Содержание
Введение
Глава 1. Проблемапроисхождения государства.
§1.1Предпосылки возникновения государства
§1.2Многообразие теорий происхождения государства
Глава 2.Понятие о государстве
§2.1Государственная власть
§ 2.2Характерные признаки государстваГлава 3. Типы и формы государства§ 3.1 Подходы к типологии государств
§3.2 Понятие формы государства и ееосновные элементы
Заключение
Библиография
Введение
Государство – продукт общественного развития. Формирование государства –длительный процесс, который у различных народов шел разными путями. Возникнувна определенной ступени зрелости человеческого общества вследствиеэкономических, социальных, нравственных, психологических и другихзакономерностей, государство становится его основной управляющей системой.Государственно-организованное общество приобрело новые уникальные возможностидля своего существования: развития производительных сил, социальных отношений,нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Государство – исторически развивающееся явление. С поступательнымразвитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющиеструктуры и функции. Изменяется также взгляд на причины возникновениягосударства. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать своиответы на эти вопросы, используя в основном те объективные факторы, которыеимели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретногогосударства. Нет единого ответа на вопрос о происхождении государства и внастоящее время. Разные ученые выдвигают различные теории.
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное времяостанется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемылежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых,историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинахпроисхождения государства. Однако современный уровень развития гуманитарнойнауки и методологии исследования социальных явлений позволяет в определенноймере систематизировать различные взгляды о происхождении государства, выделитьосновные признаки, отличающие его от других организаций и социальных учрежденийклассового общества, а так же классифицировать исторические типы и формыгосударства.
Все вышесказанное свидетельствует о важности и актуальности выбраннойтемы курсовой работы и необходимости ее детального изучения.
Изучением поставленных вопросов, касающихся государства интересовались иинтересуются многие видные ученые, такие как В.М. Корельский, В.Д. Перевалов, В.В.Лазарев, Н.И. Матузов и А.В. Малько, М.Н. Марченко и многие другие. Работы данныхавторов составили теоретическую основу моего исследования.
Цель курсовой работы состоит в исследовании вопросов, включающих основныепонятия о государстве. Непосредственными задачами работы является изучение предпосылоквозникновения государства, рассмотрение основных теорий происхождениягосударства, а так же изучение основных признаков государства, отличающих егоот других организаций и социальных учреждений классового общества, понятиеисторического типа и формы.
Цель курсовой работы и ее задачи решались путем использования следующихметодов: изучение и обобщение литературных источников, касающихся избраннойтемы, сравнительно-правовой метод, метод системно - структурного анализа, историческийметод. Курсовая работасостоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава посвящена проблеме происхождениягосударства, вторая глава – понятию государства в широком и узком смысле,третья глава – историческим типам и формам государства.
Глава 1. Проблема происхождениягосударства
§1. Предпосылки возникновениягосударства
Современная материалистическая наука связывает процесс возникновениягосударства (особенно в европейских странах) главным образом с развитиемпроизводства, с переходом к производящей экономике, послужившей толчком к тремкрупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия,отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли(купцов). Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупныемногочисленные последствия, такие как товарообмен, возникновение частнойсобственности, социальное расслоение первобытного общества, образованиеклассов, зарождение государства и права.
И все же причины зарождения государства коренятся не только вматериальном производстве, но и в воспроизводстве самого человека. В частности,запрещение инцеста (кровосмешения) не только способствовало выживанию иукреплению рода человеческого, но и оказало многоплановое воздействие наразвитие общества, структуру его внутренних и внешних отношений, культуру. Ведьпонять, что кровосмешение ведет к вырождению, ставит род на грань гибели –половина дела. Куда сложнее было искоренить его, для чего потребовались суровыемеры пресечения неизбежно встречавшихся сначала отступлений от табу, ещенедавно не существовавшего. Поэтому есть основания полагать, что родовыеорганы, поддерживающие запрещение инцеста и насильственное его пресечениевнутри рода, развитие связей с другими родами в целях взаимообмена женщинами,были древнейшими элементами нарождающейся государственности.[1]
Родовая организация общества трансформировалась в государствоэволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии.Одной из таких переходных, предгосударственных форм была, по мнению Л. Моргана,«военная демократия», где органы родового общественного самоуправления ещесохраняются, но постепенно набирают силу новые предгосударственные структуры влице военачальника и его дружины. Здесь появились зачаткивоенно-насильственного принуждения и подавления, ибо традиционная родоваяорганизация самоуправления уже не в состоянии была разрешить возникающиепротиворечия, все более разрушающие вековые порядки.
Формирование государства – длительный процесс, который у различныхнародов шел разными путями. Ныне доминирует мнение, что одним из основныхявляется восточный путь возникновения государства, «азиатский способпроизводства» (вначале – Древний Восток, затем – Африка, Америка, Океания).Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономическиеотношения и структуры родового строя – земельная община, коллективнаясобственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшейфункцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленнуюсоциальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись отинтересов остальных членов общества.
