Реферат по предмету "Государство и право"


Организация муниципальной службы РФ

Содержание
Введение
Прохождениемуниципальной службы
Муниципальнаядолжность
Аттестациямуниципальных служащих
Классныечины муниципальных служащих
Видыклассных чинов муниципальной службы
Присвоениеклассных чинов муниципальной службы
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Служба как один извидов социальной, общественно-политической деятельности в любом обществе, влюбом государстве выступает в качестве необходимого условия нормальнойжизнедеятельности общества.
Служебная деятельностьв современном обществе подразделяется прежде всего на два основных вида:государственную службу и негосударственную службу.
Понятие«муниципальная служба» — сравнительно новое для нашегозаконодательства.
До перехода корганизации местной власти на началах самоуправления и становления местногосамоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народапонятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось,ибо служащие местных органов государственной власти (местных Советов и ихисполнительных комитетов) являлись государственными служащими.
Служба в органахместного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственнойслужбы. Понятия «государственный служащий» и «муниципальныйслужащий» были, по существу, равнозначными. Согласно такому взгляду,муниципальный служащий — это государственный служащий, работающий в органеместного самоуправления. Так, Д. Н. Бахрах, отмечает, что используемые импонятия «государственная служба» и «государственный служащий»понимаются широко, по-старому: как государственная и муниципальная служба,государственные и муниципальные служащие[1].Хотя надо отметить, что у Д.Н. Бахраха содержится исключительно важный дляпонимания природы местного самоуправления вывод о механизме публичной властикак совокупности государственных и муниципальных органов, который позволяетставить вопрос о двух основных формах публичной власти, власти народа:государственной власти и власти муниципальной (местном самоуправлении), имеющихсвою специфику, свои отличительные признаки.
Муниципальной службеприсущи отличительные черты и признаки, которые предопределяютсяконституционным статусом местного самоуправления, его местом и ролью в системенародовластия. Рассмотрим их.
1. Прежде всего следуетотметить, что муниципальная служба учреждается и функционирует в сферепубличной власти, ибо муниципальная деятельность является публично-властнойдеятельностью. Эта черта муниципальной службы сближает ее с государственной службой,тоже относящейся к сфере публичной власти. Муниципальная власть (местноесамоуправление) и власть государственная — формы публичной власти. У них единыйисточник — власть народа. Государственные и муниципальные служащие участвуют восуществлении функций государственных и муниципальных органов, в сферепубличной власти.
2. Муниципальная службаимеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местногосамоуправления. К ним относится, во-первых, обеспечение самостоятельногорешения населением вопросов местного значения. Самостоятельность — одно изключевых понятий, характеризующих сущность местного самоуправления как формыорганизации и осуществления власти. Самостоятельность местного самоуправлениягарантируется государством (ст. 12 Конституции). Самостоятельное решениенаселением вопросов местного значения предполагает наличие системы эффективногофункционирования демократических институтов управления, позволяющих выражатьинтересы и волю местного населения. Важную роль в этой системе играетмуниципальная служба, которая выполняет роль одной из гарантийсамостоятельности местного самоуправления.
Во-вторых, к основнымзадачам муниципальной службы относится обеспечение (наряду с государственнойслужбой) прав и свобод человека и гражданина на территории муниципальногообразования. Эта задача вытекает из положения ст. 18 Конституции, согласнокоторой права и свободы человека и гражданина определяют деятельность не толькогосударственной власти, но и местного самоуправления.
 

