Реферат по предмету "Государство и право"


Общая характеристика и способы защиты авторских и смежных прав

Федеральное агентство пообразованию Российской Федерации
Государственноеобразовательное учреждение профессионального высшего образования
Курсовая работа
по дисциплине: Гражданскоеправо
Тема:
Общая характеристика и способызащиты авторских и смежных прав

Оглавление
Введение
Глава 1. Общаяхарактеристика
§ 1. Авторские права
§ 2. Смежные права
Глава 2. Способы защиты
§ 1. Виды ответственности
§ 2. Технические средствазащиты
Заключение
Список используемойлитературы
Введение
В современнуюэпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелямизакономерного и вполне ожидаемого бурного развития интеллектуальнойдеятельности человека, роль которой претерпела качественные изменения и сильновозросла.
Сегодняинтеллектуальная деятельность человека важна и имеет первостепенное значение нетолько для духовного развития человека и человечества, но и для социального иэкономического состояния любого государства. Она является важной составнойчастью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальныйпотенциал, являющийся, в первую очередь, следствием недостаточнойнормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, а значит,слабому государству. Новые информационные технологии открывают практическинеограниченные и еще плохо изученные, не только в правовом, но и в философскомсмысле возможности. Они позволяют значительно шире и быстрее применять вобщественной жизни новые результаты интеллектуальной деятельности
КонституцияРоссийской Федерации признает право на свободу во всех сферах творческойдеятельности, как неотъемлемое право человека, гарантированное общепризнанныминормами международного права. При этом Конституция Российской Федерации ипринятые на ее основании законодательные акты не только гарантирует свободутворчества, но и охраняет права на его результаты. Признается исключительноеправо (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица нарезультаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг. Интеллектуальнаясобственность фиксирует права на нематериальные объекты и непосредственно несвязана с правом собственности на материальный объект, в котором они выражены.
Глава 1. Общая характеристика§1. Авторские права
Большинство отечественныхи зарубежных исследователей, связывают возникновение и развитие авторскогоправа и смежных прав, с развитием техники. Изобретение Гуттенбергом в XVI в.печатного станка сделало возможным производство и распространение относительнодешевых и качественных копий литературных произведений в огромных масштабах.Это в значительной мере вывело из-под контроля авторов использование такихпроизведений, однако вопрос о регулировании процесса их воспроизведения возникне в связи с необходимостью защитить права авторов, а в связи с тем, что былизатронуты интересы предпринимателей – издателей и книготорговцев. Подвоздействием их требований во многих европейских государствах была созданасистема привилегий, предоставляемых государственной властью.
Лишь в концеXVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право навоспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этимзаконодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий кавторскому праву, явился Статут королевы Анны 1709 г.
В России,регулирование отношений, связанных с воспроизведением и распространениемлитературных произведений, возникло не в целях защиты интересов издателей икнигопродавцев или, тем более, авторов. Важной особенностью российскогоавторского права являлась его тесная связь с цензурным законодательством. До1771 г. книгоиздательское дело считалось в России государственной монополией. В1771 г. была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге наиностранных языках и одновременно была введена цензура на иностраннуюлитературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги нарусском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783г., отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального. Доминирующееположение государства в сфере книгопечатания сохранялось в России до серединыXIX в. Первый закон, закрепивший права на использование литературныхпроизведений за авторами, появился лишь в 1828 г. в качестве специальной главыЦензурного устава.
Такимобразом, и в европейских странах, и в России авторское право первоначальновозникло как право на использование литературных произведений. Впоследствиикруг объектов, охраняемых авторским правом, расширился, включив в себямузыкальные, художественные и другие виды произведений.
Термин «авторскоеправо» понимается в двух значениях:[1]
а) вобъективном смысле авторское право – это совокупность правовых норм,регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованиемпроизведений литературы, науки и искусства;
б) всубъективном смысле под авторским правом понимается совокупность субъективныхправ, возникающих у автора в связи с созданием конкретного произведениялитературы, науки и искусства.
Каксовокупность правовых норм авторское право является составной частьюгражданского права. Соответственно на авторско-правовые отношенияраспространяют свое действие общие положения гражданского права и в первуюочередь положения обязательственного права, регулирующие права и обязанностисторон при заключении договоров на использование охраняемых авторским правомпроизведений. В частности, нормы обязательственного права регулируют такиевопросы как права и обязанности сторон, участвующих в договоре,ответственность, наступающую в случае неисполнения договора и т.д. Обычнымиявляются также условия об объеме правомочий на использование произведений,территория использования, срок использования.
