Содержание
Введение. 2
1. Организационно-правовые документы… 3
2. Устав организации. 5
3. Учредительный договор. 12
4. Инструкция. 13
5. Структура и штатная численность. 23
6. Штатное расписание. 23
Заключение. 25
Список литературы… 27
Введение
Организационные документы — этокомплекс документов, содержащих правила создания организации, в том числе: выборее организационно-правовой формы; компетенцию, структуру, штатную численность,состав должностей (руководителей, специалистов, технических исполнителей); формированиесовещательных органов управления; установление режима работы и системы охраны; организациюи оценку труда; порядок реорганизации и ликвидации.
1. Организационно-правовые документы
Организационно-правовыедокументы реализуют нормы административного права и являются правовой основойдеятельности организации.
Организационные документысодержат положения, обязательные для исполнения.
К организационно-правовымдокументам относятся:
устав организации;
положение об организации;
учредительный договор;
положения о структурныхподразделениях, коллегиальных и совещательных органах;
регламент;
структура и штатная численность;
штатное расписание;
инструкции по определеннымнаправлениям деятельности;
должностные инструкции работников;
правила внутреннего трудовогораспорядка (положение о персонале) и др.
Организационные документыоформляются на общем бланке организации или на стандартном листе бумаги снанесением всех необходимых реквизитов.
Датой организационных документовявляется дата утверждения.
Организационные документыутверждаются руководителем организации или ее структурного подразделения либовышестоящей организацией. Утверждение осуществляется либо проставлением грифаутверждения на самом документе, либо изданием другого документа.
Заголовок к тексту ворганизационных документах должен согласовываться с наименованием видадокумента, например:
положение (о чем?) об отделекадров;
структура и штатная численность(чего?) аппарата Министерства;
инструкция (о чем?) о ведениибухгалтерского учета;
должностная инструкция (кого?) референта.
Организационные документы имеютсложную структуру текста.
Констатирующей частью текстаорганизационных документов является раздел «Общие положения», вкотором указываются основания разработки, основное назначение организационногодокумента, сфера его распространения, ответственность за нарушениеустановленных правил и технологий.
Основной текст организационныхдокументов делится на главы, пункты и подпункты. Главы должны иметь названия. Главынумеруются римскими цифрами. Нумерация пунктов и подпунктов производитсяарабскими цифрами.
Организационные документыпроходят установленный в организации порядок согласования. Согласованиеосуществляется со всеми заинтересованными подразделениями и должностнымилицами, с юридической службой, проверяющей соответствие данногоорганизационного документа действующему законодательству.
С точки зрения срока действияорганизационно-правовые документы относятся к бессрочным и действуют до их отменыили до замены новыми.
Особенностьюорганизационно-правовых документов является возможность вносить в них измененияи дополнения в тех случаях, когда нет необходимости перерабатывать весьдокумент.
К первым и основныморганизационно-правовым документам относятся учредительные документы: устав илиположение об организации, учредительный договор.
Общие положения, определяющиенаименования видов организационных документов и порядок их оформления,приведены в Гражданском кодексе РФ (гл.4, ч. I).
Организация, являющаясяюридическим лицом, «действует на основании устава, либо учредительногодоговора и устава, либо только учредительного договора. В случаях,предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческойорганизацией, может действовать на основании общего положения об организацияхданного вида» (ст.52 ГК РФ). 2. Устав организации
Устав — правовой акт,определяющий структуру, функции и права предприятия, организации, учреждения.
Типовая структура текста уставагосударственного учреждения (пример 1) закреплена в «Унифицированнойсистеме организационно-распорядительной документации».
Структура текста уставанегосударственной организации отличается от структуры текста уставагосударственного учреждения. Устав негосударственного предприятия содержитдополнительные разделы, в которых отражается специфика его организации идеятельности.
В Гражданском кодексе РФ данперечень обязательных сведений, которые должны быть отражены в уставеорганизаций с различной организационно-правовой формой.
Приведем возможные разделыустава.
Общие положения. В разделеуказываются полное и сокращенное официальные наименования организации; еестатус, почтовый адрес; основания, на которых создана организация; чем онаруководствуется в своей деятельности; наличие филиалов, дочерних фирм,представительств; предмет и цели деятельности; наличие зарегистрированноготоварного знака, фирменного бланка, печати.
