Реферат по предмету "Государство и право"


Проблемы борьбы с терроризмом

Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………..2
2. Основная часть.
2.1 Понятиетерроризма…………………………………………………..3
2.2 Юридический анализтерроризма…………………………………… .9
2.3 Борьба стерроризмом……………………………………………….32
3.Заключение………………………………..……………………………43
Список используемойлитературы……………………….…………….45

1.        Введение
Терроризм относится кчислу самых опасных и труднопрогнозируемыхявлений современности, которое приобретает всё более разнообразные формы иугрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовыечеловеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, поройне поддающихся восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируютвойны, недоверие и ненависть между национальными и социальными группами,которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
Масштабы терроризма и егомежгосударственный характер сделали совершенно необходимым налаживаниемеждународной системы противодействия ему, координацию усилий различныхгосударств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, созданиемеждународных организаций по борьбе с ним.
Выбранную мной темуисследовали разные ученые, однако следует
остановиться только нанекоторых из них. В частности, Салимов К. Н. посвятил свою работу современномусостоянию терроризма в мире, его тактике и стратегии, дал характеристикунаиболее известных террористических организаций, преследующих политические илинационалистические цели, а также общеуголовных преступных организаций, широкоприбегающих к террору. Антонян Ю.М остановился на криминологическом иуголовно-правовом исследовании терроризма.
Целью данной курсовой:определить понятие «терроризм», дать юридический анализ терроризма, а такжерассмотреть проблемы борьбы с терроризмом.

