Реферат по предмету "Государство и право"


Особенность построения судебной системы Российской Федерации

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 МЕСТОСУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.2 ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
1.3 ОРАЗВИТИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ
2.1 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ:СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
2.2 СОСТАВИ ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) СУДА СУБЪЕКТОВ РФ
2.3 СУДЫОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ
2.4 СУДЫСРЕДНЕГО ЗВЕНА СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
2.5 СИСТЕМААРБИТРАЖНЫХ СУДОВ. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДАРФ
ГЛАВА 3. ПРАВОЙ СТАТУС СУДЕЙ РФ
3.1ПОНЯТИЕПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
3.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
3.2.1 ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ОТБОРА СУДЕЙ
3.2.2 НАДЕЛЕНИЕ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ
3.3 ОБЩИЕПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РФ
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИСУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность темы курсовой работы. Актуальность темы курсовой работы определяется, на наш взгляд,тем, что она охватывает большой круг вопросов, касающихся особенностейпостроения, становления и функционирования судебной ветви власти, на началахкоторой формируется судебная система Российской Федерации. Также актуальностьтемы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью судебнойвласти в современном правовом государстве. Становление институтов судебнойвласти является одним из необходимых элементов механизма обеспечения права насудебную защиту, закрепленного в Конституции Российской Федерации 1993 года. Изучениеи анализ данной темы позволяет определить достоинства и недостатки существующейсистемы, на основе которой осуществляется правосудие. Также анализ судебныхсистем зарубежных стран в целом, и Российской Федерации в частности позволяетопределить направления, методы и пути совершенствования и реформированиясудебной системы Республики Беларусь, что, в некотором роде, определяетприменение судебной практики зарубежных стран, по рассмотрению некоторыхкатегорий дел, в судопроизводстве нашего государства.
Объект исследования. Основным объектом исследования в данной работе является формирование органовсудебной власти, которые в совокупности образуют судебную систему РоссийскойФедерации, а также принципы её построения, организации и деятельности. Дополнительнымобъектом являются правовые отношения, складывающиеся в сфере организации идеятельности органов судебной власти.
Предмет исследования. Предметомисследования выступает система судебных органов, которые наделены особымстатусом, а также способы их формирования. что позволяет их обособить, и, наоснове которых функционирует одна из ветвей государственной власти в России.Также к предмету исследования следует отнести нормы права, регулирующиеотношения по созданию и организации органов судебной власти в РоссийскойФедерации.
Цель исследования. Цельюданной работы является изучение особенностей построения судебной системыРоссийской Федерации, особенностей формирования судебной власти, организациисудебных органов, а также определение статуса судей, которые являютсянепосредственными носителями судебной власти.
Задачи исследования. Для наиболеедетального и полного исследования данной темы, необходимо, прежде всего,изучение принципов построения судебной системы в РФ, структуру и функции судебныхорганов, которые входят в данную систему, а также изучение нормативной базы, наоснове которой формируются органы судебной власти, осуществляется правосудие вРоссийской Федерации, и организуется деятельность судебных органов.
Методы исследования. Приизучении данной темы нами был использован исторический метод, сравнительно-правовойметод, метод анализа нормативных источников, учебной и специальной литературы.
Краткая характеристикаспециальной литературы по теме. При написании данной работы нами былаиспользована разнообразная литература. Это и нормативные правовые акты, и учебники,и учебные пособия, и практические пособия. Среди учебников и учебных пособийможно выделить «Правоохранительные органы» под общей редакцией проф. И.Ф. Гуценко,«Конституционное право Российской Федерации» под редакцией М.В. Баглай. Чтокасается нормативных правовых актов, можно назвать следующие: Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996,Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26 июня 1992 г., Федеральныйконституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г.,а также Конституция Российской Федерации 1993г.
Структура курсовой работывключаеттитульный лист, содержание, введение, 4 главы, заключение и списокиспользованных источников.
 

ГЛАВА1. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
1.1МЕСТО СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
В ст. 10 Конституции РФзакреплен принцип разделения властей: «Государственная власть в РоссийскойФедерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны». Суды РФ стоят в одном ряду с Президентом РФ,Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную властьв Российской федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).[1]
Разделениевластей выступает как принцип организации государственной власти в правовомдемократическом государстве, как одна из основ конституционного строя.Конституционный принцип самостоятельности судебной власти объективно обусловлентем, что Конституция РФ обозначает три важнейшие функции государственнойвласти. Государство обязано: 1) признавать, 2) соблюдать, 3) защищать права исвободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции России). Функция защиты прав исвобод – прерогатива судебной власти.[33]
Разделениевластей не ограничивается распределением функций и полномочий между различнымигосударственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем,чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточитьвсю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержеки противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов,позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейшихгосударственных проблем.[13]
Судебная власть включенав систему народовластия вместе с законодательной и исполнительной ветвямивласти. Судебная власть обеспечивает реализацию важнейших конституционных прави свобод человека и гражданина, прав коллективов и народа в целом.Демократические основы организации и деятельности самой судебной власти(участие судей из народа – присяжных, народных и арбитражных заседателей,гласность, независимость судей, состязательность и равноправие сторон)позволяют рассматривать ее в качестве особого канала реализации воли народа.
Как уже было сказановыше, законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенноевоздействие на функционирование судебной власти. Законодательная властьпосредством принятия законов определяет судебную систему и принципы еедеятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотренияими дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организуетматериально-техническое обеспечение деятельности судов. Но судебная властьобладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ ипостановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.Исполнение судебных решений и приговоров относится к обязанностямисполнительной власти. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферуправосудия, в осуществление функций судебной власти. Со своей стороны судебнаявласть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы,вмешиваться в пределы компетенции исполнительной власти. Вместе с тем судебнаяпрактика оказывает существенное влияние на направление законодательнойдеятельности, помогает исправлять ошибки органов исполнительной власти.
