Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок планирования и правовые основы организации железнодорожных перевозок

Контрольная работаПорядок планированияи правовые основы организации железнодорожных перевозок (на основании Федеральногозакона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» — УЖТ).
Железнодорожные перевозки — надежный способ доставки груза (продукции,товара) до места назначения, поэтому в общей структуре перевозок они занимают значительноеместо.
При выполнении перевозки грузов железные дороги (ж. д.) вступаютв определенные отношения с грузовладельцами. Эти взаимоотношения регламентируютсяопределенными нормами и положениями, едиными и обязательными как для ж. д., таки для всех предприятий, организаций и лиц, пользующихся их услугами. Основным документом,устанавливающим права и обязанности, а также нормы ответственности железных дорог,с одной стороны, и тех организаций и лиц, которые пользуются ими, с другой, служитУстав железнодорожного транспорта Российской Федерации, который имеет силу закона.
В процедуре железнодорожных перевозок можно выделить несколькоэтапов:
планирование перевозки грузов;
операции приема железной дорогой груза к перевозке;
выдача груза получателю.
Каждый из этих этапов имеет определенный порядок и требует отсторон — участниц перевозки четкого соблюдения соответствующих правил.
Перевозка грузов железнодорожным транспортом организуется надоговорных основах. Отметим, что, как правило, между железной дорогой и грузоотправителемзаключается договор об организации перевозок грузов (ст.10 Устава). В договорахоб организации перевозок определяются предполагаемые объем перевозок грузов, срокии условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок,порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнениеобязательств, а также иные условия организации перевозок.
Однако перевозка может осуществляться по отдельным заказам беззаключения договора на условиях, согласованных железной дорогой и отправителем.
С учетом особенностей перевозок грузов на различных видах транспортадокументы, регулирующие организацию перевозки грузов, имеют различную правовую форму:при перевозках в прямом сообщении — это заявка (заказ), договор об организации перевозокгрузов; при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении — ежесуточная заявка,недельный календарный план.
При выполнении обязательств по перевозке грузов с участием грузоотправителяи перевозчика важную роль играет заявка. Заявка является важнейшим средством организацииперевозки грузов; в ней конкретизируется задание и определяются показатели, обеспечивающиеразовую перевозку. Грузоотправитель обязан подавать заявки перевозчику не менеечем за 10 суток до начала перевозок грузов (ст.11 УЖТ), а на перевозку грузов, направляемыхна экспорт и в прямом смешанном сообщении, — не менее чем за 15 дней до начала перевозкигрузов.
Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течениедвух дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку длясогласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки.
Основной задачей планирования грузовых перевозок является установлениепредстоящих объемов, структуры и направлений. От размеров перевозок зависят объемработы подвижного состава, эксплуатационные расходы и доходы дорог, а также контингент.Структура перевозок грузов и грузооборота обуславливает потребность в вагонах разныхтипов и размеры поставки нового подвижного состава.
железнодорожная перевозка договор правовой
Правильно составленный план перевозок является важнейшим условиемвысокого качества всего транспортного плана. Поэтому на основе плана перевозок определяются,по существу, показатели всех остальных разделов, т.е. плана работы подвижного состава,плана эксплуатационных расходов, плана по труду, плана материально-техническогообеспечения и т.д.
В плане перевозок можно выделить:
объемные показатели (отправление, прием, прибытие, сдача,перевозки, грузооборот);
качественные показатели (средняя дальность, средняя густотаперевозок).
Наряду с грузооборотом и отправлением грузов система показателейплана перевозок должна включать данные, необходимые для расчета всех остальных разделовплана железнодорожного транспорта.
После ликвидации МПС России функцию планирования перевозок осуществляетОАО «РЖД».
Планирование перевозок и предъявление грузов к перевозке осуществляетгрузоотправитель. Его правом является предъявить груз к перевозке, как в собственныхвагонах, так и в вагонах ОАО «РЖД» либо других собственников. Выбор грузоотправителязависит от условий, которые предлагает любой из собственников вагонов. Если грузоотправителяустраивает цена и качество обслуживания конкретного оператора, это является основнымфактором в выборе партнера, на который не может повлиять ОАО «РЖД».
