Реферат по предмету "Государство и право"


Правовое обеспечение рекламной и информационной деятельности

Содержание
1. Система контроля за соблюдением законодательства орекламе и ответственность за его нарушение
2. Распределение массовой информации
3. Общие и специальные требования к рекламе
Список использованных источников
1. Система контроля за соблюдением законодательствао рекламе и ответственность за его нарушение
Контроль за соблюдениемзаконодательства о рекламе может осуществлять ряд органов: Министерствоторговли, Министерство информации, инспекции МНС, органы Комитетагосударственного контроля. Однако все они связаны определенными рамками,выходить за пределы которых не имеют право. Одни органы контролируют содержаниерекламы, другие — соблюдение рекламораспространителями специфических требованийк рекламе отдельных товаров и услуг, третьи проверяют ведение учета и расчетыза рекламу и т.д.
Полномочия государственныхорганов по контролю за рекламой регулируются, c одной стороны, нормативнымиправовыми актами, составляющими законодательство о рекламе (Закон РБ «Орекламе», Закон РБ «О печати и других средствах массовой информации»,Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005 N 11 «Осовершенствовании государственного регулирования производства, оборота ирекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевогоэтилового спирта», Декрет Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 N28 «О государственном регулировании производства, оборота, рекламы ипотребления табачного сырья и тачных изделий» и др.). С другой стороны, полномочиягосударственных органов определяются документами, устанавливающими их статус (какправило, это положения о министерствах), а также документами, регулирующимипорядок проведения проверок (например, Указ Президента РБ от 15.11.1999 N 673«О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельностиконтролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения имиэкономических санкций»).
Органом, уполномоченнымконтролировать рекламную деятельность, в системе органов государственногоуправления определено Министерство торговли. В соответствии с Положением оМинистерстве торговли Республики Беларусь (утверждено постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1594) это министерствоконтролирует соблюдение законодательства о рекламной деятельности, а такжеосуществляет контроль за проведением рекламных игр, регистрирует правилапроведения рекламной игры, утверждает состав комиссии по ее проведению, размери состав призового фонда.
В соответствии с указаннымПоложением в систему органов контроля за рекламой кроме самого Министерстваторговли входят также управления (отделы) торговли и услуг облисполкомов иМингорисполкома и соответствующие структурные подразделения городских, районныхисполнительных комитетов, местных администраций.
Полномочия данных органов приосуществлении контроля за соблюдением законодательства о рекламе установлены ст.ст. 19, 20, 22 Закона РБ «О рекламе».
1. Получение информации. Рекламодатели,рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны представлять потребованию данных органов достоверные документы и объяснения в устной илиписьменной форме, видео — и звукозаписи, а также иную информацию, необходимуюдля осуществления контроля. Такое требование должно иметь форму официальногописьма Министерства торговли или соответствующего управления (отдела) исполкомаи содержать требование представить соответствующую информацию. Поскольку правотребовать данную информацию прямо предоставлено этим органам законом,каких-либо дополнительных документов (например, приказа или предписания), атакже дополнительного обоснования не требуется.
2. Вынесение предписания опрекращении нарушения законодательства Республики Беларусь о рекламе. Законом орекламе порядок вынесения предписания не установлен, поэтому такой документдолжен соответствовать общим требованиям, предъявляемым к документамгосударственных органов, устанавливающим ограничения в предпринимательскойдеятельности субъектов хозяйствования: содержать номер и дату издания; бытьподписанным руководителем или иным уполномоченным должностным лицомгосударственного органа; содержать указание на имевшее место нарушение и нормунормативного правового акта, который нарушается; требование государственногооргана в соответствии с его полномочиями (в данном случае — предписание опрекращении нарушения законодательства о рекламе).
3. Вынесение решения обосуществлении контррекламы. Решение Министерства торговли (или соответствующегоотдела, управления исполкома) об осуществлении контррекламы должно содержатьвсе реквизиты ненормативного акта государственного органа.
Основания для вынесенияпредписания о прекращении нарушения законодательства Республики Беларусь орекламе и для вынесения решения об осуществлении контррекламы одни и те же: нарушениязаконодательства о рекламе. Право выбора, какое средство реагированияприменить, остается за контролирующим органом. Осуществление контррекламысчитается более действенным реагированием, поскольку рекламодатель не толькопрекращает нарушение законодательства о рекламе, но и информирует потребителейо том, что первоначально распространенная реклама является ненадлежащей. Крометого, осуществление контррекламы требует определенных затрат, поскольку расходыпо осуществлению контррекламы в полном объеме возлагаются на нарушителя.