Авторскиеправа бывают личными неимущественными и имущественными. К личнымнеимущественным относятся:
— право признаваться автором произведения (право авторства);
— право использовать или разрешать использовать произведение подподлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то естьанонимно (право на имя);
— право обнародовать или разрешать обнародовать произведение влюбой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
— право на защиту произведения, включая его название, от всякогоискажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству автора (право на защиту репутации автора).
Личные неимущественные права принадлежат авторунезависимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступкиисключительных прав на использование произведения.
К имущественным правам относятся исключительные права наиспользование произведения в любой форме и любым способом. Исключительные праваавтора на использование произведения означают право осуществлять или разрешатьследующие действия:[2]
— воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
— распространять экземпляры произведения любым способом:продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
— импортировать экземпляры произведения в целях распространения,включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительныхавторских прав (право на импорт);
— публично показывать произведение (право на публичный показ);
— публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
— сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи вэфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
— сообщать произведение, для всеобщего сведения по кабелю,проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение длявсеобщего сведения по кабелю);
— переводить произведение (право на перевод);
— переделывать, аранжировать или другим образом перерабатыватьпроизведение (право на переработку).
Термин «авторскоеправо» не следует понимать буквально. По законодательству большинства странавтор может уступить все или отдельные права на созданное им произведение.Поэтому на практике применяется такое понятие, как правообладатель напроизведение, которым может быть как юридическое, так и физическое лицо. Прииздании произведения определить правообладателя на произведение можно с помощьюнадписи, сделанной рядом со знаком охраны авторского права на титульном листеизделия.[3]
Закон обавторских правах не раскрывает понятие произведения, являющегося объектомавторского права, но указывает на признаки, характеризующие произведение[4],а также дает примерный перечень форм, в которых может существовать произведение(п.2 ст.6), и видов произведений, как являющихся объектами авторского права(ст.7), так и не являющихся таковыми (ст.8).
Что касаетсясоздателей произведений (авторов), то ими являются только физические лица,творческим трудом которых созданы произведения[5].
Средисубъектов авторского права выделяют, прежде всего, автора произведения. Приэтом лицо, указанное в качестве автора на оригинале или ином экземплярепроизведения, считается его автором, если не доказано иное. Субъекты авторскогоправа подразделяются на первоначальных и производных. Субъектом первоначальногоавторского права всегда является гражданин (физическое лицо), который иприобретает весь комплекс исключительных имущественных и личных неимущественныхправ.
Возраст автораможет быть любым, но за недееспособных и малолетних (до 14 лет) авторские праваосуществляют, от их имени, родители, усыновители или опекуны.Несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут самостоятельно осуществлять своиавторские правомочия. Лица, являющиеся ограниченно дееспособными осуществляютсвои авторские правомочия только с согласия своих попечителей.
Субъектамиавторских прав являются также составители. Так, в соответствии со ст. 11 Законаоб авторских правах, автору сборника и других составных произведений(составителю) принадлежит авторское право на осуществленный им подбор илирасположение материалов, представляющих результат авторского труда. Составительпользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого изпроизведений, включенных в составное произведение.[6]
Субъектомавторского права является также переводчик произведения на другой язык.Авторское право переводчика распространяется не на само произведение, котороеон переводит, а только на созданный им перевод. При этом авторское право переводчикане препятствует другим лицам осуществлять свои собственные переводы. В данномслучае имеется в виду не простой перевод отдельных слов или выражений на другойязык, а перевод, соединенный с литературной обработкой текста произведения ссохранением смыслового содержания.
Аналогичныеправа возникают и в отношении авторов других производных произведений(переделок, аранжировок и т.д.). Это обусловлено тем, что и переводчик, идругие переработчики при создании своих произведений используют элементы формы другихранее созданных произведений. Переработчик пользуется авторским правом насозданное им произведение при условии соблюдения ими прав автора произведения,подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.
Особымобразом законодатель выделяет субъектов авторского права на аудиовизуальныепроизведения, под которыми понимаются произведения, воспринимаемые одновременнос помощью слуха и зрительно. В соответствии со ст. 13 Закона об авторскихправах, авторами таких произведений являются режиссер-постановщик, авторсценария, автор музыкального произведения с текстом или без текста, специальносозданного для этого произведения. Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 13Закона об авторских правах, заключение договора на создание аудиовизуальногопроизведения влечет за собой, если в договоре не указано иное, передачуисключительных прав на использование аудиовизуального произведения. Указанныеправа действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальноепроизведение. Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любомиспользовании указывать свое имя и наименование либо требовать такого указания.[7]
Субъектамиавторских правоотношений являются также правопреемники авторов, к которымотносятся в первую очередь юридические лица. Основой правопреемства в данномслучае является заключение договора. К правопреемнику автора на основаниидоговора обычно переходят те правомочия, которые автор, как правило, не можетосуществить сам.
