Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и конституционно-правовые основы института гражданства

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Кафедра конституционного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Правовые основы Российскогогосударства
на тему:  ПОНЯТИЕ И КОНСТИТУЦИОННО — ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА
                                                                                                                                                
Выполнил: студент гр. 5201  Ситников И.А.
                                                          Проверил: В.Н. Лисица
Новосибирск 2007

Оглавление
Введение……………………………………………………………… 4
1.   Понятие гражданства ………………………………………………6
2.   Конституционно – правовые основыгражданства
2.1.    Развитиезаконодательства о гражданстве………………..14
2.2.    Правовая основагражданства на современном этапе……18
2.3.    Международно-правовоерегулирование вопросов
гражданства………………………………………………………...28
Заключение…………………………………………………………….37
Списоклитературы…………………………………………………....40

Введение
Темагражданства в нашей стране приобрела исключительную актуальность. Распад СССР,необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбымиллионов людей, объединение государств в союзы стали предметом интереса иобсуждения широкой общественности страны.
Существенновозрос интерес к гражданству и в связи с провозглашением в нашей странечеловека, его прав и свобод высшей ценностью.
Гражданствоявляется звеном между народным суверенитетом и свободой личности. В своюочередь, в прямой зависимости и связи с гражданством находятся права, свободы иобязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременнойпредпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав исвобод, возложения на него предусмотренных Конституцией и другимзаконодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов нетолько внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке идругих установленных в межгосударственном общении формах.
Институтгражданства выполняет двоякую социально-юридическую функцию. С одной стороны,гражданство выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой — как институт защиты прав и интересов государства. Равновесие между этими двумяаспектами функциональной характеристики гражданства является отражениемадекватного соотношения интересов и прав личности и интересов общества игосударства.
Современноероссийское законодательство о гражданстве решает ряд актуальных правовыхпроблем, возникших в связи с преобразованием политических, экономических,социальных и иных форм организации государственной и общественной жизни, атакже преодолением во многом искусственной самоизоляции страны и развитиемотношений с другими странами и народами.
Такимобразом, проблемы гражданства России, носившие в советский период формальныйхарактер в силу поглощения их гражданством СССР, сегодня стали неотъемлемыматрибутом российской государственности, свидетельством обретения Россиейреального суверенитета.
Предметомданной работы является изучение института гражданства, его конституционноправовых основ, нормативно – правовых актов, регламентирующих вопросыгражданства в России и на международном уровне.

1. Понятие гражданства
В Конституции Российской Федерации кроме заключенныхв ней институтов — Конституционного строя, федеративного устройствагосударства, системы государственной власти и системы местного самоуправления,немаловажное место занимает институт, нормы которого закрепляют основыправового статуса личности. По Конституции Российской Федерации: «Человек,его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашитаправ и свобод человека и гражданина — обязанность государства».[1]Основы правового статуса человека и. гражданина отражают, прежде всего,взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность кгражданству и регулирование отношений по поводу него. Гражданство является темнеобходимым условием, которое является обязательным для того, чтобы человекполучил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности, признаваемые загражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требоватьсоздания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданамРоссийской Федерации, находящимися за её пределами.
Вопросыподданства и гражданства поднимались в работах ряда дореволюционных российскихученых. Так, Н.О. Куплеваский следующим образом формулировал сущностьподданства: «Подданством или гражданством называется постоянная связьотдельного лица с определенною страною и ее правительством, основанная наобязанности „верности“ и „подчинения“.[2]Одно подчинение не составляет еще подданнической связи. Подчиняться властямданной страны должны и живущие в ней иностранцы, только обязанность верности,основанная на нравственном долге каждого гражданина, по мере своих сил всяческиспособствовать благосостоянию государства, отличает подданнические отношения отдругих случайных отношений»
Ф.Ф.Кокошкин рассматривал эти вопросы применительно к населению как главномуэлементу государства. Он исходил из того, что люди, которые входят в составгосударства, являются прежде всего субъектами, с которыми государство связаноизвестными юридическими отношениями. Поскольку государство является субъектомправ, то это предполагает наличие других субъектов, по отношению к которым оноимеет права и обязанности. Такими субъектами и являются люди, населяющиегосударственную территорию. Государство имеет по отношению к ним права иобязанности точно так же, как и они по отношению к государству.[3]
Ф.Ф.Кокошкин отмечал, что в широком смысле слова подданными или гражданами являютсявсе лица, находящиеся на государственной территории. Все они подчиняютсягосударственной власти и состоят в юридических отношениях с ней, не исключая ииностранцев, живущих в пределах государства. Но из всей массы граждан в этомшироком смысле слова выделяются подданные или граждане в собственном смыслеслова. Они состоят по отношению к государству в более тесных отношениях, чемостальные жители государственной территории и имеют такие права и обязанности,каких не имеют эти последние. К подданным в узком смысле слова не относятсяпрежде всего иностранцы, т.е. подданные другого государства, пребывающие нагосударственной территории. Их называют «временными» подданными.[4]
Применительнок населению как к элементу государства рассматривал вопросы подданства и А.А.Жилин. Он был не согласен с теми учеными, которые полагали, что различие междуподданными и иностранцами заключается в том, что связь первых с государствомимеет юридический, а вторых — фактический характер, усматривал фактическийхарактер связи иностранцев с государством в том, что отношения иностранцев кгосударству обусловливаются простым фактом пребывания их на территориигосударства, а также в том, что эти отношения могут быть во всякое времясвободно прекращены государством путем высылки иностранцев из пределовгосударственной территории.[5]
А.А.Жилин полагал, что отношения государства к иностранцам во всех цивилизованныхгосударствах нормируются правом и суть отношения юридические. То, что онивозникают в зависимости от известных фактических условий и более или менеесвободно могут быть прекращаемы волею государства, делает их, по мнению А.А.Жилина, лишь менее устойчивыми, но не лишает их правового характера.
