Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и виды объектов торгового оборота

Министерство образования РоссийскойФедерации
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Государственный университетуправления
Курсовая работа
По учебной дисциплине: "Коммерческоеправо"
На тему: «Понятие и видыобъектов торгового оборота»
Выполнил студент 6-го курса
Заочного отд. Федотов А.А.
Спец.: Юриспруденция
Группа: ЮР6-03/2-3
Москва – 2009

Содержание
 
Введение
1. Понятие объектов торгового оборота
2. Виды объектов торгового оборота
3. Правовой режим товаров в торговлеи способы его формирования
4. Классификация товаров
Список используемой литературы
 

Введение
Объектыкоммерческого права являются составной частью единой системы, состоящей изсубъектов торговой деятельности, а также из отношений, складывающихся вторговой сфере между этими субъектами. При этом отношения между субъектамикоммерческой (торговой) деятельности складываются по поводу объекта, т.е.определенного имущества, товара.
Такимобразом, объектами коммерческого права является имущество, т.е. товар, поповоду которого складываются отношения между субъектами коммерческой, торговойдеятельности.
Очевидно,что объекты коммерческого права немыслимы вне связи с субъектами торговыхотношений, точно также как немыслима система без взаимообусловленных,взаимосвязанных элементов. По сути своей объекты торговой, коммерческойдеятельности являются теми вещами, с помощью которых формируется предмет коммерческогоправа. Предмет составляют торговые отношения, формирующиеся относительнообъекта (товара, имущества).
Следовательно,объектом торговых (коммерческих) правоотношений является товар.
Объектомкоммерческих правоотношений является то, что может участвовать в торговле,коммерческом обороте, т.е. переходить от продавца к покупателю по используемымв торговле договорам, а также услуги непосредственно связанные с такимпереходом. Таким образом, объектами коммерческой деятельности являются товары инекоторые услуги, непосредственно связанные с торговлей.

1.Понятие объектов торгового права
 
Объекты торгового права обозначаются единым понятием — товары. Товар традиционно определяют как продукт трудовой деятельности,предназначенный для продажи. Это могут быть изделия, созданные в процессепроизводства либо полученные в результате иных видов деятельности (добытыйуголь, выловленная рыба и др.).
Длякоммерческого права понятие товара — одно из ключевых, поскольку именно оноявляется определяющим для таких важнейших, используемых в данной отрасли правапонятий, как цена, товарооборот, товарные запасы, товарные потери и др.
Врыночной экономике товаром в конечном счете является все, что может бытьобъектом возмездных сделок. Статус товара приобрели предприятия, рабочая сила.Постепенно товаром становится земля, природные ресурсы.
Вместес тем торговый оборот — это лишь один из участков имущественных отношений. Вкоммерческом праве термин «товар» имеет не всеобщее, а более узкоезначение. Говоря о товаре нам приходится вводить ряд ограничений, налагаемыхспецификой торгового оборота. Многое из того, что выступает товаром вгражданско-правовом значении, не входит в круг объектов торгового права, неотносится к коммерческой деятельности.
Преждевсего объектами торгового оборота выступают лишь материальные предметы, т.е.вещи. Сюда не включаются бестелесные объекты (так называемая интеллектуальнаясобственность), под которыми понимаются авторские права, изобретения, «ноу-хау»и др. Не входят в сферу торгового оборота личные права.
Вторговые отношения не включаются сделки по снабжению теплом, электроэнергией,водоснабжению. Формально порядок реализации этих ресурсов подчинен общимтребованиям купли-продажи. Однако особенности содержания и порядка исполнениядоговоров с такими объектами столь значительны, что их невозможно относить кактам торгового оборота в традиционном его значении.
Дляроссийского законодательства характерна множественность определений понятийтовара, причем законодательные определения и определения в подзаконных актахпривязаны к целям издания акта и в силу этого отражают только ту часть понятия «товара»,которая прямо относится к регулируемым отношениям.
