Реферат по предмету "Государство и право"


Полномочия органов местного самоуправления в социально-культурной сфере

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:Муниципальное право
 
На тему: «Полномочияорганов местного самоуправления в социально-культурной сфере»

2008г.

Содержание
Введения
1.Полномочияорганов местного самоуправления в социально-культурной сфере
1.1Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
1.2Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физическойкультуры и спорта
1.3Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальнойзащиты
Заключение
Списоклитературы

Введение
Общеизвестно, что местными бюджетамифинансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85 — наздравоохранение, 60% — на содержание жилья, детских садов, на коммунальныеуслуги.1
В Программе социальных реформ вРоссийской период 1996-2000 годов2 отмечалось, что экономическаяситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики,концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработкиновых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих болеерациональное использование финансовых и материальных ресурсов. В соответствии сПрограммой стратегическими целями социальной политики являются:
— достижение ощутимого улучшенияматериального положения и условий жизни людей;
— обеспечение эффективной занятостинаселения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;
— гарантия конституционных правграждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья,культуры, обеспечения жильем;
— переориентация социальной политикина семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам,детям и молодежи;
— нормализация и улучшениедемографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской играждан трудоспособного возраста;
— существенное улучшение социальнойинфраструктуры.
Целью данной работы являетсярассмотрение полномочий органов местного самоуправления в социально-культурнойсфере. Задачами данной работы является непосредственно рассмотрение полномочийместного самоуправления в сферах образования, культуры, физической культуры ипорта, здравоохранения и социальной защиты.
1. Овчинников И. И. Финансыместного самоуправления / / Гражданин и право. 2003.
2. Постановление Правительства РФ от26 февраля 1997 г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерациина период 1996-2000 годов.

1.Полномочияорганов местного самоуправления в социально-культурной сфере
 
1.1Полномочия органов местного самоуправления в сфере образования
Государство гарантирует гражданамобщедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования и начального профессионального образования, атакже на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессиональногои послевузовского профессионального образования в государственных имуниципальных образовательных учреждениях в пределах государственныхобразовательных стандартов, если образование данного уровня получает впервые.
В программе социально-экономическогоразвития России на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, чтоодним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступноеи бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочереднойцелью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональнымикадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка трудапри соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан вобласти образования.
В соответствии с Федеральным закономот 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» под образованием понимаетсяцеленаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества,государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся)установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Подполучением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение иподтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующимдокументом.
Система образования в РоссийскойФедерации представляет собой совокупность взаимодействующих:
— преемственных образовательныхпрограмм и государственных образовательных
стандартов различного уровня инаправленности;
— сети реализующих их образовательныхучреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
— органов управления образованием иподведомственных им учреждений и организаций.
Образовательная программа определяетсодержание образования определенных уровня и направленности. В РоссийскойФедерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются наобщеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные идополнительные).
Общеобразовательные программынаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптацииличности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора иосвоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательнымотносятся программы дошкольного образования; начального общего образования;основного общего образования; среднего (полного) общего образования.
Профессиональные образовательныепрограммы направлены на решение задач последовательного повышенияпрофессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистовсоответствующе квалификации. К профессиональным относятся программы начальногопрофессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессиональногообразования; послевузовского профессионального образования.
Обязательный минимум содержаниякаждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональнойобразовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливаетсясоответствующим государственным образовательным стандартом.
Образовательным является учреждение,осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколькообразовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитаниеобучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическилицом. Органы местного самоуправления могут выступать в качестве учредителейобразовательного учреждения.
