Министерство транспорта РФ
Федеральное агентство морского иречного транспорта
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯАКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Заочный факультет
Специальность:«Юриспруденция»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Российскоепредпринимательское право»
на тему: «Правовой режимкоммерческой тайны по законодательству РФ»
Выполнил:
студент ___ курса
____________ ___________________
Проверил:
________________________________
_____________ __________________
2007 г.
/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА… 5
2.КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА… 7
3. ИНСТИТУТКОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ… 12
4. СВЕДЕНИЯ,КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ 19
3.КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ОРГАНИЗАЦИИ… 23
3.1Законодательство о коммерческой тайне. 23
3.2 Чтотайной быть не может? Что можно засекретить?.. 24
3.3Практические шаги владельца тайны… 26
3.4 Персонали секретные сведения. 28
3.5Обязанности главного бухгалтера. 31
3.6Контрагенты и тайна. 32
3.7Предоставление информации органам власти. 33
3.8Ответственность за разглашение секретной информации. 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 37
/>/>ВВЕДЕНИЕ
Что такое коммерческая тайна, может объяснить любойбизнесмен. У каждого предприятия есть, что скрывать от конкурентов. Чтобыбизнес развивался успешно, оригинальные производственные разработки,перспективные планы, ценовую политику, условия договоров с партнерами и многоедругое нужно тщательно беречь от посторонних глаз.
Длительное время понятие коммерческой тайны,сведения, ее составляющие, ответственность за ее разглашение устанавливалиськаждой организацией самостоятельно.
Законодательство Российской Федерации о коммерческойтайне состоит из Гражданского кодекса РФ, Федерального закона РФ «Окоммерческой тайне», принятого в 2004 г. и других федеральных законов.
Согласно ч. 2, ст. 3 Гражданского кодекса РФ:
1) коммерческая тайна – это конфиденциальностьинформации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможныхобстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранитьположение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;
2) информация, составляющая коммерческую тайну, –научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическаяили иная информация, которая имеет действительную или потенциальнуюкоммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нетсвободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателемтакой информации введен режим коммерческой тайны;
3) режим коммерческой тайны – правовые,организационные, технические и иные принимаемые обладателем информации,составляющей коммерческую тайну, меры по охране ее конфиденциальности.
Целью данной курсовой работы является изучениеинформации, правового режима коммерческой тайны по действующемузаконодательству РФ, рассмотрение коммерческой тайны организации.
В соответствии с указанной цельюпоставлены следующие задачи:
- изучитьнормативно–правовую базу, регулирующую коммерческую тайну;
- изучитьпонятие и правовой режим коммерческой тайны;
- изучитьвопросы, касающиеся коммерческой тайны организации.
Для достижения поставленной цели ирешения задач в данной курсовой работе были использованы нормативные акты:Конституция РФ (с изм. от 25.03.2004), как основополагающий нормативно-правовойдокумент; Гражданский кодекс РФ (Часть 1 ред. от 26.06.2007); Федеральный законот 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне»,научная статья Кошкиной Т.Ю. «Коммерческая тайна организации» изжурнала «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения»,2005, № 3 и учебная литература.
/>/>1.ИНФОРМАЦИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ИНФОРМАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА
Информация — это сведения о лицах,предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы ихпредставления. Объем ее поистине необозрим, что делает первейшим условиемработы с информацией вообще и правового регулирования, в частностиклассификацию информационных процессов, т.е. процессов сбора, обработки,накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Классификация информации проводится взависимости от целей ее освоения по различным критериям. С точки зренияправового регулирования важнейшим из них является доступность информации. Пообщему правилу, государственные информационные ресурсы Российской Федерацииявляются открытыми и общедоступными. Правовое регулирование рыночных,предпринимательских отношений призвано гарантировать проведение этого правилана практике. Примером может служить Постановление Правительства РФ от 15августа 1997 г. № 1037 «О мерах по обеспечению наличия на ввозимых натерриторию РФ непродовольственных товарах информации на русском языке»*. Данным постановлением с 1 июля 1998г. запрещена продажа на территории Российской Федерации импортныхнепродовольственных товаров без информации о них на русском языке. Наличиеинформации о таких товарах на русском языке обеспечивается организациями ииндивидуальными предпринимателями, осуществляющими их импорт в РоссийскуюФедерацию. Информация о непродовольственных товарах с учетом их вида иособенностей должна содержать следующие сведения на русском языке: наименованиетовара; наименование страны, наименование фирмы-изготовителя (наименованиефирмы может быть обозначено буквами латинского алфавита); назначение (областьиспользования), основные свойства и характеристики; правила и условияэффективного и безопасного использования; иные сведения о товарах всоответствии с законодательством РФ, требованиями государственных стандартов котдельным видам непродовольственных товаров и правилами их продажи. Информациядолжна быть размещена на упаковке или этикетке товара, изложена в технической(эксплуатационной) документации, прилагаемой к товару, листках-вкладышах ккаждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Исключение из общего правила оботкрытости и доступности информации составляет документированная информация,отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Документированнаяинформация с ограниченным доступом по условиям ее правового режимаподразделяется на отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.
По мере накопления опыта рыночныхотношений требования к информации предпринимательского характера и механизм ееоборота конкретизируются, совершенствуются и обогащаются. Интерес представляетрегулирование информации в одном из последних крупных законодательных актов —Федеральном законе от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционныхфондах». В нем имеется специальная гл. XII «Раскрытие информации одеятельности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевогоинвестиционного фонда». Федеральный закон определил для этих фондов четыреаспекта в работе с информацией: требования к содержанию распространяемой илипубликуемой информации; информация, предъявляемая по требованиюзаинтересованных лиц; информация, подлежащая опубликованию. Особо выделеныобъем, сроки, форма и порядок представления ими отчетности в федеральный органисполнительной власти по рынку ценных бумаг.
2. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА
Статья 139 ГК РФ к объектамгражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную икоммерческую тайну. Общественные отношения по поводу служебной и коммерческойтайны возникают у обладающих ею физических и юридических лиц между собой, симеющими доступ к ней работниками, с органами государственной власти и органамиместного самоуправления. Эти отношения регулируются Конституцией РФ (ст. 23,24, 29, 34), Гражданским кодексом РФ, федеральными законами «Обинформации, информатизации и защите информации», «Об основахгосударственной службы РФ», Таможенным кодексом РФ, Арбитражнымпроцессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами, нормативными актамиПрезидента РФ и Правительства РФ. Вопросы служебной и коммерческой тайнынаходят отражение практически в каждом федеральном законе, связанном срегулированием предпринимательской деятельности. Всего в этой сфере, поподсчетам специалистов, действует более 100 законодательных и иныхнормативно-правовых актов*. Эти акты содержат две группы правовых норм,распространяющиеся: на служебную и коммерческую тайну в целом и лишь наотдельных участников конфиденциальных информационных отношений.
Действие правовых норм начинается смомента отнесения информации к служебной или коммерческой тайне. Решает этотвопрос сам потенциальный обладатель конфиденциальной информации —индивидуальный предприниматель или юридическое лицо (коммерческая либонекоммерческая организация). Обычно такое право предоставляется руководителююридического лица. Самое главное здесь, с одной стороны, избежать ошибок вопределении информации, включив в соответствующий перечень именно те сведения,которые действительно составляют служебную или коммерческую тайну, а с другой —дать обстоятельное квалифицированное описание этих сведений и установить особыйрежим их использования с тем, чтобы в дальнейшем избежать конфликтов при оценкетой или иной информации как представляющей служебную или коммерческую тайну иликак не представляющей таковой.
Конкретная информация обладаеткачеством служебной или коммерческой тайны при наличии одновременно трехусловий. Во-первых, если она имеет действительную или потенциальную коммерческуюценность в силу неизвестности ее третьим лицам. Это означает, что информация нетолько нова, оригинальна, но и имеет в настоящее время или может приобрести вбудущем потребительскую стоимость, т. е. является товаром, представляет интересдля субъектов коммерческой деятельности, может выступать предметомкупли-продажи, обмена или иного обращения на рынке. Во-вторых, к ней нетсвободного доступа на законном основании, т. е. обладатель информации не обязанпредставлять ее (возмездно или безвозмездно) лицам, нуждающимся в такойинформации. В-третьих, обладатель информации принимает меры к охране ееконфиденциальности: не разглашает в средствах массовой информации, не помещаетна стендах, в рекламе, не хранит в общедоступных местах и т. п. Таким образом,служебная и коммерческая тайна есть охраняемое законодательством правоиндивидуальных предпринимателей, коммерческих и некоммерческих организаций назасекречивание сведений о своей производственной, экономической и финансовойдеятельности, которые, став известными конкурентам или иным посторонним лицам,могут причинить материальный и (или) моральный вред первоначальным обладателямэтих сведений.
При решении вопроса о коммерческой ислужебной тайне индивидуальные предприниматели и юридические лица нередко сталкиваютсяс двумя трудностями. Первая вызвана тем, что они могут оказаться обладателями(собственниками) информационных ресурсов, содержащих сведения, относящиеся кгосударственной тайне. Последняя, как и конфиденциальная информация, входит вкатегорию ограниченного доступа, но с более строгим правовым режимом.Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне,их рассекречиванием и защитой, регулируются Законом РФ от 21 августа 1993 г. №5485-1 «О государственной тайне»[1]. Постановлением Правительства РФ от2 августа 1997 г. № 973 утверждено Положение о подготовке к передаче сведений,составляющих государственную тайну, другим государствам[2].
Перечень сведений, которые могут бытьрасценены как государственная тайна, дан в ст. 5 Закона «О государственнойтайне». Перечень включает информацию в военной области, в областиэкономики, науки и техники и внешней политики. Если сведения, отнесенныеобладателем (собственником) информации к служебной или коммерческой тайне,касаются государственной безопасности и подпадают под указанный перечень, токомпетентный государственный орган вправе принять решение об отнесении их кгосударственной тайне.
Вторая трудность — отграничениеслужебной тайны от коммерческой. Эта трудность в отличие от первой не имеетстоль существенного значения. Решение этого вопроса предполагает, прежде всего,уяснение места служебной и коммерческой тайны в системе общественных отношенийпо поводу информации. Статья 9 Федерального закона «Об информации,информатизации и защите информации» гласит, что защита информации,составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации о государственной тайне и федеральными законамиустанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющимкоммерческую тайну, служебную тайну и иную тайну, обязательность соблюденияконфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
Указом Президента РФ от 6 марта 1997г. № 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера[3] (ред. 23.09.2005). Цель Указаспецифична: дальнейшее совершенствование порядка опубликования и вступления всилу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти. Однако предложенная в немклассификация соответствующих требований имеет общее значение, в т.ч. дляпонимания служебной и коммерческой тайны.
Названный Указ все сведенияконфиденциального характера подразделяет на шесть групп:
1) персональные данные — сведения офактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицироватьего личность;
2) сведения, составляющие тайнуследствия и судопроизводства;
3) сведения, связанные спрофессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатскаятайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений,телеграфных и иных сообщений и т. д.);
4) сведения о сущности изобретения,полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информациио них;
5) служебная тайна — служебныесведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти всоответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами;
6) коммерческая тайна — сведения,связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен всоответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами.
Таким образом, общим критерием,отграничивающим и служебную, и коммерческую тайну от иных видовконфиденциальной информации, является их регулирование гражданскимзаконодательством. Последнее же четкой грани между обеими тайнами не проводит:их правовой режим одинаков, а одно и то же лицо без всяких ограничений можетбыть обладателем и той и другой тайны. Лишь в отдельных случаях законодательдает свою особую трактовку служебной или коммерческой тайны.
