МосковскаяГосударственная Юридическая Академия
Кафедра аграрногои экологического права
Контрольнаяработа предмету
земельноеправо
Вариант II
Выполнила:Научный руководитель:
Студентка IIкурса з/о (3 гр.)
Институтаправоведения
МуленковаК.В.
Москва 2009
План
Задача № 1
Задача № 2
Задача № 3
Список использованнойлитературы
Задача №1
Директор Вагоностроительного завода г. Мытищи обратился вадминистрацию города с ходатайством о предоставлении земельного участка для строительствановых производственных цехов. В ответ на эту просьбу администрация сообщила,что г. Мытищи входит в пригородную зону г. Москвы, в связи с чем только егорешения о предоставлении земли для промышленного строительства недостаточно.
Дайте общую характеристику правового режима земель городов.
Охарактеризуйте правовой режим пригородных, зеленых зон.
В какую территориальную зону входят земли завода?
Какие органы могут разрешить данный земельный спор?
Каким образом может быть решена данная конфликтная ситуация?Решение
Правовойрежим земель поселений регулируется земельным законодательством, котороеустанавливает общие принципы регулирования земельных отношений по поводу даннойкатегории земель, и градостроительным законодательством, задача которого — отразить особенности отношений, складывающихся по поводу использования земельпоселений.
Все поселения, согласно п.1 ст.5 Градостроительного кодексаРФ, подразделяются на несколько типов. В основу их классификации положеныследующие критерии: численность населения, научно-производственнаяспециализация поселений, значение поселений в системе расселения населения иадминистративно-территориальном устройстве страны.
Статья86 Земельного кодекса РФ дает определение земель, которые включаются в составпригородных зон. Более подробное определение закреплено в ст.49Градостроительного кодекса РФ. Территория пригородной зоны города включает всебя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенные для развитиятерритории данного города, территорий городских и сельских поселений, другихмуниципальных образований, входящих в пригородную зону данного города(территория резерва для развития поселения), размещения промышленных,коммунальных и складских объектов, объектов инженерной, транспортнойинфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыха населения, атакже для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных исанитарно-гигиенических функций. Установление границ пригородных зон городовосуществляется на основе градостроительной документации в соответствии сградостроительным земельным законодательством РФ[1].
Вст.86 ЗК закреплена также внутренняя структура земель пригородных зон:территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервныеземли для развития города и зеленые зоны.
Правовойрежим пригородных зон урегулирован в законодательстве об охране окружающейсреды и земельном законодательстве. Так, п.3 ст.44 Федерального закона «Обохране окружающей среды» предусматривает, что в целях охраны окружающейсреды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в томчисле санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающиев себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственногоиспользования защитные и охранные зоны с ограниченным режимомприродопользования.
Пункт4 ст.98 ЗК признает эти земли в качестве земель рекреационного назначения.
Статья50 Градостроительного кодекса РФ посвящена регулированию использованиятерриторий пригородных зон городов. Так, использование территории пригороднойзоны города и градостроительная деятельность в границах пригородной зоныданного города осуществляются с учетом интересов населения такого города инаселения городских и сельских поселений, других муниципальных образований,входящих в пригородную зону данного города, а также интересов других субъектовградостроительной деятельности.
Зонированиетерриторий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексныхсхемах градостроительного планирования развития территории субъекта Федерации,части территории субъекта Федерации (в том числе пригородной зоны), района(уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планахгородов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- илесоустроительной документации. В зеленых зонах запрещается хозяйственная ииная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую природнуюсреду.
Регулированиеиспользования территорий пригородных зон городов и градостроительнойдеятельности на них основано на принципе учета интересов населения города инаселения поселений, которые входят в пригородную зону, а также интересовдругих субъектов градостроительной деятельности (ст.3 Градостроительногокодекса РФ).
Территориипригородных зон так же, как и территории поселений подлежат зонированию.Зонирование пригородных зон отражается в территориальных комплексных схемах игенеральных планах городов. В процессе зонирования пригородных зон должныучитываться сведения, содержащиеся в материалах землеустройства илесоустройства.
