Контрольная работа
по экологическому праву
Правовая охранаокружающей среды при обращении с отходами производства и потребления
В условияхнаучно-технической революции количественные и качественные изменения вобщественном производстве негативно сказываются на природе. В структуреэкономики возрастает удельный вес промышленности, некоторые отрасли, напримерхимия, черная и цветная металлургия, наиболее вредны для состояния окружающейсреды. Увеличиваются размеры и мощность предприятий, все более разрушительнымидля природы становятся технологии производства.
В целяхпредотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления наздоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов вхозяйственный оборот в качеств дополнительных источников сырья в России принятынормативные положения, регулирующие обращение с отходами производства. Преждевсего, надо отметить Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от29.12.2000) «Об отходах производства и потребления», который устанавливаетправовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращениявредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека иокружающую природную среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственныйоборот. В целях реализации вышеуказанного закона было принято ПостановлениеПравительства Российской Федерации от 16.06.2000 (ред. От 29.08.2007) N 461 «Оправилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов наих размещение», который определяет порядок разработки и утверждения нормативовобразования отходов и лимитов на их размещение.
В экологиипод отходами понимаются:
- остаткисырья, материалов, полуфабрикатов, образовавшиеся при производстве продукцииили выполнении работ и утратившие полностью или частично исходныепотребительские свойства в результате физического или морального износа;
- твердыебытовые отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности людей;
- вновьобразующиеся в процессе производства попутные вещества, не находящиеприменения;
- породы,образующиеся при добыче полезных ископаемых, побочные и попутные продукты.
Опаснымисчитаются отходы, в которых содержатся вредные вещества, обладающие опаснымисвойствами (токсичностью, взрыво- и пожароопасностью, высокой реакционнойспособностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней либо которыемогут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающейсреды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другимивеществами.
Все отходы, взависимости от их опасности, делятся на четыре класса токсичности: чрезвычайноопасные, высокоопасные, умеренно опасные и малоопасные. От категории отходовзависит размер платы за их размещение и сам порядок размещения.
На опасныеотходы должен быть составлен паспорт. Паспорт опасных отходов составляется наосновании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности.
Нетоксичныеотходы от добывающей или перерабатывающей промышленности складируются на общихплощадках, отведенных под городские свалки решением местной администрации.
Токсичныеотходы подвергаются захоронению по разрешению территориальных органов охраныокружающей среды на специально отведенных для этих целей полигонах. В составеполигона предусматриваются завод по переработке и обезвреживанию отходов,земельные участки для захоронения отходов и хозяйственная зона. Вокругполигонов устанавливается санитарно-зищитная зона, которая отделяет местазахоронения от населенных пунктов, открытых водоемов, культурно-оздоровительныхобъектов.
Подрадиоактивными отходами понимаются не подлежащие дальнейшему использованиювещества (в любом агрегатном состоянии), материалы, изделия, оборудование,объекты биологического происхождения, в которых содержание радионуклидовпревышает уровень, установленных нормативными актами.
Переченьядерных материалов, технологий и установок, услуг в области применения ииспользования ядерной энергии и радиоактивных отходов содержится в приложении 1Постановления Правительства РФ от 21.12.1992 N 1005 (с изм. от 16.03.1996)«О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологии,оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивныхисточников ионизирующего излучения и изотопной продукции».
Радиоактивныеотходы образуются:
- придобыче и переработке радиоактивных руд, производстве ядерного топлива; впроцессе производства энергии на атомных электростанциях;
- припереработке отработавшего ядерного топлива;
- припроизводстве оружейных ядерных материалов;
- впроцессе эксплуатации и утилизации корабле и судов с транспортными ядернымиэнергетическими установками;
- припроведении научно-исследовательских работ с использованием радиоактивныхвеществ и делящихся материалов;
- прииспользовании радионуклидов в медицине, науке и технике;
- приподземных ядерных взрывах.
В настоящеевремя на территории Росси накопилось большое количество отходов. При этомимеющиеся производственные мощности не обеспечивают переработку и надежнуюизоляцию накопленных и вновь образующихся радиоактивных отходов и отработавшихядерных материалов. Ни на одной российской атомной электростанции нет полногокомплекта установок для их кондиционирования. На всех атомных электростанцияхпроизводится упаривание жидких радиоактивных отходов. Полученный в результатеэтого концентрат хранится в металлических емкостях или утверждается методомбитумирования. Твердые радиоактивные отходы помещаются специальные хранилищабез предварительной подготовки. В связи с таким положением дел существует рисквозникновения радиационных аварий и создается реальная угроза радиоактивногозагрязнения окружающей среды, переоблучения населения и персонала предприятийатомной промышленности[1].
Всеприродопользователи обязаны очищать, использовать, обезвреживать, утилизироватьили размещать отходы производства.
Подобезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжигание иобеззараживание отходов на специализированных установках, в целяхпредотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.Использование – вовлечение отходов в хозяйственных оборот (переработка отходовв целях получения новых видов продукции). Утилизация – обезвреживание содновременным извлечением полезных свойств, необходимых для дальнейшегопроизводства. Размещение – любая операция по хранению и захоронению (удалению)отходов. Хранение – изоляция с учетом временной нейтрализации (складирование)отходов, направления на снижение их опасности для окружающей среды. Дляхранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Так,временное накопление отходов на территории предприятия (промплощадке) допускаетсяв специально обустроенных для этих целей местах до момента их использования в последующемтехнологическом цикле или отправки на переработку на другое предприятие или наобъект для размещения отходов. Захоронение – изоляция отходов, направленная наисключении попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможностидальнейшего использования этих отходов (как правило, в специальных контейнерахв недрах земли). Объекты для размещения отходов – полигоны по обезвреживанию изахоронению промышленных и бытовых отходов, шламонакопители, хвостохранилища идругие сооружения и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые всоответствии с проектами; санкционированные свалки, то есть разрешенныеорганами исполнительной власти территории (существующие площадки) дляразмещения промышленных и бытовых отходов.
Трансграничнаяперевозка отходов подразделяется на внешнюю и внутреннюю[2]:
- внешнейсчитается любое перемещение (перевозка) отходов из района, находящегося поднациональной юрисдикцией одного государства, в район (или через район),находящийся под национальной юрисдикцией другого государства, или в район, ненаходящийся под юрисдикцией какого-либо государства, при условии, что такоеперемещение затрагивает интересы не менее двух государств;
- внутреннейпризнается любое перемещение отходов по территории России из одних субъектовФедерации в другие.
Действуютспециальные условия при трансграничном перемещении отходов. Так, их ввоз натерриторию России в целях захоронения и обезвреживания запрещается, однакоосуществляется на основании разрешения, выданного в установленномПравительством РФ порядке.
Согласнозаконодательству Российской Федерации отходы являются объектом правасобственности, которые принадлежат собственнику сырья, материалов,полуфабрикатов, и иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), врезультате использования которых они образовались[3].
Правособственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основаниидоговора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.Собственник I — IV класса опасности отходов вправе отчуждать опасные отходы всобственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, правовладения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лицаимеется лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию,обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
В случае,если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказатьсяот права собственности на них, лицо в собственности, во владении либо впользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, гденаходятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив ких использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении ихв собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Осуществлятьдеятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения срадиоактивными отходами, могут индивидуальные предприниматели и юридическиелица на основании методических указаний. Основными требованиями, предъявляемыек ним при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иныхобъектов, связанной с обращением с отходами:
- лицензированиедеятельности по обращению с опасными отходами согласно постановлениюПравительства РФ от 20.05.1999 N 556 «Об утверждении положения лицензированиядеятельности по обращению с опасными отходами»;
- внедрениемалоотходных технологий;
- учетобразовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам илиполученных от других лиц, а также размещенных отходов, проведениеинвентаризации отходов и объектов их размещения;
- проведениемониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещенияотходов;
- предоставлениев установленном порядке необходимой информации;
- соблюдениетребований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принятиенеотложных мер по из ликвидации.
Приразмещении отходов применяются следующие меры по обеспечению безопасностинаселения и окружающей среды:
ü разрешениена размещение отходов устанавливает объем (массу) отходов на конкретных объектах, срокихранения и другие условия, обеспечивающие охрану окружающей среды и здоровьечеловека, с учетом утвержденных лимитов размещения отходов и характеристикиобъектов для их размещения. Запрещается производить захоронение отходов натерриториях городских и других поселений, лесопарковых, курортных,лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборныхплощадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого ихозяйственно-бытового водоснабжения; в местах залегания полезных ископаемых иведения горных работ в случаях возникновения угрозы загрязнения мест залеганииполезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Объекты размещенияотходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов;
ü порядоксбора отходов на территориях городских и других поселений предусматривает ихразделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумагаи др.). Такой порядок определяется органами местного самоуправления;
ü нормирование, то есть установлениенормативов образования отходов и лимиты на их размещение с учетом нормативовпредельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду специальноуполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
ü государственныйкадастр отходов учитывает федеральный классификационных каталог отходов,государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных оботходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов;
ü экономическоерегулирование (стимулирование) – платность размещения отходов(дифференцированные ставки устанавливают с учетом экологической обстановки насоответствующих территориях на основании базовых нормативов платы за размещениеотходов). Экономическое стимулирование осуществляется посредством:
o пониженияразмера платы при внедрении технологий, обеспечивающих уменьшение количестваотходов;
o примененияускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных сосуществлением деятельности в области обращения с отходами.
Такжеразрабатываются правовые меры по обращению с радиоактивными отходами. Длярешения проблемы снижения уровня радиационной опасности Правительством РФпринято постановление от 11 октября 1997 г. N 1298 «Об утверждении правилорганизации системы государственного учета и контроля радиоактивных отходов» (вред. от 22.04.2009) и Федеральные программы[4]: «Обращение срадиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация изахоронение на 1996-2005 годы», «Переработки и утилизация металлическихрадиоактивных отходов», «Отходы».
Задеятельностью в области обращения с отходами осуществляется контроль какгосударственный, так и производственный и общественный.
