лучшему.Выбор критериев и показателейразвития человека, создание условий достойной жизни, повышение ее уровня икачества
ØПостановка целей и задач, которые необходимо решить, чтобы обеспечить достижение цели. Выбор основныхнаправлений и ориентиров движения в процессе достижения цели.
ØВыявление ресурсов для решенияпоставленных задач и достижения цели.
ØПроведение многовариантныхрасчетов и выборов приоритетов в зависимости от масштабов затрат, достигаемыхрезультатов, времени на достижение цели, возможностей использования факторовповышения эффективности.
ØЗаключение договоров иконтрактов на ближайшую и более отдаленную перспективу со всеми предполагаемымиучастниками их реализации.
ØПрименение эффективных методовуправления(маркетинг, стратегическое планирование, программно-целевой, сетевойграфик, синхронизация, мониторинг, управление по результатам.)
Новый подход кэкономическому развитию региона состоит в том, что оно становится заботой нетолько специалистов и экспертов, но и политиков, управленцев, бизнесменов,всего населения. Планирование экономического развития региона- это непрерывныйпроцесс, задающий рамки для любых, в том числе тактических, текущих решений.Наличие долгосрочного плана экономического развития позволяет осуществлятьтекущие решения на обоснованной и проработанной базе. Сам процессстратегического планирования в качестве результата имеет отнюдь не план, а самоэкономическое развитие региона, которое, в свою очередь, является результатомконкретных управленческих действий, предпринятых в рамках стратегическогоплана.
В качествепримеров планов можно привести планы, разработанные в 1999 году администрациямигородов Нижний Новгород, Саратов и Ярославль. Эти планы были разработаны сучастием Фонда «Институт экономики города»1.Каждый из этих плановиндивидуален.Их объединяет то, что для их реализации практически непотребуется дополнительных бюджетных ресурсов. Напротив- они направлены насоздание условий для привлечение дополнительных ресурсов экономическогоразвития и более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Освоениестратегического планирования как одной из важнейших составляющих современныхмуниципальных управленческих технологий невозможно без серьезного измененияпринципов и приоритетов в организации деятельности органов местногосамоуправления, безусловно, стратегическое планирование не может появится какразновидность управленческой работы только за счет создания специализированногоподразделения в составе местной администрации. Эта деятельность требуетраспределения функций стратегического планирования между представительным иисполнительными органами, а также вовлечения в неё различных профессиональныхсообществ
1.4 Корпоратизм
Слово«корпорация» латинского происхождения (corporatio — объединение,сообщество). В литературе термин «корпорация» до сих порупотребляется преимущественно в значении «экономическая форма организациипроизводства», то есть такой вид взаимодействия между людьми, которыйимеет акционерные начала и при котором капитал образуется путем продажи акций.Корпоратизм основан на принципах совладения корпоративной собственностью,подлинного самоуправления, на договорных отношениях между различными уровнямивласти, на возрождении духовности и культуры в каждом местном сообществе.
Корпоратизмсегодня понимается нами как способ организации общественной жизни, при котором«пирамида общественной жизни»1 принимает наконец устойчивое положение:не только центр
инициирует развитие, но сами местные сообщества, социальные организации,хозяйствующие субъекты, люди, проживающие на территориях, активно включаются вобщественную жизнь. Став совладельцами собственности, акционерами, они самисоздают властные структуры на территориях, финансируют науку, культуру,образование, сами решают местные проблемы, под свою ответственность,располагая необходимыми полномочиями и ресурсами.
Идейные истокикорпоратизма уходят в глубь мировой хозяйственной жизни. Элементы корпоратизмаизвестны с момента появления
человеческого общества, когда в процессе совместной деятельности люди вступалив отношения совладения собственностью, объединяли усилия в решении общих задач,согласовывали интересы и т. д. Неумолимая
логика исторического развития такова: усложнение хозяйственной и социальнойжизни объективно требует объединения и координации усилий всех членов общества.В разные исторические периоды формы
объединения люден выглядели по-разному. В современных условиях наиболееэффективной формой взаимодействия, интеграции и координации усилий являетсякорпоратизма. Во многих странах мира
корпоративные формы организации как хозяйственной, так и социальной жизни сталиведущими. Именно на принципах корпоратизма «разрабатывались иреализовывались „прорывные“ проекты выведения из
разрухи и кризиса Германии, Японии, Южной Кореи и др.
