Реферат по предмету "Государство и право"


Основные формы недобросовестной конкуренции и монополистической деятельности.

Российская АкадемияПравосудия Центральный филиал
государственногообразовательного учреждения
высшегопрофессионального образования
г. Воронеж
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Российское предпринимательское право»
вариант 3 (К-О)
Выполнила:
студентка 4 курса
группы ЦЗЮ 1-03
Колесникова Ю.В.1. Основные формы недобросовестной конкуренции имонополистической деятельности. Ответственность за нарушение антимонопольногозаконодательства
Государственная поддержка конкуренции и свободыэкономической деятельности провозглашена в Консти­туции Российской Федерации (ч.1 ст. 8).
Под конкуренцией подразумевается состязатель­ность субъектовпредпринимательства, когда их само­стоятельные действия эффективно ограничиваютвоз­можность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращениятоваров на соответст­вующем товарном или финансовом рынке.
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конку­ренции и ограничении монополистическойдеятельно­сти на товарных рынках» (с изменениями от 24 июня, 15 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г.) определяет, что:
недобросовестнаяконкуренция— любые направ­ленныена приобретение преимуществ в предпринима­тельской деятельности действия хозяйствующихсубъ­ектов, которые противоречат положениям действую­щего законодательства, обычаямделового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и спра­ведливости имогут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентамлибо нанести ущерб их деловой репутации;
монополистическаядеятельность— противоре­чащиеантимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов,направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.
Запрещаются действия (бездействие) хо­зяйствующего субъекта(группы лиц), занимающего до­минирующее положение, которые имеют либо могутиметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе такие действия(бездействие), как:
— изъятие товаров из обращения, целью или результа­том которогоявляется создание или поддержание де­фицита на рынке либо повышение цен;
— навязывание контрагенту условий договора, невы­годных для негоили не относящихся к предмету догово­ра (необоснованные требования передачи финансовыхсредств, иного имущества, имущественных прав, рабо­чей силы контрагента, согласиезаключить договор лишь при условии внесения в него положений, касаю­щихся товаров,в которых контрагент не заинтересован, и других);
— создание условий доступа на товарный рынок, обме­на, потребления,приобретения, производства, реализа­ции товара, которые ставят один или несколькохозяй­ствующих субъектов в неравное положение по сравне­нию с другим или другимихозяйствующими субъектами (дискриминационные условия);
— создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другимхозяйствующим субъектам;
— нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования;
— установление, поддержание монопольно высоких (низких) цен;
— сокращение или прекращение производства товаров, на которыеимеются спрос или за­казы потребителей, при наличии безубыточной возможности ихпроизводства;
— необоснованный отказ от заключения договора с от­дельными покупателями(заказчиками) при наличии возможности производства или поставки соответст­вующеготовара.
В исключительных случаях действия (бездействие) хозяйствующегосубъекта могут быть признаны право­мерными, если хозяйствующий субъект докажет,что положительный эффект от его действий, в том числе в социально-экономическойсфере, превысит негатив­ные последствия для рассматриваемого товарного рынка.
Запрещается заключение договора, иной сделки, соглашения (далее— соглашение) или осуществление согласованных действий хозяйствующими субъектами,действующими на рынке одного товара (взаимозаменяе­мых товаров), которые приводятили могут привести к:
— установлению (поддержанию) цен (тарифов), скидок, надбавок(доплат), наценок;
— повышению, снижению или поддержанию цен на аукционах и торгах;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продажили закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей(заказчиков);
— ограничению доступа на рынок или устранению с не­го другиххозяйствующих субъектов в качестве продав­цов определенных товаров или их покупателей(заказчиков);
— отказу от заключения договоров с определенными продавцами илипокупателями (заказчиками). Также запрещается заключение хозяйст­вующими субъектами,действующими на рын­ке одного товара (взаимозаменяемых товаров), иных соглашенийили осуществление согласованных действий, в результате которых имеются или могутиметь место недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересовдругих хозяйст­вующих субъектов. Запрещается заключение соглаше­ния или осуществлениесогласованных действий не конкурирующими между собой на соответствующем то­варномрынке хозяйствующими субъектами, получаю­щими (потенциальными приобретателями) ипредос­тавляющими (потенциальными продавцами) товар (взаимозаменяемые товары), еслив результате таких соглашений или согласованных действий имеются или могут иметьместо недопущение, ограничение, уст­ранение конкуренции.