2.        Основнаячасть
 
2.1 Понятие терроризма
В соответствии сУголовным Кодексом Российской Федерации (УК РФ), терроризм есть«совершение  взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибелилюдей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступленияобщественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушенияобщественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия напринятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действийв тех же целях» (ст. 205, ч. 1).
Слово «террор» пришло излатинского языка (terror – ужас,страх). Аналогичное значение имеют следующие слова: terror (англ.), terreur (фр.) – ужас, страх.
В Толковом словаре В. И.Даля подчёркивается основной смысл, нацеленность терроризма – устрашатьсмертью, казнью, насилием. Трактовка В. И. Далем слова «терроризм» ближе ксовременному понятию «терроризировать»: 1. устрашать, запугивать, держать вповиновении угрозами насилия и физического уничтожения; 2. творить расправужестокими карательными мерами и истязаниями, расстрелами и т. п. С. И. Ожеговуточняет такую деталь: «террор – это физическое насилие, вплоть до физическогоуничтожения, по отношению к политическим противникам». «Такое уточнение, –утверждает Салимов К. Н., – неоправданно сужает понятие терроризма, если егоотносить только к политическим противникам»1. Выходит, по егомнению, что если виновный осуществил насилие из политических мотивов вотношении не политических противников, а, например, простых
/>1 Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М.,1999, с.
граждан, то такиедействия нельзя отнести к терроризму. В словаре иностранных слов (под ред. И.В. Лёхина и др.) «террор» определяется как применение насилия вплоть дофизического уничтожения противника. «Терроризировать» трактуется какпреследовать, устрашать насилием и репрессиями.
Всоответствии с ФЗ от 25.07.1998г. №130 «О борьбе с терроризмом», «терроризм – насилие или угроза его применения вотношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) илиугроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов,создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущербалибо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целяхнарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказаниявоздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, илиудовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов;посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенноев целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либоиз мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранногогосударства или сотрудника международной организации, пользующихсямеждународной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортныесредства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено вцелях провокации войны или осложнения международных отношений» (статья 3).
«Террористическаядеятельность – деятельность, включающая в себя:
1.        организацию,планирование, подготовку и реализацию
террористическойакции;
2.подстрекательство к террористической акции, насилию над
физическимилицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористическихцелях;
3.        организациюнезаконного вооруженного формирования,
преступногосообщества (преступной организации), организованной группы для совершениятеррористической акции, а равно участие в такой акции;
4.        вербовку,вооружение, обучение и использование террористов;
5. финансированиезаведомо террористической организации или террористической группы или иноесодействие им» (статья 3 ФЗ).
«Терроризм сеет страх и формируетчувство грозной опасности в большей степени, чем другие формы насилия»1,– отмечает Салимов К. Н.
Терроризм порождаетсяследующими причинами:
1.        нерешённостью социальных, в том числе национальных и
религиозных проблем, но нелюбых, а только тех, которые имеют для данной социальной, национальной или инойгруппы бытийное значение, которые связаны с ее самооценкой, представлениями осебе, с ее духовностью, фундаментальными ценностями, традициями и обычаями;
2.        войной и военными конфликтами, в рамках которых
террористические акты становятся частьювоенных действий, как, например, набеги на российские города чеченских боевиковза пределами Чечни во время войны в 1995-1996гг.;
3.        />наличие социальных групп,отличающихся от своих ближних и дальних соседей высоким уровнем материальногоблагосостояния и культуры, а также в силу своей политической, экономической ивоенной мощи либо иных возможностей диктующих
1 Салимов К. Н. Современные проблемытерроризма. М., 1999, с. 17.
свою волю другим странам и социальным группам;
4.        существованием тайных или полутайных обществ и организаций,
в частности религиозных и сектантских,которые наделяют себя магическими и мессианскими способностями, вырабатываютединственно верное учение спасения человечества или коренного улучшения егожизни, или создания строя всеобщего добра, справедливости и достатка, иливечного спасения души и т. д.;
5.        нерешённостью важных экономических и финансовых вопросов, в
том числе на законодательном уровне, атакже конфликтами при разделе собственности и в то же время слабойзащищенностью коммерсантов, финансистов и других деловых людей со стороныправоохранительных органов. «В связи с этим стали повседневностьютеррористические акты в отношении названных лиц с целью их устрашения, при этоминогда одновременно устраняются конкуренты»1.
Следует назвать основные отличительныечерты терроризма.
В первую очередь, отличительной чертойтерроризма является то, что он порождает общую опасность, возникающую врезультате совершения общеопасных действий либо угрозы таковыми. Опасность приэтом должна быть реальной и угрожать неопределенному кругу лиц.
/>Следующаяотличительная черта терроризма – это публичный характер его исполнения. Другиепреступления обычно совершаются без претензий на огласку, а при информированиилишь тех лиц, в действиях которых имеется заинтересованность у виновных.Терроризм же без широкой огласки, без открытого предъявления требований несуществует. Терроризм сегодня – это бесспорно форма насилия, рассчитанная намассовое восприятие. Поэтому когда мы на практике
1Ляхов Е. Т. Политика терроризма. М., 1997, с. 36.
имеем дело с общеопасными деяниями неяснойэтимологии, то чем больше неясностей,  тем меньше вероятности, что это актытерроризма.
Наряду с порождением  общей опасности ипубличным характером действий следующим отличительным и самым важным признакомтерроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности,напряженности.
«Совершенно разные цели могутпреследоваться при нападении на государственных и политических деятелей,сотрудников правоохранительных органов и «рядовых» граждан, при уничтожении илиповреждении заводов, фабрик, предприятий связи, транспорта и других аналогичныхдействиях, но о терроризме можно говорить лишь тогда, когда смыслом поступкаявляется устрашение, наведение ужаса. Это основная черта терроризма, егоспецифика, позволяющая отделить его от смежных и очень похожих на негопреступлений»1.
/>Иеще одной отличительной чертой терроризма является то, что при его совершенииобщеопасное насилие применяется в отношении одних лиц или имущества, апсихологическое воздействие в целях склонения к определенному поведениюоказывается на других лиц, то есть насилие здесь влияет на принятие решенияпотерпевшим не непосредственно, а опосредованно, т.е. через выработку (хотя ивынуждено) волевого решения самим потерпевшим лицом вследствие созданнойобстановки страха  и выраженных на этом фоне стремлений террористов. Именноради достижения того результата, который террористы стремятся получить за счетдействий этих лиц, и направляется их деятельность на создание обстановки страхапутем совершения или угрозы совершения общеопасных действий, могущих привести кневинным жертвам и иным тяжким последствиям. При этом воздействие на лиц, откоторых
1 Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое иуголовно-правовое исследование. М., 1998. С. 8.
террористы желают получить ожидаемыйрезультат, может быть как прямым, так и косвенным.
В отличие от современного УголовногоКодекса Российской Федерации, в Уголовном Кодексе РСФСР 1960г. вместо понятия«терроризм» указывалось понятие «террористический акт», т.е. «убийство государственного илиобщественного деятеля или представителя власти, совершенное в связи с егогосударственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабленияСоветской власти» (статья 66). Данное понятие было внесено в главу«Государственные преступления».
История показывает, что терроризм редко достигает поставленныхполитических целей, а если и достигает, то часто противоположных желаемым.
Как отмечается в Концепции национальной безопасности РФ: «Вомногих странах, в том числе в Российской Федерации, резко обострилась проблематерроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности вмире, что обуславливает необходимость объединения усилий всего международногосообщества, повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этойугрозой, принятия безотлагательных мер по её нейтрализации».
2.2 Юридический анализ терроризма
Целью статьи 205 УК РФ «Терроризм» является охрана общественнойбезопасности, нормального функционирования органов власти, а также жизни издоровья граждан. Сфера действия данной статьи – интересы личности,государства, организаций.
Состав преступления, предусмотренногостатьей 205 УК РФ, является:
1.        основным с квалифицирующими признаками;
2.        сложным с альтернативно указанными признаками;
3.        формально-материальным.
Непосредственным объектом данного преступления является общественная безопасность. Вкачестве дополнительных объектов преступления могут выступать жизнь издоровье людей, имущество, порядок управления.
Общественная опасность деяния заключается в том, что в качествесредства для достижения цели виновные стараются посеять у окружающих страх,вызвать панику, парализовать деятельность органов власти и управления.
С объективной стороны терроризм совершается только ввиде действий, выраженных в двух альтернативных формах:
1.        совершении взрыва,поджога или иных действий, создающих
опасность гибели людей, причинения значительного материальногоущерба либо наступления иных общественно опасных последствий;
2.        угрозе совершенияуказанных действий.
Способы совершения данного преступления в законе исчерпывающимобразом не определяются. Законодатель указывает на такие наиболее типичныеспособы, как взрыв и поджог, а далее даёт обобщённую характеристику –совершение иных действий, создающих опасность гибели людей, причинениязначительного материального ущерба либо наступления иных общественно опасныхпоследствий. Таким образом, законодатель, с одной стороны, подчёркиваетосновное характерное свойство этих действий – их общеопасный характер, а сдругой – указывает на обязательное свойство взрыва, поджога или иных подобныхдействий – их реальную способность повлечь указанные в законе последствия.
Взрыв – это сопровождающееся сильным звуком воспламенениечего-нибудь вследствие мгновенного химического разложения вещества иобразования сильно нагретых газов.
Поджог – это намеренное, с преступным умыслом вызывание пожарагде-нибудь, имеет в своей основе пожар, т. е. неконтролируемое горение,причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересамобщества и государства.
К иным способам представляется возможным отнести: устройствообвалов, затоплений, камнепадов, блокирование транспортных коммуникаций,заражение источников воды или запасов продовольствия, распространениеболезнетворных микробов, способных вызвать эпидемию или эпизоотию, нападение наобъекты, требующие особых мер безопасности (атомные электростанции, химическиезаводы и т.п.), а также создание аварийных ситуаций на объектах обеспечениянаселения водой, топливом, электроэнергией и т.д.1
Даже простое перечисление некоторых из возможных способовсовершения терроризма свидетельствует об их многообразии.
Каждый из названных способов представляет собой результат, которыйможет быть достигнут несколькими способами. Так, взрыв может быть совершёнпутём приведения в действие взрывного устройства, подрыва взрывчатого вещества,поджога легковоспламеняющихся соединений.
/>Объектом посягательства для террористов являетсядеятельность государственных органов, международных организаций, физических илиюридических лиц, на которых они стремятся воздействовать путем устрашениянаселения вышеуказанными общеопасными деяниями. Причем эти деяния выступают длятеррористов не в качестве основных,
1 Преступления террористической направленности:уголовное преследование на досудебных стадиях / Под ред. О. Н. Коршуновой. СПб,2003, с. 132.
а в качествевспомогательных, в качестве способа совершения основного действия в этом сложномпреступлении – понуждения к принятию какого-либо решения или отказу от него.
Угроза совершения указанных вышедействий является новой формой терроризма. Необходимость включения этой формыдеяния обусловлена, во-первых, необходимостью криминализации случаев совершения«предупреждающих» взрывов, поджогов и иных подобных действий, в результатекоторых не создаётся опасность гибели людей, причинения значительногоимущественного ущерба, но которые по мысли виновных лиц предназначеныпродемонстрировать реальность их намерений. Во-вторых, необходимостью усиленияответственности за терроризм путём переноса момента окончания преступления сфактически совершённых действий на более ранний – высказывание соответствующейугрозы.
Данная угроза должна быть реальной.Реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека,группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, которыйбудет нанесен определенными действиями, значимым. Сама угроза может бытьвыражена устно, письменно, или другим способом, в частности с использованиемсовременных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угрозавысказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку,например, служащему государственного учреждения по телефону.
Именно реальность намерения,объективизировавшаяся в конкретных действиях, отличает угрозу от высказывания вформе обнаружения умысла и придаёт ей уголовно-правовой характер.
«Однако приравниваниетеррористических действий к угрозе их совершения не оправданно»1, –считает Емельянов В. П. Особенно тогда, когда угроза не сопряжена сприготовлением к акту терроризма или вообще, когда ее исполнение не реальнодаже и при добросовестном заблуждении лица в своей способности осуществить этуугрозу. Угроза совершения взрыва, поджога, иных террористических действий (еслиона не сопряжена с подготовкой или непосредственным осуществлениемтеррористической акции либо с другими деяниями, допустим, захватом заложников –ст. 206 УК РФ) по общественной опасности совсем не равна реальному взрыву,поджогу, иным террористическим действиям.
В качестве возможных последствий ч. 1ст. 205 УК РФ указывает на угрозу наступления гибели людей, причинениязначительного имущественного ущерба или иных общественно опасных последствий.
Опасность гибели людей в соответствии сточным смыслом закона означает наличие опасности причинения смерти не менее чемдвум лицам, хотя более правильным было бы указание в законе на возможностьгибели одного человека. Причинённый имущественный ущерб признаётся в качествезначительного судебно-следственными органами с учётом конкретных обстоятельствдела.
Иные общественно опасные последствия –это сопоставимые и равнопорядковые со значительным имущественным ущербом игибелью людей последствия (причинение лицу смерти, тяжкого или средней тяжестивреда здоровью, серьёзное нарушение деятельности предприятий и учреждений,органов власти и управления, транспорта, заражение местности и т. д.).Поскольку при терроризме способ совершения преступления носит общеопасный характер,поскольку реальное причинение лёгкого вреда здоровью, незначительногоимущественного ущерба и иных подобных последствий, не охватываемых понятием«иные общественно опасные последствия», следует рассматривать как элемент«создания опасности
/>