Прохождение муниципальнойслужбы
 
КонституцияРФ в ст. 32 закрепила право участия в управлении государственными делами иравный доступ российских граждан к государственной службе. Эти положенияразвиваются ФЗ «Об основах муниципальной службы Российской Федерации». В Законезакреплено, что при поступлении на муниципальную службу, а также при еепрохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограниченийили преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства,наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке,предусмотренном Конституцией РФ и федеральными законами.
Действующеезаконодательство устанавливает условия необходимые для поступления намуниципальную службу, из которых основными являются: гражданство РФ, владениегосударственным языком, возраст от 18 до 60 лет, профессиональное образование.
Законодательство о муниципальнойслужбе предусматривает случаи, когда российские граждане не могут быть принятына государственную службу:
— признание судомнедееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишение судом правазанимать муниципальную и государственную должности;
— наличиеподтвержденных соответствующим медицинским учреждением заболеваний,препятствующих исполнению должностных обязанностей;
— отказ от прохожденияпроцедур оформления допуска к сведениям составляющим государственную или инуюохраняемую государством тайну;
— близкое родство илисвойство с муниципальными служащими при непосредственной подчиненности илиподконтрольности между ними.
При поступлении намуниципальную службу гражданин представляет:
— личноезаявление;
— документ,удостоверяющий личность;
— трудовуюкнижку;
— документо профессиональном образовании;
— справкуо своем имущественном положении;
— медицинскоезаключение о состоянии здоровья;
-другие документы, еслиэто предусмотрено действующим законодательством.
Закономоб основах муниципальной службы установлено, что гражданин поступает намуниципальную службу на условиях трудового договора(контракта),заключаемого на неопределенный срок или на определенный срок, но не более пятилет (обычно 1, 3, 5 лет). Поступление на муниципальную службу оформляетсяприказом по органу местного самоуправления о назначении. Назначение надолжность представляет собой юридический акт компетентного органа илидолжностного лица, определяющий момент официального вступления в должность.Путем назначения замещается подавляющее количество муниципальных должностей, вряде случаев проводится конкурс (в форме конкурса документов).
Конкурс–это форма замещения должности, предполагающая отбор лучшего претендента путемпредварительной оценки его профессиональных, деловых и нравственных качеств.Достоинства претендента оцениваются конкурсной комиссией на основаниидокументов об образовании, предшествующей трудовой деятельности, рекомендаций спрежнего места работы и результатов тестирования.
В некоторых случаях принахождении на должности может назначаться испытание (испытательный срок),который не может превышать трех, а в отдельных случаях шести месяцев с моментаназначения на должность. В испытательный срок засчитывается только фактическоевремя исполнения обязанностей, в него не входит время отсутствия на службе поболезни и т.п.
Муниципальная службапрекращается при увольнении по инициативе служащего, в том числе с выходом напенсию. По инициативе руководителя органа местного самоуправления увольнениеслужащего возможно в случаях:
— Достиженияпредельного возраста;
— прекращениероссийского гражданства;
— несоблюдениеобязанностей и ограничений по муниципальной службе;
— разглашение сведенийсоставляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.
 
