Реферат по предмету "Государство и право"


Особенности таможенного режима Беларуси

Курсовая работа
 
Особенности таможенного режимаБеларуси

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ. 5
1ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ КАК ПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ… 7
2СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕ ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ… 12
3ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ… 17
4ОСОБЕННОСТИ ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ… 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 25
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ… 27
ВВЕДЕНИЕ
Таможенной системе внастоящее время отведена важная роль в механизме государственного регулированияэкономики. Как свидетельствует мировой опыт, широкий спектр функций таможенныхорганов обусловлен потребностями развития рыночной экономики и является однойиз основных предпосылок эффективности таможенного регулирования. Деятельностьтаможенной системы сегодня ориентирована как на стимулированиевнешнеэкономических связей и предпринимательской активности внутри страны, таки на обеспечение расширения и углубления международной экономической иполитической интеграции.
Реформирование белорусскойэкономики неизбежно потребовало проведения преобразований в таможенной системе страны,которые привели к созданию практически новой таможенной инфраструктуры,разработке новой правовой основы — таможенного законодательства Беларуси.
Таможенноезаконодательство в условиях рыночного хозяйства является неотъемлемым элементомв системе государственно-правового регулирования внешнеэкономическойдеятельности. В правовой системе современного государства с рыночной экономикойтаможенное законодательство образует комплексную отрасль законодательства, вкоторую органично входят не только собственно таможенно-правовые нормы,регулирующие отношения в связи с перемещением товаров через таможенную границу,но и нормы административного, финансового (налогового, валютного) и некоторыхдругих отраслей законодательства. Такое объединение правовых норм в рамкахспециальной отрасли является необходимым условием.
На формированиетаможенного законодательства Беларуси огромное влияние оказывает стремлениеприсоединения страны к Всемирной торговой организации (ВТО). В связи с этим,имеет место постоянное совершенствование таможенного регулированиявнешнеэкономической деятельности. Значение такого регулирования особо возрослов современных условиях, так как активно меняется структура товарооборота,растет заинтересованность в унификации таможенного законодательства в разныхстранах[1].
Использование таможенныхрежимов дает возможность, в зависимости от цели, срока ввоза или вывозатоваров, а также иных обстоятельств, применять к ним различные инструментыправового регулирования, что позволяет более полно учитывать потребности иинтересы участников внешнеэкономической деятельности и в конечном счетеспособствует развитию внешнеторгового обмена, а также иных форм деятельности,непосредственно связанных с международной торговлей.
Таможенные режимы,являясь важнейшим институтом таможенного права, определяют порядок перемещениятоваров и транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь.
Таможенные режимыявляются серьезным инструментом в руках государства, позволяющий емувыстраивать внешнеэкономические и политические отношения с окружающим миром, вомногом определять направление развития внешней торговли и ее качественноесодержание.
1. ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ КАКПРАВОВАЯ КАТЕГОРИЯ
Правовой режим — совокупность правил, закрепленных в юридических нормах, регулирующихопределенную деятельность людей. Специальное правовое регулирование связано с объектамидеятельности, временем и местом ее осуществления, спецификой самих действий, ачаще всего сочетанием этих факторов. Мы видим, что понятие правового режима сопоставимос понятием правового статуса. Правовой режим характеризует деятельность и с неюсвязывает права и обязанности ее участников.
 Правовой режим — этокомплекс общественных отношений определенного вида деятельности, закрепленныйюридическими нормами и обеспеченный совокупностью юридико-организационныхсредств. Он задается параметрами двоякого рода: во-первых, особой специальнойзначимостью общественных отношений, их специфическими целями и задачами;во-вторых, использованием особых принципов, форм и методов деятельности,отражающихся в системе прав и обязанностей субъектов. Понятие режима «несет всебе основные смысловые оттенки этого слова, в том числе и то, что правовой режимвыражает степень жесткости юридического регулирования, наличие известныхограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы ихправовой самостоятельности».
 Среди правовых режимоввыделяются наиболее общие, универсальные, производные режимы[2].
К общим относятся режимыотраслей права. Правовой режим отрасли права представляет собой совокупностьюридических средств регулирования — отраслевой юридический инструментарий.  Административно-правовойрежим — это определенное сочетание административно-правовых средстврегулирования, опосредствованное централизованным порядком, императивнымметодом юридического воздействия.
Оно отражается в том, чтосубъекты правоотношений по своему статусу занимают юридически неравные позиции.