Предусмотрены следующие показатели плана перевозок грузов:
по железным дорогам: грузооборот в тарифных тонно-километрах,утверждаемый министром путей сообщения; отправление грузов в тоннах по установленнойноменклатуре, утверждаемое министром путей сообщения; расчетные показатели — среднесуточнаяпогрузка в вагонах; средняя статическая нагрузка на физический вагон; тонно-километрыэксплуатационные общие с распределением по видам тяги; средняя дальность перевозокгрузов; прием и сдача грузов в целом по дороге и по каждому стыковому пункту с соседнейдорогой в тоннах с выделением основных грузов; распределение грузооборота в тонно-километрахи перевозок грузов в тоннах по видам сообщений (ввоз, вывоз, транзит и местное сообщение);
по отделениям железных дорог показатели плана те же, что и пожелезным дорогам, но грузооборот устанавливается в эксплуатационных тонно-километрахи утверждается начальником дороги, а размеры приема и сдачи грузов в целом по отделениюи по каждому стыковому пункту с соседними отделениями планируются без распределенияпо родам грузов.
В месячных планах помимо перечисленных показателей предусматриваютперевозку грузов маршрутами, организуемыми как грузоотправителями (отправительскиемаршруты), так и железными дорогами.
Перевозки распределяются по видам сообщений:
местное — перевозки между станциями внутри дороги (местное сообщениена рассматриваемой дороге равно нулю);
вывоз — отправление грузов на другие дороги (определяется какразность отправления и местного сообщения);
ввоз — прибытие грузов с других дорог (определяется как разностьприбытия и местного сообщения);
транзит — перевозка грузов, поступивших с других дорог и следующихчерез данную дорогу на другие дороги. Транзит можно определить несколькими способами:прием минус ввоз, либо сдача минус вывоз, либо общие размеры перевозок минус остальныевиды сообщения (ввоз, вывоз, местное).
Перевозки по ввозу, вывозу и транзиту называются перевозкамив прямом сообщении. В их осуществлении участвуют две или более дорог.Понятие и основы деятельностиединого хозяйствующего субъекта, их правовой статус.
Понятие и основы деятельности единого хозяйствующего субъекта«единый хозяйствующий субъект» определены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожноготранспорта» (ред. от 26 июня 2008 г.).
Это открытое акционерное общество «Российские железные дороги»,создаваемое в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта.
Единый хозяйствующий субъект осуществляет следующие виды деятельности:
эксплуатация, содержание и ремонт объектов инфраструктуры железнодорожноготранспорта общего пользования;
перевозки грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа, в том числев пригородном сообщении;
оказание услуг по предоставлению локомотивной тяги;
строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспортаобщего пользования;
ремонт железнодорожного подвижного состава;
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в областижелезнодорожного транспорта;
содержание объектов социальной сферы, находящихся в собственностиединого хозяйствующего субъекта;
иные предусмотренные уставом единого хозяйствующего субъектавиды деятельности.
Единый хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность исходяиз следующих основных принципов:
сохранение единства и централизованного управления инфраструктуройжелезнодорожного транспорта общего пользования, находящейся в собственности единогохозяйствующего субъекта;
обеспечение устойчивой работы единого хозяйствующего субъектаи безопасности осуществляемой им эксплуатации железнодорожного транспорта, в томчисле перевозок в условиях военного положения и чрезвычайного положения;
качественное оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожноготранспорта общего пользования и выполнение условий перевозок;
обеспечение гарантированного недискриминационного доступа перевозчиковк инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования;
обеспечение прозрачности финансовых операций единого хозяйствующегосубъекта, проведение ежегодной аудиторской проверки ведения бухгалтерского учетаи финансовой (бухгалтерской) отчетности единого хозяйствующего субъекта;
раздельное ведение учета доходов и расходов по каждому виду деятельностиединого хозяйствующего субъекта;
повышение уровня социальной защищенности работников единого хозяйствующегосубъекта;
осуществление перевозок для государственных нужд, а также воинскихи специальных железнодорожных перевозок.
Единый хозяйствующий субъект обеспечивает осуществление мероприятийпо мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожноготранспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и несетответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних делна транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимоеимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлениемуказанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются за счет средств федеральногобюджета.
Единый хозяйствующий субъект обеспечивает в установленном порядкезащиту государственной тайны и защиту информации от утечки.Заключение и исполнениедоговора перевозки груза, расчеты за перевозку грузов.
