ВВЕДЕНИЕ.
Рассматриваемые нами нижепонятия сложны по своей структуре и содержанию и имеют множество спорныхпонятий и определений. За исключением, пожалуй, дисциплины, которую вюридической литературе кратко и чётко определяют, как форму поведения иобщественных связей людей. Дисциплина подразделяется на множество видов,которые строго опираются на нормативно-правовые, индивидуально-правовыетребования, а также на нравственные и иные предписания. Структуре дисциплинысвойственны, с одной стороны, устойчивость (стабильность), обеспечивающаянеобходимую упорядоченность общественных отношений, с другой – динамизм,способность к развитию.
Понятия же правопорядка изаконности чётко не определены. С одной стороны это схожие, взаимосвязанныедруг с другом понятия, с другой – во многом различны. Различны их связи изависимости: Если законность выступает как причина, то правопорядок – какследствие. При анализе законности оперируют количественными и качественнымихарактеристиками, при рассмотрении правопорядка – состояниями и их качеством.
Если право и законывыступают как возможность регулирования общественных отношений, то законность –реальность их реализации, а правопорядок – осуществлённость, действительность.Если законность – это качество нормотворческого и правореализационногопроцессов, то правопорядок – одно из существенных проявлений этих состояний.
Каждая из форм выражениязаконности имеет свои определённые последствия. Их нельзя включать в понятиезаконности, как нельзя смешивать причину и следствие. Требования законности внормотворческом процессе обуславливают стройную и разветвлённую системудемократического и справедливого законодательства.
Рассматривая эти понятиянельзя не обратить внимания на проблемы и основные пути укрепления законности иправопорядка. Законность и правопорядок – величайшие социальные ценности,основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление – одна изглавных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направленийдеятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности иправопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годырезко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них –преступлений. Укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью –жизненно важные задачи нашего сегодня.
Существует довольнораспространённое мнение, что в росте правонарушений повинны, прежде всего,юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителямизаконности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только впоследние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране– это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практикадоказала, что причины правонарушениё нужно искать не в «пережитках», не впрошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями(экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество наконкретном этапе развития страны.
Проблема ликвидациинарушений законности и правопорядка не только юридическая проблема. Для её решения,прежде всего, должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которыеподдерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершенияправонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономическихотношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание,укрепление социальных связей, развитие демократии – необходимые предпосылки иважнейшие пути укрепления законности и правопорядка.
Вместе с тем было бынеправильно рассчитывать только на эти объективные процессы. В общественеобходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность пообеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основнымииз них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественноевоздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.
Укрепление порядка вобществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самогогосударственного аппарата, без устранения таких негативных явлений, каккоррупция. Подчёркивая значимость подобного требования, Маркс в своё времяписал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первымусловием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органыдержатся в рамках закона»¹.
Чтобы иметь более полноепредставление об имеющихся и постоянно возникающих проблемах, тесно связанных синтересующими нас юридическими явлениями, стоит рассмотреть их более объёмно, иразвёрнуто, изучить их структуру и содержание, сравнить и выявить ихсоотношение.
1.ЗАКОННОСТЬ.
Рассматривая с самыхшироких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление,отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни,органичная связь права и власти, права и государства.
Законность неотторжима отобщеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение внауке, в большинстве определений законности. В таком случае законностьхарактеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь –требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на нихнормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требуетсоответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовыхнорм, т.е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Даннаясторона законности вытекает из самого факта существования права как системыобщеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как обусловии жизни государственно-организованного общества.
Другая грань исследуемогоявления отождествляется с идей законности, под которой понимается формирующаясяв общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такогореального положения, когда не останется места для произвола, будут фактическидостигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Неслучайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые вдействии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила,обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовымпринципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет еёформирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права,как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.
Понимая как методгосударственного руководства обществом, законность предполагает, что своифункции государство осуществляет исключительно правовыми средствами – путёмпринятия нормативных актов и обеспечение их неукоснительной реализации. Апоскольку правовое регулирование распространяется на различные сферыобщественной жизни, необходима достаточная полнота её регламентации. При этомгосударство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает(политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защитуправ.
В таком государственедопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключается принятиесубъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов силовымиметодами. Особое место в деятельности государства отводится законодательным исудебным органам.
В то же время законностьесть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организациии учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя ихреализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом невсякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность естьантипод произвола и беззакония, и, прежде всего беззакония самойгосударственной власти, произвола, творимого органами государства и егодолжностными лицами. Такое государство можно определить как государствострожайшей законности.
Вместе с тем требованиереализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь неформальное требование, не самоцель, а условие нормального функционированияобщества и государства, обеспечение порядка, организованности и дисциплины. Благодарязаконности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной иобщественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смыслезаконность можно считать режимом общественно политической жизни. Это режим, прикотором деятельность субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма,справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми,классовыми интересами. Режим законности – такая морально-политическаяатмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма,справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность инезыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Ещё Гегельпротивопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют законыи свобода личности, деспотии – «состоянию беззакония, в которой особенная волякак таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу законаили, вернее, заменяет собой закон»¹.
Следовательно, законность– это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правоваяатмосфера, которая ограждает личность от произвола власти, массу людей – отанархии, общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
Как режимобщественно-политической жизни, законность не есть определённый, устоявшийсяпорядок отношений. В таком понимании она была бы тождественная правовомупорядку. Законность выступает как необходимость, которая выражается в системеопределённых объективных требований, предъявляемых всем субъектам, участникамобщественной жизни, урегулированных правом. Одна часть данных требованийобращена к гражданам, организациям, другая – к различным ветвям государственнойвласти (законодательной, исполнительной, судебной).
Идею воплощениягосподства права в жизни общества, государства выдвигал ещё Аристотель, считая,что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идёт отом, что в режиме законности именно праву отводится основная роль врегулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические,политические и другие подобные мотивы должны лежать в основе социальногорегулирования
Сказанное ни в коей мерене означает призыва к введению тотальной правовой регламентации всех сфержизни. Регламентироваться правом должны только те отношения, которые в томобъективно нуждаются. Причём законодательство должно быть совершенным стехнической стороны, достаточно чётким, определённым, не допускающимпроизвольного либо противоречивого толкования и применения, не иметь пробелов.Однако это лишь один аспект вопроса. Подчёркивая господство закона, следуетпомнить, что закон и право не идентичные понятия. Политическая практикапоказывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотичных формахправления, абсолютных монархиях сами законы выступают выражением произвола. Нопри «беззаконном режиме не может быть законных действий», а «законы противтенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическимизаконами»¹.
Законность требует, чтобыпри всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона,подзаконных нормативных актов всегда соответствовало идее права, «правовойприроде вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное,справедливое, именно «правовое» решение (это требование законности определяетсятакже термином «правозаконность»). Только при наличии законодательства,адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовымпринципам, идеям свободы, гуманизма, справедливости, и обеспечивается режимзаконности.
Закон – акт высшихорганов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа,интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством,прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащее закону, есть еёнарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта,противоречащего закону.
Наивысшую юридическуюсилу имеет конституция – основной закон государства. А потому в содержаниизаконности как важнейший компонент выделяется конституционная законность.
Верховенство законапроявляется в верховенстве не только законодательного содержания, но и формы.Это означает, что нормативные акты должны приниматься в строго установленномзаконе порядке и форме. Только тогда они будут в полной мере выражать волюнарода, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивая режимподлинной законности.
Перед законом все должныбыть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовыепредписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметьпреимуществ, все права должны быть одинаково защищёнными. Этот принцип проповедовалещё Цицерон, утверждая, что «под действием закона должны подпадать все»¹.Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключённую в праве идеюсправедливости, гарантии личности от злоупотребления со стороны другихсубъектов, в том числе представителей власти.
Неукоснительноесоблюдение правовых актов всеми субъектами права диктует необходимостьреализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), ихобязательность для всех субъектов права.
Обеспечениенеукоснительной реализации прав и свобод обращено не к управомоченномусубъекту, а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданамправа. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, системуорганизационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. КонституцияРоссийской Федерации предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод.Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмомреализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может статьущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное иэффективное применение права адресовано государственным органам, в чьюкомпетенцию входит обязанность обеспечивать реализацию правовых норм. Вспомним,что применение права – деятельность компетентных государственных органов пообеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должныдействовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективнойправоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты,бюрократизма, безразличия к интересам людей, современную реакцию на любыезаявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективныхправоприменительных актов.