Министерство торговли (соответствующийотдел, управление исполкома) определяет срок, в течение которого нарушительобязан осуществить контррекламу. В случае если в данный срок контрреклама неосуществлена, Закон о рекламе предоставляет возможность Министерству торговли (соответствующемуотделу, управлению исполкома) принять решение о полном или частичномприостановлении рекламы нарушителя до дня ее опровержения. Полагаем, что вданном случае речь идет не о прекращении ненадлежащей рекламы (которая и такдолжна была прекращена в соответствии с требованием о контррекламе), а опрекращении любой рекламы, в том числе и надлежащей. Орган, принявший решение ополном или частичном приостановлении рекламы нарушителя, незамедлительноуведомляет об этом все стороны договора с нарушителем на производство,размещение и распространение его рекламы.
Контрреклама осуществляется темже способом, с использованием тех же характеристик продолжительности, места ипорядка, что и опровергаемая ненадлежащая реклама. Содержание контррекламысогласовывается с органом, который установил факт нарушения и принялсоответствующее решение о его исправлении.
В отдельных случаях по решениюМинистерства торговли (соответствующего отдела, управления исполкома) допускаетсязамена способа распространения контррекламы, характеристик еепродолжительности, пространства, места и порядка осуществления. Как правило,это происходит в тех случаях, когда осуществить контррекламу тем же способом,каким была распространена реклама, уже невозможно.
4. Передача материалов онарушении законодательства о рекламе в иные уполномоченные государственныеорганы. Закон «О рекламе» предоставил Министерству торговли право принеоднократном нарушении законодательства о рекламе лицами, осуществляющимилицензируемые виды деятельности, передавать материалы о таких нарушениях ворганы, выдавшие лицензию, для решения вопроса о приостановлении илианнулировании лицензии. Однако в настоящий момент эта норма не имеетпрактического применения, поскольку в соответствии с Декретом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 14.07.2003 N 17 «О лицензировании отдельных видовдеятельности» такого основания для аннулирования или приостановлениядействия лицензии, как нарушение рекламного законодательства, не предусмотрено.
Министерство торговли вправенаправлять материалы о нарушении законодательства о рекламе в суд дляприменения мер административного воздействия в тех случаях, когда за такоенарушение предусмотрена административная ответственность. Так, например,Министерству торговли предоставлено право составлять протоколы обадминистративных правонарушениях о нарушении законодательства о рекламеалкогольной продукции и табачных изделий. Рассматривает данные дела суд. Внастоящее время спорным остается вопрос о праве Министерства торговлисоставлять протоколы и рассматривать дела по ст.155-9 Кодекса РБ обадминистративных правонарушениях («Нарушение законодательства о рекламнойдеятельности»). Статьей 224-8 КоАП предусмотрено, что данные деларассматриваются антимонопольными органами, и далее идет разъяснение, что отимени антимонопольных органов рассматривать подобные дела и налагатьадминистративные взыскания имеют право Министр предпринимательства и инвестицийРеспублики Беларусь, его заместители, председатели территориальных комитетовпредпринимательства и инвестиций и их заместители. Несмотря на то чтоМинистерство предпринимательство и инвестиций было преобразовано и часть егофункций (в частности, по контролю за соблюдением законодательства о рекламе) былапередана Министерству торговли, налагать взыскания по данной статьеМинистерство торговли, по нашему мнению, не имеет права. Во-первых,Министерство торговли не является антимонопольным органом (таким органом насегодняшний момент выступает Министерство экономики). Во-вторых, даже тот факт,что Министерство торговли осуществляет контроль за рекламой и стало в этойсфере правопреемником Министерства предпринимательства и инвестиций, непозволяет применять ст. ст.155-9 и 224-8 КоАП РБ по аналогии, поскольку ст.72Закона РБ «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» напрямуюзапрещает применение институтов аналогии закона и аналогии права в случаяхпривлечения к уголовной или административной ответственности.
Однако несмотря на то чтоприменение ст.155-9 КоАП РБ на сегодняшний день по сути невозможно, практическиидентичная данной статье диспозиция предусмотрена подп.5.1 Указа ПрезидентаРеспублики Беларусь от 03.06.1996 N 210 «О некоторых вопросахосуществления рекламной деятельности». За нарушение рекламодателем,рекламопроизводителем и рекламораспространителем, а также должностным лицомгосударственного органа законодательства о рекламной деятельности (заисключением рекламы алкогольных и табачных изделий) этим Указом предусмотренаответственность в виде штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовыхвеличин. Протоколы о таких административных правонарушениях предоставленосоставлять уполномоченным должностным лицам Министерства торговли, арассматривать дела о таких правонарушениях — районному (городскому) суду (судье).
Министерство информации напрямуюне наделено полномочиями по контролю за соблюдением законодательства о рекламе,однако может осуществлять этот контроль в части деятельности средств массовойинформации, издательских, полиграфических предприятий, организацийкнигораспространения. В соответствии с п.3 Положения о Министерстве информациина это министерство возложена задача по контролю за соблюдениемзаконодательства Республики Беларусь средствами массовой информации,организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющимииздательскую, полиграфическую деятельность и деятельность покнигораспространению. Данная норма позволяет Министерству информацииконтролировать соблюдение любого законодательства данными субъектами, однакопринимать меры реагирования оно вправе только в рамках предоставленныхМинистерству полномочий.
