Реферат по предмету "Государство и право"


Политико-правовые учения Н.М. Коркунова

Министерствообразования Российской Федерации
Сибирскийинститут права, экономики и управления
ДОКЛАДпо дисциплине «История политических и правовых учений»
На тему:«Политико-правовые учения Коркунова»

Выполнила:
студентка III курса
юридического факультета
2-й группы
Ильина М.В.
 
Проверила:
_______________________
Иркутск, 2003

Н. М. Коркунов (1853—1904) — видный представитель позити­вистскойтеории государства и права. Его основная работа — «Лек­ции по общей теорииправа» (1886 г.).
Коркунов предпринялпопытку отойти от ортодоксальных поло­жений формально-догматическойюриспруденции и формалистиче­ского понятия права. Он выступает противпревращения юриспру­денции в раболепную «служанку законодательства», противотож­дествления права с законом — основной тенденции юридического позитивизма XIX в. «Если бы право и закон были тождественны, то было бынепонятно существование юридических теорий». «Если бы норма делаласьюридической только в силу облечения ее в фор­му закона, единственно возможнаяюридическая теория была, бы теория составления законов».
Философско-методологическуюоснову теории Коркунова со­ставляют позитивизм, субъективный идеализм ииндивидуализм смягченного вида. Он выступает против крайностей механическогоиндивидуализма XVII—XVIIIвв., который. сводил общество к ме­ханической сумме индивидов, и этатистскихтеорий Гегеля и дру­гих авторов, с точки зрения Коркунова, растворявшихличность в обществе и государстве. Коркунов выдвинул так называемую пси­хическуютеорию, или теорию «субъективного реализма», со­гласно которой общество есть«объективный общественный по­рядок», «психическое единение людей». В то жевремя личность представляет собой «особое самостоятельное начало», которое нерастворяется в обществе, а сохраняет «свою самостоятельность, свои особые цели,не сливающиеся с общественными и не подчиня­ющиеся им».
Содержаниемсоциальной жизни Коркунов считал совокупность разнообразных сталкивающихсямежду собой личных и групповых интересов в политической, экономической,религиозной и иных об­ластях. Отсюда, полагал он, вытекает необходимость права,задача которого заключается в том, чтобы обеспечивать должный обще­ственныйпорядок в сталкивающихся между собой интересах. С этой точки зрения право есть«разграничение интересов». С од­ной стороны, данное понятие было направленопротив формалисти­ческой теории юридического позитивизма, сводившего право в ко­нечномсчете к волеизъявлению политической власти, «приказу су­верена» (Остин и др.).С другой — Коркунов стремился преодолеть крайности концепции Иеринга,отождествлявшего право с интере­сом («право как юридически защищенныйинтерес»).
В соответствии с дуализмом индивидуального иколлективного, право, по Коркунову, тоже имеет два взаимосвязанных, но относи­тельносамостоятельных, не сводимых друг к другу аспекта: объек­тивный (юридическаянорма) и субъективный (юридическое отно­шение, субъективное право иобязанность).
Нельзя, утверждалон, признавать право чем-то односторонне поглощающим личность: «основой всегоправа в конце концов яв­ляется все-таки индивидуальное сознание». Правовыражает «не объективно данное подчинение личности обществу, а субъективноепредставление самой личности о должном порядке общественных отношений». В то жевремя право, считал Коркунов, не является односторонним продуктом личнойсознательной воли. Как должный порядок общественных отношений оновоспроизводится объектив­но, независимо от индивидуального сознания и произволаотдель­ного человека.
Эта теорияобъективно вела к попытке примирить индивидуа­лизм и этатизм.
Государство, согласно учениюКоркунова, есть «общественный союз, обладающий самостоятельной властьюпринуждения», и воз­никает оно как средство проведения в жизнь права. Исходя изэто­го, проблему соотношения государства и права, «самоограничения» государстваон стремился решить не формальным образом, а путем возведения и государства, иправа к «психическому единению людей», «коллективному сознанию», к средствамразграничения интересов.
