СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ 1776 ГОДА
2. СТАТЬИКОНФЕДЕРАЦИИ 1781 ГОДА
3. КОНСТИТУЦИЯ США 1786 ГОДА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
4. БИЛЛЬ О ПРАВАХ1791 ГОДА
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕИТОГОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КОНСТИТУЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темыконтрольной работы. Конституционнаясистема США привлекала и продолжает привлекать внимание специалистов-историкови юристов-государствоведов в силу своей уникальности. Для многих в мире эта странапродолжает оставаться синонимом демократических конституционных идеалов.
Основными источниками повопросу формирования государственности Америки являются: Декларациянезависимости, “Статьи конфедерации”, Конституция 1787 года и Билль оправах. Также, обращаясь к истокам формирования государственности важнымдокументом является Мэйфлауэрское соглашение.
Руководящая роль впатриотическом лагере принадлежала не демократии, а умеренному крылу, идеологиякоторого по мере развития революции все более утверждалась в качестве кредомолодой буржуазной республики и послужила основой при выработке федеральнойконституции 1787 года.
Историк-марксистГ.Аптекер выделил гуманистическую трактовку прав человека, содержащуюся вДекларации и первых конституций штатов, концепцию народного суверенитета иправо на революцию. В статье “Американская революция и право на революцию”Г.Аптекер впервые в исторической литературе обосновывает: идея права нареволюцию заключена не только в Декларации независимости, но и в ряде первыхконституций штатов”.
При составленииДекларации независимости Джефферсон включил в нее пункт об отмене рабства, нопод давлением представителей южных колоний, этот пункт был исключен. Однакоположение о том, что каждый американец имеет право “на жизнь, свободу истремление к счастью” распространялось в теории на всех без исключения.Впоследствии лидеры аболиционистов, выступавшие за отмену рабства, ссылались наДекларацию независимости. Между тем, конституция США узаконила институтрабовладения, зафиксировав это в специальном постановлении. В этом заключалосьее принципиальное отличие от Декларации независимости. Цель конституции 1787года заключалась в том, чтобы закрепить права и власть США за богатымменьшинством вопреки демократическому большинству. Об этом прямо говорилисоздатели конституции. “Те, кто владеет собственностью, и те, кто ее не имеет,всегда представляли различные интересы в обществе, — писал Мэдисон. — То жесамое можно сказать о кредиторах и должниках. Земельные, промышленные, торговыеи денежные интересы, а также интересы меньших групп неизбежно проявляются вцивилизованных нациях и разделяют их на различные классы, руководствующиеся всвоих действиях различными чувствами и взглядами. Регулирование этих разных ипротиворечивых интересов представляет собой главную задачу современногозаконодательства”.
Принятие Конституции 1787года было продиктовано интересами утверждения власти крупной буржуазии иземельной аристократии. Если говорить об общей ее оценке как политическогодокумента, то нельзя не признать, что для того времени это была передоваяконституция, в особенности, после принятия Билля о правах, который такжеследует рассматривать как определенный итог классовой борьбы. Именно в видуотсутствия Билля о правах конституция встретила массовую оппозицию.Представлявшие интересы малоимущих слоев населения противники конституциирешительно настаивали на принятии поправок к ней и критиковали ее за отсутствиев ней гарантий элементарных политических свобод. Создатели конституции были“абсолютно не расположены заниматься поправками, пока не будет полностьюорганизовано Правительство,” — говорил Мустье. Однако в конечном итоге онивынуждены были это сделать. Обнаружив, что “их противники подготовили длинныйсписок дополнений. Способных ослабить или вообще ниспровергнуть всю новуюсистему, они решили предложить сами то, что не могло ей повредить и взять подконтроль дебаты с тем, чтобы сделать их для себя более благоприятными”. Такимобразом, сторонники конституции достигали двойного эффекта. С одной стороны:выбили козырь из рук оппозиции, с другой — сформулировали дополнения кконституции в приемлемом для себя виде. “Эти поправки были составленыгосподствующей партией в такой манере, чтобы не нанести никакого ущерба духуконституции и унять чрезмерное беспокойство.” (Э.Мустье). Вместе с тем,принятие Билля о правах было принципиально важным успехом демократических сил.
Тема контрольнойработы: «Образованиегосударства США и его развитие в период до монополистического капитализма».
Цель исследования состоит в том, чтобы отследитьисторию развития государства США от образования до периода монополистическогокапитализма.
Задачи исследования предопределяются целью исследованияи состоят в том, чтобы:
— показать историю образования государства США;
— рассмотреть в развитии основные источники права всоединенных штатах.
При разрешениипоставленных задач для достижения цели исследования использовались следующиеметоды: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексногоисследования, сравнительного правоведения.
Структура контрольнойработы включает: титульныйлист, содержание, введение, пять вопросов, заключение, список использованныхисточников. Контрольная работа выполнена на 19 страницах компьютерного текста.
1. ОБРАЗОВАНИЕ США. ДЕКЛАРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ 1776 ГОДА
Около 30 тысяч лет назадтерритория США была заселена выходцами из Азии. Вплоть до прихода на эти землиевропейцев общественный строй коренного населения — индейцев, эскимосов,алеутов — оставался на стадии первобытнообщинного, что крайне пагубноотразилось на способности вести оборонительные войны.