Образовательные учреждения по своиморганизационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными,негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозныхорганизаций (объединений)). К образовательным учреждениям относятся учрежденияследующих типов:
1) дошкольные;
2) общеобразовательные (начальногообщего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
3) учреждения начальногопрофессионального, среднего профессионального, высшего профессионального ипослевузовского профессионального образования;
4) учреждения дополнительного образованиявзрослых;
5) специальные (коррекционные) дляобучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
6)учреждения дополнительногообразования;
7) учреждения для детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
8)учреждения дополнительногообразования детей;
9)другие учреждения, осуществляющиеобразовательный процесс. Деятельность государственных и муниципальныхобразовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательныхучреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, иразрабатываемыми на их основе уставами этих
образовательных учреждений. Длянегосударственных образовательных учреждений типовые положения обобразовательных учреждениях выполняют функции примерных.
Органы местного самоуправленияобладают следующими полномочиями в области образования:
Городская администрация: 1) осуществляет управление всеминаходящимися в ведении города учреждениями народного образования, культуры,здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивнымиучреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает иосвобождает от должности руководителей соответствующих учреждений, если Советомне предусмотрен иной порядок; 2) планирует развитие на территории города сетиучреждений народного образования; организует оказание школам методическойпомощи; создает городской фонд всеобуча за счет собственных и привлеченныхсредств; содействует организации трудового обучения и профориентациишкольников.
Районная администрация: 1) осуществляет управление всеминаходящимися в ведении района учреждениями народного образования, культуры,здравоохранения, социального обеспечения, физкультурно-спортивнымиучреждениями, обеспечивает их материально-техническое снабжение; назначает иосвобождает от должности руководителей соответствующих учреждений, если Советомне предусмотрен иной порядок; 2) планирует развитие на территории района сетиучреждений народного образования; организует оказание школам методическойпомощи; создает районный фонд всеобуча за счет собственных и привлеченныхсредств; содействует организации трудового обучения и профориентациишкольников.
Поселковая, сельская администрация:1) организует и координирует с учетомнационально-культурных традиций населения работу учрежденийсоциально-культурного назначения, обеспечивает их материально-техническоеснабжение; создает при школах фонд всеобуча за счет собственных и привлеченныхсредств; содействует организации трудового обучения и профессиональнойориентации школьников.
В сфере образования к вопросамместного значения относятся (статьи 14-16 Федерального закона «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»):
В городском округе: организация предоставленияобщедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, заисключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса,отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; организация предоставления дополнительного образования иобщедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городскогоокруга, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В муниципальном районе: организация предоставленияобщедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, заисключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса,отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; организация предоставления дополнительного образования иобщедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципальногорайона, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с Федеральным законом«Об образовании» органы местного самоуправления ответственны: за реализациюправа граждан на получение установленного данным Законом обязательногоосновного общего образования; ежегодную публикацию среднестатистическихпоказателей о соответствии федеральным и местным требованиям условийосуществления
образовательного процесса вобразовательных учреждениях, расположенных на подведомственных им территориях.К исключительной компетенции органов местного самоуправления в областиобразования относятся:
1) планирование, организация,регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органовуправления образованием, образовательных учреждений в целях осуществлениягосударственной политики в области образования;
2) формирование местных бюджетов вчасти расходов на образование и соответствующих фондов развития образования,разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования;
3) обеспечение гражданам, проживающимна соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательногоучреждения;
4) регулирование в пределах своейкомпетенции отношений собственности в системе образования;
5) создание, реорганизация иликвидация муниципальных образовательных учреждений;
6) создание и ликвидация местных(муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемыхшкольных округов, определение их структуры и полномочий, назначение иувольнение по согласованию с государственными органами управления образованиемруководителей местных органов управления образованием;
7) назначение руководителеймуниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовымиположениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов илирешением органа местного самоуправления;
8) строительство зданий и сооружениймуниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к нимтерриторий;
9) контроль условий аренды зданий,помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями;
10) использование государственных имуниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта винтересах образования;
11) установление дополнительныхналогов и льгот, стимулирующих развитие образования;
12) учет детей, подлежащих обязательномуобучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программыосновного общего образования.
