Содержание
Введение
1 Правоотношения по пенсионному обеспечению в системеотношений по социальному обеспечению адвокатов
2 Порядок уплаты адвокатами страховых взносов В ПФР
2.1 Общие положения
2.2 Обязанность адвокатов по регистрации в ПФР
2.3 Ответственностьадвокатов за неисполнение обязанностей по регистрации в ПФР
2.4 Порядок исчисления страховых взносовадвокатским образованием с вознаграждений адвоката
2.5 Взаимоотношения с ПФР адвоката,осуществляющего свою деятельность через адвокатский кабинет
Заключение
Список литературы
Введение
Российская Федерация, являясь социальнымгосударством, гарантирует социальную защиту всем гражданам. Нормы права отраслиправа социального обеспечения содержатся во многих нормативных актах, даже втаком законе как Федеральном законе от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»[1],ч. 4 ст. 3 которого гарантирует адвокатам социальную защиту, неотъемлемойчастью которой является пенсионное обеспечение.
Сразу необходимо отметить, чтоправовая регламентация пенсионного обеспечения адвокатов в части назначения,начисления и выплаты пенсий ничем не отличается от других категорий граждан, авот порядок уплаты страховых взносов имеет свои существенные особенности,которые по своей сути никак не влияют на качество пенсионного обеспечения, атолько вносят путаницу и лишние бюрократические процедуры во взаимоотношенияхадвокатов и отделений Пенсионного фонда РФ.
Ввиду изложенного данная работа,посвященная рассмотрению пенсионного обеспечения адвокатов будет построенаследующими образом: сначала будет рассмотрено место пенсионного обеспеченияадвокатов в системе их социального обеспечения, а затем будут рассмотренывопросы правовой регламентации уплаты адвокатами страховых взносов в Пенсионныйфонд РФ.
Данная сфера правоотношений неявлялась ни предметом научных исследований, ни научных дискуссий. Поэтомуработа выполнена в идее анализа нормативных актов.
1 Правоотношения по пенсионному обеспечению в системеотношений по социальному обеспечению адвокатов
Статья 39 Конституции РФгарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом. В числе способов реализации права на социальноеобеспечение, которые поощряются государством, часть 3 указанной статьи называетдобровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социальногообеспечения и благотворительность. Подобная формулировка не случайна, посколькуосновным гарантом достойного уровня социального обеспечения человека вРоссийской Федерации является государство, что вытекает из содержания статьи 7Конституции РФ.
На это указывает иместоположение статьи 7 в главе 1 Конституции, закрепляющей основыконституционного строя. Таким образом, социальная функция современногороссийского государства представляет собой синтез двух направлений:
· государственной поддержки лиц, утративших в силу определенныхобстоятельств средства к существованию;
· повышения социальной активности трудоспособных лиц посредствомвовлечения их в механизм формирования фондов социального обеспечения.
Сообразно данным направлениямразвиваются две основные формы социального обеспечения:
· социальное обеспечение за счет средств бюджетов различных уровней
· обязательное социальное страхование.
Обязательное социальноестрахование относится к числу динамично развивающихся форм социальногообеспечения, доказательством чему являются активная нормотворческая иправоприменительная деятельность в данной сфере, появление дополнительных формстрахования, например в виде добровольной уплаты взносов на обязательноесоциальное и пенсионное страхование, признание в качестве социальногострахового риска не только риска утраты заработной платы, но и дохода,полученного от осуществления иных видов деятельности. Тем самым к числузастрахованных лиц относятся как работающие по трудовому договору, так исамостоятельно обеспечивающие себя работой, в частности лица, осуществляющиеадвокатскую деятельность в установленных федеральным законом формах, к каковыми относятся адвокаты.
Часть 4 статьи 3 Федеральногозакона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатурев Российской Федерации»[2] гласит:«Каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренноедля граждан Конституцией Российской Федерации».
На адвокатов в полной мерераспространяются положения ТК РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующихвопросы труда, отдыха и социального обеспечения[3].
Адвокаты участвуют вправоотношениях по обязательному пенсионному страхованию двояко. Во-первых, какстрахователи по отношению к наемным работникам — помощникам, стажерам адвокатаи иному персоналу адвокатского образования. Так, статья 20 ТК РФ, определяявиды работодателей — физическое лицо либо юридическое лицо, относит адвокатов,учредивших адвокатские кабинеты, к работодателям — физическим лицам. В этомслучае на адвоката нормы трудового законодательства и законодательства осоциальном обеспечении распространяются как на работодателя в полном объеме сцелью обеспечения прав и законных интересов работающих у него по трудовомудоговору лиц.
