УНИВЕРСИТЕТКАЙНАР.
КУРСОВАЯРАБОТА
НА ТЕМУ:“ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ В РК”
ВЫПОЛНИЛ:
ПРОВЕРИЛ:
АКТАУ 2007Г.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
v ПОНЯТИЕ ГОС.СЛУЖБЫ В РК.
v ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОСЙ СЛУЖБЫ.
2. ПОНЯТИЕ И ТИПЫДОЛЖНОСТЕЙ.
v ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ
3. ПРАВА ИОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
v ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
v ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГОСЛУЖАЩЕГО. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ:
Государство, являясь особой организациейпубличной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовыхсил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуютсяпосредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства- государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этихкадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, приих практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих.От государственных служащих зависит работа государства.
Государственная служба продолжает и завершаеторганизацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализациизадач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вноситжизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности.В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качествепервейшего организационного средства выполнения государством своих целей.
В структуре государственнойслужбы различаются чётко две стороны, две группы отношений: организация государственнойслужбы её подготовка и служебная деятельность, осуществление каждым служащим ивсеми ими вместе своих служебных практических полномочий.
Организация государственнойслужбы означает её формирование для деятельности и включает большоё круг вопросов:установление должностных наименований и определение полномочий по каждой должности,выработка правил поступления на государственную службу, подготовка кадров и повышениеих квалификации, правила продвижения по службе, применения мер поощрения и мер дисциплинарнойи иной ответственности, правил прохождения службы и прекращения служебных отношенийи некоторые другие правила. Это большая область отношений связанная с кадрами иимеющая подготовительные цели для практической деятельности.
Другая сторона государственнойслужбы — это практическая деятельность государственных служащих по реализации порученныхим полномочий.
Каждый служащий занимает должность,определяющую объём его полномочий, которые и подлежат реализации. Со стороны материальногосодержания эти полномочия весьма разнообразны (в сфере властной деятельности, исполнительной,в правосудии и т.д.), разнообразны они и по правовым формам своей реализации (составлениедокументов, работа с ними, приём лиц, рассмотрение жалоб и т.д.).
Государственная служба представляетсобой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственнойслужбы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащимипрактических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяетнормы различных отраслей права .
В настоящее время данная темашироко обсуждается в научных кругах, на страницах монографий, учебных пособий, выходитмасса законов и подзаконных нормативных правовых актов. Это связанно с новыми подходамик пониманию и месте государственной службы в современном казахстанском государстве,а также с реформами проводящимися в данном направлении.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙСЛУЖБЫ:
1.1 Понятие государственнойслужбы в Республике Казахстан.
Традиционно советская государственнаяслужба рассматривалась как особый вид государственной деятельности, осуществляемойна профессиональной основе работниками государственных органов в целях выполнениязадач и функций государства и оплачиваемая им.
При таком подходе к определениюгосударственной службы, выделяются, с одной стороны задачи и функции государства,которые оно выполняет в лице государственных органов и служащих, а с другой — трудоваядеятельность по осуществлению данных функций и решению конкретных задач.
Необходимость создания государственнойслужбы и её правого регулирования обусловлена самим существованием государства сего задачами и функциями, а также потребностью в организации кадрового потенциалагосударственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти). Именнослужащие действуют как персонал в многочисленных структурах государственных органов,учреждений и организаций, внутри институтов управляющей и управляемой систем; именноих компетентность определяет реальное использование возможностей управления с цельюустановления требуемого правового порядка в государстве и обществе.
Государственная служба — этопубличная служба, т.е. служба в органах публичной власти. С точки же зрения традиционнойтеории, под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях,организациях и объединениях.
В самом широком теоретическомпонимании государственная служба — это осуществление государственными органами кадровойфункции управления и практической деятельности всех лиц, получающих заработную платуиз государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений)и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов,включая органы законодательной, исполнительной и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорныхорганов, администрацию государственных (казённых) предприятий. Алёхин А.П. и КозловЮ.М. сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащимисвоих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственнойвласти, на предприятиях, учреждениях, иных организациях; государственная службав узком смысле, по мнению этих авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностейтолько в государственных органах. Традиционным в научной литературе стало определениегосударственной службы, данное Манохиным В.М.: «государственная служба представляетсобой одну из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированиюличного состава государственных органов и других государственных организаций, атакже сама деятельность этого личного состава — государственных служащих по практическомуи непосредственному осуществлению задач и функций государства».