Данные положения не применяются к хозяйствую­щим субъектам, совокупнаядоля которых на рынке определенного товара не превышает 35%. В исключи­тельных случаяхподобные соглашения или согласован­ные действия хозяйствующих субъектов могут бытьпризнаны антимонопольным органом правомерными, если хозяйствующие субъекты докажут,что положи­тельный эффект от их действий, в том числе в социаль­но-экономическойсфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка,либо если возможность заключения такого соглашения или осуществления согласованныхдействий хозяйст­вующими субъектами предусмотрена федеральными законами.
Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческихорганизаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции.Нарушение указанных требований является основанием для ликвида­ции в судебном порядкеорганизации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, поиску антимонопольного органа.
Федеральным органам исполнительной власти, ор­ганам государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, инымнаделенным функциями или правами указанных орга­нов власти органам или организациямзапрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельностьхозяйствующих субъ­ектов, создают дискриминационные условия деятель­ности отдельныххозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своимрезультатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересовхозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:
— вводить ограничения на создание новых хозяйст­вующих субъектовв какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществлениеот­дельных видов деятельности или производство опре­деленных видов товаров, за исключениемслучаев, установленных законодательством Российской Феде­рации;
— необоснованно препятствовать осуществлению дея­тельности хозяйствующихсубъектов в какой-либо сфере;
— устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение)товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района,города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующихсубъектов на про­дажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;
— давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставкетоваров (выполнении ра­бот, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков)или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательнымиили иными нормативными актами Российской Федерации приори­тетов;
— необоснованно препятствовать созданию новых хо­зяйствующихсубъектов в какой-либо сфере деятель­ности;
— необоснованно предоставлять отдельному хозяйст­вующему субъектуили нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественноеположение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок тогоже товара.
Проекты решений федеральных органов исполни­тельной власти, органовисполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного само­управления,иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организацийпо вопросам о предоставлении льгот и преимуществ от­дельному хозяйствующему субъектуили нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
Запрещается наделение полномочиями, осуществ­ление которых имеетлибо может иметь своим резуль­татом ограничение конкуренции, федеральных органовисполнительной власти, органов государственной вла­сти субъектов Российской Федерации,органов мест­ного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанныхорганов власти органов или органи­заций. Запрещается совмещение функций феде­ральныхорганов исполнительной власти, орга­нов исполнительной власти субъектов Россий­скойФедерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правамиуказанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов,а также наделение хозяйст­вующих субъектов функциями и правами указанныхорганов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключениемслучаев, предусмотренных законодательными актами Россий­ской Федерации.
Запрещается заключение в любой форме соглаше­ний или осуществлениесогласованных действий феде­ральных органов исполнительной власти, органов госу­дарственнойвласти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенныхфункциями или правами указанных органов власти ор­ганов или организаций между собойлибо между ними и хозяйствующим субъектом, в результате которых имеются или могутиметь место недопущение, ограни­чение, устранение конкуренции и ущемление интересовхозяйствующих субъектов, в том числе соглашения или согласованные действия, которыеприводят или могут привести к:
— повышению, снижению или поддержанию цен (тари­фов), за исключениемслучаев, если заключение таких соглашений допускается федеральными законами илинормативными правовыми актами Президента Россий­ской Федерации, Правительства РоссийскойФедерации;
— разделу рынка по территориальному принципу, по объему продажили закупок, по ассортименту реализуе­мых товаров либо по кругу продавцов или покупателей(заказчиков); ограничению доступа на рынок или устра­нению с него хозяйствующихсубъектов. При проведении конкурса не допускается:
— создание преимущественных условий участия в кон­курсе, в томчисле доступа к конфиденциальной инфор­мации, уменьшение платы за участие в конкурседля от­дельных участников конкурса;
— участие в конкурсе организаторов конкурса, их со­трудникови аффилированных лиц;
— осуществление организатором конкурса координа­ции деятельностиего участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничениеконку­ренции между участниками конкурса или ущемление интересов eго участников;
— необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе.
Нарушение правил, установленных Федеральным законом, являетсяоснованием для признания судом конкурса недействительным.
Не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе:
— распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способныхпричинить убытки другому хозяй­ствующему субъекту либо нанести ущерб его деловойрепутации;
— введение потребителей в заблуждение относитель­но характера,способа и места изготовления, потреби­тельских свойств, качества и количества товараили его изготовителей;
— некорректное сравнение хозяйствующим субъектомпроизводимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
— продажа, обмен или иное введение в оборот товара с незаконнымиспользованием результатов интеллек-туальной деятельности и приравненных к ним средствиндивидуализации юридического ли­ца, индивидуализации продукции, выполнения работ,услуг;
— получение, использование, разглашение информа­ции, составляющейкоммерческую, служебную тайны и охраняемую законом тайну.
