Вариант 6
Содержание:
Введение
1. История идинамика развития правового регулирования рынка земли в Республике Беларусь
2. Проведитесравнительный анализ права землепользования и землевладения
Заключение
Задачи
Списокиспользованных источников
Введение
На современном этапе вРеспублике Беларусь практически сформирован рынок земли. Функционирование рынказемли осуществляется на основании ряда нормативно-правовых актов национальногозаконодательства. Вместе с тем, в правовом регулировании рынка земли осталисьеще вопросы, требующие разработки.
Наиболеераспространенными земельными правоотношениями являются правоотношенияземлевладения и правоотношения землепользования. В советский период отрицалисьлюбые формы землевладения, кроме государственной. Сейчас в Республике Беларусьсуществуют различные формы собственности на землю, существуют не толькоинститут пользования землей, но и институт землевладения. В советском земельномправе зачастую понятие землепользования понимали в слишком широком смысле,охватывая и некоторые аспекты землевладения. Поэтому важно определить сходствои различие права землевладения и права землепользования.
Вопросы развитияправового регулирования рынка земли и права землевладения и землепользованияизучали белорусские и российские специалисты Н. Г. Станкевич, Н. А. Шингель, О.А. Бакиновская, Д. М. Демичев, Б. В. Ерофеев, Ю. Г. Жариков и др. Их трудыпослужили основой для написания этой работы.
Цели контрольной работы:проследить историю и охарактеризовать динамику правового регулирования рынказемли в Республике Беларусь; провести сравнительный анализ праваземлепользования и права землевладения.
Задачи работы:
— дать понятие рынказемли;
— рассмотреть предысториюправового регулирования рынка земли в Республике Беларусь на основе анализа правовыхактов СССР;
— проанализироватьнормативные правовые акты Республики Беларусь, направленные на регулированиерынка земли;
— дать характеристикуправа землевладения и права землепользования;
— провести сравнительныйанализ права землевладения и права землепользования.
При написании работыиспользован метод анализа документов: нормативных правовых актов,учебно-методических изданий, публикаций в научных сборниках и специальныхпериодических изданиях.
1. История и динамика развития правового регулирования рынка земли вРеспублике Беларусь
Рынок земли – изэкономических справочников?
Как отмечает Н. А.Шингель, система земельного законодательства как самостоятельной отрасли сталасоздаваться одновременно с развитием белорусской государственности. Однакоформирование этой отрасли законодательства проходило не только на основе новыхнормативно-правовых актов, но и на основе законодательного материала,оставшегося от советской системы земельного права[1].Это характерно и для законодательства, регулирующего рынок земли.
Обратимся к историческимаспектам правового регулирования рынка земли в советский период. Декрет «Оземле», принятый в числе первых Советской властью в 1917 году, был основан накрестьянских наказах, публиковавшихся для будущих депутатов Учредительногособрания; в этих наказах отражалось недоверие крестьянских масс к любому типуземельной собственности. В Крестьянском наказе содержалась более развернутая формулировкаотмены частной собственности на землю. В ст. 1 его указывалось: «Право частнойсобственности на землю отменяется навсегда; земля не должна быть ни продаваема,ни покупаема, ни сдаваема в аренду или залог; ни каким-либо другим способомотчуждаема»[2].
Декрет «О земле» быстродополнился специальными декретами. Были приняты Декрет ВЦИК от 9 февраля 1918 г. «О социализации земли», Декрет СНК от 29 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью»[3].
Идеология, отрицающаяправо частной собственности на землю, оставила свой след в последующихзаконодательных актах. За всяким фактическим владением землей закреплялсятермин «землепользование». Этому термину придавалось более широкое значениевладения.
Довольно длительныйпериод земля являлась только государственной собственностью. Говорить овозрождении рынка земли в Беларуси можно только к 1990 г. Верховный Совет СССР в апреле 1990 г. принимает Основы законодательства о земле. В этомдокументе еще не введена частная собственность на землю, но уже присутствуетпожизненное наследуемое владение землей, аренда земли, предусмотрена плата заземлю.