Лазарев Б.Ю. определяет государственнуюслужбу как «…служение государству, т.е. выполнение по его поручению и за плату отнего деятельности по реализации задач функций государства в государственных органах».[1]
С точки зрения современногозаконодателя, государственная служба в РК — это профессиональная деятельность, состоящаяв выполнении государственными служащими органов государственной власти РК и субъектовРК компетенции этих органов, установленной в законодательных и иных нормативныхактах.
Государственная служба — деятельность государственных служащих в государственных органах по исполнениюдолжностных полномочий, направленная на реализацию задач и функцийгосударственной власти. В этом определении можно выделить следующие аспекты: 1)государственная служба представляет собой профессиональную деятельность, т.е. деятельностьявляющуюся для государственного служащего профессией и, как правило, она связаннас выполнением им в качестве основного вида деятельности специальных полномочий;2) в рамках осуществляемой деятельности происходит реализация компетенции государственныхорганов; 3) эта деятельность направлена на обеспечение функционирования государственныхорганов; 4) такая деятельность представляет собой исполнение должностных обязанностей,т.е. в данном случае очевиден личностный аспект понятия государственной службы,так как обязанности принадлежат не государственной службе, не должности, а самомугосударственному служащему.
Итак, легальное истолкованиепонятия государственной службы позволяет утверждать, что государственная служба- это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной,исполнительной и судебной власти.
Таким образом, в соответствиис действующим законодательством в практически функциональном смысле государственнаяслужба представляет собой основанную на законе деятельность персонала государственныхорганов представительной исполнительной и судебной власти, состоящую в реализациигосударственной власти в различных сферах общественной жизни в целях выполнениязадач и функций государства.
Общими признаками государственнойслужбы являются: 1) замещение служащих государственной должности государственнойслужбы, предусмотренных штатным расписанием государственного органа; 2) исполнениеполномочий государственного органа, специфических должностных обязанностей с установлениемслужащему денежного содержания.
1. 2.Принципы государственной службы:
Принципы государственной службы это основополагающиеидеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно — обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственныхорганов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственнойслужбы.
Принципы государственной службыобуславливают значимость, законность и социальную ценность отношений, возникающихв системе государственной службы. «Отсутствие правовых принципов государственнойслужбы влечёт за собой появление в ней элементов произвольности, бюрократизма, неорганизованности,беззакония, несправедливости и безнравственности».[2]
Принципы государственной службы- это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи изконкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основныхположениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной государственнойслужбы закрепляются в различных законодательных и других нормативных правовых актах:Конституции РК, и других законах, указах Президента РК, постановлениях ПравительстваРК, конституциях уставах и иных законодательных и нормативных актах субъектов РК.Они реализуются государственными служащими посредствам их практических действий.Принципы государственной службы, установление в Законе РК «О государственной службе»,являются моделью для всех других законодательных и иных нормативных правовых актов,которые также определяют систему принципов публичной службы.
Принципы государственной службыможно подразделить на конституционные и организационные.
Конституционные принципы обусловленыположениями Конституции РК, которые конкретизируются в соответствующих законодательныхактах.
2. ПОНЯТИЕ И ТИПЫ ДОЛЖНОСТЕЙ.
2.1.ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ
В научной литературе относительно понятия«должность» и его содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должностькак простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточкуеё организационной структуры.
«Государственно-служебнаядолжность — это часть организационной структуры государственного органа (организации),обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностныхокладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организациипредоставляемой лицу — государственному служащему в целях её практического осуществления».[3]
Таким образом, должность характеризуетсяследующими признаками: 1) является частью организационной структуры государственногооргана; 2) включает в себя часть компетенции государственного органа, установленнойв правовых актах.
С организационной точки зрениядолжность представляет собой определённую структурную единицу, находящуюся в системегосударственной службы. В этом смысле должность является независимой от самого государственногослужащего, то есть от конкретного лица, её занимающего. Должность также определяеткруг задач, которые передаются одному государственному служащему или группе служащих,занимающих однотипные должности в государственных органах. Государственный служащийне является «собственником» занимаемой им должности. При осуществлении должностныхфункций он должен исполнять содержащиеся в законодательных и иных нормативных актахслужебные функции и задачи.
