Содержание стр. Введение I. Оценка эффективности библиотечной технологии 1. Подходы к определению экономической эффективности библиотечной работы 2. Подходы к определению качества информационных продуктов и услуг библиотеки II. Экономические показатели и анализ библиотечной деятельности 1. Экономический анализ библиотечной деятельности 14 2.
Учет. Себестоимость. Фондоотчет III. Библиотечная статистика 1. Статистический отчет как показатель эффективности услуг библиотеки 2. Учет как основа современной статистики 24 Заключение 26 Список литературы 27 Приложение 28 Введение Одной из важнейших проблем эффективности работы библиотек является ее измерение и оценка, для чего используются многокритериальные, многофакторный и нормативный
методы. Методы оценки эффективности работы библиотек предполагают выбор руководителем и менеджером решений из различных их вариантов, отвечающих требованиям рациональности. Установление рационального потребительского выбора является функцией социокультурного анализа, а рациональное использование библиотечных ресурсов – экономического анализа. В условиях постперестроечной экономики, изменяющейся парадигмы управления всеми сферами народного хозяйства,
ученые и практики рассматривают многие актуальные проблемы деятельности библиотек, уделяя особое внимание осмыслению современных экономических процессов. Анализируя документальный поток, можно заметить, что на первый план выдвигается система отношений в области производства, распределения, обмена и потребления библиотечных продуктов и услуг, ресурсы библиотек, проблемы финансирования, производственные нормативы и социальные стандарты, показатели, методы, позволяющие измерять результаты деятельности и их экономическую
эффективность. Разработка вопросов экономики библиотечного дела чрезвычайно осложнена несколькими объективными причинами: быстротой наступивших в стране перемен, отсутствием в подавляющем большинстве библиотек экономистов, владеющих знаниями в области библиотечного дела, и библиотекарей, имеющих экономические знания, пробелами в «большой» экономике как одной из наук социального цикла. Из совокупности проблем, составляющих экономику БД и рассматриваемых ныне в отечественных публикациях,
выделяют следующие: наиболее важную для практиков терминологию, применяемую исследователями; сочетание социального и сугубо экономического аспектов; показатели БД, а также работы библиотек; предложения по измерению экономической эффективности. В данной курсовой работе изучены вопросы оценки эффективности библиотечной технологии, в частности подходы к определению экономической эффективности библиотечной работы, качества информационных продуктов
и услуг библиотеки. Основное внимание уделено экономическим показателям и анализу библиотечной деятельности, учету, себестоимости, фондоотчету, библиотечной статистике – основному показателю эффективности услуг библиотеки. Задача курсовой работы дать системный анализ экономическим показателям работы библиотеки, выявить оптимальные показатели для оценки деятельности библиотек, а также показать на примере конкретных библиотек роль экономических показателей библиотеки для ее функционирования.
1. Оценка эффективности библиотечной технологии 1.1 Подходы к определению экономической эффективности библиотечной работы Эффективное функционирование библиотеки как технологической системы есть достижение максимальных результатов при фиксированных затрат всех видов ресурсов или оптимизация (снижение) затрат на достижение планируемого уровня удовлетворения информационных потребностей.
Эта величина является измеряемой и именуется экономической эффективностью. Экономикой непроизводственной сферы разработаны несколько подходы к определению экономической эффективности ее отраслей. Все они апробированы в библиотечной сфере. Первый из них – определение затрат на единицу продукции и услуг. Более эффективным признается процесс производства продукта или услуги, который, при заданном уровне
качества, является менее затратным. Применяя этот подход, необходимо четко определить: какие результаты библиотечной деятельности будут оцениваться; какие ресурсные затраты будут браться в расчет; какие показатели (натуральные или стоимостные) будут использоваться для измерения эффективности. Например, для оценки результатов могут быть востребованы показатели объемов: а) производимой в библиотеке продукции, имеющей непосредственный «выход» на пользователей (количество введенных в базы данных библиографических
и фактографических записей; подготовленных информационных сообщений; рекламных материалов и т. п.); б) предоставленных услуг (количество книговыдач, выполненных справок; проведенных консультации; отсканированных страниц текстов; посещений досуговых мероприятий; суммарное время работы читателей с электронными ресурсами и т. п.). Библиотека может ограничиться набором базовых показателей (книговыдач, справки, посещения), либо расширить их номенклатуру до пределов разумной достаточности.
Известны попытки моделирования «условных единиц» измерения результатов библиотечного обслуживания путем сопоставления трудоемкости различных видов услуг и введения весовых коэффициентов для выравнивания их значимости при расчете общего индекса эффективности. Этот подход позволяет сравнивать деятельность библиотек и структурных подразделений, величающихся в плане номенклатуры и объемов предоставляемых пользователем услуг.
