Оглавление:
Введение… 3
1. Обязательность наличияпредставительных органов местного самоуправления. 5
2. Предметы ведения представительногооргана местного самоуправления. 11
3. Организация работы представительногооргана местного самоуправления… 14
4. Виды заседаний представительногооргана местного самоуправления… 16
5. Принятие правовых актовпредставительным органом местного самоуправления. 18
Заключение… 20
Литература… 21
/>Введение
Муниципальное право —одна из отраслей российского права, поскольку призванарегулировать разнообразные общественные отношения в самой многосторонней сфере— в сфере местного самоуправления. В настоящее время местное самоуправлениесоставляет одну из важных и необходимых основ конституционногостроя России. В качестве публичной власти, наиболее приближеннойк населению, местное самоуправление обеспечивает защиту интересовлиц, совместно проживающих на определенной территории, жителикоторой неизбежно взаимодействуют друг с другом. Поэтому местное самоуправлениеявляется одной из фундаментальных основроссийской системы народовластия.
Местноесамоуправление признается и гарантируется государством как формасамоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспеченияповседневных потребностей каждого члена общества и населениямуниципального образования в целом.
Муниципальное правозанимает особое место в системе российского права и отличается от другихотраслей права не только предметом регулирования, но и широкой сферойрегулирования,где проявляется его роль и значение.
Нормымуниципального права, во-первых, упорядочивают и закрепляют наиболееважные общественные отношения в сфере местного самоуправления,во-вторых, охраняют урегулированные правом общественныеотношения, и наконец, способствуют развитию новых общественныхотношений. Посредством норм муниципального права и на основеКонституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актовреализуются важнейшие вопросы местного самоуправления:управление муниципальной собственностью, формирование,утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местныхналогов и сборов,осуществление охраны общественного порядка, организация и деятельность органов местного самоуправления. Кроме того, нормы муниципального права регулируют ииные вопросы непосредственногообеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а также вопросы, не исключенные из ихведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.
Все отмеченноепозволяет говорить о важном месте муниципального права в системероссийского права и его влияния на ход общественного развития.Соответственно этому и наука муниципального права занимает важное место всистеме правовой науки, а следовательно, и среди учебных дисциплин, изучаемых в образовательных учреждениях. 1. Обязательность наличия представительных органов местногосамоуправления.
В соответствии с Европейской хартией местногосамоуправления право на местное самоуправление осуществляется советами илисобраниями, состоящими из членов, выбранных путем свободного тайного, равного,прямого и всеобщего голосования. Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции РФ органыместного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на другихпринципах. В системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущаяроль принадлежит представительным органам местного самоуправления. Они,состоящие из депутатов, решают от имени избравшего их населения наиболее важныевопросы местной жизни. В российском законодательстве обязательность наличиявыборных органов местного самоуправления установлена Законом об общихпринципах организации местного самоуправления, в соответствии с которымналичие выборных органов местного самоуправления муниципальных образованийявляется обязательным (п. 2 ст. 14).
Однако в 1995—1996 гг.получила широкое распространение практика противодействия глав субъектовФедерации возникновению самостоятельной местной власти. В ряде регионов непринимались законы, устанавливающие порядок проведения муниципальных выборов;отсутствовали принятые в установленном порядке уставы муниципальныхобразований, имелись другие нарушения. Выборы органов и должностных лиц местногосамоуправления не назначались и не проводились, так как отсутствовалисоответствующие законы субъекта Федерации.
Исходя из закрепленного в законодательствепринципа обязательности наличия выборных органов местного самоуправления дляустранения подобных ситуаций был принят Федеральный закон от 26 ноября 1996 г.“Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать ибыть избранными в органы местного самоуправления”. Этот Закон применяется принарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органыместного самоуправления в случаях, если:
- законодательным(представительным) органом субъекта Федерации не принят закон, устанавливающийпорядок проведения муниципальных выборов;
- представительныморганом местного самоуправления или на местном референдуме не принят уставмуниципального образования;
- вмуниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местногосамоуправления;
- полномочияорганов местного самоуправления осуществляются должностными лицами,назначенными органами государственной власти;
- закономсубъекта Федерации не установлен порядок образования, объединения,преобразования и упразднения муниципальных образований;
- истеклиустановленные сроки полномочий выборных органов и должностных лиц местногосамоуправления;
- выборыдепутатов представительных органов или выборных должностных лиц местногосамоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначеныуполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;
- отсутствуюторганы или должностные лица, уполномоченные назначать выборы депутатовпредставительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
- муниципальныеобразования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащемзаконодательству;
- органыместного самоуправления упразднены или самораспустились в порядке,противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять своиполномочия;
- внарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан,проживающих на территории муниципального образования, избирать и бытьизбранными в органы местного самоуправления муниципального образования.