Внутренняя структура государственногооргана представляет собой систему различных по своему характеру, значению и уровнюдолжностей, включённых в утверждённый штат должностей. Государственные должности- это учреждённая в установленном порядке государственная организация (путём принятияколлегиального решения или единоличного распоряжения должностного лица) первичнаяструктурная единица, которая отражает содержание и объём полномочий занимающегоеё лица и содержится за счёт финансовых средств государственного бюджета (сюда включаетсязаработная плата служащего, занимающего данную должность её техническое обеспечение,установленные льготы и привилегии и пр.).
Государственный служащий невладеет занимаемой им должностью. Она принадлежит государственной администрации.Назначение государственным, органом (должностным лицом) служащего на должность,соответствующую его квалификационному разряду (рангу, классному чину, степени ит.д.), происходит в рамках установленных законом правил разделения квалификационныхразрядов, классных чинов, рангов и степеней, с одной стороны, и должностей — с другой.
«государственнаядолжность — структурная единица государственного органа, на которую возложенустановленный нормативными правовыми актами круг должностных полномочий идолжностных обязанностей»[4].
Закон установил следующуюклассификацию государственных должностей.
В составдолжностей государственных служащих входят политические и административныедолжности государственных служащих.
2. Кполитическим должностям относятся должности, занимаемые политическимигосударственными служащими:
1)назначаемыми Президентом Республики Казахстан, их заместители;
2)назначаемыми и избираемыми палатами Парламента Республики Казахстан иПредседателями палат Парламента, их заместители;
3)являющимися представителями Президента и Правительства в соответствии сКонституцией;
4)возглавляющими (руководители) центральные исполнительные органы и ведомства, ихзаместители.
3. Дляадминистративных государственных служащих устанавливаются категории. Категориидолжностей и порядок отнесения административных должностей по категориямутверждается Президентом республики по представлению уполномоченного органа.
3. Для политическихгосударственных служащих категории должностей не устанавливаются.[5]
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО.
ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННОГОСЛУЖАЩЕГО.
Государственный служащий обладает полнымобъёмом конституционных прав личности и гражданина РК. Общегражданские права и обязанностигосударственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащиепользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществомна ровне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществомнаравне со всеми гражданами. Ограничения служащего в правах могут иметь место толькозаконом о государственной службе, в связи с обеспечением надлежащего выполненияслужащими своих служебных полномочий (например, в сфере предпринимательской деятельности).
Государственный служащий имеетопределённое правовое положение. Для него определены особые условия поступленияна государственную службу прохождение и прекращение службы. Государственный служащийреализует предоставленные ему полномочия и функции как внутри государственной администрации,так и по отношению к внешним субъектам права (гражданам и другим организациям ит.д.).
Правовое положение служащего,находящегося на государственной службе (в министерствах, государственных комитетах,аппарате Администрации Президента, Правительства и т.д.) отличается от правовогоположения, например, военнослужащего характером служебных полномочий,содержанием прав и обязанностей, механизмом привлечения к правовой ответственности.
Правовое положение государственныхслужащих зависит также от условий, в которых протекает государственная служба. Поэтомуособенности правового положения государственных служащих могут определяться и объективновозникшей общественно-политической либо государственной ситуацией: например, введениережима чрезвычайного положения или военного положения; объявление мобилизации; другиеустановленные специальными законами административно-правовые режимы. В этих случаяхсодержание правового положения государственного служащего существенным образом можетизменяться; служащие могут получать дополнительные полномочия, права; для них могутустанавливаться специальные обязанности и особые условия прохождения службы и юридическойответственности. Правовое положение государственных служащих определяет в первуюочередь различный набор прав и обязанностей.