Интересно, чтокорпоративный путь развития открыла Россия. Издревле Россия развивалась накорпоративных началах: совладение собственностью, союз местных сообществ,трудовая демократия и
местное самоуправление.
В странахЗападной Европы к началу XX века сложилась модель общественного развития,которую условно можно было назвать частной или индивидуалистической. Она былаоснована в
большей мере на индивидуальном проявлении жизненных сил и интересов (каждый самза себя), поскольку складывалась в условиях крайнего дефицита экономическихресурсов, значительного перенаселения и
соответствующего типа культуры.
Система хозяйствования, существовавшая в начале XX века в России, резкоотличалась от западноевропейской. Огромные территории и природные богатства,многообразие климатических зон, этносов и
народностей, там проживающих, стали важными предпосылками для иного типаорганизации хозяйственной жизни, экономической самостоятельности территорий,формирования национального характера и развития местного самоуправления. Именноэто лежит в основе корпоративного метода хозяйствования. Деятельность артелей вгородах и общин на селе, вплоть до революции, является примером применениякорпоративного метода хозяйствования. Однако Россия в отличие от других невоспользовалась собственным опытом и продолжает бездумный поиск»заемных" идей и опыта.
Главноепреимущество корпоративного метода хозяйствования перед капиталистическим исоциалистическим состоит в том, что богатства одних не создаются за счетдругих. Социальная политика в условиях корпоратизма формируется прежде всего засчет того, что каждый гражданин становится совладельцем собственности: банка,страховой компании, негосударственного пенсионного фонда, то есть материально-финансовыхсредств, социальных институтов, способных обеспечить ему современное качествожизни. В этих условиях невозможно злоупотребление собственностью, имуществом,деньгами, капиталом, так как собственность становится объектом социальногорегулирования. Это создает такие стимулы для творческого труда каждого, которыеспособны обеспечить высокую производительность труда, отличное качество инадежность изготовленной продукции.
Корпоративныйметод хозяйствования характеризуется сбалансированным взаимодействием органовцентральной власти и органов местного самоуправления, рациональнымраспределением ресурсов, в том числе финансовых, распоряжением и пользованиемсобственностью, в том числе муниципальной, на основе согласия и договора. Посуществу, корпоративный метод хозяйствования создает благоприятные предпосылкидля возникновения собственников — совладельцев природных ресурсов и совместногокапитала. Только при таком хозяйствовании общество в целом и каждый гражданин вотдельности получат дивиденды от коммерческого использования природныхресурсов. Только при таком хозяйствовании
возможно рациональное, правильное использование материальных средств, в томчисле финансовых. Часть из них идет на личное потребление, обеспечиваяматериальную основу прав человека, его экономическую,
политическую и духовную независимость, остальные средства направляются в фондыразвития и социального обеспечения. Как показывает мировой опыт, этомагистральный путь выхода их экономического кризиса, он позволяет
сделать большинство граждан хозяевами средств производства, субъектами рынкаили создать для этого соответствующие условия.
Сегодня в Россиинаселение отстранено от реального владения собственностью и результатами своеготруда1. Осуществлен быстрый переделсобственности в пользу небольшой группы лиц. Это бесперспективный путьэкономического развития и важнейшее обстоятельство, определяющее углублениеэкономического кризиса в России.
Реализация целей(духовных, нравственных, социальных,политических) по корпоративному пути развития российского общества начинаетсяс оздоровления экономики и, главное, с работы механизмов, повышающих качествожизни граждан, их благосостояние. Приоритетной целью является укреплениездоровья людей (физического и нравственного), создание таких условий, когдапродолжительность жизни растет и достигает мировых показателей — 80-85 лет, азаболеваемость постоянно снижается. Целями корпоративного пути развитияявляются: высокие доходы населения (когда семья расходует на питание из своегобюджета менее 10 процентов), постоянное улучшение сервиса и комфорта,саморазвитие и творческое самосовершенствование личности (высшая цель),открытие перспектив для самореализации подрастающего поколения; обеспечениевысокого уровня жизни как работающим гражданам, так и престарелым, инвалидам,
а также многодетным семьям.
1.5 Зарубежныйопыт
Опытнаиболее развитых стран мира, в которых реализуется идея антикризисногоразвития общества, показывает, что для экономики наиболее эффективнымиисточниками инвестиций являются денежные средства
населения. Реализация долгосрочных и краткосрочных проектов в этих странах осуществляетсяне на заемные средства, как зачастую представляется, а за счет использованиячасти реальных доходов населения, так называемого отложенного личногопотребления. Именно эти средства являются основным ресурсом развития местногопроизводства.
