МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
Дальневосточный юридический Институт
КУРСОВАЯ РАБОТА
На тему: Организация розыскной работыаппаратов УР и их компетенция
По курсу: ОРД
Выполнил: Н.Н.Балабкин
Благовещенск 2003
ПЛАН:
1.Понятие, назначение, субъекты иобъекты розыскной работы
2.Основные функции служб иподразделений органов внутренних дел в розыскной работе
3.Организационные основы розыскнойработы на различных уровнях органов внутренних дел
4.Информационное обеспечениерозыскной работы
5.Анализ розыскной работы
6.Планирование розыскной работы
7.Контроль в розыскной работе
8.Учёт и оценка розыскной работы
1. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ, СУБЪЕКТЫ ИОБЪЕКТЫ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Розыскная работа является одним изосновных направлений оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел.Она направлена на обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности,безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Розыскная работа органов внутреннихдел—это базирующаяся на законах и подзаконных нормативных актах деятельностьпо обнаружению разыскиваемых лиц, становлению личности неизвестных граждан;предупреждению уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания,исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.
В территориальных органах внутреннихдел розыскную работу выполняют подразделения служб криминальной милиции, милицииобщественной безопасности (местной милиции) и паспортно-визовой службы. Сучетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаютсярозыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.
Подразделения криминальной милицииосуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых, подсудимыхи осужденных, совершивших преступления, по делам, по которым производствопредварительного следствия обязательно:
— скрывшихся от следствияи суда, а также когда по иным причинам не установлено их местонахождение;
— совершивших побег изИТУ, СИЗО и из-под охраны войскового наряда;
— совершивших побег изизолятора временного содержания (ИВС), из-под стражи.
2. Скрывшихся или бежавшихобвиняемых, подсудимых и осужденных (независимо от подследственности), имеющихпри себе огнестрельное оружие, боевые припасы, взрывчатые, сильнодействующиеили ядовитые вещества.
3. Лиц, пропавших без вести, когда по факту их исчезновениявозбуждено уголовное дело.
4. Психически больных, признанных в установленном порядкесоциально опасными и ушедших из дома или учреждения, где они содержались.
5. Неизвестных граждан, погибших при криминальных обстоятельствах.
Подразделения милиции общественнойбезопасности осуществляют розыск и установление личности:
1. Обвиняемых и подсудимых (по деламо преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно), скрывшихся от дознания или суда, а также когда по иным причинам неустановлено их местонахождение.
2. Осужденных:
— к лишению свободы с отбыванием наказания вколониях-поселениях, не прибывших своевременно к месту, указанному впредписании, а также самовольно оставивших эти места;
— уклонившихся от исправительных работ.
3.Совершивших побег из лечебно-трудовыхпрофилакториев и психиатрических больниц.
4. Иностранных граждан и лиц без гражданства, уклонившихся отрегистрации в органах внутренних дел.
5. Лиц, пропавших без вести, а также психически больных,находящихся в беспомощном состоянии и ушедших из дома, специальных учреждений.
6. Несовершеннолетних, ушедших из дома, школ-интернатов,детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей, спецшкол испециальных училищ.
7. Лиц:
— которые по состоянию здоровья или возрасту не могут сообщитьо себе сведения;
—не имеющих документов, удостоверяющих личность;
— погибших (умерших) без признаков преступного насилия.
Подразделения паспортно-визовойслужбы осуществляют розыск:
1.должников (ответчиков) по делам овзыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждениемздоровья, а также смертью кормильца; по делам о взыскании средств с граждан впользу государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативныхи общественных организаций, если сумма долга составляет не менее трехкратногоминимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательствомРоссийской Федерации;
2. граждан Российской Федерации,утративших связь с родственниками.
Органы внутренних дел на транспорте(ОВДТ) и Восьмого главного управления МВД РФ осуществляют функции местного ифедерального розыска в полном объеме на обслуживаемой территории и объектах.
Подразделения ИТУ ЛТП, местпредварительного заключения и ВВ принимают участие в розыскной работе впределах настоящей Инструкции и своей компетенции.
Все сотрудники органов внутреннихдел, в пределах компетенции своих служб, должны принимать меры к установлениюразыскиваемых лиц и иных фактов, имеющих значение для розыскной работы, инемедленно сообщать о них дежурному по органу внутренних дел или в розыскныеподразделения.
