Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и обязанности изготовителя

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу«Гражданское право»
по теме:«Понятие и обязанности изготовителя»

 
1.        Права иобязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срокаслужбы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар(работу).
 
Срокслужбы, срок годности и гарантийный срок регулируются статьей 5 Закона «Озащите прав потребителей».  Сроки, регулируемые настоящей статьей, играютважную роль при обеспечении защиты прав потребителей и определении пределовответственности изготовителей, исполнителей, продавцов. Их понятия, порядокутверждения и выполняемая роль не являются неизменными.
Понятиесрока службы впервые в законодательстве было использовано в Законе в статье оправе потребителя на безопасность товаров (работ, услуг)[1].До этого указанное понятие применялось в технической литературе и техническойдокументации, в том числе и в государственных стандартах, как техническаяхарактеристика надежности и долговечности продукции (обычно машин, приборов идругой продукции производственного назначения), не неся никакой юридическойнагрузки.
Впервоначальной редакции Закона определения срока службы не было. Однако былоотмечено, что срок службы должен устанавливаться на товары (результаты работ),использование которых после истечения этого срока представляет опасность дляжизни, здоровья потребителей, их имущества и окружающей среды. Таким образом,сроку службы однозначно отводилась роль срока безопасного использования товара,которое должно быть обеспечено изготовителем (исполнителем).
Определение срока службы,впервые данное в редакции Закона 1996 г., расширяет его функции. Срок службыопределен как период, в течение которого действует обязательство изготовителя(исполнителя) обеспечивать потребителю возможность использования товара(работы) по его целевому назначению. Такая обязанность существовала и впредыдущей редакции Закона. Однако включение ее в понятие срока службы придаетей более фундаментальный, определяющий характер. Понятно, что обеспечение использованиявключает и обеспечение безопасности товара. Возможность использовать товар поназначению обеспечивается различными мерами, которые должен осуществитьизготовитель (исполнитель).
Вредакции Закона 1996 г. уточнено, что срок службы устанавливается на товары(работы) длительного пользования.
Законодательвыделил две группы товаров (работ) длительного пользования.
Впервую входят товары (работы), которые по истечении определенного периода могутпредставлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред егоимуществу или окружающей среде. На эти товары (работы) изготовитель(исполнитель) обязан установить срок службы. Новое заключается в том, чтоперечень таких товаров (работ) должен быть утвержден Правительством РоссийскойФедерации. Указанная обязанность возникает у изготовителя (исполнителя) со дняутверждения перечня.
Изготовитель(исполнитель) обязан устанавливать срок службы не только на потенциальноопасные товары в целом, но также на такие комплектующие изделия (детали, узлы,агрегаты). Постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 года №720 (сизменениями и дополнениями) утвержден перечень товаров длительного пользования,в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые поистечении определенного периода могут представлять опасность для жизни,здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и накоторые изготовитель обязан устанавливать срок службы и перечень товаров,которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования поназначению.
Первыйперечень включает в себя восемь групп товаров: для детей, для профилактики илечения заболеваний в домашних условиях, оборудование и приборы для отопления игорячего водоснабжения, сантехника, предметы обстановки дома, хозяйственныетовары, культтовары, спортивные товары, прогулочные суда и плавсредства,технические средства для домашнего содержания животных и по уходу зарастениями.
Второйперечень содержит обширный список основных продовольственных товаров (включаяпродукцию хлебопекарной промышленности, кондитерские изделия, сахаристые имучные, растительные масла и продукты их переработки, продукцию консервной иовощесушильной промышленности, пивобезалкогольной и чайной промышленности,пищевые концентраты, мясо и мясопродукты, продукцию молочной и маслосыродельнойпромышленности, рыбные продукты, продукты детского питания), а такженепродовольственные товары следующих групп: товары для профилактики и лечениязаболеваний в домашних условиях, парфюмерно-косметические товары, товарыбытовой химии, культтовары, товары для досуга и развлечений, средства длядомашнего содержания рыб, птиц и зверей.
Согласноэтому Постановлению срок службы (годности) товара должен устанавливатьсяизготовителем в соответствии с нормами законодательства о защите правпотребителей, иными правовыми актами, обязательными требованиямигосударственных стандартов или другими обязательными правилами и содержаться винформации о товаре, предоставляемой потребителю (покупателю).
Вовторую группу товаров длительного пользования входят все товары, не включенныев упомянутый перечень: на эти товары изготовитель (исполнитель) вправеустанавливать срок службы.
Срокслужбы устанавливается изготовителем (исполнителем) в его техническойдокументации, обычно в технических условиях на товар, и может исчислятьсяединицами времени (часами, месяцами, годами), а также единицами работы(пробегом транспортных средств, наработкой до первого отказа и т.п.). Впрактике широко применяется комбинированное исчисление срока службы в тех идругих единицах.
Продолжительностьсрока службы определяется, прежде всего, периодом безопасного использованиятовара, основанным на объективных данных его эксплуатации, испытаний,специальных исследований и т.п. Искусственное, необоснованное занижение срокаслужбы в этом случае чревато повышенной возможностью нарушения обязательств пообеспечению безопасности товара, причинения вреда жизни и здоровью потребителя,окружающей среде и, как следствие этого, экономическими потерями.
Такимобразом, различие между двумя упомянутыми группами товаров заключается в том,что на одни товары изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок службы,а на другие нет. Но для обеих групп сущность срока службы единая − этосрок, в течение которого потребителю обеспечивается возможность использованиятовара по назначению, включая его безопасность[2].
Определеннаягруппа товаров (результатов работы) в силу их принципиального отличия оттоваров (работ) длительного пользования, технически сложных имеет специальноерегулирование по некоторым вопросам. Речь идет о продуктах питания, парфюмерно-косметическихтоварах, медикаментах, изделиях бытовой химии и т.п. (работах). Все ониявляются товарами разового использования, притом в течение, как правило,непродолжительного периода времени.
