Оглавление:
Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть:
Глава 1. Глава государства и егополномочия:
1.1. Институт главыгосударства…………………………………4
1.2. Полномочия главыгосударства……………………………...7
Глава 2. Порядок осуществленияполномочий главы государства:
2.1. Представительские полномочия……………………………….8
2.2. Полномочия в областигосударственного управления……….9
2.3. Полномочия в сферезаконодательной деятельности……….11
2.4. Внешнеполитические полномочия…………………………...14
2.5. Полномочия в судебной области……………………………..18
2.6. Чрезвычайные полномочия…………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………...23
Введение
Актуальность темыработы.
Государственнаядеятельность осуществляется через органы государственной власти. Важное местоотводится главе государства.
Глава государства — это конституционныйорган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительствогосударства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Онявляется символом государственности, единства нации.
Его конституционно-правовойстатус зависит от формы правления и характера политического режима. Причем врамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль иобъем властных полномочий главы государства могут серьезно различаться.
Институт главыгосударства является неотъемлемой составной частью механизма осуществлениявласти во всех современных государствах. Главой государства принято называтьофициальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место виерархии государственных институтов и осуществляющее верховноепредставительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другимигосударствами.
Юридически санкционированныеисключения из этого правила встречаются крайне редко (например, взаконодательстве Ирана).
В системе высших органов государственнойвласти глава государства занимает формально-юридическое приоритетное положение,хотя фактически оно может быть не столь значимо. В этом случае он выступает лишьв качестве официального символа, не имеющего реальных властных полномочий. Встранах, реализующих в той или иной мере принцип разделения властей, главагосударства может как возглавлять исполнительную власть (президентская республика,абсолютная и дуалистическая монархия), так и быть частью национальногопредставительного органа государственной власти (Индия), а также не относитьсяни к одной ветви власти, выполняя координирующую функцию (смешаннаяреспублика).
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит врассмотрении полномочийглавы государства и порядка их осуществления.
Для достиженияпоставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. датьхарактеристику института главы государства;
2. определитьполномочия главы государства;
3. рассмотретьпорядок осуществления полномочий главы государства.
Объектисследования – полномочия главы государства ипорядок их осуществления.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением полномочий главы государства и порядка их осуществления.
Основная часть
Глава 1. Главагосударства и его полномочия
1.1. Институт главыгосударства
Во всех развитыхдемократических государствах осуществление государственной власти основано напринципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвьвласти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все онивзаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемоеглавой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно иотчетливо[1].
В некоторых странах, напримерв США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительнойвласти.
Однако в большинстверазвитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15государств — членов Европейского Союза только в одной стране (Франция) главагосударства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своемкачестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС — Европейский Совет. Вэтом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составнуючасть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государствадолжен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционногостроя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией,национальным законодательством и практикой функционирования государственныхинститутов.
Априорная оценка места ироли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны.Здесь необходим конкретный анализ.
Конституционно-правовая доктринамногих стран рассматривает институт главы государства в качестве гарантанационального единства, обеспечивающего одновременно преемственностьистабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этихусловиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью властиможет нарушить баланс государственных властей, а следовательно исказить применениесамого принципа разделения властей.
Правовой статус главыгосударства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят отформы правления и характера политического режима. В странах, где глава государстванаделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальноеруководство государственными делами, формулирует политический курс иобеспечивает его воплощение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государстванепосредственного участия в управлении государственными делами не принимает.Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния наполитический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайныхситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные органымогут заметно возрастать[2].
В качестве главыгосударства выступают:
— наследственный монарх,т. е. суверенное лицо, законно властвующее по собственному праву и не связанноеполитической ответственностью (реже встречается институт выборного монарха, гдепоследний избирается на определенный срок, например Малайзия и ОбъединенныеАрабские Эмираты);
— выборный президент, т.е. должностное лицо (первый чиновник в государстве), законно властвующее втечение определенного срока в силу прямого или косвенного народного волеизъявления.Также известен институт пожизненного президентства, однако это исключение изобщего правила. На пост главы государства может избираться любой гражданин,удовлетворяющий указанным в конституции и законе требованиям;
— узурпатор, т. е. лицо,властвующее без правовых оснований либо в силу произвольных оснований(например, лицо, пришедшее к власти после государственного или военного переворота,незаконного захвата власти);
— коллегиальный орган в видепрезидиумов высшего представительного органа и государственных советов,постоянных комитетов (бывшие социалистические страны в послевоенный период —Албания, Болгария, Венгрия, Польша). В Швейцарии существует Федеральный совет
— коллегиальный орган, всостав которого входит семь равноправных членов, избирающих сроком на один годпредседателя (Президента Конфедерации), совершающего отдельные действия вкачестве главы государства, но его реальные полномочия невелики.
