МИНСКИЙИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Трудовое право»
на тему: «Ответственностьнанимателей за нарушение трудового законодательства Республике Беларусь»
Минск -2009
РЕФЕРАТ
«Ответственность нанимателей занарушение трудового законодательства Республики Беларусь»
Объем работы 43 с..
Ключевые слова: юридическаяответственность, материальная ответственность, административнаяответственность, уголовная ответственность.
В курсовой работеисследуются юридическая ответственность в общем смысле, виды ответственностинанимателя за нарушение трудовых прав работника, проблемы, возникающие приреализации трудовых отношений.
Раскрыта роль, значениеответственности и видов ответственности нанимателей за нарушение трудовогозаконодательства.
Подводя итоги настоящемуисследованию, следует сделать выводы о том что:
· юридическаяответственность неразрывно связана с государством, нормами права, обязанностьюи противоправным поведением граждан и их объединений;
· государство,издавая нормы права, определяет юридическую ответственность субъектовнезависимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительныйхарактер;
· возникновениесамого термина «трудовая юридическая ответственность» объясняется тем, что этаответственность наступает при реализации трудовых правоотношений илинепосредственно связана с возникновением, изменением и прекращением трудовыхотношений;
· огромноеколичество исков подается работниками по всей Республики Беларусь против ихнанимателей. Этот факт свидетельствует о том, что наниматели достаточно частонарушают трудовые права работников, что влечет установленную ответственность;
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Общее понятие об ответственности в трудовом праве
1.2 Ответственность нанимателя за нарушение законодательствао труде и трудового договора
1.3 Ответственность нанимателя за незаконное расторжениетрудового договора по инициативе нанимателя
2. ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ АНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПРОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НИМ
2.1 Материальная ответственность нанимателя за нарушениезаконодательства о труде перед работниками
2.2 Административная ответственность за нарушениезаконодательства о труде
2.3 Уголовная ответственность нанимателя за нарушениезаконодательства о труде и правил охраны труда
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Ответственность личности имеет социальную природу,предопределенную как общественным характером отношений, так и особенностямиличности, ее местом в системе этих отношений. Социальная ответственность возникаеттогда, когда поведение индивида имеет общественное значение и регулируетсясоциальными нормами. В процессе развития общества складываются определенныеотношения между людьми в виде взаимных прав и обязанностей, прежде всего всфере трудовой деятельности.
Юридическая ответственность неразрывно связана сгосударством, нормами права, обязанностью и противоправным поведением граждан иих объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическуюответственность субъектов независимо от их воли и желания, она носитгосударственно-принудительный характер.
Что же касается ответственности нанимателей, то следуетсказать, что ежегодно огромное количество исков подается работниками по всейРеспублики Беларусь против их нанимателей. Этот факт свидетельствует о том, чтонаниматели достаточно часто нарушают трудовые права работников, что влечетустановленную ответственность. Этим и обусловлена актуальность данногоисследования.
Целью курсовой работыявляется тщательное изучение видов ответственности нанимателя за нарушениетрудовых прав работника.
Для достиженияпоставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить общее понятиеюридической ответственности в трудовом праве;
2) проанализировать всевиды ответственности нанимателя за нарушение трудовых прав работника.
В соответствии с цельюисследования и поставленными задачами работа имеет следующую структуру:введение, две главы, имеющие подразделы, заключение и список использованныхисточников.
Важнейшими методамиисследования в работе являются формально-юридический метод, статистический,метод сравнивания, анализа и синтеза.
При исследованииуказанных выше проблем были использованы нормативные акты, регулирующиеотношения в исследуемой области, а также учебные издания, материалыпериодических изданий и монографическая литература. В частности, в даннойработе использованы труды таких авторов, как КеникК.И., Красовская Н.И., Подгруша В.В., Трегубович И. и других.
/>1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРУДОВОГОЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА/> 1.1 Общее понятие об ответственности в трудовом праве
Происходящие изменения вобщественной жизни не могут не влиять на развитие и совершенствование трудовыхотношений. Трудовые отношения имеют большое значение в демократизации общества,в становлении правового государства, так как они направляют, координируют,упорядочивают разнообразнейшие связи между людьми в самом производстве инепосредственно в процессе труда. Именно поэтому и требуется четкое правовоеобеспечение надлежащего функционирования трудовых отношений в условияхсуществования различных и равноправных форм собственности. Важную роль в этомпризвана сыграть и трудовая юридическая ответственность.
Возникновение термина«трудовая юридическая ответственность» объясняется тем, что эта ответственностьнаступает при реализации трудовых правоотношений или непосредственно связана свозникновением, изменением и прекращением трудовых отношений. Этоответственность в процессе труда, ответственность за деятельность, связанную сосуществлением права на труд, ответственность субъектов трудового права за своидействия или бездействия. В действующем трудовом законодательстве нет своегопонятия и нет только присущих данной отрасли права своих видов юридическойответственности. Дисциплинарная и материальная ответственности, хотя ирегулируются нормами трудового права, но эти понятия также широко используютсяи в других отраслях права. Или наоборот, уголовная и административнаяответственности могут иметь место за нарушение трудового законодательства.Поэтому применение различных видов юридической ответственности в процессерегулирования трудовых отношений должно иметь свое наименование. Ведь объемправового регулирования трудовым правом в демократическом обществе очень велики его значение не надо умалять при построении правового государства. Тем более,что и гражданско-правовая ответственность находит свое применение в трудовыхправоотношениях при заключении контрактов, при возмещении вреда, причиненногоработнику, при защите трудовой чести и так далее [22, с.88].
Создание правовогодемократического государства призвано обеспечить верховенство закона во всехсферах жизни общества, а особенно в сфере труда. Любое правовое государствоначинается, как известно, с уважения к закону.
Уважение к законузарождается, прежде всего, с конкретной, персональной, ощутимой ответственностидля тех, кто нарушает закон и поучительной для тех, кто собирается егонарушить. Но это отнюдь не свидетельствует о необходимости ужесточения правовойполитики, об усилении карательной функции государства посредством права. Речьидет о создании эффективно функционирующего механизма юридическойответственности, в том числе и трудовой юридической ответственности, который впервую очередь бы не давал возможности нарушать правовые предписания, т. е.действовал позитивно, а потом негативно по отношению к работнику, собственникуили уполномоченному им органу, нарушающим предписания правовых норм.
Именно такое положениедаст возможность воспитывать у субъектов трудового права чувствоответственности. Правовой нигилизм неприемлем в демократическом обществе иправовом государстве. Поэтому требуется глубокая теоретическая разработкаосновных положений трудовой юридической ответственности, которые вошли бысоставной частью в общую концепцию трудового законодательства.
Естественно,новое законодательство должно не только отвечать требованиям практики, но иотражать достижения науки трудового права, а также учитывать богатейший опытисторического развития и его специфику в регулировании трудовых отношений.Такой подход может обеспечить высокую эффективность норм трудового права,регулирующих трудовую юридическую ответственность в трудовом праве отношенияхнового демократического общества. Многое должно быть пересмотрено, дополнено,по-новому раскрыто в свете процессов, происходящих в экономике и общественнойжизни, чтобы трудовая юридическая ответственность стала действенным средством,неотъемлемой частью демократам в регулировании трудовых отношений.
С понятия трудовойюридической ответственности начинается познание ее содержания и сущности.
Понятие — это отражениеявлений объективной действительности, выражающая сущность явлений. Поэтомуотправным пунктом при исследовании проблем трудовой юридическойответственности, а в частности, ее понятия и содержания является живаясоциальная действительность, в рамках которой возникает, осуществляется ипрекращается трудовое правоотношение. Трудовое право, как регуляторобщественных отношений, возникающих в процессе труда, находит своеосуществление в поведении участников трудового процесса. Поведение работника,собственника или уполномоченного им органа в процессе труда формируется привоздействии на его сознания и воли.