Под договором перевозки Гражданский Кодекс РФ понимает реальныйдоговор перевозки, т.е. заключаемый путем вручения груза отправителем перевозчику.Договор перевозки груза возмездный и двусторонний. Его сторонами являются перевозчики отправитель. Перевозчиком могут быть соответствующие транспортные организациив форме государственного унитарного предприятия или хозяйственного общества (инойкоммерческой организации), а также гражданин-предприниматель, обладающие лицензиейна осуществление перевозочной деятельности. Отправитель груза — лицо, вручающееот своего имени груз перевозчику.
Основная обязанность перевозчика — доставить в целости и сохранностиврученный отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получениегруза лицу. Основное право перевозчика — получить причитающиеся ему провозные платежи,размер которых может быть определен соглашением сторон либо установленными для соответствующеговида транспорта тарифами (ст.790 ГК). Порядок оплаты провозных платежей определяетсядействующими на соответствующем виде транспорта правилами, а если таковые отсутствуют,то соглашением сторон. Основная обязанность отправителя — оплатить установленнуюза перевозку плату, а основное право — требовать доставки груза в целости и сохранностив пункт назначения и выдачи его управомоченному на получение груза лицу.
Грузополучатель вступает в договор независимо от того, поступилав его адрес грузовая квитанция, накладная или нет, поскольку ст.31 Устава железнодорожноготранспорта установлено, что грузополучатель вправе переадресовать груз без наличиягрузовой квитанции. Таким образом, договор перевозки грузов является трехстороннимдоговором, в котором все его участники имеют права и обязанности. Субъектами обязательствапо перевозке являются перевозчик, грузоотправитель, а также грузополучатель. Перевозчикамигрузов могут быть лишь коммерческая организация или индивидуальный предприниматель,которые в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять деятельность,связанную с перевозкой грузов. Функции грузоотправителей и грузополучателей могутвыполнять как физические, так и юридические лица.
Статья 798 ГК РФ предусматривает, что перевозчики и грузовладельцыпри необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключатьдолгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, срокии другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки,порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах можетбыть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.Долгосрочный договор об организации перевозок грузов заключается в письменной форме,при этом стороны сами определяют (в зависимости от объемов перевозки грузов), накакой срок они будут заключать такой договор.
Следует иметь в виду, что заключение договора об организацииперевозок грузов не освобождает грузоотправителя от представления заявки на перевозкугрузов в порядке и сроки, предусмотренные транспортными кодексами и уставами. Этотдоговор не заменяет договор на перевозку конкретного груза, носит консенсуальный,взаимный характер. УЖТ РФ в ст.11 устанавливает, что заявки на перевозку грузовв прямом смешанном сообщении подаются грузоотправителем не менее чем за 15 дней.Однако эта норма носит общий характер, касается грузоотправителя и не устанавливает,в какие сроки перевозчик подает заявку другому перевозчику в отношении перевалкигрузов.
Внесение провозной платы является одной из важнейших обязанностейгрузоотправителя. По общему правилу провозная плата, размер которой определяетсятарифами, должна быть внесена в пункте отправления одновременно со сдачей грузак перевозке. Кроме того, перевозчик вправе задержать отправку груза, если платаза перевозку не внесена в установленные сроки (ст.30 УЖТ) При этом вагоны, контейнерыбудут, в соответствии со ст.30 Устава железнодорожного транспорта, находиться наответственном простое грузоотправителя.
В случае невнесения причитающихся перевозчику платежей за предыдущуюперевозку груза подача перевозчиком вагонов, контейнеров под очередную погрузкупрекращается. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по вине грузоотправителяили грузополучателя с них взыскиваются в пользу перевозчика проценты на сумму просроченногоплатежа в соответствии с гражданским законодательством РФ. Пленум Высшего арбитражногоСуда в своем Постановлении N 30 (п. 20) уточнил это положение от 6 октября 2005 г. При несвоевременных расчетах за перевозку грузов по причинам, зависящим от грузополучателя (грузоотправителя),с него подлежат взысканию по требованию перевозчика проценты, предусмотренные ст.395ГК РФ.
