СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГОСТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 4
2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ ИПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 10
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 14
ЗАДАЧА 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
Субъектыадминистративного права: физические лица, органы исполнительной власти,государственные служащие, органы местного самоуправления, организации,предприятия, учреждения и общественные объединения играют наиважнейшую роль встановлении как Республики Беларусь так в принципе и других государств. Дляопределения характерных черт метода административного права интересносопоставить его с гражданским правом, которое закрепляет юридическое равенствосубъектов гражданских правоотношений. Юридическим фактором, порождающим,прекращающим и изменяющим гражданские правоотношения, является договор, которыйотражает волю обеих сторон. Административно — правовые же отношения чаще всеговозникают в связи с односторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений.Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда имвступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права иобязанности. В административно — правовой сфере, как правило, нормамизакреплено, когда и между какими субъектами должны возникать те или иныеправоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. Нормативно закрепленытакже условия и порядок регистрации организаций, в ряде случаев — условия ипорядок лицензирования, аттестации, аккредитации, сертификации их продукции идр.
Проблемыадминистративно-правовой регламентации статуса религиозных объединений в нашейстране неразрывно связаны с обеспечением конституционного права личности насвободу совести и свободу вероисповедания. На современном этапесоциально-экономического развития Республики Беларусь эта одна из наиболееактуальных проблем, имеющая большое общественное и научное значение. Между темнеобходимо отметить, что формирование нормативной правовой базы, определяющейадминистративно—правовой статус религиозных организаций в Республике Беларусь,существенно отстает от общего уровня развития административногозаконодательства.
Тема контрольной работы:«правовое положение общественных объединений и религиозных организаций».
Структура работывключает: титульный лист, содержание, введение, три раздела, задачу, заключение,список использованных источников. Контрольная работа выполнена на 27 листахкомпьютерного текста.
1.ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Право граждан наобъединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов,закреплено в Конституции. Конституция гарантирует свободу деятельностиобщественных объединений. В соответствии с законодательством под общественнымиобъединениями понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческоеформирование, созданное по инициативе граждан, объединявшихся на основеобщности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественногообъединения.
Право граждан наобъединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественныеобъединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступатьв существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления вних. А также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Правограждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственнопутем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения,которые наделены правоспособностью юридических лиц.
Граждане имеют правосоздавать по своему выбору общественные объединения без предварительногоразрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления. Атакже право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдениянорм их устава. Создаваемые гражданами общественные объединения могутрегистрировать и приобретать права юридического лица либо функционировать безгосударственной регистрации и приобретать права юридического лица.
Общественные объединениянезависимо от их организационно-правовых форм равны перед законам. Деятельностьобщественных объединений основывается на принципах добровольности, равноправия,самоуправления и законности. Общественные объединения в определении своейвнутренней структуры, целей, форм и методов своей работы. Деятельностьобщественных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительныхи программных документах — общественной.
Запрещается создание идеятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены нанасильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостностиРеспублики Беларусь, подрыв безопасности государства, создание вооруженныхформирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиознойрозни [8. с. 98].
Учредителямиобщественного объединения являются физические лица и получившиеправоспособность юридических лиц общественные объединения, созвавшие съезд,конференцию или общее собрание, на котором принимается устав общественногообъединения, и формируются его руководящие и контрольно-ревизионные органы.Учредители общественного объединения — физические и юридические лица имеютравные права и несут равные обязанности.
Членами общественногообъединения являются физические лица и получившие права юридического лицадругие общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решениизадач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляетсясоответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющимиучитывать количество членов объединения в целях обеспечения их равноправия какчленов данного объединения. Члены общественного объединения — физические июридические лица — имеют равные права и несут равные обязанности.
Члены общественногообъединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие иконтрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельностьруководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Ониимеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм уставаобщественного объединения и в случае несоблюдения этих требований могут бытьисключены из общественного объединения.
Участниками общественногообъединения являются физические и получившие право юридические лица другиеобщественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и егоконкретным акциям, а также принимающие участие в его деятельности безобязательного оформления условий своего участия (если иное не предусмотреноуставом данного общественного объединения). Участники общественного объединения- физические и юридические лица — имеющие равные права и несут равныеобязанности.
Общественные объединениямогут создаваться в одной из следующий организационно-правовых форм:общественная организация; общественное движение; общественный фонд;общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Общественной организациейявляется основанное на членстве общественное объединение, созданное на основесовместной деятельности объединившихся граждан для защиты их общих интересов идостижения цели, стоящей перед организацией. Членами общественной организации всоответствии с законами об отдельных видах общественных объединений и уставомданной организации могут быть физические лица и получившие правоспособностьюридических лиц общественные объединения.
Высшим руководящиморганом общественной организации является съезд, конференция или общеесобрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организацииявляется выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд, конференции илиобщему собранию. В случае государственной регистрации общественной организацииее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лицаот имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии суставом.
Общественным движениемявляется состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественноеобъединение, преследующее социальные, политические и иные, общественно полезныецели, которые поддерживаются участниками общественного движения.
Высшим руководящиморганом общественного движения является, конференция или общественное собрание.Постоянно действующим руководящим органом общественного движения являетсявыборный коллегиальный орган, подотчетный, конференции или общему собранию. Вслучае государственной регистрации общественного движения его постояннодействующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественногодвижения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Общественным фондомявляется один из видов некоммерческих фондов, представляющий не имеющеечленства общественное объединение. Цели деятельности общественного фонда заключаетсяв формировании имущества на основе добровольных взносов, иных, не запрещающихзаконом поступлений и использовании данного имущества на общественно — полезныецели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использоватьего имущество в собственных интересах.
Руководящий органобщественного фонда формируется его учредителями и участниками либо решениемучредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональныхназначений, либо путем избрания участниками на съезде, конференции или общемсобрании. В случае государственной регистрации общественного фонда данный фондосуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.
Общественным учреждениемявляется не имеющее членства общественное объединение, ставящее целью оказаниеконкретного вида услуг, отвечающим интересам участников и соответствующихуставным целям объединения. Управление общественным объединением и егоимуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями объединения.
В соответствии сучредительными документами в общественном учреждении может создаватьсяколлегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителямиданного учреждения и потребителями его услуг. Данный орган может определятьсодержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательногоголоса при учредителях, но не вправе распоряжаться имуществом общественногоучреждения, за исключением случаев, установленных учредителями. В случаегосударственной регистрации общественного учреждения данное учреждениеосуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом.