Дата выборовпредставительных органов местного самоуправления может назначаться судом.Такие выборы уже назначались судом в ряде муниципальных образованийКемеровской, Брянской и других областей.
В отдельных поселениях уставоммуниципального образования в соответствии с законами субъекта Федерации можетпредусматриваться возможность осуществления полномочий представительныхорганов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Реально этоосуществимо только в небольших муниципальных образованиях. Например, ЗаконМурманской области от 18 ноября 1996 г. “О собраниях (сходах) граждан вМурманской области” устанавливает, что в поселениях с числом избирателей до 500человек полномочия представительных органов местного самоуправленияосуществляется собраниями (сходами) граждан, предусмотренными уставом муниципальногообразования. Только в этом случае представительные органы местного самоуправленияне избираются.
Наименование представительного органаместного самоуправления. В соответствии с п. 4 ст. 14 Закона об общихпринципах организации местного самоуправления наименования органов местногосамоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований всоответствии законами субъектов Федерации с учетом национальных, историческихи иных местных традиций. Так, Московская областная Дума, принимая Закон “Оместном самоуправлении в Московской области”, заложила в нем единое для всех муниципальныхобразований области наименование органов местного самоуправления. Всоответствие со ст. 16 этого Закона представительный орган местного самоуправленияназывается Советом депутатов. Поясняется, что это сделано для удобства граждан,так как “приезжая из одного региона области в другой, они будут знать, как и ккому обратиться в случае необходимости”. Такая позиция не выдерживает критики:название органа не влияет на его полномочия, да и наши граждане не такие ужбезграмотные. Представляется, что если структуру органов местногосамоуправления устанавливает население, то оно должно и названиепредставительного органа определять самостоятельно.
Численный состав представительного органаместного самоуправления. В уставе муниципального образования устанавливаетсячисленный состав представительного органа местного самоуправления. Егочисленность зависит от размеров муниципального образования, исторических ииных местных традиций. В советский период, например, численный состав Советовнародных депутатов был искусственно раздут. Так, в соответствии с ЗакономРСФСР о выборах народных депутатов местных Советов народных депутатов 1989 г.в поселковые и сельские Советы избиралось до 50 депутатов, в районные — до 75,а в городские — до 200 депутатов. Считалось, что чем шире состав Совета, тембольше трудящихся пройдут школу государственного управления на пути ккоммунистическому самоуправлению. Однако это верно только отчасти. Деловоерассмотрение вопросов и организованная работа при такой численности Советовбыли значительно затруднены.
В то же время сокращениечисленности представительных органов местного самоуправления приводит кснижению эффективности контроля за исполнительными органами. Представительныеорганы вынуждены либо сокращать число своих комитетов (комиссий), либовключать одних и тех же депутатов в состав нескольких комиссий, что такжепрепятствует их эффективной работе.
Ориентиры в определении численного составапредставительного органа местного самоуправления даны в Законе об обеспеченииконституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местногосамоуправления. Так, если на день вынесения решения суда о назначении датывыборов депутатов представительного органа местного самоуправления не принятустав муниципального образования, не установлен его численный состав, а такжеесли на день вступления в силу Закона об общих принципах организации местногосамоуправления представительные органы не избирались, выборы были признанынедействительными, несостоявшимися, или избрано недостаточное для осуществленияполномочий представительного органа число депутатов, то он избирается всоставе:
50 депутатов — длямуниципальных образований, имеющих численность населения более 500 тыс.человек;
30 — с численностьюнаселения от 200 тыс. до 500 тыс. человек;
20 — с численностьюнаселения от 50 тыс. до 200 тыс. человек;
10 — с численностью населения от 10 тыс.до 50 тыс. человек;
7 депутатов — длямуниципальных образований, имеющих
численность населения менее 10 тыс. человек.
В соответствии сЗаконом Приморского края “О местном
самоуправлении в Приморском крае” численность представительных (выборных)органов местного самоуправления установлена от 5 до 25 депутатов. Такоевмешательство в компетенцию муниципальных образований безусловно противоречит федеральному законодательству.