Произведениялитературы, науки и искусства могут создаваться не одним, а двумя илинесколькими лицами, в результате чего возникает соавторство. При этом речь идеттолько о совместном творческом труде; оказание всякого рода технической,организационной или иной подобной помощи при создании произведения или приданияему объективной формы не признается творческим трудом и не может служитьоснованием для признания соавторства.
Особым видомпроизведений, созданных в соавторстве, является интервью. Авторские права наинтервью принадлежат как лицу, давшему интервью, так и лицу, проводившемуинтервью. Эти лица рассматриваются в качестве соавторов, если договором междуними не предусмотрено иное. При этом использование интервью допускается лишь ссогласия лица, давшего интервью.
Авторскоеправо переходит по наследству в случае смерти автора или объявления его умершим.Его имущественные права переходят к его наследникам, которые также могутзащищать некоторые личные неимущественные права автора в случае их нарушения.Авторские права могут наследоваться как по закону, так и по завещанию.
Всоответствии со ст. 14 Закона об авторских правах исключительное право наиспользование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоремежду ним и автором не предусмотрено иное. Вместе с тем автор сохраняет личныенеимущественные права, в том числе право на обнародование произведения.Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указыватьсвое наименование либо требовать такого указания. Из этого следует, что присоздании служебных произведений работодатели также могут рассматриваться вкачестве субъектов авторского права.
Авторскоеправо действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Правоавторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняютсябессрочно.[8] § 2. Смежные права
Смежные правапоявились гораздо позже авторского права, однако истории их возникновения вомногом схожи. Если у истоков авторского права стояло изобретение печатногостанка, то для возникновения смежных прав решающую роль сыграло изобретениерадио, грамзаписи и кинематографа, что позволило воспроизводить процессисполнения и создавать фонограммы, а также передачи вещательных организаций.Если до второй половины XIX в. воспроизводился лишь результат творчестваавторов, то во второй половине XIX в. это стало возможно и в отношении живыхисполнений и фонограмм. Так же как изобретение книгопечатания в значительноймере усложнило для авторов контроль за использованием их литературныхпроизведений, так и радио, грамзапись и кинематограф лишали исполнителейвозможности эффективно регулировать процесс использования результатов ихдеятельности. Поэтому артисты-исполнители выдвинули требования, касающиесяохраны их исполнений от незаконного использования индустрией грамзаписи ирадио. Одновременно свои требования сформулировали фирмы грамзаписи и вещательныеорганизации, которые заявили о необходимости защиты вложенных ими инвестицийпутем предоставления охраны прав на использование фонограмм и передачвещательных организаций.
Изобретениезвукозаписи породило непреодолимую на тот момент трудность. Как указывает С.М.Стюарт, признать звукоинженера или продюсера, отвечающего за запись в студии,или артиста-исполнителя в качестве соавторов звукозаписи было бы слишкомбольшой условностью, да и опыт использования фикции (как в случае с фильмами)был не очень удачным. Тем не менее, создание звуковой записи в студии еще моглорассматриваться как коллективные усилия отдельных лиц, хотя такой подход создалбы значительные сложности. Но когда встал вопрос о радиовещании, упомянутаяаналогия стала излишне натянутой. Будучи слишком большим предприятием,вещательная организация не могла рассматриваться в качестве группы соавторов.Таким образом, для фонограмм и программ вещательных организаций потребовалосьновое правовое решение на международном уровне.
Компромиссмежду идеей авторского права и новыми правами выразился в признании того, чтопервоначальное право на новые виды объектов (исполнения, фонограммы, программывещательных организаций) не является авторским, но представляет собой право,относящееся к сфере интеллектуальной собственности. Поэтому уже в 1936 г.Австрия и в 1941 г. Италия предоставили смежные права исполнителям ипроизводителям звукозаписи. Поскольку права исполнителей, производителейфонограмм и вещателей являются взаимосвязанными, в целях установлениясправедливого баланса между ними была выдвинута идея об объединении их в единоминституте, которая нашла отражение в заключенной в 1961 г. в Риме Международнойконвенции об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм ивещательных организаций (Римская конвенция). Отмечая связь новой категории правс авторским правом, их стали обозначать как «близкие», «связанные», «соседствующие»или «смежные» права.