В.В.Сокольский рассматривал вопросы подданства и гражданства с точки зрения народакак элемента государства. Он исходил из того, что слово «народ»употребляется в двояком смысле — этническом и политическом. Народ в этническомсмысле есть совокупность лиц одного происхождения и одной культуры,нравственное и духовное единение которых выражается главным образом в единствеязыка, обычаев и весьма часто в единстве религии. Народ в политическом смыслеесть совокупность всех лиц, состоящих членами данного государственного союза,составляющих личный элемент государства
Вотличие от Ф.Ф. Кокошкина и В.В. Сокольского Н.М. Коркунов рассматривал вопросыподданства в рамках учения о субъектах государственного права. Он подчеркивал,что в отличие от подданного, у которого с государством юридическое отношение, уиностранца — только фактическое. Нахождение иностранца в пределах государствавсегда остается только фактом и никогда не составляет для него права.Государство не обязано его терпеть на своей территории. Раз пребывание его ононаходит для себя почему-либо неудобным, оно может его во всякое время удалить,и с удалением его прекращаются всякие отношения к государству. Напротив,отношение подданного к государству — юридическое, складывающееся из: 1) праваподданного находиться в пределах государства и 2) права государства оказыватьему защиту и в пределах других государств. Этим правам соответствуют обязанности:со стороны подданного — обязанность подданнической верности, со стороныгосударства — обязанность при всяких условиях терпеть подданного на своейтерритории и пускать его в свои пределы. «Эти права и обязанности, — писалН.М. Коркунов, — непременно предполагаются подданством. Все другие права,гражданские и публичные, не составляют необходимой принадлежностиподданства».[6]
Кэтому основному различию, заключающемуся в том, что только подданные имеютюридическую связь с государством, имеют право находиться в нем, Н.М. Коркуновдобавлял еще различие в правах. Он отмечал, что, во-первых, иностранцамобыкновенно не предоставляется политических прав, а только одни гражданскиеправа и, во-вторых, и гражданские права предоставляются им с некоторымиограничениями.
Согласносамым распространенным в советской литературе определениям гражданстворассматривалось как: 1) правовая связь физического лица и социалистическогогосударства; 2) политико-правовая связь личности и социалистического общества;3) принадлежность лица к социалистическому государству; 4) правоотношение междулицом и государством.
С.С.Кишкин отмечал терминологическую двойственность понятия гражданства,включающего гражданство как формальную принадлежность к государству игражданство как активное участие в политической и общественно-хозяйственнойжизни страны. По его мнению, иностранец, проживающий на территории РСФСР длятрудовых занятий и принадлежащий к рабочему классу, а равно к не пользующемусячужим трудом крестьянству, является гораздо более гражданином, чем какой-нибудьсамый прирожденный гражданин, лишенный избирательных прав
Рассматриваягражданство с юридической точки зрения, как весьма общую и формальнуюкатегорию, С.С. Кишкин считал, что гражданство есть личная связь индивида сгосударством, обусловливающая возможность определяемости данного лица всемиэлементами правовой и политической системы страны. Он полагал, что проблемагражданства есть, по существу, не столько юридическая, сколько проблемаполитическая.
А.М.Турубинер понимал под гражданством принадлежность какого-либо лица копределенному государству, влекущую за собой распространение на данное лицовсех законов, регулирующих положение граждан этого государства
С еготочки зрения, в то время как власть государства распространяется на иностранцевлишь тогда, когда они проживают на его территории, на граждан властьгосударства распространяется и тогда, когда они находятся за границей. Чтокасается граждан, находящихся за границей, то они пользуются дипломатическойзащитой своего государства.
Помнению В.Н. Дурденевского, сущность состояния гражданства состоит в том, чтогражданство есть сочленство в государстве. Это устойчивая правовая общностьлица с данным государством, дающая возможность участия во власти государства ине ограниченная его пределами. Это общность: ибо гражданство существует иисчезает вместе с данным государством. Это общность устойчивая: она в принципебессрочна и не ограничена пространственными рамками; она следует за гражданиноми в открытое море, и в другое государство и расторгается лишь в видеисключения, обычно продолжаясь до смерти. Эта общность правовая — на гражданинараспространяется действие законов государства
Вначале 60-х годов прошлого столетия при определении гражданства вместо формулы«принадлежность лица к государству» все чаще стала использоватьсяформула «правовая связь лица с определенным государством».
Так,Д.Л. Златопольский подчеркивал, что гражданство не есть какое-либо право илисовокупность прав. Оно является необходимым условием, определяющим правовойстатус гражданина, влекущим распространение на него правовых норм данногогосударства.[7]Гражданство означает вполне определенную, устойчивую связь лица с государством,имеющую известные правовые последствия. Прежде всего оно определяет правовоеположение лица внутри государства. Это означает, что данное лицо, являясьгражданином государства, обладает теми основными правами и обязанностями,которые закреплены в конституции и составляют основу его правового положения.Именно потому, что данное лицо является гражданином определенного государства,оно обладает политическими, имущественными, трудовыми, жилищными, семейными идругими правами, а также имеет обязанности, закрепленные в законах и другихактах государственных органов.
Однакогражданство, указывал Д.Л. Златопольский, определяет правовое положение лица нетолько внутри, но и вне государства, в международном общении. Это означает, чтогражданин данного государства, находясь вне его пределов, имеет право надипломатическую защиту своих прав и законных интересов со стороны органовгосударства, гражданином которого он является.
Такимобразом, делал вывод Д.Л. Златопольский, гражданство есть устойчивая правоваясвязь лица с государством, определяющая его правовое положение не только внутригосударства, но и вне его, в международном общении. Эта правовая связь,подчеркивал он, не ограничена пространственными пределами данного государства иявляется бессрочной; как правило, она возникает одновременно с рождениемчеловека и продолжается до его смерти.
Основнойцелью определения гражданства является прежде всего формулирование признаков,которые позволили бы отграничить его обладателей от всех других лиц,проживающих на территории данного государства. В качестве такого признаказаконодатель, как, впрочем, и многие исследователи этого вопроса, предлагаютсегодня правовую связь лица с государством, выражающуюся в совокупности их взаимныхправ и обязанностей.
Всвоей совокупности граждане России образуют многонациональный народ РоссийскойФедерации. Народ, в отличие от населения страны, — категория политическая, таккак он является носителем суверенитета и единственным источником власти вРоссийской Федерации. Поэтому принадлежность к народу и выражает сущностьроссийского гражданства. В принципе существование государства зависит не отсуществования гражданства, а от существования индивидов, подчиненных егоправопорядку. Однако именно граждане придают каждому государству егоспецифические черты, отличающие его от любого другого государства.