В юридической литературе высказан ииной взгляд, когда служебная и коммерческая тайна рассматривается какохватывающая два разных института охраняемой информации. Один (служебная тайна)относится к публичному праву, а другой (коммерческая тайна) — к гражданскомуправу. В соответствии с приведенным взглядом к служебной тайне, за исключениеминформации, составляющей государственную и военную тайну, относится информацияо деятельности государственных органов (управления, контролирующих, правоохранительныхи т.д.) и их служащих, представляющая не коммерческий, а государственныйинтерес, и информация, составляющая коммерческую тайну субъекта,осуществляющего предпринимательскую деятельность, полученная государственныморганом в пределах своей компетенции для выполнения возложенных на него функций(например, налоговые органы при проверке организации имеют право доступа к еедоговорам с контрагентами, но при этом информация о ценах, других условияхсделки приобретает статус служебной тайны, за разглашение которой служащийдолжен нести ответственность). Как следствие, делается вывод, что отношения,связанные со служебной и коммерческой тайной, не могут регулироваться одним итем же законом, а их объединение в одной статье Гражданского кодекса РФошибочно[4].
3. ИНСТИТУТ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
Институт служебной и коммерческойтайны — сравнительно новый в отечественном законодательстве. В условияхсоветской власти он отсутствовал. Ограниченный доступ устанавливался лишь дляинформации, составляющей государственную и военную тайну. Тогда, напротив,широко внедрялось так называемое социалистическое соревнование, когда передовыедостижения предприятий, колхозов, совхозов в области техники, технологии,организации производства и труда активно пропагандировались средствами массовойинформации, заинтересованные лица безвозмездно непосредственно на месте изучалиих и затем внедряли у себя. В основном о существовании промышленного шпионажа,кражах экономических идей в странах капитализма мы узнавали из детективныхроманов.
В России служебная и коммерческаятайна стала предметом законодательного регулирования с переходом креформированию экономики. Статья 28 Закона РСФСР от 25 декабря 1990 г. «Опредприятиях и предпринимательской деятельности» дала право предприятиямне представлять информацию, содержащую коммерческую тайну*. Перечень сведений, составляющих этутайну, определялся руководителем предприятия.
Одним из самых сложных вопросов привнедрении института служебной и коммерческой тайны оказалась ее правоваяохрана. Этим постоянно вынуждены заниматься и государства, которые уже давноимеют соответствующее законодательство. Например, в США в середине 90-х гг.участились случаи вербовки иностранцами сотрудников из различных фирм икорпораций, которые за солидное вознаграждение передавали вербовщикамфинансовые и торговые секреты своих компаний. В конце 1996 г. сенат США вкачестве ответной меры принял законопроект «Об экономическомшпионаже», согласно которому за кражу секретов в пользу иностранногоправительства, компании или агента грозит тюремное заключение сроком до 25 лети штраф до 250 тыс. долл. Организации же, причастные к экономическому шпионажу,могут быть оштрафованы на 10 тыс. долл.
В России до середины 90-х гг.законодательство, по сути, не предусматривало сколько-нибудь эффективных мерзащиты интересов лиц — обладателей тайны в случае ее разглашения. В отдельныхактах новейшего законодательства отмеченный недостаток постепеннопреодолевается (например, ст. 183 УК РФза незаконное получение иразглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну,установила уголовную ответственность), возникла необходимость принятияспециального закона, посвященного служебной и коммерческой тайне. Так пылпринят Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. «О коммерческойтайне».
При использовании гражданско-правовыхмер защиты служебной и коммерческой тайны важны три момента: определениеспособа защиты прав обладателей служебной и коммерческой тайны и мерыответственности за ее разглашение; кто может быть субъектом ответственности;условия, при которых ответственность наступает. В зависимости от обстоятельствразглашения тайны и участвующих в нем лиц может быть применен любой из способовзащиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ. На практике чаще всегоимеют место возмещение убытков, признание недействительным актагосударственного органа или органа местного самоуправления и компенсацияморального вреда.
В число субъектов ответственности входят различныелица. Прежде всего это те, кто незаконными методами получил информацию,составляющую служебную или коммерческую тайну. Ими могут выступать любыефизические лица, которые, не имея законного доступа к источникамсоответствующей конфиденциальной информации, стали ее обладателями, например,путем воровства, грабежа, мошенничества и им подобных незаконных способов. Длянаступления их ответственности никаких дополнительных условий, кроме совершениясамого незаконного деяния, не требуется.
Далее, к субъектам ответственностиотносятся работники, состоящие с обладателем служебной и коммерческой тайны втрудовых правоотношениях на основании трудового договора (контракта). Этобухгалтеры, кассиры, экономисты, инженеры, техники и иные специалисты,референты, рядовые работники, имеющие доступ к конфиденциальной информации. Всоответствии со ст. 81, п.6в ТК РФ в случае, если работник разглашаетохраняемую законом тайну (государственную, коммерческую, служебную или иную),ставшую ему известной в связи с исполнением своих трудовых обязанностей,работодатель может расторгнуть с таким работником трудовой договор[5]. Ответственность работника заразглашение охраняемой законом тайны наступает в случае, если ему заранеесовершенно определенно, ясно и недвусмысленно было сообщено, какие сведениясоставляют, например, коммерческую тайну, и именно их он разгласил.
Во всех случаях во избежаниенедоразумений целесообразно уже при заключении трудового договора (контракта)указывать в его условиях на ответственность работника за разглашение служебнойи коммерческой тайны, а затем под расписку сообщать перечень соответствующихсведений, с которыми работник соприкасается при исполнении своих трудовых ислужебных обязанностей. С учетом специфики деятельности обладателям(собственникам) служебной и коммерческой тайны надлежит позаботиться о созданиии соблюдении режима сохранения засекреченных сведений. На документы — носителизасекреченной информации целесообразно наносить специальный гриф,свидетельствующий о том, что их содержание составляет служебную и коммерческуютайну. Не лишними будут и особые документы (инструкции, положения),регламентирующие обращение со сведениями, содержащими коммерческую и служебнуютайну. Также под расписку надлежит знакомить с документами лиц, имеющих доступк засекреченной информации.
Субъектами ответственности являютсятакже контрагенты (стороны) по гражданско-правовым договорам. Вступая впереговоры о заключении гражданско-правового договора, контрагенты(договаривающиеся стороны) обмениваются между собой большим объемом информации— о предмете, цене, сроках выполнения договора и т. д. Разглашение подобныхсведений до подписания договора или в ходе его реализации часто способнонанести существенный урон интересам стороны, служебная или коммерческая тайна которойбыла нарушена. Поэтому еще перед началом переговоров целесообразно под распискуобмениваться не подлежащими разглашению сведениями, которыми стороны будутоперировать в переговорах, а в самом договоре отметить те условия, которыеносят конфиденциальный характер и не подлежат оглашению либо ознакомлениютретьей стороной. В обоих случаях следует предусматривать неустойку заразглашение служебной или коммерческой тайны, например в виде определенногопроцента по отношению к цене договора.
