ОГЛАВЛЕНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВ
1.1 Понятие и виды торгов
1.2 Порядок проведения торгов
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХ ДОГОВОРА ДЛЯГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
2.1 Заключения договора на торгах для государственных нужд путемпроведения конкурса
2.2 Заключения договора на торгах для государственных нужд путемпроведения аукциона
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Договор – одна из наиболее древних правовых конструкций.Становление современной российской правовой системы сопровождается изменением,как нормативной базы, так и правоприменительной практики, при этом многиеинституты, в том числе и не являющиеся новыми для российского права,претерпевают существенную трансформацию. В значительной мере это затрагиваетположения, регулирующие порядок заключения договоров.
Торги представляют собой один из способов заключения договоров,который тесно связан с основными законами свободного рынка и выражает ихнаиболее последовательно.
Перваярегламентация торгов как особого способа заключения гражданско-правовыхдоговоров была связана с началом перехода к рынку, а более конкретно – спроведением приватизации государственной собственности. Именно торгиоказывались и оказываются основной формой приватизации. Так, в частности, ст.15 Закона РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий вРСФСР» предусматривала, что приватизация осуществляется путем продажипредприятий по конкурсу или на аукционе посредством продажи долей (акций) вкапитале предприятия, а также путем выкупа имущества предприятия, сданного варенду.
Актуальностьтемы курсовой работы подтверждается расширением практики применения торгов вразличных сферах общественных отношений, предполагающих заключение договора.
В сферегосударственного управления также очевидна тенденция к использованию институтаторгов с целью оптимизации государственных расходов.
В связи сразвитием ипотечного кредитования торги приобретают все большее значение.Заключение договоров на торгах способствует соблюдению баланса интересовсубъектов при обращении взыскания на заложенное имущество (интересовзалогодателя и залогодержателя).
Целью курсовойработы является: определение понятия и видов торгов, а также особенностипроцедуры проведения заключения договоров на тогах.
Названнаяцель обусловила необходимость решения следующих задач:
— определить понятие и виды торгов;
— наиболееполно раскрыть порядок проведения торгов;
— проанализировать порядок заключения договора на торгах для государственных нуждпутем проведения конкурса и аукциона.
Объектомявляются: общественные отношения, вытекающие в процессе правового регулированияпорядка проведения и заключения договора на торгах.
Предметомявляются: особенности заключения договора на торгах в форме конкурса иаукциона.
Методологическаяи теоретическая основа курсовой работы. В работе применялись как общенаучныйметод комплексного подхода, так и частнонаучные методы познания, в том числедиалектический, формально-логический, исторический, систематический,сравнительно-правовой, технико-юридический, метод анализа и обобщениязаконодательства и практики его применения.
Теоретическойосновой исследования явились научные труды современных ученых-правоведов: М.И.Брагинского, В.В. Витрянского, Е.А. Суханова, кроме того, использовались работыученых, исследовавших некоторые аспекты правового регулирования порядказаключения договора на торгах: Балакина В.В., Турсуновой Ю.C.
ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОРГОВ
1.1 Понятие и виды торгов
В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекаетиз его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договорзаключается с лицом, выигравшим торги. По буквальному смыслу этой нормы торгиявляются одним из путей заключения договора, а именно — механизмом, позволяющимопределить контрагента, с которым будет заключен договор[1].
Торги включают в себя ряд юридически значимых действий,характеристика которых необходима для определения структуры возникающихправоотношений.
Лицо, принявшее решение об использовании торгов для заключениядоговора (например, собственник, решивший таким образом продать своеимущество), естественно, может осуществлять какие-либо действия, связанные спроведением будущих торгов, и до опубликования информации об их проведении(например, проводить предварительную оценку этого имущества, определятьтребования к участникам торгов и т.д.). Эти действия являютсяподготовительными, непосредственно не порождают никаких обязательств дляосуществившего их лица и не включаются непосредственно в процесс организации ипроведения конкретных торгов.
Проведение торгов представляет собой особый способ заключениядоговоров, выбор которого обусловлен необходимостью поиска контрагента, а такжежеланием обеспечить максимально выгодные условия сделки путем обостренияконкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов). Заключениедоговоров путем проведения торгов сопряжено с определенными сложностями,необходимостью дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение,но оно влечет для заказчиков и экономическую выгоду.
Торги могут проводиться для выбора инвесторов, арендаторов, приприватизации государственного и муниципального имущества, размещении заказовдля государственных и муниципальных нужд, выборе подрядчиков, продажеарестованной недвижимости в исполнительном производстве, обращении взыскания напредмет залога, продаже имущества должника в ходе банкротства. Многиеорганизации проводят торги и по собственной инициативе для объективного выборалучшего контрагента[2].
Российское законодательство предусматривает две формы проведенияторгов: аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различия между ними состоят впринципе определения победителя. Победителем аукциона является лицо,предложившее «лучшую цену». Здесь следует оговориться, что в точномсоответствии с абз. 2 п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционепризнается лицо, предложившее наиболее высокую, а не лучшую цену. Объяснениеэтой формулировке видится в том, что ГК РФ регулирует только одну разновидностьаукционных торгов: торги на продажу, а не на покупку чего-либо. На такомаукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар(имущество). Перед началом торгов объявляется «шаг аукциона» — денежныйинтервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шагаукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной(стартовой) цене. В подобном аукционе каждая последующая оферта по ценепревышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.
Активный аукцион всегда используется в сфере исполнительногопроизводства, так как основной смысл продажи арестованной недвижимости должниказаключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы дляпокрытия задолженности по исполнительным листам. Помимо этого активные аукционыявляются распространенным способом приватизации государственного имуниципального имущества, продажи земельных участков для жилищногостроительства (ст. ст. 38.1 и 38.2 Земельного кодекса РФ) и во многих другихслучаях.