Кроме того, в указанном случае до внесения грузополучателем всехпричитающихся перевозчику платежей в соответствии с частью 5 ст.30 Устава железнодорожноготранспорта не выданные грузополучателю вагоны, контейнеры находятся на ответственномпростое грузополучателя и с него взимается плата за пользование вагонами, контейнерами.Более того, в соответствии со ст.35 Устава железнодорожного транспорта в случаеуклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза и иных платежей,причитающихся перевозчику, последний вправе удерживать груз с уведомлением в письменнойформе об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получениятакого уведомления распорядиться грузом.
Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующиемеры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом,перевозчик имеет право, если иное не предусмотрено договором перевозки, реализоватьудерживаемый груз. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могутбыть реализованы грузы, изъятые из оборота либо ограниченные в обороте в соответствиис федеральными законами; а также грузы, в отношении которых таможенное оформлениене завершено; специальные, в том числе воинские грузы, предназначенные для удовлетворениягосударственных и оборонных нужд. Сроки доставки грузов оказывают прямое и непосредственноевлияние на выполнение заявок (заказов) на перевозку грузов. Своевременная доставкагрузов в пункты назначения, являясь одним из условий надлежащего исполнения обязательствапо перевозке, составляет одну из основных обязанностей перевозчика, за нарушениекоторой он несет имущественную ответственность.Перевозка грузов в международномсообщении.
В настоящее время основным источником правового регулированиямеждународных перевозок грузов, пассажиров и их багажа являются международные соглашения.Многие из них охватывают все или несколько видов транспорта. Например, таковой являетсяКонвенция ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г.
Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации,определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условияответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий.
Помимо международных соглашений в процессе регулирования международныхперевозок большая роль принадлежит внутригосударственным актам. В Российской Федерацииэто Гражданский кодекс, Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации.
железнодорожная перевозка груз договор
Одним из основных договоров по регламентации железнодорожныхперевозок является Соглашение о международных перевозках (КОТИФ) 1980 г. учредившее Организацию международного железнодорожного транспорта. В КОТИФ предусмотрены предельныесроки доставки грузов. Например, общие сроки доставки грузов составляют для грузовбольшой скоростью 400 км, а для грузов малой скоростью — 300 км в сутки.
Соглашение 1980 г. определяет предельный размер ответственностижелезных дорог в случае несохранности перевозимых грузов в расчетных единицах МВФ- «специальных правах заимствования» (17 СПЗ, или 51 старый золотой франкна 1 кг веса брутто).
Российская Федерация не является участницей Соглашения о международныхжелезнодорожных перевозках 1980 г., но его положения, связанные с ним инструкциии другие нормативные акты применяются при перевозках российских внешнеторговых грузовв страны Европы и из этих стран в Россию.
Российская Федерация является участницей Соглашения о международномжелезнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.). Оно устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогамиАлбании, Болгарии, Китая, КНДР, Монголии, Польши, Румынии, России и ряда другихстран.
В соответствии со ст.7 Соглашения перевозка грузов оформляетсянакладной, состоящей из трех листов: оригинал накладной; лист выдачи груза; листуведомления о прибытии груза. Отправитель должен объявить в накладной ценность рядагрузов при предъявлении их к перевозке, например золота, серебра и платины, а такжеизделий из них; драгоценных камней; ценных мехов; отснятых фильмов; картин; статуй,Железная дорога не обязана проверять правильность и достаточность документов, приложенныхотправителем к накладной. При неправильном, неполном и неточном указании в накладнойсведений и заявлений с отправителя взыскивается штраф в пятикратном размере провознойплаты. В случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности отправительвыплачивает штраф в пятикратном размере провозной платы.
Соглашение определяет сроки доставки грузов большой скоростьюи малой скоростью. Эти сроки удлиняются на время задержки для выполнения таможенныхи других правил; перерыва в сообщении, происшедшего не по вине железной дороги ивременно препятствующее началу или продолжению перевозки; задержки, происшедшейв результате изменения договора перевозки,
По прибытии груза на станцию назначения железная дорога обязанавыдать груз, оригинал накладной и лист уведомления о прибытии груза получателю.Железная дорога должна составить коммерческий акт, если во время перевозки или выдачигруза она производит проверку состояния груза, его массы или количества мест и еслипри этом будет установлена полная или частичная утрата груза, недостача массы, отсутствиенакладной и т.д.