Во-вторых, адвокаты могутодновременно выступать в качестве страхователей и застрахованных лиц. Статья 6Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательногосоциального страхования»[4] содержитопределение понятия «застрахованные лица», называя в их числе лиц,самостоятельно обеспечивающих себя работой. Статья 6 Федерального закона от 15декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации»[5] относитк страхователям по данному виду страхования лиц, производящих выплатыфизическим лицам, и адвокатов. Если страхователь одновременно относится кнескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносовпроизводятся им по каждому основанию.
Адвокатская деятельностьявляется одной из форм реализации человеком своей способности к труду. В сфересоциального обеспечения осуществление трудовой деятельности, понимаемой вшироком смысле, т.е. не только как работы по трудовому договору, в ряде случаевявляется обязательным условием предоставления определенного вида обеспечениялибо гарантирует более высокий размер обеспечения по сравнению с обеспечениемнеработающих лиц.
Формулировка части 4 статьи 3Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» подчеркивает то обстоятельство, что некоторые виды социальногообеспечения гарантируются адвокату именно в силу его статуса, а не как членуобщества, т.е. имеют страховую природу. Анализируемая норма носит бланкетныйхарактер, отсылая к Конституции РФ, а конституционная формулировка направляет ктексту федерального закона о конкретном виде социального обеспечения. Именно науровне федерального закона урегулированы формы и порядок участия адвокатов вотношениях по обязательному социальному страхованию, а также указаны видысоциального обеспечения, предоставляемого адвокату как застрахованному лицу.
Часть 3 статьи 1 Федеральногозакона «Об основах обязательного социального страхования» определяетобязательное социальное страхование как систему создаваемых государствомправовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию илиминимизацию последствий изменения материального и (или) социального положенияработающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными,трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни,травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости,необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения инаступления иных установленных законодательством Российской Федерациисоциальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.В данной дефиниции акцент сделан на цели обязательного социального страхования- в первую очередь обеспечить защиту работающих граждан от разнообразныхсоциальных рисков. Причем термин «работающий гражданин» с учетом систематическоготолкования нормы означает именно лицо, работающее по трудовому договору.Действительно, обязательное социальное страхование исторически возникает идлительное время существует именно как форма социальной защиты работников.
Далее в этой же статье законодательустанавливает, что действие настоящего Федерального закона распространяетсятакже на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и на иные категорииграждан в случае, если законодательством Российской Федерации предусматриваетсяуплата ими или за них страховых взносов и (или) установленных законодательствомРоссийской Федерации о налогах и сборах налогов, средства от уплаты которыхпоступают на финансирование конкретных видов обязательного социальногострахования.
Иными словами, непременным условиемвозникновения правоотношений по обязательному социальному страхованию у лиц,самостоятельно обеспечивающих себя работой, в том числе адвокатов, являетсяфакт уплаты страховых взносов. На различие в правовом регулировании отношенийпо обязательному социальному страхованию работников и адвокатов указывает инормативное определение оснований возникновения социально-страховых отношений:у работника они возникают с момента заключения трудового договора, а у адвоката- с момента уплаты страховых взносов, если иное не установлено федеральнымизаконами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об основах обязательногосоциального страхования»).
Повышенная защитасоциально-страховых прав работников в сравнении с самозанятыми лицамиприменительно к обязательному пенсионному страхованию нашла свое отражение вправовой позиции Конституционного Суда РФ, подчеркнувшего, что «неуплатастрахователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него потрудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначенияобязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лицне должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объемеполучить трудовую пенсию»[6].
В действующей системе правовогорегулирования отношений по обязательному социальному страхованию адвокаты вобязательном порядке участвуют в пенсионном и медицинском страховании. Вотличие от работников, взносы за которых уплачивает работодатель, адвокатыуплачивают их за самих себя. При этом в области обязательного пенсионногострахования страховые взносы уплачиваются в виде фиксированного платежа (ст. 28Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации»). Законодатель установил лишь минимальный размер фиксированногоплатежа. Это означает, что достойный уровень будущего пенсионного обеспеченияадвоката зависит от факта его добровольного участия в отношениях пообязательному пенсионному страхованию.
При этом стоит отметить, чтобремя по уплате адвокатами страховых платежей в целом больше, чем у других лиц,которые сами себя обеспечивают работой, но при этом уровень социальногообеспечения адвокатов ниже из-за отсутствия составляющей по социальномустрахованию, которая уплачивается индивидуальными предпринимателями в составеединых налогов, уплачиваемых в рамках применяемых ими специальных налоговыхрежимов. В тоже время размеры этих платежей напрямую зависят от размерагонорара адвоката, что ведет к тому, что адвокаты вынуждены занижать свойофициальный заработок. И этому способствует то, что страховые платежи в ПФРносят фиксированный характер.
Следовательно, пенсии адвокатамназначаются и начисляются в общем порядке в соответствии с Федеральным закономот 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении вРоссийской Федерации»[7].