Муниципальнаядолжность
Муниципальная должность– должность, которая предусмотрена уставом или иным нормативно-правовым актомкакого-либо муниципального образования, но которые не противоречат основным законам,принятым на высшем уровне.
Все муниципальныедолжности регламентируется нормами права, изданными органами местногосамоуправления, а также законами и нормативно-правовыми актам РоссийскойФедерации[2].
В Российской Федерации,муниципальным служащим может стать любой гражданин, который достиг восемнадцатилет. Согласно установленным требованиям и на основании законодательных актовгражданин, который находится на муниципальной службе, имеет право на денежноевознаграждение за свою работу (заработная плата), которое выплачивается ему избюджета местного самоуправления. Для карьерного роста, муниципальномуслужащему, необходимо сдавать квалификационной экзамен, либо проходитьаттестацию, на основании, которой присваивается очередной разряд.
Должности муниципальнойслужбы подразделяются на четыре основные категории:
1) руководители;
2) помощники(советники);
3) специалисты;
4) обеспечивающиеспециалисты.
Руководители — должности руководителей и заместителей руководителей отраслевых(функциональных) и территориальных подразделений (органов) местногосамоуправления, замещаемые на определенный срок полномочий или без ограниченийсрока полномочий. Большинство исследователей относят в эту категорию и выборныхдолжностных лиц, в том числе глав муниципальных образований, депутатов,работающих на профессиональной постоянной основе.
Помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия должностным лицам местного самоуправленияв реализации их полномочий, замещаемые на определенный срок, ограниченныйсроком полномочий указанных лиц. В данную категорию входят, в частности,должности помощника главы муниципального образования, советника (консультанта)главы муниципального образования, пресс-секретаря главы муниципальногообразования. Выделение этих должностей в отдельную категорию связано с особымхарактером отношений между замещающими их служащими и главой муниципальногообразования. Закон исходит из права главы назначать на эти должности лиц,нужных ему в силу каких-либо обстоятельств. Вновь избранный глава свободен вподборе кандидатов на названные должности. С уходом прежнего главымуниципального образования истекает и срок полномочий служащих, назначенных имна указанные должности.
Специалисты — должности,учреждаемые для профессионального обеспечения осуществления органом местногосамоуправления своих задач и функций и замещаемые без ограничения срокаполномочий.
Обеспечивающиеспециалисты — должности, учреждаемые для организационного, информационного,документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечениядеятельности органов местного самоуправления и замещаемые без ограничения срокаполномочий.
Аттестациямуниципальных служащих
Порядок и условияпроведения аттестации муниципальных служащих устанавливаются нормативнымиправовыми актами муниципального образования в соответствии с уставоммуниципального образования, федеральным и региональным законодательством.
Для проведенияаттестации осуществляются следующие мероприятия:
— образуетсяаттестационная комиссия;
— составляются спискимуниципальных служащих, подлежащих аттестации;
— утверждается графикпроведения аттестации;
— подготавливаютсянеобходимые документы для аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссиясоздается правовым актом руководителя соответствующего органа местногосамоуправления. Она образуется в составе председателя, заместителяпредседателя, секретаря и членов комиссии.
Для проведенияобъективной оценки служащего необходимо по меньшей мере соблюдение трех условий[3]:
— независимостькомиссии от руководителя государственного органа, в котором работаетаттестуемый;
— более высокий уровеньпрофессиональной подготовки и знаний у членов комиссии по сравнению соцениваемыми лицами;
— применение научныхметодов оценки профессиональных и личных качеств служащего.
Количественный иперсональный состав аттестационной комиссии, сроки и порядок ее работыутверждаются руководителем органа местного самоуправления или его структурногоподразделения, наделенного правом назначения или освобождения от должностимуниципального служащего.
График проведения аттестацииутверждается руководителем органа местного самоуправления и доводится досведения аттестуемых муниципальных служащих обычно не менее чем за месяц доначала аттестации (в большинстве муниципальных образований) или не позднее чемза две недели.
Как правило,в первую очередь аттестуются руководители подразделений учреждения,организации, предприятия, а затем подчиненные им работники. Аттестация членоваттестационной комиссии проводится на общих основаниях.
В ходеаттестации могут проводиться тестирование муниципального служащего,собеседование с ним, разбор конкретных ситуаций, связанных с профессиональнойдеятельностью муниципального служащего, в ходе которых выявляется знание имдействующего законодательства, научных рекомендаций и передового опыта в сфереего деятельности. Программы тестирования и собеседования разрабатываются сучетом специализации должности муниципальной службы. Аттестуемый вправе доначала заседания аттестационной комиссии ознакомиться с целью тестирования,получить информацию о ситуациях, которые могут быть предложены для разбора, атакже подготовить документы и материалы, разработанные и используемые им привыполнении служебных обязанностей.
Результатыаттестации — оценка и рекомендации аттестационной комиссии — заносятся ваттестационный лист.
В результатеаттестации муниципального служащего аттестационная комиссия дает ему одну изследующих оценок:
— соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной службы;
— соответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной службы приусловии выполнения рекомендаций аттестационной комиссии по его служебнойдеятельности (в определенный комиссией срок);
— несоответствует замещаемой муниципальной должности муниципальной службы.
В случаепринятия решения о соответствии муниципального служащего занимаемой должностиаттестационная комиссия в своем решении рекомендует присвоить муниципальномуслужащему соответствующий классный чин.
Муниципальныйслужащий в случае признания его не соответствующим занимаемой должности можетосвобождаться от муниципальной должности в соответствии с трудовымзаконодательством Российской Федерации, а может направляться на повышениеквалификации или переподготовку, либо с его согласия переводиться на другуюмуниципальную должность.
По итогампроведенной аттестации муниципальных служащих издается соответствующий правовойакт органа местного самоуправления или его руководителя, в котороманализируются результаты проведения аттестации, утверждаются мероприятия повыполнению рекомендаций аттестационной комиссии, подготовке к проведениюочередной аттестации и улучшению работы с кадрами. Это может быть, например,отчет аттестационной комиссии, составленный ее председателем и утвержденныйруководителем органа местного самоуправления.