Как отмечаетА. Строуэл, понятие «смежное право» имеет огромное количество аспектов, и однойопределенной категории смежного права не существует. В разных странах числокатегорий смежного права неодинаково.[9] Классическаяконцепция, отраженная в Римской конвенции, включает в себя права исполнителей,производителей фонограмм и организаций эфирного вещания. Многие государства, втом числе Россия, к категории смежных прав также относят права организацийкабельного вещания. Кроме того, законодательство некоторых стран относит сюдаправа издателей на «типографическое представление» опубликованных произведений,права на фотографии, содержащиеся в каталогах и сборниках, которые не отвечаютусловиям, необходимым для того, чтобы их охрана обеспечивалась в качествесамостоятельных произведений, права на эскизы театральных декораций, чертежи,литературную переписку, а также права производителей фильмов[10].
Что касаетсяроссийского законодательства, то права радио- и телевизионных организаций напередаваемые ими радио- и телевизионные передачи предусматривалось еще Гражданскимкодексом РСФСР 1964 г. (ст.486). При этом радио и телевизионные передачирассматривались в качестве объектов авторских прав, а права радио- ителевизионных организаций на передаваемые ими передачи – в качестве авторскихправ.
Смежнымиправами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) ипроизводные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они врезультате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчествав данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличииавторского права[11].
Смежные праванеразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существоватьнезависимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может бытьнеизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом. Основноеназначение смежных прав состоит в том, что использование третьими лицамифонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителятребует согласия соответствующих правообладателей.
Субъектами смежных прав являются: исполнители, производителифонограмм, организации эфирного или кабельного вещания.
Исполнителями являются – актеры, певцы,музыканты, танцоры или иные лица, которые играют роль, читают, декламируют,поют, играют на музыкальных инструментах или иным образом исполняютпроизведения литературы или искусства, а также режиссеры-постановщики спектакляи дирижеры. Исполнителям принадлежат следующие исключительные права:[12]
— право на имя;
— право на защиту исполнения или постановки от всякого искаженияили иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинствуисполнителя;
— право на использование исполнения или постановки в любой форме,включая право на получение вознаграждения за каждый вид использованияисполнения или постановки.
Исключительное право исполнителя на использование исполнения илипостановки означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующиедействия:
а) передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелюисполнение или постановку, если используемые для такой передачи исполнение илипостановка не были ранее переданы в эфир или не осуществляются с использованиемзаписи;
б) записывать ранее не записанные исполнения или постановки;
в) воспроизводить запись исполнения или постановки;
г) передавать в эфир или по кабелю запись исполнения илипостановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческихцелей;
д) сдавать в прокат опубликованную в коммерческих целяхфонограмму, на которой записаны исполнения или постановки с участиемисполнителя.
Производителем (изготовителем) записи признаетсяюридическое лицо или гражданин, взявший на себя инициативу и соответствующиеобязанности по изготовлению с помощью технических средств звукозаписи и (или)видеозаписи со звуком или без звука. Производителю фонограммы в отношении егофонограммы принадлежат исключительные права на использование фонограммы в любойформе, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использованияфонограммы. К исключительным правам производителя фонограммы относятся:
— воспроизведение фонограммы;
— переделывание или любым иным способом переработка фонограммы;
— распространение экземпляров фонограммы, то есть продажа, сдачаих в прокат и т.д.;
— импорт экземпляров фонограммы в целях распространения, включаяэкземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы.
Исключительные права производителя фонограммы,могут передаваться по договору другим лицам.
Организации эфирного и кабельного вещания вотношении ее передачи принадлежат исключительные права использовать передачу влюбой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право наполучение вознаграждения за предоставление такого разрешения./>Исключительные права включают:
1) одновременно передавать в эфир ее передачу другой организацииэфирного вещания;
2) сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
3) записывать передачу;
4) воспроизводить запись передачи;
5) сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платнымвходом;
Всоответствии с п. 4 ст. 36 Закона об авторском праве и смежных правах создательсмежных прав для оповещения третьих лиц о своих правах и предотвращения ихнарушения вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается накаждом экземпляре фонограммы и на каждом содержащем ее футляре. В качестветакого знака принят предусмотренный Римской конвенцией знак охраны, состоящийиз трех элементов:
— латинскойбуквы «Р» в окружности;
— имени(наименования) обладателя исключительных смежных прав;
— годапервого опубликования фонограммы.
Отсутствиезнака охраны не лишает обладателя смежного права возможности его защиты, однаков ряде случаев затрудняет процесс доказывания при его нарушении.
Законодательством о смежных правах непредусмотрено право проставлять знак охраны смежных прав ни в титрах передач(программ) телекомпаний и студий кабельного телевидения, которые являютсяобъектам смежных прав, ни на видеоносителях с записью таких передач. Поэтомукогда в титрах проставляют только знак охраны авторских прав (копирайт), это неменяет сущности правового режим таких программ.