Натуральными показателями ресурсного обеспечения могут выступать: площадь библиотеки; объем фонда; штатная численность персонала; годовой объем рабочего времени; количество единиц компьютерной (и иной) техники. В качестве стоимостных показателей используются: годовой бюджет библиотеки; отдельные статьи бюджетных расходов на оплату труда; комплектование фондов; приобретение технических средств и оборудования; внебюджетные поступления, затраченные на развитие ресурсной базы.
Основными натуральными показателями затрат на единицу продукции (услуг) служат: обращаемость книжного фонда; удельная трудоемкость; удельный расход материалов; нагрузка на библиотекаря (по видам работ); коэффициент интенсивности использования технических средств и оборудования и др. В качестве базовых стоимостных показателей выступают себестоимость и рентабельность (для платных услуг). Расчет себестоимости (денежного эквивалента всех видов затрат на производство продукта или услуги)
и рентабельности (соотношения между доходами от платных услуг и расходами на их подготовку и предоставление) может производиться: а) с учетом только текущих расходов (согласно смете текущего года); б) с учетом прошлых и текущих затрат на все виды ресурсов. Для применения этого варианта расчета необходимо отработать схемы и формулы оценки ресурсной базы прошлых лет с учетом их физической амортизации, морального старения, разного уровня цен и тому подобных факторов. Второй подход – сопоставление затрат на информационное
обслуживание с характеристиками эффекта от использования предоставленной обслуживающей системой информации. Этот подход разрабатывается, главным образом, в сфере информационного обеспечения научно-технических разработок специальными библиотеками, органами и службами НТИ. Прямой доступ к отчетам о научных и экспериментальных исследованиях, к конструкторской документации (с целью анализа списков литературы, библиографических ссылок, упоминаний об использованном опыте, о
заимствованных инновационных проектах) и непосредственный контакт с абонентами обслуживания позволяют оценить реальный вклад в разработку проблемы различных каналов информации. Существуют как общие, так и частные методики оценки эффективности использования материалов научно-технической информации в цикле «наука – техника – производство»: расчета экономического эффекта от выбора перспективных направлений научно-технических разработок, снижения трудовых затрат и себестоимости продукции, экономии
материальных ресурсов и капитальных вложений. Третий подход – определение общественно необходимых затрат (документных, материальных, технических, трудовых ресурсов) на производство информационных продуктов и услуг в библиотеке. Сопоставление общественной нормы с реальной величиной затрат и составляет измерение эффективности. Продукты и услуги, обладающим большим социальным эффектом, требуют признания более высокого уровня затрат в расчете на единицу продукции, услуг.
Поэтому фактические цены на продукты и услуги (их отпускная стоимость) могут существенно отличаться от нормативных затрат в стоимостном выражении. Сам же принцип расчета общественно необходимых затрат приемлем для оценки эффективности различных видов библиотечной деятельности при наличии нормативной системы показателей. Практическое внедрение этого подхода сдерживается отсутствием надежного нормативного обеспечения библиотечной технологии. Эффективность библиотечной деятельности в ее современном понимании
складывается из социальной и экономической составляющих. Естественным является желание соединить в их едином показателе или системе показателей, чтобы соотнести количество производимых библиотекой продуктов и предоставляемых услуг с их качеством и ресурсными затратами. Принципиальное отличие такого интегрального подхода заключается в том, что в его основу кладется вся номенклатура (а не отдельные виды) информационных продуктов и услуг и комплекс показателей функционирования
библиотеки. Современные методики экономического анализа позволяют оценить единичные и суммарные затраты на библиотечное производство и предоставление услуг. Сложнее с выбором показателей качества. С. Д. Колегаева и Е. Г. Астрапович предложили выработать систему показателей, отражающих объемы производство и экономические (трудовые и стоимостные) затраты, по всем видам продуктов и услуг библиотеки.