Помимо СМГС в России действуют также следующие важные соглашенияв области международных железнодорожных перевозок:
1. Соглашения о прямых железнодорожных сообщениях с Финляндией,Афганистаном, Турцией, Ираном, Австрией, Югославией (с аналогичным СМГС содержанием);
2. Соглашение о перевозке грузов в контейнерах в международномпрямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении между СССР и Болгарией(МЖВСК);
3. Соглашение о создании единой контейнерной транспортной системы(ЕКТС), заключенное между бывшими странами СЭВ;
4. Соглашение о международном железнодорожном транзитном тарифе(МТТ), явившемся дополнением к ЕТТ.
5. Кроме того, Советский Союз участвовал, а Россия на правахправопреемника продолжает участвовать, в работе Международной ассоциации железнодорожных«конгрессов (МАЖК) и Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономическойкомиссии (ЕЭК). Рассматривается вопрос о вступлении России в Международную конвенциюпо перевозкам грузов железнодорожным транспортом (COTIF), действующую на железныхдорогах стран Западной Европы.
В целях рационализации и координации транспортной политики республикбывшего СССР национальными железнодорожными администрациями в 1992 г. образован Совет по железнодорожному транспорту. Заключаемые соглашения, а также решения, принимаемыеэтим органом, действуют и создают правовые, экономические и организационные условиядля беспрепятственной транспортировки грузов между Россией, государствами СНГ иприбалтийскими странами, а также транзита через их территории. Сохранен действующийпорядок осуществления международных перевозок, установленный ранее заключеннымимежправительственными соглашениями между СССР и другими странами, а также действиеконвенций и других соглашений в области железнодорожного транспорта, участникомкоторых являлся СССР.
Задача:
Соколов во время отпуска решил полюбоваться прибайкальское природойи заранее купил билет до Иркутска. Однако за неделю до отъезда к юношеской мечтедрузья стали уговаривать его на машине рвануть на Карпаты. Соколов долго сопротивлялся,но в итоге победила мужская солидарность и он присоединился к друзьям. После работыСоколов пошел на вокзал сдавать билет.
1. Можно ли расторгнуть гражданско-правовой договор? Сошлитесьна действующее законодательство.
2. В праве ли пассажир расторгнуть договор перевозки? Если да,то по какими причинам.
3. Какие варианты компенсаций за сданный билет предусмотренызаконом?
Решение.
1. В статье 450 ГК предусматриваются три вида оснований измененияи расторжения договора в период его действия. Законодатель при этом исходит из принципастабильности договора. Нормы, содержащиеся в статье, применяются ко всем видам гражданско-правовыхдоговоров.
Под расторжением договора понимается досрочное прекращение неисполненного(полностью или частично) договора.
В п.3 статьи содержится норма, допускающая односторонний отказот исполнения договора. Такой отказ возможен тогда, когда он предусмотрен закономили соглашением сторон.
Право на односторонний отказ от исполнения договора может предусматриватьсяв самом договоре на стадии его заключения или изменения в форме заключения дополнительногосоглашения с указанием условий его осуществления.
Односторонний отказ от исполнения договора, осуществленный всоответствии с законом или договором, является юридическим фактом, ведущим к расторжениюили изменению договора. Обращение в суд стороны, приводящее в действие такой одностороннийотказ, не требуется. Однако другая сторона, считающая указанный односторонний отказнеправомерным, может, если это не противоречит закону, оспаривать его в судебномпорядке.
2. Пассажир имеет право расторгнуть договор перевозки по следующимпричинам (Приказ МПС Российской Федерации „Об утверждении Правил перевозокпассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте“№30 от 26.07.2002):
а) при непредоставлении пассажиру места в поезде (кроме пригородногопоезда) согласно приобретенному проездному документу (билету)
б) при возврате неиспользованных проездных документов (билетов)в билетную кассу станции в сроки, предусмотренные статьей 92 Транспортного устава.
в) по проездным документам (билетам), на которых наложены дваи более компостера или имеется отметка об остановке с продлением срока их действия
д) при опоздании на поезд (кроме пригородного поезда) вследствиеболезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ(билет)
е) при прекращении поездки в пути следования по желанию пассажира.
ж) при прекращении поездки в пути следования в связи с перерывомдвижения поездов
з) из-за задержки отправления транспортного средства.