/>/>/>Автор,обладатель смежных прав или иной обладатель исключительных прав в установленномзаконом порядке вправе обратиться для защиты своих прав в суд, арбитражный суд,третейский суд, органы прокуратуры, органы дознания, органы предварительногоследствия в соответствии с их компетенцией.
Организация, управляющая имущественными правамина коллективной основе, в порядке, установленном законом, вправе обращаться всуд от своего имени с заявлениями в защиту нарушенных авторских прав и (или)смежных прав лиц, управление имущественными правами которых осуществляетсятакой организацией.
Глава 2. Способы защиты
/>/>/>
К сожалению,установленные законом авторские и смежные права часто нарушаются и нуждаются вправовой защите. Обычно нарушители, в качестве которых выступают какфизические, так и юридические лица, незаконно изготавливают и распространяюткопии произведений и фонограмм на различных материальных носителях. К их числуотносятся не только копии, сделанные в Российской Федерации, но и экземплярыохраняемых в Российской Федерации произведений и фонограмм, незаконно,импортируемые в Россию из страны, в которой они либо никогда не охранялись,либо уже перестали охраняться.[13]§ 1.Виды ответственности
За нарушениеавторских и смежных прав установлена гражданская, уголовная и административнаяответственность. Учитывая рост числа нарушений авторских и смежных прав, законустанавливает широкий круг, как способов защиты, так и органов, уполномоченныхосуществлять защиту данных прав.
Гражданскийкодекс РФ устанавливает достаточно широкий круг гражданско-правовых мер,которые применимы при защите авторских и смежных прав. В зависимости отхарактера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать отнарушителей признания своих прав, восстановления положения, существовавшего донарушения, прекращения действий, нарушающих права или создающих угрозу ихнарушения, возмещения убытков, компенсации морального вреда.
Гражданскаяответственность носит компенсационный (восстановительный) характер, нарушителиобязаны возместить убытки правообладателя.
В зависимостиот характера нарушения обладатели авторских и смежных прав могут требовать отнарушителей:
— признаниеправа;
— восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечениядействий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
— признаниесделки недействительной и применения последствий ее недействительности,применения последствий недействительности ничтожной сделки;
— признаниенедействительным акта государственного органа или органа местногосамоуправления;
— самозащитыправа;
— присуждениек исполнению обязанности в натуре;
— возмещениеубытков;
— взысканиенеустойки;
— компенсацииморального вреда;
— прекращениеили изменение правоотношения;
— неприменение судом акта государственного органа или органа местногосамоуправления, противоречащего закону;
— инымиспособами, предусмотренными законом.
Признаниеправ может относиться как к личным неимущественным правам авторов иисполнителей так и к имущественным правам. Оно может выражаться в публичномобъявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителемили за его счет.
Наиболеераспространенной формой защиты прав является прекращения действий, составляющихправонарушение или создающих угрозу правонарушения. Это запрет рекламы,предложения продажи экземпляров, запрет продажи, допечатки тиража и т.п. />
Одна изосновных мер защиты прав – возмещение убытков. При этом отмечается, что убыткивключают в себя и упущенную выгоду. В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, правокоторого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков,если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшемразмере.
Если лицо,нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которогонарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущеннойвыгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Доход должен быть полученнарушителем именно в результате нарушения авторских и смежных прав, а не врезультате законных действий.
Обладательисключительных прав, выдвигая требование о возмещении убытков, должен доказатьфакт наличия убытков, их размер, а также то, что убытки были причиненыдействиями нарушителя.
Закон,однако, предусматривает возможность для обладателя исключительных правотказаться от требования о возмещении своих убытков и потребовать взыскать снарушителя тот доход, который нарушитель получил от использования авторских исмежных прав.
Это означает,что правообладатель может не доказывать размер своих убытков, а вместо этогодоказать (сам или с помощью суда) размер полученного нарушителем дохода ипотребовать выплаты ему этого дохода – вместо взыскания своих убытков.
Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выборуот нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:[14]
— в размере от 10 тысяч рублей до 5 миллионов рублей, определяемомпо усмотрению суда, арбитражного суда или третейского суда исходя из характеранарушения;
— в двукратном размере стоимости экземпляров произведений илиобъектов смежных прав либо в двукратном размере стоимости прав на использованиепроизведений или объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, котораяпри сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использованиепроизведений или объектов смежных прав.
Авторы и исполнители в случае нарушения их личных неимущественныхправ или имущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещенияморального вреда.
Обладатели исключительных прав вправе требовать от нарушителявыплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования произведенийили объектов смежных прав либо за допущенные правонарушения в целом.
Нарушенныеавторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так,за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат)предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти неприменяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, подкоторым нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.