В Конституции РФзакреплено общее правило о том, судебная система РФ устанавливаетсяКонституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда следует, что ниодин суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либоправовым актом, кроме федерального конституционного закона. Поэтому субъекты РФне могут создавать особые судебные системы, так как это привело бы к нарушениюединства судебной системы страны. Помимо конституционного законодательстваправовую основу судебной системы составляют обычные законы и иные правовыедокументы (законы о статусе судей, процессуальные кодексы, указы президента,регулирующие отдельные вопросы организации и функционирования судебнойсистемы).[1]
Суд – особыйгосударственный орган, который специфическими (юридическими) средствами испециальным аппаратом осуществляет защиту прав, свобод и интересов граждан,обеспечивает законность и правопорядок посредством судопроизводства –рассмотрения в строгом соответствии с процессуальным порядком дел различныхкатегорий и принятия решений по их существу.[11]
1.2ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РФ
Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (№ 1-ФКЗ)принят Государственной Думой 23 сентября 1996 г., одобрен Советом Федерации 26декабря 1996 г. Среди действующих федеральных конституционных законоврассматриваемый Закон занимает особое положение, поскольку вслед заКонституцией Российской Федерации он сыграл основополагающую роль вформировании действующей системы органов судебной власти в стране. Он не толькоподтвердил наличие федеральных судов, но и определил суды субъектов Федерации-конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Этим Законом к федеральнымсудам отнесены:
· Конституционный СудРоссийской Федерации;
· Верховный СудРоссийской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные и равные имсуды субъектов Российской Федерации, районные суды, военные испециализированные суды, составляющие систему федеральных судов общейюрисдикции;
· Высший Арбитражный СудРоссийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные судысубъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражныхсудов.
Определяя ветви судебнойвласти и входящие в каждую из них суды, Закон исходит из единства судебнойсистемы России. Как подчеркнуто в Законе, это единство обеспечивается путем:
· установления судебнойсистемы РФ Конституцией и этим Законом;
· соблюдения судами РФ имировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
· применения всеми судамиКонституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров,а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
· признанияобязательности исполнения на всей территории России судебных постановлений,вступивших в законную силу;
· законодательногозакрепления единства статуса судей;
· финансированияфедеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.[6]
Закон о судебной системеисходит из важности каждого звена судебной системы, когда подчеркивает, чтосудебная власть в РФ осуществляется только судами в лице судей, привлекаемых вустановленном порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных иарбитражных заседателей (ст. 1). Воспроизводя и развивая конституционныепринципы правосудия, Закон этим не ограничивается. В нем установлен запрет наиздание в России законов и иных нормативных актов, отменяющих или умаляющихсамостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Не менее важно идругое положение: неисполнение постановления суда, а равно иное проявлениенеуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом(ч. 2 ст. 6).
 
1.3 О РАЗВИТИИ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ
Система судоустройства России до 60-х годов XIX в.определялась положениями Учреждения о губерниях 1775 г. Как писал А. Ф. Кони,получилось «бессвязное собрание самых разновременных постановлений, механическисливавших воедино Уложение царя Алексея Михайловича, указы Петра и, каквыразился в 1835 году Государственный совет, «виды правительства»,обнародованные в 1784, 1796, 1823 годах.
Суд не был отделен от администрации и носил ярко выраженныйсословный характер. Система судебных органов была крайне сложной.Судопроизводство, как и раньше, носило канцелярский характер, в нем продолжалаприменяться теория формальной оценки доказательств, отсутствовала гласностьпроцесса, не было равенства сторон, обвиняемый не имел права на защиту. Другойпорок дореформенного суда — взяточничество. Это, наряду с произволом иневежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппаратаявление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что еговынуждены были признать даже самые ярые защитники самодержавно-крепостническихпорядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали своюдолжность как средство наживы и самым бесцеремонным образом требовали взятки совсех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством недавали никаких результатов, т. к. этот порок охватил весь государственныйаппарат. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотностиюридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия вруках канцелярских чиновников и секретарей.
В дореформенном суде господствовала инквизиционная(розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принципписьменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого,непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всемиматериалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого-подсудимого,свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия.Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранееопределялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не можетбыть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемыхдоказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которыедавали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнутыподсудимым. Но и среди них особо выделялось признание — «лучшее свидетельствовсего света». Для получения его широко применялась пытка, формально запрещеннаяв 1801 году, но на практике просуществовавшая на протяжении всей первойполовины XIX века. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывалинедовольство даже привилегированных сословий, не только буржуазии, но идворянства.
Понятно, что в судебной системе необходимы были реформы, ив 1864 они произошли.27 сентября 1862 г. император Александр II утвердилдоклад государственного секретаря В. П. Буткова, содержавший план дальнейшихработ по судебной реформе. Подготовка проектов должна была вестись теперьГосударственной канцелярией, но в комиссию кроме работников канцеляриивключались также представители 11 отделения и Министерства юстиции. Бутковубыло дано право привлекать и других работников, поскольку срок представленияпроектов был установлен весьма жесткий — всего полгода. В комиссию вошли авторы«Основных положений» и лучшие юридические умы того времени, притом со всейРоссии. Помимо постоянного состава в ней участвовали различные эксперты — отуниверситетских профессоров до полицейских чиновников. Больше того, комиссияоткрыто обратилась к общественности с просьбой оказать ей содействие в работе.
Подготовленные проекты рассматривались в Государственномсовете в мае — июле 1864 года и были утверждены императором 20 ноября 1864 г. Вэтом же году после длительной подготовки были утверждены документы, составившиев целом судебную реформу: Учреждения судебных установлений; Устав уголовногосудопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях,налагаемых мировыми судьями. После революций 1917 г. и прихода к властибольшевиков старая судебная система была полностью разрушена, функции вынесенияприговоров и контроль за приведение их в исполнение выполнялись различными«чрезвычайными комитетами», «революционными трибуналами» и т.д… С 1925 г. идетстановление советской судебной системы, которая прошла в своем развитии и черезпериоды массовых репрессий (30-е – 40-е годы) и через период медленнойдемократизации (годы правления КПСС после смерти Сталина). В 90-х года ХХ векапосле развала СССР на основе реформирования сложившейся советской судебнойсистемы была образована судебная система, функционирующая и в наши дни. Разумеется,основополагающим условием построения новой системы стало принятие КонституцииРФ, принятой в 1993 году .
