Полномочия федеральных органов государственной власти вобеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
План
1. Статус Государственной ГраницыРоссийской Федерации: понятие и правовое регулирование
2. Роль Федеральных органовгосударственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы РоссийскойФедерации
Заключение
Списокиспользуемой литературы
Введение
Коренныевнутригосударственные изменения в Российской Федерации, социально-экономическаяситуация в стране, новые внешнеполитические и международно-правовые реалиизначительно усложнили характер и содержание российской пограничной политики,предопределили настоятельную необходимость выделения правоотношений впограничной сфере (сфере защиты государственной границы) в самостоятельнуюобласть правового регулирования[1].Совершенно очевидно, что без надежного правового фундамента и основанного нанем четкого разделения полномочий органов государственной власти в даннойсфере, безопасность российского государства гарантирована быть не может. Абезопасность в пограничной сфере является одним из основных направлений концепциинациональной безопасности нашей страны.
«Национальныеинтересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических,правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраныгосударственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленныхзаконодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономическойи иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации[2]».Реализации данной цели служит специализированный административный институт — общегосударственная система обеспечения защиты и охраны Государственной границыРоссийской Федерации. Исходя из этого, считаю весьма актуальным рассмотрениевопросов связанных с полномочиями федеральных органов государственной власти вобласти обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации, таккак они являются частью данной системы.
1. Статус Государственной ГраницыРоссийской Федерации: понятие и правовое регулирование
Преждечем непосредственно рассмотреть вопросы полномочий федеральных органовГосударственной власти в области обеспечения статуса Государственной ГраницыРоссийской Федерации, необходимо понять, что же такое статус ГосударственнойГраницы, и в каком аспекте его рассматривать.
Статусв теории права — совокупность право- и дееспособности, необходимых длявозникновения конкретных правоотношений, а также общих прав и обязанностей,реализация которых не порождает конкретные правоотношения[3](свобода слова, обязанность исполнять законы и др.) Существует и другоеопределение. Статус-совокупность прав, обязанностей, гарантий и ответственности[4].Причем данная правовая категория применима к различным объектам: гражданам,юридическим лицам, государственным органам, государству и т.д.
Ученые-юристы,исследующие правовой статус государственной границы, чаще всего используюттермин «законодательство о государственной границе», либо «правовой режимгосударственной границы[5]».Бесспорно, такие категории и связанные с ними подходы к проблеме имеют право нажизнь и должны активно разрабатываться юридической наукой. Вместе с темсуществует предел их функциональных возможностей. Что же включает в себяпонятие статус Государственной Границы Российской Федерации? Здесь речь идет осовокупности взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих различные группыотношений, складывающихся в процессе обеспечения охраны территории государства.Таковыми являются[6]:
· порядок установления и изменениягосударственной границы;
· правовой режим границы;
· организация, деятельность и полномочияструктур, осуществляющих охрану государственной границы;
· ответственность за нарушение режимаграницы и др.
Всоответствии с темой работы и поставленной целью исследования целесообразнорассмотреть административно-правовой аспект статуса Государственной Границы, аименно — организацию, деятельность и полномочия структур осуществляющих охрануи защиту Государственной Границы Российской Федерации.
Чтобывыделить объект исследования из административно-правового статуса следуетопределиться с понятиями защита Государственной Границы, охрана ГосударственнойГраницы, а также общегосударственная система защиты и охраны ГосударственнойГраницы Российской Федерации.
Государственная граница – это линия и проходящая по этойлинии вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории(суши, вод, недр, воздушного пространства)[7].
Защита Государственной Границы Российской Федерации какчасть системы реализации государственной политики Российской Федерациизаключается в согласовании деятельности федеральных органов государственнойвласти. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, осуществляемая ими в пределах своих полномочий путемпринятия политических. организационно-правовых, дипломатических, экономических,оборонных. оборонных, оперативно-розыскных и иных мер. В этой деятельности вустановленном порядке также участвуют организации и граждане. ЗащитаГосударственной Границы Российской Федерации обеспечивает жизненно важныеинтересы личности общества и государства на Государственной Границе РоссийскойФедерации в пределах приграничной территории и осуществляется всемифедеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями,установленными законодательством Российской Федерации[8].