Статья 146Уголовного кодекса РФ предусматривает уголовную ответственность за следующиедеяния:
— присвоениеавторства (плагиат), причинившее крупный ущерб автору или иномуправообладателю.
— незаконноеиспользование объектов авторского права или смежных прав, приобретение,хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм вцелях сбыта, совершенные в крупном размере.
Примечание кстатье 146 УК РФ содержит пояснение, что деяния, признаются совершенными вкрупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либостоимость прав на использование объектов авторского права и смежных правпревышают пятьдесят тысяч рублей, а в особо крупном размере – двести пятьдесяттысяч рублей.
Предметомрассматриваемого преступления является чужое научное, литературное, музыкальноеили художественное произведение. Объективная сторона преступления выражается всовершении одного из двух действий:
1) незаконногоиспользования объектов авторского права или смежных прав;
2) присвоениеавторства чужого произведения.
При этомнеобходимы обязательно последствия в виде крупного ущерба и причинная связьмежду одним из указанных действий и наступившим последствием. Представляется,что диспозиция ст. 146 УК позволяет включить в число объектов авторского права,помимо традиционных, также программы ЭВМ или базы данных либо незаконноевоспроизведение или распространение таких произведений.
Незаконноеиспользование объектов авторского права или смежных прав состоит в:
— воспроизведении, распространении, демонстрации, оглашении вопреки закону чужогопроизведения без согласия автора, в том числе без выплаты последнему полностьюили частично гонорара;
— противозаконном опубликовании произведения с внесенными в него без согласияавтора изменениями, дополнениями или сокращениями;
— противоречащем закону, переиздании произведения без согласия автора и т. д.
Преступлениеявляется оконченным с момента причинения крупного ущерба.
Субъективнаясторона преступления характеризуется умыслом – прямым или косвенным. Лицоосознает общественную опасность нарушения авторских или смежных прав, предвидитвозможность или неизбежность причинения в результате такого нарушения крупногоущерба и желает этого либо сознательно допускает или относится к этомубезразлично. Мотивами преступления могут быть корысть, тщеславие, корыстныепобуждения.
Субъектданного преступления является лицо, достигшее 16 лет.
Уголовнымкодексом за данные преступления предусмотрены такие виды ответственности как:
— штраф вразмере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного доходаосужденного за период до 18-ти месяцев;
— обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
— либоарестом на срок от 3-х до 6-ти месяцев (по ч. 1 ст. 146);
— либолишением свободы на срок до 2-х лет (по ч. 2 ст. 146).
Присовершении деяний предусмотренных ч. 2 ст. 146 УК РФ группой лиц попредварительному сговору или организованной группой, либо в особо крупном размереили лицом с использованием своего служебного положения – предусматриваетсяответственность в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом либо безнего. Штраф взимается в размере до пятисот тысяч рублей, либо в размере заработнойплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет
Ряд нарушенийавторских и смежных прав влечет административную ответственность. Всоответствии со ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП)ответственность наступает за:
— ввоз,продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляровпроизведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземплярыпроизведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии сзаконодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либона экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об ихизготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских исмежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целяхизвлечения дохода.
— незаконноеиспользование изобретения, полезной модели либо промышленного образца,разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезноймодели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них,присвоение авторства или принуждение к соавторству.
Статья 7.12КоАП РФ состоит из двух частей и направлена на защиту авторских и смежных прав,изобретательских и патентных прав. В обоих составах установлены одни и те жесубъекты ответственности – граждане, должностные лица, юридические лица,виновные в совершении правонарушения.
Ссубъективной стороны противоправные деяния, за которые в комментируемой статьеустановлена административная ответственность, характеризуются виной в формеумысла.
Различаютсясоставы правонарушения, закрепленные в ч. 1 и ч. 2 данной статьи, пообъективной стороне и предусмотренному административному наказанию.
Объективнаясторона правонарушения, установленного в ч. 1 данной статьи, характеризуетсятакими действиями, как ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконноеиспользование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода.Незаконными указанные действия будут признаны в случае:
— еслиэкземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными.
— если науказанных объектах указана ложная информация об их изготовителях, о местах ихпроизводства, а также об обладателях авторских и смежных прав:
— иноенарушение авторских и смежных прав в целях извлечения прибыли, установленныхзаконодательством РФ об авторских и смежных правах.
Объективнуюсторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.12 составляют незаконныедействия, нарушающие изобретательские и патентные права. К таким действиямотносятся:
— незаконноеиспользование изобретения, полезной модели либо промышленного образца;
— разглашениебез согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либопромышленного образца до официального опубликования сведений о них;
— присвоениеавторства;
— принуждениек соавторству.