Ихособенность заключается в том, что они с течением времени утрачивают своипервоначальные потребительские свойства, а в некоторых случаях одновременно сэтим приобретают качества, делающие их потенциально опасными для жизни,здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Указанная двойственностьэтой группы товаров (работ) привела в первоначальной редакции Закона кдвойственности в определении их правового режима. В соответствии со вторым ихкачеством (потенциальной опасностью) они объединялись в одну группу с товарамитехнически сложными, длительного пользования, которые также приобретаютпотенциальную опасность по истечении определенного времени (срока службы).Редакционно это влекло появление после упоминания срока службы в скобках срокагодности. В дальнейшем это привело к противоречиям в тексте Закона[3].
В редакции Закона,начиная с 1996 г., этот недостаток устранен, указанная группа товаров (работ)получила самостоятельное правовое регулирование. На эти товары изготовитель(исполнитель) обязан устанавливать срок годности − период, по истечениикоторого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.При этом возможная причина непригодности (утрата потребительских свойств,опасность) не имеет значения.
Продажатовара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а такжетовара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, ноон не установлен, запрещается.
Понятие«гарантийный срок» давно употребляется в законодательстве, в том числе в ГКРСФСР 1964 года, в Основах гражданского законодательства СССР и союзныхреспублик. Однако его содержание, порядок установления и роль не былипостоянными. Гарантийный срок рассматривался как удлиненный срок дляустановления скрытых недостатков товара, которые не могли быть обнаружены приих обычной приемке, как срок на предъявление претензий по качеству товаров, каксрок, в течение которого изготовитель гарантирует работоспособность товара.Продолжительность гарантийных сроков на товар определялась государственнымистандартами и другими категориями нормативной документации по стандартизациикак обязательное требование для изготовителей и продавцов. Закон впервоначальной редакции не содержал определения понятия «гарантийный срок»,упоминая о нем как о сроке выявления недостатков товара, предъявленияпотребителем соответствующих требований.
Вредакции Закона, начиная с 1996 г. дано определение гарантийного срока какпериода, в течение которого изготовитель (исполнитель, продавец) обязанудовлетворить соответствующие требования потребителя в связи с обнаружениемнедостатков в товаре (работе).
Этойобязанности изготовителя (исполнителя, продавца) соответствует, разумеется,право потребителя на предъявление требований именно в течение этого срока.
Вместес тем ГК (ст. 470) определяет гарантийный срок как период, в течение котороготовар должен соответствовать всем требованиям к его качеству, определенным вустановленном порядке. Аналогичное понимание сущности гарантийного срокапредусмотрено ст. 722 ГК для результата работы. Однако в отличие от порядкаустановления этого срока для товаров допускается возможность установлениягарантийного срока на результат работы не только договором, но также Законом,иными правовыми актами или обычаями делового оборота. Обязанность изготовителя(исполнителя, продавца) удовлетворить требования потребителя нельзя трактоватькак безусловную. Речь идет, несомненно, об обоснованных требованияхпотребителя, отсутствии оснований для освобождения изготовителя (исполнителя,продавца) от ответственности.
Установлениегарантийного срока не является обязательным. Гарантийный срок устанавливаетсяизготовителем (исполнителем) в его технической документации (договоре спотребителем) и исчисляется в единицах времени.
Вотличие от срока службы и срока годности гарантийный срок может устанавливатьсяна любые товары (услуги), имеет чисто коммерческий характер, является средствомконкурентной борьбы на рынке. Однако необходимость его установления, правильноеопределение его продолжительности могут существенно повлиять на экономическиерезультаты деятельности изготовителя и продавца товара. Для решения этихвопросов разработаны научно обоснованные методы.
Изготовительвправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных поистечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство).Содержание дополнительного обязательства изготовителя, срок действия такогообязательства и порядок осуществления потребителем прав по такому обязательствуопределяются изготовителем.
Продавецвправе установить на товар гарантийный срок, если он не установленизготовителем. Продавец вправе также принять обязательство в отношениинедостатков товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока,установленного изготовителем (дополнительное обязательство).
Содержаниедополнительного обязательства продавца, срок действия такого обязательства ипорядок осуществления потребителем прав по такому обязательству определяютсядоговором между потребителем и продавцом. Изготовитель (продавец) несетответственность за недостатки товара, обнаруженные в течение срока действиядополнительного обязательства.
Законнепосредственно не определяет продолжительность сроков, упомянутых в ст. 5, атакже методы определения их конкретной (абсолютной) продолжительности.Относительная величина сроков может быть определена на основе норм статей 5, 7и 19 Закона с учетом их сущности и порядка исчисления.
Сопоставительныйанализ п. п. 1 и 2 ст. 5 и п. 2 ст. 7 Закона позволяет сделать бесспорный выводо том, что срок службы является не только сроком, в течение которогоизготовитель обеспечивает возможность использования товара по назначениюмерами, предусмотренными ст. 6 Закона, но и сроком безопасного использованиятовара. Причем это распространяется и на товары длительного пользования,упомянутые в п. 1 ст. 5. Поэтому конкретная продолжительность срока службыопределяется объективными свойствами товара в период его использования. Ещеболее определенно в Законе подчеркнута связь срока годности с безопасностьютовара (см. п. 2 ст. 19). Различие между этими двумя родственными сроками вытекаетиз характера товаров, на которые они устанавливаются, и степенью их опасности.В связи с этим установлен различный порядок их исчисления.
Товары,на которые устанавливается срок годности, начинают терять свои свойства смомента их изготовления, а товары длительного пользования, на которыеустанавливается срок службы, − как правило, с начала их использования.Таким образом, основное назначение срока службы и срока годности определятьпериод безопасности соответствующих товаров на основе исследования их физико-химическиххарактеристик.
Установленныйп. 2 ст. 7 Закона 10-летний срок обеспечения безопасности, если срок службы неустановлен, является произвольным, объективно не связан со сроком службы и,следовательно, не может влиять на продолжительность последнего.
Использованиесроков службы и годности в ст. 19 Закона для определения периода обнаружениянедостатков товара и предъявления покупателем соответствующих требованийявляется функциональным.
Гарантийныйсрок в отличие от срока службы и срока годности не является объективным, егопродолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное егоназначение − установить период обнаружения недостатков товаров, закоторые виновное лицо несет ответственность.

