Реферат по предмету "Государство и право"


Обеспечение прав участников уголовного процесса при окончании предварительного расследования

Курсоваяработа по уголовному процессу
на тему:
«Обеспечениеправ участников уголовного процесса при окончании предварительногорасследования»

Содержание
Введение
Глава 1
1.1 Понятия и формы окончания предварительного следствия идознания
1.2 Уголовно-процессуальная деятельность следователя идознавателя при окончании предварительного расследования
1.3 Обеспечение прав участников уголовного процесса приокончании предварительного расследования и направление дела в суд. Проблемыобеспечения прав участников уголовного процесса при окончании предварительногорасследования и направление дела в суд
Глава 2
2.1 Понятие института окончания предварительногорасследования. Его значение, цели и варианты
2.2 Отличия окончания предварительного расследования в формепредварительного следствия и форме дознания
2.3 Алгоритм действия следователя и дознавателя при принятиирешения об окончании предварительного расследования
2.4 Фактические и юридические основания принятия решения обокончании предварительного расследования
2.5 Выбор варианта окончания и порядок окончанияпредварительного расследования. Порядок уголовно-процессуальных действийследователя или дознавателя при различных вариантах окончания предварительногорасследования
Глава 3
3.1 Порядок предъявления материалов уголовного дела, лицамучаствующим в уголовном деле при окончании предварительного расследования исоставлении единого заключения и направлении дела в суд
3.2 Правила позволяющие избежать затягивания сроковознакомления с материалами уголовного дела
3.3 Особенности ознакомления с материалами уголовного дела снесколькими обвиняемыми в отношении несовершеннолетних
3.4 Права и обязанности участников при окончаниипредварительного расследования в форме дознания и предварительного следствия
3.5 Дискуссионные моменты, связанные с окончаниемпредварительного расследования: сроки окончания предварительного расследования,сроки содержания под стражей.
3.6 Дисскусионные вопросы о применении мер безопасностипотерпевших, свидетелей, о необходимости предоставления вещественныхдоказательств при ознакомлении с материалами уголовного дела
Заключение
Список литературы

Введение
Предварительноерасследование — это однаиз центральных тем курса “Уголовно-процессуальное право”.
Предварительноерасследование — самая большая по срокам и количеству составляемых документовчасть уголовно-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до сударешаются задачи уголовного процесса.
Основанная назаконе, принципах и общих условиях производства предварительного расследованиядеятельность следователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе спреступностью, укреплению правопорядка, воспитанию граждан в духе неуклонногособлюдения законов.
Необоснованноепроизводство предварительного расследования отрицательно сказывается на борьбес преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времениорганов предварительного расследования, к отвлечению их от раскрытиядействительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этихслучаях без наличия к тому необходимости вызываются в милицию, налоговуюполицию, иные правоохранительные органы, отрываются от общественно полезноготруда.

Глава 1
 
1.1 Понятия и формыокончания предварительного следствия и дознания
 
Предварительноерасследование — этоурегулированная законом деятельность органов дознания, предварительногоследствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных,обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всехобстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размераущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможнойконфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершениюпреступлений, и принятие мер к их устранению.
Припроизводстве предварительного расследования решаются важные задачи общие длясуда, прокурора, органов предварительного следствия и дознания. Формулируязадачи уголовного судопроизводства, закон конкретизирует их решениеприменительно к стадиям уголовного процесса, устанавливает пределы полномочийорганов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя темсамым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущихпроизводство по уголовному делу.
Задачипредварительного расследования:
— быстрое иполное раскрытие преступления (установление в определенном законом порядкаобстоятельств преступления и совершившего его лица).
Преступлениесчитается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащиедоказыванию по делу (ст.73 УПК РФ):
·         событиепреступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершенияпреступления);
·         виновностьобвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;
·         обстоятельства,характеризующие личность обвиняемого;
·         характер и размервреда, причиненного преступлением;
·         обстоятельства,исключающие преступность и наказуемость деяния;
·         обстоятельства,смягчающие и отягчающие наказание;
·         обстоятельства,которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности инаказания.
— Изобличениевиновных как задача предварительного расследования заключается в том, чтоорганы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточнодоказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличиисобытия преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого куголовной ответственности.
Решаявозложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязанывыявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, ипринимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственныеорганы, общественные организации или должностным лицам представления о принятиимер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок попредставлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу,направившему представление.
Следуетотметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственностилиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и встрогом соответствии с законом, способствуют укреплению законности иправопорядка.
Формыпредварительного расследования
Предварительноерасследование производится в форме предварительного следствия либо в формедознания (ст.150 УПК РФ).
Дознаниеосуществляется дознавателями. Предварительное следствие, осуществляется:
1)следователями прокуратуры;
2)следователями органов федеральной службы безопасности;
3)следователями органов внутренних дел Российской Федерации;
4)следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ.
Предварительноеследствие рассматривается в главе 22 УПК РФ. Предварительное следствие поуголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий 2 месяцев со днявозбуждения уголовного дела.
Следственнаягруппа — это не коллегиальный орган, решающий вопросы расследованиябольшинством голосов, как это имеет место в суде.
Дознаниеявляется одной из форм предварительного расследования, на которую законодателемвозложена самостоятельная задача — досудебное производство по значительномучислу составов преступлений. Их перечень приведен в п.1 ч.3 ст.150 УПК РФ.
Хотя дознаниепредставляет собой “ускоренную” форму расследования, его нельзя считать“упрощенной” формой, поскольку на дознание в полной мере распространяетсяпорядок расследования, установленный гл.21 УПК РФ “Общие условияпредварительного расследования”, гл.22 “Предварительное следствие”, гл.24“Осмотр. Освидетельствование. Следственный эксперимент” и т.д.
 
1.2Уголовно-процессуальная деятельность следователя и дознавателя при окончаниипредварительного расследования
 