Охрана Государственной Границы Российской Федерацииявляется составной частью защиты Государственной Границы Российской Федерации иосуществляется пограничными органами, входящими в состав федеральной службыбезопасности, в пределах приграничной территории, Вооруженными СиламиРоссийской Федерации в воздушном пространстве и подводной сфере. ОхранаГосударственной Границы осуществляется в целях недопущения противоправногоизменения прохождения Государственной Границы Российской Федерации, обеспечениясоблюдения физическими и юридическими лицами режима, пограничного режима ирежима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охранерассматриваются в законодательстве как пограничные меры[9].
Что же мы можем понимать под общегосударственной системой обеспечениязащиты и охраны Государственной Границы в Российской Федерации? Во-первых, подсистемой понимается совокупность элементов, образующих единое целое ивыполняющих определенные функции данной системы[10].Во-вторых, термин «общегосударственная» дает понять нам о территориальныхмасштабах данной системы. Система может быть локальной, региональной, илиобщегосударственной, то есть в масштабах всей страны, как в нашем случае. Итак,под общегосударственной системой обеспечения защиты и охраны ГосударственнойГраницы в Российской Федерации следует понимать иерархически упорядоченную повертикали и горизонтали совокупность государственных органов, имеющихопределенные полномочия в сфере защиты и охраны Государственной ГраницыРоссийской Федерации, либо содействующие этому.
Систематизируявсе вышесказанное, отмечу следующее. Статус государственной Границы РоссийскойФедерации понятие многогранное, включающее режим Государственной ГраницыРоссийской Федерации, взаимодействия и полномочия органов, осуществляющих еезащиту и охрану, правовое регулирование данной области и т.д. Учитывая объектисследования, рассмотрению подлежит общегосударственная система защитыГосударственной Границы на уровне федеральных органов государственной властиРоссийской Федерации.
Определивобъект исследования, следует выявить круг нормативно-правовых актов,осуществляющих регуляцию общественных отношений в данной сфере.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации, регулирующее отношения в пограничной сфере, можноразделить на три группы: федеральное, региональное (законодательство субъектовРоссийской Федерации) и нормативные правовые акты органов местногосамоуправления, принятые в пределах их полномочий.
Вфедеральном законодательстве Российской Федерации можно выделить следующиеподгруппы:
а)Конституция Российской Федерации (далее – Конституция) и федеральныеконституционные законы;
б)законы Российской Федерации и федеральные законы;
в)подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации.
КонституцияРоссийской Федерации является основным законом государства и представляет собойправовой акт, имеющий высшую юридическую силу.
Онаразграничивает предметы ведения Российской Федерации в лице ее высших органовгосударственной власти; предметы совместного ведения Российской Федерации и еесубъектов. Согласно статьи 71 Конституции к ведению Российской Федерации впограничной сфере относятся: вопросы установления, определения порядкаорганизации и деятельности, а также формирования системы федеральных органовисполнительной власти (пункт «г»); федерального бюджета (пункт «з»); заключениямеждународных договоров Российской Федерации (пункт «к»); обороны ибезопасности (пункт «м»); определения статуса и защита государственной границы,территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономическойзоны и континентального шельфа Российской Федерации (пункт «н»); вопросыфедеральной государственной службы (пункт «т»).
Всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, находятся: защитаправ и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств,обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, режимпограничных зон (пункт «б»); осуществление мер по борьбе с катастрофами,стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (пункт «з»);кадровые вопросы правоохранительных органов (пункт «л»); координациямеждународных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации,выполнение международных договоров Российской Федерации (пункт «о»).
Такимобразом, Конституция Российской Федерации является базовым документом вправовой основе взаимодействия органов государственной власти по обеспечениюбезопасности в пограничной сфере.
Средифедеральных конституционных законов можно выделить такие, как: «О ПравительствеРоссийской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ[11] (ред.от 30 декабря 2008 г.), «О военном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ[12] и «Очрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ[13] (ред.от 7 марта 2005 г.), «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон«О Государственном флаге Российской Федерации» и Федеральный конституционныйзакон «О чрезвычайном положении» в связи с совершенствованием государственногоуправления в сфере защиты и охраны государственной границы РоссийскойФедерации» от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ[14].
Этиакты содержат в себе указания на наличие взаимоотношений федеральных органовисполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности,что позволяет отнести их к правовым основам интересующих нас общественныхотношений.
ЗаконыРоссийской Федерации (далее – законы) и федеральные законы обладают меньшей, посравнению с федеральными конституционными законами, юридической силой ипринимаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов. Онисоставляют текущее законодательство и регулируют общественные отношения вразличных сферах деятельности.