Коркунов резкокритиковал господствовавшее тогда в государствоведении понятие государства какволевого субъекта власти — «самостоятельной личности». Государство в качествеполитического союза, утверждал Коркунов, есть не лицо, не субъект, а отношение(с юридической стороны — «юридическое отношение»). Поэтому он отвергалтрадиционное понятие государственной власти как во­ли государства-личности и спозиций субъективного идеализма пы­тался дать психологическую трактовкугосударства и государственной власти. Основу последней следует искать всубъективном сознании, в психике индивида, вне связи с волей властвующего.Властвование, рассуждал Коркунов, предполагает сознание не с ак­тивной стороны,не со стороны властвующего, а со стороны подвла­стного. Более того, длявластвования требуется только сознание за­висимости, а не реальность ее.«Власть есть сила, обусловленная не волею властвующего, а сознанием зависимостиподвластного». Поэтому Коркунов считал, что нет надобности наделять государст­воволей, олицетворять его. «Государственная власть есть не чья-либо воля, а сила,вытекающая из сознания гражданами их зависимости от государства». Основываясьна субъективном идеализме и психологизме, Коркунов отрицал объективный характергосу­дарства.
Принимая вовнимание эволюцию России во второй половине XIX в., Коркунов с позиций монархически настроенной буржуазиипредлагал путь фактического ограничения абсолютизма правом. Отсюда проистекалаего известная формула так называемой право­мерной, но самодержавной монархии:«Государь сосредоточивает в своих руках всю полноту верховной властибезраздельно, но осу­ществляет ее правомерно», т. е. строго подчиняетсязаконам, при­нятым в особом, в отличие от исполнительных актов, порядке(обязательное предварительное обсуждение в Государственном со­вете, особыйпорядок подписания, взаимосвязь с прежним законо­дательством и др.). Строгоеразграничение закона и подчиненных нормативных актов, а также разделениесудебной и исполнитель­ной властей, право суда проверять «конституционность»,«юриди­ческую силу» указов и законов, на взгляд Коркунова, приведут к тому, чторазличие между абсолютной и конституционной монар­хией будет не качественное, аколичественное. В условиях антилиберальных контрреформ 80—90-х годов XIX в. это была робкая попытка предотвратитьреволюцию.
Своей психологическойтрактовкой государства и права Коркунов оказал весьма существенное воздействиена психологические теории Л. Петражицкого, Ж. Гурвича и др. Концепция «психоло­гическогоединения» предвосхитила концепцию «коллективного со­знания» Э. Дюркгейма.Теория «разграничения интересов» – за­метная веха на пути эволюцииюриспруденции интересов от Иеринга к последующим ее модификациям («согласованиеинтере­сов» Р. Паунда и др.). Теория политической власти Коркунова, от­рицавшегоза государством качество волевого субъекта власти, со­звучна соответствующейдоктрине Л. Дюги и субъективно-идеа­листическим попыткам обосновать государствокак политиче­ское отношение.
Н. М.Коркунов в своемсоциально-психологическом истолковании вании права и государственной властиисходил прежде наработанных Муромцевым характеристик права как правопорядка, атакже из учения Иеринга о праве как защищенном интересе (Муромцев также многимобязан Иерингу, лекции которого  он прослушал во время стажировки в Германии).Общество, писал Коркунов, есть объективный общественный порядок («психическоеединение людей»). Содержание общественной жизни составляет многообразиеразличных сталкивающихся личных и  общественных интересов в  политической,экономической, религиозной областях. Чтобы обеспечить возможность совместногососуществования и осуществления интересов, каждому субъекту правовых отношенийдолжна быть отграничена известная сфера. Эту сферу и отграничивает право,которое, собственно, есть «разграничение интересов» и вместе с тем инструментобеспечения определенного порядка в процессе возникновения и урегулированияконфликта интересов (Лекции по общей теории права. 1886). Право охраняет невсякий интерес, а только отдельно взятый интерес в его отношении к другомуинтересу. Оно разграничивает, охраняет и в этом смысле обес­печивает должныйпорядок общественных отношений.
Коркунов был авторитетным вуниверситетских научных кругах разработчиком социологического и философского(теоре­тического) приемов изучения права в противоположность доминирующей формалистическойориентации догматической юриспруденции. Основа права — в индивидуальномсознании, в котором Коркунов различает субъективный к одновременно со­циально-психологическийаспекты. Однако в своем внешнем проявлении в качестве регулятора и обеспечителядолжного и упорядоченного общественного отношения право действует ивоспроизводится объективно (вне индивидуального и иного-произвола). «Общаятеория права» ставит задачей извлечь общие начала права из накопленногоспециальными юридичес­кими науками эмпирического материала. В этом смысле онастановится близкой к философии права. Философия, считал Коркунов, не естьметафизическое знание, как во времена Канта и Гегеля, она ныне существует какобобщенное знание других Дисциплин. Между философией права и философией неткакого-либо разграничения (Лекции по энциклопедии права. 1880). Аналогичнымобразом в духе социологического и юридического эмпиризма трактовался Коркуновыми предмет всеобщей исто­рии права — как сравнительная история законодательств.
