План:
Введение……………………………………………………………………3
1. Понятие и историяправ человека……………………………………..4
2. Типология правчеловека……………………………………………….6
3. Права человека игражданина в Конституции Российской Федерации
……………………………………………………………………………….10
4. Основныедокументы, регулирующие права и свободы человека и гражданина в РоссийскойФедерации…………………………………12
Заключение…………………………………………………………………16
Список источников………………………………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Проблемаправ человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей историичеловечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Саможе возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитиемобщества, государства и человеческой индивидуальности.
Историческипервой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства иавтономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права,возникшие в первом тысячелетии до н.э.
Впервыеидеи встречаются у древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона,Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали, что вселюди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. Саможе государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идеюдоговорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивалв V в. до н.э. китайский философМо-Цзы.
Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права,присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частнуюсобственность. Он не только признавал права гражданина государства, норазличал естественное и условное, позитивное право, а также считал, чтоестественное право должно служить образцом для права условного, которое болееизменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми.Эта идея верховенства естественного права над законами государства получиласвое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепцииправового государства.
Чтопредставляют права человека в современном мире, как они трактуются и каковы ихосновные положения- об этом я поговорю ниже в представленной работе.
1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно кмиру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивидувозможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называютсвободами) или получать определенные блага (это- собственно права).[1]
Правачеловека представляют собой один из способов трактовки и практическогорешения вопроса взаимоотношений человекам и той общности, в которой онпроживает и официальным представителем которой выступает власть. Ониутверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высшийценностный статус.
Возможнычетыре основных способа взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный,патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия). Первая,тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отожествления общества игосударства, из безусловного приоритета целого над частью и полногоподчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы правчеловека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая,неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме,управляемый из центра.
Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложнуюиерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношенияхвласти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которыхполитически бесправны, высшие же обладают максимальными властнымиполномочиями, главным источником и распределителем которых являетсяавторитарный правитель: монарх, диктатор и т.п.)
Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан наприоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко онпредставлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личностьесть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самогогосударства.
Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утвержденияв них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в формеограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно.
Всовременной политической науке преобладает третий, парципаторный подход квзаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматриваетличность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида отгосударственного вмешательства, а в использовании государства в целяхсоздания наилучших условий свободного существования и развития личности.
2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
В наши днидля большинства стран права человека являются неотъемлемым и высшейценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком, так и в узком смыслах.
В узкомзначении- это только те права, которые не предоставляются, а лишьохраняются и гарантируются государством, действуют независимо от ихконституционного закрепления и государственных границ. К ним относятсяравенство всех людей перед законом, право на жизнь и телеснуюнеприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей навоспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др.
Вшироком значении права человека включают весь обширный комплекс прав исвобод личности, их различные виды.
Современнаятипология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей ихклассификацией является деление всех прав на негативные (свободы) ипозитивные.
Негативныеправа определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от техили иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность отнежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти правасчитаются основополагаюшими, абсолютными. Их осуществление не зависит отресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны.Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти вселиберальные права имеют характер негативного права.
Типичнымпримером этой группы прав и в целом негативного подхода к правам человекамявляется Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию илизапрещающих ее свободное исповедание, ограничивающих свободу слова или печатиили право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями опрекращении злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено наограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательныхпосягательств со стороны правительства.
В отличиеот негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства, лиц иорганизаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлятьопределенные действия. Характер позитивного права носят все социальныеправа. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование,охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ееполитической системы. В случае ограничения ресурсов позитивного права могутгарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место вомногих странах административного социализма.
Болееконкретной и широко распространенной классификацией прав личности посравнению с их делением на негативные и позитивные является
Ихподразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные),политические, экономические, социальные ( в узком значении этого слова), культурные и экологические.
Гражданские(личные) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые правачеловека, имеющие в основном характер негативного права.
Вконституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в однугруппу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественнонегативный характер тех или других, а также направленность обоих видов этихправ на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественномпроявлениях.
Политические праваопределяют возможности активного участия граждан в управлении государством и вобщественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство,избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний,право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радиои телевидения, свобода совести и некоторые другие.
Кгражданским и политическим правам непосредственно примыкают праваэкономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидамипредметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплотьдо середины ХХ века важнейшие их этих прав — права частной собственности,предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой- обычнорассматривались как основолагающие гражданские права. В современныхюридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют вотносительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п.
Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности отпосягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства.
К правамвторого поколения относят социальные права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К даннымправам относят собственно социальные, культурные и экологические права.