В качестве альтернативного варианта могут рассматриваться попытки разработать единый интегральный показатель (коэффициент) эффективной работы библиотеки. Исторический опыт свидетельствует, что интегральные показатели эффективности не получают широкого научного признания и не находят практического применения, но сам подход соотнесения результатов деятельности библиотеки с затратами на ее функционирования представляется весьма перспективным. 1.2. Подходы к определению качества информационных продуктов и услуг
Качество – это степень соответствия совокупности присущих объекту характеристик предъявляемым требованиям. Качество информационных продуктов и услуг – совокупность характеристик продуктов и услуг, определяющих их способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности пользователей. Измерение качества труда означает определение величины его полезных свойств путем сопоставления с единицей измерения, принятой за эталон. В промышленности качество произведенного продукта измеряется полезными
свойствами эталона (стандарта). Q1 К= — Q0 где К – показатель уровня качества оцениваемого продукта относительно эталона, Q1 – характеристика качества оцениваемого продукта, Q0 – характеристика качества образца-эталона. Качество производимых в библиотеки информационных продуктов и предоставляемых информационных услуг выражается в их потребительских свойствах. Отсутствие четких и однозначных представлений о потребительских свойствах конкретного продукта или
услуги затрудняет процесс выявления, а тем более измерения характеристик, которые могут претендовать на статус показателей качества. На качество информационных услуг, помимо объективных факторов, существенное влияние оказывают межличностные отношения (культура общения с потребителем, доступность персонала библиотеки для ее пользователей) и уровень организации сервиса (гибкость форм и оперативность предоставления услуги, имидж библиотеки и ее репутация). Например, качество библиотечной услуги, связанное обеспечением доступа
к общественным фондам, можно оценивать по параметрам полноты, точности, оперативности удовлетворения запросов, культура обслуживания, обновляемости фонда, комфортности библиотечной среды, экономии времени пользователя и многим другим. К важнейшим характеристикам качества услуги международные и государственные стандарты Системы менеджмента качества и специалисты в этой области относят: надежность – способность персонала точно и оперативно удовлетворить запрос, предоставить обещанную услугу; предупредительность
– готовность помочь клиенту, предоставить услугу без дополнительных обращений и напоминаний; доверительность – умения персонала вызвать расположение; доступность – отсутствие препятствий на пути получения услуги; коммуникативность – взаимопонимание между персоналом и потребителями; внимательное отношение – учет индивидуальных особенностей каждого клиента. Как и в случае с определением эффективности библиотечной технологии, существует несколько подходов к оценки качества производимых библиотекой продуктов и услуг.
При этом некоторые из показателей эффективности (обращаемость, книгообеспеченность, читаемость, полнота, оперативность обслуживания и др.) выступают одновременно и мерилом качества (таблица 2). Экономические показатели характеризуют затраты на создание, поиск и доведение информации до потребителей и экономическую эффективность ее использования. Это достаточно разработанная группа показателей, связанных с оценкой трудоемкости, себестоимости, расхода материалов, эффекта от внедрения более совершенных технологий,
экономии производительного времени пользователя за счет надежного информационного обеспечения его потребностей и др. (таблица 2). Активизация инициативной деятельности библиотек, поиск внебюджетных источников финансирования, реализация маркетинговых стратегий управления стимулировали освоение этих показателей библиотечной практикой. Экономика библиотечной деятельности становится самостоятельным предметом изучения в системе профессионального образования и повышения квалификации.
Проблема формирования научно обоснованной, практически ориентированной системе показателей и критериев библиотечной технологии еще далека от своего решений. Потенциальными объектами оценки выступают производственные процессы (в аспекте эффективности) и информационные продукты и услуги (в аспекте качества), а также ресурсное обеспечение как важная составляющая эффективной деятельности и качественного результата. Исследовательская по своему характеру процедура обоснования
объективных и работоспособных показателей и критериев предполагает: выявление существенных измеряемых свойств объекта или процесса; анализ множества характеристик, претендующих на статус показателей, устранение их семантических неоднозначности, упорядочение и систематизация; исключение величин, не отвечающих требованиям к критериям и показателям; отбор известных или формирование новых показателей, обеспечивающих возможность неискаженной оценки объекта или процесса; выбор наиболее весомых показателей для придания им статуса
критериев. Показатели качества информационных продуктов и услуг библиотеки Таблица 2 Наименование показателя Виды оцениваемых продуктов и услуг Содержание показателя Книгообеспеченность Библиотечный фонд Среднее количество документов в фонде в расчете на одного читателя Обновляемость фонда Библиотечный фонд Отношение количества новых поступлений к величине фонда