Так, Законом Республики Беларусь«О печати и других средствах массовой информации» предусмотрено правоМинистерства информации выносить предупреждения СМИ за нарушениязаконодательства (ст.16 данного Закона). В отличие от Министерства торговли,чьим территориальным органам Закон о рекламе предоставил право приниматьаналогичные с Министерством торговли меры реагирования (вынесение предписаний опрекращении нарушения законодательства, требования о контррекламе и др.), ЗаконРБ «О печати и других средствах массовой информации» предоставилправо выносить предупреждение исключительно Министерству информации. Еготерриториальные органы вправе только наблюдать за соблюдением законодательствао СМИ и информировать министерство о выявленных нарушениях.
Статьей 30 Закона «О печатии других средствах массовой информации» предусмотрено, что в средствахмассовой информации, не зарегистрированных в качестве специализированных длясообщений и материалов рекламного характера, реклама не должна превышать: 25процентов объема отдельного номера государственных, 30 процентов объемаотдельного номера других периодических печатных изданий; а также 10 процентовобъема государственного вещания для радио — и телепрограмм. Этой же статьей недопускается публикация в СМИ рекламных объявлений о деятельности, требующейспециального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права наосуществление такой деятельности. В случае выявления нарушений, предусмотренныхЗаконом «О печати и других средствах массовой информации» (превышениедопустимого объема рекламы либо публикации рекламы лицензируемого видадеятельности без указания лицензии), Министерство информации выноситпредупреждение. Предупреждение выносится на бланке Министерства информации,содержит номер предупреждения, дату издания, подписывается Министром или егозаместителем. В случае нарушения указанных норм Закона Республики Беларусь«О печати и других средствах массовой информации» кроме вынесенияпредупреждения Министерство информации вправе также приостановить деятельностьсредства массовой информации. При выявлении иных нарушений законодательства орекламе (например, распространении ненадлежащей рекламы) оно вправе обратитьсяв иные уполномоченные органы (например, в Министерство торговли) для принятиясоответствующих мер реагирования.
Предупреждения Министерстваинформации также обжалуются в Высшем Хозяйственном Суде в рамках производствапо делам о проверке законности ненормативных актов, действий (бездействия) государственныхорганов, органов местного управления и самоуправления, должностных лиц.
Положением о Министерстве поналогам и сборам Республики Беларусь установлено, что это министерство являетсяреспубликанским органом государственного управления, проводящим государственнуюполитику, осуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения,контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащейпродукции, этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья,рекламой алкогольных напитков и табачных изделий и координирующим деятельностьв этой сфере других республиканских органов государственного управления.
Таким образом, на МНС иинспекции МНС на местах возложен контроль лишь за соблюдением субъектамихозяйствования законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачныхизделий. Право контролировать соблюдение иного законодательства о рекламеналоговым органам не предоставлено.
Требования к рекламе табачныхизделий и алкогольной продукции установлены Декретом Президента РеспубликиБеларусь от 09.09.2005 N 11 «О совершенствовании государственногорегулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевойспиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» и ДекретомПрезидента Республики Беларусь от 17.12.2002 N 28 «О государственномрегулировании производства, оборота, рекламы и потребления табачного сырья итачных изделий». Этими же нормативными правовыми актами установлены имеханизмы ответственности за данные нарушения.
За нарушение юридическими лицамии (или) индивидуальными предпринимателями установленных запретов, касающихсямест распространения рекламы алкогольных напитков и ее содержания, организациии проведения рекламных мероприятий, использования при организации и проведениигуманитарных мероприятий наименований видов и торговых марок алкогольныхнапитков, а также бесплатное (безвозмездное) распространение юридическимилицами и (или) индивидуальными предпринимателями алкогольных напитков, заисключением дегустаций, осуществляемых в маркетинговых целях, предоставлениеболее 5 литров таких напитков в качестве призов при проведении лотерей,конкурсов, игр и других развлекательных мероприятий, предусмотренаответственность в виде штрафа на должностных лиц юридических лиц и (или) индивидуальныхпредпринимателей, осуществляющих рекламу, распространяющих (предоставляющих) алкогольныенапитки, в размере от 50 до 100 базовых величин.
За проведение юридическимилицами и индивидуальными предпринимателями рекламы табачных изделий в местах,где она запрещена, а также нарушение требований к содержанию рекламы данныхизделий предусмотрена ответственность в виде штрафа на должностных лицорганизаций и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют рекламу (рекламораспространителей),в размере от 50 до 100 базовых величин.