Следователь — процессуально самостоятельныйорган расследования, участник уголовно-процессуальной деятельности. Емупредоставлены широкие полномочия, которые необходимо рассматривать внеразрывной связи с целями, назначением и принципами уголовного процесса,руководствуясь требованиями уголовно-процессуального законодательства,соблюдение которых определяет реализацию, предоставленных следователю прав ивозложенных на него обязанностей.
Следователиявляются должностными лицами прокуратуры (п.1 ч.2 ст.151), органов ФСБ (п.2 ч.2ст.151), ОВД (п.3 ч.2 ст.151). Законодатель в ч. 2 ст. 38 УПК наделяетследователя значительными полномочиями по направлению хода расследования,производству следственных и иных процессуальных действий, которые составляютюридическую основу процессуальной самостоятельности следователя. Следовательимеет право самостоятельно выдвигать и проверять версии, планироватьследственные и иные процессуальные действия, собирать, проверять и оцениватьдоказательства в порядке, установленном УПК. На основании этого можно датьследующую классификацию принимаемых следователем процессуальных решений покритерию процессуальной самостоятельности.
Следовательсамостоятельно может принимать следующие процессуальные решения:
·         · признаниедоказательства недопустимым (ч.2 ст.88);
·         · принятиерешения о приводе обвиняемого (подозреваемого), а также потерпевшего исвидетеля (ст.113);
·         · вызов граждандля допроса (ст.187);
·         · задержание лиц,подозреваемых в совершении преступлений (ст.91), вынесение постановления опривлечении их в качестве подозреваемых или обвиняемых;
·         · о выделении изуголовного дела в отдельное производство другого уголовного дела (ч.1 ст.154),выносить постановление о выделении из уголовного дела материалов, содержащихсведения о новом преступлении (ст.155).
Следовательосуществляет следующие процессуальные функции:
·         рассмотрениезаявлений и сообщений о преступлении;
·         исследованиеобстоятельств дела;
·         ограждениеграждан от неосновательного обвинения в совершении преступления;
·         обвинение всовершении преступления;
·         обеспечениевозмещения материального ущерба, причинённого преступлением, и исполненияприговора в части конфискации имущества;
·         пресечениепреступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующихсовершению преступления;
·         розыскобвиняемого (обвиняемых), место нахождения которых неизвестно;
·         разрешениеуголовных дел.
Предварительноерасследование как стадия уголовного процесса представляет собой, прежде всего,регулируемую законом деятельность следователя по установлению и процессуальномузакреплению доказательств, в целях полного и быстрого раскрытия преступлений,изобличения виновных и привлечения их к уголовной ответственности. Этадеятельность следователя осуществляется под надзором прокурора, процессуальнымконтролем суда (судьи), начальника следственного отдела и направлена напресечение и предупреждение преступлений, выяснение и устранение обстоятельств,способствующих совершению преступлений.
При расследованииже следователь осуществляет уголовное преследование, которое является основнойего функцией, в основе которого лежит обвинение. Следовательно, следователь напредварительном следствии представляет сторону обвинения. Поэтому на этойстадии уголовного процесса как одна из важнейших гарантий объективностисуществует защита.

1.3 Обеспечение правучастников уголовного процесса при окончании предварительного расследования инаправление дела в суд. Проблемы обеспечения прав участников уголовного процесса приокончании предварительного расследования и направление дела в суд
 
Необходимость обеспечениябезопасности участников уголовного судопроизводства была впервые официальнопризнана Законом СССР от 12 июня 1990 г. N 1556-I «О внесении изменений идополнений в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзныхреспублик». Закон установил «обязанность органов дознания,следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечению безопасностиучастников процесса и иных лиц»."… при наличии достаточных данных,что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в деле лицам, а также членамих семей или близким родственникам угрожают убийством, применением насилия,уничтожением или повреждением имущества либо иными противоправными действиями,орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренныезаконодательством Союза ССР и союзных республик меры к охране жизни, здоровья,чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных ипривлечению их к ответственности" (ст. 27.1).
Обеспечениеправ и законных интересов участников предварительного расследования —проявление провозглашенных в УПК принципов неприкосновенности личности (ст.10), охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве(ст. 11), неприкосновенности жилища (ст. 12), тайны переговоров и сообщений(ст. 13), права на пользование родным языком (ст. 18), права на обжалованиеуголовно-процессуальных решений и действий или бездействия (ст. 19).Длянепосредственного обеспечения прав и законных интересов участниковрасследования главы 21-22 УПК содержат такие общие условия: обязательностьрассмотрения ходатайств; меры по защите участников процесса; меры попечения одетях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечениюсохранности его имущества; судебный порядок получения разрешения напроизводство ряда следственных действий; участие переводчика.
Сведения оналичии угроз могут быть получены и в результате оперативно-розыскныхмероприятий, которые для их введения в уголовный процесс оформляются рапортом.Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в последующих редакциях) «Об оперативно-розыскной деятельности»результаты ОРД могут использоваться в доказывании по уголовным делам всоответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РоссийскойФедерации, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Данноеположение конкретизировано Инструкцией о порядке представления результатовоперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или всуд. В любом случае представляемые сведения должны позволять сделать вывод оналичии события и его противоправности (п. 5 Инструкции).
Часть 9 ст.166 УПК РФ содержит наиболее распространенную в настоящее время процедуруобеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Согласноданной норме при необходимости обеспечить безопасность потерпевшего, егопредставителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лицследователь вправе в протоколе следственного действия, в котором участвуютпотерпевший, его представитель или свидетель, не приводить данные об ихличности. В этом случае выносится специальное мотивированное постановление, вкотором указывается псевдоним данного участника и приводится образец егоподписи.
Согласно ч. 2указанной статьи при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и другихпреступных действий в отношении потерпевшего, свидетеля или их близких родственников,родственников, близких лиц контроль и запись телефонных и иных переговоровдопускаются по письменному заявлению указанных лиц, а при отсутствии такогозаявления — на основании судебного решения. С целью обеспечения безопасностиучастников судебного разбирательства, их близких родственников, родственниковили близких лиц возможно назначение закрытого судебного разбирательства (п. 4ч. 2 ст. 241 УПК РФ).
Принеобходимости обеспечения безопасности свидетеля, его близких родственников,родственников и близких лиц суд согласно ч. 5 ст. 278 УПК РФ без оглашенияподлинных данных о личности свидетеля вправе произвести его допрос в условиях,исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебногоразбирательства, о чем суд выносит определение или постановление. Помимоперечисленных выше уголовно-процессуальных мер следует обратить внимание навозможность осуществления предупредительных (профилактических) мербезопасности. Так, в ходе следственных действий следователь вправе (и обязан)выявлять случаи потенциальных угроз в адрес участников уголовногосудопроизводства и реагировать на них надлежащим образом. Это касается иситуаций, когда поведение допрашиваемого подозреваемого или обвиняемого,наличие у него судимости, факт совершения им насильственного преступления даютоснование для вывода о возможности противоправного воздействия на потерпевшего,свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. К профилактическиммерам следует отнести разъяснения о возможности наступления уголовной ответственностиза совершение преступлений против указанных участников, а также онедопустимости угроз и иных противоправных действия.
Вышеизложенноепозволяет обосновать вывод о том, что система уголовно-процессуальных мер,направленных на обеспечение безопасности участников уголовногосудопроизводства, включает в себя три группы мер:
1) меры,непосредственно направленные на обеспечение безопасности при производствеконкретных процессуальных действий;
2)сопутствующие меры, принятие которых создает надлежащие условия для уголовногосудопроизводства и тем самым минимизирует необходимость применения мер первойгруппы (ко второй группе относятся профилактические меры, которые могутосуществляться в ходе производства по уголовному делу);
3) меры,закрепленные в иных нормативных правовых актах, которые не должны противоречитьКонституции РФ, федеральным конституционным законам и УПК РФ.