Пример 1.
Типовая структура текста уставагосударственного учреждения
/>
Акционерный капитал (уставныйкапитал). В разделе определяются размеры вкладов каждого учредителя (участника),оговариваются условия увеличения (уменьшения) уставного фонда, регламентируютсяправа участников на отдельные объекты, входящие в состав имущества организации.
Порядок деятельности. Разделустанавливает цели, виды деятельности, механизм отношений организации с другимиорганизациями в вопросах финансово-хозяйственной деятельности, а такжеопределяет права, которыми наделяются участники в процессе финансово-хозяйственнойдеятельности.
Управление. Разделрегламентирует состав органов управления и их полномочия. Например, вакционерном обществе с большим числом акционеров это могут быть:
общее собрание акционеров — высшийорган управления обществом (в разделе устанавливается порядок созыва,проведения общих собраний, правомочность принятых решений);
совет директоров — высший органуправления обществом в промежутках между собраниями акционеров, избираемыйобщим собранием (в разделе устанавливается количество директоров, срок, накоторый они избираются, компетенция, порядок выбора председателя и на какойсрок);
исполнительные органы — генеральныйдиректор, исполнительный директор, правление (в разделе устанавливается, какиеименно исполнительные органы действуют, их компетенция, права и порядокдеятельности);
ревизионная комиссия — орган,осуществляющий проверки финансово-хозяйственной деятельности (устанавливаетсяпорядок формирования комиссии, сроки и частота проведения проверок, порядокпредставления отчетности).
Учет и отчетность; распределениеприбыли. В разделе устанавливается порядок ведения бухгалтерской истатистической отчетности, порядок представления сведений о деятельностиобщества в налоговые и иные органы, порядок подведения итогов о финансовойдеятельности общества, порядок распределения прибыли.
Прочие накопления. В разделеустанавливаются дополнительные фонды общества, кроме уставного (страховой, резервный),если таковые имеются.
Прекращение деятельности. Разделустанавливает порядок ликвидации общества, его реорганизации, а также порядокрассмотрения споров общества с физическими и юридическими лицами.
Отметка о регистрациипроставляется на титульном листе устава. Она состоит из:
наименования органа,осуществляющего государственную регистрацию создаваемых организаций;
даты регистрации;
государственногорегистрационного номера;
подписи;
печати регистрирующего органа.
Гриф утверждения также выноситсяна титульный лист и заверяется печатью.
Устав государственнойорганизации утверждается вышестоящим учреждением, а негосударственной — егоучредителями, общим собранием акционеров. Пример оформления титульного листаустава приведен в примере 2.
Положение об организации(структурном подразделении)
Положение — правовой акт,определяющий состав, компетенцию, порядок образования, правовое положение,права, обязанности, организацию деятельности государственных органов,учреждений, организаций, структурных подразделений (служб). /> />
Пример 2.
Образец оформления титульноголиста устава
Положения могут быть типовыми(примерными) и конкретными (индивидуальными). При наличии типового положенияконкретные положения разрабатываются на его основе. Типовые положенияразрабатываются для однотипных организаций и структурных подразделений.
Различают положения оборганизациях и положения о структурных подразделениях (службах).
Положение об организации — этодокумент, на основании которого действуют государственные бюджетные организации(органы государственной власти и управления всех уровней).
Схема положения огосударственном учреждении аналогична схеме устава государственного учреждения.
Положение об организацииоформляется на общем бланке. Обязательными реквизитами положения об организацииявляются: заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения, печать.
Структура текста положения также, как и текста устава, регламентирована УСОРД и включает следующие разделы(пример 1.4 3).
Положения о структурныхподразделениях (службах) можно классифицировать на:
Пример 3. Типовая структуратекста положения
/>
положения о структурныхподразделениях;
положения о коллегиальных исовещательных органах, как руководящих (совет директоров, правление), так испециализированных (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.);
положения о временных органах(совещания, комиссии, советы).