Классные чинымуниципальных служащих
муниципальнаяслужба должность чин
Классные чинымуниципальных служащих указывают на соответствие уровня профессиональнойподготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещениядолжностей муниципальной службы[4].
Муниципальным служащимприсваиваются следующие классные чины:
1. секретарьмуниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающимдолжности муниципальной службы младшей группы;
2. референтмуниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающимдолжности муниципальной службы старшей группы;
3. советникмуниципальной службы 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающимдолжности муниципальной службы ведущей группы;
4. муниципальныйсоветник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающим должностимуниципальной службы главной группы;
5. действительныймуниципальный советник 3, 2, 1 класса — муниципальным служащим, замещающимдолжности муниципальной службы высшей группы.
Отношения, связанные сопределением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируютсяФедеральным законом Российской Федерации от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «Омуниципальной службе в Российской Федерации», но он не устанавливает конкретныеклассные чины.

Виды классных чиновмуниципальной службы
В своей работе ярассмотрю данную тему на примере муниципальной службы в Архангельской области.
Так, в соответствии сОбластным законом «О правовом регулировании муниципальной службы вАрхангельской области» от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ
Классные чиныприсваиваются муниципальным служащим персонально.
Классный чин может быть:
— первым,
— очередным,
— внеочередным.
Первый классный чинприсваивается муниципальному служащему после истечения срока испытания, еслимуниципальный служащий выдержал испытание, а если испытание для муниципальногослужащего не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначенияна должность муниципальной службы.
Чин присваиваетсямуниципальному служащему, не имеющему классного чина:
1) длямладшей группы должностей муниципальной службы – секретарь муниципальной службыАрхангельской области 3 класса; 2) для старшей группы должностей муниципальнойслужбы – референт муниципальной службы Архангельской области 3 класса; 3) дляведущей группы должностей муниципальной службы – советник муниципальной службыАрхангельской области 3 класса; 4) для главной группы должностей муниципальнойслужбы – муниципальный советник Архангельской области 3 класса; 5) для высшейгруппы должностей муниципальной службы – действительный муниципальный советникАрхангельской области 3 класса.
Если у муниципальногослужащего уже имеется классный чин государственной гражданской службыРоссийской Федерации, классный чин иного вида государственной службы РоссийскойФедерации, дипломатического ранга, воинского или специального звания, то муниципальномуслужащему присваивается классный чин 2 класса.
Классный чин, какправило, должен соответствовать группе должностей муниципальной службы, ккоторой относится должность муниципальной службы, замещаемая муниципальнымслужащим.
Очередной классный чин присваиваетсямуниципальному служащему с соблюдением старшинства (последовательности)классных чинов по истечении срока, установленного для прохождения муниципальнойслужбы в предыдущем классном чине, и при условии, что он замещает должностьмуниципальной службы, для которой предусмотрен классный чин, равный или болеевысокий, чем классный чин, присвоенный муниципальному служащему.
Для прохождениямуниципальной службы устанавливаются следующие сроки:
— в классных чинахсекретаря муниципальной службы Архангельской области 3 и 2 класса, референтамуниципальной службы Архангельской области 3 и 2 класса – не менее одного года;- в классных чинах советника муниципальной службы Архангельской области 3 и 2класса, муниципального советника Архангельской области 3 и 2 класса – не менеедвух лет; — в классных чинах действительного муниципального советникаАрхангельской области 3 и 2 класса – не менее одного года. — Для прохождениямуниципальной службы в классных чинах секретаря муниципальной службыАрхангельской области 1 класса, референта муниципальной службы Архангельской области1 класса, советника муниципальной службы Архангельской области 1 класса,муниципального советника Архангельской области 1 класса сроки неустанавливаются.