Что касается конкретныхпараметров специальных административно-правовых режимов, то они могутсущественно различаться. Все это проявляется в наличии большего или меньшегоколичества запретов и позитивных обязательств, или более развернутой сети льготи позволений. Он различаются масштабом свободы граждан и организаций в использованиисвоих возможностей для реализации субъективных прав, по глубине изменений вконституционном статусе граждан и организаций, по времени и территории действияи другим критериям.
 Административно-правовыережимы можно различать по территориальному критерию: общегосударственные(секретности и др.), региональные (закрытого административно — территориальногообразования и др.). По времени действия существуют режимы постоянные ивременные, ситуационные (например чрезвычайное положение). В ряде случаев полезноразличать режимы по объектам средствам деятельности: заповедников, ядов, валютыи др.
Поделить также можно ихна централизованные и децентрализованные в зависимости от порядка их введения.
Большую роль вформировании правовой основы административно-правовых режимов играют актыисполнительной власти. По юридической природе среди них следует различатьнормативные, содержащие первичные «режимные» нормы, акты нормативного правоприменения и чисто правоприменительные. Под нормативно-правоприменительнымипонимаются такие содержащие нормы права решения, которые исполнительные органыпринимают, опираясь на нормы более высокой юридической силы.
В создании осуществленииадминистративно-правовых режимов, кроме нормативно-правовой, огромное значениеимеет организационная и материально-техническая подсистемы. Организационнаяподсистема обслуживает значительную правоприменительную деятельность органовисполнительной власти (должностных лиц), призванных обеспечить соблюдениеустановленных запретов и ограничений и выполнение возложенных на граждан ихозяйствующих субъектов обязанностей.
Обеспечение действияадминистративно-правовых режимов связано также с решением экономических,материально-технических вопросов: подготовка сил и средств, достаточных дляфункционирования режима, создание специальных фондов финансирования, оказаниепомощи пострадавшим, осуществление спасательных, ремонтных работ и т.д.
Во всехадминистративно-правовых режимах следует различать две взаимосвязанных стороны:содержательную и формальную. Содержательная сторона — это причины и целисуществования режима, его организационные, экономические элементы, связанные сним действия. А юридическая сторона — кто, на какой срок, на какой территорииустанавливает режим, процедура его введения, отмены, изменения, системарежимных обязанностей и прав.
Все специальныеадминистративно-правовые режимы, как правило, ограничивают права граждан.Поэтому такие ограничения не должны быть чрезмерными, а режимные ограничениядолжны устанавливаться только законами.
Сам же таможенный режим — это совокупность установленных законодательством по таможенным вопросамправовых положений, которые определяют порядок перемещения через таможеннуюграницу Республики Беларусь транспортных средств и товаров и использования дляних таможенных процедур относительно цели их перемещения.
Положения о таможенныхрежимах занимают в таможенном законодательстве Республики Беларусь одну изключевых позиций. В первую очередь, это связано с тем, что все товары итранспортные средства перемещаются через таможенную границу Республики Беларусьв соответствии с их таможенными режимами. Избранный таможенный режим влияет навозможность перемещения отдельных категорий товаров, на порядок таможенногооформления и таможенного контроля, на размер таможенных платежей, подлежащихуплате в отношении перемещаемых товаров и транспортных средств, а такжеопределяет круг действий, которые могут быть осуществлены в отношениипоследних.
Как и многие правовыекатегории, понятие таможенного режима используется в широком и узком смысле. Вшироком смысле таможенный режим можно определить как правовой режим,выражающийся в определенном сочетании административно-правовых ифинансово-правовых средств регулирования, установленный таможеннымзаконодательством и имеющий целью регламентировать отношения, возникающие всвязи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границумежду таможенным органом и лицом, их перемещающим[3].
В узком смыслеопределение таможенного режима дает п. 1.36 ст. 8 Таможенного Кодекса РеспубликиБеларусь: «таможенный режим – совокупность положений, определяющих длятаможенных целей требования, условия и пределы прав владения, пользования ираспоряжения товарами на таможенной территории либо за ее пределами».
Таможенный режимстановится одной из основных категорий белорусского таможенногозаконодательства. С ее помощью определяется:
а) конкретный порядокперемещения товара через таможенную границу в зависимости от его предназначения(цели перемещения);
б) условия его нахожденияи допустимое использование на (вне) таможенной территории;
в) права и обязанностибенефициара таможенного режима;
г) в некоторых случаяхтакже требования к данному товару, правовому статусу лица, перемещающего егочерез таможенную границу[4].