Колонизация АнглиейАтлантического побережья Северной Америки началась почти на столетие позжезахвата Испанией и Португалией огромных территорий Центральной и Южной Америки.История британского колониального правления восходит к 1607г., когдаанглийскими переселенцами был основан форт Джеймстаун.
Население первыхбританских колоний, основанных торговыми компаниями, состояло иззаконтрактованных сервентов (пауперов и заключенных), т.е. лиц, обязанных втечение трех-четырех лет выплатить компании стоимость их проезда в Новый Свет,и их управляющих. В 1619г. появляются первые рабы-негры. Затем нарастает волнаполитических и религиозных диссидентов и иных свободных переселенцев.
Американское колониальноеобщество с момента своего возникновения отнюдь не было однородным, эгалитарным.В него входили плантаторы и буржуа, свободные мелкие фермеры и пауперы, купцы,кораблевладельцы и сервенты. На социальные противоречия накладывались противоречиярелигиозные, которые существовали между различными направлениями протестантизма(кальвинисты и лютеране), католиками, а также другими верованиями и сектами.Острые противоречия существовали между плантационным Югом, экономика которогобыла основана на рабовладении, и промышленно-аграрным Севером, где развивалиськапиталистические отношения.
Первые колонии(Вирджиния, Плимут, Массачусетс) были чисто коммерческими предприятиями, и ихправовой статус определялся колониальными хартиями, которые представляли собойсвоеобразные договоры между Британской короной и акционерами той или инойкомпании. В последующем своем развитии отношения между короной и колониями вовсе возрастающей степени приобретали политический характер. Система британскогоколониального управления в своих основных чертах сложилась к концу XVIIстолетия. К этому времени существовало 13 колоний, которые по своему правовомуположению подразделялись на три группы. Род-Айленд и Коннектикут, имевшиехартии самоуправляющихся колоний, фактически представляли собой своеобразныереспублики, поскольку все органы управления на их территории избирались.Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд принадлежали частным владельцам. Остальныевосемь Массачусетс, Нью-Гемпшир, Нью-Йорк, Нью-Джерси, Вирджиния, Северная иЮжная Каролина и Джорджия являлись владениями Британской короны. В этихколониях управление осуществлялось губернаторами, но создавались также идвухпалатные законодательные собрания. Решения колониальных законодательныхсобраний могли быть отменены либо назначавшимися короной губернаторами,наделенными правом абсолютного вето, либо королем через Тайный совет.
Важной особенностьюсоциально-экономического развития североамериканских колоний было наличиерабства. Широкое применение рабского труда в колониях вызывалось, прежде всего,тем, что колонисты сравнительно легко приобретали здесь землю. Источниками«белой» рабской силы были иммигранты, лица, осужденные по политическим мотивам,уголовные преступники, несостоятельные должники. Постепенно «белое рабство»было вытеснено более дешевым «черным рабством». Однако элементов феодализма всоциально-экономическом строе было мало, и быстро начали возникать элементыкапиталистического строя.
В южной группе колоний,где выращивались сахарный тростник, хлопок, табак, экономика основывалась нарабовладении. Экономика северной группы колоний, где начали развиватьсяфермерские хозяйства и мануфактуры, стала быстро приобретать капиталистическийхарактер.
По мере экономическогоразвития колоний возрастали противоречия между ними и метрополией.Правительство Англии рассматривало колонии как источник сырья и рынок сбыта дляанглийской промышленности и приводило политику сдерживания их промышленногоразвития. Колонисты считали себя свободными подданными английской короны, накоторых распространялось действие права метрополии: Великая хартия вольностей,Билль о правах, общее право, право справедливости и т.д.
Непосредственнойпричиной, вызвавшей массовое движение против метрополии, являлись меры,принятые английским правительством в 60-х гг. XVIII в.: запрет на переселениеколонистов за Аллеганские горы, принятие закона о гербовом сборе, ужесточениеборьбы с контрабандной торговлей, что ущемило интересы почти всех американскихкупцов. В 1765 г. в колониях собрался конгресс, отказавшийся признать заметрополией право на обложение налогами колоний, не имевших своихпредставителей в английском парламенте.
5 сентября 1774г. вФиладельфии был созван I Континентальный конгресс, в работе которого принялиучастие представители 12 колоний (Джорджия не участвовала). Конгресс направилкоролю послание, требовавшее отмены законов, нарушающих интересы колоний, иобъявлял бойкот английским товарам вплоть до полной отмены дискриминационныхактов. Но так как английский парламент и король Георг III отвергли требованияконгресса, вооружённый конфликт между обеими сторонами стал неизбежным. Можносказать, что созыв I Континентального конгресса и принятые на нем решения сталипо существу первыми проявлениями совместной, организованной деятельности американскихколоний. Именно тогда были заложены основы для их дальнейшего объединения,закреплённые на II Конгрессе принятием решения об организации совместныхвоенных действий. Уже в ходе войны окончательно созрело стремление вести борьбувплоть до полного отделения от метрополии и получения колониями статусанезависимых государств. 15 мая 1776 г. по предложению Самюэля Адамса конгрессофициально санкционировал образование независимых от Англии штатов. Конституцииштатов расширяли демократические права населения. Почти повсеместно былиприняты «билли о правах», которые провозглашали свободу слова, совести,собраний, неприкосновенности личности и т. д. Следует добавить, что принятиеновых конституций во всех штатах знаменовало собой важных шаг революционногозначения. Эти конституции уничтожали привилегии земельной аристократии,запрещали взыскивать фиксированную ренту и ликвидировать другие пережиткифеодализма. Политическая власть перешла в руки национальной буржуазии иплантаторов.