Вопрос о численном составепредставительного выборного органа местного самоуправления является весьмаважным для эффективности его деятельности. Как правило, члены представительныхорганов осуществляют свою депутатскую деятельность без отрыва от постоянногоместа работы. Вся их деятельность в представительном органе функционально неопределена даже на уровне регламентов, временная нагрузка тоже нигде необозначена.
Видимо, научное обоснование численногосостава муниципальных представительных органов должно разрабатываться с учетоммногих факторов при установлении единой цели: превращение представительногооргана в эффективно работающее учреждение.
/>2. Предметы веденияпредставительного органа местного самоуправления.
В п. 3 ст. 15 Закона об общих принципахорганизации местного самоуправления четко определены следующие предметыисключительного ведения представительных органов местного самоуправления:
1) принятиеобщеобязательных правил по предметам ведения
муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждениеместного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятиепланов и программ развития муниципального
образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установлениеместных налогов и сборов;
5) формированиепорядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контрольза деятельностью органов и должностных лиц
местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Полномочия представительных органовместного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.Причем основу их составляют предметы ведения местного самоуправления иисключительные полномочия их представительных органов, закрепленныефедеральным законодательством. Выделение предметов исключительного веденияпредставительных органов местной власти обеспечивает им возможность оказыватьрешающее влияние на руководство хозяйственным комплексом муниципальногообразования. Не случайно они выделены из общего перечня предметов веденияместного самоуправления. Их содержание и значимость показывают, что выборныйпредставительный орган местного самоуправления постоянно связан со всемисферами жизнедеятельности местного населения, а его контрольные полномочияобеспечивают ему возможность проверять деятельность всех органов и должностныхлиц местного самоуправления по исполнению ими своих обязанностей.
К исключительным полномочиямпредставительного органа местного самоуправления этот Закон также относитпринятие решения о проведении местного референдума (ст. 22), установлениельгот по уплате местных налогов и сборов (ст. 39). Представительные органыместного самоуправления обладают правом законодательной инициативы взаконодательном (представительном) органе власти субъекта Федерации.
Вопросы, составляющие предметыисключительного ведения представительного органа местного самоуправления, немогут передаваться другим органам и должностным лицам местного самоуправления.
Это минимальный перечень полномочийпредставительного органа местного самоуправления, закрепленный федеральнымзаконодательством. Другие полномочия определяются уставами муниципальныхобразований. Например, Устав Истринского района Московской области, помимовышеперечисленных, называет следующие: установление порядка создания,деятельности и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, находящихсяв собственности муниципального образования; утверждение договоров, подписанныхот имени Истринского района; определение порядка назначения и проведениярайонных народных обсуждений; толкование устава и решений, принятых Советомдепутатов Истринского района.
Однако практика показывает, что полномочияпредставительных органов местного самоуправления, гарантированные федеральнымзаконом, не дополняются на местном уровне. Если же уставом предусмотренадолжность главы муниципального образования, то полномочия представительногооргана, как правило, редко выходят за рамкиs гарантированные федеральнымзаконодательством. Это свидетельствует о том, что реальная власть на местахпринадлежит главе муниципального образования.
В уставах и региональном законодательственеобходимо больше внимания уделять закреплению распорядительных полномочийпредставительных органов местного самоуправления, поскольку хотя они и незапрещены, но и не предусмотрены ни федеральным, ни региональнымзаконодательством. Здесь уместно пойти по пути позитивного закрепленияраспорядительных и иных полномочий, не давая исчерпывающего перечня контрольныхполномочий представительных органов в отношении исполнительного аппарата.Следует предусмотреть исключительные полномочия представительных органов какпроизводные от полновластия населения на территории муниципальногообразования, в сущности, делегированные им местным населением, которое вправеконтролировать их исполнение.
3. Организация работы представительного органаместного самоуправления.
Деятельность представительного органаместного самоуправления определяется регламентом соответствующего органа, вкотором устанавливается порядок созыва сессии, ведения заседания и принятиярешений. Регламенты часто публикуются местной прессой.