Таким образом, отношения по пенсионномуобеспечению адвокатов имеют особенности только в части уплаты страховых взносовпо пенсионному страхованию. Данные особенности будут рассмотрены в следующейглаве.
2. Порядок уплаты адвокатами страховых взносов ВПФР2.1 Общие положения
В ст. 6 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» приведены две группы лиц, признающихся страхователями в частиплатежей по обязательному пенсионному страхованию. К их числу отнесеныработодатели — организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (п.п.1 п. 1 ст. 6 Закона), а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой — индивидуальные предприниматели, в том числе частные детективы и занимающиесячастной практикой нотариусы, адвокаты (п.п. 2 п. 1 ст. 6 Закона). Еслистрахователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей,указанным в п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 6 Закона, исчисление и уплата страховых взносовпроизводятся им по каждому основанию.
В информационном письме ВАС РФот 11.08.04 г. N 79 (п. 2) разъясняется смысл разграничения законодателем двухгрупп страхователей. К первой относятся страхователи, заключившие трудовые(гражданско-правовые) договоры с наемными работниками и являющиесястрахователями по отношению к этим работникам. Ко второй — лица, уплачивающиестраховые взносы в виде фиксированного платежа и являющиеся страхователями поотношению к самим себе.
По смыслу ст. 6 и 11 Законарегистрация страхователей в территориальных органах ПФР имеет своей цельюобеспечение контроля за своевременной и полной уплатой взносов на обязательноепенсионное страхование. В этой связи обязанность страхователя по регистрации втерриториальных органах ПФР возникает независимо от обстоятельств, с которымиЗакон связывает возникновение базы для начисления страховых взносов.
В этой части особенностиправового положения адвоката получаются весьма интересными. Что касаетсяадвоката, осуществляющего деятельность в адвокатском кабинете, то его правовоеположение в части пенсионного страхования аналогично положению индивидуальногопредпринимателя. А вот адвокат, осуществляющий свою деятельность в коллегииадвокатов с одной стороны состоит в трудовых отношениях с коллегией адвокатов,которая по отношению к нему выступает работодателем, а с другой стороны в частиуплаты страховых взносов он приравнивается к работодателю.
Далее будут рассмотрены порядокрегистрации в органах ПФР и порядок уплаты страховых взносов адвокатами. 2.2 Обязанность адвокатов по регистрациив ПФР
Согласно пп. 1 и 2 ст. 20Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе осуществлять своюпрофессиональную деятельность в рамках одного из видов адвокатских образований:адвокатского кабинета, коллегии адвокатов, адвокатского бюро и юридическойконсультации. Из положений п. 9 ст. 22, пп. 2 и 11 ст. 23, п. 2 ст. 24 Федеральногозакона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» следует, что адвокатское бюро, юридическаяконсультация и коллегия адвокатов по своему правовому статусу являютсяюридическими лицами.
На основании общих норм ГК РФ,п. 5 ст. 27 и п. 5 ст. 28 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Обадвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», ст. 6 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» адвокатские образования осуществляют социальноестрахование физических лиц, в отношении которых они выступают в качествеработодателей и одновременно как организации — в качестве страхователей.
Ст. 6 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» предусматривает обязанность регистрации страхователей,перечисленных в п.п. 1 п. 1 ст. 6 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» кромефизических лиц, заключивших трудовые или гражданско-правовые договоры, втерриториальных органах страховщика в 5-дневный срок с момента представления всоответствующие территориальные органы сведений из ЕГРЮЛ и ЕГРИП от налоговыхорганов.
Таким образом, любое адвокатскоеобразование кроме адвокатского кабинета, будучи юридическим лицом, подлежитрегистрации в органе ПФР независимо от фактического заключения этим адвокатскимобразованием каких-либо гражданско-правовых (трудовых) договоров с работниками.Регистрация производится без непосредственного их участия в оформлении и безнаправления в адрес страховщика специальных документов — заявления,свидетельства о государственной регистрации и. т.д.
Следует отметить, что адвокат,являясь членом адвокатского образования, самостоятельно обеспечивает себяработой.
Поэтому он также неосвобождается от самостоятельной регистрации в территориальном органе ПФР идолжен направить туда соответствующее заявление с приложением копийудостоверения адвоката и документов, удостоверяющих его личность, не позднее 30дней со дня выдачи удостоверения адвоката (ст. 11 6 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации»). Это подчеркнуто и в решении Верховного суда РоссийскойФедерации от 19.03.03 г. N ГКПИ03-87: «Исчисление и уплата страховыхвзносов в виде фиксированных платежей через соответствующие коллегии адвокатов,адвокатские бюро и юридические консультации не освобождает физическое лицо — адвоката от регистрации в территориальном органе ПФР в качествестрахователя»[8].