Законность требует, чтобылюбые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствияправонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались кответственности.
Как уже говорилось ранее– законность есть антипод произвола – деятельности, основанной не на нормахправа, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимаявластное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными илигрупповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать приэтом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Этоправило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческиморганам, которые должны исключать пробелы и противоречия в праве, создающиеусловия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
С учётом сказанного можнодать следующее определение законности.
Законность – этообщественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона вобщественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых нормвсеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе справонарушениями и произволом в деятельности должностных лиц, в обеспечениипорядка и организованности в обществе.
Содержание законности взначительной степени зависит от состава её субъектов. Большинство учёныхсвязывают само понятие законности с деятельностью всех участников общественныхотношений, т.е. государства, его органов, общественных и иных организаций,должностных лиц и граждан. Однако существует мнение, которое значительно сужаетэтот состав, исключая из него граждан, а в некоторых случаях и общественные ииные негосударственные организации. Но исключение кого-либо из составасубъектов законности создаёт иллюзию необязательности исполнения им правовыхпредписаний. Происходит сужение сферы законности, и она из общесоциального,политико-правового превращается в явление значительно узкое, связанное сдеятельностью ограниченного круга субъектов.
Такое сужение кругасубъектов законности, в условиях административно-командной системыспособствовало появлению «мёртвых зон», не подвластных закону. И хотя при этомпровозглашались идеи «всеобщности законности», фактически вне сферы её действияпостоянно оставалась верхушка партийного и государственного аппарата, а нередкои ряда государственных органов. В период культа личности Сталина это привело, вчастности к массовому произволу и беззаконию, а во время застоя и впостперестроечный период – к развитию коррупции, формированию системы кланов,безнаказанно осуществляющих преступную деятельность. Подобные явления имеютместо и в настоящее время.
Таким образом, сужениекруга субъектов законности разрушает идею её всеобщности, общеобязательностиправовых предписаний, равенства всех перед законом, что на деле приводит кразмыванию режима законности.
Нормативная стороназаконности определяется характером и содержанием правовых норм, соблюдение иисполнение которых образует это понятие. Большинство авторов связываютзаконность с необходимостью соблюдения всех правовых норм. Однако есть мнение,что смысл законности заключается в исполнении только норм, сформулированных взаконах. Принятие этой позиции означало бы исключение из сферы законностиобязательности соблюдения подзаконных нормативных актов, что, в конечном счете,неизбежно приведёт к ослаблению режима законности в стране.
Высказывалось и мнение отом, что в понятие законности входят сами нормы права, само законодательство.Законность действительно теснейшим образом связана с правом, сзаконодательством, не может без них существовать: люди соблюдают, исполняют неабстрактные лозунги, а конкретные правовые предписания. Содержание законодательства,таким образом, определяет содержание законности, её нормативную сторону. Однакосами правовые норму являются предпосылкой, а не элементом законности. Впротивном случае укрепления законности можно было бы достичь только за счётсовершенствования законодательства. Необходимо и существование самостоятельногонаучного понятия, отличного от законодательства, которое в то же время отражалобы механизм перехода от правовой возможности к правовой действительности.
Как уже было сказаноранее, в учебной и монографической литературе нет единства мнений в трактовкеэтой правовой категории. Например, В.В. Борисов даёт следующее определение:«Законность – демократический принцип Советской власти. Он проявляется в том,что ко всем органам государства, учреждениям, предприятиям, общественныморганизациям, должностным лицам и гражданам предъявлено требование строжайшеговыполнения советских законов; провозглашённые права и свободы граждан, ихорганизаций, их законные интересы гарантируются, и обеспечивается выполнениевозложенных на них обязанностей, реализация ответственности; точное инеуклонное выполнение нормативных актов и актов реализации права обеспечиваетсягосударством и общественными мерами»¹.
В других источникахинтерпретировано сходное, по сути, определение законности как принципа. Еслитак, то законность как принцип представляет собой совокупность идей и взглядов,посредством которых у всех участников правовых отношений формируется внутренняяпотребность в совершении правомерных поступков. В характеристиках законностикак метода государственного руководства обществом, как режима, состояния и т.д.фактически речь идёт о строгом и неуклонном соблюдении всеми субъектамиправоотношений действующего законодательства, юридических норм. Вместе с тем впоследние годы отечественной теории гражданского права предпринимаются попыткино-новому сформулировать определение законности. Так, Н.В. Витрук пишет:«Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выраженияправа в законах государства, в самом законотворчестве, в подзаконномнормотворчестве»¹, В.Н. Кудрявцев: «Законность – определённый режимобщественной жизни, состоящий в организации общественных отношений посредствомиздания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов»².
Приведённые суждения опонятии законности являются следствием исследования отдельных аспектов даннойпроблемы с применением конкретных методов познания, что способствовалоформированию такого многообразия определений законности. В своей совокупностивсе эти аспекты образуют методологическую основу научной разработки законностикак сложного политико-правового явления.
Сама по себе идеясистемного подхода к законности не нова. Однако в общетеоретическом планенелишне выяснить, что следует понимать под словом «аспект». В юридическойлитературе термин «аспект» имеет различное значение – свойство, фактор,качество, сторона. Мы будем считать, что аспект – это способ отражениясущественных особенностей социально-экономических процессов посредствомкатегории «законность».
В этой связи можновыделить два типа аспектов.
1. Внутренние отражаютфункциональную роль законности в системе правовых явлений, используемых дляхарактеристики правовой действительности. К их числу относятся определениязаконности как принципа, как метода государственного руководства, как режима,как состояния.
2. Внешние определяютместо и роль законности в системе ценностей, которые используются для познанияи объяснения окружающей действительности.
На наш взгляд, к внешнимаспектам, определяющим сущность и содержание данного понятия, можно отнестиследующие: социально-экономический, политико-идеологический, духовный,логико-семантический и юридический.
Социально-экономическийаспект определяет объективную природу законности, формирует условия ипредпосылки её становления и развития как самостоятельного явленияполитико-правовой действительности, исключает возможностьсубъективно-идеалистического истолкования идеи и принципов законности. Он какбы материализует идею законности на практике.
Исследованиеполитико-идеологического аспекта имеет принципиальное значение для пониманиязаконности как закономерности общественного развития. Он обуславливаетмировоззренческую основу теории законности. В качестве примера можно привестидиаметрально противоположную оценку, данную различными учёными-юристами,событиям августа – сентября 1991 г. и октября 1993 г.
Поэтому с точки зренияполитико-идеологического аспекта в содержание понятия «законность» вводится еёсистемообразующий принцип – недопустимость противопоставления законности ицелесообразности. С учётом данного подхода законность выступает не только вкачестве критерия оценки политико-правовых деяний в плане их соответствия илинесоответствия целям и задачам развития общества, но и как специфическая закономерностьвыполняет функцию их упорядочения.
Исходя из этой посылки,можно дать следующее определение. Законность – обусловленная закономерностямиобщественного развития политико-правовая форма, обеспечивающая процесс движенияобщества к состоянию правомерности путём разрешения противоречий междуполитико-экономической целесообразностью и ценностями права, выраженными вдействующем законодательстве.
Духовные устои народавсегда имели непреходящее значение. Не является исключением и современное состояниеправовой мысли. В этом плане законность – одна из универсальных категорийтеории государства и права, которая способна аккумулировать в своём содержаниисоциально-экономические, политико-идеологические, нравственные и собственноюридические ценности посредством реализации идеи справедливости.
Одним из условийпретворения в жизнь идеи справедливости, заключённой в содержании законности,выступает категория долга как следствие проявления определённого уровняправового сознания, выраженного в действующем законодательстве в видеюридической обязанности, что способствует формированию системы требований,предъявляемых обществом к поведению своих граждан в интересах их жесобственного благополучия.
Таким образом, снравственной точки зрения законность – юридическая форма выражения идеисправедливости путём формирования у индивида потребности строгого следованияпредписаниям права.
Целью любого исследованияв правоведении является определение юридической природы изучаемого феномена.Для успешного решения поставленной задачи, как нам представляется, необходимопрежде уяснить логико-семантическое значение слова «законность». Онозаключается в том, что существительные подобной группы производны отсравнительного прилагательного «законный» и указывают на процесс движения кцели. Поэтому история становления и реализации идеи законности на практикевыражается следующей формулой: по справедливости – по закону – законность.