Установлены ограничения, касающиеся строительства впригородных зонах разного рода объектов недвижимости. Строительство,реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резервадля развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляются посогласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местногосамоуправления[2].
В соответствии с п.3 ст.86 Земельного кодекса границы и правовой режимпригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значенияМосквы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектовРоссийской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городовфедерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральнымизаконами.
Поэтому администрация г. Мытищи правомерно заявила, чтоодного только решения администрации в данном случае недостаточно.Задача 2
Гражданин Ширшин Л. купил у гражданина Мотылева В. садовыйучасток вместе с расположенным на нем домостроением за 15 млн руб.
При освоении земельного участка к Ширшину подошелпредседатель садового товарищества и потребовал внести в кассу дополнительно 3млн руб за проведение в прошлом общих работ по обустройству территории.
Правомерно ли требование председателя?
Какой правовой режим садоводческих товариществ?
Порядок предоставления земель в товариществе?
Права и обязанности членов товариществ?
Порядок приобретения приватизированных садовых участков?
Как должен быть решен данный спор?
Решение
15 апреля 1998 г. был принят Федеральный закон «О садоводческих,огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее — Закон). Он регулирует отношения, которые возникают в связи с ведениемгражданами садоводства, огородничества, дачного хозяйства, определяет правовоеположение соответствующих некоммерческих объединений граждан, порядок созданияи деятельности последних, права и обязанности их членов.
ВЗаконе предусмотрены три формы ведения гражданами садоводства, огородничества идачного хозяйства: товарищества; потребительские кооперативы; некоммерческиепартнерства.
Втовариществе имущество общего пользования, которое приобретено или создано имза счет целевых взносов, т.е. денежных средств его членов, является совместнойсобственностью всех участников. Аналогичное имущество, приобретенное илисозданное за счет средств специального фонда, образованного по решению общегособрания членов товарищества, принадлежит на праве собственности самомутовариществу как юридическому лицу. В специальный фонд включаются вступительныеи членские взносы членов товарищества, доходы от его хозяйственной деятельностии некоторые другие средства.
Законнаделил граждан правом заниматься садоводством, огородничеством или дачнымхозяйством также и в индивидуальном порядке. В этом случае граждане имеют правопользоваться объектами инфраструктуры и иным имуществом общего пользованиянекоммерческих объединений за плату на основании письменных договоров с ними.При неуплате полагающихся взносов такие граждане лишаются права пользованияназванными объектами по решению правления либо общего собрания членовобъединения.
Граждане,ведущие индивидуальное садоводство, огородничество или дачное хозяйство натерритории объединения, имеют право обжаловать в суд решения правления илиобщего собрания объединения об отказе в заключении договоров о пользованииимуществом общего пользования. Плата за пользование указанными объектами длятаких граждан, при условии внесения ими взносов на приобретение названногоимущества, не должна превышать размер платы, установленной для членовобъединения.
Обеспечиватьграждан садовыми, огородными и дачными участками должны органы местногосамоуправления по месту жительства граждан. Эти органы обязаны вестирегистрацию и учет заявлений граждан, которые нуждаются в получении земельныхучастков, утверждать списки таких граждан. Наличие у гражданина садового,огородного или дачного участка (независимо от того, на каком праве участокпринадлежит гражданину) служит основанием для отказа в предоставлении другогоучастка, если это приведет к превышению предельных норм землепользования. Еслигражданин совершил сделку по отчуждению предоставленного ему ранее бесплатноучастка, то и это обстоятельство ведет к отказу. Впрочем, такой отказ гражданинвправе обжаловать в суд. Размер названных участков определяется нормативнымиактами субъектов Федерации с учетом предусмотренных федеральными законами идругими нормативными актами Российской Федерации предельных норм для отдельныхкатегорий граждан.
Персональныйсостав членов садоводческого, огороднического или дачного объединенияформирует, с учетом пожеланий граждан и с их согласия, орган местногосамоуправления.