Обращаемость Библиотечный фонд Отношение числа выданных абонентов документов к величине фонда Читаемость Библиотечные услуги Отношение книговыдачи за определенный период к числу абонентов библиотеки Частота спроса Информационные продукты Число обращений к документу, БД, электронному изданию Степень детализации классификационной схемы Библиографические продукты Отношение количества документов, отраженных в библиографическом источнике,
к общему числу разделов, рубрик и подрубрик Коэффициент свертывания информации Обзоры, ДОР, дайджесты Отношение количества страниц в обзоре к общему количеству страниц в обозреваемых источниках Полнота информации Документальные, библиографические услуги Отношение количества релевантных документов в услуге к общему количеству релевантных документов в фонде (массиве, потоке) Точность информации Документальные, библиографические услуги
Отношение количества релевантных документов, выданных на запрос, к общему количеству документов в услуге Коэффициент информационного шума Документальные, библиографические услуги Отношение количества нерелевантных документов, выданных на запрос, к общему количеству документов в услуге Оперативность обслуживания Информационные услуги Отклонения от среднего (нормативного) времени удовлетворения запроса
Оперативность информации Текущие библиографические пособия, услуги текущего библиографического информирования Средний интервал времени от момента выхода документа (поступления в библиотеку) до отражения его в библиографическом пособии, библиографическом услуге Регулярность информирования Текущие информационные издания, услуги текущего информирования Интервал времени между выходом выпусков информационных изданий, отправка сигнальных оповещений
Избирательность информирования Услуги текущего информирования Отношение экземплярности сигнальных оповещений к количеству абонентов информирования Гарантированность обеспечения к первичным документам Библиографические услуги Для отказов на получение первичных документов и их копий по результатом библиографического обслуживания Коэффициент обращения к первичным документам
Библиографические услуги Отношение числа затребованных пользователями документов к общему количеству документов, включенных в услугу Коэффициент обратной связи ИРИ, ДОР, ТОР, тематическое информирование Отношение количества возвращенных талонов обратной связи к общему количеству посланных оповещений 2. Показатели и критерии эффективности библиотечной технологии Библиотека как социальный институт призвана обеспечивать эффективное использование накопленных обществом
документальных ресурсов путем предоставления потребителям разнообразного ассортимента информационных продуктов и услуг в оптимальные для пользователей сроки и желательно качество. Оценка эффективности библиотечного производства и качества информационных продуктов и услуг находится в центре внимания исследователей и практиков. В разработанном ИФЛА Международном руководстве по измерению эффективности работы университетских и других библиотек
определено содержание работ по управлению качеством: определение миссии библиотеки и основной группы пользователей; выявление существующих и предполагаемых потребностей пользователей; установление долгосрочных целей и краткосрочных задач; создание адекватных потребностям услуг; предоставление этих услуг на максимально возможном высоком уровне; измерение эффективности работы и ее сопоставление с поставленными целями; создание условий для постоянного повышения эффективности работы; создание атмосферы внимания к потребностям
и запросам пользователя и обеспечение высокого качества обслуживания. Эффективность традиционно понимается как уровень достижения библиотекой целей ее функционирования, а качество – как составляющая эффективности, характеризующая степень удовлетворения запросов пользователей и комфортность обслуживания. Объектами оценки, как правило, выступают отдельные компоненты библиотечной технологии (ресурсы, процессы, продукты и услуги), библиотечное обслуживание (полнота, оперативность,
точная удовлетворения запросов, культура обслуживания) и библиотечная деятельность в целом (книгообеспеченность, обращаемость фонда, читаемость, обращаемость и др.). Суть проблемы заключается в поиске адекватных измерителей (показателей и критериев) эффективности и качества, в различии подходов к обоснованию их номенклатуры и методики расчета. Показатель – «некоторое измеряемое свойство объекта, используемое в количественной характеристики другого,
непосредственно не измеряемого свойства» (например, книговыдача – показатель использования библиотечного фонда, цитируемость – показатель ценности документа и т. п.). Критерий – «это оценочный показатель, величина которого принимается как соотношение «лучше» - «хуже» при выработке управляющих решений» (например, статистический закон 80/20 может иметь критериальное значение в эффективно эксплуатируемом библиотечном фонде – 80% книговыдач обеспечивают 20% единиц хранения).
Количественные значения показателей могут быть получены в результате непосредственных измерений (срок выполнения запроса, освещенность рабочего места) или получены в результате расчетов, позволяющих формировать сложные (интегральные, сводные) показатели (коэффициент интенсивности книговыдачи, полнота библиотечного обслуживания, сводный индекс библиотечной работы). Сбор данных для необходимых вычислений ведется различными методами.
