Содержание
1.Особенности производствапо делам о преступлениях несовершеннолетних.
2. Задача 1
3. Задача 2
1. Особенности производствапо делам о преступленияхнесовершеннолетних.
1. Общая характеристика особенностей расследования по делам опреступлениях несовершеннолетних.
В Россииправосудие по делам несовершеннолетних осуществляется общими судами. УПК РФ(как и действовавший до недавнего времени УПК РСФСР) предусматривает лишьнекоторые специальные правила рассмотрения дел о преступлениях подростков,сходные с теми, которые существуют в зарубежных моделях ювенальной юстиции. Новряд ли сейчасможно говорить о подлинной дифференциацииуголовно-процессуальной формы по делам данной категории. Собственно, в гл. 50УПК РФ прямо указано, что производство по делам несовершеннолетних определяетсяобщими правилами с изъятиями, установленными настоящей главой. Употребленная вновом законе применительно к производству по делам данной категорииформулировка «изъятия из общего порядка производства» является неудачной, таккак специфику производства по делам несовершеннолетних составляют не изъятия, адополнения к общим правилам осуществления следственной и судебной деятельности.
Некоторые изэтих дополнительных правил (например, об обязательном участии защитника)действуют не только по делам данной категории. Другие особенности досудебногопроизводства по делам несовершеннолетних, ранее предусмотренные законом, нынеисключены (например, существование персональной подследственности,коллегиальное рассмотрение дел о преступлениях подростков).
То есть теразличия, которые существуют в процедурах, как предварительного производства, таки производства в суде первой инстанции, то «наполнение» процедуры этихпроизводств некоторыми единичными особенностями еще не дает основания говоритьо дифференциации самой формы данного производства. Более того, в последние годызаконодатель сокращает эти специальные правила осуществления следственной исудебной деятельности и в большей степени распространяет на деланесовершеннолетних общие правила производства. Так, с 1992 г. подготовительные действия к судебному разбирательству по делам несовершеннолетнихосуществляются не в форме распорядительного заседания, как это было ранее, а вобщей форме; в соответствии с изменениями, внесенными в УПК РСФСР в 1996 г., была ликвидирована индивидуальная подследственность уголовных дел о преступленияхнесовершеннолетних, а в соответствии с положениями УПК РФ судебноеразбирательство дел несовершеннолетних будет осуществляться единолично судьей идаже мировым судьей, в зависимости от тяжести совершенных несовершеннолетнимипреступлений.
Вместе с темРоссия ратифицировала Пекинские правила (Минимальные стандартные правила ООН,касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, принятыерезолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 29 ноября 1985 г.) и тем самым взяла на себя обязательство привести свое законодательство в соответствие смеждународными стандартами. В концепции судебной реформы было предусмотреносоздание специальных судов по делам несовершеннолетних, и в соответствии с этимбыл разработан проект закона о ювенальной юстиции, получивший одобрение намеждународном симпозиуме по проблемам ювенальной юстиции в рамках Совета Европыв ноябре 1995 г. Этот проект определил, что ювенальный суд, являясь судомуголовным, может рассматривать и вопросы, касающиеся гражданско-правовыхотношений (опеки и попечительства над подростками-правонарушителями,злоупотребления родительскими правами в отношении несовершеннолетних обвиняемыхи т.п.).
Отечественныеученые-правоведы стремятся рассматривать данную проблему в более широком,социальном диапазоне. Ныне в теории уголовного судопроизводства широкообсуждается вопрос о создании в стране системы ювенальной юстиции. Но кнастоящему времени нет единого мнения о том, что такое ювенальная юстиция инасколько она необходима для России. Например, председатель Ростовскогообластного суда В. Ткачев определяет ювенальную юстицию как «особую системуправосудия, в которой центральное звено — специализированный суд — тесновзаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так ипосле вынесения судебного решения».