В США, Германии, Франции, Швейцарии и других странах накоплен такой объемсредств, который является достаточным для финансирования региональных проектови развития местной инфраструктуры. Например,
в негосударственном пенсионном фонде США аккумулировано более 2 трлн. Долларов1
Глава2 Характеристика программы Социально -экономической поддержки интересовнаселения -«СЭПИН»
2.1Основная идея и участники программы «СЭПИН»
Основная идея программызаключается в том, что программа «СЭПИН» основывается на идеесоздания по месту жительства граждан Российской Федерации и с их участием (тоесть с привлечением средств населения) специальной сети корпоративныхфинансовых институтов и коммерческих организаций, которые, с одной стороны,являясь собственностью населения, будут пользоваться его высоким доверием, сдругой стороны, создадут надежную систему, гарантирующую социальную, правовую иэкономическую защиту интересов граждан. Концепция Программы формировалась наоснове анализа статистических данных, результатов социологических исследованийположения граждан России с учетом приоритетности проблем малоимущих и наиболеесоциально уязвимых слоев населения и общества в целом. В соответствии с концепциейразрабатывается территориальная Программа «СЭПИН», целью которойявляется практическая реализация на местах основных принципов личнойбезопасности и безопасности развития общества, а также определение способасохранения хозяйственно-территориальной целостности регионов и изменениякачества жизни населения, стабилизации и развития экономики района или города.
В реализациитерриториальной Программы «СЭПИН» (конкретного города, района) могутучаствовать :
— работники предприятий, организаций и учреждений;
— руководители финансовых институтов, предприятий и коммерческих структур
различных форм собственности;
— пенсионеры, домохозяйки, молодежь и другие категории населения;
— органы местного самоуправления;
— Фонд «СЭПИН» и его уполномоченные структуры;
— ученые и специалисты различных отраслей знаний.
Взаимоотношения между участниками территориальной Программы «СЭПИН»строятся на договорных
принципах, учитывающих и балансирующих все многообразие интересов каждогочеловека и сообщества в
целом. Предпочтительнее договариваться, нежели конфликтовать. В этом случаестороны являются
инициаторами интегрального эффекта, который изначально превышаетрезультативность каждой из сторон, потому что получен на основе достижениянового качества. Акцентом этих взаимоотношений являются
равные права на владение собственностью вновь создаваемых финансовыхинститутов, так называемое равновладение (равное владение).
Программа СЭПИНпозволяет перейти от административных методов управления ксоциально-экономическим, укрепить влияние и позиции руководства среди широкихслоев населения, сделать население своим сторонником за счет улучшения качестважизни каждого человека, что выражается в росте доходов семей и укрепленииздоровья граждан, доступности для них многих товаров, социальных услуг.Программа дает возможность реализовать установку населения на создание условий,обеспечивающих достойную жизнь в данном городе или районе для каждого человека,в зависимости от его творческих возможностей и профессионализма.
2.2Ресурсное обеспечение программы «СЭПИН»
РесурсыПрограммы «СЭПИН»: финансовые, материально-технические, природные,правовые, кадровые, организационные, научные, информационные, культурные.
Самыми эффективными по результативности и скорости освоения являются финансовыересурсы. Поэтому в Программе делается акцент на аккумулировании денежныхсредств населения и использовании всех имеющихся резервов и возможностей поактивизации финансовых ресурсов муниципального образования (подробнее об этомсм. ответ на вопрос об источниках финансирования). Кроме финансовых, существуетцелый ряд ресурсов, без которых немыслимо развитие современного общества.Материально-технические ресурсы в значительной степени определяют развитиемуниципального образования. В этом смысле наиболее существенными ресурсамиявляются объекты собственности муниципального образования. Полномочия, которыминаделены хозяйствующие субъекты и органы местного самоуправления, составляютправовые ресурсы Программы. Например, без права взимания земельного налога такоеприродное богатство, как земля, в качестве ресурса рассматриваться не может.Кадровый потенциал муниципального образования предполагает наличие у работниковопределенных знаний, навыков, опыта работы, а также наличие технологий, безкоторых невозможно реализовать возможности и освоить имеющиесяматериально-технические, финансовые, научные, природные и другие ресурсы.Традиции, обычаи, культурные ценности, духовный и образовательный уровеньнаселения являются совокупными культурными ресурсами муниципальногообразования, они влияют на направление и темпы реформированиясоциально-экономического уклада жизни населения в целом и отдельных граждан.Определяющими ресурсами, влияющими на результативность реализации Программы«СЭПИН», являются наука и информация. Научное обеспечение,привлечение инновационных технологий, сопровождение деятельности и обучениеорганизаторов, менеджеров, специалистов-исполнителей осуществляются на всехстадиях и этапах реализации Программы. Создание информационных систем,обслуживающих деятельность управленческих структур, повышает надежность,контроль и оперативность обратной связи при решении вопросов об оценке ирегулировании процессов социально-экономического развития муниципальногообразования.