 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РФ
2.1КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ: СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно действующемузаконодательству Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых надолжность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Конституционный СудРФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее 3/4от общего числа судей. Представление Президента РФ готовится и вносится ссоблюдением установленного порядка. Основные положения такого порядкаопределены в ст. 9 Закона о Конституционном Суде. Предложения о кандидатах надолжности судей Конституционного Суда РФ могут вноситься Президенту РФ членами(депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными(представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными органами ифедеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами,юридическими научными и учебными заведениями. [2]
Совет Федерациирассматривает вопрос о назначении на должность судьи Конституционного Суда РФ всрок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления ПрезидентаРФ. Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность виндивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должностьсудьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосованиибольшинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации. В случаевыбытия судьи из состава Конституционного Суда РФ представление о назначениидругого лица на вакантное место судьи вносится Президентом РФ не позднее месяцасо дня открытия вакансии.
Судья КонституционногоСуда РФ, срок полномочий которого истек, продолжает исполнять обязанности судьидо назначения на должность нового судьи или до принятия итогового решения поделу, начатому с его участием.
Федеральнымконституционным законом о Конституционном Суде устанавливается, что судьейКонституционного Суда может быть квалифицированный юрист с безупречнойрепутацией в возрасте не моложе 40 лет и со стажем работы по юридическойпрофессии не менее 15 лет. Судья Конституционного Суда назначается на срок 12лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Предельныйвозраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья Конституционного Суда РФсчитается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Егополномочия прекращаются в последний день месяца, в который истекает срок его полномочийили в котором ему исполняется семьдесят лет. Судью никто не вправе сменить,никто не вправе прервать его полномочия иначе как в порядке и по основаниям,установленным этим Законом. Конституционный федеральный закон предусматриваетполные гарантии независимости судей.
Судья считается ушедшимили удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям,предусмотренным пунктами 2, 3 и 9 части 1 и частью 2 ст. 18 Федерального законао Конституционном Суде РФ. На пребывающего в отставке судью КонституционногоСуда РФ распространяются также иные положения статуса судьи, пребывающего вотставке, установленные Федеральным законом о Конституционном Суде РФ.
2.2СОСТАВ И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО (УСТАВНОГО) СУДА СУБЪЕКТОВ РФ
Субъект Российской Федерациив значительной степени самостоятелен в решении вопросов организацииконституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится наего усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовомгосударстве, с учетом отношений (если следовать принципу единствагосударственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи сКонституционным Судом РФ.
Отдельные,незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судовотражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главнымобразом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируетсячисленный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всегоданные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных(уставных) судах. Их анализ позволяет увидеть следующее:
1. Численный составназванных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти(Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуютсяконституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность судаопределяется наличием квалифицированного большинства судей.
2. Судьи назначаются надолжность по-разному. Один из вариантов — высшее должностное лицо субъектаФедерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченныхорганов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путемтайного голосования принимает соответствующее решение.
Выработаны и иныеподходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляютГосударственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равнойчисленности, по три человека. Подобным образом происходит назначение вКурганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по двекандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. ВКалининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправепредставлять кандидатуры (без гарантированного представительства) дляназначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по однойкандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. ВИркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда(допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернаторомконкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение оназначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальномформировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем — не болееодного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семичеловек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судейСанкт-Петербурга — не более шести кандидатов при первичном формировании Суда ине более одного — в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест)считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосовпо отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числаизбранных депутатов Законодательного собрания.
3. Организационные ипредставительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняютдолжностные лица — председатель, заместитель председателя и секретарь. Этораспространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лицаизбираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всемдолжностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора иПредседателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложенияпо кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы)республики; б) по предложению судей Суда.[29]
При определении сроковполномочий руководителей судов сложилось три подхода:
1) устанавливаютсяспециально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностныхлиц, как правило, три — четыре года.
При этом не исключаетсяповторное их избрание на данные должности;
2) сроки полномочийназванных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;
3) сроки полномочий незакрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со срокамиполномочий судей.
В большинстве республикполномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, котороенаправляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, иявляется официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушенияпорядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь идостоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлениюКонституционного суда.
В конституциях и главнымобразом в законах республик устанавливаются определенные требования ккандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста,правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральныхкачеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданинсоответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всехреспубликах от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональныхзнаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейскихобязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования.10-летний стаж работы по юридической специальности.
В республиках, учредившихконституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьинесовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либооплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью кполитическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказауделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционныхсудов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, заисключением определенных в законах оснований. Последними, помимо смерти,отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным,временного отсутствия или объявления умершим, являются:
1) нарушение порядкаизбрания судей Конституционного суда;
2) утрата гражданствареспублики;
3) вступивший в силуобвинительный приговор суда;
4) совершение проступка,порочащего честь и достоинство судьи;
5) занятие или совершениедействий, несовместимых с его должностью;
6) отсутствие судьи назаседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подрядбез уважительных причин;
7) неспособностьисполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинамв течение длительного времени.
 
2.3СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ: ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ, СОСТАВ
Суды общей юрисдикции представляютсобой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела.В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФобщественного строя, его политической и экономической систем;социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законныхинтересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена навсемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений ииных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнениязаконов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
Суды общей юрисдикции в соответствиис Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемуюВерховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют такназываемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские иадминистративные дела. Другую — военные суды, осуществляющие правосудие вВооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в системусудов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающиеодинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ.В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республикв составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев,городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские)суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировыесудьи.
Все суды общей юрисдикциимогут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первойинстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняюттакже функции кассационной и надзорной инстанций.
Верховные суды республик,краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области,суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.
В системе федеральныхсудов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременновысшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Закон о судебной системеРФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называетлишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являютсянепосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенныхна территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими поотношению к Верховному Суду РФ.

2.4СУДЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА СИСТЕМЫ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Верховный суд республики,краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономнойобласти, суд автономного округа (далее — краевой (областной) и равные им суды)- это суды второго (среднего) звена федеральных судов общей юрисдикции судебнойсистемы Российской Федерации. Каждый из них признается высшим судебным органомсубъекта РФ по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсуднымсудам общей юрисдикции. Краевой (областной) и равный им суд является высшимсудебным органом субъекта РФ как для федеральных судов -районных и городскихсудов, так и для мировых судей. Краевой (областной) и равный им суд осуществляетнадзор за судебной деятельностью названных судов.