Функции главыгосударства, например, при наследовании престола или временной недееспособностимонарха могут быть переданы его представителю — регенту или регентскому совету.Кроме того, обязанности главы государства может выполнять должностное лицо,действующее от имени монарха в одном из государств, входящих в унию (например,в Австралии, Новой Зеландии, которые образуют унию с Великобританией, эти функциивыполняют генерал-губернаторы и лейтенант-губернаторы, назначаемые монархом порешению парламента каждого из этих государств)[3].
1.2. Полномочияглавы государства
В подавляющем большинствестран национальное законодательство наделяет главу государства обширнымиправами и полномочиями в различных областях государственной деятельности.
Практика функционированияконституционного механизма, реально существующая политическая ситуация вносятзначительные коррективы в осуществление этих полномочий.
Сравнительно отчетливопрослеживаются две основные тенденции.
В одних странах наблюдаетсяфактическое, а иногда и формальное ограничение полномочий главы государства,которые осуществляются за него правительством или главой правительства[4].
В других — происходитрасширение компетенции главы государства, зачастую выходящее за пределы, очерченныеконституцией и другими действующими законодательными актами. Соответственно впервом случае имеет место фактическое ограничение полномочий, которыми наделенглава государства, а во втором — их существенное расширение. Обе тенденции связаныс процессом усиления правительственной власти в современном мире.
Глава 2. Порядокосуществления полномочий главы государства
2.1. Представительскиеполномочия
Олицетворение(персонификация) государства монархом в период феодализма породило доктрину,согласно которой в суверене воплощаются основные права и обязанностигосударства.
Становление либеральногогосударства внесло существенные изменения в правовое положение его главы,однако именно за ним сохранены функции верховного представительствагосударства. Он осуществляет эти функции в соответствии с правилами итрадициями, многие из которых восходят к средним векам. Однако даже в этойобласти самостоятельность главы государства в парламентарных монархиях иреспубликах в значительной степени ограничена. В принципе он не может позволитьсебе выступление, противоречащее политике правительства или ее осуждающее[5].
Глава государства председательствуетна торжественных церемониях, выступает с официальными обращениями к парламентуи посланиями к нации. Такие послания зачастую содержат анализ внутренней ивнешней политики государства, формулируют основные цели правительственнойдеятельности и намечают пути их достижения. Подобная практика широкораспространена в большинстве президентских республик. В США ежегодныепрезидентские послания по вопросам положения в стране рассматриваются какосновной программный документ правительственной деятельности на предстоящийпериод. По важнейшим вопросам обращаются с посланиями к парламенту и нацииглавы государств во Франции и ряде других стран.
Исключительно большоезначение имеют представительские функции главы государства в сфере внешнихсношений. Он считается всегда выступающим от имени своего государства в силусвоего положения и не нуждается в специальном на то уполномочии.
2.2. Полномочия вобласти государственного управления
В парламентарныхреспубликах и монархиях глава государства не может назначить правительство,которое не располагает поддержкой парламентского большинства. Соответственнозамещение поста премьер-министра руководителем политической партии, победившейна парламентских выборах, происходит почти автоматически. Так, в Великобританиина пост премьер-министра монарх может назначить только лидера партии, одержавшейпобеду на выборах в Палату общин. Монарх связан результатами выборов. Однакоесли ни одна из партий не получила большинства мест в парламенте или есливнутри партии нет общепризнанного лидера, то роль главы государства в формированииправительства заметно возрастает. Он получает возможность маневрирования иможет отдать предпочтение одному из кандидатов. Значительна роль главы государствав формировании правительства в странах, где обычно ни одна из партий не располагаетбольшинством в парламенте[6].
В странах, в которыхглава государства наделен правительственной (исполнительной) властью, егополномочия в области государственного управления значительно более широки.