С 1991 г. в Беларуси проводится земельная реформа. Предпосылкой проведения реформы явилосьпровозглашение 27 июля 1990 г. государственного суверенитета, а также принятиеновой Конституции. Важнейшим направлением земельных преобразований в РеспубликеБеларусь явилось изменение земельного устройства на основе ликвидацииисключительной собственности государства на землю и постепенного перехода отнационализации к денационализации земли.
Постепенно процесс земельных преобразований затронули другие сферы земельного правопорядка, в том числе путем проведения таких преобразований,как: приватизация земель; закрепление права собственности наземлю за Республикой Беларусь, юридическими лицами и гражданами; расширение круга прав на землю и форм ее использования;вовлечение земельной недвижимости в гражданскийоборот; введение платности землепользования иряд других.
Постановлением Верховного Совета Белорусской ССРот 11 декабря 1990 г. с 1 января 1991 г. введен в действие первый пореформенныйКодекс о земле.
Земельная реформа в рассматриваемый период проводиласьна основании законов Республики Беларусь: Об аренде.(1990 г.); О платежах за землю (1991 г.); О крестьянском (фермерском) хозяйстве (1991 г.); Об охране окружающей среды (1992 г.); О праве собственности на землю (1993 г.) и ряде других[4].
В 1993 г. принято Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь № 754 «О порядке выкупа земельных участков».
Особого внимания заслуживает ЗаконРеспублики Беларусь «О собственности на землю», принятый 16 июня 1993 г. Согласно ст. 1 Закона земляв Республике Беларусь находится в собственности Республики Беларусь (государственнаясобственность), а в случаях, предусмотренных настоящим Законом, — всобственности граждан Республики Беларусь, юридических лиц (их собственников)(частная собственность) и иностранных государств. Возвращение земли иностраннымгосударствам, юридическим и физическим лицам, утратившим право собственности нанее до принятия настоящего Закона, или их правопреемникам (наследникам) недопускается. Эти лица могут получить землю в собственность на общих основаниях.Земля может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственностинескольким собственникам независимо от форм собственности.
Указанным законом установлена не толькогосударственная собственность на землю, но и собственность граждан июридических лиц (в том числе иностранных), а также собственность иностранныхгосударств для постоянного дипломатического или консульского учреждения.
С принятием Закона Республики Беларусь «О правесобственности на землю» можно связать развитие рынка земли в РеспубликеБеларусь.
11 ноября 1993 г. во исполнение указанного Закона, а также с учетом того, что гражданами постепенно стали осуществляться сделкикупли-продажи земельных участков, принят Приказ Комитета по земельной реформе иземлеустройству при Совете Министров Республики Беларусь № 57 «Об утверждениипорядка купли-продажи земельных участков гражданами Республики Беларусь». Былоустановлено, что купля-продажа земельных участков возможна при отсутствииземельных споров по участку и иных установленных законодательством причин,препятствующих заключению сделки. При совершении купли-продажи земельногоучастка продавец или покупатель не могут изменять его целевое назначение ирежим пользования земель (водоохранные и санитарно-защитные зоны, землиисторико-культурного назначения, а также право проезда по участку длятехнического обслуживания или ремонта зданий, сооружений, наземных и подземныхкоммуникаций и др.).
Право частной собственности, в том числе исобственности на землю, закреплено в ст. 13 Конституции Республики Беларусь1994 года.
Процесс приватизации земель потребовал созданияадекватного организационного, экономического и правового механизма егоосуществления. Указами Президента Республики Беларусь от 2 сентября 1998 г. и 22 декабря 2000 г. утверждаются Положения о порядке передачи земельных участков всобственность юридических лиц (их собственников).
4 января 1999 г. принят новый Кодекс Республики Беларусь о земле.
Согласно ст. 2 КоЗ собственность на землю вРеспублике Беларусь выступает в государственной и частной формах. Землисельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства.