Краевой (областной) иравный им суд состоит из президиума, судебных коллегий и аппарата суда.
Краевой (областной) иравный им суд формируется в составе председателя, заместителей председателя ичленов суда. Председатели краевых (областных) и равных им судов и егозаместители назначаются на должность Президентом РФ по представлениюПредседателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшейквалификационной коллегии судей РФ.[7]
Судьи краевых (областных)и равных им судов назначаются на должность также Президентом РФ попредставлению Председателя Верховного Суда РФ. Но основывается данноепредставление Президента РФ на заключении квалификационной коллегии судей тогосуда, судьи которого подлежат назначению.
Краевой (областной) иравные им суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве судапервой инстанции и в качестве суда второй инстанции — по отношению к районнымсудам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Краевые (областные) иравные им суды рассматривают в установленном законом порядке дела покассационным жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения ипостановления районных судов, не вступившие в законную силу. Из этого следует,что краевые (областные) и равные им суды, являясь вышестоящими судами поотношению к районным судам, осуществляют надзор за их деятельностью. Эту жезадачу они решают, рассматривая дела по надзорным жалобам и представлениям нарешения, приговоры, определения и постановления, вступившие в законную силу.Наряду с этим краевые (областные) и равные им суды рассматривают в случаях ипорядке, определенных законом, гражданские, уголовные и некоторые другие дела вкачестве суда первой инстанции. Решения, приговоры, определения и постановлениякраевых (областных) и равных им судов, как не вступившие, так и вступившие взаконную силу, могут быть в установленном законом порядке пересмотреныВерховным Судом РФ.
Краевой (областной) иравный им суд изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебнуюстатистику, осуществляет другие полномочия, предоставленные емузаконодательством.
Суды среднего звенасистемы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуруи в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппаратасуда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.
В качестве кассационнойинстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия всоставе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационнойжалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующимив процессе, либо протеста прокурора.
В качестве надзорной инстанциив областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В составпрезидиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиумаутверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.
Верховный суд республикиявляется высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебнойдеятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный судреспублики обеспечивает единообразное понимание и применение судамизаконодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республикинаделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики иможет вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отменедействующих законов республики в пределах полномочий, определенных КонституциейРФ и конституцией соответствующей республики.
Краевой, областной,городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избираетсясоответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителейпредседателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.
Краевой, областной,городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует всоставе:
1) президиума суда;
2) судебной коллегии погражданским делам;
3) судебной коллегии поуголовным делам.
Президиум краевого, областного,городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется всоставе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума подолжности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом ПрезидентомРоссийской Федерации.
Состав президиума судаутверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя ВерховногоСуда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится приналичии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области,автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Судебная коллегия по гражданскимделам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда,суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом судаиз числа судей соответствующего суда.
Председатели судебныхколлегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народныхдепутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, судаавтономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателяили членов суда. Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономнойобласти и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своимраспоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составедругой коллегии.2.5 СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХСУДОВ. ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РФ
Арбитражныесуды — это федеральные органы. Система арбитражных судов состоит из:
· ВысшегоАрбитражного Суда РФ;
· федеральныхарбитражных судов округов;
· арбитражныхсудов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономнойобласти, автономных округов.
Этотрехзвенная система, которая сама является составной частью судебной системыРоссийской Федерации.
Арбитражныесуды осуществляют правосудие по гражданским делам. Им подведомственны дела поэкономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иныхправоотношений:
1)между юридическими лицами, гражданами, имеющими статус индивидуального предпринимателя,приобретенный в установленном законом порядке;
2)между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектамиРоссийской Федерации.
Кэкономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятсяспоры:
ü оразногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом илипередача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласованасторонами;
ü обизменении условий или о расторжении договоров;
ü онеисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
ü опризнании права собственности;
ü обистребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужогонезаконного владения;
ü онарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном слишением владения;
ü овозмещении убытков;
ü опризнании недействительными (полностью или частично) ненормативных актовгосударственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, еслиэти акты не соответствуют законам (иным нормативным правовым актам) и нарушаютправа и законные интересы юридических лиц и граждан, имеющих статусиндивидуального предпринимателя;
ü озащите чести, достоинства и деловой репутации;
ü опризнании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, покоторому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
ü обобжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения отгосударственной регистрации юридического лица или гражданина, имеющего статусиндивидуального предпринимателя, и в других случаях, когда такая регистрацияпредусмотрена законом;
ü овзыскании с юридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуальногопредпринимателя, штрафов государственными органами, органами местногосамоуправления и иными органами, которые осуществляют контрольные функции, еслифедеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок ихвзыскания;
ü овозврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющимиконтрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушениемнормативного правового акта.
Арбитражныйсуд рассматривает иные дела, в том числе:
обустановлении фактов, значимых для возникновения, изменения или прекращения правюридических лиц и граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, всфере экономической деятельности;
онесостоятельности (банкротстве) юридических лиц и граждан, имеющих статусиндивидуального предпринимателя.[12]
Внекоторых случаях арбитражному суду подведомственны дела по экономическимспорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, играждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражный судрассматривает также подведомственные ему дела с участием иностранныхорганизаций, организаций с иностранными инвестициями, международныхорганизаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющихпредпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международнымдоговором Российской Федерации. К подведомственности арбитражного судафедеральным законом могут быть отнесены и другие дела [ст. 22,12].
Возглавляетсистему арбитражных судов Российской Федерации Высший Арбитражный Суд РФ. Этовышестоящая судебная инстанция по отношению к федеральным арбитражным судамокругов и арбитражным судам субъектов Российской Федерации.
Онявляется высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел,рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет судебный надзор за ихдеятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
ВысшийАрбитражный Суд РФ образовывается в составе Председателя, заместителейПредседателя и членов Суда. Председатель назначается на должность СоветомФедерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанномуна заключении квалификационной коллегии судей Высшего Арбитражного Суда РФ.Заместители Председателя и другие судьи назначаются в том же порядке, нодополнительно требуется представление Председателя Высшего Арбитражного СудаРФ.
Созданныйв соответствии с Конституцией РФ Высший Арбитражный Суд РФ может быть упразднентолько путем внесения поправок в Конституцию РФ.
