Введение
В соответствие стребованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессиональногообразования студенты, обучающиеся на специальности 030501.65 «Юриспруденция» Юридическогоинститута СПбГУСЭ, выполняют выпускную квалификационную работу в формедипломной работы.
Государственныйобразовательный стандарт высшего профессионального образования определяет, чтоюрист в рамках специальности 030501.65 получает фундаментальную и специальнуюподготовку в области юриспруденции.
Объектамипрофессиональной деятельности выпускников являются:
события и действия,имеющие юридическое значение;
правовые отношения,возникающие в сфере функционирования государственных институтов;
правовые отношения междугосударственными органами, физическими и юридическими лицами.
Юрист должен уметь:
толковать и применятьзаконы и другие нормативные правовые акты;
обеспечивать соблюдениезаконодательства в деятельности государственных органов, физических и юридическихлиц;
юридически правильноквалифицировать факты и обстоятельства;
разрабатывать документыправового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, даватьквалифицированные юридические заключения и консультации;
принимать правомерныерешения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
вскрывать и устанавливатьфакты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных;предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
систематически повышатьсвою профессиональную квалификацию, изучать законодательство в практику егоприменения, ориентироваться в специальной литературе.
Юрист должен:
обладать гражданскойзрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовойи психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношениемк социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина,высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений,чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело,принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законныхинтересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей инастойчивостью в исполнении принятых правовых решений;
понимать сущность исоциальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер ивзаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющихконкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знанийи значение для реализации права в профессиональной деятельности.
Настоящее методическоепособие содержит весь перечень установленных государственными стандартамитребований к процессу написания, оформления, защиты дипломной работыгражданско-правового направления по выпускающей кафедре гражданского права Юридическогоинститута СПбГУСЭ.
Необходимым условиемуспешного написания и защиты дипломной работы является соблюдение студентомтребований настоящего пособия, которое, несомненно, должно послужить настольнойкнигой в процессе написания и защиты выпускной квалификационной (дипломной)работы.
В настоящих методических рекомендацияхсформулированы основные требования к дипломной работе, определены цели и задачивыполнения дипломной работы, приведены рекомендации по выбору темы, этапамвыполнения дипломной работы, объему, структуре, оформлению, а такжерецензированию и процедуре защиты дипломной работы с учетом требований Государственногообразовательного стандарта высшего профессионального образования.
/>1. Цели и задачи выпускнойквалификационной (дипломной) работы
Выпускнаяквалификационная (дипломная) работа юриста – это теоретическое илиэкспериментальное исследование одной из актуальных тем в области юриспруденции,в которой выпускник демонстрирует уровень овладения необходимыми теоретическимизнаниями и практическими умениями и навыками, позволяющими ему самостоятельнорешать профессиональные задачи. Дипломная работа – комплексная самостоятельнаяработа студента, главной целью и содержанием которой является всестороннийанализ и (или) научные исследования по одному из новых вопросов теоретическогоили практического характера по профилю специальности. В дипломной работе должнысочетаться теоретическое освещение вопросов темы с анализом нормативныхправовых актов и материалов юридической практики.
Защита выпускной(дипломной) работы представляет собой, наряду с государственными экзаменами,итоговое аттестационное испытание итоговой государственной аттестациивыпускников вузов. При этом для специалистов в качестве выпускной работы выполняетсяименно дипломная работа. В дипломной (или, как она еще называется,квалификационной) работе выпускник вуза должен продемонстрировать все, чему оннаучился за время, прошедшее с момента его поступления в учебное заведение.Дипломная работа является своего рода квинтэссенцией учебного процесса, онадолжна отражать все навыки и умения, которыми необходимо обладать дипломированномуюристу.
В соответствии сГосударственным образовательным стандартом выпускная квалификационная работаюриста показывает уровень освоения выпускником методов научного анализа сложныхсоциальных явлений, умение делать теоретические обобщения и практическиевыводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию правовогорегулирования общественных отношений в изучаемой области.
Выполнение дипломнойработы является завершающим этапом обучения и имеет своей целью:
систематизацию,закрепление и расширение теоретических знаний и практических навыков и умений;
привитие студентамнавыков по применению на практике полученных за период обучения знаний;
совершенствование навыковпоиска нормативных правовых источников, ведения самостоятельной работы;
овладение методикаминаучного исследования;
выявление уровняготовности выпускника к практической работе.
Задачи, решаемыестудентом при выполнении дипломной работы, должны быть направлены на достижениепоставленных целей и соответствовать требованиям, предъявляемымГосударственными образовательными стандартами высшего профессиональногообразования и задачами, которые он будет решать в своей практической работе.
Выпускнаяквалификационная работа юриста должна:
носить творческийхарактер с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативныхправовых актов;
соответствоватьдействующим нормативным правовым актам;
отвечать требованиямлогичного и четкого изложения материала, доказательности и достоверностифактов;
отражать умения студентапользоваться рациональными приемами поиска, отбора, обработки и систематизацииинформации, способности работать с нормативно-правовыми актами;
содержать примерысудебной, арбитражной, нотариальной практики по реализации конкретных правовыхнорм;
быть правильно оформлена(четкая структура, завершенность, логичность содержания, правильное оформлениебиблиографических ссылок, списка литературы и нормативных правовых актов,аккуратность исполнения);
оформляться в виде текстас приложением графиков, таблиц, чертежей, карт, схем и других материалов,иллюстрирующих содержание работы;
быть объемом 2–2,5 п.л.(50–60 страниц машинописного текста).
Выполнение дипломнойработы по специальности «Юриспруденция» включает в себя следующие этапы:
ознакомление стребованиями, предъявляемыми к дипломным работам;
выбор и закрепление темыдипломной работы;
назначение руководителядипломной работы и выдача дипломного задания;
составление планадипломной работы и согласование его с руководителем;
подбор и изучениенормативных правовых актов, научной, учебной литературы, материаловправоприменительной практики и других источников;
написание и оформлениедипломной работы;
подготовка дипломнойработы к защите;
защита дипломной работы.
Дипломная работыпредставляет собой самостоятельное исследование, проведенное студентом подруководством научного руководителя. Это означает, что научный руководительнаправляет студента на пути разрешения выбранной им проблемы, но не пишетработу за него.
В обязанности научногоруководителя, в частности, входит:
практическая помощьстуденту в выборе темы дипломной работы и разработке плана его выполнения;
оказание помощи в выбореметодики проведения исследования;
квалифицированныеконсультации по подбору литературы и фактического материала;
систематический контрольза ходом выполнения дипломной работы в соответствии с разработанным планом;
оценка качествавыполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с предъявляемыми кней требованиями (отзыв научного руководителя);
проведение предзащитывыпускной квалификационной работы с целью выявления готовности студента кзащите.
2. Методические рекомендации по выполнению дипломной работы
Процесс подготовки,написания и защиты дипломной работы состоит из ряда последовательных этапов:
Выбор темы работы исогласование ее с научным руководителем.
Подбор нормативныхправовых актов и иной литературы.
Оформлениеорганизационных документов.
Изучение требований коформлению дипломной работы.
Изучение подобраннойлитературы.
Написание работы.
Предзащита дипломнойработы на кафедре.
Внешнее рецензированиедипломной работы.
Разработка тезисовдоклада для защиты дипломной работы.
Защита дипломной работы.
Все перечисленные этапыне равнозначны по сложности и количеству затрачиваемого времени.
Первоначально с научнымруководителем согласовывается тематика дипломной работы, составляетсяплан-задание для написания дипломной работы. В последствии научнымруководителем составляется отзыв на дипломную работу.
2.1 Выбор и закрепление темы дипломной работы
Дипломная работа – это выпускнаяквалификационная работа, высшая форма учебно-исследовательской деятельностистудента и слушателя в вузе, на основе которой они аттестуются какподготовленные (или прошедшие переподготовку) к работе специалисты. Тема – этонаикратчайшая форма предъявления содержания всей работы, отражающая еесущность.
Научный, профессиональныйи практический интерес является основным критерием выбора темы дипломнойработы. Необходимо учитывать, что предложенные кафедрой темы дипломных работявляются примерными и в некоторых случаях, с учетом правоприменительнойдеятельности студента, допускается корректировка и некоторое отступление отпредложенной кафедрой тематики, при условии утверждения данной темы с научнымруководителем.
Тема дипломной работыможет быть предложена специальной заявкой на имя директора филиалапредприятием, учреждением, организацией по месту работы студента. Студент имеетправо проконсультироваться с любым преподавателем кафедры по вопросам,связанным с выбором темы работы.
При выборе темы работывыпускнику рекомендуется учесть место прохождения преддипломной производственнойпрактики. Это будет способствовать более эффективному сбору и обобщениюматериалов правоприменительной практики, а само исследование темы и написаниеработы сделает более интересным и познавательным.
Несколько студентов могутвыполнять дипломную работу по одной теме, если объекты их изучения или кругизучаемых вопросов различны. Это различие обязательно отражается в планедипломной работы.
При выборе темы дипломнойработы целесообразно руководствоваться следующим:
тема должна бытьактуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развитияюридической науки и практики;
как правило, основыватьсяна выполненных курсовых и научных работах в процессе обучения в Университете;
учитывать степеньразработки и освещенности ее в литературе;
наличием публикаций поисследуемой проблеме;
возможностью получениянеобходимого практического материала в процессе подготовки работы;
интересами ипотребностями учреждения или органа, на материалах которых выполняется работа;
возможностью проявленияспособностей студента как исследователя.