Органом общественнойсамодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цельюкоторого является совместное решение различных социальных проблем, возникающиху граждан по месту жительства, работы или учебы. Решение этих проблемнаправлено на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьиинтересы связаны с достижением уставных целей и реализации программ органаобщественной самодеятельности по месту его создания [6. с. 54].
Орган общественнойсамодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решенииэтих проблем, и строит свою работу на основе самоуправления. Орган общественнойсамодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. Вслучае государственной регистрации органа общественной самодеятельности он всоответствии с его уставом приобретает права и принимает на себя обязанностиюридического лица.
Общественные объединениянезависимо от организационно-правовой формы вправе создать союзы и ассоциацииобщественных объединений на основе учредительных договоров и уставов, принятыхэтими союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
Административнаяправосубъектность общественных объединений включает комплекс принадлежащих имправ и обязанностей, которые реализуются во взаимоотношениях с гражданами,органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными инегосударственными учреждениями, предприятиями и организациями.Административная правосубъектность общественных объединений определяет видыадминистративных правоотношений, субъектами которых они являются.
Несмотря на отличия вадминистративно-правовом положении различных общественных объединений, ихстатусам присущи многие общие черты. Это определяется тем, что все общественныеобъединения: образуются физическими и юридическими лицами на добровольнойоснове; не обладают государственно-властными полномочиями; не являютсясубъектами правотворчества; действуют от своего имени; не являютсякоммерческими организациями, то есть цель их деятельности не преследуетизвлечение прибыли.
Важнейшим положением,определяющим статус общественных объединений, является то положение, чтогосударство не руководит их деятельностью. Не допускает вмешательства органовгосударственной власти и их должностных лиц в деятельность общественныхобъединений, а самих объединений в деятельность государственных органов заисключением случаев, предусмотренных законом. Этот же принцип взаимного невмешательства характерен для отношений общественных объединений с органамиместного самоуправления.
Между тем, согласнозакону государство определяет требования к содержанию устава общественныхобъединений, по желанию объединений их регистрирует, наделяя правамиюридического лица, обеспечивает соблюдение прав и законных интересовобъединений, оказывает поддержку их деятельности регулирует предоставление имналоговых льгот и др. Орган юстиции, регистрирующий общественные объединения,контролирует соответствие их деятельности уставным целям, имеет правозапрашивать их распорядительные документы, может направлять своихпредставителей для участия в проводимых ими мероприятиях, в установленныхзаконом случаях вправе выносить руководящим органам этих объединений письменныепредупреждения с указанием конкретных оснований их вынесения.
Общественные объединенияобязаны соблюдать законодательство, нормы и принципы международного права,ежегодно публиковать отчёт об использовании своего имущества и информировать орган,регистрирующий объединение, о продолжении своей деятельности, допускатьпредставителей этого органа на проводимые мероприятия, оказывать им содействиев ознакомлении с деятельностью объединения и др.
Общественные объединениявправе: свободно распространять информацию освоей деятельности; участвовать в выработке решенийорганов государственной власти и местного самоуправления; учреждать средства массовой информации и осуществлятьиздательскую деятельность; представлять изащищать свои права, законные интересы своих членов и участников, других гражданв органах государственной власти, органах местного самоуправления и в другихобщественных объединениях; выступать синициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения ворганы государственной власти; участвовать визбирательных кампаниях.Общественные объединениямогут осуществлять предпринимательскую деятельность, если это соответствует ихуставным целям и служит достижению данных целей. Осуществляемая имипредпринимательская деятельность регулируется Гражданским кодексом и другимизаконодательными актами. Они могут создавать хозяйственные товарищества и иныехозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное дляведения предпринимательской деятельности.
Доходы отпредпринимательской деятельности общественных объединений не могутперераспределяться между членами или участниками этих объединений и должныиспользоваться только для достижения уставных целей. При этом допускаетсяиспользование общественными объединениями своих средств на благотворительныецели.
Устав общественногообъединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения,его организационно-правовую форму; структуру общественного объединения,руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения,территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет своюдеятельность; для объединений, предусматривающих членство, условия и порядокприобретения и утраты членства, права и обязанности членов данного объединения;порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения; источникиформирования денежных средств и иного имущества общественного объединения,права общественного объединения и его структурных подразделений по управлениюимуществом; порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения.
В уставе могутпредусматриваться и иные положения, относящиеся к деятельности общественногообъединения.
Деятельность общественныхорганизаций регулируются следующими нормативными правовыми актами.
Избирательный кодексРеспублики Беларусь от 11 февраля 2000 г. № 370-Закона Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 26 ноября 2003 г. № 248-З «О порядке реализации права законодательной инициативы гражданами Республики Беларусь»; ЗаконРеспублики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII «О политическихпартиях»; Закон Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII «Об общественных объединениях»; Декрет Президента Республики Беларусь от26 января 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельностиполитических партий, профессиональных союзов, иных общественныхобъединений»; Указ Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 335 «О республиканских государственно-общественных объединениях»; ПостановлениеКабинета Министров Республики Беларусь от 3 февраля 1995 г. № 76 «Вопросы политических партий и других общественных объединений в РеспубликеБеларусь»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 1999 г. № 903 «О некоторых вопросах постановки на учет и государственной регистрации организационныхструктур политических партий, профессиональных союзов, иных общественныхобъединений»; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27декабря 1999 г. № 2013 «О государственной регистрации постоянно действующихмеждународных арбитражных (третейских) судов»; Постановление Министерстваюстиции Республики Беларусь от 25 февраля 2000 г. № 41 «Об утверждении Положения о государственной регистрации постоянно действующихмеждународных арбитражных (третейских) судов»; Постановление Министерстваюстиции Республики Беларусь от 1 декабря 2000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рассмотрения документов, представляемых для государственнойрегистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественныхобъединений, а также постановки на учет и государственной регистрации ихорганизационных структур»; Постановление Министерства юстиции РеспубликиБеларусь от 5 июля 2001 г. № 16 «Об утверждении Инструкции огосударственной регистрации нагрудных знаков государственных органов,государственных организаций и общественных объединений».
По состоянию на 1 января 2008 года в республикезарегистрировано 15 политических партий, 36 профсоюзов, 2255 общественныхобъединений (235 международных, 722 республиканских и 1298 местных), 19 союзов(ассоциаций) общественных объединений, также 64 фонда (4 международных, 3 республиканскихи 57 местных). Зарегистрировано и поставлено на учет 1114 оргструктурполитических партий (65 областных, 425 районных и городских, 624 первичные),22479 оргструктур профсоюзов (108 областных, 770 районных и городских, 21564первичных, 37 объединенных) и 14513 оргструктур иных общественных объединений(547 областных, 4121 районная и городская, 9845 иных).