Форма заявления о регистрации ипорядок его заполнения содержатся в приложениях N 1 и N 2 к ПостановлениюПравления ПФР от 2 августа 2006 г. N 197п «Об утвержденииПорядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающихстраховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированныхплатежей»[9].Документальным подтверждением факта регистрации адвоката является извещение,утвержденное в приложении N 3 к данному постановлению.
Помимо указанных в ст. 11 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» заявления, копий удостоверения адвоката и документа,удостоверяющего личность, в п. 6 Постановления Правления ПФР от 2 августа 2006 г. N 197п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФРстрахователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации в виде фиксированных платежей» для регистрации адвоката втерриториальном органе ПФР предусмотрено представление свидетельства опостановке на учет в налоговом органе, что не вытекает из буквальногосодержания Закона и не обусловлено порядком исчисления адвокатами базыстраховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, поставленной взависимость от размера фиксированного платежа.
Недопустимость истребования уадвоката иных документов для регистрации вытекает из п. 3 ст. 15 Федеральногозакона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации», в силу которого единственным документом,подтверждающим его статус, является удостоверение.
При отсутствии у адвокатастрахового свидетельства обязательного пенсионного страхования регистрация втерриториальном органе ПФР осуществляется одновременно с представлениемзаявления о выдаче ему указанного свидетельства.2.3 Ответственность адвокатов за неисполнениеобязанностей по регистрации в ПФР
Вопрос о возможности примененияк субъектам адвокатской деятельности мер правовой ответственности занеисполнение обязанности регистрации не имеет своего однозначного разрешения.
Пункт 1 ст. 27 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» предусматривает ответственность за нарушениестрахователем установленного ст. 11 Закона срока регистрации в органе ПФР,дифференцируя размер санкции в зависимости от длительности пропускасоответствующего срока. С момента официального опубликования Закона какие-либоизменения в ст. 27 не вносились. Вместе с тем объективная сторонаправонарушения п. 1 ст. 27 Закона связана с несоблюдением субъектомответственности положений ст. 11 Закона, которая в части сроков регистрациисущественно изменялась в связи с принятием Федерального закона от 23.12.03 г. N185-ФЗ.
Законность применения п. 1 ст.27 Закона в отношении адвокатских образований и адвокатов поставлена взависимость от того, были они зарегистрированы, т.е. получили удостоверенияадвокатов до или после вступления в силу Закона N 185-ФЗ.
В отношении адвокатскихобразований кроме адвокатских кабинетов необходимо отметить следующее.
Федеральный закон от 15.12.01 г.N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» (ст. 11) в первоначальной редакции, действовавшей до 1 января 2004 г., устанавливал обязанность адвокатских образований как организаций самостоятельнозарегистрироваться в качестве страховщика в 30-дневный срок со днягосударственной регистрации как по месту своего нахождения, так и по местунахождения каждого из обособленных подразделений, через которые этистрахователи выплачивают вознаграждения физическим лицам. Принятым на основаниип. 2 ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» постановлением правленияПФР от 16.08.02 г. N 89п[10] былраскрыт механизм реализации адвокатским образованием соответствующейобязанности. Адвокатские образования, нарушившие сроки ст. 11 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации», подлежали привлечению к ответственности по ст. 27Закона при отсутствии оснований, изложенных в ст. 109, 111, 113 НК РФ.
Из анализа п. 1 информационногописьма ВАС РФ N 79 следует, что изменение с 1 января 2004 г. положений ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» не исключает правовой ответственностиадвокатских образований, зарегистрированных до 1 января 2004 г. Такой вывод основан на том, что событие правонарушения со стороны адвокатского образования,созданного, но не зарегистрировавшегося до 1 января 2004 г., окончено до наступления этой даты, а правовая ответственность за совершение данногоправонарушения существовала в неизменном виде как на момент совершенияправонарушения, так и на момент реализации ответственности.
В отношении адвокатскихобразований, зарегистрированных после 1 января 2004 г., ответственность по п. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» применена бытьне может, так как на указанных субъектов с 1 января 2004 г. не распространяется обязанность самостоятельной регистрации в территориальном органе ПФР.
Адвокатский кабинет на основаниист. 21 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатскойдеятельности и адвокатуре в Российской Федерации» не является юридическимлицом, в связи с чем не включен в состав страхователей по ст. 6 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» и не обязан проходить государственную регистрацию поправилам ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
До 1 января 2004 г. адвокаты подлежали регистрации в составе физических лиц, которые самостоятельно уплачиваютстраховые взносы в бюджет ПФР (ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» в первоначальной редакции). По смыслу абзаца 3 п. 1 ст. 11Закона в системной связи с п.п. 2 п. 1 ст. 6 Закона (в первоначальной редакции)адвокаты входили в число «других лиц» формулировки Закона. Именно изтакого понимания основания регистрации адвокатов исходило правление ПФР впостановлении N 89п (действовало до 2004 г.).