Основнойтруд Коркунова «Лекции по общей теории права» выдержал 9 изданий (последнее —1909 г.), в 1903 г. был пере­йден на французский, а затем и. на английскийязык. Западноевропейские юристы ссылались на труд Коркунова как на законченное,наиболее полное и вместе с тем оригинальное изложение позитивной теории права.В течение ряда лет «Лекции» были самым ходовым учебником в российскихуниверситетах.
Н.М. Коркунов описываетгосударственную власть как феномен, определяемый не волей властвующегосубъекта, а сознанием зависимости подвластного. «Государственная власть и естьнадо всем господствующая единая воля, проявляющаяся в деятельности органоввласти. Государственная власть есть сила, основанная на создании людьми своейзависимости от государства. Поэтому носителем государственной власти являютсяне одни органы власти, а все государство как одно целое. Органы же властитолько распорядители, диспозитарии этой силы. Единство государства не вединстве воли этих органов, а в единстве той силы, которой все они распоряжаются».1
По мнению Коркунова, изучаемыеим феномены власти находятся, по крайней мере, в двоякой зависимости отпсихологических факторов. Во-первых, тот факт, что личность является составнымэлементом сразу нескольких общественных групп, защищает ее от поглощения некоейтотальной идеей. Дело в том, пишет Коркунов, что общество являясь техническимединением людей, допускает в силу этого принадлежность человека одновременно комногим разнообразным обсуждениям. Личность поэтому, хотя и есть продуктобщества, но не одного кого-нибудь, а совместно многих обществ. Влиянию каждогоиз этих обществ личность противопоставляет свою зависимость от ряда другихобществ, и в этой одновременной зависимости она находит противовесисключительному влиянию на нее каждого из них в отдельности.
Такойсоциально-психологический плюрализм обеспечивает личности известную автономию,но она, в силу парадоксальных причин, стремится вписаться в систему отношениявластвования, ориентируясь прежде всего на отношения подчинения.
Во-вторых, что более важно,картина властеотношений интерпретируется Коркуновым применительно не кисточнику власти, а к ее объекту. И здесь власть как реально существующий факт,разлагается на ряд часто психических элементов, а именно переживаний,подвластных субъекту. Власть, с этой точки зрения, не предполагает непременнонаправленной на властвование воли. Коркунов подчеркивает, что для отношенийвластвования не требуется, чтобы сознание зависимости основывалось на реальных:для возникновения их необходимо только сознание зависимости, а не реальностьее.
«Властвование над нимигосударства и ограничение этого властвования имеет одно и то же общее основание– в нашем сознании, в сознании зависимости от государства и в сознании целогоряда интересов, противопоставляемых интересам власти и требующих определенногос ним разграничения». Неделимость власти всегда побуждает ее носителя кзлоупотреблению ей, и, по Коркунову, власть стремится захватить сферу настолькоширокую, насколько это возможно.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Древнеиранская религия в античных источниках
Реферат The Directand Indirectimpact Of Rhetoric On The
Реферат Творчество Публия Овидия Назона
Реферат 1901 беринг эмиль фон
Реферат Дорожные условия и безопасность движения
Реферат Основы технологии производства, хранения, переработки и сертификации продукции животноводства
Реферат Формирование устной монологической речи детей с минимальными дизартрическими расстройствами
Реферат Разработка ИВС для обеспечения обмена информацией структурных подразделений администрации Владимирской области (территориальная сеть)
Реферат Электростатическое поле как фактор опасного и вредного воздействия Последствия его воздействия
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия на примере ООО Карьера
Реферат 1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии
Реферат Design of micro Direct Methanol Fuel Cell DFMC
Реферат 1-4 класи спеціалізованих шкіл з поглибленим вивченням іноземної мови Спеціалізована школа Англійська мова
Реферат Патриарх Филарет
Реферат Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому языку в начальной школе