1 Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования.Уголовно-правовое исследование. М., 2000, с. 67.
гибели людей, причинения значительногоимущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий».
Что же касается иных тяжкихпоследствий, то о них речь идёт в ч. 3 ст. 205 УК РФ. Их законодатель относит кобстоятельствам, отягчающим ответственность. Не являясь составной частьюспособа совершения террористических действий, они, тем не менее, теснейшимобразом связаны с ним.
Какими именно могут быть такиепоследствия, в законе не указывается.
Для характеристики способа совершениятерроризма имеет значение не только содержание террористических действий, но иих характер. Такие действия обязательно должны носить публичный характер.Непременным условием является то, что об их совершении должен быть извещёнширокий круг лиц. В зависимости от целей и методов совершения преступлениялицами, поставленными в известность о совершённых действиях, могут бытьпредставители власти, общественные или политические деятели либо какая-то частьнаселения.
Если взрыв, поджог или иные действия,создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественногоущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, не имеютпубличного характера, то не будут достигнуты и цели совершения данногопреступления. Для преступника важно, чтобы всем было очевидно, что совершёнименно акт терроризма, что происшедшее не является ни несчастным случаем, никаким-то иным преступлением.
Согласно закону терроризм считаетсяоконченным преступлением с момента совершения взрыва, поджога или иных подобныхдействий либо с момента создания угрозы совершения указанных действий.
Фактическое причинение физическоговреда, имущественного ущерба и т. д. выходит за пределы основного составатерроризма и либо образует признаки квалифицированных видов терроризма, либоквалифицируется по совокупности ст. 205 и соответствующих статей УголовногоКодекса РФ, предусматривающих ответственность за эти деяния. Угроза наступлениясоответствующих последствий уже есть соответствующие объективные изменения вокружающем мире, и поэтому они есть не что иное, как последствия совершённыхдействий. Следовательно, можно сказать, что по законодательной конструкциитерроризм относится к числу формально-материальных составов преступлений.
Факультативными признаками объективнойстороны данного преступления являются время, место, орудия совершенияпреступления, способы его сокрытия.
Время и место совершения преступленияопределяются преступниками в зависимости от того, какие цели они перед собойставят и какой выбирают способ, а также от того, как складываютсяобстоятельства, сопровождающие подготовку и реализацию преступного замысла.
Факторы, характеризующие окружающуюобстановку, можно подразделить на три вида:
·         способствующие совершению преступления;
·         препятствующие ему;
·         нейтральные.
К первым относится отсутствие контролясо стороны жилищных
органов за состоянием чердаков иподвалов жилых и нежилых зданий, за выполнением правил противопожарнойбезопасности и т. п., ко вторым – наличие охраны в подъезде жилого дома,эффективная организация охраны специализированных объектов жизнеобеспечениянаселения, в частности, обеспечения водой и электроэнергией, проведениедосмотров в соответствии с действующими инструкциями, например, на воздушномтранспорте, и т. д.
Способы сокрытия террористическихдействий отличаются определённым своеобразием. Прежде всего это связано с темпубличным характером, который должны носить такие действия, чтобы быть террористическими.Основные усилия преступников обычно направлены на сокрытие действий,составляющих подготовительный этап преступления.
Для сокрытия следов преступлениявыбирается такой способ совершения террористических действий, в результатекоторого уничтожаются многие, если не все, следы. Так, в результате взрыва,пожара или серьёзной аварии уничтожается не только объект, который ипредполагалось уничтожить или существенно повредить (разрушить), но и самовзрывное устройство, взрывчатое или легковоспламеняющееся вещество,использованные в качестве орудия преступления, следы пребывания и действийпреступника на месте преступления.
Орудия преступления можно разделить надве большие группы:
·         оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства;
·         иные предметы.
В первую группу входят различные видыоружия: огнестрельное,
холодное, метательное и т. п., а такжевзрывные устройства и взрывчатые вещества.
Предметы, входящие во вторую группу,можно разделить на три подгруппы:
·         предметы бытового назначения (верёвки, ножи, топоры и т. п.);
·         производственное оборудование (установки, агрегаты, механизмы
и т. п.);
·         транспортные средства (легковой, грузовой транспорт, суда
водного и воздушного транспорта и т.п.).
В законе оружие определяется как устройства и предметы, конструктивнопредназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов1.
Наибольшую общественную опасностьпредставляют случаи использования огнестрельного оружия, взрывных устройств ивзрывчатых веществ. Использование такого оружия приводит к большим жертвам.Даже демонстрация его может обеспечить достижение преступных целей. Чаще всеготеррористы применяют боевое оружие, поскольку оно обладает значительнойпоражающей силой, что позволяет достаточно уверенно прогнозировать достижениетеррористических целей.
Орудие может оказаться в распоряжениитеррористов различными путями.
Во-первых, оружие может быть ввезеноиз-за границы контрабандным путём. При этом контрабанда оружия возможна из странкак ближнего, так и дальнего зарубежья. При этом продавец не всегда знает, чтопоставляемое им оружие предполагается использовать для совершениятеррористических действий вне зоны вооружённых конфликтов. Иногда он полагает,что осуществляет снабжение вооружённых формирований, которые принимают участиев таких конфликтах, или помогает национально-освободительному движению.
Однако в последнее время такого родазаблуждения встречаются всё реже1. Как правило, эти лица прекраснопонимают не только то, что совершают преступление, торгуя оружием, но и то, чтопокупатель собирается использовать это оружие для совершения преступлений. Напрактике имеют место случаи, когда партии оружия поставляются из-за
/>

1 ФЗ от 13.12.1996г. N 150 «Об оружии».
границы по конкретному заказу определённыхтеррористических формирований.
Во-вторых, источниками приобретенияоружия иногда становятся склады военного снаряжения и оборудования.
В-третьих, оружие преступникиприобретают «у чёрных следопытов», разыскивающих оружие в районах боёв (каквремён Великой Отечественной войны, так и более поздних, включая районыпроведения антитеррористических операций).
Часто в качестве орудия совершенияпреступления используются взрывные устройства, представляющие собойсовокупность взаимосвязанных элементов, сконструированных в единое целое дляпроизводства взрыва. Взрывное устройство может иметь различные дополнительныеэлементы: замедлитель, оболочку, корпус, камуфляж.
В последние годы участились случаисовершения актов терроризма
/> 