За 2007 год в республике зарегистрировано 100общественных объединений, из которых международных — 5, республиканских — 15,областных — 12, районных, городских — 63, иных местных — 5, союзов (ассоциаций)общественных объединений — 2. Зарегистрировано 9 фондов, из них 1 международныйи 8 местных.
В 2007 году также зарегистрировано и поставлено научет 52 новые организационные структуры политических партий, 453 новыеорганизационные структуры профсоюзов, 2839 новых организационных структур иныхобщественных объединений.
Среди общего числа общественных объединений большевсего создается молодежных организаций, а также физкультурно-спортивной иблаготворительной направленности.
В Республике Беларусь зарегистрировано 526физкультурно-спортивных, 348 благотворительных, 309 просветительских,культурно-досуговых, воспитательных, 156 молодежных (в том числе детских — 21),143 общественных объединения инвалидов войны и труда, ветеранов, 106научно-технических, 98 общественных объединений национальных меньшинств, 70общественных объединений сторонников охраны природы, памятников истории,культуры, 40 творческих, 36 женских и 423 прочих общественных объединений.
2.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СОЮЗЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
Политическая партия — имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власти и управления
Важнейшим принципом, определяющим правовой статус политических партий в демократическом государстве, является принцип равноправия — все политические партии имеют равные права и обязанности.
Предоставляемые политическим партиям права должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой — гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы. Здесь следует подчеркнуть лишь два обстоятельства. Первое: все права политических партий являются коллективными, ибо хотя многие из них совпадают с индивидуальными конституционными правами граждан, они принадлежат не отдельным индивидам, а их объединениям — политическим партиям — как специфическим субъектам, права и могут быть реализованы только ими. Второе — и это следует особо отметить — новый подход к правовому регулированию прав и свобод политических партий, заключающийся в том, что некоторые из них закрепляются Конституцией, т. е. приобретают характер основных, конституционных. Так ст. 5 Конституции Республики Беларусь гласит, что политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством [9. с. 112].
Предоставляя политическим партиям,широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них иобязанности.
Закрепляемые законодательствомобязанности политических партий, как бы они ни формулировались, носят отнюдь недекларативный характер — невыполнение их влечет за собой применение различногорода санкций, которые предусматриваются как Законом «О политических партиях»,так и иными законодательными актами (например, уголовным законодательством).
Политические партии со дня ихгосударственной регистрации имеют право:
— свободно распространять информацию о своей деятельности,пропагандировать свои идеи, цели и решения;
— пользоваться государственнымисредствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;
— учреждать собственные средствамассовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке,установленном законодательством;
— проводить собрания, митинги, демонстрациии другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством;
— защищать права и законныеинтересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственныхорганах и иных организациях;
— участвовать в выборах в порядке,установленном законодательством;
— поддерживать связи с другимиполитическими партиями, союзами, иными общественными объединениями, их союзами(ассоциациями);
— создавать союзы.
Политические партии, союзы могут иметь иные права, предусмотренные законом и другими законодательными актами.
В Законе «О политических партиях» нет статьи прямо указывающей обязанности политической партии. Однако они вытекают из самого текста указанного Закона.
Политическая партия обязана:
— соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные нормативно-правовые акты;
— допускать должностных лиц Министерства юстиции и соответствующих управлений юстиции к участию в мероприятиях, проводимых в уставных целях, предоставлять по их просьбе информацию по вопросам ее уставной деятельности;
— не менее чем за семь дней извещать Министерство юстиции о заседании (созыве) своего высшего органа;
— в случае изменения юридического адреса (места нахождения руководящего органа) в месячный срок представить в Министерство юстиции все документы, необходимые для государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных в устав политической партии;
— ежегодно до 1 марта предоставлять в Министерство юстиции информацию о продолжении своей деятельности;
— предоставлять информацию о численности политической партии, ее организационных структур;
— предоставлять сведения о мероприятиях, проведенных в уставных целях;
— в случае изменений в составе выборных органов политической партии в десятидневный срок со дня принятия такого решения предоставлять необходимые сведения в Министерство юстиции.
Профессиональный союз является добровольнойобщественной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся ввысших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях,связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так инепроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав иинтересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права иустановленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом обэкономических, социальных и культурных правах, Международным пактом огражданских и политических правах, конвенциями Международной организации трудаи иными ратифицированными в установленном порядке международными договорамиРеспублики Беларусь.
Как общественная организация, профессиональный союз посвоей природе является добровольным формированием, возникающим в результатесвободного волеизъявления граждан, объединившихся на основе общности интересов.Общность интересов членов профсоюзов возникает в связи с родом их деятельности,трудовых правоотношений, что отражено в самом названии этой организации –профессиональный союз. Профсоюзы имеют свои специфические цели и задачи иреализуют их, используя методы, присущие только этой организации.
Законом о профсоюзах определена основная цельпрофсоюзов: защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своихчленов.
Трудовые и социально-экономические интересы закрепленызаконодательными актами. Профсоюзы, контролируя соблюдение администрацией, собственникомили уполномоченным им органом трудового законодательства, в том числе по охранетруда, выявляют нарушения и принимают меры по восстановлению нарушенныхтрудовых прав работников. В случае установления нарушений профсоюз по просьбесвоих членов и других граждан вправе обращаться в суд с исковым заявлением. Вслучае возникновения коллективного спора профсоюз обязан принять все меры ииспользовать все формы разрешения коллективного конфликта, предусмотренные законодательством.
В области защиты трудовых и социально-экономическихинтересов профсоюзы также обладают рядом особых форм и методов, отраженных всоответствующих статьях закона и комментарии к ним. Основные трудовые исоциально-экономические права трудящихся сформулированы такими основополагающимидокументами, как Всеобщая декларация прав человека, международными пактами «Обэкономических, социальных и культурных правах», «О гражданских и политическихправах», конвенциями Международной организации труда. Тексты этих документовопубликованы издательством «Юридическая литература» в 1990 г. в сборнике документов «Международная защита прав и свобод человека».
Всеобщей декларацией прав человека, принятойГенеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., установлено, что каждый человек имеет право создавать профессиональные союзы и входить в профессиональные союзыдля защиты своих интересов».
Международным пактом «Об экономических, социальных икультурных правах» это правило дополнено указанием цели профсоюзов – защитаэкономических и социальных интересов, а также закреплено право каждого человекавступать в профсоюзы по своему выбору при единственном условии соблюденияправил соответствующей организации. Пользование указанным правом не подлежитникаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законами,необходимыми в демократическом обществе в интересах государственнойбезопасности или общественного порядка, прав и свобод других граждан. Аналогичныепринципы организации и деятельности профсоюзов содержит пакт «О гражданских иполитических правах» от 16 декабря 1966 г.