Земельныймассив после государственной регистрации объединения предоставляется емупервоначально бесплатно в срочное пользование. После утверждения проектаорганизации и застройки территории объединения земельные участки из этогомассива предоставляются в собственность или на ином вещном праве его членам.Если же земельный массив предоставляется объединению за плату, то первоначальноон передается в совместную собственность членов объединения, а после этогоучастки передаются в собственность каждого члена объединения. Что касаетсяземель общего пользования, то они предоставляются некоммерческому объединениюкак юридическому лицу в собственность или на ином вещном праве. [3]
Припредоставлении участков в собственность может взыскиваться плата, но она недолжна превышать нормативной цены участков (кроме случаев продажи последних нааукционе). Если участки предоставляются на ином вещном праве, плата не должнавзиматься.
ВЗаконе подробно изложены права и обязанности члена некоммерческого объединения.Он, в частности, имеет право: самостоятельно вести хозяйство на своем участке всоответствии с его разрешенным использованием; осуществлять согласноустановленным нормам строительство и перестройку жилого строения, хозяйственныхстроений и сооружений — на садовом участке, жилого строения или жилого дома,хозяйственных строений и сооружений — на дачном участке, некапитальных жилыхстроений, хозяйственных строений и сооружений — на огородном участке;распоряжаться своим участком и другим имуществом, если они не изъяты из оборотаили не ограничены в гражданском обороте; в случае отчуждения участкаодновременно отчуждать приобретателю: долю имущества общего пользования всоставе некоммерческого товарищества в размере целевых взносов, имущественныйпай в размере паевого взноса (кроме той части, которая включена в неделимыйфонд потребительского кооператива), здания, строения, сооружения, плодовыекультуры.
Приликвидации объединения его член вправе получить долю имущества общего пользования.
Вместес тем член объединения обязан: содержать свой участок и отвечать за нарушениезаконодательства; нести дополнительную ответственность по долгамсадоводческого, огороднического или дачного потребительского кооператива вобъеме невнесенной части дополнительного взноса каждого из его членов;использовать участок согласно с его целевым назначением и разрешеннымиспользованием; не нарушать права других членов объединения; соблюдатьустановленные требования, режимы, ограничения, обременения и сервитуты;своевременно платить членские и другие взносы, предусмотренные Законом иуставом объединения, налоги и платежи; в течение трех лет освоить участок, еслииной срок не определен земельным законодательством, а также выполнять некоторыеиные обязанности (ст.19 Закона).
Органамиуправления некоммерческих объединений являются: общее собрание их членов,правление объединения, его председатель, компетенция которых закреплена вЗаконе (ст.ст.21-23). Член объединения имеет право обжаловать в суд решенияэтих органов, если ими нарушаются его права и законные интересы.
СогласноЗакону садоводам, огородникам, дачникам, а также некоммерческим объединениям,которые получили земельные участки из государственного и муниципального фондане в собственность, не может быть отказано в приватизации таких участков, кромеслучаев, предусмотренных федеральными законами.
Приватизацияуказанных участков может производиться за плату или бесплатно в соответствии сзаконами Российской Федерации и ее субъектов. Сначала общее собрание членовнекоммерческого объединения принимает решение о приобретении прав на землюобщего пользования и создает комиссию по подготовке материалов для приватизацииземельных участков. Последняя организует сбор заявлений от членов объединения ожелании приватизировать земельный участок и проводит с привлечениемземлеустроительной организации инвентаризацию земель такого объединения.
Всвоих заявлениях члены объединения должны указать, на каком праве желаютпереоформить земельный участок (в собственность гражданина, общую совместнуюили долевую собственность супругов), площадь участка, встречные требования кего границам. Комиссия по подготовке материалов для приватизации даетзаключение о наличии встречных требований к границам земельных участков состороны соседей некоммерческого объединения и свои предложения обурегулировании спора. Когда спор таким образом не урегулирован, онрассматривается судом. Общее собрание членов объединения либо его правлениерассматривает подготовленные материалы и принимает решение ходатайствоватьперед соответствующими органами местного самоуправления о закреплении земельобщего пользования за объединением, а садовых, огородных и дачных участков — загражданами, их супругами.