Определениепонятия «товар» содержится в ряде законов. Статья 38 НК РФ относит ктоварам любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации, — подобное определение менее пригодно для целей коммерческого права. Согласно п.1 ст. 18 Таможенного кодекса, «товары — любое движимое имущество, в томчисле валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии итранспортные средства, за исключением транспортных средств», используемыхдля международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другоетранспортное оборудование.
Длятого чтобы признаваться товаром, объект должен обладать экономическимихарактеристиками: он должен иметь потребительную стоимость, т.е. способностьудовлетворять конкретные человеческие потребности, и меновую стоимость, т.е.свойство обмениваться на другие товары. Соответствующий объект становитсятоваром, когда по поводу него возникают имущественные правоотношения.
Дляимущественных отношений характерна широкая трактовка сущности товаров. Самопонятие «товар» в перечне объектов гражданских правоотношений (ст. 128ГК РФ) не упоминается. В цивилистике «понятие товара отождествляется визвестном смысле с категорией объекта гражданских прав, если не учитывать вчисле последних личные неимущественные права. Иначе говоря, подавляющеебольшинство объектов гражданских прав выступает в форме товаров и в силу этоговходит в понятие гражданского (имущественного) оборота».
Чтокасается торгового оборота, то он характеризуется рядом принципиальных отличийот имущественных (гражданско-правовых) отношений. Это всегда возмезднаядеятельность, имеющая определенную целевую направленность — продвижение товараот изготовителя к потребителю. Если гражданскому праву термин «товар»вообще не свойственен и лишь косвенно упоминается в законе, то длякоммерческого права он является одним из основополагающих.
Необходимыми существенным признаком объектов торгового права является их коммерческаяоборотоспособность, т.е. способность служить объектом торговых договоров именять собственника.
Дляопределения понятия объектов торгового права необходимо выявление различийторгового и гражданского оборота. Сущностью торгового оборота является движениетоваров на возмездной основе от изготовителя к потребителю. Понятиегражданского (имущественного) оборота является более широким. Понятие огражданском обороте включает в свое содержание такие безвозмездные действия,как дарение, завещание, по самой идее несогласуемые с понятием экономического(торгового) оборота. Современное гражданское законодательство также включает всостав гражданского оборота любые отношения по передаче имущества (п.1 ст.2 ГКРФ).
Статья129 ГК РФ говорит об оборотоспособности объектов гражданских прав. Согласно п .1названной нормы объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться илипереходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства(наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они неизъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Коммерческаяоборотоспособность означает возможность свободного отчуждения объектов навозмездной основе. Она не касается актов безвозмездной передачи имущества, втом числе в порядке дарения, наследования, реорганизации юридического лица либоиным способом.
Исходяиз изложенного в самом общем виде товар можно определить как то, что не изъятоиз торгового оборота. Товаром может быть имущество, имущественные права,информация, результаты интеллектуальной деятельности и т.д. Критерием отнесениятого или иного объекта к товарам служит его оборотоспособность, т.е.способность вступать в торговый оборот. Строго говоря, изделие, сырье и т.п.делают товаром не их потребительские свойства, а разрешение государства на ихкоммерческий оборот. Статья 129 ГК выделяет три группы объектов гражданскогоправа с точки зрения оборотоспособности: свободно отчуждаемые или переходящиеот одного лица к другому объекты; объекты, ограниченные в обороте и объекты,изъятые из оборота. Последняя категория не может служить товаром. Всоответствии с п. 2 ст. 129 ГК виды объектов, полностью изъятых из оборота,должны определяться в законе. Правовой статус изъятых из оборота объектов нерегулируются коммерческим правом.
Такимобразом, объектами торгового оборота признаются товары, т.е. имущество,обладающее оборотоспособностью и реализуемое в ходе торговой деятельности наоснове возмездных договоров.
2. Виды объектов торгового права
Основнымвидом объектов торгового права являются материальные предметы, имеющиевещественную форму (вещи).