В советский периодосновной формой работы местных Советов были сессии. Сессия (от лат. sessio — заседание) — этопромежуток времени, в течение которого происходят пленарные заседанияпредставительного органа и его комиссий. Регулярность проведения сессийместных Советов жестко закреплялась союзным и республиканскимзаконодательством. Например, в соответствии с Законом РСФСР от 29 июля 1971 г.“О районном Совете народных депутатов РСФСР” (в ред. от 3 августа 1979 г.)сессии районного Совета народных депутатов проводились не реже четырех раз вгод. Связано это было с тем, что проекты решений спускались сверху, а на сессиипроходило формальное утверждение уже готовых решений. Сессии созывалисьисполнительными комитетами Советов и длились один день.
В настоящее время формы работыпредставительных органов местного самоуправления законодательно не определены.Организационно-правовые формы работы предусматриваются в уставахмуниципальных образований или регламентах. В этих актах довольно редкоиспользуется слово “сессия”, а говорится, как правило, о заседаниях.
Главной формой деятельности выборногопредставительного органа местного самоуправления является его работа в пленарномсоставе. Содержание и эффективность пленарной, сессионной деятельности во многомпредопределяет результативность других организационно-правовых формдеятельности депутатов (муниципальных советников, членов городских дум и собраний).
Пленарная, сессионная деятельностьявляется главной, основной формой их функционирования, поскольку только насессии муниципального совета (думы, собрания и т.д.) решаются вопросыисключительного ведения представительного органа муниципального образования.Это прямо закреплено в Законе об общих принципах организации местногосамоуправления, в соответствии с п. 4 ст. 15 которого представительный орган местногосамоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. Только здесь решаетсявопрос об избрании руководителя представительного органа, который всоответствии с уставом муниципального образования может быть главой муниципальногообразования. Уставы некоторых муниципальных образований предусматриваютпорядок утверждения структуры муниципального представительного органа,образования и упразднения постоянных комиссий и депутатских групп, принятиярешений о досрочном прекращении полномочий представительного органа местногосамоуправления и его депутатов.
По отдельным направлениям своейдеятельности представительный орган местного самоуправления образуетпостоянные комиссии — основные рабочие службы. В комиссиях проходит всяподготовительная часть по выработке решений представительного органа.
В уставе муниципальногообразования или в регламенте работы представительного органа указываетсяпериодичность проведения заседаний (сессий) представительного органа. Например,сессии Совета депутатов Подольского района созываются не реже одного раза в двамесяца, а председатель Тверской городской Думы назначает заседание не режеодного раза в квартал./>4. Виды заседаний представительногооргана местного самоуправления.
Заседания могут быть очередными ивнеочередными, пленарными и проводимыми по комиссиям и комитетам, открытыми изакрытыми. Очередные заседания проводятся планово, в сроки, предусмотренныеуставами муниципальных образований и регламентами работы представительныхорганов. Очередную сессию представительного органа созывает председатель думы(совета, собрания и т.д.) или глава местного самоуправления, который можетбыть главой местной администрации. Первая сессия созывается не позднее 14—20дней после избрания представительного органа. Сессия правомочна при наличии неменее двух третей общего числа депутатов. Все вопросы на сессиипредставительного органа решаются на основе устава муниципального образованияи регламента работы самого представительного органа. Некоторые вопросыконституционного свойства решаются на сессии представительного органаквалифицированным большинством, т.е. двумя третями общего количества (например,вопрос о самороспуске представительного органа). Руководители всех предприятий,учреждений и организаций независимо от формы собственности, расположенных натерритории муниципального образования, обязаны по требованию представительногооргана или главы местного самоуправления являться на сессию совета (думы) длядачи ответов на запросы депутатов и предоставления информации по вопросам,входящим в компетенцию данного органа. Неявка названных лиц без уважительнойпричины влечет ответственность, предусмотренную за неисполнение решенияпредставительного органа местного самоуправления.
Внеочередные заседаниясозываются при наличии необходимых для этого обстоятельств. Регламентыпредставительных органов предусматривают особый порядок созыва внеочередногозаседания. Например, согласно регламенту Тверской городской Думы внеочередныезаседания проводятся по предложению главы города, председателя Думы, не менееодной трети числа избранных депутатов, постоянной комиссии и не позднее недельногосрока. При созыве внеочередного заседания целесообразно извещать депутатов оповестке дня.
Заседания могут бытьпленарными, когда в работе принимают участие все депутаты одновременно, ипроводимыми по комиссиям и комитетам, на которых депутаты предварительнообсуждают вопросы, планируемые к внесению на рассмотрение представительногооргана. Правовые акты, как правило, принимаются представительным органомместного самоуправления только после предварительного обсуждения проектов вкомиссиях, к ведению которых относятся данные вопросы.