По некоторым гражданско-правовымдоговорам сам законодатель, независимо от усмотрения сторон, установил правовыенормы, предполагающие ответственность за разглашение служебной или коммерческойтайны. Например, согласно договору поручения одна сторона (поверенный) обязуетсясовершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенныеюридические действия. Права и обязанности по сделке возникают непосредственно удоверителя. В качестве поверенного может выступать коммерческий представитель —лицо, постоянно и самостоятельно представительствующее от именипредпринимателей при заключении ими договоров в сфере предпринимательскойдеятельности. В ст. 184 ГК РФ особо подчеркнуто, что коммерческий представительобязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках нетолько во время исполнения, но и после исполнения данного ему поручения.
В заключении и реализации договораподряда и выполнении связанных с ним работ участвуют заказчик, генеральныйподрядчик, субподрядчики и другие лица, между которыми циркулируют самыеразнообразные сведения: происходит обмен документами, ознакомление с новымиматериалами, технологиями, проектами и т. д.
Если сторона благодаря исполнениюсвоего обязательства по договору подряда получила от другой стороны информациюо новых решениях и технических знаниях, в том числе не защищаемых законом, атакже сведения, которые могут рассматриваться как коммерческая тайна, тосторона, получившая такую информацию, не вправе сообщать ее третьим лицам безсогласия другой стороны. Порядок и условия пользования такси информациейопределяются соглашением сторон (ст. 727 ГК РФ).
По договору имущественногострахования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в до говоре события(страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, впользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствиеэтого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с инымиимущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) впределах определенном договором суммы (страховой суммы). По договору личногострахования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договоромплату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем),выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договоромсумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самогострахователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованноголица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иногопредусмотренного договором события (страхового случая). Право на получениестраховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.Страховщик согласно ст. 946 ГК РФ не вправе разглашать полученные им врезультате своей профессиональной деятельности сведения о страхователе,застрахованном лице и выгодоприобретателе, состоянии их здоровья, а также обимущественном положении этих лиц. За нарушение тайны страхования страховщикнесет юридическую ответственность.
Наконец, субъектами ответственностимогут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления,которым по роду своей деятельности разрешен доступ к информации, содержащейслужебную и коммерческую тайну. Здесь на практике возникают две взаимосвязанныепроблемы. Одна из них состоит в том, что при осуществлении компетентнымиорганами своих функций нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующиесубъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к служебной икоммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации, после чегоотказываются передавать их этим органам как содержащие тайну. Подобные акции вотношении органов государственной пласта и органов местного самоуправления,действующих на основании предоставленных им законодательством полномочий, явнопротивоправны. Надо лишь уточнить: им должны сообщаться именно те сведения итолько в таком объеме, которые охватываются полномочиями соответствующихорганов.
Вторая проблема — недопущениеразглашения служебной и коммерческой тайны органами государственной власти иорганами местного самоуправления. Законы и иные нормативные акты о прокуратуре,налоговой службе и налоговой полиции, о таможне, федеральных антимонопольных и патентныхорганах, об органах регулирования естественных монополий и других обязывают этиорганы и их служащих не разглашать служебную и коммерческую тайнуиндивидуальных предпринимателей и юридических лиц, ставшую известной им привыполнении своих функций.
Например, Федеральный закон от 7 июля2003 г. № 126-ФЗ «О связи» гарантирует тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемыхпо сетям электрической и почтовой связи[6]. Информация о почтовых отправленияхи передаваемых по сетям электрической связи сообщениях, а также сами этиотправления могут выдаваться только отправителям и адресатам или их законнымпредставителям. Подчеркнуто, что прослушивание телефонных переговоров,ознакомление с сообщениями электросвязи, задержка, осмотр и выемка почтовыхотправлений и документальной корреспонденции, получение сведений о них, а такжеиные ограничения тайны связи допускаются только на основе судебного решения.
Сходным образом обеспечиваетсясохранение служебной и коммерческой тайны, ставшей достоянием негосударственныхорганизаций. Например, нотариусы, работающие в государственной нотариальнойконторе или занимающиеся частной практикой, обязаны хранить в тайне сведения,которые стали им известны в связи с осуществлением их профессиональнойдеятельности[7]. Согласно Федеральному закону от 8декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[8] два и более кооператива вправесоздавать ревизионный союз с правовым статусом потребительского кооператива(ст. 116 ГК РФ). Ревизионный союз обязан принимать меры к охранеконфиденциальности информации, которая составляет служебную или коммерческуютайну кооператива и которая стала ему известна при проведении ревизионнойпроверки данного кооператива. Ревизионный союз не имеет права разглашатьинформацию, содержащуюся в заключении по результатам ревизионной проверки,кроме случаев, предусмотренных законом. Работники ревизионного союза обязаныобеспечить сохранение конфиденциальности указанной информации в течение 3 лет смомента поступления заключения по результатам ревизионной проверки вкооператив.
4. СВЕДЕНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ СОСТАВЛЯТЬ КОММЕРЧЕСКУЮТАЙНУ
Для предупреждения нарушенийзаконности в работе коммерческих и некоммерческих организаций законодательствомопределен перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.Соответствующие правовые нормы можно свести в три группы.
Первая группа включает нормы, относящиеся кобеспечению деятельности органов государственной власти и органов местногосамоуправления. В отношениях с ними к таким сведениям индивидуальныепредприниматели и юридические лица независимо от организационно-правовых формне вправе относить: учредительные документы (решение о создании предприятия илидоговор учредителей и устав); документы, дающие право заниматьсяпредпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии,патенты); сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственнойдеятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисленияи уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетнуюсистему Российской Федерации; документы о платежеспособности; сведения очисленности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а такжео наличии свободных рабочих мест; документы об уплате налогов и обязательныхплатежах; сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольногозаконодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющейвред здоровью населения, а также о других нарушениях законодательстваРФи размерах причиненного при этом ущерба; сведения об участии должностных лицпредприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерныхобществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательскойдеятельностью.