Органместного самоуправления должен принять решение о приватизации участка в течениеодного месяца со дня подачи заявления об этом. Оно служит основанием для выдачигражданину и некоммерческому объединению свидетельств, которые удостоверяют ихправа на землю. Членам объединения документы выдает его правление, получающееих в соответствующем комитете по земельным ресурсам и землеустройству подоверенностям членов объединения. За государственную регистрацию прав насадовые, огородные и дачные участки с каждого члена объединения взимается сборв размере минимального размера оплаты труда. Граждане имеют право и наприватизацию участка в индивидуальном порядке.
Законизлагает порядок совершения сделок с садовыми, огородными и дачными участками(ст.29). При этом не допускается изменение их целевого назначения и разрешенногоиспользования. Запрещаются сделки с такими участками, если они влекут нарушениеградостроительных, строительных и других установленных требований илиневозможность соблюдать целевое назначение участков и условия их разрешенногоиспользования. Участки, которые находятся в общей собственности, могутотчуждаться, передаваться в залог, сдаваться в аренду только при согласии всехучастников общей собственности (ст.29 Закона).
Особоследует сказать о правах садоводов, огородников и дачников по распоряжениюучастками. Собственники таких участков могут их продать, подарить, передать взалог, аренду, срочное пользование, обменять, заключить договоры ренты илипожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться отучастка. Участок, который находится в общей совместной собственности супругов,может быть разделен между ними.
Еслиучасток находится у гражданина на праве пожизненного наследуемого владения, онможет передать его в аренду, срочное пользование, обменять, приватизировать.Такой участок наследуется по закону. [4]
Еслиучасток предоставлен гражданину в постоянное (бессрочное) пользование, егоможно с согласия органа местного самоуправления передать в аренду, срочноепользование, обменять, приватизировать. Наследники строений и сооружений,которые расположены на участках и находятся в собственности, имеют право назакрепление за ними указанных участков в тех же размерах на праве постоянного(бессрочного) пользования. Эти наследники вправе перерегистрировать участки впожизненное наследуемое владение или выкупить в собственность по нормативнойцене земли.
Участки, которые предоставлены органом местного самоуправленияна праве аренды или срочного пользования, можно с его согласия обменять,приватизировать. В этих случаях за наследниками строений и сооружений,расположенных на участках и находящихся в собственности, участки должнызакрепляться на праве аренды или срочного пользования на оставшийся неистекшийсрок с правом на их приватизацию.
Требование председателя неправомерно, так как в прошлом уучастка был другой собственник, который и должен нести все расходытоварищества.
Задача №3
После включения своих земель в городскую черту колхоз«Возрождение» приступил к строительству Дома культуры и животноводческой фермы.Главный архитектор города предложил председателю колхоза прекратитьстроительство, поскольку хозяйство еще не имеет утвержденных проектов на Домкультуры и ферму, кроме того, нет соответствующего разрешения на право вестистроительные работы. Полагая, что включение земель колхоза в городскую черту неменяет его права на землепользование, председатель колхоза обратился вадминистрацию области с жалобой на действия главного архитектора города.
Дайте понятие и общую характеристику земель городов.
Охарактеризуйте правовой режим пригородных зон городов.
Какой порядок перевода земель пригородных зон в составгородских земель?
Какой порядок предоставления земель для строительства?
Какие органы призваны решать такие споры?
Составьте примерный проект решения по данному земельномуспору.
Правовойрежим земель поселений — это совокупность содержащихся в земельном,экологическом, градостроительном и ином законодательстве РФ и ее субъектов, атакже в нормативных правовых актах органов местного самоуправления условий иправил разрешенного использования, охраны, учета и мониторинга земель городскихи сельских поселений, распространяющихся как на поселение в целом, так иучитывающих особенности отдельных территориальных зон.