Следовательно, восточный (азиатский) вариант возникновения государственностиотличается от других вариантов главным образом тем, что здесь родоплеменнаязнать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалась вгосударственные органы (государственно-чиновничий аппарат), а общественная(коллективная) собственность тоже постепенно превращается в государственную.Частная собственность тут не имела существенного значения.
На рассматриваемый путь зарождения государства значительное влияниеоказали географические условия, необходимость выполнения крупномасштабныхобщественных работ (сооружение, эксплуатация и защита ирригационных систем идр.), предопределивших возникновение самостоятельной и сильной публичнойвласти.
Восточные государства заметно отличались друг от друга, хотя имели многообщего. Все они были абсолютными, деспотическими монархиями, обладали мощнымчиновничьим аппаратом. Экономическую основу их составляла государственнаясобственность. Здесь по сути дела не наблюдалось отчетливо выраженной классовойдифференциации. Государство одновременно и эксплуатировало сельских общинников,и управляло ими, т.е. само государство выступало организатором производства.
По другому историческому пути шел процесс возникновения государства натерритории Европы, где главным государствообразующим фактором было классовоерасслоение общества, обусловленное интенсивным формированием частнойсобственности на землю, скот, рабов.
По вопросу возникновения государства на территории Западной и ВосточнойЕвропы в литературе высказаны две точки зрения. Сторонники первой утверждают,что в этом регионе в ходе разложения первобытных отношений зарождалосьфеодальное государство (сказанное относится, прежде всего, к Германии иРоссии). Приверженцы второй полагают, что после разложения родового строя здесьнаступает предшествующий феодализму длительный период, в ходе которого знатьвыделяется в особую группу, обеспечивает себе привилегии, в первую очередь вовладении землей, но крестьяне сохраняют как свободу, так и собственность наземлю. Этот период они называют профеодализмом, а государство – профеодальным.
§ 1.2 Многообразие теорий происхождения государства
Переход от догосударственного состояния к государству происходил вусловиях разложения первобытнообщинного строя и вносил существенные измененияво всю систему социальной жизни людей. Существует множество различных теорий(прошлых и современных), по-разному толкующих значение и характер этихизменений, причины и условия возникновения государства. Многочисленноеразнообразие этих теорий определено как сложностью данной проблемы и отсутствиемсведений о той далекой эпохе зарождения государства, так и немаловажнымразличием изначальных убеждений авторов соответствующих теорий, различием ихмировоззрения, принципов и социально-политических взглядов, разным пониманиемсамой сущности государства. В то же время каждая эпоха, начиная с древнейшихвремен и до наших дней, накладывала свой след на эти многочисленные теории,по-своему понимала и толковала вопросы происхождения и роли государства. Такимобразом, соответствующие доктрины древности и средневековья в целом находилисьпод значительным влиянием мифологических и религиозных взглядов, тогда какконцепции нового, а в особенности, новейшего времени – при всех различиях междуними – носят преимущественно светский, рационалистический характер. Наряду сэтим также и в светских концепциях (прошлых и современных) в той или инойстепени присутствует влияние целого ряда положений предшествующих мифических ирелигиозных воззрений о происхождении и назначении государства.
В гносеологическом плане существование множества всевозможных, часто –прямо противоречащих, теорий происхождения государства показывает относительныйхарактер человеческого познания, отсутствие и нереальность полного знания поданной проблеме, которая, вероятно, всегда будет оставаться дискуссионной. Былобы ошибочно рассматривать одни доктрины и теории как всецело ошибочные, адругие – как полностью верные и истинные. Безусловно, не все подобные концепциии теории равнозначны, однако на пути к искомой истине все они играют предопределеннуюпознавательную ценность.
Различные концепции происхождения государства дополняют друг друга испособствуют восстановлению более глубокой и точной картины, смыслового образаи значения анализируемого сложного и многоаспектного процесса. Положения этихвсевозможных концепций во многом перекрещиваются и совмещаются друг с другом.Так, мифологические и теологические суждения существуют и во многихорганических, патриархальных, договорных или психологических концепцияхпроисхождения государства.
Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяютпроисхождение государства и права в качестве специфической проблемы.
Ведущие теории происхождения государства до XVIIвека.
Теологическая теория.
На протяжении всей истории развития человечества особая роль в решениивопросов происхождения государства отводилась религии. Еще в Древнем Египте,Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства иправа. Но особенно широкое распространение данные идеи получили на стадии переходамногих народов к феодализму и в феодальный период.
Религиозные учения о происхождении государства и права имеют хождения ипоныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в ДревнемРиме о том, что на возникновение, развитие и упадок государства решающеевлияние оказали человеческие слабости и страсти. Среди них жажда денег ивласти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательныечеловеческие черты и страсти. Все сказанное о падении нравов населения окончательноподорвало моральные основы Римского государства, и оно было обречено. Так можетслучиться с любым государством.
Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализациибожественной воли, в то же время эта теория отстаивает идеи незыблемости,вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной волекак власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства отбожественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозныеорганизации.[2] Теологическую теориюнельзя доказать, как и нельзя опровергнуть, поскольку вопрос о ее истинностирешается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, вконечном счете, вопрос веры.
Патриархальная теория.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции ирабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневековогоабсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.
