ПЛАН
Введение
1. Понятие государственного управления
2. Воздействие государственногоуправления:
2.1. Сознательное воздействие
2.2. Целенаправленное воздействие
3. Функции государственного управления
3.1. Целеполагание
3.2. Прогнозирование
3.3. Информирование
3.4. Функция организации
3.5. Функции координации ирегулирования
3.6. Функция активизацииуправляемых
3.7. Функция контроля и надзора
4. Управленческая деятельность
4.1. Политическое руководство
4.2. Административное управленческая
5. Государственное управление — часть социального
5.1. Традиционное
5.2. Эмпирическое
5.3. Научное
6. Объективная необходимостьгосударственного управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Государство по природе своей естьорганизация политической власти и управления. Власть и управление – две основные,неразрывно связанные функции государства. Власть как способность одних группобщества навязывать свою волю всему обществу существовала и существуетпостольку, поскольку является орудием управления людьми. В основе политическогогосподства повсюду лежало отправление какой-либо общественной должностнойфункции, и политическое господство оказывалось длительным лишь в том случае,когда оно эту общественную функцию выполняло. Поэтому надо признать корректнымопределение государства в собственном, узком смысле понятия как основногоинститута политической системы классового общества, осуществляющего управлениеобществом, охрану его экономической и социальной структуры.
Анализ государственного управления состоит впризнании его как объективно необходимой функции государства, как рациональнойдеятельности, не исключающей свободу, а являющейся общественно-политическойформой ее выражения и осознанной реализации общественной необходимости.
ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Государственное управление —это сознательное воздействие государственных институтов надеятельность общества,его отдельных групп, в котором реализуются общественныепотребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
В содержании сформулированного определенияпонятия зафиксировано единство общего, свойственного социальномууправлению— сознательное, целенаправленное воздействие на социум, и специфического для государственного управления:особенный субъект, отличительные его цели, а также — объект управляющего воздействия. Субъект управления —государственные институты —организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями идействующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления — общество в целом или егоотдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные ипрочие организации, их деятельность.
ВОЗДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Управляющеевоздействиегосударственных институтов — это целенаправленноевоздействиена естественное состояние общества в интересах классов и других большихсоциальных групп, стремление придать ему организованноефункционированиев соответствии с установленныминормами, обеспечить его адаптациюкизменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствованиеи развитие.
Сознательное воздействие на общество и егогруппы, на отдельных граждан с целью направления их поведенияи деятельности в воздействие государства на общественную жизнедеятельностьлюдей в целях ее упорядочения, сохранения илипреобразования, опирающиеся на властную силу. Рядавторов определяют понятие «государственное управление» какпрактическую организующую деятельность государства на основе и воисполнение законов, состоящую в осуществленииисполнительно-распорядительных функций непрерывно действующимаппаратом управления, другие — как организующую,исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую на основе и воисполнение законов и состоящую в повседневном выполнении функций государства. Последнее определение в отличие от предыдущих является более узким во многом сводитгосударственное управление кисполнительно-распорядительной деятельности.
Государственное управление — специфический тип социального, которое представляет собой воздействие наобщество с целью его упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития.
В определении понятиягосударственногоуправления должно быть теоретически выражено общее испецифическое, характерное для его сущности какполитико-административного воздействия государственныхвластных институтов на общество. В соответствии с этим подходомможно сформулировать следующую дефиницию: государственное управление—это сознательное воздействие государственных институтов надеятельность общества,его отдельных групп, в котором реализуются общественныепотребности и интересы, общезначимые цели и воля общества.
Единство общего, свойственного социальномууправлению— сознательное, целенаправленное воздействие на социум, и специфического для государственного управления:особенный субъект, отличительные его цели, а также — объект управляющего воздействия. Субъект управления —государственные институты —организации специальных групп людей, наделенных необходимыми для управленческих действий властными полномочиями идействующих от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм. Объект государственного управления — общество в целом или егоотдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные ипрочие организации, их деятельность.
Управляющеевоздействиегосударственных институтов — это целенаправленноевоздействиена естественное состояние общества в интересах классов и других большихсоциальных групп, стремление придать ему организованноефункционированиев соответствии с установленныминормами, обеспечить его адаптациюкизменяющимся условиям среды, а также возможное его совершенствованиеи развитие.