Среди них: статистические, основанные на учете результатов библиотечной деятельности (количество посещений досуговых мероприятий; количество выданных документов); экспертные, основанные на учете оценочных суждений ведущих специалистов (обоснованность стратегии поиска; глубина и полнота индексирования); органолептические, основанные на анализе признаков, выявляемых с помощью органов чувств (качество копирования изображений и текстов; художественная выразительность оформления); социологические, основанные на сборе и анализе
мнений реальных и потенциальных пользователей (культура обслуживания; комфортность библиотечной среды); экспериментальные, основанные на создании искусственных учитываемых и контролируемых условий (экономия времени пользователя, эффективность использования информационных ресурсов). Оценка, претендующая на статус показателя или критерия, должна быть измеряемой и отвечать ряду качественных требований, в их числе: ясность толкования; простота использования; возможность однозначных оценочных
решений, базирующихся на принципиальных основаниях; надежность, исключение субъективных и двусмысленных суждений. Реальной представляется возможность выбора из некоторого количества показателей, характеризующих важнейшие свойства объекта, одного показателя, имеющего критериальное значение для решения конкретной задачи (например, заданное значение удельной трудоемкости или себестоимости одной записи может служить критерием экономической эффективности подготовки библиографического указателя,
БД; установленный показатель точности удовлетворения запроса – критерием качества услуг, базирующихся на информационном поиске). Абсолютное большинство оценок, предлагаемых в качестве критериев эффективности, базируются на показателях полноты и оперативности удовлетворения запросов. Одним из препятствий на пути их научного обоснования практического применения служит неоднозначное понимание полноты обслуживания. Полнота документного обслуживания определяется:
1) отношением количества релевантных (соответствующих запросу) документов в услуге к общему количеству релевантных документов в фонде (массиве и потоке); 2) отношением количества документов, признанных потребителем релевантными, к общему количеству выявленных (или выданных) документов; 3) отношением общего количества соответствующих запросам пользователей книговыдач к общему количеству точно сформулированных требований; 4) как величина, прямо зависящая от оперативности обслуживания (чем
оперативно удовлетворяются запросы пользователей, тем выше полнота обслуживания); и другими способами. Неопределенность базового показателя ставит под сомнение достоверность расчетов критерия эффективности функционирования библиотеки и стимулирует дальнейший научный поиск в этом направлении. Выделяют три возможные подходы к определению эффективности библиотечной технологии и качества информационных продуктов и услуг, такие как: подходы к определению социальной эффективности библиотечной деятельности;
подходы к определению экономической эффективности библиотечной деятельности. подходы к определению качества информационных продуктов и услуг библиотеки. 2.1 Экономические показатели библиотечной деятельности Экономические показатели библиотечной деятельности отражают состояние и результаты хозяйственной деятельности библиотек. По способу их получения они делятся на: учетные; внеучетные; расчетные; аналитические.
К учетным экономическим показателям относят показатели бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Среди них важнейшими являются следующие экономические показатели: объем поступающих в библиотеку финансовых средств; доходы от основных видов уставной деятельности; доходы от предпринимательской деятельности; годовые расходы финансовых средств функционирование библиотеки; стоимость основных фондов; расходы на оплату труда библиотечных работников; издержки; себестоимость продуктов и услуг.
Стоимость основных фондов – денежная оценка всех длительно, в течение многих циклов, используемых в библиотечном производстве материальных ценностей. Основные фонды публичных библиотек (здания, оборудование, транспорт и, частично, фонд документов) в процессе эксплуатации подвергаются износу (в экономическом смысле – потере стоимости при сохранении своей натуральной формы). Для их последующего полного и частичного восстановления в течение их нормативного срока службы производятся
амортизационные отчисления. Основные фонды учитываются на балансе библиотеки одновременно тремя методами: по первоначальной стоимости приобретения, доставки и установки (в ценах года их приобретения), без учета изменения цен со временем и степени изношенности основных фондов; по восстановительной стоимости, т.е. стоимости их воспроизводства на момент переоценки, которая производится по решению правительства; по остаточной стоимости, т.е. первоначальной (восстановительной) за вычетом износа основных фондов
за весь период эксплуатации. Издержки – денежное выражение материальных и трудовых затрат, необходимых для производства и реализации определенного объема библиотечных продуктов и услуг. По степени зависимости от объема оказываемых услуг издержки делят на постоянные и переменные. Постоянные издержки не зависят от объема производимой продукции и услуг. Это затраты на содержание зданий, систему охраны, оплату труда управленческого персонала.
Величина переменных издержек находится в непосредственной зависимости от количества производимых продуктов и услуг и их реализации. Это затраты отражаются в показателе себестоимости продуктов и услуг. Себестоимость – величина затрат всех видов ресурсов на производство единицы продукции или услуг. При определении себестоимости конкретного продукта или услуги затраты группируются по статьям калькуляции (видам затрат). По способу отнесения на себестоимость единицы продукции и услуги различают прямые затраты
и косвенные затраты. Прямые затраты – непосредственно связанные с производством данного вида продуктов и услуг, полностью включаемые в себестоимость. Это затраты на материалы, зарплату, электроэнергию, технологию. Косвенные затраты относятся к работе библиотеки в целом. Это затраты на оплату труда администрации, содержание зданий, охрану, связь. В себестоимость они включаются косвенно, пропорционально общему объему прямых затрат или основной заработной
плате. Внеучетные экономические показатели получают путем ревизий, проверок налоговой службы, анализа деловых записок и т. п. Например: задолженность по налоговым выплатам. Для анализа состояния и результатов хозяйственной деятельности используют показатели, полученные путем дополнительных расчетов и сопоставления отчетных показателей. К таким показателям относятся показатели удельного веса конкретного вида затрат в общем объеме расходов
библиотеки. Например: доля расходов на оплату труда в общем бюджете библиотеки; структура распределения затрат по видам библиотечной деятельности. Структура распределения затрат по видам библиотечной деятельности включает: материальные затраты; затраты на оплату труда персонала; отчисления на социальное и медицинское страхование; амортизацию основных фондов; прочие затраты (содержание помещений, обслуживание оборудования). В систему аналитических показателей экономической деятельности библиотек включается уровень ресурсного
обеспечения публичных библиотек по каждому виду ресурсов. Так, к обобщающим показателям использования основных фондов относятся фондоотдача, фондоемкость и фондовооруженность. Фондоотдача – выпуск продукции и услуг на один рубль основных производственных фондов. Ее величина рассчитывается как отношение стоимости произведенной за год продукции и услуг к среднегодовой стоимости основных фондов. Фондоемкость – объем основных фондов, необходимых для выпуска единицы продукции.