У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государствопредставляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государстваобщение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные людистремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числаэтих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотельутверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовскойвласти.
Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. В частности,еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ее положениях«детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей», антинаучнойбиологизацией такого сложного явления, как государство.
Основные теории происхождения государства в XVII-XIXвв.
Теория договорного происхождения государства.
Данная теория также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторыесофисты считали, что государство возникло в результате договорного объединениялюдей с целью обеспечения справедливости.
По мере развития человеческой мысли данная теория такжесовершенствовалась. В XVII-XVIII вв. она активно использовалась вборьбе с крепостничеством и феодальной монархией. В этот период идеи договорнойтеории поддерживались и развивались многими великими мыслителями ипросветителями: в Голландии – это Гуго Гроций и Спиноза, в Англии – Томас Гоббси Джон Локк, во Франции – Жан-Жак Руссо, Поль Гольбах, в России – АлександрРадищев и др.
Основатели и продолжатели договорной теории выступали против идеибожественного происхождения государства и права. В основу государства и прававместо божьего провидения они положили волю людей. В их представлении властьмонарха является производной не от божьего провидения, а от самих людей. Данныйтезис, положенный в основу договорной теории происхождения государства и права,был наиболее ярко и обстоятельно развит Полем Гольбахом в его работе «Священнаязараза или естественная история суеверия».
Оспаривая идеи божественного происхождения государства и права, АлександрРадищев считал, например, что государство возникает не как результат некогобожественного провидения, а как следствие молчаливого договора членов обществав целях совместной защиты слабых и угнетенных. Государство, по его мнению,«есть великая махина, коею цель есть блаженство граждан».
Из всего сказанного о естественно-правовой теории происхождениягосударства следует, что ее сторонники исходят из того, что народ обладаетестественным, неотчуждаемым правом не только на создание государства на основеОбщественного договора, но и на его защиту.
Следует отметить прогрессивность многих положений этой теории, т.к. онаявлялась крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала срелигиозными представлениями о происхождении государства, обосновывалаестественное право народа на свержение власти плохого правителя. Однако нетубедительных научных данных, которые бы подтверждали реальность этой теории.Возможно ли, чтобы десятки тысяч людей смогли договориться между собой о созданиигосударства при наличии острых социальных противоречий между ними.
Учение о государстве Гегеля.
Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейшийпредставитель немецкой классической философии Г.В. Гегель. Он утверждал, что воснове всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права,лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея» («мировойразум», «мировой дух»).
В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективногоидеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признаетзаслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибкаРуссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельныхличностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себеразумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.[3]
Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право изабсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонниковдоговорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения иохраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, государство нестраховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть ихтворением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно неслужит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначе говоря,государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшаяиз всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшаяобязанность последней – быть достойным членом государства.
Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теориидоговорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых правчеловека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократическойреволюции. По сути дела, гегелевская формула «Все действительное разумно»оправдывала феодально-абсолютистский строй Прусского государства. В его учениигосударство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, онсоздает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.
В конце XIX века возникли и другие теориипроисхождения государства, такие как теория насилия, марксистская,органическая, однако наибольшее распространение они получили в XX веке.
Современные теории происхождения государства (XXвек).
Следует отметить, что в настоящее время существует плюрализм мненийотносительно происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядовобусловлено историческими особенностями развития стран, идеологическимиприверженностями авторов и другими причинами
Историко-материалистическая (марксистская) теория.
Научные исследования и выводы свидетельствуют о том, что государственнаяорганизация приходит на смену родоплеменной организации, право – на сменуобычаям. И происходит это не в силу самого по себе изменения общественныхнравов, религиозных воззрений и взглядов, а в силу коренных изменений вэкономической сфере и в самом первобытном обществе. Именно они привели кразложению первобытнообщинного строя и к утрате способности первобытнымиобычаями регулировать общественные отношения в новых условиях.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена вработе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», самоназвание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновениеанализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностьюисходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собойбольшое достижение теоретической мысли.
Для марксисткой теории характерен последовательный материалистическийподход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью,расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизмвыражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримыхклассовых противоречий».
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Нотак же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления.Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось довозникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли идругие, более глубинные и общие факторы.
Теория насилия.
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государстваявляется теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкийфилософ и экономист Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л. Гумпловичи известный «ревизионист марксизма» К. Каутский.
Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, чтоглавная причина возникновения государства и права лежит не всоциально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а взавоевании, насилии, порабощении одних племен другими. «История не предъявляетнам ни одного примера, — рассуждал в связи с этим Л. Гумплович в своейфундаментальной работе «Общее учение о государстве», — где бы государствовозникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, этовсегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоеваниии порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлогонаселения».
При этом насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, акак глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не толькоединство противостоящих друг другу «элементов» государства – победителей ипобежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущиесоциально-экономические последствия.[4]
Какие последствия имеются в виду? Прежде всего те, которые ассоциируются споявлением рабства. Во всех подобных случаях, подчеркивают сторонники теориинасилия, появляется военное превосходство того или иного народа (племени) наддругим – «над жителями завоеванной страны». При этом ведущиеся войны, с однойстороны, производят «разрушительное действие», а с другой — в нихобнаруживается и «некоторая положительная, известным образом созидающаягосударство сила».
Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие одних племен наддругими рассматриваются и в качестве основных причин рабства. Что же касаетсяестественно-исторического процесса зарождения и развития данного института, тоон или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй план.
Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности,следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют исторически первыеи современные государства.
Теория насилия, равно как и естественно-правовая теория, отражают взглядылишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и наего происхождение.
Органическая теория.
Среди теорий происхождения государства необходимо назвать такжеорганическую теорию, приравнивавшую государство к человеческому организму иприписывающую ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания,входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории государство являетсярезультатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельнымчеловеком.
Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались ещев трудах древнегреческого философа Платона.
Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория в целом,получили в конце XIX — начале XX вв. Одним из наиболее видныхсторонников органической теории происхождения государства был английский ученыйфилософ Герберт Спенсер. В настоящее время органическая теория, хотя и непользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение наЗападе.
Психологическая теория.
Широко известной в юридическом мире теорий происхождения государстваявляется психологическая теория. Суть ее заключается в том, что основныепричины возникновения государства и права она усматривает не в экономической, социальнойи иной среде, а в особенностях психики человека, в «импульсиях» и в эмоцияхчеловека, которые, согласно воззрениям известного русского ученого Л.И.Петражицкого – основателя этой теории, играют главную роль не только вприспособлении человека к условиям жизни общества, но и в образованиигосударства .
Таким образом, существует множество теорий происхождения государства иправа. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностямиразвития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическимиприверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другимипричинами.
Из всего разнообразия теорий происхождения государства можно выделитьследующее: на этапе производящей экономики под воздействием разделения труда,появления патриархальной семьи, военных захватов, запрета инцеста и другихфакторов происходит расслоение первобытного общества, обостряются егопротиворечия, вследствие чего родовая организация социальной жизни изживаетсебя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новая организационная формаобщества – государственность[5].
Глава 2. Понятие о государстве
§ 2.1 Государственная власть
Власть, в какой бы форме она ни находилась, всегда означает, принуждениек чьей-то воле и подчинение ей. Государство распространяет свое влияние награждан и общество в целом. Вследствие этого государственную власть можноохарактеризоватькак руководство обществом, распространяющее свою волю спомощью государственного аппарата при поддержке особых отрядов вооруженныхлюдей, и специальных принудительных учреждений.
В различных государствах государственная власть принимает разныйхарактер: это может быть как прямое насилие, скрытое принуждение, так иорганизаторская деятельность руководства со стороны государства.
Большое значение имеет легитимность государственной власти, т.е.формирование ее на основе закона и с учетом общественного волеизъявления. Еслизаконы, издаваемые законодательной ветвью, не исполняются, постановления иприказы, принимаемые правительственными учреждениями, в жизнь не претворяются,если вовремя не выносятся и не исполняются приговоры и решения судей, то вгосударстве, как правило, государственная власть находится в состоянии атрофии,имеет место анархия (безвластие) или возвышение какой-то иной власти.
§ 2.2 Характерные признакигосударства
Рассматривая понятие «государство», необходимо выделить его характерныечерты, отличающие его от других общественных организаций:
1. Государство — единственнаяорганизация власти, распространяющая всю полноту своего влияния в масштабевсей страны. Ни какая другая организация (политическая, общественная и т.п.)не охватывает всего населения. При рождении на территории государства каждыйчеловек становится его гражданином или подданным, приобретая при этом права иобязанности по отношению к данному институту.
2. Это суверенная организация, т.е. организация, обладающаясуверенитетом. Под государственным суверенитетом чаще всего понимаютверховенство государственной власти внутри страны и ее независимость намеждународной арене. Верховенство государственной власти состоит в том, чтогосударство – это единственная в обществе политическая организация, властькоторой является определяющей и распространяется на всю территорию страны ивсех, кто на ней находится. Независимость государственной власти выражается вее самостоятельности в отношениях с другими государствами, а такжемеждународными организациями. Разумеется, эта независимость не являетсяабсолютной, поскольку в современном мире любое государство должно считаться синтересами других государств и мирового сообщества в целом[6].
3. Государство – это организация, которая внешне выражена в системеорганов управления и принуждения и состоит из них. Процесс возникновениягосударства связан с выделением из общества специального аппарата управления, атакже принуждения. Этот аппарат состоит из соответствующих органов, которые всвоем единстве образуют государство и составляют его внешний облик.
4. Только государство имеет правоиздавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы,постановления и т.п.
Итак, государство — это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всютерриторию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратомуправления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом[7].
Глава 3. Типы и формы государства§ 3.1 Подходы ктипологии государств
В многовековой истории человечества существовало и существует сейчас,сменяя друг друга, огромное количество государств. В этой связи возниклаогромная проблема их научной квалификации.
Впервые такая попытка была предпринята/> Аристотелем и /> Полибием. Так, Аристотель считал, что основными критериямиразграничения государств на том или ином историческом этапе их развитияявляются:
· количествовластвующих в государстве (в этой связи он различал правление одного, немногихлибо правление большинства);
· осуществляемаягосударством цель (по данному критерию все государства делились на правильные,т.е. достигались общие для всех блага и неправильные — достигались частные целиотдельных индивидов).