Всилу всего вышесказанного наиболее правильным представляется определятьгражданство как принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивуюправовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прави обязанностей. Такое определение в полной мере соответствует тем смысловымзначениям, в которых сегодня обычно употребляется термин«гражданство».
Насамом деле возникновение гражданства связано с возникновением правовыхкатегорий, относящихся к территориальному верховенству, которые, как правило,появляются гораздо позже, чем любое из известных нам античных государств.Разумеется, существование гражданства вытекает из государственной организацииобщества. Оно является юридическим оформлением состава населения государства.Без такого оформления гражданства не существует, а существует лишь население,являющееся «придатком» соответствующей территории.
Гражданствоесть устойчивая правовая связьчеловека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав,обязанностей и ответственности, основанная на их признании и уважениидостоинства, основных прав и свобод человека, то есть гражданином государства является не толицо, которое проживает на его территории, а то лицо, которое имеетопределенные особые связи с государством, которые и составляют содержаниегражданства. Так, например, гражданин пользуется защитой государства, можетучаствовать в управлении делами государства и обязуется исполнять его законы.

2.Конституционно – правовые основы гражданства2.1. Развитие законодательства о гражданстве
Необходимым условиемглубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализего содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамикуразвития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.
Вцарской России существовало подданство, а не гражданство. Причемзаконодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал,не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств тоговремени, на юридическом равенстве подданных.
ВРоссийской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особымправовым статусом:
1)природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне;б) духовные лица; в) городские обыватели г) сельские обыватели;
2)инородцы;3) финляндские обыватели.
Крометого, четыре группы природных подданных законодательство делило на лицподатного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне ипочетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочныепаспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния(мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той илииной категории подданных законодательство связывало весьма существенныеразличия в правах и обязанностях.
Первымактом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожениисословий и гражданских чинов от 11.11.1917 г.
Внем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия исословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословныеорганизации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы инаименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее длявсего населения России наименование — граждан Российской Республики.
1апреля 1918г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства».Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределахРСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутреннимделам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их спискидля всеобщего сведения.
КонституцияРСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов иВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российскогогражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местнымиСоветами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российскогогражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий,принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.
Собразованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, КонституцииСССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзныхреспублик.
Кпредмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основноезаконодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев».[8]
29октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствиис ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик.Трудящихся иностранцев могли принимать в гражданство исполкомы губернских, областныхсъездов Советов или ЦИК АССР. Утратившими советское гражданство считались лица,лишенные его на основании законов, принятых до Конституции СССР 1924 года; невозвратившиеся из-за границы; лишенные гражданства по приговору суда. Положениерегламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданствародителей
НовоеПоложение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенныйпорядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено вПоложении о гражданстве Союза ССР 1931 года.
ЭтоПоложение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства,полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, спорядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждоелицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР,поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранногогосударства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином тойсоюзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он понациональности или по происхождению считает себя связанным с другой союзнойреспубликой, то может избрать гражданство, этой республики.
Всоответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданствоодной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялосьпостановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, вкоторой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать вгражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от нихпоступали заявления в эти органы.        
Выходиз гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но ипрезидиумами ЦИК союзных республик.
СогласноПоложению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие впределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правамиграждан СССР.
Положениеустанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из негов отношении: а) иностранцев — рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССРдля трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политическогоубежища вследствие преследования их за революционно-освободительную деятельность;б) лиц, меняющих гражданство в связи с вступлением в брак.
Вэтих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись попостановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР илиисполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал натерритории СССР
КонституцияСССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзногогражданства. Она сохранила отнесение к ведению Союза ССР законодательства осоюзном гражданстве и о правах иностранцев.
Всоответствии с Конституцией СССР 1936 года Верховным Советом 19 августа 1938 г.был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципыгражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданамиСССР являются; а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г, в подданстве бывшейРоссийской империи и не утратившие советского гражданства; б) лица, которыеприобрели советское гражданство в установленном законом порядке.
Лица,не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами безгражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований дляпризнания гражданства СССР было направлено на повышение политического иправового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решениявопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесенык исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражалоразвивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.
2.2. Правовая основагражданства на современном этапе.
Все отношения, связанныес гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и Законом«О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.
Доэтого Закона на территории Российской Федерации действовал Закон РоссийскойФедерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве РоссийскойФедерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации иВерховного Совета Российской Федерации, 1992, N 6, ст. 243). С вступлением всилу Закона «О гражданстве» от 31.05. 2002 № 62 – ФЗ закон «О гражданстве» от28.11.1991 г. утратил силу, за исключением пунктов «а» — «в» статьи 18, части третьей статьи 19, статей 20 и 41,предусматривающих более льготный по сравнению с новым Федеральным законом порядокприобретения или прекращения гражданства Российской Федерации лицами, заявлениякоторых по вопросам гражданства Российской Федерации приняты к рассмотрению довступления в силу Федерального закона «О гражданстве» от 31.05.2002.
Федеральныйзакон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»вступил в силу 1 июля 2002 г. Он заменил действовавший более десяти лет ЗаконРФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве РоссийскойФедерации».
 Законодательствоо гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные измененияздесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи сэтим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего,касающихся прекращения гражданства РФ.
Закон2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихсяокончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранеедействующего Закона 1991 г., который принимался в период распада союзногогосударства и образовании на его территории новых независимых государств. Этифакторы объясняют многие концептуальные различия в регулированиирассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ.
Крометого, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку,разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона огражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международныхпринципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции огражданстве. Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей ипробелов, однако в целом позволяет сделать вывод: новый Закон о гражданствеболее совершенен как с точки зрения содержания, так и с точки зрениязаконодательной техники его изложения.