В срок прохождениямуниципальной службы в классном чине включаются: -период прохождения муниципальнойслужбы в Архангельской области со дня присвоения классного чина по деньпрекращения трудового договора (контракта) с муниципальным служащим, а в случаепоступления на муниципальную службу вновь – со дня начала работы на должностимуниципальной службы; -время вынужденного прогула при незаконном увольнении смуниципальной службы со дня увольнения до дня восстановления на прежней работе(до дня увольнения – в случае вынесения решения об изменении даты увольнения); -периодпрохождения государственной службы Российской Федерации в классном чине,дипломатическом ранге, воинском или специальном звании, учитываемых приприсвоении классного чина, со дня присвоения последнего классного чина,дипломатического ранга, воинского или специального звания по день прекращенияслужебного контракта (трудового договора) с государственным служащим РоссийскойФедерации. Внеочередной классный чин присваивается муниципальному служащему безсоблюдения старшинства (последовательности) классных чинов и без учета срокапрохождения муниципальной службы в классном чине. Он присваиваетсямуниципальному служащему в порядке должностного роста, за особые отличия вмуниципальной службе, а также в целях учета имеющегося у муниципальногослужащего классного чина государственной службы Российской Федерации,дипломатического ранга, воинского или специального звания.
При назначениимуниципального служащего на должность муниципальной службы, которая относится кболее высокой группе должностей муниципальной службы, чем замещаемая им ранее,указанному муниципальному служащему присваивается внеочередной классный чин,являющийся первым для этой группы должностей муниципальной службы, если этотклассный чин выше классного чина, который имеет муниципальный служащий.
Внеочередной классныйчинприсваивается муниципальному служащему после истечения срока испытания, еслимуниципальный служащий выдержал испытание, а если испытание для муниципальногослужащего не устанавливалось, то не ранее чем через три месяца после назначенияна должность муниципальной службы. В качестве поощрения за особые отличия вмуниципальной службе внеочередной классный чин может быть присвоенмуниципальному служащему до истечения срока прохождения муниципальной службы вклассном чине, но не ранее чем через шесть месяцев пребывания в замещаемойдолжности муниципальной службы – не выше классного чина, соответствующегогруппе должностей муниципальной службы, к которой относится замещаемаямуниципальным служащим должность муниципальной службы.
 
Присвоение классныхчинов муниципальной службы
Классные чины присваиваютсямуниципальным служащим: 1) главой местной администрации муниципальногообразования Архангельской области – в отношении муниципальных служащих,замещающих должности муниципальной службы в местной администрации муниципальногообразования Архангельской области, а также в отношении муниципальных служащих,замещающих должности муниципальной службы в аппарате представительного органамуниципального образования Архангельской области, контрольном органемуниципального образования Архангельской области, аппарате избирательнойкомиссии муниципального образования Архангельской области в случае отсутствия,включая досрочное прекращение полномочий, соответствующих должностных лиц; 2)председателем представительного органа муниципального образования Архангельскойобласти – в отношении муниципальных служащих, замещающих должностимуниципальной службы в аппарате представительного органа муниципальногообразования Архангельской области, в отношении руководителя контрольного органамуниципального образования Архангельской области, формируемого представительныморганом муниципального образования Архангельской области, а также в отношениидругих муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы вконтрольном органе муниципального образования Архангельской области,формируемом представительным органом муниципального образования Архангельскойобласти, в случае отсутствия должности руководителя контрольного органамуниципального образования Архангельской области; 3) руководителем контрольногооргана муниципального образования Архангельской области – в отношениимуниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы в контрольноморгане муниципального образования Архангельской области; 4) председателемизбирательной комиссии муниципального образования Архангельской области – вотношении муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы ваппарате избирательной комиссии муниципального образования Архангельскойобласти.
Обстоятельствами,препятствующими присвоению классного чина, являются: 1) наличие неснятогодисциплинарного взыскания – до дня его снятия или до дня, когда муниципальныйслужащий считается не имеющим дисциплинарного взыскания; 2) привлечениемуниципального служащего по уголовному делу в качестве подозреваемого илиобвиняемого – до момента прекращения статуса подозреваемого или обвиняемого всоответствии с уголовно-процессуальным законодательством; 3) наличие судимости –до ее погашения или снятия.

Заключение
Обновление состава ирост численности служащих органов муниципального управления не сопровождаетсяулучшением их качественного профессионального состава, повышением правового исоциального статуса, профессиональной компетенции и профессионализма.
Из сущностимуниципальной службы как профессиональной деятельности на муниципальнойдолжности вытекает проблема профессионального развития муниципальных служащих.Профессия кадров муниципального управления требует определенных знаний, навыкови качеств, постоянства и четкости в исполнении муниципальным служащим функций,вхождения в соответствующую профессиональную группу, идентификации служащего иего профессии.
Важнейшей особенностьюпрофессиональной деятельности муниципальных служащих является ее управленческийхарактер, вытекающий из задач местного самоуправления. Как управленческийинститут муниципальная служба представляет совокупность норм, правил,стандартов, традиций, которые регулируют управленческую деятельностьмуниципальных служащих.
Особое значениеприобретает изменение стиля работы органов местного самоуправления, переход отадминистрирования и тотального контроля к совершенствованию управленческихзнаний, профессиональных умений и навыков, практике децентрализации полномочийвышестоящих руководителей, их опоры на мнение подчиненных, всех членовмуниципального образования. Назрела необходимость в переориентации управления сконтроля на результат, самостоятельность, ответственность, с приоритетаотношений субординации на приоритет отношений координации и сотрудничества.

Списокиспользованных источников
 
1. «КонституцияРоссийской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (сучетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
2. Федеральныйзакон от 08.01.1998 N 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальнойслужбы в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 17.12.1997)
3. ЗаконРФ от 06.07.1991 N 1550-1 (ред. от 03.12.2008) «О местном самоуправлении вРоссийской Федерации»
4. Областнойзакон от 27 сентября 2006 года N 222-12-ОЗ «О правовом регулированиимуниципальной службы в Архангельской области»
5. БахрахД.Н. Административное право / М., 1993 г.
6. ВолодинА.М., Немчинов А.А. Муниципальная служба / А.М. Володин, А.А. Немчинов – М.:Дело и сервис, 2002
7. ГабричидзеБ.Н., Черняевский А.Г. Служебное право/ Б.Н. Габричидзе, А.Г. Черняевский – М.:Дашков и К, 2003
8. КокотовА.Н. Муниципальное право России/А.Н. Кокотов – М.: Юристъ, 2005
9. КонинН.М. Административное право России/Н.М. Конин – М.: Юристъ, 2004
10.  />Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право РоссийскойФедерации: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2000. — 552 с.
11.  МахонинВ.М. «Служба и служащий в РФ: правовое регулирование» 1997г.
12.  ПостовойН.В. Муниципальное право. Учебник — М.: Новый Юрист, 1998; 350 с.
13. Системамуниципального управления: Учебник для вузов/Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с.: ил. — (Серия «Учебник для вузов»).
14.  Электроннаясистема Консультант плюс
15.  ЛазаревБ.М. Компетенция органов управления/ Б.М. Лазарев – М.: Юристъ, 1972
16.  МанохинВ.М. Российское административное право/ В.М. Манохин – Саратов: Юристъ, 2000


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.