С учётом изложенногоможно дать краткую характеристику собственно юридического содержания проблемызаконности, которая, как правило, начинается с анализа правовых предпосылок иусловий зарождения и развития данного политико-правового явления. К ним можноотнести следующие:
1. Наличиегосударствообразующих органов, выполняющих правотворческую и правоохранительнуюфункцию.
2. Действующая системаправовых предписаний, отражающих закономерности развития общества, направленнаяна упорядочение общественных отношений и обеспечение соответствующего состоянияправопорядка.
3. Достижение обществомопределённого уровня правовой культуры и правосознания, позволяющего ставитьзадачу по формированию идеи законности и претворению её в жизнь.
Главное в любойтеоретической конструкции – определение сущности исследуемого явления. В нашемслучае мы исходим из предпосылки, что сущностью законности является требованиестрогого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательствавсеми участниками правовых отношений.
Но здесь возникаетпроблема: как толковать и осуществлять данную правовую установку.
На наш взгляд, её нельзяпонимать буквально, так как это приведёт к отождествлению понятий законности иреализации права. В данном случае указанное выше системообразующее требованиевыражает движение к цели – достижение законопослушания со стороны всехсубъектов общественных отношений. Поэтому законность характеризует не состояниеили конкретный результат, а живой процесс, например формирование правовогогосударства и гражданского общества.
Такое понимание сущностизаконности позволяет говорить о её содержании как системном образовании,имеющем сложную элементарную структуру, посредством которой в понятиизаконности обобщаются предметы – носители признаков описываемого явления. Всвоём единстве они образуют объём категории «законность», а её анализ позволяетвыявить признаки законности.
К элементам содержаниякатегории «законность» относятся:
1. Совокупность идей,взглядов и принципов. Они составляют теоретико-методологическое содержание,мировоззренческую основу теории законности, посредством которых осуществляетсяобъединение смысла и назначение данной категории в системе правовых явлений.
2. Системообразующеетребование строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующегозаконодательства, выражающее цели и потребности государственного иобщественного развития.
3. Цель – формированиеправового государства и движение к состоянию правомерности. Она достигается впроцессе реализации требования точного соблюдения действующегозаконодательства.
4. Нормативная основазаконности – право, без которого она немыслима.
5. Мотивационнаядеятельность человека в пределах концепции законности. Данный элемент являетсясвязующим звеном во всей теоретической конструкции. Именно посредством целенаправленногоповедения субъектов общественных отношений происходит материализация идейзаконности.
6. Средства, способы,приёмы претворения в жизнь идей и принципов законности.
На основе всех этихэлементов можно сформулировать существенные признаки законности:
а) Причинно-следственнаяобусловленность законности политико-правовыми процессами, происходящими вобществе и государстве.
б) Всеобщность иобщеобязательность требований законности, выражающих цели развития государстваи пути их достижения.
в) Высокая степеньабстракции, которая объясняется собирательным содержанием категории«законность».
г) Объективный характерзаконности.
д) Эффективное пресечениелюбых правонарушений и обеспечение неотвратимости наказания за противоправныедеяния.
е) Осуществлениегосударственных функций по охране законности в соответствии с предписаниямидействующего законодательства.
Исходя из этого,законность можно определить как политико-правовое явление, характеризующеепроцесс совершенствования государственно-правовой формы организации обществапутём строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательствас целью формирования состояния правомерности в системе социальных отношений.
2.ПРАВОПОРЯДОК.
2.1 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПРАВОПОРЯДКА.
С конструкцией законностиорганично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядкомобычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, существующееустройство, определённая степень организованности какой-либо материи. Термин«правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристикисостояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которыевозникают в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данныхнорм. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всехсубъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективныеправа и исполняются юридические обязанности, т.е. когда субъекты правасовершают обязательные или дозволенные действия, либо воздержаться отсовершения запрещенных действий.
В интересующем нас планеприлагательное «правовой» указывает на то, что порядок образуется в связи справом и базируется на нём. Следовательно, важнейшей предпосылкой правопорядканадо считать юридическую норму и механизмы, обеспечивающие её издание ипретворение. Правопорядок, как утверждает большинство специалистов, результатреализации юридических норм. Так полагали Рудольф Иеринг и Георг Еллинек вГермании, Г.Ф. Шершеневич и Н.М. Коркунов в дореволюционной России. Эту позициюразделяет большинство современных российских юристов.
Понятие«правопорядок» используется в действующем законодательстве, в официальныхдокументах. На современном этапе развития России чёткий правовой порядок – необходимаяпредпосылка результативной работы власти, упорядочения различных сферобщественной жизни. Несмотря на это, в теории права не выработано единогоопределения этого правового явления. «Правопорядок, — отмечает С.С.Алексеев, — это состояние упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное,практическое осуществление требований законности». По мнению А.Ф. Черданцева, «Правопорядок– это порядок общественных отношений, складывающихся в результате соблюдения иисполнения законов и основанных на них других юридических актов. Правопорядок –результат действия законности».
«Правопорядок можно определить,- пишет А.С. Шабуров, — как основанную на праве и законности организациюобщественной жизни, отражающую её качественное состояние на определённом этаперазвития общества»¹.
Более развёрнутуюконструкцию этого понятия предлагает А.С. Пиголкин. Он пишет: «Правопорядок –состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений врезультате последовательного осуществления законности, характеризуется реальнымобеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридическихобязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностьювсех индивидуальных и коллективных субъектов права»².
В приведённыхопределениях, несмотря на отдельные различия, есть общий, можно сказать,сквозной момент. Его смысл в следующем: правопорядок – система общественныхотношений, основанных на нормах права, требованиях законности. Иными словами,он включает в себя сложившуюся систему правовых отношений общества иправомерное поведение индивидов, организаций. Известно, что критериемопределения степени правомерности служит степень соответствия реальных действийи поступков людей предписаниям юридических норм.
Правопорядок – результатдействия законности, выражающий осуществление требований в повседневнойжизнедеятельности индивидов, организации.
Правопорядку, как комплексномуобразованию, свойственны следующие особенности:
1. Правопорядок есть система общественных отношений,отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.
2. Правопорядок – результат действия права, законности,организующий деятельность государства, его органов.
3. Содержание правопорядка составляет правомерноеповедение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, иисполнение возложенных обязанностей.
4. Правопорядок – итоговый результат действия права, какбы замыкает цепь основных правовых явлений: право – правоотношения, законность– правопорядок.
5. Правопорядокобеспечивается государством, охраняется им от нарушений.
6. Правопорядок каксоставная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственнывсей социальной основе (кризисное состояние общества, так или иначе,сказывается на состоянии правопорядка).
В юридической литературетакже по-разному понимают и определяют правопорядок. Говорят о системе правовыхотношений, охраняемых государством; о результате законности, соблюдения прав,свобод и обязанностей граждан; о режиме подчинённости субъектов правовымпредписаниям; о формах реализации права и воплощение законности в реальныхотношениях; о состоянии упорядоченности общественных отношений, основанных направе и т.д.
Однако правовой порядокнельзя отождествлять с другими социальными и правовыми явлениями и категориями.Он имеет свои характерные черты и качественную определённость, чтообуславливает недопустимость его идентификации с системой правовых отношений, справом и законностью, с правовым режимом.
Существует утверждение,что правопорядок – это государственный, конституционный порядок. В принципе этоверно. Но нельзя не учитывать и другого: не всегда государственные вопросыполучают правовое регулирование и оформление, не все правовые стороны жизниотражаются в Конституции. Последняя может быть эффективной или неэффективной,но не все её положения могут быть реализованы. Поэтому нельзя ставить знакаравенства между этими категориями. В данном случае выделяется лишь одна связь –государственная, конституционная подчинённость и характеристика порядка.
Правопорядок иконституционный порядок не равнозначны и по существу. В любом государстве естьправо, законы, их реализация, отношения. Но в одних государствах существуетправовой порядок, а в других – лишь правовая оболочка произвола и беззакония(как это и имеет место при фашистских режимах). Только в демократическихгосударствах, где право проявляет себя как искусство добра и справедливости,утверждаются правовые начала. Поэтому при анализе правового порядка важноучитывать социальную сущность государственной власти и действующую Конституцию.
