Реферат по предмету "Государство и право"


Объединения предприятий. Хозяйственные обязательства

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ДонбасскаяГосударственная Машиностроительная Академия
Экономико-гуманитарныйфакультет
Кафедра «Учет и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине«Хозяйственное законодательство»
Краматорск, 2009

1. Объединенияпредприятий
Осуществление предпринимательской деятельности ее субъектами – предприятиямивызывает потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиямис целью коллективного использования производственного, научно-технического,информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большейэффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видовобъединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными«горизонтальными» связями между их участниками – субъектами предпринимательскойдеятельности.
На практике действует множество различных видов объединенийпредприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.
Согласно ст. 119 ХК Украины в зависимости от порядкаучреждения объединения предприятий могут образовываться как хозяйственныеобъединения или как государственные либо коммунальные хозяйственныеобъединения.
Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение –объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными)предприятиями по решению Кабинета Министров Украины или, в определенных закономслучаях, решению министров (других органов, в сферу деятельности которых входятпредприятия, образующие объединения), или решению компетентных органов местногосамоуправления. Такое объединение действует на основе решения о его образованиии Устава, который утверждается органом, принявшим решение об образованииобъединения.
Хозяйственное объедение – объединение предприятий, образованное поинициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началахобъединили свою хозяйственную деятельность.
Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:
1.        Его учредителями (участниками) могут быть только коммерческиеюридические лица.
2.        Участники объединения сохраняют свою юридическую самостоятельностькак субъекты права. Это указано в ч. 1 ст. 121 Хозяйственногокодекса. Предприятия – участники объединения предприятий сохраняют статусюридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и наних распространяются положения ХК и других законов по регулированиюдеятельности предприятий. Следовательно, объединение не вправе осуществлятьуправление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции пораспоряжению их имуществом.
3.        Добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявленияучредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.
4.        Объединение признается новым и самостоятельным субъектом права(юридическим лицом), которому принадлежит имущество, переданное емуучредителями (участниками).
Порядок создания и учредительные документы хозяйственногообъединения определяются ч. 3 ст. 119 ХК, согласно которойобъединения действуют на основе учредительного договора и / илиустава, утверждаемого их учредителями. Если создается договорное объединение(ассоциация, корпорация), то требуется учредительный договор. При созданииконсорциумов и концернов – устав.
В учредительных документах объединения, как и других юридическихлиц, должны определяться наименование, место его нахождения, порядок управлениядеятельностью, состав и компетенция органов управления и порядок принятия имирешений, в т.ч. перечень вопросов, решения по которым принимаются единогласноили квалифицированным большинством голосов участников объединения, а такжепорядок распределения имущества, остающегося после его ликвидации.
В уставе хозяйственного объединения целесообразно предусматриватьцели и задачи, предмет деятельности объединения, источники образованияимущества, создаваемые фонды, органы управления и контроля, порядок реорганизациии ликвидации. В учредительном договоре могут быть зафиксированы права иобязанности участников объединения, порядок принятия и выхода их изобъединения, размеры и виды взносов, вносимых ими в имущество объединения,порядок изменения и расторжения договора.
Решение об образовании объединения предприятий (учредительныйдоговор) и устав объединения согласовываются с Антимонопольным комитетомУкраины в порядке, установленном законодательством (ч. 4 ст. 121 ХК).Если создание хозяйственного объединения может привести или усилить уровеньмонополизации на рынке, Антимонопольный комитет Украины отказывает в дачесогласия на его создание.
Хотя возникает объединение на основе добровольного волеизъявленияучастников, это не исключает необходимость его государственной регистрации какюридического лица – субъекта предпринимательской деятельности. Государственнаярегистрация производится в порядке, установленном законодательством.
Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хозяйственнымобъединением обязательств, определяет содержащаяся в ч. 4 ст. 123 ХКУкраины норма: «объединение предприятий не отвечает по обязательствам егоучастников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объединения,если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.
Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет 4 формыхозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консорциум и концерн. Первыедве – договорные, остальные – уставные. Этот перечень не имеет исчерпывающегохарактера, что позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее неизвестные формы объединения.
Ассоциация – договорное объединение, созданное с целью постояннойкоординации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путемцентрализации одной или нескольких производственных и управленческих функций,развития специализации и кооперации производства, организации совместныхпроизводств на основе объединения участниками финансовых и материальныхресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностейучастников ассоциации (ч. 2 ст. 120 ХК). Другими целями ассоциациимогут быть обеспечение защиты прав участников, представление общих интересов ит.п.
Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущихвидов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способомведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорацииневысокой степенью централизации, от консорциума – широкой направленностью. Онапривлекательна для ее участников возможностью сочетания участия в еедеятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях ссохранением всей полноты юридической самостоятельности. Эти особенностиассоциации в сочетании с выполнением ею функций по координации деятельностиучастников, оказании им и другим организациям производственных, коммерческих,информационных услуг способствуют объединению усилий участников, налаживаниюхозяйственных связей, кооперативного производства, вызывают большой рост числаассоциаций.
Кооперацией признается договорное объединение созданное на основесочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихсяпредприятий, с делегированием ими отдельных полномочий централизованногорегулирования деятельности каждого из участников органам управления кооперации(ч. 3 ст. 120 ХК).
Следовательно, в корпорации возможна централизация функций – ихперечень определяется в договоре. Корпорация выполняет лишь те функции иосуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками.Участники могут предусматривать изъятие отдельных функций из своего ведениялибо уменьшения их объемов с передачей соответствующих исключенных полномочийкорпорации в целом.
Однако корпорация как договорное объединение не можетраспоряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.
Консорциум – это временное уставное объединение предприятий длядостижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализациицелевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциумиспользует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы,выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средствапоступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. Придостижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч. 4ст. 120 ХК).
Это объединение создается для решения конкретных задач реализациикрупных целевых программ и проектов. После выполнения этой задачи консорциумликвидируется либо преобразуется в другой вид объединения.
Таким образом, консорциумы не предполагают выгодную степеньцентрализации и концентрации управления. Будучи объединением предприятий сцелью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического илифинансового характера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как иассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационныеотношения участников.
Концерном признается уставное объединение предприятий, а такжедругих организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группыучастников объединения, с централизацией функций научно-технического ипроизводственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической идругой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, вт.ч. правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другимипредприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременноучастниками другого концерна (ч. 5 ст. 120 ХК).
Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений (вособенности, от ассоциации) – в высокой степени централизации и глубине связимежду участниками. Свойственная концерну централизация значительной частипроизводственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участникамиединой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругомсобственных полномочий осуществления производственной деятельности, в т.ч. кобразованию централизованных финансовых фондов, созданию новых субъектовхозяйственной деятельности в интересах участников концерна с темихозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна. Жесткаявзаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительнойимущественной ответственности участников по обязательствам объединения в целом.Высокая степень централизации делает необходимым обязательное созданиеобособленного аппарата управления. Концерн вправе централизовать любые функцииуправления, если это предусмотрено уставом.
Предприятие – участник хозяйственного объединения имеет право:
– добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке,определенных учредительным договором о его образовании либо уставомхозяйственного объединения;
– быть членом других объединений предприятий, если законом,учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения не установленоиное;
– получать от хозяйственного объединения в установленномпорядке информацию, связанную с интересами предприятия;
– получать часть прибыли от деятельности хозяйственногообъединения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другиеправа, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственногообъединения в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 121 ХК).
Вступая в состав объединения, его участники не только сохраняютправа юридических лиц, но и возможность свободного выхода из него.
Согласно ст. 124 ХК предприятия-участники объединения могутвыйти из его состава с сохранением взаимных обязательств и заключенныхдоговоров с другими субъектами хозяйствования.
Прекращение объединения предприятий происходит в результате егореорганизации в иное объединение или ликвидации.
Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединенияосуществляется по решению предприятий-участников.
Ликвидация объединения предприятий осуществляется в порядке,установленном Хозяйственным кодексом относительно ликвидации предприятия.Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется междуучастниками согласно уставу объединения предприятий либо договору.
В соответствие со статьей 125 ХК предприятие может быть участникомпромышленно-финансовой группы (или транснациональной промышленно-финансовойгруппы, если в состав группы входят украинские и иностранные юридические лица).Промышленно-финансовая группа является объединением, которое создается порешению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализациигосударственных программ развития приоритетных отраслей производства иструктурной перестройки экономики Украины, включая программы согласномеждународным договорам Украины, а также с целью производства конечнойпродукции.
В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленныеи другие предприятия, научные и проектные учреждения, другие учреждения иорганизации всех форм собственности. В составе промышленно-финансовой группыопределяется главное предприятие, которое имеет исключительное праводействовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственныхотношений.
Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и неподлежит государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования.
Объединение предприятий – хозяйственная организация, образованнаяв составе двух или более предприятий с целью координации их производственной,научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальныхзадач. Видами объединений предприятий является хозяйственное объединение игосударственное (коммунальное) хозяйственное объединение. Хозяйственныеобъединения образуются как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны.Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются преимущественнов форме корпорации или концерна, независимо от наименования объединения(комбинат, трест и т.п.).