1Преступления террористической направленности: уголовное преследование на досудебныхстадиях / Под ред. О. Н. Коршуновой. СПб, 2003, с. 154.
18
с использованием взрывчатых веществ.
Субъективная сторонатерроризма характеризуется прямым умыслом при обязательном наличии следующихцелей:
1.        нарушение общественной безопасности;
2.        устрашение населения либо оказание воздействия на принятие
решений органами власти;
3.        угроза наступления указанных последствий.
Нарушение общественной безопасности,как желаемый для
виновных результат их действий,выражается в разрушении в конкретном населённом пункте, районе, регионе иобществе в целом сложившегося микроклимата, с которым граждане связывают своёспокойное существование, в изменении баланса психологического равновесия иустойчивости в пользу насильственных методов разрешения социальных конфликтов,дестабилизации положения.
Устрашение населения сопряжено ссозданием новой социально-психологической атмосферы общественного беспокойства,когда основной психологической доминантой становится страх, неуверенностьграждан в безопасности своей жизни и здоровья, защищённости их прав и свобод,неверие в эффективную работу правоохранительных органов.
Оказание воздействия на принятиерешений органами власти выражается в побуждении, подталкивании соответствующихсубъектов к совершению действий, нужных и выгодных для террористов, радикоторых они применяют столь изощрённые способы, создании такой ситуации, когдаорганы власти вынуждены принимать незаконные решения ради обеспечениябезопасности граждан и общества.
«В нормахОсобенной части действующего законодательства, — пишут Г. А. Злобин и Б. С.Никифоров, — наряду с прямым, косвенным, заранее обдуманным и аффектированнымумыслом широко используется конструкция специального умысла, т. е. такого видаумысла, который характеризуется наличием в сознании виновного особой цели,включенной законодателем в состав преступления в качестве конструктивногоэлемента или квалифицирующего обстоятельства»1. Некоторые авторысчитают, что именно так сформулирован состав терроризма, который конструктивносодержит указания на специальные цели. Однако данная точка зрения представляетсяспорной, поскольку более правдоподобным кажется наличие в субъективной сторонеотдельно вины в форме прямого умысла и специальных целей. При совершениитерроризма виновное лицо осознает общественно опасный характер своих действий,предвидит наступление многих последствий в качестве фактического вреда илиреальной опасности его наступления и желает, чтобы эти последствия наступили.
Предвидение общественно опасныхпоследствий терроризма — это представление о тех событиях и тех последствиях,которые могут произойти в будущем с неизбежностью или с той или иной долейвероятности: возникновение общеопасного вреда, могущего повлечь невинные жертвыили иные тяжкие последствия, либо создание реальной опасности его причинения,порождение в обществе состояния страха, напряженности, причинение вредаадресатам требований.
Желание, какволевой признак прямого умысла, состоит в стремлении к определенномурезультату, последствиям, т.е. с прямым умыслом могут достигаться лишь терезультаты, последствия, которые выступают в качестве цели виновного. Приналичии прямого умысла цели и последствия находятся в неразрывной связи ижелание как
признакумысла заключается в стремлении к определенным последствиям, которые могут наступатьв качестве:
·         конечной цели;
·         промежуточного этапа;
·         средства достижения цели;
·         необходимого сопутствующего элементадеяния.
Нарушениеобщественной безопасности, устрашение населения являются промежуточными целями,больше характеризующими суть терроризма, нежели его конечный результат. Поэтомуреализация целей нарушения общественной безопасности и устрашения населения посвоей сути есть способ достижения генеральной цели действий
/>

1 Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел иего формы. М., 1972, с. 230.
террористов –оказание воздействия на принятие решений органами власти.
В отличие от цели, мотивы, которымидолжны руководствоваться виновные лица, не влияют на квалификацию содеянного.Однако их установление имеет важное значение, поскольку, во-первых, ихуголовно-правовое значение связано с влиянием на назначение наказания, аво-вторых, установление истинных мотивов позволяет определить психологическиекорни терроризма, что очень важно как для понимания сущности преступления, таки для выработки мер превентивного характера. По своей мотивационнойхарактеристике терроризм может подразделяться на политический,националистический, религиозный, корыстный и т. д.
Субъективная сторона терроризма,повлекшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия,характеризуется двойной формой вины – прямым умыслом по отношению ктеррористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так инебрежностью) по отношению к указанным в ч. 3 ст. 205УК РФ последствиям. «Если в результате совершения умышленногопреступления причиняются тяжкие последствия,которые по закону влекут более строгое наказание и которые не охватывалисьумыслом лица, уголовная ответственность за такие последствия наступает только вслучае, если лицо предвидело возможность их наступления, но без достаточных ктому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение, или в случае,если лицо не предвидело, но должно было и могло предвидеть возможностьнаступления этих последствий. В целом такое преступление признается совершеннымумышленно» (ст. 27 УК РФ).
Субъектом данногопреступления является вменяемое лицо, достигшее возраста 14 лет.
Установив возрастную границу уголовной ответственности в 14 лет,законодатель исходил из презумпции, что несовершеннолетний, достигший данноговозраста, способен осознавать общественную опасность совершенных действий ируководить своим поведением.
Однако это опровержимая презумпция. Уже в ст. 392 УПК РФрегламентировалось, что при наличии данных об умственной отсталостинесовершеннолетнего, не связанной с душевным заболеванием, должно бытьвыявлено, мог ли он полностью сознавать значение своих действий.
Ситуация, когда несовершеннолетний, достигший возраста уголовнойответственности, вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическимрасстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полноймере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий(бездействия) либо руководить ими, получила уголовно-правовое разрешение тольков ч. 3 ст. 20 УК РФ, согласно которому подобное лицо не подлежит уголовнойответственности.
Личность человека, совершившего данное преступление, является объектомпристального изучения многих наук.
Отличительным признаком личности преступника является уклонение от социальнополезнойдеятельности, однако существуют и исключения.
Своеобразным заместителем функции социальнополезной деятельности упреступников является преступная деятельность, имеющая такие показатели, какрецидив, совершение преступления в группе, криминальный профессионализм, атакже некоторые другие.
Специальные психологические исследования выявляют у преступников высокийуровень импульсивности, чувствительности, ярко выраженную агрессивность.
В современной практике террорист-одиночка встречается чрезвычайноредко. Как правило, такие акции под силу лишь объединённым усилиям группы лиц.
«Понятие личности преступника неразрывно связано с совершениемпреступления, поэтому некоторые его признаки могут быть распространены наличность преступника»1.
К ним относится прежде всего общественная опасность, поэтому вселица, совершившие преступление, общественно опасны, но степень их опасностиразлична в силу ряда причин.
Согласно принципу распределения функций между членами преступнойгруппы (организации), лица, входящие в её состав, могут обладать различнымифизическими, психическими и иными свойствами и характеристиками. Однако онекоторых общих чертах и свойствах, особенностях личности организаторов иисполнителей террористических действий следует упомянуть отдельно.
Способ совершения террористических действий обусловлен личностьюпреступника, имеющимися у него знаниями, умениями и навыками.
Так, исполнитель взрыва (или иной член преступной группы) долженобладать целым комплексом специальных знаний, умений и навыков по выполнениюдействий, связанных с подготовкой и производством взрыва. Такие знания и умениямогут быть приобретены во время прохождения специальной подготовки всоответствующих подразделениях органов внутренних дел, федеральной службыбезопасности, воинских частях и подразделениях, в некоторых гражданских учебныхзаведениях либо в процессе направленного обучения на базах подготовки боевикоми террористов.
/>