Не допускается недобросовестная конкуренция, свя­занная с приобретениеми использованием исключи­тельных прав на средства индивидуализации юридиче­скоголица, индивидуализации продукции, выполняе­мых работ или оказываемых услуг.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектовРос­сийской Федерации, органы местного самоуправления, иные наделенные функциямиили правами указанных органов власти органы или организации (их должно­стные лица),физические лица, в том числе индивиду­альные предприниматели, обязаны по требованиюантимонопольного органа представлять достоверные документы, письменные и устныеобъяснения и иную информацию, необходимую для осуществления анти­монопольным органомего законной деятельности.
Сведения, составляющие коммерческую, служебную тайны и охраняемуюзаконом тайну и полученные анти­монопольным органом при осуществлении своих пол­номочий,не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных Федеральным законом.
В случае разглашения сотрудниками антимонополь­ного органа сведений,составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат воз­мещениюв соответствии с гражданским законодатель­ством. Слияние и присоединение коммерческихорганизаций, суммарная балансовая стои­мость активов которых по последнему балансупревышает 200 тысяч установленных Федеральным за­коном минимальных размеров оплатытруда, осуществ­ляются с предварительного согласия антимонопольно­го органа.
Лица или органы, принимающие решение о слиянии либо присоединениикоммерческих организаций, пред­ставляют в антимонопольный орган помимо докумен­тов,представляемых в регистрирующий орган в соот­ветствии с законодательством РоссийскойФедерации, ходатайство о даче согласия на слияние либо присое­динение коммерческихорганизаций, сведения об ос­новных видах деятельности и объеме производимой иреализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг) и иную информацию,в том числе на магнитном носителе, предусмотренную переч­нем, утвержденным федеральнымантимонопольным органом.
Антимонопольный орган не позднее 30 дней со дня получения необходимыхдокументов сообщает заявите­лю в письменной форме о принятом решении.
В случае возникновения необходимости указанный срок может бытьувеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.
Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрениипредставленных документов обнару­жено, что содержащаяся в них информация, имеющаязначение для принятия решения, является недостовер­ной, а равно, если удовлетворениеходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числев результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйст­вующегосубъекта или хозяйствующих субъек­тов.
Антимонопольный орган должен быть уведомлен учредителями (участниками)(одним из учредителей, участников) в течение 45 дней со дня государственнойрегистрации (со дня внесения изменений и дополнений в единый государственный реестрюридических лиц):
— о создании, слиянии и присоединении некоммерче­ских организаций(ассоциаций, союзов, некоммерче­ских партнерств), если в состав участников (членов)этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;
— об изменении состава участников (членов) неком­мерческих организаций(ассоциаций, союзов, неком­мерческих партнерств), если в состав участников (членов)этих организаций входит не менее двух ком­мерческих организаций;
— о создании коммерческих организаций, если сум­марная стоимостьактивов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 200 тыс. установ­ленныхФедеральным законом минимальных размеров оплаты труда, а также о слиянии и присоединенииком­мерческих организаций, если суммарная стоимость их активов по последнему балансупревышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальных размеров оплатытруда.
Государственная регистрация коммерческих орга­низаций, а такжевнесение записи об исключении из единого государственного реестра юридических лицкоммерческих организаций осуществляются регистри­рующим органом при наличии предварительногосогла­сия антимонопольного органа. С предварительного согласия антимонопольногооргана на основании ходатайства юридического или физического лица осущест­вляются:
— приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голосав уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц)получа­ет право распоряжаться более чем 20% указанных ак­ций (долей). Данное требованиене распространяется на учредителей хозяйственного общества при его обра­зовании;
— получение в собственность, пользование или владе­ние однимхозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериаль­ныхактивов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющегопред­мет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10% балансовой стоимости основныхпроизводственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающегоили передающего имущество;
— приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяю­щих определятьусловия ведения хозяйствующим субъ­ектом его предпринимательской деятельности либоосуществлять функции его исполнительного органа.
Порядок формирования реестра хозяйствующих субъектов, имеющихдолю на рынке определенного товара более 35%, определяется Правительством Рос­сийскойФедерации.
Хозяйствующие субъекты, суммарная стоимость акти­вов которыхпо последнему балансу превышает 100 тыс. установленных Федеральным законом минимальныхразмеров оплаты труда, или хозяйствующие субъекты, внесенные в реестр хозяйствующихсубъектов, имею­щих долю на рынке определенного товара более 35%, обязаны уведомитьантимонопольный орган об избрании физических лиц в исполнительные органы, советыдиректоров (наблюдательные советы) в течение 45 дней с момента избрания.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о принудительномразделении коммерческой организа­ции или осуществляющей предпринимательскую дея­тельностьнекоммерческой организации, занимающим доминирующее положение, либо о выделениииз их состава одной или нескольких организаций в случае систематического осуществленияими монополистиче­ской деятельности.