В президентских имонократических республиках (США, многие страны Латинской Америки, значительнаячасть развивающихся стран) президент является единоличным носителем правительственнойвласти. Члены правительства рассматриваются обычно как помощники и советникипрезидента, им назначаются и увольняются. В США подобные назначенияпроизводятся «по совету и с согласия сената», причем необходимобольшинство в 2/3 голосов. Однако случаи отказа в утверждении кандидатур,предложенных президентом, сравнительно редки. Правило парламентского большинствав этих государствах не действует. Более того, президент может принадлежать кпартии, которая не располагает большинством в парламенте или одной из палат.
В странах, в которыхглава правительства выступает как единоличный носитель исполнительной власти,он играет решающую роль в определении программы правительственной деятельности;ему принадлежит право принятия окончательных решений. От имени главыгосударства и за его подписью издаются важнейшие акты исполнительной власти[7].
Полномочия главыгосударства в области правительственной деятельности включают в себяруководство административным аппаратом и вооруженными силами. Он производитназначения на высшие военные и гражданские должности. В США, например, сменапрезидента приводит, как правило, к замене или перестановке от 2,5 до 3 тысячруководящих чинов в правительственной администрации. Фактически продолжаетдействовать «система добычи», хотя ее и именуют сегодня«системой заслуг».
2.3. Полномочия всфере законодательной деятельности
В парламентарных монархияхи республиках (за редким исключением) главе государства принадлежит формальноправо открытия и закрытия очередных и внеочередных сессий, а в ряде стран —право досрочного роспуска парламента или одной из его палат и назначениявнеочередных выборов. Последние полномочия особенно активно используются вВеликобритании и Японии.
Однако на практике, а вЯпонии и согласно Конституции (ст. 7), соответствующие решения принимаютсяправительством. Сравнительно редко их выносит сам парламент (Швеция)[8].
Правами досрочногороспуска парламента (нижней палаты), созыва чрезвычайных сессий, возвращениязаконопроекта для повторного обсуждения, передачи его в орган конституционного надзора,законодательной инициативы в конституционной сфере обладает глава государства вреспубликах со смешанной формой правления. Степень реальности осуществленияэтих прав хотя и зависит от расстановки сил в парламенте, однако остается в целомзначительно более высокой, нежели при парламентарной форме правления.
В странах, в которыхглава государства правом созыва и роспуска парламента не обладает (например, вСША), это формально мотивируется независимостью законодательной и исполнительнойвласти в соответствии с принципом разделения властей. На практике и в даннойгруппе стран сохраняются весьма значительные средства воздействия на парламент,используемые главой государства. Одно из них — право вето на законопроекты,вотированные парламентом.
Различают две основныеразновидности вето: абсолютное и отлагательное (относительное). Абсолютное ветоозначает окончательное отклонение главой государства законопроекта, одобренногопарламентом. На практике абсолютное вето, признанное в большинствемонархических государств (исключение составляют Япония и Норвегия), в настоящеевремя не используется. Отлагательное вето представляет собой право главыгосударства на возвращение переданного ему на подпись законопроекта дляповторного обсуждения в парламенте.
Вето обычнораспространяется на законопроект в целом. Однако в ряде стран (Франция,Аргентина, Мексика) президент имеет право наложить вето на отдельные статьи иположения законопроекта. Для преодоления отлагательного вето устанавливается, какправило, усложненная процедура. Так, в США право вето, используемое президентомнаиболее активно, может быть преодолено лишь в том случае, если законопроектполучит повторное одобрение квалифицированного большинства (2/3 голосов) вобеих палатах конгресса.
В Норвегии отлагательноевето, принадлежащее формально королю, может быть преодолено при помощи стольсложной процедуры, что превращает его почти в разновидность абсолютного. Помимополномочий, позволяющих воздействовать на законодательный процесс в парламенте,глава государства во многих странах пользуется правом издания собственныхнормативных актов. В парламентарных монархиях и республиках соответствующиеполномочия осуществляются на практике правительством, которое и несет за нихответственность[9].
В странах, где главагосударства наделен правительственной властью, он сам издает нормативные акты,которые зачастую не нуждаются в министерской контрасигнации. В середине 80-хгодов в США действовало около 12 тыс. нормативных актов, изданных президентом вформе исполнительных приказов.