Свобода воли — одно изглавных звеньев взаимодействия субъекта трудового права со сложной системойобщественных отношений, в которые он включен в процессе труда и которыеобусловливают его поведение. Если человек обладает свободной волей, он может идолжен не только принимать решение о совершении определенных действий, но инести ответственность. Свобода и ответственность являются способомсуществования работников в трудовых правоотношениях. Исследуя ответственностькак психологической свойство личности, К. Муздыбаев приходит к выводу о том,что именно возможность выбора, т. е. сознательного предпочтения определеннойлинии поведения, является предпосылкой ответственности [34, с.21]. На признаниисвободы волн строится все правовое регулирование общественных отношений. Следуетиметь в виду, что свобода воли – это не произвольная деятельность людей,социальных групп и других объединений. Эта деятельность связана с определеннымиформами, образцами поведения, которые детерминированы объективными процессамиобъективной необходимости, дает возможность своему субъекту сознательносовершать поступки в соответствии с требованиями правовых норм. Волеваядеятельность в правовой сфере всегда связана с тем, что решение о деятельностидолжно соотноситься с требованиями правовых норм.
Правовая норма выступаеткак внешний фактор, воздействующий на сознание субъекта трудового права,заставляющий его оценивать свои предполагаемые действия в соответствии стребованиями, выраженными в правовой норме.
Свободная воля субъектатрудового права проявляется в том, что из нескольких возможных вариантовповедения он выбирает тот, который в результате познания и оценки объективнойдействительности кажется ему наиболее предпочтительным, наиболее приемлемым.Необходимо подчеркнуть, что свобода воли предопределяет различного видаповедение как соответствующего предписаниям правовых норм, так и отклоняющихсяот них. Однако, одной свободы воли еще недостаточно для оценки деятельностисубъекта трудовых правоотношений, очень важна ценностная ориентация воли, т. е.качественное состояние, содержание мотивов и целей, лежащих в основе егоповедения.
Возникновение трудовогоправоотношения порождает собой ответственное состояние субъектов данногоправоотношения. Ответственное состояние субъектов трудового правоотношениязависит от того, насколько правильно они восприняли и осознали необходимостьнадлежащего и качественного выполнения своих трудовых обязанностей,закрепленных правовыми нормами. Необходимо отметить, что на сознание работникаоказывает воздействие не только содержание правовых норм, закрепляющих права иобязанности сторон трудового правоотношения, но и моральные, нравственные нормыобщества, многочисленные факторы объективнойдействительности.
Из этого следует, что итрудовая юридическая ответственность зависит от ряда факторов, какобъективного, так и субъективного порядка. Как абстрактная категория онасуществует в диспозициях и санкциях правовых норм, а как юридическая возникаеттогда, когда субъект трудового права приступил к реализации своих прав иобязанностей.
Трудовая юридическаяответственность — тоже обязанность, но всегда сопровождающая другуюобязанность, вытекающую из содержания правовых норм, т. е. она носитдополнительный характер и немыслима без основной обязанности субъекта в том илиином правоотношении, регулируемом нормами трудового права. Вот почему такаядополнительная обязанность самостоятельного значения не имеет. Она входит такжесоставной частью в обязанность подчиняться закону как непременный признакправосубъектности.
Внешнее проявлениетрудовая юридическая ответственность находит в деяниях (действиях илибездействиях) субъекта трудового права, характеризующих правовое состояние егоповедения. Если деяния положительные, с точки зрения норм трудового права,следовательно, правовое состояние поведения — правомерное, то это позитивныйаспект трудовой юридической ответственности.
Если же деянияпротиворечат предписаниям правовых норм, следовательно, правовое состояниеповедения -противоправное, то это негативный (ретроспективный) аспект трудовойюридическое ответственности.
Поэтому трудовуююридическую ответственность необходимо определить как особое правовое состояниесубъектов трудового права, вытекающее из нормативных предписаний, направленноена обеспечение реализации субъективных прав и обязанностей в трудовых и тесно сними связанных правоотношениях./>1.2Ответственность нанимателя за нарушение законодательства о труде и трудовогодоговора
Вчисле обязанностей одной из сторон трудового договора — нанимателя трудовоезаконодательство называет обязанность обеспечивать соблюдение законодательствао труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другимилокальными нормативными актами и трудовыми договорами в соответствии со ст. 55Трудового кодекса Республики Беларусь. Поэтому ответственность нанимателя занеисполнение обязанностей по ранее возникшему трудовому правоотношению являетсяответственностью договорной.
Занеисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели(уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность,предусмотренную Трудовым кодексом Республики Беларусь и иными законодательнымиактами.
В общей теории прававыделяю четыре вида юридической ответственности: уголовная ответственностьза совершение преступления, на основе норм уголовного права; дисциплинарнаяответственность за дисциплинарный проступок (нарушение трудовой дисциплины) наоснове норм трудового права; материальная (имущественная) ответственность за причинениеимущественного вреда на основе норм трудового и гражданского права и, наконец,административная ответственность за совершение административного проступка наоснове норм административного права.
Применительно кответственности нанимателей мы можем вести речь о таких видах ответственностикак материальная, административная и уголовная. Рассмотрим каждый видответственности в отдельности.
Наниматель и работниксвязаны между собой целым комплексом взаимных прав и обязанностей. Одной изобязанностей является требование возместить другой стороне причиненный впроцессе трудовой деятельности материальный ущерб. Однако применение норм оматериальной ответственности нанимателя отличается от аналогичных норм вотношении сотрудника.
Материальная ответственность- это обязанность стороны трудового договора возместить причиненный другойстороне ущерб. Под ущербом понимается утрата или понижение ценности имущества изатраты на его восстановление. Виновным считается действие, если оно былосовершено умышленно, либо по неосторожности, при этом умышленность действияпредполагает сознательное намерение причинить ущерб, а под неосторожностьюподразумевается недостаточная предусмотрительность и небрежность. Если ущербпричинен невиновным действием, то оснований для применения соответствующих нормзаконодательства нет.
По мнению российскихисследователей, материальная ответственность сторон трудового договора — нанимателя и работника — характеризуется следующими общимичертами: возникновение двусторонней материальной ответственностиобусловливается существованием трудового договора; ее субъектами являютсятолько стороны этого договора; ответственность возникает в результате нарушенияобязанностей по трудовому договору; каждая сторона несет материальнуюответственность только за виновные нарушения своих обязанностей, если этоповлекло за собой ущерб у другой стороны; и одна, и другая стороны могутвозместить причиненный ущерб добровольно [25, с.289].
Общие чертыматериальной ответственности нанимателя и работника не исключают ихдифференциации и относительной самостоятельности, которые связаны с тем, чтоодной стороной трудового договора является физическое лицо, работник, а другой- чаще всего юридическое лицо, наниматель; они не равны по своим экономическими иным возможностям, наниматель обладает властно-организационными полномочиямив отношении работников. Эти факторы определяют различия материальнойответственности сторон трудового договора:
а) еслиработники, по общему правилу, несут ограниченную материальную ответственность,то наниматели — полную;
б) в отличиеот материальной ответственности нанимателя материальная ответственностьработников глубоко дифференцирована;
в) вотношении работников обычно действует презумпция их невиновности, в отношениинанимателей — презумпция виновности.
Что касается административной ответственности, то разныеавторы дают различные определения понятия административной ответственности.Так, Бахрах Д.Н. пишет, что «Административная ответственность – это особый видюридической ответственности, которой присущи все признаки последней (онанаступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируетсяюрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственнымпринуждением). С другой стороны, административная ответственность являетсясоставной частью административного принуждения и обладает всеми его качествами»[21, c.191]. А коллективтаких авторов как Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. считает, что«Административная ответственность – вид юридической ответственности, котораявыражается в применении уполномоченным органом или должностным лицомадминистративного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административнаяответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще»[19, c.182].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что административнаяответственность– это форма реагирования государства на правонарушения,которая проявляется в применении полномочными органами (должностными лицами)конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) впределах и порядке, установленных государством, по отношению к виновным лицам,совершившим такие правонарушения.
В соответствии со ст. 4.1 Кодекса об административныхправонарушениях Республики Беларусь административнаяответственность выражается в применении административного взыскания кфизическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также кюридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административнойответственности в соответствии с настоящим Кодексом [6].
Сущность административной ответственности заключается в оказываемомполномочными государственными органами и должностными лицами на совершившегоадминистративное правонарушение воздействии, влекущем за собой отрицательныедля правонарушителя последствия морального (предупреждение), материального(штрафа) или личного характера (административный арест).