Глава 2
 
2.1 Понятие институтаокончания предварительного расследования. Его значение, цели и варианты
 
Окончаниепредварительного расследования — это заключительная часть (этап) стадии предварительногорасследования, которая наступает тогда, когда все следственные (процессуальные)действия по полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельствдела закончены и необходимо принимать решение о дальнейшей судьбе дела.Редакция ч. 2 ст. 127 и ст. 211 УПК позволяет констатировать наличиевозможности начала анализируемого этапа и по письменному указанию надзирающегопрокурора о прекращении уголовного дела.
Окончаниепредварительного расследования состоит из следующих действий следователя(органа дознания):
1)систематизации материалов (в хронологическом или тематическом порядке) и оценкисобранных доказательств;
2) оформленияпроизводства по делу;
3)уведомления участников уголовного процесса об окончании предварительногорасследования;
4) выясненияжелает ли обвиняемый иметь защитника
и вызовапоследнего, если получен утвердительный ответ;
5) оформленияотказа обвиняемого от защитника или его просьбы об ознакомлении с материаламидела отдельно от защитника;
6)разъяснения обвиняемому права ходатайствовать о рассмотрении его дела судомприсяжных, а также юридических последствий удовлетворения такого ходатайства;
7) фиксациипоступившего ходатайства в специальном протоколе;
8) уведомлениядругих обвиняемых, что заявлено ходатайство о рассмотрении дела судомприсяжных;
9)предъявления потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или ихпредставителям, обвиняемому и его защитнику материалов предварительногоследствия для ознакомления и составление соответствующего протокола;
10)разрешения поступивших ходатайств;
11) принятиярешения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела;
12)составления итогового документа, которым завершается предварительноерасследование (обвинительного заключения и т. п.).
Общепринятовыделять как минимум три варианта окончания предварительного расследования:
·         составлениеобвинительного заключения;
·         вынесениепостановления о прекращении уголовного дела;
·         вынесениепостановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применениипринудительных мер медицинского характера.
Между темобоснованы суждения также о существовании такой разновидности окончанияпредварительного расследования, как оформление протокола об обстоятельствах преступления,перечисленного в ст. 414 УПК (предусмотренное ст.ст. 416 и 418 УПК возбуждениеуголовного дела и отказ в возбуждении уголовного дела) (см. п. 2.2 настоящейработы).
Значениеобвинительного заключения заключается в том, что оно определяет границысудебного разбирательства. Суд может рассматривать дело только в отношенииобвиняемых и лишь в пределах того обвинения, которое сформулировано вобвинительном заключении. Изменить обвинение суд может только, если:
·         этим не ухудшитсяположение подсудимого,
·         не нарушится егоправо на защиту,
·         не будет вмененообвинение более тяжкое или существенно отличающееся по фактическимобстоятельствам от обвинения, изложенного в обвинительном заключении.
Предварительноерасследование оканчивается прекращением уголовного дела при наличии оснований,перечень которых отражен в законе. Классифицировать их можно на 6 групп:
а)обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 5 УПК) (см. п. 1.5.3настоящей работы)
б) изменениеобстановки, вследствие чего полностью утрачивается общественная опасностьсовершенного преступления или лица, его совершившего (ст. 6. УПК);
в)обстоятельства, дающие следователю право освободить лицо, совершившеепреступление, от уголовной ответственности:
·         деятельноераскаяние (ст. 7 УПК);
·         несовершеннолетиелица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если егоисправление может быть достигнуто путем при-менения принудительных мервоспитательного воз-действия (ст. 8 УПК);
·         примирение спотерпевшим (ст. 9 УПК);
г) недоказанность участия обвиняемого в совершении преступления (п. 2 ст. 208 УПК);
д)доказательства отсутствия для общества, себя или других лиц опасности,проистекающей со стороны лица совершившего общественно опасное деяние, исходяиз характера этого деяния и его психического состояния (п. 1 ст. 406 УПК);
е) отсутствиесогласия указанного в законе органа "(должностного лица) на привлечение куголовной ответственности (например, судьи — ст. 16 Закона РФ «О статусе судейв РФ»).
В общейсложности уголовно-процессуальный закон предусматривает 26 основанийпрекращения уголовного дела в стадии предварительного расследования.
Задачамипредварительного расследования является быстрое и полное раскрытиепреступления, изобличение виновных и правильное применение закона с тем, чтобыкаждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию, и ниодин невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден. Вомногих случаях оно венчает работу органов, осуществляющих оперативно-розыскнуюдеятельность. Однако фактические данные, полученные оперативно-розыскнымимерами, приобретают юридическое значение лишь в рамках уголовно-процессуальнойдеятельности. Производство предварительного расследования в установленныйзаконом срок, своевременное его завершение является необходимым условиемуспешного раскрытия преступления, обнаружения, закрепления и использованиядоказательств, создания необходимых предпосылок для рассмотрения уголовногодела в суде, надлежащего обеспечения обвиняемому, потерпевшему и другимучастникам уголовного судопроизводства права на участие в судебномразбирательстве.
2.2Отличия окончания предварительного расследования в форме предварительногоследствия и форме дознания
На органыдознания возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных и иныхпредусмотренных уголовно-процессуальным законом мер в целях обнаруженияпреступлений и лиц, их совершивших. Так же, на органы дознания возлагаетсяобязанность принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресеченияпреступления.
Деятельностьорганов дознания различается в зависимости от того, действуют ли они по делам,по которым производство предварительного следствия обязательно, или же поделам, по которым производство предварительного следствия необязательно. Приналичии признаков преступления, по которым производство предварительногоследствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и,руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, производит неотложныеследственные действия по установлению и закреплению следов преступления:осмотр, обыск, выемку, освидетельствование, задержание и допрос подозреваемых,допрос потерпевших и свидетелей. Об обнаруженном преступлении и начатомдознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.
По выполнениинеотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний прокурора иокончания срока, предусмотренного ч. 1 ст.121 УПК, обязан передать делоследователю. В случае если данное преступление подследственно разным органампредварительного следствия, дело направляется прокурору, для определенияоргана, который будет проводить предварительное следствие. После передачи деласледователю орган дознания может производить по нему следственные и розыскныедействия только по поручению следователя. В случае передачи следователю дела,по которому не представилось возможным обнаружить лицо, совершившеепреступление, орган дознания продолжает принимать оперативно-розыскные меры дляустановления преступника, уведомляя следователя о результатах.
По дела, покоторым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознаниявозбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным закономмеры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу.
Припроизводстве дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно, орган дознания руководствуется правилами, установленными УПК дляпредварительного следствия, за следующим исключением:
·         исключен;
·         потерпевший,гражданский истец, гражданский ответчик и их представители извещаются обокончании дознания и направлении дела прокурору, но материалы дела дляознакомления им не предъявляются;
на органыдознания не распространяется правило, установленное ст. 127 УПК. При несогласиис указаниями прокурора, орган дознания вправе обжаловать их вышестоящемупрокурору, не приостанавливая выполнения этих указаний.
По делам, покоторым не обязательно предварительное следствие, материалы дознания являютсяоснованием для рассмотрения дела в суде. Дознание, по которым производствопредварительного следствия обязательно, заканчивается составлениемпостановления о направлении дела следователю.
При наличииодного из оснований предусмотренных ст.195 УПК, орган дознания вправеприостановить производство по делу, по которому предварительное следствие необязательно. О приостановлении дознания выноситься постановление, копиякоторого в суточный срок направляется прокурору.
2.3Алгоритм действия следователя и дознавателя при принятии решения об окончаниипредварительного расследования
Органом предварительногорасследования является следователь. Следователь призван раскрыть преступление иизобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и какимспособом совершено, выявить всех лиц. причастных к его совершению, выяснить всепризнаки преступления, образующие его состав. все данные, характеризующиесубъекта преступления, его субъективную и объективную стороны, причины иусловия, способствовавшие совершению преступления. За действиями следователяпроизводит контроль начальник следственного отдела. Как субъект уголовногопроцесса следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. Он,как правило, самостоятельно принимает решения, связанные с производствомследственных и иных процессуальных действий.
Деятельностьследователя характеризуется:
·         процессуальнойрегламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностьюсоциально ролевой функции следователя;
·         познавательно-поисковойнаправленностью;
·         оперативностью(практические результаты одного действия предопределяют выбор другогодействия);
·         направленностьюна преодоление возможного противодействия заинтересованных лиц;
·         наличием властныхполномочий, широкой социальной коммуникативностью, повышенной единоличнойответственностью за принимаемые решения.
Совокупностьдействий в начале дознания может меняться. Действия, составляющие началодознания, зависят, например, от того, кто возбуждает уголовное дело. Так, еслирешение о расследовании принимается прокурором, то отпадает надобность вуведомлении его об обнаруженном преступлении. Между началом и окончаниемдознания находятся следственные и иные действия и решения, направленные насобирание доказательств и установление на этой основе обстоятельствсовершенного преступления, иначе — раскрытие преступления — принятие мер поустановлению обстоятельств преступления. Дознаватель самостоятельно проводитследственные и иные процессуальные действия и принимает процессуальные решения.
По завершениирасследования дознаватель составляет обвинительный акт. Обвинительный акт — процессуальный документ, в котором формулируется обвинение на основаниидоказательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.Обвинительный акт предусмотрен в УПК РФ вместо протокола, составляемого преждев порядке ст. 415 УПК РСФСР. Решение, принимаемое в форме обвинительного акта,оформляется по правилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальныхакта — постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительноезаключение. Обвинительный акт изготавливается как минимум в трёх экземплярах,поскольку копия обвинительного акта вручается обвиняемому и его защитнику (ст.226 ч. 3 УПК РФ). Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ,утверждается начальником органа дознания и служит правовым основанием дляпередачи уголовного дела прокурору. Получив уголовное дело с обвинительнымактом, прокурор обязан проверить обоснованность и законность всего производствапо делу, полноту и объективность расследования, определить допустимостьсобранных доказательств, соблюдение прав и свобод участников процесса,соответствие обвинительного акта требованиям, изложенным в УПК РФ.
Дознавательнаделен следующими основными правами:
1) припроверке сообщения о преступлении требовать производства документальныхпроверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов (ч. 4 ст. 144 УПК РФ);
2)ходатайствовать о продлении срока проверки сообщения о преступлении до 10 суток(в отдельных случаях — до 30 суток) (ч. 3 ст. 144 УПК РФ);
3) применятьмеры процессуального принуждения (гл. 12 — 14 УПК РФ);
4) приниматьпроцессуальные решения, предусмотренные УПК РФ (ч. 2 ст. 41 УПК РФ);
5)осуществлять производство неотложных следственных действий по поручению органадознания (ст. 40, 157 УПК РФ);
6) обжаловатьуказания начальника органа дознания прокурору, а указание прокурора — вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 41 УПК РФ). Следует обратить внимание на тотфакт, что обжалование дознавателем указаний начальника органа дознания ипрокурора не приостанавливает их исполнение рассматриваемым участником уголовногосудопроизводства;
7) иныеправа, предусмотренные УПК РФ.
По завершениирасследования дознаватель составляет обвинительный акт. Он оформляется поправилам ст. 225 УПК РФ и сочетает в себе два процессуальных акта — постановление о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение.Составление обвинительного акта имеет правовым следствием изменениеуголовно-процессуального статуса лица, подозреваемого в совершениипреступления. Данное лицо становится обвиняемым, приобретая при этом определеннуюотличительную совокупность прав и обязанностей в уголовном судопроизводстве.Этим процессуальным документом подводятся итоги исследования обстоятельствпреступления и личности лица, привлекаемого к уголовной ответственности.Составление обвинительного акта обязывает дознавателя ознакомить обвиняемого иего защитника с этим документом, а также с материалами уголовного дела.Обвинительный акт, составленный в порядке ст. 225 УПК РФ, утверждаетсяначальником органа дознания и служит правовым основанием для передачиуголовного дела прокурору и последующего его рассмотрения судом по существу.
Взаимодействиеследователей и органов дознания является одним из главных условий быстрого иполного раскрытия преступлений. Под взаимодействием следователей и органов дознанияследует понимать основанную на правовых актах согласованную деятельность,направленную на раскрытие и расследование преступлений.
 