Количествозаконов, устанавливающих отношения федеральных органов исполнительной власти всфере защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, оченьвелико. Это законы Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. №1026-1[15](ред. от 26 декабря 2008 г.), «О безопасности[16]»от 5 марта 1992 г. № 2446-1, «О государственной границе Российской Федерации»от 1 апреля 1993 г. № 4730-1[17](ред. от 4 декабря 2007 г.), федеральные законы «О федеральной службебезопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 4 декабря 2007 г.)[18], «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ[19] (ред.от 26 декабря 2008 г.), «О внешней разведке» от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ[20] (ред.от 14 февраля 2007 г, «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ[21] (ред.от 9 апреля 2009 г.), «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ[22] (ред.от 30 декабря 2008 г.) и другие.
Значениедействующего законодательства по защите Государственной Границы велико. Однакооно дает лишь представление о субъектах взаимодействия по обеспечениюбезопасности в пограничной сфере, определяя их правовой статус в данномпроцессе. Более детальное правовое регулирование полномочий и деятельностисубъектов взаимодействия по обеспечению безопасности в пограничной сферезакреплено в подзаконных правовых актах Российской Федерации.
К нимотносятся:
1. указы и распоряжения ПрезидентаРоссийской Федерации;
2. постановления и распоряженияПравительства Российской Федерации;
3. ведомственные и межведомственныеправовые акты.
Практикаприменения Закона Российской Федерации «О Государственной границе РоссийскойФедерации» показала, что в целом законодательство о государственной границетребует серьезной модернизации[23].
Всвязи с изменившимися правовыми, политическими и социально-экономическимиусловиями в последние годы возобладало мнение о необходимости принятия новогофедерального закона, регулирующего в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации отношения в сфере определения статуса и защиты государственнойграницы Российской Федерации, правовых основ ее установления и поддержаниярежима, а также полномочий государственных органов в указанной сфере. И проекттакого закона был разработан.
Однакопроисходящие в России процессы формирования новых подходов к обеспечениюнациональной безопасности Российской Федерации потребовали определения иразвития правовых норм, касающихся обеспечения безопасности в пограничной сферес учетом новых реалий, вызванных необходимостью создания эффективной системыобеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в том числе впограничной сфере.
Врезультате проведенной инвентаризации нормативной правовой базы в указаннойобласти среди ученых и специалистов сложилось мнение о том, что содержаниеЗакона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации»вполне соответствует установленному Конституцией Российской Федерации предметуведения Российской Федерации — «статус и защита государственной границы». Такимобразом, необходимость принятия нового федерального закона отпала. Однакоотдельные нормы подготовленного законопроекта могли бы быть переработаны ивнесены как в действующий закон, так и в другие федеральные законы, иныенормативные правовые акты[24].
Крометого, назрела необходимость разработки проекта федерального закона «Обобеспечении безопасности Российской Федерации в пограничной сфере» (или «О пограничнойбезопасности»), в котором целесообразно было бы определить и обновитьдействующий понятийный аппарат, рассмотреть комплексный подход к обеспечениюбезопасности в данной сфере, закрепить полномочия всех субъектов обеспечениябезопасности в пограничной сфере, уточнить правовые нормы их взаимодействия,возможно, установить статус Государственной пограничной комиссии и Федеральногоагентства по обустройству государственной границы[25].
Требуетускорения процесс рассмотрения проекта федерального закона «О приграничномсотрудничестве в Российской Федерации», внесенного в Государственную ДумуСоветом Федерации в качестве законодательной инициативы. Главная задачазаконопроекта – создание необходимых правовых условий для осуществленияприграничного сотрудничества на основе упорядочения и приведения в систему всехдействующих в этой сфере норм и правил[26].
Такимобразом, нормативно-правовое регулирование в сфере защиты и охраныГосударственной Границы Российской Федерации, осуществляется широким кругом правовыхактов, начиная от Конституции и заканчивая локальными актами органов местногосамоуправления. Однако. Центральное значение в регуляции отношенийустанавливающих полномочия федеральных органов государственной власти (т.еотношений по сути являющихся предметом исследования) занимает Закон «Огосударственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1(ред. от 4 декабря 2007 г.).