Иначе говоря, выбор темыдипломной работы определяется как объективными факторами, так и субъективными.
Тема дипломной работыдолжна отвечать следующим требованиям:
предельная краткость;
проблемность;
ясность смысла(понятность);
благозвучность.
Большое значения имеетвыявление и постановка проблемы. Проблема (от греческого problema – задача,задание) – это теоретический или практический вопрос, требующий разрешения,исследования. Проблема представляет собой нечто неизвестное, противоречие междунаучными фактами и их осмыслением. Невозможность объяснить факт или решитьзадачу с опорой на имеющиеся знания вызывает потребность в новых знаниях,определенных сведениях, необходимых для решения задачи. Научная проблемавыражает противоречия, возникающие между имеющейся теорией и новыми научнымифактами, которые не удается объяснить при помощи старых, действующих на данныймомент теоретических знаний, между конкурирующими научными теориями.Противоречие должно быть осознано и четко сформулировано.
Рекомендуется выбор темыпроизвести не менее чем за шесть месяцев до защиты.
2.2 Назначение руководителя дипломной работы и выдача дипломногозадания
Перед написаниемдипломной работы на имя заведующего кафедрой гражданского права каждымстудентом-дипломником подается заявление о прикреплении его к кафедре длянаписания дипломной работы. В заявлении студентом указывается только выбраннаяим тематика дипломной работы. Заведующий кафедрой утверждает заявление студентапосле ознакомления с темой выбранной дипломной работы и на основании выбраннойстудентом темы, распределения нагрузки среди профессорско-преподавательскогосостава кафедры и т.д., назначает научного руководителя.
После назначениязаведующим кафедрой научного руководителя студент согласовывает с последним всевопросы, связанные с подготовкой дипломной работы. Руководитель назначается изчисла профессоров, доцентов, старших преподавателей кафедры. По отдельным темамв качестве руководителя могут быть назначены специалисты-практики, наиболееопытные преподаватели.
При подготовке дипломнойработы каждому студенту назначаются руководитель и при необходимости – консультанты.Кандидатуры руководителей, рецензентов, консультантов определяются кафедрой.
Руководитель работыдолжен:
дать задание навыполнение дипломной работы, проставить дату и подпись;
установить студентукалендарный рабочий план выполнения дипломной работы (приложение 3), утвердитьего (проставить дату и подпись) и контролировать его выполнение;
проверить, насколькообстоятельно подобраны студентом научная и учебная литература, нормативныеправовые акты, материалы правоприменительной практики, а при необходимости – датьрекомендации по использованию тех или иных источников в целях составлениястудентом полной библиографии по теме работы;
консультировать студентапо вопросам написания работы, оказывать методическую помощь в преодолениизатруднений и проблем;
составить письменныйотзыв на дипломную работу в соответствии с требованиями, изложенными вприложении 4.
После назначенияруководителя дипломной работы происходит первая консультация преподавателя состудентом, в рамках которой:
руководитель выдаетстуденту дипломное задание;
руководитель даетметодические рекомендации по порядку выполнения дипломной работы, в т.ч.рекомендации по составлению студентом плана дипломной работы.
Научный руководительрекомендует необходимую литературу, справочные, статистические и архивныематериалы, другие источники по теме; проводит систематические, предусмотренныерасписанием консультации, консультирует студента по содержанию и оформлениюработы; оказывает помощь в сборе дополнительной информации; поддерживает связьс работниками организации, по материалам которой студент пишет выпускнуюквалификационную работу; читает и корректирует по мере готовности отдельныеглавы работы, оценивает содержание выполненной работы как по частям, так и вцелом, информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленногографика; дает согласие на представление работы к защите.
2.3 Составление плана дипломной работы и согласование его с руководителем
Планирование дипломнойработы имеет важное значение для начинающего исследователя. При этомцелесообразно различать такие понятия как «план действий по выполнениюдипломной работы» и «план дипломной работы».
План действий повыполнению дипломной работы базируется на типовой структуре научногоисследования, предполагающей определенную последовательность поисковых шагов,направленных на решение исследуемой проблемы. Он включает:
составление спискалитературы по теме исследования;
выделение базовых понятийпо теме исследования;
обоснование актуальноститемы;
составление плана дипломнойработы;
составление обзоралитературных источников;
изучение судебнойпрактике по выбранной тематике;
написание текста;
написание заключения ит.п.
Студенту необходимо яснопредставлять сетевой график очередности намеченных работ и время, необходимоедля решения планируемых заданий и операций. Возможно составление программынаучного исследования, которая составной частью включала бы ряд процедурныхмоментов, таких как:
методика сбора и анализаданных по исследуемому вопросу;
изучение материалов, имеющихсяпо данной теме, нормативных актов, научной литературы, передового опыта в сферегражданского права т процесса и других дисциплин гражданско-правовогонаправления, а также статистических данных, отчетности, обработку полученныхданных и т.п.
Все вопросы, связанные спорядком проведения исследования, должны быть согласованы с научнымруководителем, руководством практического органа (учреждения), на базе которыхпроводится исследование.
План дипломной работыпредставляет собой последовательность расположения основных частей, к которымотносят введение, основной текст (т.е. главы и параграфы), заключение, а такжечасти ее справочно-сопроводительного аппарата (примечания, приложения).
Правильно построенныйплан служит организующим началом, помогает обобщить и систематизироватьнакопленный материал, способствует стройному (последовательному, логическомуили историческому) изложению.
План дипломной работыстудент составляет самостоятельно с учетом цели и задач исследования. Онкорректируется и утверждается научным руководителем. Составленный план не носитокончательного характера, а может дополняться, изменяться, так как в творческомисследовании план всегда имеет динамический характер. План должен быть гибким,чтобы включать в него новые аспекты и результаты, полученные в ходеисследования.
План дипломной работыотражает ее содержание. Содержание дипломной работы должно соответствовать темеработы, не выходить за ее пределы. В то же время тема дипломной работы должнабыть раскрыта полностью, что также следует из ее содержания, отражаемого вплане работы. Поэтому план дипломной работы – важнейшая составляющая процессанаписания работы.
План работы указывается воглавлении и располагается на второй странице работы (приложение 8). Оглавлениевключает в себя перечень структурных элементов работы (с указанием страниц, гдеони расположены) и обычно состоит из:
введения;
основной части, котораяразбита на две (максимум три) главы, а каждая глава разделена на два (максимумтри) параграфа; но при этом общее число параграфов в работе, как правило, непревышает четырех-пяти (большее число крайне редко и зависит от специфики темыработы);
заключения;
списка сокращений иобозначений;
библиографии;
аннотации;
приложений.
План дипломной работыдолжен быть составлен студентом и представлен в установленные сроки научномуруководителю на согласование. Представляя научному руководителю план дипломнойработы, рекомендуется дать пояснения по содержанию каждого параграфа, гдеуказать, какие именно проблемы будут исследоваться, освещаться.
В процессе работы пландипломной работы может уточняться: содержание глав, параграфов может расширяться;главы, параграфы могут переименовываться; могут вводиться новые параграфы,главы и др. Но любые изменения в плане работы в обязательном порядке должныбыть согласованы с научным руководителем.
При составлении планаработы необходимо учесть, что первая глава работы посвящается, как правило,общетеоретическим проблемам, выявлению правовой природы рассматриваемогоинститута права, определению его места в системе права, установлениювзаимосвязи и взаимозависимости со смежными правовыми институтами. Впоследующих главах студенты отражают исследование специфики правовогорегулирования предмета дипломной работы. Название главы не должно повторятьназвание темы дипломной работы, а название параграфа не должно повторятьназвание главы.
2.4 Подбор и изучение нормативных правовых актов, научной, учебнойлитературы, материалов правоприменительной практики и других источников
Студенту – дипломникуследует проанализировать, с какими уже изученными или планируемыми к изучениютемами наиболее близка тема выбранной дипломной работы. По рабочей программесоответствующей дисциплины можно подобрать основные источники.
Знакомиться с литературойпо теме работы целесообразно в следующей последовательности:
нормативные правовыедокументы, регламентирующие вопросы тематики работы (законы, подзаконные акты);
учебники и учебныепособия раскрывающие вопросы темы дипломной работы;
научные издания (монографии)так или иначе затрагивающие аспекты темы работы;
периодические издания(журналы), раскрывающие вопросы правоприменительной практики по теме работы иопределяющие перспективы развития соответствующих отраслей права, определяющихсодержания темы работы;
материалы судебнойпрактики (постановления арбитражных судов, суда общей юрисдикции, мировыхсудей) по тематике дипломной работы;
статистические данные позволяющиеопределить тенденции и направления правоприменительной практики по вопросамтемы;
данные системы Интернетна правовых сайтах ведущих юридических факультетов российских университетов,таких как МГУ, СПбГУ, УрГЮА, ТГУ и т.п.
В процессе написаниядипломной работы происходит углубленное изучение нормативных правовых актов,научной, учебной литературы, материалов правоприменительной практики.
Подбор нормативныхправовых актов, научной, учебной литературы, материалов правоприменительнойпрактики осуществляется студентом с момента начала работы над темой дипломнойработы и завершается после согласования плана работы с научным руководителем.
Однако в процессеизучения библиографии, написания работы, студент должен изучить те новыеисточники, которые им выявлены. Если в процессе написания работы появилисьновые нормативные правовые акты, относящиеся к теме работы, то они должны бытьв обязательном порядке учтены и использованы.