2.4 Фактические июридические основания принятия решения об окончании предварительногорасследования
Завершающийэтап расследования, на котором подводятся его итоги, окончательно формулируетсяи выражается в процессуальных документах внутреннее убеждение следователя идознавателя по каждому из обстоятельств дела, по каждому собранномудоказательству, выявляются пробелы и противоречия в их совокупности,представляет собой важнейшую часть предварительного расследования. Сказанное вравной мере относится ко всем формам окончания предварительного расследования,однако, в отличие от остальных, при прекращении уголовного дела не толькосоздаются условия для правильного решения дела, но оно непосредственноразрешается.
Кроме того,являясь одним из «рубежных решений», препятствующих дальнейшему производству,прекращение уголовного дела играет важную роль в обеспечении прав и законныхинтересов личности. Во-первых, это проявляется в том, что при подведении итоговрасследования следователь проверяет полноту, всесторонность и объективностьустановления всех обстоятельств дела, в том числе и оправдывающих обвиняемого исмягчающих его вину, а формулируя выводы, исходит из всей совокупностисобранных доказательств. Во-вторых, прокурор, получив копию постановления опрекращении уголовного дела, обязан проконтролировать объективность выводовследователя. В-третьих, обвиняемому, потерпевшему, лицу или учреждению, позаявлениям которых уголовное дело было возбуждено, обеспечивается возможностьознакомления с постановлением о прекращении уголовного дела и его обжалования.Наконец, принятие решения о прекращении уголовного дела по перечисленным в п.3ч.2 ст.133 УПК РФ основаниям является непременным условием возникновения правана реабилитацию, в том числе права на возмещение вреда, связанного с уголовнымпреследованием.
Завершающий этапразделяют на следующие части:
1) принятиерешения об окончании расследования и предъявление следственного производстваучастникам процесса для ознакомления, процессуальное оформление окончанияпредварительного расследования;  2) разрешение ходатайств участников процесса ипроизводство дополнительного расследования;  3) составление обвинительногозаключения и направление дела прокурору;  4) рассмотрение дела прокурором,принятие по нему решения и направление дела в суд;  5) принятие решения опрекращении уголовного дела;  6) направление дела в суд с постановлением оприменении принудительных мер медицинского характера;  7) приостановлениепроизводства по уголовному делу.
Действительно,в один этап правильно объединять такие процессуальные действия и решения,которые имеют самостоятельное уголовно-процессуальное назначение приосуществлении расследовании и в данном случае служат одной цели – констатацииокончания расследования. Другое дело, что при этом недостаточно простосоставить соответствующий документ (постановление), необходимо соблюсти права изаконные интересы участников процесса, а прокурор должен проверить правильностьвыводов следователя.
Поэтомуокончание, как часть предварительного расследования, по своей структуренеоднородно и представляет собой единый завершающий этап, включающий комплекспроцессуальных действий и решений, конкретный перечень и порядок выполнениякоторых различается на основании уголовно-процессуального закона в зависимостиот вида принятого следователем и дознавателем решения.
Исходя изст.158, 439, а также глав 29-32 УПК РФ, регламентирующих окончаниепредварительного следствия и дознания, формами окончания предварительногорасследования служат: составление обвинительного заключения или обвинительногоакта; постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса оприменении принудительных мер медицинского характера; прекращение уголовногодела.