Колонии объявили себяреспубликами-штатами, а 1 июля 1776 г. законодательным собранием Виргинии былапринята так называемая Виргинская декларация прав, которая явилась первойдекларацией в истории американского народа. Эта декларация охватывала весь кругидей, обосновывавших отделение от Англии и образование демократическойреспублики. Она говорила о защите «жизни, свободы и собственности».
Самым важным в работеВторого Континентального конгресса является принятие 4 июля 1776г. Декларациинезависимости Соединённых штатов Америки. Проект Декларации поручилиподготовить комиссии из пяти членов конгресса в составе Томаса Джефферсона,Джона Адамса, Бенджамина Франклина, Роджера Шермана и Роберта Ливингстона.Однако полномочия по созданию проекта Декларации были переданы в руки ТомасаДжефферсона, который 17 дней (с 11 по 28 июня) работал над её текстом, неприбегая к помощи научных трактатов, памфлетов и коллег по комитету. ВзглядыДжефферсона, нашедшие выражение в Декларации, отражали опыт самих американскихколоний, их собственные демократические традиции, сложившиеся за полторы сотнилет со времен основания первых американских поселений. Томас Джефферсон “виделне цель, а средство, и был гораздо более заинтересован в том, что должнопоследовать за формальным отделением, чем в самой по себе акции отделения”.Проект Джефферсона с незначительными редакционными поправками Дж. Адамса и Б.Франклина 28 июня был предоставлен конгрессу как «Декларация представителейСоединённых Штатов Америки, собравшихся на Генеральный Конгресс». 19 июляКонгресс изменил название: «Единогласная декларация тринадцати объединённых ШтатовАмерики». Обсуждение проекта Декларации началось в первых числах июля ипродолжалось три дня. В ходе обсуждения в него были внесены изменения, в частностибыл изъят раздел, который осуждал рабство и работорговлю. Он был вычеркнут вугоду Южной Каролине и Джорджии, которые никогда не пытались ограничить ввозрабов, а напротив, намеревались продолжать работорговлю. Из 1800 слов документачлены Конгресса выбросили около четверти текста, было заменено несколько фраз ислов и сделано две вставки. Слова были заменены на более приемлемые, в рядеслучаев более точные и менее эмоциональные. Декларация была одобрена 2 июля.Декларация Независимости говорит: “Все люди сотворены равными, все они одаренысвоим создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятсяправо на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для того чтобы гарантироватьлюдям эти права, создается правительство… Всякий раз, когда форма правленияначинает противоречить этим целям, право народа – изменить ее, либо вовсеуничтожить и учредить новое правительство”.
Многие положениядекларации независимости не утратили своего значения и сейчас. Они все ещеактуальны, так как ожидают своего решения. Именно в этом смысле можно говоритьо Декларации как о “хартии американской демократии”. Можно без преувеличения сказать,что для Америки это была веха, за которой начинался новый этап в развитиистраны.
2. СТАТЬИКОНФЕДЕРАЦИИ 1781 ГОДА
В 1777 году конгресспринял “Статьи конфедерации”, которые стали первой конституцией США. Предстояларатификация этой конституции каждым из штатов. Процедура сильно затянулась,заняв около 3,5 лет. Только 1 марта 1781 года “Статьи конфедерации” обрели силузакона.
Согласно “Статьямконфедерации” конгресс состоял из 1 палаты, депутаты избирались ежегодно.Должности президента, как главы исполнительной власти эта конституция еще неучредила.
Принятие конституцииимело положительное значение, но объединение штатов носило пока в значительнойстепени символический характер, так как центральная власть оставалась крайнеслабой. “Статьи конфедерации” сохраняли за многими штатами полный суверенитетпо большинству вопросов. Конгресс не имел права вводить пошлины и налоги, егопопытки в 1781 и 1782 годах добиться расширения своих прав в этой области неувенчались успехом. Решение ряда вопросов, которые входили в компетенциюконгресса, было обусловлено необходимостью согласия 9 штатов из 13.
По существу, властиштатов оставались полноправными хозяевами, и решения конгресса носили для нихчасто лишь консультативный характер.
Слабость центральной властипагубно сказывалась на состоянии вооруженных сил.