Государственным и муниципальнымунитарным предприятиям до и в процессе их приватизации дополнительно кперечисленным сведениям запрещено относить к коммерческой тайне также данные оразмерах имущества предприятия и его денежных средствах; о вложении средств вдоходные активы (ценные бумаги) других предприятий, в процентные облигации изаймы, в уставные фонды совместных предприятий; о кредитных, торговых и иныхобязательствах предприятия, вытекающих из законодательства РФ и заключенных имдоговоров; о договорах с кооперативами, иными негосударственными предприятиями,творческими и временными трудовыми коллективами, а также с отдельнымигражданами*.
Некоммерческие организации(партийные, профсоюзные, благотворительные организации, фонды и др.), согласност. 32 Федерального закона о них, не могут относить к предметам коммерческойтайны размеры и структуру доходов некоммерческой организации, а также сведенияо размерах и составе имущества некоммерческой организации, ее расходах,численности и составе работников, об оплате их труда, использованиибезвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации.
Все названные субъекты права,руководители коммерческих и некоммерческих организаций обязаны представлятьперечисленные выше сведения по требованию органов государственной власти иорганов местного самоуправления, в том числе государственной налоговой службы,и контролирующих органов, а также всех других юридических лиц, имеющих право наполучение таких сведений в соответствии с законодательством РФ.
Вторая группа правовых норм обязывает обладателейинформации раскрывать ее, т.е. обеспечивать доступность для всехзаинтересованных в этом лиц с использованием процедур, гарантирующих нахождениеи получение соответствующей информации.
Третья группа правовых норм направлена наобеспечение как государственного, так и общественного контроля за коммерческимии некоммерческими организациями посредством внедрения принципа гласности в ихфункционирование. Закон не только запрещает им засекречивать определеннуюинформацию, распространяя на нее режим служебной и коммерческой тайны,отказывать в предоставлении такой информации тем, кто правомочен ее получать,но и обязывает обладателей информации обнародовать некоторые сведенияпосредством их публикации. Тем самым значительно усиливаются политические июридические гарантии законности деятельности коммерческих и некоммерческихорганизаций.
По этому пути идет законодательствопоследних лет, определяющее статус юридических лиц всех организационно-правовыхформ. Так, согласно п.1 ст.97 ГК РФ открытое акционерное общество должноежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет общества,бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Кроме того, ст. 92 Федеральногозакона «Об акционерных обществах» обязывает открытое акционерноеобщество ежегодно публиковать в средствах массовой информации, доступных длявсех акционеров данного общества: проспект эмиссии акций общества в случаях,предусмотренных правовыми актами РФ; сообщение о проведении общего собранияакционеров в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом; спискиаффилированных лиц общества с указанием количества и категорий (типов)принадлежащих им акций; иные сведения, определяемые Федеральной комиссией поценным бумагам и фондовому рынку. Акционерные общества, включая и закрытые, вслучае публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг обязаныпубликовать информацию в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссиейпо ценным бумагам и фондовому рынку. Согласно п. 1 ст. 63 ГК РФ должнапубликоваться информация о ликвидации юридических лиц, п. 2 ст. 118 ГК РФобязывает фонды ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.Статья 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «Обухгалтерском учете»[9] посвящена публичности бухгалтерскихотчетов. В соответствии с ней акционерные общества открытого типа, банки идругие кредитные организации, страховые организации, биржи, инвестиционные ииные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств(взносов), обязаны публиковать годовые бухгалтерские отчеты не позднее 1 июнягода, следующего за отчетным.
Государственные и муниципальныеунитарные предприятия обязаны публиковать отчетность о своей деятельности вслучаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовымиактами РФ.
3. КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ОРГАНИЗАЦИИ3.1 Законодательство о коммерческой тайне
Рассмотрим коммерческую тайнуорганизации, руководствуясь научной статьей Кошкиной Т.Ю.[10]
С принятием Федерального закона от 29.07.2004 N98-ФЗ «О коммерческой тайне» у предприятий и организаций появиласьправовая основа для защиты внутренней информации. Конечно, конкретный переченьподлежащей засекречиванию информации зависит от сферы деятельности фирмы, аспособы защиты каждая организация вправе выбирать по своему усмотрению. Тем неменее автор статьи сделал попытку рассмотреть наиболее общие вопросыорганизации системы защиты информации, включая участие главного бухгалтера вэтой работе.
Бухгалтеру было знакомо понятие коммерческой тайны идо выхода в свет нового Закона. Так, ст.10 Закона о бухгалтерском учете[11]установлено, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутреннейбухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступк этой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение онинесут ответственность, установленную законодательством РФ.
Коммерческая тайна является объектом гражданскихправ. В соответствии со ст.139 ГК РФ информация составляет коммерческую тайну,если имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силунеизвестности ее третьим лицам, если к ней нет свободного доступа на законномосновании и обладатель информации принимает меры по охране ееконфиденциальности. Работники, другие лица и контрагенты, разгласившиекоммерческую тайну вопреки гражданско-правовому или трудовому договору (контракту),обязаны возместить причиненные убытки.
Таким образом, до принятия Закона N98-ФЗ все вопросы, связанные с коммерческой тайной, регулировались Гражданскимкодексом и Постановлением Правительства РФ N 35[12].Данный Федеральный закон определяет отношения, связанные с отнесениеминформации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ееконфиденциальности и предупреждением недобросовестной конкуренции. ДействиеЗакона распространяется на информацию, составляющую коммерческую тайну,независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
В соответствии со ст.3 Закона N 98-ФЗпод коммерческой тайной следует понимать конфиденциальность информации,позволяющую ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов,сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить инуюкоммерческую выгоду. К информации, составляющей коммерческую тайну, может бытьотнесена научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическаяили иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)).3.2 Что тайной быть не может? Что можно засекретить?