2.5 Выбор вариантаокончания и порядок окончания предварительного расследования. Порядокуголовно-процессуальных действий следователя или дознавателя при различныхвариантах окончания предварительного расследования
Существуетчетыре варианта окончания предварительного расследования:
1) основания,реабилитирующие лицо, в отношении которого принимается решение о прекращениидела;  2) нереабилитирующие основания, влекущие в силу ряда причин освобождениелица от уголовной ответственности;  3) основания, констатирующие невозможностьповторного расследования деяний лиц, о которых компетентные государственныеорганы приняли решения, не отмененные в установленном законом порядке;  4) иныеоснования, исключающие при наличии определенных условий уголовнуюответственность отдельных категорий лиц, не предусмотренныеуголовно-процессуальным законодательством.
Необходимосогласиться и с тем, что целесообразность такой классификации обусловлена возможностью:
1) четковыразить мнение органа предварительного расследования в постановлении опрекращении уголовного дела о невиновности и реабилитации гражданина;  2)констатировать совершение уголовно-наказуемого деяния конкретным лицом, непризнавая его виновным (так как в соответствии с законом таким правом наделентолько суд, вынесший обвинительный приговор).
Исходя ихэтого, реабилитирующими основаниями прекращения уголовного дела и уголовногопреследования следует считать:
·          отсутствиесобытия преступления;
·          отсутствие вдеянии состава преступления;
·          отсутствиезаявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе какпо его заявлению;
·          отсутствиесогласия соответствующего государственного органа или профессиональногосообщества на осуществление уголовного преследования лиц, в отношенииприменяется особый порядок производства по уголовным делам (ст.447, 448 УПКРФ);
·          непричастностьподозреваемого или обвиняемого к совершению преступления;
·          наличие вотношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговорапо тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи опрекращении уголовного дела по тому же обвинению, либо неотмененногопостановления органа дознания, следователя или прокурора о прекращенииуголовного дела по тому же обвинению либо об отказе в возбуждении уголовногодела;
·          отказ СоветаФедерации или Государственной Думы в удовлетворении ходатайства Генеральногопрокурора Российской Федерации о направлении уголовного дела в отношении членаСовета Федерации или депутата Государственной Думы в суд;
·          отказГосударственной Думы в даче согласия на лишение неприкосновенности ПрезидентаРоссийской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, и (или) отказСовета Федерации в лишении неприкосновенности данного лица.
В связи сэтим на стадии предварительного расследования нереабилитирующими основаниямипрекращения уголовного дела и (или) уголовного преследования следует признать:
·          истечение сроковдавности;
·          смертьподозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство поуголовному делу необходимо для реабилитации умершего;
·          примирениесторон;
·          изменениеобстановки;
·          акт об амнистии;
·          деятельноераскаяние;
·          в отношениинесовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательноговоздействия;
·          при производствепо применению принудительных мер медицинского характера, когда характерсовершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью длянего или других лиц либо с возможностью причинения им иного существенноговреда.
Порядок окончанияпредварительного расследования:
1.Следователь и дознаватель производят анализ и оценку собранных по делудоказательств в их совокупности с точки зрения достаточности для вывода оневозможности продолжить расследование ввиду наличия одного из обстоятельств,предусмотренных в ст.24-28, 427, 439 УПК РФ в качестве оснований прекращенияуголовного дела и (или) уголовного преследования. Совокупность собранныхследователем и дознавателем доказательств должна обуславливать принятие именнотакого решения, а не какого-либо иного, иначе вывод о прекращении дела являетсянеправильным или преждевременным.
2. Всоответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ решение следователя или дознавателя опрекращении уголовного дела оформляется постановлением, которое, как и любоедругое решение, должно отвечать требованиям законности, обоснованности имотивированности (ч.4 ст.7 УПК РФ). Уголовно-процессуальный закон устанавливаетположения, которые необходимо отразить в этом процессуальном решении (ч.2ст.213 УПК РФ), однако в нем часто допускаются ошибки. Так, отсутствуетмотивировка, имеются противоречия между описательной и резолютивной частями,которые создают неустранимые сомнения в правильности прекращения уголовногодела и влекут отмену этих решений.
3. Прекращаяуголовное дело, следователь и дознаватель должны разрешать все вопросы, из неговытекающие: об отмене меры пресечения, а также наложения ареста на имущество,корреспонденцию, временного отстранения от должности, контроля и записипереговоров; о вещественных доказательствах (п.8, 9 ч.2 ст.213 УПК РФ). Некаждое из этих процессуальных решений является обязательным по прекращаемомууголовному делу. Такие решения принимаются лишь в тех случаях, когда этодиктуется конкретными обстоятельствами дела. Так, если в деле имеютсявещественные доказательства, то в резолютивной части постановления опрекращении уголовного дела в отношении них следует указать конкретныераспорядительные меры.
4. В целяхпроверки законности и обоснованности решения следователя и дознавателя опрекращении уголовного дела в соответствии с ч.1 ст.213 УПК РФ копияпостановления о прекращении уголовного дела направляется прокурору. Получивпостановление о прекращении уголовного дела, прокурор должен проверитьправильность составления данного документа. Немотивированность постановления иотсутствие в нем сведений об уведомлении заинтересованных участников процесса сразъяснением их процессуальных прав может вызвать сомнение в правильностипрекращения уголовного дела. В этих случаях прокурор истребует дело и после егоизучения делает вывод о законности и обоснованности прекращения производства.
5. Соблюдениеправ и законных интересов участников уголовного судопроизводства припрекращении уголовного дела и (или) уголовного преследования включает:своевременное извещение о прекращении дела; предоставление возможностиознакомиться с его материалами; разрешение заявленных ходатайств; вручение либонаправление копий постановления о прекращении дела; разъяснение правапредъявления гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства;разъяснение права и порядка обжалования принятого решения.
6.Прекращение уголовного дела и (или) уголовного преследования по реабилитирующимоснованиям имеет особенность: в соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФследователь и дознаватель принимает меры по реабилитации лица. Помимо признанияправа на реабилитацию, следователь, дознаватель обязаны разъяснить гражданинупорядок восстановления его нарушенных прав и возмещения вреда, причиненногоуголовным преследованием.
7.Рассмотрение жалоб на прекращение уголовного дела и (или) уголовногопреследования не входит собственно в уголовно-процессуальную деятельностьорганов следователя и дознавателя, поскольку осуществляется после окончанияпредварительного расследования прокурором или судом. Однако роль такойдеятельности контролирующих органов трудно переоценить как с позицийобеспечения законности в уголовном судопроизводстве, так и с точки зрениягарантий прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Глава 3
 
3.1 Порядокпредъявления материалов уголовного дела, лицам участвующим в уголовном деле приокончании предварительного расследования и составлении единого заключения инаправлении дела в суд
 