Положение о структурномподразделении оформляется на общем бланке организации. Обязательнымиреквизитами данного вида документов являются: наименование организации,наименование структурного подразделения, дата, номер документа, местосоставления, заголовок к тексту, текст, подпись, гриф утверждения.
Положения о подразделениях:
подписываются руководителемподразделения;
утверждаются руководителеморганизации.
Текст положений о структурныхподразделениях включает следующие разделы.
Общие положения. В разделе «Общиеположения» указываются: полное официальное наименование подразделения,дата, номер и наименование правового акта, на основании которого создано идействует подразделение, чем руководствуется в своей деятельности, кемвозглавляется и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения отдолжности руководителя подразделения, наличие у подразделения печати.
Цели и задачи. В разделе «Целии задачи» перечисляются основные проблемы, решаемые подразделением иопределяющие характер и направления деятельности подразделения.
Функции. В разделе «Функции»указываются действия или виды работ, которые должно выполнять подразделение дляосуществления поставленных перед ним задач. Функции должны полностью отражатьспецифику деятельности подразделения.
Права и обязанности. В разделе «Праваи обязанности» перечисляются права, которыми наделяется подразделение влице его руководителя. В этом же разделе устанавливаются виды дисциплинарной,административной, а при необходимости — и уголовной ответственности, которуюможет нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделениемсвоих обязанностей.
Взаимоотношения. В разделе «Взаимоотношения»регламентируются информационные и документационные потоки подразделения,основные документы, создаваемые им, указывается, с какими подразделениями иорганизациями осуществляется взаимодействие, какую информацию получает ипредставляет подразделение, периодичность и сроки представления; в какомпорядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
Изменения в положение оструктурном подразделении вносятся приказом руководителя организации.
Положения о коллегиальных исовещательных органах, как руководящих (совет директоров, правление), так испециализированных (ученый совет, педсовет, научно-технический совет и др.),также носят нормативный характер и определяют состав, порядок формирования,компетенцию, порядок работы, права и ответственность коллегиальных исовещательных органов.
В качестве примера можнопривести структуру текста положения о Совете директоров акционерного общества.
Общие положения.
Компетенция Совета директоров.
Состав Совета директоров.
Выдвижение кандидатов в Советдиректоров.
Избрание членов Советадиректоров.
Регламент заседаний Советадиректоров.
Взаимоотношения с другимиподразделениями общества.
Ответственность членов Советадиректоров.
Порядок утверждения положения оСовете директоров и порядок внесения в него изменений.
В государственной организациивнесение изменений и дополнений в положения о коллегиальных и совещательныхорганах и в положения о структурных подразделениях осуществляетсяраспорядительным документом руководителя организации.
В негосударственной организацииизменения и дополнения в положения о коллегиальных и совещательных органахпринимаются на общем собрании акционеров.
Положения о временных органах(совещаниях, комиссиях, советах) создаются на период действия такого органа. Структуратекста нормативно не закреплена. Утверждается органом, в компетенцию котороговходит создание временного органа. 3. Учредительный договор
Договор — юридическое понятие, скоторым связано возникновение различных обязательств и отношения, регулирующиеих.
В учредительном договореучредители берут обязательство создать юридическое лицо (дается наименованиеюридического лица), определяется порядок совместной деятельности по егосозданию, условия образования имущества и уставного капитала.
Договором определяется предмет ицели деятельности юридического лица, а также условия и порядок управлениядеятельностью юридического лица и условия распределения между учредителямиприбыли.
Местонахождение юридическоголица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии сзаконом в договоре не установлено иное.
В заключительной части договорауказывается количество экземпляров договора, юридические адреса и банковскиереквизиты сторон.
На договоре подписи заверяютсяпечатями. Если одна из сторон (или обе договаривающиеся стороны) являютсягражданами, то указываются их фамилии, имена и отчества, паспортные данные иместо жительства.
Учредительный договор подлежитгосударственной регистрации в установленном порядке.
Учредительный договорюридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями(участниками). 4. Инструкция
Инструкция — правовой акт,содержащий правила, регулирующие организационные, научно-технические,технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений,организаций, предприятий, их подразделений, служб, должностных лиц и граждан.