Уполномоченным должностным лицамМинистерства по налогам и сборам предоставлено право составлять протоколы заэти нарушения. Кроме них такие протоколы могут составлять также уполномоченныедолжностные лица КГК, МВД и Министерства торговли. Рассматривает данные деласуд.
Право составлять протоколы онарушениях законодательства о рекламе алкогольной продукции и табачных изделий- единственная предусмотренная законодательством мера реагирования налоговыхорганов на нарушения законодательства о рекламе. Во всех остальных случаяхсотрудники ИМНС могут лишь проинформировать соответствующий уполномоченныйорган (в первую очередь — Министерство торговли) о нарушениях.
Главная же задача налоговыхорганов — проверять правильность исчисления и уплаты налогов. В рамкахосуществления этой задачи они имеют право проводить проверкифинансово-хозяйственной деятельности и проверки соблюдения налоговогозаконодательства, в том числе проверять заключенные договоры на размещениерекламы.
Проведение проверок финансово-хозяйственнойдеятельности регулируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственнойдеятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 15.11.1999 N 673.
Данным документом предусмотрено,что основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:
1) проверка соблюдения субъектомпредпринимательской деятельности законодательства в сфере экономическихотношений;
2) проверка законностисовершаемых субъектом предпринимательской деятельности хозяйственных ифинансовых операций, обеспечения сохранности государственного имущества;
3) своевременное выявление,пресечение и предотвращение правонарушений, наносящих вред экономическиминтересам Республики Беларусь, установление причин и условий, способствующих ихсовершению;
4) принятие мер по возмещениюпричиненного вреда;
5) выявление неиспользуемыхрезервов повышения эффективности экономической деятельности субъектапредпринимательской деятельности.
Задачи, которые ставятся припроведении проверок финансово-хозяйственной деятельности, а также полномочияпроверяющих (п.11) позволяют сделать вывод, что в рамках таких проверок неможет проверяться содержание рекламных материалов. Содержание рекламы неотносится к финансово-экономической деятельности, а потому не может проверяться.В рамках таких проверок рекламная деятельность проверяется лишь постольку,поскольку она связана с финансово-хозяйственной деятельностью (правильноезаключение договоров, поступление оплаты за размещенную рекламу,ценообразование, правильность исчисления и уплаты налогов и т.д.).
Даже если при осуществлениипроверки финансово-хозяйственной деятельности проверяющие обнаружили нарушениев содержании размещаемой рекламы, они не имеют права внести эти нарушения в актпроверки. Во-первых, в акт проверки вносятся лишь те нарушения, которыеотносятся к проверяемым вопросам (а содержание рекламы не может быть вопросомтакой проверки). Во-вторых, в акт проверки вносятся нарушения актовзаконодательства, регулирующих экономические отношения, к которым Закон «Орекламе» и иные нормативные правовые акты, регулирующие рекламнуюдеятельность, не относятся.
Проверяющие, обнаружившие припроведении проверки финансово-хозяйственной деятельности нарушения законодательствао рекламе, имеют право проинформировать уполномоченные органы о выявленномнарушении, но не могут записать это нарушение в акт проверки.
Положением о Комитете по ценнымбумагам при Совете Министров Республики Беларусь (утверждено Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 31.10 2001 N 1593) установлено, что одной изосновных задач этого Комитета является государственное регулирование рынкаценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценныхбумаг, а также за профессиональной деятельностью по ценным бумагам.
Требования к рекламе ценныхбумаг установлены Законом Республики Беларусь «О рекламе» и УказомПрезидента Республики Беларусь от 03.06.1996 N 210 «О некоторых вопросахосуществления рекламной деятельности». Пунктом 4 данного Указаустановлено, что в случае распространения рекламодателем недобросовестнойрекламы о ценных бумагах Комитет по ценным бумагам при Совете МинистровРеспублики Беларусь вправе приостановить либо запретить выпуск соответствующихценных бумаг. При этом все убытки, причиненные таким запретом, возмещаются засчет рекламодателя.
Аналогично п.5 Положения оКомитете по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусьустановлено, что он вправе приостанавливать либо запрещать в установленномзаконодательством порядке выпуск акций и облигаций, в том числе в случаераспространения недобросовестной рекламы о них.
Таким образом, Комитет по ценнымбумагам при Совете Министров Республики Беларусь вправе осуществлять контрольза соблюдением законодательства о рекламе в части рекламы ценных бумаг, однакоприменять санкции за нарушения законодательства о рекламе он вправе только крекламодателям — эмитентам ценных бумаг.