Существеннымиявляются организационные ресурсы, от которых зависит последовательность,эффективность и целенаправленность действий по реализации Программы«СЭПИН». Таким образом, ресурсная база, необходимая для реализацииПрограммы «СЭПИН», несмотря на свое многообразие, является единым комплексомфакторов, определяющим успех и достижение социально значимых результатов длякаждого человека и каждой семьи конкретного города, района.
2.3 Источники финансирования программы «СЭПИН»
Основнымисточником финансирования Программы «СЭПИН» являются средстванаселения.
Другими источниками могут быть: средства участников;
-средства, полученные за счет «перекрытия» оттока денежной массы изрегиона;
-инвестиции;
-заемные средства;
-средства, полученные путем оптимизации потерь на различных стадиях производственногоцикла;
-средства, полученные в виде грандов, целевых программ, спонсорских взносов;
-прибыль от деятельности созданных населением собственных финансовых институтов(страховых компаний, торговых и сервисных домов, банков и т. д.);
-создаваемые новые стоимости (блага);
-средства от продажи облигаций, доходы от лотерей, аукционов и т. д.
Работа пореализации Программы «СЭПИН» в муниципальном образовании начинается сформирования команды и проведения с ее потенциальными участникамипрезентационного совещания-семинара на тему «Программа социальной иэкономической поддержки интересов населения города (района)» применительнок конкретному муниципальному образованию
Презентационноесовещание-семинар заканчивается принятием решения о целесообразности внедренияв конкретном муниципальном образовании Программы «СЭПИН», а такжезаключением генерального соглашения сотрудничестве и совместной деятельностимежду органами местного самоуправления и Фондом «СЭПИН», в которомОпределяются предмет совместной деятельности, источники финансирования,последовательность ближайших шагов и ориентировочные сроки.
Первымшагом после заключения генерального соглашения является созданиетерриториального фонда «СЭПИН» (конкретного муниципальногообразования) — некоммерческой организации, главными целями деятельности которойявляются увеличение доходов, повышение качества жизни населения. Эти целиконкретизируются при подготовки устава территориального Фонда «СЭПИН»и разработке территориальной программы «СЭПИН»
Финансовоеобеспечение Программы предусматривает самоокупаемость и самофинансирование. Этообеспечивается новыми технологическими подходами, использованием современныхорганизационных схем и методов управления, которые разработчики программыпередают команде исполнителей и которым участники команды обучаются в ходепостоянно действующих рабочих семинаров и управленческого консультирования
Аккумулированиеи мобилизация денежных средств населения финансовыми институтами,собственниками которых оно и является (на принципе совместного равновладения),позволяет инвестировать эти средства в развитие местного производства.Полученная корпоративная прибыль направляется на решениесоциально-экономических проблем муниципальных образований.
2.4Экономический и социальный эффект от реализации программы «СЭПИН»
Врезультате реализации Программы „СЭПИН“:
1. Администрация города (района) получает дополнительные внебюджетные средства,социально-экономические рычаги управления, с помощью которых можно улучшитьсоциально-политический климат,
ослабить социальное напряжение.
2. Местные финансовые инфраструктуры создают условия, предотвращающиенеобоснованный отток денег
из города (района), способствуют их аккумуляции для осуществления быстроокупаемых или социально значимых проектов.
3. Происходит развитие местного производства, и обеспечивается профилактикабанкротства предприятий.
Восстанавливаются трудовые ресурсы, создаются дополнительные рабочие места.Таким образом решается вопрос занятости населения.
4. Повышается качество жизни каждого человека, восстанавливается здоровьенаселения, снижается заболеваемость.