При этом Аристотель основное внимание обращал на место и роль человека,которое он занимает в государстве и защиту его права и свободы.
Несколько иной позиции придерживается Полибий, отмечая, что развитиегосударства, смена его типов — естественный процесс, определяемый природой,который включает в себя фазу зарождения, становления, расцвета, упадка иисчезновения. Главное он видел в тех изменениях, которые были связаны сотношениями государственной власти и человека, при этом государство выступалобы главным инструментом установления социальной справедливости в обществе.
Из указанных выше научных положений исходила и современнаяполитико-правовая мысль при рассмотрении вопросов, связанных с типологиейгосударств.
Типология, или классификация по типам государств и их правовых систем,представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познаниягосударственно-правовой материи, отражает логику естественноисторическогопроцесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типовгосударства и права другими, является одним из важнейших приемов и средствпознания исторического процесса развития государства и права[8].
Таким образом, говоря о типологии государств, следует отметить, что онасодействует более глубокому выявлению и изучению признаков, свойств, сущностигосударства, позволяет проследить закономерности их развития, сущностьпроисходящих в них структурных изменений. Типология представляет собой один извидов классификации и, вместе с тем, ее высшую форму, т.к. в ее основе лежитгруппировка государств по одному из самых крупных и высших квалификационныхкритериев — типу государства. Кроме того, типология государств базируется наобобщении большого фактического, исторического, социологического, правового ииного материала, на выявлении объективных процессов и связей, существующих вконкретном обществе, а также на основе анализа особенностей функционированиягосударственно-правовых явлений и систем.
В этой связи типологию государств можно рассматривать как определеннуюгруппировку по различным типам.
В соответствии с марксистскими положениями оформационном подходе классовая сущность государства, определяется экономическимфактором, состоянием производственных отношений, способом производства в целом,а само государство является лишь надстройкой над экономическим базисом. Иначеговоря, и по существу, и по форме государство обусловлено экономическим строем общества.Оно вторично, а экономика первична. Экономическая структура общества, какподчеркивал Ф. Энгельс, образует ту реальную основу, которой и объясняется впоследнем счете вся надстройка правовых и политических учреждений. Отсюдапроизводный характер государства от социально-экономического строя[9].
Несмотря на множество определений типа государства, содержащихся внаучной и учебной литературе предлагается следующая дефиниция данногоопределения. Исторический тип государства есть совокупность классовой сущностивсех государств, обладающих общей экономической основой, обусловленнойгосподством данного типа собственности на средства производства. Таким образом,исторический тип государства всегда связан с установлением закономернойзависимости классовой сущности государства и права от экономических отношений,которые господствуют в классовом обществе на определенном этапе его развития.
Формационный и цивилизационный подходы к типологии государств.
В литературе выделяют два подхода к типологии государств: формационный ицивилизационный. Кратко рассмотрим их сущность.
До последнего времени в теориигосударства и права вопросы типологии государств рассматривалисьпреимущественно с позиции формационного подхода. Суть его состоит в том, что воснове типизации государств лежит категория «общественная формация», основаннаяна том или ином способе производства, отражающая соотношение базиса инадстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позицииего социального назначения.
Марксистский подход в исследованииисторического процесса (известная «триада» К. Маркса) предполагал делениемировой истории человеческого общества на три больших периода (макроформации):первичный (архаичный), вторичный (экономический) и третичный(коммунистический), получившие название общественных («Gesell-schaftformation», «formation de la societe»), которые применяются для обозначения глобальныхисторических эпох.
Под первичной (архаичной) и третичной(коммунистической) общественными формациями К. Маркс понимал общества, вкоторых отсутствуют отношения эксплуатации.
Основными критериями такойклассификации являются наличие или отсутствие частной собственности,эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарногопроизводства. В этом случае вполне можно считать, что макроформации идентичныделению на доклассовое, классовое и бесклассовое общества. Термин«экономическая общественная формация» – наиболее дискуссионный в марксовойформационной концепции, имеющий огромное методологическое значение. Впредисловии «К критике политической экономии» К. Маркс отмечал, что «в общихчертах азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способыпроизводства можно обозначить как прогрессивные эпохи экономическойобщественной формации». Следовательно, государственно-организованное обществоесть элемент экономической общественной формации, в рамках которойвыделяются соответствующие исторические периоды, расположенные внутри нее, такназываемые: азиатский, античный, феодальный, буржуазный способы производства.
Понятие «экономическая общественнаяформация» свидетельствует о том, что главной чертой, свойственной всемвключенным в нее периодам, К. Маркс считал экономический характержизнедеятельности общества, т.е. такой способ взаимодействия между членамисоциума, который определяется не религиозными, нравственными или политическими,а в первую очередь хозяйственными, экономическими факторами, иными словами,период, характеризующийся господством в общественной жизни отношений, базирующихсяна частной собственности, индивидуальном обмене и возникающей как следствиеэтого эксплуатации.