Разграничение компетенции в областиобразования между муниципальными образованиями, территория одного из которыхявляется частью территории другого, регулируется в порядке, установленномзаконодательством субъекта Российской Федерации. Разграничение компетенции вобласти образования между органами местного самоуправления регулируется впорядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления.Местные (муниципальные) органы управления образованием не вправе самостоятельнопринимать к своему рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенциигосударственных органов управления образованием.
Так в соответствии со статьей 9Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»3 1 кполномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городскихокругов в сфере образования относятся:
1) организация предоставленияобщедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего(полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, заисключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесс а,отнесенных к полномочиям администрации Алтайского края;
3. Закон Алтайского края от 3 декабря2004 г, №54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»
2) организация предоставлениядополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольногообразования;
3) создание, реорганизация иликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий исооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих кним территорий;
5) учет детей, подлежащихобязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующихобразовательные программы основного общего образования;
6) опека и попечительство.
 
1.2Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры, физическойкультуры и спорта
Органы местного самоуправленияобладают следующими полномочиями в области культуры, физической культуры испорта:
Городская администрация: осуществляет охрану и организуетиспользование расположенных на территории города памятников природы, культуры,истории; организует на территории города работу культурно просветительныхучреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объектысоциально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино ивидеообслуживанием населения; организует проведение общегородских мероприятий вобласти образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Районная администрация: осуществляет охрану и организуетиспользование переданных в ведение района памятников природы, культуры,истории; организует на территории района работу культурно-просветительныхучреждений с учетом национально-культурных традиций населения; создает объектысоциально-культурного, физкультурно-спортивного назначения, руководит кино- ивидеообслуживанием населения; организует проведение общерайонных мероприятий вобласти образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Поселковая, сельская администрация: вносит предложения в соответствующиеорганы об объявлении памятниками природы, истории и культуры объектов,находящихся на территории поселка, сельсовета и представляющих экологическую,историческую, культурную или научную ценность; осуществляет охрану и организуетиспользование памятников истории и культуры, переданных в ведение поселка,сельсовета; оказывает жителям помощь в назначении пенсий.
В сфере культуры, физической культурыи спорта к вопросам местного значения относятся (статьи 14-16 Федеральногозакона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РоссийскойФедерации»):
В городском округе: организация библиотечногообслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселенияуслугами организаций культуры; сохранение, и использование и популяризацияобъектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся всобственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятниковистории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных натерритории поселения; создание условий для развития местного традиционногонародного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении иразвитии народных художественных промыслов в поселении; обеспечение условий дляразвития на территории поселения физической культуры и массового спорта,организации проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивныхмероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе сдетьми и молодежью в поселении. Органы местного самоуправления поселения имеютправо на создание музеев. Создание условий для массового поселения иорганизация обустройства мест массового отдыха населения.
В муниципальном районе: организация библиотечногообслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование ихбиблиотечных фондов; создание условий для обеспечения поселений, входящих всостав муниципального района, услугами по организации досуга и услугамиорганизаций культуры; создание условий для развития местного традиционногонародного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;обеспечение условий для развития на территории муниципального района физическойкультуры и массового спорта, организация проведения официальныхфизкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района;организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе сдетьми и молодежью. Органы местного самоуправления муниципального района имеютправо на создание музеев муниципального района.
В поселении: организация библиотечногообслуживания населения; создание условий для организации досуга и обеспеченияжителей городского округа услугами организаций культуры; сохранение,использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников историии культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального)значения, расположенных на территории городского округа; создание условий дляразвития местного традиционного народного художественного творчества, участие всохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов вгородском округе; обеспечение условий для развития на территории городскогоокруга физической культуры и массового спорта, организация проведенияофициальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городскогоокруга; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежьюв городском округе. Органы местного самоуправления городского округа имеютправо на создание музеев. Создание условий для массового отдыха жителейгородского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.