 

ГЛАВА3. ПРАВОЙ СТАТУС СУДЕЙ РФ
 
3.1ПОНЯТИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЬИ РФ, ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ
Правовой статус судей –это особый судоустройственный институт, обуславливающий правовое положениесудьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливаетсястатьями 119 по 122 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О статусесудей РФ», являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороныосуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости.[5]
Статус судей слагается измногих элементов, предусмотренных законом:
1. Судьямиявляются лица, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.
2. Взависимости от стажа работы, занимаемой должности и других обстоятельств имприсваиваются квалификационные классы (с 5-го по 1-ый и высший).
3. Ксудьям предъявляются определенные требования и ограничения:
· соблюдатьКонституцию РФ и законы;
· избегатьвсего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущербрепутации судьи и поставить под сомнение его объективность при осуществленииправосудия (например, личных связей, которые могут причинить ущерб репутации);
· неможет быть депутатом (одновременно с судейской работой), третейским судьей илиарбитром;
· невправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать ихматериально, публично выражать свои политические взгляды, участвовать вполитических акциях;
· невправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемойдеятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности(эта деятельность не может финансироваться только за счет средств иностранныхгосударств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лицбез гражданства).
4. Судьинезависимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Ониникому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовнуюответственность.
5. Требованияи распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны дляисполнения.
6. Судьинесменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведеныв другой суд без их согласия. «Согласно ст. ст. 121, 122 Конституции Российской Федерациисудьи в Российской Федерации несменяемы и неприкосновенны, поэтомупредставляются принципиально неприемлемыми предложения, направленные на резкоеснижение этих важнейших гарантий независимости судьи. Принятие в полном объемепредлагаемых норм может привести к утрате судами самостоятельности и к ихзависимости от органов исполнительной власти всех уровней: от районного звенадо федеральных округов».[30]
7. Полномочиясудей не ограничены определенным сроком, кроме случаев, предусмотренныхзаконом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям,указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности – 70 лет.
8. Судьинеприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их куголовной и административной ответственности. Следует иметь в виду, чтосудейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средствомзащиты публичных интересов, прежде всего правосудия.
9. Имеютправо на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.
За совершениедисциплинарных проступков привлекаются к дисциплинарной ответственности в видепредупреждения или досрочного прекращения полномочий. «Многолетняя практикапоказала, что отсутствие для судей административной и дисциплинарнойответственности ни в коем случае не влияет отрицательно на состояние дел вправосудии.
В случаях совершениясудьями на работе или в быту проступков, порочащих честь и достоинство судьи,квалификационные коллегии прекращают их полномочия, а если поступокнезначителен, предупреждают о недопустимости таких действий, чем проблема исчерпывается.[30]Федеральными законами предусмотрены меры материального обеспечения и социальнойзащиты судей, а в целях защиты жизни, здоровья, имущества могут применятся мерыбезопасности (личная охрана, охрана жилища, выдача оружия, изменение внешностии т.д.).
10. Всесудьи обладают единым статусом и различаются только своими полномочиями(компетенцией). Единство статуса означает равенство судей внутри судейскогосообщества, равную защиту принадлежащих им прав, возложение одинаковыхобязанностей и ограничений. Особенности правового положения некоторых категорийсудей определяются федеральными конституционными законами, федеральнымизаконами, а в случаях ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.
Определив, что же такоестатус судей и рассмотрев его элементы, можно сделать вывод, что в соответствии с Законом «Остатусе судей в РФ» судьи — носители судебной власти в государстве. Толькосудам в лице судей, принадлежит вся судебная власть в Российской Федерации. Этоналагает огромную ответственность на лиц, на которых законом возложенополномочие по осуществлению правосудия, возможность решать вопросы связанные нетолько с решением судьбы отдельных членов общества, но и самой жизни. Так же мыувидели, что согласно ст. 2 Закона «О статусе судей в РФ» «все судьи вРоссийской федерации обладают единым статусом и правовым положением, пользуютсяедиными, для всей территории России, правовыми гарантиями осуществлениясудебной деятельности, гарантиями
социальной и правовойзащиты, едиными нормами материального обеспечения[5]
Помимо Закона «О статусесудей в РФ» существуют ряд документов, как законов, так и иных нормативныхактов, также касающихся специфики осуществления судьями своих профессиональныхобязанностей, регламентирующих специфические условия отправления судебнойдеятельности (например, «Положение о квалификационной аттестации судей» от 13мая 1993 года, Указ Президента РФ «О назначении судей военных судов» от 13марта 1995 года и др.).
3.2ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЬЯВЛЯЕМЫЕ К КАНДИДАТАМ НА ДОЛЖНОСТЬ СУДЬИ
В соответствии со ст. 11Федерального конституционного закона «О судебной системе РоссийскойФедерации» судьями являются лица, наделенные в соответствии с КонституциейРФ полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональнойоснове.
Действующеезаконодательство устанавливает, что все судьи в России обладают единым статусоми различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Высокий статуссудей определяет и наличие установленных высоких требований к кандидатам надолжность судьи.
Так, судьями могут бытьграждане РФ, достигшие двадцатипятилетнего возраста, имеющие высшее юридическоеобразование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Закон«О статусе судей в Российской Федерации» (ст. 4) детализировалконституционные требования о возрасте и стаже работы применительно к тому, накакую должность в судебной системе претендует тот или иной кандидат в судьи.Судьей Конституционного Суда РФ, например, может быть человек, достигший40-летнего возраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менеепятнадцати лет (для кандидатов в судьи Конституционного суда РФ установленповышенный стандарт требований к уровню их профессиональных познаний. Онидолжны иметь не просто высшее юридическое образование, но и обладать«признанной высокой квалификацией в области права»[5]; судьей Верховного СудаРФ, Высшего Арбитражного Суда РФ — достигший 35-летнего возраста и имеющийтакой стаж не менее десяти лет; судьей верховного суда республики, краевого,областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области,суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда («При назначениисудей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на этидолжности засчитывать срок их военной службы на офицерских должностях»[6]),федерального арбитражного суда округа — достигший 30-летнего возраста и имеющийстаж не менее семи лет; судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации,конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районногосуда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей — достигший 25-летнеговозраста и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
Следует отметить, что под«юридической профессией» понимается работа в судебных органах,прокуратуре, адвокатуре, в юридических подразделениях государственных органов,общественных объединений и коммерческих структур, а также научная ипреподавательская деятельность в области права.