Ряд государственных органов входе своей деятельности сталкивается с контролем рекламной информации. Так,Министерство здравоохранения согласовывает содержание рекламы медицинскихтоваров и услуг, Министерство внутренних дел — содержание рекламы отрудоустройстве за границей, МВД совместно с Министерством образования — рекламуобучения за границей. Законом о рекламе установлены особые требования к рекламефинансовых, банковских, страховых, инвестиционных услуг и ценных бумаг. Поэтомуконтроль за такой рекламой могут осуществлять также Министерство финансов,Национальный банк, Комитет по ценным бумагам и другие органы. Однако всевышеперечисленные органы хотя и осуществляют контроль за рекламой илисогласование содержания рекламных объявлений, не уполномочены приниматькакие-либо меры реагирования в отношении нарушителей рекламного законодательства.Эти органы могут информировать уполномоченный орган по контролю за рекламой сцелью принятия мер реагирования.
Межведомственный совет порекламе создан постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.03.1998N 460. Он не является государственным органом, в его состав входятпредставители министерств, других республиканских органов государственногоуправления, местных исполнительных и распорядительных органов и общественныхобъединений. Межведомственный совет по рекламе является консультативным органоми осуществляет свою деятельность на общественных началах.
Основными задачамиМежведомственного совета по рекламе является анализ практики применения ЗаконаРеспублики Беларусь «О рекламе», других нормативных правовых актов,регулирующих отношения в области производства, размещения и распространениярекламы; содействие разрешению споров и конфликтов в рекламной деятельности повопросам, касающимся соблюдения законодательства о рекламе; анализ зарубежногоопыта государственного регулирования и механизмов саморегулирования рекламнойдеятельности и др.
Межведомственный совет порекламе имеет право:
участвовать в разработкепредложений по совершенствованию законодательных и нормативных актов,касающихся контроля за рекламой;
создавать рабочие группы,комиссии для решения задач Совета и привлекать для работы в них соответствующихспециалистов;
по согласованию с Министерствомторговли принимать участие в проведении мероприятий по контролю за соблюдениемзаконодательства о рекламе;
участвовать в проведениинезависимой экспертизы рекламной продукции.
Несмотря на то что данный Советне является государственным органом, п.11 Положения о Межведомственном советепо рекламе установлено, что для осуществления своей деятельности он имеет правополучать необходимую информацию от всех органов государственного управления, атакже субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.2. Распределение массовой информации
Не допускается публикация всредствах массовой информации рекламных объявлений о деятельности, требующейспециального разрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права наосуществление такой деятельности.
В средствах массовой информации,не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материаловрекламного характера, реклама не должна превышать:
25 процентов объема одногономера государственных периодических печатных изданий;
30 процентов одного номерадругих периодических печатных изданий;
10 процентов объемагосударственного вещания для радио — и телепрограмм.
В радио — и телепрограммах недопускается прерывание рекламой:
выступлений ПрезидентаРеспублики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палатыпредставителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палатыпредставителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний;
детских и религиозных передач;
образовательных передач болеечем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60 секунд;
радиопостановок и художественныхфильмов без согласия правообладателей;
иных передач, продолжительностьтрансляции которых составляет менее 15 минут;
иных передач, продолжительностьтрансляции которых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виденаложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не долженпревышать семи процентов площади кадра.
Вставка рекламы одного и того жетовара, а равно и реклама о самом рекламодателе более чем два раза общейпродолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени радио — ителепрограммы на одной частоте вещания не допускается.
Ведущие, дикторы и другиеучастники теле — и радиопередач за пределами времени, отведенного для рекламы,не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать ихпотребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды, внешнегооформления, изображения). Не допускается также рекламирование товара под видомподачи информации с указанием реквизитов производителей этого товара — ихадреса, контактного телефона, счета и коммерческих признаков товара.
В радио — и телепрограммах, незарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материаловрекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов объема вещания втечение суток.3. Общие и специальные требования к рекламе
Реклама должна быть понятнойнезависимо от формы ее подачи или используемого для ее распространения средства.
Запрещается брать плату заразмещение рекламы под видом информационного, редакционного или авторскогоматериала в средствах массовой информации.
Реклама на территории РеспубликиБеларусь может распространяться на белорусском и (или) русском языках. Данноеположение не распространяется на радио-, телевещание и печатные издания,осуществляемые исключительно на иностранных языках, а также назарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания) и рекламу, приглашающуюк сотрудничеству лиц, свободно владеющих иностранными языками.
Реклама о самом рекламодателе,если осуществляемая им деятельность требует специального разрешения (лицензии),но такое разрешение (лицензия) не получено, а также реклама товаров,запрещенных к производству и реализации в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь, не допускается.
Если деятельность рекламодателяподлежит лицензированию, в рекламе должны быть указаны номер лицензии, дата еевыдачи, срок действия и наименование органа, выдавшего эту лицензию.
Реклама товаров, подлежащихобязательной сертификации, должна сопровождаться пометкой «подлежитобязательной сертификации».
Реклама не должна призыватьграждан к действиям, нарушающим законодательство.