2. Роль Федеральных органов государственной власти вобеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации
Итак,рассмотрев понятие статуса Государственной Границы Российской Федерации иопределив нормативно-правовое регулирование в сфере ее защиты и охраны, можнонепосредственно перейти к исследованию объекта моей работы. Иными словами,рассмотреть, какими же полномочиями обладают федеральные органы государственнойвласти в области защиты Государственной Границы Российской Федерации, какуюфункцию они выполняют. Анализируя законодательство Российской Федерации вобласти защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, учебную инаучную литературу, к основным федеральным органам исполнительной власти,реализующим полномочия в сфере охраны и защиты Государственной ГраницыРоссийской Федерации, относятся:
· Министерство иностранных дел РоссийскойФедерации:
· Федеральная служба безопасностиРоссийской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):
· Министерство обороны РоссийскойФедерации:
· Федеральная таможенная служба:
· Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации:
· Служба внешней разведки РоссийскойФедерации:
· Федеральное агентство по обустройствугосударственной границы Российской Федерации
Теперь о каждом из органов по порядку.
Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИДРоссии) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке и реализации государственной политики инормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РоссийскойФедерации[27].
Согласноч. 1 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство иностранных делРоссийской Федерации:
1. На основе решений органовгосударственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению изакреплению Государственной границы, установлению режима Государственнойграницы, готовит необходимые документы и материалы;
2. Осуществляет внешнеполитическое,международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;
3. Оформляет в пределах своей компетенциидокументы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из РоссийскойФедерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам безгражданства;
4. Разрешает вопросы соблюдения режимаГосударственной границы, инциденты на Государственной границе, неурегулированные пограничными представителями Российской Федерации илиМинистерством обороны Российской Федерации.
Подробнее данные полномочия раскрываются в «Положении о Министерствеиностранных дел», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел[28]».
Соответственно,Министерство иностранных дел играет важную роль в обеспечении статусаГосударственной Границы Российской Федерации: ведет переговоры по установлениюи закреплению Государственной границы, установлению ее режима, оформляет впределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию ивыезда из нее, разрешает инциденты на Государственной границе.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности,осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечениюбезопасности Российской Федерации.[29]В системе обеспечения защиты и охраны Государственной Границы РоссийскойФедерации Федеральная служба безопасности является основным органом икоординирует деятельность федеральных органов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ»О федеральной службе безопасности" деятельность органов федеральнойслужбы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
· контрразведывательная деятельность;
· борьба с терроризмом;
· борьба с преступностью;
· разведывательная деятельность;
· пограничная деятельность;
· обеспечение информационнойбезопасности.
Пограничная деятельность осуществляется Пограничной службойФСБ России. Пограничная служба ФСБ осуществляет меры, отнесенные федеральнымзаконодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти,уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы, внутреннихморских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны,континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охранеза пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасованадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, поосуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральнымиорганами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц,транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. Также Пограничнаяслужба ФСБ осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическимилицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктахпропуска через государственную границу и федерального законодательства овнутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономическойзоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использованиии охране объектов животного мира и среды их обитания.
Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «ОГосударственной границе Российской Федерации» направлениями пограничнойдеятельности являются:
· защита и охрана Государственной границыРоссийской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохожденияГосударственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюденияфизическими и юридическими лицами режима Государственной границы РоссийскойФедерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска черезГосударственную границу Российской Федерации;
· защита и охрана экономических и иныхзаконных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории,исключительной экономической зоны и континентального шельфа РоссийскойФедерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоныРоссийской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в рекахРоссийской Федерации.
Федеральной службе безопасности Российской Федерации в этомпроцессе отводится первостепенная роль. Ее функции в обеспечении защиты иохраны Государственной Границы Российской Федерации сводятся к следующимосновным положениям:
· совместно с федеральными органамиисполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочийзащиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иныхводных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу,разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, атакже пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов,товаров и животных;
· координирует деятельность федеральныхорганов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе всевиды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничногорежима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
· обеспечивает совместно с Министерствомобороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельностиВойск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охранеГосударственной границы, совместно с другими компетентными федеральнымиорганами исполнительной власти координацию мероприятий органовправоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации наместах в интересах защиты и охраны Государственной границы;
· участвует в подготовке органамигосударственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельностифизических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраныГосударственной границы;
· участвует в делимитации, демаркации,редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов,устанавливающих режим Государственной границы;
· осуществляет по поручению ПравительстваРоссийской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничныхпредставителей Российской Федерации;
· осуществляет добывание и обработкуинформации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты иохраны Государственной границы, представление ее Президенту РоссийскойФедерации, в Правительство Российской Федерации, информированиезаинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке,установленном федеральными законами;
· обеспечивает собственную безопасностьорганов федеральной службы безопасности;
· совместно с федеральными органамигосударственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектовгосударственной охраны на Государственной границе в пределах приграничнойтерритории;
· во взаимодействии с Федеральнойтаможенной службой, Федеральной службой Российской Федерации по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает иосуществляет меры по борьбе с контрабандой;
· осуществляет контрразведывательноеобеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределытерритории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранныхграждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан илиц без гражданства на территории Российской Федерации;
· взаимодействует с федеральными органамиисполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующимиорганами иностранных государств, международными организациями в интересахзащиты и охраны Государственной границы.