Государственная культурная политика(политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм,которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению,развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в областикультуры. В Программе социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что напериод до 2005 г. главными задачами в сфере культуры будут являться сохранениеи развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единогокультурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугамв сфере культуры для всех слоев населения.
В соответствии со статьей 40 Основзаконодательства Российской Федерации о культуре от 8 октября 1992 г. № 3612-12к ведению органов местного самоуправления в области культуры относятся:
1) осуществление государственнойполитики в области культуры на своей территории;
2) формирование местных бюджетов ифондов развития культуры, разработка и принятие местных нормативовфинансирования культуры;
3) регулирование в пределах своихполномочий и компетенции от· ношений собственности в области культуры;
4) создание, реорганизация иликвидация муниципальных организаций культуры, регистрация организаций культурына подведомственной территории;
5) создание и ликвидация местныхорганов управления в области культуры, определение их структуры и полномочий,назначение руководителей местных органов управления в области культуры;
6)назначение руководителеймуниципальных организаций культуры;
7) строительство зданий и сооружениймуниципальных организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территории;
8) контроль условий аренды зданий,помещений и иных объектов собственности организациями культуры.
Органы местного самоуправления невмешиваются в творческую деятельность граждан и их объединений, государственныхи негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такаядеятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой,национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости,порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлентолько судом и лишь в случае нарушения законодательства.
Государство ответственно за выявление,учет, изучение, реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органыместного самоуправления обязаны содействовать сохранности и использованию такихпамятников, находящихся в частной и коллективной собственности, брать особозначимые из них на государственный учет. Государство обладает приоритетнымправом приобретения культурных ценностей, находящихся в частном владении,законодательно регулирует права и обязанности владельцев.
Органы местного самоуправленияобязаны содействовать развитию культуры посредством предоставления налоговыхльгот или использования иных форм поддержки. Кроме того, в соответствии сосновами законодательства о культуре органы местного самоуправления обязаныоказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в нейнуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-техническойбазы. Органы местного самоуправления предоставляют творческим работникам,коллективам творческих работников в пользование или аренду помещения длястудий, мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческойдеятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающемстоимости оплаты коммунальных услуг.
Национально-культурная автономия — это форма национально-культурноюсамоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации,относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуациинационального меньшинства на соответствующей территории, на основе ихдобровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросовсохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
В Федеральном законе от 17 июня 1996г. № 74-ФЗ « О национально-культурной автономии» устанавливается, чтонационально-культурная автономия, в частности, имеет право получать поддержкусо стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранениянациональной самобытности, развития национального (родного) языка инациональной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляясвои национально-культурные интересы. При органах местного самоуправлениясоответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативныесоветы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий.Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливаетсянормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местногосамоуправления решают вопросы финансовой поддержки местныхнационально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерациио местном самоуправлении.
Физическая культура — составная часть культуры,область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных иматериальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целяхфизического развития человека, укрепления его здоровья и
совершенствования его двигательнойактивности. Физическое воспитание педагогический процесс, направленный на формированиездоровою, физически и духовно совершенною, морально стойкого подрастающего поколения,укрепление здоровья, повышение работоспособности, творческого долголетия ипродление жизни человека.
В статье 3 Федерального закона от 29апреля 1999 г. N280-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»названы основные принципы государственной политики в области физическойкультуры и спорта: непрерывность и преемственность физического воспитанияразличных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности; учетинтересов всех граждан при разработке и реализации федеральных программразвития физической культуры и спорта, признание ответственности граждан засвое здоровье и физическое состояние; признание самостоятельности всехфизкультурно-спортивных объединений, отвечающих требованиям данногоФедерального закона, равенства их прав на государственную поддержку; созданиеблагоприятных условий финансирования физкультурно-спортивных испортивно-технических организаций, Олимпийского движения России,образовательных учреждений и научных организаций в области физической культурыи спорта, а также предприятий спортивной промышленности.