Одним из источников международного права являютсядокументы Международной организации труда (МОТ), основанной в 1919 г. С 1946 г. эта организация является специализированным учреждением ООН. Отличительной чертойее деятельности является принцип трехсторонности. В ее работе на равной основепринимают участие представители правительства, предпринимателей и организаций,трудящихся от каждого государства – члена МОТ.
Республика Беларусь является членом МОТ с 1954 г. Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенции и рекомендаций, устанавливающихмеждународные стандарты в области трудовых прав, найма, профессиональнойподготовки, условий труда, занятости, социального обеспечения, техникибезопасности и охраны здоровья, свободы ассоциации и т.д. В отличие от рекомендаций,конвенции подлежат ратификации государствами – членами МОТ и становятсяюридически обязательными для них. Это означает, что положения конвенций должныреализовываться государствами в их законодательстве и практике. МОТконтролирует применение конвенций ратифицировавшими их государствами ииспользует специальную процедуру расследования жалоб об их нарушении.
Среди конвенций МОТ необходимо выделить Конвенцию от 9июля 1948 г. № 87 «О свободе ассоциаций и защите права на организацию»Конвенция предусматривает равные права трудящихся и предпринимателей безкакого-то ни было различия создавать по своему выбору организации, а такжевступать в них с целью выдвижения и защиты соответствующих интересов. Этиорганизации имеют право вырабатывать свои уставы и регламенты, свободновыбирать своих представителей, организовывать свой аппарат и свою деятельностьи формулировать свою программу действий. Государственные власти воздерживаютсяот всякого вмешательства, способного ограничивать это право или воспрепятствоватьего законному осуществлению. Организации трудящихся и предпринимателей неподлежат роспуску или временному запрещению в административном порядке. Ониимеют право создавать федерации и конфедерации, а также право присоединяться кним, и эти организации пользуются такими же правами и гарантиями. Конвенцияпредусматривает равным образом право объединений трудящихся вступать вмеждународные организации.
Приобретение прав юридического лица не может бытьподчинено ограничительным условиям. При осуществлении прав, признанных за нимиКонвенцией № 87, трудящиеся, предприниматели и их соответствующие организациисоблюдают законность. Национальное законодательство не затрагивает гарантий,предусмотренных настоящей Конвенцией, и применяется таким образом, чтобы ненарушать их.
3. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХОРГАНИЗАЦИЙ И ВЗАИМООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
Каждыйимеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространятьрелигиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать вотправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. />Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии,и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношенияк религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию вдеятельности религиозных организаций. Родители или лица, их заменяющие, повзаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своимсобственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитаниеребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей илилиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиознымдействиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает егозаконные права. Религии и вероисповедания равны перед законом. />Идеология религиозных организаций не можетустанавливаться в качестве обязательной для граждан.
/>Граждане равны перед закономнезависимо от их отношения к религии. В официальных документах отношениегражданина к религии не указывается, кроме случаев, когда этого желает самгражданин. />Воспрепятствование осуществлениюправ на свободу совести и вероисповедания, а также установление каких-либопреимуществ либо ограничений прав граждан в зависимости от их отношения крелигии не допускаются и преследуются по закону. Никто не может по мотивамсвоих религиозных убеждений уклоняться от исполнения установленных закономобязанностей.
/>Взаимоотношения государства ирелигиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формированиедуховных, культурных и государственных традиций белорусского народа.Государство не возлагает на религиозные организации выполнение каких-либогосударственных функций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций,если она не противоречит законодательству Республики Беларусь. Религиозныеорганизации вправе участвовать в общественной жизни, а также использоватьгосударственные средства массовой информации в порядке, установленномзаконодательством Республики Беларусь. Религиозные организации не участвуют вдеятельности политических партий и других общественных объединений,преследующих политические цели, и не оказывают им финансовой и иной поддержки.В местах богослужений не допускаются использование государственной символики,проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятийполитического характера, а также выступления, призывы, оскорбляющие представителейорганов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан.Государство способствует установлению отношений терпимости и уважения междугражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиознымиорганизациями различных вероисповеданий. />Государствоможет строить свои взаимоотношения с религиозными объединениями путем заключенияс ними соглашений в соответствии с гражданским законодательством РеспубликиБеларусь. Религиозными организациями в Республике Беларусь признаютсядобровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) илирелигиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общностиих интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри имонашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии,духовные учебные заведения.
Религиозныеорганизации имеют следующие признаки:/>
— вероисповедание;
— разработанная культовая практика;
— проведение богослужений;
— религиозное просвещение и воспитание своих последователей.
Руководителемрелигиозной организации может быть только гражданин Республики Беларусь.
Конституционные основы для созданиярелигиозной организации в Республике Беларусь: статья 16 Конституции РеспубликиБеларусь 1994г. в редакции 1996г. определяет, что взаимоотношения государства ирелигиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния наформирование духовных, культурных и государственных традиций белорусскогонарода, а статья 31 Конституции предоставляет право каждому гражданинусамостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно сдругими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать ираспространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлениирелигиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.
Основные принципы государственнойполитики в конфессиональной сфере, принципы взаимоотношений государства срелигиозными организациями, заложены в Законе Республики Беларусь «О свободевероисповеданий и религиозных организациях». Данный Закон гарантирует права гражданна определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этомуубеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозныхобрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии и регулирует отношения,связанные с деятельностью религиозных организаций. Задачами данного Законаявляется регулирование возникающих в этой области общественных отношений вцелях единообразного осуществления на всей территории Республики Беларусьпринципов свободы совести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализации права граждан на пользование этойсвободой [15. с. 134].
Современную конфессиональную ситуацию в Беларусихарактеризуют следующие особенности: историческая традиция толерантности,характерной для белорусского этноса еще со средневековья; тесная связьрелигиозных организаций, этноконфессиональных групп скультурно-просветительскими объединениями, ставящими своей целью национальное,религиозное и культурное возрождениесвоей этнической группы;- достаточно тесныемежконфессиональные отношения, о которых свидетельствует значительноеколичество общеконфессиональных организаций.