Каждый таможенный режимпреследует достижение определенной цели. Таможенный режим выпуска длявнутреннего потребления используется, как правило, при исполнениивнешнеторговых договоров купли-продажи или мены товаров. Указанный таможенныйрежим не связывает участника внешнеэкономической деятельности обязательствамиперед таможенным органом, предоставляя тем самым ему возможность пособственному усмотрению решать юридическую судьбу ввезенного имущества. Товары,оформленные в соответствии с этим таможенным режимом, могут быть в дальнейшемпереданы третьему лицу во временное пользование, реализованы, потреблены,уничтожены и т.д.
Временный ввоз предполагаеттолько пользование товарами на таможенной территории Республики Беларусь втечение определенного периода времени. Этот таможенный режим наиболее частоиспользуется при осуществлении международных перевозок пассажиров и товаров,ввозе строительного оборудования, необходимого для проведения работ посоглашению о подряде, компьютерной техники, офисной мебели, автопарка,предназначенных для функционирования представительств иностранных организаций вРеспублике Беларусь, а также различных товаров для проведения выставочныхмероприятий. В соответствии с общим правилом временно ввезенные товары подлежатобратному вывозу за пределы таможенной территории Республики Беларусь, однакомогут быть оставлены на этой территории при условии уплаты причитающихсятаможенных платежей.
Таможенный режим являетсяпостоянным, общегосударственным режимом. Он закрепляется системой установленныхзаконодательными актами юридических норм, регулирующих деятельность поперемещению материальных ценностей через границу Республики Беларусь.
Таможенные режимы имеютвнутреннюю структуру, которая представляет собой условия, требования иограничения. Они могут содержаться как в самом Таможенном кодексе РеспубликиБеларусь, так и в иных нормативных правовых актах. В рамках одного таможенногорежима могут устанавливаться требования, условия и ограничения как общегохарактера, так и относящиеся к отдельным видам товаров.
Под условиями итребованиями таможенного режима понимают действия, с совершением которыхсвязана возможность предоставления лицу таможенного режима и возможность егозавершения, а под ограничениями — действия с товарами и транспортнымисредствами, в совершении которых лицо прямо или косвенно ограничено.
Принцип свободы выбора иизменения таможенного режима, в соответствии с которым лицо вправе в любоевремя выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо отхарактера, количества, страны происхождения или назначения товаров итранспортных средств, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актамипо таможенному делу закреплен Таможенным кодексом.
Следует различать понятия«выбор» и «изменение» таможенного режима. Выбор таможенногорежима имеет место в случае, когда товар еще не приобрел статуса для таможенныхцелей либо когда этот статус в силу различных обстоятельств утрачен. Правовыбора таможенного режима реализуется лицом, например, при ввозе товаров итранспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь или при ихвывозе с этой территории. Изменение же одного таможенного режима на другой возможнотолько в период действия режима. Как правило, изменение таможенного режимаобусловливается изменением намерений лица относительно товара, перемещенногочерез таможенную границу Республики Беларусь, либо истечением срока действияизбранного таможенного режима.
2. СИСТЕМА И СОДЕРЖАНИЕТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ
В целях таможенного регулирования вотношении товаров в соответствии со ст. 148 Таможенного кодекса РеспубликиБеларусь применяются следующие виды таможенных режимов:
1.1. свободное обращение;
1.2. экспорт;
1.3. переработка на таможеннойтерритории;
1.4. переработка вне таможеннойтерритории;
1.5. временный ввоз;
1.6. временный вывоз;
1.7. таможенный склад;
1.8. реимпорт;
1.9. реэкспорт;
1.10. уничтожение;
1.11. отказ в пользугосударства;
1.12. свободная таможенная зона;
1.13. беспошлинная торговля;
1.14. свободный склад.
Все перечисленные таможенные режимыустанавливаются Таможенным кодексом Республики Беларусь, за исключениемтаможенного режима свободного склада, который устанавливается ПрезидентомРеспублики Беларусь. Президент Республики Беларусь также вправе определятьособенности правового регулирования всех таможенных режимов, а такжеустанавливать таможенные режимы, не предусмотренные Таможенным кодексомРеспублики Беларусь./>
Таможенный режим имеетсвою внутреннюю структуру, кото­рая раскрывает его содержание и представляетсобой условия, требования и ограничения данного таможенного режима.
Под условиямитаможенного режима понимаются обстоятель­ства, которые обусловливаютвозможность помещения под него товаров и транспортных средств, подограничениями — прямые либо косвенные запреты на осуществление с нимиопределенных действий, а под требованиями — действия, с совершением которыхсвязана возможность завершения таможенного режима.