В инструкции излагается порядокосуществления какой-либо деятельности или порядок применения положенийзаконодательных и иных нормативных актов.
Инструкции оформляются на общембланке организации с указанием вида документа. В заголовке к инструкцииобозначается объект или круг вопросов, на которые распространяются ее требования,например: «Инструкция (о чем?) о ведении бухгалтерского учета напредприятии».
Инструкцию подписываетруководитель структурного подразделения, разработавшего ее.
Инструкция подлежит утверждению.Утверждаются инструкции руководителем организации и заверяются печатью.
Инструкции визируютсяруководителями всех заинтересованных подразделений, юридической службой,заместителем руководителя, курирующим то направление деятельности, на котороераспространяется содержание инструкции.
Текст инструкции состоит изразделов, имеющих заголовки и разбиваемых на пункты и подпункты, нумеруемыеарабскими цифрами.
Текст инструкции долженначинаться с раздела «Общие положения», в котором излагаются цели ееиздания, область распространения и другие сведения общего характера.
Текст инструкции излагается оттретьего лица единственного или множественного числа.
В тексте часто используютсяслова: «должен», «следует», «необходимо», «недопускается», «запрещается» и т.п.
Разновидностью инструкцииявляется должностная инструкция.
Должностная инструкция — правовойакт, издаваемый организацией в целях регламентации организационно-правовогоположения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающийусловия для его эффективной работы.
С помощью должностной инструкциив любой организации реализуется функция управления персоналом.
Должностные инструкции бываюттиповые (примерные) и конкретные (индивидуальные).
Типовая должностная инструкцияразрабатывается на должности, имеющие одинаковые обязанности, права,ответственность, независимо от того, к какой отрасли относится организация. Например:«Должностная инструкция секретаря».
При большом объеме работыфункциональные обязанности по определенной должности выполняют, как правило,несколько человек.
Если эти обязанности одинаковы,то разрабатывается одна должностная инструкция, которая в этом случае будеттиповой, например: «Должностная инструкция бухгалтера».
Если обязанности работников содинаковым названием должности различаются, то для каждого из них разрабатываютконкретную должностную инструкцию с уточнением обязанностей работника взаголовке к тексту. Например: «Должностная инструкция бухгалтера поналогам».
Должностные инструкцииразрабатываются почти на все должности, предусмотренные штатным расписанием. Должностныеинструкции не составляются на категорию служащих «руководители», таккак их функции и задачи, права, обязанности и ответственность фиксируются вуставе организации или в положении о структурном подразделении в разделе «Руководство».
Должностная инструкция входит вУСОРД и имеет унифицированную форму (пример 4).
Должностная инструкцияоформляется на общем бланке организации с указанием вида документа. Обязательнымиреквизитами должностной инструкции являются: наименование организации, наименованиеструктурного подразделения, дата, регистрационный номер документа, местосоставления, заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
Должностная инструкцияподписывается руководителем структурного подразделения и утверждаетсязаместителем руководителя организации — куратором данного подразделения илируководителем структурного подразделения, если ему предоставлено это право. Визируютсядолжностные инструкции руководителями заинтересованных подразделений июридической службой (юристом), а также другими должностными лицами, от действийкоторых может зависеть ее выполнение. Датой должностной инструкции являетсядата ее утверждения.
Текст должностной инструкциисостоит из следующих разделов.
Общие положения. В этом разделеуказывают полное наименование должности с обозначением структурногоподразделения в соответствии со штатным расписанием; кому непосредственноподчиняется работник (дополнительно — кому подчиняется на период отсутствиявышестоящего лица); порядок назначения на должность и освобождения отдолжности; порядок замещения в случае временного отсутствия работника;особенности организации работы, если они есть (ненормированный рабочий день,гибкий график и др.), перечень нормативных, методических и других документов,которыми руководствуется работник на данной должности; квалификационныетребования (уровень образования, стаж работы, требования, предъявляемые кработнику в отношении специальных знаний).
Пример 4.
Типовая структура должностнойинструкции
/>
Функции. В разделе приводитсяперечень основных направлений деятельности работника в соответствии снаправлениями деятельности структурного подразделения.