Заседания представительного органа восновном являются открытыми. На них могут присутствовать жители муниципальногообразования, представители общественных объединений, органов территориальногообщественного самоуправления, должностные лица исполнительных органов местногосамоуправления, представители органов государственной власти, средств массовойинформации и др. Закрытые заседания проводятся в особых случаях. Списокприглашенных на заседание определяется представительным органом. При этомследует отметить, в соответствии со ст. 7 Закона о прокуратуре прокуроры вправеприсутствовать на заседаниях органа местного самоуправления, в том числе назакрытых.
/>5. Принятие правовыхактов представительным органом местного самоуправления.
Правовые акты представительных органов обычноназываются решениями. Представительный орган принимает решения коллегиально.Порядок принятия и вступления в силу решений представительного органа устанавливаетсяв уставе муниципального образования и конкретизируется регламентом.
Для принятия решения представительныморганом необходим кворум, который обеспечивается присутствием двух третей илиполовины числа избранных депутатов. В соответствии с регламентом рассмотрениепроекта решения представительного органа местного самоуправления можетосуществляться в несколько стадий (чтений). Например, при первом чтении происходитобсуждение документа, принятие его за основу, при втором — вносятся поправки иизменения и документ принимается в целом.
Многие решения представительного органаместного самоуправления принимаются простым большинством голосов. Гарантиейисполнения этих актов является обязательность исполнения решенийпредставительного органа всеми расположенными на территории муниципальногообразования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовыхформ, а также органами местного самоуправления и гражданами (п. 1 ст. 44Закона об общих принципах организации местного самоуправления).
Внесение изменений идополнений в устав муниципального образования обычно принимаетсяквалифицированным большинством в две трети голосов. Если это предусмотренозаконодательством региона, акты представительного органа подписывает главамуниципального образования, ему может быть предоставлено право вето. Например,в соответствии со ст. 16 Устава г. Тулы глава города обладает правомотлагательного вето на решения городской Думы, которое в течение семикалендарных дней с момента принятия решения в письменном виде направляется вгородскую Думу. Вето главы города может быть отклонено городской Думой наповторном заседании по рассматриваемому вопросу двумя третями установленнойчисленности ее депутатов. В случае преодоления городской Думой вето главыгорода последний обязан подписать решение и обнародовать его в течение трехдней.
В соответствии с п. 2 ст.19 Закона об общих принципах организации местного самоуправления нормативныеправовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, затрагивающиеправа, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после ихофициального опубликования (обнародования).
/>Заключение
Реализациягосударственной политики в области развития местного самоуправленияв Российской Федерации требует комплексного подходак решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также определенияприоритетных направлений на соответствующем этапе реализации государственнойполитики.
Успешная реализациягосударственной политики в области развития местного самоуправленияв Российской Федерации должна привести к созданию системывзаимодействия населения, местного самоуправления игосударственной власти. Эффективное функционированиеэтой системы позволит обеспечить:
- улучшение условий жизни населения в каждом муниципальномобразовании;
- обретение гражданами навыков демократическоговзаимодействия с формируемыми ими органами местногосамоуправления, а также навыков общественного контроля заэффективностью их деятельности устойчивое самостоятельное развитиемуниципальных образований.
/>Литература
1. Бакушев В. В., Ивановский В. А.,Молчанова Л.А. Городское управление
и самоуправление в России: эволюциястоличного опыта.— М., 1998.
2. Барабашев Г.В. Местноесамоуправление. — М., 1996.
3. Васильев В.И. Местное самоуправление.— М., 1999.
4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. — М., 1999.
5. Герасименко Г.А. Земское самоуправлениев России. — М., 1990.
6. Еремян В.В., Федоров М.В. Местноесамоуправление в России
(XII—начало XXвв.): Учеб. пособие. — М., 1998.
7. Институты самоуправления:историко-правовое исследование. — М., 1995.
8. Казанчев Ю.Д., ПисаревА.Н. Муниципальное право России: Учебник.
— М., 1998.
9. Комментарий к Федеральному закону “Об общих принципах
организации местногосамоуправления в Российской Федерации”.
— М.,1999.
10. Кутафин О.Е., Фадеев В.И.Муниципальное право Российской
Федерации: Учебник. —М., 2000.
11. Местное самоуправление: Сборникнормативных правовых актов.
— М., 1998.