Показатель, обратный фондоотдаче. Фондовооруженность – стоимость основных фондов, приходящихся на одного библиотечного работника. Определяется как отношение стоимости основных средств (оборудования) к среднегодовой численности библиотечных работников. Потенциал трудовых ресурсов библиотек характеризуется численностью работников в целом и по отдельным категориям, их квалификацией, длительностью (стажем) и интенсивностью (нагрузкой) выполнения функциональных обязанностей, социально-психологическим состоянием (удовлетворенность
работой, межличностные отношения). Использование трудовых ресурсов библиотеки оценивается следующими показателями: численность работников в целом и по отдельным категориям; количество регламентированного рабочего времени (часовой фонд рабочего времени); уровень интенсивности труда (производительность труда, трудоемкость, полные затраты рабочего времени на единицу продукции или услуги); качество рабочей силы (уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, уровень физического здоровья); социально-
физиологическое состояние (уровни охраны труда, профессиональных заболеваний и профессионального травматизма); социально-психологическое состояние (удовлетворенность работой, характер межличностных отношений); социально-экономическое состояние (система экономических рычагов и стимулов, уровень текучести, стабильность, занятость кадров). Профессионально-квалификационная структура библиотечных работников оценивается следующими показателями: доля специалистов различных специальностей в общем числе работников; доля работников различной
квалификации в общем числе работников библиотек; доля сотрудников библиотеки с различным уровнем образования; доля сотрудников библиотеки с различным профилем образования; распределение персонала по отдельным видам библиотечно-библиографического обслуживания; по подразделениям, по типам услуг и категориям пользователей). Уровень обеспеченности населения библиотечными ресурсами определяется объемом ресурсов на число жителей, обслуживаемых библиотекой: число жителей, обслуживаемых одним работником; площадь на 1000 человек населения;
число единиц электронной техники на одного пользователя. 3. Библиотечная статистика 3.1 Статистический отчет как показатель эффективности услуг библиотеки В практической деятельности библиотек ежедневно происходит сбор и обработка показателей работы, которые на начало года отражаются в бланке формы № 6 – НК федерального государственного статистического наблюдения, регулярно утверждаемого постановлением Росстата. На основе данных этих бланков составляются
Своды годовых сведений об общедоступных (публичных) библиотеках системы Минкультуры России за год. 3.2Учет как основа современной статистики Показатели деятельности библиотеки. В основе современной библиотечной статистике лежит учет. Ежедневный учет заключается в регистрации библиотечных процессов и операций в принятых в библиотеке документах по единым единицам учета. На его основе осуществляется статистический учет, который представляет
собой количественные показатели работы библиотеки, суммируемые в единых формах учета. По данным количественных показателей работы библиотеки заполняется бланк формы № 6 – НК. Все приводимые в нем показатели отражают объем основных выполненных библиотекой работ и называются абсолютными. Это: количество пользователей, книговыдач, посещений; массовая информационная работа; движение фонда и др. На основе абсолютных показателей рассчитываются средние показатели, характеризующие различные
библиотечные процессы: читаемость; посещаемость; обращаемость; книгообеспеченность, а также экономические показатели, характеризующие: нагрузку библиотекаря; финансовые затраты на единицу работы: расходы на обслуживание одного пользователя, одно посещение, одну книговыдачу. Сравнение средних показателей библиотеки со средними показателями других библиотек своей территории, одно типа, в целом по стране, а также с международными показателями позволит сделать выводы об эффективности
библиотечного дела и библиотечных услуг и принять управленческие решения по более рациональному использованию ресурсов библиотеки. Показатели состояния фонда. Статистические данные лежат на основе изучения эффективности работы библиотеки и качества использования ею своих ресурсов. Статистическое изучение фонда, например новых поступлений, выбытия в сравнении с книговыдачей, числом пользователей, помогает выявить темпы его роста, соответствие запросам читателей и способствует принятию
правильных управленческих решений по работе с фондом. Изучение обновляемости фонда, сопоставление с читаемостью, книгообеспеченностью, обращаемостью позволяет сделать выводы о его качестве и принять решение по формированию и повышению эффективности использования фонда. Изучение отраслевой структуры фонда и книговыдачи помогает выявить наиболее активно спрашиваемый и пассивный фонды и принять решение по доукомплектованию или отчистке от балласта.