При формационном подходе в основуделения истории социального развития положена идея естественно-историческогопроцесса смены одной общественной формации другой. Первичная (архаичная)общественная формация заменяется вторичной (экономической), охватывающей рядобществ, с присущими ей способами производства, уступающей затем местотретичной (коммунистической), которая характеризуется воспроизведением основныхчерт общинной организации на качественно новом уровне и является более высокимтипом архаической общественной формации.
Каждая новая общественная формация напервом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных силв силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают ихуровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношенийуровню развития производительных сил общества, что выражается обычно в егорасцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных силобщества приводит к тому, что на третьем этапе уровень их развития перестаетсоответствовать «старым» производственным отношениям, это вызывает формирование«новых» производственных отношений, постепенно складывающихся внутри этогообщества, все более и более становящихся доминирующими в процессе производства.Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, видоизменяютсяформы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных группс противоположными интересами, а это, в свою очередь, требует их последующегогосударственного и правового оформления[10].
/>Формационный подход — исследование состояния и развитияобщества, закономерностей смены исторических типов государств, с точки зрениякачественных изменений в экономическом базисе, общества(общественно-экономическая формация), его производственных отношений иклассовой структуры.
Таким образом, основными признаками данного подхода являютсясоциально-экономические признаки и тип производственных отношений, которыехарактерны для данного исторического типа государства. В юридической литературевыделяют следующие исторические типы государств.
1. Рабовладельческоегосударство — экономический базис составлял собственность рабовладельцев нарабов, орудия и средства производства. Основными классами являлисьрабовладельцы и рабы, а также социальные прослойки — ремесленники и мелкиеземледельцы.
2. Феодальноегосударство — экономической основой выступали собственность феодалов на землю инеполная собственность на крепостных крестьян. Основными классами являлисьфеодалы, крепостные крестьяне, а также отдельные социальные группы — городскиеремесленники, торговые люди и др.
3. Буржуазноегосударство — экономическую основу составляла капиталистическая частнаясобственность на средства производства. В данном государстве существовали двакласса: буржуазия (капиталисты) и рабочие (пролетарии), отношения междукоторыми, вследствие экономических и политических классовых интересов, носилиантагонистический характер. Данный тип государства в своем развитии прошелнесколько этапов: первый этап характеризуется периодом становления и развитиякапиталистического государства (свободная конкуренция большого числасобственников, развитие стихийных рынков). Последующий этап совпал с периодоммонополистического капитализма (углубление кризиса буржуазнойгосударственности, существенные изменения в экономике, усиление эксплуатациирабочего класса и др.) Указанные выше признаки, монополизация и концентрациякапитала привели к объединению рабочего класса с целью завоевания революционнымпутем государственной власти и использования ее в своих интересах.
4. Социалистическоегосударство — политическая власть принадлежит пролетариату, средствапроизводства принадлежат всему обществу, общественная власть носит публичныйхарактер и т.д.
/>Цивилизационный подход. Сущность данного подхода состоит втом, что каждое общество в силу специфики, взаимосвязи и взаимодействия егоотдельных сфер (экономики, политики, права, социальной и культурной, идеологии,религии, обычаев и традиций) представляет собой целостное образование — цивилизацию.
При этом учитываются особенности духовной жизни, формы сознания, в томчисле религии, мировоззрения, исторического развития, географическогорасположения, особенности обычаев, традиций и др. Указанные выше факторы всвоей совокупности образуют понятие культуры, которая служит специфическимспособом бытия того или иного народа, конкретной человеческой общности, асовокупность родственных культур образует цивилизацию. Следует заметить, что всвоих работах английский историк А. Тойнби отмечал, что история человечествапредставляет собой историю лишь отдельных замкнутых культур-цивилизаций.Последняя представляет собой относительно замкнутое и локальное состояниеобщества, отличающееся общностью культурных, экономических, географическихрелигиозных, психологических и других факторов. В этой связи каждая цивилизацияпридает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
По мнению /> А. Тойнби, история человечествапредставляет собой историю 21 цивилизации, из которых в настоящее времясохранились лишь восемь (западная, китайская, индийская, исламская,православная и др.).
Таким образом, цивилизационный подход позволяет объяснитьмноговариантность исторического развития в том числе, ответить на вопрос почемувсе общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные путидвижения к прогрессу.
Следует отметить, что в юридической литературе выделяют следующие этапыцивилизации:
· локальныецивилизации, т.е.существующие в отдельных регионах или у отдельных народов (древнеегипетская,шумерская, эгейская и др.);
· особенныецивилизации(индийская, китайская, исламская, восточно-европейская)
· современнаяцивилизация (внастоящее время характеризуется совместным существованиям традиционных исовременных социально-политических структур).
В научной литературе выделяют государства первичной цивилизации (длягосударств данного вида характерно то, что они являются частью базиса, а нетолько надстройки — древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская идр.) и государства вторичной цивилизации (они не так всесильны, как в первичныхцивилизациях, не составляют элемента базиса, но входят в качестве компонента вкультурно-религиозный комплекс — это западноевропейская, восточно-европейская,североамериканская и др.).