Основной задачей развития физическойкультуры и спорта является создание условий для занятий физической культурой испортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровьенаселения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузкуна медицинские учреждения. Развитие физической культуры и спорта в данномконтексте выступает наряду со здравоохранением как важный фактор формированиячеловеческого капитала. Другой задачей является подготовка спортивного резерваи обеспечение достойного выступления сборных команд Российской Федерации, впервую очередь по олимпийским видам спорта, на главных международныхсоревнованиях.
В соответствии со статьей 5Федерального закона «O физической культуре и спорте в Российской Федерации»физкультурное (физкультурно-спортивное) движение в Российской Федерациивключает в себя:
1) спортивные клубы, коллективыфизической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах вобразовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственностии по месту жительства граждан;
2) детско-юношеские спортивные школы,детско-юношеские клубы физической подготовки, детско-юношескиеспортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школыолимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивногомастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственногосударственных органов в области физической культуры и спорта, образования,профессиональных союзов, других организаций;
3) образовательные учреждения инаучные организации в области физической культуры и спорта всех типов и видовнезависимо от организационно-правовых форм;
4)общероссийскиефизкультурно-спортивные объединения- физкультурно-спортивные организации,общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта,общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонныеспортивно-техничecкиe организации;
5)Олимпийский комитет России;
6) федеральный орган исполнительнойвласти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта,подведомственные им организации, муниципальные организации физической культурыи спорта.
Федеральный орган исполнительнойвласти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта и органыместного самоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениямипо всем вопросам развития физической культуры и спорта, в том числе:
1) координируют в установленномзаконодательством порядке свою деятельность по проблемамфизкультурно-спортивного и олимпийского движения, при необходимости совместнопроводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивныемероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляютпрофессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций иобеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использованиеспортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений;
2) оказывают помощьфизкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставныхзадач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культурыи спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение.Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров;
3) осуществляют в установленномзаконодательством порядке сбор информации, представляем ойфизкультурно-спортивными объединениями в соответствии с формами, утвержденнымифедеральным органом исполнительной власти в области статистики, и дают по нимзаключения и рекомендации.
 
1.3Полномочия органов местного самоуправления в сфере здравоохранения и социальнойзащиты
В Программе социально-экономическогоразвития Российской Федерации на среднесрочную перспективу цельюгосударственной политики является улучшение состояния здоровья населения наоснове обеспечения доступности качественной медицинской помощи.
Охрана здоровья граждан — это совокупность мерполитического, экономического, правового, социальною, культурного, научного,медицинского, санитарно-гuгuенического и противоэпидемическою характера,направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровьякаждою человека, поддержание ею долголетней активной жизни, предоставление емумедицинской помощи в случае утраты здоровья. Основными принципами охраныздоровья граждан являются:
1) соблюдение прав человека игражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правамигосударственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер вобласти охраны здоровья граждан;
3)доступность медико-социальной помощи;
4)социальная защищенность граждан вслучае утраты здоровья;
5) ответственность органовгосударственной власти и управления, предприятий, учреждений и организацийнезависимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав' гражданв области охраны здоровья.
В Российской Федерации существуютгосударственная, муниципальная ичастная системы здравоохранения. Кмуниципальной системе здравоохранения относятся муниципальные органы управленияздравоохранением и находящиеся в муниципальной собственностилечебно-профилактические и научно-исследовательские учреждения,фармацевтические предприятия и организации, аптечные учреждения, учреждениясудебно-медицинской экспертизы, образовательные учреждения, которые являютсяюридическими лицами и осуществляют свою деятельность в соответствии сдействующим законодательством.