Розыскная деятельностьосуществляется в тесном взаимодействии с федеральными органами государственнойбезопасности, органами прокуратуры, народными судами, иными государственнымиорганами, общественными организациями, физическими и юридическими лицами. Вцелях успешного розыска органы внутренних дел используют средства массовойинформации: печать, радио, телевидение.
2. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СЛУЖБ ИПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Функции служб и подразделенийорганов внутренних дел по осуществлению розыскной работы устанавливаются всоответствии с действующим законодательством и другими нормативными актами МВДРФ, МВД республик в составе Российской Федерации, ГУВД, УВД краев, областей иавтономных образований. УВДТ. ОВДТ, УЛИТУ, УИТУ .
Службы и подразделения органоввнутренних дел, принимающие участие в розыскной работе, выполняют следующие основныефункции:
Розыскные подразделения криминальноймилиции, милиции общественной безопасности и паспортно-визовой службы—рассматривают заявления, жалобы, розыскные поручения, задания и ориентировки,иную информацию по розыскным вопросам и принимают по ним соответствующие меры;заводят розыскные дела, дела по установлению личности неизвестных граждан,контрольно-розыскные карточки, литерные и контрольно-наблюдательные дела ивыполняют по ним необходимые мероприятия; ведут поиск в местах возможногопоявления разыскиваемых лиц; выступают инициаторами по привлечению к выполнениюрозыскных задач в установленном порядке сил и средств других служб органоввнутренних дел, вносят предложения о наиболее эффективной их расстановке ииспользовании; осуществляют информационно-аналитическую работу и планированиев сфере розыска, изучают эффективность использования в ней сил и средствразличных служб и подразделений, распространяют положительный опыт;взаимодействуют с другими правоохранительными органами, юридическими лицами, вт. ч. со средствами массовой информации, осуществляют предупредительныемероприятия.
Подразделения территориальных органоввнутренних дел и соответствующие им структуры ОВДТ и Восьмого главного управления:
1. Аппараты УР, БЭП, ОП, УНОН — выявляют разыскиваемых лиц впроцессе повседневной деятельности; принимают участие в неотложныхмероприятиях по плану «Сирена»; привлекаются к розыску обвиняемых, подсудимых,осужденных по направлениям своей деятельности; исполняют розыскные поручения,задания и ориентировки, поступившие из других органов внутренних дел;осуществляют меры по предупреждению уклонения обвиняемых и подсудимых отдознания, следствия и суда.
2. Экспертно-криминалистические подразделения—участвуют восмотре трупов неизвестных граждан и мест последнего пребывания без вестипропавших лиц; проводят диагностические и идентификационные исследования иэкспертизы с целью получения сведений о разыскиваемых лицах и неопознанныхтрупах; обеспечивают применение криминалистических учетов в процессе розыска.
3. Подразделения информационных центров МВД, УВД— «осуществляютсбор, учет, регистрацию и обработку розыскной информации, выдают ее позапросам и инициативно в заинтересованные аппараты; издают розыскныебюллетени; ведут оперативно-справочные, криминалистические и розыскные учеты,разрабатывают и обеспечивают функционирование АИПС оперативно-розыскногоназначения, участвуют в обеспечении контроля за своевременностью объявления ипрекращения розыска.
4. Оперативно-техническиеподразделения—обеспечивают проведение оперативно-технических мероприятий позаданиям оперативных аппаратов в порядке, установленном нормативными актамиМВД России.
5. Дежурные части—управляют силами исредствами в случаях возникновения ситуаций, требующих проведения неотложныхрозыскных действий; оперативно ориентируют о разыскиваемых лицах постовых ипатрульных, участковых инспекторов милиция» а при необходимости и другихсотрудников; выявляют разыскиваемых среди доставленных в дежурную часть заправонарушения; организуют задержание разыскиваемых при поступлении сведенийо их появлении на обслуживаемой территории.
6. Участковые инспекторамилиции—осуществляют меры прёдупрёдительного характера к лицам, намеревающимсяуклониться от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполненияопределенных обязательств и правил; принимают непосредственное участие врозыскных мероприятиях по обнаружению разыскиваемых лиц; инициативно и позаданиям выполняют другие розыскные задачи.