В Республике Беларусь земельные участки могутпередаваться в собственность иностранным государствам в порядке и на условиях,установленных настоящим Кодексом и иными актами земельного законодательства РеспубликиБеларусь.
Земля может принадлежать на праве общей (долевой илисовместной) собственности нескольким собственникам независимо от форм собственности.
В частной собственности граждан Республики Беларусьмогут находиться земельные участки, приобретенные для: ведения личногоподсобного хозяйства; строительства и обслуживания жилого дома; веденияколлективного садоводства; дачного строительства (ст. 34 КоЗ).
Передача земельных участков в собственностьюридических лиц Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемомПрезидентом Республики Беларусь.
Действующим Кодексом Республики Беларусь о землепредусмотрены также возможности залога земельных участков и их обмена (ст.ст.89-92). Земельные участки, находящиеся в частной собственностиграждан Республики Беларусь, собственности юридических лиц Республики Беларусь,могут являться предметом залога только в качестве материального обеспечениясвоевременного возврата банковского кредита. Часть земельного участка, находящегосяв частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, можетявляться предметом залога, если это не противоречит требованиям статьи 17 КоЗ.
Граждане Республики Беларусь по согласию междусобой могут обменивать земельные участки (части земельных участков), находящиесяв пожизненном наследуемом владении, в частной собственности, в порядке, устанавливаемомСоветом Министров Республики Беларусь.
Обмен допускается при сохранении целевогоназначения обмениваемых земельных участков (частей земельных участков), а такжеесли в соответствии с Кодексом гражданин Республики Беларусь вправе иметь впожизненном наследуемом владении или частной собственности земельный участок,полученный после обмена. Площадь земельных участков для ведения личногоподсобного хозяйства, для строительства и обслуживания жилого дома, дляколлективного садоводства и дачного строительства, полученных гражданамиРеспублики Беларусь в результате обмена, не должна превышать размеров земельныхучастков, установленных статьями 70, 72 и 73 Кодекса.
Обмен земельных участков, находящихся всобственности юридических лиц Республики Беларусь, не допускается.
Большая часть земельных участков достаетсягражданам Республики Беларусь по наследству (это касается, в первую очередьземельных участков, находящихся у граждан на праве пожизненного наследуемоговладения).
Вопросы наследования земельных участков в настоящеевремя регулируются ст.ст.58-59 Кодекса Республики Беларусь о земле.
Так, наследование земельных участков, находящихсяв частной собственности граждан Республики Беларусь, осуществляется согласнозаконодательству Республики Беларусь. Земельный участок не передается понаследству в случаях, когда в соответствии с КоЗ ни один из наследников неможет быть собственником земельного участка. В этих случаях земельный участокпереходит в государственную собственность, а наследники получают денежнуюкомпенсацию, равную сумме, выплачиваемой при осуществлении выкупа соответствующихземельных участков сельским (поселковым), городским (городов областного подчиненияи города Минска), районным исполнительным и распорядительным органом. Вместокомпенсации наследникам — не гражданам Республики Беларусь, постоянно проживающим на территорииРеспублики Беларусь, по их желанию соответствующие земельные участки предоставляютсясельскими (поселковыми), городскими (городов областного подчинения и городаМинска), районными исполнительными и распорядительными органами в аренду присохранении их целевого назначения в соответствии с земельным законодательствомРеспублики Беларусь.
Гражданин Республики Беларусь, имеющий земельныйучасток в пожизненном наследуемом владении, если на нем отсутствуют строения исооружения, имеет право передавать этот участок по наследству в порядке, устанавливаемомСоветом Министров Республики Беларусь.
Условия изъятия и предоставления земельныхучастков регулирует Указ Президента Республики Беларусь № 667 от 27 декабря 2007 г. «Об изъятии и предоставлении земельных участков».