Материальныеобъекты включают в себя потребительские товары, предназначенные дляудовлетворения личных потребностей людей, и товары производственногоназначения, служащие использованию в производстве, — сырье, материалы,комплектующие изделия, оборудование и др.
Вместес тем не все вещи относятся к объектам торгового оборота. Среди иных вещей впредметном, материальном виде также не все входят в состав объектов торговогоправа.
Торговыйоборот обслуживает продвижение товаров от изготовителей к потребителям.Поскольку недвижимое имущество не может свободно перемещаться, сделки с нимтрадиционно не включаются в торговые кодексы. Таким образом, недвижимость — этоне товар коммерческого права, хотя и объект гражданского оборота.
Сделки по купле-продаже зданий, иной недвижимости во всеммире требуют более строгого оформления — в нотариальной или, как минимум, впростой письменной форме с соответствующей регистрацией. Что касается торговыхдоговоров, то для них принят более простой порядок совершения, включая устный.Кроме того, сделки с недвижимыми объектами носят для собственников разовый, ане повторяющийся, не систематический характер. Условия каждого договораприходится вырабатывать индивидуально. Поэтому едва ли верно требоватьотнесения операций с недвижимостью к торговому, а не к гражданскому праву.
Зарубежноезаконодательство о торговле в числе своих объектов нередко называет оказываемыеуслуги и выполняемые работы. С торговым оборотом непосредственно связанооказание большого числа различных услуг. Объектами коммерческих правоотношенийявляются не любые услуги, а только те, которые:
во-первых,оказываются исключительно покупателям;
во-вторых,по своему характеру непосредственно связаны с коммерческой деятельностью.
Некоторыевиды торговли (развозная торговля, разносная торговля, посылочная торговля,торговля через Интернет, торговля с использованием телевидения, как, например, «Магазинна диване») прямо связаны с оказанием определенных услуг покупателям и безних утратили бы свою специфику в качестве разновидности коммерческойдеятельности.
Неподлежат отнесению к торговому обороту операции по продаже фондовых бумаг,обеспечительных бумаг, облигаций и иных документов, дающих право на получение денеги дивиденда. Торговое законодательство не включает сделки с ценными бумагами иназванными документами в свою сферу.
Отсобственно ценных бумаг следует отличать товарораспорядительные документы,которые безосновательно смешивают с ценными бумагами. Передачатоварораспорядительного документа на товар приравнивается к передаче самоготовара (п.3 ст.224 ГК РФ), поэтому товарораспорядительные документыиспользуются в торговом обороте и относятся к объектам торгового права.
Товарораспорядительныедокументы представляют собой составленные на формулярных бланках, т.е. бланкахс обязательными реквизитами, тексты договоров. Законодательство называет двавида таких документов: коносаменты на морскую перевозку и складскиесвидетельства. Документы эти всегда выдаются профессиональными перевозчикамиили хранителями.
Интересы торгового оборота нередко требуют ускореннойпередачи прав на товар, перевозимый морем или сданный на склад для хранения.Поэтому сформировался и получил закрепление в законе упрощенный порядокперемены кредитора в обязательствах, оформленных выдачей коносаментов искладских свидетельств, путем непосредственной передачи таких документов,составленных на предъявителя, или путем учинения на них переуступочной надписи.
Припередаче товарораспорядительного документа к новому кредитору наряду с правомсобственности на товар переходит также комплекс прав и обязанностей по договоруперевозки или хранения. Так, новый грузополучатель обязан принять и вывезти изпорта свой груз, уплатить необходимые сборы. Он несет риск случайной утраты ипорчи груза при перевозке. В договоре хранения новый поклажедатель обязанзабрать товар по окончании срока договора, вносить плату за хранение, возмещатьиные расходы хранителя. Подобных обременений для кредиторов при операциях сценными бумагами не возникает.