Многие другиеученые и практики, занимающиеся указанными проблемами, рассматривают ювенальнуююстицию только как правосудие по делам несовершеннолетних, опирающееся надеятельность специализированных органов и вспомогательныхсоциально-психологических служб ювенального профиля. Но решение вопроса осоздании ювенальной юстиции предполагает решение целого комплекса проблем,связанных, в том числе, с созданием особого порядка осуществленияуголовно-процессуальной деятельности в ходе досудебного производства и в судепервой инстанции. Пока же УПК РФ традиционно регламентирует производство поделам данной категории, т.е. содержит специальный раздел XVI, в котором сгруппированы нормы,предусматривающие некоторые специальные правила осуществленияуголовно-процессуальной деятельности, применяемые в дополнение к основным.
Этидополнительные правила осуществления уголовно-процессуальной деятельностидействуют безотносительно к видам преступлений, совершаемых подростками. Ониобусловлены как возрастными признаками субъекта преступления, так и во многомтой ролью, которой определяется социальная политика государства в отношениинесовершеннолетних. Сущность уголовной политики как части общесоциальнойполитики государства в отношении подростков-правонарушителей заключается в том,что наказание за совершенное преступление назначается в первую очередь с цельюисправления несовершеннолетнего, предупреждения совершения им новыхпреступлений.
2. Особенности планирования расследования и определенияпредмета расследования.
Возможностьобеспечения профилактического воздействия по делам несовершеннолетних,возможность предсказывать их поведение зависит от того, установлены лиследствием и судом все те факторы, которыми оно определяется, а также«программа», по которой оно развертывается вовне. Сведения об этих факторахдает исследование обстоятельств, составляющих особенности предмета доказыванияпо делам несовершеннолетних. Изучение всех данных о личности подростка,выявление того, как влияет на него социальная среда, каковы условия его жизни ивоспитания, позволяет установить механизм индивидуального преступногоповедения, глубину и стойкость тех личностных установок, которые привели ксовершению преступления, выявить иные обстоятельства, которые способствовалисовершению несовершеннолетним преступления.
Следуетотметить, что существование особенностей предмета доказывания по деламнесовершеннолетних (ст. 421 УПК РФ), закрепленных в уголовно-процессуальномзаконодательстве наряду с общей статьей, посвященной предмету доказывания повсем категориям уголовных дел (ст. 73 УПК РФ), привело к появлению впроцессуальной литературе мнения о существовании специального предметадоказывания по делам о преступлениях подростков. Но предмет доказывания полюбому уголовному делу, в том числе и по делу о преступлениинесовершеннолетнего, определяется общими положениями ст. 73 УПК РФ, и основнымитребованиями закона является обязательность установления тех обстоятельствдела, которые составляют существо содеянного, — событий преступления,виновности обвиняемого и т.д.
Вместе с темст. 421 УПК РФ предписывает необходимость выявления по делам о преступленияхподростков тех обстоятельств, которые прямо не упоминаются в ст. 73 УПК РФ. Всвязи с этим возникает вопрос о том, являются ли обстоятельства,предусмотренные ст. 421 УПК РФ, самостоятельными компонентами предметадоказывания либо это только составная часть компонентов общего предметадоказывания.
В специальнойи учебной литературе по уголовному процессу нередко обстоятельства, подлежащиеустановлению по делам несовершеннолетних, называют дополнительными, тем самымотнося их к разряду особых, не устанавливаемых более ни по каким категориямдел. Известные основания для этого дает и редакция ч. 1 ст. 421 УПК РФ, всоответствии с которой по делам несовершеннолетних наряду с доказываниемобстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются также:
1. возрастнесовершеннолетнего, число, месяц и год рождения,
2. условия жизни ивоспитания подростка, уровень психического развития и иные особенности еголичности,
3. влияние нанесовершеннолетнего старших по возрасту лиц.
Однакоподобное изложение ст. 421 УПК РФ является скорее проявлением редакционногосовершенства нового законодательства. Данная норма не предусматривает ни одногопринципиально нового обстоятельства, которое устанавливалось бы только по деламнесовершеннолетних и не подлежало бы установлению по делам взрослых лиц. Простопо делам подростков установлений этих обстоятельств приобретает особое правовоеи «целевое» назначение.