Изучение книговыдачи и выдачи по МБА, внутрисистемному обмену (ВСО), ЭДД как источник получения документов в процентах к их общей выдаче, а также может служить способом получения информации и о качестве фонда. Показатели библиотечных услуг. Каждый показатель бланка статотчета № 6 – НК характеризует конечный результат библиотечного дела – оказание услуг. Библиотечные услуги – это результат деятельности по удовлетворению культурных, информационных,
образовательных, досуговых потребностей пользователей библиотек. Библиотека сама является объектом статистического наблюдения, поэтому в бланке статотчета № 6 – НК выделяются признаки и черты, отличающие ее от других исходных объектов. Это: Анализ раздела «Электронные ресурсы» позволит сделать вывод о предоставлении услуг доступа к электронному каталогу, базам данных, в т. ч. Собственным. Анализ раздела «Число пользователей и посещений библиотеки»
позволит оценить состав читателей по возрасту и активность посещения массовых мероприятий, а в сравнении с числом жителей и их возрастным составом даст возможность оценить эффективность всей библиотечной работы и ее привлекательность для населения. Анализ раздела «Информационное обслуживание и МБА» покажет, оказывает ли библиотека информационные услуги абонентам информации, библиографические услуги по выполнению справок и доступности web-сайта, предоставляется ли услуга по получению документов
из других библиотек. Эффективность затрат на оказание библиотечных услуг по экономическим показателям и финансовым затратам можно проанализировать по разделам «Персонал библиотеки» и «Поступление и использование финансовых средств» в комплексе со всеми другими разделами бланка статотчета. Заключение В экономической деятельности библиотек существует множество направлений. Для измерения качества работы, результатов деятельности и эффективности важно четко ответить на целый
ряд вопросов: для чего проводится измерение, каковы побудительные мотивы, по каким позициям предполагается получить в итоге ответ, какого рода решения должны быть приняты и может ли здесь помочь избранный вид измерения и последующий анализ его результатов. Перед руководителем библиотеки всегда стоит вопрос об экономичности аналитической (исследовательской) работы. Каков его финансовый, кадровый ресурс – от этого будет зависеть избранный метод и время, отведенное
на сбор показателей, на расчеты и анализ, решение о проведении мониторинга. Целевое назначение и конкретная ситуация – вот основные компоненты, который определяет выбор метода (методов) анализа. С моей точки зрения, если проанализировать экономическую эффективность, используя такие понятия, как интенсивность нагрузки, производительность труда, использование мест в читальных залах или общий показатель или общий показатель эффективности, то все показатели необычно высоки.
Если же брать во внимание такие данные, как материальное обеспечение условий обслуживания, себестоимость обслуживания и т.п то они очень низки. Казалось бы, все в порядке, это идеально государственных финансовых органов, но не для общества, не для пользователей. Читатели не получают чаще всего те виды обслуживания и те услуги, на которые вправе рассчитывать, поскольку ресурсный потенциал библиотек не соответствует их задачам и функциям.
Социальные стандарты, нормативы, финансирование – эти проблемы продолжают сохранять свою актуальность, требуя ЭФФЕКТИВНОСТЬ, КАЧЕСТВО и ПОКАЗАТЕЛЬ для оптимизации деятельности библиотеки. Список литературы 1. Пилко, И. С. Информационные и библиотечные технологии: учеб. пособ./И. С. Пилко. – СПб.: Профессия, 2006. – 215 – 226 с. 2. Фенелонов, Е. А. Критерий и показатели экономической эффективности и методика их применения в библиотечном
деле: науч практ. пособ./ Е. А. Фенелонов М.: Пашков дом, 2002. – 106 с. – (Российская государственная библиотека). – 1000 экз. – ISBN 5-7510-0252-0 (в обл.) 3. Справочник библиотекаря/ Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – СПб.: Профессия, 2001. – 206-209 с. 4. Кожевникова,Л.А. Экономика библиотечной деятельности//Библиотечное дело –
XXI век: науч практ.сб.: вып.2/ Кожевникова Л.А. Рос. гос. б-ка. –2004. – С. 15 5. Кузьмин, Е. И. Национальная библиотека Чувашской Республики// Библиотеки России на пороге XXI века: цифры и факты/ Авторы-составители: Е. И. Кузьмин, В. К. Николаева, И. А. Ваганова. – М.: Либерия, 2002. – С.51 – (Министерство культуры