Уголовнаяответственность, будучи видом юридической ответственности, выражается вопределенных неблагоприятных последствиях для лица, признанного судом виновнымв совершении преступления. Уголовная ответственность реализуется с моментавступления приговора в законную силу и заканчивается с погашением или снятиемсудимости. Таким образом, уголовную ответственность нельзя отождествлять снаказанием, понятие первой шире, поскольку охватывает и категорию судимости. Сдругой стороны, совершенно неверно определять уголовную ответственность каксовокупность всех уголовно-правовых мер, применяемых к лицу, совершившемуобщественно опасное деяние. Принудительные меры медицинского характера, будучимерами уголовно-правового характера, тем не менее не являются способомреализации уголовной ответственности, поскольку могут назначаться невменяемымлицам, ответственность которых за совершенные ими деяния исключена в силу ихнеспособности понимать значение своих действий или руководить ими.
Внекоторых случаях уголовная ответственность реализуется без отбыванияназначенного судом наказания. Это возможно при условном осуждении, когдауголовная ответственность исчерпывается самим фактом осуждения виновного лицаот имени государства и наличием судимости в течение испытательного срока. Вдругих случаях уголовная ответственность складывается из осуждения, исполнениянаказания и последующей судимости.
Уголовноезаконодательство Республики Беларусь не содержит понятия уголовнойответственности, хотя неоднократно обращается к этому термину во многих статьяхОбщей и Особенной частей. Это понятие формируется в теории уголовного права сучетом отмеченных признаков. Во многих учебных и научных работах уголовнаяответственность определяется как обязанность лица, совершившего преступление,претерпеть лишения личного или имущественного характера, то есть получитьнаказание, назначенное за совершение преступления.
Уголовная ответственностьв сравнении с иными видами юридической ответственности обладает наибольшейстепенью репрессивности. Она может быть реализована даже путем назначенияисключительной меры наказания — смертной казни.
Рассмотрим более подробно критерии отграничения административнойответственности от уголовной ответственности.
1. Административная ответственность устанавливается как законами, так иподзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях и,следовательно, имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормыадминистративной ответственности образуют самостоятельный институтадминистративного права. В отличие от нее уголовная ответственностьустанавливается только уголовным законом [39, с.158].
2. Основанием административной ответственности является административноеправонарушение (проступок). В то же время основанием уголовной ответственностиявляется преступление.
3. Административная ответственность находит свое выражение в наложении навиновного особого, не уголовного, не дисциплинарного, а именноадминистративного взыскания, которое является мерой ответственности иприменяется в целях воспитания лица, совершившего административноеправонарушение. За преступления же предусмотрены уголовные наказания.
4. Право привлечения виновных к административной ответственностипредоставлено административным законодательством уполномоченным органам. Всеони относятся главным образом к аппарату государственного управления. Только впрямо предусмотренных законодательством случаях меры административнойответственности (например, за мелкое хулиганство) могут применяться судами(судьями). Уголовные наказания применяются только судом.
5. Субъектами административнойответственности могут быть как физические лица (в качестве граждан идолжностных лиц), так и коллективные образования, уголовной – физические лица.При этом различен возраст, с которого законодательство допускает привлечение ктому или иному виду ответственности.
6. В отличие от уголовного наказания применение административноговзыскания не влечет судимости и увольнения с работы лица, к которому оноприменено и которое считается имеющим его в течение установленного срока [17,с.133].
7. Законодательством Республики Беларусь установлен особый порядокпривлечения к административной ответственности. Он отличается большей посравнению с уголовным процессом простотой, что создает условия дляоперативности и экономичности его применения и в то же время содержитнеобходимые гарантии законности, осуществления права на защиту.
Кроме того, ряд обязанностей нанимателяустановлен Законом «О занятости» [10]. Так, в соответствии с ним нанимателиобязаны:
содействоватьпроведению государственной политики в области обеспечения занятости населенияна основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров,коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве,профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;предоставления сверх установленной законодательством дополнительнойматериальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, еслиэто предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовымдоговором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работуграждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равныхусловиях конкурировать на рынке труда;
своевременно(не позднее, чем за три месяца) представлять в органы государственной службызанятости населения и профсоюз письменную информацию о возможных массовыхувольнениях работников (категории и численность работников, которых они могуткоснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых впорядке, установленном законодательством;
неменее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидациейорганизации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя,сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этоморганы государственной службы занятости населения по месту нахождениянанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации иразмера оплаты труда высвобождаемых работников;
приниматьна работу граждан, направленных органами государственной службы занятостинаселения в счет брони, установленной в соответствии со ст. 11 Закона «О занятости»;
приниматьна работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получениепрофессионально-технического, среднего специального и высшего образования, всоответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указаннымиучреждениями образования и нанимателями;
создаватьрабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченнойтрудоспособностью) для трудоустройства граждан, указанных в ст. 11 Закона «О занятости». Минимальное количествотаких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительнымиорганами или специальными государственными программами;
создаватьрабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность врезультате увечья, профессионального заболевания либо иного поврежденияздоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данногонанимателя;
письменноуведомлять органы государственной службы занятости населения о наличиисвободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования суказанием условий труда и размера его оплаты;
предоставлятьоплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, всоответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местнымиисполнительными и распорядительными органами;
перечислятьобязательные страховые взносы в государственный фонд содействия занятости.
Ответственность занарушение законодательства о занятости населения определялась нормами ст. 21ранее действовавшего Закона «О занятости». Новый Закон «О занятости» указанныенормы не воспроизвел, что в принципе логично, поскольку действует ст. 41Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающая ответственностьза нарушение должностными лицами законодательства о труде, а в Кодекс РеспубликиБеларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. включены 2статьи, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства озанятости населения (ст. 9.15), а также за отказ в приеме на работу, в томчисле лица, направленного государственной службой занятости в счет брони (ст.9.16)./>1.3Ответственность нанимателя за незаконное расторжение трудового договора поинициативе нанимателя
Статья42 Трудового кодекса Республики Беларусь предусматривает перечень основанийрасторжений трудового договора по инициативе нанимателя. В соответствии с нейтрудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовойдоговор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем лишьв случаях:
1)ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуальногопредпринимателя, сокращения численности или штата работников;
2)несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствиесостояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы;
3)несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствиенедостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы;
4)систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей,возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудовогораспорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания;
5)прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочегодня) без уважительных причин;
6)неявки на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временнойнетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), еслизаконодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы(должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившимитрудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием,место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности илиустановления инвалидности;
7)появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсическогоопьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических илитоксических средств на рабочем месте и в рабочее время;
8)совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленноговступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, вкомпетенцию которого входит наложение административного взыскания;
9)однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье илисмерть других работников [3].
Следуетотметить, что отношения в данной области регламентированы рядом другихнормативных актов, в том числе и не относящимися к области трудового права.
Анализ ст. 42 Трудовогокодекса Республики Беларусь позволяет разделить все основания для расторжениятрудового договора по инициативе нанимателя на две большие группы. Первуюгруппу составляют основания, не связанные с каким-то противоправным, виновнымповедением работника. Они представляют собой некие объективные факторы, дающиенанимателю право расторгнуть трудовой договор с работником без его согласия.Вторую, чуть более многочисленную, группу составляют основания, связанные свиновным нарушением работником трудовой дисциплины.
Специфика данного видарасторжения трудового договора заключается в том, что расторжение трудовогодоговора происходит по воле нанимателя при наличии к тому условий,предусмотренных трудовым законодательством Республики Беларусь. Согласияработника на расторжение трудового договора по инициативе нанимателя нетребуется, но в то же время трудовое законодательство требует, чтобы при этомбыла соблюдена определенная процедура.
Трудовойкодекс содержит также нормы, регламентирующие особенности процедуры отдельныхоснований для расторжения трудового договора и общие правила наложениядисциплинарных взысканий.
СудамиРеспублики Беларусь ежегодно рассматривается значительное число дел, вытекающихиз трудовых правоотношений. При этом следует отметить большой процентудовлетворения предъявленных исков. Данные статистики свидетельствуют о том,что почти каждое третье увольнение, ставшее предметом судебногоразбирательства, является незаконным, и работник восстанавливается на прежнемместе работы. Причиной этому является нарушение нанимателем законодательства приувольнении, иногда даже его умышленное игнорирование [28].