Товарораспорядительныйдокумент — это составленный на формулярном бланке договор морской перевозки илихранения, перемена собственника товара и кредитора в обязательстве из которыхпроизводится путем непосредственной передачи новому собственнику (кредитору)экземпляра договора, выданного на предъявителя, или учинения переуступочнойнадписи на договоре.
Кчислу товарораспорядительных документов относятся складские свидетельства,выдаваемые поклажедателям в подтверждение принятия товара на хранение. Онивыдаются специальными субъектами — товарными складами, которые осуществляютпрофессиональное хранение товаров. Складские свидетельства бывают двух видов:простое и двойное. Двойное складское свидетельство состоит из двух частей:складского свидетельства и залогового свидетельства. Залоговое свидетельствоимеет в ГК РФ название варранта. Такое обозначение не соответствуеттерминологии, принятой в зарубежной торговой практике, где варрантом именуютвсякое складское свидетельство на хранимый товар.
В ст.912-917 ГК РФ определено содержание складских свидетельств и установлен порядокработы с ними.
Впростом и двойном складских свидетельствах должны быть указаны:
1)наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение;
/>2) текущий номерскладского свидетельства по реестру склада;
/>3) наименование юридического лица либо имя гражданина, откоторого принят товар на хранение, а также место нахождения (место жительства)товаровладельца. Сведения об этом лице указываются лишь в двойномсвидетельстве. Что касается простого свидетельства, то оно выдается напредъявителя;
/>4) наименование иколичество принятого на хранение товара — число единиц и (или) товарных мест и(или) мера (вес, объем) товара;
/>5) срок, на которыйтовар принят на хранение, если такой срок устанавливается, либо указание, чтотовар принят на хранение до востребования;
/>6) размервознаграждения за хранение либо тарифы, на основании которых он исчисляется, ипорядок оплаты хранения;
/>7) дата выдачискладского свидетельства.
/>Обе части двойногоскладского свидетельства должны иметь идентичные подписи уполномоченного лица ипечати товарного склада.
Принесоответствии установленным требованиям документ не признается складскимсвидетельством. Он утрачивает значение товарораспорядительного документа,действуя лишь в качестве договора хранения или залога.
Двойноескладское свидетельство представляет два договора: хранения товара и залогаэтого же товара. Договоры могут отделяться друг от друга простым разделениемчастей двойного свидетельства. Они могут передаваться вместе или порознь другимлицам путем учинения передаточной надписи. Залог товара по залоговомусвидетельству (варранту) более прост и удобен, чем по обычному договору залога.
Указаннымиобстоятельствами определяются функции складского свидетельства кактоварораспорядительного документа. Складское свидетельство и залоговоесвидетельство после разъединения поступают в обращение, могут использоватьсясамостоятельно, находясь у разных лиц.
Товарныйсклад выдает товар держателю двойного складского свидетельства в обмен на обеего части: складское свидетельство и варрант, предъявленные вместе. Дляполучения товара возможно также предъявление складского свидетельства вместе сдокументом об уплате всей суммы долга по варранту.
Залогтоваров с помещением их на товарные склады — высоко эффективная обеспечительнаямера. Она позволяет осуществлять устойчивое банковское кредитование торговыхорганизаций, оставляя у последних возможность распоряжения товаром дляпогашения задолженности по кредиту. Кредитование торговли всегда служилоусловием активного развития самих банков с учетом высокой скорости обращенияторгового капитала. Однако в России число товарных складов незначительно,ограниченный характер носит и применение складских свидетельств.
Второйвид товарораспорядительного документа — коносаментна перевозкугруза морским транспортом. Если коносамент выписан на предъявителя илипредусматривает право приказа грузоотправителя либо грузополучателя на выдачугруза другому лицу, то становится возможной передача в оборот такого документа.С ним могут совершаться сделки, в том числе биржевые. По просьбегрузоотправителя коносамент может выдаваться в нескольких экземплярах суказанием их числа. Данное правило также облегчает использование коносамента вкачестве товарораспорядительного документа.