Должностные обязанности. В этомразделе перечисляются: виды работ, выполняемые работником на данной должности; характервыполняемых действий: «руководит», «подготавливает», «утверждает»,«рассматривает», «выполняет», «обеспечивает» и т.п.Должностные обязанности целесообразно также объединять в однородные группы всоответствии с функциями работника. Для удобства представления должностныхобязанностей текст данного раздела может быть разделен на две части: в первойчасти перечисляются те виды работ, которые сотрудник выполняет самостоятельно,а во второй — те, которые выполняются совместно с другими.
Права. В разделе устанавливаютсяполномочия работника, обеспечивающие выполнение возложенных на негообязанностей:
право принимать определенныерешения (перечисление вопросов, которые он может решать самостоятельно);
право давать указания поконкретным вопросам;
право самостоятельно подписыватьдокументы в рамках предоставленной ему компетенции;
право обращаться с предложениямик руководителю;
право представительствовать отимени подразделения или организации в других организациях и пределы такогопредставительства;
право участвовать в совещаниях,на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его ведению;
право на получение необходимойдля работы информации (статистической, экономической и др., в том числе иконфиденциальной);
•право требовать выполненияопределенных действий от других работников.
В тексте данного разделанеобходимо закрепить также:
право работника вносить предложенияпо совершенствованию деятельности, связанной с выполнением его непосредственныхдолжностных обязанностей;
право входить в состав рабочихгрупп по подготовке и реализации конкретных проектов и участвовать в разработкеколлегиальных решений, направленных на достижение главной задачи структурногоподразделения или всей организации.
В необходимых случаях в текстраздела можно внести универсальные права, общие для всех работников (а нетолько права по должности):
право на все виды установленнойкомпенсации за свой трудовой вклад;
право на комфортные условиятруда;
право на повышение квалификации;
право на максимальную реализациюсвоих профессиональных потребностей.
Ответственность. В разделеопределяются критерии оценки работы и мера персональной ответственностиработника. Критериями оценки являются объективные показатели, характеризующиекачество и своевременность выполнения работы. Устанавливается ответственностьработника за нарушение действующего законодательства и требованийорганизационно-правовых и распорядительных документов. В необходимых случаяхфиксируется полная материальная ответственность работника по должности, котораядолжна быть оформлена соответствующим дополнительно заключаемым договором. Предусматриваютсяи конкретные формулировки об ответственности за несоблюдение технологий,закрепленных в нормативно-технических документах, за нарушение сроковвыполнения работ, предусмотренных нормативами, за отказ от применения передовыхприемов работы и имеющихся технических средств, за отказ выполнять письменные иустные распоряжения руководителя и др. При формулировании пунктов обответственности не следует злоупотреблять словами с отрицанием «не»,так как они придают негативный смысловой оттенок соответствующему пункту текстав целом. Количество пунктов этого раздела не должно превышать количествапунктов в предыдущем разделе «Права».
Взаимоотношения. В данномразделе указывается: от кого, в какие сроки и какую информацию получаетработник; кому, какую и в какие сроки предоставляет; с кем осуществляетсовместную подготовку документов и прочие вопросы информационных взаимосвязейработника с другими подразделениями, лицами, организациями. Есливзаимоотношения и связи сотрудника хорошо отлажены на уровне документов, тотекст раздела можно представить в форме одной или нескольких таблиц сзаголовками:
«Работник передает»;
«Работник получает».
В графах таблицы указывают: наименованиеструктурного подразделения, вид документа, срок, периодичность. В текст разделацелесообразно также включать названия и формы журналов или картотек, которыеведутся с целью учета, контроля и лучшей организации работы, а также названиябаз данных, которые сотрудник ведет на рабочем месте для упорядочивания исистематизации справочно-информационного фонда. В текст должностной инструкциимогут быть включены дополнительные разделы.
Функции. В этом разделеперечисляют основные направления деятельности работника в соответствии снаправлениями деятельности структурного подразделения. В формулировках функцийнеобходимо четко отразить вклад сотрудника в достижение главной задачи,перспективных и текущих задач структурного подразделения; указать, какиефункции работник выполняет самостоятельно, а в выполнении каких участвует.