Перечень сведений, которые не могут составлятькоммерческую тайну, указан в ст.5 Закона N 98-ФЗ. Так, Законом запрещеноскрывать данные, содержащиеся в учредительных документах, о должностных лицах,которые могут действовать от имени фирмы без доверенности, о нарушенияхзаконодательства и привлечении предприятия к ответственности. Также режимкоммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений о численностии составе работников, об условиях и системе оплаты труда, о показателяхпроизводственного травматизма, профзаболеваемости, о наличии вакансий, озадолженности работодателей по зарплате и иным социальным выплатам.
Данный перечень является открытым. В соответствии сп.11 ст.5 Закона N 98-ФЗ сведения, обязательность раскрытия которых установленаиными федеральными законами, не могут составлять коммерческую тайну. ПоэтомуОАО, кредитные и страховые организации, паевые и инвестиционные фонды, которыесогласно ст.16 Закона о бухгалтерском учете обязаны публиковать свою годовуюотчетность, не могут ставить гриф «Коммерческая тайна» на формахбухгалтерской отчетности. На другие организации это требование нераспространяется.
Организация вправе объявить тайнойлюбую информацию, за исключением сведений, указанных в ст.5 Закона N 98-ФЗ.
В сфере финансов предприятие можетустановить режим коммерческой тайны в отношении данных бухгалтерского,налогового и управленческого учета; плановых и фактических показателейфинансово-хозяйственной деятельности; сведений о состоянии банковских счетов, орентабельности производства, о размерах и условиях полученных кредитов изаймов, о личных доходах каждого сотрудника. Секретными могут быть первичные исводные учетные документы, платежные поручения, выписки банка, спискипоставщиков и т.д.
В сфере управления и обеспечениябезопасности закрытыми могут быть сведения о подготовке и результатах переговоровс деловыми партнерами, об охранной системе предприятия, о программном икомпьютерном обеспечении, об организации защиты коммерческой тайны.
Организация вправе ограничить доступк такой информации, как сведения о структуре производства, производственныхмощностях, запасах сырья и готовой продукции, планы расширения или свертыванияпроизводства отдельных видов продукции (работ, услуг), материалы онезарегистрированных открытиях, изобретениях и рацпредложениях и др.
Конечно, данный список не являетсяобязательным и исчерпывающим. Каждое конкретное предприятие вправесамостоятельно установить перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.Понятно, что результатом проявленной в данном отношении беспечности могут статьразрыв (или ухудшение) деловых отношений с партнерами, потеря выгодныхконтрактов и возможности оформления охранного документа на изобретение,снижение цен и объемов продаж, трудности в снабжении, причинение ущерба деловойрепутации фирмы и т.д.3.3 Практические шаги владельца тайны
Согласно ст.3 Закона N 98-ФЗобладателем информации, составляющей коммерческую тайну, признается лицо,которое не только владеет этой информацией на законном основании, но иограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режимкоммерческой тайны.*
Таким образом, организация,претендующая на наличие секретной информации, обязана принять меры по ееохране. Закон не ограничивает обладателя коммерческой тайны в выборе способовее защиты. В соответствии с п.4 ст.10 Закона N 98-ФЗ для защитыконфиденциальности информации организация вправе применять технические средстваи методы, не противоречащие законодательству РФ.
Однако прежде чем предприниматькакие-либо конкретные шаги, организации необходимо решить, какую именноинформацию и от кого нужно защитить. Спрятать документы от налоговых органовпредприятие, конечно, не сможет. Согласно Закону представители госорганов имеютправо получать сведения, отнесенные к коммерческой тайне. Вместе с тем введениеособого порядка хранения, учета и доступа к некоторым видам документов позволитобезопасить фирму от конкурентов.
Комплекс мер, которые обладательконфиденциальной информации должен предпринять для ее охраны, прописан в п.1ст.10 Закона N 98-ФЗ.
На первом этапе следует определитьперечень информации, составляющей коммерческую тайну, и составить список«тайных» сведений. Включать в данный перечень информацию, котораяохраняется патентными и авторскими правами, не следует. Новый Закон даетвозможность засекретить ту информацию, на которую такие права незарегистрированы. Кроме того, нужно иметь в виду, что введение режимакоммерческой тайны — дело трудоемкое. Поэтому, чем больше объем секретныхданных, тем сложнее их оберегать, как следствие — дополнительные расходы иснижение оперативности работы сотрудников. Таким образом, необходимо, чтобыколичество «особых» документов было разумным, а мероприятия позасекречиванию информации — обоснованы с финансовой точки зрения. Рекомендуетсяпредварительно оценить экономический эффект от введения режима коммерческойтайны — то есть величину потенциальной прибыли или предотвращенного ущерба.Если утечка информации действительно грозит компании убытками, то пренебрегатьвведением режимных мероприятий и экономить на них нецелесообразно. На этом жеэтапе нужно определить, как долго сведения, составляющие коммерческую тайну,будут актуальными.
Итак, перечень запрещенной для общегоиспользования информации установлен и утвержден приказом руководителя.Начинается второй этап, цель которого — установление порядка обращения с этойинформацией и контроля за соблюдением этого порядка. Руководство издаетсоответствующие приказы и распоряжения, определяется список сотрудников,имеющих доступ к секретным документам, места хранения носителей «особых»сведений, назначаются ответственные за соблюдение режима коммерческой тайны.
В обязательном порядке следует внестиизменения и дополнения в документы, регулирующие взаимоотношения с работникамии контрагентами (подробно эти вопросы будут рассмотрены ниже).
На завершающем этапе на всехдокументах, подшивках, папках, других носителях закрытой информациипроставляется гриф «Коммерческая тайна», с указанием полногонаименования и местонахождения юридического лица. Электронным документам,содержащим охраняемые сведения, необходимо присвоить пароли, которые следуетсообщить только уполномоченным работникам под расписку.
После принятия обладателеминформации, составляющей коммерческую тайну, указанных мер режим коммерческойтайны на предприятии считается установленным и обладатель информации, такимобразом, получает права на нее и может предъявлять претензии в связи с еенезаконным использованием.
Обладателем информации, составляющейкоммерческую тайну, может быть и индивидуальный предприниматель, не имеющийработников, с которыми заключены трудовые договоры. С целью охраны коммерческойтайны предприниматель должен:
1. Нанести на документы, содержащие«тайную» информацию, гриф «Коммерческая тайна» с указаниемсвоих фамилии, имени, отчества и места жительства.
2. Вести учет лиц, получивших доступк информации, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена илипередана.
3. Внести соответствующие пункты вгражданско-правовые договоры с контрагентами.3.4 Персонал и секретные сведения
Отношения работодателя с сотрудникамиорганизации в рамках режима коммерческой тайны регулируются ст.11 Закона N98-ФЗ. Эта статья устанавливает обязанности работодателя и работника по охранеконфиденциальности информации.
К обязанностям организации Закон относит:
1. Ознакомление под распискуработника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну. При этомработодатель должен сообщить не только перечень секретной информации,обладателем которой является сама организация, но и указать на ту информацию,обладателем которой являются партнеры, но охранять ее, в силу условийдоговоров, обязана ваша фирма.
2. Ознакомление работника подрасписку с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерамиответственности за его нарушение.
3. Создание работнику всехнеобходимых условий для соблюдения им установленного работодателем режимакоммерческой тайны.
Обратите внимание: все вышеизложенноеимеет отношение только к тем сотрудникам, которые в соответствии со своимитрудовыми обязанностями (согласно должностной инструкции) имеют доступ кзакрытым сведениям.
В результате каждый«посвященный» сотрудник должен знать, какая информация, находящаяся вего распоряжении, составляет коммерческую тайну, каковы меры ответственности занарушение режима коммерческой тайны, и иметь необходимые условия для соблюденияэтого режима. Для персонала может быть разработана инструкция о порядке работыс особыми документами, включая их копирование и хранение.
С сотрудниками, принятыми напредприятие до введения режима коммерческой тайны, необходимо подписатьдополнительное соглашение к трудовому договору о неразглашении информации иустановить срок, в течение которого работник после окончания трудового договораобязуется «хранить молчание» о секретных сведениях. В трудовые договоры,заключаемые с персоналом, после установления «тайного» режиманеобходимо внести соответствующий пункт.
Понятно, что дополнительныесоглашения и расписки должны храниться не только в период действия трудовогодоговора с работником, но и после его окончания. В противном случае предъявитьпретензию бывшему сотруднику компания не сможет.
Пунктом 3 ст.11 Закона N 98-ФЗустановлены обязанности работника по охране конфиденциальности информации. Кним относятся:
1) выполнение установленного напредприятии режима коммерческой тайны;
2) неразглашение информации,составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель иего контрагенты. Сотрудник не должен использовать эту информацию в личных целяхбез письменного согласия ее обладателей;
3) неразглашение секретной информациипосле прекращения трудового договора в течение срока, предусмотренногосоглашением между работником и работодателем.
Обратите внимание: если такое соглашение не былоподписано во время действия трудового договора и срок неразглашения секретнойинформации не установлен, то работник все равно должен охранять«тайные» сведения и нести ответственность за их разглашение в течениетрех лет после прекращения трудового договора;
4) возмещение причиненногоработодателю ущерба, если работник виновен в разглашении информации;
5) при прекращении или расторжениитрудового договора сотрудник обязан передать работодателю имеющиеся в егопользовании материальные носители секретной информации.
Трудовыми договорами с работникамиможет быть также установлено, что работодатель имеет право проверятьэлектронную почту сотрудников и телефонные переговоры. Такие мерыпредпринимаются в служебном порядке с целью неразглашения данных, важных дляфирмы.
Условие о конфиденциальности информации необходимовнести и в гражданско-правовые договоры с привлеченными лицами, например вдоговор подряда.
3.5 Обязанности главного бухгалтера
Бухгалтер в силу своего служебного положения владеетпочти всей ценной информацией предприятия. На него, как и на любого другогосотрудника, посвященного в коммерческую тайну, распространяются обязанности,установленные п.3 ст.11 Закона N 98-ФЗ.
Кроме того, главный бухгалтер, как руководительотдельной службы на предприятии, несет ответственность за соблюдение режимакоммерческой тайны подчиненными. Важно продумать организацию работыбухгалтерии, начиная от установления пароля на вход в компьютерную сеть,приобретения запирающихся шкафов и сейфов для хранения носителей закрытойинформации и заканчивая разграничением работников по степени доступа к секретамфирмы. Наиболее трудоемкой и длительной будет выработка у работниковаккуратности в работе с конфиденциальными документами. Однако пройти этот путьнеобходимо. Каждый бухгалтер должен быть посвящен в тайну только в пределахсвоего участка работы. Полный доступ к документам может быть установлен дляглавного бухгалтера и его заместителя.
Следует запретить неучтенноекопирование, следить за тем, чтобы все черновики документов, содержащих тайнуюинформацию, сразу уничтожались с помощью измельчителя бумаг.
Носители секретной информации должны хранитьсяотдельно от общедоступных документов, в закрытых шкафах и сейфах, ключи откоторых вручаются уполномоченным сотрудникам под расписку. По возможности, неследует размещать в непосредственной близости к копировальной технике шкафы с«особыми» документами.
Периодически нужно проводитьинвентаризацию таких документов с целью установления их актуальности.Исключение составляют только те документы, на которых к грифу«Коммерческая тайна» добавлена пометка «Бессрочно».
По каждому факту пропажи документовнадо проводить служебное расследование и наказывать виновных.
И еще один нюанс. Если бухгалтерведет учет нескольких организаций, то «чужие» документы на своемпостоянном рабочем месте держать не следует. Иначе вина за раскрытие информациив случае доступа к ней посторонних лиц будет возложена на бухгалтера.3.6 Контрагенты и тайна
Приняв решение о введении режима коммерческой тайны,необходимо учесть, что сохранять «тайные» сведения вашей организациипартнеры должны на основании заключенного с ними договора. Следовательно, взаключаемых контрактах обязательно должно присутствовать условие о сохранениисекрета сделки. Если в договоре пункт о соблюдении конфиденциальностиинформации отсутствует, то предъявить претензии в распространении информацииконтрагенту нельзя. При наличии условия о неразглашении условий договорапартнеры должны обеспечивать сохранность информации любыми способами, в томчисле незамедлительно сообщать другой стороне об угрозе ее утечки. В договоререкомендуется указать способы охраны тайны сделки, а также четко определитьразмер штрафа за разглашение тайны и ответственность в случае ликвидации илиреорганизации одной из фирм. При наличии в договоре этих условий пострадавшейстороне будет легче получить возмещение ущерба, нанесенного другой стороной попричине разглашения секретной информации.
Очевидно, что действующиехозяйственные договоры с партнерами должны быть проанализированы на наличие вних сведений, отнесенных к коммерческой тайне. Вероятно, что к части такихдоговоров должно быть составлено и подписано дополнительное соглашение оконфиденциальности информации, содержащейся в них.
3.7 Предоставление информации органам власти
Закон обязывает организацию раскрытьинформацию органам государственной власти по их запросу. Руководитель и главныйбухгалтер организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию даже в томслучае, если она относится к коммерческой тайне (ст.6 Закона N 98-ФЗ). Однакопрежде чем исполнять запрос, рекомендуем обратить внимание на его оформление ипроанализировать его содержание.
Запрос, направляемый организации,должен быть оформлен на официальном бланке, иметь исходящий номер и датуотправления. В случае если запрос поступил по телефону, даже если звонитуполномоченное должностное лицо, например участковый, организация вправе его невыполнять. Если запрос отправлен по почте, то на конверте должен быть штампоргана, который отправил запрос.
Запрос должен быть мотивированным, тоесть из его содержания организация должна понять, по какой причине от неетребуют информацию.
И еще один важный момент. Запросдолжен быть подписан уполномоченным должностным лицом, содержать цель иправовое обоснование истребования информации, указание на срок еепредставления.
Таким образом, органы власти могутполучить информацию, отнесенную организацией к коммерческой тайне, только позапросу, соответствующему всем этим требованиям.
Обратите внимание: Закономустановлена обязанность организации предоставлять информацию государственныморганам на безвозмездной основе.3.8 Ответственность за разглашение секретной информации
Согласно п.9 ст.3 Закона N 98-ФЗ подразглашением информации, составляющей коммерческую тайну, следует пониматьдействие или бездействие, в результате которого информация становится известнойтретьим лицам без согласия ее обладателя. При этом форма передачи информации(устная, письменная, с использованием технических средств) не имеет значения.
Разглашение коммерческой тайны влечетза собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовнуюответственность в соответствии с законодательством РФ (п.1 ст.14 Закона N98-ФЗ). Работник за разглашение конфиденциальной информации (при отсутствии вдействиях такого работника состава преступления) несет дисциплинарнуюответственность (п.2 ст.14 Закона N 98-ФЗ). Кроме того, в соответствии сост.238 ТК РФ с сотрудника может быть взыскан прямой действительный ущерб,например стоимость носителя информации, что, конечно же, не компенсирует убыткипредприятия.
Согласно п.2 ст.139 ГК РФ лица,незаконными методами получившие информацию, которая составляет коммерческуютайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагаетсяна работников, разгласивших коммерческую тайну вопреки трудовому договору, втом числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопрекигражданско-правовому договору.
При этом в соответствии с п.2 ст.15ГК РФ под убытками понимаются расходы (реальный ущерб), а также неполученныедоходы (упущенная выгода). В случае если лицо, нарушившее право другого лица,получило вследствие этого доходы, то потерпевшая сторона вправе требоватьвозмещения наряду с реальным ущербом и упущенной выгодой в размере не меньшем,чем полученные незаконным способом доходы. Однако, требуя возмещения реальногоущерба и упущенной выгоды, потерпевшая сторона обязана доказать размер ущерба(ст.393 ГК РФ).
Доказать величину убытков достаточносложно. И стоимость самой утраченной конфиденциальной информации, и размерупущенной выгоды являются величиной достаточно условной. Кроме того,рассматривая претензии организаций к работникам, суды часто встают на сторонуперсонала. В отношениях с партнерами более надежным способом защиты своихинтересов является установление ответственности в заключаемых договорах в видефиксированной суммы. В этом случае фирме не придется в суде доказывать размерубытка.
Кроме того, возможно и уголовноепреследование лиц, разгласивших конфиденциальную информацию. Однако следуетпомнить, что взысканные штрафы будут направлены в бюджет, а пострадавшаяорганизация может рассчитывать только на моральное удовлетворение.
/>/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе было изученанормативно-правовая база, регулирующая коммерческую тайну, изучен правовойрежим коммерческой тайны по законодательству Российской Федерации, проведенанализ вопросов, касающихся коммерческой тайны организации.
При написании курсовой работы руководствовалисьнормативно-правовыми актами, научными статьями и учебной литературой.
На основании вышеизложенногоматериала курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Основные понятия, связанные с защитойкоммерческой информации, определены в ст.ст.3-5 Федерального закона «Окоммерческой тайне» и, если опустить юридические тонкости формулировокможно вкратце сказать, что:
1) Коммерческая тайна — это любаяинформация, несанкционированное распространение которой может нанести ущербтому, кто ею владеет. Перечень сведений, которые не могут быть коммерческойтайной, установлен законом.
2) Владельцем коммерческой тайныявляется фирма или предприниматель, которые получили конфиденциальную информациюна законных основаниях.
3) Конфиденциальная информация,полученная на законных основаниях, — это результаты собственных исследований,либо сведения, поступившие от другого владельца по договору.
4) Информация признается коммерческойтайной только в том случае, если владелец предпринял для ее защиты меры,предусмотренные законом (ввел режим «коммерческой тайны»). Если этотрежим не установлен, любые сведения считаются открытыми.
Главный признак конфиденциальнойкоммерческой информации — ее ценность для конкурентов. Определять состав этихсведений — право владельца информации. Охранять их он тоже долженсамостоятельно.
/>/>СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФСРФ 21.10.1994) (ред. от 26.06.2007).
3. Федеральный законот 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О Коммерческой тайне»(принят ГД ФС РФ 09.07.2004).
4. Жилинский С.Э.Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности):Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф.Яковлева. – 5-е изд., перераб. и доп. –М.: Норма, 2004. – 928с.
5. Статья:Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ /«Консультант», 2004, № 18.
6. Кошкина Т.Ю.Статья: Коммерческая тайна организации / «Актуальные вопросыбухгалтерского учета и налогообложения», 2005, № 3.