2. Хозяйственное обязательство
В соответствии со статьей 173 ХК хозяйственным признаетсяобязательство, которое возникает между субъектом хозяйствования и другимучастником (участниками) отношений в сфере хозяйствования по основаниям,предусмотренным Хозяйственным Кодексом, в силу которого один субъект (обязаннаясторона, в т.ч. должник) обязан совершить определенное действие хозяйственноголибо управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта(выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информациюи т.п.), или воздержаться от определенных действий, а другой субъект(управомоченная сторона, в т.ч. кредитор) имеет право требовать от обязаннойстороны исполнения ее обязанности. Кредитор – это лицо, управомоченноетребовать от своего контрагента (должника) совершения определенного действия(ряда действий) или воздержания от действия (ряда действий). Должник – это лицо,обязанное совершить в пользу кредитора определенное действие (ряд действий) иливоздержаться от совершения такового. В подавляющем большинстве случаев напрактике каждая из сторон в хозяйственном обязательстве является одновременно икредитором, и должником.
Под содержанием хозяйственного обязательства понимаетсясовокупность субъективных прав и субъективных обязанностей его участников.
Стороны могут по взаимному согласию конкретизировать или расширитьсодержание хозяйственного обязательства в процессе его выполнения, если закономне установлено иное.
Многочисленность и разнообразие общественных отношений,регулируемых хозяйственным правом, объясняет многообразие юридических фактов,являющихся основаниями возникновения хозяйственных обязательств.
Хозяйственные обязательства могут возникать:
– непосредственно из закона или иного нормативно-правовогоакта, регулирующего хозяйственную деятельность;
– из акта управления хозяйственной деятельностью. При этомсодержание обязательства, возникающего из административного акта, определяетсяэтим актом. Случаи возникновения обязательств непосредственно из актоввстречаются редко;
– из хозяйственного договора и других сделок, предусмотренныхзаконом, а также из сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.Анализ хозяйственных обязательств свидетельствует о том, что главенствующееположение среди оснований возникновения этих обязательств занимаетхозяйственный договор. Хозяйственные обязательства возникают как изхозяйственных договоров, заключенных на основании государственного заказа либоиного управленческого акта, так и из договоров, заключенных по свободномуусмотрению участников хозяйственных отношений;
– вследствие причинения ущерба субъекту или субъектомхозяйствования, приобретения или сохранения имущества субъекта или субъектомхозяйствования за счет другого лица без достаточных на то оснований. В целяхустранения негативных последствий, вызванных указанными неправомернымидействиями, закон связывает с ними возникновение особого вида обязательств. Вкачестве основания возникновения таких обязательств выступают саминеправомерные действия (деликты). Хотя такие обязательства и возникают изнеправомерных действий, направлены они на достижение правомерного результата –восстановление нарушенного имущественного положения участников хозяйственногооборота;
– в результате создания объектов интеллектуальнойсобственности и других действий субъектов, а также вследствие событий, скоторыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования.Хозяйственные обязательства могут порождаться также событиями, то есть такимиюридическими фактами, которые не зависят от воли людей. Чаще всего событиеведет не к возникновению обязательства, а лишь порождает в рамках данногообязательства определенные права и обязанности сторон.
Основными видами хозяйственных обязательств являютсяимущественно-хозяйственные обязательства и организационно-хозяйственныеобязательства.
Также, в зависимости от оснований возникновения хозяйственныеобязательства подразделяются на договорные и внедоговорные. По соотношению прави обязанностей – односторонние и взаимные. В зависимости от определенногопредмета исполнения различаются обязательства однообъективные и альтернативные.По характеру взаимосвязи друг с другом выделяются главные и дополнительные(акцессорные) хозяйственные обязательства. В зависимости от совокупности прав иобязанностей, которыми обладают субъекты хозяйственных отношений, различаютсяпростые и сложные обязательства.
Имущественно-хозяйтсвенными признаются гражданско-правовыеобязательства, которые возникают между участниками хозяйственных отношений приосуществлении хозяйственной деятельности, в силу которых обязанная сторонадолжна совершить определенное хозяйственное действие в пользу другой стороны, аименно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., иливоздержаться от определенного действия, а управомоченная сторона имеет право отобязанной стороны требовать исполнения ее обязанности.
Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут бытьсубъекты хозяйствования, а именно: хозяйтсвенные организации – юридическиелица, созданные в соответствии с ГК Украины, государственные, коммунальные идругие предприятия, созданные в соответствии с ХК, а также другие юридическиелица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы вустановленном законом порядке; граждане Украины, иностранные граждане и лицабез гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность изарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели; филиалы,представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций(структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственнойдеятельности; нехозяйственные субъекты – юридические лица, а также органы государственнойвласти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией.Если имущественно-хозяйственное обязательство возникает между субъектамихозяйствования и нехозяйственными субъектами – юридическими лицами, обязанной иуправомоченной сторонами обязательства являются соответственно должник икредитор.