Однако на практике огромное количество торгов проводится не толькона продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случаезаказчик торгов, наоборот, заинтересован в получении минимальной цены.Победитель подобного аукциона (редукциона) определяется путем пошагового (приустном соревновании) понижения начальной (стартовой) цены. Цена постепенноснижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первыйакцептант. Таким образом, начальная цена является предельной ценой, онаобязательно должна быть снижена участниками торгов. Редукционы наиболеераспространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов.Например, наличие в заявке участника размещения заказа предложения о ценегосударственного или муниципального контракта, превышающей его начальную(максимальную) цену, само по себе является основанием для отказа ему в допускек участию в аукционе или конкурсе.
Всоответствии с тем же п. 4 ст. 447 ГК РФ конкурсом признается такая формапроведения торгов, при которой: а) победителя торгов определяет не ихорганизатор, но назначенная им конкурсная комиссия; б) победителем признаетсялицо, предложившее лучшие условия. Именно конкурс представляется оптимальнойформой торгов при заключении договора на управление объектом недвижимости, таккак в этом случае наибольшее значение имеют не стоимость услуг такойорганизации, а условия обслуживания здания и качество оказываемых услуг.
Изтолкования норм ГК РФ можно заключить, что:
а) дляразграничения аукциона и конкурса решающее значение имеет субъект,уполномоченный определять победителя торгов (организатор торгов или конкурснаякомиссия), в то время как «наиболее высокая цена» является частным случаем«лучших условий»;
б) «лучшие условия» должны либо включать наилучшую цену лишь какодно из нескольких условий, подлежащих оценке в совокупности, либорассматривать иные условия, а не цену. Игнорирование специфики субъекта,определяющего победителя (небезосновательное, ибо на суть отношений такойпризнак повлиять не может), приводит к тому, что аукцион рассматривается какчастный случай конкурса.
На конкурсных торгах (от лат. «concursus» — течение, столкновение)победителем считается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора,использования имущества. Критерии отбора устанавливает заранее сформированнаяконкурсная комиссия, в которую могут входить не только сотрудники заказчикаторгов, но и любые лица, которые имеют научный авторитет, профессиональнуюрепутацию, считаются специалистами в определенной области. К этим критериям,как правило, относятся финансовые средства компании, трудовые ресурсы,профессиональные навыки персонала, наличие необходимого оборудования, опытработы.
Например, для победы в земельном конкурсе решающее значение имеетрежим использования имущества: целевое использование земельного участка,соблюдение экологических и архитектурно-планировочных требований, обеспечениемаксимального размера инвестиций, проведение работ по рекультивации,благоустройству и пр. В свою очередь, на аукционе земельные участки продаются вслучае, когда от покупателя (арендатора) не требуется выполнения каких-либоусловий, кроме целевого использования земли.
Торги в форме конкурса являются удобным способом для их инициаторавыбрать контрагента с наиболее оптимальными условиями сделки. Смысловоезначение термина «конкурс» сводится к соревнованию, состязанию, конкуренции сцелью выявить наилучших участников. В судебно-арбитражной практике справедливоотмечается, что конкурс — это мероприятие, целью которого является определениелиц, наиболее способных к оптимальному решению поставленной задачи[3].
Различия между аукционом и конкурсом, по большому счету, несущественны.По сути, аукцион — это тот же самый конкурс, но лишь с одним критерием отбора,в качестве которого выступает цена. Однако допустимо дать и определениеконкурса через понятие аукциона, ведь конкурс — это тот же самый аукцион,участники которого прошли определенный квалификационный отбор и по заключениюконкурсной комиссии удовлетворяют всем заявленным требованиям (критериям).
Зачастую заказчик торгов устанавливает смешанные (и аукционные, иконкурсные) требования к победителю, который должен одновременно предложить илучшие условия исполнения договора, и лучшую цену (например, приватизационныеконкурсы, земельные конкурсы по продаже участков, находящихся в государственнойили муниципальной собственности, для строительства нежилых объектов). Нужно признать,что в таком случае конкурс будет полностью идентичен аукциону[4].
Торги(независимо аукционы или конкурсы) можно разделить на открытые и закрытые.Согласно ст. 448 ГК РФ в открытых торгах может участвовать любое лицо, взакрытых — только специально приглашенные лица, при этом если для открытыхторгов организатор «делает» извещение, то при проведении закрытых —«направляет» его потенциальным участникам.
Влитературе высказывается мнение, что при классификации торгов по кругуучастников необходимо выделять:
— открытыеторги, в которых может участвовать любое лицо;
— закрытыеторги, в которых участвуют специально приглашенные лица;
— торги сограниченным участием, когда круг участников не определен, но ограниченкакими-либо критериями (например, наличием лицензий, специального допуска и т.п.).
Даннаяклассификация небезупречна, поскольку смешиваются два основания классификации:по порядку определения круга участников и по наличию требований к участникамторгов, если их круг заранее не определен.
Представляетсяболее правильным разделять торги на открытые и закрытые. Соответственно, впервом случае круг участников заранее не определен, во втором — победительопределяется из числа не любых откликнувшихся лиц, а только приглашенных.Использование открытых торгов целесообразно, когда к потенциальному контрагентунет специфических требований, например при продаже недвижимости.