После сдачи готовойработы на кафедру (за месяц до начала государственных экзаменов) вновь принятыенормативные правовые акты (либо изменения, дополнения к ним) могут неиспользоваться, но в ходе своего выступления при защите работы в периодгосударственной аттестации студент должен сказать о появившихся изменениях итом, как они затрагивают исследуемую тему. По этим причинам не рекомендуетсяизбирать для написания работы те темы, по которым в период ее выполнениявозможны изменения в нормативных правовых актах.
При выполнении дипломнойработы в обязательном порядке должны быть использованы труды современныхученых, монографии, пособия, статьи из журналов, сборники научных трудов, сборникинаучных статей, материалы конференций, семинаров и др.
Студенту следует прочестьи использовать в работе статьи, опубликованные по теме работы за последние тригода в следующих журналах:
«Вестник ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации»;
«Вестник Московскогоуниверситета», серия «Право»;
«Государство и право»;
«Закон»;
«Законность»;
«Правоведение»;
«Российская юстиция»;
«Хозяйство и право»;
«Юрист» и др.
Анализируяправоприменительную практику, следует учесть, что приводимые в работе примерысудебной практики должны подтверждать те выводы, которые формулируютсястудентом, а не просто перечисляться в библиографии.
В работе должны использоватьсяв обязательном порядке материалы правоприменительной практики за последнийкалендарный год (не менее 5 примеров из судебной практики). При подборепримеров следует обращать внимание на судебные акты высших судебных инстанций –решения Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного СудаРФ. Решения низших судебных инстанций могут быть использованы, в крайнем случае(например: отсутствует практика правоприменения высших судебных инстанций,высшие судебные инстанции, вынося решение, допустили ошибку и др.).
Материалыправоприменительной практики должны быть не просто приведены в списке литературы.Их следует имплантировать в текст работы, подкрепить ими свои выводы ипредложения, логику своих размышлений.
При подборе литературынеобходимо сразу составлять библиографическое описание отобранных изданий,которое производится в строгом соответствии с порядком, установленным длябиблиографического описания произведений печати. На основании произведенныхзаписей составляется список нормативных правовых актов и литературы по тематикеработы. Данный список согласовывается с научным руководителем.
Грамотная и тщательнаяработа по составлению списка нормативных правовых актов и литературы потематике работы создает возможность студенту разобраться в важнейших вопросахтемы диплома и приступить к планированию своей деятельности по написаниюработы.
2.5 Оформление организационных документов
В целях экономиитрудозатрат студенту-дипломнику следует провести мероприятия по составлениюплана написания текста работы до того, как будет написана первая строка работы.Для этого оформляются организационные документы, составляемых в двухэкземплярах: первый остается в научного руководителя, второй у студента –дипломника.
В связи с вышеизложенным,необходимо дать перечень необходимых организационных документов, к которымотносятся:
Задание на дипломнуюработу.
План дипломной работы.
Список литературы,которую необходимо использовать и ссылки на которую необходимы при написаниитекста дипломной работы.
Остановимся болееподробно на каждом из вышеперечисленных организационных документах:
Задание на дипломнуюработу.
Задание для написаниядипломной работы должно содержать в себе:
Тему дипломной работы.
Установочные данныестудента дипломника (фамилию, имя, отчество; номер группы).
Цель и задачи написанияработы.
План работы, с указаниемсрока предоставления отдельных глав (вопросов) научному руководителю.
Установленный научнымруководителем объем дипломной работы.
Срок предоставлениязаконченной дипломной работы научному руководителю.
Дату выдачи заданиястуденту.
Отметку о получениистудентом, дипломником задания.
Вместе с тем считаемцелесообразным обратить внимание на заполнение отдельных граф задания. Основойзадания для написания дипломной работы является правильное уяснение студентомцели и задачи дипломной работы.
Необходимо отметить, чтоформирование целей и задач написания дипломной работы является обязанностьюнаучного руководителя, т. к. от их содержания зависит составление планаработы и содержание ее отдельных глав.
При составлении заданияследует обратить внимание на формулировку названия глав дипломной работы,вопросов и подвопросов отдельных глав.
При оформлении заданиянаучный руководитель определяет срок предоставления законченной работы.
График написания иоформления дипломной работы составляется в зависимости от выбранного студентоми согласованного с научным руководителем метода написания работы.
Можно выделить триосновных метода написания дипломной работы:
Последовательный метод.
Выборочный метод.
Целостный метод.
Раскроем содержаниекаждого метода:
Написании дипломной работыпоследовательным методом как правило возможно при хорошей подготовке студента ипозволяет практически сразу создать логически стройный текст, но требуетсравнительно много времени, так как пока автор не закончил очередной главы(вопроса) работы, он не может перейти к следующей.
Написание работывыборочным методом предполагает обработку исходного эмпирического материала влюбой удобной для автора последовательности, что позволяет наиболее эффективноработать при дефиците времени. Как правило, недостатком данного методанаписания является потеря логики изложения.
Написание работыцелостным методом предполагает написание студентом основы отдельных глав работыс попыткой раскрытия сути рассматриваемых в работе проблем. Написав, такимобразом, основную часть работы и ознакомив с ним своего научного руководителя,студент корректирует каждую главу и вопрос работы, с учетом пожелания научногоруководителя. Целостный подход к написанию работы позволяет минимизироватьколичество времени на подготовку окончательного варианта работы, максимальноучесть пожелания научного руководителя, избежать ненужной и лишней работы.
В зависимости от уровняусвоения материала, формы обучения, индивидуальных особенностей студента, посогласованию с научным руководителем целесообразно выбрать любой из трехметодов написания работы.
Составным элементомзадания является план работы, который, безусловно помогает максимальноэффективно распределить время на разработку составных частей дипломной работы,контролировать процесс написания работы, корректировать направления научногоисследования, своевременно подготовить, оформить и представить дипломную работуна кафедру.
План дипломной работывыступает основой для составления такого раздела дипломной работы как«Содержание».
Списокиспользованных источников и литературы располагается после заключения ипозволяет автору документально подтвердить достоверность приводимых в текстедипломной работе заимствований.
Учитывая уровень данноговида письменной работы, при написании дипломной работы рекомендуетсяиспользовать не менее 50 нормативных правовых источников и иной литературы. Приэтом ссылка на базовые учебники и действующие комментарии кодексовнежелательна, т.к. их знание и соответствующие использование студентомпредполагается по умолчанию. В конце списка используемых источников илитературы автор ставит дату написания работы, и свою подпись.
2.6 Написание и оформление выпускной квалификационной (дипломной)работы
Изучивнормативно-правовые акты, литературные источники, студент приступает кнаписанию рукописи дипломной работы.
Сначала рекомендуетсянаписать черновик работы, придерживаясь утвержденного научным руководителемплана работы (оглавления). Черновик следует представить научному руководителю,который выскажет замечания и предложения, направленные на улучшение работы.После устранения замечаний работа представляется научному руководителю вновь.Если работа получает одобрение, то студент оформляет рукопись набело, указываетдату исполнения и ставит свою подпись на титульном листе работы и послезаключения (перед библиографией), а затем передает научному руководителю длясоставления отзыва.
2.6.1 Структура дипломной работы
При всем многообразиипоходов к написанию различных тем дипломной работы наиболее оптимальнойявляется следующая структура дипломной работы:
введение;
основной текст дипломнойработы;
заключение.
Не смотря на различиетематики дипломных работ по специальности «юриспруденция» к основныхструктурным элементам дипломной работы предъявляется ряд общих требований.Выполнение данных требований безусловно оказывает существенное влияние накачество работы.
Допускается во введенииопределить границы предмета темы. Однако определение границ предмета темы(сужение или расширение) должно иметь разумные пределы и быть незначительным.Следует помнить о том, что содержание работы должно соответствовать темеработы.
Рассмотрим указанныеэлементы введения более подробно.
Актуальность темы
Здесь обосновываетсявыбор студентом тематики дипломной работы, в общих чертах показывается степеньее разработанности, очерчиваются существующие проблемы теоретического ипрактического характера. В качестве подтверждения актуальности темы можно упомянуть,к примеру, существующие законопроекты в соответствующей области, привестистатистические данные или выдержки из выступлений известных государственных илиобщественных деятелей, федеральных целевых программ и т.п.
Цели и задачиисследования
Целью исследованиявыступает то, к чему стремится в итоге исследователь, в дипломной работевыделяют одну или две основные цели. В свою очередь, достижение цели возможнопосредством выполнения ряда более мелких задач. Например, в качестве целидипломной работы может выступать раскрытие сущности, содержания и правовой природыкакого-либо юридического явления, выявление теоретических и практическихпроблем, а также формулирование предложений по улучшению законодательства.Задачами исследования может выступать: изучение исторического опыта правовогорегулирования соответствующих отношений; конструирование определенийсоответствующих правовых явлений; выявление разновидностей, т.е. классификацияизучаемых правовых явлений; обнаружение недостатков и пробелов действующегозаконодательства и т.д.
Объект и предмет исследования
И объект, и предмет – этото, на что направлено внимание субъекта, т.е. исследователя – студента. Вместес тем, объект – более широкое понятие, тогда как предмет является конкретизациейобъекта.
В качестве объектаисследования выступают общественные отношения. Предметом исследования, т.е.тем, на что непосредственно направлено внимание студента, являются нормы права,правоприменительные акты, в том числе материалы судебной практики, теоретическиеположения по соответствующим вопросам, проблемы правового регулированиясоответствующих отношений.