Решениеоб удовлетворении иска о восстановлении на работе уволенного работникапринимается в случае, если увольнение произведено без законного основания или снарушением установленного порядка увольнения.
Припризнании увольнения незаконным суд выносит решение о восстановлении работникана прежней работе.
Восстановлениена работе — это возвращение работника в прежнее правовое положение,существовавшее до незаконного увольнения или незаконного перевода на другуюработу.
Прежняяработа — это работа, которую работник выполнял до увольнения. Если же прирассмотрении дела судом будет установлено, что у нанимателя имелись основаниядля увольнения работника, однако в приказе указана формулировка увольнения, несоответствующая действительным обстоятельствам дела, или наниматель сделалссылку на несоответствующий закон, то суд вправе привести формулировку причиныувольнения в соответствии с действующим трудовым законодательством или всоответствии с фактически установленными обстоятельствами, которые и являлисьоснованием для увольнения.
Проиллюстрируем сказанноепримером. Истица Б. в заявлении суду г. Минскауказала, что она работала в организации главным специалистом по правовой икадровой работе. Приказом по организации она уволена с работы по п. 1 ст. 42Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с сокращением штата работников.Считает увольнение незаконным, т.к. фактически сокращения в организации небыло, должность, которую она занимала, была разделена на две должности. Послеувольнения на ее место был принят другой работник. Кроме того, был нарушенпорядок увольнения, не соблюдены гарантии, предусмотренные коллективнымдоговором организации и проигнорированы условия Тарифного соглашения. В связи сэтим Б. просила восстановить ее на прежнее место работы, взыскать заработнуюплату за время вынужденного прогула и взыскать возмещение морального вреда.
Прирассмотрении дела судом были установлены следующие обстоятельства.
Действительно,истица Б. работала в организации ответчика в должности главного специалиста поправовой и кадровой работе. Приказом по организации от 9 апреля 2002 г.предписывалось изменить штатное расписание: из штатного расписания исключаласьдолжность главного специалиста по правовой и кадровой работе и вводились дведолжности — главного специалиста по правовой работе и ведущего специалиста поделопроизводству и кадровой работе. Указанные обстоятельства подтвержденыпредставленными суду копиями приказов о структуре организации, копиями штатныхрасписаний.
В то же времяиз представленных документов усматривалось, что штатное расписание на основанииприказа от 9 апреля 2002 г. разработано не было. В штатном расписании,введенном в действие после увольнения истицы, не содержалась должность главногоспециалиста по правовой работе, указанная в приказе от 9 апреля 2002 г. Вместоэтой должности в новое штатное расписание приказом о структуре управления от 11июня 2002 г. введена должность главного специалиста по менеджменту идоговорно-правовым отношениям. На эту должность был принят новый работник.
Судисследовал должностные инструкции главного специалиста по правовой и кадровойработе и главного специалиста по менеджменту и договорно-правовым отношениям иустановил, что обязанности в части правовой работы не претерпели существенныхизменений.
В связи сэтим суд пришел к выводу, что наниматель в данном случае лишь переименовалдолжность, которую занимала истица Б., частично сократил ее обязанности,освободив от выполнения кадровой работы. Выполнение кадровой работы былопредусмотрено по должности ведущего специалиста по делопроизводству и кадровойработе, которая была введена в штатное расписание. Истице не были предложеныкак вновь вводимые должности вместо той, которую она занимала, которые посвоему образованию, опыту могла занимать, так и другие имеющиеся в организациивакантные должности.
Суд установилтакже несоблюдение установленных трудовым законодательством гарантий приувольнении истицы. Из материалов дела усматривается, что истица Б. являласьнеосвобожденным председателем профсоюзного комитета организации и членомпрезидиума городского комитета профсоюза и поэтому при ее увольнении необходимобыло получить согласие президиума Минского городского комитета профсоюзаработников данной отрасли. Несмотря на то что президиум такого согласия не дал,наниматель уволил истицу. Кроме того, требование о предварительном согласиипрофсоюза содержится и в коллективном договоре организации.
Приувольнении истицы были нарушены также условия Тарифного соглашения междусоответствующим министерством, объединением нанимателей и республиканскимпрофсоюзом работников данной отрасли, согласно которому не допускаетсяувольнение по сокращению численности или штата работников, получивших травму напроизводстве. Истица Б. в 1998 г. получила производственную травму, что былоподтверждено актом о несчастном случае.
Прирассмотрении дела в суде было также установлено, что руководитель организациинеоднократно заявлял, что Б. в организации работать не будет и он предприметвсе меры для ее увольнения.
С учетомустановленных обстоятельств суд пришел к выводу о грубейших нарушениях нормтрудового законодательства, допущенных при увольнении истицы.
Истица всудебном заседании изменила свои исковые требования и просила признать ееувольнение незаконным и в связи с нецелесообразностью восстановления ее наработе взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию в размере десятикратногосреднего заработка.
Суд призналнезаконным увольнение Б. с должности главного специалиста по правовой икадровой работе и взыскал с ответчика в пользу Б. компенсацию в размередесятикратного среднего заработка — 2 708 380 руб., а также государственнуюпошлину в доход государства — 135 419руб. [31].
Всоответствии со ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаяхвосстановления работника на прежней работе, а также изменения формулировкипричины увольнения, которая препятствовала поступлению работника на новуюработу, ему выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула.
Обязанностьнанимателя возместить материальный ущерб, причиненный работнику незаконнымувольнением, может быть реализована в следующих формах: наниматель, признавсвою вину в возникновении у работника вынужденного прогула, возмещает работникупричиненный ущерб без обращения последнего в органы по рассмотрению трудовыхспоров или к государственному инспектору труда; вина нанимателя признанаорганом по рассмотрению трудовых споров или государственным инспектором труда,и он обязан возместить работнику возникший у него материальный ущерб [20,с.191].
Крометого, в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса Республики Беларусь решениеили постановление, принятые органом по рассмотрению трудовых споров, подлежатнемедленному исполнению. Немедленное исполнение означает, что на следующий деньпосле вынесения решения суда работник должен быть восстановлен на прежнейработе, хотя это не лишает нанимателя права обжаловать такое решение [33,с.16].
Еслинаниматель задержал исполнение такого решения или постановления, то за времязадержки со дня вынесения решения или постановления по день его исполненияработнику выплачивается средний заработок.
Вэтом случае суд на основании акта судебного исполнителя о неисполнении решениявыносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы взаработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении на работе напрежнем рабочем месте до дня фактического исполнения решения. Если в периодзадержки исполнения решения о восстановлении на работе работник где-либовременно работал, то его заработок за проработанные дни подлежит зачету.
Такжев соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаяхувольнения без законного основания или с нарушением установленного порядкаувольнения суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещенииморального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер моральноговреда определяется судом. Но остановимся на возмещении морального вреда чутьпозже, при рассмотрении материальной ответственности нанимателя передработником.
Помимовсего вышеизложенного, законодательство предусматривает дополнительнуюответственность нанимателя за незаконное расторжение трудового договора поинициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрастедо трех лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет(детей-инвалидов — до 18 лет), и с другими работниками, которым в соответствиис законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжениитрудового договора по инициативе нанимателя. В соответствии с ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 30.09.1993г. N 664 «ВопросыДепартамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальнойзащиты» за незаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя суказанными категориями работников предусмотрен штраф в размере от 20 до 50базовых величин [11].
/>2.ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАНИМАТЕЛЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ И ПОРЯДОКПРИВЛЕЧЕНИЯ К НИМ
/>2.1Материальная ответственность нанимателя за нарушение законодательства о трудеперед работниками
Отношения по возмещениюущерба (вреда) нанимателем в трудовых правоотношениях нельзя относить ксамостоятельному виду правоохранительных правоотношений, так как они производныот трудовых. Охранительная функция здесь осуществляется в рамках имеющегосятрудового правоотношения. Эти отношения следует рассматривать как страхующуюсистему трудового правоотношения, призванную наиболее полно удовлетворятьинтересы и потребности субъектов трудового правоотношения в процессерегулирования живого труда.
Трудовое законодательствообязывает нанимателя возместить ущерб, возникший вследствие нарушения нанимателемтрудовых прав работника.