Понятие «управление» обозначаетпреимущественно внешнее (исходящее от субъекта) целеполагающее воздействие насистему, воздействие, являющееся фактором сохранения истимулирования определенной направленности саморазвития системы.Регулирование предполагает создание необходимых условий для спонтанного действиявнутренних закономерностей и механизмов системы.Например, для предупреждения конфликтов или примирения конфликтующих сторон. Управление означает подбор и целенаправленное использование методов и средств,а также разработку технологийдействия государственных институтов для достижения планируемых результатов(изменения системы, урегулирования иразрешения конфликтов и пр.).
Теория социального управления выявила иописала два типа механизмов регуляции поведения людей в обществе: сознательное (рациональное) и стихийное регулирование.Сознательное регулирование и есть социальное, в том числе и государственное управление. Суть стихийного механизма в спонтанном,самопроизвольном (автоматическом)регулировании процессов поведения и деятельностисоциальных субъектов, не требующем вмешательства государственных иликаких-либо других управляющих сил. Таковымвыступает, например, так называемый свободный рынок с его регулирующим механизмом конкуренции. «Так называемый» потому, что в реальности нынерынок в развитых странах в основном управляемый.
Государственное управление слагается изсовокупности взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческогопроцесса. Это анализ конкретной ситуации; выбор целей;прогнозирование, разработка государственной стратегии и планирование деятельностипо осуществлению выбранных целей, намеченнойстратегии; информирование управляемого объекта; организация; координация; активизация (мотивация, стимулирование); регулирование; контроль; обобщеннаяоценка результатов управления. Указанные виды деятельности называют функциями управления, совокупность которых составляетего содержание.
ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Функцииуправления — этоосновные виды управленческой деятельности, порождаемые разделением труда впроцессе управления. То есть те, которые в обязательном порядкенеобходимо производить в ходе принятия и исполнения управленческогорешения. В зависимости от последовательности реализации функцийуправленческий процесс разделяется на этапы (фазы).
Функции государственного управления,понимаемого как процесс целенаправленного воздействия государственных органовна общественные объекты, характеризуются общими и специфическимипризнаками. В основном совпадает с социальным управлением набор функций, их последовательностьв управленческом процессе, что объясняется единой социальной сущностью сравниваемыхинститутов. Специфика функций государственного управления определяется главным образом субъектом, а также, в определенной мере, и объектом управления. Государствокак выделенный из общества аппаратуправления, обладающий публичнойвластью, во-первых, придает функциям управления политический аспект(ориентацию на общие интересы и общие цели); во-вторых, увязывает их реализацию с механизмом власти; в-третьих, исходит из того, что основной субъектфункций — официальная общественноорганизованная группа (государственный орган,институт).
Характеризуя общие функции государственногои муниципального управления, среди них следует прежде всего выделить,на наш взгляд, следующие.
Целеполагание, выработка и принятиенормативных правовых актов — определяющая функция управления. Вструктуре государственного управления она приобретает специфическиепризнаки. Цель — это идеальный образ будущего результата деятельности.Ее формирование предполагает наличие знания тенденций общественногоразвития, общественных потребностей и интересов социальных групп играждан, а также выработку с учетом их и принятие нормативных правовых актов.Важно, что субъект не сможет сформулировать и достичь реальныхцелей, если он не будет опираться на знание конкретной ситуации, вкоторой он и управляемые живут и действуют в данное время и в данном секторесоциального пространства (территории страны). Поэтому целеполаганиепредваряет конкретный анализ конкретной ситуации— комплексаусловий, складывающихся в данный момент времени.
Он позволяет выявить происходящие изменениясоциальной среды и внутри государства, осмыслить существующие противоречияи конфликты в обществе и на этой основе точнее определитьприоритетные потребности и интересы управляемых.
Знание ситуации необходимо также дляэффективной реализации не только правотворческих, но и правоприменительных функцийи для прогнозирования, что составляет существенную сторону научной базыцелеполагания.
Правоприменительные функции — обеспечениестрогого соблюдения действующего законодательства,нормативных правовых актов, ведение регистров, реестров, кадастров.
Прогнозирование(отгреческогоprognosis — предвидение, пред-сказание)— это объяснение возможных состояний и изменений социальной системы,политических институтов в определенных границах социального времени ипространства. Социальный (и политический) прогноз — результатпрогностической деятельности есть вероятностное суждение обудущем состоянии данной социальной системы, ее государственнойорганизации с указанием определенных сроков их изменения.