К числу серьезныхнедостатков конституции 1777 года относится то, что она не вносила каких-либоперемен в положение трудящихся масс, оставляла бесправными негров и индейцев.Противники американской независимости не замедлили воспользоваться этимобстоятельством. Играя на том, что английское правительство запрещало жителямколоний переселяться за Аллеаны, англичане убеждали индейцев, что только ониякобы заботятся об их интересах, а правительство США будет захватыватьиндейские земли и не остановится перед полным уничтожением индейцев. Этаагитация оказалась не напрасной: Англия сумела склонить большинство индейскихплемен выступить на своей стороне.
Особенно показательным вэтом отношении был негритянский вопрос. “Объективно уничтожение рабства былопервой из центральных задач революции 1776 года. Это объясняется тем, чтостановление капитализма в Штатах – основной процесс, поставленный в порядок дняреволюцией – не могло происходить успешно на базисе рабовладельческой системы,”- говорил У. З. Фостер в работе “Негритянский народ в историиАмерики”. Однако на деле рабство не было уничтожено. Отмена рабства шла вразрез с интересами плантаторов – рабовладельцев и тех круговамериканской буржуазии, которые были связаны с работорговлей. Буржуазия севера,исходя из интересов поддержания единства с южными колониями, уступила в этомвопросе и не настаивала на отмене рабства. Негры сами обращались к конгрессу спетициями об освобождении: “они наделены теми же самыми способностями, что иххозяева, и что рабство несовместимо с Декларацией независимости”.
“Статьи конфедерации”продолжали опираться на структуру и схему работы правительства, принятую на 2континентальном конгрессе по “Статьям конфедерации” план центральногоправительства достаточно прост, он в включает одиночную палату или конгресс.Они не включали такую исполнительную ветвь, как президент. Один делегат отштата. Нет федеральной судебной системы, диспуты среди штатов. Конгресс обладалтолько такими полномочиями, которые определены “Статьями конфедерации” восновном, законотворческие. Все другие права — независимые штаты.
В условиях военноговремени жизненно необходимыми были мобилизация материальных и людских ресурсовдля успешной борьбы с вражеской армией. Для центральной власти – конгресса, надолю которого выпало решение этого вопроса, он оказался слишком сложным.Средства и методы, к которым конгресс прибег в своей экономической и финансовойполитике, были во многих отношениях показательными для состояния и характерагосударственной власти США периода войны за независимость. В самом начале войнырыночная конъюнктура в бывших английских колониях сложилась благоприятно, ивплоть до осени 1776 года продолжался экономический подъем в результатеувеличения спроса на целый ряд товаров, в которых нуждалась армия. Однаковпоследствии положение стало меняться. Зима 1776-78 гг. принесла серьезныетрудности, послужив поворотным пунктом в экономическом положении американскойреспублики.
Новое государствоиспытывало острую нехватку в средствах, которые, в числе прочего, былинеобходимы и на содержание самого конгресса и других органов центральнойвласти, образованных при нем. Самые крупные расходы были вызваны необходимостьюпокупки оружия, военного снаряжения и продовольствия, а также уплаты жалованьясолдатам и офицерам.
Чтобы получитьнеобходимые средства, конгресс прибег к массовому выпуску бумажных денег.Прежняя денежная единица – английские фунты стерлингов – была отвергнута.Решено было выпускать собственные деньги – доллары, стоимость которыхприравнивалась к испанскому доллару. Чтобы поднять значение бумажных денег,конгресс принял постановление о том, что они обязательно должны приниматься прилюбых платежах, включая уплату налогов в штатах. Также были взяты займы заграницей – 3 миллиона долларов в твердой валюте, которые пошли на закупкувооружения и амуниции.
Вопрос о финансовойполитике конгресса был одной из причин острых политических разногласий междулевым и правым крылом освободительного движения. В результате постоянной борьбыв конгрессе по вопросу о финансово-экономической политике, отражавшейпротиворечия между различными социальными группами США, создалась тупиковаяситуация.
Сторонники сильнойцентральной власти были за реформу финансового ведомства США, добившисьназначения на пост его руководителя представителя крупного филадельфийскогокупечества Роберта Морриса, одного из лидеров консервативной группировки вконгрессе.
Сложность положенияцентральной власти и трудности осуществления курса, задуманного Моррисом,заключалась в том, что общественное мнение и, прежде всего, масса малоимущегонаселения с подозрением относились к их деятельности. К тому же, действияцентральной власти не имели под собой прочной законной опоры. Конституционныйпорядок, созданный “Статьями конфедерации”, был таков, что консервативное крылоне могло окончательно закрепить свое господство, постоянно подвергаясь давлениюсо стороны демократических элементов. Такое положение сохранялось на протяжениивсей войны.
Д. Фергюсон отмечает, что“Статьи конфедерации” подчеркивали прерогативы местных властей, в частности, ихправо вводить налоги, которое “было самым главным”. Это важное замечаниепоказывает зависимость конгресса от штатов, которая серьезно затрудняла егодействия по мобилизации материальных ресурсов для ведения войны. Центральноеправительство имело определенные полномочия, которыми оно пользовалось длярегулирования экономической и финансовой жизни страны, но они были явнонедостаточны и постоянно приходили в столкновение с политикой штатов. “Статьиконфедерации” во многих отношениях были непоследовательны и носилидвусмысленный характер. Первая общеамериканская конституция явилась плодомкомпромисса, продиктованного условиями военного времени и рассчитанного на поддержаниеопределенного баланса между центральной и местными властями.