Несомненноедостижение Закона — норма о соотношении национального законодательства имеждународных договоров России, что развивает положение ч. 4 ст. 15 КонституцииРФ. Государство, действуя во исполнение своих международно — правовыхобязательств, наделяет человека, находящегося в пределах его юрисдикции,определенными правами и обязанностями, предусмотренными в актах международногоправа.[9]Любой человек может воспользоваться преимуществами, вытекающими из норммеждународного права, через свое государство в качестве его гражданина.Общепризнанные нормы и принципы международного права, касающиеся вопросовгражданства, непосредственно не регулируют эти отношения. Они лишьустанавливают правовые рамки, в пределах которых каждое государство регулируетсобственное гражданство, не затрагивая суверенитет другого государства.[10]
Институтгражданства является одним из элементов суверенитета российского государства вцелом. Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретаетсяи прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равнымнезависимо от оснований приобретения. Каждый гражданин России обладает на еетерритории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,предусмотренные Конституцией РФ. Гражданин не может быть лишен своегогражданства или права изменить его.
ПринятыйЗакон (ст. 3) легально определяет больше понятий, чем предшествующий. Это и«иностранный гражданин», и «лицо без гражданства», и«территория Российской Федерации», и «проживание».
Законзакрепляет общепризнанные принципы гражданства (ст. 4), что имеет важноезначение для построения системы отечественного законодательства и длямежгосударственных отношений по вопросам гражданства.
Законв соответствии с Конституцией РФ исключил принцип гражданства Федерации иреспублик в ее составе. Оно провозглашается единым и равным независимо отоснований приобретения, что является основополагающим для статуса гражданина внашем многонациональном государстве. Исключен принцип почетного гражданства,распространявшийся на лиц, не являвшихся гражданами Российской Федерации,имевших выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом. Теперь дляуказанной категории лиц предусмотрен прием в российское гражданство безсоблюдения обычных условий. Исходя из того, что связь между гражданином игосударством гражданства не прекращается на территории другого государства, вЗаконе закреплен принцип защиты граждан за пределами России.
Принципамигражданства России также названы: нелишение гражданства и права изменить его;особая защита прав детей российским государством. В соответствии со ст. 25Всеобщей декларации прав человека и Конвенцией о сокращении безгражданстваодним из важнейших принципов является обязанность каждого государства приниматьмеры для сокращения числа апатридов на его территории. Данное положениереализовано в комментируемом Законе.
Основополагающимявляется приобретение гражданства по рождению. Законом последовательнореализуется «принцип крови», согласно которому ребенок независимо отместа рождения считается российским гражданином, если его родители являютсягражданами России. В случае разного гражданства родителей вопрос решается так:если другой родитель — лицо без гражданства (признан безвестно отсутствующим),ребенок является российским гражданином независимо от места рождения; еслидругой родитель имеет иностранное гражданство, ребенок будет считатьсяроссийским гражданином при условии, что место рождения — Российская Федерация,или при ином решении этого вопроса он станет лицом без гражданства.
Сократилсяперечень оснований приема в гражданство: исчерпало себя его признание, вместоприобретения гражданства в порядке регистрации закреплен прием в общем иупрощенном порядке.
Общийпорядок предусматривает проживание на территории страны в течение пяти летнепрерывно. Помимо увеличения срока проживания законом вводятся следующиеусловия: наличие законного источника средств к существованию; отказ отимеющегося иного гражданства; обязательство соблюдать Конституцию и законодательствоРоссийской Федерации; владение русским языком. Наличие таких условий дает правохарактеризовать данное основание как натурализацию.
Лицо,претендующее на российское гражданство, должно законно находиться на территориигосударства, т.е. получить вид на жительство. Вид на жительство — это документ,выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение ихправа на постоянное проживание в России, а также их права на свободный выезд изРоссийской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Срок проживания натерритории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы нашегогосударства не более чем на три месяца в течение одного года.
Подлиннодемократично и гуманно положение Закона, предусматривающее возможностьвосстановления в российском гражданстве лиц, ранее в нем состоявших. По сути,это сохранение права на приобретение гражданства без требования полного срокапроживания. Известны многочисленные случаи восстановления в гражданстве лиц,ранее потерявших его в связи с событиями, носящими как внутренний, так имеждународный характер.
Предусмотреныи условия отказа в приеме в гражданство. К прежней формуле добавлены следующиеоснования: если лицо, ходатайствующее о приеме в российское гражданство, втечение пяти лет, предшествующих обращению, выдворялось из Российской Федерациив соответствии с федеральным законом; использовало подложные документы илисообщило ложные сведения; состоит на военной службе, на службе в органахбезопасности или правоохранительных органах иностранного государства; имеетнеснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления,признаваемого российским законодательством, на территории России и за еепределами; осуждено или отбывает наказание в виде лишения свободы за действия,преследуемые федеральным законом; не имеет законного источника средств ксуществованию.
ВЗаконе устанавливаются перечень и полномочия государственных органов, ведающихвопросами гражданства. К ним относятся Президент России, МВД РФ и МИД РФ.Президент традиционно решает вопросы: приема в гражданство; восстановления вгражданстве; выхода из гражданства; отмены решений по вопросам гражданства.Также Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействиеполномочных органов, ведающих делами о гражданстве. Министерство внутренних делРоссии и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:определяют наличие гражданства у лиц, проживающих на территории России, ипринимают от них заявления по вопросам гражданства; проверяют факты и документы,представленные для обоснования заявлений; направляют Президенту заключения наданные заявления, документы и материалы; исполняют принятые Президентом решенияпо вопросам гражданства; оформляют гражданство. Министерство иностранных делРоссийской Федерации, дипломатические представительства (консульскиеучреждения) осуществляют аналогичные функции, но в отношении лиц, проживающихза пределами России.
Особоотметим, что с шести месяцев до года увеличен срок рассмотрения поданныхзаявлений компетентными органами, отменена такая форма обращения, какходатайство.[11]
Достаточноподробно Законом закреплен порядок обжалования решений по вопросам гражданства.В судебном порядке можно обжаловать отклонение заявления по вопросамгражданства. А отказ в рассмотрении заявления по вопросам российскогогражданства и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве ипорядок исполнения решения по вопросам гражданства действия должностных лицмогут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицулибо в суд. Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) огражданстве ребенка и недееспособного лица разрешаются в судебном порядкеисходя из интересов ребенка и недееспособного лица.
14декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений идополнений в Федеральный закон „О гражданстве Российской Федерации“.
Оннаправлен на упрощение порядка приобретения гражданства Российской Федерацииотдельными категориями лиц, прежде всего гражданами бывшего СССР, проживавшимии проживающими в государствах, входивших в состав СССР. Указанные граждане,переехавшие в Российскую Федерацию на постоянное жительство, былизарегистрированы по месту жительства и пользовались всеми социальными иэкономическими правами, могли участвовать в выборах в органы местногосамоуправления, проводимых на территории Российской Федерации. После принятияФедерального закона „О гражданстве Российской Федерации“ от 31 мая2002 г. значительное число таких граждан оказались лишенными вида на жительство,поскольку ранее действовавшим законодательством на них был распространен режимпребывания и проживания на территории Российской Федерации, установленный дляроссийских граждан. Федеральный закон „О гражданстве РоссийскойФедерации“ 2002 г. не в полной мере учел эту ситуацию, в результате чегоприобретение российского гражданства лицами, имевшими гражданство СССР и неодин год законно проживающими на территории Российской Федерации, былонеобоснованно затруднено.[12]
Анализпоступивших в приемную Совета Федерации обращений граждан за девять месяцевправоприменительной практики в рамках этого Закона показал, что наряду с учетоммеждународного опыта и европейских стандартов в области гражданства,устранением необоснованного либерализма в этом вопросе не удалось избежать рядасущественных просчетов, что отрицательно сказалось на социальной защищенностиотдельных групп населения Российской Федерации и некоторых категорияхиностранных граждан (лиц без гражданства), выходцев из бывших республик СССР.
Вапреле 2003 г. Государственная Дума направила Обращение „К ПрезидентуРоссийской Федерации В.В. Путину о ситуации, сложившейся после принятияФедерального закона “О гражданстве Российской Федерации». В нем, вчастности, указывалось на то, что в результате принятия этого Закона тысячивоеннослужащих Вооруженных Сил РФ и членов их семей лишились гражданстваРоссийской Федерации. В подобном положении оказались также граждане, уволенные своенной службы, в том числе проходившие военную службу по призыву, и члены ихсемей. В общей сложности в результате принятия Закона и признания утратившейсилу ст. 13 Закона РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве РоссийскойФедерации» гражданства лишились более 20 млн. человек, которые до 1 июля2002 г. считались гражданами России по признанию или по рождению.
В настоящий же моментгражданство как связь человека с государством, выражающейся в совокупности ихвзаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании иуважении достоинства, основных прав и свобод человека знаменовало утверждениеновой Конституции взаимоотношений личности и государства. Этот новый подходозначает признание человека и государства равноправными, равнообязаннымисубъектами, наделенными взаимной ответственностью.
Крометого, вопросы гражданства регламентированы другими федеральными законами ииными нормативно – правовыми актами. Так, Федеральный закон от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства вРоссийской Федерации» регулирует отношения, возникающие при осуществлении учетаперемещений иностранных граждан и лиц без гражданства, связанных с их въездом вРоссийскую Федерацию, транзитным проездом через территорию Российской Федерации,передвижением по территории Российской Федерации при выборе и изменении местапребывания или жительства в пределах Российской Федерации либо выездом изРоссийской Федерации. Положением «О порядке рассмотрения вопросов гражданстваРоссийской Федерации, утвержденным указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325,устанавливаются порядок рассмотрения заявлений по вопросам гражданстваРоссийской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указаннымвопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов,соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданстваРоссийской Федерации.
Порядокоформления заявлений и других документов, процедуру приема в гражданстворегламентируют, помимо федеральных законов, приказы Министерства иностранныхдел РФ, Министерства обороны РФ, Министерства образования РФ: ПриказМинобразования РФ от 20.06.2003 № 2606 «Об организации государственноготестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц безгражданства для приема в гражданство Российской Федерации», Приказ МИД РФ от12.02.2004 г. № 1833 «Об утверждении правил оформления приглашения на въезд вРоссийскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства».
Иностранныеграждане и лица без гражданства (апатриды) составляют категорию иностранцев,входящую в состав населения Российской Федерации. В России в специальномпорядке регулирует правовое положение и деятельность иностранных граждан вРоссийской Федерации — Федеральный закон «О правовом положении иностранныхграждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 21 июня2002 года и одобренный Советом Федерации 10 июля 2002 года.
Статья1 Федерального закона гласит, что данный Закон определяет правовое положениеиностранных граждан, а также регулирует отношения между иностранными гражданамис одной стороны и органами государственной власти, органами местногосамоуправления, должностными лицами указанных органов — с другой стороны,возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в РоссийскойФедерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой,предпринимательской и иной деятельности.
Правовоеположение иностранцев в Российской Федерации помимо внутреннегозаконодательства определяется международными соглашениями и договорами. Это рядмеждународных договоров в области правовой помощи по гражданским, семейным иуголовным делам. Законодательное урегулирование основных вопросов въезда вРоссийскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных гражданопределено в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерациии въезда в Российскую Федерацию». Федеральный закон N 7-ФЗ от 10 января2003 года «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Опорядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию“направлен на ужесточение отдельных положений, касающихся порядка пересечениягосударственной границы при выезде из Российской Федерации и въезде вРоссийскую Федерацию.
Закономустанавливаются виды виз (обыкновенная, дипломатическая, служебная и такдалее), основания и порядок их выдачи и продления. При этом постоянно иливременно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане илица без гражданства смогут свободно выезжать и беспрепятственно возвращаться вРоссийскую Федерацию без виз на основании документов, удостоверяющих ихличность, и видов на жительство либо разрешений на временное проживание. Крометого, расширяется перечень оснований, по которым иностранному гражданину илилицу без гражданства может быть не разрешен (не разрешается) въезд в РоссийскуюФедерацию (если при обращении за визой иностранный гражданин или лицо безгражданства не смогли подтвердить наличие средств для проживания в РоссийскойФедерации; если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерацииони депортировались или выдворялись за пределы Российской Федерации и такдалее).
Чтоже касается ответственности иностранных граждан, то иностранный гражданин,виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственностив соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранныйгражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету,фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрациис последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных,создаваемый в соответствии со статьей 26 Федерального закона „О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации“.