Методология исследования
Методология исследования– это система приемов и способов, используемых для познания предметаисследования. Наиболее распространенная классификация методов исследования – этоделение их на:
методы материалистическойдиалектики (общенаучные или общефилософские методы – анализ и синтез, дедукцияи индукция, сравнение, аналогия и пр.;
специальные методы, присущиегруппе наук или дисциплин – статистический, математический, кибернетический,исторический;
частно-правовые методы,которые применяются только в юриспруденции – формально-логический метод, методтолкования права, сравнительно-правовой метод, историко-правовой метод.
Классификация методовпознания правовой действительности может проводиться в зависимости от стадийнаучного познания. В этом случае методы делятся на методы:
сбора и изучения единичныхфактов; обобщения;
научной абстракции;
познания закономерностей.
Используют и методытолкования права, с помощью которых уясняется содержание, смысл правовых норм,воля законодателя, выраженная в нормативных правовых актах:
грамматический метод – применениеправил грамматики, определение значений терминов, осуществление синтаксическогои стилистического анализа текста нормативного акта;
логический метод – выявлениесодержания юридических и иных понятий, выведение нормативных суждений из общихнорм права, уяснение смысла неясных нормативно-правовых предписаний;
системный метод – рассмотрениеявлений в системе, которая состоит из элементов, взаимосвязанных между собойопределенным образом;
исторический метод – уяснениеконкретно-исторической обстановки, в которой был принят тот или инойнормативно-правовой акт и которая повлияла на его содержание;
телеологический (целевой)метод – анализ нормативно-правовых актов и обстановки их принятия для выясненияцели акта или нормы.
Допустимо использованиеконкретно-социологических методов, с помощью которых изучаются процессы и явления,составляющие конкретно-исторические условия принятия и действия правовых норм:
наблюдение – этоцеленаправленное восприятие познающим субъектом объекта в его непосредственномбытии, т.е. восприятие «со стороны»;
анкетирование – этописьменный опрос респондентов;
интервьюирование – этонепосредственная и целенаправленная беседа с респондентом;
метод экспертных опросов– это сбор данных, основанный на использовании опыта, знаний и интуиции экспертовв исследуемых областях;
анализ документов(письменных источников, доказательств) – установление авторства документа,целей и контекста его создания, соотношение фактов, отраженных в документе, сизучаемой действительностью, влияние на содержание документа взглядов, оценок,социальных и политических предпочтений автора;
метод сравнении – способ,при помощи которого устанавливается тождество или различие исследуемых объектов– явлений, вещей путем их сопоставления, различения по какому-либо признаку илисвойству;
метод классификации – распределениепредметов какого-либо рода на классы согласно присущим им признакам, отличающимих от предметов других родов; при этом каждый класс занимает в получившейсясистеме постоянное место и, в свою очередь, может делиться на подклассы;
корреляционный анализ – интенсивностьвлияния каждого из названных признаков на совокупный результат.
Кроме того, развитиероссийской юридической науки с неизбежностью ведет и к появлению новых методовизучения правовых явлений. Так, в последнее время российские правоведы все чащеобращаются к экономическому анализу права. Данный метод исследования широко используетсязарубежными исследователями и, прежде всего, американскими.
Во введении один-двапараграфа посвящаются перечислению и описанию методов, которыми пользовалсястудент при проведении исследования.
Теоретическая база
Во введении короткообозначается, труды каких исследователей легли в основу исследования. Вкачестве теоретической базы исследования могут выступать работы по общей теорииправа, работы представителей той или иной отраслевой юридической, работыфилософского, исторического или социологического характера. Для написаниядипломной нужно анализировать и выводы, изложенные представителями отраслевойюридической науки, соответствующей теме работы. Помимо учебников иучебно-методических пособий необходимо изучать монографии, авторефераты идиссертации, научную периодику.
Для наиболее успешногопроведения исследования следует обращаться к трудам правоведов дореволюционногои советского периода, ведь многие выводы, используемые в настоящее время втеории, были сделаны именно тогда. При подготовке дипломной работы студентуследует изучить и современные работы, в которых рассматриваются соответствующиеправоотношения.
Одним из источников правовойтеории являются специализированная периодика. В настоящее время в Россиивыпускается большое количество журналов по правовой тематике, среди которыхможно выделить:
Академический юридическийжурнал;
Актуальные проблемыправоведения;
Государство и право;
Журнал российского права;
Закон;
Законодательство иэкономика;
Законы России: опыт,анализ, практика;
Известия высших учебныхзаведений. Правоведение;
Право: теория и практика;
Российский юридическийжурнал;
Российское право;
Современное право;
Хозяйство и право;
Юридический мир.
Помимо этого, многие вузывыпускают свои вестники. Поэтому можно также смотреть, к примеру, ВестникМосковского университета (серия «Право»), Вестник Российской правовой академии,Вестник РУДН (серия «Юридические науки»), Вестник Саратовской государственнойакадемии права и т.д.
После просмотра названныхвыше журналов следует обратиться к специализированным изданиям, подходящим квыбранной Вами тематике исследования.
Нормативная база
Дипломная работаюридического характера должна строиться на анализе нормативных актов. Приподготовке к дипломной студент может использовать широкий массив нормативных документов:международные договоры, конвенции и соглашения; Конституция РоссийскойФедерации и конституции или уставы субъектов Российской Федерации; федеральныеконституционные и федеральные законы, а также законы субъектов; кодексы,принятые на обоих уровнях законодательства; подзаконные акты Президента,Правительства, министерств, агентств и служб Российской Федерации, а также актыорганов исполнительной власти субъектов РФ.
Кроме этого, интереспредставляют акты, утратившие силу. В зависимости от конкретной темыисследования могут использоваться акты Российской империи, нормативно-правовыеакты советского периода, уже утратившие силу российские законы.
Тенденции развития тогоили иного правового явления можно отследить на основе анализа соответствующих законопроектов.
Целесообразным может бытьизучение зарубежного опыта законодательного регулирования отношений,рассматриваемых в дипломной работе.
Эмпирическая база
Как известно, любаятеория должна подтверждаться практикой. Эмпирические данные должны исследоватьсяпри подготовке дипломной работы практически по любой тематике. В качествеэмпирической основы дипломной работы могут выступать различные текстыдоговоров, писем, жалоб, заявлений; правоприменительная практика судов и иныхгосударственных органов, статистические сведения, социологические опросы. Вовведении в общем виде следует указывать, что послужило эмпирической основойисследования.
При подготовке дипломнойработы по гражданско-правовой специализации наибольшее значение имеет судебнаяпрактика. Это может быть практика высших органов судебной власти России – КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, несомненнымплюсом работы станет изучение и анализ решений и определений по конкретнымделам. Также можно привлекать практику Европейского Суда по правам человека,российских и зарубежных третейских судов.
К печатным источникамотносятся вестники и бюллетени органов судейского сообщества. Прежде всего, это«Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», «Вестник ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации» и «Бюллетень Верховного Суда РоссийскойФедерации». В них печатаются все постановления Пленумов, информационные письма,обзоры практики ВАС РФ и ВС РФ. Кроме того, свои издания есть у многих судовнижестоящих уровней. «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» представляетсобой русскоязычную копию официального вестника Европейского Суда с краткимизложением всех постановлений и решений, который выпускается Секретариатом Судав Страсбурге. Кроме того, с 2005 г. издание включает и полные текстыпостановлений и решений Суда по жалобам граждан против властей РоссийскойФедерации.
Решения Международногокоммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ можно найти вжурнале «Международный коммерческий арбитраж». Решения Конституционного СудаРоссийской Федерации о толковании Конституции РФ и о соответствии ей законов,нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной думы, ПравительстваРФ публикуются в пятом разделе издания «Собрание законодательства РоссийскойФедерации».
Основная часть (основнойтекст) дипломной работы делится на главы, главы на параграфы, а параграфы на вопросы.Основная часть работы посвящается отражению результатов проведенногоисследования и выводов, а также предложений, выносимых на защиту. Необходимо,чтобы студент, изучив ту или иную проблему, суммировал научные точки зрения,проанализировал правоприменительную практику, на основе чего сформулировал бысвое отношение к ней, предложил бы новые основания или варианты ее решения.Выводы и предложения, формулируемые студентом в основной части работы, должныосновываться на логике его рассуждений, при необходимости подкреплятьсяматериалами правоприменительной практики.
Количество глав вдипломной работе строго не регламентируется. Однако, учитывая то, что дипломнаяработа является разновидностью научно-исследовательской работы и должнаотвечать соответствующим критериям, в дипломной работе, как правило, должныбыть рассмотрены:
Исторические аспектытематики работы и (или) предпосылки формирования того или иного правовогоинститута, определяющего направления дипломного исследования.
Теоретические аспектыправового регулирования предмета исследования дипломного сочинения всоответствии с нормами действующего законодательства.
Выделены проблемыпрактического применения действующего законодательства по предмету исследованияв разрезе анализа судебной и иной правоприменительной практики.
Исходя извышеизложенного, дипломная работа, как правило, должна состоять их трех глав.
Первая глава посвящаетсяисследованию исторических вопросов и (или) предпосылок формирования того илииного правового института, определяющего направления дипломного исследования. Вданной главе излагается процесс зарождения и становления рассматриваемогоправового института в России и наличие аналогичных правовых институтов в другихзарубежных странах. Структурно первая глава должна включать от 10% до 15%текстового материала дипломной работы.