Выше нами было подробнорассмотрено возмещение материального ущерба нанимателем работнику в случаенезаконного увольнения. Следует сказать, что аналогичный порядок (ст.ст. 244,247 Трудового кодекса Республики Беларусь) возмещения материального ущербапричиняется и в иных случаях нарушения нанимателем трудового законодательства,влекущих нарушение соответствующих прав работника. Рассмотрим более подробноэти случаи.
Во-первых, это незаконноеотстранение от работы. В случае установления факта незаконного отстранения отработы работнику выплачивается средний заработок за время вынужденного прогулав соответствии с ч. 2 ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Влитературе поднимается вопрос о неурегулированности в законодательствеотношений, связанных с возмещением ущерба нанимателю, добросовестновыполнившему обязательное для него требование уполномоченного государственногооргана или должностного лица об отстранении работника от работы, котороевпоследствии было признано незаконным и отменено. В таком случае, посколькувина нанимателя отсутствует, целесообразно возложить обязанность возместитьпричиненный ущерб на орган, вынесший требование об отстранении. Подобноерешение вопроса дало бы возможность нанимателю, выплатившему заработную платуза вынужденный прогул, предъявить регрессный иск на соответствующую сумму кнепосредственному причинителю ущерба [30, с.22].
Полагаем,что вопрос поставлен правильно, и он должен быть решен в рамках трудовогозаконодательства. Поскольку в соответствии со ст. 938 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь вред, причиненный гражданину или юридическому лицу врезультате незаконных действий государственных органов либо должностных лицэтих органов, в том числе в результате издания не соответствующегозаконодательству акта государственного органа подлежит возмещению [2], причемвред возмещается за счет казны Республики Беларусь, то в таком случаеправомерно ставить вопрос о допустимости возмещения ущерба нанимателю,выплатившего заработную плату работнику, незаконно отстраненному от работы потребованию уполномоченного государственного органа, за счет казны.
Применительнок ситуации отстранения от должности в порядке ст. 131 Уголовно-процессуальногокодекса Республики Беларусь имеет место не разрешенная до сих пор проблемавыполнения предписаний, содержащихся в части третьей указанной статьи, согласнокоторой отстраненные от должности подозреваемый или обвиняемый имеют право наежемесячное государственное пособие в порядке, установленном законодательством,если они не могли поступить на другую работу по не зависящим от нихобстоятельствам [5].
Рассматриваяобращение конкретного гражданина об отказе ему в выплате ежемесячного пособияпри временном отстранении от работы в порядке ст. 131 Уголовно-процессуальногокодекса Республики Беларусь, Конституционный Суд отметил, прежде всего,некорректность формулировки ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РеспубликиБеларусь о праве отстраненного на ежемесячное государственное пособие, если онне мог поступить на другую работу по не зависящим от него обстоятельствам. Еслиучесть, что отстранение от работы не является прекращением трудового договора,а влечет запрещение (недопущение) выполнения работником своих трудовыхобязанностей, то, очевидно, что, не будучи уволенным с работы, работник неможет поступить на другую работу, если только нанимателем не решен вопрос опереводе на другую работу. Кроме того, до сих пор в законодательстве не решенвопрос о порядке выплаты работнику государственного пособия, о котором идетречь в ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь [36].
Следуеттакже иметь в виду, что вред, причиненный работнику в результате незаконногоотстранения от должности, возмещается государством в полном объеме независимоот вины органа дознания, следователя, прокурора или суда (п. 1 ст. 460Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь). Орган, ведущий уголовныйпроцесс, в случае признания его действий и решений незаконными обязан принятьмеры по возмещению физического, имущественного и морального вреда, причиненногофизическому лицу, и по восстановлению нарушенных трудовых, пенсионных,жилищных, иных личных неимущественных прав физического лица. В силу законаимущественный вред возмещается работнику, незаконно отстраненному от должностипо ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, за счетсредств казны.
Во-вторых,в соответствии со ст. 50 Трудового кодекса Республики Беларусь при увольнениитрудовая книжка выдается работнику в день увольнения (в последний день работы).За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателя он несет ответственностьв соответствии со ст. 79 Трудового кодекса Республики Беларусь: при задержкевыдачи трудовой книжки по вине нанимателя работнику выплачивается среднийзаработок за все время вынужденного прогула, и дата увольнения при этомизменяется на день выдачи трудовой книжки [3].
В-третьих,наниматель несет материальную ответственность перед работником в случаенезаконного перевода, перемещении, изменении существенных условий труда. Всоответствии с ч. 2 ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь принезаконном переводе, перемещении, изменении существенных условий трудаработнику выплачивается по решению органа, рассматривавшего трудовой спор,разница в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В-четвертых,в соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаяхувольнения без законного основания или с нарушением установленного порядкаувольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованиюработника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного емууказанными действиями. Размер морального вреда определяется судом. Остановимсяболее подробно, на данном виде материальной ответственности нанимателя перед работником,поскольку включение в Трудовой кодекс Республики Беларусь прямой нормы,предусматривающей ответственность нанимателя за причинение работнику моральноговреда, является большим шагом вперед в регулировании полной защиты трудовыхправ.
КонституцияРеспублики Беларусь предусматривает право граждан на взыскание в судебномпорядке как имущественного вреда, так и материального возмещения моральноговреда (ст. 60). В развитие этой конституционной нормы принято рядзаконодательных актов, регулирующих возмещение морального вреда в различныхсферах правоотношений.
Подморальным вредом следует понимать испытываемые гражданином физические и (или)нравственные страдания. В законе не содержится определения понятия физических инравственных страданий. Разъяснение этим понятиям дал Пленум Верховного СудаРеспублики Беларусь в постановлении от 28.09.2000г. N 7 «О практике применениясудами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда».Физические страдания — это физическая боль, функциональное расстройствоорганизма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычногосостояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия),посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина.Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда,унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспектепереживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебнойтайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничениемили лишением каких-либо прав граждан и т.п. (п. 8 постановления Пленума).Однако это не исчерпывающий перечень видов нравственных и физических страданий,являющихся основанием для компенсации морального вреда [14].
Всфере нарушений трудовых прав физические и нравственные страдания могутвозникнуть в связи с потерей работы при незаконном, по мнению потерпевшего,увольнении или распространением сведений о причинах увольнения, несоответствующих действительности, в связи с боязнью остаться без работы из-затрудностей в трудоустройстве, в связи с умалением его чести, достоинства иделовой репутации при увольнении за виновные действия и т.п.
Степеньнравственных и физических страданий оценивается судом с учетом фактическихобстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностейпотерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжестиперенесенных страданий. При рассмотрении требований о возмещении моральноговреда суд должен располагать доказательствами, подтверждающими тот факт, чтоработник действительно перенес нравственные страдания, выяснить, какимидействиями и при каких обстоятельствах они были причинены, степень виныответчика.
Проиллюстрируемсказанное примером. Судом Слуцкого района и г. Слуцка рассмотрены гражданскиедела по искам Ш. и П. к коммунальному унитарному производственно-торговомупредприятию «Ландыш» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработказа время вынужденного прогула и материальной компенсации морального вреда.
Входе разбирательства дел было установлено, что истицы были уволены засовершение прогула 1, 2, 3, 8 и 9 февраля 2005 года. Однако в судебноезаседание были представлены доказательства того, что фактически в указанные днимастер цеха, в котором работали истицы, отпустила всех работников в связи сотсутствием работы. В последующем им было предложено написать заявление напредоставление отпуска за указанные дни и, поскольку истицы отказались сделатьэто, они были незаконно уволены с работы за совершение прогула.
Всвязи с добровольным удовлетворением ответчиком до вынесения решения требованийо восстановлении на работе и взыскании среднего заработка за время вынужденногопрогула суд правомерно принял отказ истиц от иска в этой части и своим решениемот 15 апреля 2005 года взыскал с предприятия в пользу истиц материальнуюкомпенсацию морального вреда в размере 130000 руб. [36].