Культурные правапризваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право наобразование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного итехнического творчества, преподавания и некоторые другие.
Экологические права — это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о еесостоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или егоимуществу экологическими правонарушениями.
3. ПРАВАЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы иобязанности, гражданство. Права и свободы представляют краеугольный каменьправового положения личности. Это зафиксировано в статье 2 Конституции РФ.[2]Принципиальное значение имеют и декларированные в Основном Законе Россииполнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2ст.6 записано, что каждый гражданин обладает на территории РоссийскойФедерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
ВКонституции РФ 1993г. получили выражение и закрепление следующие принципыправового статуса личности:
1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнаннымипринципами международного права.
Согласноэтому принципу, Российская Федерация признает и характеризует права исвободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашлиотражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой ГенеральнойАссамблеей ООН 10 декабря 1948г[3]., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах[4],Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в1976г[5],Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября1950г.
2. Принципнеотчуждаемости основных прав человека и принадлежность ему их отрождения.
Онпредполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами исвободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Оно не может лишитьгражданина РФ своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободныдействовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего нетребуется никаких дозволений.
3.Равенство прав и свобод человека и гражданина . Этот принцип сводится кследующему:
Во-первых,осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права исвободы других лиц.
Во-вторых,смысл этого равенства выявляется по отношению к закону и суду. Государствопризвано гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданинанезависимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и т.п.
В-третьих, равенство прав и свобод человека и гражданина обретает реальное существованиеблагодаря и тому, что они объявляют Конституцией РФ непосредственнодействующими.
4. Принцип единства прав и обязанностей граждан. Он, прежде всего, основывается на том,что нет прав без обязанностей, как нет и обязанностей без праву.
В отличиеот ранее действовавшей Конституции РФ, новый Основной Закон преимущественновозлагает обязанности на государство, закрепляя за гражданами минимумобязанностей. Объем обязанностей, возлагаемых Конституцией на граждан, прежде всего отвечает интересам общества и его членов.
4. ОСНОВНЫЕДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
Гражданство –один изэлементов правового статуса личности. Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но иза ее пределами.
В настоящеевремя все отношения, связанные с гражданством, регулируются Конституцией РФ и Федеральным законом « О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от31.05.2002г.[6]
Понятиегражданства сформулировано в преамбуле Федерального закона РФ « О гражданствеРФ», определяется как устойчивая правовая связь лица с РоссийскойФедерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Конституционные права и свободы регулируются Всеобщей Декларацией правчеловека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г. В российскомзаконодательстве она впервые была воспроизведена в Декларации прав и свободчеловека и гражданина, принятой Верховным Советом Российской Федерации 22ноября 1991г., а затем отражена в Конституции РФ 1993г.
Право нажизнь защишено не только Конституцией РФ, но иотраслевым законодательством. Например, установлена уголовная ответственность за убийство (ст.102-106 УК РФ), доведение до самоубийства (ст.107 УК РФ), оставление в опасности (ст.127 УК РФ). [7]
КоАП РФохраняет жизнь человека, вводя ответственность за нарушение правил по охранетруда, нарушение санитарно-гигиенических и санитарно- противоэпидемическихправил и норм, нарушение правил хранения и перевозки огнестрельного оружия ибоеприпасов и др. Жизнь человека охраняется рядом запретов на применениеогнестрельного оружия и спецсредств.
Правоизбирать и быть избранным регулируется Федеральным законом от 19 сентября1997г. « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие вреферендуме граждан Российской Федерации»[8]
Политические права и свободы граждан РФ регулируются следующими законами: вст.5 Закона РФ « Об общественных объединениях»[9] формулируется понятие «общественного объединения». Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное поинициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов дляреализации общих целей , указанных в уставе общественного объединения. Общественные объединения создаются и действуют на основе принциповдобровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
Конституциягарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Этиположения Конституции закреплены принятым 27 декабря 1991г. Законом « Осредствах массовой информации».[10]
Дляпредотвращения злоупотреблений свободой печати создана Судебная палата поинформационным спорам при Президенте Российской Федерации, положение окоторой утверждено Указом Президента от 31 января 1994г.
Правособственности на информацию охраняется Федеральным законом « Обинформации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995г.[11]
Закреплено Конституцией РФ и законом от 31 июля 1995г. « Об основахгосударственной службы» право на равный доступ к государственной службе.[12]
Права детейзащищены «Конвенцией о правах ребенка»[13]от 20 ноября 1989г.