Производство предварительного расследования заканчивается с соблюдением различных процессуальных форм. Чаще всего составляется обвинительное заключение следователем или лицом, производившим дознание, и вместе с материалами дела направляется прокурору. После утверждения обвинительного заключения прокурором дело направляется в суд для разбирательства по существу. Предварительное расследование может быть также окончено путём вынесения постановлений о прекращении дела, о направлении дела в суд для применения клицу совершившему противоправное деяние, принудительных мер медицинского характера, а также о прекращении дела с направлением его материалов в суд для применения мер административного взыскания. В какой бы форме ни осуществлялось окончание предварительного расследования, следователь должен быть твёрдо убеждён в подтверждении собранными доказательствами всех обстоятельств, образующих предмет доказывания по уголовному делу. При этом он должен оценить собранные по делу доказательства в их совокупности. Решение об окончании предварительного следствия принимается, когда устанавливается, что оно проведено полно, объективно и всесторонне.
Признав предварительное следствие оконченным, следователь обязан систематизировать все собранных по делу материалы по эпизодам предъявленного обвинения и по лицам, привлечённым к ответственности, а также описать их, сброшюровать, подшить и пронумеровать. О своём решении окончить производство и направить дело в суд следователь сообщает потерпевшему, гражданскому лицу, гражданскому ответчику или их представителям. Он разъясняет им их право знакомится с материалами дела. По этому поводу следователь составляет протокол или приобщает к делу копию письменного сообщения. Если указанные участники процесса не ходатайствуют, что бы их ознакомили с материалами, об этом отмечается в протоколе, который подписывается следователем и соответствующим участником. Потерпевшему, гражданскому лицу или их представителям предоставляется возможность знакомится с материалами уголовного дела в их полном объёме. Гражданский ответчик или его представитель знакомится с материалами дела, относящимися лишь к предъявленному иску. Объём этих материалов определяет следователь. Если в процессе предварительного следствия были применены звукозапись, видео или киносъёмка, организованно прослушивание телефонных или иных переговоров, потерпевший, если он об этом ходатайствует, должен быть ознакомлен с этими материалами.
Участник процесса при ознакомлении с делом вправе делать из него выписки, заявлять ходатайства о дополнении проведённого следствия. В протоколе следователь указывает, к кому из участников процесса и в каком объёме были предъявлены материалы дела для ознакомления, какие ходатайства были заявлены и какое решение по ним принял следователь. Письменные ходатайства приобщаются к уголовному делу.
Следователь должен не только предоставить право участникам процесса знакомиться с материалами дела и делать из них выписки, но и обеспечить для этого реальные возможности. В этих целях он определяет место и время, в течение которого участники процесса должны ознакомиться с делом. Важно иметь в виду, что по делам, по которым производилось дознание взамен предварительного следствия, названные лица с материалами дела не знакомятся В соответствии со статьёй 200 УПК РБ следователь или лицо, производившее дознание, объявляют во всех случаях обвиняемому, что следствие по делу закончено, и что он имеет право ознакомится со всеми материалами дела, заявить ходатайства о дополнении материалов путём допроса новых лиц, передопроса уже допрошенных в ходе расследования, об истребовании и приобщению к делу новых вещественных доказательств и дополнительных документов, назначении и проведении дополнительной и повторной экспертизы, о проведении очных ставок с потерпевшими или свидетелями и т.д. Предъявление обвиняемому для ознакомления всех материалов уголовного дела является существенной гарантией обеспечения его прав на защиту. Ознакомление обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела является также одним из процессуальных средств проверки полноты, всесторонности и объективности состоявшегося предварительного расследования либо дознания.
Обвиняемый в праве ознакомиться с материалами дела самостоятельно или с участием защитника. Если обвиняемый изъявит желание ознакомится с материалами уголовного дела с участием защитника, то это ходатайство должно быть удовлетворено во всех без исключения случаях.
По групповым уголовным делам материалы уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления отдельно каждому из обвиняемых. С тактической позиции следователь вправе предъявить для ознакомления с материалами дела отдельно обвиняемому и отдельно защитнику, если с их стороны нет возражений. При таком ознакомлении следователь составляет отдельные протоколы, в которых указывает, когда, в течение какого времени, в каком объеме были предоставлены обвиняемому и его защитнику материалы для ознакомления. После совершения указанных процессуальных действий составляется обвинительное заключение.
 
3.2 Правилапозволяющие избежать затягивания сроков ознакомления с материалами уголовногодела
Срок, в течение которого они вправе знакомиться с мате-риалами дела,законом не ограничен. В случаях, когда обвиняемые или защитники умышленнозатягивают окончание предварительного следствия, следователь с санкциипрокурора вправе установить определённый срок для ознакомления с материаламидела. При этом следователь составляет график ознакомления с делом, в которомуказывается в течение какого времени, с какими материалами ознакомятсяобвиняемый и его защитник. Составленный следователем график подписываетсяследователем, обвиняемым и его защитником.
По ознакомлении с материалами дела следователь опрашивает обвиняемого и защитника о наличии ходатайств. Ходатайства могут быть заявлены как в устной, так и в письменной форме. Содержание заявленных ходатайств заносится следователь. Письменные ходатайства помимо этого приобщаются к делу. Следователь обязан обсудить и принять решение по каждому из заявленных ходатайств.
Если следователь отказывает полностью или частично в удовлетворении заявленных ходатайств, он вносит по этому поводу мотивированное постановление. От следователя требуется объективность и непредвзятость при принятии решения об отказе в удовлетворении ходатайств. Обвиняемый и его защитник не лишены права повторять свои ходатайства в ходе судебного рассмотрения уголовного дела. Отказывая в удовлетворении заявленных ходатайств, следователь обязан разъяснить обвиняемому и защитнику их право обжаловать его решение прокурору. Удовлетворение ходатайств, заявленных обвиняемым и его защитником, во всех случаях влечёт за собою выполнение следователем дополнительных процессуальных действий.
Об удовлетворении ходатайств не требуется вынесения следователем специального постановления, хотя некоторые следователи полагают необходимым выносить такие постановления – это не является нарушением закона.

3.3 Особенностиознакомления с материалами уголовного дела с несколькими обвиняемыми вотношении несовершеннолетних
Если по делу привлечено несколько обвиняемых, то позиция каждогообвиняемого по данным ходатайствам должна быть отражена в отдельном протоколе. Еслипо уголовному делу привлечено несколько обвиняемых, протокол об объявленииокончания предварительного расследования составляется отдельно в отношениикаждого из обвиняемых. В случаях, когда обвиняемый ходатайствует об участиизащитника при ознакомлении его с материалами дела, следователь составляет поэтому поводу отдельный протокол, в котором излагается решение следователя одопуске к участию в процессе защитника и о предоставлении ему права знакомитьсяс материалами дела. Протокол о предъявлении обвиняемому материалов делаподписывается следователем, обвиняемым и его защитником.
Общий порядок разрешения ходатайств участников производства по уголовномуделу следователь решает исходя из положений, закрепленных в гл. 15 настоящегоКодекса и ст. 219. Ходатайство подлежит рассмотрению и разрешениюнепосредственно после его заявления. Если немедленное принятие решения походатайству, заявленному при ознакомлении с уголовным делом, невозможно, оно должнобыть разрешено не позднее трех суток (ст. 121).
Независимо от того, кем из участников производства по уголовному делубыло заявлено ходатайство о дополнении предварительного следствия, если онокасается выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного егоразрешения, следователь обязан его удовлетворить.
После дополнения следствия следователь вновь обязан ознакомить сматериалами дела всех участников, перечисленных в ч. 1 и ч. 2 ст. 215 Кодекса,при наличии на это их волеизъявления.