Юридическое или физическое лицо,которому стало известно о производстве или распространении ненадлежащейрекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловуюрепутацию, вправе обратиться за защитой нарушенных прав в суд в порядке,установленном законодательством Республики Беларусь, а также вправе в судебномпорядке требовать от рекламодателя опровержения этой рекламы тем же способом,каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование вдобровольном порядке.
Ненадлежащая реклама недопускается.
Недостоверной является реклама,не соответствующая действительности в отношении:
таких характеристик товара, каксостав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства,условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков изнаков соответствия государственным стандартам, количество и местопроисхождения;
наличия товара на рынке,возможности его приобретения в указанных объеме, периоде времени и месте;
условий оплаты товара на моментраспространения рекламы (для электронных средств массовой информации моментомраспространения рекламы считается день выхода; для периодических печатныхизданий — период до выхода следующего номера, но не более одного месяца; длярекламы на почтовых отправлениях — два дня после отправки (по дате почтовогоштемпеля); для прочей рекламы — один месяц);
доставки, обмена, возврата,ремонта и обслуживания товара;
гарантийных обязательств, сроковслужбы и сроков годности товара;
прав на использованиегосударственных символов (флага, герба, гимна), а также символов международныхорганизаций;
исключительности прав наторговлю каким-либо товаром и (или) его обслуживание;
официального признания товара,присвоения ему медалей, призов, дипломов и иных наград;
предоставления информации оспособах приобретения полной серии товара, если он является частью серии;
результатов исследований ииспытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
статистических данных (представленныхв искаженном виде);
ссылок на какие-либорекомендации либо на одобрение юридических или физических лиц, в том числе наустаревшие;
сравнения товара с другимтоваром (товарами), а также с правами и положением иных юридических илифизических лиц;
гарантии рекламируемых товаров;
информации о самом рекламодателе.
Недостоверная реклама недопускается.
Неэтичной является реклама,которая:
содержит текстовую, зрительную извуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности;
порочит объекты, являющиесяисторико-культурными ценностями;
порочит государственные символы(флаг, герб, гимн) Республики Беларусь или иного государства;
порочит какое-либо юридическоеили физическое лицо;
содержит некорректное сравнениерекламируемого товара с товаром (товарами) других юридических или физическихлиц, а также высказывания и образы, порочащие честь, достоинство или деловуюрепутацию конкурента и (или) его товар;
имитирует (копирует) общуюкомпозицию, текст, изображение, музыку и звуковые эффекты, используемые в рекламедругих товаров.
Неэтичная реклама не допускается.
Использование в радио-, теле-,видео-, аудио — и кинопродукции, а также в иной продукции и распространениеиными способами скрытой рекламы, то есть рекламы, которая оказывает неосознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, в том числе и путемиспользования специальных видеовставок (двойной звукозаписи) и иными способами,не допускается.
Не допускается публикация всредствах массовой информации рекламных объявлений о деятельности, требующей специальногоразрешения (лицензии), без подтверждения рекламодателем права на осуществлениетакой деятельности.
В средствах массовой информации,не зарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материаловрекламного характера, реклама не должна превышать:
25 процентов объема одногономера государственных периодических печатных изданий;
30 процентов одного номерадругих периодических печатных изданий;
10 процентов объемагосударственного вещания для радио — и телепрограмм.
В радио — и телепрограммах недопускается прерывание рекламой:
выступлений ПрезидентаРеспублики Беларусь, Премьер-министра Республики Беларусь, Председателя Палатыпредставителей Национального собрания Республики Беларусь, Председателя СоветаРеспублики Национального собрания Республики Беларусь, трансляций сессий Палатыпредставителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь,государственных мероприятий, траурных и других официальных церемоний;
детских и религиозных передач;
образовательных передач болеечем один раз в течение 15 минут на период, не превышающий 60 секунд;
радиопостановок и художественныхфильмов без согласия правообладателей;
иных передач, продолжительностьтрансляции которых составляет менее 15 минут;
иных передач, продолжительность трансляциикоторых составляет от 30 до 60 минут, более чем два раза.
При использовании рекламы в виденаложений, в том числе способом «бегущей строки», ее размер не долженпревышать семи процентов площади кадра.
Вставка рекламы одного и того жетовара, а равно и реклама о самом рекламодателе более чем два раза общейпродолжительностью более двух минут в течение часа эфирного времени радио — ителепрограммы на одной частоте вещания не допускается.
Ведущие, дикторы и другиеучастники теле — и радиопередач за пределами времени, отведенного для рекламы,не имеют права специально демонстрировать товары либо характеризовать ихпотребительские качества как прямо, так и косвенно (при помощи одежды, внешнегооформления, изображения). Не допускается также рекламирование товара под видомподачи информации с указанием реквизитов производителей этого товара — ихадреса, контактного телефона, счета и коммерческих признаков товара.
