Содержание
1. Понятие законности и правопорядка
2. Органы государственной власти в РФ
1. Понятие законности и правопорядка
Законность – одна изкатегорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служатглавными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Законность связана сдействительностью закона, с его способностью эффективно влиять на регулируемыеобщественные отношения. Она выражает общий принцип отношения общества к праву вцелом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:
- в плане «правового» характераобщественной жизни;
- с позиции требования всеобщегоуважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
- под углом зрения требованиябезусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраныправопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законностисвязано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностьюгосударственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
Законность естькомплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организацииобщественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права игосударства.
Законность неотделима отобщеобязательности права и выражается в требовании неукоснительного претворенияв жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Следовательно,законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношенийпредписаниям правовых норм, т.е. обеспечения реального правомерного поведениявсех их участников.
Законность трактуется икак принцип права, который концентрированно выражает основные особенностипоследнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в действии, в процессереализации.
Законность трактуется икак принцип права, который концентрированно выражает основные особенностипоследнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации.
Законность, понимаемаякак метод государственного руководства обществом, предполагает, что своифункции государство осуществляет исключительно правовыми средствами. В такомгосударстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаютсяпринятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросовсиловыми методами. Особое место в деятельности государства отводитсязаконодательным и судебным органам.
Благодаря законности вобществе внедряются идей справедливости, гуманизма, личной и общественнойсвободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можносчитать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при которомдеятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права. Гуманизма,справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми,классовыми интересами. Режим законности – такая морально-политическая атмосфера,при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма,справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов. Реальность инезыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Следовательно, законность– это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правоваяатмосфера, которые ограждают личность от произвола власти. Людей – от анархии,общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
Законность предполагает всвоей реализации ряд принципов. Прежде всего – верховенство закона по отношениюко всем другим правовым актам. Данный принцип получил конституционноезакрепление. Всякое издание норм права, противоречащих конституции и закону,есть нарушение законности. Верховенство закона проявляется в верховенстве нетолько законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативныеакты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.
Равенство всех передзаконом и судом является следующим принципом законности. Данный принцип такжевозведен на конституционный уровень. В этом принципе выражается требованиепретворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности отзлоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.
Неукоснительноесоблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права также являетсяпринципом законности. Данное требование диктует необходимость реализациигосударственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловнуюобязательность для всех субъектов права.
Обеспечениенеукоснительной реализации прав и свобод в качестве принципа законностиобращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или нереализовать государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), ихбезусловную обязательность для всех субъектов права. Важно создать условия,обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер,гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкийкруг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточноэффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически.Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное иэффективное применение права как принцип адресовано государственным органам, вчью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм.Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, чтопредполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей,своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод,издание эффективных правоприменительных актов.
Законность требует, чтобылюбые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствияправонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались кответственности. В этом выражается принцип последовательной борьбы справонарушениями.
Недопустимость произволав деятельности должностных лиц означает, что должностные лица, принимаявластное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниямии учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы итребования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным. Но и кправотворческим органам, которые должны исключить пробелы и коллизии в праве,создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Нужно различатьзаконность как систему формальных требований и реальную законность. На практикетребований законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаютсяотступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественныепоказатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Несмотря на союзначимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически,стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более ненарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплексорганизационных, идеологических, политических, политических, юридических мер,обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности – этообъективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства,обеспечивающие режим законности. Общие гарантии – это объективные(экономические, политические, социальные, правовые, идеологические) условияобщественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условиясоздают среду реализации права, его функционирования, предопределяя в известнойстепени и специальные средства по укреплению законности.
Гарантиями законностиявляются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметитьсостояние правовой науки. Полноту и развитие в ней прогрессивныхгуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Уровень законностиопределяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильнымизбранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью иумением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.
Специальные средстваобеспечения законности – это юридические и организационные средства,предназначенные исключительно для обеспечения законности. Важнейшей гарантиейзаконности является деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения иразрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укреплениязаконности, т.е. осуществление правосудия.
Только целенаправленнаяработа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применениеспециальных средств, постоянное развитие законодательства позволяет обеспечитьстабильную законность и устойчивый правопорядок – основу нормальной жизниобщества.
С законностью тесносвязано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок– это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого инеуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальнымиорганами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами игражданами.
В формированииправопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельностигосударственных органов, должностных лиц и граждан.
Правопорядокхарактеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступаетантиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – этоправовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковойявляется создание с помощью права и правовых средств такового порядка и такойурегулированности общественных отношений, которые служат сохранению иупрочнению существующего строя.
Исходя из сказанного,правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организациюобщественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений наопределенном этапе развития общества.
Правопорядок – недолжностное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правомотношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать каксистему правовых отношений.
К принципам правопорядкаотнесена определенность, которая означает, что правопорядок базируется наформально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечиваетопределенность общественных отношений.
Правопорядок – несовокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений,а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующейв обществе форме собственности, системе экономических отношений иобеспечивается силой единой государственной власти.
Правопорядок возникает нестихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, в чемпроявляется принцип организованности. Поскольку одной из основных функций государстваявляется охрана существующего правопорядка. То можно говорить о принципегосударственной гарантированности.
Возникающей на основеправа и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующимиправоохранительными органами. В это проявляется принцип устойчивости.
В силу указанныхособенностей правопорядка можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающийстабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку онопределяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболееважные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих встране политических отношений. Следовательно, правопорядок включает в себя нетолько отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся нанормах права организацию самой политической власти, т.е. государство.
Укрепление правопорядка вобществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самогогосударственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, каккоррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит такжевсестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественнойжизни, в том числе в деятельности государственного аппарата, при строгом инеуклонном соблюдении закона.
законностьправопорядок государственный власть
2. Органыгосударственной власти в РФ
Государство можнорассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это население,которое живет на определенной территории независимо от других государств иимеет публичную власть, осуществляемую государственными органами. В узком – этогосударственные органы и государственные учреждения.
Система государственныхорганов, соподчинено связанных, осуществляющих государственную власть, решающихзадачи и реализующих функции государства составляют механизм государства.
Государственный аппаратсостоит из государственных органов и государственных учреждений, предприятий идругих организаций.
Органы государстваделятся на орган общей компетенции, которые руководят в целом всейжизнедеятельностью граждан, и органы специальной компетенции, напримерминистерства. Кроме того, есть деление на органы выборные и назначаемые, атакже на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Главагосударства в нашей стране обеспечивает согласованное функционирование всехветвей власти.
Ветви власти вгосударстве могут взаимодействовать тремя способами:
· сосредоточениевласти в руках одного лица;
· разделениевластей на законодательную, исполнительную и судебную (однако поскольку такоеразделение полностью не обеспечивает эффективного функционирования государства,предлагают введение еще других ветвей власти, например, контрольной властинарода в виде комитетов народного контроля и т.д.);
· организацияорганов власти, основанная на принципе демократического централизма.
Президенты республик игубернаторы областей (в Москве – мэр; в Санкт-Петербурге – губернатор)избираются народом федерального субъекта.
Несмотря на тот факт, чтоисполнительную власть возглавляют два лица, действует принцип монизмаисполнительной власти.
По одному представителюисполнительной и законодательной власти от каждого федерального субъекта.