Несмотря на слабыестороны, “Статьи конфедерации” привнесли много хорошего: некоторые штатыуступали часть претензий на территорию к западу от Аппалачей, конгресс издал 2земельных декрета: один обеспечивал управление территориями, второй, декрет1787 по северо-западным территориям говорил, что территории, находящиеся всобственности правительства должны присоединяться к государству на общихоснованиях, как и более старшие штаты. Также Соглашение 1783 года – мирныйдоговор с Англией, признание независимости США, расширение границ США.
В результате работыконгресса образовались департаменты иностранных дел, морской департамент,военных дел, казначейство. Во главе каждого – постоянный секретарь. Это сталопрецедентом для создания кабинета департаментов по конституции 1787 года.
Все это обеспечило штатамдоверие в юридических действиях других штатов и позволяло относится к гражданамдругих штатов без ущемления прав.
3. КОНСТИТУЦИЯСША 1786 ГОДА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Соединенные Штаты Америки(США)/> — первое в мире государство, в котором были принятыдокументы, официально именовавшиеся конституциями/>.Первоначально это произошло в каждом из 13 штатов, бывших английскими колониями/>, в процессе их борьбы за независимость от короны. Затем, послеих объединения и образования нового единого крупного государства — США, былапринята американская Конституция, действующая с поправками/>до настоящего времени. Это старейший из всех существующих сегодня основных законов.Данная Конституция была принята Конвентом, собравшимся в Филадельфии/> в мае 1787 г. В работе Конвента приняли участие 55делегатов от 13 штатов/>. Цель принятия Конституции состояла втом, чтобы юридически оформить образование нового независимого государства —Соединенных Штатов Америки — и при этом установить такое его устройство,которое сделало бы невозможным его произвол в отношении человека. Конституциябыла принята Конвентом 17 сентября 1787г. и после ратификации необходимымчислом штатов вступила в силу 4 марта 1789г.
Выработанная в результатепочти 4 месяцев обсуждения новая Конституция США, которая, при условии еератификации 9 из 13 штатов США должна была заменить прежние “Статьиконфедерации”, исходит уже из того, что США – не союз отдельных суверенныхгосударств, конфедерация штатов, а союзное федеральное государство, более теснои прочно объединенное, во главе с центральным правительством, обладающимширокими полномочиями.
Конституция США воплотилакомпромисс не только между двумя группами буржуазно-плантаторской элиты, нотакже и между нею и патриотическим лагерем в целом. На компромиссной основерешался в конституции вопрос о соотношении прав штатов и федеральногоправительства: прерогативы последнего были перечислены, что соответствовалотребованиям сторонников прав штатов, но были весьма многочисленными, чтоудовлетворяло поборников сильного центра. Среди новых полномочий правительстваСША особое значение имели введение и сбор любых, как прямых, так и косвенныхфедеральных налогов и регулирование торговых и коммерческих отношений междуштатами. Решение Конституционного конвента о допуске к национальным выборамвсех американцев, наделенных избирательным правом в годы Войны за независимость,означало признание одного из важных политических нововведений Американскойреволюции. Компромиссом между северными и южными штатами завершилось наконвенте обсуждение вопроса о рабстве. Ради утверждения прочногогосударственного союза делегаты северных штатов поступились заповедью оравенстве естественных прав человека. Рабы на конвенте были признанысобственностью, посягательство на которую объявлялось таким же кощунством, каки посягательство на недвижимость и банковские вклады. Конституция СШАсанкционировала институт рабства и предоставила южным штатам право расширенногополитического представительства в Конгрессе с учетом трех пятых численностиподневольного негритянского населения. Правда, участники филадельфийскогоконвента не упоминали само слово «рабство» в конституции: во всех случаях восновном законе США о нём говорилось иносказательно.
Федеральной Конституциипредстояло вступить в силу после ее утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Этапроцедура вызвала напряженную политическую борьбу в стране. ПротивникиКонституции – антифедералисты критиковали её в основном по 2-м причинам: они нежелали ограничения суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, иуказывали на отсутствие билля о правах. Её сторонники – федералисты имели лишьнебольшой перевес, и ратификация происходила с большим трудом.
Первоначально Конституциясостояла из Преамбулы/> и 7 статей. Преамбула указывает целипринятия Конституции (образование более совершенного союза, утверждениеправосудия, обеспечение внутреннего спокойствия, организация совместнойобороны, содействие общему благосостоянию, обеспечение благ свободы), а такжеисточник, от которого она исходит («Мы, народ...»). Американские суды непризнают за Преамбулой нормативного значения.
Глава государства –президент, избираемый на 4 года. Имеет право вето на решения конгресса и ветосохраняет силу, если при повторном голосовании принятого конгрессом решения небыло собрано 2/3 голосов. Президент по своему усмотрению составляет кабинетминистров и меняет его состав.
Законодательная властьпринадлежит конгрессу, состоящему из 2 палат: палата представителей и сената.