Итак, Федеральная служба безопасности Российской Федерации- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности,одним из направлений деятельности которой является пограничная деятельность,осуществляемая Пограничной службой ФСБ. В системе обеспечения защиты и охраны ГосударственнойГраницы Российской Федерации Федеральная служба безопасности является основныморганом и координирует деятельность федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, осуществляет через ПС ФСБ выполнение основных функцийпо защите и охране Государственной Границы[30].
Согласно«Положению о министерстве обороны», Министерство обороны Российской Федерации(Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики,нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленныефедеральными конституционными законами, федеральными законами, актамиПрезидента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции вэтой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной властив сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РоссийскойФедерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерацииорганизаций[31].
Согласно ч. 3 ст. 28 Закона «О государственной границеРоссийской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерствообороны Российской Федерации:
1. обеспечивает защиту Государственнойграницы в воздушном пространстве и подводной среде;
2. обеспечивает участие Вооруженных СилРоссийской Федерации в защите Государственной границы на суше, море,пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке,определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;
3. разрешает в пределах своей компетенцииинциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;
4. оказывает содействие пограничныморганам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственнойграницы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственныхсоглашений.
Также закон подробно описывает полномочия конкретных войскв обеспечении защиты и охраны Государственной Границы РФ. Так как управлениеВооруженными Силами Российской Федерации осуществляется Министерством обороныРоссийской Федерации, полномочия видов вооруженных Сил целесообразнорассмотреть применительно к данному ведомству.
Полномочия Войск противовоздушнойобороны:
Войска противовоздушной обороны охраняют Государственнуюграницу в воздушном пространстве. Они:
· осуществляют контроль за соблюдениемправил пересечения Государственной границы;
· пресекают полеты и принимают меры кпосадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконнопересекших Государственную границу или нарушивших порядок использованиявоздушного пространства Российской Федерации;
· оказывают содействие воздушным судам,незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорныхобстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредствомвосстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территорииРоссийской Федерации или за пределы воздушного пространства РоссийскойФедерации.
Полномочия Военно-Морского Флота
· Военно-Морской Флот осуществляет защитуГосударственной границы в подводной среде.
· Силы Военно-Морского Флота в своихзонах ответственности по поддержанию оперативного режима на военно-морскихтеатрах:
· контролируют пересечениеГосударственной границы;
· осуществляют противолодочную, в томчисле подводно — диверсионную, оборону в интересах безопасности РоссийскойФедерации;
· при обнаружении подводных объектов вовнутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а такжеза их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этимиобъектами Государственной границы) в соответствии с нормами международногоправа и международными договорами Российской Федерации в военной областипринимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженныхобъектов;
· применяют боевую технику и оружие всоответствии с настоящим Законом.
Кроме того, Вооруженные Силы Российской Федерации иныевойска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничныморганам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях впорядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органовисполнительной власти.
Иное участие Вооруженных Сил Российской Федерации,внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войски воинских формирований Российской Федерации в защите Государственной границыосуществляется только на основании федеральных законов.
УказПрезидента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы иструктуры федеральных органов исполнительной власти[32]»возлагает осуществление полномочий в области таможенного контроля наФедеральную таможенную службу (ФТС)[33].
Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г.N 459 «О Федеральной таможенной службе[34]»дает определение Федеральной таможенной Службы. Федеральная таможенная службаявляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функциипо выработке государственной политики и нормативному правовому ре валютногоконтроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями иадминистративными правонарушениями. В сфере защиты и охраны ГосударственнойГраницы Федеральная таможенная служба:
· организуети проводит мероприятия по защите на Государственной границе экономических,экологических и иных интересов личности, общества и государства;
С учетомскладывающейся обстановки, во исполнение поручений Президента РоссийскойФедерации, Правительства Российской Федерации, и, в соответствии с требованияминормативных правовых документов, а также межведомственных и межгосударственныхдоговоров, соглашений и обязательств в 2007 г. таможенными органамиосуществлялись мероприятия по выполнению поставленных задач, среди которыхнеобходимо особо выделить совершенствование форм и методов работы направленнойна выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконнымперемещением через государственную границу Российской Федерации объектовинтеллектуальной собственности, сырьевых ресурсов, биоресурсов;
Проводилисьмероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещениячерез таможенную границу Российской Федерации готовых продуктов питания,фальсифицированной и контрафактной сырьевой продукции, морских биоресурсов,драгоценных камней и металлов, и других товаров.