В частности,возраст обвиняемого в равной степени подлежит установлению по делам взрослых.Об этом прямо говорится в ст. 174, 220, 265 и др. УПК РФ. Но по деламнесовершеннолетних максимальная детализация этого обстоятельства связана нетолько с решением вопроса о возможности привлечения лица в уголовнойответственности за совершение конкретного преступления, но и вопроса оприменении особенностей в порядке судопроизводства по уголовному делу,материально-правовых норм о сроках, видах и пределах наказания, месте и режимеего отбывания в случае осуждения подростка.
Требования п.2 ст. 421 УПК РФ об установлении условий жизни и воспитания несовершеннолетнегоявляются детализацией п. 3 ст. 73 УПК РФ (обстоятельства, характеризующиеличность обвиняемого). Образ жизни, среда, в которой живет любой обвиняемый,всегда значимы для установления причин и условий преступления. Но для делнесовершеннолетних без установления этого обстоятельства невозможно решить иряд вопросов, связанных с наличием смягчающих и отягчающих обстоятельств, сустановлением психического отношения подростка к содеянному, с правильнымизбранием меры пресечения, с возможностью ограничиться мерами воспитательноговоздействия и т.д.
Требование п.3 ст. 421 УПК РФ установить влияние на подростка старших по возрасту лиц, илиналичие взрослых подстрекателей, является детализацией таких компонентов общегопредмета доказывания, как событие преступления, виновность лица, наличиесмягчающих обстоятельств. Но по делам несовершеннолетних это имеет особоезначение в качестве одной из причин, способствовавших совершению преступлениянесовершеннолетним.
Такимобразом, обстоятельства, составляющие особенности предмета доказывания по деламнесовершеннолетних, по своей сущности лишь детализируют компоненты общегопредмета доказывания, ориентируя следствие и суд на углубленное исследованиетех обстоятельств, которые имеют значение для повышения воспитательной ипрофилактической направленности уголовного судопроизводства, индивидуализацииответственности и наказания каждого несовершеннолетнего. Именно в этом исостоит процессуальная природа и назначение особенностей предмета доказывания,установленных ст. 421 УПК РФ.
Согласно ст.421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебногоразбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенномнесовершеннолетним, должно быть обращено особое внимание на установлениепсихологических особенностей личности подростка, а если имеются данные об егоотставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством,устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере сознаватьфактический характер и значение своих действий либо руководить ими.
Юридическоепонятие «отставание в психическом развитии» не сводимо лишь к интеллектуальномунедоразвитию, а включает в себя также признаки нарушения или задержкиличностного развития. В связи с этим в своем полном значении оно соответствуетпонятию «общее недоразвитие личности». Отставание в психическом развитии можетбыть вызвано, по мнению специалистов, биологическими факторами (включаяинтоксикационные и иные вредности) или социально-культурными (например,педагогическая запущенность). Ни одна из этих причин не предопределяетотставание в психическом развитии как обязательный результат, но и не должнаоставаться без внимания при оценке состояния общего развития личностиконкретного подростка.
Изучениеследственно-судебной практики показывает, что весьма часто в материалахуголовных дел о преступлениях несовершеннолетних содержатся данные онедостаточности правильного педагогического воздействия на несовершеннолетнеголибо данные о личностной незрелости подростка. Эти данные позволяют предположить,что несовершеннолетний отстает в психическом развитии. Как правило, в такихслучаях следователем назначается судебно-психиатрическая экспертиза, наразрешение которой ставятся лишь вопросы о том, является ли подростоквменяемым, не страдает ли он наркоманией или алкоголизмом и не нуждается ли впринудительном лечении от них. В подобных случаях несовершеннолетние, какправило, признаются вменяемыми, но при этом нередко эксперт-психиатр указывает,что подростки обнаруживают признаки умственного недоразвития. Однако на этомизучение особенностей психики таких подростков-правонарушителей, обнаружившихотставание в психическом развитии, зачастую заканчивается, несмотря на то, чтоих личность и поведение требуют дальнейшего анализа с использованиемспециальных знаний уже в области психологии.