3.4 Права и обязанности участников при окончаниипредварительного расследования в форме дознания и предварительного следствия
Если собранные по делу доказательства достаточны для составленияобвинительного заключения, следователь обязан уведомить об этом каждого обвиняемогои разъяснить ему его право на ознакомление со всеми материалами уголовного делакак лично, так и с помощью защитника, законного представителя, о чемсоставляется протокол в соответствии со ст. 166 и ст. 167 Кодекса.
Об окончании предварительного следствия, с момента принятия следователемтакого решения, он уведомляет также каждого защитника, законного представителяобвиняемого, если они участвуют в уголовном деле, а также потерпевшего,гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, которымразъясняется право на ознакомление с материалами дела. Уведомления следователяоб окончании им предварительного следствия и разъяснения каждому из этих лиц ихправа на ознакомление с материалами дела могут быть как письменными (например,повестка по почте), так и устными (телефонограмма), а также при личной явкеуказанных лиц к следователю. Важно, чтобы эти обстоятельства нашли отражение вделе путем приобщения к нему копий соответствующих документов (письма,телефонограммы, протоколы и т.п.). Если защитник, законный представительобвиняемого или представитель потерпевшего, гражданского истца, гражданскогоответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления сматериалами уголовного дела в назначенное следователем время, то следовательпредупреждает их о том, что ознакомление с материалами дела может быть отложенотолько на срок не более 5 суток.
Обвиняемому, изъявившему желание ознакомиться с материалами дела спомощью избранного им защитника, а равно в случаях, когда защитник уже участвуетв деле, разъясняется, что в соответствии с законом (ч. 4 ст. 215 УПК) в случаеневозможности избранного им защитника своевременно явиться для ознакомления сматериалами уголовного дела предъявление материалов может быть отложено такжена 5 суток. По истечении этого времени обвиняемому предлагается избрать другогозащитника по его усмотрению либо при ходатайстве обвиняемого следовательоказывает ему помощь для явки другого защитника. Если обвиняемый откажется отназначенного защитника, то ему предъявляются материалы уголовного дела дляознакомления без участия защитника. Однако следует иметь в виду, что этоправило не распространяется на случаи, когда участие защитника в уголовном делев соответствии со ст. 51 Кодекса является обязательным.
В случае если обвиняемый, не содержащийся под стражей, при фактическомего уведомлении об окончании предварительного следствия и разъяснении ему правана ознакомление с материалами уголовного дела не является для реализации своихправ без уважительных причин либо иным образом уклоняется от ознакомления,следователь по истечении 5 суток со дня объявления ему об окончанииследственных действий либо ознакомления с делом иных участниковсудопроизводства, указанных в ч. 2 ст. 215 Кодекса, составляет обвинительноезаключение и направляет дело прокурору.
В материалах уголовного дела в обязательном порядке должны быть сведенияо том, что обвиняемому разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст.ст. 47, 215, 217 Кодекса, и что они ему понятны, а также сведения о том, чтообвиняемый не являлся для ознакомления с материалами уголовного дела безуважительных на то причин либо умышленно уклонялся от ознакомления с делом. Вчисле таких документов могут быть протокол уведомления об окончанииследственных действий (приложение 148 к ст. 476 УПК РФ), подписанный обвиняемыми его защитником, в случае участия последнего в деле, процессуальные документыоб избрании меры пресечения обвиняемому, протокол его допроса и т.п.
Существенным обстоятельством, гарантирующим право на защиту, является то,что на данном этапе следователь должен разъяснить обвиняемому его следующиеправа:
о рассмотрении уголовного дела судом с участием присяжных заседателей,если обвинение предъявлено по статьям УК РФ, входящим в перечень преступлений,предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 31 УПК РФ, одновременно разъяснив обвиняемомуособенности рассмотрения уголовного дела этим судом, его права в судебномразбирательстве с участием суда присяжных и порядок обжалования такогосудебного решения;
о возможности рассмотрения уголовного дела коллегией из трех судейфедерального суда общей юрисдикции — в случаях, предусмотренных п. 3 ч. 2 ст.30 УПК РФ;
ходатайствовать о применении особого порядка судебного разбирательства — в случаях, предусмотренных ст. 314 УПК РФ (без проведения судебногоразбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые непревышает 10 лет лишения свободы (гл. 40 Кодекса)).
3.5 Дисскусионныемоменты, связанные с окончанием предварительного расследования: сроки окончанияпредварительного расследования, сроки содержания под стражей
Прекращение уголовного дела, как форма окончания предварительногорасследования, состоит, прежде всего, в принятии органом, ведущимрасследование, решения об окончании собирания доказательств ввиду их недостаточностидля того, чтобы сделать обоснованный вывод о возможности продолжатьпроизводство по уголовному делу. К содержанию этой деятельности следует отнеститакже и приведение в порядок, оформление материалов дела. Вывод о прекращенииуголовного дела следователь и дознаватель формулируют и обосновывают впостановлении о прекращении уголовного дела. Следовательно, и составлениепостановления является одним из элементов формы окончания предварительногорасследования.
Прекращение уголовного дела за истечением сроков давности уголовногопреследования (п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ) основано на том, что уголовнаяответственность должна наступать сразу после совершения преступления или спустянепродолжительное время. Хотя истечение значительного периода времени не означает,что деяние утратило признаки преступления, однако его общественная опасностьуменьшается. Кроме того, виновное в этом деянии лицо утрачивает общественнуюопасность, если оно длительное время не совершает новых преступлений и непредпринимает попыток скрыться от следствия и суда.
Прекращение уголовного дела по данному основанию предполагает не толькоистечение срока давности привлечения к уголовной ответственности за данноепреступление, но и отсутствие обстоятельств, нарушающих течение сроковдавности. Часть 3 ст.78 УК РФ предусматривает, что течение срока давностиприостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скроется от следствияили суда. Иными словами, время, прошедшее с момента умышленного уклонения лицаот уголовной ответственности за содеянное до момента его задержания или явки сповинной, не засчитывается в срок давности.
Отсутствие возражений подозреваемого или обвиняемого против прекращенияуголовного преследования за истечением срока давности (ч.2 ст.27 УПК РФ) служитважной процессуальной гарантией прав и законных интересов подозреваемого илиобвиняемого, его репутации и доброго имени. Возражения против прекращенияуголовного преследования по этому основанию обязывает следователя и дознавателяпродолжить производство в общем порядке и дает возможность лицу, не признающемусебя виновным в совершении инкриминируемого преступления, добиватьсяреабилитации по суду.
3.6 Дисскусионныевопросы о применении мер безопасности потерпевших, свидетелей, о необходимостипредоставления вещественных доказательств при ознакомлении с материаламиуголовного дела
Необходимость обеспечения безопасности участников уголовногосудопроизводства была впервые официально признана Законом СССР от 12 июня 1990 г. N 1556-I «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного судопроизводства СоюзаССР и союзных республик». Закон установил «обязанность органовдознания, следователя, прокурора и суда принимать меры к обеспечениюбезопасности участников процесса и иных лиц» "… при наличиидостаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим участвующим в делелицам, а также членам их семей или близким родственникам угрожают убийством,применением насилия, уничтожением или повреждением имущества либо инымипротивоправными действиями, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаныпринять предусмотренные законодательством Союза ССР и союзных республик меры кохране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также кустановлению виновных и привлечению их к ответственности" (ст. 27.1).Данная статья должна была действовать одновременно с положениямиУголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако в ней содержалась бланкетнаяотсылка к иным законодательным актам, которые так и не были приняты. Болеетого, Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» данные Основыпризнаны утратившими юридическую силу на территории страны.