Использование на таможеннойтерритории иностранных товаров, а также вывоз за ее пределы отечественных илииностранных товаров осуществляются в соответствии с таможенными режимами. Лица,представляющие товары к таможенному оформлению для помещения под таможенныйрежим, вправе выбрать любой таможенный режим и представить товары к таможенномуоформлению для помещения под избранный таможенный режим либо для изменениятаможенного режима, установленного в отношении таких товаров, в соответствии стаможенным законодательством./>
В соответствии со ст. 150 Таможенногокодекса Республики Беларусь представление товаров к таможенному оформлению дляпомещения под таможенный режим осуществляется:
1.1. при перемещении товаровчерез таможенную границу либо при изменении таможенного режима на основаниивнешнеэкономической сделки, заключенной резидентом Республики Беларусь, –резидентом Республики Беларусь, который заключил такую внешнеэкономическуюсделку либо от имени которого эта сделка заключена;
1.2. в иных случаях –лицом, имеющим право владения, пользования и (или) распоряжения товарами натаможенной территории.
Указанные лица, вправе поручитьсовершение таможенных операций по представлению товаров к таможенномуоформлению для помещения под таможенный режим таможенному агенту(представителю). При этом права и обязанности по дальнейшему использованиютоваров, помещенных под таможенный режим, наступают у лиц, указанных в пункте 1настоящей статьи./>
Помещение товаров под таможенныйрежим осуществляется на основании таможенной декларации путем выдачи таможенныморганом свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим. Свидетельствоо помещении товаров под заявленный таможенный режим выдается таможенным органомпри соблюдении требований и условий помещения товаров под таможенный режим,установленных Таможенным кодексом Республики Беларусь и (или) иными актамитаможенного законодательства.
Днем помещения товаров под таможенныйрежим считается день выдачи таможенным органом свидетельства о помещениитоваров под заявленный таможенный режим. В случаях и порядке, установленныхПрезидентом Республики Беларусь, товары могут помещаться под таможенные режимыдо представления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства поуплате таможенных пошлин, налогов.
При несоблюдении требований и условийпомещения товаров под таможенный режим, установленных актами таможенногозаконодательства, таможенный орган не позднее истечения срока производстватаможенного оформления (статья 67 Таможенного кодекса Республики Беларусь)отказывает в выдаче свидетельства о помещении товаров под заявленный таможенныйрежим в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основаниями длятакого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Таможенный орган отказывает в выдачесвидетельства о помещении товаров под заявленный таможенный режим, если притаможенном оформлении и операциях таможенного контроля в отношении товаровтаможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства, заисключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся основаниями дляначала административного процесса, устранены, а также в случае началаадминистративного процесса, если товары не изъяты или на них не наложен арест всоответствии с законодательством об административных правонарушениях./>
Для получения свидетельства опомещении товаров под заявленный таможенный режим в таможенный орган необходимопредоставить только те документы и сведения, которые подтверждают соблюдениетребований и условий помещения товаров под таможенный режим, установленных законодательством.
Таможенный орган вправе требоватьтолько те документы и сведения, которые необходимы для подтверждения соблюдениятребований и условий помещения товаров под таможенный режим, установленных законодательством./>
Согласно ст. 156 Таможенного кодексаРеспублики Беларусь иностранные товары, находящиеся на таможенной территории ипришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии илидействия непреодолимой силы в период их использования в таможенном режиме, вдальнейшем для целей таможенного оформления и уплаты ввозных таможенных пошлин,налогов рассматриваются, как если бы они были ввезены на таможенную территориюв негодном, испорченном или поврежденном состоянии./>
Помещение товаров под таможенныйрежим в случае начала производства по делу об административном правонарушениипроизводится в порядке, установленном Таможенным кодексом Республики Беларусь,до завершения производства по делу, если эти товары не изъяты или на них неналожен арест в соответствии с процессуально-исполнительным законодательствомоб административных правонарушениях./>
В случае изъятия товаров, помещенныхпод таможенный режим, либо наложения ареста на такие товары в соответствии спроцессуально-исполнительным законодательством об административныхправонарушениях либо уголовно-процессуальным законодательством действиетаможенного режима в отношении этих товаров приостанавливается со дня вынесениясоответствующего постановления об изъятии таких товаров либо о наложении на нихареста и возобновляется со дня принятия решения об отмене изъятия товаров либоналожения на них ареста.
При возобновлении действиятаможенного режима проценты, начисление и уплата которых предусмотрены всоответствии с настоящим разделом, за период приостановления действиятаможенного режима не начисляются и не уплачиваются.
Если вступившими в законную силупостановлением по делу об административном правонарушении или приговором поуголовному делу предусматривается конфискация товаров, помещенных подтаможенный режим, действие таможенного режима в отношении этих товаровпрекращается, а конфискованные иностранные товары приобретают статусотечественных товаров.