В развитомдемократическом государстве правопорядок должен отличаться следующимиособенностями:
— основываться на пргрессивномдемократическом законодательстве;
— характеризоватьсявысоким уровнем защиты прав и свобод граждан, их объединений, отличатьсяразвёрнутой системой юридических гарантий;
— обладать устойчивостью,стабильностью складывающихся правоотношений (в сфере экономики, финансов идр.), что порождает уверенность их участников в надёжности предоставленныхправ.
Правовой порядок подлежитанализу как целостное и комплексное образование. Здесь наблюдаются различныеуровни упорядоченности. Части и целое имеют свои характерные особенности.Далеко не все сферы социальной жизни, входящие в правопорядок или активновлияющие на него, регламентированы нормативными актами. В правопорядке довольномного общесоциальных тенденций, характеристик, которые не имеют юридическогосодержания, но без которых он невозможен. Это такие категории, каксправедливость, нравственность, демократизм, соответствие требованиямсоциальной нормативности и т.п.
В правовом порядке всеюридические явления (правосознание, принципы, законы, правореализация и пр.),их взаимосвязи с другими общесоциальными требованиями (порядочностью,справедливостью, нравственностью, гуманизмом и пр.) трансформируются вповеденческом взаимодействии людей, придавая им более высокие качественныехарактеристики и определяя новое состояние и свойство общественного бытия.
Таким образом, правовойпорядок – это объективно и субъективно обусловленное состояние социальнойжизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностьюсистемы правовых отношений, основанных на нормативных требованиях, принципахправа и законности, а также на демократических, гуманистических и нравственныхтребованиях, правах и обязанностях, свободе и ответственности всех субъектовправа.
Правовой порядок отражаеткоренной вопрос политики – государственную власть как свидетельство еёреальности и достижения поставленных задач. Здесь созданы формы организации,структура и полномочия государственных органов законодательной, исполнительнойи судебной власти. Конституционное, административное и иное законодательствавыступают как центральные звенья правопорядка. В них закреплены экономическиеинтересы в виде фиксации форм собственности на орудия и средства производства,способы и размеры распределения произведённого продукта.
Взгляды людей направопорядок и реальная практика часто не совпадают. Одно дело идеи, другое –их воплощение в жизнь. Не всегда властвующим силам удаётся в полном объёмереализовать свои потребности и интересы. Далеко не единичны случаи, когдаправопорядок перерастает в свою противоположность – узаконенный произвол.Пограничные зоны перерастания представляют весьма тонкую и незаметную грань.
Вместе с тем правопорядокпо своему содержанию – весьма динамичная категория. Здесь имеют место такиедезорганизующие факторы, как преступность и беззаконие. Поэтому приисследовании понятия порядка важно учитывать не только идеи и стремления, но иих реальное воплощение на практике.
Анализ правового бытияпозволяет делать прогнозы о путях формирования, совершенствования и развитияправового порядка. В нём сочетаются два исходных начала. С одной стороны, какобязательное условие функционирования общества – это объективные законы итенденции развития, жизненные реалии, социальная нормативность и потребность вупорядоченности и стабильности. С другой – функционирование государства,деятельность людей по правовому оформлению этой потребности, правоваянормативность в урегулировании отношений.
Социальная регламентациявносит упорядоченность в реальную жизнь, это её объективное свойство.Возникновение и осуществление правового порядка выступает как закономерностьобщественного развития. Но признание объективной необходимости правопорядка неозначает, что всё идёт стихийно, самотёком. Наоборот, успех возможен толькотогда, когда люди профессионально, со знанием дела используют юридическиерычаги и на требования социальной нормативности накладывают чёткую правовуюурегулированность. Общество остро нуждается в упорядочении важнейших сферчеловеческого общежития, что достигается в основном правовыми средствами. Любаябеспорядочность и бессистемность, стихия и произвол немедленно ударяют поинтересам общества и человека, нанося серьёзный урон. Только чёткаяорганизованность, упорядоченность, согласованность могут обеспечить успех дела.
Правопорядок –государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где икогда государственная власть в нём заинтересована. Именно власть устанавливаети поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаяхи защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач,осуществление сущности, формы и функций власти.
Свои юридические качестваи свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах,институтах, которые используют государственную власть. Он тесно взаимосвязан справовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, справотворчеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядоксам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории и правовые принципыимеют доминирующую черту – упорядоченность.
Можно выделить различныеуровни и характеристики упорядоченности. Правовой порядок – завершающий этапвсех юридических форм и процессов, он вбирает в себя все упорядочивающиеначала, выступая некой суммирующей величиной. Однако это совершенно неозначает, что правопорядок есть некая всеобъемлющая категория по отношению кпрвосознанию, законодательству, правореализационной практике, правоотношениям изаконности, что его можно отождествлять с правовой системой, надстройкой,совокупностью правоотношений. Правовые категории и их свойства, трансформируясьв правопорядок, теряют многие свои признаки, а передают ему лишь определённыесвойства, совокупность которых формирует новое качество.
Правопорядок есть тотюридический итог, к которому стремится и государственная власть, и всесубъектные права, используя лишь различные направления пути. В этом социальномрезультате органически сливаются объективные потребности упорядоченности жизнис деятельностью людей по урегулированию их поведения и поступков. В законахзакрепляются все вопросы, связанные с его оформлением, функционированием,поддержанием. Законодательная база определяет отношения, включаемые в системуправопорядка, участников, их правовые связи, методы и процедуры регулирования,пространственно-временные и личностные характеристики и др.
Правопорядок есть областьнаиболее значимых и весомых социальных отношений, которые подвергаютсярегулированию нормами права. Это: отношения в экономике – по поводусобственности, взаимоотношений в производстве и распределении материальных благ;в политической жизни – взаимоотношения государства и личности, междусоциальными группами, нациями, субъектами права; В социальной жизни –имущественные, личные, семейно-брачные, природоохранительные и т.п.Совокупность этих отношений может быть различной по характеристике: системной иупорядоченной или механической и неупорядоченной, демократической инедемократической, справедливой и несправедливой, гуманной и негуманной;обеспечивающей права, свободы человека и попирающей их; защищающей порядок илиоправдывающей произвол.
Поэтому чрезвычайно важновыделить социальные качества правовых отношений, которые они получают от общегорежима и устоев общественной жизни, от принципов демократии, гуманизма,справедливости, нравственности и от основ права и законности. На этомфундаменте достигается стабильность и упроченность, уравновешенность игармония, реализация прав и свобод, исполнение обязанностей и ответственность,гарантированность правовых провозглашений и ритмичность, последовательность иочерёдность действий, поступков и поведения.
Сердцевиной правовогопорядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности,которые во многом получают своё юридическое оформление в правах и свободах,обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношенияхмежду ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтомухарактерные черты правопорядка – это гуманизм, демократизм, нравственность,справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовойматерии и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная частьобщества, он несёт не себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основекоторых функционирует вся социальная система.
Правопорядок выступаетсложным и многогранным явлением и как всякая реальность подлежит анализу вединстве и противопоставлении внутренних и внешних форм. С одной стороны,устойчивые, подверженные наименьшим изменениям внутренние связи и отношения, ас другой – существуют более динамичные и многообразные проявления внешнихотношений.
Правопорядок реализуетсяв системе правовых структур, элементов и процессов, существенных свойств ипризнаков. В нём можно выделить материальное, государственно-волевое, юридическоесодержание.
Материальное содержание –это закономерности возникновения, функционирования и развития правопорядка,объективные потребности в упорядочении общественных процессов, отношения иповедение их участников, взаимосвязь с экономикой, политикой, культурой,идеологией.
Государственно-волевоесодержание следует рассматривать как суммированный результат государственнойволи и интересов всех участников правопорядка.
Юридическое содержаниетрансформируется в совокупный результат:
а) реализованности прав изаконности, проявляющейся в поведении всех участников правовых предписаний;
б) взаимосвязаннойсистемы правовых отношений, корреляции субъективных прав и юридическихобязанностей участников правопорядка;
в) упорядоченностиправовых элементов, процессов, отношений и связей.