7. Подразделения обеспечения охраны общественного порядкавыявляют разыскиваемых лиц в районах расположения постов и маршрутовпатрулирования, в медицинских вытрезвителях, спецприемниках; принимают участиев преследовании и задержании разыскиваемых обвиняемых, подсудимых, осужденных.
8. Подразделения попредупреждению правонарушений несовершеннолетних, ГАИ—участвуют в розыскнойработе как по поручению руководителей органов внутренних дел, так и инициативно.
9. Следователи идознаватели—выявляют разыскиваемых лиц среди привлекаемых к уголовнойответственности; принимают меры по предупреждению уклонения обвиняемых отследствия и суда, их обнаружению; дают розыскные поручения органам дознания;объявляют розыск обвиняемых и обеспечивают розыскные подразделения необходимойинформацией; выполняют иные процессуальные действия.
Руководители следственныхподразделений — осуществляют процессуально-ведомственный контроль засвоевременным и обоснованным объявлением обвиняемых в розыск, правильнымизбранием меры пресечения, возобновлением производства по уголовным делам послеобнаружения разыскиваемых.
10.Подразделения мест предварительного заключения илишения свободы — проводят неотложные мероприятия по розыску совершивших побегосужденных и лиц, заключенных под стражу; выполняют розыскные поручения;информируют заинтересованные органы внутренних дел о результатах исполнения;осуществляют работу по предупреждению побегов осужденных и лиц, заключенныхпод стражу.
11. Служба противопожарных и аварийно-спасательных работ—принимаетучастие в мероприятиях по установлению местонахождения разыскиваемых лиц попоручению руководителей органов внутренних дел.
12. Подразделения внутренних войск—совместно с территориальнымиорганами внутренних дел участвуют в местном розыске осужденных и лиц,заключенных под стражу, бежавших из-под охраны караулов внутренних войск, атакже военнослужащих внутренних войск, самовольно оставивших место службы(дезертиров); ориентируют о них органы внутренних дел; ведут контрольно-розыскныекарточки на таких лиц; выполняют розыскные задания ГУКВВ, округов, соединений ичастей внутренних войск,
В пределах установленной компетенциислужбы и подразделения органов внутренних дел, несут ответственность зарезультаты розыскной деятельности.
Комплексное использование сил исредств служб и подразделений органов внутренних дел в розыскной работе вмасштабе республики, края, области, городского и районного звена возлагаетсяна руководителей органов внутренних дел, которые несут персональнуюответственность за ее эффективность.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РОЗЫСКНОЙРАБОТЫ НА РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
1. Организационные основы розыскной работы в горрайлинорганах
1.1. В горрайлинорганах розыскную работу организуют их руководителии начальники служб. В этих целях они:
1.1.1. Поддерживают силы и средства служб и подразделении впостоянной готовности для выполнения задач по розыскной работе.
1.1.2. С учетом складывающейся оперативной обстановки определяютнаправления розыскной работы и функциональные обязанности конкретныхисполнителей.
1.1.3. Организуют работу по своевременному получению и направлениюинформации по розыску.
1.1.4. Совершенствуют систему управления подразделениями инарядами, выполняющими задачи по розыску, создают группы оперативного поиска изаслоны на узловых железнодорожных станциях, автомагистралях, крупных морскихи речных портах, аэропортах и других местах наиболее вероятного появленияразыскиваемых лиц.
1.1.5. Осуществляют контроль, оказывают методическую ипрактическую помощь подчиненным сотрудникам, создают необходимые условия дляих нормальной работы.
1.2. Ведущая роль в розыскной работе ГОРОВД возлагается нааппараты уголовного розыска.
1.3. Руководители аппаратов уголовного розыска,паспортно-визовых и милиции общественной безопасности помимо участия в решениивопросов, перечисленных в п. 1.1, осуществляют:
1.3.1. Анализ обстановки по линии розыскной работы и внесениепредложений об изменении расстановки личного состава ГОРОВД.
1.3.2. Непосредственное руководство работой по розыскнымделам, делам по установлению личности неизвестных граждан; ведение работы понаиболее актуальным и сложным розыскным делам.
1.3.3. Меры по организации и поддержанию постоянного взаимодействияподчиненных сотрудников между собой, со следователями и работниками другихслужб, а также иными физическими и юридическими лицами.
1.3.4. Обучение работников ГОРОВД приемам и методам обнаруженияразыскиваемых лиц.