1 Миненок М. Г., Миненок Д. М. Корысть.Криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб, 2001, с. 61.
Можно предположить, что непосредственный исполнительтеррористических действий рассматриваемого вида – человек старше 20-22 лет,прошедший службу в Вооружённых Силах Российской Федерации (иных воинскихформированиях) либо состоящий на такой службе, учащийся гражданских испециальных учебных заведений или обучавшийся в них ранее.
Конечно, возможно, что необходимые знания получены им не напрофессиональном уровне, а в результате увлечения охотой, запрещённымиспособами рыбной ловли и т. п., а также в процессе самообразования.
Более вероятным представляется участие в совершениитеррористических действий лиц в возрасте до 40-45 лет, имеющих хорошуюфизическую подготовку и форму.
Если говорить о чертах характера или психологических свойствахличности таких преступников, то это должны быть люди весьма агрессивные,пренебрежительно относящиеся не только к закону, но и к нормам общечеловеческойморали и нравственности. Их отличает стремление противопоставить себя обществулюбыми путями. Велика вероятность совершения ими в прошлом правонарушений ипреступлений корыстно-насильственной направленности (вымогательства, убийства,бандитизма и т. д.).
Можно с уверенностью говорить о наличии у преступниковотносительно высокого образовательного уровня, что объясняет понимание ими нетолько того, как можно достичь тех общественно опасных целей, которые ониставят перед собой, но и самих целей. Лиц с недостаточно высоким уровнемобразования обычно поглощают менее существенные проблемы. Если они и ставятперед собой цель запугать кого бы то ни было, то чаще всего жертвамиоказываются лица из их ближайшего окружения (знакомые, родственники и т. д.).
Однако в мировой истории известны случаи, когда к власти вгосударстве приходили люди, практически не имевшие образования, что не помешалоим не только запугать и поставить на колени значительные массы людей, но иподчинить себе иные государства (если не весь мир), прибегая для достиженияэтих целей и к террористическим действиям.
«Террористы наносят удары по невинным жителям, – отмечает СалимовК. Н., – без разбора и предупреждения»1. Путём создания атмосферыстраха и паники террористы пытаются выторговать уступки, ослабить илидискредитировать власть, продемонстрировав её неспособность защитить своихграждан.
Квалифицированным видом терроризма, предусмотренным ч. 2 ст. 205 УК РФ, являетсясовершение деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно и сприменением огнестрельного оружия.
Совершение преступления группой лиц по предварительному сговору(п. «а») является более опасным видом преступления, поскольку оно выполняется в соучастии. Соглашение междусоучастниками на совершение терроризма должно состояться до начала совершениявзрыва, поджога и иных действий. При этом совершение преступления попредварительному сговору группой лиц может рассматриваться какквалифицированный вид только в тех случаях, когда соучастники действуют каксоисполнители.
Если же вгруппе выделяются организаторы, пособники и подстрекатели, которые не принимаютнепосредственного участия в совершении актов терроризма, то содеянное требуетдополнительной ссылки на ст. 33 УК РФ. Совершение терроризма неоднократным (п.«б») признаётся в тех случаях, когда ранее лицо совершило акт терроризма, приэтом лицо
/>

1Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999, с. 17.
былоосвобождено в установленном законом порядке от уголовной ответственности, асудимость за ранее совершённое преступление не погашена или не снята.
Особоквалифицированным видом терроризма,предусмотренным ч. 3 ст. 205 УК РФ, является совершение преступленияорганизованной группой, причинение в результате акта терроризма понеосторожности смерти человека или иных тяжких последствий или сопряжённость спосягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованиемядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивногоизлучения.
Согласнозакону к числу объектов атомной энергии относятся: сооружения и комплексы с ядернымиреакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космическиеи летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства;сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскимиядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами;сооружения, комплексы, полигоны, установки и устройства с ядернымизарядами для использования в мирных целях; другие содержащие ядерные материалысооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки,транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов1 (ст. 3).
Ядерные материалы представляют собойматериалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся)ядерные вещества (ст. 3 ФЗ).
Радиоактивные вещества представляютсобой не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующееизлучение (ст. 3 ФЗ). Совершение терроризма организованной группойявляется особо опасным видом рассматриваемого преступления в силу того факта,что оно совершается устойчивой группой лиц, предварительно объединившихся дляакта терроризма. При этом вне зависимости от того, какую роль выполняло лицо,действия всех участников организованной группы квалифицируются только по ч. 3ст. 205 УК РФ.
В соответствии с закономтеррористической группой признаётся группалиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности (ст.3).
Террористической организацией признаётся организация, созданная в целяхосуществления террористической деятельности или признающая возможностьиспользования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической,если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическуюдеятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации(ст. 3)1.
«Традиционный терроризм предполагает героический жест, готовностьпожертвовать жизнью в доказательство верности идеи»1, однако трудноназвать героическим поступок человека, распространяющего бактерии ботулизма илисибирской язвы.
Поскольку большинство террористических групп стремится привлечь ксебе общественное внимание, а публика наверняка будет реагировать на массовыеотравления или на применение ядерного оружия гораздо острее, чем натеррористический акт с использованием обычного оружия, браться за оружиемассового уничтожения будут только те террористы, для кого общественное мнениене имеет значения.
/>В целом можно сказать, что террористы не будут прибегать кмощным видам оружия, если будут считать достаточными для продолжения борьбы идостижения целей традиционные виды оружия – автомат или бомбу. Однако решение отеррористическом акте
1 См. ФЗ от 21.11.1995 №170«Об использовании атомной энергии».
2 См. ФЗ от 25.07.1998 №130 «О борьбе с терроризмом».
не всегда принимается рационально. Если бы было так, терроризмабыл бы гораздо менее распространён, поскольку террористические акты редкодостигают поставленной цели.
Многие считают новым иопасным явлением совершение террористических актов добровольцами-самоубийцами,так как такие акты невозможно предотвратить. Однако это отчасти миф, посколькулюди, которые готовы и даже жаждут себя взорвать, были во все времена и во всехцивилизациях. Они исповедовали самые разные взгляды, от левых взглядов бандыБаадер-Майнхофа в Германии в 70-х гг. до правого экстремизма. Когда японскойармии в конце второй мировой войны потребовались лётчики-камикадзе, на эту рольобъявились тысячи добровольцев. Так что молодые арабские террористы, взрывающие себя, не более чем звено той же самой цепи.
Важной особенностьюсовременного терроризма является его хорошо структурированный и организованныйхарактер. Террористические организации создают единые руководящие органы,систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречируководителей наиболее крупных группировок, координация деятельностиорганизаций различной национальной принадлежности. Для создания большегоморально-психологического эффекта и общественного резонанса налаженоинформационно-пропагандистское обеспечение. Ведется работа по отбору иподготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях ихцеленаправленного использования в кризисных районах, где одной из конфликтующихсторон являются радикальные мусульманские организации. Террористические методыстали их наиболее излюбленным оружием.
/>