Всеграждане, проживающие на территории РФ, могут свободно передвигаться по ее территории и их права закреплены Законом РФ от 25 июня 1993г. « О праве гражданРоссийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации»[14]
Все уличныешествия, митинги и демонстрации регулируются Указом Президента РФ от 25 мая1992г. « О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования»[15].
В ч.4ст.123 восстанавливается институт присяжных заседателей. Конституциягарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в законе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993г.[16]
УказомПрезидента РФ от 29 марта 1998г. учреждена должность Уполномоченного РФ приЕвропейском Суде (назначается Президентом РФ), а Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997г. утверждена должность Уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации.[17]
В заключение замечу, что в условиях чрезвычайного положения отдельные ограниченияправы и свобод с указанием пределов и срока их действия могут устанавливаться федеральным конституционным законом ( ч.1 ст.56) При этомКонституция запрещает даже в условиях чрезвычайного положения ограничиватьследующие права и свободы: право на жизнь, достоинство личности; право нанеприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести идоброго имени; свободу совести и вероисповедания; право на экономическуюдеятельность и право на жилище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Такимобразом, рассмотрев данный вопрос, можно сказать следующее:
1. Правачеловека представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми игосударством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрениюили получать определенные блага.
2. Существуетчетыре модели взаимоотношений индивидов с властью. Тоталитарная модель исходит из отожествления общества и государства и исключает тем самым постановкупроблемы прав человека.
3.Патриархальный тип взаимоотношений делит общество на различные сословия игруппы, низшие из которых политически бесправны, высшие же обладаютмаксимальной властью, а главным источником и распределителем всех властныхполномочий является авторитарный правитель.
4. Индивидуалистическийтип взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида вотношениях сгосударством. Наиболее ярко он представлен влиберализме, который взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности вообще нерассматривает. В результате сама проблема прав человека ставится главнымобразом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко иограниченно.
5. Всовременной политической науке преобладает партиципаторный подход квзаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида. Проблема правчеловека в этом подходе усматривается не только и не столько в ограждениииндивида от государственного вмешательства, а в использовании государства вцелях создания наилучших условий свободного существования и развитияличности.
6. ВКонституции РФ 1993г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности:
а)Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнаннымипринципами и нормами международного права.
б) Принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и принадлежность их ему отрождения.
в) Равенствоправ человека и гражданина.
г) Принципединства прав и обязанностей граждан. Он основывается на том, что нет правбез обязанностей, как нет и обязанностей без прав.
7. Российское государство гарантирует каждому свободу совести и свободувероисповедания. Гарантируются свобода мысли и слова, свобода массовойинформации. В Российской Федерации запрещается цензура. Каждый имеет право законным способом распространятьинформацию.
7. ВРоссийской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод,что установлено ст.46 Федеральной Конституции. Это конституционное право реализуется в Законе РФ « Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
1.Всеобщаядекларация прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное право вдокументах. М., 1982
2.Международныйпакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976г. №17. Ст. 291
3.Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291
4.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1959г. // Российская газета 1995г. 5 апреля
5. Конвенцияо правах ребенка от 20 ноября 1989г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. №45. Ст.955
6.КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993г.
7.Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997г. « Об Уполномоченном поправам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РоссийскойФедерации. 1997. №9. Ст.1011
8.Федеральный Закон « О гражданстве Российской Федерации» №62-ФЗ от 31.05.2002г.
9. ФЗ от 19сентября 1997г. с изм. и доп. от 30 марта 1999г. « Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»// Собраниезаконодательства Российской Федерации. 1997. №38. Ст. 4339; 1999. №14. Ст. 1653
10. Закон РФ от 25 июня 1993г. « О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор местапребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Ведомости Съезданародных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. 1993. №32. Ст.1227
11.Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан» от 27.04.1993 №48-1
12. ФЗ от 27.01.2004 №79-ФЗ « О государственной гражданской службе РФ»
13.ФЗ от19.05.1995 №82-ФЗ (ред.от 02.11.2004) « Об общественных объединениях» (принятГД ФС РФ 14.04.1995)
14.ФЗ от 20.02.1995 №24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) « Об информации, информатизации изащите информации» .
15. Закон « Осредствах массовой информации» от 27 декабря 1991г.
16. УказПрезидента РФ от 25 мая 1992г. « О порядке организации и проведения митингов,уличных шествий, демонстраций и пикетирования» // Ведомости Съезда народныхдепутатов Российской Федерации и верховного Совета РФ, 1992. №22. Ст.12
17.Уголовныйкодекс РФ: (по сост. на 15 сент.2005г.)- М.: Юрайт-Издат, 2005
18.ПугачевВ.П., Соловьеыв А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов.- 3-еизд.- М.: Аспект-Пресс, 1997