В республике согласно своим уставам действуют 113 религиозныхорганизаций, имеющих общеконфессиональное значение (религиозные объединения,монастыри, братства, сестричества, миссионерские общества, духовные учебныезаведения). С их учётом общая численность религиозных организаций достигла2661. В западных областях республики сохраняется более высокий уровень религиозности населения – количество религиозных общин значительно выше вБрестской и Гродненской областях по сравнению с Витебской, Гомельской иМогилёвской. В то же время темпы роста религиозных общин значительно выше ввосточных областях республики. Так, за период, прошедший с 1988 года,количество общин в Витебской и Минской областях увеличилось в 3,8 раза, вГомельской и Могилёвской областях – соответственно в 3,3 и 2,7 раза, в то времякак в Гродненской и Брестской областях – соответственно в 2,3 и 1,9 раза.Указанная особенность имеет во многом историческое объяснение, В западномрегионе религиозные организации сохранялись на протяжении всех прошлыхдесятилетий в связи, с чем количественный рост общин в 90-е годы более ярковыражен в восточном регионе. Народ Беларуси, как социально-политическаяобщность определённой территории, ещё с летописных времён представлял собойполиконфессиональную общность. Религиозные организации подлежат обязательнойгосударственной регистрации. С момента государственной регистрации религиознаяорганизация приобретает статус юридического лица. Религиозные организации какюридические лица пользуются правами и выполняют обязанности в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь и своими уставами.
Государственнуюрегистрацию религиозных организаций осуществляют:
— религиозных общин — областные, Минский городской исполнительные комитеты;
— религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозныхбратств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений,создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, — республиканский орган государственного управления по делам религий.
Послепринятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий органвыдает свидетельство установленного образца о государственной регистрациирелигиозной организации. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозныхорганизаций, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном длярегистрации религиозных организаций, и вступают в силу со дня их государственнойрегистрации. В случае изменения данных, содержащихся в Государственном реестререлигиозных организаций, религиозная организация в месячный срок со днявнесения такого изменения уведомляет об этом регистрирующий орган [13. с. 367].
Религиознаяорганизация осуществляет свою деятельность на основании устава. Уставырелигиозной общины и религиозного объединения утверждаются их учредителями.Устав религиозной организации, создаваемой религиозным объединением,утверждается органом управления религиозного объединения.
Вуставе религиозной организации указываются: полное наименование, включающееуказание на конфессиональную принадлежность данной религиозной организации;место нахождения; />цели, задачи и основныеформы деятельности; принадлежность к религиозному объединению (для религиозныхобщин, входящих в религиозное объединение, и религиозных организаций,образуемых религиозными объединениями); территория деятельности; структураорганизации, органы ее управления, порядок их формирования, компетенция, состави сроки полномочий; источники и порядок формирования денежных средств и иногоимущества организации; орган, правомочный принимать решения о приобретенииимущества и распоряжении имуществом религиозной организации; порядок ликвидациии реорганизации религиозной организации; порядок распоряжения имуществом,оставшимся после расчетов с кредиторами, в случае ликвидации религиознойорганизации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; иные сведения,относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации. Вгосударственной регистрации религиозной организации может быть отказано последующим основаниям: устав и другие представленные документы не соответствуюттребованиям законодательства Республики Беларусь или сведения, содержащиеся вних, недостоверны; по итогам проведения государственной религиоведческойэкспертизы, осуществляемой в случаях, установленных законодательством; нарушенпорядок создания религиозной организации. Сообщение об отказе в государственнойрегистрации религиозной организации направляется заявителям в письменной формес указанием оснований отказа. Отказ, а также уклонение регистрирующего органаот государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы всуд в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Государственнаярелигиоведческая экспертиза назначается республиканским органомгосударственного управления по делам религий в установленных настоящим Закономслучаях при создании, а также при осуществлении деятельности религиозныхорганизаций. Порядок назначения и проведения государственной религиоведческойэкспертизы определяется республиканским органом государственного управления поделам религий.
/>Религиозная организация может бытьликвидирована: по решению ее учредителей или органа, уполномоченного уставомрелигиозной организации;
порешению суда в случаях:
— повторного в течение года нарушения законодательства Республики Беларусь либоосуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей ее уставу;
— осуществления пропаганды войны или экстремистской деятельности;
— осуществления деятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законныхинтересов граждан, а также препятствующей исполнению гражданами ихгосударственных, общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред ихздоровью и нравственности;
— виных случаях, предусмотренных законодательными актами.
Обращатьсяв суд с заявлением о ликвидации религиозной организации имеет право орган,осуществивший ее регистрацию, а также иные органы (должностные лица) всоответствии с законодательными актами. Дела о ликвидации религиозных общин,зарегистрированных областными, Минским городским исполнительными комитетами,рассматриваются соответствующими областными, Минским городским судами, а оликвидации религиозных организаций, зарегистрированных республиканским органомгосударственного управления по делам религий, — Верховным Судом РеспубликиБеларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Религиозныеорганизации в своей деятельности должны руководствоваться своими уставами иобязаны соблюдать требования Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательстваРеспублики Беларусь.
Богослужения,религиозные обряды, ритуалы и церемонии беспрепятственно проводятся в культовыхзданиях, сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах,предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местахпаломничества, на кладбищах и в крематориях. Религиозные обряды, ритуалы ицеремонии при необходимости могут проводиться по месту жительства граждан по ихпросьбе при условии соблюдения правил общежития и общественного порядка, еслиони не носят массового и систематического характера. Религиозные обряды,ритуалы и церемонии в организациях здравоохранения, местах предварительногозаключения и отбывания наказания проводятся по просьбам находящихся в нихграждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.Лица, находящиеся в этих учреждениях, могут иметь, получать, приобретать ипользоваться религиозной литературой и предметами культа, если это не причиняетвреда их здоровью, не ущемляет права и законные интересы других лиц. Порядокотправления богослужений, религиозных обрядов, ритуалов и церемонийвоеннослужащими устанавливается законодательством о воинской службе.Богослужения, религиозные обряды, ритуалы и церемонии, а также иные массовыемероприятия, имеющие своей главной целью удовлетворение религиозныхпотребностей, в специально не предназначенных для этих целей местах подоткрытым небом и в помещениях могут проводиться только после принятиясоответствующего решения руководителем местного исполнительного ираспорядительного органа или его заместителем в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь.