Если привлечение лица кадминистративной ответственности связано с несоблюдением им таможенного режимаи допущенное несоблюдение влечет за собой невозможность дальнейшего примененияданного таможенного режима, действие такого таможенного режима должно бытьпрекращено. В этих целях товары должны быть представлены к таможенномуоформлению для помещения под иной таможенный режим или под таможенную процедурув течение пятнадцати календарных дней со дня, следующего за днем вступления взаконную силу постановления по делу об административном таможенномправонарушении.
Товары, не представленные ктаможенному оформлению в указанные сроки, задерживаются таможенными органами всоответствии с главой 32 Таможенного кодекса Республики Беларусь.
Если вступившим в законную силупостановлением суда предусматривается обращение товаров, помещенных подтаможенный режим, в государственную собственность (за исключением конфискации),действие таможенного режима в отношении этих товаров прекращается, аиностранные товары, обращенные в государственную собственность, приобретаютстатус отечественных товаров./> 3. ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Статья 159Таможенного кодекса Республики Беларусь определяет  таможенный режимсвободного обращения как таможенный режим, допускающий постоянноеразмещение и использование товаров без ограничений владения, пользования ираспоряжения ими, которые предусмотрены таможенным законодательством вотношении использования иностранных товаров на таможенной территории.
Под таможенный режим свободногообращения могут помещаться иностранные товары, находящиеся на таможеннойтерритории, в том числе товары, полученные в результате операций переработкитоваров, помещенных под таможенные режимы переработки на таможенной территории,переработки вне таможенной территории, либо товары, образовавшиеся присовершении операций переработки товаров, помещенных под таможенный режимсвободной таможенной зоны, за исключением товаров, которые в соответствии сактами таможенного законодательства не подлежат помещению под этот таможенныйрежим.
Иностранные товары, помещенные подтаможенный режим свободного обращения, приобретают статус отечественныхтоваров.
Товары помещаются под таможенныйрежим свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплатеввозных таможенных пошлин, налогов.
Помещение товаров под таможенныйрежим свободного обращения может осуществляться с использованием налоговыхльгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях и на условиях,установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, а сиспользованием тарифных преференций – в случаях и на условиях, установленныхзаконами, актами Президента Республики Беларусь и (или) международнымидоговорами Республики Беларусь.
Товары, ограниченные к перемещениючерез таможенную границу при ввозе по основаниям экономического инеэкономического характера, помещаются под таможенный режим свободногообращения при представлении таможенному органу соответствующих разрешений и(или) лицензий уполномоченных государственных органов на ввоз этих товаров.
Налоговое обязательство по уплатеввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых подтаможенный режим свободного обращения, возникает у декларанта при принятиитаможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенныйрежим свободного обращения.
Налоговое обязательство по уплатеввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у лица, указанного в пункте 1 ст.160 Таможенного кодекса Республики Беларусь:
1. в отношении товаров,помещаемых под таможенный режим свободного обращения, – в случаях,установленных пунктом 2 статьи 243 Таможенного кодекса Республики Беларусь;
2. в отношении товаров,помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговыхльгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениямипо пользованию и распоряжению этими товарами, установленными законами и (или)актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот:
по истечении пяти лет со дня выдачитаможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенный режимсвободного обращения, если законами и (или) актами Президента РеспубликиБеларусь не установлен срок действия налоговой льготы, при условии, что в этотпериод не наступил срок исполнения налогового обязательства;
по истечении установленного срокадействия налоговой льготы при условии, что в этот период не наступил срокисполнения налогового обязательства;
при добровольном отказе в пользугосударства от таких товаров в течение пяти лет со дня выдачи таможенныморганом свидетельства о помещении их под таможенный режим свободного обращениялибо в течение установленного срока действия налоговой льготы – с моментапредставления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров всобственность государства;
в течение пяти лет либо в течениеустановленного срока действия налоговой льготы – со дня выдачи таможенныморганом свидетельства о помещении таких товаров под таможенный режим свободногообращения в случаях, установленных пунктом 2 статьи 243 Таможенного кодексаРеспублики Беларусь.
Налоговое обязательство по уплатеввозных таможенных пошлин, налогов подлежит исполнению в следующие сроки:
в отношении товаров, помещаемых подтаможенный режим свободного обращения, – до выдачи таможенным органомсвидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения;
в отношении товаров, помещенных подтаможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот поуплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями попользованию и распоряжению этими товарами, установленными законами и (или)актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких налоговыхльгот:
в случае отказа от использованиятаких налоговых льгот – до выдачи таможенным органом свидетельства обуплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров;
в случае совершения действий стоварами в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами,установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи сиспользованием таких налоговых льгот, – в первый день совершения указанныхдействий, а если этот день не установлен, – в день выдачи таможенныморганом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободногообращения;
в иных случаях, установленныхнастоящим Кодексом, иными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь, –в сроки, определенные Таможенным кодексом Республики Беларусь, иными законами и(или) актами Президента Республики Беларусь.