Условия оплаты труда. В разделеуказывается, какой работнику устанавливается должностной оклад в соответствии сконтрактом или штатным расписанием; какие он может получать премии (взависимости от конкретных условий работы можно оговорить виды премий и условияих получения); какие он может получать надбавки и как ему можно повышатьзарплату (при каких условиях и с какой периодичностью); может ли работниксовмещать профессии (должности) и др.
Показатели оценки работы. Раздел,в котором могут быть закреплены как общие показатели оценки деятельности, так иконкретные, установленные непосредственным и вышестоящими руководителями, атакже закрепленные во внутренних нормативных и технологических документахорганизации.
К числу общих показателей могутбыть отнесены: ' • полнота реализации закрепленных за работником задач,должностных обязанностей и предоставленных прав;
качество составления иоформления документов;
отсутствие ошибок и служебныхнарушений;
отсутствие жалоб, претензий инареканий со стороны руководителей;
квалифицированное применениетребований инструкций и других нормативных документов;
своевременность выполнениядолжностных обязанностей, соблюдение сроков исполнения поручений и указанийруководства.
К документам инструктивногохарактера также относятся «Правила» и «Регламент».
Правила внутреннего трудовогораспорядка:
Правила внутреннего трудовогораспорядка — правовой акт, регламентирующий организацию работы предприятия,взаимные обязательства работников и администрации, предоставление отпусков,командирование сотрудников, внутриобъектный режим и другие вопросы.
Правила оформляются на общембланке организации с указанием вида документа, подписываются руководителемкадровой службы, принимаются с учетом представительного органа работников (ст.190 Трудового кодекса РФ).
Правила внутреннего трудовогораспорядка являются, как правило, приложением к трудовому договору.
Текст Правил составляется всоответствии с Типовыми правилами внутреннего распорядка для рабочих и служащихпредприятий, учреждений, организаций, утвержденными Постановлением ГоскомтрудаСССР от 20 июля 1984 г. № 213 (в той части, которая не противоречитдействующему в настоящее время трудовому законодательству).
Примерная форма Правилвнутреннего трудового распорядка представлена в примере 5.
В некоторых организациях нарядус Правилами внутреннего трудового распорядка разрабатывается Положение оперсонале, которое отражает вопросы профессионального и социального развитиятрудового коллектива, взаимоотношения с администрацией, права и ответственностьадминистрации и персонала, правила деловой этики и др. Положение о персоналеразрабатывается в некоторых организациях наряду с Правилами внутреннегораспорядка.
Структура текста Положения оперсонале рекомендована Госкомимуществом Российской Федерации и Российскимфондом федерального имущества.
Оформляется Положение оперсонале на общем бланке организации с указанием вида документа, подписываетсяруководителем службы управления персоналом, согласовывается на общем собранииперсонала, но утверждать Положение о персонале рекомендуется на Советедиректоров организации.
Пример 5.
Типовая структура правилвнутреннего трудового распорядка
/>
Регламент:
Регламент — правовой акт,устанавливающий порядок деятельности руководства
организации, коллегиального илисовещательного органа.
Регламент работы коллегиальногоили совещательного органа определяет:
статус коллегиального илисовещательного органа;
порядок планирования работы;
порядок подготовки материаловдля рассмотрения на заседании;
внесение материалов нарассмотрение;
порядок рассмотрения материалови принятия решений на заседании;
ведение протокола заседания;
оформление решенийколлегиального или совещательного органа;
порядок доведения решений доисполнителей;
материально-техническоеобеспечение заседаний.
Регламент оформляется на общембланке организации. Обязательными реквизитами регламента являются: наименованиеорганизации, наименование коллегиального или совещательного органа, виддокумента, дата документа, номер документа, место составления, грифутверждения, текст, подпись.
Регламенты утверждаютсяруководителем организации или руководителем коллегиального или совещательногооргана.
В процессе подготовки регламентыпроходят стадию обсуждения на заседании членами коллегиального илисовещательного органа.
Регламенты согласовываются сзаинтересованными подразделениями и юридической службой.
5. Структура и штатная численность
Структура и штатная численность- это документ, в котором закрепляется состав подразделений (отделов, служб) иштатная численность каждого структурного подразделения и всей организации вцелом.