Открытыеторги, в свою очередь, можно подразделить в зависимости от требований,предъявляемых к откликнувшимся участникам, на «безусловно открытые» (когдаучастник должен быть дееспособен, и этого достаточно для того, чтобы его заявкабыла принята к рассмотрению), и на «торги с ограниченным участием» (когда кучастникам предъявляются квалификационные требования, что, однако, непревращает их в закрытые, ибо отбор лиц, допущенных к участию в торгах,осуществляется не организатором на стадии их подготовки к проведению, анепосредственно при приеме или анализе заявок на участие). Установление такихограничений важно тогда, когда потенциальному контрагенту необходимо иметьсоответствующие лицензии на осуществление определенной деятельности, напримерпри проведении торгов, на капитальный ремонт зданий и сооружений[5].
Две данныеклассификации (разделение торгов на аукционы и конкурсы — открытые и закрытые),воспроизведенные в законе, позволяют создавать форму торгов, наиболееадекватную интересам общества и отдельных лиц.
Оценивая нормы действующего законодательства, посвященныепроведению торгов, можно сделать вывод, что приоритет отдается аукционнымторгам, на которых соблюдается принцип определения победителя по цене.Например, системный анализ многих норм Закона о размещении заказов позволяетсделать вывод, что основным критерием для определения лучших условий исполнениягосударственного контракта является именно цена контракта. Другие же критерииимеют сопутствующее значение, причем даже при проведении конкурсов.
1.2 Порядок проведения торгов
Процедура торгов начинается с принятия решения о проведенииторгов, для заключения договора по их итогам. Вторым шагом к заключениюдоговора именно способом проведения торгов является определение лица, котороебудет выступать организатором торгов, а также других лиц, которые будутучаствовать непосредственно в торгах.
Законодатель устанавливает, что организатором торгов можетвыступать или сам собственник вещи, или обладатель имущественного права, илиспециализированная организация. Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 447 ГК РФ)прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торговимеют в своей основе договор.
Исходя из принципа свободы договора, стороны могут заключитьдоговор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или инымиправовыми актами. Тем не менее, вопрос о принадлежности такого договора ккакому-нибудь виду поименованных договоров является не праздным и носит сугубопрактический характер. Ясность по данной проблеме позволяет внестиопределенность в права и обязанности собственника и организатора торгов, чтоимеет значение не только для сторон договора, но и для участников торгов[6].
В число обязанностей организатора торгов, согласно ГК РФ, входит:извещение о проведении торгов, подписание протокола по результатам торгов,имеющего силу договора. Такие действия носят характер юридически значимыхдействий (сделок). П. 2 ст. 447 ГК РФ устанавливает, что организатор торговможет выступать как от своего имени, так и от имени собственника. Совершениеорганизатором торгов от имени и за счет собственника юридически значимыхдействий совпадает с определением договора поручения (глава 49 ГК РФ), в товремя как совершение им сделок от своего имени, но за счет собственникаохватывается понятием договора комиссии (глава 51 ГК РФ).
Несмотря на то, что ГК РФ не упоминает прямо о совершенииорганизатором фактических действий по поручению собственника (таких, например,как прием заявок на участие в торгах, разъяснение правил участия в торгах,фактическое проведение торгов, включая анализ поступивших от участниковзаявок), в большинстве случаев такие действия являются договорной обязанностьюорганизатора торгов.
Совершение организатором торгов как юридических, так и фактическихдействий по поручению собственника дает основания квалифицировать отношения поорганизации торгов как агентирование. В зависимости от того, от чьего именидействует организатор, будет решаться вопрос, применяются субсидиарно к нормамглавы 52 ГК РФ положения о договоре поручения (в случае, если организаторторгов выступает от имени лица, в чьих интересах проводятся торги) или одоговоре комиссии (в случае, если организатор торгов выступает от своегоимени).
Принятие решения о проведении торгов для заключения договораявляется первым и необходимым этапом проведения торгов. На данном этапеформируется воля юридического лица на заключение договора, однако еще нетопределенности в отношении будущего контрагента, а также в отношении некоторыхсущественных условий будущего договора.
Определение правовой природы извещения о проведении торговявляется острым спорным вопросом в современном праве.
Одной из наиболее распространенных точек зрения на правовуюприроду извещения о проведении торгов является признание извещенияодносторонней сделкой[7].
Основным аргументом для такой квалификации извещения служит,во-первых, признание того, что извещение о проведении торгов порождаетопределенные обязательства организатора торгов, во-вторых, квалификация в самомГК публичного конкурса (который признается родственным торгам по своей правовойприроде) в качестве односторонней сделки.
Другие ученые рассматривают извещение лишь как элементюридического состава по проведению торгов. С этим мнением сложно согласиться,т.к. извещение само по себе порождает определенные правовые последствия, пустьи имеющие значение только в рамках системы проведения торгов, например,обязательство организатора торгов рассмотреть поступившие заявки на участиепосле подачи извещения и до проведения торгов опубликования объявления оботмене торгов. Безусловно, рассмотрение торгов в целом как совокупностиюридических фактов имеет под собой основание, т.к. дает целостный, системныйвзгляд на торги как единый механизм заключения договора. Тем не менееигнорирование правового значения составных частей (элементов) этого механизмаможет создать неверное впечатление о правах и обязанностях участниковсоответствующих правоотношений, тем более что торги представляют собой примердлящихся правоотношений, проходящих в своем развитии несколько этапов, в ходекоторых правовое положение субъектов претерпевает изменения.
Успешностьторгов во многом зависит от их информационного обеспечения. По общему правилуизвещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ). Характерно, что извещение опроведении торгов должно быть именно «сделано», т.е. в ГК РФ отсутствует акцентна публикацию извещения о торгах в печатных средствах массовой информации. Вэтой связи необоснованной представляется позиция, состоящая в том, что«извещение должно публиковаться в соответствующих средствах массовойинформации»[8].
