Реферат по предмету "Государство и право"


Президентский финансовый контроль в Российской Федерации

Федеральное агентство по науке и образованию
Воронежский Государственный торгово-экономический университет
Факультет «Финансы и кредит»
Контрольнаяработа по Финансовому праву
на тему
 
 Президентскийфинансовый контроль в РФ
Воронеж 2007

Содержание
Введение. 3
1 Финансовый контроль в России: предназначение иисторическое развитие  4
2 Президентский контроль как часть системы финансовогоконтроля. 7
Заключение. 11
Литература. 14

Введение
В конце 2006 г. в нашей стране отмечалось 350-летие установлениягосударственного финансового контроля в России и 15-летие президентскогоконтроля.
Важные изменения, происходящие в стране, кардинальная реформабюджетного процесса, переход к новым принципам планирования работы органоввласти, а также задачи реализации национальных проектов, сформулированныхПрезидентом Российской Федерации, объективно приводят к необходимости усиленияконтрольных функций государства, к изменению принципов, форм и методовконтроля.
Контроль – важнейшая функция любой системы управления. В новойроссийской истории на протяжении целого ряда лет контрольные механизмынаходились в состоянии полуразвала, а некоторые необходимые элементы вообщеотсутствовали.
Первоочередной задачей контрольных органов страны является контрольза продвижением приоритетных национальных проектов и за решениемдемографической проблемы. На эти цели направляются масштабные государственныеинвестиции, и требуется контроль за эффективностью расходования этих ресурсов иза четкостью и своевременностью выполнения мероприятий в рамках реализациинациональных проектов.
Сейчас система финансового контроля в стране не всегда эффективна,требуется избавление от дублирования контрольными органами функций друг друга,а также упрощение и унификации финансовой отчетности органов власти различныхуровней. Поэтому правительство сформировало и приступило к реализации сквознойсистемы контроля, которая включает в себя контроль за расходованием средств навсех уровнях власти.
Рассмотрим вопросы правового осуществления президентскогофинансового контроля.
1 Финансовый контроль в России: предназначение иисторическое развитие
Финансовый контроль в России, история существования которогонасчитывает 350 лет, претерпевал на протяжении четырех веков различныеорганизационные изменения в зависимости от особенностей экономической иполитической ситуации. Неизменной оставалась его суть и цели. Институтфинансового контроля никогда не был надстроечной структурой в системегосударственного управления, а служил базовой компонентой для укреплениягосударственности, безопасности и авторитета России. Бюджетная системагосударства — одна из основ его экономики. Поэтому эффективное еефункционирование и рачительное отношение к ней всегда было предметом пристальноговнимания со стороны высшей государственной власти.
Значительно возрастала роль финансового контроля на переходныхисторических этапах. Само зарождение системы государственного финансовогоконтроля в XVII веке происходило как раз в такой период. Россия, едваоправившись от Смуты, была вынуждена решать задачи преодоления ее последствий.Происходило возвышение самодержавной власти, которая, для частичной компенсацииэкономической отсталости страны, объявила государственные ценностипервостепенными. Требовалось четкое разграничение ведомственных функций,которого не могла обеспечить действовавшая с XV века Большая Казна. СозданныйСчетный приказ способствовал росту доходов государства, опираясь на выборныхпосадских людей, требовал отчетов от местных финансовых органов и сборщиковналогов, чем служил укреплявшейся государственной власти. Так, в России временГосударя Алексея Михайловича зародился один из основных принциповгосударственного финансового контроля: независимость от местных органов власти.
Свое дальнейшее развитие государственный финансовый контрольполучил в период петровских преобразований и во время реформы местногосамоуправления Екатерины II. Однако в настоящую систему он оформился лишь в XIXвеке, это время еще называют «золотым веком» государственного финансовогоконтроля в России, когда был проведен ряд либеральных реформ, одержана победа вОтечественной войне 1812 года и отменено крепостное право. Неоценимой являетсяреформаторская деятельность М.М.Сперанского, в результате которой финансовыйконтроль по существу стал независимым. Были учреждены Главное управлениеГосударственных счетов и должность Государственного контролера. В их функциивходило «усматривать выгоды, приобретенные казною при различных операциях»,сегодня мы бы назвали эту работу аудитом эффективности.