Документ оформляется на общембланке организации с указанием вида документа, подписывается руководителемкадровой службы, визируется главным бухгалтером, заместителями руководителяорганизации и утверждается руководителем организации с проставлением печати.
Текст документа составляется вформе таблицы, графы которой соответствуют графам 1, 2 и 4 штатного расписания(пример 6).
Обычно этот документутверждается на целый год, но если в течение года в него необходимо внестиизменения, то они проводятся приказом по основной деятельности. 6. Штатное расписание
Штатное расписание — правовой акт,закрепляющий структуру, численность и должностной состав работников организациис указанием должностных окладов (в государственных учреждениях — с указаниемразряда по Единой тарифной сетке).
Пример 6. Структура и штатнаячисленностьКод подразделения Название подразделения Штатная численность 01 Руководство 3 02 Служба ДОУ 3 03 Служба персонала 2 04 Бухгалтерия 5 05 Служба эксплуатации 8 … … … Всего 67
Штатное расписание имеет унифицированную форму и оформляетсяна общем бланке либо на стандартных листах бумаги формата А-4 альбомнойориентации с нанесением реквизитов общего бланка: наименование организации,наименование вида документа, дата, номер документа, место составления,заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
В заголовке к тексту указывается год, на который составленоштатное расписание.
Текст штатного расписания составляется в табличной форме. Указываютсякоды и наименования структурных подразделений и должностей, количество единицпо штату, должностной оклад, надбавки по видам и месячный фонд зарплаты.
Ответственность за подготовку штатного расписания лежит наотделе кадров (службе персонала).
Проект штатного расписания визируется руководителямиподразделений, юридической службой, заместителями руководителя организации.
Штатное расписание подписывают руководитель кадровой службыи главный бухгалтер, утверждает руководитель организации с проставлениемгербовой печати (или печати организации). Внесение изменений и дополненийпроизводится приказом руководителя организации или уполномоченного им лица.
Заключение
Управленческая деятельностьприсуща всем учреждениям, предприятиям и организациям.
Она охватывает организационныевопросы, планирование, финансирование, отраслевую производственную работу,подбор и расстановку кадров, контроль и т.д. В процессе управления собирается,обрабатывается и передается огромное количество информации.
На основе информации принимаютсяуправленческие решения, информация служит доказательством их исполнения иисточником для обобщения. Эффективность управления зависит от объема,оперативности и достоверности информации, которая фиксируется в документах.
Документ, зафиксировавинформацию, тем самым обеспечивает ее сохранение и накопление, возможностьпередачи другому лицу, а также многократное использование информации.
Таким образом, документированиеуправленческой деятельности заключается в записи по установленной форменеобходимой для управления информации, то есть в создании документов. Крометого, документирование во многих случаях является обязательным, предписываетсязаконом и актами государственного управления.
Принятый 20 февраля 1995 г. Государственнойдумой Федеральный закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защитеинформации» (с изм. и доп. от 10.01. 2003) в ст.5 указывает: «Документированиеинформации является обязательным условием включения информации в информационныересурсы.
Документирование информацииосуществляется в порядке, устанавливаемом органами государственной власти,ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов».
В разных организациях состав иколичество создаваемых документов различны.
Комплект документов определяется:
кругом вопросов, решаемыхорганизацией в процессе деятельности;
объемом и характером компетенцииучреждения;
объемом и характеромвзаимосвязей с другими организациями.
Объединяя операции поинформационно-документационному обслуживанию управления, делопроизводствоявляется его главной обеспечивающей функцией.
Порядок ведения делопроизводстваопределяется нормативными документами, разработанными Федеральной архивнойслужбой России.
Список литературы
1. Березина Н.М., Воронцова Е.П., Лысенко Л.М. Современное делопроизводство.2-еизд. –СПб.: Питер, 2007. –272с.
2. Краткий словарь архивной терминологии. М.: 1968.
3. Югов А. Думы о русском слове. М., 1972, с.54.
4. Учебник для ВУЗов «Теориягосударства и права» Курс лекций. Редакторы Малько А.В. и Матузов Н.И. Москва,1996.