Дело в том, что при проведении торгов, закрытых по составу участников,специально приглашаются конкретные лица, поэтому извещение не публикуется, аименно делается организатором торгов путем рассылки персональных приглашений.Открытые торги, напротив, предполагают публикацию извещения для всеобщегосведения.
Действительно, для принятия решения об участии или неучастии воткрытых (публичных) торгах потенциальному претенденту требуется определенноевремя. Оно необходимо, чтобы оценить условия торга и свои возможности дляпобеды в нем, именно поэтому претендент должен иметь под рукой всю необходимуюинформацию, т.е. опубликованное извещение о торгах. Поэтому сообщение сложной ибольшой по объему информации, сделанное по радио[9], илиизвещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, являетсяненадлежащим извещением о торгах, так как не позволяет эту информациюзафиксировать[10].
Подача заявки на участие в торгах знаменует собой новый этап вразвитии отношений по заключению договора на торгах.
Вопрос о правовой квалификации заявки на участие в торгах являетсяне менее спорным, чем вопрос о сущности извещения о проведении торгов.
Высказывается мнение, в соответствии с которым проведение торговдоговором не является и представляет собой только юридический факт, являющийсялишь элементом юридического состава по заключению договора на торгах, неимеющий самостоятельного значения[11].Продолжая эту мысль, можно заключить, что и такие элементы, как извещение изаявка, самостоятельного правового значения также не имеют. Учитывая, что иизвещение, и заявка влекут возникновение правовых последствий, порождаяобязательства, которые, хотя и составляют часть юридического состава позаключению договора на торгах, но могут быть квалифицированы с использованиемсуществующих правовых конструкций как сделки, данную точку зрения нельзяпризнать верной.
Подача заявки на участие в торгах влечет заключение договора опроведении торгов.
С другой стороны, заявка в большинстве случаев представляет собойодновременно и оферту на заключение основного договора. В зависимости отпроцедуры проведения торгов эти две функции заявки на участие в торгах могутбыть разведены во времени и содержаться в различных документах, представляемыхучастниками торгов. Такая ситуация характерна для таких торгов, в ходе которыхпосле подачи заявки на участие в торгах организатор передает участнику толькопакет конкурсной документации, соответственно, оферта на заключение договора поитогам торгов будет представлена участником только после изучения конкурснойдокументации и подготовки на ее основе предложения.
Если рассматривать специальное правовое регулирование отдельныхвидов торгов в РФ, то можно заметить, что в некоторых случаях правовой статусзаявок участников является более очевидным.
При заключении договоров на торгах, проводимых на фондовой бирже,заявки однозначно квалифицируются как оферты и акцепты. Но при подачебезадресной заявки торги проводятся по принципу двойного встречного аукциона, иопределить, какая из заявок является офертой, а какая — акцептом, непредставляется возможным.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ, протокол о результатах торговподписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведенияторгов.
Законом установлены два требования к порядку подписания протокола.Во-первых, время подписания (день проведения торгов). Во-вторых, субъекты,которые должны подписать протокол: в качестве таковых ГК РФ указывает два лица- организатора и победителя торгов.
Однако в зависимости от сферы проведения торгов могут выявлятьсянекоторые особенности в порядке и правовом значении протокола по итогам торгов.В настоящее время нормативные акты Правительства РФ, регламентирующие порядокпроведения торгов по продаже государственного или муниципального имущества,рассматривают протокол об итогах торгов в качестве решения продавцагосударственного или муниципального имущества и не предусматривают подписания такогопротокола лицом, выигравшим торги.
Норма, закрепленная в п. 5 ст. 448 ГК РФ, является императивной ине предусматривает возможности ее изменения или интерпретации подзаконнымиактами. Кроме того, нельзя не признать, что нормы, регламентирующие заключениедоговора на торгах, являются специальными по отношению к общим нормам о порядкезаключения договора. Соответственно, игнорирование нормы о подписании договоране только организатором, но и лицом, выигравшим торги, может привести коспариванию торгов по формальным основаниям[12].
При сопоставлении норм ГК РФ и соответствующих постановленийПравительства РФ можно обнаружить, что их авторы исходят из различногопонимания правовой природы протокола об итогах торгов.
Постановления Правительства рассматривают протокол об итогахторгов в качестве одностороннего акта продавца (организатора торгов),являющегося акцептом наилучшей заявки участника торгов (оферты) и фиксирующегорешение о выборе победителя торгов.
ГК РФ исходит из сущности протокола как двусторонней сделки,совершению которой предшествует определение организатором победителя торгов,т.е. акцепт оферты участника торгов. Именно тот факт, что к моменту составленияпротокола по итогам торгов победитель уже определен и такой победитель осознаетизменения в своем правовом положении (статус участника торгов меняется настатус лица, выигравшего торги), и позволяет устанавливать меры ответственностиорганизатора торгов по отношению к лицу, выигравшему торги. В случае если быоснованием для признания лица победителем торгов являлся исключительнопротокол, подписанный организатором торгов, то сама конструкция ответственностиорганизатора торгов за уклонение от подписания протокола перед победителемторгов не могла бы существовать ввиду отсутствия субъекта, имеющего правотребовать подписания протокола. Таким образом, по своей сути протокол об итогахторгов не является акцептом.
Выбор победителя торгов осуществляется организатором торгов вустной форме. При этом такое действие организатора торгов следуетклассифицировать как юридический факт, т.к. оно влечет возникновение прав иобязанностей у лица, признанного победителем торгов.
Протокол об итогах торгов является самостоятельным юридическимфактом в системе торгов (как особого порядка заключения договора),установленным специальной императивной нормой, и представляет собойдвустороннюю сделку — договор.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ протокол о результатах торгов имеетсилу договора. Соответственно, если предметом торгов являлось не правозаключения договора, договор будет заключен непосредственно в день подведенияитогов торгов.
В случае, если предметом торгов являлось право на заключениедоговора, то протокол имеет силу предварительного договора[13],а основной договор должен быть заключен в течение 20 дней или в иной срок,указанный в извещении о проведении торгов (ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ).
Тем не менее, в литературе существует мнение, что протокол торговне может быть квалифицирован в качестве предварительного договора, т.к. неучитывает требование п. 2 ст. 429 ГК РФ, согласно которому предварительныйдоговор должен быть заключен в той же форме, что и основной договор.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что протокол порезультатам торгов следует признать юридическим фактом, влекущим возникновениеправоотношений, т.е. двусторонней сделкой — договором, при этом в случаях,когда протокол не играет роль основного договора, заключаемого по итогамторгов, протокол может быть квалифицирован как предварительный договор.
Итогом нормального хода торгов должно явиться выявлениепобедителя.
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ, протокол о результатах торговподписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведенияторгов.
Вопрос о том, является ли организатор торгов в случае, еслидействия по проведению торгов осуществляются им на основании договора ссобственником, стороной договора, заключаемого по результатам торгов,достаточно активно обсуждался в отношении торгов, проводимых судебнымиприставами-исполнителями, в отношении же торгов, проводимых по волесобственника, ситуация представляется более определенной. При квалификациидоговора между собственником и организатором в качестве договора агентированиясубсидиарное применение норм о договоре комиссии или поручения позволяетсделать следующие заключения: согласно ст. 971 ГК РФ права и обязанности посделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя, а всоответствии со ст. 990 ГК РФ по сделке, совершенной комиссионером с третьимлицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент ибыл назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения поисполнению сделки. Соответственно, в отношении договора, заключаемого по итогамторгов, можно сделать вывод, что определение стороны по договору зависит отусловий договора между собственником и организатором торгов. Этот момент особенноважен при проведении торгов по продаже недвижимого имущества (если на торгивыставляется, конечно, не право заключения договора), ибо в случае, если торгипроводились от имени организатора, именно он имеет право на получение покупнойцены до момента передачи прав и обязанностей по заключенному с победителемторгов договору[14].
Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ протокол о результатах торгов имеетсилу договора, т.е., если предметом торгов являлось не право заключениядоговора, договор будет заключен непосредственно в день подведения итоговторгов. В случае, если предметом торгов являлось право на заключение договора,то протокол имеет силу предварительного договора, а основной договор долженбыть заключен в течение 20 дней или в иной срок, указанный в извещении опроведении торгов (ч. 2 п. 5 ст. 448 ГК РФ).
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ НА ТОРГАХ
ДОГОВОРА ДЛЯГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
НУЖД
2.1 Заключениядоговора на торгах для государственных нужд
путем проведенияконкурса
С 1 января2006 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещениизаказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг длягосударственных и муниципальных нужд» (далее – Закон) и перестал действоватьФедеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»[15].
Преждевсего, отметим тот факт, что в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее – БКРФ) все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ/>осуществляются исключительно на основе государственныхили муниципальных контрактов путем проведения конкурса.
Законутвердил новые правила и процедуры размещения заказов на поставки товаров,выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд,организаций и учреждений, финансируемых из бюджетов разных уровней, в целяхэффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Он применяетсяюридическими лицами при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг) насумму по одной сделке (договору), превышающую установленную Центробанком РФсумму предельного размера расчета наличными деньгами между юридическими лицами.
Вто же время необходимо отметить, что если бюджетное учреждение ежедневнозакупает товар у физических лиц, то на него действие ст. 5 Федерального законаот 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» не распространяется.Но при закупке товара у юридических лиц ее применение будет обязательным.
Вслучае заключения бюджетной организацией нескольких договоров в течениетекущего года с одним и тем же поставщиком и с одним и тем же предметомдоговора контролирующие органы могут расценить это как последовательныедействия одной сделки и объединить сумму договоров в рамках одного договора,что приведет к нарушению Закона.
Платаза участие в конкурсе не взимается, за исключением следующего случая: еслиучастник просит дать комплект конкурсной документации персонально для него, тозаказчик вправе установить плату за данную услугу, причем размер требуемойсуммы не должен превышать затрат на изготовление и оформление документов/>[16].
Внесениеденежных средств в качестве обеспечения заявки может быть установленозаказчиком как требование или условие участия в конкурсе. Размер обеспечениясоставляет не более 5 процентов начальной цены контракта/>.
Припроведении открытого конкурса заказчик не менее чем за тридцать дней/> до дня вскрытия конвертов с заявками на участие публикует вофициальном печатном издании и размещает на официальном сайте извещение иконкурсную документацию.
Для участияв конкурсе в указанные сроки подается заявка, где содержатся следующие данные:
— сведенияи документы об участнике размещения заказа;
— предложение о потребительских свойствах и качественных характеристиках товара(работах, услугах);
— документыили их копии, подтверждающие соответствие подателя заявки установленнымтребованиям и условиям допуска к участию, а также иные документы.
Участниквправе изменить или отозвать заявку в любое время до момента вскрытия конвертовс заявками конкурсной комиссией (день, время и место этого события указаны визвещении). Комиссия ведет протокол вскрытия конвертов, который обязательноподписывается всеми ее членами и заказчиком.
Срокрассмотрения заявок не может превышать десяти дней со дня вскрытия конвертов/>. По его истечении конкурсная комиссия принимает решение одопуске или об отказе к участию в конкурсе (оформляется протоколом).
Победителемконкурса признается участник, который предложил лучшие условия исполненияконтракта. С этим лицом заключается государственный контракт, порядокзаключения которого определен ГК РФ/>. Вся документация,касающаяся размещения заказа для государственных нужд, должна быть размещена наофициальном сайте и опубликована в средствах массовой информации[17].