Причиныигнорирования практическими работниками требований ст. 421 УПК РФ о выясненииспособности несовершеннолетнего полностью осознавать значение своих действий ируководить ими при наличии у него отставания в психическом развитии, несвязанного с душевным заболеванием, объясняются рядом моментов. Это иорганизационные трудности в проведении психологической экспертизы, и отсутствиеу ряда практических работников четкого представления о разграничении предметасудебно-психиатрической и судебно-психологической экспертиз и о круге вопросов,которые следует ставить на разрешение эксперта-психолога.
Впроцессуальной литературе долгое время было распространено мнение о том, чтоустановление «психологического возраста» несовершеннолетнего обвиняемого недолжно иметь какого-либо иного юридического значения, кроме того, что этоследует рассматривать как обстоятельство, влияющее на решение вопроса о виде иразмере наказания.
Однако впоследние годы в уголовно-процессуальное законодательство были внесеныизменения, воспроизведенные и в УПК РФ, в соответствии с которыми правовымпоследствием установления данного обстоятельства является прекращениеуголовного преследования несовершеннолетнего, который не мог в полной мереосознавать фактический характер своих действий и руководить ими вследствиеотставания в психическом развитии, не связанного с душевной болезнью. Уголовноепреследование прекращается в связи с отсутствием в деянии состава преступления(ч. 3 ст. 27 УПК РФ).
Приустановлении степени умственной отсталости несовершеннолетнего выясняется непросто соответствие уровня развития подростка возрастной норме. Диагностикаотклонений в психическом развитии подростка является лишь первым этапомэкспертной оценки.
Второй иосновной этап состоит именно в решении вопроса о том, мог линесовершеннолетний, обладающий установленными возрастными особенностямипсихики, в ситуации совершения инкриминируемого ему преступления полностьюсознавать фактический характер своих действий и руководить ими.
Решение этогоглавного вопроса в случаях психической отсталости, не связанной с душевнойболезнью, осуществляется на основании степени отклонения реального уровняпсихического развития несовершеннолетнего от существующих возрастныхстандартов. При этом возможны три варианта ответов:
1. несовершеннолетнийв полной мере мог сознавать значение своих действий и руководить ими;
2. несовершеннолетнийне в полной мере мог осознавать фактический характер своих действий ируководить ими;
3. несовершеннолетнийне мог сознавать значения своих действий и руководить ими.
При первомварианте заключения эксперта наличие умственной отсталости унесовершеннолетнего, как представляется, должно быть учтено судом в качествесмягчающего его ответственность обстоятельства при назначении вида и размеранаказания.
Третийвариант ответа, как правило, связан с наличием психической патологии и, посуществу, означает признание подростка невменяемым, что, как было отмеченовыше, влечет прекращение в его отношении уголовного преследования в связи сотсутствием | состава преступления.
Более сложнойявляется ситуация, когда несовершеннолетний не в полной мере понимал значениесвоих действий в силу отставания его в психическом развитии. Думается, чтозначение данного фактора не может быть сведено лишь к обстоятельству,смягчающему ответственность. При установлении экспертом невозможности подросткав полной мере понимать значение своих действий в силу отставания в психическомразвитии в заключении должны быть отражены и причины такого отставания, а такжерекомендации, касающихся возможных путей коррекции личностинесовершеннолетнего, устранения такого отставания с помощьюмедико-педагогических мер воздействия. В подобных случаях заключение экспертадолжно служить основанием для применения к несовершеннолетнему рекомендованныхэкспертом мер воздействия, в том числе для обязательного применениясоответствующих принудительных мер воспитательного характера.
Всоответствии с УПК РСФСР в ходе судопроизводства по делам о преступленияхнесовершеннолетних следователь и суд обязаны были обратить особое внимание навыявление причин и условий, способствовавших совершению преступленияподростком.
В новом УПКРФ законодатель не счел необходимым специально указать на данное обстоятельствопри определении особенностей предмета доказывания по делам данной категории(ст. 421). Последнее может показаться оправданным в силу того, что в общийпредмет доказывания входит установление обстоятельств, способствовавшихсовершению преступления (ч. 2 ст. 73 УПК РФ). Кроме того, закон обязываеторганы предварительного расследования и суд установить условия жизни ивоспитания несовершеннолетнего и возможное влияние на него старших по возрастулиц (п. 2, 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ), которые нередко выступают в качестве причинысовершения подростком преступления либо условия, способствующего совершению импреступления. Однако указанные выше обстоятельства и причины и условия,способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним, — это не всегдаодно и то же. Преступность несовершеннолетних в целом значительно отличается отпреступности взрослых. Значит, не могут не отличаться и обстоятельства,способствующие совершению преступлений.