Под формой правопорядкапонимается присущая ему организация содержания. Отражая его внутреннююструктуру, закономерности реального мира, она выступает в качестве способасуществования правового порядка. Сюда следует отнести:
а) правовое оформлениепорядка – внутреннюю организацию и внешнее проявление;
б) все статистическиеэлементы и характеристики, выраженные в нормах материального права;
в) динамические процессы– развитие, движение и изменения, отражённые в процессуальном праве; г)единичные, конкретные проявления в жизни, определённые правила поведенияучастников.
Содержание и формыправопорядка находятся в единстве. В этом заключается источник его жизненностии эффективности. Форма менее подвижна и более консервативна, более устойчива истабильна. Но она не пассивная сторона единства, она организует и выражаетсодержание, добиваясь формализации и придавая ему качественную определённость.В законах страны закрепляются все вопросы, связанные с установлением,функционированием и поддержанием правопорядка.
Правопорядок не должноеили возможное, а фактическое состояние урегулированных правом отношений, апотому с известной долей условности его можно охарактеризовать как системуправовых отношений.
Каковы же принципыправопорядка?
Определённость.Правопорядок базируется на формально-определённых правовых предписаниях,реализация которых и обеспечивает определённость общественных отношений. Этимон отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иныхсоциальных норм, где отсутствуют чёткие формальные ориентиры, а рольсубъективных моментов очень велика.
Системность. По той жепричине (связь с правом) правопорядок не совокупность единичных, разрозненныхактов поведения, различных правоотношений. Это система отношений, котораяоснована на единой сущности права, господствующей в обществе формесобственности, системе экономических отношений и обеспечивается силой единойгосударственной власти.
Организованность.Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельностигосударства, его органов.
Государственнаягарантированность. Существующий правопорядок обеспечивается государством,охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государстваявляется охрана существующего правопорядка.
Устойчивость. Возникающийна основе права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно устойчиви стабилен. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаютсясоответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характерорганизации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанныйна единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единствомгосударственной воли и законности, правопорядок один на территории всей страны.Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые егонарушения считаются правонарушениями и пресекаются государственнымпринуждением.
В силу указанныхособенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающийстабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку онопределяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболееважные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих встране политических отношений.
2.2СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА.
Правопорядок есть сложнаясистема с множеством взаимодействующих элементов, совокупностью отношений междуними и их свойствами, имеющими статистическую и динамическую характеристики.
В структуре правовогопорядка выделяются следующие элементы:
1. Закреплённаяюридическими нормами правовая структура общества, куда включаются государство,его органы, предприятия, организации и учреждения; негосударственныеобразования и общественные объединения, граждане. Чётко определяется ихатрибутивный элемент: компетенция, полномочия, функциональная нагрузка,соотношение по юрисдикции и другие правовые свойства и сферы возможныхвзаимодействий. Всё это оформляется правовым статусом участников правопорядка:конституцией, законами, уставами, договорами.
Правовая структуразакрепляет законами фактическую конституцию, т.е. строение общества. Здесьимеют место различные социальные группы, организации, учреждения, объединениялюдей. Одни из них получают организованное оформление, другие – аморфны инеорганизованны.
Первые объединения –прочны и устойчивы, они признаны субъектами права, вторые – носят признаквременности, изменчивости и выступают как участники правопорядка. Поэтому кучастнику правопорядка должны быть предъявлены определённые требования: иммогут быть только признанные субъекты права; акт признания должен иметьофициальное оформление в конституционных законах; каждый участник должен иметьчётко определённое правовое состояние и программу поведения, что определяетсяего правовым статусом.
Закон признаёт субъектамине только реальных участников правопорядка, но и всех возможных: гражданина,который только завтра родится; организацию, которую собираются создать икоторая будет отнесена к категории юридического лица. Это одно обстоятельство.Другое состоит в том, что участниками правового порядка иногда выступают люди иорганизации, не оформленные в качестве субъекта права. Реальная жизнь богаче,чем правовые нормы, поэтому следует анализировать и фактических участниковправопорядка.
Чёткая и строгаяупорядоченность взаимоотношений субъектов правопорядка и урегулированностьвзаимодействий между ними получают прямые выходы на практику, которойпроверяется обоснованность социально-правовых функций каждого элемента в сфереправопорядка. Нужны жёсткие барьеры перед попытками отдельных звеньев структурыбрать на себя не свойственные им полномочия, так как дублирование не допустимо.Практика выявляет эти отклонения, а также пробелы в урегулированности отдельныхсторон. Правовой вакуум в урегулированности общественных отношений нежелателен,ибо чаще всего он заполняется дезорганизующими факторами.
К сожалению, далеко некаждый элемент структуры имеет чёткую правовую определённость. Но все онивключены в систему правовых связей с различными функциональными нагрузками. Иесли некоторые из них не нуждаются в жёсткой правовой стабильности (различныекомпании, советы, союзы), то всем необходима твёрдая правовая основа для ихдеятельности.
Как уже отмечалось, ворганической системе правовых связей не должно быть пробелов в функциональныхвзаимодействиях, да и нельзя создавать временные структуры (комиссии, советы ипр.), подменяющие основные функции государственных органов и учреждений. Этодезорганизует порядок и выступает мощным дестабилизирующим фактором.
В целях создания прочнойправовой основы каждого элемента правопорядка государственная власть(законодатель) обязана:
— определить переченьучастников правопорядка, их строгое соподчинение, субординацию по юрисдикции ифункциям, по правам и обязанностям, правовым свойствам и состояниям во всехсферах их взаимодействия;
— указать на их связи иотношения, которые подвергаются правовой регламентации, и установить процедуруих осуществления;
— избрать правовыеметоды, средства и формы их регулирования, определить нормативность всех сторонв правопорядке, выявить их характеристики.
Участники правопорядкапризнаются в качестве таковых государственной властью. Ведущее звено –законодатель – находится в иерархической взаимосвязи со всеми компонентамиправопорядка, способствуя их правовому оформлению. Правовой статус участниковзакрепляет их свойства и состояния (в том числе праводееспособность),определяет субординацию, соподчинение, корреляционные связи. Участникиотносительно свободны в выборе варианта своего поведения и принимаемого решенияи несут ответственность за этот выбор.
2. Правовые отношения исвязи, последовательность их возникновения, развития, изменения и прекращения.В динамический аспект взаимодействия элементов структуры и их свойстввключаются реализованность прав и обязанностей, свободы и ответственностиличности, гарантированность, фактическая и правовая обоснованность поступков идействий субъектов, индивидуализированность и определённость отношений исвязей, их законность и справедливость.
Все отмеченные гарантииполучают своё оформление и выражение в нормах процессуального законодательства.
Структурные отношения –это связи между участниками правопорядка и их свойства, которые объединяются вцелостное образование. Речь идёт не о механической совокупности, а о системевзаимосвязей, об иерархической соподчинённости, организованности иупорядоченности, что придаёт правовому порядку необходимую целостность. Всистеме правоотношений участников и их свойств переплетаются количественные икачественные характеристики. Участники правопорядка взаимодействуют и погоризонтали, и по вертикали.
Право реализуется в жизнине как конгломерат юридических норм, а как взаимосвязанная совокупность,упорядоченная система институтов, отраслей, принципов права. Реальные отношенияобуславливают систему права. Совокупность правовых отношений подлежит анализу вдвух аспектах:
— статическом ипространственном как система отношений и их взаимодействий;
— в динамическом ивременном как предопределённая последовательность, очерёдность, упорядоченностьих возникновения, развития.
Эти взаимосвязи такжераспределяются и по горизонтали, и по вертикали. Статические и пространственныехарактеристики как бы раскрывают сиюминутное состояние отношений и связей вопределённых масштабных границах, это – «фотография» правопорядка.
Динамические и временныепараметры показывают, что отношения и связи – не застывшая категория, анаходится в развитии и имеет временные пределы. Они постоянно изменяются,возникают и прекращаются, уступая место новым. Необходимым условием развитияявляется последовательность, очерёдность, этапность. Каждый элемент имеет свои параметры.Несмотря на разнохарактерность названных элементов, они сводятся в единуюцелостную систему с определёнными свойствами. Например, законодательныйпорядок, порядок выборов, порядок наследования, регистрации и расторжениябрака, трудоустройства и т.п. Во всех этих юридических процессахпросматриваются субъекты и отношения, их свойства, а также процедура, движениеи развитие.