Нормы Конституции РФопределяют возможность установления федеральным законом дополнительныхтребований к судьям. Прежде всего, они обязаны неукоснительно соблюдать КонституциюРФ и законы.
Высокий статус судьи нетолько обязывает быть профессионально подготовленным, обладать необходимымнабором деловых качеств, уметь организовать свою работу, но и требует наличияопределенных качеств, без которых работа судьи невозможна. Этот человек долженобладать высокой внутренней культурой, иметь такие качества, как порядочность,доброжелательность, терпимость, корректность, уравновешенность и т.д. «Правосудить других должно быть заслужено безупречным с точки зрения закона и моралиповедением судьи при исполнении служебных обязанностей, а также в быту. Неслучайно Кодекс чести судей РФ устанавливает особые правила поведения судей приосуществлении процессуальной деятельности (ст. 2) и во внеслужебнойдеятельности (ст. 3)».[31] Кодекс чести судьи требуют, чтобы на должность судьиназначались лица, не совершившие порочащих проступков. Но они не указывают,какие действия судьи или кандидата на должность судьи следует считатьпорочащими проступками. Определение степени тяжести проступка лежит наквалификационной коллегии судей.
«Для подтвержденияотсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующихназначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинскоеосвидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению надолжность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации наосновании представления федерального органа исполнительной власти в областиздравоохранения. Форма документа, свидетельствующего об отсутствии заболеваний,препятствующих назначению на должность судьи, утверждается федеральным органомисполнительной власти в области здравоохранения».[32]
Изучив, какие требованияпредъявляются на должность судьи, можно сделать вывод, что критерии достаточновелики, так как звание судьи очень высоко, но постоянно возрастающая нагрузка,отсутствие зачастую самых элементарных условий труда, относительно невысокаязаработная плата сделали работу судьи малопрестижной. В связи с этим возникаюттрудности с подбором кандидатов на должности судей. Нередки случаи, когда вновьназначенные судьи через непродолжительный период времени по тем или инымпричинам профессионального или личного порядка не могут исполнять работу судьи.
3.2.1ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ОТБОРА СУДЕЙ
Каждый гражданинРоссийской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату надолжность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационнуюколлегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.
Квалификационная коллегияв пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетом результатовквалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидата надолжность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должностьсудьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ееперсональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегиейсудей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет смомента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далееквалификационная коллегия представляет председателю соответствующего судазаключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатуравноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяеткандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительногозаключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всегоуказывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст,отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение впрошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральныхкачеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате иего близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений,сведений о состоянии здоровья кандидата».[29] Закон определил, что повторноеобращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением
допускается не ранее чемчерез год со дня дачи заключения.
В соответствии со ст. 14Положения о квалификационных коллегиях судей коллегия вправе получатьнеобходимую для осуществления своих полномочий информацию. Не являетсяисключением и информация о лицах, претендующих на должность судьи. Вметодическом письме ВККС рекомендовано запрашивать в соответствующих органахсведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у егоблизких родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначенияконкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать характеристики нетолько с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние пять — десятьлет.
3.2.2НАДЕЛЕНИЕ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ
«С самого моментавступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданскогосостояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервыеназначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, может приступитьк исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги.Принятие присяги судьи — не только акт торжественной клятвы честно идобросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясьтолько закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи исовесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом,свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданиномнезависимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на этудолжность».[28]
«Назначение кандидатов надолжности судей производится только при наличии положительного заключениясоответствующей квалификационной коллегии судей».[27]
— Судьи КонституционногоСуда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФс учетом мнения Конституционного Суда.
— Судьи Верховного иВысшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации попредставлению Президента РФ с учетом мнения Председателя Верховного или ВысшегоАрбитражного Суда соответственно.
— Судьи другихФедеральных Судов общей юрисдикции и судьи Арбитражных судов назначаются надолжность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или ВысшегоАрбитражного Суда с учетом мнения законодательного органа данного субъекта иквалификационной коллегией судей.
— Мировые судьи либоизбираются населением судебного участка, либо назначаются на должность органамизаконодательной власти субъекта.
— Судьи Конституционныхуставных судов назначаются в соответствии с законодательством данного субъекта.
 
3.3ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУДЕЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫВ РФ
Несмотря на трудности, а иногдаи противодействие развитию судебной реформы, можно констатировать, что судебнаявласть состоялась и что она способна защитить права человека, интересы обществаи государства.
Одним из важных завоеваний в сфере правосудия явилось закрепление в Конституции Российской Федерации гарантий независимости, несменяемости и неприкосновенности судей, без чего невозможно обеспечить осуществление судебных полномочий.
Достижения в деле становления и развития судебной власти очевидны, однако нельзя не отметить, что продвижению судебной реформы препятствует ряд негативных факторов, существенно влияющих на эффективность работы судов и доступность правосудия, что вызывает обоснованные жалобы граждан.
В свете этого направления внутренней политики страны необходимо подчеркнуть, что какой бы совершенной ни была судебная система, она не может функционировать без соответствующего обеспечения ее деятельности государством. Отсутствие такого обеспечения лишает судебную власть и независимости и самостоятельности.
Установленный в настоящее время уровень материального обеспечения судей не соответствует их высокому статусу, объему выполняемой ими работы и совершенно неадекватен ответственности, которая возложена на них как на носителей судебной власти. Остается низкой и оплата труда работников аппаратов судов.
До настоящего времени не разрешены проблемы, связанные с обеспечением охраны судов, безопасности судей, выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, обеспечением судей жильем, а также вопросы страхования и некоторые другие. Из-за отсутствия средств медленными темпами идет работа по компьютеризации и информационному обеспечению деятельности судов.