Вторая глава посвящаетсяанализу теоретических проблем правового регулирования предмета исследованиядипломного проекта. В данной главе излагается сущность и актуальность темыработы, затрагиваются теоретические дискуссионные вопросы, отражаются различияво взглядах ученых. В этой главе автор должен высказать свою точку зрения кспорным теоретическим положениям, и обосновать собственную позицию опираясь нанормы действующего законодательства. Структурно вторая глава должна включать от50% до 60% текстового материала дипломной работы.
Третья глава посвящаетсяпроблемам практического применения действующего законодательства по предметуисследования. В данной главе автор, должен дать анализ судебной и инойправоприменительной практики, вычленить наиболее часто встречающиеся судебныеошибки, показать статистические данные и попытаться определить закономерностидальнейшего развития правовых институтов. Содержание данной главы нагляднопоказывает способность автора работы к самостоятельным суждениям и выводам. Вэтой главе как в никакой другой должны проявиться элементы научности и умениявыражать и обосновывать свою точку зрения, творческая инициатива исамостоятельность автора дипломной работы как будущего юриста. Структурнопервая глава должна включать от 50% до 40% текстового материала дипломнойработы.
Однако возможен вариантработы, состоящей из двух глав.
Такое построениедипломной работы может быть целесообразно как минимум в двух случаях:
Первый случай характерендля работ, в которых автор в одной из глав одновременно с анализом существующихпроблем правового регулирования обосновывает направления их решения путемвнесения изменений в действующее законодательство. В данной ситуации материалдипломной работы строится по следующей структуре:
Первая глава посвящаетсяанализу теоретических аспектов темы исследования. Вторая глава посвящаетсяанализу проблем и противоречий правоприменительной практики и путейсовершенствования норм права, в результате чего создастся возможностьустранения данных противоречий.
Второй случай возможен,когда в дипломной работе исследуются два равнозначных правовых института(например, «Сравнительная характеристика способов обеспечения обязательств вгражданском и налоговом праве России», «Институт юридической ответственности вроссийском законодательстве» и т.п.). В данной ситуации материал дипломнойработе строится по следующей структуре:
Первая глава посвященатеоретическим и практическим проблемам одного правового института, а также путисовершенствования данного института. Вторая глава посвящена тем же аспектам длявторого правового института.
При составлении планаработы необходимо обратить внимание на то, чтобы в главах и вопросах работы нерассматривались одинаковые проблемы.
Как правило, названиеглавы работы должно состоять из одного предложения. Но не следует стремиться кчрезмерной краткости, поскольку чем короче название главы (вопроса), тем оншире по своему содержанию.
Необходимо обратитьвнимание студентов на нецелесообразность присваивать отдельным главам(вопросам) дипломной работы названий, совпадающих с названием вопросов,содержащихся в главах учебников и учебных пособий, т. к. это несомненнобудет сковывать творческие возможности дипломника и создаст объективныепредпосылки для механического переписывания этих источников, что несомненнобудет отмечено научным руководителем и рецензентом.
Заключение является тойчастью дипломной работы, в которой автор подводит общие итого работы по всем ееглавам. Безусловно, заключение должно содержать основные теоретические выводы, ккоторым автор пришел самостоятельно в ходе работы по предмету своего дипломногосочинения. В заключении должны быть отражены только те положения, которыеосвещены в главах работы. Учитывая то, что заключение определяет уровеньсамостоятельности и авторской индивидуальности работы в тексте заключения нерекомендуется приводить цитаты других авторов. Обычно заключение содержит от 3до 5 страниц работы.
Студент долженсформулировать выводы и предложения, направленные, в том числе, насовершенствование законодательства и практики его применения. Положения,выносимые на защиту, должны быть конкретными, актуальными, иметь научный вес ипрактическое значение. Также в заключении студенту важно определить возможныенаправления для дальнейших исследований в той научной сфере, где проводилосьисследование.
2.6.2 Требования к оформлению текста дипломной работы
Правила оформлениятекстов дипломных работ достаточно четко определены в государственныхстандартах, а именно:
ГОСТ 9327.
ГОСТ 7.32–91.
ГОСТ 7.9–95.
ГОСТ 2.105–95.
ГОСТ Р 6.30–97.
Нарушение требованийданных стандартов является основанием (хотя и формальным) длявоспрепятствования допуску дипломной работы к защите.
Требованиягосударственных стандартов:
Текст работы готовится вдвух экземплярах: один экземпляр (текстовой вариант) представляет текст работына бумажных листах формата А4; второй экземпляр (электронный вариант) вэлектронном виде в текстовом редакторе WORD на дискете 1,44 Мб.
Электронный вариантработы предоставляется на дискете 1,44 Мб. При этом на дискете должнаприсутствовать бумажная маркировка с указанием фамилии и инициалов дипломника,темы работы, фамилии, инициалов научного руководителя, даты написания работы.
Текстовой вариантпредоставляется в прошитом виде, при этом после титульного листа вшивается листзадания научного руководителя. Листы текстового варианта работы должен бытьпрошиты так, чтобы исключалось изъятие отдельных листов работы.
Текстовой вариант работывыполняется на белой бумаге формата А4 (210х297 мм).
Текст работы излагаетсяна одной стороне листа.
Все линии, цифры, буквы изнаки дипломной работы должны быть черными по цвету.
Каждая страница работыоформляется со следующими полями: верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм;правое – 10 мм; левое – 30 мм. Отступ от нижнего и верхнегоколонтитула по 12,5 мм.
Основной текст работы принаборе на компьютере печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтомTimes New Roman, размер шрифта 14, межстрочный интервал – полтора. Текстподстрочных ссылок печатается в текстовом редакторе WORD стандартным шрифтомTimes New Roman, размер шрифта 10, межстрочный интервал – минимум.
Вписывать в текст работыотдельные слова, формулы, условные знаки допускается чернилами, тушью, пастойчерного цвета, при этом плотность вписанного текста должна быть приближена кплотности основного текста.
Опечатки, описки играфические неточности, обнаруженные в процессе написания и проверки работы,допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесениемна том же месте исправленного текста (графиков) машинописным или рукописнымспособами. Работа с большим количеством исправленных опечаток (более чем на 5%от общего количества листов) или оформленная небрежно (мятые листы, посторонниепомарки, грязь, разводы на листах бумаги) не допускается к защите либо можетбыть снята с защиты.
Страницы дипломной работынумеруются арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце. Отсчетнумерации страниц дипломной работы начитается с титульного листа, при этомномер 1 страницы на титульном листе не печатается. Нумерация работы заканчиваетсяна последнем листе списка литературы, на котором автором работы ставится датанаписания работы и подпись. Станицы приложений вшитых в дипломную работу послесписка литературы не нумеруются.
Оптимальный объем работыдолжен составлять 60 страниц машинописного текста. Необходимо учесть, что взаданные параметры объема работы приложения, схемы, графики, расположенные внерамок основного текста работы, не включаются.
Текст дипломной работыдолжен содержать:
титульный лист дипломнойработы;
соответствующим образомоформленное задание, подписанное студентом и научным руководителем;
содержание работы, суказанием всех глав, вопросов и номера страниц с которой начинаетсясоответствующая глава, вопрос;
введение;
основную часть, состоящуюиз глав;
заключение;
список использованныхисточников и литературы;
приложения, которыедолжны иметь соответствующий заголовок.
Каждая глава в дипломнойработе начинается с новой станицы. Это правило относится и к введению,заключению, библиографическому списку, приложениям. Каждая глава и параграфначинаются с заголовка в полном соответствии с записью в оглавлении работы. Заголовкиглав дипломной работы пишутся прописными заглавными буквами симметричноотносительно текста работы без подчеркивания. Перенос слов в наименовании главне допускается. Не допускается подчеркивание заголовка глав. Точка илидвоеточие в конце заголовка глав не ставятся.
Главы нумеруютсяарабскими цифрами с точкой на конце без слова «глава». Номер параграфа состоитиз двух цифр: номера главы и номера параграфа с точками после них. Введение,заключение и библиографический список не нумеруются (в оглавлении неуказывается их порядковый номер).
Расстояние междузаголовками главы и последующим текстом должно быть равно двум полуторным интервалам.Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа.Расстояние между заголовком параграфа и последующим текстом должно быть равноодному полуторному интервалу, как в тексте. Наименование глав выделяется жирнымшрифтом и заглавными буквами, наименование параграфов – только жирным шрифтом.Точку в конце заголовка не ставят. Не допускается подчеркивание заголовков иперенос слов в заголовке.
Заголовки вопросов(параграфов) пишутся строчными буквами (кроме первой прописной), перенос слов взаголовке вопроса (параграфа) не допускается. Не допускается подчеркиваниезаголовка вопроса (параграфа). Точку и двоеточие в конце заголовка вопроса(параграфа) не ставят. Расстояние между заголовками вопросов (параграфов),пунктов и первой строкой последующего текста, а также последней строкойпредыдущего текста должно быть равно пробелу равному полуторному интервалу (8–10 мм).
Абзацы начинаютсяотступом, равным 5 пробелам (при компьютерном наборе величина абзацного отступастандартная -1,27 см).
Введение, заключение и списокиспользуемых источников и литературы должны начинаться с новой страницы иотделяться от основного текста пробелом в полуторный интервал (8–10 мм).
Типичная ошибка,допускаемая студентами – неправильное библиографическое описаниенормативно-правовых акт и литературных источников. Правила библиографическогоописания и образец оформления списка литературы приведены в приложениях №№9–11.
Библиография структурносостоит из четырех разделов:
Нормативные правовые акты.