Государственныйконтроль за деятельностью в области обращения с отходами включает:
- контрольза выполнением экологических, санитарных и иных требований;
- контрольза соблюдением требований к трансграничному перемещению отходов;
- контрольза соблюдением требований пожарной безопасности;
- контрольза соблюдением условий осуществления деятельности по обращению с опаснымиотходами на основании соответствующих лицензий;
- контрольза соблюдением требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,возникающих при обращении с отходами;
- контрольза соблюдением требований и правил транспортирования опасных отходов;
- контрольза выполнением мероприятий по уменьшению количества отходов и вовлечениюотходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- контрольза достоверностью предоставляемой информации и отчетности об отходах;
- выявлениенарушений законодательства и контроль за принятием мер по их устранению
- привлечениев установленном порядке виновных индивидуальных предпринимателей и юридическихлиц к ответственности, применение штрафных санкций, предъявление исков овозмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека врезультате нарушения законодательства.
За нарушениезаконодательства в области размещения отходов предусмотрена ответственностьадминистративная (ст. 8.19 КоАП РФ) и уголовная (ст. 247 УК РФ).
Задача
Житель селаНемчиновка Саратовской области гражданин Серегин, рядом со своим земельнымучастком самостоятельно затеял строительство гаража и бани на земле, котораядавно ни кем не использовалась, что привело к возникновению конфликта с местнойадминистрацией, которая потребовала прекратить строительство и привестиземельный участок в исходное состояние, ликвидировав следы хозяйственнойдеятельности. Серегин игнорировал решение местной администрации и продолжилстроительство.
1. Имеются лив действиях гр. Серегина нарушения? Если да, то, какие?
2. Кто можетбыть собственником земли, на которой осуществляется строительство?
3. В случае,если нормы законодательства нарушены, определите меру возможной ответственностиза совершенные деяния
4. Чтоизменится в квалификации действий, если данное строительство было бы затеяно,при неизменных прочих условиях, на участке, принадлежащем гражданину Серёгинуна праве собственности?
1. Действиягр. Серегина: строительство гаража и бани на земле, которая давно никем неиспользовалась – являются самовольным занятием земельного участка (п. 2 ч. 1ст. 60 ЗК РФ), так как согласно условию задачи, данный гражданин не являетсяего правообладателем. Поэтому права собственника этой земли были нарушены.Согласно ст. 60 ЗК РФ «Восстановление положения, существовавшего до нарушения права наземельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участокили создающих угрозу его нарушения» гр. Серегин обязан прекратить строительствопо требованию собственника (в данном случае местной администрации), или егодействия могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшегодо нарушения права (п. 4 ч. 2. ст. 60 ЗК РФ).
2. По условию задачи конфликт у гр. Серегина произошел с местнойадминистрация, которая, по-видимому, является собственником данной земли. Гр.Серегин проживает в селе в Саратовской области, поэтому собственником данногоучастка может быть согласно ст. 18 ЗК РФ «Собственность на землю субъектовРоссийской Федерации», т.е. государственные органы Саратовской области или,согласно ст. 19 ЗК РФ «Муниципальная собственность на землю», может находитьсяв собственности муниципального образования или сельского поселения.
3. В случае, если нарушены нормы законодательства, то, согласно ч.2 ст. 62 ЗК РФ «Возмещение убытков», на основании решения суда лицо, виновное внарушении прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено кисполнению обязанности в натуре (восстановлению плодородия почв, восстановлениюземельных участков в прежних границах, возведению снесенных зданий, строений,сооружений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений,восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельныхправонарушений и исполнению возникших обязательств).
4. Если бы строительство было затеяно на участке гр. Серегина, тосогласно ч. 1 ст. 62 ЗК РФ, возмещение убытков, причиненные нарушением прав собственниковземельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельныхучастков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, впорядке, предусмотренном гражданским законодательством. В гражданском кодексеэто прописано в ст. 16 «Возмещение убытков, причиненных государственнымиорганами и органами местного самоуправления». Убытки, причиненные гражданинуили юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лицэтих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовомуакту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежатвозмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом РоссийскойФедерации или муниципальным образованием.
Списоклитературы
Нормативно-правовые акты:
1. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2000) «Оботходах производства и потребления».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2000(ред. От 29.08.2007) N 461 «О правилах разработки и утверждения нормативовобразования отходов и лимитов на их размещение».
3. Постановление Правительства РФ от 21.12.1992 N 1005 (с изм. от16.03.1996) «О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, технологии,оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивныхисточников ионизирующего излучения и изотопной продукции».
4. Постановление Правительства РФ от 20.05.1999 N 556 «Об утвержденииположения лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами».
5. Постановление Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298 (в ред.от 22.04.2009) «Об утверждении правил организации системы государственногоучета и контроля радиоактивных отходов».
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от30.11.1994 N 51-ФЗ (с изм. от 08.05.2010).
7. Земельный кодексРоссийской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (с изм. 01.04.2010).
Литература:
1. Экологическое право: Учебник для вузов. / Под ред. В.В.Курочкиной, В.В. Гучкова. М., 2004. – 367 с.
2. Ерофеев Б.В.Экологическое право. – М., 2008. – 688 с.