2. Организационные основы розыскной работы в МВД, ГУВД,УВД, УВДТ'.
2.1. В МВД, УВД задачи по организации розыскной работы посвоим направлениям деятельности выполняют подразделения криминальной милиции,милиции общественной безопасности, служб паспортно-визовой, исполнениянаказаний и лесных исправительно-трудовых учреждений.
2.2. В МВД, УВД отвечающими за организацию розыскнойработы в республике, крае, области, автономном образовании являются аппаратыуголовного розыска, на которые совместно с милицией общественной безопасностии паспортно-визовыми подразделениями возлагается:
2.2.1. Изучение и оценка состояния розыскной работы вгоррайорганах, эффективности использования сил и средств в целях:
своевременного выявления негативныхтенденций в розыске, причин их возникновения и выработки мер посовершенствованию это^г деятельности, оказание практической помощи подчиненнымподразделениям.
2.2.2. Подготовка на основе анализа розыскной работы предложенийруководству МВД, УВД проектов управленческих решений, обобщенных материалов ксовещаниям-семинарам руководителей -органов внутренних дел и заседаниямколлегии по вопросам' розыскной работы, других аналитических и информационно-справочныхматериалов для руководства МВД, УВД, а также информации по розыску всоответствующие органы.
2.2.3. Осуществление планирования розыскной работы.
2.2.4. Организация взаимодействия с правоохранительными органамии иными юридическими лицами.
2.2.5. Координация действий служб и подразделений МВД, УВДпри разработке и реализации мер реагирования в условиях осложнения оперативнойобстановки по розыскной работе.
2.2.6. Осуществление контроля за ведением розыскных дел;
изучение и распространениеположительного опыта.
2.2.7. Подбор, расстановка, обучение кадров, участвующих врозыскной работе.
2.2.8. Рассмотрение писем и заявлений по вопросам розыскнойработы и принятие по ним соответствующих решений.
2.2.9. Непосредственное участие в розыске; ведение наиболеесложных розыскных дел на скрывшихся опасных преступников и по другим категориямразыскиваемых. Розыскные подразделения заводят или принимают к своемупроизводству розыскные дела по собственной инициативе или по решениюруководства МВД, УВД в зависимости от объекта розыска и иных обстоятельств,обусловивших сложность и особую актуальность розыска.
2.3. В управлениях (отделах) органов внутренних дел натранспорте, 8 ГУ, управлениях исполнения наказаний и лесныхисправительно-трудовых учреждений, округах, соединениях, частях внутреннихвойск для ведения розыскной работы исходя из ее объема могут создаватьсярозыскные подразделения либо выделяться специальные работники.
2.4. Оперативное управление силами и средствами, участвующимив розыске по плану «Сирена», обеспечивают на основе решений руководствадежурные части МВД, УВД. На них возлагается ответственность за обеспечениеруководителей МВД, УВД полной и достоверной розыскной информацией пореспублике, краю, области, транспортной магистрали; своевременную передачунеобходимой информации горрайлинорганам и непосредственно подчиненным служебнымнарядам.
2.5. Министры внутренних дел республик, начальники УВДпериодически на оперативных совещаниях или коллегиях рассматвивают состояниерозыскной работы, по результатам принимают яеобходимые меры.
3. Организационные основы розыскной работы в МВД РФ.
3.1. В Министерстве внутренних дел РФ задачи по организациирозыскной работы по своим направлениям деятельности выполняют ГУУР, ГУООП,ГУВДТ. 8 ГУ, ГУИН, ГУЛИТУ, ГУКВВ,
ПВС.
3.2. В МВД России ответственным за организацию розыскнойработы является ГУУР, на которое совместно с ГУООП и ПВС возлагается:
3.2.1. Изучение и оценка состояния розыскной работы в масштабахРФ; определение основных тенденций и проблем в розыске в целом и по отдельнымего направлениям; выявление факторов, оказывающих влияние на состояниерозыскной работы.
3.2.2. Осуществление на основе анализа перспективного и текущегопланирования розыскной деятельности.
3.2.3. Подготовка предложений по совершенствованию организационнойструктуры и штатов розыскных подразделений.
3.2.4. Координация розыскной работы в МВД РФ; обеспечениевзаимодействия с правоохранительными органами и иными юридическими лицами.