3. Согласно ст.83 УЖТ при возврате неиспользованного проездногодокумента (билета) для проезда в поезде дальнего следования пассажир имеет право:
не позднее чем за восемь часов до отправления поезда получитьобратно стоимость проезда, состоящую из стоимости билета и стоимости плацкарты;
менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправленияпоезда получить стоимость билета и 50 процентов стоимости плацкарты;
менее чем за два часа до отправления поезда получить обратностоимость билета. Стоимость плацкарты в таком случае не выплачивается.
Возврат денег за не использованный пассажиром билет на поездпригородного сообщения не производится. Исключение составляют случаи незапланированногоперерыва в движении пригородных поездов более чем на 1 час.
Задача:
По железнодорожной накладной в контейнере за пломбами грузоотправителяиз Москвы прямым смешанным железнодорожным сообщением в адрес Магаданского областногоуправления Агропрома (порт Ногаево) был отгружен груз — предметы электротехники.При перевозке груза с Дальневосточной железной дороги на судно Дальневосточногопароходства в порту Находка была обнаружена неисправность контейнера, в связи счем порт потребовал вскрытие контейнер и проверки его содержимого, что и было сделано.В порт Ногаево грузополучателю груз был выдан с недостачей, соответствующей недостаче,которая была выявлена и зафиксирована в коммерческом акте составленном станциейБархатполе в порту Находка. Грузополучатель предъявил претензию Управлению Дальневосточногопароходства на сумму стоимости недостающего груза. Управление пароходства, не усматриваясвоей вины в образовании недостачи, направило претензионный материал УправлениюДальневосточной железной дороги, которая так же отказалась удовлетворять претензию.
Грузополучатель предъявил иск к Дальневосточному пароходству.Приморский арбитражный суд, считая, что вина Дальневосточного пароходства в образованиинедостачи груза отсутствует, исковой материал возвратил истцу, предложив ему предъявитьиск к грузоотправителю и к Управлению Дальневосточной железной дороги. Грузополучательобжаловал это решение арбитражного суда.
1. Укажите особенности перевозки грузов в прямом смешанном сообщении.
2. В каких случаях железная дорога освобождается от ответственностиза несохранность перевозимого груза?
3. Как должен быть решен этот спор?
Решение
1. Для сообщения, именуемого прямым смешанным, характерно: а)участие в перевозке грузов, пассажиров и багажа разных (не менее двух) видов транспорта;б) осуществление перевозки по единому транспортному документу на весь путь следованиягруза, пассажира, багажа из пункта отправления в пункт назначения.
В соответствии с ГК регулировать такие перевозки должен законо прямых смешанных (комбинированных) перевозках. Такого закона пока нет. Перевозкигрузов в прямом смешанном сообщении регулируются нормами транспортных уставов: УЖТ(ст.65-79).
Договор прямой смешанной перевозки заключает транспортная организация,начинающая перевозку. Транспортные организации иных видов транспорта участвуют впрямом смешанном сообщении в качестве соперевозчиков. В отношениях с грузоотправителямии грузополучателями участники прямой смешанной перевозки выступают как единый перевозчик.Имущественная ответственность за утрату, недостачу, повреждение груза до передачиих в пунктах перевалки лежит на сдающей стороне, а после перевалки — на стороне,которой переданы грузы.
Взаимоотношения между транспортными организациями и порядок организацииперевозок в прямом смешанном сообщении при перевозке грузов, пассажиров, багажаопределяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта,заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Передача с одного вида транспорта на другой вид транспорта грузовв опломбированных вагонах осуществляется с одновременной проверкой исправности установленныхзапорно-пломбировочных устройств и соответствия сведений о них данным, указаннымв перевозочных документах.
Грузы, следующие в прямом смешанном железнодорожно-водном и прямомсмешанном водно-железнодорожном сообщении, при передаче их с одного вида транспортана другой взвешиваются по требованию стороны, принимающей грузы. Взвешивание грузовосуществляется на весовых приборах стороны, сдающей или принимающей грузы, в соответствиис соглашением между сторонами.