Для адвокатов был установленсрок регистрации 30 дней со дня государственной регистрации по месту ихжительства или по месту осуществления деятельности в случае осуществлениядеятельности в ином месте.
Федеральный закон от 8.08.01 г.N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» непредусматривает необходимости лицензирования адвокатской деятельности.
В этой связи возможностьпривлечения к ответственности адвоката, получившего соответствующий правовойстатус до 1 января 2004 г., по нормам ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г.N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» поставлена в зависимость от разрешения вопроса о том, можно липризнать, что адвокаты подлежат государственной регистрации. Если согласиться стем, что в отношении адвокатов государственной регистрации не существует, тотогда до 1 января 2004 г. срок регистрации адвоката в территориальном органестраховщика (ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») установлен небыл, что исключает применение ответственности за нарушение отсутствующего взаконе срока.
Нормы Федерального закона от31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» не дают однозначного ответа на распространение институтагосударственной регистрации на адвоката. В тех случаях, когда субъектыадвокатской деятельности подлежат государственной регистрации, прямо указано наэто (п. 8 ст. 22, п. 3 ст. 23, п. 7 ст. 29 Федерального закона от 31.05.02 г. N63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации»). Иная ситуация складывается в отношении адвоката.
Адвокаты как получают, так иутрачивают свой статус (ст. 12 и 17 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») наосновании решения квалификационной комиссии (совета) адвокатской палатысубъекта Российской Федерации, не являющейся государственным органом. Федеральныйзакон от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» разграничивает вопросы момента получения физическимлицом статуса адвоката и момента приобретения им права осуществленияадвокатской деятельности. Адвокат вправе осуществлять свою деятельность смомента внесения сведений о нем в региональный реестр адвокатов, который ведуторганы Минюста России (ст. 15 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Приведенные правовые положениясвидетельствуют о ведении учета адвокатов государственным органом, притом чтосоответствующая деятельность этого органа «государственнойрегистрацией» не называется[11].
Отсутствие четкой определенностив вопросе того, осуществляется ли в отношении адвокатов государственнаярегистрация, могла бы устранить судебная практика. Следует констатировать, чтов настоящее время немногочисленная судебная практика признает действия органовюстиции государственной регистрацией адвокатов. Данная позиция высказана в Обзорезаконодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 4 квартал 2003 года[12].Аналогичной точки зрения придерживаются арбитражные суды.
По смыслу термина «государственнаярегистрация» — акт государственного органа, подтверждающий юридическийфакт. Так, юридическое лицо считается созданным с момента его государственнойрегистрации (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Напротив, нормы Федерального закона от31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» (ст. 15) не связывают возникновение у лица статуса адвоката свключением сведений об адвокате в региональный реестр. Лицо, по каким-либопричинам не включенное в реестр и фактически не осуществляющее адвокатскойдеятельности, не утрачивает статуса адвоката. В свою очередь по смыслу п.п. 2п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» лицо, упомянутое в этойнорме, фактически не осуществляющее самостоятельную трудовую деятельность, неосвобождается от уплаты фиксированного платежа, что предполагает обязательнуюпредварительную регистрацию в органах ПФР[13].
Таким образом, теоретически до 1января 2004 г. была допустима ситуация, при которой существовали основания длярегистрации адвоката в территориальных органах страховщика (обязанность уплатыфиксированного платежа, не зависящего от осуществляемой деятельности) приотсутствии сроков подачи документов для такой регистрации.
После вступления в силуизменений в Федеральный закон от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» после 1 января 2004 г. отсутствует какая-либо правовая неопределенность в части сроков подачи адвокатом заявления освоей регистрации. Ответственность по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г.N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» для адвокатов, зарегистрированных после 1 января 2004 г., наступает при условии непредставления ими в территориальный орган ПФР документов длярегистрации в течение 30 дней с момента выдачи удостоверения адвоката.
При применении положений п. 1ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» необходимо также учитыватьобстоятельства, исключающие ответственность адвокатов и адвокатских образований- коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
Согласно ст. 2 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» правоотношения, связанные с контролем за уплатойплатежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательствомо налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом.
Как отмечается в п. 14информационного письма ВАС РФ от 11.08.04 г. N 79, Федеральный закон от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» не регламентирует порядок взыскания недоимки и пеней, заисключением указания на судебный порядок, следовательно, подлежат применениюнормы НК РФ. К правоотношениям по взысканию штрафов на основании ст. 27 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» в полном объеме распространяются положения главы 15НК РФ, на что и обратил внимание ВАС РФ в п. 15 упомянутого информационногописьма.
С учетом изложенного правоорганов ПФР привлекать адвокатские образования и адвокатов к ответственности пост. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» ограничено нормами ст. 109,113, 111 НК РФ. При этом судом могут быть приняты во внимание смягчающиеответственность обстоятельства, отмеченные в ст. 112 НК РФ.