 
2.        Решите ситуацию.
Покупатель настаивает на обмене телевизора, купленного двамесяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что телевизор имеет плохоеизображение, не подлежащее настройке, о чем подтверждает справка гарантийноймастерской. Продавец не согла­шается с требованием покупателя и предлагает емупроизвести гарантийный ремонт. Кто прав в данной ситуации? Ответ обоснуйте.
Еслипродавец в данной ситуации считает, что недостаток возник вследствие нарушенияпотребителем правил эксплуатации телевизора, то кто должен доказать этот факт?
 
Вч. 1 ст. 18 Закона «О защите прав потребителя» сказано:
«Потребитель,которому продан товар ненадлежащего качества, если замены на товар аналогичноймарки (модели, артикула);
заменына такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующимперерасчетом покупной цены.
Вотношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя обих замене на товары аналогичной марки (модели, артикула), а также о замене натакие же товары другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетомпокупной цены подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенныхнедостатков товаров. Перечень технически сложных товаров утверждаетсяПравительством Российской Федерации».
Вуказанный выше Перечень входят:
1.Автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним
2.Мотоциклы, мотороллеры
3.Снегоходы
4.Катера, яхты, лодочные моторы
5.Холодильники и морозильники
6.Стиральные машины автоматические
7.Персональные компьютеры с основными периферийными устройствами
8.Тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки, мотокультиваторы
Таким образом, так кактелевизор не входит в данный перечень, то покупатель прав в данной ситуации.
В п. 5 ст. 18 Законасказано:
«Привозникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец(изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальныйпредприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.Потребитель вправе оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке».
Значит,факт нарушения правил эксплуатации телевизора должен доказывать продавец.

3.        Решите ситуацию.
Покупательница приобрела холодильник, который сломался надесятом месяце гарантии. Она сдала его в гарантийную мастерскую, где его из-заотсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонтапод предлогом, что гарантийный срок службы холодильника кончился.
Работникимастерской в данной ситуации не правы.
Докажитеэто.
В данном случае, нарушенп. 3 статьи 20 Закона «О защите прав потребителей», в котором сказано:
«Вслучае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается напериод, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляетсясо дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара додня выдачи его по окончании ремонта».
Значит, гарантийный срокслужбы холодильника – не истек.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Закон РФ «Озащите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.92 (в ред. ФЗ от 27.07.2006).
2.  Корнилов Э. Закон о защите правпотребителей. / Законность. 2006. №12.
3.  Парций Я. Новый ГК РФ и законодательствоо защите прав потребителя и сертификации./ Хозяйство и право. 2005. №7.
4.  Постатейный комментарий к Закону озащите прав потребителей./ Под редакцией Я. Парция. М., 2005.
5. СелянинА.В.Защита прав потребителя. М., 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.