Санкции,предусмотренные данной статьей включает наложение административного штрафа на:
— граждан, вразмере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
— должностныхлиц – от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда;
— юридическихлиц – от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
За правонарушение,предусмотренное п. 1 ст. 7.12 КоАП, также применяется конфискация контрафактныхэкземпляров, материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, атакже иных орудий совершения административного правонарушения. Во избежание незаконногоиспользования контрафактных экземпляров произведений или фонограмм они подлежатобязательной конфискации по решению суда. Конфискованные экземплярыуничтожаются, кроме случаев их передачи обладателю авторских или смежных правпо его просьбе. Кроме того, может быть вынесено решение о конфискацииматериалов и оборудования, используемых для изготовления и воспроизведенияконтрафактных экземпляров. />Отдельное внимание хотелось быуделить охране авторских прав в интернете. Интернет стал частью нашей жизни иуже воспринимается всеми как объективная реальность. В связи с этим особенноактуален в настоящее время вопрос о защите авторских прав, поскольку не секрет,что в сети интернет можно найти практически любой объект авторского права,зачастую помещенный туда без согласия правообладателя.
Особенностьюсети интернет является сложность контроля за копированием и использованиемпроизведений. В силу простоты копирования и нематериальной сущности объектовавторского права в интернете трудно доказать факт нарушения авторского исмежных прав.
В случаенарушения авторских прав государственными организациями возможен иадминистративный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящиеорганизации по отношению к организации нарушителю. В данном случае речь идет обобращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведениикоторых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могутосуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбетворческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольныйорган или творческий союз. В ряде случаев для того, чтобы защитить нарушенноеправо авторства необходимо его признать. Дела о признании авторстварассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к деламоб установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом судустанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в иномпорядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановленияутраченных документов./>§ 2. Технические средства защиты
 
Помимозаконодательной защиты авторских прав существуют технические средства защиты.Техническими средствами защиты авторского права и смежных прав признаются любыетехнические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведениямили объектам смежных прав, предотвращающие либо ограничивающие осуществлениедействий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателемисключительных прав, в отношении произведений или объектов смежных прав.[15]
Как следуетиз данного определения под защиту подпадают как технические устройства в целом,так и их компоненты, способные выполнять основную функцию – защиту произведенияили объекта смежного права от несанкционированного использования.
Существуюттехнологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения вслучае его незаконного использования. Также существует возможность вставки вэлектронный документ «водяных знаков». «Водяной знак» (watermark) – этовстраиваемый в объект интеллектуальной собственности определенный код, которыйне виден при обычном просмотре, но при обработке объекта специальнымпрограммным обеспечением возможно снятие информации, хранящейся в «водяномзнаке». Данная информация может включать в себя сведения об авторе, датесоздания объекта, месте создания, регистрационные данные и др. Еще однимтехнологическим средством охраны исключительных прав в интернете являетсяweb-депозитарий, позволяющий автору подтвердить факт и время публикациипроизведения в сети интернет. Электронная копия объекта исключительных правзаписывается на неизменяемый машиночитаемый носитель (CD-R диск) с фиксациейвремени и места ее изготовления.[16]
П. 2 ст. 48 Закона об авторских правах запрещает использованиетехнических средств защиты или их компонентов в целях:
— снятия ограничений использования произведений или объектовсмежных прав, установленных путем применения технических средств защитыавторского права и смежных прав;
— изготовления, распространения, сдачи в прокат, предоставления вовременное безвозмездное пользование, импорт, рекламу любого устройства или егокомпонентов, их использования в целях получения дохода либо оказания услуг вслучаях, если в результате таких действий становится невозможным использованиетехнических средств защиты авторского права и смежных прав либо эти техническиесредства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.
Заключение
Законодательство содержит достаточно эффективные механизмы защитыот незаконного использования объектов авторского права и смежных прав, однакодалеко не всегда они реализуются на практике. Причины кроются не только вэкономических, но и во внеэкономических факторах, которые порой влияют науровень защищенности ничуть не меньше.
Механизм защиты нарушенных прав в рассматриваемой сфере действуеткрайне неэффективно. Ранее советские суды (в основном московские) чаще всегосталкивались только с одним видом исков – о взыскании авторского вознаграждения.Новизна проблем, применение норм международного права создают сложности и дляправообладателей, и для пользователей, и для судей. Между тем правоваязащищенность во многом зависит именно от того, насколько быстро и правильнобудет разрешен спор.