В соответствии с п.1 данного документа земельныеучастки предоставляются: гражданам на праве временного пользования,пожизненного наследуемого владения, частной собственности или аренды;индивидуальным предпринимателям на праве аренды; юридическим лицам РеспубликиБеларусь на праве постоянного и временного пользования, частной собственностиили аренды; юридическим лицам, не являющимся резидентами Республики Беларусь –на праве аренды[5].
Частью рынка земли является рынок прав наземельные участки, прав аренды. 17 декабря 2002 г. Правительством Республики Беларусь утверждено Положение о порядке организации и проведенияаукционов на заключение договоров аренды земельных участков. Для распределенияземельных участков могут проводиться аукционы: на право заключения договорааренды земельных участков; с условиями на право проектирования и строительствакапитальных строений, по результатам которого с победителем также заключаетсядоговор аренды земельных участков; по продаже земельных участков в частную собственность.
2. Проведите сравнительный анализправа землепользования и права землевладения
Право землепользования и право землевладения выступают какособый правовой институт земельного права, содержащий совокупность прав и обязанностейконкретных землепользователей и землевладельцев, возникшая в связи спредоставлением им земельных участков[6].
Право землевладениякак правовой институтохватывает систему норм, определяющих круг правомочий землевладельцев, условияи порядок использования земли на праве землевладения, основания возникновения,изменения и прекращения этого права.
Право землевладения как субъективное правопредставляет собой предусмотренныенормами земельного права правомочия конкретного субъекта права землевладения.Его можно рассматривать не только как совокупность прав и обязанностейземлевладельцев, но и как особое правоотношение по землевладению, и каксамостоятельный правовой титул — использование земли на праве землевладения.
Кодекс о земле регулирует отношения граждан вобласти пожизненного наследуемого владения землей. Оно, по представлениюцивилистов, представляет собой особое вещное право граждан бессрочно владеть ипользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном закономпорядке с определенной хозяйственной или потребительской целью. Аналогично какправо владеть и пользоваться земельным участком, передаваемые по наследствуданные права определяют и представители науки земельного права.
Право пожизненного наследуемого землевладенияграждан является самостоятельным институтом современного земельного права иимеет свои отличительные черты.
Общими принципами права землевладения гражданявляются производ-ность и зависимость от права государственной собственности наземлю; устойчивость, стабильность; самостоятельность и рациональность; целевойхарактер; платность.
Производность и зависимость права землевладенияот права государственной собственности на землю состоит в том, что правоземлевладения возникает в порядке, установленном государством; его формы ивиды закреплены законодательно; наряду с предоставлением и изъятием земельгосударство устанавливает условия пользование ею; государство контролируетнадлежащее использование земельных участков.
Устойчивость, стабильность права землевладениявыражается, прежде всего в том, что его прекращение может иметь место только вслучаях, прямо предусмотренных законом. В частности, если землевладельцы ненарушаю правил использования земли, установленных государством, то они не могутбыть лишены права пользования ею. Землевладение граждан является пожизненным,хотя такое право носит фактически бессрочный характер, нельзя его приравнять кпожизненной (долгосрочной) наследуемой аренде.
Право землевладения – самостоятельное право,существенно отличное от права землепользования и иных вещных прав на землю, атакже от обязательственных прав на нее (например, от аренды).
Право землевладения – одно из правовых средствобеспечения рационального использования земли, его отличает самостоятельность,целевой характер, состоящий в том, что государство при предоставлении земельуказывает цели их использования на праве пожизненного наследуемого землевладения.
Использование земельных участков в строгомсоответствии с их целевым назначением является важнейшей обязанностьюземлевладельцев. Землевладелец может использовать ее для всех видовдеятельности, не нарушающих основное целевое назначение земельного участка[7].
В настоящее время право землепользованияможно рассматривать с нескольких позиций: как общее понятие, содержащеенаиболее характерные черты различных видов землепользования; как институтправа, представляющий совокупность норм, регулирующих отношенияземлепользования. Право постоянного пользования земельным участком названо вчисле вещных прав на земельную недвижимость.