Таким образом, система норм, регламентирующих безопасность участниковуголовного судопроизводства, из-за отсутствия какого-либо первоначального опытав данной сфере правового регулирования в УПК РФ установлена вновь.
Отправные положения, касающиеся безопасности участников уголовного судопроизводства,закреплены в ч. 3 ст. 11 УПК РФ в качестве составной части принципа охраны правчеловека и гражданина в уголовном судопроизводстве. Тот факт, что данные нормыопределены на столь высоком уровне, в полной мере подтверждает значимостьбезопасности лиц, содействующих правосудию. Неслучайно Конституция РФ в ст. 2закрепила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, апризнание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Заключение
В систему правоохранительных органов РФ входят органы предварительногорасследования.
Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных закономгосударственных органов и должностных лиц, направленная на предупреждение,пресечение и раскрытие преступлений, изобличение виновных лиц и привлечение ихк уголовной ответственности и восстановление прав потерпевших от преступления.Предварительное расследование может осуществляться в двух формах: в формепредварительного следствия и в форме дознания.
Предварительное следствие осуществляют следователи при ОВД, прокуратуры,ФСБ и госнаркоконтроля. Предварительное следствие осуществляется в течении 2месяцев. Этот срок может быть продлен прокурором города, субъекта РФ иГенеральным прокурором РФ до 6, 12 и 18 месяцев соответственно. Максимальныйсрок предварительного следствия законом не установлен. При направленииуголовного дела в суд итоговым решением является обвинительное заключение.
Дознание могут осуществлять дознаватели, следователи и органы дознания.Срок дознания — 20 суток. Он может быть продлен прокурором, но не более чем на10 суток. Т.е. максимальный срок дознания — 30 суток. При направленииуголовного дела в суд итоговым решением является обвинительный акт. Прокурор,по своему усмотрению, может также принять уголовное дело к своему производствуи произвести по нему предварительное следствие в полном объеме, обладая приэтом полномочиями следователя.
Процессуальный статус следователя и дознавателя практически ничем неотличается: они независимы; принимают процессуальные решения самостоятельно,руководствуясь законом и основываясь только на своем внутреннем убеждении иматериалах дела (здесь есть различие: дознаватель утверждает обвинительный акту начальника ОД и у прокурора, а следователь — только у прокурора);самостоятельно принимают решения о ходе расследования; обладают одинаковымнабором средств для достижения целей уголовного преследования (здесь между нимиесть различие: отдельное поручение, согласно УПК, может давать органу дознаниятолько следователь, хотя четкого запрета на это дознавателю закон неустановил), несут полную ответственность за все свои действия и решения поделу.
Список литературы
I. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации.Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года. М., 2005.
2. Уголовно-процессуальный кодексРоссийской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (в ред. ФЗ от 09. 01.2006 года). М., 2006.
3. Уголовно-процессуальный кодексРСФСР от 27 октября 1960 года (в ред. ФЗ от 07.08.2000 N 119-ФЗ). М., 2001. — утратил силу с 1 июля 2002 года.
4. Уголовный кодекс РоссийскойФедерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (в ред. от 5. 01. 2006 года № 11-ФЗ).М., 2006.
5. Федеральный закон «Обоперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ (в ред. ФЗот 02. 12. 2005 года №150-ФЗ). М., 2006.
II. Литература
6. Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознаниепо УПК РФ // Уголовное право. 2002. № 3.
7. Абдуллаев Ф., Зайцев О.Процессуальное положение дознавателя по УПК РФ // Законность. 2002. № 12.
8. Александров А.С., Ковтун Н.Н.Уголовный процесс России. Учебник. М., 2003.
9. Арестова Е.Н. Прекращениеуголовного дела (уголовного преследования) при производстве дознания //Российский следователь. 2003. № 11.
10. Арестова Е.Н. Производствоорганами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, покоторым обязательно производство предварительного следствия // Российскийследователь. 2003. № 10.
11. Большой юридический словарь/ Подред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. М., 2002.
12. Гирько С.И. Новый УПК РФ:проблемы применения // Юридический консультант. 2002. № 8.
13. Гирько С.И. Расследованиепреступлений в форме дознания в системе МВД России// Юридический консультант.2003. № 7.
14. Гирько С.И. Современные проблемыинститута поддержания органом дознания обвинения перед судом // Российскийследователь. 2005. № 6.
15. Голубев Н.А. К вопросу оприменении нового УПК РФ // Российский следователь. 2003. № 11.
16. Жданова Е.В., Целинский Б.П.Проблемы дознания по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотомнаркотиков// Российский следователь. 2004. № 1.
17. Косова С.А. Особенностипроизводства дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно // Законодательство и практика. 2002. № 1.
18. Кругликов А. Следственныедействия и проблемы их производства органами дознания по поручению следователя// Уголовное право. 2003. № 3.
19. Малышева О.А. К вопросу обуголовно-процессуальном статусе дознания// Российский судья. 2004. № 5.
20. Малышева О.А. Некоторые аспектыпроизводства предварительного расследования по новому уголовно-процессуальномузаконодательству// Юрист. 2003. № 1.
21. Малышева О.А. Становление органовследствия в российском государстве (дореволюционный период) // Юрист. 2002. №12.
22. Манова Н. С. Предварительное следствие:идеи и новые законодательные реалии // Государство и право. 2003. № 2.
23. Масленников М.Я. Взаимодействиеорганов дознания, следствия и прокуратуры с органами административнойюрисдикции // Российский следователь. 2002. № 3.
24. Назаренко В. Формы расследованияпреступлений // Законность. 2002. № 12.
25. Невский С.А., Сычев Е.А.Взаимодействие следователей и органов дознания при расследованиипреступлений//Российский следователь. 2003. № 9.
26. Никифоров Е.Н. Пределы судебногообжалования решений и действий (бездействия) дознавателя, следователя ипрокурора в ходе досудебного производства // Российский судья. 2005. № 5.
27. Петрухин И.Л. Концептуальныеосновы реформ уголовного судопроизводства // Государство и право. 2002. № 5.
28. Сергеев А.Б. Дознание в ОВД:Учебное пособие. Челябинск, 2003.
29. Сергеев А.Б. Особенностиформирования органов дознания в России// История государства и права. 2002. №5.
30. Суслов В.М. Вопросы регламентациидеятельности органов дознания в УПК РФ. Новый уголовно-процессуальный закон:теория и практика применения. М., 2003.
31. Уголовный процесс. Учебник / Подред. В.П. Божьева. М., 2002.
32. Управление органами расследованияпреступлений / Под ред. И.И. Колесникова. М., 2000.
33. Химичева Г.П… Досудебноепроизводство по уголовным делам: концепция совершенствованияуголовно-процессуальной деятельности. М., 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экономический кризис. Пути выхода из него
Реферат Экономическое развитие и трансформация промышленной политики в мире
Реферат Экономическая характеристика Исламской Республики Иран
Реферат Эмиграция трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы
Реферат Экономическое сотрудничество Турецкой республики с РФ
Реферат Антагонистические игры
Реферат Анализ организационной структуры предприятия Метран-Смарт
Реферат Анализ спроса на научно-техническую продукцию
Реферат Анализ деятельности предприятий
Реферат Экспортные операции России на мировом рынке вооружений
Реферат Эффективность экспортных операций
Реферат Анализ внешней и внутренней среды организации
Реферат Бизнес-план "Интернет-провайдер"
Реферат Анализ финансового положения ЗАО «Москомплектмебель» филиал медынская мебелшная фабрика
Реферат Ядерные исследования в странах Латинской Америки