Религиозныеорганизации вправе производить, приобретать, вывозить из Республики Беларусь,ввозить в Республику Беларусь и распространять религиозную литературу, иныепечатные, аудио и видеоматериалы, а также другие предметы религиозногоназначения в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.Ввозить в Республику Беларусь религиозную литературу, иные печатные, аудио- ивидеоматериалы религиозные организации могут только после проведениягосударственной религиоведческой экспертизы. При распространении религиознойлитературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов может проводитьсягосударственная религиоведческая экспертиза по решению республиканского органагосударственного управления по делам религий. При поступлении религиознойлитературы в библиотечные фонды проведение государственной религиоведческойэкспертизы является обязательным. Коммерческие организации по выпускурелигиозной литературы и производству предметов культового назначения могутсоздаваться только религиозными организациями. При осуществлении своейдеятельности религиозные организации обязаны указывать свое полное наименованиеи конфессиональную принадлежность. Литература, иные печатные, аудио- ивидеоматериалы, выпускаемые религиозными организациями, должны иметь маркировкус указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональнойпринадлежности. Распространение религиозной литературы, аудио-, видео- и другихматериалов религиозного содержания может осуществляться религиознымиорганизациями в принадлежащих им на праве собственности или иных законныхоснованиях помещениях, а также местах, в установленном порядке выделяемых дляэтих целей местными исполнительными и распорядительными органами. Религиозныеорганизации вправе осуществлять благотворительную деятельность в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь. Религиозные объединения всоответствии со своими уставами имеют право создавать средства массовойинформации в порядке и на условиях, установленных законодательством РеспубликиБеларусь. Религиозные объединения в соответствии со своими уставами имеют правосоздавать духовные учебные заведения для профессиональной подготовкисвященнослужителей, теологов и церковного персонала. Граждане, обучающиеся ввысших и средних духовных учебных заведениях, пользуются правами и льготами,установленными для студентов государственных учебных заведений. Религиозныеорганизации вправе устанавливать и поддерживать международные связи и контакты,в том числе в целях паломничества, участия в собраниях и других мероприятиях,для получения религиозного образования, а также приглашать для этих целейиностранных граждан и лиц без гражданства. Религиозные объединения имеют правов порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, приглашатьиностранных граждан и лиц без гражданства в целях занятия религиозной деятельностьюв соответствующих религиозных объединениях. Иностранный гражданин, лицо безгражданства имеют право заниматься религиозной деятельностью в РеспубликеБеларусь в течение одного года. Этот срок при необходимости может продлеватьсяили сокращаться в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Религиозные организации обладают правом собственности на имущество,приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованноефизическими или юридическими лицами или переданное религиозным организациям всобственность государством либо приобретенное другим способом, не противоречащимзаконодательству Республики Беларусь. Передача в собственность религиозныморганизациям для использования в религиозных целях культовых зданий и сооруженийс относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозногоназначения, находящегося в республиканской или коммунальной собственности,осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.Религиозные организации имеют преимущественное право на передачу имгосударством культовых зданий с прилегающей территорией, за исключением тех,которые используются как объекты культуры, физической культуры и спорта.Имущество, передаваемое религиозными объединениями религиозным общинам,входящим в религиозное объединение, а также монастырям и монашеским общинам,религиозным братствам и сестричествам, религиозным миссиям, духовным учебнымзаведениям, закрепляется за указанными религиозными организациями на правеоперативного управления. Религиозные общины, входящие в религиозноеобъединение, монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества,религиозные миссии, духовные учебные заведения могут передавать свои культовыездания и иное имущество в пользование другим религиозным организациям только ссогласия органа управления религиозного объединения, в подчинении которого онинаходятся. В порядке, установленном законодательством, государство оказываетрелигиозным организациям помощь в реставрации культовых зданий, иных предметов,представляющих историко-культурную ценность. Государство может предоставлятьрелигиозным организациям налоговые и иные льготы в соответствии сзаконодательными актами Республики Беларусь.
Религиозныеорганизации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлятьпредпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых онисозданы, а также соответствующую этим целям. После ликвидации религиозныхорганизаций имущество, предоставленное им в пользование юридическими и физическимилицами, возвращается лицам, предоставившим имущество. При ликвидациирелигиозных организаций распоряжение находившимся в их собственности имуществомосуществляется в соответствии с их уставами и законодательством РеспубликиБеларусь. На имущество культового назначения, находящееся в собственностирелигиозных организаций, не может быть обращено взыскание по претензиямкредиторов. Перечень видов имущества культового назначения, на которые не можетбыть обращено взыскание по претензиям кредиторов, утверждается Советом МинистровРеспублики Беларусь.
Трудовыеотношения в религиозных организациях регулируются законодательством РеспубликиБеларусь о труде. Условия труда, формы, система и размеры его оплатыустанавливаются на основании коллективного договора, соглашения и трудовогодоговора в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Граждане, работающиев религиозных организациях, а также священнослужители подлежат социальномуобеспечению и обязательному государственному социальному страхованию всоответствии с законодательством Республики Беларусь. Религиозные организациипроизводят отчисления в соответствующие фонды в порядке и размерах,установленных законодательством Республики Беларусь.
3. ЗАДАЧА
Кузавко в общественном месте, в кинотеатре, приставалк девушке. На замечания граждан не реагировал, на настоятельные требованияСидорина прекратить беспричинное приставание к девушке, нанес Сидорину удар влицо. Сотрудником милиции на Кузавко был составлен протокол о мелком хулиганстве,на основании, которого начальником РОВД, Кузавко был, подвергнут административномуаресту сроком на 15 суток. 1. Правомерно ли Кузавко подвергнутадминистративному аресту? 2. Составьте протокол об административномправонарушении, а также постановление по делу об административно правонарушении.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ:
Данное правонарушение квалифицируется по статье />17.1. «Мелкое хулиганство» Кодекса РеспубликиБеларусь об административных правонарушениях.
«Нецензурнаябрань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другиеумышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организацийили спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, — влекутналожение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административныйарест».
Статьи 3.2 «Суд» ч. 1 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях, рассматривает дела по статье 9.3 КодексаРеспублики Беларусь об административных правонарушениях.