Право землепользования можно рассматривать и как субъективноеправо пользования землей.Целью такого пользования является получениеопределенных результатов, доходов, выгод от земли вследствие приложения к нейтруда. Право землепользования основывается на двух основных правомочиях:владении и пользовании земельными участками.
В праве землепользования тесно переплетаютсявещные и публично-правовые характеристики. Субъектам права землепользованияпредоставлено право пользования землей и всем, что с нею соединено, на нейрасположено.
Землепользователи имеют точно такие же права, каки землевладельцы (ст. 64 Кодекса о земле).
Земельные участки землепользователейотграничиваются на местности от земель собственников, владельцев и другихпользователей земли. В качестве землепользователя, носителя таких прав, онвыступает перед всеми иными участниками земельных отношений.
Право землепользования принципиально отличаетсяот права собственности на землю. Право государственной собственности на землюисключает передачу прав по распоряжению землей землепользователям. Собственникиземельных участков вправе распорядиться ею. В отличие от землевладельца землепользовательвладеет землей на титуле пользования. Обязанность по пользованию землей оннесет как перед государством, так и перед собственником земли[8].
В соответствии со ст. 8 Кодекса о земле земельныеучастки предоставляются в постоянное или временное пользование.
Постоянным признается пользование земельнымиучастками без заранее установленного срока.
Временное пользование земельными участками можетбыть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. Вслучае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период,не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочного временногопользования. Продление сроков пользования земельными участками производитсяорганами, предоставившими эти земельные участки. Президентом Республики Беларусьпо отдельным видам пользования земельными участками может быть установлен иболее длительный срок долгосрочного пользования (ст. 9 Кодекса о земле).
Право землевладения и землепользования возникаетна основе юридических фактов, предусмотренных нормами земельногозаконодательства, а именно: предоставления земельного участка во владение либов пользование; приобретения права собственности на строение или сооружение,расположенные на обособленном земельном участке; заключения сделки мены земельныхучастков; наследования земельных участков[9].
В соответствии со статьей 64 Кодекса о землеземлепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков имеют вцелом одни и те же права, а именно: самостоятельно хозяйствовать на земле;использовать земельные участки в соответствии с целями, для которых онипредоставлены; собственности на посевы, посадки сельскохозяйственных культур инасаждений, произведенную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации,за исключением случаев, когда земельный участок передан в аренду; использоватьв установленном порядке для своих нужд имеющиеся на земельном участкеобщераспространенные полезные ископаемые, торф, водные объекты, а такжеэксплуатировать другие полезные свойства земли; возводить в установленномпорядке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения исооружения; в установленном порядке проводить оросительные, осушительные идругие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы; в случае изъятияземельного участка или добровольного отказа от него получить полную компенсациюзатрат на повышение плодородия земли; передавать во временное пользованиеземельный участок или его часть в случаях и порядке, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь; обмена в установленном порядкеземельными участками; добровольно отказаться от земельного участка; вустановленном порядке требовать установления и прекращения земельногосервитута.
Собственники земельных участков, кроме того,имеют право отчуждать земельные участки (части земельных участков), сдавать ихв залог, в аренду в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Обязанности землепользователе, землевладельцев исобственников земельных участков содержаться в статье 65 Кодекса о земле.
Землепользователи, землевладельцы и собственникиземельных участков обязаны: обеспечивать использование земельных участков всоответствии с целевым назначением и условиями их предоставления; эффективно использоватьпредоставленные им земельные участки, повышать их плодородие, применятьприродоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологическойобстановки в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлятькомплекс мероприятий по охране земель, предусмотренных статьей 136 настоящегоКодекса; своевременно вносить плату за земельные участки; не нарушать правадругих землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков,а также арендаторов земельных участков; в установленном порядке обеспечиватьпредоставление земельного сервитута.
Землепользователи, землевладельцы и собственникиземельных участков выполняют другие обязанности, предусмотренные земельнымзаконодательством Республики Беларусь.