3.2.5. Подготовка совместно с научными учреждениями и учебнымизаведениями МВД РФ предложений по совершенствованию законодательства и проектовведомственных, межведомственных и межгосударственных нормативных актов в этойобласти.
3.2.6. Принятие мер к повышению уровня профессиональнойподготовки личного состава, осуществляющего розыск, обобщение и распространениеположительного опыта розыскной деятельности в целом и по ее отдельнымнаправлениям.
3.2.7. Проведение совещаний и семинаров руководящего и оперативно-начальствующегосостава органов внутренних дел по вопросам совершенствования розыскнойдеятельности.
3.2.8. Участие в организации внедрения в розыскную деятельностьорганов внутренних дел достижений науки и техники.
3.2.9. Оказание практической помощи МВД, УВД в организациирозыскной работы, осуществление контроля за их деятельностью по выполнениюзаконов, правовых актов МВД РФ по вопросам розыска.
3.2.10. Подготовка в органы законодательной и исполнительнойвласти информации о состоянии розыскной работы, внесение предложений по этимвопросам.
3.2.11. Рассмотрение писем, заявлений граждан, иной информациипо вопросам розыскной работы и принятие соответствующих управленческихрешений.
3.2.12. Ведение в необходимых случаях производства по розыскнымделам на скрывшихся особо опасных преступников, иных категорий разыскиваемых поуказанию руководства МВД РФ.
3.3. Для решения задач по организации розыскной деятельностив ГУВДТ, Восьмом главном управлении, ГУКВВ МВД РФ исходя из объема розыскнойработы создаются розыскные подразделения или выделяются специальные работники.В пределах своей служебной компетенции они решают соответствующие вопросы организациирозыскной работы, перечисленные в п. 3.2.
4.ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
4.1. Информационное обеспечение розыскной работы направленона получение, сбор, обработку, хранение и выдачу заинтересованным службамсоответствующей информации. Оно имеет свои особенности на различных уровняхорганов внутренних дел.
4.2. На уровне горрайлинорганов внутренних дел:
4.2.1. Ответственными за организацию розыскного информированияявляются руководители ГОРОВД.
4.2.2. Перечень служб и подразделений ГОРОВД, иных учрежденийи организаций, до которых должна доводиться розыскная информация, определяетсяс учетом необходимости их участия в розыскной работе.
4.2.3. Информирование других органов внутренних дел осуществляетсяпутем направления розыскных заданий и ориентировок.
4.2.4. В целях информирования населения в установленном порядкеиспользуются возможности средств массовой информации, оборудуются стенды «Ихразыскивает милиция».
4.2.5. Для решения розыскных задач в дежурных частях ведутсякартотеки разыскиваемых лиц:
4.2.5.1. Взятых на учет по розыскным делам,контрольно-розыскным карточкам.
4.2.5.2. По розыскным заданиям других органоввнутренних дел.
4.2.6. Руководители ГОРОВД назначают ответственных лиц заведение картотек, стендов «Их разыскивает милиция» и определяют ихфункциональные обязанности.
4.2.7. В крупных городах за счет местного бюджета могут создаватьсябюро несчастных случаев (БНС).
4.3. На уровне МВД, УВД информационное обеспечение розыскнойработы осуществляется информационными центрами при участии розыскныхподразделений.
4.3.1. Для информирования органов внутренних дел о разыскиваемыхпреступниках и без вести пропавших ИЦ МВД, УВД по согласованию с розыскными ииными подразделениями издает розыскные бюллетени и плакаты по меренеобходимости.
4.3.2. Информационные центры МВД, УВД ведут учеты разыскиваемых,опознаваемых, устанавливаемых лиц и неопознанных трупов граждан, размещаютциркуляры федерального розыска. Для этой цели создаются автоматизированныеинформационные системы (АИС).
4.4. На уровне МВД РФ информационное обеспечениерозыскной работы возложено на Главный информационный центр. В этих целях ГИЦ:
— ведет учеты разыскиваемых, опознаваемых лиц и неопознанныхтрупов граждан;
— издает циркуляры об объявлении и прекращении федеральногорозыска 'и рассылает их в ИЦ МВД, УВД;
— издает сборники-ориентировки с фотографиями состоящих нацентрализованном учете неизвестных больных и неопознанных трупов граждан, впервую очередь детей и жертв преступлений (по согласованию с ГУУР( ГУООП, ПВС);
— выпускает специальный бюллетень о розыске особо опасныхпреступников, а также гастролирующих по регионам России и за рубежом (поматериалам ГУУР и НЦБ Интерпола в РФ).