При помещении товаров под таможенныйрежим свободного обращения ввозные таможенные пошлины, налоги уплачиваются вполном размере, за исключением случаев, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 161Таможенного кодекса Республики Беларусь.
Ввозные таможенные пошлины, налогипри помещении товаров под таможенный режим свободного обращения неуплачиваются:
при использовании налоговых льгот, предусматривающихполное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
при использовании тарифныхпреференций.
Ввозные таможенные пошлины, налогипри помещении товаров под таможенный режим свободного обращения уплачиваются вменьшем размере:
при использовании налоговых льгот,предусматривающих уменьшение размера уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;
при использовании тарифныхпреференций по уплате ввозных таможенных пошлин.
4. ОСОБЕННОСТИПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ СВОБОДНОГО ОБРАЩЕНИЯ
Порядок помещения товаров подтаможенный режим свободного обращения до представления таможенной декларации иисполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин,налогов устанавливается Положением об особенностях помещения товаров подтаможенный режим свободного обращения, утвержденного Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе«Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности».
Под таможенный режим свободного обращенияв особом порядке, могут быть помещены товары, являющиеся живыми животными, втом числе птицами, рыбами, ракообразными и моллюсками, посадочным или посевнымматериалом, средствами защиты растений, сельскохозяйственной техникой изапасными частями к ней, товарами для кормления животных, сырьем, а такжематериалами, комплектующими изделиями, технологическим оборудованием изапасными частями к нему, ввозимыми для производства продукции, выполненияработ и оказания услуг, скоропортящимися товарами (далее – товары).
Иные товары, чем указанные в выше,могут быть помещены под таможенный режим свободного обращения в порядке,установленном по решению Президента Республики Беларусь.
Товары могут быть представлены ктаможенному оформлению для помещения под таможенный режим свободного обращенияв особом порядке, если они представлены лицом, обладающим статусом«Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» (далее – лицо),имеющим право в соответствии с таможенным законодательством выступать вкачестве декларанта таможенного режима свободного обращения.
Иные лица, могут представить товары ктаможенному оформлению для помещения под таможенный режим свободного обращенияв особом порядке, по решению Президента Республики Беларусь.
Помещение товаров под таможенныйрежим свободного обращения в особом порядке, осуществляется таможенным органом,в зоне оперативной деятельности которого находятся такие товары, при соблюдениитребований и условий помещения товаров под этот таможенный режим, установленныхтаможенным законодательством, кроме представления таможенной декларации иисполнения налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин,налогов, на основании представленного лицом таможенного документа в видеписьменного заявления, содержащего следующие сведения:
1. наименование (фамилия, имя,отчество) и место нахождения (место жительства) отправителя и получателятоваров, помещаемых под таможенный режим;
2. наименования, описания иклассификационные коды товаров, помещаемых под таможенный режим, по Товарнойноменклатуре внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее –ТН ВЭД Республики Беларусь) на уровне не менее первых четырех знаков;
3. количество товаров,помещаемых под таможенный режим, в основных и дополнительных единицах измерениясогласно ТН ВЭД Республики Беларусь;
4. фактурная стоимость товаров,помещаемых под таможенный режим;
5. обязательство не позднеедесятого числа месяца, следующего за месяцем помещения товаров под таможенныйрежим, представить таможенную декларацию и исполнить налоговое обязательство поуплате ввозных таможенных пошлин, налогов;
6. сведения о лице (лицах),правомочном (правомочных) и обязанном (обязанных) представить в установленныесроки таможенную декларацию.
Вместе с таможенным документом, лицомдолжны быть представлены:
-     транспортные(перевозочные) документы;
-     коммерческиедокументы;
-     разрешения и(или) лицензии уполномоченных государственных органов в отношении товаров,ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь приввозе по основаниям экономического и неэкономического характера;
-     документы,удостоверяющие соответствие товаров, подлежащих обязательному подтверждениюсоответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в областитехнического нормирования и стандартизации;
-     иные документы,при необходимости определяемые Правительством Республики Беларусь иподтверждающие соблюдение требований и условий помещения товаров под таможенныйрежим свободного обращения.
При несоблюдении требований и условийпомещения товаров под таможенный режим свободного обращения, установленных всоответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь, а также особых условий,таможенный орган вправе отказать в помещении товаров под таможенный режимсвободного обращения в порядке, установленном таможенным законодательством.