1 Салимов К. Н. Современные проблемытерроризма. М., 1999, с. 38.
Важное предупредительноезначение имеет примечание к ст. 205 УК РФ, которое содержит поощрительнуюнорму: «Лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается отуголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органоввласти или иным способом способствовало предотвращению осуществления актатерроризма и если в действиях этого лица не содержится иного составапреступления».
Данная норма даёт возможностьлицу добровольно отказаться от совершения акта терроризма без боязни бытьпривлечённым к уголовной ответственности, а соответствующим правоохранительныморганам реализовывать данное право в рамках уголовного закона.
Примечание к ст. 205 УК РФраспространяется как на индивидуально действующее лицо, так и на лицо,действующее в составе группы. В литературе высказывается мнение об ограниченииприменения данного примечания в отношении единоличной подготовки к актутерроризма.
Однако это не обоснованно.Добровольный отказ от совершения преступления, предусмотренный статьёй 31 УКРФ, как институт Общей части носит универсальный характер, т. е.распространяется на все случаи совершения преступления кроме тех, которыеспециально оговорены в Особенной части.
Примечание к статье 205 УК РФобладает статусом специального вида освобождения от уголовной ответственности,предусмотренного Особенной частью УК РФ. В случаях соблюдения соответствующихусловий оно распространяется на всех лиц, причастных к совершению именно этогопреступления. В данном случае мы имеем дело с конкуренцией общей (статья 31 УКРФ) и специальной (примечание к статье 205 УК РФ) нормы, которая разрешается поправилам квалификации в пользу специальной нормы.
Для индивидуальнодействующего лица освобождение от ответственности наступает при совершениипреступления как в случаях пассивной (непродолжение подготовки акта), так и приактивной форме отказа (устранение последствий своих действий по подготовке,сообщение о намечающемся акте соответствующим органам и т. д.).
При групповойподготовке акта терроризма отказ одного из соучастников (кроме исполнителя)возможен только в активной форме.
Согласнозакону освобождение лица от уголовной ответственности возможно при наличии двухобязательных условий:
1.        своевременного предупреждения органоввласти или иного способствования предотвращению осуществления акта терроризма;
2.        отсутствия в действиях лица иногосостава преступления.
Своевременнымпредупреждением следует считать такое предупреждение органов власти, котороепредоставляет им реальную возможность предотвратить грозящий акт терроризма.Органы власти – это любые государственные и общественные органы, имеющиеотношение к борьбе с преступностью, обеспечению общественной безопасности ипредотвращению чрезвычайных происшествий.
Иное способствованиеможет выражаться в выполнении виновным любых действий, имеющих цель недопущенияакта терроризм: изъятие или разрядка взрывного устройства, увод людей с местасовершения преступления или предупреждение их о возможном взрыве, поджоге,психическое и физическое воздействие на других его участников, привлечение кпредотвращению акта терроризма должностных лиц и граждан, дезинформация другихучастников акта терроризма, помешавшая осуществлению их планов, и т. п.
Не имеетзначения форма, в которой сделано такое сообщение. Оно может быть как открытым,так и анонимным. Сообщение может быть сделано как лично, так и черездругих лиц, в том числе должностных, достаточно только, чтобы сообщивший обакте терроризма был уверен, что о его заявлении будет своевременно сообщеноорганам власти.
Принципиальное значение имеет решениевопроса о правовых последствиях добросовестной, но неудачной попыткипредотвращения акта терроризма. Представляется, что если лицо совершило всенеобходимые в данной конкретной обстановке действия, но по причинам от негонезависящим (недостаточная квалификация сапёров или их отсутствие на моментразминирования, неблагоприятные погодные условия и т. д.) предотвратить акттерроризма не удалось, на данное лицо должно распространяться действие примечанияк ст. 205 УК РФ. В случаях наличия в действиях лица состава иного преступления,например хищения взрывчатых веществ, лицо освобождается от ответственности пост. 205 УК РФ, но подлежит наказанию по ст. 226 УК РФ (хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ и взрывных устройств).
2.3     Борьба стерроризмом
Не подлежит сомнению тезис отом, что терроризм превратился
сегодня в серьезную проблемудля всего мирового сообщества. И при организации эффективного противодействияему необходимы совместные усилия различных государств, их специальных служб иправоохранительных органов. Однако следует четко осознавать, что подобноевзаимодействие может иметь место лишь в ситуации, когда интересы различныхгосударств в сфере борьбы с терроризмом совпадают. Примерами таких ситуациймогут быть: посягательство террористов на сложившуюся систему международныхотношений и правопорядка; покушение на объекты совместной защиты(дипломатические представительства, официальные государственные делегации,совместные предприятия, транспортные средства международного сообщения и т.п.); наличие связей между национальными террористическими структурами ипроведение ими операций, выходящих за рамки юрисдикции одного государства, и т.д. Таким образом, речь идет о взаимодействии в противоборстве с международнымтерроризмом.
Правовую основу борьбы стерроризмом в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации,Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанныепринципы и нормы международного права, международные договоры РоссийскойФедерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановленияи распоряжения Правительства Российской Федерации, а также принимаемые всоответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органовгосударственной власти.
Борьбас терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению,пресечению, минимизации последствий террористической деятельности1 (ст.3).
Борьба с терроризмом вРоссийской Федерации основывается на следующихпринципах:
·         законность;
·         приоритет мер предупреждениятерроризма;
·         неотвратимость наказания заосуществление террористической деятельности;
·         сочетание гласных и негласных методовборьбы с терроризмом;
·         комплексное использование профилактическихправовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
·         приоритет защиты прав лиц,подвергающихся опасности в результате террористической акции;
·         минимальные уступки террористу;
·         единоначалие в руководствепривлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористическихопераций;
·         минимальная огласка технических приемови тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участниковуказанных операций (ст. 2 ФЗ).
Борьбас терроризмом в Российской Федерации осуществляется в
целях:
·         защиты личности, общества и государства от терроризма;
·         предупреждения, выявления, пресечения террористическойдеятельности и минимизации ее последствий;
·         выявления и устранения причин и условий, способствующихосуществлению террористической деятельности (ст. 5 ФЗ).
Основным субъектом руководстваборьбой с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами иресурсами является Правительство Российской Федерации.
Федеральные органыисполнительной власти участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своейкомпетенции, установленной федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации.
Субъектами, непосредственноосуществляющими борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются:
·         Федеральная служба безопасности Российской Федерации;
·         Министерство внутренних дел Российской Федерации;
·         Служба внешней разведки Российской Федерации;
·         Федеральная служба охраны Российской Федерации;
·         Министерство обороныРоссийской Федерации.
/> 