В радио — и телепрограммах, незарегистрированных в качестве специализированных для сообщений и материаловрекламного характера, реклама не должна превышать 20 процентов объема вещания втечение суток.
Запрещается использованиебесплатных номеров телефона милиции, скорой медицинской помощи, пожарной охраныи других аналогичных служб в целях размещения рекламы.
При бесплатном справочномтелефонном обслуживании рекламирование товара может производиться только послезапроса абонента.
При платном справочномтелефонном, компьютерном и ином обслуживании рекламировать свой товар можнотолько с согласия абонента. Стоимость такой рекламы не должна включаться встоимость запрашиваемых абонентом справок.
Реклама товара, которая дается сиспользованием местной или международной телефонной связи, должна содержатьточную информацию о (об):
стоимости товара;
качественных характеристикахпредлагаемого товара;
ограничениях, установленныхдействующим законодательством и производителем товара в отношении егопотребления;
платном использовании телефоннойсвязи и стоимости одной минуты ее использования для получения услуги всоответствующем регионе.
Реклама посредством телексной ифаксимильной связи при отсутствии специального запроса ее получателя недопускается.
Наружная реклама не должна иметьсходства с дорожными знаками и указателями, ухудшать их видимость, а также снижатьбезопасность движения.
Распространение наружной рекламыдопускается при наличии разрешения соответствующего органа местного управления.
За выдачу разрешений нараспространение наружной рекламы с учетом требований, предусмотренных частьюпервой настоящей статьи, взимается плата в порядке и размерах, устанавливаемыхсоответствующим органом местного управления.
Размещение рекламы на территориилюбых объектов, в том числе и на территории историко-культурных, ритуальных иособо охраняемых природных комплексов, а также определение размера и порядкавнесения платы за распространение этой рекламы осуществляются на основаниидоговора с собственником либо лицом, уполномоченным на то собственником (еслизаконом или договором не предусмотрено иное в отношении этого лица), и приналичии разрешения, предусмотренного частью второй настоящей статьи.
К внутренней рекламе относитсялюбая реклама, размещенная внутри зданий, помещений, сооружений.
Не допускается размещениерекламы в помещениях органов власти, дошкольных и специализированных детскихучреждениях и школах.
Реклама может размещаться натранспортных средствах, автомобильных и железнодорожных путях общегопользования (включая полосу отведения), в метрополитене только по согласованиюс их собственниками либо лицом, уполномоченным на то собственником, всоответствии с требованиями безопасности правил дорожного движения.
Ограничение и запрещениераспространения рекламы на транспортных средствах в целях обеспечениябезопасности движения определяются органами, на которые возложен контроль забезопасностью движения.
Распространение рекламы намаркированных почтовых отправлениях осуществляется только с разрешенияреспубликанского органа управления Республики Беларусь, в компетенцию котороговходят вопросы почтовой связи. Порядок выдачи разрешений и размер взимаемой заэто платы определяются этим органом по согласованию с Министерством финансовРеспублики Беларусь. При этом данная плата не должна превышать величинырасходов по выдаче разрешений на распространение рекламы.
Медикаменты, методыпрофилактики, диагностики и лечения болезней (включая нетрадиционные),медицинское оборудование, ветеринарные услуги и специальные продукты питаниярекламируются только при наличии у рекламодателя положительного заключенияреспубликанского органа управления Республики Беларусь в областиздравоохранения.
Не допускается рекламамедикаментов, которые:
принимаются или распространяютсятолько по рецепту врача;
содержат в своем составенаркотические или психотропные вещества.
Без разрешения республиканскогооргана управления Республики Беларусь в области здравоохранения рекламамедикаментов не должна содержать утверждений о терапевтических эффектах вотношении заболеваний, которые не поддаются либо тяжело поддаются лечению.
Реклама медикаментов должнасодержать:
полное (и международноефармакологическое) название медикамента и название производителя;
информацию о способе примененияили потребления медикаментов.
Не допускается размещение врекламе сведений о медикаментах:
которые могут создать впечатление,что в случае употребления медикамента консультация со специалистом (врачом) неявляется необходимой;
в которых утверждается, чтотерапевтический эффект от приема медикамента является абсолютно гарантированным;
в которых сообщается, что данныймедикамент является продуктом питания, косметическим, а также другимпотребительским товаром.
В рекламе косметических средств,пищевых продуктов, витаминных и иных пищевых добавок запрещается утверждение,что такая продукция имеет лечебные свойства, если таковые не подтверждены вустановленном порядке.
Реклама алкогольных напитков нарадио и телевидении запрещается. Реклама табачных изделий на радио ителевидении с 7 до 22 часов запрещается.