5. Удается получить интегральный эффект в деле социальной и экономическойподдержки населения, что не
может быть достигнуто усилиями только местной администрации, отдельного предприятия,банка или страховой компании, а возможно только при участии всего населения.
6. Повышается уровень образования населения, появляется умение получать выгоды,работая с собственными финансовыми структурами.
7. Действие отрицательных факторов смягчается за счет повышения доходовнаселения — благосостояние людей растет, а число лиц, отнесенных к категориибедных, уменьшается.
8. Одновременно решаются две задачи: социальная и экономическая поддержкаинтересов населения, политическая и социальная поддёржка населением инициативглавы администрации города (района).
9. Каждый город (район) может подсчитать эффективность используемого методауправления (метода хозяйствования), способа решения социально-экономическихпроблем по формуле: К эфф. — R: С ох 100%, где К эфф. — коэффициентэффективности; R — сумма результатов состояния уровня жизни населения; С — желаемое состояние уровня жизни населения.
2.5 Муниципальная программа «СЭПИН-ЖИЛЬЁ»
Общероссийской Программой СЭПИН1предусмотрено реализация отдельных подпрограмм, которые являютсясамостоятельными проектами: муниципальная программа «СЭПИН-Жильё»2,муниципальная программа «СЭПИН-Здоровье», «СЭПИН-Муниципальный менеджмент»,муниципальная программа «СЭПИН-Инкорпоративная собственность», муниципальная программа «СЭПИН-Кредитнаяпотребительская кооперация» и др.
Целью проекта «СЭПИН-ЖИЛЬЁ» являетсяпредоставление трудоспособному населению расширенных возможностей улучшенияжилищных условий и приобретения жилья в собственность на доступных условиях.Проект будет учитывать местные финансово-экономические возможности, традиции иособенности муниципального образования, наличие имеющейся инфраструктуры, атакже будет открыт, прозрачен и понятен для всех его участников и будет находится под контролем администрации.Проект основан на:
Ø Использовании комплексного привлечения различных по стоимостивозвратных целевых источников финансирования строительства и реализации жилья;
Ø Объединении реально работающих хозяйственно-правовых, экономических,и кредитно -финансовых механизмов в систему, обеспечивающих непрерывноеразвитие строительства и реализации жилья по гибким ипотечным схемам.
Внедрение проекта позволит:
Ø активизировать использование сбережений населения и инвестиционныхресурсов коммерческих структур;
Ø привлечь в стройкомплекс муниципального образования оборотные средства,необходимые для его устойчивого развития;
Ø повысить эффективность использования имеющихся строительных мощностей,увеличить объемы строительства и реализации жилья;
Ø вовлечь в хозяйственный оборот реконструируемые жилые объекты иобъекты, незавершенные строительством;
Ø повысить качество жизни граждан путем обеспечения их комфортным жильем:
Ø обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
Ø расширить возможности для удовлетворения потребности населения всоциальном жилье за счет использования жилых помещений, высвобождаемыхучастниками проекта при улучшении ими своих жилищных условий;
Ø закрепить на производстве квалифицированные кадры, семьи молодых специалистови др. категорий работников путем оказания им адресной помощи в улучшениижилищных условий;
Ø повысить занятость и социальную стабильность в обществе;
Øоздоровить экономику исоциальную сферу муниципального образования 1 рубль займа (кредита) привлекает3-5 рублей инвестиций;
Ø получить подготовленных менеджеров ипотечных программ.
Привыполнении работ будет использоваться следующая нормативно-правовая база:
Ø государственные, федеральные, региональные и целевые программы,направленные на решение проблем в жилищной сфере, реализуемые в области имуниципальном образовании;
Ø нормативно-правовые акты и документы, принятые Администрацией областипо поддержке инвестиционной деятельности, развитию жилищного строительства иобеспечению населения жильем;
Ø статистическая и другая информация о состоянии муниципального рынкажилья, потребности населения в жилье, развитии жилищного строительства идействующих в области схем реализации жилья;
Ø нормативно-законодательная база РФ по вопросам жилищного строительства,приобретения жилья, ипотечного кредитования, создания кредитных потребительскихкооперативов граждан и другие информационно-аналитические материалы,касающиеся жилищных проблем;
Ø опыт и знания специалистов органов местного самоуправления, которыебудут участвовать в разработке необходимых для муниципального образованиядокументов и создании механизмов их реализации.