Тарные и штучные грузы, принятые для перевозки как в крытом,так и в открытом железнодорожном подвижном составе в соответствии со стандартомили с указанной грузоотправителем на каждом грузовом месте массой и находящиесяпри передаче в исправной таре, передаются с транспорта одного вида на транспортдругого вида без взвешивания в соответствии с количеством мест и в таком же порядкевыдаются грузополучателю в пункте назначения. При наличии признаков утраты, недостачиили повреждения (порчи) грузов они передаются в соответствии с их массой и фактическимсостоянием.
2. Для того, чтобы перевозчик и грузоотправитель могли быть освобожденыот ответственности, они должны доказать не только наличие непосредственной причиннойсвязи между событием и утратой или повреждением груза, но и то, что ими и их работникамибыли приняты все разумные меры к обеспечению сохранной перевозки.
Обстоятельства, которые исключают ответственность перевозчиказа несохранность грузов можно разделить на две наиболее характерные группы по признакураспределения бремени доказывания между перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем).
Первая группа предусматривает презумпцию вины перевозчиков, иперевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае он должен нестиответственность за несохранность груза. К обстоятельствам исключающим ответственностьперевозчика за несохранность относятся:
а) вина грузоотправителя и грузополучателя;
б) особые естественные свойства перевозимого груза, вызвавшиеего поломку, ржавчину, внутреннюю порчу и другие последствия;
в) недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замеченыпо наружному виду при приеме груза к перевозке, или применение тары, не соответствующейсвойствам груза или установленным стандартам, при отсутствии следов повреждениятары в пути;
г) сдача груза к перевозке без указания в накладной его особыхсвойств, требующих особых условий или предосторожности для сохранности груза приперевозке или хранении;
д) сдача к перевозке груза, влажность которого превышает установленнуюнорму.
Вторая группа обстоятельств предусматривает презумпцию невиновностиперевозчика. В статье 118 Устава железнодорожного транспорта перечисляются обстоятельства,освобождающие перевозчика от ответственности за несохранность груза при перевозке,когда бремя доказывания вины перевозчика возложено на грузоотправителя или грузополучателяпри получении груза в пункте назначения:
груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с исправнымизапорно-пломбировочными устройствами, установленными грузоотправителем, либо исправныхвагоне, контейнере без перегрузки в пути следования с исправной защитной маркировкойили исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельствующих о несохранностигруза, грузобагажа;
недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствиеестественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом железнодорожном подвижномсоставе;
перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителягрузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);
недостача груза, грузобагажа не превышает „норму естественнойубыли“ и значение предельного расхождения в результатах определения массы неттогруза, грузобагажа;
утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажапроизошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполнымисведениями, указанными грузоотправителем, отправителем в транспортной железнодорожнойнакладной, заявлении на отправку грузобагажа;
грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;
перевозка продовольственных и „скоропортящихся“ грузовосуществлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправителя, если онибыли доставлены в срок.
3. Приморский арбитражный суд принял решение неправомерно.
В соответствии со ст.79 УЖТ ответственность за несохранностьгрузов до передачи их с транспорта одного вида на транспорт другого вида лежит настороне, передающей грузы, после передачи — на стороне, принявшей грузы.
При установлении стороны, виновной в утрате, недостаче или повреждении(порче) грузов, ответственность несет виновная сторона.
В случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) грузов приперевозках в прямом смешанном сообщении ответственность перед грузополучателем несетперевозчик соответствующего вида транспорта, выдающий грузы, в данном случае Дальневосточноепароходство.
При этом указанный перевозчик вправе предъявить требование овозмещении убытков к перевозчику соответствующего вида транспорта или осуществляющейперевалку грузов организации, по вине которых допущены утрата, недостача или повреждение(порча) грузов, т.е. к Управлению Дальневосточной железной дороги.
Задача:
На проезжую часть дороги выбежала девочка за покатившимся мячом.Тормозить было поздно и шофер резко повернул влево. При этом подросток, бывший назаднем сиденье и не ожидавший толчка, ударился головой о стекло и получил тяжкиетелесные повреждения.
Родители подростка обвинили шофера в том, что спасая одного,он не думал о безопасности своего пассажира, за которого нес ответственность. Онине сомневались, что шофер будет нести уголовную ответственность.
1. Есть ли в действиях шофера состав преступления? Если да, токакой?
2. Можно ли рассматривать данное происшествие как непредвиденныйслучай (казус)?