Еще однойособенностью предварительного расследования дел данной категории является то,что УПК РФ предусматривает специальное основание для прекращения уголовногодела в отношении несовершеннолетнего и освобождения его от уголовного наказанияс применением принудительной меры воспитательного характера или с направлениемего в специализированное лечебно-воспитательное учреждение. Возможностьприменения к несовершеннолетнему указанных мер воздействия и их эффективностьзависят от того, насколько органы предварительного расследования и суддостоверно и полно установят те обстоятельства, которые составляют особенностипредмета доказывания по делам данной категории.
Болеепредпочтительным является решение о применении в отношении несовершеннолетнегопринудительных мер воспитательного характера, принятое по итогам судебногоразбирательства. На практике суды достаточно редко обращаются к этим мерам.Одной из причин этого являются сложившиеся стереотипы: если уголовное делопоступило в суд и вина подростка была доказана, следует назначать мерыуголовного наказания.
УПК РФустановил, что порядок применения к несовершеннолетним подсудимымпринудительных мер воспитательного характера может быть следующим: суд вправепрекратить уголовное дело и применить принудительную меру воспитательноговоздействия (ст. 431 УПК РФ). Но, кроме того, суд вправе вынести обвинительныйприговор с освобождением несовершеннолетнего от наказания и применениемуказанных мер воздействия (ст. 432 УПК РФ).
Еслинесовершеннолетний совершил преступление в соучастии с взрослыми лицами, тоуголовное дело в его отношении по возможности должно быть выделено в отдельноепроизводство (ст. 422 УПК РФ).
УПК РФпредусматривает особый порядок применения в отношении несовершеннолетнихподозреваемых и обвиняемых мёр процессуального принуждения. Так, при решениивопроса о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетнегоподозреваемого или обвиняемого в каждом случае должна обсуждаться возможностьприменения к нему такой меры пресечения, как отдача под присмотр.
Задержаниенесовершеннолетнего в качестве подозреваемого, а также применение меры пресеченияв виде заключения под стражу производится в случаях совершения им тяжкого илиособо тяжкого преступления.
О задержании,заключении под стражу или продлении срока содержания под стражейнесовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого незамедлительно извещаютсяродители или другие его законные представители.
Вызовнесовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, кпрокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через егородителей или других законных представителей.
3. Особенности допроса несовершеннолетнего.
УПК РФпредусматривает специальные правила для допроса несовершеннолетнего обвиняемогои подозреваемого Допрос не может продолжаться без перерыва более двух часов, ав общей сложности более четырех часов в день. В допросе несовершеннолетнегоподозреваемого или обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать емувопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания оправильности и полноте сделанных в нем записей. В допросе несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либодостигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством илиотстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.Прокурор, следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психологав допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайствузащитника либо по собственной инициативе. Педагог или психолог вправе сразрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросынесовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допросазнакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности иполноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознавательразъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.
По деламнесовершеннолетних в ходе досудебного производства и в судебном разбирательствеучаствуют их законные представители, которые допускаются к участию в деле попостановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допросанесовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.
Законныйпредставитель имеет право:
1. знать, в чемподозревается или обвиняется несовершеннолетний;
2. присутствоватьпри предъявлении обвинения;
3. участвовать вдопросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешенияследователя, в иных следственных действиях, производимых с его участием иучастием защитника;
4. знакомиться спротоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делатьписьменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
5. заявлятьходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя,прокурора;
6. представлятьдоказательства;
7. по окончаниирасследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать изнего любые сведения и в любом объеме.
Прокурор,следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследованиявынести постановление о не предъявлении несовершеннолетнему подозреваемому,обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могутоказать на него отрицательное воздействие.
Ознакомлениес этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого,обвиняемого является обязательным.