Выполнение работв полном объеме по муниципальной программе СЭПИН-Жильё позволяет получить:
1. Концепцию муниципальной жилищной политикии Программу развития строительства и реализации жилья с использованиемдолгосрочного ипотечного кредитования.
2. Пакет нормативно-правовых иорганизационно-распорядительных документов, необходимых для реализацииПрограммы.
3. Комплексный план мероприятий пореализации Программы.
4. Образовательные программы дляспециалистов и уполномоченных структур, участвующих в реализации Программы.
5. Подготовленных квалифицированныхспециалистов (менеджеров ипотечных программ) для реализации Программы.
6. Систему интенсификации жилищногостроительства в муниципальном образовании, основанную на применениидолгосрочного ипотечного кредитования населения для приобретения илистроительства жилья под залог недвижимого имущества (ипотеку).
7. Изменение структуры имеющегосяжилищного фонда и строительства нового жилья по формам собственности, типамзданий, технологиям их возведения, источникам финансирования (ресурсногообеспечения), потребительским качествам жилых помещений.
8. Образование муниципального рынкажилья и обеспечивающей его инфраструктуры за счет вовлечения в оборот жилыхпомещений повторного заселения, освобождаемых участниками Программы приулучшении ими жилищных условий.
9. Вовлечение в оборотреконструируемых жилых объектов и объектов, незавершенных строительством.
10. Привлечение инвесторов, в т.ч.со связанными кредитами на строительные работы, поставку стройматериалов иновых технологий, используемых с целью удешевления строительства и ускоренияформирования первичного рынка ипотечных кредитов (займов).
11. Уменьшение размеров бюджетногофинансирования строительства жилья за счет привлечения к этому процессу вкачестве соинвесторов граждан, желающих улучшить свои жилищные условия.
12. Сокращение количества семей,состоящих в очереди на получение жилья, за счет привлечения в Программусобственных средств платежеспособных семей, желающих улучшить комфортностьсвоих жилищных условий, и оказание им долгосрочной кредитной поддержки.
13. Уменьшение социальнойнапряженности у значительной части нуждающихся в жилье по мере реализацииположений Программы и вовлечения в состав ее участников большего количестважителей муниципального образования.
С принятиемФедерального закона “Об ипотеке (залоге недвижимости), являющегося наряду с 3“Залог” главы № 23 “Обеспечение исполнения обязательств” ГК РФ основнымисточником ипотечного права, создались стимулирующие законодательныепредпосылки по началу формирования в муниципальном образовании ипотечногорынка, по переводу проводимых на нем операций в практическую плоскость вмасштабах, определяемых потребностью населения. В настоящее время ипотечныеотношения в муниципальных образованиях не используются из-за отсутствияразработанных применительно к местной специфике программных решений, моделей исхем комплексного привлечения собственных и заемных средств населения вкачестве целевых источников для приобретения или строительства жилья сэффективной организацией его параллельного финансирования и реинвестирования.Необходимость устранения отставания в проведении обоснованного реформированиямуниципальной жилищной политики определяет актуальность и цель муниципальнойпрограмм «СЭПИН-Жильё».