2.3.Международно-правовое регулирование вопросов гражданства
Вопросыгражданства относятся преимущественно к области внутригосударственного права.Поэтому гражданство является прежде всего институтом внутреннего права каждогогосударства. Вместе с тем это и институт международного права, посколькувопросы гражданства регламентируются государствами на основе не тольковнутреннего, но и международного права.
Значениегражданства в международном праве не оставалось неизменным на протяженииистории. Развитие международно-правового института гражданства, как и другихнорм международного права, касающихся статуса личности, происходило вместе сразвитием межгосударственных отношений, с ростом перемещения населения, что, всвою очередь, увеличивало вероятность споров между государствами, касающихсяправового положения конкретных лиц или определенных групп населения.
Значениемеждународно-правового регулирования вопросов гражданства в нашей странеособенно возросло после признания приоритета правил международного договора надправилами, установленными отечественным законодательством.
Уже вЗаконе о гражданстве СССР 1978 г. указывалось, что если международнымдоговором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которыесодержались в Законе о гражданстве, то применяются правила международногодоговора. Аналогичные положения содержались и в Законе о гражданстве СССР 1990г.
Всебольшее значение в советском законодательстве стало уделяться регламентацииотношений, характеризуемых обстоятельствами международного происхождения, нопринадлежащих к области внутригосударственного права, что свидетельствовало овозрастании роли подобных отношений в этой сфере.
КонституцияРФ закрепила положение о том, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры Российской Федерации являютсясоставной частью ее правовой системы и что если международным договоромРоссийской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, топрименяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).
Сложностьустранения противоречий между государствами является причиной того, что повопросам гражданства заключено сравнительно мало универсальных международныхдоговоров. Государства в основном регламентируют вопросы гражданства на основерегиональных соглашений. Отдельные вопросы обычно включаются в договоры о территориальныхизменениях, о защите национальных меньшинств, о правовой помощи иправоспособности граждан договаривающихся государств, о срочной службе в армиии о двойном налогообложении и т.д.
Первыммногосторонним соглашением по вопросам гражданства является Конвенция о статусенатурализованных лиц, восстанавливающих свое постоянное место жительства вгосударстве происхождения, принятая в Рио-де-Жанейро в 1906 г. УчастникамиКонвенции стали 11 американских государств. Она установила правило о том, что возвращениенатурализованного лица в государство прежнего гражданства имеет следствиемутрату натурализации и реинтеграцию в первичном государстве.
Попыткауниверсальной кодификации вопросов гражданства впервые была предпринята наГаагской конференции по кодификации международного права 1930 г., на которойбыла принята Конвенция по некоторым вопросам, относящимся к коллизиям законов огражданстве. Конвенция подтвердила суверенное право государств определять кругсвоих граждан и обязала другие государства уважать это право в той мере, вкакой оно соответствует международному праву и обычаям, а также общепризнаннымпринципам международного права; закрепила принцип равноправия гражданствразличных государств и отрицания двойного гражданства; отвергла правомерностьзащиты государством бипатрида перед государством, гражданством которого лицотакже обладает; утвердила принцип эффективного гражданства; подтвердила праволица на экспатриацию и рекомендовала автоматическую денатурализацию в прежнемгосударстве при натурализации в новом государстве; предложила гарантии противвозникновения безгражданства при экспатриации; закрепила принцип единствагражданства семьи. Конвенция содержала ряд статей, гарантирующих женщин отбезгражданства при заключении брака, а также положения относительно гражданствадетей, в том числе при усыновлении.
Всовременном международном праве нормы, имеющие отношение к вопросамгражданства, содержатся главным образом во Всеобщей декларации прав человека; вКонвенции о статусе беженцев; в Конвенции о статусе апатридов; в Конвенции огражданстве замужней женщины; в Конвенции о сокращении безгражданства; вМеждународной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации; вМеждународном пакте о гражданских и политических правах; в Международной конвенциио пресечении преступления апартеида и наказания за него; в Конвенции оликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин; в Декларации о правахчеловека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой онипроживают; в Итоговом документе Венской встречи 1986 г. представителейгосударств — участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,состоявшейся на основе положений Заключительного акта, относящихся к дальнейшимшагам после Совещания от 15 января 1989 г.; в Европейской конвенции огражданстве 1997 г. и др.
ВоВсеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10декабря 1948 г., устанавливается, что никто не может быть подвергнутпроизвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9), что каждый человек имеетправо свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждогогосударства, покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться всвою страну (ст. 13); что каждый человек имеет право на гражданство и никто неможет быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить своегражданство (ст. 15).
ВКонвенции о гражданстве замужней женщины от 29 января 1957 г. записано, чтодоговаривающиеся государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике,относящиеся к гражданству, возникают как результат постановлений об утрате илипри обретении гражданства женщинами вследствие вступления в брак, расторжениябрака или перемены гражданства мужем во время существования брачного союза ичто в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека указывается, что „каждыйчеловек имеет право на гражданство“ и что „никто не может бытьпроизвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство“,согласились о том, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо изего граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существованиябрачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве жены (ст. 1).Ни добровольное приобретение кем-либо из граждан гражданства какого-либогосударства, ни отказ кого-либо из граждан от своего гражданства не будетпрепятствовать сохранению своего гражданства женой этого гражданина (ст. 2).
Каждоедоговаривающееся государство согласилось, что иностранка, состоящая замужем закем-либо из его граждан, может приобрести, по своей просьбе, гражданство своегомужа в специальном упрощенном порядке натурализации. Дарование такогогражданства может быть объектом ограничений, устанавливаемых в интересахгосударственной безопасности или публичного порядка (ст. 3).
ВКонвенции о сокращении безгражданства, принятой 30 августа 1961 г. конференциейполномочных представителей, созванной в соответствии с резолюцией 896 (IX)Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря 1954 г., устанавливается, чтодоговаривающееся государство предоставляет свое гражданство лицу, рожденному наего территории, которое иначе не имело бы гражданства.
Найденыш,находящийся на территории договаривающегося государства, поскольку его месторождения не установлено, предполагается родившимся на этой территории отродителей, имеющих гражданство этого государства (ст. 2).