Документальные источники(документы, судебные дела, статистические сборники, архивные материалы судов игосударственных органов).
Научная и специальнаялитература.
Учебники.
В разделе «Нормативныеправовые акты» источники группируются и располагаются в следующем порядке:
международные договоры;
Конституция РоссийскойФедерации;
федеральныеконституционные законы;
федеральные законы;
указы ПрезидентаРоссийской Федерации;
постановленияПравительства Российской Федерации;
законы субъектовФедерации;
нормативные правовые актыместного самоуправления;
ведомственные нормативныеправовые акты.
Например:
Конституция РФ: Принятавсенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 2002. – 64 с.
Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.
Раздел «Документальныеисточники (документы, судебные дела, статистические сборники, архивныематериалы судов и государственных органов)» состоит из следующих групписточников:
постановленияКонституционного Суда Российской Федерации;
постановления ПленумовВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации;
информационные письмаВерховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда РоссийскойФедерации;
решения Верховного СудаРоссийской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации поконкретным делам;
решения нижестоящихсудебных инстанций.
Раздел «Научная испециальная литература» (монографии, журнальные статьи, учебные пособия,научные журналы и т.п.) состоит из двух групп источников:
книги, брошюры,монографии, пособия, справочники и т.п.;
статьи из газет ижурналов.
В каждой из названныхгрупп источники располагаются в алфавитном порядке по первой букве ихбиблиографического описания.
Например:
Абрамов А.К. Субъектыгражданско-правовой ответственности // Российская юстиция. – 2002. №3 – С. 25.
Борисов М.К. Акцептв обязательственных правоотношениях // Законность. – 2001. №10 – С. 17.
Если в работе былииспользованы диссертационные исследования и авторефераты, то они помещаютсяотдельным разделом после раздела «Учебники».
Нумерация источников вбиблиографии должна быть сплошной.
Дипломная работа можетиметь приложения, в качестве которых могут выступать проекты нормативныхправовых актов, статистические и социологические анализы и обзоры, графики,таблицы, схемы и.т. п.
В библиографии должныбыть указаны источники, имеющие непосредственное отношение к теме работы. Какправило, список литературы включает в себя 40–50 источников, из которых неменее половины составляет научная и учебная литература.
2.6.3 Правила оформления библиографических ссылок и спискалитературы
Все приведенные вдипломных работах цитаты, мнения авторов, статистические сведения, ссылки нанормы действующего законодательства должны быть оформлены, согласно требованиямгосударственных стандартов библиографическими ссылками. Обычно это необходимо вследующих случаях:
Когда автор обосновываетпринципиально важный тезис и хочет подтвердить свою позицию высоким авторитетом(закон, подзаконный акт, ведущий ученый и т.д.).
Когда пишущий не согласенс точкой зрения, имеющейся в литературе. В этом случае необходимо дословновыписать критикуемую точку зрения (основное ее существо), чтобы было наглядновидно, какое положение критикуется.
При написании иоформлении текста дипломных работ следует помнить, что цитаты должныприменяться только по принципиальным вопросам и положением. Обильноецитирование не рекомендуется. Максимальный размер цитаты не должен превышатьдвух строк текста работы.
Цитирование авторовнеобходимо только по их произведениям. Когда они не доступны, то можновоспользоваться цитатой этого автора, опубликованной в другом издании, тогдассылке должны предшествовать слова: цит. по ….:
Например:
Цит. по кн.: Маслов П.Р. Обязательства.М., 2005. – С. 203.
Цитаты, точносоответствующие источнику, обязательно оформляются кавычками. Ссылке нанезаконченные цитаты предшествует сокращенное слово «Смотрите».
Например:
См.: Иванов П.Ф. Обязательственноеправо. СПб.: Изд-во Сема, 2006. – С. 15.
На каждую цитату(закавыченную или незакавыченную) обязательно должна быть оформленабиблиографическая ссылка, в противном случае такое заимствование чужих мыслей,фактов расценивается как плагиат и бесспорно является веским основанием кснижению оценки при защите дипломной работе.
При написании дипломнойработы могут применяться следующие виды библиографических ссылок:
внутритекстовые;
подстрочные;
повторные.
Остановимся болееподробно на каждом виде библиографических ссылок.
Внутритекстовые ссылкиприменяются в тех случаях, когда значительная часть ссылки вошла в основнойтекст, оформляются в скобках, т.е. элементы ссылки, вошедшие в текст, неповторяются, а приводятся только недостающие элементы описания.
Например:
А.Р. Бойченко всвоей книге «Ответственность по денежным обязательствам» (М., 1999, С. 21)подчеркивает, что…
Подстрочные ссылкиприменяются в следующих случаях:
При ссылке илицитировании нормативно-правового акта, монографии, статьи.
Когда в тексте ихпомещать невозможно, чтобы не усложнять чтение текста и его восприятие.
Подстрочные ссылкирасполагаются под текстом каждой станицы и отделяются от него строкой (линией)в 20 знаков и пробелом в полтора интервала. Не допускается переносить ссылки наследующую страницу. Текст подстрочной ссылке печатается в текстовом редактореWORD стандартным шрифтом Times New Roman, размер шрифта 10, межстрочныйинтервал – минимум.
При нескольких ссылках наодной странице, линия отделения ссылок от текста поднимается выше, а основнойтекст переносится на другую страницу, применяется подстрочная нумерация ссылок.Номера ссылок (сносок) обозначаются арабскими цифрами без скобок и точек.
При ссылке нанормативно-правовой акт обязательно указывается полное наименование акта, номерего регистрации в Министерстве юстиции РФ, дата его принятия и источникпубликации.
Например:
1 Трудовой кодексРоссийской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ. принят ГД ФС РФ 21.12.2001. //Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, №1 (ч. 1), ст. 3.
2 Устав Новосибирскойобласти: Закон Новосибирской области №33-ОЗ от 05.04.1996 г. //Советская Сибирь, №68, 11.04.1996 г., ст. 70;
Повторные ссылкисокращают их объем путем усечения и замены отдельных сведений или ссылки вцелом словесным эквивалентами. Замену словами «Там же» применяют в тех случаях,когда на одной странице текста повторная ссылка следует за первичной на один итот же документ.
Например:
1 Журавков А.Н. Банковскийкредит. – М.: 1999. – С. 33.
2 Там же. – С. 42.
Если в тексте работыдается ссылка на одно произведение данного автора, то в повторной ссылкеопускаются все элементы, кроме фамилия автора и номера, а заглавие работызаменяется словосочетанием «Указ. Соч.» или «Цит. соч.».
Например:
1 Журавков А.Н. Указ.соч. – С. 52.
При оформлении таблиц,схем, диаграмм и прочих наглядных средств необходимо соблюдать следующиеправила.
Все таблицы (схемы,диаграммы), если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всеготекста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица…» суказанием порядкового номера таблицы (например: Таблица 1 без значка № передцифрой и без точки после нее).
Таблицы снабжают Тематическимизаголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквыбез точки в конце.
При переносе таблицы надругую страницу ее графы следует пронумеровать (и в основной таблице, и впродолжении, и в окончании), а также сделать следующие надписи над таблицей: «Продолжениетабл….»; «Окончание табл….».
Если в тексте только однатаблица, то она не нумеруется и не озаглавливается.
Такие же правила применяютсяпри оформлении схем и диаграмм.
Текст работы должен бытьтщательно выверен студентом. Он несет полную ответственность за опечатки иошибки.
Приложения не являютсяобязательной частью работы, если в работе не используются таблицы, рисунки,схемы и т.п. Приложения могут быть обязательными и информационными.Информационные приложения могут быть рекомендательного или справочногохарактера.
Иногда к работамприлагаются материалы, на которые даются ссылки в тексте. В приложение обычновходят различные таблицы, графики и т.п. Приложение помещают послебиблиографического списка или списка литературы в порядке их упоминания втексте. При наличии нескольких приложений в одной работе их нумеруют:
Приложение 1, Приложение2 и т.д. и дают к ним Тематический заголовок. В тексте делают ссылки: (см.приложение 1); (см. приложение 2) и т.д. Каждое приложение следует начинать сновой страницы.
2.7 Критерии оценки выпускной квалификационной (дипломной) работы
В общем виде требования кдипломным работам можно изложить следующим образом.
Постановкапроблемы и ее актуальность
Любая курсовая идипломная работа вне зависимости от того, по какому предмету и по какой темеона пишется, носит ли в основном теоретический, научный или практический,прикладной характер, должна быть направлена на разрешение определеннойпроблемы. Постановка проблемы – возможно, первый и самый важный шаг всегопроцесса исследования. Определяя проблему, требующую разрешения, дипломникзадает рамки и направления своей будущей работе. Изучаемая проблема должна бытьотражена в названии темы дипломной работы, и несоответствие содержания работыее названию может служить основанием для снижения или даже выставлениянеудовлетворительной оценки. К формулированию темы следует относиться со всейответственностью и нужно избегать слишком общих тем.
Тема, выбранная дляисследования, должна быть актуальной, что следует обозначать во введении(пример в приложении 12).
Итак, первым критериемкачества дипломной работы выступает постановка проблемы и обоснование ееактуальности, оцениваться же этот критерий может следующим образом:
отсутствие постановкипроблемы;
проблема поставлена безобоснования;
проблема поставлена иобоснована, определена ее актуальность.