3. Атрибутивные элементыправопорядка проявляются во многом, но, прежде всего в упорядоченностиэлементов структуры. Здесь регулируется всё: участники и их отношения, связи исвойства; методы воздействия на отношения и поведение людей, процедуры ипроцессы возникновения и развития элементов. Вводится многогранная и разносторонняяправовая регламентация. Очень часто атрибутивные элементы закрепляются вправовых актах, которые называются распорядком, регламентом, процессом,протоколом и т.п. Такая многосторонняя урегулированность ведёт к устойчивости истабильности, что характеризует правопорядок кК монолитное образование.
Реальная жизнь исоциальные отношения находят своё отражение в системе права, оформленныхинститутах, подотраслях и отраслях права. Они состоят из образцов – правовыхнормативов, которые, реализуясь, упорядочивают реальные процессы. Правоваянормативность активно воздействует на социальную нормативность определённыхжизненных сфер, создавая своеобразный распорядок, который в свою очередь влияетна процессы возникновения, изменения и прекращения отношений субъектов,свойств, определяет чёткую программу развития, решения жизненных ситуаций,разрешения конфликтов, использования правовых методов, восстановлениенарушенного права. Например, правила внутреннего распорядка, трудовойраспорядок, регламент работы парламента, судебный порядок, расписание движениятранспорта и т.д. Всё это – разные уровни правовой упорядоченности.
Акты, регламентирующиепроцессы и развитие, различны по своему содержанию и форме. Они могут бытьобщего и отраслевого характера, оформленными и неоформленными, рассчитанными напостоянное или длительное действие и кратковременными, разовыми. Это — законы инормативные акты отраслевого процессуального характера, распорядки, регламенты,правовые обычаи и традиции, протоколы и т.п. Их можно систематизировать иклассифицировать, но они все имеют юридическую форму, высокую степеньформализованности, нормативность регулирования, иерархическую соподчинённость,обладают юридической силой, отвечают требованиям законности и обоснованности.
2.3ФУНКЦИИ ПРАВОПОРЯДКА.
Не случайно законность иправопорядок рассматривается как фундамент нормальной жизнедеятельностиобщества и функционирования государственной власти, как основа демократии. Ноэто одна сторона. Другая – проявляется во взаимоотношениях с внутреннимиэлементами и процессами, во взаимосвязи целого и составных частей, этокачественная характеристика внутренних связей. Наконец, есть и ещё одновыражение – деятельность, направленная на сохранение своей качественнойопределённости как необходимого условия выполнения социального назначения.
Исходя из этого, можновыделить три основные функции правопорядка.
Первая функция –взаимодействие с внешней средой, упорядочение, упрочение и стабилизация техбольших систем, составным элементом которых он является. Правопорядокфункционирует в определённых условиях, с которыми взаимодействует каждый егоэлемент. Поведение системы в целом и каждого её участника в отдельности должныиметь оптимальный вариант взаимодействия.
В окружающей социальнойсреде особенно сильное влияние на правопорядок оказывают экономические,политические, культурные и иные факторы. Правовой порядок испытывает не себерешающее влияние среды и в свою очередь активно влияет на неё. Он не толькоприспосабливается к реальности, но и выступает правовой основой демократии,политической, государственной системы, он упорядочивает важнейшиегосударственные связи и отношения.
Занимая определённоеместо в больших системах и испытывая на себе их благотворное или угнетающеевлияние, правопорядок оказывает обратное активное влияние, выполняя функцию ихстабилизации, упрочения. Благотворное влияние среды усиливает это обратноевоздействие. Угнетающему влиянию он противостоит. Чем совершеннее и прочнееправовой порядок, тем решительнее он отвергает негативные влияния на него.
Вторая функция –упрочение внутренних связей и отношений. Эта функция направлена во внутрь изатрагивает область взаимодействия целого и составных частей, она призванасвести различные уровни упорядоченности в единую систему. Внутренние аспектыфункции многообразны: субординация и иерархическая соподчинённость, свойства исостояния субъектов, программа их поведения и функционирования; правовыеотношения, процессы, связи во времени и пространстве, корреляционныевзаимодействия прав и обязанностей субъектов.
Данная функция определяетавтономное поведение системы, сущностные признаки. От неё зависит целостность иорганизованность сложного механизма и упорядоченность взаимодействий элементов,что, в конечном счете, обуславливает обособленность качественной определённостиправопорядка как правового состояния системы правовых отношений и связей.
Третья функция –самосохранение и совершенствования правопорядка. Эта деятельность направлена«на себя» как на целостное образование, позволяющее сохранить своюсамостоятельность. Устойчивость системы обеспечивается её собственнымифункциями. Правопорядок действует во внешней среде. Общество, государственнаявласть, режим демократии и т.д. оказывают на него активное влияниестимулирующего и угнетающего характера, упрочивающего и разрушающего порядок.Более того, окружающая среда может привести к полной его неприспособленности,придать правовую форму произвола и беззакония.
Социальная среда, вкоторую входит и правопорядок, обязана его поддерживать и укреплять путёмсовершенствования законов, упрочения дисциплины и организованности, улучшенияправовой деятельности правоохранительных органов, судебной системы,прокурорского надзора и т.д. Но она может и разрушать его правовым нигилизмом, субъективизмоми волюнтаризмом принимаемых решений, коррумпированностью, злоупотреблениями,преступностью, анархизмом, правовым невежеством и т.п. Правопорядокпротивостоит этим негативным явлениям и должен постоянно укрепляться, сохраняясвои позитивные цели и функции. Это обуславливает деятельность каждого звенасистемы, особенно ведущих структур, постоянно заниматься совершенствованием какединственным средством выживания и развития. Основная тяжесть по выполнениюданной функции ложится на юрисдикционные органы государства – субъекты правопорядка.
Таким образом, из всеговыше перечисленного можно вывести одно обобщённое понятие правопорядка.
Правопорядок – состояниеупорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результатепоследовательного осуществления законности, характеризуется реальнымобеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридическихобязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностьювсех индивидуальных и коллективных субъектов права. Предусматривает решительнуюборьбу с любыми нарушениями правовых норм, применение мер государственногопринуждения к правонарушителям, восстановление нарушенных субъективных прав.Правопорядок – воплощение законности в конкретных волевых отношениях,урегулированных правом, в системе прав и обязанностей их участников, результатнеукоснительного исполнения юридических предписаний. Это порядок, гдевзаимоотношения органов, организаций и отдельных граждан чётко определенызаконом, обеспечены и защищены государственной властью.
3. СООТНОШЕНИЕЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА.
Очевидно, и законность, иправопорядок противостоят произволу, нарушению прав и интересов граждан(организаций). Это подчёркивает то, что «законность» и «правопорядок» близкидруг другу, они обычно в юридической литературе используются в одном ряду.
В любом обществе в числолиц, обязанных строго соблюдать закон, входят все представители порабощённыхклассов и, как правило, значительная часть господствующего класса, причёмсоответствующее требование последовательно поддерживается принудительной силойгосударства. Тем самым подавляющее большинство населения в условиях всехобщественно-экономических формаций и всех политических режимов вынужденодействовать в соответствии с существующим законодательством. Вместе с тем в конкретныхисторических условиях, при различных политических режимах какая-то частьгосподствующего класса и верхушка государственного аппарата, обладая правомтребовать от других соблюдения норм права (чего часто лишены народные массы),сами могут не придерживаться требований законности, нарушать правовыепредписания. Здесь возможны различные варианты, которые зависят отполитического режима, формы правления, уровня культуры населения, особеннополитической и правовой, состояния правового регулирования и проч. Но это невлияет на конечные выводы о том, что законность и правопорядок существуют прилюбом политическом режиме и что их конкретное содержание социально обусловленои проявляется в нормативной, предметной и субъектной сторонах законности.
Право и законность –своеобразные инструменты, позволяющие решать поставленные задачи и достигатьцели. Есть законность – есть и правопорядок. Нет законности – господствуютбеззаконие, произвол, анархия. Поэтому прочность и совершенство правопорядканаходится в прямой зависимости от законности, качества нормотворческого иправореализационного процессов.
Требования законности вправореализационном процессе приводят к устойчивым правоотношениям, обеспечиваяправовой порядок. Поэтому право, правоотношения, правопорядок есть результатосуществления законности в её качественных параметрах. Речь идёт не о любомзаконе, правоотношении, порядке, а об определённых их качественныххарактеристиках.