Налоговое обязательство по уплатеввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых (помещенных)под таможенный режим свободного обращения в особом порядке:
1. возникает у лица,представившего таможенный документ, указанный в пункте 4 указанного Положения,в день помещения этих товаров под таможенный режим свободного обращения;
2. прекращается у лица,  привыдаче таможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенныйрежим свободного обращения либо в случаях, установленных подпунктами 2.1–2.3,2.5, 2.7 и 2.9 пункта 2 статьи 243 Таможенного кодекса Республики Беларусь. Приэтом уплаченные или взысканные ввозные таможенные пошлины, налоги подлежатвозврату и (или) зачету в счет предстоящих платежей в порядке и случаях,установленных статьей 272 Таможенного кодекса Республики Беларусь;
3. подлежит исполнению впоследний день срока, указанного в пункте 10 Положения, в случае, если втечение этого срока в отношении товаров, помещенных под таможенный режимсвободного обращения в порядке, установленном Положением, таможенным органом невыдано свидетельство о помещении данных товаров под таможенный режим свободногообращения. При этом для целей исчисления ввозных таможенных пошлин, налоговприменяются ставки, действующие на последний день срока, указанного в пункте 10Положения. В случаях, когда для целей исчисления ввозных таможенных пошлин,налогов, а также определения таможенной стоимости товаров, помещенных подтаможенный режим свободного обращения в особом порядке, требуется произвестипересчет иностранной валюты в белорусские рубли, применяется официальный курсбелорусского рубля к иностранной валюте.
При принятии таможенным органомтаможенной декларации в отношении товаров, помещенных под таможенный режимсвободного обращения в особом порядке, у декларанта возникает налоговоеобязательство по уплате таможенных сборов за таможенное оформление, ввозныхтаможенных пошлин, налогов, которое исчисляется, прекращается и подлежитисполнению в порядке и в сроки, установленные Таможенным кодексом РеспубликиБеларусь, если иное не определено нормативными правовыми актами ПрезидентаРеспублики Беларусь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таможенный режим являетсяодним из видов административно-правовых режимов и важнейшим институтомтаможенного права Республики Беларусь. Согласно действующему законодательствупод таможенным режимом понимают совокупность положений, определяющих статустоваров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РеспубликиБеларусь для таможенных целей.
Принципами таможенныхрежимов являются исходные положения, которые характеризуют сущность институтатаможенных режимов и его внутренне построение, а также определяют процесс ихприменения. Помимо общеправовых и отраслевых принципов, которые применимы кинституту таможенных режимов и имеют основополагающее значение для их правовогорегулирования, следует выделять также специальные принципы, на основе которыхсоздаются и реализуются нормы, составляющие только институт таможенных режимов.Ими являются: принцип обязательности таможенного режима, принцип закреплениятаможенного режима нормативными актами, принцип свободы выбора и изменениятаможенного режима, принцип помещения под таможенный режим реального товара ипринцип подчинения выбранному таможенному режиму.
Законодательство,касающееся порядка применения таможенных режимов, имеет, к сожалению, рядпробелов, которые не позволяют «заработать» в полной мере отдельным таможеннымрежимам. Комплексным правовым регулированием охвачены режимы реимпорта,таможенного склада, уничтожения товаров, магазина беспошлинной торговли, отказав пользу государства. Использование перечисленных таможенных режимов напрактике регламентируется специальными положениями. Положение о конкретномтаможенном режиме разрабатывается на основе соответствующих статей ТК РБ иохватывает, как правило, все основные вопросы, возникающие на практике в связис помещением товаров и транспортных средств подданный таможенный режим. Но дажепри этом сохраняются отдельные сферы отношений между таможней и декларантом, неурегулированные правом. В этих случаях должностные лица таможни действуют наоснове дискреционных полномочий, т.е. по собственному усмотрению. Подобнаяситуация не является исключительно белорусской практикой[5].Во многих странах допускается наделение таможенников разумным объемомдискреционных полномочий, компенсируя это соответствующим правом декларантаобжаловать решение таможенного органа в суде или по каналам административнойюстиции.
Большинство установленныхТаможенным кодексом Республики Беларусь таможенных режимов до сих пор ждетпринятия конкретного комплексного подзаконного акта. Пока они урегулированыфрагментарно через указания, разъяснения, письма ГТК РБ.
Очевидно, что отсутствиесистематизированного законодательства препятствует укреплению режима законностив таможенной сфере. Отставание в правовом регулировании таможенного механизманегативно воздействует на белорусские внешнеэкономические отношения.