Основныеусилия таможенных органов были направлены на актуализацию перечня объектовконтроля, разработку и внедрение в практику работы таможенных органов элементовсистемы управления рисками, совершенствование взаимодействия с инымифедеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлятьконтроль за безопасностью ввозимых товаров.
Федеральнойтаможенной службой (ФТС России) ведется и актуализируется база данныхнедействительных документов[35].
· издает в пределах своей компетенциинормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическимилицами на территории Российской Федерации;
· контролирует соблюдение предприятиями,организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требованиймеждународных договоров Российской Федерации, законодательства РоссийскойФедерации по вопросам, входящим в ее компетенцию;
· создает контрольные органы (пункты) иорганизует их работу.
Приведу некоторую статистику. В 2006 году таможеннымиорганами Российской Федерации при выпуске товаров проверено свыше 10 млн.разрешительных документов, представленных для целей таможенного оформления, изних: 95,3 % — документы, подтверждающие соответствие товаров обязательнымтребованиям; 1,6% — документы в области военно-технического сотрудничества иэкспортного контроля; 3,1% — документы, представляемые при перемещенииспецифических товаров.
За9 месяцев 2007 года проверено свыше 9 млн. разрешительных документов, из них:94,4 % — документы, подтверждающие соответствие товаров обязательнымтребованиям; 2,4% — документы в области военно-технического сотрудничества иэкспортного контроля; 3,2% — документы, представляемые при перемещенииспецифических товаров.
Прогнозируемаядинамика роста количества документов, подтверждающих соблюдение запретов иограничений в 2006 и 2007 гг., составляет свыше 20%[36].
· взаимодействует друг с другом иоказывает содействие пограничным органам в защите Государственной границы;
К примеру, в соответствии с Планом организациивзаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами, подготовлены иподписаны соглашения о взаимодействии с Ростехрегулированием, Росздравнадзором,Роспотребнадзором и Россельхознадзором о предоставлении и получении информации.
· сотрудничает в защите Государственнойграницы с соответствующими органами иностранных государств.
Соответствующие положения конкретизируются вРегламенте Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом Федеральнойтаможенной службы от 28 ноября 2007 г. N 1479[37]
Согласно Положению о Министерстве внутренних делРФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927[38],, Министерствовнутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализациигосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферевнутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.
Согласно ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границеРоссийской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерствообороны Российской Федерации: Министерство внутренних дел Российской Федерации:
1. оказывает содействие пограничныморганам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе снелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режимГосударственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушенийграждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;
2. информирует пограничные органы осостоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленныхпротивоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправныеустремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;
3. обеспечивает участие внутренних войскМинистерства внутренних дел Российской Федерации в защите Государственнойграницы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;
4. обеспечивает участие органов внутреннихдел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропускачерез Государственную границу;
5. обеспечивает по представлениямпограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан наотдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во времяпроведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторженийна территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениямГосударственной границы;
6. обеспечивает общественный порядок припроведении на Государственной границе и в приграничных районах РоссийскойФедерации массовых мероприятий федерального или международного характера;
7. обеспечивает правопорядок вприграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режимачрезвычайного положения;
8. участвует в правовом воспитаниинаселения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно спограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктахпропуска через нее.
Прирассмотрении МВД РФ, нельзя не остановиться на таком его элементе какВнутренние Войска МВД. Их деятельность регулирует Федеральный закон от 6февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации[39]»
СогласноЗакона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. №4730-1, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации,иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничныморганам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях впорядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органовисполнительной власти.
Иное участие внутренних войск Министерства внутренних делРоссийской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерациив защите Государственной границы осуществляется только на основании федеральныхзаконов.
Внешняяразведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемыхгосударством органов — органов внешней разведки Российской Федерации — являетсясоставной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призваназащищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз сиспользованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств.[40]
Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724«Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительнойвласти» возлагает данные полномочия на Службу внешней разведки РоссийскойФедерации.
Ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границе РоссийскойФедерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1говорит о том, что Служба внешнейразведки Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службойбезопасности Российской Федерации осуществляет разведывательную деятельность винтересах защиты Государственной границы.
Ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ«О внешней разведке[41]»определяет, что разведывательная деятельность осуществляется органами внешнейразведки Российской Федерации посредством:
1) добывания и обработки информации о затрагивающихжизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальныхвозможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств,организаций и лиц.
2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемыхгосударством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Необходимость осуществления разведывательной деятельностиопределяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации иФедеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразностиобеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.
Федеральноеагентство по обустройству государственной границы Российской Федерации(Росграница) — федеральный орган исполнительной власти РоссийскойФедерации. Создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11октября 2007 г. № 1359 «О Федеральном агентстве по обустройствугосударственной границы Российской Федерации[42]».
ПостановлениемПравительства Российской Федерации от 01 ноября 2007 г. № 734[43]утверждено Положение, закрепившее за Агентством следующие полномочия:
· обустройство государственной границыРФ, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска черезгосударственную границу РФ и мест ее пересечения;
· реализация функции государственногозаказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовоерегулирование, управление государственным имуществом и оказание государственныхуслуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития иобеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ имест ее пересечения.
Кнастоящему моменту создан единый источник разработки и финансирования мероприятийпо обустройству государственной границы, формирования имущественного статусаинфраструктурных объектов с применением общих стандартов и нормативов. Всерегиональные управления Росграницы в федеральных округах, субъектах РФ иадминистрациях пунктов пропуска через государственную границу РФ входят вструктуру территориальных органов Росграницы[44].К функциям региональных управлений Росграницы относится организациядеятельности пунктов пропуска, расположенных вне приграничных субъектов РФ, иуправление деятельностью территориальных органов Росграницы по приграничнымсубъектам Рф[45].
Подведомственныморганом является Росграницы является Федеральное государственное учреждение«Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГУ Росгранстрой)
ФГУРосгранстрой создано в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11сентября 2008 г. № 1308-р[46].Приказом Росграницы от 4 февраля 2009 г.№ 6 был утвержден Устав ФГУРосгранстрой. Приказом Росграницы от 26 марта 2009 г. № 44 ФГУРосгранстрой определен заказчиком-застройщиком по объектам Росграницы.
Дирекцияосуществляет функции проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатациии технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых дляорганизации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропускачерез государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственнойграницы РФ, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительнойвласти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы.
Заключение
Статусгосударственной Границы Российской Федерации понятие многогранное, включающее режимГосударственной Границы Российской Федерации, взаимодействия и полномочияорганов, осуществляющих ее защиту и охрану, правовое регулирование даннойобласти и т.д. Учитывая объект исследования, рассмотрению подлежитобщегосударственная система защиты Государственной Границы на уровне федеральныхорганов государственной власти Российской Федерации.
Нормативно-правовоерегулирование в сфере защиты и охраны Государственной Границы РоссийскойФедерации, осуществляется широким кругом правовых актов, начиная от Конституциии заканчивая локальными актами органов местного самоуправления. Однако.Центральное значение в регуляции отношений устанавливающих полномочияфедеральных органов государственной власти (т.е. отношений по сути являющихсяпредметом исследования) занимает Закон «О государственной границе РоссийскойФедерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.).
Косновным федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия всфере охраны и защиты Государственной Границы Российской Федерации, относятся:
· Министерство иностранных дел РоссийскойФедерации:
· Федеральная служба безопасностиРоссийской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):
· Министерство обороны РоссийскойФедерации:
· Федеральная таможенная служба:
· Министерство внутренних дел РоссийскойФедерации:
· Служба внешней разведки РоссийскойФедерации:
· Федеральное агентство по обустройствугосударственной границы Российской Федерации
Данныеорганы государственной власти совместно осуществляют полномочия в сфере охраныи защиты Государственной Границы Российской Федерации. Объем полномочийопределяется Законом «О государственной Границе Российской Федерации» а такжеразличными положениями и регламентами, регулирующими деятельность данныхструктур.