В процессе судебной реформы проведена громадная работа, в результате которой в России построена простая и понятная населению система судов. Наряду с этим, благодаря активной позиции Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, советов судей, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, сформирован работоспособный судейский корпус, состоящий из наиболее квалифицированных юристов. «Уже в самом начале формирования современной судебной системы России при утверждении Концепции судебной реформы Верховный Совет РСФСР постановил рассматривать в качестве одного из важнейших направлений судебной реформы совершенствование системы гарантий независимости судей и подчинения их только закону».[11]
В этих условиях остается лишь планомерно решать вопросы дальнейшего развития и совершенствования судоустройства, судопроизводства и должного организационного, прежде всего кадрового и финансового, обеспечения судебной деятельности.
В данном случае я считаю, что в ближайшие годы усилия федеральных органов государственной власти и судейского сообщества должны быть направлены на:
·  укрепление судебной системы высококвалифицированными кадрами судей и работников аппаратов судов;
·  обеспечение судов необходимыми финансовыми средствами и материально-техническими ресурсами;
·  обеспечение охраны судов и безопасности судей не только посредством практической реализации положений Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», включая необходимость формирования специальных подразделений МВД России в целях обеспечения безопасности судей, но и путем передачи Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из ведения Минюста России службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;
·  разрешение проблем, связанных со страхованием, с выплатой денежного содержания семьям погибших (умерших) судей, в том числе пребывавших в отставке;
·  обеспечение судей жилыми помещениями в установленном законом порядке;
·  повышение требовательности к судьям по выполнению ими своего профессионального долга и соблюдению Кодекса чести судьи Российской Федерации;
·  обеспечение реализации принципов публичности и гласности правосудия, в том числе путем взаимодействия судов со средствами массовой информации.
«Конечно, у судов имеются еще проблемы, и судебно-правовая реформа, по общему мнению, еще не завершена, требуется сделать значительные шаги, чтобы получить правовую систему, соответствующую провозглашенному Конституцией принципу построения правового государства».[11]
 

ГЛАВА4. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
В последнее время заметноактивизировалась деятельность по созданию органов судебной власти субъектовРоссийской Федерации. Определенное развитие произошло в областиконституционного (уставного) правосудия субъектов федерации. Появились новыеконституционные суды, приняты соответствующие законы. В связи с этим нельзя неотметить в частности той положительной роли, которую сыграл проект модельногозакона «Об Уставном Суде субъекта Российской Федерации», подготовленный вАппарате представителя Президента Российской Федерации в Конституционном СудеРоссии. Однако, несмотря на некоторое продвижение, процесс формированияконституционной (уставной) юстиции в субъектах Российской Федерации еще далекот завершения, поскольку в подавляющем большинстве регионов до сих поротсутствуют не только суды этого вида, но даже нет необходимой законодательнойбазы.
Причины такого положенияв целом известны и уже неоднократно обсуждались судьями конституционных(уставных) судов. Основными из них признаются отсутствие в Федеральномконституционном законе «О судебной системе Российской Федерации» императивнойнормы по созданию таких судов (действующая редакция статьи 27 оставляет этотвопрос на усмотрение органов государственной власти субъектов России). Статусэтих органов как судов субъектов федерации, финансируемых из средств местногобюджета.
Не способствовалоразвитию конституционной (уставной) юстиции в субъектах федерации и известное ПостановлениеКонституционного Суда России отдельных положений Федерального закона «Опрокуратуре Российской Федерации» от 11 апреля 2000 года, которое yтвepдило правосудов общей юрисдикции признавать законы и иные нормативные правовые актынедействующими. Сместив акцент по защите законности в сторону судов общейюрисдикции, оно оказало сдерживающее влияние на развитие в регионахконституционного (уставного) правосудия.
В настоящее времясудебная реформа в России вплотную приблизилась к созданию административныхсудов. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации ужеприняла в первом чтении соответствующий законопроект.
Необходимо четко и последовательноруководствоваться правилом, согласно которому конституционная юстиция как нафедеральном, так и региональном уровнях решает вопросы права. Из этого следует,что всякие споры, касающиеся нормативных правовых актов должны быть включены висключительное ведение конституционных судов.
Существует ряд спорныхположений, которые могут привести к проблемам в соотношении компетенции конституционных(уставных) и административных судов. Одним из них является передача в ведениеадминистративной юстиции споров между органами государственной властиРоссийской Федерации и органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду России впорядке статьи 85 Конституции Российской Федерации и споров между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации.
Данные нормы не содержаткаких-либо оговорок, позволяющих четко и недвусмысленно отграничить эти споры.Между тем, в той части, в которой эти споры касаются разногласий о компетенции,они должны быть подсудны конституционным, а не административным, судам. Нафедеральном уровне это закреплено в части 3 статьи 125 Конституции РФ и пункте2 статьи 3 Федерального конституционного закона «О конституционном судеРоссийской Федерации». Подобные нормы имеются и в региональных законах оконституционных (уставных) судах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Один из принциповсудебной власти состоит в том, что ее осуществление доверяется толькоспециально учреждаемым государственным органам — судам, которые отличаются оторганов, выполняющих законодательные и исполнительные функции. Такое отличиевыражается не только в специфике судебных полномочий, но и в порядкеформирования судов.
Особенности выполняемыхфункций требуют, чтобы суды формировались и действовали с соблюдениемспециальных правил — правил, которые коренным образом отличались бы от тех, чтоустановлены для законодательных и исполнительных органов.
Достаточно отметить, чтов настоящее время суды всех видов и уровней образуются с соблюдениемустановленной законом процедуры. Реализация ее призвана обеспечитьбеспристрастный отбор судей, способных профессионально грамотно и честнорассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела.
Достижению данной целипризвано содействовать, в частности, установление системы гарантий,предупреждающих проникновение в судейский корпус некомпетентных ибезнравственных людей. Такие “защитные средства” характерны для органовсудебной власти. Для формирования органов законодательной и исполнительнойвластей закон не устанавливает детальных правил. От судей требуется высокийуровень подготовки и компетентность, поскольку судебные ошибки чреваты оченьсерьезными, порой необратимыми последствиями для жизни, здоровья, свободы, прави охраняемых законом интересов конкретных людей.
Существенным моментом,характеризующим построение органов судебной власти, является обеспечение ихнезависимости, ограждение от постороннего влияния как извне, так и внутри (состороны вышестоящих инстанций и судебного начальства).