Наиболее частоиспользуемыми таможенными режимами, являются режима экспорта, режим выпуска длясвободного обращения, режимы переработки, отказа в пользу государства,транзита, временного ввоза и таможенного склада. При этом в стоимостномвыражении режимы экспорта и выпуска для свободного выпуска являются самымиобъемными.
Существующие насегодняшний день таможенные режимы регулируют различные стороны отношений,возникающие по вопросам перемещения товаров и транспортных средств черезтаможенную границу Республики Беларусь. Многообразие таможенных режимовявляется закономерным, отражает сложившейся мировой опыт в этой сфере. Важноезначение в данный момент приобретает степень юридического наполнения и правовойрегламентации действующих таможенных режимов в целях активизации ВЭД, улучшенияее качества, а также для предупреждения и устранения возникающихправонарушении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1.   Международная конвенция об упрощениии гармонизации таможенных процедур 1973 г. (Киотская конвенция).
2.   Стамбульская конвенция о временномввозе 1990 г.
3.   Таможенная конвенция о карнете АТАдля временного ввоза товаров (Конвенция АТА 1961 г.).
4.   Конституция Республики Беларусь 1994года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах24 ноября 1996 г.* и 17 октября 2004 г.).// Ведамасцi Вярхоўнага СаветаРэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 9, ст.144.
5.   Таможенный кодекс Республики Беларусь//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 17,2/1301.
6.   Положением об особенностях помещениятоваров под таможенный режим свободного обращения, утвержденного УказомПрезидента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 40 «О статусе«Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности» //Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 29, 1/9391.
7.   Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь 30 июня 2007 г. № 861 «Об особенностях помещения подтаможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению ихсоответствия» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., № 162, 5/25467.
8.   Постановление Государственноготаможенного комитета Республики Беларусь 19 февраля 2008 г. № 22 «О некоторыхвопросах помещения товаров под таможенный режим свободного обращения допредставления таможенной декларации и исполнения налогового обязательства поуплате ввозных таможенных пошлин, налогов» // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2008 г., № 66, 8/18291.
9.   Постановление Государственноготаможенного комитета Республики Беларусь 14 ноября 2006 г. № 114 «Обособенностях таможенного оформления товаров, в отношении которых применяютсямеры экономической политики» // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь, 2006 г., № 203, 8/15404.
10.     ПостановлениеГосударственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 апреля 2004 г.№ 36 «Об условиях помещения под таможенный режим выпуска для свободногообращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения,фармацевтических субстанций, медицинской техники и дезинфицирующих средств,применяемых в медицинских целях» //Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2004 г., № 77, 8/10977.
11.     Бакаева О.Ю.,Матвиенко Г.В. Таможенное право-М.: Юристъ, 2003.
12.     Бекяшев К.А.,Моисеев Е.Г. Таможенное право: Учеб. пособие- М.: Проспект, 2003.
13.     Габричидзе Б. Н.Российское таможенное право. Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА,2001.–448 с.
14.     Егиазарова В.Правовое регулирование таможенных режимов // Налоговый вестник. – 2003. — №1.
15.     Живенко Н.В.Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономическойдеятельности. Автореф.дисс.к.юр.н. – М., 2007. – 22 с.
16.     Игнатюк А.З. Курстаможенного права Республики Беларусь: Учеб. пособие / Под науч. ред. д-раюрид. наук, проф. И.И. Басецкого. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь,2002. — 299 c.
17.     Козырин А.Н.Таможенные режимы. – М.: Статут, 2006.
18.     Краснолуцкая Н.Т.Специальные таможенные режимы. – М.: Благовест, 2003.
19.     Кувшинов В.Международный транзит по упрощенной схеме // Бизнес-адвокат. – 2004. — №12.
20.     Основытаможенного дела: Учеб./Под общ. ред. В.Г.Драганова. М. 2004. – 354 с.
21.     Свинухов В.Г.Правовые основы помещения товаров под «основные» и «экономические» таможенныережимы // Право и экономика. – 2005. — №6.
22.     Таможенное право/ Под ред. проф. А. Ф. Ноздрачева. М., 1998.
23.     Таможенное право:Учеб. пособие / Под редакцией В.Г. Драганова, М.М. Рассолова.-М.: Юнита-Дана,2001- 639 с.
24.     Тимошенко И.В.Таможенное право России.– М.: ПРИОР, 2001-208 с.
25.     Халинов С.В.Таможенное право.-М.: Зерцало-М, 2001. 272 с.
26.     Шестакова М. Отаможенный режимах // Право и экономика. – 2006. — №9-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.