Законность выступаетсвоеобразным правовым средством в руках государственной власти и народа поустановлению и поддержанию правопорядка. Это условие его функционирования,которое определяет все существенные характеристики правопорядка как состоянияобщественной жизни. Данное свойство отчётливо проявляет себя в сопоставлении сего противоположностями, такими как преступность, правонарушения,злоупотребления, противозаконные нормативные и правоприменительные акты,произвол, беззаконие и т.д.
Таким образом, прианализе правопорядка важно выделять не только его основу, форму, структуру,связи и отношения, но и то обстоятельство, что все эти моменты отвечаютопределённым требованиям, обладают качеством законности. В этом заключаетсяодно из принципиальных отличий правопорядка от узаконенного произвола.
Именно правопорядокпредставляет собой цель правового регулирования, именно для его достиженияиздаются законы и другие нормативные правовые акты, осуществляетсясовершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.
Важно иметь ввидуследующие обстоятельства:
— во-первых, нельзядобиться правопорядка иными способами, кроме совершенствования правовогорегулирования и обеспечения законности;
— во-вторых, укреплениезаконности закономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
— конкретное содержаниеправопорядка зависит от содержания законности, которая, в свою очередь,определяется рядом обстоятельств.
4.ДИСЦИПЛИНА.
4.1ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ДИСЦИПЛИНЫ.
Слово – «дисциплина»означает: «определённый порядок поведения людей, отвечающих сложившимся вобществе нормам права и морали, требованиям той или иной организации, а такжеобязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленномупорядку, правилам».
Дисциплина – важнейшийфактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности социальных объединенийи отдельных индивидов.
Особенность дисциплины втом, что она предполагает инициативное, ответственное отношение к делу,проявление активности, предприимчивости. В этой связи руководитель определённойуправленческой структуры (учреждения, отдела и т.п.) вправе расценить вкачестве нарушения дисциплины безынициативность, безразличное отношениеподчинённых к возложенному долгу, обязанностям.
Дисциплина органичносвязана не только с нормами права, но и с нормами морали, нравственности,предполагает корректное, вежливое поведение служащих и др. Например, ссора,взаимное оскорбление сотрудников милиции в присутствии граждан, находившихся втом или ином учреждении органов внутренних дел, есть и нарушение требованийморали, и нарушение служебной дисциплины.
Вопрос о демократии идисциплине всегда остаётся актуальным, потому что в повседневной жизни ихоптимальное соотношение устанавливается не без трудностей. Вряд ли необходимодоказывать, что нормальная жизнедеятельность общества невозможна безпоследовательного осуществления демократии и поддержания на высоком уровнедисциплины во всех её проявлениях.
Демократия – величайшаяценность цивилизации, потенциал которой далеко не раскрыт, не выявлены всевозможности. При этом возникает вопрос, абсолютная ли эта ценность. Долгие годыв обществе сама мысль о демократии вообще отвергалась, возвеличивалась только классоваясоциалистическая демократия. Теперь проявляется другая крайность, когда дажеосторожные предложения о пределах демократии, о необходимости сочетать её сорганизованностью, государственной, трудовой дисциплиной, дисциплиной поставоки т.д., порядком в обществе вызывают протест и оцениваются как возвращение кадминистративно-командной системе, причисление к консерваторам.
Таким образом, речь идёто дисциплине свободной, сознательной, важнейшим проявлением которой служитсамодисциплина, заключающаяся не только в осознании необходимости точного идобросовестного выполнения норм поведения, но и во внутренней потребности ихсоблюдения, реальной подчинённости деятельности, поведения требованиямсоциальных норм и нормативных актов, соответствия им, т.е. о дисциплине,построенной на высокой сознательности и ответственности людей.
Функционально-аксиологическаяхарактеристика дисциплины показывает, что общественная дисциплина – важнейшийфактор ускорения социального прогресса, необходимое условие успешного решенияактуальных задач ускорения социально-экономического развития страны,искоренения любых элементов социальной несправедливости. Свойства функциидисциплины превращают её в социально-полезный инструмент по обеспечениюнадлежащей организованности и порядка общественных отношений. В таком качествезначение дисциплины по мере дальнейшей интенсификации и повышения эффективностиобщественного производства, расширения демократии и гласности, воспитанияморальной стойкости человека будет возрастать.
Дисциплина, будучисредством организации социальных связей, в целях обеспечения внутреннесогласованного поведения участников общественных отношений, является «цементирующим»началом для любого государства. Для законопослушных граждан дисциплина – этоблаго, ценность, надежда на упорядочение нашей во многом хаотичной и негарантированнойжизни. Причём дисциплина необходима в самых различных сферах человеческойжизнедеятельности и должна найти своё полноценное проявление в разных отрасляхсовременного российского права.
Понятие «дисциплина»имеет несколько значений. Под дисциплиной (лат. «обучение», «воспитание»)понимают учебный предмет; отрасль науки или нескольких наук; обязательное длявсех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленным правилам;выдержанность, привычку к строгому порядку.
В общетеоретическомконтексте дисциплина есть подчинение обязанностям, содержащимся в правовыхактах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных, договорных) и виных социальных и технических предписаниях (нормативных и индивидуальных).
Понятие «дисциплина»является весьма сложным по содержанию и характеризуется следующими признаками:
1. дисциплина есть форма социальнойсвязи субъектов, создаваемая и реализуемая в процессе совместной деятельности(служебной, трудовой, учебной и т.п.);
2. она сопряжена с подчинением одногосубъекта другому, которое предполагает определённые властные либо авторитетныетребования, установки, ориентиры;
3. связана с наличием юридических и иныхсоциальных (нравственных, партийных и пр.) обязанностей;
4. это выполнение обязанностей,содержащихся не только в правовых актах нормативного характера, но и вправоприменительных, интерпретационных, договорных, а также в нормативных ииндивидуальных неюридических предписаниях. Причём о дисциплине в большейстепени можно говорить лишь тогда, когда реализуются не столько акты-документы,сколько акты-действия, т.е. многочисленные устные приказы, задания ираспоряжения руководителей. Её нельзя отождествлять с самими нормативными и индивидуальнымипредписаниями. Дисциплина есть их исполнение, фактическое поведение субъектов,соответствующее данным правилам;
5. целью дисциплины является состояниеупорядоченности социальных связей, ибо её результатом выступает общественный порядок.
4.2 ВИДЫДИСЦИПЛИНЫ.
Дисциплина по своейприроде неоднородна. Она постоянно находится в процессе развития, качественноизменяется вместе с обществом, с различными видами его жизнедеятельности. Взависимости от природы предписаний, содержащих те или иные обязанности,дисциплину подразделяют на государственную, трудовую, учебную, партийную и т.п.Государственная дисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых –орган государства)
Государственнаядисциплина связана с выполнением субъектами (один из которых – органгосударства) юридических обязанностей, содержащихся в правовых нормах,установленных государством. Её существенный признак состоит в том, что одним изучастников отношений здесь является государство, представляемое органом илидолжностным лицом.
Основные свойства права –нормативность, определённость, системность, динамизм, гарантированностьгосударством – позволяют использовать его в качестве непрерывно действующейсистемы типовых масштабов поведения, обеспечивающей урегулированность,дисциплину и порядок в обществе. Свойства и функции права служат укреплениюдисциплины и организованности.
Правовые нормы,составляющие объективную основу государственной дисциплины, создают характерныйдля неё трудовой и профессиональный режим. Результат действия правовых норм,регулирующих отношения в сфере государственной дисциплины, должен проявляться всоответствующем стимулирующем воздействии на поведение людей, коллективов и обществав целом, т.е. в социально-психологических, морально-политических иэкономических сторонах общественных отношений.
Таким образом,дисциплинирующие возможности права превращаются в реальную дисциплину толькотогда, когда правовые нормы неуклонно и повсеместно претворяются в жизнь, а ихпредписания воплощаются в правомерном поведении, что обеспечивает чёткоефункционирование организаций, более эффективные при тех же ресурсахпроизводственную и иную коллективную деятельность. Именно на основе правомерногоповедения субъектов права достигается управляемое единство действий,устанавливаются в обществе государственная дисциплина и правопорядок.
Государственнаядисциплина в свою очередь может подразделяться на служебную, воинскую,финансовую, налоговую и т.д.
Среди видовгосударственной дисциплины особое место занимает воинская дисциплина, подкоторой можно понимать подчинение военнослужащих обязанностям, содержащимся всоответствующих правовых актах (законах, воинских уставах) и приказахкомандиров.