В некоторых странахконституция строго лимитирует сферу применения парламентского закона. Врезультате президентский указ все чаще выступает как акт, не основанный назаконе, а регламентирующий общественные отношения на равных основаниях сзаконом. Глава государства, наделенный регламентарной властью, становитсяважнейшим субъектом нормотворческой деятельности[10].
Исключительно широкизаконодательные полномочия главы государства в странах с монократическимирежимами.
2.4.Внешнеполитические полномочия
Объем внешнеполитическихполномочий главы государства определяется действующим законодательством, ауровень и степень их реального осуществления зависят от сложившейсяполитической практики, обычаев и традиций политической жизни. Постановления,характеризующие статус главы государства в области внешних сношений иконкретизирующие его полномочия, встречаются преимущественно в конституциях,принятых после второй мировой войны. «Президент Республики — записано в Основномзаконе ФРГ — представляет Федерацию в международных правовых сношениях»(ст. 59). Примерно так же определяется положение монарха в Испании.«Король — гласит Конституция — осуществляет высшее представительствоИспании в международных отношениях» (ст. 56)[11].
Несколько болееспециализированный характер носят правовые нормы, используемые в республиках сосмешанной формой правления. Так, согласно французской Конституции,«президент Республики ведет переговоры о заключении договоров иратифицирует их» (ст. 52). Весьма лапидарна Конституция США, котораянаделяет президента правом «по совету и с согласия сената» заключатьмеждународные договоры и назначать дипломатических и консульских представителей(разд. 2 ст. II). Исключительно широкие полномочия американского президентаоснованы не на тексте Конституции, а на решениях Верховного суда, резолюцияхКонгресса и доктрине «внешнего суверенитета». Последняя исходит изутверждения, что «внешний» суверенитет в отличие от «внутреннего»не является производным от передачи полномочий штатов, а вытекает из актаобразования федерации. Поскольку же президент — единоличный носительфедеральной исполнительной власти, а осуществление внешней политики образует еепрерогативу, соответственно руководство внешней политикой отнесено к ведениюглавы государства.
При установлении реальныхвнешнеполитических полномочий главы государства нельзя исходить только изконституционного текста. В Основном законе ФРГ они определяются, например,значительно шире, нежели в американской Конституции, хотя действительностьпрямо противоположна. Решающее значение имеет практика функционирования конституционногомеханизма. В странах с парламентарными формами правления все полномочия главыгосударства осуществляются правительством и его руководителем. В республиках сосмешанной формой правления в зависимости от расстановки политических силвозможно как единоличное руководство внешней политикой со стороны главыгосударства, так и определенное разделение полномочий между ним и главойправительства. В президентских республиках глава государства занимает явнодоминирующие позиции в области руководства и управления внешними делами.
Таким образом,национальная практика в области осуществления внешнеполитических полномочийотличается значительным разнообразием. Тенденции к концентрации оперативногоруководства внешними сношениями противостоит в демократических странахтенденция к сохранению возможности контроля за ее проведением другими высшимиорганами. Поэтому, даже в президентских республиках, где глава государстварасполагает обширными полномочиями в области руководства внешней политикой, еговозможности в определенной степени лимитированы. Только в странах смонократическими режимами, деспотическим или абсолютистским правлениемкакое-либо «конкурирующее» участие других государственных органов восуществлении внешних функций государства практически отсутствует[12].
Действующеезаконодательство, корректируемое практикой построения и функционированиягосударственного механизма, позволяет выделить и очертить компетенцию главыгосударства в сфере внешних сношений. Это, во-первых, верховноепредставительство страны в международных отношениях. Любое выступление,заявление или акция главы государства, независимо от наличия специальныхполномочий, обязывают государство. С
этим же связано и правонепосредственного обращения к главам иностранных государств. Это право можетосуществляться как путем посланий, так и посредством личных встреч. Практикасвидетельствует о том, что все более активный характер приобретают личныеконтакты, визиты и встречи глав государств, а равно международные форумы с ихучастием. При выезде главы государства с официальным визитом за рубеж (внекоторых странах, например Мексике, с разрешения парламента) он имеет право напочетную встречу и пользуется особыми льготами и привилегиями.