5.АНАЛИЗ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Руководители органов внутренних дели их служб решения о расстановке сил и средств и их использовании в целях розыскапринимают на основе анализа оперативной обстановки. При этом информация порозыскной работе анализируется за декаду, месяц, квартал, полугодие, девятьмесяцев, год.
1. Анализ суточной информации осуществляется в МВД, ГУВД, УВД игоррайлинорганах для организации текущей работы по розыску. Анализу подлежитинформация о фактах уклонения лиц от уголовной ответственности, отбываниянаказания, исполнения определенных обязанностей, правил, а также безвестногоисчезновения граждан, обнаружения неопознанных трупов граждан.
2. Анализ декадной и месячной информации осуществляется в МВД,ГУВД, УВД и горрайлинорганах для своевременного реагирования на изменениеоперативной обстановки по линии розыскной работы, внесения необходимыхкоррективов в запланированные мероприятия, осуществления маневра имеющимися силамии средствами, участвующими в розыске. Анализу за указанные периоды подлежитинформация о количестве разыскиваемых лиц в целом и по категориям; о фактахобнаружения граждан, личность которых не установлена; об обстоятельствах, связанныхс розыском (о времени, месте, способе уклонения и т. д.); о расстановке сил исредств.
3. Анализ за квартал, полугодие, девять месяцев и годосуществляется в МВД РФ, МВД, УВД, ГОРОВД для оценки состояния розыскнойработы, результатов розыска и эффективности использования при этом сил исредств; выявления факторов, влияющих на состояние розыскной работы и еерезультативности, а также для разработки комплексных мероприятий по совершенствованиюорганизации розыска.
Анализу за указанные периоды подлежитинформация о количестве разыскиваемых лиц, о проделанной работе по другим направлениямрозыска, об обстоятельствах, характеризующих розыск (время, место, способуклонения и т. д.).
6.ПЛАНИРОВАНИЕ РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Организационной основой деятельностивсех служб, участвующих в розыскной работе, являются перспективные, текущие испециальные планы органов внутренних дел, планы работы служб и их структурныхподразделений.
Планируемые мероприятия по розыскнойработе разрабатываются с учетом результатов анализа оперативной обстановки идолжны обеспечивать сосредоточение сил и средств на решении актуальных вопросоврозыска, поддержание их оперативно-тактической готовности к розыскнымдействиям, совершенствование информационного обеспечения розыска, укреплениевзаимодействия служб и подразделений, использование в розыске техническихсредств, возможностей средств массовой информации, а также устранение причин иусловий, отрицательно влияющих на состояние и результаты розыскной работы идр.
Руководители органов внутренних дели их служб организуют исполнение планов, обеспечивают комплексное использованиесил и средств в процессе розыска.
Розыск вооруженных и другихпреступников, представляющих повышенную общественную опасность, осуществляетсяорганами внутренних дел по заранее разработанным планам под условнымнаименованием «Сирена».
В органах внутренних дел могутразрабатываться и другие специальные типовые планы по розыску.
План «Сирена» вводится в действиеминистрами, начальниками УВД, горрайлинорганов внутренних дел. Организация иуправление задействованными силами и средствами возлагаются на штабныеподразделения и дежурные части. Ими же разрабатываются указанные специальныетиповые планы.
7. КОНТРОЛЬ В РОЗЫСКНОЙ РАБОТЕ
Руководители органов внутренних дел,служб и подразделений (в пределах их компетенции) осуществляют постоянныйконтроль в сфере розыскной деятельности. В этих целях они:
1. Проверяют фактическое исполнение службами основополагающихнормативных актов, планов по вопросам розыскной деятельности.
2. Изучают состояние и организацию розыскной работы МВД, УВД игоррайлинорганов.
3. Разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков,внедрению оправдавших себя на практике форм и методов розыскной работы.Обобщают материалы проверки, подготавливают выводы для доклада соответствующимруководителям и принятия по ним управленческих решений.
4. Заслушивают на заседаниях коллегий и оперативных совещанияхначальников служб и подразделений МВД, УВД, ГОРОВД о состоянии розыскнойработы.