Поскольку реализация правовойответственности по ст. 27 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Обобязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» осуществляетсясудом, то судом проверяются вопросы соблюдения органом ПФР сроков давностивзыскания санкций, установленных ст. 115 НК РФ и исчисляемых в виде 6-месячногосрока со дня обнаружения правонарушения и составления соответствующего акта.
Какие-либо основания полагать,что порядок применения ст. 115 НК РФ в налоговых правоотношениях отличается отусловий реализации этой нормы в спорах с органами ПФР, отсутствуют. В этойсвязи необходимо учитывать положения п. 35 постановления пленума ВС РФ и ВАС РФот 28.02.02 г. N 5, отметившего, что "… Кодекс не предусматриваетсоставления налоговым органом акта по результатам использования в отношенииналогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки,форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 НК РФ срок в этих случаяхдолжен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, которыйопределяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельствего совершения и выявления".
Федеральный закон от 15.12.01 г.N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации», как и НК РФ, не оговаривает дополнительные случаи, при которыхуполномоченный государственный орган в ходе контрольных мероприятий по вопросамсоблюдения законодательства об обязательном пенсионном страховании составляетакт, в связи с чем адвокат или адвокатское образование вправе в судедоказывать, что обращение в суд органа ПФР произошло по истечении 6 месяцев содня, когда последний узнал о государственной регистрации адвокатскогообразования или о получении физическим лицом статуса адвоката. К числусоответствующих доказательств можно, в частности, отнести доказательстваполучения органом ПФР платежных поручений на уплату адвокатом фиксированногоплатежа, иные документы, полученные органом ПФР во исполнение Федеральногозакона от 1.04.96 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном)учете в системе обязательного пенсионного страхования»[14].
Таким образом, вопросы контроляисполнения обязанностей адвокатов по постановке на учет в органах ПФР сильнозапутаны и нуждаются в корректировке. При этом целесообразно порядок исполненияэтой обязанности регламентировать аналогично порядку, предусмотренному дляиндивидуальных предпринимателей, когда сведения о нем в ПФР направляетналоговый орган.
2.4 Порядок исчисления страховыхвзносов адвокатским образованием с вознаграждений адвоката
ВАС РФ в информационном письмеот 11.08.04 г N 79 (п. 5) пришел к выводу о том, что индивидуальныйпредприниматель, заключивший трудовой договор с работодателем, являетсязастрахованным по двум основаниям, что влечет за собой уплату страхового взносакак индивидуальным предпринимателем в виде фиксированного платежа, так иисчисление работодателем индивидуального предпринимателя страхового взносаисходя из величины уплачиваемого ему вознаграждения.
На первый взгляд какиндивидуальные предприниматели, так и адвокаты подпадают под действие единогоправового режима, основанного на абзаце 2 п.п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального законаот 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации», при котором адвокатское образование(«работодатель» — страхователь) исчисляет из вознаграждения адвокатаот профессиональной деятельности страховой взнос наряду с обязанностью адвоката(страхователя) дополнительно уплатить фиксированный платеж. Вместе с темправовой статус адвокатов и индивидуальных предпринимателей различен, чтопривело к обособлению понятий «адвокат» и «индивидуальныйпредприниматель» в тексте Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 7 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» адвокат относится к лицу, самостоятельнообеспечивающему себя работой. На основании Федерального закона от 31.05.02 г. N63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РоссийскойФедерации» (п. 1 ст. 2) он ограничен в праве вступления в трудовыеотношения с неопределенным кругом работодателей. При осуществлении адвокатомвозмездной научной, преподавательской, иной творческой деятельности,руководителем адвокатских образований и объединений, последние выступают вотношении его как работодатели, а с выплачиваемого дохода исчисляют иуплачивают страховые взносы в ПФР по правилам ст. 22 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации». В этом случае получаемый адвокатом от третьих лиц доходнапрямую не связан с предметом его профессиональной деятельности (п. 2 ст. 2 Федеральногозакона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации»).
Иным правилам подчиняетсяадвокат, осуществляющий свою профессиональную деятельность исключительно врамках адвокатского образования. Его деятельность предполагает самостоятельноеобеспечение себя работой путем заключения соглашений об оказании юридическойпомощи от собственного имени (ст. 25 Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ«Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Адвокат на основании п. 7 ст. 25Федерального закона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности иадвокатуре в Российской Федерации» за счет получаемого вознагражденияпроизводит расходы, связанные с его профессиональной деятельностью.Законодатель специальными нормами, отличными от общих, оговорил особый статусадвокатских образований в отношении адвокатов, не основанный на связистрахователь — застрахованное лицо.