2.7.1 Отработанность понятийного аппарата
После определения темы ипроблематики исследования необходимо определить схему основных понятий(дефиниций), которые будут использованы дипломником при подготовке дипломнойработы. После этого следует обратиться к справочно-правовым системам инормативным актам, сравнить различные определения, сформулировать, чемобусловлены выделенные различия. Кроме того, можно использовать различныесловари: общие, юридические, философские, социологические, психологические – взависимости от тематики исследования. Следует различать юридические понятия(например, «обязательство», «законодательство») и понятия, заимствованныеюриспруденцией из иных наук (например, «вина», «тайна», «воля»). Работая совторой группой понятий, необходимо уяснить, что под ними понимают представителитех наук, из которых и пришли эти термины (например, «семья» – психология,философия, социология), а также то, какие признаки указанных понятий могутиметь юридическое значение (например, совместное проживание – возможноеоснование для санации фиктивного брака).
Формулирование узловыхпонятий, используемых в исследовании, во многом предопределяет его качество.Проделывая такую работу, можно найти какие-то конкретные проблемы, требующиеразрешения, а удачное, самостоятельно построенное определение может не простоукрасить дипломную работу, но и стать критерием научной новизны, которая должнаприсутствовать в дипломной работе. В дальнейшем, по мере углубления в изучаемуюпроблему, изначально данные определения будут дополняться, углубляться.
Таким образом, вторымкритерием качества дипломной работы выступает отработанность понятийногоаппарата, а оцениваться данный критерий может следующим образом:
отсутствие четких определенийосновных понятий, используемых в работе;
наличие формулировокважнейших терминов;
наличие собственныхоригинальных определений.
квалификационныйработа юрист оформление
2.7.2 Полнота освещения подходов к решению исследуемой проблемы
В любой дипломной работе,какой бы теме она ни была посвящена, неизбежен обзор уже существующих мнений напроблему. Излагая различные точки зрения, необходимо не просто пересказыватьтруды предшественников, но и пытаться оценить сущность и причины различий междувзглядами, построить обоснованную критику существующих позиций, выработать своюточку зрения. Кроме того, желательно рассматривать эволюцию взглядов на выбраннуюпроблему во временном и пространственном аспекте. Первое означает внимание кученым различных периодов – дореволюционных, советских и современных, второе – анализточек зрения не только российских исследователей, но и зарубежных.
Итак, еще один критерийкачества работы – полнота освещения различных подходов к избранной проблеме,которая может оцениваться следующим образом:
изложение и анализ одногоподхода к решению проблемы;
реферативное изложениенескольких подходов;
анализ несколькихподходов (в том числе, возможно, зарубежных авторов) к решению проблемы;
анализ нескольких подходови наличие собственного оригинального мнения.
2.7.3 Уровень изучения и использования эмпирического материала
Дипломная работа юридическогохарактера строится на трех основах: теория, законодательство и практика. Любаятеория не имеет смысла, если ее нельзя внедрить в практику и, если онапрактикой не подтверждается. В юридическом исследовании практика приобретаетособое значение, именно практикой проверяется эффективность и целесообразностьустановленных или санкционированных государством правовых норм. Наконец, именнос практикой придется работать выпускнику-юристу, какую бы конкретную сферу деятельностион ни выбрал.
Эмпирическая база вюридическом исследовании, прежде всего, состоит из правоприменительных актов.Это может быть практика судов различных уровней (постановления КонституционногоСуда РФ, постановления Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного СудаРФ, решения по конкретным делам, обобщения судебной практики и т.д.). Можноиспользовать не только российскую, но и зарубежную судебную практику (например,если работа носит сравнительно-правовой характер или практика по конкретнымделам еще не сложилась в России, но существует за рубежом). Помимо судебнойпрактики при подготовке работы можно анализировать и акты иных государственныхорганов (органов опеки и попечительства, органов внутренних дел, нотариусов ит.д.). Также возможно привлечение статистических сведений (например, количествозаключаемых договоров), материалов социологических исследований, к примеру,опросы общественного мнения.
Таким образом, следующимкритерием качества дипломной работы является характер эмпирической базы,используемой при проведении исследования. Условно данный критерий можетоцениваться так:
отсутствие эмпирическойбазы исследования;
цитирование актовсудебной власти без их анализа;
использование и анализактов судебной власти высших судебных органов;
изучение и анализразличных правоприменительных актов, а также привлечение результатовсоциологических исследований, статистических материалов.
2.7.4 Практическая значимость полученных результатов
Наиболее очевидныйвариант предложений практического характера – предложения по улучшениюдействующего законодательства и устранении существующих в нем пробелов.
Итак, еще одним критериемкачества дипломной работы выступает ее практическая значимость, котораяоценивается следующим образом:
проблема вообще нерешена;
сформулированы общиенаправления решения проблемы;
даны практическиерекомендации в общей форме;
даны конкретныепрактические рекомендации по улучшению действующего законодательства,договорной и судебной практики, а также деятельности государственных органов.
2.7.5 Новизна результатов
Дипломная работа – это недиссертационное исследование, тем не менее, работа должна содержать элементынаучного анализа. Однако единого определения, единых признаков научности знанияне существует, причем это еще более характерно для гуманитарных и социальныхнаук. Вместе с тем представляется возможным дать ряд общих рекомендацийотносительно того, как сделать работу научной.
Прежде всего, любоеправовое явление должно рассматриваться с точки зрения уже существующих научныхконцепций и категорий.
Еще одни возможныйвариант привнесения элемента научности в работу – классификация изучаемыхобъектов. Разрабатывая ту или иную тему, можно предложить свои собственныекритерии деления. проиллюстрировав на примерах, какое значение она имеет, сравнитьпредложенную классификацию с теми, которые были предложены различнымиисследователями.
Итак, еще одним важнымкритерием качества курсовой или дипломной работы выступает научная новизнаполученных результатов. Оцениваться же этот критерий может так:
студент присоединился куже существующему подходу к решению проблемы;
студент предлагаетиспользовать собственную модификацию существующего подхода;
студент предлагаетиспользовать свой собственный оригинальный подход.
2.7.6 Соблюдение правил оформления
Не только к содержаниюработы следует предъявлять высокие требования, но и к ее форме. Небрежнооформленная работа портит общее впечатление, даже если само исследованиевыполнено безупречно. Поэтому аккуратное и правильное оформление – важнаясоставляющая успешной защиты дипломной работы.
Основными недочетамиявляются:
неправильное составлениебиблиографических описаний;
отсутствие единообразия виспользовании шрифтов и интервалов между строками;
различные абзацные отступыили вообще отсутствие таковых;
отсутствие единообразиясокращений, нерасшифрованные сокращения;
выравнивание текста полевому краю;
опечатки;
несоответствие страниц,указанных в оглавлении, фактическим страницам и даже пропуск отдельных частейработы.
Следует с самого началапридерживаться единого стандарта в оформлении работы, а также перепроверятьвыполнение требований к оформлению в самом конце.
Итак, последним фактором,влияющим на оценку дипломной работы, является соблюдение правил оформления.Данный критерий может оцениваться следующим образом:
несоблюдение правилоформления работы;
мелкие нарушения приоформлении работы;
полное соблюдение правилоформления работы.
3. Подготовка к защите и защита дипломной работы
3.1 Подготовка дипломнойработы к защите
В рамках этого этапаработа осуществляется одновременно по двум направлениям:
прохождение дипломнойработы через процедуру рецензирования и допуска работы к защите;
персональная подготовкастудента к защите.
Завершив написание иоформление работы, студент передает ее научному руководителю для составленияотзыва. Основные положения работы и положения, выносимые на защиту, необходимообсудить с научным руководителем. Студенту рекомендуется составить текствыступления (доклада) на защите и показать его научному руководителю.
Рекомендуется подготовитьсхемы, иллюстрирующие важнейшие положения дипломной работы. Целесообразностьсоставления схем зависит от специфики темы работы. Поэтому данный вопрос такжедолжен быть обсужден с научным руководителем.
В период с моментапередачи дипломной работы руководителю для составления отзыва и до моментазащиты работы студент должен продолжать следить за изменениями внормативно-правовой базе, за периодической печатью, новинками юридическойлитературы. Если произошли какие-либо изменения, появились новыенормативно-правовые акты, опубликованы какие-либо работы, то они должны бытьизучены студентом. В ходе своего выступления студент должен рассказать об этихизменениях, определить степень их воздействия на исследованную студентом тему.Студенту рекомендуется быть в готовности ответить на вопросы членоваттестационной комиссии, касающиеся указанных изменений и дополнений. Поэтомувсе указанные изменения и дополнения обязательно должны быть обсуждены снаучным руководителем, который даст рекомендации по их использованию.
Оформленная работа впапке-скоросшивателе с кармашком и закрепленными через дырокол листами сотзывом научного руководителя, календарным рабочим планом, заданием (см.соответствующие приложения) должна быть представлена студентом в установленныесроки на кафедру для прохождения нормоконтроля (как правило, за месяц до началагосударственных экзаменов).
Студенты, представившиеработу позже установленного срока, могут быть не допущены до защиты дипломнойработы. Защита их дипломных работ может быть организована не ранее, чем черезтри месяца.
Студенту рекомендуетсяраспечатывать дипломную работу как минимум в двух экземплярах: первый экземплярсдается на кафедру, второй остается у студента.
К моменту сдачи работы накафедру титульный лист должен содержать подпись студента с указанием датыисполнения работы и подпись научного руководителя. В конце работы, послезаключения (перед библиографией), студент проставляет дату завершения своейработы и ставит свою подпись. Эти подписи свидетельствуют о том, что написаниеработы завершено, работа исполнена лично студентом, а научный руководитель сней ознакомился, и, по его мнению, работа может быть рекомендована к защите(этот же вывод формулируется научным руководителем в отзыве на дипломную работу).