Права государственного служащегоперечисленные в ст. 8 ЗАКОНА РК «О государственной службе в РК» можно объединитьв две группы. В первую из них войдут те права государственного служащего, которыереализуются в процессе непосредственного осуществления должностных полномочий:
1)пользоваться правами и свободами, которые гарантируются гражданам республикиКонституцией и законами Республики Казахстан;
2)участвовать в пределах своих полномочий в рассмотрении вопросов и принятии поним решений, требовать их исполнения соответствующими органами и должностнымилицами;
3) получать вустановленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнениядолжностных обязанностей;
4) посещать вустановленном порядке для исполнения должностных обязанностей организации,независимо от формы их собственности;
5) требоватьот руководителя точного определения задач и объема служебных полномочий всоответствии с должностью, занимаемой государственным служащим;
6) науважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе состороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;
7) настимулирование и оплату труда в зависимости от должности, которую он занимает,качества, опыта и иных установленных настоящим Законом оснований;
8) напереподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средствсоответствующего бюджета;
9)беспрепятственно знакомиться с материалами, которые касаются прохождения имгосударственной службы, в необходимых случаях давать личные объяснения;
10) напродвижение по службе с учетом квалификации способностей, добросовестногоисполнения своих служебных обязанностей;
11) требоватьслужебного расследования при наличии безосновательных, по мнению служащего,обвинений;
12) на охранутруда, здоровья, безопасные и необходимые для высокопроизводительной работыусловия труда;
13) насоциальную и правовую защиту;
14) наувольнение с государственной службы по собственному желанию;
15) напенсионное и социальное обеспечение;
16) навнесение вышестоящим государственным органам и должностным лицам предложений посовершенствованию государственной службы.
Обязанностигосударственных служащих в РК. Основные обязанности государственного служащего, закреплённыев ст.9 Закона «О государственной службе РК» можно также сгруппировать в две группы.В одну из них включаются обязанности по непосредственному осуществлению должностныхполномочий:
1) соблюдатьКонституцию и законодательство республики,
2) приноситьприсягу государственного служащего в порядке, утвержденном ПрезидентомРеспублики Казахстан;
3)обеспечивать соблюдение и защиту прав, свобод и законных интересов граждан июридических лиц, рассматривать в порядке и сроки, установленныезаконодательством, обращения граждан, принимать по ним необходимые меры;
4)осуществлять полномочия в пределах предоставленных им прав и в соответствии сдолжностными обязанностями;
В другую группу обязанностей государственногослужащего входят те обязанности, которые преследует цель обеспечить наиболее эффективноеисполнение должности:
5) соблюдатьгосударственную и трудовую дисциплину;
6) приниматьна себя ограничения, установленные законом;
7) соблюдатьнормы служебной этики, установленные законодательством;
8) выполнятьприказы и распоряжения руководителей, решения и указания вышестоящих органов идолжностных лиц, изданные в пределах их полномочий;
9) хранитьгосударственные секреты и иную охраняемую законом тайну, в том числе и послепрекращения государственной службы в течение времени, установленного законом, очем дают подписку;
10) сохранятьв тайне получаемые при исполнении служебных обязанностей сведения,затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от нихпредоставления такой информации, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством;
11)обеспечивать сохранность государственной собственности:
12)незамедлительно информировать должностное лицо, имеющее право их назначения, вслучаях, когда частные интересы государственного служащего пересекаются иливходят в противоречие с их полномочиями;
13) повышатьсвой профессиональный уровень и квалификацию для эффективного исполненияслужебных обязанностей.
За неисполнение или ненадлежащее исполнениегосударственными служащим возложенных на него обязанностей, на государственногослужащего могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные ст. 28 «Огосударственной службе РК».
Для некоторых видов государственныхслужащих существуют некоторые дополнительные права и обязанности. Например, военнослужащиеимеют право на хранение, ношение, применение и использования оружия в порядке, определяемомзаконодательством; для них определены некоторые ограничения общегражданских прави свобод, установлены льготы, особый правовой режим ответственности (например, согласноправовым нормам общевоинских уставов Вооружённых Сил РК), материальная и гражданско-правоваяответственность военнослужащих. В правовое положение государственного служащеговходят нормы, устанавливающие определённые ограничения для служащего в связи с государственнойслужбой. Эти основные ограничения закреплены в ст. 10 Закона «О государственнойслужбе РК». Государственный служащий не вправе:
1) бытьдепутатом представительных органов и членом органов местного самоуправления;
2) заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и инойтворческой деятельности;
3) заниматьсяпредпринимательской деятельностью, в том числе участвовать в управлениикоммерческой организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, еслинепосредственное участие в управлении коммерческой организацией не входит в егодолжностные обязанности в соответствии с законодательством РеспубликиКазахстан;
4) бытьпредставителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором онсостоит на службе, либо непосредственно ему подчиненном или подконтрольном;
5)использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансовогои информационного обеспечения его служебной деятельности, другоегосударственное имущество и служебную информацию;
6)участвовать в действиях, препятствующих нормальному функционированиюгосударственных органов и выполнению служебных обязанностей, включаязабастовки;
7) в связи сисполнением должностных полномочий пользоваться в личных целях услугами граждани юридических лиц. 2. Государственный служащий в порядке, установленномзаконодательством, в течение месяца после вступления в должность обязан навремя прохождения государственной службы передать в доверительное управлениенаходящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капиталекоммерческих организаций и иное имущество, использование которого влечетполучение доходов, за исключением денег, законно принадлежащих этим лицам, атакже иного имущества, переданного в имущественный наем.