Члены верховного судаизбирались пожизненно. Верховный суд имеет право толковать конституцию иотменять принятые конгрессом решения, если члены суда признают, что онипротиворечат конституции.
Избирательным правомпользовалось около 120 тысяч человек из 3х – миллионного населения. В областиизбирательных прав новая конституция не внесла практически никаких изменений,оставив в силе существующие в каждом из штатов ограничения. В дальнейшем вопрособ избирательных правах передавался на усмотрение штатов, причемпредполагалось, что права будут ограничены имущественным цензом. При обсуждениис протестом выступил Б. Франклин, но его предложения были отклонены.
Конституция США – сравнительно краткий документ. В нейсодержится приблизительно 7 тыс. слов. Большинство статей делятся на разделы. Важнейшимиконституционными документами являются также поправки к конституции,которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции,остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27поправок, последняя из них – в 1992 году. Конституция США является жесткой/>. Процедура внесения поправки согласно ст. 5 Конституциивключает два этапа: принятие на федеральном уровне и ратификацию штатами. Нафедеральном уровне поправка принимается Конгрессом/>(федеральным парламентом) или Конвентом/> (органом, специальносозываемым для принятия поправки). В Конгрессе поправка считается принятой,если за нее проголосовало 2/3 парламентариев каждой палаты. Конвент созываетсяпо требованию 2/3 штатов. Но принятия поправки на федеральном уровне для еевступления в силу недостаточно. Для этого необходимо ее одобрение 3/4 субъектовфедерации — штатов. В штатах ратификация/> поправки можетосуществляться тоже в двух формах, аналогичных тем, которые применяются нафедеральном уровне, т.е. либо легислатурой/> (парламентом),либо Конвентом штата.
4. БИЛЛЬ ОПРАВАХ 1791 ГОДА
25 сентября 1791 былиприняты 10 поправок к Конституции (“Билль о правах”). Билль заявлял о:неприкосновенности личности и жилища граждан, о том, что аресты могутпроизводится только по основательным причинам, подкрепленным достаточнойпроверкой, военный постой в мирное время допускается только с согласия хозяина,никто не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергатьсянаказанию не иначе, как по решению суда присяжных. Из областисоциально-экономических прав в нём говорится только о некоторых гарантияхчастной собственности: никакая собственность не может отбираться для общегоблага без справедливого возмещения. Концепция прав человека, лежащая в основеконституционного регулирования, исходит из идеи о естественных и неотчуждаемыхправах. Конституция 1787 года (с поправками) закрепляет личные свободы нестолько в общей сколько конкретизированной форме. Например, Конституциязапрещает лишать гражданских прав членов семей тех лиц, которые осуждены загосударственную измену, исключает проверку религиозных убеждений в качествеусловия для занятия какой-либо государственной должности. Билль о правах тожеисходит из концепции естественных прав. Он устанавливает, что конгресс недолжен издавать законы, ограничивающие свободу слова, печати, собраний (мирныхи без оружия), право народа носить и хранить оружие, право обращаться кправительству с петициями. Согласно Биллю о правах, обеспечивается свободасовести, охрана личности, бумаг (документов, переписки и др.), имущества,предусматривается суд присяжных не только по уголовным делам, но и поопределенной категории гражданских дел, право обвиняемого на защиту, правоотказываться от дачи показаний против самого себя. Не допускается двойноенаказание за одно и тоже преступление, запрещается требовать большой залог посудебным делам, налагать чрезмерные штрафы, применять жестокие и необычныенаказания.
Первые десять поправокбыли предложены первым Конгрессом 25 сентября 1789 г. Ратификация была завершена 15 декабря 1791 г., когда поправки были одобрены 11 из 14существовавших в то время штатов. Остальные три штата ратифицировали Билль оправах к его 150-летию: штат Массачусетс — 2 марта 1939 г., Джорджия — 18 марта 1939 г. и Коннектикут—19 апреля 1939 г.
5. ЗАКРЕПЛЕНИЕИТОГОВ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В КОНСТИТУЦИИ
Причины гражданской войныв США, вспыхнувшей в апреле 1861 г., слишком противоречивы и многоплановы. Ещедо того как (4 июля 1776 г.) североамериканские колонии Англии, провозгласивнезависимость, стали самостоятельным государством, на этих землях в основномуже сложилась социальная иерархия с двумя разновидностями – северной и южной.На Юге — во главе ее находился состоятельный класс плантаторов (часто –потомков аристократических английских семейств), деловым придатком которогобыли торговцы, осуществлявшие массу операций, чересчур сложных для белоручек –аристократов и “недостойных” их. Необъятные плантации Юга – прежде всеготабачные (с конца XVIII в. – хлопковые), а также сахарные, рисовые и всякиедругие – обрабатывали негры-рабы, лишенные каких-либо прав.
История негров в СевернойАмерике сложилась так, что, являясь формально свободными на Севере, они были, сточки зрения всех белых американцев, существами низшей категории, а для южан –просто предметом домашнего обихода, бессловесными животными, отличавшимися откоров или лошадей, только функциональным применением. “Добропорядочные” жесеверяне, в среде которых торговцы, а затем и промышленники играли ведущуюроль, нимало не заботились о том, что происходило с “этими черными” напросторах южных плантаций. Впрочем, на самом Севере рабства не существовало. Участи негров там даже были крохотные фермы, порой – лавчонки и мастерские,которые, правда, посещали только негры.