Во второй половине XIX века при Александре II благодаря таланту иупорству генерал-контролера Контрольного департамента Валериана АлексеевичаТатаринова сложилась система госфинконтроля: к 1 января 1866 года контрольныепалаты действовали во всех областях и губерниях Российской Империи. Вводиласьновая система государственной отчетности, неразрывными звеньями которойявлялись единство бюджета и единство кассы, что неизбежно предполагалоустановление принципа предварительного контроля, против которого и тогдаожесточенно возражало Министерство финансов. Кроме того, именно в эти годы длягосударственных органов устанавливались единообразные сметы по доходам ирасходам, переносить кредиты из одного подразделения сметы в другоезапрещалось. Таким образом, устанавливался целевой принцип при расходованиигосударственных средств. Кроме того, начал оформляться принцип «прозрачности»бюджета: роспись государственных доходов и расходов стала ежегоднопубликоваться.
В годы существования Советского государства системагосударственного финансового контроля была трансформирована, исходя из задач,определенных партийным руководством страны, а ее характерной чертой сталоодновременное наличие системы органов партийного, народного, а такжеобщественного контроля в составе профсоюзных и кооперативных организаций.Исходя из поставленных перед ней задач система в целом была достаточноэффективной.
С распадом СССР произошел и распад советской системыгосударственного финансового контроля. Образованной в 1995 году Счетной палатеРоссийской Федерации пришлось выполнить историческую, без преувеличения, задачувосстановления системы и работоспособности независимого финансового контроля нановом витке российской истории. При этом необходимо понимать, чтогосударственный финансовый контроль развивался в соответствии с определеннымизакономерностями, которых нужно придерживаться, и пренебрегать которыми было быв высшей степени неосмотрительно.
Вместе с тем, развитие общества, появление новых методовгосударственного управления и развитие экономических процессов в миреобъективно выдвигают сегодня перед государственным финансовым контролем новыетребования.
Современная система государственного финансового контроля должнабыть адекватна новому историческому этапу в развитии государства и общества исоответствовать международным стандартам.
Россия, являясь частью мирового экономического пространства, неможет оставаться в стороне от разворачивающихся интеграционных процессов. Передней, как и перед другими странами, стоят общие проблемы, превратившиеся сегодняв глобальные — это экология и природопользование, противодействиераспространению международного терроризма и отмыванию «грязных денег». В этойсвязи повышается роль двустороннего и многостороннего сотрудничества с высшимиорганами финансового контроля зарубежных стран. Это принципиально отличаетнынешний государственный финансовый контроль от всех предыдущих этапов егоистории.
Важной задачей, стоящей перед органами государственного финансовогоконтроля, является тесное взаимодействие контрольных органов всех уровней врамках единой системы. Только единство действий способно качественно повыситьрезультативность контрольной деятельности, обеспечить успешность примененияметодов аудита эффективности, а также стратегического аудита. Так, за 2005 годРосфиннадзором в целом была проведена 21 тысяча проверок, выявлено нарушений насумму 150 млрд. рублей, что составляет почти 16% расходов федерального бюджета[1].Что касается соотношения «цена/качество», то проиллюстрировать это можнопримером: за первые десять лет своей работы Счетная палата получила изфедерального бюджета 2 млрд. 757 млн. рублей, а вернула в казну – 66 млрд. 600млн. рублей[2].
На современном этапе новейшей истории в стране организационнозавершилось формирование трех составляющих системы финансового контроля. Имиявляются Президентский финансовый контроль во главе с Контрольным управлениемГлавы государства; внутренний финансовый контроль во главе с Министерствомфинансов Российской Федерации и внешний финансовый контроль, который от лицапредставительной власти осуществляют Счетная палата России и контрольно-счетныеорганы субъектов Федерации.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.