Во-вторых, главагосударства назначает руководителя ведомства иностранных дел и дипломатическихпредставителей страны за рубежом. В США такие назначения производятся формально«по совету и с согласия Сената», в большинстве других стран — порешению правительства. Глава государства скрепляет своей подписью верительные иотзывные грамоты. При нем аккредитируются иностранные дипломатическиепредставители[13].
В-третьих, в ряде странглава государства дает, указания о подготовке и проведении переговоров,участвует лично в наиболее важных из них и подписывает международные договорыили другие международно-правовые акты. Его обязаны информировать о проведениипереговоров и подписании актов, не требующих ратификации.
В США, где весьмараспространена практика подписания так называемых исполнительных соглашений, нетребующих ратификации Сенатом, президент должен представлять их в определенныесроки Сенату для ознакомления. Глава государства скрепляет своей подписьюратификационные грамоты, однако наиболее важные международные договорыратифицируются на основе решения парламента (либо одной из палат). В США решениео ратификации принимает только верхняя палата Конгресса квалифицированным большинствомв две трети голосов. Во Франции ратификация производится президентом на основеуполномочивающего закона, принимаемого Парламентом.
В-четвертых, ккомпетенции главы государства во многих странах отнесено объявление войны изаключение мира. Особая значимость этого полномочия привела к тому, что вбольшинстве стран оно осуществляется на основе решения парламента или правительства.В США право объявлять войну отнесено к компетенции Конгресса. Однако президент,используя свои
полномочияглавнокомандующего вооруженными — силами, может отдать приказ об их примененииза рубежом без санкции парламента[14].
Согласно совместнойрезолюции палат, принятой в 1973 году, вооруженные действия, начатые по приказупрезидента, должны быть прекращены в течение 60 дней с момента представления докладапрезидентом спикеру Палаты представителей и председателю pro tempore Сената. Висключительных случаях — 90 дней, если конгресс не объявит войну или не приметспециальный закон. На практике именно эти полномочия президента используютсявсе чаще при применении вооруженных сил США за пределами страны.
2.5. Полномочия всудебной области
Государственно-правовая доктринаи конституционное законодательство почти всех стран мира провозглашаютнезависимость судебной власти. Вместе с тем за главой государства сохраняются значительныеполномочия, позволяющие оказывать серьезное влияние на деятельность судейскогомеханизма.
Важнейшими полномочиями вэтой области являются:
• назначение на судебныеили высшие судебные должности;
• председательствование ввысших консультативных учреждениях, которые ведают дисциплинарными и отчастиадминистративными вопросами, относящимися к судейскому корпусу;
• осуществление правапомилования.
Так, в США президент«по совету и с согласия Сената» назначает членов Верховного суда,который представляет собой не только высшую судебную инстанцию общейюрисдикции, но и орган конституционного надзора. О значимости этих назначенийможно судить по двум весьма примечательным примерам. В 30-е годы Президент СШАФ. Рузвельт столкнулся с оппозицией консервативного большинства членовВерховного суда своему так называемому «новому курсу». Только проведяназначение нескольких либеральных судей, он сумел сломить это сопротивление,хотя его попытки реформировать Верховный суд окончились безрезультатно. В 1986 г. Президент Р. Рейган назначил председателем Верховного суда У. Ринквиста и членом суда А. Скалиа,которые были известны как архиконсервативные деятели[15].
Учитывая, что члены Верховногосуда пребывают в должности пожизненно, а за годы своего существования судом былиобъявлены неконституционными тысячи законов Конгресса и отдельных штатов,проведенные назначения оказали заметное влияние на общую ориентацию судебнойполитики.
Назначение, перемещение икарьера судейских чинов во многом зависят от деятельности различныхконсультативных дисциплинарных органов, руководимых главой государства. ВоФранции, например, таким органом выступает Высший совет магистратуры,возглавляемый президентом Республики[16].
Право помилования,которым наделен глава государства, трактуется обычно весьма расширительно ивключает не только смягчение наказания, но и освобождение от преследования. Отом, как оно используется, свидетельствует решение Президента Дж. Форда об освобожденииот судебного преследования Р. Никсона после отставки последнего с постаПрезидента США в связи с угрозой применения импичмента.