5. Изучают материалы на заведение розыскных дел, дел поустановлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскных карточек суказанием о разрешении заведения или отказа (с соответствующим обоснованием);изучают указанные дела и контрольно-розыскные карточки в процессе розыска ипри его прекращении, а также контрольно-наблюдательные дела.
Для обеспечения контроля, анализа иоказания помощи в розыске преступников и без вести пропавших граждан розыскнымиаппаратами МВД РФ, МВД, УВД ведутся контрольно-наблюдательные дела. Онизаводятся для осуществления контроля за розыском лиц, совершивших особо тяжкиепреступления, пропавших без вести, возможно ставших жертвами преступлений ииных категорий по усмотрению министра, начальника УВД.
Руководители органов внутренних дел исоответствующих служб при осуществлении контроля истребуют из подчиненных аппаратовнеобходимые сведения и материалы по розыскной работе.
8. УЧЁТ И ОЦЕНКА РОЗЫСКНОЙ РАБОТЫ
Решая задачи розыскной работы, органывнутренних дел ведут ее учет и оценку.
В процессе розыскной работыучитываются розыскные поручения, задания, ориентировки, заявления, сообщения идругая информация, в которой содержатся сведения по фактам розыска людей,установления личности неизвестных граждан', проверочные материалы, розыскныедела, дела по установлению личности неизвестных граждан, контрольно-розыскныекарточки. Материалы с результатами по розыску также учитываются и сосредоточиваютсяв контрольно-наблюдательном и литерном делах.
Приему, регистрации, учету иразрешению подлежат:
а) розыскные поручения, задания иориентировки;
б) устные или письменные заявления,сообщения, содержащие сведения о розыскных фактах;
в) информация, поступившая потелефону, телеграфу, из средств массовой информации, и иные сигналы о событиях,фактах, имеющих отношение к розыску, по которым ОВД обязаны проводитьпроверочные действия (в дальнейшем именуется как «другая информация»),
Заявления, сообщения и другаяинформация о розыскных фактах поступают в ОВД в установленном порядке. Их приеми реагирование по ним являются обязанностью работников милиции.
Регистрация и учет заявлений,сообщений и другой информации о розыскных фактах осуществляются дежурнойчастые ГОРОВД по месту их поступления.
Регистрации также подлежат:
а) постановление органа дознания,следователя, прокурора определение суда об объявлении розыска обвиняемого,подсудимого, осужденного;
б) копия приговора на осужденного кисправительным работам, к отбыванию наказания в колонии-поселении иопределение суда о замене неотбытого срока исправительных работ и отбываниянаказания в колонии-поселении—лишением свободы;
в) определение суда о направлениилица на принудительное лечение в психиатрическую больницу, ЛТП и сообщениеадминистрации о его побеге;
г) определение суда о розыскедолжника, ответчика;
д) заключение подразделений виз ирегистрации об иностранном гражданине или лице без гражданства, скрывшемся отучета;
е) заявление лица о розыскеродственника — гражданина Российской Федерации.
На основании регистрации информации орозыскных фактах осуществляется количественный учет и статистическая отчетность.
Органы внутренних дел по заявлениям,сообщениям и другой информации о розыскных фактах осуществляют первичнуюпроверку. Ее результаты сосредоточиваются в проверочном материале.
В проверочный материал входятобъяснения, справки и другие необходимые материалы (документы), в том числеоперативно-розыскного характера, подтверждающие или не подтверждающиедостоверность полученной информации.
Розыскная работа отражается в материалахрозыскного» дела, дела по установлению личности неизвестных граждан (приложение1,2).
Учет розыскной работы осуществляетсядля определения эффективности деятельности органов внутренних дел, их розыскныхи иных подразделений и разработки мероприятий по ее совершенствованию.
Эффективность розыскной работыопределяется ее конечными результатами, которые достигаются в процессепредупреждения уклонений от уголовной ответственности и отбывания наказания, атакже быстрого обнаружения наибольшего числа разыскиваемых, установленияличности и неопознанных трупов.
Оценка розыскной работы дается наоснове анализа динамики неразысканных (неустановленных) лиц в отчетномпериоде, а также динамики неразысканных (неустановленных) лиц за весь периодрозыска прошлых лет.
Рост указанных показателей в органевнутренних дел служит основанием к изучению состояния розыскной работы вданном органе.
По результатам изучения состояниярозыскной работы дается итоговая оценка деятельности органа внутренних дел вданном направлении.