Законныйпредставитель может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеютсяоснования считать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнегоподозреваемого, обвиняемого.
Об этомпрокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае кучастию в уголовном деле допускается другой законный представительнесовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.
В судебномразбирательстве законный представитель несовершеннолетнего имеет право:
1. заявлятьходатайства и отводы;
2. давать показания;
3. представлятьдоказательства;
4. участвовать впрениях сторон;
5. приносить жалобына действия и решения суда;
6. участвовать взаседании суда апелляционной, кассационной и надзорной инстанции.
Поопределению или постановлению суда законный представитель может быть отстраненот участия в судебном разбирательстве, если есть основания считать, что егодействия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подсудимого. В этом случаедопускается другой законный представитель несовершеннолетнего подсудимого.
Суд, получивпосле окончания предварительного расследования уголовное дело с обвинительнымзаключением или обвинительным актом, вправе прекратить его и применить вотношении несовершеннолетнего обвиняемого принудительные меры воспитательноговоздействия.
Припостановлении приговора в отношении несовершеннолетнего суд наряду с общимивопросами обязан решить вопрос о возможности освобождения несовершеннолетнегоот наказания, условного осуждения либо назначения ему наказания, не связанногос лишением свободы.
Задача №1.
В районныйотдел внутренних дел явился гр-н Собчак и передал дежурному письменноезаявление о краже из его квартиры одежды и денег на сумму 980 тыс. рублей.Ознакомившись с заявлением, дежурный направил на место происшествия инспектораУголовного розыска и милиционера. Осмотрев место происшествия и опросивзаявителя, инспектор передал дежурному протокол осмотра и объяснения Собчака.Получив эти документы, дежурный направил их вместе с заявлением Собчаканачальнику отдела. На следующий день начальник передал эти документыследователю органов внутренних дел со своей резолюцией: «Тов. В. Возбудитеуголовное дело и примите его к производству».
Оцените действияи решения указанных лиц.
Заявлениеможет быть сделано любым лицом в устном или письменном виде. Дознаватель обязанпроверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении.
В нашемслучае действия и решения всех указанных лиц правомерны. Действия и решениядежурного и инспектора уголовного розыска совершены в соответствии сдействующим законом.
Так же,начальник отдела уполномочен поручать производство предварительного следствияследователю, а так же изымать дело у следователя.
Следовательуполномочен возбуждать уголовное дело в порядке установленном УПКРФ и приниматьуголовное дело к своему производству.
Каковыполномочия органов дознания в уголовном процессе?
К органамдознания относятся:
1. органы внутреннихдел и иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями поосуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2. главный судебныйпристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъектаРФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав,а также старшие судебные приставы Конституционного, Верховного и ВысшегоАрбитражного судов РФ;
3. командирывоинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4. органыГосударственной противопожарной службы.
На органыдознания возложено осуществление оперативно-розыскной деятельности, принятиемер к обнаружению преступлений, установлению лиц, их совершивших, к пресечениюи предупреждению преступлений. Кроме того, закон наделяет органы дознанияправом производства расследования в форме дознания. При этом компетенцияорганов дознания по расследованию уголовного дела зависит от того, обязательноли по нему предварительное следствие. Если предварительное следствие по делунеобязательно, орган дознания осуществляет досудебное производство по делу вполном объеме и направляет дело в суд. Если в соответствии с УПК РФ по делуобязательно проведение предварительного следствия, то орган дознания вправевыполнить по нему только неотложные следственные действия, а затем обязан передатьдело следователю.
Дознавательуполномочен самостоятельно проводить процессуальные действия и приниматьрешения, кроме случаев, когда требуется согласие начальника органа дознания илипрокурора либо судебное решение.
Указанияпрокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Ихобжалование никогда не приостанавливает их исполнения.
Задача №2.
Лашновуправлял закрепленной за ним автомашиной «ГАЗ-52» в нетрезвом состоянии, съехалс дороги и совершил наезд на лежащего на тропинке в сильной степени опьяненияКорнеева. От полученных травм Корнеев скончался.
Следовательвозбудил уголовное дело и приступил к расследованию.