Под систематическим осуществлением монополи­стической деятельностипонимается совершение в течение трех лет более двух выявленных в установлен­номпорядке фактов монополистической деятельности.
Предписание о принудительном разделении (выде­лении) коммерческойорганизации принимается при наличии следующих условий:
— если это ведет к развитию конкуренции;
— возможности организационного и территориальногообособления ее структурных подразделений;
— отсутствия между ее структурными подразделения­ми тесной технологическойвзаимосвязи (в частности, если объем потребляемой юридическим лицом продук­ции(работ, услуг) ее структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимойэтим структурным подразделением продукции (работ, услуг);
— возможности юридических лиц в результате реорга­низации самостоятельноработать на рынке определен­ного товара.
Предписание антимонопольного органа о принуди­тельном разделении(выделении) коммерческих осуществляющих предпринимательскую деятельность, подлежитисполнению собственником или ор­ганом, уполномоченным им, с учетом требова­ний,предусмотренных в указанном предписании, и в определенный в нем срок, который неможет быть ме­нее шести месяцев.
Коммерческие и некоммерческие организации (их руководители),федеральные органы исполнитель­ной власти, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправ­ления, иные наделенные функциямиили правами ука­занных органов власти органы или организации (их должностные лица),физические лица, в том числе ин­дивидуальные предприниматели, обязаны выполнитьдействия, предусмотренные решением или предписа­нием антимонопольного органа, вустановленный в нем срок.
Привлечение к ответственности лиц, нарушившихантимонопольное законодательство, не освобождает их от обязанности исполнить решениеили предписание антимонопольного органа, представить ходатайство (уведомление) длярассмотрения или совершить преду­смотренные антимонопольным законодательствомдействия.
Доход, полученный в результате нарушения антимо­нопольного законодательствахозяйствующим субъек­том, чьи действия в установленном порядке признанымонополистической деятельностью или недобросове­стной конкуренцией, в случае неисполнениясоответст­вующего предписания подлежит взысканию в феде­ральный бюджет в судебномпорядке по иску антимонопольного органа.
За нарушения антимонопольного законодательства должностные лицафедеральных органов исполнитель­ной власти, органов исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации, органов местного самоуправ­ления и иных наделенных функциямиили правами указанных органов власти органов или организаций, коммерческие и некоммерческиеорганизации или их руководители, а также физические лица, в том числеиндивидуальные предприниматели, несут гражданско-правовую, административную либоуголовную ответст­венность.
Гражданско-правовая выражается в возмещении хозяйствующему субъектуубытков, причиненных моно­полистической деятельностью и недобросовестнойконкуренцией.
Административная выражается в наложении штрафа в соответствиисо ст. 23 Закона о конкуренции, а на должностных лиц органов власти, управления,руково­дителей хозяйствующих субъектов, индивидуальных предпринимателей — предупреждениеи наложении соответствующего взыскания (ст. 24 Закона о конку­ренции, ст.157.1, 157.2 КоАП).
Руководители хозяйствующих субъектов, должност­ные лица органоввласти, управления, виновные в по­вторном в течение года совершении нарушений анти­монопольногозаконодательства — уголовная ответст­венность (п. 4 ст. 24 Закона о конкуренции).Статья 178 УК — уголовная ответственность за монополистические действия, совершенныепутем установления монополь­но высоких или низких цен, ограничение конкуренциипутем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектовэкономической дея­тельности, установления или поддержания единых цен.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Animated Films Essay Research Paper American animation
Реферат Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье
Реферат Управление земельными ресурсами Тосненского района Ленинградской области
Реферат Прирост годичных колец хвойных в Южном Сихотэ-Алине в связи с изменениями региональных и глобальных факторов среды
Реферат Дно Тихого океану
Реферат Із досвіду роботи Тридубського освітнього округу мнвк – центр здобуття робітничої професії
Реферат Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения
Реферат Организация системы рефинансирования кредитных организаций
Реферат Шаумян, Степан Георгиевич
Реферат Stalin Essay Research Paper Thesis Statement Stalin
Реферат Цели, задачи и структура маркетинговых исследований и система маркетинговой информации
Реферат Особенности социальной политики в республике Марий Эл
Реферат Правовые основы организации и деятельности биржи. Биржевые сделки
Реферат Москва
Реферат A Ribbon Of Dreams Essay Research Paper