2.6 Муниципальная программа «СЭПИН-ЗДОРОВЬЕ»
Программа«СЭПИН-Здоровье», реализуемая в комплексе с другими проектами Муниципальнойпрограммы «СЭПИН» позволяет:
Ø -подготовить муниципальных менеджеров здоровья, организаторов работы помониторингу и повышения резервов физического здоровья населения;
Øповысить квалификацию специалистов (учителей и методистов пофизической культуре, тренеров по видам спорта, медицинских работников,социологов, психологов), и обучить их работе по высокимфизкультурно-оздоровительным технология;
Øполучить на безвозмездной основе по лицензионному договору неисключительного (или исключительного) права распоряжаться и использованиятехнологий: тестирования состояния физического здоровья человека, оценкиуровня развития резервных возможностей организма человека и др.;
Ø создать межмуниципальный Центр «Мониторинга и повышения резервовфизического здоровья» и сформировать, исходя из имеющихся возможностей, на базеВУЗов, врачебно-физкультурных диспансеров, спортивных школ, спортивныхкомплексов или общеобразовательных и специальных учебных заведений группмониторинга, укомплектовать их штатным оборудованием и программными продуктами( 1 группа в составе 6-8 человек с фондом оплаты труда 400 тыс.руб., затраты наоборудование – 100 тыс.руб., охватывает не менее 5000 человек);
Ø внедрить систему эффективного контроля за физическим здоровьем иработоспособностью детей, подростков, молодежи, взрослого населения,основанную на рейтинговом анализе;
Ø организовать проведение постоянно действующего «Муниципального КонкурсаЗдоровья» среди населения различных возрастных групп, коллективов учебныхзаведений, фирм, организаций и предприятий всех организационно-правовой формысобственности для выявления: сильнейших школьников — «Самый здоровый выпускникшколы года», «Самый здоровый учащийся в школе, в классе, среди школ» и т.д.;лучших классов, школ, коллективов – «Самый здоровый класс», «Самая здороваяшкола», «Самая здоровая семья города/района», «Самое здоровое предприятиегорда/района» и др.;
Øпровести «физкультурныйспортивно-оздоровительный всеобуч» населения (через индивидуальноетестирование, формирование знания о своем физическом здоровье и уменияразработать и реализовать индивидуальную программу тренинга-достижения высокогоуровня резервных возможностей организма);
Øповысить уровень физическогоздоровья участников программы на 20-80% с достижением средней величины не менее4,1 (по 6-ти бальной оценки) и сократить заболеваемость на 20 — 50 % посравнению с исходными статистическими показателями за период предшествующейнепосредственной реализации муниципальной программы СЭПИН-Здоровье;
Ø создать систему социальной, экономической, экологической, и правовойзащиты интересов населения муниципальных образований;
Ø увеличить объем социальной поддержки населению в части укрепленияздоровья без роста бюджетных затрат;
Ø -оценить полезность реализуемых в городе/районе федеральных,региональных, территориальных, ведомственных и фирменныхфизкультурно-оздоровительных программ;
Ø -организовать обеспечение продуктами питания по льготным исоциально-низким ценам для наиболее уязвимых слоев населения;
Ø выявить и отобрать талантливых детей для зачисления в детскиеспортивные школы по олимпийским видам спорта;
Ø ослабить действия причин вызывающих наркоманию, курение, потреблениеалкоголя и другие вредные привычки в молодежной среде;
Ø повысить политическую активность населения в защите своих экономическихи социальных интересов при проведении в муниципальном образовании выборов вовсе уровни и ветви власти.
Каждый участник программы получает:
Ø компьютерный профиль физического здоровья. Он содержит:
а). Индивидуальный Индекс физического здоровья (по6-ти бальной шкале) и оценку отдельных систем организма.
б). Показатели необходимого психофизическогосостояния для своего возраста пола, веса и роста, разработанные экспертамиВсемирной организацией здравоохранения, которые можно сравнить с Вашимипоказателями.
в). Оценку жизненно-важных физиологических системсвоего организма: резервов сердечно-сосудистой и дыхательных систем; общуюработоспособность; состояние нервно-мышечной системы и позвоночника; морфологиютела и др.
г). Рекомендации по индивидуальному двигательномурежиму;
Ø рекомендации по индивидуальной программе тренинга-развития резервныхвозможностей и повышения работоспособности на основе компьютерного своего«профиля физического здоровья»;
Øзнания и умения анализировать свое психофизическое состояние иразрабатывать индивидуальную программу тренинга-развития резервных возможностейорганизма и повышения работоспособности и т.д;
Ø изменение качества жизни в части повышение уровня физического здоровья,развития резервных возможностей организма и улучшения своей работоспособностина 20 – 80% от исходного состояния;
Øустранение недостатков физического здоровья и факторов риска;
Ø увеличение доходов путем экономии бюджета семьи на оплате дорогостоящихлечебных мероприятий и медикаментозных препаратов;
Ø знания пути к здоровью и благополучию (богатству).
Реальность достижения целей Муниципальной программы«СЭПИН-Здоровье» обеспечивается :
Øзаинтересованностью самого человека быть физически здоровым, а незаниматься лечением своих заболеваний;
Ø заинтересованностью местных сообществ в работе по укреплениюфизического здоровья человека, продлении его жизни без заболеваний и творческомдолголетии;
Ø эффективностью деятельности профессиональной команды муниципальных менеджеров;
Ø созданием муниципальных Центров «Мониторинга и повышения резервовфизического здоровья».
Заключение
Давно сталопритчей во языцех суждение о том, что нельзя противопоставлять рынок и план.Более того, чем больше рынка, тем больше должно быть плана. Какой планподразумевается в этой афористичной фразе? Безусловно, в первую очередьстратегический план.Стратегический план необходим и коммерческой фирме, иуниверситету, и городу и в стране в целом.