Российской Федерации). – 5000 экз. – ISBN 5-85129-145-1 (в обл.) 6. Куликова, Л. В. О показателях деятельности библиотеки// Библиотечное дело – XXI век: науч практ.сб.: вып.3/Л. В. Куликова; Рос. гос. б-ка.–2002. – С. 137 7. Куштанина, Л. И. Экономические проблемы деятельности библиотек: терминосистема, показатели, эффективность//
Библиотечное дело – XXI век: науч практ.сб.: вып.2/Л. И. Куштанина; Рос. гос. б-ка. – 2005. – С. 67 – 84 8. Лапичкова, В. П. Библиотечная статистика. Статистический отчет как показатель эффективности услуг библиотеки// Учреждения культуры/ В.П. Лапичкова. – 2007. – №2. – С. 43 Приложения Библиотечные услуги сельской модельной библиотеки
МУ «МЦБ Яльчикского района ЧР» на 2008 год № П/п Виды услуг Единица измерения Стоимость Надбавка за сложность до 100% (таблицы, формулы, схемы) 1. Оформление читательских формуляров: - детей; - участников ВОВ 1 формуляр 3 руб. 2 руб. Бесплатно Библиотечно-информационные услуги 2. Ночной абонемент (разовая выдача деловой и учебной литературы), приобретенных за счет собственных средств 1
издание на 1 день 1 руб. 3. Абонемент на пользование литературой платного чтения на дому 1 месячный абонемент 12 руб. 4. Разовая выдача периодических изданий 1 газета на 1 день журнал 5. Абонемент на пользование периодических изданий на дому 1 месячный абонемент 15 руб. Не более3 дней 6. Тематическая подборка литературы из фонда центральной библиотеки по заказу читателя 1 издание на 1 день 4 руб. 7. Выдача книг по МБА и ЭДД на дом 1 издание на 1 день 5 руб.
Прибиблиотечные сервисные услуги 8. Самостоятельная работа на компьютере без доступа в сеть Интернет 1 час 30 мин. 20 руб. 10 руб. 9. Копирование текстов нормативных актов из электронных баз данных 1 лист 6 руб. 10. Самостоятельная работа со сканером 1 час 20 руб. 11. Сканирование - текста; - таблиц и графиков, диаграмм, фото и.т.п. 1 стр. 1 стр. 5 руб. 10 руб. 12. Консультация по работе на компьютере 1 час за 15 мин.
20 руб. 5 руб. 13. Оформление титульного листа курсовых и дипломных работ 1 лист 6 руб. 14. Организация индивидуального просмотра видеокассет 1 фильм (1 чел.) 3 руб. 15. Прокат видеокассет под залоговую стоимость Залог 100 руб. за 1 фильм 6 руб. за сутки 16. Распечатка текста на принтере 1 стр. 2,5 руб. 17. Копирование текста на дискету 5 руб. 18. Выполнение библиографических справок в режиме удаленного доступа 1 час 15 мин.
30 руб. 7 руб. 19. Услуги электронной почты До 1 Кб - До 100 Кб - От 1001 до 300 Кб - 3 руб. 4 руб. 5 руб. 20. Штраф за несвоевременный возврат изд взятых на ночной абонемент 1 день 1 руб. Досуговые услуги 21. Проведение досуговых культурно-развлекательных программ по заказу 1 меропр. Договор 22. Разработка и продажа сценариев по заказу 1 меропр.
Договор Рекламные, посреднические услуги 23. Размещение рекламной продукции (проспектов, каталогов, буклетов, плакатов) 1 сутки 2 руб. 24. Предоставление служебного телефона в качестве контактного 1 звонок 1 руб. Издательско-полиграфические услуги 25. Набор текста пользователя на ПЭВМ с клавиатуры 1 стр. 5 руб. Надбавка за должность до 100% (таблицы, формулы, схемы) 26.
Реализация печатной продукции библиотек (буклеты, сценарии) 1 стр. 2 руб. Экономические показатели Лащ-Таябинской сельской библиотеки (2007 г.) Количество читателей 614 чел. Книговыдача 13015 Число посещений 1205 Книжный фонд 8000 экз. Электронный фонд 2698 баз данных Количественный анализ книжного фонда библиотеки по данным статистического отчета
Естественнонаучная литература 1500 экз. Техническая литература 1000 экз. Сельскохозяйственная литература 1500 экз. Общественно-гуманитарная литература 1800 экз. Художественная литература 2000 экз.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Проектирование цифровой следящей системы |
Реферат | Особенности государственного регулирования сферы обращения |
Реферат | Эволюция в КСЕ |
Реферат | Толстой Отец и сыновья |
Реферат | Человек как этап развития природы |
Реферат | Биология дрожжей |
Реферат | Эмульсии и эмульгаторы |
Реферат | French Presentation Essay Research Paper L |
Реферат | Ядро и организмы |
Реферат | Основы организации аудиторской деятельности |
Реферат | Что такое биоритмы |
Реферат | Основы бухгалтерского учета |
Реферат | Облік веб-сайтів |
Реферат | Character Analysis Of Demetrius In A Midsummer |
Реферат | Анализ теоретических и практических аспектов стратегического управления на предприятии |