1 См. ФЗ от 25.07.1998 №130«О борьбе с терроризмом».
Субъектами, участвующими в предупреждении, выявлении и
пресечении террористическойдеятельности в пределах своей компетенции, являются и другие федеральные органыисполнительной власти, перечень которых определяется Правительством РоссийскойФедерации (ст. 6 ФЗ).
Субъекты, осуществляющиеборьбу с терроризмом, руководствуются в своей деятельности настоящимФедеральным законом, другими федеральными законами, общепризнанными принципамии нормами международного права, международными договорами Российской Федерации,а также изданными на их основе нормативными правовыми актами (в том числе имежведомственными), регламентирующими эту деятельность.
Министерство внутренних делРоссийской Федерации осуществляет борьбу с терроризмомпосредством предупреждения, выявления и пресечения преступленийтеррористического характера, преследующих корыстные цели (ст. 7 ФЗ).
Органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественныеобъединения и организации независимо от форм собственности, должностные лицадолжны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Сообщение гражданправоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористическойдеятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых можетспособствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористическойдеятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгомкаждого (ст. 9 ФЗ).
Для непосредственногоуправления контртеррористической операцией в соответствии с решениемПравительства Российской Федерации создается оперативный штаб, возглавляемыйпредставителем Федеральной службы безопасности Российской Федерации илиМинистерства внутренних дел Российской Федерации в зависимости от того,компетенция какого федерального органа исполнительной власти будетпреобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.
Порядок деятельностиоперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяетсяположением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственнойантитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлениюконтртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения,утвержденного федеральной антитеррористической комиссией (ст. 10 ФЗ).
Все военнослужащие,сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористическойоперации, с момента начала указанной операции подчиняются руководителюоперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Руководитель оперативногоштаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоныпроведения контртеррористической операции, принимает решение об использованиипривлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Вмешательство любого другоголица независимо от занимаемой должности в оперативное руководствоконтртеррористической операцией не допускается (ст. 12 ФЗ).
В зоне проведенияконтртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеютправо:
·         принимать при необходимости меры по временному ограничению
или запрещению движениятранспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущениютранспортных средств, в том числе транспортных средств дипломатическихпредставительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участкиместности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности иобъектов, а также по отбуксировке транспортных средств;
·         проверять у граждан и должностных лиц документы,
удостоверяющие их личность, ав случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установленияличности;
·         задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской
Федерации лиц, совершившихили совершающих правонарушения либо иные действия, направленные навоспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическуюоперацию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением илипопыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;
·         беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащиегражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и впомещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средствапри пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых всовершении террористической акции, если промедление может создать реальнуюугрозу жизни и здоровью людей;
·         производитьпри проходе (проезде) в зону проведения
контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указаннойзоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотртранспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применениемтехнических средств;
·         использовать вслужебных целях средства связи, включая
специальные,принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;
·         использовать вслужебных целях транспортные средства,
принадлежащиеорганизациям независимо от форм собственности, за исключением транспортныхсредств дипломатических, консульских и иных представительств иностранныхгосударств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, дляпредотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц,совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся всрочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к меступроисшествия (ст. 13 ФЗ).
Контртеррористическаяоперация считается оконченной, когда террористическая акция пресечена(прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зонепроведения контртеррористической операции (ст. 16 ФЗ).
Контроль за осуществлением борьбы с терроризмом в Российской Федерацииосуществляют Президент Российской Федерации и Правительство РоссийскойФедерации (ст. 26 ФЗ).
Надзор за исполнением законов при осуществлении борьбы стерроризмом осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации иподчиненные ему прокуроры (ст. 27 ФЗ).
В соответствии с Концепцией Национальной безопасностиРоссийской Федерации, борьба с терроризмом должна быть ориентирована напредупреждение и пресечение противоправных действий, неотвратимостьответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека наличную безопасность вне зависимости от национальности, гражданства,вероисповедания, взглядов и убеждений (ст. 2).
Борьба с терроризмом является важной составной частью обеспечениякак национальной безопасности Российской Федерации, так и безопасности мировогосообщества в целом. Кризисная ситуация в обществе, наличие противоречий вмежгосударственных и межконфессиональных отношениях, несовершенство нормативнойправовой базы, регулирующей спорные международные и региональные проблемы, –всё это способствует появлению терроризма на территории Российской Федерации идиктует необходимость выработки специального комплекса контрмер.
Борьба с терроризмом должна осуществляться с использованиемвозможностей всех ветвей государственной власти на основе широкогосотрудничества специальных служб Российской Федерации с аналогичными службамидругих стран на межгосударственном уровне. Главным фактором успешногопротиводействия терроризму является устранение порождающих его причин (ст. 4).
Следует отметить, что условиями успешной антитеррористической стратегии, являются:
·         упреждающийхарактер действий;
·         активность;
·         соответствиезадач, правомочий и ресурсного обеспечения;
·         вариативность,наличие различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости отрешения задач по предупреждению, пресечению, реагированию и смягчениюпоследствий;
·         обеспечениеединства в действиях в международном, межгосударственном и государственноммасштабах, объединения усилий ведомств всех уровней;
·         дифференциациязадач, форм и содержания антитеррористической деятельности в обычной,чрезвычайной обстановке, при ведении боевых действий.
Средиорганов, осуществляющих борьбу с терроризмом в
РоссийскойФедерации особо хотелось бы отметить Федеральную службу безопасности, котораяпредставляет собой единую централизованную систему органов федеральной службыбезопасности и пограничных войск.
Органы Федеральной службыбезопасности в соответствии с законодательством Российской Федерацииосуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению,пресечению и раскрытию … террористической деятельности … и других преступлений,дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению,а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельностинезаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц иобщественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменениеконституционного строя Российской Федерации1 (ст. 10 ФЗ).
Органы федеральной службы безопасности обязаны выявлять,
предупреждать и пресекатьакты терроризма (п. «д» ст. 12 ФЗ).
Согласно ФЗ от 27.05.1996 №57 «О государственной охране», одной изосновных задач федеральных органов государственной охраны является участие в пределах своих полномочий в борьбе стерроризмом (ст. 13).
Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральныхорганов исполнительной власти при осуществлении антитеррористическойдеятельности и пресечении актов терроризма, является Межведомственнаяантитеррористическая комиссия Российской Федерации1 (п. 1).
Основными задачами Комиссии являются:
·         разработка иосуществление мероприятий в области выявления, предупреждения и пресечениятеррористической деятельности;
/>