В последнеевремя всё чаще можно услышать, что современное российское общество не имеет четко очерченной стратегии, которая давала бы ориентиры деятельности и длячастных предпринимателей, и для государственных структур.Широкое применениеметодов и технологий стратегического управления на государственном уровнестановится всё более и более насущной необходимостью.
Можно лиговорить об особой модели общественного
развития для России, о самобытности ее исторического пути развития?
Можно и нужно. Без этого нельзя понять место и роль России в геополитическомпространстве, ее место в мировой цивилизации. Изоляция и замкнутость — этотупиковый путь развития. Но вопросов том, как и на каких принципах развиваться.Стоит ли, например, России терять свою экономическую самостоятельность ипревращаться в придаток Запада? Совершенно очевидно, что нет. У России другойпуть. Он должен быть
выбран сознательно с учетом национальных особенностей, собственногоисторического опыта. В последние годы России усиленно навязываются то»западные", то «восточные» модели развития. Россия не можетпринять ни ту, ни другую. Уникальность страны в том, что она — не Европа и неАзия. Россия расположена на двух континентах.
Ясно и то, что выбор модели общественного развития для России, как иопределение общественно значимых целей и методов их достижения, должен бытьсделан с учетом мнения российских граждан. Большинство из них не приемлетабсолютного господства частной собственности. До сих пор существуетзаблуждение, что частная собственность занимает ведущее место в рыночнойэкономике. И это заблуждение сегодня свойственно россиянам. Между тем мировойопыт свидетельствует, что преодоление монополии одной формы собственности,частной в том числе, — необходимое условие для более полной реализациитворческого потенциала граждан, трудовых объединений, отдельных регионов.
Под влияниемуправленческой и научно-технической революции в конкурентном поле разных видовсобственности все большее
значение приобретает корпоративная собственность, которая позволяет более полносвязать результаты хозяйственной деятельности с ее социальным смыслом, лучшемотивирует людей к труду. В некоторых
развитых странах корпоративная собственность (в разных формах) составляет от 60до 70 процентов. Так зачем же России становиться на путь «вчерашнегокапитализма», если собственный исторический опыт
подготовил иной выбор — хозяйственный уклад, основанный на принципахкорпоративной собственности Являясь общим принципом организации всех сторонобщественной жизни, корпоратизмстановится для России определяющим ориентиром напути выхода из кризиса, основой коренного изменения качества жизни граждан.Корпоратизм также выступает в качестве объединяющей российской идеи, котораяпоможет наконец сдвинуть «огромный корабль с рифов». Аккумулируяисторический опыт и создав прогрессивный метод хозяйствования, помогающийрешать практические вопросы, связанные с улучшением условий и повышением уровняжизни населения, корпоратизм наряду с такими самостоятельнымиобщественно-экономическими формациями, как феодализм, капитализм
и социализм, является новой фазой развития цивилизации.
Списокиспользуемой литературы:
Ø Федеральный закон «Об общих принципах организации местногосамоуправления» от №-ФЗ (в ред.от 17.03.97 г.№ 55-ФЗ)
Ø Асанов В.Л., Иванов В.Н., Мельников С.В. и др.
«Муниципальный менеджмент»-Учебное пособиедля вузов; АНСТиМС-М.: Муниципальныймир,2004.
Ø «Стратегическое управление»: Учебник.-М.: Омега-Л,2Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П
Ø «Социальная инноватика в управлении: вопросы и ответы, структурно-логическиесхемы»-Учебное пособие для вузов; АНСТиМС (2-е изд., доп. И перераб.)-М.:Муниципальный мир.2004 Авторы: Иванов В.Н., Мельников С.В., Мельникова Н.С. и др.
Ø Иванов В.Н., Мельников С.Б., Могилевский Л.М., Сильвестров С.Н. Россия:«Объединяющая идея, выход из кризиса, повышение» качества жизни каждого.
М.,1999.
Ø Кузнецов П., Муравьев А. Государственные холдинги как механизмуправления предприятиями государственного сектора: собственность, контроль, рынокценных бумаг-М.: ИЭПП,1999.-С.69-78
Ø Сильвестров С.Н. Социальное партнерство. М.: Российский СоюзПромышленных Предприятий, Экспертный институт, 2000.