Законченная дипломнаяработа, подписанная студентом, предоставляется научному руководителю. Послепроверки и устранения выявленных недостатков научный руководитель подписываеттитульный лист дипломной работы. Научный руководитель дает подробный отзыв насодержании дипломной работы.
Необходимо отметить, чтов отзыве научный руководитель:
Дает общую характеристикудипломной работы в целом.
Оценивает актуальностьдипломного сочинения.
Оценивает степеньсамостоятельности автора при написании работы.
Указывает уровень анализаавтором работы нормативных и литературных источников.
Отмечает достоинства инедостатки работы.
Дает характеристикуполноты использования правоприменительной практики по теме работы.
Дает оценку соответствиядипломной работы предъявляемым к данному виду работ требованиям.
Указывает на возможностьили невозможность допуска дипломной работы к защите.
В дальнейшем отзыв надипломную работу и текст дипломной работы предоставляется научным руководителемзаведующему кафедрой, который назначает дату проведения предзащиты работы.
Список тем дипломныхработ и дата проведения предзащиты вывешивается на доске объявления кафедры неменее чем за 7 (семь) дней. Явка авторов дипломных работ на предзащитудипломных работ обязательна.
В процессе предзащитыведущие преподаватели кафедры, читающие курс по тематике работы, дают оценкусоответствия уровня оформления дипломной работы установленных ГОСТам, а именнопроверяется:
грамотность и логичностьэлементов содержания дипломной работы;
объем работы;
правила оформления текстаработы;
правила оформлениябиблиографических ссылок;
полнота раскрытия темыдипломной работы.
По результатам предзащитыдипломная работа может быть:
Рекомендована к защите инаправлена на внешнее рецензирование.
Не рекомендована к защитеи направлена на доработку (при этом к работе прилагается список выявленныхнедостатков и определяется срок их устранения).
3.2 Внешнее рецензирование работы
Дипломная работа,прошедшая предзащиту, направляется на внешнее рецензирование. Состав рецензентовопределяется кафедрой. В качестве рецензентов могут привлекаться:
Федеральные и мировыесудьи.
Работники органовпрокуратуры, имеющие классные чины.
Научные сотрудники.
Начальники юридическихотделов учреждений и организаций осуществляющие правоприменительнуюдеятельность по профилю дипломной работы.
Кандидатура рецензентадипломной работы предоставляется автором дипломной работы научномуруководителю, который в свою очередь согласовывает ее с заведующим кафедрой.
В случае утверждениязаведующим кафедрой кандидатуры рецензента дипломная работа с отзывом научногоруководителя направляется рецензенту.
Рецензент по завершениирецензирования составляет письменную рецензию на дипломную работу и возвращаетна кафедру дипломную работу с отзывом научного руководителя и рецензией (приложение5).
Критерии оценки дипломнойработы рецензентом приводятся в Памятке рецензенту.
Максимальный срокрецензирования с учетом времени, необходимого для составления письменнойрецензии на дипломную работу, – 10 дней.
В рецензии указываетсяобщая оценка работы (положительная или отрицательная) и формулируется вывод овозможности допуска дипломной работы к защите. Перечень информации, котораядолжна быть отражена в рецензии на дипломную работу.
На основании этихматериалов (дипломная работа, отзыв научного руководителя, рецензия внешнегорецензента) заведующий кафедрой решает вопрос о допуске студента к защите,делая об этом запись на титульном листе дипломной работы. Если же, по мнениюзаведующего кафедрой, работа не может быть допущена до защиты, то этот вопросрассматривается на заседании кафедры с привлечением студента и научногоруководителя. Протокол заседания кафедры представляется на утверждениедиректору института.
Директор института в этомслучае вправе вынести распоряжение о предварительной защите работы студента сучастием научного руководителя. Распоряжением директора определяется составкомиссии, перед которой студент выступает с докладом, отвечает на вопросы. Сучетом мнения научного руководителя комиссия принимает решение о допуске работык защите или отказе в этом.
Решение оформляетсяпротоколом, который утверждается директором института.
Наиболее типичнымиошибками являются:
нарушение правил оформленияработы, неправильное библиографическое описание нормативно-правовых актов илитературных источников;
бессистемное изложениематериала;
слабость доказательств,неубедительность выводов и, как следствие, несоответствие предъявляемымтребованиям тех положений, которые выносятся на защиту;
обилие цитат из научной иучебной литературы, нормативных правовых актов в ущерб личным рассуждениямавтора, или наоборот, отсутствие цитат;
отсутствие материаловсудебной практики;
злоупотребление ссылкамина электронный ресурс (справочно-правовую систему «Консультант +»). Студенту повозможности необходимо ссылаться на официальные источники: опубликованныенормативные правовые акты и на периодические издания;
отсутствие даты и подписистудента после текста заключения.
Дипломнику следует иметьв виду, что научный руководитель не является ни соавтором, ни редакторомдипломной работы, и не стоит рассчитывать на то, что научный руководительпоправит все имеющиеся в работе теоретические, методические, стилистические идругие ошибки. Работа с большим количеством не выправленных опечаток недопускается к защите либо может быть снята с защиты.
3.3 Подготовка к защите, процедура защиты дипломной работы
Студент допускается кзащите при условии выполнения учебного плана и наличии допуска к защите, подписанногозаведующим кафедрой (на титульном листе работы). Лица, не допущенные к защите,процедуру защиты дипломной работы не проходят.
В состав итоговойгосударственной аттестации обязательно включается защита дипломной работы. Кзащите дипломной работы допускаются лица, завершившие полный курс обучения поодной из основных профессиональных образовательных программ и успешно прошедшиевсе предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.
Защита дипломных работ(за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытых заседанияхэкзаменационной комиссии.
Защита дипломной работысостоит из следующих этапов:
Выступление студента сдокладом, в котором раскрываются выводы и предложения, выносимые на защиту,дается обоснование им.
После доклада студентотвечает на заданные ему вопросы по теме дипломной работы.
Готовясь к защите,дипломник составляет тезисы выступления, оформляет наглядные пособия,продумывает ответы на замечания рецензента. Тезисы выступления дипломникасогласовываются с научным руководителем дипломной работы.
На заседаниеГосударственной аттестационной комиссии (ГАК) приглашаетсяпрофессорско-преподавательский состав, студенты, научный руководитель ирецензенты. Заседание ГАК проводится в отдельной аудитории вуза. Расписаниеработы ГАК доводится до общего сведения студентов не позднее чем за месяц доначала защиты дипломных работ.
Перед защитой секретарьГЭК передает дипломную работу, рецензию, отзыв, задание на дипломную работупредседателю, после чего дипломник получает слово для выступления.
Выступление не должносодержать теоретические положения, заимствованные из литературных источниковили нормативных актов, ибо они не являются предметом защиты. Обращаем внимание,что в докладе дипломника особое внимание должно быть сосредоточено насобственных выводах и мыслях автора работы.
В процессе выступлениянеобходимо корректно использовать наглядные пособия, которые должны послужитьусилению доказательности выводов и предложений студента. Следует помнить, чтонаглядные пособия при защите нужны студенту, а не членам ГАК.
По окончании выступлениядипломник объявляет, что доклад закончен, и он готов ответить на вопросы членовГАК.
Члены ГАК могут задатьдипломнику вопросы по теме дипломного сочинения, просят дать разъяснения понекоторым положениям работы. Каждый вопрос заданный дипломнику и краткоесодержание ответа вносится секретарем ГАК в протокол заседания комиссии.
После ответов студента навсе заданные ему вопросы оглашается отзыв научного руководителя и текст внешнейрецензии. При наличии в отзыве и рецензии замечаний и пожеланий в отношенииработы дипломник должен изложить свои выводы и предложить мероприятия по ихустранению.
После того, как всягруппа прошла процедуру защиты, члены Государственной аттестационной комиссиипод руководством председателя ГАК на закрытом заседании обсуждают итоги защитыдипломных работ и выставляют оценки.
При выставлении оценкиопределяется уровень теоретической, научной и практической подготовки студента,для чего принимаются во внимание:
содержание и оформлениеработы;
выводы, содержащиеся вотзыве научного руководителя, и рецензии внешнего рецензента;
обоснованность выводов ипредложений, сформулированных студентом в работе;
содержание докладастудента;
содержание ответов навопросы.
Результаты защитыдипломных работ определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»,«неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления вустановленном порядке протоколов заседаний Государственной аттестационнойкомиссии.
Обсудив и приняв решениепо дипломным работам, члены ГАК приглашают студентов-дипломников и объявляютрезультаты защиты.
Результаты защитызаслушиваются дипломниками стоя.
Студенты, не согласные соценкой, выставленной ГАК по результатам защиты, имеют право на подачуапелляции. При этом в соответствии с установленными требованиями апелляциядолжна быть подана секретарю ГАК в письменной форме в день объявлениясоответствующих результатов защиты. Установленный срок подачи апелляцииявляется пресекательным, т.е. пропуск данного срока лишает дипломника права нарассмотрение его апелляционной жалобы.
Студенты, не защитившиедипломную работу, допускаются к повторной защите не менее чем через шестьмесяцев, за установленную вузом плату.
Для студентов, незащитивших дипломную работу в установленные сроки по уважительной причине,подтвержденной документально, председателем ГАК может быть назначенаспециальная защита в дни графика заседания комиссии.