Рождениена судне или на воздушном корабле считается имевшим место на территории тогогосударства, под флагом которого это судно плавает, или на территории тогогосударства, в котором этот воздушный корабль зарегистрирован, в зависимости отобстоятельств (ст. 3).
Еслигражданин договаривающегося государства родился вне пределов территории этогогосударства, закон этого государства может обусловить сохранение гражданстваэтого государства по истечении одного года после достижения им совершеннолетияпроживанием в это время на территории этого государства или регистрацией всоответствующих органах.
Любойдоговор между договаривающимися государствами, который предусматривает передачутерритории, должен включать постановления, которые гарантировали бы, что никтоне станет апатридом в результате этой передачи.
ВМеждународной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятойГенеральной Ассамблеей ООН 21 декабря 1965 г., записано, что она не применяетсяк различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государствапроводят или делают между гражданами и негражданами. Ничто в ней не может бытьистолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательствагосударств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства илинатурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводитсядискриминации в отношении какой-либо определенной национальности (ст. 1).
УчастникиКонвенции обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ееформах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различиярасы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности вотношении осуществления, в частности, таких прав, как права на свободупередвижения и проживания в пределах государства: права покидать любую страну,включая свою собственную, и возвращаться в свою страну; права на гражданство(ст. 5).
Исключительноважную роль в регулировании вопросов гражданства играет Европейская конвенция огражданстве 1997 г.
Следуетсказать, что Совет Европы рассматривает вопросы, касающиеся гражданства, напротяжении более чем 30 лет. В 1963 г. была открыта для подписания Конвенция осокращении случаев множественного гражданства и об исполнении воинскойобязанности в случаях множественного гражданства.
Воснову главы I Конвенции 1963 г. положена идея, которая в то время пользоваласьшироким признанием во многих западноевропейских странах. Она сводилась к тому,что множественное гражданство является нежелательным и что его следует вмаксимальной степени избегать. Статья 1 этой Конвенции предусматривает, вчастности, что граждане, добровольно приобретшие другое гражданство, утрачиваютсвое прежнее гражданство и, в случае отсутствия соответствующей оговорки,лишаются права на его сохранение.
Темне менее в Конвенции 1963 г. признается, что множественное гражданствовозникает, в частности, тогда, когда гражданство другого государства-участникаприобретается автоматически или когда государство, которое не являетсяучастником главы I Конвенции, допускает множественное гражданство в иныхслучаях. Поэтому в главу II, которая может быть принятагосударством-участником, даже если оно не приняло главу I, включены положения овыполнении воинской обязанности в случаях множественного гражданства, с темчтобы освободить лиц с множественным гражданством от выполнения своей воинскойобязанности более чем в одном государстве-участнике.
Европейскаяконвенция о гражданстве, принимая во внимание многочисленные международные документы,касающиеся гражданства, множественного гражданства и безгражданства; признавая,что в вопросах, касающихся гражданства, следует учитывать законные интересы какгосударств, так и отельных лиц; желая содействовать прогрессивному развитиюправовых принципов, касающихся гражданства, а также их закреплению вовнутреннем законодательстве и желая максимально сократить число случаевбезгражданства; желая исключить дискриминацию в вопросах, касающихсягражданства; отмечая различные подходы государств к вопросу о множественномгражданстве и признавая, что каждое государство вправе решать в рамках своеговнутреннего законодательства, какими будут последствия того, что его гражданинприобретает или имеет другое гражданство; признавая, что желательно найти надлежащиепути преодоления последствий множественного гражданства, в частности в том, чтокасается прав и обязанностей лиц с множественным гражданством; учитываяжелательность того, чтобы лица, имеющие гражданство двух или болеегосударств-участников, выполняли свою воинскую обязанность только в одном изэтих участников; учитывая необходимость содействия международномусотрудничеству между национальными органами, отвечающими за вопросыгражданства, устанавливает принципы и правила, касающиеся гражданства физическихлиц, и правила, регулирующие воинскую обязанность в случаях множественногогражданства, которым должно соответствовать внутреннее законодательствогосударств-участников.[13]В ней указывается (ст. 3), что каждое государство определяет в соответствии сосвоим законодательством, кто является его гражданином. Это законодательствопризнается другими государствами, если оно соответствует применимыммеждународным конвенциям, международному обычному праву и общепризнанным правовымпринципам в отношении гражданства.
ВКонвенции устанавливается (ст. 4), что правила каждого государства-участника,регулирующие гражданство, основываются на следующих принципах:
a)каждый человек имеет право на гражданство;
b)следует избегать безгражданства;
c)никто не может быть произвольно лишен своего гражданства;
d) нивступление в брак, ни расторжение брака между гражданином государства-участникаи иностранцем, ни изменение одним из супругов во время пребывания в бракегражданства не влекут за собой автоматически последствий для гражданствадругого супруга.
Устанавливается(ст. 9), что каждое государство-участник, в случаях и на условиях,предусмотренных его внутренним законодательством, способствует восстановлениюего гражданства бывшими гражданами, на законном основании постояннопроживающими на его территории.
ВКонвенции рассматриваются процедуры, касающиеся гражданства.
Важнуюроль в регулировании вопросов гражданства играют также двусторонние имногосторонние договоры и соглашения России с другими государствами.
Кчислу такого рода документов относится Меморандум от 28 марта 1994 г. „Обосновных принципах решения вопросов, связанных с гражданством и правовымстатусом граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территорииРеспублики Казахстан, и граждан Республики Казахстан, постоянно проживающих натерритории Российской Федерации“.
Важнуюроль в регулировании вопросов гражданства играет Соглашение между РеспубликойБеларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерациейоб упрощенном порядке приобретения гражданства от 26 февраля 1999 г. (вступилов силу 4 ноября 2000 г.).
УставСоюза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. о гражданстве предусматриваетравноправие между гражданами двух государств, а также посвящен специфическимправам граждан договаривающихся государств как граждан Союза. Согласно ч. 1 ст.13 Устава полномочия Союза и его органов направлены на обеспечение равенстваполитических и социально-экономических прав граждан. Для этой цели Союз наделенполномочиями обеспечить равенство прав граждан Союза в получении всех видовобразования и медицинской помощи, трудоустройстве, оплате труда и другихобластях (п. „б“ ч. 1 ст. 15); равные права в социальной сферепредусмотрены ст. 10, а в экономической — ст. 9»л" Устава.