Законодательством установлены одинаковыеоснования прекращения права владения и права пользования земельным участком:добровольный отказ от земельного участка или его части; истечение срока, накоторый был предоставлен участок; прекращение деятельности юридического лица;использование земли не по целевому назначению; прекращение трудовых отношений,в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел, если иное не установленозаконодательством Республики Беларусь; нерациональное использование земельногоучастка, выражающееся для земель сельскохозяйственного назначения в уровнеурожайности ниже нормативного (по кадастровой оценке); систематическоеневыполнение мероприятий по охране и защите земель, сохранению плодородия идругих полезных свойств земли; использование земельного участка способами,приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивномузагрязнению, ухудшению экологической обстановки; систематического невнесенияземельного налога в течение сроков, установленных законодательством РеспубликиБеларусь; неиспользования в течение одного года земельного участка, предоставленногодля сельскохозяйственного производства, и двух лет — для несельскохозяйственныхцелей; изъятия земель в случаях, предусмотренных КоЗ.
Заключение
Довольно длительное времяна территории Беларуси не существовало собственности на землю. ЗаконодательствоСССР, равно как и БССР включало только одну форму собственности на землю –государственную. Поэтому о рынке земли, рано как и о его правовом регулированииговорить было еще рано.
Лишь в 1990 г. в СССР были приняты Основы законодательства о земле. Появилось право аренды земли и правопередачи земли по наследству.
В 1990 г. в БССР был принят первый Кодекс о земле, отражающий положения Основ законодательства о земле.Начала проводиться земельная реформа.
Своеобразным переворотомв 1993 г. стал Закон Республики Беларусь «О праве собственности на землю».Фактически этот Закон содействовал развитию рынка земли в Республике Беларусь.Начали осуществляться сделки купли-продажи земельных участков.
В дальнейшем праворазличных форм собственности на землю закреплено в Конституции РеспубликиБеларусь. В дальнейшем функционирование рынка земли определили КодексРеспублики Беларусь о земле 1999 года.
В настоящее время вРеспублике Беларусь сформирована система законодательства, направленного нарегулирование правоотношений в области рынка земли: купли-продажи,наследования, обмена, дарения, аренды и др.
Пока не развито правовоерегулирование переуступки права аренды.
Институты праваземлепользования и права землевладения нашли свое закрепление на уровне КодексаРеспублики Беларусь о земле. Они имеют ряд общих черт. Землепользователи имеютте же права, что и землевладельцы. Законодательством установлены одинаковыеоснования прекращения права владения и права пользования земельных участком.
Вместе с тем, есть рядразличий. Землевладение граждан является пожизненным и фактически носитбессрочный характер. Право землевладения – самостоятельное право – существенноотличное от права землепользования и иных вещных прав на землю. Землевладельцымогут отчуждать земельные участки, сдавать их в залог, в аренду. В отличие отземлевладельца землепользователь владеет землей на титуле пользования.Обязанность по пользованию землей он несет не только перед государством, но иперед собственником земли. Пользование может быть как постоянным, так ивременным.
Задача № 1
Решением районного исполнительного ираспорядительного органа ЗАО «Импульс» был предоставлен во временноепользование земельный участок сроком на 4 года. Земельный участок был изъят изземель леспромхоза и подлежал возврату по истечении срока пользования этому жепредприятию.
По истечении указанного срока ЗАО «Импульс»продолжало пользоваться этим участком на тех же условиях, в связи с чем егоруководитель был привлечен к административной ответственности.
В жалобе на постановление о наложении взысканияон указал, что исполнительный и распорядительный орган не поставил визвестность ЗАО «Импульс» о необходимости освободить земельный участок. Леспромхозтакже не нуждается в данном участке.
В каком порядке прекращается временноеземлепользования?
Можно ли продлить срок на пользование земельнымучастком?