Обязательства имущественного характера, возникающие междусубъектами хозяйствования и нехозяйственными субъектами – гражданами, неявляются хозяйственными и регулируются другими актами законодательства.
Субъекты хозяйствования в случаях, предусмотренных Хозяйственнымкодексом и другими законами, могут добровольно принимать на себя обязательстваимущественного характера в пользу других участников хозяйственных отношений(благотворительность и т.п.). Такие обязательства не являются основанием длятребований по их обязательному выполнению (ст. 175 ХК).
В соответствии со ст. 176 ХК организационно-правовымипризнаются хозяйственные обязательства, возникающие в процессе управленияхозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования и субъектоморганизационно-хозяйственных полномочий, в силу которых обязанная сторонадолжна осуществить в интересах другой стороны определенноеуправленческо-хозяйственное (организационное) действие или воздержаться отопределенного действия, а управомоченная сторона имеет право требовать отобязанной стороны исполнения ее обязанности.
Организационно-хозяйственные обязательства могут возникать:
– между субъектами хозяйствования и собственником, которыйявляется учредителем данного субъекта или органом государственной власти,органом местного самоуправления, наделенным хозяйственной компетенциейотносительно этого субъекта;
– между субъектами хозяйствования, которые совместноорганизуют объединение предприятий либо хозяйственное общество, и органамиуправления этих объединений или обществ;
– между субъектами хозяйствования, в случае если один из нихявляется по отношению к другому дочерним предприятием;
– в иных случаях, предусмотренных Хозяйственным кодексом,другими законодательными актами или учредительными документами субъектахозяйствования.
Организационно-хозяйственные обязательства субъектов могутвозникать из договора и приобретать форму договора.
Субъекты хозяйствования имеют право совместно осуществлять хозяйственнуюдеятельность для достижения общей цели, без образования единого субъектахозяйствования, на условиях, определенных договором и совместной деятельности.В случае если участники договора о совместной деятельности поручают руководствосовместной деятельностью одному из участников, на него может быть возложенаобязанность ведения общих дел. Такой участник осуществляеторганизационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанногодругими участниками.
В соответствии со ст. 177 ХК субъекты хозяйствования обязаныпо решению местного совета за счет своих средств в соответствии с закономсоздавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью иорганизовывать их профессиональную подготовку.
Субъекты хозяйствования независимо от уставной цели своейдеятельности, принимают на себя обязательства о хозяйственной помощи в решениивопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения, встроительстве и содержании социально-культурных объектов, объектов коммунальногохозяйства и бытового обслуживания, оказывать другую хозяйственную помощь сцелью решения местных проблем. Субъекты хозяйствования имеют право приниматьучастие в формировании соответствующих фондов местных советов, если иное неустановлено законом, и в выполнении работ по комплексному экономическому исоциальному развитию территорий.
Публичным является обязательство, в котором одна сторона –предприниматель – принимает на себя обязанность осуществлять передачу товаров,выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится(розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи,медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.). Содержаниепубличного обязательства является одинаковым для всех потребителей, кроме тех,кому законом предоставлены соответствующие льготы. Предприниматель не имеетправа предоставлять преимущества одному потребителю перед другими относительнозаключения публичного договора, если иное не установлено законом. Кроме того,предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора приналичии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров(работ, услуг).
Субъект хозяйствования, который безосновательно уклоняется отвыполнения публичного обязательства, должен возместить другой сторонепричиненные этим убытки в порядке, определенном законом.
Кабинет Министров Украины может в определенных законом случаяхиздавать правила, обязательные для сторон публичного обязательства, в т.ч. поустановлению или регулированию цен. Условия обязательства, не отвечающие этимправилам или установленным ценам, являются недействительными.
Хозяйственное обязательство – вид юридической связи(правоотношений) в силу которой один субъект хозяйствования обязан совершитьопределенные действия хозяйственного характера. Хозяйственные обязательствавозникают непосредственно из норм, содержащихся в законодательных актах, изактов хозяйственного управления, хозяйственных договоров, из фактов причинениявреда другому субъекту и других оснований, не противоречащих действующемузаконодательству. Основными видами хозяйственных обязательств являютсяимущественно-хозяйтсвенные и организационно-хозяйственные обязательства.

Списоклитературы
 
1.Саниахметова Н.А. Предпринимательское (хозяйственное)право Украины: Учебник. – Х.: Одиссей, 2005. – 800 с.
2.Хозяйственный кодекс Украины. – Х.: ЧП «ИНТВИНИ», 2007. – 232 с.
3.Хозяйственный кодекс Украины: Комментарий. – Х.: ООО «Одиссей»,2004. – 896 с.
4.Постанова від 19 квітня 1999 р.№632 «Положення про вимоги до стандартної (типової) форми деривативів» – КабінетМіністрів України.
5.http://zakon1.rada.gov.ua/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.