/>«1. Дела обадминистративных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.1-9.3, 9.5-9.22,частью 2 статьи 9.23, статьями 10.1-10.7, 10.9, 11.1, 11.2, частью 2 статьи11.4, статьями 11.5-11.7, 11.15, 11.18-11.20, 11.24-11.26, 11.29, 11.31, 11.33,11.54-11.56, 11.61-11.63, 12.1, 12.3, частью 1 статьи 12.6, частью 5 статьи12.7, частями 1-3 статьи 12.10, статьями 12.11, 12.12, 12.14-12.16, частями 1-3и 5 статьи 12.17, статьями 12.21-12.27, 12.29, частями 3 и 4 статьи 12.30,статьями 12.31, 13.13, частью 1 статьи 14.1, статьями 14.2-14.5, статьями 14.7,14.8, 15.1-15.7, 15.9-15.12, 15.18, 15.19, частями 1 и 2 статьи 15.22, статьями15.26, 15.30, 15.32-15.37, 15.40, 15.41, 15.45, частью 2 статьи 15.46, частью 2статьи 15.47, статьями 15.48, 15.49, 15.51-15.53, частями 2 и 3 статьи 15.54,статьями 15.55, 15.56, 15.60-15.63, 16.3-16.8, 17.1, 17.2, частью 2 статьи17.3, статьями 17.6, 17.8, 18.1, частями 1 и 2 статьи 18.5, статьями18.12-18.15 (протоколы по которым составлены должностными лицами органовМинистерства обороны Республики Беларусь), 18.16, частью 2 статьи 18.17, статьями18.20, 18.23-18.29, 18.36, 18.37, 18.40, 19.1, 19.2, 20.1-20.5, 20.8,20.11-20.13, частями 3 и 4 статьи 21.6, частью 1 статьи 21.7, статьями21.9-21.12, 21.16, 22.1, 22.2, частью 2 статьи 22.3, статьей 22.6, частями 1 и3 статьи 22.7, частями 1 и 2 статьи 22.9, статьями 22.10, 22.11, 22.13,23.1-23.6, 23.8, частью 2 статьи 23.9, статьями 23.10-23.16, 23.18, 23.19,23.21-23.28, 23.33-23.37, 23.39-23.44, частями 2 и 3 статьи 23.45, статьями23.46-23.48, 23.51, частью 2 статьи 23.52, частью 1 статьи 23.56, частью 1статьи 23.58, статьями 23.59-23.61, частью 1 статьи 23.64, статьями 23.65,23.69-23.71, 24.1-24.12, 25.1-25.4, 25.8 Кодекса Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях, рассматриваются единолично судьей районного(городского) суда».
Таким образом, начальник РОВД не имел права назначатьКузавко наказание в виде административного ареста, так как это право естьтолько у суда и если суд вынесет решение о применении к Кузавкоадминистративной ответственности в виде административного ареста – это будетзаконно.
ПРОТОКОЛ №26-4
об административномправонарушении
15 сентября 2008г. г.Брест
Сотрудник милиции Иванов И.И. при рассмотрении,материалов обнаружил следующее, что Кузавко Сергей Валерьевич родился 9 октября1977 года. Женат. Белорус. Работает на предприятии «Газоаппарат» грузчиком.Проживает по адресу г. Брест ул. Смирнова д. 24. Паспорт АВ №0203775, выданныйЛенинским РОВД города Бреста 20.04.2002 года, в общественном месте, в кинотеатре,приставал к девушке. На замечания граждан не реагировал, на настоятельныетребования Сидорина Валентина Ивановича прекратить беспричинное приставание кдевушке, нанес Сидорину В.И. удар в лицо. Действия указанного лица квалифицируютсяпо статье 17.1. «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях.
«Нецензурнаябрань в общественном месте, оскорбительное приставание к гражданам и другиеумышленные действия, нарушающие общественный порядок, деятельность организацийили спокойствие граждан и выражающиеся в явном неуважении к обществу, — влекутналожение штрафа в размере от двух до тридцати базовых величин или административныйарест».
Таким образом, КузавкоСергей Валерьевич родился 9 октября 1977 года. Женат. Белорус. Работает напредприятии «Газоаппарат» грузчиком. Проживает по адресу г. Брест ул. Смирновад. 23. Паспорт АВ №0203985, выданный Ленинским РОВД города Бреста 20.04.2001года, совершил административное правонарушение, ответственность за котороепредусмотрена статьей 17.1. «Мелкое хулиганство» Кодекса Республики Беларусь обадминистративных правонарушениях.
Учитывая изложенное, вприсутствии вышеуказанного лица составил настоящий протокол об административномправонарушении.
Протокол мною прочитан.Дополнения и замечания к протоколу не поступили.
Младший лейтенант Иванов Иван Иванович (подпись).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
О привлечении кадминистративной ответственности № 349-9
«20» сентября 2008г. г.Брест
Суд Ленинского районагорода Бреста, в составе судьи Василевич Н.П., секретаря Петрухина А.Б.рассмотрев материалы дела об административном правонарушении №26-4 в отношенииКузавко Сергея Валерьевича, родился 9 октября 1977 года. Женат. Белорус.Работает на предприятии «Газоаппарат» грузчиком. Проживает по адресу г. Брестул. Смирнова д. 24. Паспорт АВ №0203775, выданный Ленинским РОВД города Бреста20.04.2002 года, установил, что, Кузавко Сергей Валерьевич в общественномместе, в кинотеатре, приставал к девушке. На замечания граждан не реагировал,на настоятельные требования Сидорина Валентина Ивановича прекратитьбеспричинное приставание к девушке, нанес Сидорин В.И. удар в лицо.
На основании изложенногои руководствуясь КоАП Республики Беларусь и Процессуально-исполнительнымкодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Кузавко СергеяВалерьевича, виновным в совершении административного правонарушения,ответственность за которое предусмотрена статьей 17.1. КоАП Республики Беларусь,и привлечь указанное лицо к административной ответственности, назначив емунаказание в виде административного ареста сроком на 15 суток.
В соответствии с КоАПРеспублики Беларусь постановление по делу о привлечении к административнойответственности может быть обжаловано в порядке, предусмотренномзаконодательством Республики Беларусь.
Судья ВасилевичН.П.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Право граждан наобъединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своихинтересов, закреплено в Конституции. Конституция гарантирует свободудеятельности общественных объединений. В соответствии с законодательством подобщественными объединениями понимается добровольное, самоуправляемое,некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединявшихся наоснове общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставеобщественного объединения.
Право граждан наобъединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественныеобъединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступатьв существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления вних. А также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Правограждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственнопутем объединения физических лиц, так и через другие общественные объединения,которые наделены правоспособностью юридических лиц.
Статья31 Конституции Республики Беларусь гарантирует гражданам и иным лицам правосамостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно сдругими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать ираспространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать вотправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.Согласно этому в республике действуют различные религиозные объединения. Основыих правового статуса закреплены в Законе Республике Беларусь «О свободе вероисповеданияи религиозных организациях» от 17 декабря 1992 г. в редакции 2002 г. В нем дается определение религиозной организации, в соответствии с которымрелигиозными организациями в Республике Беларусь признаются добровольныеобъединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозныхобщин (религиозные объединения), созданные на основе общности их интересов дляудовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины,религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебныезаведения. Одной из структур религиозных организаций является религиознаяобщина, под которой согласно статье 14 Закона понимается объединение в пределахтерритории одного или нескольких населенных пунктов группы граждан РеспубликиБеларусь, являющихся приверженцами единого вероисповедания, для совместногоисповедания веры и удовлетворения иных религиозных потребностей. Согласностатье 8 Закона, взаимоотношения государства и религиозных организацийрегулируются государством с учетом их влияния на формирование духовных,культурных и государственных традиций белорусского народа. Государство невозлагает на религиозные организации выполнения каких-либо государственныхфункций, не вмешивается в деятельность религиозных организаций, если она непротиворечит законодательству Республики Беларусь. Религиозные организациивправе участвовать в общественной жизни, а также использовать государственныесредства массовой информации в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь.