Так, согласно п. 13 ст. 22 Федеральногозакона от 31.05.02 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» коллегия адвокатов в соответствии сзаконодательством Российской Федерации является налоговым агентом адвокатов — своих членов по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатскойдеятельности.
Согласно ст. 24 НК РФ налоговымиагентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложеныобязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению всоответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Следовательно, адвокатскиеобразования не признаются плательщиками взносов по обязательному пенсионномуобеспечению в отношении адвокатов, состоящих их членами, а выполняют функции поисчислению, удержанию и перечислению обязательных платежей (фиксированногоплатежа).
На приведенном правиле основаныи положения Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» (п. 5 ст. 28), согласнокоторым страхователи-адвокаты вправе уплачивать страховые взносы самостоятельнолибо через соответствующие адвокатские образования, исполняющие в отношенииадвокатов функции налоговых агентов.
Согласно ст. 28 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации» адвокат уплачивает страховые взносы в видефиксированного платежа по минимальному размеру, установленному Федеральнымзаконом от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации», или в большем размере, исчисленном по методике,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.03 г. N148[15].Адвокат вправе исполнять указанную обязанность самостоятельно или возлагать еена адвокатское образование как на налогового агента.
Признание за адвокатскимобразованием статуса страхователя (ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации») само по себе не означает, что в правоотношениях со всемилицами на адвокатское образование законодательно возложена обязанностьисчислить и уплатить обязательный платеж (ст. 14 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации»). Для возникновения обязанности по выполнению функцийстрахователя в конкретных правоотношениях должна, как минимум, возникать базадля исчисления страхового взноса и существовать тариф страхового взноса (поаналогии со ст. 52 НК РФ). Адвокатское образование за исключением специальнооговоренных случаев не может признаваться в качестве лица, выплачивающегоадвокату вознаграждения, отвечающие положениям ст. 10 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации».
Действительно, база дляначисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию идентичнаналоговой базе по ЕСН. Страховые взносы по ст. 22 Федерального закона от15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» начисляются на базу, определенную по правилам п. 1 ст. 237 НКРФ, т.е. на сумму выплат и вознаграждений, начисленных налогоплательщиками впользу физических лиц по авторским договорам, трудовым и гражданско-правовымдоговорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
Правовой статус адвоката и егорегламентируемые законом отношения с адвокатским образованием по общим правиламне предполагают получение им вознаграждения по указанным выше основаниям, чтоисключает формирование у адвокатского образования базы для начисления платежейна адвоката в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 15.12.01 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации».
Таким образом, ответственностьпо уплате страховых взносов в ПФР лежит на самих адвокатах.
2.5 Взаимоотношения с ПФР адвоката,осуществляющего свою деятельность через адвокатский кабинет
Норма п. 4 ст. 21 Закона N63-ФЗ, предусматривающая право открытия счета в банке не адвокатского кабинета,а самого адвоката, делает фактически невозможным реализацию правила п. 5 ст. 38Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» для адвоката, осуществляющегодеятельность через адвокатский кабинет. Адвокатский кабинет, не имеющийсобственных банковских счетов, лишен возможности исполнять одну из обязанностейналогового агента в виде перечисления страхового взноса в порядке п. 5 ст. 24Закона, что исключает право получения адвокатским кабинетом статуса налоговогоагента.
Адвокат, осуществляющийпрофессиональную деятельность в рамках адвокатского кабинета, обязансамостоятельно уплатить «за себя» страховые взносы, установленные вст. 28 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации».
Кроме того, адвокат, действующийв рамках адвокатского кабинета, нормами Федерального закона от 15.12.01 г. N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» N 63-ФЗ (ст. 27, 28), не лишен права заключать трудовыедоговоры со стажерами, помощниками, административно-техническим персоналом. Вотношении указанных лиц такой адвокат является работодателем, производящимвыплаты физическим лицам. С учетом изложенного адвокат, действующий в рамкахадвокатского кабинета, обязан зарегистрироваться в территориальном органе ПФРпо основанию п.п. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» как«физическое лицо» не позднее 30 дней со дня заключения с работникамитрудовых (гражданско-правовых) договоров, предметом которых является выполнениеработ (оказание услуг), а также авторских договоров (п. 1 ст. 11 Федеральногозакона от 15.12.01 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации»).
Вышеуказанная обязанностьподтверждена, и механизм ее реализации приведен в Постановлении Правления ПФРот 2 августа 2006 г. N 197п «Об утверждении Порядка регистрациив территориальных органах ПФР страхователей, уплачивающих страховые взносы вПенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированных платежей».
Заключение
В работе были рассмотреныпроблемы правового регулирования пенсионного обеспечения адвокатов.
Как видно из работы особогопорядка назначения и начисления пенсий адвокатам не предусмотрено, но в то жевремя для адвокатов предусмотрены особые условия уплаты страховых взносов.