В юридической литературе выделяют и другие виды классификации государств:демократические и недемократические (например, государства западной и восточнойцивилизаций и др.); светские, теократические, клериальные и атеистические; государствапереходного периода (Монголия, государства Средней Азии и Севера, современнойРоссии и др.).
§ 3.2/>/> Понятие формы государства и ееосновные элементы
Говоря о форме государства, следует заметить, что в научной литературепод формой понимают организацию политической власти, т.е. основное вниманиеуделяется лишь одному из признаков государства, тогда как форма государстваявляется непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания.
При этом следует заметить, что в силу экономических,социально-политических, идеологических и других факторов постоянно менялосьпредставление о формах государства. Так, /> Платон считал, чтолучшей формой государства является законная власть небольшой группы лучших иблагородных людей, т.е./> аристократия, которая можетпревратиться в тимократию — господство наиболее сильных воинов, последняя, всвою очередь, в олигархию — строй, основанный на имущественном цензе и властинемногих богатых. /> Демократия, как власть народа, в силу«опьянения» свободой сверх меры, может превратиться в свою противоположность — тиранию — самую худшую форму государства, при которой безраздельно господствуютпроизвол, насилие, бесправие.
/>Аристотель же, рассматривая формугосударства как систему верховной власти в государстве, определял ее взависимости от числа властвующих как /> монархию, аристократиюили демократию. Эти формы государства рассматривались им как «правильные»,каждая из которых могла легко искажаться и превращаться в соответствующую«неправильную» форму — тиранию, олигархию, охлократию.
Следует отметить, что значительное внимание исследованию форм государствауделяется и в современной отечественной и западной литературе. Однако единоготолкования этого понятия до сих пор нет. Вместе с тем, понятие формыгосударства можно сформулировать следующим образом:
Форма государства — это структурный, территориальный и политическийспособ организации деятельности государства, который включает в себя формуправления, форму государственного устройства и формугосударственно-политического режима.
Рассмотрим более подробно каждый из трех элементов формы государства.
/>/>Понятие и виды форм правления
/>Форма правления — это способ организации верховнойгосударственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе взависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективномувыборному органу) различают две основных формы правления: монархия иреспублика, каждая из которых имеет свои формы проявления.
/>“Монархия — это такая формаправления, при которой верховная государственная власть осуществляетсяединолично и переходит, как правило, по наследству”.[11]
В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:
· древневосточную(первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римскаяимперия);
· феодальную (включаетв себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии);
· конституционную,включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии.
/> “Республика — (от лат. respublica, буквально — общественное дело) это такая форма правления, при которойверховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыминаселением на определенный срок”.[12]
В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно иподконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанныереспублики.
/>/>Понятие и разновидности формгосударственного устройства
“Форма государственного устройства — это национальное иадминистративно-территориальное строение государства, которое раскрываетхарактер взаимоотношений межу его составными частями, между центральными иместными органами и государственной власти”.[13]
Традиционно выделяют 3 формы государственного устройства.
/>Унитарное государство — это такое единое государственноеобразование, на территории которого действуют единые высшие органыгосударственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единоезаконодательство, судебная система и единое гражданство.
Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными,национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).
/>Федеративное государство — это такое государство, котороесостоит из ряда государств или государственных образований, на территориикоторого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органывласти.
Выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) инациональные (Югославия).
/>Конфедерация — это временный союз суверенныхгосударств, который образуется для совместного решения политических,экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов властии управления, единого бюджета и гражданства.
Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы,содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерацииот коалиций, которые представляют собой временные политические или военныесоюзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительныхцелей при наличии общего противника./>/>
Понятие и виды форм государственно-политического режима
Один из критериев определения вида политического режимаявляется правовая форма применения тех или иных способов осуществлениягосударственной власти. Имеет ли место этот процесс государственноговластвования в имеющейся правовой форме или царит сплошной произвол, направленали эта правовая форма на охрану ведущих социальных ценностей, прав и свободграждан, взаимной ответственности органов государства и граждан, или служитлишь прикрытием зловещих, в угоду себе, злоупотреблений властей, которые,зачастую, осуществляются за этой ширмой благодетеля фактически, в интересах руководителейсамого аппарата государства или даже одного лидера.
Политический режим, зачастую является политико-правовымрежимом и этот факт нельзя оставлять без внимания. Определение политическогорежима тесно взаимосвязано с тем, в каких правовых или антиправовых формах онпредстает перед наукой. Именно конкретная правовая система в содержании своихправоустановительных и правоприменительных актов, в организации политической исудебной власти, закрепленной роли армии и других характеристиках даетвозможность достаточно точно определять вид политического режима.
Заключение о тесной взаимосвязи политического режима и егоправовой формы, подкрепленной историческим анализом и теоретическими размышлениямив пределах современного социального знания, имеет научную и практическую значимость.По виду политического режима в отдельных случаях обозначают и само государство,его сущность, Политический режим, как правило, всегда являетсяполитико-правовым режимом и это обстоятельство нельзя упускать из виду.Определение политического режима всегда связано с тем, в каких правовых илиантиправовых формах он предстает перед исследователем. Именно конкретнаяправовая система в содержании своих правоустановительных и правоприменительныхактов, в организации политической и судебной власти, закрепленной роли армии идругих характеристиках позволяет достаточно точно определять вид политическогорежима, прогнозировать его динамику.