Установлениеправового режима земель поселений призвано обеспечить реализациюконституционных прав и обязанностей граждан и их объединений на землю, а такжеучесть публичные интересы в части беспрепятственного пользования городской исельской территорией для удовлетворения коммунальных, культурно-бытовых,транспортных и иных потребностей населения.
Статья 86 Земельного кодекса РФ дает определение земель, которыевключаются в состав пригородных зон. Более подробное определение закреплено вст.49 Градостроительного кодекса РФ. Территория пригородной зоны городавключает в себя земли, примыкающие к границе (черте) города и предназначенныедля развития территории данного города, территорий городских и сельскихпоселений, других муниципальных образований, входящих в пригородную зонуданного города (территория резерва для развития поселения), размещенияпромышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной,транспортной инфраструктур, садоводческих и дачных кооперативов, мест отдыханаселения, а также для ведения сельского хозяйства и выполнения защитных исанитарно-гигиенических функций. Установление границ пригородных зон городовосуществляется на основе градостроительной документации в соответствии сградостроительным земельным законодательством РФ.
Вст.86 ЗК закреплена также внутренняя структура земель пригородных зон:территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервныеземли для развития города и зеленые зоны.
Границыи правовой режим пригородных зон утверждаются и изменяются законами субъектовФедерации. Что касается границ и правового режима пригородных зон городовМосквы и Санкт-Петербурга, то они утверждаются и изменяются федеральнымзаконом.
Правовойрежим пригородных зон урегулирован в законодательстве об охране окружающейсреды и земельном законодательстве. Так, п.3 ст.44 Федерального закона «Обохране окружающей среды» предусматривает, что в целях охраны окружающейсреды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в томчисле санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающиев себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственногоиспользования защитные и охранные зоны с ограниченным режимомприродопользования.
Статья50 Градостроительного кодекса РФ посвящена регулированию использованиятерриторий пригородных зон городов. Так, использование территории пригороднойзоны города и градостроительная деятельность в границах пригородной зоны данногогорода осуществляются с учетом интересов населения такого города и населениягородских и сельских поселений, других муниципальных образований, входящих впригородную зону данного города, а также интересов других субъектовградостроительной деятельности.
Зонированиетерриторий пригородных зон городов определяется в территориальных комплексныхсхемах градостроительного планирования развития территории субъекта Федерации,части территории субъекта Федерации (в том числе пригородной зоны), района(уезда), сельского округа (волости, сельсовета), а также в генеральных планахгородов, разрабатываемых вместе с их пригородными зонами, с учетом земле- илесоустроительной документации. В пригородных зонах городов выделяются зеленыезоны, выполняющие санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.В зеленых зонах запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающаявредное воздействие на окружающую природную среду.
Строительство,реконструкция и расширение объектов недвижимости в пределах территорий резервадля развития поселения в границах пригородной зоны города осуществляются посогласованию с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органамиместного самоуправления.
В том, что касается порядка изменения целевого назначения или порядкаперевода земель из одной категории в другую, обратимся к действующемузаконодательству. Нормы ЗК РФ (ст.8) устанавливают основы перевода земель изодной категории в другую таким образом, что отнесение земель к категориям,перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель,находящихся в федеральной собственности, — Правительством РФ; земель,находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земельсельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов РФ; земель, находящихся вмуниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственногоназначения, — органами местного самоуправления; земель, находящихся в частнойсобственности: земель сельскохозяйственного назначения — органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевогоназначения — органами местного самоуправления.
Таким образом, Земельным кодексом установлено, кто решаетвопрос о переводе земель в иные категории, если они находятся в собственностиграждан или юридических лиц, а также для земель, находящихся в государственнойсобственности, на период после их разграничения.
Всостав процедуры предоставления земельного участка для строительства спредварительным согласованием места размещения объекта включаются следующиестадии. На первой стадии осуществляется выбор земельного участка для размещенияобъекта и принимается решение о предварительном согласовании места егоразмещения. На второй стадии проводятся работы по формированию земельногоучастка. На третьей — земельному участку присваивается кадастровый номер. И,наконец, на четвертой стадии принимается решение о предоставлении земельногоучастка в порядке, установленном ст.32 ЗК.