Решение
1. В действиях шофера имеются признаки преступления, предусмотренныеч.1 ст.264 УК РФ „Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другиммеханическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатациитранспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровьючеловека“.
Водителем были нарушены ст.2.1.2 ПДД „Водитель механическоготранспортного средства обязан: при движении на транспортном средстве, оборудованномремнями безопасности, быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, не пристегнутыхремнями“ и ст.22.9 ПДД „Перевозка детей допускается при условии обеспеченияих безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства“.
2. Нельзя. Казус — случай, случайное событие, причинившее вред.Это высшая, непреодолимая сила, непредвиденное и неотвратимое событие, независящееот воли человека (землетрясение, наводнение, пожар).
Задача:
Работник лесохимического комбината Михеев похитил из цистерны,принадлежащей лесохимкомбинату, метиловый спирт, которым угостил своего знакомогоБаранова. В результате отравления Баранов потерял зрение на оба глаза и стал инвалидомI группы, а сам Михеев утратил зрение на 50% и стал инвалидом II группы. Считая,что метиловый спирт является источником повышенной опасности, Баранов предъявилк комбинату как к владельцу иск о возмещении причиненного ему имущественного и моральноговреда. Аналогичный иск комбинату предъявил и Михеев.
1. Что такое источник повышенной опасности? Кто является субъектомответственности?
2. Подлежат ли иски Баранова и Михеева удовлетворению?
Решение
1. Источник повышенной опасности на основании статьи 1079 Гражданскогокодекса Российской Федерации может быть определён как деятельность граждан и юридическихлиц, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортныхсредств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии,взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной ииной, связанной с нею деятельности и др.).
Судебная практика источником повышенной опасности признает деятельность,которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полногоконтроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке,хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного илииного назначения, обладающих такими же свойствами.
Субъектом ответственности за вред, причиненной источником повышеннойопасности (причинителем), является его владелец, причем владелец законный (титульный).Это общее правило закреплено в п.1 ст.1079 ГК, согласно которому под владельцемисточника повышенной опасности понимается организация или гражданин, эксплуатирующиеэтот источник в силу права собственности, права оперативного управления либо наином законном основании (на праве аренды, по доверенности на управление транспортнымсредством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источникаповышенной опасности и т.п.).
2. Иски Баранова и Михеева удовлетворению не подлежат.
Причинение вреда при использовании источника повышенной опасностипредполагает возмещение вреда, если владелец источника повышенной опасности не докажет,что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В данном случае умысел потерпевших на хищение спирта полностьюосвобождает владельца источника повышенной опасности (лесохимкомбинат) от ответственности(п.1 ст.1083 ГК).
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ(ред. от 08.05.2010).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.07.2010)// „Российская газета“ — 30.07.2010.
3. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации. Федеральный законот 10 января 2003 года N 18-ФЗ (ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
4. Федеральный закон от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ „Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта“ (ред. от 26июня 2008 г.).
5. Приказ МПС Российской Федерации „Об утверждении Правил перевозок пассажиров,багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте“ №30 от 26.07.2002.
6. Вайпан В.Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта РФ».- М.: Издательство: Юстицинформ, 2007.
7. Егиазаров В.А., Ляндрес В.Б. Комментарий к Уставу Железнодорожного ТранспортаРФ (постатейный). Юридическая фирма «Контракт», 2004.
8. Орданский М.С. Проблемы гражданской правосубъектности предприятий железнодорожноготранспорта на современном этапе. // Транспортное право, 2005 г., № 1. [40].


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Привод пластинчатого конвейера Кинематическая схема
Реферат Нарский ИВ Западноевропейская философия XIX века
Реферат The Affect That The War Had On
Реферат Проектирование гидропривода
Реферат Проектирование привода цепного конвейера Кинематический и
Реферат Прокатное производство
Реферат Проектирование аналоговых систем передач
Реферат Прием, передач и доставка документов
Реферат Депозитні операції банків
Реферат Проект потока по изготовлению комплекта женского блуза брюки из шелковой ткани
Реферат Противоположный эксперимент и ложный противоположный эксперимент
Реферат Проектирование одноступенчатого цилиндрического редуктора 2
Реферат Понятие правонарушения, его признаки и виды
Реферат Проектирование электропривода пассажирского лифта
Реферат Приспособление для сборки сварки изделия Задний борт