Распространение рекламыалкогольных напитков и табачных изделий запрещается:
в зданиях (помещениях,сооружениях) организаций образования, здравоохранения, культуры, спорта;
на транспортных средствах, в томчисле находящихся в личном пользовании;
на плакатах, стендах, световыхтабло и иных технических средствах стабильного размещения рекламы (наружнаяреклама) на расстоянии менее 100 метров от зданий (помещений, сооружений) организацийобразования, здравоохранения, культуры, спорта;
на первых и последних страницахгазет, обложках журналов, других периодических печатных изданий, а также влюбых изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан ввозрасте до восемнадцати лет.
Реклама алкогольных напитков итабачных изделий не должна:
содержать информацию офизических, химических и иных потребительских свойствах алкогольных напитков итабачных изделий, а также изображение алкогольных напитков и табачных изделий иих потребительской тары (упаковки), наименование вида алкогольных напитков;
использовать образы,высказывания, внушающие, что потребление алкогольных напитков и табачныхизделий содействует достижению успеха либо улучшает физическое или психическоесостояние человека;
иметь изображение или текст,призывающие к употреблению алкогольных напитков и табачных изделий.
Наименование вида алкогольныхнапитков и изображение потребительской тары (упаковки) алкогольных напитков итабачных изделий разрешается использовать только в рекламе, размещаемой вместах продажи этих напитков и изделий.
Реклама табачных изделий должнасодержать информацию о вреде, который наносит здоровью человека их потребление.
При производстве, размещении ираспространении рекламы финансовых, банковских, страховых, инвестиционных ииных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических ифизических лиц, а также рекламы ценных бумаг не допускается:
приводить количественнуюинформацию, не имеющую непосредственного отношения к рекламируемым услугам илиценным бумагам;
гарантировать размеры дивидендовпо простым акциям;
рекламировать ценные бумаги дорегистрации их выпуска;
давать любые обещания и гарантииили высказывать предположения о будущей эффективности (доходности) деятельностипо этим видам услуг, в том числе и объявлять о росте курсовой стоимости ценныхбумаг;
умалчивать хотя бы об одном изусловий договора, если в рекламе сообщается об этих условиях.
Деятельность юридических ифизических лиц по распространению социальной рекламы и передаче своегоимущества, денежных средств другим юридическим и физическим лицам дляраспространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью иосуществляется на безвозмездной основе.
Рекламораспространители — организациисредств массовой информации могут осуществлять размещение социальной рекламы,представленной рекламодателем, в пределах пяти процентов эфирного времени (основнойпечатной площади) в год, установленных для нее законодательством РеспубликиБеларусь.
Рекламораспространители, неявляющиеся организациями средств массовой информации, могут осуществлятьразмещение социальной рекламы в пределах пяти процентов годовой стоимостипредоставляемых ими услуг по распространению рекламы.
Предложенные рекламодателемусловия, касающиеся времени размещения и способа распространения социальнойрекламы, являются обязательными для рекламораспространителя, если рекламодательобращается к нему не позднее чем за месяц до предполагаемого срока еераспространения.
При производстве, размещении ираспространении рекламы в целях защиты несовершеннолетних не допускается:
показывать несовершеннолетних вопасных местах и ситуациях;
дискредитировать авторитетродителей и воспитателей, подрывать доверие к ним со стороны несовершеннолетних;
внушать несовершеннолетним,чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемые товары.
Список использованных источников
1. Декрет президента Республики Беларусь от 9 сентября 2005 г. № 11«о совершенствовании государственного регулирования производства, оборотаи рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевогоэтилового спирта»
2. Закон Республики Беларусь от 18 февраля 1997 г. № 19-з о рекламе
3. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от30 ноября 2004 г. № 273 «об утверждении инструкции о порядке согласования информационных(рекламных) объявлений о трудоустройстве граждан Республики Беларусь заграницей»
4. Постановление Министерства информации Республики Беларусь от 15июня 2005 г. № 8 «об утверждении инструкции об особенностях формирования тарифовна услуги по размещению рекламы в издательской продукции, периодических печатныхизданиях, теле-, радиопрограммах»
5. Указ Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 398«Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационныеи информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Решения смешанной задачи для уравнения гиперболического типа методом сеток
Реферат Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего
Реферат Лирика стихотворения элегии ямбы песни монодическая или сольная лирика хоровая лирика
Реферат Средняя Сибирь природа и география
Реферат Социальное обеспечение военнослужащих 2
Реферат Коррозия металлов
Реферат О церкви христовой и святой евхаристии
Реферат Администрация муниципального образования город Салехард распоряжение
Реферат Historical Macbeth Compared To Shakespere
Реферат Международные стандарты финансовой отчетности 2 Сравнительная характеристика
Реферат A Worn Path Essay Research Paper English
Реферат Ефективність фінансових ресурсів підприємства
Реферат Нравственные проблемы в романе М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени"
Реферат 12. 07. 2007г. Извещение о проведении запроса котировок
Реферат Основные проблемы и перспективы развития и размещения отраслей легкой промышленности Украины