Вп.11 ст.30 ЗК указаны случаи, когда не должно проводиться предварительноесогласование места размещения. Согласование не проводится при размещенииобъектов в городских и сельских поселениях в соответствии с градостроительнойдокументацией о застройке и правилами землепользования и застройки, т.е.территориальным зонированием. Не требуется эта процедура и при предоставленииземельных участков для сельскохозяйственного или лесохозяйственногопроизводства, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства иличного подсобного хозяйства.
Правовоезначение выполнения указанных процедур предоставления земельных участковзаключается в том, что предоставление участка в собственность безпредварительного согласования места размещения объекта проводится исключительнона торгах, а предоставление участка с предварительным согласованием — только варенду или постоянное бессрочное пользование. Решение о предоставленииземельного участка либо протокол о результатах торгов являются основаниями длягосударственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, либодля заключения договора купли-продажи земельного участка и государственнойрегистрации права собственности покупателя на землю или для заключения договорааренды земельного участка и его государственной регистрации.
Решение о предоставлении земельного участка или об отказевыдается заявителю в семидневный срок с момента его принятия. Допускаетсяобжалование решения об отказе в предоставлении участка в суд. Если суд признаетрешение об отказе недействительным, то в своем решении он должен обязатьсоответствующий орган предоставить участок. При этом в решении должны бытьуказаны срок и условия предоставления земельного участка.
В течение длительного времени в нашей стране существовалпреимущественно административный порядок разрешения земельных споров, хотя ибыла предусмотрена возможность обращения в суд. Указом Президента РФ от 27октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрнойреформы» (п.4) было предусмотрено, что все земельные споры рассматриваютсяв судебном порядке.
ЗК в ст.64 законодательно закрепил это положение и допустилвозможность передачи сторонами спора в третейский суд. Тем самым ЗК существеннорасширил возможности судебной защиты прав граждан и юридических лиц наземельные участки. Право обращаться за защитой своих земельных прав втретейский суд особенно важно в сегодняшних условиях, когда иностранныеграждане и юридические лица, а также лица без гражданства имеют практическиодинаковые права с российскими гражданами и юридическими лицами.Проект решения
Рассмотрев дело по существу, суд установил следующее.
После включения своих земель в городскую черту колхоз«Возрождение» приступил к строительству Дома культуры и животноводческой фермы.Главный архитектор города предложил председателю колхоза прекратитьстроительство, поскольку хозяйство еще не имеет утвержденных проектов на Домкультуры и ферму, кроме того, нет соответствующего разрешения на право вестистроительные работы.
В своих объяснениях председатель колхоза «Возрождение»указал, что полагает, что включение земель колхоза в городскую черту не меняетего права на землепользование.
Суд установил, что в противоречие ст.30 ЗК председательколхоза не имеет утвержденных проектов и соответствующего разрешения на правовести строительные работы. Кроме того, в ч. 2 ст.85 ЗК указано, чтоградостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственникамиучастков независимо от вида права собственности.
Поэтому в соответствии со ст.64 ЗК суд постановил: искколхоза «Возрождение» оставить без удовлетворения.
Нормативный материал
1. Конституция РФ.
2. Земельный кодекс РФ.
3. Градостроительный кодекс РФ.
4. Арбитражный кодекс РФ.
5. Гражданский кодекс РФ.
6. ФЗ «О садоводческих, огороднических идачных некоммерческих объединениях граждан».
7. Комментарий к Земельному кодексу РФ /Под ред. Г.Е. Быстрова, Б.Д. Клюкина. Инфра-М. — М., 2002.
8. Постатейный комментарий к Земельномукодексу РФ и Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственногоназначения». ИНФРА-М. — М., 2002.
9. Комментарий к Земельному кодексу (изкниги «Комментарий к земельному законодательству РоссийскойФедерации». — М.: Юрайт-Издат, 2002. — 615 с. — (Профессиональныекомментарии)).