Союзнаделен полномочиями обеспечить права граждан России и Беларуси как гражданСоюза (п. «а» ч. 1 ст. 15).
ВУставе закреплено право граждан Союза свободно передвигаться и постояннопроживать в пределах территории договаривающихся государств с соблюдениемправил, установленных законом этих государств в отношении отдельных районов иместностей (п. «а» ч. 3 ст. 18).
Согласност. 14 Договора граждане государств-участников являются одновременно гражданамиСоюзного государства. В Союзном государстве признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормаммеждународного права.
РоссийскойФедерацией заключен также и ряд других международных соглашений, в которыхрассматриваются вопросы гражданства.

/> Заключение
Рассмотрев конституционно– правовые основы института гражданства Российской Федерации, можно сделатьвывод, что наиболее важной составной частью института, составляющего основыправового статуса личности, которые утверждены в действующей КонституцииРоссийской Федерации, является совокупность норм, регулирующих именногражданство.
Конституционно-правовойинститут основ статуса личности отражает существенные исходные начала,определяющие положения человека в обществе и гражданстве, принципы ихвзаимоотношения. Отсюда мы и выводим гражданство как один из элементовправового статуса личности.
В нашей стране вопросыгражданства встают наиболее остро. В процессе движения за обретение суверенитета,в ходе которого достичь его иногда пытаются любой ценой, нарушаются, преждевсего, права и свободы некоренного населения, проживающего на территории бывшихсоюзных республик.
Все более тревожнойстановится практика деления граждан на своих и чужих. Выдвигая заслон подобнойпрактике, Россия подписала двусторонние соглашения с Эстонией, Латвией,Украиной и другими суверенными государствами. В рамках соглашения о созданииСНГ специально указывается, что Договаривающиеся стороны гарантируют своимгражданам независимо от национальности или иных различий равные права исвободы. Каждая из Сторон гарантирует гражданам других сторон, а так же лицамбез гражданства права и свободы в соответствии с общепринятыми международныминормами о правах человека.
Наиболее важный принцип,который до этого не утверждался ни в одном советском законе — права двойногогражданства. Ранее это право отвергалось.
Но в то же времягосударства по возможности стремятся ограничить его представления, дабыизбежать возникающих при наличии двойного гражданства правовых коллизий.Наличие двойного гражданства ведет за собой ряд трудностей, потому что один изострых вопросов, связанных с регулированием гражданства. В международнойпрактике эти вопросы регулируются путем заключения международных имежгосударственных договоров и предоставления лицам с двойным гражданствомрежима наибольшего благоприятствования.
Занятая РоссийскойФедерацией позиция, продиктованная особенностями её исторического,демографического и политического развития, а равно инационально-психологическими факторами представляется вполне взвешенной идемократической. Тем самым юридически утверждается принцип непрерывностироссийского гражданства, его открытости для всех сограждан, разбросанных волеюсудеб по белу свету, и всех желающих приобщиться к её духовному, культурным ичеловеческим ценностям и пользоваться её юрисдикцией.
В этом отношенииподчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный закономсудебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением,прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а такжепроцессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросамгражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного законазаинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренныймеханизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.
Действующая КонституцияРоссийской Федерации и Закон о гражданстве Российской Федерации — являютсяосновными демократическими источниками, в которых заключены нормы, регулирующиеустойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупностиих взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании иуважении достоинства, основных прав и свобод человека. Помимо этого государствотакже защищает гражданские права человека: личные, экономические, социальные идругие. Такие права закреплены в Конституции Российской Федерации какосновополагающие принципы правового демократического государства.
Развитие института гражданства,норм, которые регулируют вопросы, связанные с этим, повлечет за собой немалопроблем. Особенно остро это будет осуществляться в России, в связи с ееисторически — политическим прошлым и не менее кризисным в политическом планенастоящем.
Не на должном уровнеразвиты связи, регулирующие вопросы гражданства со странами ближнего и дальнегозарубежья, что может повлечь за собой нарушение статьи 61 части 2 КонституцииРоссийской Федерации, которая гарантирует своим гражданам защиту ипокровительство за ее пределами.
Таким образом,государство не в праве допускать нарушения закрепленных в КонституцииРоссийской Федерации демократических принципов, а в частности, связанных сгражданством, так как нарушают свою демократическую основу. Во избежание этого,государство должно вести политику, направленную на поддержание не толькообщедемократических принципов, но и вопросов, касающихся гражданства, путемсоздания нормативно-правовых актов, федеральных законов и международныхдоговоров.
Итак, гражданство являетсяодним из основных показателей здоровья всего государства. Из этого следует, чтозащита и развитие этого института есть обязанность не только государства, но ичеловека.
/> Список использованной литературы
      
1.     КонституцияРоссийской Федерации от 12 декабря 1993 года. – М.: Центральная избирательнаякомиссия РФ, 1993.
2.     Европейскаяконвенция о гражданстве
3.     Конвенция обупрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств – участниковСодружества независимых государств (заключена в Москве 19.01.1996 г.)
4.     Федеральный законот 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
5.     Федеральный законот 18.07.2006 № 109 – ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц безгражданства в Российской Федерации».
6.     Авакьян С.А.Гражданство Российской Федерации. – м.: Юрист, 1994.
7.     Гражданство исвобода передвижения. М.: БЕК, 1994.
8.     Кутафин О.Е.Российское гражданство. М.: Юристъ, 2004.
9.     Варлен М. Новыеаспекты института Российского гражданства// Законность, № 12, 2002.
10.   Головастикова А.Н. Прекращениегражданства РФ: сравнительный анализ законов о гражданстве 1991 и 2002 годов //Законодательство и экономика, 2005, № 5
11.   Кобец П.Н. Особенности конституционно– правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в РоссийскойФедерации на современном этапе развития общества // Конституционное имуниципальное право. № 1, 2004.
12.   Маликов М.К. Гражданство РоссийскойФедерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8. – с.21-24.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :