Реферат по предмету "Государство и право"


Основы государственного права

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Правоведение»
по теме: «Основыгосударственного права»

1. Понятие и признаки государственного органа. Системаорганов государственной власти
Государственная власть как способность или возможностьгосударства осуществлять политическое руководство обществом всегдаорганизационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникаетвопрос о механизме государственной власти, так как свое организационноевыражение государственная власть находит именно в определенном механизме[1].
В отечественной литературе механизм государственнойвласти, как правило, отождествляют либо с государственным аппаратом, либо смеханизмом государства, либо с тем и другим сразу, поскольку междугосударственным аппаратом и механизмом государства нередко не проводят никакогоразличия. Чтобы в этом разобраться, посмотрим, что же представляют собойгосударственный аппарат и механизм государства и совпадают ли они с механизмомгосударственной власти.
Государственный аппарат чаще всего определяют каксовокупность или систему государственных органов, с помощью которых выполняютсязадачи и функции государства. Иными словами, государственный аппарат – этовзятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственныефункции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.
Иногда государственный аппарат рассматривают в узкомзначении, понимая под ним лишь органы исполнительной власти и государственныхслужащих, работающих в этих органах. В этом случае органы законодательной иорганы судебной власти понятием «государственный аппарат» не охватываются.
В современной научной и учебной литературе наряду спонятием «государственный аппарат» широко используется понятие «механизмгосударства»[2].Трактуется оно неоднозначно. Одни этим понятием обозначают органы государства(государственный аппарат) в единстве с другими государственными организациями –государственными учреждениями и государственными предприятиями, которые органамигосударства не являются, но наряду с ними входят в состав государства ивыполняют его экономические, социально-культурные и прочие задачи и функции.При этом в структуре механизма государства выделяют три элемента: органыгосударства (государственный аппарат), государственные учреждения игосударственные предприятия. Другие считают, что механизм государства – это иесть государственный аппарат, т.е. система государственных органов, но взятый вдинамике. Третьи, тоже отождествляя понятия «механизм государства» и «государственныйаппарат», включают в механизм государства (государственный аппарат) наряду сгосударственными органами государственные учреждения и предприятия, норассматривают последние в качестве своеобразных вещественных придатковгосударственных органов. Встречаются и другие высказывания по данному вопросу.
Как представляется, понятия «государственный аппарат» и«механизм государства» при всей их связанности все же нужно различать. Причемво избежание путаницы в этом вопросе данным понятиям нужно придать строгоопределенное значение. Пьянов Н.А. полагает, что под государственным аппаратомцелесообразнее всего понимать систему только государственных органов, а подмеханизмом государства систему всех государственных организаций: органовгосударства, государственных учреждений и государственных предприятий[3]. Притакой трактовке данных понятий государственный аппарат тоже является механизмомгосударства, но это не весь государственный механизм, а только основная егочасть. Другой, вспомогательной его частью являются государственные учреждения ипредприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя иподчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду сорганами государства нет достаточных оснований, так как они качественноотличаются от органов государства. Органы государства – это организации,которые олицетворяют собой государственную власть и осуществляют управление иливсем обществом, или какой-нибудь его частью, а государственные учреждения ипредприятия государственную власть собой не олицетворяют и их руководящиеорганы осуществляют управление только трудовыми коллективами данных учрежденийи предприятий.
Большинство правоведов считает, что государственнаявласть получает свое организационное выражение не только в системе органовгосударства, т.е. в государственном аппарате, но и в системе государственныхучреждений и предприятий, руководящие органы (администрацию) которых, как иорганы государства, можно считать органами государственной власти[4]. Но ониявляются достаточно специфическими органами государственной власти, так как ихвластная деятельность ограничена рамками только трудовых коллективовгосударственных учреждений и предприятий и за пределы данных коллективов невыходит. Это, однако, не дает оснований не включать государственные учрежденияи предприятия в механизм государственной власти. Они, как и органы государства,входят в его состав и занимают в нем соответствующее место. А это значит, чтомеханизм государства целиком и полностью должен быть включен в состав механизмагосударственной власти.
Система органов государственной власти в демократическихгосударствах основана на принципе разделения властей. Принцип разделениявластей был выработан мировой практикой развития демократических государств.Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен вгосударстве при условии разделения функций государственной власти междусамостоятельными государственными органами. Поскольку существуют три основныефункции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная,каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующиморганом государственной власти. Напротив, соединение законодательных,исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственнойвласти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создаетвозможность установления в стране диктаторского политического режима.
Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трехфункций государственной власти, взаимодействует с другими государственнымиорганами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схемавзаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Онапредставляет единственно возможную схему организации государственной власти вдемократическом государстве.
В статье 10 Конституции РФ закрепляется фундаментальныйпринцип организации власти в Российской Федерации – принцип разделения властейна законодательную, исполнительную и судебную.
Существует мнение, что реализация принципа разделениявластей ведет к многовластию. Это суждение ошибочно. Власть в РоссийскойФедерации едина, так как ее единственным источником, согласно ст. 3Конституции, является многонациональный народ Российской Федерации. Никакойгосударственный орган в отдельности не может претендовать на суверенноеосуществление государственной власти. Сама по себе государственная власть неделится между государственными органами. Осуществление государственной властисвязано с разделением функций между органами законодательной, исполнительной исудебной власти. Эти органы самостоятельны лишь в осуществлении закрепленных заними Конституцией и законами функций государственной власти.
Осуществление государственной власти в РоссийскойФедерации возлагается на федеральные органы государственной власти,перечисленные в статье 11 Конституции РФ. Эти органы представлены: ПрезидентомРоссийской Федерации как главой государства; Федеральным Собранием, состоящимиз двух палат (Совета Федерации и Государственной Думы) и осуществляющимзаконодательную власть; Правительством, осуществляющим исполнительную власть;судами (Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным и иными федеральнымисудами, которые могут образовываться в соответствии с федеральнымконституционным законом), которые осуществляют судебную власть РоссийскойФедерации.
Перечень федеральных органов государственной власти,даваемый в ч. 1 ст. 11, является исчерпывающим, т.е. не допускающим расширениябез изменения гл. 1 Конституции. Перечисление федеральных органовгосударственной власти в гл. 1 Конституции, для изменения которой, согласно ст.135 Конституции, применяется усложненная процедура, имеет целью создатьстабильную систему организации государственной власти в Российской Федерации.
Поскольку, согласно ст. 1 Конституции, РоссийскаяФедерация является федеративным государством, государственная власть в нейосуществляется не только федеральными государственными органами, но и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.В субъектах Российской Федерации сложились разнообразные системы организациигосударственной власти: в некоторых республиках существует должностьпрезидента, а в других ее нет; различаются полномочия законодательных иисполнительных органов государственной власти, порядок их формирования,организация деятельности и т.д. Конституция допускает такое многообразие.Согласно ст. 77 Конституции система органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии сосновами конституционного строя Российской Федерации и общими принципамиорганизации представительных и исполнительных органов государственной власти,установленными федеральным законом.
Статью 11 Конституции нельзя уяснить в отрыве от ст. 3. Вэтой статье многонациональный народ Российской Федерации определяется какединственный источник власти. Народ осуществляет власть как непосредственно,так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовое положение Президента характеризуется, преждевсего, тем, что он является главой государства, из чего следует, что он –первый среди государственных должностных лиц, единственный, кто избирается всемизбирательным корпусом Российской Федерации. Он представляет РоссийскуюФедерацию внутри страны и в международных отношениях. Исходя из сложившейсямеждународной практики, это означает, что его заявления и акции не нуждаются вкаком-либо удостоверении, в каких-то специальных полномочиях. Президент всегдадействует «ex officio», т.е. на основании факта, что именно он является главойсуверенного государства.
Новая Конституция, сохраняя известную преемственность взаконодательной регламентации деятельности Правительства, весьма существенноизменила его статус и место в системе федеральных органов власти.
Согласно ст. 110 Конституции федеральное Правительствоосуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Из содержания этихположений ясно, что Правительство – высший орган исполнительной власти, хотяслово «высший» применительно к федеральным органам в новой Конституции неупотребляется, но для организации власти это имеет практическое значение. Делов том, что в ряде статей Конституции и текущем законодательстве применяетсяобобщающий термин «федеральные органы исполнительной власти», без расшифровки,какие конкретно органы включаются в эту систему и кому они подчиняются.
Сложившаяся практика подтверждает, на первый взгляд,фактическое верховенство Президента России в исполнительной власти. Нополитические реалии, как уже отмечалось, изменчивы, они не всегда соответствуютлогике предписаний Закона. Конституция закрепляет за ним статус главыгосударства и не более того. В этой связи небесспорны суждения о том, что«анализ конституционных норм подтверждает вывод, что Президент РФ фактическиглава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ,осуществляющий общее стратегическое руководство им»[5].
По мнению И.А. Ионова специфика взаимоотношенийПрезидента и Правительства РФ заключается в том, что они должны выполнять своифункции без административной субординации. Федеральный конституционный закон «ОПравительстве Российской Федерации» (1997 г.) институировал его как высшийисполнительный орган государственной власти Российской Федерации (ст. 1).Упомянутый закон не обусловливает необходимого общего руководства Президентафедеральным Правительством[6].
Окуньков Л.А. отмечает, что политическое единствоПрезидента и Правительства нисколько не противоречит конституционнойсамостоятельности и полноценному функционированию Правительства как высшегоисполнительного органа, ответственного перед народом. Безусловно, это требуетправового понимания Президентом своего места в системе власти. С точки зренияперспективы развития этих институтов вряд ли оптимальна конструкция системыисполнительной власти, которую возглавляют два высших федеральных органагосударственной власти[7].
Федеральное Собрание представляет законодательную властьРоссийской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат:Государственной Думы и Совета Федерации. Формально Совет Федерации не являетсяверхней палатой парламента и соответственно Государственная Дума – его нижнейпалатой, так как это не установлено Конституцией. Подобные характеристикивытекают главным образом из аналогии с зарубежной практикой организациидвухпалатных парламентов. В Государственной Думе через депутатов представленывсе граждане Российской Федерации независимо от места их проживания на территорииРоссийской Федерации. Совет Федерации формируется из представителей органовгосударственной власти субъектов Федерации (депутаты Совета Федерации первогосозыва были избраны на основе всеобщего прямого избирательного права). Такимобразом, через Совет Федерации обеспечивается выработка решений, наиболее точноучитывающих интересы субъектов Российской Федерации.
Следует особо отметить закрепленное в Конституцииразличие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституциизаконодательная деятельность сосредоточена преимущественно в ГосударственнойДуме: законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует возможностьпреодоления несогласия Совета Федерации с законом, принятым ГосударственнойДумой; ограничены сроки, в течение которых Совет Федерации обязан рассмотретьзаконы, переданные ему Государственной Думой. Функции Совета Федерации вобласти законотворчества состоят в рассмотрении законов, принятых Думой, иходобрении или неодобрении.
Характерными свойствами судебной власти являютсясамостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качестванашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначением судебной власти является защита прав и свободграждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствияактов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдениезаконности и справедливости при исполнении и применении законов и иныхнормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав исвобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельностиорганов судебной власти (ст. 18 Конституции). Судебная власть имеет прямоеотношение к соблюдению гарантированных каждому прав на жизнь, свободу и личнуюнеприкосновенность, неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных,почтовых и иных сообщений.
Исключительность судебной власти заключается в том, чтоникакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать насебя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяетименно суду право легитимно использовать полномочия государственной власти наприменение в процессуальном порядке государственного принуждения. Суд являетсяединственным органом власти, уполномоченным в установленном законом порядкепризнать лицо виновным в совершении преступления, применить принудительныесредства охраны правопорядка, назначить уголовное наказание.
Конституция не устанавливает структуру всей судебнойсистемы, предоставляя решение этого вопроса федеральному конституционномузакону о судебной системе, который должен установить соподчиненность еезвеньев, перечень федеральных судов, виды местных судов, их полномочия иструктуру.
Подзаконность судебной власти находит свое выражение нетолько в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона,подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ееносители не вправе отступать в своей деятельности от требований процессуальногозаконодательства.
2. Можно ли судебное решение, в частности решениеКонституционного Суда РФ, считать источником конституционного права и почему?Прокомментируйте Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8(в ред. от 06.02.2007) «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФпри осуществлении правосудия» и выделите все перечисляемые им случаи, когдасудам общей юрисдикции следует прямо применять конституционные нормы
Решения Конституционного Суда РФ относятся к источникамконституционного права. Конституционный Суд РФ, являясь частью федеральнойсудебной системы, вместе с тем занимает в ней особое положение. КонституционныйСуд Российской федерации является судебным органом конституционного контроля,самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредствомконституционного судопроизводства.
Основная функция Конституционного Суда – осуществлениеконституционного контроля в целях защиты основ конституционного строя, основныхправ и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямогодействия предписаний Конституции на всей территории Российской Федерации.Конституционный контроль состоит в выявлении правовых актов государственныхорганов и должностных лиц, противоречащих конституционным положениям, а также впринятии мер по устранению этих отклонений. В случае признания правового актанеконституционным, он утрачивает юридическую силу. Конституционный Судосуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства.Действующая Конституция изменила и расширила полномочия Конституционного Суда. Согласноч. 1 ст. 104 Конституции Конституционный Суд имеет право законодательнойинициативы по вопросам своего ведения (то есть по вопросам осуществлениясудебного конституционного контроля)[8].
Суду общей юрисдикции и арбитражные суды могутопосредованно влиять на формирование источников конституционного права. Правомна обращение в Конституционный Суд с запросом о конституционности закона обладаетлюбой суд. Такое обращение возможно, если суд при рассмотрении дела в любойинстанции придет к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененногоили подлежащего применению в данном деле. В период с момента принятия крассмотрению обращения суда в Конституционный Суд и до принятия постановленияКонституционного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом поделу решения приостанавливается.
Закрепленное в Конституции Российской Федерации положениео высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что всеконституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, всилу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должныруководствоваться Конституцией Российской Федерации.
В целях единообразного применения судами конституционныхнорм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Российской Федерациипринял Постановление №8 от 31.10.1995, в котором перечислены случаи применениясудами положений Конституции РФ. Рассмотрим некоторые из них.
Начало Постановления позволяет разобраться с источникамиуголовного и гражданского процесса. Высшую юридическую силу здесь имеетКонституция РФ, и не только для судов, но и для всех других субъектов процесса.
Исходя из положений, закрепленных в п. 6 комментируемогоПостановления, орган дознания, следователь, прокурор и суд не вправе основыватьсвое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права,свободы, обязанности человека и гражданина (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).
Согласно п. 8 Постановления Конституцией РоссийскойФедерации каждому гарантировано право на рассмотрение его дела в том суде и темсудьей, к подсудности которых оно отнесено законом (ч. 1 ст. 47). Еслинеподсудность уголовного дела данному суду обнаружилась уже после назначениясудебного заседания, то дело по представлению судьи направляется председателювышестоящего суда для отмены постановления о назначении судебного заседания инаправления дела по подсудности.
В п. 9 Постановления речь идет о принципе национальногоязыка судопроизводства. В ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерациизакреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указаннойконституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязанобеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлятьходатайства и выступать в суде на родном языке. Любое ограничение правобвиняемого, подсудимого, защитника, обусловленное незнанием ими языка, накотором ведется судопроизводство, и не обеспечение этим лицам возможности пользоватьсяв любой стадии процесса родным языком является существенным нарушением нормуголовно-процессуального закона.
Пункт 10 Постановления разъясняет вопросы, связанные спринципом состязательности судопроизводства (ч. 3 ст. 123 КонституцииРоссийской Федерации). Изложенные здесь положения в большей степени касаютсягражданского процесса. Однако данный принцип действует и по уголовным делам. Нов полной мере он проявляется лишь при рассмотрении дел судом присяжных.
Состязательность сторон обозначают следующие четыреправила:
1. Исследование доказательств осуществляется сторонамиобвинения (государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец и ихпредставители) и защиты (защитник, гражданский ответчик и его представитель).
2. Стороны равны в правах.
3. Суд руководит процессом, создавая необходимые условиядля всестороннего и полного исследования обстоятельств дела.
4. Разрешает дело суд.
В п. 15 Постановления говорится о принципе презумпцииневиновности. В отличие от организационного принципа – осуществления правосудиятолько судом, сформулированного в ст. 49 Конституции РФ (каждый обвиняемый всовершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу приговором суда), принцип презумпции невиновности в большейстепени не лозунг, а гарантия того, что невиновный не будет осужден. Речь идето следующих положениях закона, которые и могут быть признаны гарантиямиосуществления принципа презумпции невиновности:
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность небудет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Нельзяпризнавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются впользу обвиняемого.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого.
При осуществлении правосудия не допускается использованиедоказательств, полученных с нарушением федерального закона.
В следующем пункте – 16 речь идет о допустимостидоказательств. При осуществлении правосудия не допускается использованиедоказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50Конституции Российской Федерации).
Пункт 17 Постановления содержит в себе анализ принципаобеспечения обвиняемому (подозреваемому) права на защиту. При судебномразбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией (ч. 1ст. 48) право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Сучетом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитникав деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях,когда участие защитника является обязательным по закону.
Согласно п. 18 Постановления при рассмотрении гражданскихи уголовных дел судам необходимо учитывать, что в силу ст. 51 КонституцииРоссийской Федерации никто не обязан свидетельствовать против себя самого,своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральнымзаконом.
С учетом этого конституционного положения суд, предлагаяподсудимому дать показания по поводу обвинения и известных ему обстоятельствдела, должен одновременно разъяснить ему ст. 51 Конституции РоссийскойФедерации. Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены такжесупругу или близкому родственнику подсудимого перед допросом этого лица вкачестве свидетеля или потерпевшего и лицу, вызванному в суд в качествесвидетеля по гражданскому делу, если оно является супругом либо близкимродственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.
Если подозреваемому, обвиняемому, его супругу и близкимродственникам при дознании или на предварительном следствии не было разъясненоуказанное конституционное положение, показания этих лиц должны признаватьсясудом полученными с нарушением закона и не могут являться доказательствамивиновности обвиняемого (подозреваемого).
3. Граждане России, постоянно проживающие в одной иззарубежных стран, обратились в Государственную Думу РФ с жалобой, в которойотмечалось, что они не получили возможности принять участие во всероссийскомреферендуме из-за отказа российского посольства. Обоснована ли это жалоба? Дайтеоценку обращения, основываясь на конституционно-правовых нормах и ФКЗ от 28июня 2004 г. №5-ФКЗ (от 30.12.2006) «О референдуме Российской Федерации»
В ч. 1 статьи 32 Конституции РФ раскрывается в наиболееобщем виде сущность основного политического права граждан: участвовать вуправлении делами государства. Управление делами государства охватываетдеятельность всех его органов, в том числе органов государственной власти,управления, суда. Это право реализуется через более конкретные права, которыеизлагаются в ч. 2, 4, 5 статьи.
Указанное политическое право связано с обладаниемгражданством, поскольку само гражданство – это устойчивая правовая связь лица сгосударством. Только признавая за гражданами право на участие в управленииделами государства, само государство может притязать на добровольное соблюдениегражданами его установлений.
В ч. 2 статьи перечислен ряд прав, конкретизирующих ч. 1.К ним относятся в частности т право участвовать в референдуме.
Согласно действующему избирательному праву гражданеРоссийской Федерации, проживающие или находящиеся в период подготовки ипроведения выборов или референдума за пределами территории РоссийскойФедерации, обладают всей полнотой избирательных прав.
Согласно ч. 3 ст. 5 №5-ФКЗ «О референдуме РФ» ГражданинРоссийской Федерации, проживающий или находящийся за пределами ее территории,обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Дипломатическиепредставительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаныоказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации его права научастие в референдуме.
Жалоба граждан – обоснована.

Список использованных источников
1.        Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.)//Российская газета. 25.12.1993.
2.        Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» №1-ФКЗ от 21.07.94. СЗ РФ. 1994. № 13.
3.        Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» №5-ФКЗ от 28.06.04. СЗ РФ. 2004. № 13.
4.        Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 г. №8 «Онекоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия».БВС РФ. 1996. №1.
5.        Ионов И.А. Укрепление вертикали власти – в обход Конституции? // Журналроссийского права. 2005. №6.
6.        Общая теория права. Под ред. Пиголкина А.С. М., 2006.
7.        Окуньков Л.А. Президент и правительство в механизме взаимодействия государственнойвласти. // Журнал российского права. 2006. №1.
8.        Комментарий к Конституции РФ. // Под ред. Л.А. Окунькова. – М., 2004.
9.        Конституционное право: Учебник / Отв. ред. В.В. Лазарев. – М., 2006.
10.     Конституция Российской Федерации. Комментарий. / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. – М., 2004.
11.     Пьянов Н.А. Государственная власть и ее механизм.// Сибирскийюридический вестник. 2001. №4.
12.     Суворов В.Н. Конституционный статус Президента Российской Федерации:Дисс.… докт. юрид. наук. – М., 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.