Кклассу товарораспорядительных документов относят накладные на перевозку грузовдругими видами транспорта. Эти накладные являются именными, т.е. выписываютсяна конкретного грузополучателя. Однако указанный в накладной получатель может:во-первых, переадресовать, переотправить груз, указав нового получателя;во-вторых, выдать другому лицу доверенность на право получения груза отперевозчика. Возможность совершения операций по передаче товара другим лицампревращает транспортные документы в особый объект торговых сделок, продаваемыйпо таким документам товар на лексиконе коммерсантов называется «товар наколесах».
Средстваиндивидуализации товара как объект торгового права
Потребноститоргового оборота обусловили необходимость выделения товара среди другихподобных товаров путем указания изготовителя или источника происхождениятовара. Основными средствами отличения товаров и услуг одних лиц от товаров иуслуг других лиц являются товарный знак и знак обслуживания.
Вкачестве товарных знаков и знаков обслуживания применяются словесные,изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации. Правоваяохрана, а соответственно, и сама возможность использования товарных знаковвозникает с момента их государственной регистрации. Товарный знак может бытьзарегистрирован на имя юридического лица или индивидуального предпринимателя наоснове заявления с приложением установленных документов. После регистрации лицувыдается свидетельство на товарный знак или знак обслуживания.
Нарядусо знаками, зарегистрированными на отдельных лиц, применяются коллективныезнаки. Коллективным знаком является товарный знак союза, хозяйственнойассоциации или иного добровольного объединения предприятий, предназначенный дляобозначения выпускаемых и реализуемых ими товаров, обладающих единымикачественными или иными общими характеристиками.
Использованиемтоварного знака признается проставление его на товарах, для которых товарныйзнак зарегистрирован, или на упаковке товаров владельцем товарного знака илилицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора.Использование возможно также в рекламе, печатных изданиях, на бланкахорганизации, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.
Впоследний период широкое распространение получил термин «брэнд». Онобозначает известный на рынке товарный знак (знак обслуживания) или группу товарныхзнаков на изделия определенного изготовителя. В таком же значении употребляетсяпонятие торговая марка. Эти понятия, несмотря на повсеместное применение, незакреплены законом.
Правона использование товарного знака может быть предоставлено его владельцемдругому лицу по лицензионному договору. Договор регистрируется в федеральномведомстве по интеллектуальной собственности и без такой регистрации признаетсянедействительным. Лицензии бывают двух видов: исключительные инеисключительные. Исключительная (полная) лицензия запрещает владельцупереданного товарного знака его использование в пределах срока действиядоговора. Неисключительная (неполная) сохраняет за владельцем переданноготоварного знака возможность самому его использовать.
Использованиетоварного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения наоднородных товарах без разрешения правообладателя признается нарушениемисключительных прав последнего. Незаконным использованием считается размещениечужого товарного знака или сходного обозначения на товарах, этикетках, упаковкеэтих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, демонстрируются навыставках и ярмарках, хранятся или перевозятся для введения в оборот.
Незаконноеиспользование чужого товарного знака и наименования места происхождения товаравлечет установленную законом ответственность, включая уголовную.
 
3.Правовой режим товаров в торговле и способы его формирования
Правовой режим товаров в торговле создается различнымиспособами, они достаточно разнообразны. Это могут быть требования, касающиеся:
— определения статуса, правомочий продавца и покупателя. Здесь черезрегулирование правоспособности оказывается влияние на совершение операций стоварами;
— возможности и порядка приобретения или отчуждения различных товаров;
— порядка хранения, транспортировки, учета различных товаров, также создающиеразные правовые режимы.
Статья8 Конституции РФ 1993 г. устанавливает, что в Российской Федерациигарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Вместес тем, интересы охраны здоровья населения, государственной безопасности и иныепубличные интересы в определенных случаях требуют ограничения оборота товаров.Такое ограничение устанавливается законом, в котором определяются видыограничиваемых в обороте объектов и порядок ограничения их оборотоспособности.