Целеполагание и прогнозирование венчаетразработка государственной стратегии: определение и официальноеутверждение приоритетных целей, а также «древа» других главных целей иосновных путей их достижения. Прогнозирование и разработаннаяна основе составленного прогноза стратегия служат базой планирования — неотъемлемой функциигосударственного управления.
В процедуре планирования намеченные целиприобретают практическую форму: они конкретизируются взадачах. Последние представляют собой вполне определенноевыражение осознанной необходимости реально осуществить данные цели в данных конкретных условиях.
Информирование— одна из ведущих функций в государственном управлении. Информация как форма сообщенияопределенных сведений (знаний) обобщественных процессах, о правилах «игры» в данной политической системе— одна из основ управления. Управляющийсубъект не может обойтись без информирования объекта о содержании целей, стратегии, намеченной программы действий. Ведь в качестве объекта выступаютчеловеческие коллективы и личности,их совместная деятельность. Управлениеими предполагает воздействие на сознание людей, формирование рационального понимания ими общихинтересов и общих целей и трансформацию в мотивацию собственнойактивности. В механизме политического,правового, морального воздействия науправляемых ведущее место занимают средства информационные, ценностно-ориентационные,символические: идеи, призывы,лозунги, нормы, предписания, традиции. Язык как информационная система, особенно политический, — орудие управления. Такие политические символы, какгосударственный герб, знамя, гимн,номинации, государственные награды, политическая терминология, — неотъемлемый элемент управленческого процесса.
Функция организации— совокупностьдействий по налаживанию взаимосвязей между людьми, объединяющих их для совместной реализации целей и программ управляющегосубъекта. Это — способ упорядочениядействий групп и индивидов на основе общепринятыхнорм и ценностей — политических, правовых, нравственных, религиозных идр. Организация есть процесс, обеспечивающийуправление, это также и форма бытия управляющих и управляемых.
Функции координации и регулирования-логическое продолжение организующей деятельности. Координация — действие, направленное на согласование разнообразных форм ивидов активности общественных субъектов. Регулирование — способ осуществления необходимой организованности людей;форма воздействия на сферу интересовсоциальных групп и индивидов, согласованиеэтих интересов между собой и с общими, государственными интересами, смягчение и разрешение противоречийи конфликтов в обществе.Мотивирующее, принудительное, организующее и воспитательное воздействие наповедение людей норм права, других социальных норм — средство регулированиясоциальной деятельности иобщественных отношений всех видов.
Функция активизацииуправляемыхобеспечивается в общем плане всеми другими функциями, нопреимущественно специфическими средствами влияния на развитиеобщественно-деятельной активности: материальными и духовными,экономическими, социально-политическими, правовыми, информационными и др. стимулами,совокупностью ценностных мотиваций деятельности.
Функция контроля и надзоразаисполнением управленческих решений, принятых нормативных правовыхактов, правил поведения, регламентов предполагает широкоеиспользование эффективного учета и отчетностикак средствконтроля, обобщенияи оценкирезультатов управления, обеспечениясвязи управляющего действия с ответственностьюучастниковэтой важнейшей сферы деятельности государства.
Государственное управление по природе своейполитическое. Егосубъектом являются государственные институты — основной элемент политической системы общества, а главное орудие — государственная власть. Политический характергосударственного управления присущ любому современному сообществу, любой стране.
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Государственными органами осуществляетсямножество управленческих действий, принимаются сотни и тысячирешений по самым различным вопросам жизнедеятельности людей. Одни изних — по вопросам общегосударственным, затрагивающим интересы большихсоциальных групп, другие — по вопросам организационного характера, относящимсяк компетенции отдельных административных, хозяйственных и прочихструктур. Первая группа решений относится к политическим, авторая — к административно-управленческим,хозяйственно-организаторским и прочим.
Управленческая деятельность, связаннаянепосредственно с решением проблем политического характера,обозначается понятием «политическое руководство». Этонаиболее высокий уровень государственного управления обществом вцелом. Оно должно учитывать интересы всеобщие государственные, национальные,больших социальных групп (классов и др.). Политическое руководство— это руководство объединенной деятельностью значительнойчасти членов общества по осуществлению интересов и целейгосударственного масштаба.
Политическое руководство должно быть направленона урегулирование и разрешение общественных противоречий иконфликтов и обеспечение единства общества и целостностигосударства.Направляющий фактор в политическом руководстве —концептуальная (основополагающая) идея, в абстрактной формеотражающая объективные потребности общества-государства и обосновывающаяего коренные интересы. Разработка этой идеи, конкретизация ее впрограмме деятельности государства составляют сущностьрациональности политического руководства.