Специфика суда как органасудебной власти состоит также в том, что для его деятельности установленыособые правила, процедуры. Эти процедуры, отражающие общечеловеческий опыт,жестко лимитируют все, что должно происходить в суде при рассмотрении имподведомственного вопроса. Основная их цель — обеспечить законное, обоснованноеи справедливое решение.
Судебная системасамостоятельна. Ни одна из ветвей власти не должна вмешиваться в сферуправосудия, в осуществление функций судебной власти. Судебная система РФустанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Вфедеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации»закрепляется единство судебной системы. Основными, наиболее важными функциями судебнойвласти являются: функция осуществления правосудия, судебный контроль (надзор)за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения,толкование правовых норм, официальное удостоверение фактов, имеющих юридическоезначение.
Органы судебной властиосуществляют свою деятельность на основании законов Российской Федерации ипринципов, закрепленных в конституции. Это принципы и нормы, определяющиевзаимоотношения гражданина РФ с судебной властью, принципы, определяющиеорганизацию судебной власти, а также принципы, определяющие порядокфункционирования судебной системы.
Правовое положение судей,их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются КонституциейРФ и Законом РФ «О статусе судей» от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениямии дополнениями). Все судьи имеют единый статус. Судьи осуществляют судебнуювласть на основании принципов самостоятельности, независимости, несменяемости инеприкосновенности.
В систему органовсудебной власти России входят: Конституционный суд РФ и конституционные(уставные) суды субъектов Федерации, система судов общей юрисдикции,возглавляемая Верховным Судом Российской Федерации, а также система арбитражныхсудов РФ.
Таким образом, на основеознакомления с некоторой учебной и иной литературой по данной теме можносделать определенные выводы. Судебная власть – это реализуемая судамивозможность оказывать воздействие на поведение людей и социальные процессы спомощью применения юридических мер воздействия. Осуществление правосудияявляется исключительной прерогативой судебной власти. Судебная система – этосовокупность судов, построенных в соответствии с их компетенцией, поставленнымиперед ними задачами и стоящими перед ними целями.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. (принята 12.12.1993г);
2. Федеральный конституционный закон ''Осудебной системе Российской Федерации'' №1-ФКЗ от 31.12.1996г.;
3. Федеральный конституционный закон «ОКонституционном Суде Российской Федерации» №1-ФКЗ от 21.07.1994г.;
4. Федеральный конституционный закон «Обарбитражных судах в Российской Федерации» №1-ФКЗ от 28.04.1995г.;
5. Закон РФ от 26.06.1992 №3132-1 «Остатусе судей в Российской Федерации».;
6. Федеральный конституционный закон «Овоенных судах Российской Федерации» №1-ФКЗ от 23.06.1999г.;
7. Федеральныйзакон «О мировых судьях в РФ» № 188-ФЗ от 17.12.98 г.;
8. «Положениео квалификационных коллегиях судей» (утв. Высшей Квалификационной Коллегиейсудей РФ 15.07.2002);
9. «Кодексчести судьи Российской Федерации» (утв. Постановлением Совета судей РФ от21.10.1993);
10. Федеральныйзакон от 10.01.1996 № — 6 ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защитысудей и работников аппаратов судов Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ08.12.1995);
11. ПостановлениеВерховного Совета РСФСР «О Концепции судебной реформы в РСФСР» от 24 октября1991 г. N 1801-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР. 1991. N 44;
12. Арбитражныйпроцессуальный Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от31.03.2005) // СЗ РФ от 29.07.2002, № 30, ст. 3012, СЗ РФ от 04.04.2005, № 14,ст. 1210.
13. Комментарийк Конституции РФ / Под ред. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. — М.: Новый юрист,2007.
14. Комментарийк ФКЗ «О судебной системе РФ» / Отв. ред. В.И. Радченко, В.П. Кашепов. — М.:Юристъ, 2007.
15. МаршуновМ.Н. Комментарий к законодательству о судоустройстве. — СПб., 2007.
16. КозакД. Суд в современном мире: проблемы и перспективы // Российская юстиция. — 2001. — N 9.
17. КлеандровМ.И. О совершенствовании механизма отбора кандидатов в судьи и наделении ихсудейскими полномочиями // Государство и право. — 2005. — N 5.
18. ПейсиковВ. Правовые основы отбора и подготовки судей в России // Российская юстиция. — 2004. — N 5.
19. Гаджиев Г.А. Правовыепозиции Конституционного Суда РФ. // Конституционное право:восточно-европейское обозрение. 1999. №3.
20. СтецовскийЮ.И. Судебная власть: учеб. пособие.- М.: Дело, 2004г. – 169с.
21. Правоохранительныеорганы. Учебник. – СПб.: Питер, 2002 – 512с. (Серия «Юридические учебники»)
22. БаглайМ.В. Конституционное право РФ.: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. –М.: Норма, 2006г. – 325с.
23. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России.: Учеб. пособие. — М. 2003г.- 451с.
24. Конституционноеправо России .- Учеб. пособие. Чиркин В.Е. – М., 2003 г. – 401с.
25. Правоохранительныеорганы Российской Федерации./ Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Семёнова. – М.:Юрид. литература, 1998. – 341с.
26. Правоохранительныеорганы. Учебник для вузов. Под ред. проф. И.Ф. Гуценко. – М.: Издат-во БЕК.1995 – 320с.
27.  Скакулин Е. Судья лишен полномочий за обман. «Российская юстиция», N 5, 1998;
28.  Колоколов Н.А. Дисциплинарная ответственность судей: результаты научного осмысления, «Российский судья», 2005;
29.  Жеребцов А. Отбор кандидатов в судьи – актуальная задача. Российская Юстиция», № 6, 1999;
30.  Кузнецов В.В. Высшая квалификационная коллегия судей. О проектах федеральных законов. «Российская юстиция» № 8, 2003;
31.  Маршунов М.Н. Постановление Совета судей РФ от 21 октября 1993 г. об утверждении Кодекса чести судей;
32.  Сидоренко Ю.И. Совет судей о проектах федеральных законов. «Российская юстиция», № 8, 2001;
33. Г.А.Гаджиев. Конституционный принцип самостоятельности судебной власти в РоссийскойФедерации (на основе решений Конституционного Суда РФ 2000-2002 годов) //Журнал российского права, 2003, № 1, с. 9-17.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.