2.6. Чрезвычайныеполномочия
Во многих странах (США,Франция, Шри Ланка, Нигерия, Кот-д'Ивуар, Сенегал и др.) глава государстванаделен правом введения чрезвычайного положения или использования чрезвычайныхполномочий. Чрезвычайное положение имеет довольно много разновидностей: осадноеположение, военное положение, состояние повышенной опасности и т. п.Характеризующая их общая черта — это приостановка действия конституционныхгарантий, ограничение полномочий представительных учреждений, расширение властиадминистративных или военно-политических органов, введение в ряде случаевпревентивного заключения[17].
Так, согласно ст. 16Конституции Франции, Президент Республики в случае угрозы режиму, территориальнойцелостности и независимости страны, выполнению международных обязательств и нормальномуфункционированию властей может принять все необходимые меры, диктуемыеобстоятельствами. Он должен проконсультироваться с Премьер-министром,Конституционным советом и председателем палат, однако их мнение не связываетпрезидента. Парламент не может быть распущен, но он лишается на этот периодважнейшего полномочия — возможности выражения недоверия правительству. В СШАрешение президента о введении чрезвычайного положения может сопровождатьсяиспользованием вооруженных сил внутри страны для подавления волнений.
В условиях демократическихстран применение чрезвычайных полномочий должно носить временный характер ииспользоваться исключительно в целях защиты основных прав и свобод, восстановленияи утверждения законности и обеспечения нормального функционированиягосударственных властей.
Заключение
Итак, мы дали характеристикуинститута главы государства, определили полномочия главы государства, а такжерассмотрели порядок осуществления полномочий главы государства.
Из всего вышеизложенногоможно сделать следующие выводы.
В различных сферахгосударственной деятельности главы государства наделяются общими полномочиями,которые можно разбить на несколько групп.
Во-первых, это представительскиеполномочия. Глава государства осуществляет функции верховного представительствагосударства вовне и внутри страны (подписывает международные договоры, имеетправо непосредственного обращения к главам иностранных государств иправительств, назначает дипломатических представителей, осуществляетаккредитацию представителей в зарубежных государствах, выступает с официальнымиобращениями к парламенту и посланиями к нации).
Во-вторых, этополномочия, связанные с управлением делами государства. В законодательной сфере (право созывасессий парламента, право его досрочного роспуска, созыв чрезвычайных сессий, законодательнаяинициатива, право вето на законопроекты, вотированные парламентом, опубликованиезаконов, право обращаться в органы конституционного контроля о конституционноститого или иного акта). В сфере исполнительной власти (назначение главы правительстваи принятие его отставки, участие в формировании правительства, решение стратегическихвопросов военного управления в качестве главнокомандующего вооруженными силами,введение особых режимов управления, издание собственных нормативных актов (встранах парламентской формы правления
они обычно нуждаются вконтрасигнатуре). В судебной сфере (назначение на судебные и высшие судебныедолжности, содействие в осуществлении решений судов и др.).
В-третьих, полномочия поконкретизации правового статуса личности (решение вопросов гражданства,предоставления политического убежища, осуществление права помилования и смягчениянаказания, осуществление награждений, присвоение почетных, специальных и высшихвоинских званий).
В-четвертых, чрезвычайныеполномочия. Глава государства объявляет чрезвычайное положение (осадноеположение, военное положение, состояние повышенной опасности), в связи c чем вправе принимать акты, имеющие силу закона.
Список используемойлитературы:
1. Автономов А. С. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 560.
2. Баглай М. Конституционноеправо зарубежных стран. М., 2008. С. 1056.
3. Василевич Г. А.,Кондратович Н. М., Приходько Л. А. Конституционное право зарубежных стран. М.,2007. С. 480.
4. Григонис Э. П.,Григонис В. П. Конституционное право зарубежных стран. М., 2006. С. 208.
5. Ершов В. А. Конституционноеправо зарубежных стран. М., 2009. С. 144.
6. Кондратович Н. М.Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 144.
7. Ларин А. Ю. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 184.
8. Маклаков В. В. Конституционноеправо зарубежных стран. Общая часть. М., 2008. С. 896.
9. Мишин А. А. Конституционное(государственное) право зарубежных стран. М., 2008. С. 520.
10. Смоленский М. Б.,Иванников И. А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 336.
11. Страшун Б.Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть. М.,2007. С. 896.
12. Шестакова К. Д.Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 192.
13. Шашкова А. В.Конституционное право зарубежных стран. М., 2008. С. 288.
14. Черкасов А. И.Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовоерегулирование и практика. М., 2008. С. 244.