Такое положениесохранялось вплоть до начала 20-х годов XIX в., когда в США появились неотдельные противники рабства (это было и прежде), а группы людей всерешительнее высказывавших протест против этого института, несовместимого сбурным развитием капитализма в стране и буржуазно-демократической этикой. Восновном это был трудовой люд Севера и – в меньшей степени – Юга: фермеры,ремесленники, позднее – также промышленные рабочие, лучшая часть интеллигенции.Конечно, такое расслоение в вопросе о рабстве не следует понимать буквально,ибо весьма значительная часть простолюдинов (особенно на Юге) была зараженарасистскими предрассудками, основанными исключительно на пренебрежении к иному,черному, цвету кожи тех, которым, казалось, навечно суждено было остатьсянизшей расой на земле Америки.
Движение аболиционистов(т. е. – упразднителей, ликвидаторов чего-то, в данном случае – рабства),объективно став органической частью интересов буржуазии северных штатов, ибопроцветавшие на Юге рабство и крупное землевладение сковывали развитие страныпо капиталистическому пути. Огромное значение для мобилизации американской имировой общественности против рабства в южных штатах имели аболиционистскаялитература и пресса.
Юг настороженно и дажезло встретил создание в (феврале 1854 г.) республиканской партии, ставшей в те годы выразительницей интересов молодой национальной буржуазии, а такжесредних и мелких фермеров. Её лидеры вначале остерегались прямо высказыватьсяза отмену рабства, хотя не скрывали антипатии к нему и активно выступали за егоограничение территориями тех штатов, где рабство уже существовало.
В 1860 г. события стали развиваться с нарастающей быстротой. Ещё в феврале Линкольн, к тому времени ужеочевидный лидер республиканской партии, заявил, что правительство США “не можетпостоянно быть полурабовладельческим и полусвободным” и что полная победапротивников рабства или же его сторонников неизбежна. А 6 ноября состоялисьпрезидентские выборы, на которых Линкольн голосами 1 866 452 американскихграждан был избран президентом. Победа Линкольна и республиканской партии сталадля рабовладельцев своеобразным сигналом к началу действий.
К началу войны на Северепроживали 22 миллиона человек, на Юге – лишь 9 миллионов, из них 3,5 миллионасоставляли негры-рабы. Значительным было и экономическое превосходство Севера,хотя в известной степени оно было связано с доходами от сельскохозяйственнойпродукции Юга (промышленность в южных штатах практически отсутствовала). Юг — объективно более слабая сторона, с первых же дней войны повел себя крайневоинственно, его представители на всех уровнях высказывались в категорическом инепримиримом тоне. Южане явно готовились драться не на жизнь, а на смерть,драться до победы, под которой более решительные из них понимали военныйразгром Севера, а остальные – “всего лишь” жесткую оборону границ Конфедерации,чтобы северяне ничем не могли нарушить ее политическую и социально-экономическуюструктуру.
Север, резонночувствовавший себя более сильным, уверенный в казавшихся ему неисчерпаемымиресурсах, не торопился в бой, наивно считая, что победа гарантирована ему итак.
26 апреля 1865 года былоподписано перемирие, по которому в городе Гринсборо сложили оружие 37047 южан.29 мая президент США Э. Джонсон в специальной декларации объявил об амнистиивсем участникам мятежа, исключая высших военных и гражданских лидеров Конфедерации,лично ответственных за сецессию и разжигание войны.
Рабство в стране былоотменено бесповоротно – в виде 13-й поправки к Конституции, которую сенатутвердил в апреле, а 3/4 штатов – в декабре 1865 г. Нерешенными оставались конкретные вопросы дальнейшего существования Юга – условия допускабывших штатов Конфедерации в союз, положение бывших рабовладельцев иосвобожденных рабов, устройство власти и др. В правящих кругах США на этот счетне было единого мнения. Еще при жизни Линкольна против его миротворческогокурса выступила группа влиятельных конгрессменов-республиканцев во главе, сТадеушем Стивенсом и Чарлзом Самнером. Они настаивали на военной диктатуре надЮгом, лишении активных участников мятежа против союза гражданских прав и напредоставлении их неграм.
После смерти Линкольнаразногласия между президентом и конгрессом обострились. Претворять в жизньпредначертания Линкольна стал новый президент Эндрю Джонсон, бывшийвице-президент. Он не обладал ни славой, ни авторитетом своего предшественника,и первые же практические результаты миротворческой политики обернулись противнего. Издав в мае 1865 г. указ об амнистии, который восстанавливал плантаторову гражданских, политических и собственнических правах (кроме права иметьрабов), он взял на себя тяжелую ответственность.