Проблемы, связанные с развитием техники, необходимостьюкоординации деятельности авторских обществ, ростом числа нарушений в областиавторских и смежных прав и желательностью изменения существующего в обществеотношения к таким нарушениям, бурное развитие внутригосударственного имеждународного законодательства, наконец, проблемы использования произведений,ставших общественным достоянием, неизбежно приводят к усилению роли государствав области применения авторского права. Она уже не может быть сведена только крегулированию, охране и защите авторских и смежных прав. К двум традиционнымфункциям – разработке норм внутреннего законодательства и защитеинтеллектуальной собственности путем международных договоров – добавляетсянесколько относительно новых.[17]
Список используемой литературы
I. Нормативно-правовыеакты
1.             КонституцияРоссийской Федерации
2.             Всемирнаяконвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24июля 1971 г.) // Текст Конвенции в редакции от 24 июля 1971 г. официальноопубликован не был
3.             ЗаконРФ от 9 июля 1993 г. № 5351-I «Об авторском праве и смежных правах» //«Российская газета» от 3 августа 1993 г.
4.             КодексРоссийской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.№ 195-ФЗ // «Российская газета» от 31 декабря 2001 г. № 256,
5.             Уголовныйкодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // «Российская газета» от 18, 19, 20, 25июня 1996 г. № 113, 114, 115, 118
6.             Частьпервая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ// «Российская газета» от 8 декабря 1994 г. № 238-239
II. Литература
7.             Гражданскоеправо России. Общая часть: Курс лекций (ответ. редактор – Садиков О.Н.). – М.:Юристъ, 2001.
8.             Гражданскоеправо России. Обязательственное право: Курс лекций (отв. ред. Садиков О.Н.). –М.: Юристъ, 2004.
9.             ГришаевС.П.Авторское право. – Система ГАРАНТ, 2005 г.
10.          КостьковаО.В.Постатейный комментарий к ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». – М.: Новаяправовая культура, 2005.
III. Статьи
11.          БарановскийП.Д. О принципах международной охраны авторских прав// «Журнал российского права», № 8, 2001
12.          Близнец И., Леонтьев К. Нужны работающие механизмы защиты авторских прав // «Российскаяюстиция», № 11, 1999
13.          ВощинскийМ. Уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав поновой редакции статьи 146 УК // «Российская юстиция», № 6, 2003
14.          Гальченко А. Нарушение авторских и смежных прав: уголовно-правоваяхарактеристика // «Право и экономика», № 3, 2004
15.          Дедова Е.А. Особенности гражданско-правовой защиты смежных прав //«Законодательство», № 10, 2005,
16.          ЕременкоВ.И. Изменения в законодательстве РФ об авторском праве и смежныхправах // «Адвокат», 2005, № 1
17.          Коробкова К.Е. Защита авторского права: кто жертва? // «Адвокат», № 9, 2005
18.          КорчагинаН.П. Спорные вопросы охраны авторских прав // «Право и экономика», № 3,2006
19.          КурковаН. Административно-правовая защита авторских и смежных прав //«Российская юстиция», № 7, 2002
20.          Мачковский Л.Г. Интеллектуальная собственность: уголовно-правовая охрана //«Законодательство», № 11, 2005
21.          ПодшибихинЛ. Леонтьев К. Интеллектуальная собственность. Реализация положений Бернскойконвенции в России // «Российская юстиция», № 4, 2001
22.          СтремецкаяН.Л.Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права// «Законодательство», № 8, 2002.
23.          СтроуэлА. Правапроизводителей фонограмм и видеопрограмм организаций телевидения и радиовещания// Авторское и смежное право в Европейском союзе и Российской Федерации:Сборник докладов и дискуссий по материалам международных семинаров по вопросамохраны интеллектуальной собственности в сфере культуры и искусства (май – ноябрь1996 г.). Вып.1. – М., 1997.
24.          ЧапкевичЛ.Е. Контрафактная и фальсифицированная продукция: проблемы и пути ихрешения // «Право и экономика», № 6, 2005


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Электронное строение атомов химических элементов»
Реферат Методика документальной проверки учетной документации движения денежных средств, синтетического и аналитического учета
Реферат Как осужденный может защитить свои права
Реферат Договор ренты и пожизненного содержания с иждивением
Реферат Элементы разговорной речи в современных печатных изданиях для мужчин
Реферат Расчетно-графическая работа по Информатике
Реферат Проект планировки и застройки села Лесное Бурлинского района Алтайского края
Реферат 100 идей для развития творческого потенциала сотрудников
Реферат Great Gatsby And Ethan Frome Essay Research
Реферат Организация процесса планирования на предприятии
Реферат Материалы печатных плат
Реферат Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Реферат Надводный брэндинг
Реферат Создание начального вращения в прыжках стопорящим действием конька о лед и закручиванием тела
Реферат My district and my flat