Какиеобстоятельства предстоят к доказыванию по уголовному делу?
Доказывание вуголовном судопроизводстве направлено на установление определенных,перечисленных в законе обстоятельств. То есть его предмет заранее определен иограничен законом. Доказыванию подлежат лишь те обстоятельства, которые имеютотношение к преступлению и которые позволяют правильно разрешить уголовноедело. Эти обстоятельства, подлежащие установлению каждому уголовному делу,называют предметом доказывания.
Перечень этихобстоятельств дан в ст. 73 УПК РФ:
1. событиепреступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершенияпреступления);
2. виновность лица всовершении преступления, форма его вины и мотивы;
3. обстоятельства,характеризующие личность обвиняемого;
4. характер и размервреда, причиненного преступлением;
5. обстоятельства,исключающие преступность и наказуемое деяния;
6. обстоятельства,смягчающие и отягчающие наказание;
7. обстоятельства,могущие повлечь освобождение от уголовной ответственности и наказания.
Подлежатустановлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
Дайтехарактеристику этих обстоятельств, применительно к возбужденному следователемуголовному делу.
Длядоказывания события преступления необходимо установить:
a. имело ли место вдействительности определенное событие (в нашем случае необходимо установить вдействительности ли Лашнов съехал с дороги и совершил наезд на лежащего натропинке в сильной степени опьянения Корнеева).
b. Вдействительности ли Корнеев скончался от наезда либо от других обстоятельств.
c. Время еговозникновения, особенности развития, наступившие последствия (в нашем случаесмерть).
d. Наличие причиннойсвязи между действиями конкретного лица и наступившими последствиями (можетЛашнов знал о лежащем на тропинке Корнееве и совершил наезд специально).
e. Попадает лиисследуемое событие под признаки конкретного состава преступленияпредусмотренного УКРФ (в нашем случае причинение смерти по неосторожности ст.109 пункт 1 УКРФ).
Доказатьвиновность лица, это значит, в ходе дознания или предварительного следствиясобрать доказательства подтверждающие умысел или неосторожность (при исключениитого, что наезд был специальным, можно предположить что это неосторожность).
Мотивсовершения преступления неясен или полностью отсутствует.
Доказываниемотива протекает достаточно сложно, так как в этом случае идет речь осубъективных побуждениях, установления которых возможно по объективнымпроявлениям побуждения, а так же в зависимости от целей преступного поведения.
Обстоятельствахарактеризующие личность обвиняемого – это не просто анкетные или иныесоциально-демографические сведения о нем. Они устанавливаются по средствомполучения в предусмотренном законом порядке о прошлом жизненном пути лица, втом числе о имеющихся правительственных наградах типичном для него образе жизнии стереотипах поведения, о состоянии здоровья, наличие на иждивениинесовершеннолетних и нетрудоспособных, особенности характера, подверженностипьянству и наркомании, либо наоборот ведение здорового образа жизни (изповедения Лашнова можно предположить что он не в первый раз управлялавтомобилем в нетрезвом состоянии либо это было впервые, а так же, подвержен лион пьянству либо вел здоровый образ жизни и т. д.).
Следуяпрямому указанию закона, при производстве по уголовному делу следует доказыватьхарактер вреда, причиненного преступлением (имущественный, моральный илифизический) и его размер (летальный исход). Физический вред доказываетсямедицинскими документами, заключением судебной медицинской экспертизы,показаниями потерпевшего, свидетелей и другими доказательствами. Размерфизического вреда устанавливается путем определения степени вреда, причиненногоздоровью потерпевшего. Требования, о возмещении вреда заявляются в формегражданского иска.
Обстоятельствами,исключающими преступность и наказуемость деяния, являются необходимая оборона,крайняя необходимость, физическое или психологическое принуждение, обоснованныйриск, исполнение приказа или распоряжения, а так же причинение вреда призадержании лица совершившего преступление (ничего подобного в нашем случаенет).
В предметдоказывания включаются обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание. Ихустановление имеет большое значение для определения виновному справедливогонаказания.
Каждое изуказанных обстоятельств должно быть доказано в ходе досудебного производства поуголовному делу.