Как видно особый статус адвокатау законодателя нашел отражение в том, что при большей, чем у других категорийграждан, уплачивающих фиксированный взносы в ПФР, нагрузке по уплате страховыхвзносов, адвокат пользуется меньшей социальной защитой, из которой полностьюисключено социальное обеспечение по линии Фонда социального страхования.
В то же время система уплатывзносов в ПФР в виде фиксированного платежа сильно зарегламентирована изапутана по сравнению с другими категориями плательщиков страховых взносов. Ноданная зарегламентированность никак не влияет в лучшую сторону на дальнейшеепенсионное обеспечение адвокатов.
По указанным причинам необходимовнесение в пенсионное законодательство изменений, упрощающих порядоквзаимоотношений адвокатов с отделениями пенсионного фонда.
При этом необходимо пересмотретьи сам порядок пенсионного страхования адвокатов в сторону снижения размеров поуплате обязательных страховых платежей в ПФР, т.к. стоимость страхового года в 2009 г. в размере 7294 рубля чрезмерна для условий экономического кризиса, когда снижаются объемыработы адвокатов и падают заработки. Но такие платежи еще не являются должнойгарантией достойного пенсионного обеспечения адвокатов в будующем.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2000 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября,28, 29, 30, 31 декабря 2001 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2002 г., 6, 22, 28 мая, 6, 23, 30 июня, 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 5 апреля, 29, 30 июня, 20, 28, 29 июля, 18, 20, 22 августа, 4 октября, 2, 29 ноября, 28, 29,30 декабря 2004 г., 18 мая, 3, 6, 18, 29, 30 июня, 1, 18, 21, 22 июля, 20октября, 4 ноября, 5, 6, 20, 31 декабря 2005 г., 10 января, 2, 28 февраля, 13 марта, 3, 30 июня, 18, 26, 27 июля, 16 октября, 3, 10 ноября, 4, 5, 18, 29, 30декабря 2006 г., 23 марта, 26 апреля, 16, 17 мая, 19, 24 июля, 30 октября, 4,8, 29 ноября, 1, 4, 6 декабря 2007 г., 30 апреля, 26, 30 июня, 22, 23 июля, 13октября 2008 г.) // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. N 148-149, «Российская газета» от 10 августа 2000 г. N 153-154
3. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями от 31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 21июля 1999 г.
4. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 29 мая, 31декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 29 июня, 20 июля, 2, 28 декабря 2004 г., 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля 2006 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 14, 22, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.
5. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионногострахования» (с изменениями от 25 октября 2001 г., 31 декабря 2002 г., 9 мая 2005 г., 19 июля 2007 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 10 апреля 1996 г.
6. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изменениями от 28 октября 2003 г., 22 августа, 20 декабря 2004 г., 24 июля, 3 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г.) // «Российская газета» от 5 июня 2002 г.
7. Постановление Правительства РФ от 11 марта 2003 г. N 148 «Об утверждении Правил исчисления и уплаты страховых взносов на обязательноепенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающемминимальный размер фиксированного платежа» (с изменениями от 24 февраля 2005 г.) // «Российская газета» от 15 марта 2003 г.
8. Постановление Правления ПФР от 2 августа 2006 г. N 197п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей,уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в видефиксированных платежей» // Бюллетень нормативных актов федеральных органовисполнительной власти от 16 октября 2006 г. N 42
9. Постановление Правления ПФР от 16 августа 2002 г. N 89п «Об утверждении Порядка регистрации в территориальных органах ПФР страхователей,уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в видефиксированных платежей» // «Российская газета» от 10 декабря 2002 г.
10. ПостановлениеКонституционного Суда РФ от 10 июля 2007 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона»О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, всвязи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Учалинского районногосуда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова иТ.В. Шестаковой" // «Российская газета» от 13 июля 2007 г.
11. Информационноеписьмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 августа 2004 г. N 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства обобязательном пенсионном страховании» // «Вестник Высшего АрбитражногоСуда Российской Федерации», 2004 г., N 10
12. ГусеваТ.С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в егореализации // Конституционное и муниципальное право. — М.: Юрист, 2007, № 18. — С. 10-13
13. Комментарийк Федеральному закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре вРоссийской Федерации» (постатейный) / Под ред. А.В. Гриненко. М.: ООО«ТК Велби», 2003.
14. Курсправа социального обеспечения / Лушникова М.В., Лушников А.М. — М.: ЗАОЮстицинформ, 2008. — 600 c.
15. Теорияправа социального обеспечения. Прошлое и настоящее / Лушников А.М. — Ярославль:ЯрГУ, 2008. — 288 c.
16. ФролинаТ.В. Пенсионное обеспечение: конституционное право граждан и функциясоциального государства // Вестник Московского университета МВД России. — М.:Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2007, № 4. — С. 56-58