1 См. ФЗ от 03.04.1995 №40 «Об органах федеральной службыбезопасности в Российской Федерации».
·         внесение вПравительство РФ предложений по формированию системы мер по обеспечениюбезопасности и защиты населения от терроризма;
·         осуществлениеконтроля за выполнением федеральными органами исполнительной властизаконодательства РФ по вопросам борьбы с терроризмом;
·         координациявзаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления приосуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом;
подготовкапредложений по вопросам международного сотрудничества федеральных органовисполнительной власти в области антитеррористической деятельности (п. 3).
Длянепосредственного управления силами и средствами,
привлекаемымидля проведения антитеррористических операций и ликвидации последствийтеррористической деятельности, Комиссия образует из своих членов оперативныйштаб.
Оперативныйштаб Комиссии возглавляет заместитель председателя Комиссии – начальникАнтитеррористического центра Федеральной службы безопасности РоссийскойФедерации.
Дляборьбы с терроризмом необходимо сформировать чёткую
·         управленческуюструктуру, в которую могут входить руководители силовых министерств взависимости от объекта воздействия террористов, в субъекте федерации –заместитель председателя правительства республики либо главы администрацииобласти и руководители силовых ведомств. Необходимость привлечениядополнительных сил и средств из других ведомств
/>1 См. Положение о Межведомственной антитеррористическойкомиссии Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от16.01.1997 № 45.
определяетсяв зависимости от характера захваченного террористами объекта, степени и формыугрозы.В условиях борьбы с терроризмомприходится признать, что «в целях
соблюдения баланса интересов общества и личности упор вконтртеррористической стратегии должен быть сделан на превентивных методах»1– на развитии собственно базы разведывательных данных, в том числе полученныхкак в результате внедрения в террористические структуры, так и путём обменаразведывательной информацией с другими государствами. Причем для эффективногоуголовного преследования целесообразно разработать общие критерии применимоститаких данных непосредственно для целей доказывания, а также рекомендации пореализации их в процессуальных доказательствах. «Вторым же существеннымисточником получения доказательств по таким делам должна стать системапоощрения к сотрудничеству свидетелей»1, – считает Устинов В. В.
/>В общей системе мер поборьбе с террористическими акциями важнейшая роль принадлежиткриминалистическим методам, приёмам и средствам её обеспечения2.Поскольку терроризм относится к категории особо тяжких преступлений,оперативные работники и следователи должны прежде всего представлять сущностьтерроризма, его криминалистическую характеристику, построенную на основеанализа и обобщения закономерностей подготовки, совершения и сокрытиятерроризма.
1 Устинов В. В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы стерроризмом: международно-правовые стандарты и национальная законодательнаяпрактика // Законодательство, 2002, №8, с. 45.
1 Устинов В. В. Зарубежный опыт правового регулирования борьбы стерроризмом: международно-правовые стандарты и национальная законодательнаяпрактика // Законодательство, 2002, №8, с. 46.
2 Артамонов И. И. Терроризм: способы предотвращения, методикарасследования. Монография. М., 2002, с. 24.

Заключение
Итак, мы определили понятие «терроризм», проанализировали состав
данного преступления: объект, объективную сторону, субъект исубъективную сторону, а также рассмотрели основные аспекты борьбы стерроризмом.
Терроризмв любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по своиммасштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических иморальных проблем. Терроризм всё больше угрожает безопасности граждан, влечётза собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказываетсильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем большеуносит жизней ни в чём не повинных людей.
Длямногих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решенияих проблем: политических, национальных, религиозных, субъективно-личностных ит. д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путём не могутдостичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своихбредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.
Терроризмнеискореним, поскольку является разновидностью извечного и неумирающегоспутника человечества – убийства.
Необходимоотметить и разграничение терроризма от других похожих преступлений.
Отдиверсии терроризм отличается характером направленности действий, что находитсвоё выражение в ином, нежели при терроризме характере и содержании цели, аименно – ориентация на подрыв экономической безопасности и обороноспособностигосударства. Если при терроризме совершение взрывов, поджогов и иных действийсопряжено с устрашением населения в широком смысле этого слова, то  придиверсии виновное лицо ставит перед собой задачу иного содержания – причинитьвред государству как форме организации общества, к тому же главное не столькопричинить физический вред, сколько материальный и организационный.
Отпосягательств на личность, собственность, порядок управления и т. п. терроризмотличается тем, что причинение вреда названным объектам является способомсовершения терроризма и воспринимается виновными как промежуточный, нонеобходимый этап в достижении конечной цели, которое преследует виновное лицо.Применение общеопасного способа обусловлено не столько стремлением причинитьвред как можно большему кругу охраняемых интересов, сколько с желанием лицадобиться максимальной эффективности своего деяния.

Списокиспользуемой литературы:
 
Нормативныеакты:
1.        КонституцияРоссийской Федерации 1993г.
2.        Уголовный КодексРФ 1996г. (с изм. и доп. на 27.07.2004г.).
3.        ФЗ от03.04.1995г. №40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в РоссийскойФедерации».
4.        ФЗ от21.11.1995г. №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
5.        ФЗ от 27.05.1996г. №57-ФЗ «О государственной охране».
6.        ФЗ от13.12.1996г. N 150-ФЗ «Об оружии».
7.        ФЗ от25.07.1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом».
8.     Положение оМежведомственной антитеррористической комиссии Российской Федерации, утв.Постановлением Правительства РФ от 16.01.1997 № 45.
9.        Концепциянациональной безопасности Российской Федерации 1997г.
10.     УголовныйКодекс РСФСР, 1960г.
Литература:
1.        Антонян Ю. М.Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998, с.540.
2.        АртамоновИ. И. Терроризм: способы предотвращения, методика расследования. Монография.М., 2002, с. 330.
3.        Гушер А. И.Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества. М.,2002, с. 420.
4.        Даль В. Толковыйсловарь живого великорусского языка. М., 1955, с. 890.

5.        Емельянов В.П. Терроризм как деяние и состав преступления. Х., 1999, с. 410.
6.        Емельянов В. П. Терроризми преступления с признаками терроризирования: уголовно-правовое исследование.СПб., 2002, 530.
7.        Злобин Г.А., Никифоров Б.С. Умысел и его формы. М., 1972, с. 420.
8.        Ляхов Е. Т. Политика терроризма. М., 1997, с. 360.
9.        Миненок М. Г., Миненок Д. М. Корысть.Криминологические и уголовно-правовые проблемы. СПб, 2001, с. 367.
10.     Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1989, с. 970.
11.     Правовое обеспечение противодействия терроризму: Справочное пособие /Под. ред. А. Ю. Шумилова. М., 1998, с. 48.
12.     Преступления террористическойнаправленности: уголовное преследование на досудебных стадиях / Под ред. О. Н.Коршуновой. СПб, 2003, с. 435.
13.     Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999, с. 390.
14.     УстиновВ. В. Зарубежныйопыт правового регулирования борьбы с терроризмом: международно-правовыестандарты и национальная законодательная практика // Законодательство, 2002,№8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Американская модель социальной защиты
Реферат Поняття та форми державного устрою2
Реферат Правові засади приватизації державного та комунального майна
Реферат Сражение при Элтамс-Лендинг
Реферат 1. Теоретические основы маркетинга
Реферат Електронна пошта, як засіб ділових комунікацій
Реферат Анализ эффективности инвестиционного проекта
Реферат описание картины С.Григорьева Вратарь
Реферат Влияние витаминов на организм человека
Реферат Источники финансирования коммерческого предприятия 2
Реферат Проблема національних меншин України у внутрішній політиці центральної ради
Реферат Interstate Commerce Act Essay Research Paper In
Реферат История государства и права древнеамериканских цивилизаций
Реферат Становление советской России
Реферат Использование тренажеров в технической и физической подготовке начинающих волейболистов