Политическое руководство не функционирует внеисполнительных органов власти, а реализуется посредством ихдеятельности, иначе говоря, через административное управление. Это— нижестоящий, по сравнению с политическим руководством, уровеньуправления. Его непосредственным субъектом являются исполнительно-распорядительныеорганы (аппараты) государственной власти и управления (так называемыесиловые, административно-организационные, организационно-хозяйственные, учебно-воспитательные и др.), а объектом — конкретныеколлективы людей, занятых в различныхсферах экономической, социально-политической,культурной, военной и пр. деятельностях.
Содержание административного управлениясоставляет организационно-исполнительская деятельность по реализации функцийгосударства, включающая организационно-регламентирующую,организационно-хозяйственную, организационно-социальную,организационно-культурную и другие виды управленческой деятельности.Организационная, распорядительная и контролирующая деятельности органов исполнительнойвласти, подчиненные решению конкретныхпроблем в различных областях общественной жизни населения, и образуютадминистративное государственноеуправление. Действие субъекта административного управления служит осуществлениюгосударственной политики в отдельныхобластях государственной и общественной жизни; оно охватывает в каждом конкретном акте своим влияниемлишь определенную частьжизнедеятельности общества, а не целое. В отличие от политическогоруководства, административное управлениевсецело регламентируется правовыми нормами. Его нормативная база — административное право.
В административном управлении имеетсущественное значение технологический аспект. А многие виды административнойдеятельности являются технологическим управлением (в смысленеполитического).Например, кадровая работа внутри государственныхпредприятий и учреждений, регулирование финансовых и других материальныхресурсов и пр.
Полной противоположности политическогоруководства и административного управления в реальной жизнинет, поскольку это два уровня одного и того жегосударственного управления. Политические решения для своейреализации требуют действия аппаратов административного управления. В своюочередь деятельность последних осуществляется на основе принципов и врамках норм, закрепленных в политике государства. Более того, главныеорганы государственной власти выполняют функции политические, совмещая их снекоторыми наиболее важными функциями административного управления.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ – ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОГО
Государственное управление — частьсоциального. Поэтому, как и социальное управление, оно, взависимости от основы формирования целей и программ, может бытьподразделено на традиционное, эмпирическое и научное.
Традиционное управление — основанноепреимущественно на политических традициях и обычаях, включалорелигиозные верования.
Таково, например, монархическое правление.
Эмпирическое управление — базирующееся наиспользовании в основном текущего практического опыта и учете повседневныхпотребностей и интересов общества, а также обосновании управленческихрешений здравым смыслом (стихийно складывающимися взглядами). Действие по методу проб иошибок — типичная модель эмпирическогоуправления.
Научное государственное управление — осуществляемое в соответствиис познанными объективными социально-экономическимии политическими закономерностями. Такой тип управления декларировался советскими политическимиинститутами, хотя практически он былреализован лишь частично.
Научное управление — идеал современнойпрактики управленческой деятельности любого цивилизованного государства, высшийуровень рациональности. Но и традиционный и эмпирическийвиды управления также в определенных границах полезны ипрактически используются правящими субъектами. В реальнойполитической жизни функционируют сочетания различных видов управления. Чемвыше уровень развития политической и общественной систем, тем значительнее местонаучного управления.
ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ
Объективная необходимость государственногоуправления обществом обусловлена как общими историческими и социально-политическими,так и специфическим для конкретного общества факторами. Перваягруппа факторов связана с природой государства, его объективнымпредназначением.
Первичное государствовозникает, чтобы организационно обеспечить функционированиепроизводящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которыестали условием выживания людских сообществ. Отсюда и управленческаяфункция, включившая первоначально информационное обслуживаниеобщества (сбор разнообразных сведений о работах и пр.). Из обществавыделился слой людей, основным занятием которого стали государственноеуправление, организационная деятельность. Появилось множествоуправленческих должностей: руководители работ, военачальники, учетчики и др.Этот слой составлял аппарат государства — раннюю бюрократию. Происходившее расслоениеобщества на классовые группы приводило кзахвату государства теми или иными группами и приспособлению его к своиминтересам.
Социальное расслоение общества на группы ислои со свойственными им противоречивыми интересами и конфликтными взаимоотношениямипородило потребность в политической функции государства —регулировании общественных отношений и социальных противоречий.Поскольку же государственный аппарат был захваченпривилегированными классовыми группами, функция социальногорегулирования в основном обеспечивала господство этих групп надостальным населением.