В новом болеемногогранном и сложном качестве предстаёт в нынешних условиях и финансоваядисциплина, которая связана с бюджетным процессом, денежным обращением,банковской деятельностью, кредитами, инвестициями, оплатой труда, пенсионнымобеспечением, таможенными пошлинами и иными явлениями социально-экономическойжизни государства и общества.
В условиях многоукладнойэкономики всё более значимую роль играет налоговая дисциплина. Это связано стем, что значение налогов в жизнедеятельности нашего общества резко возросло.Функция налогообложения становится самостоятельной основной функциейРоссийского государства.
Под парламентскойдисциплиной можно понимать подчинение депутатов обязанностям, содержащимся врегламенте палаты, к которой принадлежат данные депутаты.
Наряду с парламентскойдисциплиной, которая может считаться разновидностью государственной, всё большезаявляет о себе и дисциплина голосования как разновидность партийной дисциплины.Дисциплина голосования – есть политическое обязательство, взятое на себя депутатом,следовать директивам и голосовать так, как решила его партия (парламентскаягруппа).
Что касается трудовойдисциплины, то она в современных условиях не может считаться чистогосударственной, ибо трудовые процессы сегодня осуществляются и в частныхфирмах, и в совместных предприятиях, и на казённых заводах.
Трудовая дисциплинасопряжена с соблюдением правил внутреннего распорядка, правил по техникебезопасности, технологических и иных правил, а также исполнения конкретныхразовых приказов и распоряжений руководителей трудового процесса.
Практика показывает, чтодисциплина не складывается сама по себе. Более того, ослабление внимания кпроблемам дисциплины ведёт к снижению её уровня. Комплексный подход кукреплению дисциплины требует точного и полного учёта и соблюдение факторов,которые влияют на её состояние. К ним относятся экономические, социальные,организационные, воспитательные, юридические и другие меры.
Ответственность играетположительную роль в упрочении дисциплины и предполагает осудительную реакциюколлектива, общества, государства на факты недисциплинированного поведения.
Человек, обладающийобострённым чувством ответственности, не только способен предвидеть последствиясвоих решениё, совершаемых действий, но и критически оценивать их с точкизрения законов. Поэтому очевидно, что при отсутствии ответственности немыслимысознательные дисциплина и организованность. Безответственность – основанедисциплинированности.
4.3СООТНОШЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ С ЗАКОННОСТЬЮ И ПРАВОПОРЯДКОМ.
Понятие «дисциплина»соотносится с понятием «законность» следующим образом. С одной стороны,дисциплина и законность преследуют одни и те же цели и в этом смысле тесновзаимодействуют друг с другом. Укрепление дисциплины положительно сказываетсяна укреплении законности и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрываютнезыблемость основ законности (М.Х. Хутыз, П.Н. Сергейко).
С другой стороны, они несовпадают по своему объёму. Понятие «дисциплина» более широкое, чем понятие«законность». В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением, высказанным влитературе, что «понятие законности охватывает и такую специфическую сферу, каксоблюдение дисциплины, т.е. исполнения правовых требований в организационнойсфере общественной жизни – на производстве, в учреждениях, «силовых» структурахи т.п.» (А.Б. Венгеров).
Думается, всё обстоит какраз наоборот. Если законность включает в себя выполнение обязанностей,содержащихся лишь в законах и подзаконных актах, то дисциплина есть выполнениеобязанностей, содержащихся во всех правовых актах (нормативных,правоприменительных, интерпретационных, договорных) и в иных социальных итехнических предписаниях нормативного и индивидуального характера.
Это признаётся и науровне законодательства. В частности, в ст. 1 Указа Президента РФ «О мерах поукреплению дисциплины в системе государственной службы» в редакции от 27 июня2000 г. прямо закреплено следующее положение: «установить, что грубымоднократным нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущимприменение к виновным должностным лицам и работникам федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации мер дисциплинарной ответственности, вплоть до освобождения отзанимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов, указовПрезидента Российской Федерации; неисполнение или ненадлежащее исполнениефедеральных законов, указов Президента Российской Федерации и вступивших взаконную силу решений судов».
Указание на то, чтогосударственные служащие должны исполнять решения судов, лишний разподчёркивает тот факт, что дисциплина есть выполнение обязанностей,содержащихся как в нормативных, так и в правоприменительных актах.
Поэтому дисциплинаопирается не только на нормативно-правовые требования, но и на требованияиндивидуально-правового свойства, а также на нравственные, партийные и иныепредписания.
Дисциплина представляетсобой условие развития демократии, расширение которой, консолидация всех сил,стремящихся к переменам в обществе, к его обновлению, требуют её сочетания свысокой организованностью, законностью, правопорядком.
Законность,следовательно, можно рассматривать как составную часть, ядро дисциплины. Тоесть, если результатом дисциплины выступает общественный порядок, торезультатом законности – порядок правовой, который тоже можно расценивать какоснову общественного порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Рассмотренные намиправовые категории показали, что они имеют много общего, поскольку слишкомвысока степень их взаимопроникновений. Они формируются на одних и тех же принципах,тесно взаимосвязаны с властью, у них единое государственно-волевое содержание иинтересы. Они сочетаются с правами, свободами, обязанностями и ответственностьюграждан, субъектов права, имеют формальную нормативную определённость. Но всёэто не отрицает, а предполагает наличие принципиальных отличий, выражающих ихсамостоятельность, специфику.
Законность – качественнаясторона правовой деятельности субъектов права и их поведения; свойство метода,принципа, режима; правопорядок – состояние правовой жизни общества, упроченнаясистема правовых отношений.
Законность – реализующееправо правовое качество нормативных и правореализационных актов; правопорядок –претворение в жизнь права, реализованные воля и интересы государственной властии народа.
Право, законы –юридическая основа правопорядка; законность – средства его установления;правопорядок – результат осуществления права и законности, упорядочивающийсоциальную жизнь.
Единственное, чтоосталось отметить в конце, учитывая постоянные перепады настроения вгосударственной и общественной жизнедеятельности в условиях существующего внашей стране демократического режима, то, что подлинная демократия невозможнабез законности, дисциплины и правопорядка, без которых превращается в хаос,различные злоупотребления.
В свою очередьзаконность, дисциплина и правопорядок не будут социально-ценными (т.е. не будутприносить людям пользу) без демократических механизмов, институтов и норм, спомощью которых можно легитимно изменять нормативную базу законности и правопорядка,без чего невозможно их эффективное утверждение в общественной жизни.
Укреплению законности,дисциплины и правопорядка способствуют такие проявления демократии, какдемократическое содержание законодательства, контроль общественности зареализацией законов и т.п.; В свою очередь, законность, дисциплина иправопорядок могут способствовать развитию и укреплению демократии.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Азаров Н.И.Теория государства и права: Учебное пособие для студентов вузов. М: ЮНИТИ, 2000.
2. Алексеев С.С.Теория государства и права: Учебник для вузов. М: Норма, 2000.
3. Афанасьев В.С.Общая теория права и государства. М: Юрист, 2000.
4. Байтин М.Н.Теория государства и права: Курс лекций. М: Юристъ, 2000.
5. Венгеров А.Б.Теория государства и права. М: Юриспруденция, 1996.
6. Гавриленко Д.А. Правовоегосударство и дисциплина. Минск. 1991.
7. Глущенко П.П.Конституционное право России. М., 2005.
8. Зарубицкая Т.К. Правовоеположение органов, обеспечивающих законность в государственном управлении. Н.Н:Питер, 1993.
9. Зеркин Д.П.Основы теории государственного управления. М.: Тесса, 2000.
10. Кожевников С.Н.Реализация права, юридическое толкование, законность. Н.Н: ООО Интелсервис,2002.
11. Лазарев В.В.Теория государства и права: учебник для вузов. М: Спарк, 2004.
12. Любашиц В.Я.Теория государства и права. Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.
13. Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Юристъ, 2005.
14. Марченко М.Н.Теория государства и права: учебник для вузов. М: Проспект, 2005.
15. Протасов В.Н.Теория права и государства. Проблемы теории права и государства. М: Новый Юрист,1999.
16. Сухарёв А.Я.Российская юридическая энциклопедия. М: Инфра-М, 1999.
17. Хропанюк В.Н.Теория государства и права. М: Интерстиль, 1998.
18. Черданцев А.Ф.Теория государства и права: Учебник для вузов. М: Юрайт-М, 2002.