Закрытыйконкурс применяется исключительно в случае размещения заказа на поставкутоваров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляютгосударственную тайну/>. Он проводится по согласованию сфедеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществлениеконтроля в сфере размещения заказов. Срок согласования должен занимать не болеедесяти рабочих дней со дня поступления обращения о согласовании проведениязакрытого конкурса/>.
При егопроведении применяются аналогичные положения, но в Законе указывается, чтоизвещение о проведении закрытого конкурса, конкурсная документация, изменения внее, подача заявок на участие, протоколы, составленные в ходе проведенияконкурса, а также полученная информация не подлежат опубликованию в средствахмассовой информации и размещению в Интернете/>.
Приглашениенаправляется лицам, удовлетворяющим требованиям, предусмотреннымФедеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов напоставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд» имеющим доступ к сведениям, составляющим государственнуютайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнить работы, оказатьуслуги, являющиеся предметом конкурса.
Весьдокументооборот осуществляется только в письменной форме, включая заявки научастие в конкурсе.
Недопускается осуществление аудио — и видео-записи.
Сроки попроведению конкурса, установленные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».Размещение, опубликование Извещения о проведении конкурса Не менее чем за 30 дней до дня вскрытия конвертов заявками на участие в конкурсе. Предоставление участникам размещения заказа конкурсной документации В течение 2-х рабочих дней со дня получения заявления. Отказ от проведения конкурса Не позднее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок. Разъяснение документации В течение 2-х рабочих дней со дня поступления, если запрос на разъяснение поступил не менее, чем за5 дней до дня окончания срока подачи заявок. Внесение изменений в извещение и в документацию Не позднее, чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок. При этом срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение, документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней. Участник размещения отозвал заявку В любое время до момента вскрытия конкурсной комиссией конвертов с заявками на участие в конкурсе. Получена заявка на участия в конкурсе в форме электронного документа В течение 1 рабочего дня с момента получения подтверждения. Протокол вскрытия конвертов с заявками и открытия доступа к электронным документам Подписание протокола происходит непосредственно после вскрытия конвертов. Срок рассмотрения заявок на участие в конкурсе Не позднее 20 дней со дня вскрытия конвертов с заявками. Передача проекта контракта участнику, подавшему единственную заявку В течение 3-х рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок. Протокол подписан в день окончания рассмотрения заявок на участие в конкурсе Не позднее дня, следующего за днем подписания протокола – уведомление. Передача проекта контракта участнику, признанным единственным участником конкурса В течение 3-х дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок. Срок оценки и сопоставления заявок. Передача проекта контракта победителю и 1 экз. протокола оценки и сопоставления заявок Не позднее 10 дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок. В течение 3-х рабочих дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявок. Обращение участника с запросом на разъяснение результатов конкурса В течение 2-х рабочих дней со дня поступления – ответ на запрос. Подача сведений в реестр контрактов В течение 3-х рабочих дней со дня заключения контракта. Подача сведений в реестр недобросовестных поставщиков Не позднее 3-х рабочих дней с момента подписания контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер. В течение 5-тирабочих дней со дня истечения срока подписания контракта с уклонившимся участником, признанным единственным участником размещения заказа. Подача жалобы на решение конкурсной комиссии Не позднее 10-ти дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения, протокола оценки и сопоставления заявок.
С 1 января2008 года при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для федеральных нужд опубликование информации о размещениизаказов в официальном печатном издании не производится.
2.1Заключения договора на торгах для государственных нужд
путем проведенияаукциона
Аукцион — торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую ценугосударственного или муниципального контракта за исключением случаев,установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 37 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
РаспоряжениемПравительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г . № 236-р,утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки(выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. Вслучае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещениезаказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услугдля государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса недопускается[18].
Аукционыподразделяются на открытые и закрытые, кроме этого аукционы могут проводиться вэлектронной форме.
В аукционемогут участвовать только участники, признанные участниками аукциона. Заказчик,уполномоченный орган обязаны обеспечить участникам аукциона возможность принятьнепосредственное или через своих представителей участие в аукционе.
Аукционпроводится заказчиком, уполномоченным органом в присутствии членов аукционнойкомиссии, участников аукциона или их представителей.
Аукционпроводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота),указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона».
«Шагаукциона» устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной)цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
В случае,если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ниодин из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкуюцену контракта, аукционист обязан снизить «шаг аукциона» на 0,5 процентаначальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процентаначальной (максимальной) цены контракта (цены лота)[19].
Аукциониствыбирается из числа членов аукционной комиссии путем открытого голосованиячленов аукционной комиссии большинством голосов.
Аукционпроводится в следующем порядке:
1)аукционная комиссия непосредственно перед началом проведения аукционарегистрирует участников аукциона, явившихся на аукцион, или их представителей.В случае проведения аукциона по нескольким лотам аукционная комиссия передначалом каждого лота регистрирует участников аукциона, подавших заявки вотношении такого лота и явившихся на аукцион, или их представителей. Прирегистрации участникам аукциона или их представителям выдаются пронумерованныекарточки (далее — карточки);
2) аукционначинается с объявления аукционистом начала проведения аукциона (лота), номералота (в случае проведения аукциона по нескольким лотам), предмета контракта,начальной (максимальной) цены контракта (лота), общей начальной (максимальной)цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной (максимальной) ценыединицы услуги (в целях настоящей части далее — начальная (максимальная) ценаконтракта), «шага аукциона», наименований участников аукциона, которые неявились на аукцион, наличия учреждений и предприятий уголовно-исполнительнойсистемы и (или) организаций инвалидов в случае, если в документации об аукционепредусмотрены преимущества для таких участников аукциона, аукционист предлагаетучастникам аукциона заявлять свои предложения о цене контракта;
3) участникаукциона после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта(цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона»,поднимает карточки в случае, если он согласен заключить контракт по объявленнойцене;
4)аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднялкарточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта(цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с «шагом аукциона», атакже новую цену контракта, сниженную в соответствии с «шагом аукциона», и «шагаукциона», в соответствии с которым снижается цена;
5) аукционсчитается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом ценыконтракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случаеаукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее ипредпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименованиепобедителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложениео цене контракта[20].
Победителемаукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, заисключением случаев, установленных Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
В случае,если при проведении аукциона на право заключить контракт на оказание услуг пооткрытию и ведению банковских счетов, осуществлению расчетов по этим счетамцена контракта снижена до нуля, аукцион проводится на продажу права заключитьгосударственный или муниципальный контракт. В этом случае победителем аукционапризнается лицо, предложившее наиболее высокую цену права заключитьгосударственный или муниципальный контракт.
В случае,если в документации об аукционе указывалась
-общаяначальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию;
-начальная(максимальная) цена единицы услуги и (или) работы по техническому обслуживаниюи (или) ремонту техники, оборудования, аукцион проводится путем снижения общейначальной (максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию иначальной (максимальной) цены единицы услуги и (или) работы по техническомуобслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования на «шаг аукциона».
«Шагаукциона» устанавливается в размере пяти процентов общей начальной(максимальной) цены запасных частей к технике, к оборудованию, начальной(максимальной) цены единицы услуги.
Припроведении аукциона заказчик, уполномоченный орган в обязательном порядкеосуществляют аудиозапись аукциона и ведут протокол аукциона.
Любойучастник аукциона вправе осуществлять аудио- и видеозапись аукциона.
Электронныйаукцион — это вид торгов в форме аукциона, при котором ценовые предложенияподаются в электронном виде через Интернет.
Ценовыепредложения подаются многократно, и все участники видят предложенияконкурентов. Перед началом аукциона на официальном сайте публикуется извещениео проведении аукциона, в котором указан и сайт, на котором проходит самаукцион.
Извещение опроведении открытого аукциона в электронной форме опубликовывается иразмещается в порядке, установленном Законодательством о размещении заказов, неменее чем за десять дней до даты проведения аукциона.
В извещениио проведении открытого аукциона в электронной форме, подлежащем опубликованию вофициальном печатном издании, должны быть указаны сведения, предусмотренныепунктами 1, 2, 4 и 5 части 4 статьи 21, пунктом 2 части 3 статьи 33 Закона оразмещении заказов, а также сведения об официальном сайте, на которомразмещается такое извещение. В извещении о проведении открытого аукциона вэлектронной форме, размещаемом на официальном сайте, кроме сведений,предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 5 части 4 статьи 21, пунктами 3, 4, 4.2 — 7части 4 статьи 22, пунктом 2 части 3 статьи 33, пунктами 6 и 9 части 4 статьи34 Закона о размещении заказов, указываются также сайт в сети «Интернет», накотором будет проводиться такой аукцион, дата и время начала регистрации наэтом сайте участников аукциона, порядок их регистрации на этом сайте, дата ивремя начала проведения такого аукциона. При проведении открытого аукциона вэлектронной форме документация об аукционе не разрабатывается[21].
Доступ кучастию в открытом аукционе, проводимом в электронной форме на сайте в сети«Интернет» осуществляется без взимания платы.
Припроведении открытого аукциона в электронной форме «шаг аукциона» неустанавливается.
С даты ивремени начала проведения аукциона на сайте в сети «Интернет» должны бытьуказаны:
1)предмет иусловия контракта;
2)начальная (максимальная) цена контракта (цена лота);
3) порядокрегистрации участников открытого аукциона;
4) в режимереального времени последнее и предпоследнее предложения о цене контракта ивремя поступления указанных предложений, за исключением случаев, если впоследнем предложении указывается цена контракта, равная цене контракта,указанной в предпоследнем предложении, или превышающая такую цену.
Аукционсчитается оконченным, если в течение одного часа с момента размещения на сайтев сети «Интернет» последнего предложения о цене контракта не поступило ниодного предложения, предусматривающего более низкую цену контракта. В случае,если в нескольких предложениях указана одинаковая наиболее низкая ценаконтракта, победителем аукциона признается участник аукциона, предложение оцене контракта которого поступило ранее других предложений. Информация обокончании аукциона размещается на таком сайте немедленно.
Преимущества электронных аукционов:
— сокращенные сроки проведения торгов в форме электронногоаукциона по сравнению с очной формой;
— отсутствие необходимости в специальном программном обеспечении;
— минимальный документооборот;
— торги происходят в реальном времени через Интернет. Никуда ненадо выезжать для участия в аукционе;
— процедура полностью прозрачна для всех участников. Никто неможет повлиять на ход аукциона.
— небольшие расходы, связанные с проведением электронногоаукциона.
Электронные аукционы — наиболее удобная и эффективная и прозрачнаясовременная форма привлечения широкого круга поставщиков. Интернет аукционысущественно удешевляют, ускоряют и упрощают процедуру.