Компенсацияморального вреда допускается только по требованию, заявленному работником. Судпо своей инициативе не вправе решать вопрос о компенсации морального вреда,если такие требования истцом не заявлены. Иск о компенсации причиненных истцунравственных и физических страданий суд вправе рассматривать как совместно сиском о восстановлении на работе, так и отдельно от иска по трудовому спору,поскольку ответственность за причиненный моральный вред не находится в прямойзависимости от наличия имущественного ущерба и может применяться как наряду симущественной ответственностью, так и самостоятельно. Судебная практикасвидетельствует, что в подавляющем большинстве случаев в исковых заявлениях овосстановлении на работе, о признании незаконным перевода на другую работу, овозмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, истцы заявляют требованияи о материальном возмещении морального вреда.
Требованияо размере компенсации морального вреда должны быть основаны на конкретныхобстоятельствах. Поэтому истец в исковом заявлении о компенсации моральноговреда должен указать: кем, при каких обстоятельствах и какими действиями(бездействием) причинены ему нравственные и физические страдания, в чемвыражаются причиненные ему незаконным увольнением или незаконным переводомнравственные страдания, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию,какими доказательствами подтверждается факт причинения морального вреда.
Закономустановлено, что размер морального вреда определяется судом. На практикеопределение размеров денежных сумм, подлежащих взысканию в возмещениеморального вреда, представляет большую сложность. Закон не содержит каких-либокритериев, по которым определяются эти размеры, не содержит таких критериев ипостановление Пленума от 28.09.2000г. [14]. Решение этого вопроса полностьюпередано на усмотрение суда. Размер подлежащих взысканию сумм должен зависетьот конкретных обстоятельств, которые должны быть оценены и учтены.
Хотявключение в Трудовой кодекс положений о праве на возмещение морального вредапри нарушении трудовых прав работников является прогрессом в регулированиизащиты прав работников, однако, положения ст. 246 Трудового кодекса РеспубликиБеларусь ограничивают по сравнению со ст. 60 Конституции право на взысканиеморального вреда в других, не указанных в этой статье случаях, например, принезаконном наложении дисциплинарного взыскания.
Следуетотметить, что в Российской Федерации перечень нарушений трудовых прав, влекущихвозмещение морального вреда, гораздо шире. Согласно постановлению ПленумаВерховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. N 10 «Некоторые вопросыприменения законодательства о компенсации морального вреда» такими нарушениямиявляются: незаконное увольнение, незаконный перевод на другую работу,незаконное применение дисциплинарного взыскания, незаконный отказ в переводе надругую работу в соответствии с медицинскими рекомендациями и т.п. [13]. Поэтомупредставляется, что исходя из конституционных положений, гражданин вправетребовать возмещения морального вреда и при нарушении его других трудовых прав,являющихся неимущественными правами. К таким правам следует отнести право нанадлежащие условия труда, право на отдых, право на деловую репутацию, право нанедопущение дискриминации др. Так, право на деловую репутацию может бытьнарушено в результате незаконного применения дисциплинарного взыскания.Наложение дисциплинарного взыскания умаляет деловую репутацию работника, егодостоинство, что может повлечь за собой нравственные страдания и переживания[40, с.39].
Следуетотметить также некорректную формулировку ст. 246 Трудового кодекса РеспубликиБеларусь относительно случаев возможности взыскания морального вреда. Такимиоснованиями для возмещения морального вреда являются: увольнение без законногооснования, увольнение с нарушением установленного порядка, незаконный переводна другую работу. Из перечисленных оснований увольнение с нарушениемустановленного порядка не всегда является основанием для восстановленияработника на работе. Например, неуведомление соответствующего профсоюза вдвухнедельный срок о предстоящем увольнении, неуведомление работника вдвухмесячный срок о предстоящем его высвобождении являются нарушениемустановленного порядка увольнения, однако такие нарушения не влекутвосстановление работника на работе. В соответствии с п. 23 ПостановленияПленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001г. N 2 «О некоторыхвопросах применения судами законодательства о труде» [12] при несоблюденииустановленного законодательством срока уведомления (предупреждения) профсоюза,иного органа или работника о прекращении трудового договора (в частности, ч. 3ст. 32, ч. 3 ст. 43, ч. 1 ст. 46 Трудового кодекса Республики Беларусь) еслиработник не подлежит восстановлению на работе по другим основаниям, судизменяет дату его увольнения с таким расчетом, чтобы трудовой договор былпрекращен по истечении установленного законом срока уведомления или предупреждения.За период, на который продлен трудовой договор в связи с изменением датыувольнения, работнику взыскивается средний заработок по правилам, установленнымст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь. Следует ли в таком случаевзыскивать возмещение морального вреда, если иск о восстановлении на работе неудовлетворяется, поскольку увольнение не признано незаконным? Представляется,что моральный вред подлежит возмещению при нарушении установленного порядкаувольнения, если такое нарушение влечет признание увольнения незаконным ивынесение решения о восстановлении на работе./> 2.2 Административная ответственность нанимателя за нарушениезаконодательства о труде
ВРеспублике Беларусь 21 апреля 2003г. был принят новый Кодекс обадминистративных правонарушениях, который более подробно по сравнению сКодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь 1984г.конкретизирует административные правонарушения в сфере труда. Он вступил в силус 01.03.2007г. В нем предусмотрено несколько составов правонарушений в сферетруда, за которые установлена соответствующая административная ответственность.Так, новым Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусьпредусмотрена ответственность за следующие правонарушения в сфере труда:
несозданиенанимателем рабочих мест для трудоустройства лиц, не способных на равныхусловиях конкурировать на рынке труда, в том числе специализированных рабочихмест для лиц с ограниченной трудоспособностью;
несозданиенанимателем рабочего места для трудоустройства работника, получившегоинвалидность в результате трудового увечья или профессионального заболевания наданном производстве, повлекшее расторжение с ним трудового договора;
неуведомлениеорганов государственной службы занятости, несвоевременное или не в полномобъеме уведомление этой службы нанимателем или уполномоченным должностным лицомнанимателя о предстоящем высвобождении работников в связи с ликвидациейюридического лица или сокращением численности (штата) работников либо о наличиисвободных рабочих мест (вакансий);
необоснованныйотказ уполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу лица,направленного государственной службой занятости в счет брони;
отказуполномоченным должностным лицом нанимателя в приеме на работу выпускникаучебного заведения, получившего направление на работу, а равно иного лица,заключение трудового договора с которым является обязательным;
нарушениеправил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охранетруда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение;
непредставлениелицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлятьнанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров;
неисполнениеобязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудовогоарбитража, Республиканского трудового арбитража;
действия,создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, неучаствующим в забастовке;
нарушениенанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроковвыплаты заработной платы;
незаконноепривлечение уполномоченным должностным лицом нанимателя работника кответственности;
непроведениенанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленныхзаконодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушениепорядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представлениенанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов поаттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения [6].
Переченьнарушений законодательства о труде не закрыт. Статья 9.19 Кодекса обадминистративных правонарушениях Республики Беларусь предусматриваетвозможность административной ответственности за иные нарушения законодательствао труде, не перечисленные выше.
НовымКодексом об административных правонарушениях Республики Беларусь значительноувеличены размеры штрафа за нарушение законодательства о труде. Причем, если поКодексу об административных правонарушениях Республики Беларусь 1984г. кадминистративной ответственности можно было привлечь только физическое лицо — должностное лицо нанимателя, то новый Кодекс об административныхправонарушениях Республики Беларусь предусматривает привлечение кадминистративной ответственности как должностное нанимателя, так и самоюридическое лицо.
Внастоящее время административная ответственность за нарушение законодательствао труде предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях,но и рядом других нормативных правовых актов.
Так,Декретом Президента Республики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительныхмерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой иисполнительской дисциплины» установлена административная ответственностьдолжностных лиц нанимателя за незаконное привлечение работника кответственности. Такое нарушение влечет наложение на должностных лиц штрафа вразмере до 100 базовых величин. Протоколы по таким делам об административныхправонарушениях составляются уполномоченными на то должностными органовдепартамента государственной инспекции труда. Рассмотрение дел об этихадминистративных правонарушениях осуществляется судом (п. 3 Декрета ПрезидентаРеспублики Беларусь N 29 от 26.07.1999г. «О дополнительных мерах посовершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительскойдисциплины») [9].