Вывод о неразрывной связи политического режима и его правовойформы, подкрепленной историческим анализом и теоретическим рассуждениями врамках современного социального знания, имеет научное и практическое значение.По виду политического режима подчас обозначают и само государство, его суть, таккак политический режим олицетворяет самые главн6ые черты государственноговластвования.
Итак, изучение политического режима, т.е. методов и способов,с помощью которых государство управляет проживающими на его территории людьми, являетсятакже необходимым для познания устройства формы государства.
Форма государственного режима — совокупность способов и методовосуществления власти государством”.[14]
В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политическогорежима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь,подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.
Основными признаками демократического режима являются: господствозакона, разделение властей, наличие у граждан реальных политических исоциальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность, выборностьи сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетностьперед избирателями, гласность, наличие свободно формируемых политических партий,существование оппозиции, плюрализм и др.
Для антидемократического режима характерно: господство беззаконияи террора, отсутствие политического плюрализма, запрещение деятельностиоппозиционных партий, отсутствие демократических прав и свобод граждан, отсутствиедемократических выборов при формировании органов власти и др.
Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих ксистематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для негохарактерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, однойгосподствующей партии, массовый террор.
Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярогоантисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей»расы.
Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивныхметодов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты правнеимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора властина армию, полицию и другие репрессивные органы.
Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и такиережимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический;собственно-демократический и др.
Главное, определяющее в государстве — его сущность. Это то основополагающее начало, которое характеризует природугосударства, его назначение и функции. Сущность государства двуедина по своейприроде. С момента возникновения и на протяжении довольно длительногоисторического времени государства (рабовладельческие, феодальные,раннебуржуазные) в основе своей деятельности имели насилие. Сущностьсовременных государств — общесоциальный компромисс, управление обществом вцелях его гармонии и всестороннего развития.
Сущность государства определяет и егоформу, которая показывает, как организована и осуществляется государственнаявласть, какие методы она использует в своей деятельности, каковонационально-территориальное устройство государства. Форма государства включаетв себя: форму правления, форму государственного устройства, политический режим.
После того, как раскрыты основные характеристики такого сложногосоциального института, как государство представляется возможным ответить на неменее интересующий вопрос. Изменяется ли сущность государства? Всемирныйисторический опыт знает немало примеров (начиная с древних времен), когда в пределаходного исторического типа, одной исторической эпохи, краткого промежуткавремени в несколько лет порой координально меняются форма государства, государственныйрежим, состав и структура государственного аппарата, содержание функцийгосударства, изменяются так же идеологические ориентиры, социальные иэкономические основы государства.
Заключение
Завершая исследование такого сложного и многогранного института, какгосударство, подведем некоторые итоги.
Проблема возникновения государства остается и, видимо, длительное времяостанется в науке дискуссионной. Во-первых, в основе этой сложнейшей проблемылежат различные идейные, философские воззрения и течения. Во-вторых,историческая и этнографическая науки дают все новые знания о причинахпроисхождения государства и права.
Наиболее распространенной точкой зрения по вопросу происхождениягосударства является та, что на этапе производящей экономики под воздействиемразделения труда, появления патриархальной семьи, военных захватов, запретаинцеста и других факторов происходит расслоение первобытного общества,обостряются его противоречия, вследствие чего родовая организация социальнойжизни изживает себя, а ей на смену с той же неизбежностью приходит новаяорганизационная форма общества – государственность.
Существует множество теорий происхождения государства и права. Такойплюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развитияобщества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическимиприверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другимипричинами.
Ведущими теориями происхождения государства до XVII века являлисьтеологическая и патриархальная теория. В XVII-XIX вв. наибольшеераспространение получили теория договорного происхождения государства и учениео государстве Гегеля. В настоящее время наибольшее признание получилисоциально-экономическия (марксистская) теория происхождения государства, теориянасилия, органическая теория, психологическая теория.
Как уже говорилось ранее, наопределенной ступени развития первобытного общества возникает государство.
Государство — это единая политическаяорганизация общества, которая распространяет свою власть на всю территориюстраны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления,издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.
Государство руководит обществом,осуществляет политическую власть в масштабах всей страны. Для этой цели используетсягосударственный аппарат, который не совпадает с обществом, отделен от него.Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые снаселения.
Что касается исторического типа и формы государства, то можно сказатьследующее. Типология государств тесно связана с понятием формы государства.Особенности каждого конкретного типа государства устанавливаются на основеанализа его организационного устройства, методов осуществления государственнойвласти. Нет четкого соотношения между типом и формой государства:
С одной стороны в пределах одного и того же типа государства могутвстречаться различные формы организации и деятельности государственной власти.
С другой стороны – государства различного типа могут облекаться водинаковую форму.
Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется,прежде всего, степенью зрелости общества и государственной жизни, задачами ицелями, которые ставит перед собой государство.