Право временного землепользования прекращается вслучае истечения срока, на который был предоставлен земельный участок (п. 2, ч.1, ст. 49 КоЗ).
Срок на пользование земельного участка согласноч. 2 ст. 9 Кодекса Республики Беларусь о земле сроки могут быть продлены напериод, не превышающий сроков соответственно краткосрочного и долгосрочноговременного пользования. Продление сроков пользования земельными участками производитсяорганами, предоставившими эти земельные участки.
В соответствии с п. 45 Положения о порядкепредоставления и изъятия земельных участков, утвержденного указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 заинтересованное в продлении срока временного пользования земельным участком лицо не позднее чем за двамесяца до окончания этого срока должно обратиться в местный исполнительный комитетпо месту нахождения данного участка с заявлением о продлении ему срокавременного пользования земельным участком, обоснованием необходимости егопродления и указанием предполагаемого срока продления.
Местный исполнительный комитет рассматриваетзаявление о продлении срока временного пользования земельным участком втечение 5 рабочих дней со дня его подачи и в случае признания необходимостипродления этого срока поручает землеустроительной и геодезической службе втечение 7 рабочих дней подготовить соответствующий проект решения. Решение опродлении срока временного пользования земельным участком принимается местнымисполнительным комитетом в течение 5 рабочих дней со дня его представленияданной службой.
В случае принятия решения об отказе в продлениисрока временного пользования земельным участком местный исполнительный комитетв течение 3 рабочих дней после принятия такого решения сообщает об этом юридическомулицу, гражданину, индивидуальному предпринимателю с указанием соответствующихзаконодательству оснований отказа, а также поручает землеустроительной игеодезической службе обеспечить выполнение действий, связанных с прекращениемправа указанного лица на земельный участок, предоставленный ему во временноепользование, согласно законодательству об охране и использовании земель.
Продление срока временного пользования земельнымучастком должно быть согласовано землеустроительной и геодезической службой спрежним землепользователем этого участка, а при изменении целевого назначенияего дальнейшего использования — с районным исполнительным комитетом (еслирешение о предоставлении земельного участка принималось областным исполнительнымкомитетом), областным исполнительным комитетом (если решение о предоставленииземельного участка принималось Президентом Республики Беларусь, СоветомМинистров Республики Беларусь, а также до 27 ноября 1996 г. Президиумом Верховного Совета Республики Беларусь).
Административное взыскание по ст. 23.41 КодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях, примененное круководителю ЗАО «Импульс» можно считать обоснованным.
Задача № 2
Матвеев обратился в Витебский городскойисполнительный и распорядительный орган с заявлением об отчуждении в государственнуюсобственность принадлежащего ему земельного участка с расположенным на немжилым домом в связи с переездом к сыну в г. Гродно.
Матвеев просил выплатить ему стоимость земельногоучастка и компенсацию за жилой дом с надворными постройками по существующим нормам.
Исполнительный и распорядительный орган отказал вудовлетворении этого заявления, предложив Матвееву самостоятельно оформить договоркупли-продажи земельного участка и жилого дома.
Дайте правовую оценку ситуации.
Каков порядок выкупа земельного участка вгосударственную собственность?
Согласно действующему законодательству Витебскийгородской исполнительный и распорядительный орган не вправе был отказыватьМатвееву, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 20 Кодекса РеспубликиБеларусь о земле в компетенцию исполнительных и распорядительных органов городоввходит выкуп и граждан земельных участков, находящихся в пределах городскойчерты городов областного подчинения.
Согласно ст. 54 КоЗ передачаземельных участков, находящихся в собственности граждан, в государственнуюсобственность производится после их выкупа и возмещения в полном объеме убытковсогласно статье 133 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством Республики Беларусь.
Допускается добровольное безвозмездное отчуждениеземельных участков, находящихся в частной собственности граждан, юридическихлиц Республики Беларусь, в государственную собственность.