ПостановлениемСовета Министров Республики Беларусь от 30.09.1993г. N 664 департаментугосударственной инспекции труда Министерства труда и социальной защитыпредоставлено право применять к нанимателям следующие санкции:
занеисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по созданию работникамздоровых и безопасных условий труда, по внедрению средств и технологий,обеспечивающих соблюдение санитарно-гигиенических норм и стандартов по охранетруда, — предупреждение или штраф в размере от 2 до 6 базовых величин;
занарушение правил по охране труда, повлекшие причинение телесных повреждений,инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом, — штраф вразмере от 6 до 300 базовых величин;
занезаконное расторжение трудового договора по инициативе нанимателя с беременнойженщиной, женщиной, имеющей детей в возрасте до трех лет, одинокой матерью,имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет (детей-инвалидов — до 18 лет), и сдругими работниками, которым в соответствии с законодательством предоставленыдополнительные гарантии при расторжении трудового договора по инициативенанимателя, а также за выплату заработной платы в размере ниже месячной минимальнойзаработной платы, установленной законодательством, и нарушение без уважительныхпричин порядка и сроков выплаты заработной платы — штраф в размере от 20 до 50базовых величин;
занарушение порядка применения Единой тарифной сетки работников РеспубликиБеларусь при осуществлении оплаты труда работников, нанимателями которыхявляются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, — штраф вразмере от 50 до 100 базовых величин;
заодносторонний отказ нанимателя от ведения коллективных переговоров, массовое(более пяти работников) расторжение трудового договора по инициативе нанимателябез законных оснований либо неисполнение нанимателем решения суда овосстановлении на работе — штраф в размере от 50 до 100 базовых величин;
запротиводействие со стороны нанимателя работе инспекторов, осуществляющихпроверку, а также неисполнение предписаний инспекторов — штраф в размере от 5до 50 базовых величин;
задругие нарушения законодательства о труде — предупреждение или штраф в размереот 1 до 5 базовых величин [11].
Указанныевыше санкции к нанимателям вправе применять:
директордепартамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальнойзащиты — главный государственный инспектор труда Республики Беларусь и егозаместители, начальники управлений и их заместители, начальники межрайонныхинспекций труда и их заместители, начальники отделов, государственныеинспекторы труда./> 2.3 Уголовная ответственность нанимателей за нарушениезаконодательства о труде и правил охраны труда
Уголовная ответственностьза нарушение законодательства о труде и правил охраны труда предусмотренастатьями 199, 301-308, 318, 336, 338 Уголовного кодекса Республики Беларусь [4].
Необоснованныйотказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либозаведомо незаконное увольнение лица с работы наказываются лишением правазанимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, илиисправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы на срок дотрех лет (ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь).
Изначально в ст. 199Уголовного кодекса Республики Беларусь было объединено два состава, которыепредусматривались в статьях 134 и 136 Уголовного кодекса Республики Беларусь1960г., но признаки их объективной стороны были существенно скорректированы. Впервоначальной редакции данной статьи ее составляли деяния в альтернативныхформах:
— необоснованные отказ вприеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности;
— заведомо незаконноеувольнение лица с работы;
— иное умышленноенарушение законодательства о труде повлекшее причинение существенного вредаправам и законным интересам гражданина.
Сцелью защиты трудовых прав граждан Законом от 22.07.2003г. [7] скорректировананорма ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающаяответственность за нарушение законодательства о труде. С одной стороны, суженыпризнаки объективной стороны этого преступления: исключено «иное умышленноенарушение законодательства о труде, повлекшее причинение существенного вредаправам и законным интересам гражданина (частичная декриминализация), с другой — повышена ответственность за совершение этого преступления путем введения всанкцию ст. 199 Уголовного кодекса Республики Беларусь лишения свободы на срокдо трех лет, которое ранее в ней не предусматривалось.
Всоответствии со ст. 10 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право натруд, а ст. 32 Конституции предусматривает для женщин и мужчин равные возможностейв получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении послужбе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферахдеятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья [1].
Запрещается необоснованныйотказ в заключении трудового договора с отдельными гражданами, предусмотренныйст. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь. Под необоснованным отказом вприеме на работу понимается отказ по причинам, не предусмотренным взаконодательстве. В таком случае законодательство содержит либо прямой запрет вприеме на работу, либо определяет условия, при наличии которых наниматель можетотказаться от заключения трудового договора.
Незаконноеувольнение лица с работы — это увольнение, при котором нанимателю было известноо наличии обстоятельств, исключающих возможность увольнения. Законное основание- это предусмотренная нормами права причина (обстоятельство) прекращениятрудового договора.
Преступлениесчитается оконченным с момента отказа в приеме на работу беременной женщины илиувольнения с работы беременной женщины либо заведомо незаконное увольнениедругого лица с работы.
Субъективнаясторона данного преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает,что совершает данное преступление, и желает этого.
Нормами ст.ст. 301-306,320, 336 Уголовного кодекса Республики Беларусь также предусмотрена уголовнаяответственность за нарушения правил охраны труда:
нарушениеправил производственно-технической дисциплины или правил безопасности наобъектах, связанных с использованием ядерной энергии
нарушениеправил производственно-технической дисциплины, правил безопасности навзрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах либо правил безопасностивзрывоопасных работ
нарушениеправил безопасности горных или строительных работ
нарушениеправил пожарной безопасности
нарушениепроектов, обязательных для соблюдения требований технических нормативныхправовых актов при производстве строительно-монтажных работ
нарушениеправил охраны труда
нарушениеправил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральныхтрубопроводов
нарушениесанитарно-эпидемиологических правил.
/>ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги настоящемуисследованию, следует сделать выводы о том, что возникновение самого термина«трудовая юридическая ответственность» объясняется тем, что эта ответственностьнаступает при реализации трудовых правоотношений или непосредственно связана свозникновением, изменением и прекращением трудовых отношений.
Вчисле обязанностей одной из сторон трудового договора -нанимателя трудовоезаконодательство называет обязанность обеспечивать соблюдение законодательствао труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другимилокальными нормативными актами и трудовыми договорами (ст. 55 Трудового кодексаРеспублики Беларусь). Поэтому ответственность нанимателя за неисполнениеобязанностей по ранее возникшему трудовому правоотношению является, преждевсего, ответственностью договорной.
В соответствии сположениями общей теории права классически выделяют выделяют четыре видаюридической ответственности:
уголовная ответственностьза совершение преступления, на основе норм уголовного права;
дисциплинарнаяответственность за дисциплинарный проступок (нарушение трудовой дисциплины) наоснове норм трудового права;
материальная(имущественная) ответственность за причинение имущественного вреда на основенорм трудового и гражданского права и, наконец,
административнаяответственность за совершение административного проступка на основе нормадминистративного права.
Применительно кответственности нанимателей мы можем вести речь о таких видах ответственностикак материальная, административная и уголовная.
Отдельно следует сказатьоб ответственности нанимателей за незаконное расторжение трудового договора.Специфика данного вида расторжения трудового договора заключается в том, чторасторжение трудового договора происходит по воле нанимателя при наличии к томуусловий, предусмотренных трудовым законодательством Республики Беларусь. Всоответствии со ст. 244 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаяхвосстановления работника на прежней работе, а также изменения формулировкипричины увольнения, которая препятствовала поступлению работника на новуюработу, ему выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула.Также в соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь в случаяхувольнения без законного основания или с нарушением установленного порядкаувольнения суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещенииморального вреда, причиненного ему указанными действиями.
Дополнительнуюответственность нанимателя за незаконное расторжение трудового договора поинициативе нанимателя с беременной женщиной, женщиной, имеющей детей в возрастедо трех лет, одинокой матерью, имеющей детей в возрасте от 3 до 14 лет(детей-инвалидов — до 18 лет), и с другими работниками, которым в соответствиис законодательством предоставлены дополнительные гарантии при расторжении трудовогодоговора по инициативе нанимателя.