Статья129 ГК РФ, регулирующая оборотоспособность объектов гражданских, асоответственно, и торговых правоотношений, в самом общем виде называет трирежима обращения товаров. Это свободно отчуждаемые товары, ограниченные вобращении и изъятые из оборота.
Режимныетребования, связанные с вещественными свойствами объектов, могут диктоватьсяинтересами государственной и общественной безопасности. Так, в целях государственногоконтроля, полностью изъятыми, к примеру, считаются стратегические материалы,вооружение, взрывчатые вещества, ракетная техника, шифровальная техника и ряддругих. На практике это имущество может продаваться и продается, но вспециальном порядке.
Установлениережимных требований зачастую диктуется экономическими интересами государства,целями защиты отечественных производителей. Это касается экспортных поставок изакупок по импорту. Здесь используются разнообразные приемы, создающие особые правовыережимы деятельности с определенными товарами.
Различаютсяследующие методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности: 1)таможенно-тарифное регулирование; 2) нетарифное регулирование; 3) запреты иограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальнойсобственностью; 4) меры экономического и административного характера,способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Так,согласно ст. 23 и 24 Федерального закона «Об основах государственногорегулирования внешнеторговой деятельности» нетарифными способамирегулирования внешнеторговой деятельности служат, в частности, лицензированиедеятельности и введение квот на экспорт и импорт отдельных товаров. Выдачалицензий и распределение квот, в том числе в порядке проведения конкурса илиаукциона, производится по решению федерального органа, определяемогоПравительством РФ.
Некоторымифедеральными законами предусмотрены количественные ограничения реализацииотдельных видов товаров также на внутреннем рынке. Так, закупки этиловогоспирта для производства алкогольной продукции осуществляются по устанавливаемымдля организаций-покупателей квотам.
Воздействиена процесс реализации товаров может оказываться путем изменения статуса, т.е.путем расширения или ограничения правоспособности лиц. Согласно ст. 49 ГК РФпредпринимательские организации могут осуществлять любые виды деятельности,если они не запрещены законом. Вместе с тем торговое законодательство можетограничивать участие субъектов в обороте определенных товаров. Так, оптовуюторговлю лекарственными средствами вправе осуществлять только юридические лица.Розничной торговлей лекарствами могут заниматься только аптечные организации.
Коммерческаяправоспособность организаций может расширяться или ограничиваться также инымиспособами. Инструментом регулирования правоспособности, прежде всего, служитлицензирование деятельности. Причем лицензии на осуществление определенныхвидов деятельности, регламентирующие статус организации, следует отличать отлицензий на экспорт или закупку по импорту конкретных видов и количеств товара.
Обязательностьи порядок лицензирования определены Федеральным законом от 08.08.01 N128 -ФЗ«О лицензировании отдельных видов деятельности». Закон установилисчерпывающий перечень видов лицензируемой деятельности, субъекты РоссийскойФедерации в настоящее время лишены права изменять его. Закон предусматривает, вчастности, необходимость лицензирования торговли оружием и патронами,реализации нефти, газа и продуктов их переработки; заготовки и реализации ломачерных и цветных металлов, распространения лекарственных средств и изделиймедицинского назначения.
Лицензиитребуются в дополнение к обязательной государственной регистрации юридическихлиц. Торговля без лицензии считается незаконным предпринимательством и влечетответственность по ст. 171 УК РФ. Законодательное и административноерегулирование круга субъектов, правомочных осуществлять производство, продажу иприобретение соответствующих товаров, влияет на структуру торгово-хозяйственныхсвязей, объемы продаж, другие условия договоров, т.е. на правовой режимтоваров.
Винтересах обеспечения здоровья граждан введена государственная регистрациявпервые производимых или ввозимых на территорию России пищевых продуктов,материалов и изделий. После экспертизы документов и проведения испытанийтоваров они вносятся в Государственный реестр, который ведет Минздрав РФ.Заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации, дающее право напроизводство, закупку, транспортировку, реализацию. Аналогичный порядокустановлен для новых видов лекарственных средств. Товары, не прошедшиегосударственную регистрацию, подлежат уничтожению.