Органы местного самоуправленияобладают следующими полномочиями в области здравоохранения и социальной защиты:
Городская администрация: разрабатывает комплексные программыукрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления средыобитания человека и условий его жизнедеятельности; назначает и выплачиваетпенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы;назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиями пособиям; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощькоторым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии срешениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения ипринимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченныхсредств пособия, а также доплаты к пенсиям; организует в соответствии срешениями Совета учет лиц, помощь которым оказывается за счет средств Совета;организует с целью обеспечения занятости населения общественные оплачиваемые работыпо благоустройству, строительству и ремонту дорог, зданий сооружений и томуподобного за счет средств местного бюджета, внебюджетных фондов и привлеченныхсредств; принимает меры по улучшению жилищных и материально-бытовых условийсемей, потерявших кормильца, инвалидов и престарелых граждан, нуждающихся вуходе на дому, а также меры по устройству нуждающихся граждан в учреждениясоциального обеспечения;
предоставляет в пределах своихполномочий льготы и преимущества, связанные с охраной материнства и детства,улучшением условий жизни многодетных семей; обеспечивает устройство детей,оставшихся без попечения родителей, в детские дома, школы-интернаты, интернатыпри школах и на воспитание в семьи граждан; решает вопросы усыновления(удочерения); содействует созданию необходимых жилищных условий для уволенных взапас военнослужащих и их семей; решает вопросы опеки и попечительства;получает от расположенных на территории города предприятий, учреждений,организаций сведения, о высвобождении работающих; заслушивает сообщенияруководителей предприятий, учреждений организаций по этим вопросам.
Районная администрация: разрабатывает комплексные программыукрепления здоровья и профилактики заболеваний населения, оздоровления средыобитания человека и условий его жизнедеятельности; назначает и выплачиваетпенсии и пособия; контролирует работу органов врачебно-трудовой экспертизы;назначает и выплачивает из собственных и привлеченных средств доплаты к пенсиями пособиям; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощькоторым осуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии срешениями Совета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения ипринимает меры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченныхсредств пособия, а также доплаты к пенсиям и т.д.
Поселковая, сельская администрация: оказывает жителям помощь в назначениипенсий; организует в соответствии с решениями Совета учет лиц, помощь которымосуществляется за счет средств местного бюджета; в соответствии с решениямиСовета распоряжается средствами фонда социальной защиты населения и принимаетмеры к его пополнению, назначает за счет собственных и привлеченных средствпособия, а также доплаты к пенсиям и т.д.
В сфере образования к вопросамместного значения относятся:
В городском округе: организация оказания на территориигородского округа скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощив стационароно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощиженщинам в период беременности, во время и после родов, опека и попечительство;создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей икурортов местного значения на территории поселения.
В муниципальном районе: организацияоказания натерритории муниципального района скорой медицинской помощи, первичноймедико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничныхучреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время ипосле родов; опека и попечительство; создание, развитие и обеспечение охранылечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территориимуниципального района.
В поселении: оказание содействия в установлениив соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися вэтом жителями поселения; создание, развитие и обеспечение охранылечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территориигородского округа.
В соответствии со статьей 8 Основзаконодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан к ведениюорганов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
1) контроль за соблюдениемзаконодательства в области охраны здоровья граждан;
2) защита прав и свобод человека игражданина в области охраны здоровья;
3) формирование органов управлениямуниципальной системы здравоохранения; развитие учреждений муниципальнойсистемы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности;создание условий для развития частной системы здравоохранения; организацияпервичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических,стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечениеуказанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиямимедицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционнымисредствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощиженщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинскойпомощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности,контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, обеспечение гражданлекарственными средствами и изделиями медицинского назначения наподведомственной территории;
4) охрана окружающей природной средыи обеспечение экологической безопасности; ликвидация последствий катастроф истихийных бедствий;
5) регулярное информированиенаселения, в том числе через средства массовой информации, о распространенностисоциально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность дляокружающих;
6) санитарно-гигиеническое образованиенаселения. Муниципальные органы управления здравоохранением несутответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечениедоступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи,развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории,осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственнойпомощи предприятиями, учреждениями: и организациями государственной,муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимисячастной медицинской практикой. Финансирование деятельности предприятий,учреждений и организаций муниципальной системы здравоохранения осуществляетсяза счет средств бюджетов всех уровней, целевых фондов, предназначенных дляохраны здоровья граждан, и иных источников, не запрещенных законодательствомРоссийской Федерации.