Особенности правового положенияразличных категорий служащих обусловлены возложенными на них обязанностями и характеромслужебных полномочий, спецификой деятельности государственных органов, в которыхони проходят службу. Особое правовое положение различных видов государственных служащихустанавливается специальными нормативными актами, например: законами РК «О прокуратуре»,и т.д
Правовое положение государственных служащихс изменением условий прохождения государственной службы также изменяется. Например,повышение по службе предоставляет служащему дополнительные полномочия, права и обязанности;устанавливаются и дополнительные запреты и ограничения по службе, особенности процедурыпривлечения к дисциплинарной ответственности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современная государственная служба РКпредставляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: онаизменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующихпроблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующиегосударственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службыКазахстана свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойтиважнейшие изменения.
Современное развитие законодательствапозволяет утверждать, что Казахстан находится на пути возрождения института профессиональногочиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическомнейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многихстранах обеспечивает стабильное государственной управление и является важнейшимфактором сохранения и развития государственности.
Реформирование государственной службыобусловлено многими факторами, главными из которых являются:
— необходимость реформ системы государственногоуправления и создания новой государственности в РК;
— обеспечение действия принципа разделениягосударственной власти на законодательную, судебную и исполнительную;
— осуществление правовой реформы;
— проведение экономической и хозяйственнойреформы;
— укрепление органов государственнойвласти;
a. укреплениеорганов государственной власти субъектов РК и органов местного самоуправления;
Правовое регулирование государственно-служебныхпроцессов в настоящее время отстаёт от темпов развития тенденций и закономерностейв реформировании системы государственного управления, аппарата государства. Государственнаяслужба как правовой институт должна обеспечить стабильное управление; она можетиграть определённую роль в стабилизации социально-политической жизни, разрешенииполитических конфликтов, уравновешивании действий различных политических сил.
Согласнопередовому мировому опыту, в органах государственного управления существуетстрогое разделение политической и административно – исполнительнойдеятельности, а также соответствующих им должностей. Практически во всехстранах с рыночным управлением успешно прошел испытание временем и, какпоказала практика является наиболее эффективным и распространенным. По общеизвестными объективным причинам основные параметры проводимых экономических реформ вКазахстане задавались из центра и осуществлялись по схеме “сверху — вниз”.Ключевой проблемой при создании эффективной системы государственного управленияявляется рационализация структуры центральных исполнительных органов иупорядочение их деятельности. Положительное решение этой проблемы создастсоответствующее условия для рационализации территориального управления иоптимального перераспределение функции между центральными и местнымиисполнительными органами, что является целью второго этапа реформ.
Таким образомцель реформирования государственной службы в Республики Казахстан заключается всоздании эффективной системы государственного управления, обеспечивающейустойчивое социально — экономическое развитие за счет эффективногогосударственного регулирования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ:
1. Конституция Республики Казахстан
2. Закон РК «О государственной службе»
И ЛИТЕРАТУРЫ:
3. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., КозловЮ.М. Административное право / М., 2006 г.
4. Бахрах Д.Н. Административное право / М.,2003 г.
5. Лазарев Б.М. Государственная служба /М., 2003 г.
6. Манохин В.Н. Советская государственнаяслужба / М, 2006 г.
7. Манохин В.Н., Адушкин В.С., Багишаев З.А. административное право / М., 2006г.
8. Старилов Ю.Н. Государственная служба/ Воронеж 2006 г.