Некоторыеотличия процедуры проведения торгов в форме аукциона и конкурсаПроцедура (действие) Конкурс Аукцион Размер обеспечения заявки (при установлении требования) Не более 5 % начальной цены контракта (ч.4 ст.20) Не более 5 % начальной цены контракта (ч.5 ст.32) При проведении торгов на выполнение работ, оказание услуг квалификация участника размещения заказа может являться критерием оценки заявки Да (п. «г» ч.3 ст.25; п.«1.1» ч.4 ст.28) Нет Проведение торгов возможно по лотам Да (ч.2.1 ст.10) Да (ч.2.1 ст.10) Обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках. Заказчик. Уполномоченный орган. Специализированная организация (ч.8 ст.25) Лишено смысла, т.к. заявки на участие в аукционе не содержат предложения о цене контракта (ч.2 ст.35) Указание на товарные знаки в документации, которое должно сопровождаться словами «или эквивалент» может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта (ч.3 ст.22) При проведении аукциона указание возможно, сопровождая словами «или эквивалент», а также указать товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии такой информации) (ч.3 ст.34) Критерии определения победителя Лучшие условия исполнения контракта (ч.1 ст.20) Наиболее низкая цена контракта (ч.1 ст.32)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведениеторгов представляет собой особый способ заключения договоров, выбор которогообусловлен необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечитьмаксимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции междупотенциальными контрагентами.
Исходяиз принципа свободы договора, стороны могут заключить договор какпредусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.Тем не менее, вопрос о принадлежности такого договора к какому-нибудь видупоименованных договоров является не праздным и носит сугубо практическийхарактер. Ясность по данной проблеме позволяет внести определенность в права иобязанности собственника и организатора торгов, что имеет значение не толькодля сторон договора, но и для участников торгов.
В российском законодательстве выделяют две формы проведенияторгов: в виде конкурса и аукциона. Различия между аукционом и конкурсом, побольшому счету, несущественны. По сути, аукцион — это тот же самый конкурс, нолишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступает цена. Однакодопустимо дать и определение конкурса через понятие аукциона, ведь конкурс — это тот же самый аукцион, участники которого прошли определенныйквалификационный отбор и по заключению конкурсной комиссии удовлетворяют всемзаявленным требованиям (критериям).
Принятие решения о проведении торгов для заключения договораявляется первым и необходимым этапом проведения торгов.
Подача заявки на участие в торгах знаменует собой новый этап вразвитии отношений по заключению договора на торгах.
Выбор победителя торгов осуществляется организатором торгов вустной форме. При этом такое действие организатора торгов следуетклассифицировать как юридический факт, т.к. оно влечет возникновение прав иобязанностей у лица, признанного победителем торгов.
Смена экономической системы планового хозяйствования на принципысвободного рынка затронула как правовое положение субъектов (на сменуадминистративной подчиненности пришел принцип равноправия сторон), так ипредпосылки к заключению договора (смена системы планово-распорядительногомеханизма заключения договоров на преимущественно общедиспозитивноерегулирование и принцип свободы договора). Это не могло не отразиться намеханизме заключения договора.
Торги как инструмент, в советское время свойственный исключительнопублично-правовым институтам (например, исполнительному производству),превратились из способа реализации имущества в отдельный специфический механизмзаключения гражданско-правового договора.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря1993г. (в ред. ФКЗ от 30 декабря 2008г.№6-ФКЗ)//Российская газета.-2009.-№7.
2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (вред. ФЗ от 09 февраля 2009г.№7-ФЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 32.- Ст. 3302.
3. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»: Федеральный Закон от21.07.2005 N 94-ФЗ//Российская газета.-2005.-№167.
4. «О проверке законности и обоснованности решений (постановлений)арбитражных судов, вступивших в законную силу»:Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 1999 г. N Ф08-1728/99
5. Обзор практикирассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов,проводимых в рамках исполнительного производства; информационное письмоПрезидиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.
6. Решение Арбитражного суда Костромской области от 14 марта 2006г.: « по делу N А31-2431/2005-14По иску о признании незаконными действий попроведению конкурса на право заключения договора по осуществлению перевозок попригородному маршруту N 102».7. Постановление ФАС Западно-Сибирскогоокруга от 7 февраля 2007 г. N Ф04-58/2007(30975-А75-11) по делу N А75-4671/2006
8. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книгапервая: Общие положения. -М., 2003. С. 184.
9. БеляеваО.А. Публичные торги в рамках исполнительного производства (комментарий кинформационному письму Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101) //Цивилист. 2006. № 2. С. 87 — 92.
10. Груздев В. Торги: понятие, правовая природа, признаниенедействительными // Хозяйство и право. -2004. №7.- С. 26.
11. Евсеев А. Заключение договора на торгах// Хозяйство иправо.-2000.-№1.-С.18.
12. Ефимова О. Конкурсы на заключение гражданско-правовыхдоговоров//Предпринимательское право.-2007.-№3.-С.12.
13. КлейнН. Поставка продукции для государственных нужд // Закон. -2005. № 6.- С. 63.
14. Макаренко Г.Н. система гражданско-правовых договоров в целяхобеспечения государственных нужд//Гражданское право.-2007.-№4.-С23.
15. Павлодский Е.А. Договоры в предпринимательской деятельности.:СПб.: Питер.-2007.-Ст.432.
16. Петров И.С. Приватизационные торги: Автореф. дис.… канд.юрид. наук. /И.С.Петров.- М., 2005. С. 10
17. Сухадольский В.А. Тендеры. Вопросы и ответы. М.: Издательство«Вершина», 2004. С. 14.
18. СкловскийК.И. О защите прав собственника и владельца имущества, реализованного напубличных торгах // Хозяйство и право. 2000. N 1
19. ТурсуноваЮ.С. Торги как способ заключения договора: Дис.… канд. юрид. наук: 12.00.03.М.: РГБ, 2005. С. 51.
20. ЯмбердоваА.В. Способы размещения заказов для государственных нужд//В курсе правовогодела.-2006.-№7.-С34