Закономмогут вводиться ограничения на совершение определенных видов сделок сотдельными товарами. Так, например, закон запрещает заключение договоров меныалкогольной продукции.
Различияв правовом режиме обращения товаров могут создаваться и в связи срегулированием порядка розничной торговли. Издаются также правила розничнойторговли иными видами товаров. Правила адресуются рознице, но одновременнозатрагивают оптовую торговлю и даже деятельность изготовителей товаров. Правилатребуют, в частности, чтобы предназначенный для розничной продажи товар былдоведен до состояния коммерциализации. Это означает, что товар должен бытьпомещен в упаковку, удобную для хранения и использования, снабжен маркировкой суказанием на ней необходимых сведений о товаре, инструкцией по применению,техническим паспортом.
Мерыпо регулированию производства, оптовой и розничной торговли непосредственновлияют на установление торговых связей, на обращение товаров. Изготовители иприобретатели обязаны учитывать правила, действующие по всей цепочкепрохождения товара, чтобы не столкнуться с затруднениями при реализации, неоказаться вынужденными забирать обратно свой товар или подыскивать другогопокупателя.
Ограничение оборотоспособности товаров может производиться поиным основаниям. Они могут также устанавливаться применительно к продавцам(продажа лекарственных препаратов требует от продавца знания фармакологии,удостоверенного соответствующим документом), покупателям (например, правоприобретения оружия и патронов к нему предоставлено лицам, имеющимсоответствующее разрешение), по месту торговли (например, не допускаетсяпродажа алкогольной продукции в детских, учебных, культовых илечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях).
4.Классификация товаров
Товарычрезвычайно разнообразны и поэтому в рамках коммерческой деятельности могутбыть классифицированы по разным признакам. Для повседневной коммерческойпрактики большое значение имеют товароведческие классификации, поскольку онипозволяют упорядочить имеющиеся товары, обеспечить их надежный учет, хранение иускоряют поиск востребованных покупателями товаров (например, при складировании).С точки зрения применения коммерческого права важны такие классификации,которые выявляют однородные с правовой точки зрения группы товаров. Этопозволяет продавцу и покупателю производить в связи с данными товарами или поотношению к ним однородные правовые действия.
Склассификацией товаров с точки зрения их правового режима на товары находящиесяв свободном обороте и товары ограниченной оборотоспособности уже говорилось впредыдущем параграфе зависимости от назначения товары подразделяют на двегруппы: товары народного потребления и товары производственного назначения.Подзаконные нормативные акты обычно посвящены одной из этих групп иотносительно редко содержат общие требования.
Товарынародного потребления — это товары, предназначенные для продажи населению сцелью личного, семейного, домашнего использования, не связанного спредпринимательской деятельностью.
Подтоварами производственного назначения понимаются товары, предназначенные дляпродажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью ихиспользования в хозяйственной деятельности. К товарам производственногоназначения относятся, например, технологическое оборудование,строительно-дорожная техника, транспортные машины общего пользования, топливно-сырьевыетовары и т.п.
Всвою очередь товары народного потребления и товары производственного назначениядля единообразного ведения первичного учета и составления статистическойотчетности объединены в укрупненные товарные группы.
Другаядовольно часто встречающаяся в нормативных актах классификация по назначению — деление на продовольственные и непродовольственные товары. Отнесение товаров кпродовольственным предопределяет особо жесткие требования к условиям и срокам,как их хранения, так и продажи, а также к срокам сертификации. Даннаяклассификация товаров оказывает определенное влияние и на специализациюпредприятий торговли, хотя, следует отметить, что нормативными актамидопускается создание и предприятий с универсальным ассортиментомпродовольственных и непродовольственных товаров.