Выкуп земельных участков, которые в соответствии состатьей 25 КоЗ предоставляются по решению сельских (поселковых), городских(городов областного подчинения и города Минска) исполнительных и распорядительныхорганов, производится этими органами, а земельных участков, которыепредоставляются по решению Президента Республики Беларусь, Совета МинистровРеспублики Беларусь, районных, областных исполнительных и распорядительныхорганов, — районными исполнительными и распорядительными органами.
Выкуп земельных участков, а также возмещение убытковпроизводятся за счет средств юридических и физических лиц, которымпредоставляются изымаемые земельные участки, в сроки, установленные судом, ноне свыше трех месяцев со дня изъятия этих участков.
Выкуп у граждан земельных участков, непредоставляемых непосредственно после выкупа юридическим и физическим лицам,производится соответствующим исполнительным и распорядительным органом за свойсчет в течение трех месяцев с момента подачи гражданином в исполнительный ираспорядительный орган заявления о передаче земельного участка в государственнуюсобственность. Выкуп земельных участков производится по нормативной цене,действующей на момент выкупа.
При выкупе земельного участка собственникувозмещаются расходы, связанные с улучшением качества земли, за исключениемслучаев изъятия за использование земли не по целевому назначению,систематического невыполнения мероприятий по охране и защите земель, сохранениюплодородия и других полезных свойств земли, использования земельного участкаспособами, приводящими к снижению плодородия почв, их химическому и радиоактивномузагрязнению, ухудшению экологической обстановки. Порядок возмещения указанныхрасходов определяется Советом Министров Республики Беларусь.
Список использованных источников:
1. КонституцияРеспублики Беларусь: принята 15 марта 1994 г. N 2875-XII: (с изменениями и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996, в ред.Решения Республиканского референдума от 17.11.2004 N 1) // Консультант Плюс[Электронный ресурс]. — Минск, 2008.
2. Кодекс РеспубликиБеларусь об административных правонарушениях, 21 апреля 2003 г., N 194-З (в ред. Закона. от 05.01.2008 N 321-З) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Минск, 2008.
3. Кодекс РеспубликиБеларусь о земле, 4 января 1999 г., N 226-З: текст Кодекса по состоянию на 22марта 2007 г.- Минск: Амалфея, 2007. – 120 с.
4. О правесобственности на землю: Закон Республики Беларусь 16 июня 1993 г. N 2417-XII // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Минск, 2008.- Утратил силу.
5. Обизъятии и предоставлении земельных участков: Указ Президента РеспубликиБеларусь, 27 декабря 2007 г., № 667 // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. — Минск, 2008.
6. Положение опорядке изъятия и предоставления земельных участков: утверждено указомПрезидента от 27 декабря 2007 г. № 667 // Консультант Плюс [Электронныйресурс]. — Минск, 2008.
7. Бакиновская О. А.Земельное право: ответы на экзаменационные вопросы / О. А. Бакиновская. – 2-еизд.- Минск: ТетраСистемс, 2007. — 192 с.
8. Демичев Д. М.Экологическое право. Особенная часть: учебник / Д. М. Демичев. – Минск:Вышэйшая школа, 2007. – 494 с.
9. Ерофеев Б. В.Земельное право России: учебник / В. Б. Ерофеев. – Изд. 9-е. – Москва: Юрайт,2007. – 655 с.
10. Жариков Ю. Г.Земельное право России: учебник / Ю, Г. Жариков.- Москва: Кнорус, 2006. – 480с.
11. Станкевич Н. Г.Земельное право: учебное пособие / Н. Г. Станкевич. – Минск: Книжный дом,2003. – 544 с.
12. Шингель Н. А.Правовое регулирование земельных споров / Н. А. Шингель // Обзор судебной практики.– 2008. — № 3. – С. 4-21.
13. Шингель Н. А.Проблемы становления земельного законодательства Республики Беларусь / Н. А.Шингель // Проблемы развития юридической науки и совершенствованияправоприменительной практики: сборник научных трудов. – Минск: БГУ, 2005. –С. 225-232.