Конфискованные в годывойны плантации пришлось возвратить бывшим владельцам, которые силой и угрозамипринуждали черное население работать на прежних хозяев. Появились разветвленныетеррористические организации, в том числе знаменитый ку-клукс-клан, зверскирасправлявшиеся с непокорными неграми и сочувствовавшими им белыми. Получиввласть, плантаторы проводили через законодательные собрания штатов «черныекодексы» – законы, лишавшие бывших рабов права собственности на землю, насвободу передвижения, свободу слова, митингов и собраний, на браки с белыми ит. п. Все это было чревато «ползучей реставрацией» прежней системы рабства.
На Юге запахло новойгражданской войной – уже между плантаторами и освобожденными рабами, которые началиорганизованное сопротивление старым порядкам, развернули борьбу за землю игражданские права, действуя на основе юнионистских лиг (так назывались союзычерных в поддержку федерального правительства, возникшие еще в Гражданскуювойну). В свою очередь, плантаторы провели выборы в конгресс США, и в декабре 1865 г. новые сенаторы и представители Юга прибыли в Вашингтон, причем среди них как ни в чем небывало находился бывший вице-президент мятежной Конфедерации Александр Стефенс.Радикально настроенные члены конгресса добились решения не допускать их в залзаседаний, передать продолжение Реконструкции конгрессу и расследоватьположение дел на Юге.
В июле 1866 г. конгресс принял 14-ю поправку к Конституции США. Она лишала лидеров Конфедерации правазанимать государственные должности, а негров уравнивала в правах с белыми.Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или получившие тамгражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданамитого штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу исобственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительныхзаконов.Тем самым запрещались «черные кодексы».
XV поправка (принята в 1869 г., ратифицирована в 1870 г.) о равенстве избирательных прав граждан – мужчин. XIX поправка(принята в 1917 г., ратифицирована в 1919 г.) предоставила избирательные права женщинам, XXIV – запрещает лишение избирательных прав за не уплату налогов,XXVII – запрещает сенаторам и палате представителей увеличивать размер своегожалования. Другие поправки касаются способа избрания президента и сенаторов,преемственность власти в случае досрочного прекращения своих полномочийпрезидентом, отдельных вопросов правосудия и т. д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, как вконституциях отдельных штатов, так и в “Статьях конфедерации” и – позднее – вконституции США был воплощен ряд великих принципов, цель которых заключалась втом, чтобы гарантировать значительную степень народного суверенитета и недопускать роста тирании. Принципы эти содержат в себе следующие положения:
— законное правлениетребует согласия народа;
— деспотическое правлениедолжно быть уничтожено, если необходимо – революционным путем;
— гражданская власть вышевоенной, которая должна быть ей подчинена;
— разделениезаконодательной, исполнительной и судебной сфер управления препятствуетсосредоточению власти и, тем самым, не допускает роста тирании;
-·власть правительстваограничена и потому должна быть точно определена в писаных конституциях;
-·правительство действуетна основе обусловленных норм, которые известны всем и нарушаются лишьизменниками и деспотами; иными словами, правительство обязано соблюдатьусловленные законы и процедуры, которые разрешены ему основным закономгосударства;
-·в общем и целомдолжностные лица избираются; должностные лица меньшего ранга могут назначаться,но, как правило, к должностным лицам следует относится с недоверием и связыватьих ограничениями, самым важным из которых служит ограничение срока ихпребывания в должности; наследственное обладание постом или властьюкатегорически запрещено;
-·хотя 3 областигосударственного управления разделены, законодательные органы наделены большейвластью, чем исполнительные; приняты все меры к тому, чтобы установитьнезависимость судебных органов;
-·предусмотренавозможность внесения изменений в основной закон государства. В этом находитвыражение демократическая концепция, то есть: мертвые не должны сковыватьживых; человеку свойственно ошибаться как в том, что он совершает, так и в том,что он упускает, и поэтому исправление ошибок — неизбежная, а не зазорная вещь;общества растут и изменяются, меняются и социальные нужды, а потому социальныеи политические учреждения должны быть подвержены изменению. Заранеепредусмотреть необходимые для этого конституционные средства благоразумно идемократично;
-·географическаяцентрализация власти может быть такой же опасной и пагубной, как и политическаяцентрализация, следовательно, рассредоточение потенциала власти в местном иобщенациональном масштабе усиливает контроль народа и препятствует установлениютирании;
В результате американскойреволюции сложилась система государственного строя Америки, которая действуетдо сих пор:
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ
1. Автономов А.С.,Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежныхстран: Учебник / Под ред. д. ю. н. А.С. Автономова. — М.:Юриспруденция, 2003.
2. Алебастрова И.А.Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. — М.: Юриспруденция,2000.
3. Аптекер Г.А.,Американская революция 1763 — 1783, М., 62
4. Аптекер Г.А.История американского народа: колониальная эра., М., 61.
5. Бельсон Я.М., Ливанцев К.Е. История государства иправа США. — Л., 1982.
6. Война занезависимость и образование США, п.р. Севостьянова, М.,76
7. История США, п.р.Болховитинова,. М., 83
8. Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.О. Лучина. — М.,2001.
9. Согрин В.В.Идейные течения американской революции XVII в, М., 80
10. Фурсенко А.А.,Американская революция и образование США, М., 78