Задачей государства с ранних времен его существованияи развития была задача установления и поддержки некоторых единыхправил поведения членов сообщества, а также организация и регулированиежизненно необходимых видов продуктивной деятельности (производственной,торговли и т.д.). На плечах государства всегда оставалась функциязащиты, жизненного пространства (территории) данногосообщества.
Государственное управление стало возможнымблагодаря централизованной власти, воплощавшей общую волюобъединившихся в политический союз (государство) людей. Непосредственными носителямивласти выступали группы авторитетных лиц (они же и субъектыуправления), которые избирались народом или власть наследовали.
Современные революции в области науки и техники,систем информации выдвинули на первый план проблему безопасностичеловека, сохранения для него жизненной среды. Принципиально новый, посравнению с прошлыми эпохами, производственно-технический иэкономический базис общества обусловил качественное изменениесоциальной структуры, характер общественного разделения труда итрадиционных социальных институтов, содержание и структуру человеческих потребностей, типыобщения между людьми; породил новые противоречияи конфликты. Вторая половина XX в.— это время утверждения и развития в большинстве стран мира демократическихрежимов, когда государства решают проблемы защиты прави свобод человека.
Для каждой страны отмеченные и другиепроблемы, решаемые государством, приобретают свою специфику,связанную с ее конкретными особенностями и характеромпереживаемого исторического этапа. Управление обществом не будетотвечать стоящим перед ним объективно обусловленным задачам, еслиправящие силы не проявят способность руководствоваться в своей деятельностизнаниями общих закономерностей, а также учитывать состояние, уровень развития,традиции народа, которым они управляют, его духа иожидания.
Объективно необходимая роль рациональной системы государственного управления проявляется особенно отчетливов переходный период, когда стараяполитическая система сменяется новой. Стабильность в обществеобеспечивается при условии продуманнойстратегии демонтажа структур существующей системы и постепенной, логически последовательной заменыих структурами более совершенными.
В постсоветский период в правительственныхкругах господствовала стратегическая установка на спонтаннуюрыночную регуляцию всего процесса общественной жизни в стране. Однако кризиснаяситуация объективно потребовала усиления роли государства.Рыночнаяэкономика порождает стихийные, зачастую разрушительные, процессы, предупредитьили смягчить негативное влияние которых может только государство. Вусловиях господства рынка необходимо сбалансированное рыночное и государственноерегулирование прежде всего экономики; важно ограничениенегативных последствий действий так называемых естественныхмонополий (энергетических и др.). Следует учитывать иопасность для общества возрастающего влияния экономическойвласти, проистекающей из частной собственности, власти, стимулирующей социальныйантагонизм. В новой социально-экономическойобстановке на первый план выдвигается роль государственной политики, выражающей противоречивые группы интересов и обеспечивающей их защиту и баланс,упреждающий формирование социальныхконфликтов.
Современная мировая практика накопиламножество фактов, подтверждающих, что государства, политические партии, иные общественныеорганизации, наконец, любые организованные сообщества не являютсятолько объектами воздействия на них естественных законов.Напротив, объективные законы, будь то экономические или политические, — этозаконы общественных действий людей. Экономический или политическийпроцесс во всех случаях — результат такой деятельности.Другой вопрос, каков характер этой деятельности: целенаправленная,рациональная она или стихийная, т.е. основанная наиррациональной мотивации, в виде обычаев, традиций, верований истереотипов обыденного сознания. И еще: каково их соотношение вдеятельности государства и других общественных сил.
Признание объективной необходимостирационального управления обществом не противоречит естественнойограниченности рациональности. Круг проблем, охватываемый государственным разумом,никогда не исчерпывает множество вопросов, вытекающихиз реальных или возможных проблемных ситуаций, заключенных в бытии той илииной социальной системы. Мыслящий субъект постоянно стремитсярасширить его. Однако нельзя объять необъятное. Поле длядействия стихийных сил остается, а стало быть, сохраняется инеобходимость для использования в государственной деятельности механизмовспонтанной регуляции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, государственное управление — этообъективно необходимая, обусловленная природой государства испецификой человеческого общества как единого организма,целенаправленная, рациональная деятельность, обеспечивающая бытие и прогресс общества.Она не исключает стихийную саморегуляцию общественногоорганизма. Последняя в жизнедеятельности политической системыне играет ведущей роли, хотя и ограничивает сферу рациональноговоздействия на общественные процессы.