Длякоммерсантов практический интерес представляет и классификация товаров с учетомлицензионного аспекта деятельности. Здесь можно выделить товары, торговлякоторыми и /или приобретение которых подлежат лицензированию, и товары, в отношениикоторых такие требования в законодательстве отсутствуют. К первым согласно ст.1 и п. 1 ст. 17 Федерального закона о лицензировании отдельных видовдеятельности от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ относятся: этиловый спирт, алкогольнаяи спиртосодержащая продукция, ценные бумаги, оружие, основные частиогнестрельного оружия и патроны к нему, природные ресурсы, в том числе недра,лесной фонд, объекты растительного и животного мира; шифровальные(криптографические) средства, специальные технические средства, предназначенныедля негласного получения информации; вооружение и военная техника, нефть, газ ипродукты их переработки, взрывчатые материалы промышленного назначения,пиротехнические изделия IV и V класса в соответствии с государственнымстандартом; наркотические средства и психотропные вещества. В нормативныхактах, регулирующих коммерческие правоотношения, содержится значительное числоболее детальных классификаций. Термины и определения". Он содержитопределения целого ряда понятий, позволяющих объединить товары в группы поразличным признакам: «класс товаров», «группа товаров», «видтоваров», «разновидность товаров», «ассортимент товаров».Поскольку эти понятия применяются в нормативных актах для классификации товарови являются обязательными для документации, остановимся на них подробнее.
Класстоваров — это совокупность товаров, имеющих аналогичное функциональноеназначение. Класс товаров может быть представлен, например, швейными изделиями,трикотажными товарами, галантерейными товарами, культтоварами и т.п.
Группатоваров — совокупность товаров определенного класса, обладающих сходнымсоставом потребительских свойств и показателей. Примером конкретной группытоваров являются верхняя одежда, белье, обувь, молочные продукты и т.п.
Видтоваров — совокупность товаров определенной группы, объединенных общимназванием и назначением. Примером конкретного вида товаров являются костюм,платье, куклы, сапоги, телевизор, холодильник, видеомагнитофон, кровать, твороги т.п.
Разновидностьтоваров — совокупность товаров определенного вида, выделенных по ряду частныхпризнаков. Представляется в виде конкретных марок, моделей, артикулов, сортов.
Ассортименттоваров — набор товаров, объединенных по какому — либо одному или совокупностипризнаков.

Списокиспользуемой литературы
1. Гражданскийкодекс РФ от 18.12.2006 N 230-ФЗ — Часть 4
2. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от30.11.1994 N 51-ФЗ — Часть 1
3. Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003N 61-ФЗ
4. ФЗ «О лицензированииотдельных видов деятельности». 08.08.01 N128
5. Пугинский Б.И. Коммерческое право.- Изд-во «Зерцало», 2005 г.
6. Коммерческое право: учебноепособие / Под ред. Н.В. ПоК63 стового. — М.: ИД «Юриспруденция»,2006. — 188 с.
7. Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческоеправо России: Конспект лекций. СПб., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реклама, массовое сознание общества
Реферат Психологические аспекты социально-трудовой реабилитации больных и инвалидов
Реферат "Блеск и нищета" налогового планирования при импорте
Реферат Роль денег в экономике
Реферат «История агрохимии» Общая трудоемкость дисциплины составляет
Реферат Проблемы формирования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений
Реферат Гражданство Российской Федерации
Реферат My Hawaiin Side Essay Research Paper Ive
Реферат Місце та роль української греко-католицької церкви в процесі національно-духовного відродження України
Реферат Суды субъектов РФ, порядок их формирования, их компетенция
Реферат «Условия и факторы результативной работы менеджера»
Реферат Оценка воздействия предприятия АО Васильковский ГОК на состояние окружающей среды
Реферат Языковые особенности заголовков коротких рассказов
Реферат Микола Денисюк – видавець українського літературно-мистецького журналу "Овид"
Реферат Методи дослідження екологічного стану водних обєктів