Религиозныеорганизации не участвуют в деятельности политических партий и другихобщественных объединений, преследующих политические цели, и не оказывают имфинансовой и иной поддержки.
В местахбогослужений не допускается использование государственной символики,проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и других мероприятийполитического характера, а также выступлений, призывов, оскорбляющихпредставителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельныхграждан. Государство способствует установлению отношений терпимости и уважениямежду гражданами, исповедующими и не исповедующими религию, религиознымиорганизациями различных вероисповеданий. Государство может строить своивзаимоотношения с религиозными объединениями путем заключения с ними соглашенийв соответствии с гражданским законодательством Республики Беларусь. Религиозныеорганизации подлежат государственной регистрации. С момента государственнойрегистрации религиозная организация приобретает статус юридического лица.Религиозные организации как юридические лица пользуются правами и выполняютобязанности в соответствии с законодательством Республики Беларусь и своимиуставами. Государственную регистрацию религиозных организаций осуществляют:религиозных общин — областные, Минский городской исполнительные комитеты;религиозных объединений, а также монастырей и монашеских общин, религиозныхбратств и сестричеств, религиозных миссий, духовных учебных заведений,создаваемых по решению органов управления религиозного объединения, —республиканский орган государственного управления по делам религий. Послепринятия решения о регистрации религиозной организации регистрирующий органвыдает соответствующее свидетельство. В ряде случаев религиозной организацииможет быть отказано в государственной регистрации.
Причинамиотказа в регистрации могут служить: отсутствие признаков религиознойорганизации, указанных в статье 13 закона; несоответствие устава и других,представленных для регистрации документов требованиям законодательстваРеспублики Беларусь или недостоверность содержащихся в них сведений;отрицательное заключение государственной религиоведческой экспертизы; нарушениеустановленного законом порядка создания религиозной организации.
Государственныморганом, осуществляющим контроль и надзор за исполнением законодательстваРеспублики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозныхорганизациях, рассматривающим и решающим вопросы, возникающие в сферевзаимоотношений государства и религиозных организаций, является Комитет поделам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь,который в соответствии с возложенными на него задачами: определяет или принеобходимости создает в установленном порядке механизмы реализации актов законодательства,относящихся к его компетенции; разрабатывает и осуществляет мероприятия покоординации деятельности республиканских органов государственного управления,местных исполнительных и распорядительных органов, общественных объединений вцелях содействия реализации законодательно установленных прав нанационально-культурное развитие граждан Республики Беларусь различных национальностейи соотечественников за рубежом; участвует в обеспечении соблюдения законодательстваи исполнения международных договоров Республики Беларусь в области свободы совести,защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, вносит предложения посовершенствованию законодательства и дальнейшему его развитию в соответствии смеждународными стандартами и общепризнанными принципами международного права всфере компетенции Комитета; организует научные исследования, совместно сзаинтересованными органами анализирует состояние и динамикунационально-культурных процессов и межнациональных отношений, изучаетзарубежный опыт, готовит прогнозы на ближайшую и долгосрочную перспективу,создает информационную базу для принятия обоснованных решений и практическихрекомендаций в сфере государственно-конфессиональных и межнациональныхотношений; совместно с заинтересованными органами государственного управления,научными учреждениями и общественными объединениями разрабатывает комплексныепрограммы содействия национально-культурному развитию национальных общностей вреспублике; осуществляет государственную регистрацию религиозных объединений,монастырей и монашеских общин, религиозных братств и сестричеств,благотворительных религиозных миссий и обществ, духовных учебных заведений,ведет учет религиозных организаций и культовых зданий; дает заключения повопросам согласования мест размещения объектов культового назначения; ведетГосударственный реестр религиозных организаций; принимает участие врассмотрении государственными органами проблем, связанных с деятельностьюрелигиозных организаций, по просьбе религиозных организаций оказываетнеобходимую помощь в решении их вопросов, находящихся в компетенции другихгосударственных органов; выполняет иные функции в соответствии с законодательством.
Комитетосуществляет свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органамигосударственного управления, а также с местными исполнительными ираспорядительными органами Республики Беларусь.
Религиознаяорганизация может быть ликвидирована: по решению ее учредителей или органа,уполномоченного уставом религиозной организации; по решению суда в случаях:повторного в течение года нарушения настоящего Закона, иного законодательстваРеспублики Беларусь либо осуществления религиозной организацией деятельности,противоречащей ее уставу; осуществления деятельности, направленной противсуверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданскогосогласия; пропаганды войны, социальной, национальной, религиозной, расовойвражды или розни, унижения национальной чести и достоинства; осуществлениядеятельности, сопряженной с нарушением прав, свобод и законных интересовграждан, а также препятствующей исполнению гражданами их государственных,общественных, семейных обязанностей или причиняющей вред их здоровью инравственности; в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция РеспубликиБеларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯСИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
2. Кодекс РеспубликиБеларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003г. № 194-З. Принят Палатой представителей 17 декабря 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 09.06.2003, № 63, рег. № 2/946 от 20.05.2003г). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» — 2008г.
3. А.А. Мишин. Конституционное право зарубежных стран. М., 2000.
4. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право Российской Федерации. — М., Зерцало, 1999.
5. Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. М., 2002.
6. Административное право России. Учебник. 2-е издание Чернявский А.Г., Габричидзе Б.Н. Издательство: ВЕЛБИГод издания: 2006. – 680с.
7. Административное право: Учеб. пособие. Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко. 2002. 416с.
10. Административное право Российской Федерации. Изд. А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. Москва, “ЗЕРЦАЛО ТЕИС”, 1996г.
11. Административное право. Учебник. Д.Н. Бахрах, Изд. БЕК, Москва, 1996г.
12. К.Н. Кунцев«Конституционное право Республики Беларусь» Минск, Амалфея. – 2000г.
13. Курс административного права Республики Беларусь 2-е изд. Автор: А. Крамник. Издательство «Тесей», 2006г. – 616с.
14. Курс административного права и процесса. Автор: Тихомиров Ю.А. Издательство ЮрИнфоР Центр / ЮрИнфоР-Пресс. 1998 – 798с.
15. Сухаркова А. И. Административное право Республики Беларусь. — Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. — 172с.