Приложение 1
«Переченьтерриториальных органов Федерального агентства по обустройству государственнойграницы Российской Федерации»N п/п Полное наименование территориального органа Сокращенное наименование территориального органа Регион деятельности территориального органа Место размещения территориального органа 1. Центральное территориальное управление Росграницы ЦТУ Росграницы Центральный федеральный округ г. Москва 2. Северо-Западное территориальное управление Росграницы СЗТУ Росграницы Северо-Западный федеральный округ (за исключением Калининградской области) г. Санкт-Петербург 3. Южное территориальное управление Росграницы ЮТУ Росграницы Южный федеральный округ г. Ростов-на-Дону 4. Приволжское территориальное управление Росграницы ПТУ Росграницы Приволжский федеральный округ г. Нижний Новгород 5. Уральское территориальное управление Росграницы УрТУ Росграницы Уральский федеральный округ г. Екатеринбург 6. Сибирское территориальное управление Росграницы СТУ Росграницы Сибирский федеральный округ г. Новосибирск 7. Дальневосточное территориальное управление Росграницы ДВТУ Росграницы Дальневосточный федеральный округ г. Хабаровск 8. Калининградское территориальное управление Росграницы КТУ Росграницы Калининградская область г. Калининград
Источники
Нормативно-правовыеакты:
1. Конституция Российской Федерации от 12декабря 1993г.
2. Федеральный конституционный закон «ОПравительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 30декабря 2008 г.)// «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997,N 51, ст. 5712
3. Федеральный конституционный закон «Овоенном положении» от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ // «Собраниезаконодательства РФ», 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
4. Федеральный конституционный закон «Очрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 7 марта 2005 г.), //«Собрание законодательства РФ», 03.04.2005, N 1, ст. 5343
5. Федеральный конституционный закон «Овнесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Государственном флагеРоссийской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О чрезвычайномположении» в связи с совершенствованием государственного управления в сферезащиты и охраны государственной границы Российской Федерации» от 7 марта 2005г. № 1-ФКЗ. // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, N 16, ст. 503.
6. Закон Российской Федерации «О милиции»от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 26 декабря 2008 г.) // «ВедомостиСНД и ВС РФ», 09.04.1992, N 15, ст. 769,
7. Закон Российской Федерации «Обезопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 // «Ведомости СНД и ВС РФ»,29.04.1993, N 17, ст. 594,
8. Закон Российской Федерации «Огосударственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1(ред. от 4 декабря 2007 г.), // Ведомости СНД и ВС РФ", 29.04.1993, N 16,ст. 593,
9. Федеральный закон «О федеральной службебезопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (ред. от 4 декабря 2007 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст.1269,
10. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (ред. от 26декабря 2008 г.) // «Российская газета», N 9, 17.01.1996.
11. Федеральный закон «О внешней разведке»от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ (ред. от 14 февраля 2007 г,) // «Российскаягазета», N 106, 06.06.1996.
12. Федеральный закон «Об обороне» от 31мая 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 9 апреля 2009 г.) // Российская газета", N112, 03.04.1996.
13. Федеральный закон «О противодействиитерроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 30 декабря 2008 г.) //«Парламентская газета», N 32, 10.03.2006,
14. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г.N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля1997 г. N 6 ст. 711
15. Указ Президента РФ от 12 мая2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органовисполнительной власти»
16. «Положение о Министерстве внутреннихдел РФ», утвержденное Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927,// Собраниезаконодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149
17. «Положение о Министерстве иностранныхдел», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел» // Собраниезаконодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2880
18. Постановление Правительства РФ от 26июля 2006 г. N 459 „О Федеральной таможенной службе“//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2006 г. N 32 ст.3569
Научнаяи учебная литература
1. ЛазаревВ.В. «Основы права» М: Юристъ, 2001г., ст. 26
2. А.Г. Ветеров «Теория государства иправа» М: 2007, ст.38
3. «Административноеправо России» под редакцией Л.Л Попова.М: Велби 2007г, ст. 277
4. Бахрах Д.Н. Административное правоРоссии: Учебник. М., 2007. С. 285.
Периодическиеиздания:
1. НосковА. «Безопасность границы – по закону» // Законность. – 2006. – №2. – С.8.
2. «Проблемыформирования правовой основы государственной границы России» Старшийпреподаватель кафедры права Академии ФПС России полковник юстиции Сергеев В.В.
3. «Проблемыобеспечения безопасности России в пограничном пространстве» Серия: Проблемынациональной безопасности- №12(379), 2009, ст.45
4. ПроничевВ.Е. «Правовые основы совершенствования пограничной деятельности» Право вВооруженных Силах», N 2, февраль 2006 г., ст. 23
5. КудряшевА.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров,ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2