В целях социальной защиты гражданорганы местного самоуправления формируют фонды социальной защиты населения.

Заключение
Подводя итог выше сказанному хочетсяотметить, что основной акцент предполагалось сделать на повышении эффективностииспользования средств, выделяемых на социальные нужды усилении адресностисоциальной поддержки, более широком привлечении внебюджетных финансовыхисточников. Для этого предстоит определить порядок взаимодействия в областисоциальной политики между федеральными органами исполнительной власти; органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления, федеральными министерствами и ведомствами, общественными икоммерческими организациями.
В сфере образования государствогарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего,основного общего, среднего (полного) общего образования и начальногопрофессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатностьсреднего профессионального, высшего профессионального и послевузовскогопрофессионального образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образованиеданного уровня получает впервые.
В сфере культуры, органы местногосамоуправления обязаны содействовать развитию культуры посредствомпредоставления налоговых льгот или использования иных форм поддержки. Крометого, в соответствии с основами законодательства о культуре органы местногосамоуправления обязаны оказывать помощь подведомственным организациям культуры(если последние в ней нуждаются) в решении вопросов содержания и развитияматериально-технической базы.
Основной задачей развития физическойкультуры и спорта является создание условий для занятий физической культурой испортом различных категорий и групп населения, позволяющих улучшить здоровьенаселения, изменить неблагоприятные демографические тенденции, снизить нагрузкуна медицинские учреждения. Федеральный орган исполнительной власти в областифизической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации в области физической культуры и спорта и органы местногосамоуправления взаимодействуют с физкультурно-спортивными объединениями по всемвопросам развития физической культуры и спорта.
В сфере здравоохранения и социальнойзащиты целью государственной политики является улучшение состояния здоровьянаселения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи, атак же в целях социальной защиты граждан органы местного самоуправленияформируют фонды социальной защиты населения.

Список литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
2.Федеральный закон «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1
3.Федеральный закон «Об общих принципах органовместного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 — ФЗ
4. Федеральный закон «О физическойкультуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ
5. Федеральный закон « Онационально-культурной автономии» от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ
5.Закон Алтайского края «Об образованиив Алтайском крае» от 3 декабря 2004 г. № 54-ЗС
5. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997г. № 222 «О программе социальных реформ в Российской Федерации на период1996-2000 годов».
Книги
1.Овчинников И.И. Финансы местного самоуправления //Гражданин и право, 2003 г.
2. Муниципальное право: учебник / Под ред. ДмитриеваЮ.А., Изд. Ирпо, 2005 г.
3. Павлушкин А.В., Игнатюк Н.А., Замотаев А.А.Муниципальное право: учебник для ВУЗов, Изд. Юстицинформ, 2005 г.
4.Шугрина Е.С. Муниципальное право РФ: учебник. – М.:Изд Проспект, 2007 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сроки в гражданском праве 2 Исследование института
Реферат Stephen Vincent Benet Essay Research Paper Stephen
Реферат Окказиональная лексика в поэзии 20 века.
Реферат Особенности перевода юридических текстов
Реферат Совершенствование организации перевозок контейнеров
Реферат Особливості розвитку англійської мови в Індії
Реферат Он человек был человек во всем ему подобных мне уже не встретить
Реферат Technology Essay Research Paper Technology is making
Реферат Внешняя память
Реферат Оппозиционно-публицистическая деятельность АИ Герцена за рубежом на примере Вольной русской типографии
Реферат Омонимия в художественном тексте
Реферат Окказиональная лексика в творчестве Андрея Вознесенского
Реферат Оппозиция любви и дома в Сиде Корнеля
Реферат Ораторское искусство 2
Реферат Опыт стилистической диагностики текстовых источников Интернета