Трудовое законодательствообязывает нанимателя возместить ущерб, возникший вследствие нарушениянанимателем трудовых прав работника. Прежде всего, это возмещение материальногоущерба нанимателем работнику в случае незаконного увольнения, а также в иныхслучаях нарушения нанимателем трудового законодательства, влекущих нарушениесоответствующих прав работника. Во-первых, это незаконное отстранение отработы. Во-вторых, в соответствии со ст. 50 Трудового кодекса РеспубликиБеларусь при увольнении трудовая книжка выдается работнику в день увольнения (впоследний день работы). За задержку выдачи трудовой книжки по вине нанимателяон несет ответственность в соответствии со ст. 79 Трудового кодекса РеспубликиБеларусь: при задержке выдачи трудовой книжки по вине нанимателя работникувыплачивается средний заработок за все время вынужденного прогула, и датаувольнения при этом изменяется на день выдачи трудовой книжки. В-третьих,наниматель несет материальную ответственность перед работником в случаенезаконного перевода, перемещении, изменении существенных условий труда.В-четвертых, в соответствии со ст. 246 Трудового кодекса Республики Беларусь вслучаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядкаувольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованиюработника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного емууказанными действиями. Размер морального вреда определяется судом.
В Республике Беларусь 21апреля 2003г. был принят новый Кодекс об административных правонарушениях,который более подробно по сравнению с Кодексом об административныхправонарушениях Республики Беларусь 1984г. конкретизирует административныеправонарушения в сфере труда. Он вступил в силу с 01.03.2007г. В немпредусмотрено несколько составов правонарушений в сфере труда, за которыеустановлена соответствующая административная ответственность. Однако внастоящее время административная ответственность за нарушение законодательствао труде предусмотрена не только Кодексом об административных правонарушениях,но и рядом других нормативных правовых актов.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства отруде и правил охраны труда предусмотрена статьями 199, 301-308, 318, 336, 338Уголовного кодекса Республики Беларусь. Прежде всего, это необоснованный отказв приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее беременности либозаведомо незаконное увольнение лица с работы, а также нарушение всевозможныхправил охраны труда.
Что же касается ответственности нанимателей в общем смысле,то следует сказать, что ежегодно огромное количество исков подается работникамипо всей Республики Беларусь против их нанимателей. Этот факт свидетельствует отом, что наниматели достаточно часто нарушают трудовые права работников, чтовлечет установленную ответственность.
Также нужно отметить, что в трудовом законодательстве РеспубликиБеларусь существует ряд проблем, связанных сложностью формулировки, кодификациии восприятия норм трудового права.
СПИСОК ИСНОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изм. идоп., пр. на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. И 17 октября 2004 г.). –Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс РеспубликиБеларусь от 07.12.1998г. № 218-З (ред. от 29.12.2006г.) // ВедомостиНационального Собрания Республики Беларусь. –1999. -N 7-9. -Ст. 101.
3. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Кодекс РеспубликиБеларусь от 26.07.1999г. (ред. от 26.01.2008г.) № 296-З // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 3, 2/1396.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс РеспубликиБеларусь от 09.07.1999г. N 275-З (ред. от 20.07.2006г.) // ВедомостиНационального Собрания Республики Беларусь. -1999. -N 24. –Ст. 420.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь:Кодекс Республики Беларусь от 16.07.1999г. № 295-З (ред. от 30.12.2006г.) //Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. –1999. -N 7-9. -Ст. 101.
6. Кодекс Республики Беларусь об административныхправонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. № 194-З (в ред.04.01.2007г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2003.-N 63. –Ст. 2/946.
7. О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальныйкодексы Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 22.07.2003г. N 227-З// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. -N 83. –Ст.2/974.
8. О дополнительных мерах по защите трудовых,социально-экономических прав интересов работников: Указ Президента РеспубликиБеларусь от 19.07.2005г. № 327 // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. -2005. -N 112. –Ст. 1/6624.
9. О дополнительных мерах по совершенствованию трудовыхотношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины: Декрет ПрезидентаРеспублики Беларусь от 26.07.1999г. N 29 (ред. от 30.08.2002г.) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -N 58. –Ст. 1/512.
10. О занятости населения в Республике Беларусь: ЗаконРеспублики Беларусь от 15.06.2006г. № 125-З (ред. от 29.12.2006г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2006. -N 94. –ст.2/1222.
11. Вопросы Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от29.07.2006г. N 959 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.–2006. -N 127. –Ст. 5/22682 Вопросы Министерства труда и социальной защитыРеспублики Беларусь: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от29.07.2006г. N 959 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.–2006. -N 127. –Ст. 5/22682.
12. О некоторых вопросах применения судамизаконодательства о труде: Постановление Пленума Верховного Суда РеспубликиБеларусь от 29.03.2001г. N 2 (ред. от 25.09.2003г.) // Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь. -2001. -N 39. –Ст. 6/277.
13. Некоторые вопросы применения законодательства окомпенсации морального вреда: Постановление Пленума Верховного Суда РоссийскойФедерации от 20.12.1994г. N 10 // КонсультантПлюс: Россия [Электронный ресурс]/ ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.–Мн., 2001.
14. О практике применения судами законодательства,регулирующего компенсацию морального вреда: Постановление Пленума ВерховногоСуда Республики Беларусь в постановлении от 28.09.2000г. N 7 (ред. от22.12.2005г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2000.-N 100. –Ст. 6/258.
15. Об утверждении Правил возмещения вреда, причиненногожизни и здоровью: Постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от09.11.1994г. N 172 // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО«Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн.,2001.
16. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А. Василевича. –Мн.: Амалфея, 2000. -1072с.
17. Административное право и административная деятельностьорганов внутренних дел. / Под редакцией профессора Попова Л.Л. -М., 1990.
18. Алексеев С.С. Проблемы теории права. — Т. 1.–Свердловск, 1972.
19. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.Административное право Российской Федерации. М.: Зерцало, 1997. -683с.
20. Анисимов Л.Н., Анисимов А.Л. Трудовые отношения иматериальная ответственность. –М.: Эксмо, 2005. -496с.
21. Бахрах Д.Н. Административное право. М.: БЕК, 1993.-308с.
22. Венедиктов В.С. Теоретические проблемы юридическойответственности в трудовом праве. –М.: Консум, 1996. -136с.
23. Гавриленко Д.А. Административное право и процессРеспублики Беларусь. –Мн.: БГУ, 2002. -261с.
24. Гавришина А.К. Материальная ответственностьработодателя перед работником // Комментарий Трудового кодекса РоссийскойФедерации / Под ред. проф. Ю.П. Орловского. -М., 2002. -С. 528-530.
25. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Трудовому кодексуРоссийской Федерации. — М.: Дело, 2003.
26. Забелов С.М. Административное право. –Мн.: Ред.-изд.Центр Ак. Упр. при Президенте РБ, 2004. -323с.
27. Кеник К.И. Административная ответственность занарушение законодательства о труде // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронныйресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. –Мн., 2001.
28. Кеник К.И. Восстановление работника на работе:основания и правовые последствия // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронныйресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь. –Мн., 2001.
29. Кеник К.И. Компенсация морального вреда при нарушениитрудовых прав граждан // Отдел кадров. -2002. -N 2. –С.85-91.
30. Кеник К.И. Отстранение от работы // Отдел кадров.-2001. -N 9. –С.78-84.
31. Кеник К.И. Судебная практика по делам о восстановлениина работе // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн., 2001.
32. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь /Под общ. ред. Г.А. Василевича. –Мн.: Амалфея, 2000. -1072с.
33. Марданов Д.А. Особенности исполнительного производствапо трудовым делам // Трудовое право. -2003. -№ 9. –С.31-34.
34. Муздыбаев К. Психология ответственности. -Л., Наука,1983.
35. Подгруша В.В. Нанимателю на заметку или в какихслучаях суд может стать на сторону прогульщика // КонсультантПлюс: Беларусь[Электронный ресурс] / ООО «Юрспектр», Национальный центр правовой информацииРеспублики Беларусь. –Мн., 2001.
36. Подгруша В.В. Отстранение от работы: особенностиправового регулирования // КонсультантПлюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО«Юрспектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Мн.,2001.
37. Полетаев Ю.Н. Материальная ответственность сторонтрудового договора. –М.: Городец-издат, 2003. -136с.
38. Савенок А.Л. Уголовное право Республики Беларусь.Особенная часть. – Мн.: ЗАО «Веды», 2001 – 154с.
39. Тихомиров Ю.А. Курс административного права ипроцесса. –М.: Юринформцентр, 2003. -651с.
40. Эрделевский А. Компенсация морального вреда принарушении трудовых прав // Российская юстиция. -1997. -N 12.